Механизм психологической защиты: Философско-социологический факультет ПГНИУ — Двухмерная классификация механизмов психологической защиты

Содержание

Теоретические аспекты исследования механизмов психологических защит

В современном мире, когда наблюдается ускорение темпов развития общества, человек вынужден довольно часто и в минимальные сроки адаптироваться к возникающим изменениям. В подобной ситуации индивиду всегда необходимо сохранять психическое равновесие. В этом ему помогают механизмы психологической защиты, направленные на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Психологическая защита способствует поддержанию психологической стабильности личности, ослабляя внутриличностный конфликт между инстинктивными требованиями бессознательного и нормами внешней среды в процессе социального взаимодействия. Ослабив конфликт и снизив чувство тревоги, защитные механизмы психики регулируют поведение человека, при этом повышая его приспособляемость к внешним условиям и уравновешивая психику.

Основная цель данной работы – теоретическое рассмотрение механизмов психологических защит через призму ряда научных исследований и собственных выводов.

Под психологической защитой (в широком смысле) понимается особая система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопровождающихся дискомфортом, тревогой, а также внутренними и внешними конфликтами.

В некоторых наиболее распространенных дефинициях психологическая защита понимается как:

– деятельность психики, направленная на спонтанное устранение последствий психической травмы (Ф. В. Бассин) [1];

– как система адаптивных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию больного (Д. Б. Карвасарский) [2];

– механизм компенсации психической недостаточности (В. М. Воловик, В. Д. Вид) [3];

– механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (В. А. Ташлыков) [4].

В отечественной психологии Ф. В. Бассину принадлежит приоритет в постановке проблемы психологической защиты. Психологическая защита понимается им как механизм функционирования нормальной психики, предупреждающий образование различных психических расстройств, реализуемый в виде отдельных приемов переработки информации с целью сохранения «Я-концепции».

Развитие и формирование защитных механизмов психики начитается с раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни, сменяясь и изменяясь по мере взросления человека. Данные механизмы действуют бессознательно и ограждают сознание человека от негативных эмоциональных переживаний и воздействий, функционируя при этом по отдельности, либо совместно. Психологические защиты способствуют поддержанию психологической стабильности личности, ослабляя внутриличностный конфликт между инстинктивными требованиями бессознательного и правилами внешней среды [5].

Впервые психологическая защита была выделена в русле психоанализа, и связан с именем Зигмунда Фрейда. Данный термин фигурирует в его труде «Защитные нейропсихозы», который был издан в 1894 году. В нем автор изложил назначение психологической защиты, заключающееся в ослаблении конфликта между инстинктивными бессознательными влечениями и требованиями внешней среды.

Согласно воззрениям З. Фрейда, человек представляет собой неопознанное и бессознательное – «Оно», которым движут два инстинкта «либидо» и «мортидо», они, в свою очередь, требуют постоянного удовлетворения своих желаний и влечений. «Я» – сфера сознательного, являющаяся олицетворением здравого смысла и представляет собой своеобразного «посредника» между бессознательными влечениями и требованиями окружающего мира. «Я» стремится осуществить власть над желаниями «Оно» и направить его деятельность в социально приемлемое русло. «Сверх-Я» – это требования общества. «Сверх-Я» отвечает за моральные установки, нормы поведения человека и моральные запреты. Формируется по мере взросления человека, и обладает такими функциями как, авторитет родителей, совесть, рефлексия и формирование идеалов.

Таким образом, «Я» является образованием, которое находится под постоянным давлением инстинктивного «Оно» и моральными запретами «Сверх-Я». В связи с этим растет психическое напряжение, справиться с которым человеку помогают механизмы психологической защиты, главной функцией которых является ослабление конфликта между двумя противоположными инстанциями – «Оно» и «Сверх-Я», установление гармонии между ними [6].

Следует отметить, что защитные механизмы бывают эффективными и неэффективными. Эффективные защитные механизмы помогают человеку справиться с внутренним конфликтом без образования патологических симптомов и дают ощущение внутреннего комфорта, а неэффективные накапливают психическое напряжение и ведут к болезням, неврозам, психологическому дискомфорту.

А. Фрейд впоследствии продолжила развивать идею отца. Она дает свою трактовку в понимании защит: «Защитные механизмы личности начинают функционировать тогда, когда «Я» находится в особой опасности со стороны побуждений и аффективных желаний, которые представляют для «Я» непосредственную опасность. Действуют данные механизмы бессознательно». Автор отмечает оберегающую роль данных механизмов, предотвращающих психическую дезорганизацию, и помогающих сохранить психологическую стабильность личности. Также ею была разработана до конца идея отца о связи способа защиты и конкретного невроза. В своем фундаментальном труде «Психология Я и защитные механизмы» А. Фрейд описывает одиннадцать защитных механизмов [7].

