Методы контроля эмоционального состояния человека: 7. Влияние эмоций на деятельность и объективные методы контроля эмоционального состояния человека

Содержание

Анализ и исследование методов автоматического определения и контроля эмоционального состояния пользователя

Мишина Вера Евгеньевна
Волжский политехнический институт
студент 5-го курса направления 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника»

Аннотация
В данной работе рассматриваются существующие методы определения эмоционального состояния пользователя системы, их применение в автоматизированных системы, а также методы управления эмоциональным состоянием пользователя.

Ключевые слова: методы диагностики эмоционального состояния пользователя, эмоциональное состояние пользователя

Mishina Vera Evgenievna
Volzhsky Polytechnic Institute
student of the 5th year of the direction 09.03.01 «Informatics and computer engineering»

Abstract
In this paper, we consider existing methods for determining the emotional state of the user of the system, their application in automated systems, as well as methods for managing the emotional state of the user.

Библиографическая ссылка на статью:
Мишина В.Е. Анализ и исследование методов автоматического определения и контроля эмоционального состояния пользователя // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80863 (дата обращения: 10.10.2022).

Руководитель: Макушкина Лидия Александровна

старший преподаватель кафедры “Информатика и технология программирования”

Введение

Эмоции играют важную роль в человеческой жизни. Анализ эмоционального состояния человека даёт возможность отслеживать изменение поведения людей, их отношение к происходящим событиям. Эмоции влияют на когнитивные процессы и принятие решений. Поэтому потребность в определении эмоциональных реакций приобретает все большее значение. Проявление эмоций через телодвижения также остаётся всё ещё слабо изученной областью психологии, которая активно развивается в настоящее время.

Целью данной работы является: анализ эффективности методов автоматического контроля эмоционального состояния пользователя при работе с автоматизированной обучающей системой.

Для достижения поставленной цели были решены следующие исследовательские задачи:

  • Провести анализ и исследование методов диагностики эмоционального состояния пользователя, методов контроля эмоционального состояния пользователя и существующих систем диагностики эмоционального состояния пользователя.
  • Составить математическое описание модели автоматического контроля эмоционального состояния пользователя при работе с автоматизированной обучающей системой.
  • Выполнить программную реализацию модели автоматического контроля эмоционального состояния пользователя при работе с автоматизированной обучающей системой.
  • Проверить эффективность реализованных алгоритмов модели автоматического контроля эмоционального состояния пользователя при работе с автоматизированной обучающей системой.

Постановка задачи

Для более точного понимания того, как надо выполнять контроль эмоционального состояния пользователя первоначально необходимо определить его текущее эмоциональное состояния. Для этого был выполнен анализ методов определения эмоционального состояния пользователя такие как: определение состояния с помощью WiFi, с помощью видеоизображения и по эмоциональной реакции при речевом взаимодействии. Был выбран метод, основанный на видеоизображении, т.к. он не требует установки дополнительно оборудования, а достаточно наличия web-камеры для получения изображения и существует достаточно большое количество библиотек, позволяющих выделить контр лица и определить положения глаз, губ и т.д.

Далее был выполнен анализ существующих систем, позволяющих выполнить диагностику эмоционального состояния. Были рассмотрены такие системы как: FaceReader, eMotion Software и GladOrSad, MMER_FEASy — the FacE Analysis System, FaceSecurity. Все рассмотренные системы работают с изображением лица пользователя, полученного от web-камеры.

В заключении были проанализированы методу управления эмоциональным состоянием.

Первой составной частью комплекса управления психическим состоянием является оперативная система экспресс-диагностики психофизиологических возможностей студентов к восприятию учебной информации и к ее переработке в знания, умения и навыки, а также уровня стрессовой напряженности умственной деятельности. Второй составляющий является оперативное реагирование на изменение эмоционального состояния студента в худшую сторону и переключение его внимание на другой вид деятельности.

В качестве критериев для сравнительного анализа программных продуктов, выберем следующие:

A1 – получение изображения от web-камеры;

A2 – выделение контура лица на снимке;

A3– определение эмоционального состояния человека по снимку;

A4 – адаптация поведения системы в зависимости от эмоционального состояния пользователя;

A5 – хранение информации об изменении состояния пользователя в БД.

Для определения весов критериев воспользуемся аналитической иерархической процедурой Саати.

Матрица парных сравнений, средние геометрические и веса критериев представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Матрица парных сравнений, средние геометрические и веса критериев

A1

A2

A3

A4

A5

Среднее геометрическое

Веса критериев

A1

1

1/3

1/5

1/5

1/5

0,31

0,046

A2

3

1

1/3

1/5

1/3

0,58

0,087

A3

5

3

1

1/3

3

1,72

0,258

A4

5

5

3

1

3

2,95

0,443

A5

5

3

1/3

1/3

1

1,11

0,166

Сумма

6,67

1

Диаграмма весовых коэффициентов для критериев A1, A2, A3, A4, A5 представлена на рис.

1.

Рисунок 1 – Весовые коэффициенты критериев качества

Выполним проверку матрицы попарных сравнений на непротиворечивость.

Суммы столбцов матрицы парных сравнений:

R1=19; R2=12,3; R3=4.87; R4=2.07; R5=7.53.

Путем суммирования произведений сумм столбцов матрицы на весовые коэффициенты альтернатив рассчитывается вспомогательная величина L = 5.37. Индексом согласованности ИС = (L-N)/(N-1) = 0.09.

Величина случайной согласованности для размерности матрицы парных сравнений: СлС = 1.12.

Отношение согласованности ОС=ИС/СлС = 0.082. не превышает 0.2, поэтому уточнение матрицы парных сравнений не требуется.

Используя полученные коэффициенты определим интегральный показатель качества для программных продуктов определения эмоционального состояния человека:

  1. Система FaceReader
  2. Система eMotionSoftware и GladOrSad
  3. СистемаMMER_FEASy — the FacE Analysis System
  4. Система FaceSecurity
  5. Разрабатываемая система

Выберем категориальную шкалу от 0 до 7 (где 0 – качество не удовлетворительно, 7 – предельно достижимый уровень качества на современном этапе) для функциональных возможностей программных продуктов.

Значения весовых коэффициентов ai соответствующие функциональным возможностям продуктов:

  1. получение изображения от web-камеры a1=0.046;
  2. выделение контура лица на снимке a2=0.087;
  3. определение эмоционального состояния человека по снимку
    a3=0.258
    ;
  4. адаптация поведения системы в зависимости от эмоционального состояния пользователя a4=0.443;
  5. хранение информации об изменении состояния пользователя в БД a5=0.166.

где ∑ai = 1.

Определим (по введенной шкале) количественные значения функциональных возможностей Xij(таблица 2). Вычислим интегральный показатель качества для каждого программного продукта.

Таблица 2 – Интегральные показатели качества

Критерии

Весовые коэф-ты

Программные продукты

Базовые знач-я

Разраба-тываемая система

FaceReader

eMotionSoftware

MMER_FEASy

FaceSecurity

a10,046

7

0

7

7

5,25

7

a20,087

6

0

4

5

3,75

6

a30,258

5

4

4

3

4

5

a40,443

1

1

2

1

1,25

5

a50,166

2

2

1

4

2,25

4

Интегр. показ-ль качества Q

2,909

1,807

2,754

2,638

2,527

5,013

где Qj=∑ai*Xij интегральный показатель качества для j-го программного средства.

Построим лепестковую диаграмму интегрального показателя качества каждого программного продукта (рис. 2).


Рис. 2 – Лепестковая диаграмма интегральных показателей качества программных продуктов

Лепестковая диаграмма значений характеристик качества функциональных возможностей (критериев) представлена на рисунке 3.


Рис. 3 – Лепестковая диаграмма значений функциональных характеристик

На рисунке 4 показана диаграмма верхнего уровня процесса «Обучение и управлением эмоциональным состоянием пользователя».


Рисунок 4 — Диаграмма верхнего уровня процесса «Обучение и управлением эмоциональным состоянием пользователя».

Входной информацией являются следующие данные: лекции и контрольные тесты (лекции загружаются в виде файла rtf, тесты создаются вручную), ответы студента на тесты и изображения пользователя, полученной от web-камеры. Данная входная информация используется на всех этапах процесса обучения.

Выходной информацией в процессе обучения и управления эмоциональным состоянием пользователя являются: результаты оценки знаний студента и значения коэффициентов модели действий пользователя системы.

Исполнителями процесса являются студент, преподаватель и информационная система (ИС*).

Управление процессом осуществляется на основании математической модели автоматизированной обучающей системы и модели управления эмоциональным состоянием пользователя.

На рисунке 5 показана детализация процесса «Обучение и управлением эмоциональным состоянием пользователя».


Рисунок 5 — Декомпозиция диаграммы А1 «Обучение и управлением эмоциональным состоянием пользователя».

