Методики на память для дошкольников: Диагностика памяти у детей «»Дошкольного возраста.»

Банк методик по диагностики памяти – Психологическое зеркало и тИГРотека

Диагностика, Дигностика для детей, Копилка

В экспресс-диагностике психологи чаще всего обследуют два вида памяти: слуховую и зрительную. В зависимости от формы проведения диагностики (индивидуальная или групповая) методы диагностики могут варьировать.

Самой популярной методикой диагностики слуховой памяти, является методика “10 слов”. Ее можно использовать со средней группы детского сада (4-5 лет) и у взрослых.

Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия.

Задачи: диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового внимания, фонематического слуха, утомляемости.

Инструкция: ребенку предлагается послушать и повторить ряд слов. Процедура повторяется 3 раза. Все названные слова фиксируются. Четвертый раз ребенок воспроизводит слова через 20-30 минут в конце диагностики.

Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Критерии оценки: объем и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.

В норме после первого прочтения ребенок повторяет 4-6 слов.

Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов), нарушении фонематического восприятия (замена звуков).

Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость ребенка.

Четвертое воспроизведение говорит об уровне развития долговременной памяти, ее объеме и в норме составляет ±2 от наибольшего воспроизведенного числа слов в 1,2 или 3 попытке.

Для диагностики зрительной памяти детей дошкольного взраста проще всего использовать методику «10 картинок»

Методика “10 картинок!

Задачи: оценка уровня развития зрительной памяти.

Инструкция: ребенку в течение 5-10 секунд предлагается посмотреть на лист с изображение 10 рисунков. После удаления листа из поля зрения ребенок называет изображенные там рисунки по памяти.

Критерии оценки: Высокий уровень развития зрительной памяти – 8 и больше. Средний уровень развития зрительной памяти – 4-7. Низкий уровень развития зрительной памяти – 3 и меньше.

Представленные методики помогают провести индивидуальное обследование детей, но в рамках работы с группой нужны другие методики, помогающие быстро оценить уровень развития памяти в больших группах. Оптимальное число одновременно обследуемых для дошкольников – 10-15 человек, для начальной школы и старше – целый класс.

Так, в своей практике я использовала такие приемы:

Методика “Запомни и поставь значки”

Методика: детям демонстрируется плакат, после просмотра, раздаются бланки П3, в них нужно расставить соответствующие значки.

Оборудование: Бланк П3, плакат (изображение на проекторе, интерактивной доске), карандаш каждому ребенку.

Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунки, запомни, какой значок расположен рядом с елочкой, кораблем.  На своих листах в пустых квадратах вы будите рисовать только эти значки. Рядом с елью нарисуете вот такой значок,  рядом с кораблем такой, и т.д. При этом характеристика значка не дается. Должна работать только зрительная память, без слуховой. Время общей демонстрации приблизительно 30 сек.

Обработка данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных значков. Если значок воспроизведен частично считается за пол балла (например, стрелка, но в другом направлении, зубчики, но их всего 3 и т.п.).

От 8 до 10 правильных ответов – высокий уровень развития зрительной памяти.

От 4 до 7 – средний уровень развития зрительной памяти.

От 0 до 3 – низкий.

Методика “Зачеркни названные картинки”

Диагностика уровня развития слуховой памяти: «Зачеркни названные картинки».

Методика: дети закрывают глаза и слушают психолога. Он называет им картинки, которые они должны зачеркнуть. Дети открывают глаза и зачеркивают названные картинки. Затем все повторяется, но зачёркивают второй раз красным карандашом, а третий раз зеленым.

Оборудование: бланк у каждого, черный, красный и зеленый карандаш.

Инструкция: Посмотрите на свои рисунки. На них нарисовано много картинок. Закройте глаза, сейчас я назову Вам картинки, которые нужно зачеркнуть, а когда вы откроете глаза, то зачеркнете те из них которые запомнили. Зачеркивать нужно только те картинки, которые я сейчас назову. Все понятно? Закройте глаза». Психолог зачитывает слова: мяч, гриб, куб, зонт, рыба, лист, чашка, носки, корабль, флаг. Откройте глаза. Зачеркните черным карандашом картинки, которые я назвала. Возьмите красный карандаш. Сейчас  я еще раз назову эти картинки, которые нужно зачеркнуть. Когда вы откроете глаза, проверите себя красным карандашом».  Аналогично слова зачитываются третий раз, зачеркиваются рисунки зеленым карандашом.