Н. Мак-Вильямс (1998), классифицируя защитные механизмы, выделяет 2 уровня по степени их «примитивности», а именно в связи с тем, в какой степени их применение мешает личности адекватным образом воспринимать окружающий мир: первичные (примитивные) механизмы психологической защиты и вторичные (защиты высшего порядка). К первичным автор относит следующие: примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация, проекция, диссоциация, интроекция, проективная идентификация, расщепление Эго и соматизация. Вторичными ею были выделены такие защиты, как аннулирование, замещение, вытеснение, избегание, идентификация, изоляция аффекта, интеллестуализация, компенсация, морализация, отреагирование вовне, аутоагрессия, раздельное мышление, рационализация, реактивное образование, реверсия, регрессия, сексуализация, а также сублимация.

Н. Мак-Вильямс также отметила, что примитивные защиты имеют дело с границей между собственным «Я» и окружающим миром, а защиты, которые считаются более зрелыми, взаимодействуют с внутренними границами между «Я», «Сверх-Я», и «Оно» [8].

Весомый вклад в изучение проблемы психологических защит внес Р. Плутчик. Он отмечает то, что психологические защиты являются производными эмоций, и отвечают за их регулирование и контроль. Также ученый выделил восемь защитных механизмов, которые в свою очередь выстроил в порядке возрастания зрелости: от самых примитивных защитных механизмов, к самым развитым, а также в зависимости от периода их формирования в онтогенезе: отрицание, вытеснение, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование, регрессия. Им же в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Р. Контом в 1979 году был разработан тест-опросник «Индекс жизненного стиля» для измерения степени использования индивидом каждого из механизмов психологических защит. Данная методика позволяет выявить основные защитные механизмы психики, степень их применения индивидом, а также общую напряженность защит. Данный опросник был адаптирован в России Е. С. Романовой и Л. Р. Гребенниковым.

Ф. В. Бассин (1975) разработал собственное определение психологической защиты и представил ее как психическую деятельность, направленную на спонтанное устранение последствий травматического воздействия на нее. По его мнению, защита является нормальным механизмом, действующим повседневно, и предотвращающая дезорганизацию поведения человека.

Автор выступает против мнения, что психологическая защита является последним, остающимся в распоряжении человека средством для устранения эмоциональных переживаний, а считает, что защита является нормальным механизмом, функционирующим повседневно, и предотвращает дезорганизацию поведения человека, но защита в социальном плане может сыграть отрицательную роль. Психологическая защита предотвращает осознание личностью, злоупотребляющей алкоголем, последствий алкогольной интоксикации, но тем самым позволяет ему не предпринимать никаких действий для избавления от данного заболевания. Ф. В. Бассин считает, что главным в защите сознания от травмирующих психику влияний является понижение субъективной значимости дезорганизующих факторов [9].

Однако существует мнение (В. А. Ташлыков, В. С. Роттенберг, Ф. Е. Василюк, Э. И. Киршбаум), что психологическая защита является непродуктивным, и даже вредоносным средством при решении конфликта между внутренним миром личности и окружающей его действительностью. Ученые, придерживающиеся данной точки зрения, считают, что механизмы защиты ограничивают оптимальное развитие личности, ее «собственную активность».

Э. И. Киршбаум считает, что основной задачей психологической защиты является устранение психологического дискомфорта, а не реальное разрешение травмирующей ситуации. Он отмечает, что защитные механизмы лишь маскируют реально существующую трудную ситуацию (как перед обществом, так и перед самим собой [15].

По мнению Ф. Е. Василюка, защитные механизмы хоть и стремятся избавить индивида от состояний тревоги и напряжения, но сами по себе являются непроизвольными, ригидными, неосознаваемыми, вынужденными и автоматическими процессами, функционирующими без учета общей ситуации и перспективы на будущее.

Р. М. Грановская выражает двойственное отношение к защитным механизмам. С одной стороны психологическая защита адаптирует человека к своему собственному внутреннему миру, а с другой – существует вероятность ухудшения приспособленности человека к внешней социальной среде. Она считает, что с целью сохранения психологического здоровья индивида, психологическая защита искажает реальную ситуацию, тем самым нанося определенный ущерб для личности (нарушение адекватности представлений личности об окружающей обстановке, потеря собственной уникальности, утрата целостности «Я»). По ее мнению, защитные механизмы представляют собой систему стабилизации личности, направленную на ликвидацию тревоги, негативных переживаний возникающих при рассогласовании имеющейся картины мира и появлении новой неожиданной информации [9].

