Методики на внимание для младших школьников: Диагностика внимания у младших школьников

Содержание

Глава 2. Изучение особенностей внимания младших школьников

2.1 Цели, задачи, организация исследования

При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Младшие школьники способны удержать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. Попробуем полученные нами знания подтвердить практически.

Целью исследования, является анализ и выявление особенностей внимания детей младшего школьного возраста.

С этой целью были проведены 3 методики: тест Бурдона в модификации П. А. Рудника, методика на установление уровня устойчивости внимания учащихся «Исправь ошибки», методика на исследование особенностей распределения внимания у младших школьников (методика Т.Е. Рыбакова).

Задачи исследования:

1. Исследование особенностей внимания: концентрации, точности, устойчивости, продуктивности и распределения.

2. Оценка уровня развития внимания и его отдельных свойств по их проявлениям

Объект исследования: познавательная сфера младших школьников.

Предмет исследования: внимание.

Исследование проводилось с 10 учащимися 2-4 класса. Все дети дружные, общительные, из благополучных семей.

Дети охотно участвовали в проведении эксперимента, были сосредоточенны, внимательны.

2.2 Исследование особенности и уровней развития внимания младших школьников

2.2.1 Методика 1. Тест Бурдона в модификации п.

А. Рудника.

Задачей данного исследования является выявление концентрации, точности и продуктивности внимания.

Цель: измерение количественных характеристик внимания: (концентрации, точности и продуктивности), а также динамики этих характеристик в процессе кратковременной работы.

Оборудование: в работе используется бланк тест Бурдона(см.Приложение А).

Порядок проведения: Исследование проводилось с группой школьников. Каждому испытуемому выдавались листы с тестом Бурдона. Зачитывается инструкция: «По моей команде «начали» вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке лежащего перед вами листа буквы: А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будет минута упражнения. Затем основная работа в течение каждой минуты в ответ на мою команду «Черта!» вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете. Выполнение задания прекращается по команде «Закончили работу».

Обработка и анализ результатов:

1.

Вычисление коэффициента концентрации (см. Приложение Б)

Среди испытуемых школьников были выявлены:

    • 3 ученика имеют очень высокий уровень концентрации внимания (81%-100%)

    • 1 ученик имеет высокий уровень концентрации внимания (61%-80%)

    • 3 ученика имеют средний уровень концентрации внимания (41%-60%)

    • 3 ученика имеющие низкий уровень концентрации внимания (21%-40%).

    2. Вычисление коэффициента точности (аккуратности) внимания (см. Приложение Б)

    На этой стадии мы выявили динамику точности (аккуратности) внимания в процессе кратковременной работы.

    У 40% учащихся наибольший коэффициент точности внимания приходится на первую минуту работы, а у 30% учащихся на последнюю. Наименьший коэффициент точности внимания у 50% учащихся приходится на 4 минуту работы.

    3. Вычисление коэффициент продуктивности (эффективности) внимания (см. Приложение Б).

    В ходе выполнения этой части задания, было выявлено, что у 40% учеников наивысший коэффициент продуктивности внимания приходится на первую минуту выполнения задания, а наименьший коэффициент продуктивности у 50% учеников приходится на 4 минуту работы, как и коэффициент точности внимания.

    Исследовательская работа «Развитие внимания у младших школьников»


    База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
    обратиться к администрации

    Исследовательская работа
    «Развитие внимания у младших школьников»
    ученика 4 класса «В»
    МБОУ СОШ №8

    Можина Даниила


    Учитель: Леонова

    Ольга Владимировна


    2015г.
    Введение

    Актуальность исследования. В настоящее время у родителей и педагогов вызывают беспокойство проблемы, связанные с развитием внимания у младших школьников.

    Невнимательность младших школьников — одна из наиболее распространённых причин пониженной успеваемости. Ошибки по невнимательности совершают все ученики. И получать плохие отметки в данном случае вдвойне обидно.

    Проблема исследования. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться. Часто школьники слышат от взрослых «Ты не справился, потому что был невнимателен!», «Ты рассеян, соберись!». Среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать : “ Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Внимательно слушай учителя!” Школьники часто страдают от рассеянности и неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учиться письму, счёту, чтению. Как же стать внимательнее?

    Гипотеза исследования: Я думаю, что внимание эффективно развивать с помощью регулярно проведённых специальных упражнений и игр.

    Объект исследования: внимание.

    Предмет исследования: развитие внимания у младших школьников.

    Цель моей работы: изучить особенности развития внимания у младших школьников, разработать рекомендации по развитию внимания.

    Чтобы добиться цели, я поставил перед собой следующие задачи:

    -Побеседовать с родителями, учителем, педагогом-психологом по теме исследования.

    -Изучить литературу по теме исследования.

    -Провести диагностику уровня развития внимания у своих одноклассников с помощью специальных методик.