Процесс обучения и управления эмоциональным состоянием пользователя осуществляется в пять этапов:

  1. «работа с лекциями или тестовыми заданиями» – на данном этапе преподаватель осуществляет ввод лекций, загружаемых из файла в формате rtf, также преподаватель выполняет ввод вопросов и вариантов ответов контрольного теста;
  2. «визуализация лекций» – на данном этапе выполняется вывод материала, предназначенного для изучения студентом;
  3. «диагностика состояния студента» – система периодически выполняет сохранение изображения лица пользователя, полученного с web-камеры, далее производится анализ данного изображения с выделением контура лица, контуров глаз и губ и определение эмоционального состояния студента, также на данном этапе система принимает решения о необходимости выдачи рекомендаций по изменению состояния пользователя;
  4. «тестирование знаний» – на данном этапе система отображает студенту перечень вопросов для определения уровня его знаний по изученному материалу;
  5. «сохранение результатов тестирования и диагностики в БД» – на данном этапе выполняется сохранение результатом контроля знаний в БД, а также сохранение полученного эмоционального состояния пользователя в БД.

Библиографический список

  1. Вагина В.Е., Макушкина Л.А. Анализ методов определения психофизического состояния обучаемого по фотографическим снимкам// Вагина В.Е., Макушкина Л.А. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 32. С. 9-15.
  2. Макушкина Л.А., МарьяновскийА.В. анализ существующих технологий smart-обучения //Макушкина Л.А., МарьяновскийА.В.NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 46. С. 54-56.
  3. Марков К.К,Николаева О.О. Управление психическим состоянием студента в учебно-производственной деятельности ВУЗа//СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Издательство: Издательский Дом “Академия Естествознания” (Пенза) eISSN: 2070-7428 №6 2013 г.
  4. Котин А.И., Рыбанов А.А. Сравнительный анализ существующих программных средств оценки восприятия человеком зрительной информации//NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 56. С. 116-122.
  5. Панкова Л.А., Рыбанов А.А. Исследование методов адаптации к обучаемому в современных компьютерных обучающих системах  // Актуальные вопросы профессионального образования. 2008. Т. 5. № 5 (43). С. 67-69.
  6. Рыбанов А.А. Технологии удаленного управления компьютером в повышении эффективности взаимодействия участников образовательного процесса.//Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. № 9. С. 28-34.
  7. Rybanov A.A. Educational information quantization for improving content quality in learning management systems//Turkish Online Journal of Distance Education. 2014. Т. 15. № 4. С. 303-321.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мишина Вера Евгеньевна»

Психофизиология эмоциональных состояний — презентация онлайн

1. Психофизиология эмоциональных состояний

* Психофизиология
эмоциональных
состояний

2. Психологическая характеристика эмоций.

*
Психологическая характеристика эмоций.
Эмоции — реакции окрашенного переживания, которые отражают значимость раздражителя или
результата действия (удачно — неудачно). Вся сознательная жизнь человека сопровождается эмоциями,
которые определяют чувственное отношение к совершающимся событиям. Эмоции — это то, что
отличает человека от самых совершенных искусственных механизмов.
Эмоции возникли в процессе эволюции животного мира как приспособительные реакции, как
механизм немедленного ответа на внезапное действие внешнего раздражителя.
Любая эмоциональная реакция, как правило, сопровождается двигательной активностью. Эмоции
дают возможность оценить характер поступающей информации от различных внешних и внутренних
раздражителей. В конечном счете любые факторы внешней и внутренней среды организма служат источником эмоциональных сдвигов, которые дают общую качественную характеристику поступившему
сигналу даже раньше, чем воздействующий фактор полностью детализирован.
По биологическому значению выделяют два типа эмоций:
отрицательные, формирующие такое поведение, которое устраняло бы неблагоприятное состояние
организма, характеризующееся активным поведением, направленным на сохранение или усиление этого
состояния, и положительные.
Возникновение положительных эмоций связано с удовлетворением эмоций, характеризует успех поиска
для достижения цели и ведет к прекращению поисковой цели. В отличие от положительных отрицательные эмоции проявляются уже после рождения.
В зависимости от биологической характеристики выделяют низшие и высшие эмоции. Низшие
эмоции более элементарны, связаны с органическими потребностями человека и подразделяются на
гомеостатические (носят отрицательный характер) и инстинктивные (могут быть положительными и
отрицательными).
Высшие эмоции возникают в связи с удовлетворением социальных потребностей и развиваются на базе
сознания. Они оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

3. Эмоция как отражение актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения.

*
Эмоция как отражение актуальной потребности и
вероятности ее удовлетворения
В 1964 г. результаты психофизиологических экспериментов и анализ имевшихся к
тому времени литературных данных привели к заключению о том, что эмоции высших
животных и человека определяются какой-либо актуальной потребностью и оценкой
вероятности (возможности) её удовлетворения на основе фило и онтогенетического опыта.
Низкая вероятность достижения цели ведёт к отрицательным эмоциям (страх, тревога, гнев,
горе и т.п.), активно минимизируемым субъектом. Увеличение вероятности того, что
потребность будет удовлетворена (по сравнению с ранее имевшимся прогнозом), порождает
положительные эмоции удовольствия, радости и торжества, которые субъект стремится
максимизировать, т.е. усилить, продлить, повторить.
Придавая решающее значение оценке вероятности удовлетворения потребности в
генезе эмоций, П. В. Симонов назвал свою концепцию «потребностно-информационной
теорией эмоций».
В наиболее общей форме правило возникновения эмоций может быть представлено в
виде следующей структурной формулы:
Э = f[-П(Ин – Ис)],
где Э – эмоция, её сила, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности в
самом широком смысле слова; ( Ин – Ис ) – оценка вероятности (возможности)
удовлетворения потребности на основе филогенетического и ранее приобретённого
индивидуального опыта, где Ин – информация о средствах и времени, прогностически
необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах и времени,
которыми субъект располагает в данный момент.

4. Мозговая локализация эмоций: лимбические структуры, лобные доли, медиобазальные отделы коры.

*
Мозговая локализация эмоций: лимбические
структуры, лобные доли, медиобазальные отделы
коры.
Возникновение и протекание эмоций тесно связано с деятельностью модулирующих систем мозга, причем
решающую роль играет лимбическая система.
Лимбическая система — комплекс функционально связанных между собой филогенетически древних глубинных
структур головного мозга, участвующих в регуляции вегетативно-висцеральных функций и поведенческих реакций
организма.
в 1937 г. Папец предположил наличие «анатомического» эмоционального кольца. В него входили: гиппокамп —
свод — мамиллярные тела — переднее ядро таламуса — поясная извилина — гиппокамп. Папец считал, что любая
афферентация, поступающая в таламус, разделяется на три потока: движения, мысли и чувства.
Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям ствола мозга в кору,
проходят через одну или несколько лимбических структур — миндалину, гиппокамп или часть гипоталамуса. Сигналы,
исходящие от коры, тоже проходят через эти структуры. Различные отделы лимбической системы по-разному
ответственны за формирование эмоций. Их возникновение зависит в большей степени от активности миндалевидного
комплекса и поясной извилины. Однако лимбическая система принимает участие в запуске преимущественно тех
эмоциональных реакций, которые уже апробированы в ходе жизненного опыта.
Лобные доли коры больших полушарий из всех отделов коры мозга в наибольшей степени ответственны за
возникновение и осознание эмоциональных переживаний. К лобным долям идут прямые нейронные пути от таламуса,
лимбической системы, ретикулярной формации.
Существует несколько вариантов «лобного синдрома». Их можно подразделить на две основные подгруппы –
первая связана с поражением латеральных конвекситальных отделов лобных долей мозга, вторая – с поражением их
медиобазальных отделов. В целом эмоционально-личностные нарушения преобладают при поражении медиобазальных
отделов лобных долей мозга. Именно у этой категории больных чаще всего отмечается эйфория, дурашливость,
эмоциональная несдержанность, раздражительность, отсутствие чувства такта. При опухолях, воздействующих на
медиобазальные отделы обеих лобных долей мозга, возможен синдром «гневливой мании».
Поражение медиобазальной и орбитальной частей лобной коры (полей 11, 12, 32 и 47) ведет к аффективным
расстройствам, нередко – к эйфории, недостаточной критичности, импульсивности, расторможению примитивных
влечений.

6. Круг Папеца (Пейпца)

*Круг Папеца (Пейпца)
Папец предполагал, что эмоции первично определяются поясной извилиной и
вторично другими кортикальными областями. Эмоциональная экспрессия контролируется
гипоталамусом. Поясная извилина проецируется на гиппокамп, а гиппокамп на
гипоталамус при помощи пучка аксонов, который называется форниксом (сводом).
Гипоталамическая импульсация достигает коры через релейные передние ядра таламуса.
Доказано, что миндалина, являющаяся структурой
лимбической системы, играет в эмоциях существенную
роль, и что гипоталамус и центральное серое вещество
среднего мозга тоже вовлекаются в выражение
эмоциональных состояний. Так, считается, что в
осуществление эмоций вовлекается нейронная система,
которая включает миндалину-гипоталамус-центральное
вещество среднего мозга. В качестве высшего отдела,
контролирующего миндалин-гипоталамус-центральную
грей систему, необходимо рассматривать фронтальные
отделы ассоциативной коры. Кроме того, необходимо
представить, что области, связанные с реализацией
страха и ярости объединяются одна с другой в
миндалине. То же самое можно сказать и о центрах
гипоталамуса и серого вещества среднего мозга.
Хотя такая эмоция неудовольствия как страх
интенсивно исследовалась, только в 1954 году
Олдсом и Милнер было показано, что в мозге
существует центр удовольствия. В настоящее
время известно, что центр удовольствия
включает locus coeruleus, вентральную часть
покрышки, медиальный пучок переднего мозга
(латеральный гипоталамус) и прилежащее ядро
(nucleus accumbens)

8. Межполушарная ассиметрия.