По мнению Р. Гольденсона защитные механизмы не являются ни плохими, ни хорошими, ни патологическими, ни нормальными. Он считает, что любой защитный механизм может стать патологическим в зависимости от определенных условий возникновения и реализации. Одними из таких условий он выделяет жесткую фиксацию механизма защиты, неадекватное применение или злоупотребление ими. Когда личность не сталкивается с особыми трудностями, психологическая защита не проявляется наглядно, работая на неосознаваемом уровне, помогая личности поддерживать состояние психологического комфорта, быстро устраняя повседневные трудности [10].

В русле отечественных психологических теорий психологические защиты понимаются как основные формы процессов адаптации и реагирования личности на ситуации повышенного напряжения. Психический дискомфорт ослабляется в рамках действия неосознаваемых психологических защит.

Таким образом, психологическая защита рассматривается как система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от травмирующих переживаний, связанных с внутриличностными конфликтами и конфликтами с внешней средой, а также тревогой и дискомфортными состояниями.

Современный быстро меняющийся мир, наполненный большим количеством стрессовых факторов, предъявляет жесткие требования к человеку, выражающиеся в высокой степени мобилизации и способности быстро адаптироваться. Для сохранения психического здоровья и равновесия у индивида формируются психологические защиты. Трудности и проблемы, которые возникают у современного человека, определяют количественную и качественную характеристику защитных механизмов его психики, которые «в постмодернистском мире существенно отличаются от таковых во времена их первооткрывателя Фрейда». Современная культура предъявляет повышенные требования к механизмам поддержания психического равновесия и предрасполагает к формированию примитивных форм психологических защит: примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивные идеализация и обесценивание, проекция, интроекция, проективная и интроективная идентификация, расщепление Я, диссоциация.

Механизмы психологической защиты личности: виды, проявление

Механизмы психологической защиты помогают человеку избежать излишней тревоги и стресса. Работают они обычно на бессознательном уровне, то есть человек не осознает, что в конкретный момент его психика защищается от негативного воздействия извне. Отрицательной стороной механизмов психологической защиты можно считать то, что слишком частое их включение приводит к нарушениям психики в виде неврозов, навязчивостей, истеричности или к развитию фобий.

Содержание

  • Что такое механизмы психологической защиты
  • Основные виды защитных механизмов психики
    • Идентификация с агрессором
    • Вытеснение
    • Проекция
    • Вымещение
    • Сублимация
    • Компенсация
    • Формирование реакции
    • Обесценивание
    • Отрицание
    • Регрессия
    • Рационализация
    • Инверсия
  • Заключение

Что такое механизмы психологической защиты

Защитные механизмы психики – это неосознаваемые реакции психики на разрушительное воздействие на нее. С помощью них человек помогает сам себе пережить неприятную или травмирующую ситуацию.

Концепцию об основных механизмах психологической защиты разработал З.Фрейд, он же назвал основные виды. Его дочь, А.Фрейд впоследствии продолжила список психологических защит, встречающихся у людей.

Основные виды защитных механизмов психики

Механизмы психологической защиты могут быть межличностными и внутриличностными. К первым относится, например, идентификация с агрессором и инверсия, ко вторым – вытеснение и сублимация. Вид остальных видов по этой классификации зависит от того, присутствует взаимодействие с другим человеком или нет. Так, при рационализации человек может пытаться оправдаться только для самого себя, а может – для окружающих. В первом случае механизм защиты будет внутриличностным, во втором – межличностным.

К механизмам психологической защиты относятся следующие виды:

Идентификация с агрессором

Этот вид психологической защиты личности, по мнению А. Фрейд, возникает в том случае, если человек оказывается рядом с тем, кто обладает перед ним такой властью, с которой невозможно справиться. Сначала он чувствует давление и пытается сопротивляться агрессии в свою сторону, а поняв, что не может победить противника, встает на его сторону- это делается с мыслью о том, что в таком случае не придется терпеть невыносимое поведение по отношению к себе. Еще один вариант – полное подчинение агрессору без попыток противостоять, занятие позиции жертвы.