Обработка данных: подсчитывается число правильных ответов за первое, второе и третье воспроизведение, а также общее число ошибок.

Если правильно воспроизведено за первый раз 4 -7 ответов, то у ребенка средний уровень развития слуховой памяти, если 8 – 10 – высокий, меньше 4-х – низкий. Но учитывается особенность воспроизведения во второй и третий раз. В норме 7-10 картинок с трех раз должны быть зачеркнуты. Если меньше, то уровень развития слухового внимания и слуховой памяти на низком уровне развития.

 

Диагностические комплекты для индивидуальной и групповой работы из опыта работы педагога-психолога (9 лет стажа) описаны в авторском пособии “Система психологической диагностики в ДОУ и начальной школе”: https://www.psixologicheskoezerkalo.ru/magazin

Просмотры 6,720 , Сегодня 11 

Тест для диагностики памяти у дошкольников | Тест (старшая группа) по теме:

Тест для диагностики памяти у дощкольников.

        Память можно представить как запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение информации. Память бывает:

  1. слуховая — лучше запоминается «на слух»;
  2. зрительная — сохраняются образы, написанный текст;
  3. моторная — «я не знаю как, руки сами делают».

        В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной. Ребенок уже может ставить себе цель — запомнить что-либо. Для этого он с большим или меньшим успехом подбирает средства, облегчающие процесс запоминания.

Тест на слуховую память. Методика «Запоминание 10 слов»

по А.Р. Лурия.

        Задачи: диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового внимания, фонематического слуха, утомляемости.

        Инструкция: ребенку предлагается послушать и повторить ряд слов. Процедура повторяется 3 раза. Все названные слова фиксируются. Четвертый раз ребенок воспроизводит слова через 20-30 минут в конце диагностики.

        Слова:  1) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед; 2) обед, сад, дорога, поле, молоко, свет, одежда, ночь, ошибка, лошадь, птица, ученье, стул, лес, мышь.

        Критерии оценки: объем и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.

Итоги:

        В норме после первого прочтения ребенок повторяет 4-6 слов.

        Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов), нарушении фонематического восприятия (замена звуков).

        Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость ребенка.

        Четвертое воспроизведение говорит об уровне развития долговременной памяти, ее объеме и в норме составляет ±2 от наибольшего воспроизведенного числа слов в 1,2 или 3 попытке.

        

Тесты для исследования зрительной памяти.

        1 тест.

        Описание: покажите ребенку 10 картинок (рис.1). Каждую картинку демонстрируйте 5 – 6 секунд. Показав ребенку все 10 картинок, попросите его назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет.

Рисунок 1

Оценка: 

Хороший результат – 8–10 картинок.

Удовлетворительный результат – 5–7 картинок.

Неудовлетворительный результат – меньше 5 картинок.

        Данная методика позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

        Детям дают 4 картинки (рисунок 2):

Рисунок 2

        На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

        Результаты диагностики:

1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;

правильно расположенные флажки — 1 балл;

правильный угол пересечения линий — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 3 балла.

2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом .— 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;

четыре точки в квадратах — 1 балл;

точность в пропорциях — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;

маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл. ) Максимальная оценка — 3 балла.

4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;

фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Максимальный результат — 14 баллов.

        Итоги:

• хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов,
• средней зрительной памяти свидетельствует результат — 9 – 6 баллов,
• низкой зрительной памяти свидетельствует результат – 5 – 0 баллов.

11 способов улучшить память детей

Память является важной частью создания прочной основы для обучения как в классе, так и за его пределами. Отличная память может помочь вашему ребенку лучше учиться в школе, хорошо сдавать тесты и получать более высокие оценки.

Но острая память — это не то, с чем люди рождаются — эти навыки развиваются и улучшаются по мере того, как они используются. Как и любой другой навык, практика делает его совершенным.

Чтобы стать мастером памяти, важно убедиться, что ваш ребенок регулярно тренирует свои мышцы запоминания.