* Межполушарная ассиметрия
Есть немало фактов, говорящих о том, что в обеспечении
эмоциональной сферы человека левое и правое полушария головного
мозга вносят разный вклад. Более эмоциогенным является правое
полушарие. Так, у здоровых людей обнаружено преимущество левой
половины зрительного поля (т.е. правого полушария) при оценке
выражения лица, а также левого уха (тоже правого полушария) — при
оценке эмоционального тона голоса и других звуковых проявлений
человеческих чувств (смеха, плача), при восприятии музыкальных
фрагментов. Помимо этого выявлено также более интенсивное
выражений эмоций (мимические проявления) на левой половине лица.
Существует также мнение, что левая половина лица в большей степени
отражает отрицательные, правая — положительные эмоции. По
некоторым данным эти различия проявляются уже у младенцев, в
частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и
горького.

9. Локализация положительных и отрицательных эмоций.

* Локализация
положительных и
отрицательных эмоций.
По некоторым представлениям левое полушарие ответственно за
восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое отрицательных. Депрессивные переживания, возникающие при
поражении левого полушария, рассматриваются как результат
растормаживания правого, а эйфория, нередко сопровождающая
поражение правого полушария, — как результат растормаживания
левого.

10. Мозговая локализация эмоциональной экспрессии.

* Мозговая локализация
эмоциональной экспрессии.
Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. В
общем, экспрессия определяется как выразительное поведение человека. Экспрессия толкуется так же, как предъявление
вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей
личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и
т. д.
Таким образом, в существующих определениях экспрессии и экспрессивности имеются указания на связь данного
явления с духовным и душевным миром человека.
Суть данной связи в контексте психологии видится в том, что экспрессии отводится место не просто внешнего
сопровождения психических явлений. Она трактуется как часть этих явлений, как форма их существования.
Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения:
выразительные движения и физиогномику.
Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и
обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.
Под выразительными движениями понимаются широко развитые периферические изменения, охватывающие при
эмоциях весь организм. Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в так называемых выразительных
движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего
тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)». Иногда все выразительные движения
обозначаются термином «жест».
В некоторых исследованиях изображения эмоциональных выражений на короткое время предъявлялись левой
или правой стороне зрительного поля испытуемого. Когда испытуемому надо решить, какая из двух эмоций была
изображена, они делают это быстрее и точнее, если изображение проецируется в их правое полушарие. Кроме того, когда
две половины лица передают разные выражения, выражение, проецируемое в правое полушарие, оказывает наибольшее
влияние на решение испытуемого. Другие данные о локализации эмоциональных выражений получены в исследованиях
пациентов, страдающих повреждением мозга от инсульта или несчастного случая. Пациентам, у которых повреждено
только правое полушарие мозга, труднее распознавать эмоциональные выражения лиц, чем пациентам, у которых
повреждено только левое полушарие.

11. Влияние эмоций на деятельность и объективные методы контроля эмоциональных состояний человека.

*
Влияние эмоций на деятельность и
объективные методы контроля эмоциональных
состояний человека.
Сам факт генерирования эмоций в ситуации прагматической
неопределенности предопределяет и объясняет их адаптивное
компенсаторное значение. Дело в том, что при возникновении
эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение
сердцебиений, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло
гормонов и т.д.), как правило, превышает реальные нужды организма.
Когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты,
лучше пойти на излишние траты, чем в разгар напряженной
деятельности – борьбы или бегства – остаться без достаточного
метаболического обеспечения.
Возникновение эмоционального напряжения сопровождается
переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения,
принципам оценки внешних сигналов и реагирования на них. Примером
компенсаторной функции эмоций на популяционном уровне может
служить подражательное поведение, характерное для эмоционально
возбуждённого мозга. Когда субъект не располагает данными или
временем для самостоятельного и вполне обоснованного решения, ему
остаётся положиться на пример других членов группы.
*
Конец.

Эмоциональное состояние это в психологии: определение, примеры, виды

В психологии долгое время не уделялось достаточного внимания изучению природы эмоциональных состояний, их видов, свойств и механизмов проявления. Исследование данного нейрофизиологического феномена началось в 50-60 годы 20 века.

Первым, кто уделил должное внимание изучению эмоциональных состояний личности, стал советский ученый Н.Д. Левитов, который относил их к проявлению общих психических состояний человека. Это дало толчок к дальнейшему развитию психологических исследований, посвященных эмоциональной сфере.

Определение

Эмоциональное состояние в психологии — это отдельный психофизиологический процесс, который оказывает непосредственное влияние на поведение человека, мотивацию к совершению тех или иных действий, регулирует скорость мышления, восприятия объектов окружающей среды.

Формирование определенного эмоционального состояния тесно связано с ситуацией, в которой находится человек, а также событиями, происходящими в его жизни.

В научном мире существует огромное количество взглядов на природу возникновения эмоциональных состояний. В настоящее время не существует единого общепринятого определения, которое характеризует данное состояние человеческой психики.

Психологи, которые занимались изучением психоэмоциональной составляющей личности, высказывают свои собственные теории происхождения эмоциональных состояний.

Теория психолога А.Н. Леонтьева

Психолог А.Н. Леонтьев связывает возникновение эмоциональных состояний человека с тем, какие жизненные условия и прочие факторы воздействуют на личность в процессе выполнения тех или иных действий.

Во время проявления базовых эмоций в виде страха, робости, чувства радости, недовольства, происходит развитие эмоциональных процессов, которые в конечном итоге приобретают форму определенного состояния.

На данном этапе возникает изменение двигательной активности, повышается функциональная активность желез внутренней секреции, отвечающих за синтез дополнительного количества гормональных веществ.

Согласно теории психолога А. Н. Леонтьева, во время формирования эмоционального состояния человек теряет прямую инстинктивную природу своих эмоций, так как они дифференцируются, приобретают многообразные виды и сложнообусловленный характер.

По мнению данного ученого в жизни людей преобладают высшие эмоциональные состояния, подвергающиеся воздействию социальных, эстетических и интеллектуальных аспектов.

В определении А. Н. Леонтьева указано, что природа происхождения эмоционального состояния и процесса его формирования имеет двойственный характер, включая в себя физиологическую и психическую составляющую.

Теория психолога П.В. Симонова

Психолог П.В. Симонов развивал свою собственную теорию информационной природы эмоций и состояний, которые связаны с их проявлением. Мнение данного ученого базируется на том, что эмоциональное состояние человека формируется на основе эмоций, которые фактически являются отражением его индивидуальной потребности, а также потенциальных возможностей их удовлетворения.

При этом в каждом конкретном случае центры головного мозга проводят оценку сложившейся ситуации, используя информацию об индивидуальном и генетическом опыте.

Теория К.Э. Изард

Американский психолог К.Э. Изард не разделяет эмоции и состояния психики, которые формируются на основе их проявления. Данный ученый считает, что эмоциональные процессы и состояния тесно связаны с сознанием человека, а также переживаниями, которые возникают в той или иной ситуации.

Определяя природу происхождения эмоциональных состояний К.Э. Изард смещает акценты на мотивирующий аспект человеческой личности, в процессе реализации которого задействованы восприятие происходящего в окружающей среде, мышление, а также выполнение конкретных действий.

Эмоциональный стресс

Это особый вид состояния. Он характерен ярко выраженными психоэмоциональными переживаниями различных конфликтных ситуаций, несущих в себе длительное ограничение удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Эмоциональные стрессы имеют в основном социальное происхождение. Причем их проявление учащается с развитием научно-технического прогресса. На человеке сказывается ускоренный темп жизни, информационные перегрузки, экологические проблемы и все нарастающая урбанизация. Стоит иметь в виду, что эмоциональный стресс негативно влияет на организм, вызывая в нем различные патологические изменения.

Классификация

Эмоциональное состояние (в психологии это отражается тесной связью между эмоциями, чувствами и дальнейшими действиями человека, которые их испытывает) — душевное волнение, возникающее под воздействием внешних и внутренних факторов, которые являются не постоянными.

После изменения основополагающих обстоятельств данное состояние человека меняется, что влечет за собой изменение мотивировочной части дальнейших действий. В таблице ниже описаны классификационные виды эмоциональных состояний человека.