Например, супруга, имеющая мужа-тирана, оправдывает его словами о том, что он вообще-то, хороший, просто она попадает ему «под горячую руку». Или человек, которому в детстве частенько приходилось терпеть физические наказания, говорит: «Лупили – и правильно делали, зато человеком вырос!». Также ярким примером такого механизма психологической защиты является так называемый Стокгольмский синдром, когда люди, подвергшиеся насилию любого вида, сами подключаются к противоправной и преступной деятельности в отношении других людей.

Вытеснение

Это механизм психологической защиты, вынуждающий человека отправить в бессознательное слишком сильно травмирующие или неприятные воспоминания, мысли, мотивы и чувства, связанные с конкретной ситуацией или человеком. При этом затрачиваются колоссальные силы организма, в результате чего возникают психосоматические расстройства. Кроме того, этот вид защиты не является достаточно надежным, так как воспоминания, находясь в бессознательном, все равно будут вызывать тревогу. Это может проявляться во снах, неприятных телесных ощущениях, при возникновении тех или иных ассоциаций.

Самым простым примером вытеснения может быть ситуация, когда человек забыл сделать то, что делать ему очень не хотелось. Или не может вспомнить имя человека, о котором, вроде бы, достаточно хорошего мнения, но на бессознательном уровне имеет неприятные факты, которые идут в разрез с его собственным мировосприятием.

Более сложный пример – вытеснение мотивов поведения. Например, человек помнит факт о том, что он применил физическое наказание в отношении своего ребенка. Реальным мотивом было то, что малыш мешал ему играть в компьютер, но таковой явно не будет одобрен обществом. Поэтому психика вытесняет этот мотив, заменяя другим, более социально одобряемым с его точки зрения: он мне нагрубил, и пришлось показать ему, что так вести себя неприемлемо.

Проекция

По Фрейду, сущность механизма психологической защиты типа проекции состоит в наделении индивидом других людей социально неодобряемыми качествами, которые на самом деле имеются у него самого. Например, он видит агрессию в действиях и словах собеседника, потому что агрессивен сам.

Вымещение

Это перенос негативного состояния на более слабых и беззащитных окружающих. Самый яркий и распространенный пример – женщина, получившая несправедливый выговор на работе и перенаправившая свой гнев на собственного ребенка, который не может за себя постоять. Такая защита начинает работать и с раннего детства: далее такой незаслуженно обиженный малыш может отправиться рвать книги или шлепнуть ни в чем не повинного кота.

Сублимация

Защитный механизм психики, выступающий условием творческого воображения. То есть он предполагает перенаправление агрессии, волнения, раздражения или другого негативного состояния на физическую нагрузку или творчество. Это один из адекватных и сложных способов психики защититься. Так, рассердившись, человек испытывает сильнейшее переполнение энергией. Ему необходимо ее высвободить, поэтому он начинает заниматься делом: идет в спортзал, берет в руки любимую гитару, встает к мольберту или просто начинает активно прибирать свой дом. В результате энергия тратится на полезное занятие, при этом никто не страдает от негативного воздействия разозлившегося.

Компенсация

Компенсация как механизм психологической защиты предполагает замену неудовлетворяющих факторов в одной жизненной сфере усердным формированием их в другой. Например, человек, испытывающий напряжение в отношениях в семье и на работе, старается заполнить свою жизнь, играя в компьютерные игры, чувствуя себя в них успешным. Психика как бы говорит: на работе быть успешным не получилось, зато уже миллионный уровень в игре.

Формирование реакции

Формирование реакции как механизм психологической защиты – это механизм, который защищает психику от негативного воздействия с помощью усиления противоположного качества. Например, человек, с которым жестоко обращались в детстве, вырастает чрезмерно заботливым, а которому в большой семье часто чего-то не доставалось – альтруистом, который сам готов отдать последнее.

Обесценивание

В психологии это психологическая защита, которая уменьшает значимость проблемы в глазах человека в случае, если мозг считает ее неразрешимой и травмирующей. Например, человек, долго пытающийся стать актером, в течение долгих лет не добивается успеха. В результате чрезмерной усталости организм включает механизм обесценивания, и у индивида появляется мысль о том, что актерство – это не так уж и важно, главное – человеком быть хорошим. А профессия может быть любой. В результате человек может отказаться от своей мечты. Если он найдет новый смысл в жизни, то сможет стать успешным, а если нет, то проведет остаток своих дней «на автомате», с пустотой в душе.

Процесс формирования проявления этого вида механизмов психологической защиты ярко заметен в воспитании малышей. Например, малыш увидел в магазине огромный грузовик и очень захотел, чтобы ему его купили. Он просит, умоляет, представляет и рассказывает, как здорово он будет с ним играть. Бабушка, не желая тратиться на игрушку, говорит: «Зачем тебе этот самосвал? У него, вон, и дверца поцарапана, и веревочку привязать некуда, да и тяжелый он слишком. Пойдем домой, я тебе лучше дам вкусную конфету».