Улучшение рабочей памяти учащихся


Эффективная память делится на две части:

  1. Кратковременная память
  2. Долговременная память

Кратковременная память помогает учащимся обрабатывать и запоминать новую информацию, чтобы они могли справиться с поставленной задачей.

Эта информация передается в долговременную память учащегося , где она помогает ему глубже понять тему.

Учащиеся, у которых проблемы с памятью, обычно испытывают трудности с организацией информации и осмысленным пониманием темы. Это может привести к тому, что дети будут отставать в классе, что приведет к постоянной борьбе в классе.

Хорошей новостью является то, что существует ряд стратегий запоминания для детей, которые вы можете использовать для улучшения кратковременной и долговременной памяти вашего ребенка.

11 способов улучшить память ребенка


Используйте эти 11 упражнений и советов, чтобы улучшить память вашего ребенка.

  1. Поощряющие вопросы
  2. Понимание предмета — первый шаг к запоминанию материала. Поощрение вашего ребенка задавать вопросы помогает убедиться, что он или она развивает более глубокое понимание темы. Это также помогает учащимся развивать критическое мышление и навыки решения проблем.

  3. Создавайте стихи и песни
  4. Помогите ребенку сочинить стишок, стихотворение или песню на основе информации, которую он изучает. Наш мозг устроен так, чтобы запоминать музыку и узоры, поэтому использование музыки или рифмовок может помочь вашему ребенку улучшить его или ее память и память.

  5. Сделайте обучение увлекательным
  6. Поощряйте энтузиазм вашего ребенка к учебе, отправляясь в библиотеку, чтобы посмотреть книги или видео на разные темы. Вы также можете посетить музей или художественную галерею. Если вашему ребенку будет интересен материал, который он изучает, ему будет легче запомнить его в будущем.

  7. Поощряйте активное обучение
  8. Сделайте обучение более увлекательным для вашего ребенка, обсуждая разные темы и спрашивая ребенка, что он думает. Это побуждает учащихся удерживать информацию в уме достаточно долго, чтобы ответить на вопросы о ней, помогая им развивать навыки критического мышления и улучшая память.

  9. Используйте наглядные пособия
  10. Поощряйте ребенка использовать наглядные пособия, чтобы помочь ему или ей запомнить информацию, которая недавно была прочитана или услышана. Создавайте карточки со словами или изображениями — их можно использовать для упражнений на сопоставление или для тренировки определений слов.

  11. Пусть ваш ребенок сделает свои собственные примеры
  12. Когда ваш ребенок создает свои собственные примеры, связывая их со своим личным опытом, это значительно облегчает обработку материала. Осмысленное соединение материала поможет вашему ребенку запомнить информацию.

  13. Создание ментальных карт
  14. Создайте ментальную карту различных идей и того, как они соотносятся друг с другом. Создание связей между словами и темами помогает детям активно взаимодействовать с материалом и развивать более глубокое понимание, что является важной частью памяти.

  15. Составьте список ключевых слов для идеи или темы
  16. Создайте список слов и используйте его для построения ассоциаций между каждым из слов и понятий. Чем отчетливее ассоциации, тем легче их запомнить ребенку.

  17. Попросите ребенка научить вас
  18. Поощряйте ребенка объяснять информацию, которую он изучает, вам (или брату, сестре, или другу). Поставьте перед собой задачу узнать, сколько он или она может вспомнить. Затем вернитесь и просмотрите любой материал, в котором ваш ребенок не был уверен.

  19. Используйте все чувства
  20. Используйте мультисенсорный подход к обучению, используя зрение, осязание и звук — читайте вслух, ведите беседу и используйте реквизит. Это помогает вовлечь ребенка в материал более чем одним способом, облегчая связь с материалом.

  21. Разбить информацию на более мелкие фрагменты
  22. Легче запомнить небольшие объемы информации, чем работать с большим количеством материала одновременно.

    Начните с основ и развивайте понимание оттуда. Организуйте информацию с помощью заголовков, списков и цветов, чтобы вашему ребенку было легче вспомнить ее позже.