Вид Характеристика психофизиологического процесса
НастроениеНастроение — это особый вид эмоционального состояния, которое влияет на мыслительный процесс, мотивировочную часть поведения и действий, проявляющихся в той или иной ситуации. Возникновение данного психоэмоционального состояния тесно связано с событиями в жизни человека, его здоровьем, временем года, кругом общения. Большинство психологов считает, что настроение относится к числу одних из наиболее слабых эмоциональных состояний, которое легко меняется под воздействием факторов окружающей среды. Данный вид психоэмоционального состояния может быть насыщен положительными или отрицательными эмоциями, чувствами, наличие которых является неотъемлемой составляющей настроения.
АффектАффект — это одно из наиболее динамично развивающихся эмоциональных состояний, которое возникает по типу одновременной реализации взрыва эмоций. Данный вид психоэмоционального состояния возникает внезапно, динамично развивается, но также очень быстро меняется. Основным характеризующим признаком аффекта является то, что в подобной ситуации сознание человека теряет контроль над действиями и процессом принятия решения. Этот вид эмоционального состояния может быть положительным, либо же несет в себе негативные последствия для самого человека, находящегося под его воздействием. Аффект становится причиной провалов в памяти, отсутствия воспоминаний о целом ряде происходящих событий.
ФрустрацияФрустрация — это сложное эмоциональное состояние человека, которое возникает по причине сильного психологического и физического напряжения. Основным фактором раздражителем выступает то или иное препятствие, из-за воздействия которого человек не может достичь поставленных целей и задач. Нарастающий эмоциональный порыв в виде недовольства и сильного негодования превышает границы терпения. Психоэмоциональное состояние фрустрации характеризуется наличием выраженного раздражения, гнева, разочарования в происходящих событиях. Изменение этого эмоционального состояния возможно только в том случае, если человек сможет преодолеть условное препятствие, найдет другие пути достижения поставленных целей, либо же перенаправит свое внимание на другие объекты окружающей среды.
СтрастьСтрасть — это сильное, продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние человека, которое вызывает максимальную концентрацию мыслительного процесса, а также перенаправляет все энергетические резервы организма для достижения поставленных целей. Данный вид психоэмоционального состояния может иметь краткосрочный характер, либо же сопровождает человека на протяжении всей жизни. Например, короткий порыв страсти, который реализуется во время признания в любовных чувствах к близкому человеку. Длящийся тип этого эмоционального состояния свойственен людям, которые одержимы маниакальными идеями, имеют пагубные зависимости, различного рода мании.
СтрессСтресс — это особое эмоциональное состояние человека, которое является защитной реакцией организма на воздействие агрессивных факторов окружающей среды. Выделяют несколько подвидов этого психоэмоционального состояния, в котором хотя бы 1 раз, но оказывался каждый взрослый человек. В первом случае возможно возникновение стресса, когда происходящие события и возникающие факторы, оказывают положительное влияние на дальнейшее развитие личности, способствуя ее адаптации к радикально новым условиям и стандартам жизни. Дистресс действует прямо противоположно, препятствуя дальнейшей деятельности человека, отрицательно влияет на функции нервной системы, провоцирует развитие тяжелых заболеваний. Длительное нахождение в данном эмоциональном состоянии способно приводить к появлению хронического чувства тревоги, нарушениям процесса сна и засыпания, возникновению продолжительных депрессий.


Эмоциональное состояние в психологии
Эмоциональное состояние (в психологии этот термин является синонимом определений «эмоциональный процесс, феномен») – особый способ проявления чувств, который зависит от стечения множества факторов. Поэтому не исключается, что положительное настроение человека может резко поменяться под воздействием стрессовой ситуации, сопровождаться страстью или перейти на стадию аффекта.

Эмоциональные состояния подростков

У детей с 13-14 лет возникает особая черта. Она характеризуется интенсивностью и остротой эмоциональных состояний. Подросток способен длительное время буквально купаться в собственном горе, чувстве вины или гневе. У детей этого возраста появляется повышенная потребность в ощущениях. Причем все переживаемые чувства должны быть не только сильными, но и новыми. Нередко это выражается в любви к громкой музыке или приводит к первому знакомству с наркотическими средствами.

То или иное эмоциональное состояние подростков характеризуется легкостью появления. Однако в процессе становления личности более сложными и многозначными становятся ее связи с окружающим миром. С все возрастающим уровнем организации человека повышается его эмоциональная чувствительность. И круг тех факторов, которые вызывали у подростка чувство возбуждения, с возрастом отнюдь не сужается, а, напротив, расширяется.

Характеристики и свойства

Каждый вид психоэмоционального состояния имеет основные свойства, которые непосредственно связаны с тем, какие чувства человек переживает в той или иной ситуации, а именно:

  • эмоциональная окраска, которая придает неповторимость переживанию хороших или плохих жизненных событий, определяет дальнейшее формирование настроения, мотивирует к выполнению конкретных действий;
  • интенсивность проявляемых эмоций, а также их количественный показатель, возникающий в течение короткого промежутка времени;
  • длительность, которая характеризуется наличием продолжительного или короткого психоэмоционального состояния определенного вида.

По своему проявлению свойства эмоциональных состояний человека могут быть более или менее выраженными, что зависит от конкретных условий и влияния факторов окружающей среды, в которой находится человек.

Нейтральные эмоции

Эмоции, называемые нейтральными, примечательны тем, что они вовсе не имеют окраски. Эти эмоции игнорируются твоим организмом, он не дает никаких реакций — ни положительных, ни отрицательных.

  • Апатия — состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств;
  • Любопытство — это интерес к чему-либо без цели и пользы;
  • Удивление — это эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации;
  • Созерцание — это состояние, являющееся переходным от расслабления к концентрации.

Учись понимать и определять эмоции, это поможет тебе понять других людей и себя.

Функции и роль

Эмоциональное состояние (в психологии это определение предусматривает обязательное наличие чувств и душевного волнения) — неотъемлемая составляющая жизненного процесса, которая выполняет целый комплекс необходимых функций.

Адаптационная функция

Адаптационная функция эмоционального состояния проявляется в предоставлении возможности индивиду приспособиться к новым обстоятельствам и условиям окружающей среды.

При этом в организме запускаются защитные механизмы, позволяющие человеку пережить данный период жизни, сохранив физическое и психическое здоровье. Например, максимально быстро обустроить свой быт после переезда на новое место жительства, начать профессиональную или учебную деятельность.

Коммуникативная функция

Реализация коммуникативной функции происходит путем общения человека с окружающими его людьми. Используя дар речи, индивид получает возможность выразить свое эмоциональное состояние, рассказав о наличии положительных или негативных чувств.

Отличительной особенностью коммуникативной функции является то, что она является двухсторонней. В процессе своей жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с ситуациями, когда на качество его психоэмоционального состояния влияет коммуникация с окружающими людьми.

Отражательная функция

Отражательная функция эмоционального состояния характеризуется тем, что за счет совокупности душевных переживаний и объема окружающей информации человек получает обобщенную оценку об определенных событиях, людях, а также их текущей деятельности.

Побудительная функция

Побудительная функция психоэмоционального состояния определяет направление и мотивацию действий одного человека или группы людей, которые способны привести к достижению общей цели. Без наличия данной функции невозможно преодоление препятствий, дальнейшее прогрессирование в личностном развитии.

Предпочтительная

Реализация предпочтительной функции происходит в тех ситуациях, когда у человека возникает конфликт нескольких мотивов к выполнению определенных действий, среди которых необходимо выбрать наиболее выгодный вариант.

Регулятивная

Регулятивная функция эмоционального состояния обеспечивает контроль и лабильность возникающих взаимоотношений между индивидом и окружающими его людьми.

На процесс реализации данного механизма влияет уровень общественной культуры, моральные нормы и нравы, свойственные для конкретного общества или местности проживания человека.

Формы проявлений

Эмоциональное состояние (в психологии это понятие означает наличие определенных переживаний, которые возникают под воздействием положительных и отрицательных факторов) — порыв чувств, которые могут меняться в зависимости от тех или иных жизненных обстоятельств. Выделяют 9 основных форм проявления эмоциональных состояний.

Интерес

Интерес, как одна из форм проявления эмоционального состояния человека, является механизмом реализации познавательной потребности, которая обеспечивает полноценное развитие личности. В данном случае происходит возбуждение нейронов головного мозга.

Проявление эмоционального состояния в форме интереса обусловлено обязательным наличием нового объекта, вызывающего желание к его изучению. Аналогичная психоэмоциональная реакция возникает после резкого изменения условий окружающей среды. Например, переезд на новое место жительства, путешествие.

Удивление

Проявление эмоционального состояния в форме удивления может возникнуть под воздействием отрицательных или положительных переживаний. Обязательным условием является наличие внезапного события, наступление которого не ожидалось и не предполагалось самим человеком, либо же его ближайшим окружением.

Радость

Форма проявления эмоционального состояния в виде радости возможна только под влиянием положительных факторов и событий. В данном случае человек одновременно чувствует удовлетворенность своих потребностей, уверенность в себе, ощущает свою значимость. Проявление радости носит краткосрочный характер, так как длительное выражение положительных эмоций является стрессом для нервной системы.

Страдания

Страдания всегда насыщены большим количеством негативных переживаний. Данная форма проявления эмоционального состояния играет важную роль в мотивировании человека к дальнейшим действиям по изменению своего образа жизни, достижению целей, которые в конечном итоге приведут к радости, удовлетворению, ощущению счастья.

Пренебрежение

Пренебрежение тесно связано с выражением чувства личного преимущества.

Данная форма проявления эмоционального состояния становится основой для выражения других негативных эмоций, большая часть из которых приводит к конфликтам и разрушению социальных связей.