    -По результатам диагностики подобрать специальные упражнения и игры на развитие внимания и провести их с одноклассниками.

    -Сопоставить результаты, полученных в ходе исследования, сформулировать выводы.

    -Разработать рекомендации по развитию внимания для младших школьников.

    Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования: чтение литературы по теме исследования; беседа со взрослыми, учителем, педагогом-психологом; методики диагностики внимания у младших школьников; упражнения и игры на развитие внимания; обобщение и выводы.

    Основная часть

    2. 1 Что такое внимание

    Первый вопрос, на который я попытался найти ответ, что мои родители, учитель Леонова Ольга Владимировна и педагог — психолог Ионов-Тарасов Иван Вадимович знают по данной теме.

    Интересно, что во время бодрствования человек постоянно что- то слышит, видит, чувствует, о чём-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. В человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания ( своеобразного фильтра), наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение школьником доступного для него объёма знаний, умений и навыков.

    Учитель и педагог-психолог подобрали мне теоретический материал по теме исследования.

    Многие учёные утверждают, что особого, независимого процесса внимания не существует.

    Внимание стало предметом интенсивного психологического изучения на рубеже 19-20 веков, когда с его помощью стремились объяснить самые различные проявления психики.

    Значительный вклад в развитие представлений о внимании внесли русские психологи А. Н .Леонтьев, Н. Н . Ланге, С. Л. Рубинштейн. В силу этого понятие “внимание” стало многозначным.

    «Внимание- сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект» (Большой Энциклопедический словарь), «

    Внимание- сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чём-нибудь» (Толковый словарь Ожегова) «Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект». Я узнал, что внимание всегда есть сосредоточенность на чём-либо. Оно присуще любому познавательному процессу ( восприятию, мышлению, памяти) и способствует организации этого процесса. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов. Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека. Значительную роль играет настроение, а также физическое состояние человека. От особенностей внимания зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметных, но существенные признаки.

    2.2 Виды внимания

    Продолжая изучать теоретический материал по теме исследования, я узнал, что внимание может быть непроизвольным (пассивным) и произвольным(активным). Есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д. В возникновении непроизвольного внимания намерение человека не принимает участия, а вот произвольное внимание возникает благодаря намерению, вследствие приложения усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

    Непроизвольное внимание – более низкая форма внимания.

    Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно даёт возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают внимание человека и мешают сосредоточиться.

    Произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определённой цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Произвольное внимание формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием намерения и поставленной цели. Здесь всё просто, нужно поставить цель: “ Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что”, и упорно идти к этой цели. Без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

    Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую реакцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течении определённого времени сосредоточивать на чём-то внимание, а произвольное требует этого.

    2.3 Свойства внимания

    Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, распределением и объёмом.

    Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в течение длительного периода времени. При обстановке с отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым.

    Концентрация внимания ( противоположное качество- рассеянность)- это степень сосредоточения. Сосредоточенным называют внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Концентрация внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего.

    Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания проявляется в скорости, с которой можно переводить внимание с одного объекта на другой, причём такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае человек невольно переводит своё внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не о чем интересном объекте.

    Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определённое число объектов одновременно. Это даёт возможность одновременно совершать несколько действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания.

    Объём внимания определяется количеством информации, одновременно способный сохраняться в сфере повышенного внимания ( сознания ) человека. Чем больше предметов или элементов воспринимается одномоментно, тем больше объём внимания и эффективней деятельность.

    Перечисленные свойства внимания развиваются независимо друг от друга: одно из них может быть достаточно развитым, другое – не столь совершенным. Свойства внимания можно тренировать, развивать с помощью специальных игр и упражнений.

    2.4 Развитие внимания у младших школьников

    У дошкольников преобладает непроизвольное внимание: они ещё не могут управлять своим вниманием и часто оказываются во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. В начале обучения у младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Сильна реакция на всё новое, яркое, необычное. Но постепенно у младших школьников формируется произвольное внимание. Формирование произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, волевых качеств. Младшие школьники без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом. Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения( получить отметку « 5», заслужить похвалу учителя и другое).На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых.

    Объём внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение- слабее. У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания. Первоклассники могут сохранять устойчивость внимания 30 – 35 минут, а вот учащиеся 4 класса могут сохранять внимание непрерывно в течении урока. Младшие школьники не умеют быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство совершенствуется.

    Некоторые младшие школьники невнимательны. Причины этого различны: у одних – леность мысли, у других – отсутствие серьёзного отношения к учению, у третьих – физическое и умственное переутомление.

    Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств. Свойства внимания можно тренировать, развивать с помощью специальных игр и упражнений.