Со временем человек и сам учится обесценивать свои желания в связи, например, с необходимостью экономить. Другая крайность этого механизма заключается в том, что человек в конечном итоге совсем перестает прислушиваться к своим желаниям, плывет по течению и ни к чему не стремится.

Отрицание

К механизмам неосознаваемой психологической защиты относится отрицание. Оно препятствует осознанию факторов, вызывающих тревогу. Обычно эта реакция включается сразу после того, как человек узнал о серьезных неприятностях. Например, он не может поверить в то, что его внезапно уволили с высокооплачиваемой работы или в то, что его обокрали на очень крупную сумму. Выражается обычно такими словами, как: «этого не может быть», «да вы шутите», «ерунда какая-то». Длится такое состояние недолго, в скором времени факт произошедшего осознается, и работа психики продолжается в зависимости от ситуации.

Но некоторые люди продолжают жить в состоянии отрицания долгие годы. Среди них: жены, подвергающиеся семейному насилию и отрицающие, что их муж – тиран; подчиненные, отрицающие самодурство начальника, так как боятся потерять работу. Один из самых страшных примеров такого механизма психологической защиты– мать, потерявшая своего маленького ребенка, продолжающая вести себя так, будто этого не произошло – это состояние уже относится скорее к психическому нарушению на фоне горя.

Регрессия

Вид психологической защиты, возвращающий человека на одну или несколько стадий развития назад. Регрессия ярче всего проявляется у детей: в сильной стрессовой ситуации малыш, уже умеющий говорить, может на время онеметь, уже умеющий ходить – вернуться к ползанью, умеющий есть из ложки – снова потребовать бутылочку. У взрослых этот механизм виден не так четко, но и они могут возвращаться, например, в возраст подростка и проявлять юношеский максимализм, повышенную эмоциональность или явную демонстративность.

Известны случаи, когда взрослый человек на фоне серьезного стресса возвращался в период раннего детства: переставал самостоятельно есть, внятно говорить и ходить. В этом случае можно говорить о патологическом развитии психологической защиты, такие люди оказываются пациентами психиатрической клиники.

Рационализация

Сущность механизма психологической защиты типа рационализации состоит в том, что он заставляет человека объяснить себе сложившуюся ситуацию для того, чтобы снизить угрозу произошедшего для психики. Например, не сдавший экзамен студент не признается себе честно, что он ничего не учил или не понял, а придумывает оправдания: плохо выспался, вышел отвечать не первым, преподаватель был не в настроении, звезды сошлись не у той планеты. Иногда для окружающих эти мысли кажутся очень странными и неправдоподобными, но человек уверен в своей правоте.

Инверсия

Механизм психологической защиты, заставляющий вести себя противоположно тому, что он думает и чувствует. Например, мальчишка, которому нравится девочка, дергает ее за косички, отбирает портфель и кривит ей рожицы, так как стесняется проявить свои чувства и стать отвергнутым среди своих товарищей, которые не желают общаться со сверстницами. Примером в мире взрослых может служить ситуация, когда человек с гомосексуальной сексуальной ориентацией ведет себя в обществе как ярый гомофоб и гетеросексуал. Задача этой защитной реакции – показать окружающим, что данный человек ведет себя социально одобряемо, так как в этом случае личность чувствует себя в относительной безопасности.

Заключение

Если говорить кратко, то механизмы психологической защиты личности позволяют человеку не сойти с ума от стрессов и потрясений, возникающих вокруг. Они помогают и при мелких неприятностях, и при серьезных проблемах. Но чаще всего происходят они неосознанно, в результате чего не всегда работают на пользу своему хозяину. Хорошо бы научиться отслеживать собственные механизмы психологической защиты, при необходимости – усиливать или ослаблять их воздействие, а иногда даже заменить другим видом, например, вместо вымещения использовать сублимацию.

Объяснение защитных механизмов в психологии (+ примеры)

Зигмунд Фрейд (1894, 1896) отметил ряд защит эго, на которые он ссылается в своих письменных работах. Его дочь Анна Фрейд (1936) развила эти идеи и усовершенствовала их, добавив десять своих собственных. Многие психоаналитики также добавили дополнительные типы защиты эго.

Защитные механизмы — это психологические стратегии, которые бессознательно используются для защиты человека от тревоги, возникающей из-за неприемлемых мыслей или чувств. Согласно теории Фрейда, защитные механизмы включают искажение реальности таким образом, чтобы мы могли лучше справляться с ситуацией.