Враждебность

Проявление эмоционального состояния в форме враждебности возможно только при условии одновременной комбинации чувства гнева, пренебрежения и отвращения к определенному объекту. В данном случае не исключается возникновение агрессии, которая выражается в физическом и словесном воздействии.

Страх

Эмоциональное состояние, проявляющееся в форме страха, возникает после того, как мозг получает информацию о потенциальной опасности. Это может быть реальная угроза жизни или воображаемая ситуация, которая моделируется в сознании на основании ранее пережитых эмоций. Например, страх перед походом к стоматологу, боязнь темноты, плавания на большой глубине.

Тревога

Тревога является той формой проявления эмоционального состояния, которая оказывает непосредственное влияние на развитие неврозов. В данном случае нервная система человека находится в состоянии постоянного возбуждения и стимуляции одним, либо же целым рядом негативных факторов. Это может быть сопутствующее чувство стыда, обиды, гнева, интереса.

Стыд

Ощущение стыда формируется из комплекса отрицательных эмоций, которые возникают под влиянием негативных событий. Данная форма проявления эмоционального состояния возникает на почве несоответствия поступков, внешности и мнения субъекта по отношению к ожиданиям большинства окружающих.

Довольно часто чувство стыда провоцирует сильное душевное волнение, которое приводит к продолжительным страданиям и состоянию депрессии.

Самочувствие

Эмоциональные состояния личности находятся в прямой зависимости от характера ее психической деятельности. При этом существует и обратная связь. Человек, находящийся в хорошем состоянии, способен активизировать свою познавательную и волевую деятельность.

Однако эмоциональные состояния личности зависят не только от рода выполняемой ею деятельности. Они соразмерны самочувствию. И здесь также можно наблюдать обратную связь. Ведь даже больной, находящийся в очень тяжелом состоянии, во время душевного подъема способен ощутить себя абсолютно здоровым.

Методы управления

Существует 3 наиболее надежных и проверенных методик, с помощью которых можно осуществлять эффективный контроль эмоциональных состояний.

Психоэмоциональная регуляция

Данный метод контроля над эмоциональным состоянием предусматривает активацию воспоминаний о хороших или плохих событиях, которые были пережиты ранее. Например, для подавления чувства гнева, раздражения, ярости, достаточно подумать о жизненной ситуации, в которой присутствовало избыточное количество положительных эмоций, ощущение счастья, радости.

Регуляция умственного процесса

Этот способ управления эмоциональными состояниями является более сложным, так как требует осуществления контроля над мыслительным процессом и сознанием.

Реализация данного метода проводится следующим образом:

  • необходимо отвлечь свои мысли от негативных событий, которые происходят в окружающей среде;
  • переключить внимание на другие объекты и предметы, не вызывающие негативных эмоций;
  • из каждой ситуации следует выбирать только ту эмоциональную составляющую, которая не вызывает состояние стресса;
  • всегда придерживаться принципа позитивной интерпретации любого события;
  • придавать сложившейся ситуации несущественное значение, как будто она не оказывает никакого влияния на жизненные процессы.

Рекомендуется всегда перенаправлять негативные эмоциональные порывы в различные сферы жизни, профессиональной деятельности.

Телесная регуляция

Данный вид контроля над эмоциональным состоянием предусматривает выполнение отвлекающих действий, которые не позволяют сосредоточиться на возникших чувствах и душевном волнении.

Например, счет бусин, расположенных на ручных четках. В этом случае происходит тактильный контакт пальцев, который создает эффект отвлечения. В тот же момент из-за постоянного подсчета происходит рассеивание внимания.

Эмоциональное состояние — это совокупность чувств, ощущений, душевных волнений, которые испытываются на протяжении длительного или короткого периода времени. В психологии изучением психоэмоциональных состояний человека занимались ученые П.В. Симонов, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев.

Изменение эмоционального состояния происходит под воздействием положительных или негативных факторов окружающей среды, а его формы проявления тесно связаны со всеми видами жизненных процессов. Психоэмоциональные состояния человека наполнены хорошими и плохими переживаниями, ситуациями, которые оказывают влияние на его личностное развитие, мотивацию к действиям.

Полный список положительных эмоций человека + их значение и описание

Всем читателям привет! На связи Людмила. Какие события вызывают у вас нескончаемый поток радости, оптимизма и счастья? Задумайтесь на секундочку. Воооот, у вас уже наверняка уголки рта потянулись к улыбке. Для меня радость – это выехать на природу семьей, увидеться с друзьями и многое другое. И эта радость заряжает нас на большой кусок времени. Сегодня у нас приятная тема – мы говорим о положительных эмоциях. Приведу их полный список, а также расскажу, какое влияние на нас они имеют. О плохом говорить не хочу… Не сегодня… А если вам так хочется уравновесить знания, можете вникнуть в список негативных эмоций, который я писала раньше.

Стратегии управления эмоциями: 6 методов, которые стоит попробовать

Каждому иногда бывает трудно контролировать свои эмоциональные реакции — это часть человеческого бытия. Но если это происходит часто, эти инструменты регулирования могут помочь.

Обычный день, когда что-то меняется. Внезапно вы чувствуете себя подавленным, обеспокоенным или теряете контроль над своими эмоциями.

Возможно, вы слышали обычные советы по самопомощи, такие как «остановитесь и сделайте вдох», и не очень полезные советы, такие как «просто контролируйте себя». Тем не менее, каким-то образом вы все еще чувствуете, что ваши эмоции находятся на водительском сиденье, в то время как вы сидите пассажиром.

Когда это происходит, полезно помнить, что у ваших чувств есть причина. Нет такого понятия, как «плохая» эмоция. По возможности постарайтесь найти благодарность за свои чувства, так как они содержат ценную информацию. Если можете, постарайтесь приветствовать эмоции — всех эмоций — как друга.

Можно научиться эффективно управлять своими эмоциями с помощью некоторой практики, нескольких стратегий, поддерживаемых терапевтом, и (возможно) профессиональной поддержки.

Саморегуляция — это способность переживать свои мысли, чувства и эмоции и выбирать, как вы будете реагировать так, чтобы это было позитивно для вас и других.

Управление своими эмоциями — это приобретаемый навык. Исследования, в том числе исследование 2020 года, показывают, что он начинает формироваться в детстве благодаря вашим отношениям с вашими основными опекунами.

На самом деле мы рождаемся без способности к самоуспокоению. Мы полагаемся на нервную систему наших опекунов, чтобы восстановить равновесие, процесс, известный как совместная регуляция, говорит Полин Пек, доктор философии, лицензированный психолог из Санта-Барбары, Калифорния.

«Когда в младенчестве мы расстроены и неуравновешены, лежание на груди опекуна и синхронизация нашего дыхания с его дыханием может помочь нам успокоиться», — объясняет она.

«По мере того, как мы растем, то, как наши опекуны моделируют управление эмоциями, а также сообщения, которые они дают нам о наших эмоциях, могут иметь огромное влияние на то, как мы понимаем свои эмоции и верим ли мы, что можем с ними справиться», — добавляет она. .

Подростки и взрослые, которые в раннем детстве не находились в поддерживающей среде, могут испытывать трудности с эмоциональной регуляцией. Если это похоже на вас, не отчаивайтесь. Помочь могут несколько методов.

Когда вы чувствуете, что переполнены эмоциями, невозможно мыслить логически и чувствовать свои эмоции одновременно из-за того, что реакция «борьба, бегство или заморозка» набирает обороты.

«Ваш пульс, вероятно, учащается, приток крови к кишечнику и почкам замедляется, адреналин начинает повышаться», — объясняет Ноэль Бенах, лицензированный клинический профессиональный консультант и психотерапевт из Балтимора.

«Когда вы находитесь в этом состоянии, вам трудно или даже невозможно понять, что говорят другие люди, не говоря уже о том, чтобы осознавать свои собственные мысли и эмоции», — добавляет она. По сути, вы находитесь в режиме выживания для предполагаемой угрозы.

Дыхание может помочь. Исследования 2018 года показывают, что глубокое дыхание активирует так называемую парасимпатическую нервную систему (ваш режим «отдыха и переваривания»), что позволяет вашему телу расслабиться и восстановить баланс.

Дыхание в ящике Упражнения

Когда эмоции зашкаливают, может быть трудно оставаться в своем теле или физической среде. Если возможно, постарайтесь настроиться на свои пять чувств, чтобы оставаться на земле.

Это может включать в себя любое количество стратегий заземления, таких как плеск холодной воды на лицо, пение или напевание, или использование техники, называемой прогрессивной мышечной релаксацией.

«Мое любимое упражнение называется техника 5-4-3-2-1, — говорит Бенах. Цель, по ее словам, состоит в том, чтобы назвать:

  • 5 вещей, которые можно увидеть
  • 4 вещи, которых можно коснуться
  • 3 вещи, которые можно услышать
  • 2 вещи, которые можно почувствовать
  • 1 вещь, которую можно попробовать.

«Выполнив упражнение, вы немного отвлеклись от источника стресса и позволили включиться парасимпатической нервной системе», — объясняет она.

Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что ежедневная практика медитации по 13 минут в течение 8 недель помогла людям улучшить настроение и эмоциональную регуляцию, помимо других преимуществ.