    Вывод: Внимание – всегда есть сосредоточенность на чём-либо. Оно присуще любому познавательному процессу ( восприятию, мышлению, памяти) и способствует организации этого процесса. Внимание бывает непроизвольное и произвольное. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания. Это связано с развитием волевых качеств, ответственности. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития его свойств. Выделяют такие свойства внимания: объём, концентрация, распределение, переключаемость и устойчивость. Перечисленные свойства можно тренировать, развивать с помощью специальных игр и упражнений.

    2.5 Диагностика уровня развития внимания у одноклассников

    Изучив теоретический материал, я решил исследовать уровень развития внимания у младших школьников. Целью первого этапа исследования явилось определение уровня развития внимания у младших школьников с помощью специальных методик. На классном часе была организована группа одноклассников, желающих поучаствовать в исследовательской работе. В исследовательской работе приняло участие 23 человека. В выборе методик диагностики внимания помогли Ольга Владимировна и Иван Вадимович. Для определения уровня развития внимания были подобраны методики « Корректурная проба» и « Проставь значки» (см. Приложение 1). Данные методики используются в практике психологов и учителей. Представленные методики диагностики внимания эффективны, так как являются простыми в применении, короткими по времени проведения. После проведения методик, были получены следующие результаты:


    Методика «Корректурная проба

    Методика «Проставь значки»

    уровень развития внимания

    Кол-во человек

    %

    уровень развития внимания

    Кол-во человек

    %

    высокий уровень

    3

    13%

    высокий

    9

    39%

    норма

    16

    70%

    норма

    14

    61%

    низкий уровень

    4

    17%

    низкий

    0

    0



    На основании полученных результатов (см . таблицу и диаграммы) можно говорить, что уровень развития внимания у младших школьников оказался на среднем уровне. Это подтвердило актуальность темы моей исследовательской работы.

    2.6 Организация развивающих занятий

    Целью второго этапа исследования явилось подбор специальных упражнений и игр на развитие внимания и проведения их с группой одноклассников. Развивать и тренировать внимание младших школьников следует в увлекательной игровой форме. Книг и пособий с заданиями, играми, упражнениями на развитие внимания достаточно много. Психологи и педагоги отмечают эффективность следующих игр и упражнений « Разные животные», « Три дерева», « Три удара», « Четыре стихии», « Разные слова», « Наседка и цыплята», « Найди различия», « Буквы алфавита», « Цифры», « Печатная машинка», « Маленький жук», « Найди и поймай букву» ( корректурная проба), « Проставь значки» ( см. Приложение 2). Эффективность данных упражнений определяется тем, что их содержание способствует поддержанию интереса младших школьников к систематическому выполнению заданий. Их можно проводить отдельно с каждым обучающимся или с группой. Начиная с 1 класса 2 раза в неделю, во внеурочное время вместе с учителем мы проводили развивающие занятия с учащимися нашего класса. Продолжительность одного занятия составляла 20-40 минут. На занятиях мы применяли индивидуально-групповую форму работы. Каждое занятие состояло из 3-х заданий. В начале занятия предлагалась игра на внимание с целью создания благоприятной атмосферы для последующей работы, далее предлагалось специальное задание на развитие внимания, в конце занятия игра-развлечение, но обязательно с элементами тренировки внимания. В конце занятия обязательно подводили итог, оценивали работу ребят. При выполнении заданий одноклассники были активны, заинтересованы, проявляли инициативу. У ребят отмечалось хорошее настроение. Они правильно использовали оказанную им помощь при выполнении заданий, адекватно оценивали свою работу. На последних занятиях у большинства младших школьников заметно наблюдались улучшения результатов при выполнении упражнений. Согласно гипотезе исследования, развивающие занятия мы проводили регулярно.

    2.7 Сравнительный анализ результатов исследования

    Целью третьего этапа исследования явилось повторное определение уровня развития внимания у младших школьников с помощью методик, используемых на первом этапе исследования, сопоставление результатов, полученных в ходе исследования; формулировка выводов. Для определения уровня развития внимания были использованы методики « Корректурная проба» и « Проставь значки» ( см. Приложение 1). После проведения методик, были получены следующие результаты:

    Сопоставив данные таблицы и диаграмм по методике « Корректурная проба» с результатами, которые были выявлены на первом этапе исследования, видно, что они повысились ( см. Приложение 3).

    Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведённой нами целенаправленной работы по развитию внимания у младших школьников. Значит, внимание эффективно развивать с помощью регулярно проведённых специальных упражнений и игр.

    2.8 Рекомендации по развитию внимания

    В связи с актуальностью исследования, мы предлагаем следующие рекомендации по развитию внимания у младших школьников:

    1.Особенно эффективными могут стать регулярно проведённые специальные упражнения и игры на развитие внимания во внеурочное время ( в школе или дома) не реже 1 раза в неделю.

    2. Внедрение упражнений, игр, заданий на развитие внимания в учебный процесс ( т.е.уроки ). На каждом уроке предлагаем проводить физминутки с привлечением игр, направленных на тренировку внимания.