Содержание

10 Защитные механизмы: что это такое и как они помогают нам справляться

Мы используем защитные механизмы, чтобы защитить себя от чувства беспокойства или вины, которые возникают из-за того, что мы чувствуем угрозу, или потому что наше ид или суперэго становится слишком требовательным.

Защитные механизмы действуют на бессознательном уровне и помогают предотвратить неприятные чувства (т. е. тревогу) или сделать приятные вещи приятнее для человека.

Механизмы защиты эго естественны и нормальны. Когда они становятся непропорциональными (то есть используются с частотой), развиваются неврозы, такие как тревожные состояния, фобии, навязчивые идеи или истерия.

Вот несколько распространенных защитных механизмов: Существует большое количество защитных механизмов; основные из них приведены ниже.

Отрицание

Отрицание — это защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, который включает отказ принять реальность, тем самым блокируя внешние события от осознания.

Если ситуация слишком сложна, чтобы справиться с ней, человек может отреагировать отказом воспринимать ее или отрицанием ее существования.

Как вы понимаете, это примитивная и опасная защита – никто не игнорирует реальность и не уходит от нее надолго! Он может работать сам по себе или, чаще, в сочетании с другими, более тонкими поддерживающими его механизмами.

Что является примером отрицания?

Многие люди используют отрицание в своей повседневной жизни, чтобы избежать болезненных чувств или областей своей жизни, в которых они не хотят признаваться.

Например, муж может отказаться признавать явные признаки неверности жены. Студент может отказаться признавать свою явную неподготовленность к экзамену!

Подавление

Подавление — это бессознательный защитный механизм, используемый эго для предотвращения осознания беспокоящих или угрожающих мыслей.

Вытеснение, которое Анна Фрейд также называла «мотивированным забыванием», — это именно то, что не может вспомнить угрожающую ситуацию, человека или событие. Мысли, которые часто подавляются, — это мысли, которые могут привести к чувству вины со стороны Супер-Эго.

Это не очень эффективная защита в долгосрочной перспективе, поскольку она включает в себя вытеснение тревожных желаний, идей или воспоминаний в бессознательное, где они, хотя и скрытые, вызывают тревогу.

Подавленные воспоминания могут проявляться подсознательно и в измененных формах, таких как сны или оговорки («оговорки по Фрейду»).

Что является примером репрессий?

Например, при эдиповом комплексе агрессивные мысли об однополых родителях подавляются и вытесняются в бессознательное.

Проекция

Проекция — психологический защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, при котором человек приписывает нежелательные мысли, чувства и мотивы другому человеку.

Проекция, которую Анна Фрейд также называла смещением вовне, почти полная противоположность обращению против себя. Это связано с тенденцией видеть собственные неприемлемые желания в других людях.

Другими словами, желания остались, но они больше не ваши желания.

Что является примером проекции?

Мысли, которые чаще всего проецируются на других, вызывают чувство вины, такие как агрессивные и сексуальные фантазии или мысли.

Например, вы можете кого-то ненавидеть, но ваше суперэго говорит вам, что такая ненависть неприемлема. Вы можете «решить» проблему, поверив, что они вас ненавидят.

Рабочий объем

Смещение — это перенаправление импульса (обычно агрессии) на бессильную замещающую цель. Целью может быть человек или объект, который может служить символической заменой.

Смещение происходит, когда Ид хочет сделать что-то, чего Суперэго не разрешает. Таким образом, Эго находит другой способ высвобождения психической энергии Оно. Таким образом, происходит передача энергии от вытесненного объекта-катексиса к более приемлемому объекту.

Обращение против самого себя — это особая форма смещения, когда человек становится собственной замещающей целью. Обычно оно используется в отношении ненависти, гнева и агрессии, а не более позитивных импульсов, и это фрейдистское объяснение многих наших чувств неполноценности, вины и депрессии.

Идея о том, что депрессия часто является результатом гнева, который мы отказываемся признавать, принимается многими людьми, как фрейдистами, так и нефрейдистами.

Что является примером перемещения?

Тот, кто чувствует себя некомфортно из-за своего сексуального влечения к реальному человеку, может заменить его фетишем.

Тот, кто разочарован своим начальством, может пойти домой и пнуть собаку, избить члена семьи или сжечь кресты.

Регрессия

Регрессия — это защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, посредством которого эго возвращается к более ранней стадии развития, обычно в ответ на стрессовые ситуации.