«Было доказано, что осознанность действительно меняет материю в вашем мозгу, — говорит Пек. «Наш мозг обладает нейропластичностью, что означает, что он может меняться, расти и адаптироваться в зависимости от того, как мы его используем».

Если медитация вам не по душе, вы также можете заняться йогой, тай-чи, садоводством или купанием в лесу.

Слишком часто мы называем эмоции «негативными» или «плохими». Это может создать дополнительный слой стыда или вины, когда вы уже чувствуете эмоциональный заряд.

Вместо этого вам может быть полезно относиться к своим чувствам с позиции любопытства, а не осуждения. Это называется мышлением «наблюдателя», или состоянием, когда чувства приливают и отливают, как прилив.

Когда вы замечаете, что у вас возникают эмоции, может быть полезно сказать себе: «Разве это не интересно? Я испытываю гнев. Я позволяю этому быть здесь, и я переживу это».

Если вам трудно понять, что именно вы чувствуете, вам могут помочь:

  • используйте таблицу ощущений
  • записывайте свои мысли в дневник
  • записывайте свои разговоры на смартфоне, а затем просматривайте их в поисках подсказок бросить им вызов, используя когнитивную переоценку (изменение повествования).

    «Иногда мои клиенты подвергают суду свои негативные или угрожающие мысли, — говорит Бенах. «Я буду задавать такие вопросы, как: есть ли доказательства, подтверждающие это? Бывают ли случаи, когда эта мысль неверна? Будет ли это иметь значение через день/неделю/месяц/год?»

    Вам не обязательно проходить это в одиночку. Возможно, вам будет полезно обратиться к психотерапевту за поддержкой.

    «Терапия — прекрасное место для работы над этим, потому что мы не можем видеть всю картину, когда мы активированы. Мы видим только кусочек», — говорит Пек. «Ваш терапевт может помочь вам распаковать ваши триггеры и поработать над любой неразрешенной травмой, которая может их вызывать».

    Управление своими эмоциями — это приобретаемый навык.

    Если вам нравится самостоятельная работа, вам может понравиться «Рабочая тетрадь по навыкам диалектико-поведенческой терапии» Мэтью Маккея.

    Хотя это может потребовать некоторого времени и практики, саморегуляцию можно выполнять с помощью различных стратегий, включая глубокое дыхание, принятие своих эмоций и обращение за поддержкой к обученному специалисту.

    4 способа контроля над эмоциями улучшают ваши навыки принятия решений

    Вы можете этого не осознавать, но все ваши решения эмоциональны. Фактически, годы исследований показали, что навыки принятия решений можно улучшить, полагаясь на эмоции. Однако они могут работать на вас только в том случае, если вы понимаете, как использовать эмоциональный контроль в процессе принятия решений.

    Следующая структура проведет вас через серию уроков, которые помогут вам понять природу эмоций и то, как они работают в уме и мозге. Из всего этого вы извлечете важный урок: оптимизация выбора — это не избавление от эмоций. С другой стороны. Вам нужны ваши эмоции — как хорошие, так и плохие — чтобы сделать наилучший выбор.

    Наша команда докторов наук в области психологии и неврологии изучила более пятидесяти академических исследований в области принятия решений, поведенческой и нейроэкономики, чтобы предоставить вам основу для учета эмоций при принятии решений.

     

    Роль эмоционального контроля в принятии решений

    Давайте заглянем внутрь мозга, чтобы понять, почему эмоции так важны для принятия решений. Часть вашего мозга, отвечающая за выражение и переживание соответствующих эмоциональных состояний, — вентромедиальная префронтальная кора (вмПФК) — также участвует в принятии решений.

    Исследования показывают, что если эта часть мозга нарушена, способность принимать решения резко снижается. Например, в классических исследованиях людям предъявляют четыре отдельные колоды карт, выложенные лицевой стороной вниз. Без их ведома карты содержат различные суммы вознаграждений и проигрышей (например, 50 или 100 долларов).

    Игрок должен попытаться максимизировать свой общий выигрыш к концу игры. Всего 4 колоды: 2 «выгодные» колоды с низким выигрышем и низким проигрышем (с чистым выигрышем с течением времени) и 2 «невыгодные» колоды с высоким выигрышем и высоким проигрышем (с чистым проигрышем с течением времени). ).

    Структура задания позволяет объективно оценить качество принятия решения человеком во времени. Большинство людей, умеющих принимать решения, в конце концов выясняют правила и делают оптимальный выбор.

    Результаты показывают, что здоровые участники (с неповрежденной vmPFC) способны понять (довольно быстро), что две колоды со временем приносят больший выигрыш. Таким образом, в конечном итоге они выбирают карты только из этих колод, чтобы минимизировать свои потери. С другой стороны, люди с повреждением вмПФК склонны выбирать карты из «невыгодных» колод, несмотря на накопленный с течением времени проигрыш.

    Как же так?

    У здоровых участников (вмПФК интактны) при извлечении из «невыгодных» колод возникает приступ негативных эмоций (вне сознательного осознания). Этот автоматический негативный аффект побуждает человека держаться подальше от двух «плохих» колод. Они разрабатывают эффективную стратегию для минимизации риска полной потери. Удивительно, но люди меняют свои модели решений еще до того, как осознают этот процесс.

    С другой стороны, люди с нарушением вмПФК не испытывают приступа негативных эмоций. В результате они не испытывают отвращения к накопленным потерям и поэтому со временем принимают неоптимальные решения.

    Урок из всего этого следующий: принятие решений улучшается не вопреки эмоциям, а благодаря им . Это встроено в мозг.

    источник – neurorelay.com

    Что это значит для вас?

    Эмоции необходимы для принятия оптимальных решений. Игнорирование ваших чувств негативно влияет на ваши навыки принятия решений. Чтобы преодолеть это, здесь мы предлагаем вам несколько простых решений, как осуществлять эмоциональный контроль при выборе, который вы делаете.

    Далее мы познакомим вас с двумя основными типами эмоций:

    1. Первая часть касается ваших случайных эмоций . Это эмоции, которые возникают на заднем плане и не имеют ничего общего с фактическим решением (например, настроение, в котором вы были до того, как приняли решение).
    2. Вторая часть посвящена интегральным эмоциям . Это эмоции, вызванные самим решением (например, чувство тревоги из-за неуверенности в выборе).

     

    Как использовать случайные эмоции для улучшения навыков принятия решений

    Случайные эмоции охватывают все, что вы чувствуете в момент принятия решения, но на самом деле не имеет отношения к самому решению. Например, предположим, что у вас хороший день (по какой-то причине). Это означает, что вы просто находитесь в более позитивном настроении, когда принимаете решение. Но случайное «приятное чувство» не связано с фактическим выбором, который вы делаете.

    Здесь мы поможем вам распознать эти типы случайных эмоций, чтобы убедиться, что вы сохраняете эмоциональный контроль. Это происходит путем:

    • наблюдения за эмоциями, которые не являются частью вашего решения
    • Определение того, как ваше текущее настроение влияет на ваше восприятие риска

     

    Остерегайтесь «случайных» эмоций, не являющихся частью решения

    Эмоции возникают спонтанно, часто вы не знаете их точного источника. Может быть сложно точно определить основную причину чувства. В результате люди часто ошибочно приписывают свои чувства самому решению, даже если оно не имеет к нему никакого отношения. Это называется неправильной атрибуцией эмоций и может иметь катастрофические последствия для принятия решений.

    Почему?

    Ваши чувства могут направить вас в неправильном направлении, но только если вы не в состоянии правильно и достоверно отнести их к истинному источнику. Например, исследования показывают, что положительные чувства, такие как благодарность и счастье, повышают общее восприятие доверия, в то время как отрицательные чувства, такие как гнев или печаль, приводят к обратному (т. е. к неправильной атрибуции). Однако одни и те же эмоции , а не влияют на доверие, если источники эмоций правильно идентифицированы (т. е. при правильной атрибуции). Другими словами, если вы можете точно определить, что вызывает у вас хорошее или плохое настроение, вы защищаете себя (и свои решения) от влияния эмоциональной обработки.

    Его можно смягчить, научившись определять (правильно) источник вашего настроения и оценивать, связано ли оно с решением. Эмоции, которые имеют прямое отношение, должны учитываться в процессе принятия решений, а эмоции, являющиеся скорее побочным продуктом, следует игнорировать. Это выглядит так:

    1. Определите общее настроение, в котором вы сейчас находитесь. Оно положительное или отрицательное?
    2. Оцените, является ли ваше настроение случайным или связано с вашим решением. Вы можете сделать это, создав временную шкалу своих эмоций с моментом, когда вам был представлен возможный выбор (ы) в качестве точки отсчета:
      • Определите начальный момент, когда вы столкнулись с решением – будьте максимально ясны. Вы можете либо указать конкретное время (10:00 сегодня), либо сослаться на событие, например, получить электронное письмо от клиента сегодня утром.
      • Теперь подумайте о настроении, в котором вы были до того момента, когда вы определили его на шаге а. Был положительный или отрицательный?
      • Тогда, как бы это ни было просто, сравните настроение, в котором вы были раньше, с настроением, в котором вы находитесь сейчас.
      • Когда возникли ваши нынешние чувства? Это было до или после того, как вам предложили сделать выбор? Если до, то эмоции второстепенны, если после, то они неотделимы от вашего решения.