    3. Материалы к играм на развитие и тренировку внимания ( « Собери картинку», « Найди различия» и другие ) должны быть доступны для младших школьников. Их лучше хранить в открытых коробках на стеллажах в классе ( дома), чтобы ребята могли ими пользоваться ( играть ) в свободное время.

    4. Лучше если все письменные задания на внимание младшие школьники будут выполнять в специальных тетрадях, что позволит оценивать их работу, следить за показателями развития внимания.

    5. Следует привлекать родителей младших школьников для того, чтобы они могли помогать своим детям в домашних условиях. Возможно, обучать организации игр на внимание, например, приглашая в школу на занятия по развитию внимания.
    Вывод: В ходе исследования уровня развития внимания у младших школьников были выявлены средние показатели. Полученные результаты подтвердили актуальность темы исследовательской работы. Были разработаны и проведены развивающие занятия , которые проводились регулярно и включали специальные упражнения и игры, направленные на развитие внимания. Результаты, полученные на третьем этапе исследования, свидетельствуют об эффективности проведённой нами целенаправленной работы по развитию внимания у младших школьников. Уровень развития внимания у младших школьников повысился. Количество учеников с низким показателем сократился с 17% до 4 %. Значит, внимание эффективно развивать с помощью регулярно проведённых специальных упражнений и игр.
    3. Заключение

    В ходе исследования я познакомился с теоретическим материалом по теме исследовательской работы. Я узнал, что внимание всегда есть сосредоточенность на чём-либо. Оно присуще любому познавательному процессу ( восприятию, мышлению, памяти ) и способствует организации этого процесса. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение школьником доступного для него объёма знаний, умений и навыков. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания. Это связано с развитием волевых качеств, ответственности. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития его свойств. Выделяют такие свойства внимания: объём, концентрация, распределение, переключаемость и устойчивость. Перечисленные свойства можно тренировать, развивать с помощью специальных игр и упражнений.

    Мне было интересно работать с практическим материалом: исследовать уровень развития внимания у младших школьников. Полученные, в ходе первого этапа исследования, результаты показали, что уровень развития внимания у младших школьников оказался средним, что ещё раз подтвердило актуальность темы моей исследовательской работы. Согласно гипотезе исследования, мы регулярно стали проводить с группой младших школьников занятия с использованием специальных упражнений и игр на развитие внимания. Результаты, полученные на третьем этапе исследования, подтвердили эффективность проведённой нами целенаправленной работы по развитию внимания у младших школьников. Уровень развития внимания у младших школьников повысился. Количество младших школьников с низким показателем сократился от 17% до 4 %. Значит, внимание эффективно развивать с помощью регулярно проведённых специальных упражнений и игр. В результате исследования моя гипотеза подтвердилась.

    Полученные результаты, свидетельствующие об эффективности проведённой нами работы, позволили подготовить рекомендации по развитию внимания у младших школьников.

    Исследовательская работа убедила меня, с одной стороны, в её сложности, а с другой – в её решаемости, хотя это и требует от младших школьников, родителей и учителя определённых усилий.
    4.Список использованных источников

    1. О.Холодова «Юным умникам и умницам»,Москва, изд.РОСТ, 2014г.

    2. Большой Энциклопедический Словарь.

    3. Ильина.М.В. Тренируем внимание и память. – М.: АРКТИ, 2005.

    4. Осипова. А.А., Малашинская. Л.И. Диагностика и коррекция внимания.-М.: ТЦ Сфера, 2001.

    5.Тихомирова.Л.Ф. Развитие логического мышления детей. Ярославль, « Академия развития», 1997г.

    6.Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников», Москва , изд.РОСТ, 2011г.

    7. http://www.ozhegov.org/

    8. http://ru.wikipedia.org/wiki/

    Каталог: DswMedia
    DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
    DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
    DswMedia -> Трудные дети
    DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
    DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
    DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
    DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
    DswMedia -> Агрессия подростков


    Скачать 155.38 Kb.


    Поделитесь с Вашими друзьями:

    Простые упражнения для повышения концентрации внимания дошкольников

    • Поделиться
    • Электронная почта

    Вам интересно, как улучшить концентрацию внимания ребенка? Одним из наиболее важных ключей к успеху в школе является хорошо развитая концентрация внимания.

    В этой статье я расскажу о некоторых простых упражнениях для повышения концентрации внимания.

    Дети, которым трудно сосредоточиться на уроках, часто упускают много возможностей для обучения и не поспевают за своими сверстниками.

    Решить проблему с концентрацией внимания у ребенка старшего возраста может быть сложно. Лучшее время для работы над этим навыком — ранние дошкольные годы, когда вы, как родитель или учитель, можете активно сосредоточить внимание ребенка.

    Что такое концентрация внимания?