Регрессия функционирует как форма отступления, позволяя человеку психологически вернуться в прошлое, к периоду, когда он чувствовал себя в большей безопасности.

Что является примером регрессии?

Когда мы обеспокоены или напуганы, наше поведение часто становится более детским или примитивным.

Ребенок может снова начать сосать палец или мочиться в постель, когда ему нужно провести некоторое время в больнице. Подростки могут безудержно хихикать, когда их вводят в социальную ситуацию с участием противоположного пола.

Сублимация

Сублимация похожа на замещение, но происходит, когда нам удается заменить наши неприемлемые эмоции поведением, которое является конструктивным и социально приемлемым, а не деструктивной деятельностью. Сублимация — один из оригинальных защитных механизмов Анны Фрейд.

Сублимация для Фрейда была краеугольным камнем цивилизованной жизни, так как искусство и наука — это сублимированная сексуальность. (Примечание: это ценностная концепция, основанная на устремлениях европейского общества конца 1800-х годов).

Что является примером сублимации?

Многие великие артисты и музыканты прожили несчастливую жизнь и использовали искусство музыки для самовыражения. Спорт — еще один пример превращения наших эмоций (например, агрессии) во что-то конструктивное.

Например, фиксация на оральной стадии развития может позже привести к поиску орального удовольствия во взрослом возрасте посредством сосания большого пальца, ручки или сигареты. Кроме того, фиксация во время анальной стадии может привести к тому, что человек сублимирует свое желание обращаться с фекалиями с удовольствием от гончарного дела.

Рационализация

Рационализация — это защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, включающий когнитивное искажение «фактов», чтобы сделать событие или импульс менее угрожающим. Мы делаем это достаточно часто на достаточно сознательном уровне, когда находим себе оправдания.

Но многим людям с чувствительным эго придумывать оправдания дается так легко, что они даже не осознают этого. Другими словами, многие из нас вполне готовы поверить в свою ложь.

Что является примером рационализации?

Когда человеку трудно принять ситуацию, он придумает логическую причину, почему это произошло. Например, человек может объяснить стихийное бедствие как «божью волю».

Формирование реакции

Формирование реакции, которую Анна Фрейд назвала «верой в обратное», представляет собой психологический защитный механизм, при котором человек выходит за рамки отрицания и ведет себя противоположно тому, что он или она думает или чувствует.

Сознательное поведение используется для сверхкомпенсации беспокойства, которое человек испытывает по поводу своих социально неприемлемых бессознательных мыслей или эмоций.

Обычно реактивное образование характеризуется преувеличенным поведением, таким как эффектность и навязчивость.

Используя формирование реакции, Ид удовлетворяется, сохраняя эго в неведении об истинных мотивах.

Терапевты часто наблюдают формирование реакции у пациентов, которые утверждают, что твердо во что-то верят и злятся на всех, кто не согласен.

Что является примером формирования реакции?

Фрейд утверждал, что мужчины, имеющие предубеждения против гомосексуалистов, защищаются от собственных гомосексуальных чувств, занимая жесткую антигомосексуальную позицию, которая помогает им убедить себя в своей гетеросексуальности.

Другой пример формирования реакции включает послушную дочери, которая любит свою мать, реагируя на свою Эдипову ненависть к матери.

Интроекция

Интроекция, иногда называемая идентификацией, включает в себя принятие собственных личностных характеристик другого человека, потому что это решает некоторые эмоциональные трудности.

Интроекция очень важна для теории Фрейда как механизм, с помощью которого мы развиваем наши супер-эго.

Что является примером интроекции?

Ребенок, которого часто оставляют одного, может каким-то образом попытаться стать «мамой», чтобы уменьшить свои страхи. Иногда вы можете поймать их на том, что они говорят своим куклам или животным не бояться. И мы видим, что ребенок постарше или подросток подражает своей любимой звезде, музыканту или спортивному герою, пытаясь установить свою идентичность.

Идентификация с агрессором

Идентификация с агрессором — это защитный механизм, предложенный Шандором Ференци и позднее разработанный Анной Фрейд.

Жертва перенимает поведение более могущественного и враждебного по отношению к ней человека.

Интернализируя поведение агрессора, «жертва» надеется избежать жестокого обращения, поскольку агрессор может начать чувствовать эмоциональную связь с жертвой, что приводит к чувству сопереживания.

Что является примером идентификации с агрессором?

Идентификация с агрессором — это разновидность интроекции, которая фокусируется на усвоении не общих или положительных черт, а отрицательных или пугающих черт. Если вы кого-то боитесь, вы можете частично победить этот страх, став более похожим на него.