     

    Определите, как ваше текущее настроение влияет на ваше восприятие риска. Другими словами, каждая эмоция является либо:

    1. хорошей или плохой (валентность) и
    2. Активный или пассивный (возбуждение)

    Интересно, что разные классы эмоций по-разному влияют на ваши навыки принятия решений.

    Для валентности: Положительные состояния заставят вас искать другие решения, чем отрицательные состояния.

    • Негативные эмоции заставляют вас выбирать варианты с высоким риском и высокой наградой, потому что вы бессознательно ищете награды, чтобы сбалансировать текущее негативное состояние.
    • Положительные эмоции, с другой стороны, заставляют вас сохранять текущие обстоятельства, избегая рискованных решений, которые могут изменить статус-кво, существующий в настоящее время.

    Для возбуждения: Точно так же разные уровни эмоционального возбуждения по-разному влияют на ваши навыки принятия решений.

    • Высокий уровень возбуждения связан с поиском острых ощущений. Если вы чувствуете активные эмоции, вы, скорее всего, пойдете на рискованные решения.
    • С другой стороны, низкий уровень возбуждения означает, что вы, скорее всего, выберете безопасные и менее рискованные варианты.

    В совокупности ваша рациональная оценка потенциальных рисков скомпрометирована вашим текущим настроением и случайным эмоциональным состоянием. Но большинство людей этого не знают. Они принимают решения без учета этих «фоновых эмоциональных состояний». Выполните следующие шаги, чтобы убедиться, что вы сохраняете эмоциональный контроль при принятии решений, связанных с риском:

    1. Во-первых, выберите три основных варианта и оцените их фактор риска — соотношение потенциальных выгод к потерям, которые могут быть вызваны этим конкретным выбором. Чем выше потери и вознаграждения, тем выше фактор риска.
    2. Закончив первоначальный анализ, спросите себя, что вы чувствуете в данный момент. Но помните, мы имеем дело со случайными эмоциями. Это означает, что ваши чувства, скорее всего, не связаны с принятым решением. Оцените свое общее настроение , задав себе три вопроса:
      • Мне хорошо или плохо?
      • Чувствую ли я себя расслабленным или полным энергии?
      • Что произошло за последнее время, что, вероятно, повлияло на то, что я чувствую сейчас? На приведенном ниже графике показаны эти два измерения с примерами эмоциональных состояний внутри круга. Это сделано для того, чтобы помочь вам визуализировать свои ответы.
    3. Теперь вернитесь к своему первоначальному анализу рисков и посмотрите, где вы расположили себя на графике выше. Переоцените их, теперь принимая во внимание ваше общее настроение. Если вы чувствуете себя позитивно и/или расслабленно, ваши оценки риска могут остаться прежними. Однако, если вы чувствуете себя напряженным или негативным, вам необходимо заново скорректировать свои оценки риска. Если вы считаете свой лучший выбор хорошим выбором, независимо от потенциальных рисков, вам нужно пересмотреть, действительно ли стоит им следовать.

    источник – paradigmmalibu.com

     

    Как использовать интегральные эмоции для повышения навыков принятия решений

    Стоящий перед выбором вызывает в вас эмоцию, положительную или отрицательную. Например:

    • Вы испытываете тревогу, если сталкиваетесь с неопределенностью.
    • Вы воодушевлены возможностью принять новое решение о найме.
    • Вы благодарны за деньги, которые вы зарабатываете, когда решаете, куда отправиться в следующий отпуск.
    • Вы чувствуете разочарование, если что-то мешает вашему следующему шагу.

    Вместо того, чтобы отбрасывать такие эмоции, вы можете использовать их для улучшения процесса принятия решений, применяя эмоциональный контроль. Для этого есть два способа:

    • Знание того, как контролировать эмоции, которые возникают, когда вы находитесь в процессе принятия решений (и минимизация их предубеждений).
    • Прислушивайтесь к своему телу, чтобы определить, какие результаты будут для вас наилучшими.

     

    Сведите к минимуму эмоциональные предубеждения с помощью временной задержки

    Чтобы улучшить свои навыки принятия решений, важно распознавать свои чувства и контролировать их. Лучший и самый простой способ свести к минимуму мгновенные эмоциональные искажения интегральных эмоций — использовать временную задержку.

    Задержки важны, потому что они держат ваши эмоции под контролем. Учтите: классическая реакция «бей или беги» поможет вам быстро справиться с потенциальной опасностью. Несмотря на то, что эволюционное преимущество состоит в том, чтобы двигаться быстро в присутствии опасности, в настоящее время на большинство ситуаций лучше реагировать с некоторой задержкой.

    Исследования показывают, что даже 10 минут между моментом, когда вам предоставляется выбор, и моментом, когда вы принимаете решение, достаточно, чтобы привести ваше эмоциональное состояние к исходному уровню и улучшить контроль над эмоциями. Например, исследование, посвященное гневу и принятию решений, показало, что вызвать гнев у участников было достаточно, чтобы негативно повлиять на их немедленные решения. Однако отсрочка момента принятия решения хотя бы на 10 минут уменьшила его влияние.

    Имея это в виду, когда вам предстоит принять решение, дайте себе 10-минутное окно, чтобы эмоционально адаптироваться к ситуации. Здесь нужно помнить два правила:

    • Не спешите думать о решении. Выбор, который вы сделаете в течение первых 10 минут, будет сильно зависеть от вашего эмоционального состояния. Сдерживая события, вы даете себе время приспособиться и позволяете своим эмоциям вернуться к исходному уровню.
    • Не подавляйте свои эмоции. Просто позвольте им быть. Хотя это может показаться нелогичным по отношению к идее контролировать свои чувства, позволять себе испытывать их в течение короткого периода времени полезно для вас. Подавление, с другой стороны, не только усилит ваше эмоциональное состояние, но и ослабит ваше познание.

    По прошествии 10 минут вы можете продолжить свой обычный процесс принятия решений, зная, что ваше эмоциональное состояние больше не будет влиять на ваши суждения.

    источник – iamattila.com

    Дополнительный совет: Во время периода задержки отвлекитесь от эмоционально заряженного решения. Вы можете сосредоточиться на небольших мероприятиях, которые являются эмоционально нейтральными. Отвечайте на электронные письма, наведите порядок на рабочем месте, сделайте перерыв на кофе, послушайте подкаст… у вас есть множество вариантов! Установите таймер на 10 минут и не думайте в это время о своем решении. Исследования показывают, что, переключая свое внимание с эмоционально заряженных задач на нейтральные, вы улучшаете регулирование своих эмоций и повышаете свою устойчивость к стрессу, что, в свою очередь, положительно влияет на принятие вами решений, укрепляя эмоциональный контроль.

     

    Используйте свои эмоции, чтобы направить вас к хорошим результатам и увести от плохих

    Тело говорит само за себя, когда вы испытываете эмоции. Передача чувств через телесные сигналы называется соматическими маркерами . Это физические индикаторы ваших эмоциональных состояний, нанесенные на карту тела.

    Осознание этих телесных сигналов называется интероцептивной способностью. Это было связано с навыками эффективного принятия решений. Например, финансовые трейдеры в Лондоне, чувствительные к своим физиологическим реакциям, получали более высокие прибыли и дольше оставались на рынке, чем те, кто их игнорировал.

    Это работает как будильник. Интероцептивные способности и соматические маркеры помогают сосредоточить внимание на вещах, которые наиболее важны в контексте принятия решений. Другими словами, варианты, которые вызывают самые сильные чувства (т. е. самый громкий будильник), — это те варианты, которые вы должны тщательно рассмотреть. Вот как это сделать:

    1. Во-первых, найдите время, чтобы прояснить свои варианты – какие потенциальные варианты вы можете сделать? Вы можете перечислить их на листе бумаги. Следующие шаги следует выполнять отдельно для каждого варианта.
    2. Подумайте немного. Вам не нужно анализировать их или их потенциальные последствия. Просто задержите этот вариант в уме на мгновение.
    3. Для каждого варианта, о котором вы думаете, «слушайте» свое тело. Проверьте, какой ответ вызывается. Хотя может быть трудно назвать ваши эмоциональные состояния, связанные с вашим выбором, физиологические реакции, как правило, легче идентифицировать. Начните с этого:
      Чувствуете ли вы какое-либо напряжение в теле? Чувствуете ли вы себя более расслабленным, чем обычно? Испытываете ли вы какую-либо боль? Учащается ли ваше сердце? Чувствуете ли вы головокружение? Вас тошнит?
    4. После того, как вы определите физиологическую реакцию на наличие выбора, следующим шагом будет оценка того, вызвана ли физиологическая реакция положительным или отрицательным чувством. Вы должны быть осторожны здесь. Подобное ощущение в вашем теле может на самом деле быть результатом стресса (отрицательное) или волнения (положительное). Итак, спросите себя: вызывают ли выявленные физиологические изменения ощущение общей приятности или неприятности? Отметьте в своем списке варианты, которые вызывают положительные реакции (+), варианты, вызывающие негативные реакции (-), и варианты, которые кажутся нейтральными (*). Затем присвойте оценку силы каждому варианту: слабый/умеренный/сильный.
    5. Наконец, вы можете отказаться от всех вариантов, которые кажутся вам нейтральными и/или слабыми. Вместо этого сосредоточьтесь только на тех, которые вызывают умеренную или сильную положительную или отрицательную физиологическую реакцию в вашем теле. Это варианты, требующие вашего внимания. Это те, которые бьют тревогу через выявление различных соматических маркеров. К позитивно настроенным следует приближаться, а к негативным избегать.