    Объем внимания или концентрация — это способность ребенка уделять безраздельное внимание конкретной задаче под рукой.

    Требуется блокирование всех других раздражителей, таких как звук (класс по соседству шумит), наглядность (наблюдение за происходящим за окном) или ненужная информация (старые записи, написанные на доске).

    В течение учебного дня детям необходимо постоянно концентрироваться на различных задачах в обстановке, которая для некоторых может быть чрезмерно стимулирующей.

    Следите за уровнем концентрации внимания вашего ребенка в дошкольном возрасте и следите за тем, чтобы он медленно увеличивался со временем. Школа станет чрезвычайно трудной и утомительной для ребенка, который изо всех сил пытается сосредоточиться.

    Как и в случае со всеми другими навыками развития, их легче развивать в дошкольном возрасте, чем в более позднем возрасте.

    Какова средняя продолжительность концентрации внимания дошкольника?

    В соответствии с этой статьей Brain Balance об объеме внимания. Общепринято, что ребенок может концентрироваться в течение примерно от 2 до 3 минут в год в возрасте , поэтому:

    • Продолжительность концентрации внимания 3-летнего старый примерно от 6 до 9 минут.
    • Продолжительность концентрации внимания 4-летнего составляет примерно от 8 до 12 минут.
    • Продолжительность концентрации внимания 5-летнего ребенка составляет примерно 10-15 минут.

    Это означает, что средняя продолжительность концентрации внимания дошкольника обычно составляет менее 15 минут. То есть 15 минут чисто сосредоточены на одной задаче. Для младших дошкольников это 5 минут.

    Это только общее руководство, и дети различаются по своему развитию. Детям 9 мая0021 концентрируются дольше (даже намного дольше), если они заинтересованы и увлечены деятельностью.

    Если вас беспокоит способность вашего ребенка концентрироваться, сначала спросите себя, ожидаете ли вы, что он будет концентрироваться в течение управляемого периода времени.

    Гораздо эффективнее работать над короткими задачами и делать частые перерывы , чем пытаться просидеть час с 4-летним ребенком.

    Отличный способ переориентировать вашего ребенка во время занятия с движение .

    Упражнения для повышения концентрации внимания у дошкольников

    Этими простыми способами вы можете развить у вашего ребенка способность концентрироваться.

    Вот некоторые упражнения для развития внимания и концентрации у дошкольников.

    Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.

    1. Игры с фокусом

    Играйте с ребенком в игры, требующие концентрации внимания.

    Например, ребенок, играющий в настольную игру, должен помнить, чей сейчас ход, следить за счетом на костях, помнить правила и внимательно следить за ходом игры.

    Попробуйте одну из этих логических игр, которые также развивают внимание.

    Такие игры, как «Змеи и лестницы» или «Людо», отлично развивают концентрацию.

    Нужно больше игр, улучшающих концентрацию внимания?

    Попробуйте сыграть в такие игры, как «Саймон говорит», «Я шпионю своим маленьким глазом» или «Игра с лишним».

    Такие игры, как «Музыкальные статуи» и «Сломанный телефон», также способствуют концентрации внимания.

    Еще одна отличная игра для развития концентрации — игра на память, в которую играют парами совпадающих карт.

    Получите собственные карты памяти, загрузив БЕСПЛАТНЫЙ набор печатных форм в конце поста.

    2. Действия с конечным результатом

    При выполнении определенных действий, таких как рисование, дети могут просто останавливаться, когда теряют концентрацию или им становится скучно.

    Однако дайте ребенку головоломку, и он, скорее всего, справится с ней, так как в противном случае она будет неполной.

    Предоставьте такие возможности, и ваш ребенок будет настойчивее, чем обычно, что со временем продлит его способность концентрироваться.

    Лучшие пазлы для маленьких детей — крепкие деревянные, подобные этим. Старшие дошкольники могут быть готовы к головоломкам из 24 частей.

    Попробуйте распечатать забавные пазлы из набора заданий в конце статьи!

    Узнайте больше о пользе головоломок.

    3. Перерывы в движениях

    Физическая активность не только способствует развитию концентрации внимания у детей в целом, но также помогает восстановиться и немедленно восстановить силы.

    Самый эффективный способ сделать перерыв во время занятия — это быстрый перерыв в работе мозга или двигательная активность.

    Мозговые перерывы могут длиться всего минуту. Они разгонят кровь и повысят концентрацию детей, чтобы они могли продолжать заниматься еще несколько минут.

    Подумайте о том, что вы чувствуете, когда несколько часов сидите за компьютером и работаете.

    Простой акт вставания, приготовления кофе и прогулки в течение 2 минут может перезагрузить ваше тело и дать вам почувствовать себя свежим, когда вы возобновите свою работу.

    Перерывы в движении не только помогают детям освежиться и перезагрузиться, но и дают возможность развить крупную моторику, например силу корпуса, координацию и равновесие, и даже когнитивные навыки.