Используйте эти советы и упражнения, чтобы улучшить память вашего ребенка, чтобы он или она могли учиться еще лучше. Чтобы получить еще больше советов по работе с памятью, ознакомьтесь с этими 5 трюками с памятью, которые используют профессионалы.

10 детских игр на память, которые помогут улучшить память, концентрацию и навыки мышления

Недавно я познакомил Мисс 6 с мистером РОЙ Г. БИВом, поскольку она пыталась вспомнить порядок цветов радуги – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый. В первом классе она использовала мнемотехнику, чтобы запомнить сложные слова, например, 9.0090 потому что (большие слоны всегда могут понять маленьких слонов) и сказала (глупые муравьи в платьях), так что ей не понадобилось много времени, чтобы освоить радугу!

В школьные годы дети знакомятся с новыми абстрактными понятиями, которые требуют от них хранения информации как в краткосрочной, так и в долговременной памяти: звуки букв, слова-видимки, таблицы умножения, исторические даты, таблица Менделеева и многое другое. Что делает навыки памяти очень важными в схеме вещей!

Итак, сегодня я делюсь с вами забавной коллекцией из детских игр на память , которые идеально подходят для того, чтобы помочь вашему ребенку с-т-р-е-т-к-х-усвоить свой мозг!

Эти игры и действия требуют, чтобы они останавливались, сосредоточивались, думали, планировали и запоминали, и все это отличные навыки, которые нам всем нужно использовать каждый день. Есть идеи, которые можно использовать как с дошкольниками, так и с детьми старшего школьного возраста (честно говоря, мой десятилетний ребенок до сих пор получает удовольствие от победы в раунде концентрации!).

Вы также можете загрузить и распечатать копию этих игр для своего файла ресурсов в нижней части поста (не забудьте перепрыгнуть и получить копию наших идей игры для детей набор 2)

1. Память/Концентрация

Колода детских карточек с одинаковыми картинками легко становится классической любимой игрой Память. Нажмите, чтобы найти нашу коллекцию из пятнадцати бесплатных игр на запоминание, которые можно распечатать.

Играть

Убедитесь, что в вашем наборе карточек есть все совпадающие пары.

Перемешайте и разложите все карты на ровной поверхности лицевой стороной вниз.

Игроки по очереди выбирают любые две карты. Сделайте успешный матч, и вы сможете сделать еще один ход. Нет совпадения, карты возвращаются в исходное положение.

Успех в Памяти зависит от способности детей помнить, где они видели каждую картинку в предыдущих ходах — как ту, так и других игроков.

Победителем станет тот, кто сопоставит наибольшее количество пар.
Разновидность

С детьми младшего возраста играйте в «Память», смешивая и складывая кусочки лицевой стороной вниз в простые совпадающие пазлы, состоящие из двух частей, поощряя ребенка находить две части, составляющие одну головоломку.

2. Бинго с картинками

Подобно игре «Память», но вместо сопоставления пар игроки по очереди выбирают карточку с изображением, чтобы она соответствовала основной доске.

Для игры

Каждый игрок выбирает базовую доску. Совпадающие карты перемешиваются и раскладываются на плоской поверхности лицевой стороной вниз.

Игроки по очереди выбирают карту. Если карта совпадает с изображением на доске игроков, они сделали совпадение и могут сделать еще один ход. Нет совпадения, карта кладется обратно вниз.

Победителем станет тот, кто первым сопоставит все изображения на своем основном поле.

3. Чего не хватает?

Для игры

Поместите несколько предметов домашнего обихода на поднос (чем больше предметов, тем сложнее игра, поэтому для детей младшего возраста начните с 3-4 предметов и постепенно увеличивайте количество предметов).

Попросите ребенка внимательно рассмотреть предметы на подносе. Назовите их вместе (чем больше вы обсуждаете предметы, тем больше вероятность, что ваш ребенок их запомнит, чтобы вы могли спросить их, какого цвета или формы каждый предмет или для чего он используется).

Накройте предметы кухонным полотенцем. Попросите ребенка закрыть глаза и при этом достать один предмет из-под ткани.

Попросите их открыть глаза, снять ткань и сказать вам, чего не хватает!