    источник – studybreaks.com

     

    Резюме по использованию эмоционального контроля при принятии решений

    Следуя этому руководству, вы сможете научиться простым приемам сохранения эмоционального контроля при принятии решений. Вот краткое изложение того, что мы рассмотрели:

    Вы можете использовать «фоновые» эмоции вне основной задачи, чтобы улучшить процесс принятия решений ( случайные эмоции ):

    • Правильно оценить, где находится источник вашего текущего настроения и как это влияет на ваши суждения и мышление.
    • Определите свое текущее настроение и то, как оно влияет на ваше восприятие риска при принятии решений.

    Вы также можете использовать эмоции, занимающие центральное место в основной задаче, чтобы улучшить процесс принятия решений ( интегральные эмоции ):

    • Сведите к минимуму эмоциональное воздействие, дав себе временное окно, прежде чем сделать выбор.
    • Используйте свои эмоции, чтобы направить внимание, чтобы увидеть, какие варианты стоит использовать.

    Прежде всего, помните, что ваши эмоции могут помочь вам принимать лучшие решения. Так что иди и чувствуй. Но чувствуй себя правильно.

    Теория эмоционального контроля и концепция защиты: Учебный документ

    1. Американская психиатрическая ассоциация: Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 3-е издание. Вашингтон, округ Колумбия, Американская психиатрическая ассоциация, 1980 г.; исправлено, 1987 г.

    2. Американская психиатрическая ассоциация: Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 4-е издание. Вашингтон, округ Колумбия, Американская психиатрическая ассоциация, 1994

    3. Фрейд А. Эго и механизмы защиты. Нью-Йорк, International Universities Press, 19.36

    4. Крамер П.: Развитие защитных механизмов: теория, исследования и оценка. Нью-Йорк, Springer-Verlag, 1991

    5. Купер С.: Эмпирическое исследование защитных процессов: обзор в «Интерфейсе психоанализа и психологии», под редакцией Бэррона Дж.В., Орла М.Н., Волицки Д.Л. Вашингтон, округ Колумбия, Американская психологическая ассоциация, 1992

    6. Хентшель У., Смит Г., Элерс В. и др. (ред.): Концепция защитных механизмов в современной психологии. Нью-Йорк, Спрингер-Верлаг, 1993

    7. Vaillant GE: Эго-механизмы защиты: Руководство для клиницистов и исследователей. Вашингтон, округ Колумбия, American Psychiatric Press, 1992

    8. Vaillant GE: Эго-механизмы защиты и психопатология личности. J Abnorm Psychol 1994 год; 102:44–50 [PubMed] [Google Scholar]

    9. Conte H, Plutchik R: Защита эго: теория и измерение. New York, Wiley, 1995

    10. Горовиц М.: Когнитивная психодинамика: от конфликта к характеру. Нью-Йорк, Уайли, 1998

    11. Фрейд С.: Эго и ид (1923), в Стандартном издании Полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда, том 17, под редакцией Стрейчи Дж. Лондон, Хогарт, 1955, стр. 1–66

    12. Лазарь RS: Психологический стресс и процесс преодоления. Нью-Йорк, McGraw-Hill, 1966

    13. Ланг П.Дж.: Мотивационная организация эмоций: аффективно-рефлекторные связи, в книге «Эмоции: очерки теории эмоций», под редакцией van Goozen SHM, Van de Poll NE, сержанта JA. Хиллсдейл, Нью-Джерси, Лоуренс Эрлбаум, 19 лет.94, стр. 61–93

    14. Леду Дж. Э.: Эмоции: подсказки из мозга. Анну Рев Психол 1995 год; 46:209–235 [PubMed] [Google Scholar]

    15. Фрейд С.: За пределами принципа удовольствия (1920), в Стандартном издании Полного собрания сочинений по психологии Зигмунда Фрейда, том 18, отредактировано и переведено Стрейчи Дж. Лондон, Hogarth Press, 1955, стр. 3–66

    16. Хаан Н.: Преодоление и защита: процессы самоорганизации окружающей среды. New York, Academic Press, 1977

    17. Perry JC, Kardos ME: Обзор рейтинговых шкал защитных механизмов, в Ego Defenses: Theory and Measurement, под редакцией Conte H, Plutchik R. New York, Wiley, 1995

    18. Горовиц М.Дж.: Введение в психодинамику: новый синтез. New York, Basic Books, 1988

    19. Horowitz MJ, Markman HC, Stinson CH, et al: Классификационная теория защиты, в Repression and Dissociation: Implications for Personality Theory, Psychopathology and Health, под редакцией Singer J. Chicago, University of Chicago Press, 1990, стр. 61–84

    20. Горовиц М.Дж., Стинсон К.Х.: Сознание и процессы контроля. J Psychother Pract Res 1995 год; 4:123–139 [Google Академия]

    21. Horowitz MJ, Znoj H, Stinson C: Процессы защитного контроля: использование теории в исследованиях, формулировании и терапии синдромов реакции на стресс, в Handbook of Coping, под редакцией Zeidner M, Endler N. New York, Wiley, 1996, стр. 532–553

    22. Килстром Дж. Ф.: Когнитивное бессознательное. Наука 1987 год; 237:1445–1452 [PubMed] [Google Scholar]

    23. Kosslyn S: Mental images, in Visual Cognition and Action: An Invitation to Cognitive Science, vol 2, под редакцией Osherson S, Kosslyn S, Hollervach J. Cambridge, Массачусетс, Массачусетский технологический институт, 1990, стр. 2–40

    24. Нейссер У. Учиться у детей, в книге «Знание и запоминание у детей младшего возраста», под редакцией Фивуш Р., Хадсон Дж. Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета, 1990

    25. Андерсон, Калифорния: Резюме и конкретные данные в стойкости социальных теорий: когда слабые данные приводят к непоколебимым убеждениям. J Exp Социальная психология 1983 год; 19:93–108 [Google Scholar]

    26. Д’Андраде Р. Идентификация схем в натуралистических данных, в Схемах личности и неадаптивных межличностных паттернах, под редакцией Горовица М.Дж. Чикаго, University of Chicago Press, 19. 91, стр. 279–302

    27. Rumelhart DE, McClelland JL, PDP Research Group: Parallel Distributed Processing: Exploration in the Microstructure of Cognition, vol I: Foundations. Кембридж, Массачусетс, MIT Press, 1986

    28. Познер М.И.: Иерархические распределенные сети в нейропсихологии и нейролингвистике, в когнитивной нейропсихологии и нейролингвистике: достижения в моделях когнитивных функций и нарушений, под редакцией Карамаззы А. Хиллсдейла, Нью-Джерси, Лоуренса Эрлбаума. , 1990, стр. 187–210

    29. Горовиц М.Дж., Милбрат С., Рейдборд С. и др.: Проработка и дизобработка: меры выражения и защиты в дискурсе. Психотерапевтические исследования 1993 год; 3:278–293 [Google Scholar]

    30. Horowitz MJ, Milbrath C, Stinson C: Признаки защитного контроля обнаруживают конфликтующие темы в дискурсе. Arch Gen Психиатрия 1995 год; 52:1040–1057 [PubMed] [Google Scholar]

    31. Horowitz MJ, Cooper S, Fridhandler B, et al: Процессы управления и защитные механизмы. J Psychother Pract Res 1992; 1:324–336 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    32. Horowitz MJ: Формулировка как основа для планирования психотерапевтического лечения. Вашингтон, округ Колумбия, American Psychiatric Press, 1997

    33. Горовиц М.: Синдромы реакции на стресс. Northvale, NJ, Jason Aronson, 1986

    34. Horowitz MJ: Модель скорби: изменение схем себя и других. J Am Psychoanal Assoc 1990 г.; 38:297–324 [PubMed] [Google Scholar]

    35. Horowitz MJ, Fridhandler B, Stinson C: Схемы личности и эмоции. J Am Psychoanal Assoc 1991; 39 (приложение: «Аффект: психоаналитические перспективы»): 173–208

    36. Горовиц М.Дж., Стинсон С., Кертис Д. и др.: Темы и знаки: защитный контроль эмоционального выражения. J Consult Clin Psychol 1993 год; 61:421–430 [PubMed] [Google Scholar]

    37. Horowitz MJ, Milbrath C, Jordan DS и др.: Экспрессивное и защитное поведение во время дискурса на нерешенные темы: исследование одного случая. Дж Перс 1994 год; 62:527–563 [PubMed] [Google Scholar]

    38. Horowitz MJ, Eells TD: Формулировки случаев с использованием конфигураций модели ролевых отношений: исследование надежности.