    4.

    Упражнения на концентрацию

    Вот 18 быстрых упражнений, которые вы должны стараться делать часто, чтобы дать детям хорошую растяжку и переориентировать их на свои задачи.

    Сидя, вытянув ноги перед собой:

    • Встряхните колени, а затем ступни.
    • Наклонитесь и удерживайте пальцы ног.
    • Вытяните пальцы ног вперед.
    • Вытяните пальцы ног назад.

    Стойте и двигайте руками:

    • Взмахи руками вверх и вниз по бокам, как летящая птица.
    • Пожимайте плечами. Пожимайте плечами по одному плечу вперед, а затем назад.
    • Затем пожмите плечами вместе, вперед и назад.
    • Покачайте руками вперед и назад.
    • Вращайте руками в стороны, как ветряная мельница. Сначала делайте небольшие вращения, затем более широкие вращения. Начните с одной руки за раз, затем обеими руками одновременно.

    Упражнения при ходьбе:

    • Ходьба назад, сначала мелкими, а затем большими шагами.
    • Идите боком, сначала направо, затем налево.
    • Представьте, что вы идете по веревке. Идите по прямой.

    Упражнения на равновесие:

    • Встаньте на одну ногу. Сосчитайте до 5, затем поменяйтесь местами и встаньте на другую ногу.
    • Встаньте на кончики пальцев ног. Когда вы балансируете, закройте глаза и оставайтесь на цыпочках.
    • Встаньте на кончики пальцев ног и пройдитесь по комнате.
    • Прыгните, поставив ноги вместе, затем по очереди.

    Упражнения лежа :

    • Притворитесь мячом: крепко держите колени. Притворитесь мячом и раскачивайтесь назад, вперед и вокруг.
    • Слайд-печать: лягте на живот. Вытяните руки и ноги, взявшись за стопы. Затем держите ноги согнутыми, выпрямите руки в стороны и оторвите тело от земли. Пройдитесь руками вперед, волоча ноги.
    • Летающий самолет: Лягте на живот. Поднимите руки и держите их в воздухе, как самолет. Затем двигайте руками вверх и вниз.

    5. Занятия, соответствующие возрасту

    Дети развивают способность концентрироваться только при выполнении действий, соответствующих их возрасту. Если вы дадите ребенку слишком сложную головоломку, он рано сдастся и потеряет мотивацию.

    Если занятие слишком сложное или слишком длинное, ваш ребенок не найдет в нем смысла и потеряет к нему интерес.

    Проведение академических или официальных мероприятий будет иметь эффект, противоположный тому, который вы, возможно, намеревались.

    Правильная продолжительность времени, в течение которого ребенок может сосредоточиться исключительно на одном занятии, составляет примерно 2–3 минуты на каждый год жизни.

    Если вы предлагаете короткие занятия, соответствующие возрасту, которые являются сложными, но не невозможными, ваш ребенок постепенно начнет проводить немного больше времени по мере взросления.

    6. Контролируемое экранное время

    Знаете ли вы, что экранное время на самом деле сокращает продолжительность концентрации внимания вашего ребенка?

    Однажды у меня было родительское собрание, на котором я должен был сообщить маме, что ее 4-летнему ребенку очень трудно быть внимательным в классе. Он едва мог сосредоточиться на минуту или две и не мог следить ни за какой деятельностью, которую делал класс.

    Его мама была потрясена и сказала мне, что он может часами концентрироваться, когда смотрит телевизор.

    Была проблема.

    Просмотр телевизора не позволяет сосредоточиться. Дети малоактивны. Они пассивно смотрят на устройство.

    Когда ребенок смотрит телевизор, изображения на экране мелькают с неестественной для мозга скоростью. При повторном воздействии мозг привыкает к этому раздражителю.

    Когда ребенок затем пытается взаимодействовать со своим обычным окружением, он изо всех сил пытается обработать информацию, которая мигает с естественной скоростью.

    Немного страшновато.

    Экранное время неизбежно в наши дни, но им определенно можно разумно управлять.

    7. Распорядок дня

    Соблюдение распорядка дня помогает детям привыкнуть к повседневным занятиям и учит их закономерностям.

    Когда дети знают, что будет дальше, они более склонны хотеть принять участие и сделать это.

    Если дети знают, что сейчас время игр в помещении, они быстро адаптируются и найдут подходящее игровое занятие.

    Вы не будете каждый день бороться за то, чтобы оттащить их от телевизора, поскольку их 20-минутный просмотр телевизора будет иметь свой собственный временной интервал.

    Рутина также дает ощущение безопасности.

    Это дает вам возможность запланировать на день занятия, которые стимулируют концентрацию.

    8. Сон и питание

    Здоровое питание и достаточное количество часов ночного сна окажут огромное влияние на способность вашего ребенка концентрироваться.