Ярким примером этого является стокгольмский синдром, когда заложники устанавливают эмоциональную связь со своим захватчиком (ами) и перенимают его поведение.

Пэтти Херст подверглась жестокому обращению со стороны похитителей, однако она присоединилась к их Симбионистской Освободительной Армии и даже приняла участие в одном из ограблений банка. На суде ее оправдали, поскольку она была жертвой стокгольмского синдрома.

Ссылки

Ferenczi, S. (1933). Смешение языков у взрослых и детей (стр. 156-67) .

Фрейд, А. (1937). Эго и механизмы защиты , Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа.

Фрейд, С. (1894). Защитные нейропсихозы . СЭ, 3: 41-61.

Фрейд, С. (1896). Дальнейшие замечания о нейропсихозах защиты . СЭ, 3: 157-185.

Фрейд, С. (1933). Новые вводные лекции по психоанализу . Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа. Стр. xi + 240.

Paulhus, D.L., Fridhandler, B., & Hayes, S. (1997). Психологическая защита: современная теория и исследования. В Р. Хоган, Дж. А. Джонсон и С. Р. Бриггс (ред.), Справочник по психологии личности (стр. 543-579). http://dx.doi.org/10.1016/B978-012134645-4/50023-8

Дополнительная литература

  • Название действия механизма защиты
  • Статья БПС о репрессиях
  • Изучение концепции Ференци об идентификации с агрессором: ее роль в травмах, повседневной жизни и терапевтических отношениях
  • Крамер, П. (2015). Понимание защитных механизмов. Психодинамическая психиатрия, 43(4), 523-552.
  • Механизмы защиты Фрейда и эмпирические данные современной социальной психологии: формирование реакции, проекция, смещение, уничтожение, изоляция, сублимация и отрицание
  • Сводная таблица механизмов защиты

Защитный механизм | Определение, примеры и факты

Зигмунд Фрейд

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Зигмунд Фрейд Анна Фрейд
Похожие темы:
проекция репрессии отрицание сублимация перенос

См. все связанные материалы →

защитный механизм , в психоаналитической теории любой из группы психических процессов, который позволяет разуму находить компромиссные решения конфликтов, которые он не в состоянии разрешить. Этот процесс обычно бессознателен, и компромисс обычно включает в себя сокрытие от себя внутренних побуждений или чувств, которые угрожают понизить самооценку или спровоцировать тревогу. Эта концепция основана на психоаналитической гипотезе о том, что в уме существуют силы, которые противостоят друг другу и борются друг с другом. Этот термин впервые был использован Зигмундом Фрейдом в статье «Нейропсихозы защиты» (189).4).

Некоторые из основных защитных механизмов, описанных психоаналитиками, следующие: разум. Пример можно найти в случае истерической амнезии, при которой жертва совершила или стала свидетельницей какого-либо тревожащего действия, а затем совершенно забыла о самом действии и об обстоятельствах, его окружавших.

  • 2. Формирование реакции – это фиксация в сознании идеи, аффекта или желания, которые противоположны пугающему бессознательному импульсу. Мать, вынашивающая нежеланного ребенка, например, может отреагировать на свое чувство вины за то, что она не хочет ребенка, став чрезвычайно заботливой и чрезмерно защищающей, чтобы убедить и ребенка, и себя в том, что она хорошая мать.

  • 3. Проекция – это форма защиты, при которой нежелательные чувства переносятся на другого человека, где они затем проявляются как угроза со стороны внешнего мира. Обычная форма проекции возникает, когда человек, которому угрожают собственные гневные чувства, обвиняет другого во враждебных мыслях.

  • 4. Регрессия – это возврат к более ранним стадиям развития и принадлежащим им заброшенным формам удовлетворения, вызванный опасностями или конфликтами, возникающими на одной из более поздних стадий. Например, молодая жена может уйти в безопасное место в родительский дом после первой ссоры с мужем.

  • 5. Сублимация – это отклонение или отклонение инстинктивных влечений, обычно сексуальных, в неинстинктивные каналы. Психоаналитическая теория утверждает, что энергия, вложенная в сексуальные импульсы, может быть перенаправлена ​​на погоню за более приемлемыми и даже социально ценными достижениями, такими как художественные или научные усилия.

  • 6. Отрицание – это сознательный отказ признать существование болезненных фактов. Отрицая скрытые чувства гомосексуализма или враждебности или психические дефекты своего ребенка, человек может избежать невыносимых мыслей, чувств или событий.