Варианты

Для детей старшего возраста используйте больше предметов и позволяйте им смотреть на них целую минуту. Затем накройте их и попросите написать список или нарисовать столько предметов, сколько они смогут вспомнить.

4. Я ходил по магазинам…

Цель игры — запомнить как можно больше товаров, купленных в магазинах!

Играть

Первый игрок начинает игру, говоря: «Я пошел в магазин и купил ____», обозначая предмет, который он хотел бы купить.

Второй игрок продолжает: «Я пошел по магазинам и купил (называет предмет первого игрока) и ___ (добавил новый предмет в список)».

Игроки по очереди запоминают купленные предметы по порядку, пока список становится все длиннее и длиннее. Победителем становится тот, кто последним сможет правильно назвать все предметы по порядку.

Вариации

Эту игру можно адаптировать к разным сценариям, например, «Я пошел на каникулы и собрал…» или «Я пошел в школу и взял…»

Вы также можете адаптировать игру для детей, знакомых с буквами алфавита, требуя от игроков по очереди назвать предмет, который начинается с каждой буквы алфавита. Игрок 1=A, игрок 2=B, игрок 3=C и т. д.

СВЯЗАННЫЕ С: 12 игр на развитие вербальной грамотности для говорения, слушания и мышления

веселое упражнение на память всего с двумя предметами домашнего обихода.

Играть

Поставьте три одинаковых пластиковых стаканчика в ряд на столе краями вниз. Поместите помпон или небольшой резиновый мячик под одну из чашек, чтобы ребенок мог видеть, под какой чашкой находится помпон/мячик. Перемешайте чашки, двигая их по столу, быстро меняя их положение вперед-назад и со всех сторон. После того, как вы перестали двигать чашки, попросите ребенка определить, под какой чашкой сейчас находится мяч.

6. Ящики для мозга

Моим девочкам нравятся эти игры с ящиками для мозга . Они доступны на самые разные темы — от животных до сказок и математических задач.

7. Нарисуй слово у меня на спине

Успех в этой игре требует, чтобы ребенок перенес физическое ощущение в мысленный образ и сохранил в голове короткую серию мысленных образов, чтобы правильно определить слово.

Для игры

Один игрок пальцем «пишет» слово на спине второго игрока. Второй игрок пытается определить слово. Игроки меняются позициями и по очереди становятся «писателем» и «угадывателем».

8. Числовая строка

Как и в игре «Покупки», использование чисел делает эту игру более абстрактной и, следовательно, более сложной. Идеально подходит для детей постарше!

Играть

Первый человек называет однозначное число. Следующий игрок повторяет первое число и добавляет еще одно число. Третий человек называет первое и второе число, а затем добавляет третье число. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не забудет число. Тот человек отсутствует. Игра продолжается, и победителем становится последний оставшийся в живых человек, способный правильно определить самую длинную строку чисел.

9. Вспомнить все

Для воспроизведения

Отображение серии изображений или слов на несколько секунд. Закройте изображения/слова и попросите детей написать, нарисовать или рассказать партнеру объекты в правильном порядке.

Усложнить игру, увеличив количество предметов в серии.

10. Вызов карт

Для игры

При игре парами пять карт кладутся на стол в ряд (это могут быть игральные карты или другие карты с картинками или словами). Одному игроку дается время, чтобы запомнить последовательность. Затем их партнер берет карты, перемешивает их и кладет обратно на стол только четыре карты. Первый игрок должен определить, какой карты не хватает.

Как скачать и распечатать детские игры на память

Нажмите здесь, чтобы скачать: Игры на память для детей. Набор 1. Вам будет предложено сохранить PDF-файл на свой компьютер. Откройте PDF-файл и распечатайте нужные страницы. При печати выберите «По размеру области печати» (или аналогичный параметр), чтобы страница соответствовала типу вашего принтера и местному размеру бумаги.
Возникли проблемы с доступом к файлу или его загрузкой? Пожалуйста, попробуйте другой интернет-браузер.
Обратите внимание: все печатные материалы «Детство 101» предназначены только для личного использования, вы не можете использовать какую-либо часть этого контента в коммерческих целях, включая продажу документа, передачу его для продвижения вашего бизнеса или веб-сайта или распечатку файла для продавать.