    Убедитесь, что время отхода ко сну является частью этого непреложного распорядка.

    9. Чтение детям

    В отличие от просмотра телевизора, когда вы читаете своему ребенку, это побуждает его внимательно слушать и слушать.

    Чтение детям — один из самых полезных способов обучения. Это забавный и простой способ увеличить концентрацию внимания на ежедневной основе.

    Чем больше детей интересует история, тем больше они будут цепляться за каждое слово и обращать внимание.

    Узнайте, почему сказки на ночь так важны, а затем прочитайте своим детям эти четыре коротких сказки на ночь.

    Для меня нет ничего лучше и поучительнее хорошей истории доктора Сьюза или Джулии Дональдсон. Мои дети никогда не могут насытиться ими.

    Они отлично подходят для изучения словарного запаса и развития слухового восприятия (через рифмование и повторение), и они настолько занимательны, что ваши дети будут обращать на них внимание.

    10. Регулярные физические упражнения

    Доказано, что физические упражнения развивают у ребенка концентрацию. Это помогает с памятью, вниманием, остротой ума и снижением беспокойства, а также увеличивает энергию ребенка.

    Убедитесь, что ваши дети активны. Лучший способ сделать это — поощрять регулярные свободные игры, особенно на открытом воздухе.

    11. Уважение к тому, как ваш ребенок учится

    У детей разные стили обучения, и они лучше концентрируются и учатся лучше всего, когда учатся в предпочтительном для них стиле.

    Визуальные учащиеся предпочитают видеть то, что они изучают, аудиальные учащиеся предпочитают слышать то, что они изучают, а кинестетическим учащимся необходимо прикасаться и испытывать, чтобы учиться.

    Большинство детей младшего возраста предпочитают кинестетическое (практическое обучение) и лучше всего обучаются на физическом опыте.

    Обратите внимание на то, как ваш ребенок лучше всего концентрирует внимание!

    Что делать, если у вашего ребенка проблемы с концентрацией внимания?

    Как объясняется в этой статье Healthline, СДВГ или синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется импульсивностью, гиперактивностью или отсутствием внимания. Некоторые дети проявляют все три качества.

    Если вы чувствуете, что ваш ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, это может быть связано с несколькими факторами, такими как тревога, незрелость, гнев и т. д. Нельзя просто предположить, что это СДВГ.

    Лучше всего следить за своим ребенком и следить за его способностью концентрироваться. Если ваш 5-летний ребенок не может ни на чем сосредоточиться или каждую минуту перескакивает с одной задачи на другую, обратитесь за советом к профессионалу.

    СДВГ может быть диагностирован только профессионалом, после чего вы сможете принять правильные меры и оказать поддержку. Очень часто могут быть другие основные причины, которые также можно устранить с помощью рекомендаций.

    Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

    Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет. старые
    Бесплатный доступ навсегда.

    Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять статьи в закладки для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Расти .

    • Поделиться
    • Электронная почта

    Низкий объем внимания? Уловки с краткой фокусировкой для детей с СДВГ

    Короткая продолжительность концентрации внимания

    Дети с СДВГ часто перескакивают с задачи на задачу, не доведя ни одной из них до конца. Они чувствуют себя в ловушке любой задачи, которая занимает больше времени, чем они могут сохранять концентрацию. Улучшение этого навыка обычно требует разбиения задач на более мелкие сегменты при одновременной работе над увеличением продолжительности низкой концентрации внимания ребенка.

    Устойчивое внимание — это способность удерживать внимание на задаче или задании, которое ребенок считает неинтересным или трудным, — другими словами, на школьных и домашних заданиях. Маленький ребенок, как правило, может выполнить пятиминутную работу только под редким присмотром. Средний подросток может выполнять задание с короткими перерывами в течение одного-двух часов. Но для детей с СДВГ все совсем по-другому. Попробуйте эти приемы, чтобы повысить концентрацию внимания у ребенка с СДВГ как в школе, так и дома.

    Как дети с СДВГ могут сосредоточиться в классе?

    Научите учащихся концентрировать внимание. В начале учебного года попросите учащихся продемонстрировать, как выглядят внимание и невнимательность. Скажите: «Я начну говорить. Я хочу, чтобы эта сторона комнаты разыгрывала то, как выглядит внимание, и я хочу, чтобы другая сторона разыгрывала то, как выглядит невнимание». Выполнив это упражнение, расскажите о различиях, которые вы видели между двумя сторонами комнаты.

    Каждый день уделяйте 10 минут тренировке внимания. Установите кухонный таймер на случайные промежутки времени (от одной до трех минут) и попросите учащихся поставить на листе галочку, обращали ли они внимание на срабатывание будильника. Это поможет учащимся узнать, сколько времени требуется, прежде чем они заснут. Существуют приложения для смартфонов — Interval Minder — хорошее, — которые позволяют запрограммировать iPhone на подачу звукового сигнала, создание мигания экрана или вибрацию с произвольными интервалами от 5 до 10 секунд.

    Скорректируйте задачи на более короткие временные рамки. Установите кухонный таймер на 10-минутный интервал. Когда прозвенит звонок, попросите ученика с СДВГ показать вам свою работу. Это дает ему возможность вставать и двигаться и позволяет следить за прогрессом.

    [Бесплатное руководство: Как Fidgets улучшают поведение и концентрацию]

    Обеспечьте предпочтительные места — перед классом, на расстоянии ориентира от вас и вдали от всех отвлекающих факторов окружающей среды, включая двери, окна, и визуальные дисплеи. Если возможно, убедитесь, что ребенок сидит среди внимательных, хорошо сосредоточенных учеников.

    Разрезать рабочие страницы пополам или на меньшие сегменты. Раздавайте по одной части за раз. Это уменьшает разочарование учащегося при виде длинного рабочего листа.

    Предоставьте учащемуся выбор. Позвольте детям решать, какие задания выполнять или в каком порядке они хотят их выполнять. Выбор повышает мотивацию, а мотивация увеличивает устойчивое внимание.

    Попросите учащегося очистить стол от отвлекающих факторов. У него должно быть только самое необходимое для выполнения поставленной задачи.

    Предоставьте детям возможность реагировать на материал по мере его представления. Лекция не более 10 минут, затем попросите детей прокомментировать материал. Попросите всех проголосовать за что-нибудь, попросите детей написать ответ на вопрос на своих индивидуальных досках и поднять их или спросите: «Сколько из вас…?»

    Скройте или уберите визуальные отвлекающие факторы. Сотрите ненужную информацию с доски и удалите визуальный беспорядок.

    [Как сосредоточиться после 4 лет: не отвлекаться на домашние задания]

    Попросите детей отслеживать, сколько времени уходит на выполнение задания. Попросите их записать время начала и окончания выполнения классных заданий. Затем попросите их оценить, сколько времени займет задание, и сравнить их оценки с фактическим временем.

    Обсудите в классе, как бороться с отвлекающими факторами при выполнении домашних заданий. Поговорите о распространенных отвлекающих факторах, а затем разбейте класс на небольшие группы, чтобы обсудить способы борьбы с ними.

    Как родители могут повысить концентрацию внимания при учебе дома?

    Разбейте школьные задания на небольшие сегменты. Общее эмпирическое правило для ребенка с СДВГ заключается в том, что задача, скорее всего, будет выполнена, когда ребенок знает, что «конец близок» в начале задачи. Детям с СДВГ легче выполнить шесть пятиминутных дел, чем одну 30-минутную работу.

    Поощряйте ребенка, когда он выполняет задание. Некоторые родители не разрешают детям играть в видеоигры по вечерам в школе. Но видеоигры могут быть стимулом для поддержания внимания, если дети знают, что им разрешат поиграть в течение 30 минут после того, как они закончат домашнее задание. Если вы решите сделать это предложение, скажите так: «Как только вы закончите домашнюю работу, вы сможете играть в видеоигры в течение 30 минут». Высказывание «Вы не можете играть в видеоигры, пока не закончите домашнюю работу» создает сцену для борьбы за власть. Если вы дадите ребенку что-то, чего он с нетерпением ждет, это зарядит его энергией.

    Попросите ребенка оценить, насколько сложна для него задача (1 — легко, 10 — сложно). Спросите ее, как она может превратить задачу 8-9-10 в задачу 2-3-4. Может ли она превратить это в игру, сделать это забавным, слушая свой iPod во время выполнения, или разбить задачу на маленькие части и выполнять одну часть за раз со встроенными перерывами?

    Попросите ребенка оценить, сколько времени займет выполнение задания. Ваш ребенок может подумать, что выполнение домашнего задания по математике займет час. Если он обнаружит, что это заняло у него всего 15 минут, он будет приятно удивлен — и с гораздо меньшей вероятностью будет медлить в следующий раз, когда ему придется заняться этим.

    Постепенно увеличивайте внимание. Измерьте, как долго ваш ребенок может выполнять домашнее задание или работу по дому, прежде чем ему понадобится перерыв. Как только вы это сделаете, установите таймер на две-три минуты дольше исходного измерения и попросите ребенка продолжать работать, пока не прозвенит таймер.

    Будь там. Дети могут дольше удерживать внимание, когда кто-то физически находится рядом с ними. Сделайте домашнее задание семейным делом — каждый вечер в одно и то же время каждый приносит работу к обеденному столу. Родители занимаются бумажной работой, пока дети делают уроки.

    Расписание перерывов в движении. Дети с СДВГ работают более эффективно, когда у них есть регулярная возможность вставать и двигаться.