Механизмы формирования мотивации: Механизмы формирования мотивации

38.Механизмы формирования мотивов.

Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмечнванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив — это то, ради чего совершается действие. Как пра­вило, ради чего-то человек совершает много отдельных действий. Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий — типичное явление. Например, ученик в школе может стремиться к успехам в учебе не только ради желания получать знания, но и ради материального вознаграждения со стороны родителей за хорошие оценки или ради поступления в высшее учебное заведение. Все же, несмотря на Полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивов всегда является ведущим, а другие — второстепенными.

Эти второсте­пенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запус­кают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность. Мотивы порождают действия путем формирования цели. . На­пример, к классу осознаваемых мотивов относятся жизненные цели. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для большинства взрослых. К другому классу относится гораздо большее число мотивов. Следует подчерк­нуть, что до определенного возраста любые мотивы являются неосознаваемыми. Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в особой форме. По крайней мере, таких форм две. Это эмоции и личностные смыслы. Личностный смысл — это другая форма проявления мотивов в сознании. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной субъективной зна­чимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Следует отметить, что именно ведущий мотив обладает смыслообразующей функцией. Мотивы-стимулы не выполняют смыслообразующую функцию, а лишь играют роль дополнительных побудителей и порождают только эмоции.
Другой вопрос — это вопрос о том, как образуются новые мотивы. При анализе деятельности единственный путь — это движение от потребности к мотиву, затем к цели и деятельности. В реальной жизни постоянно происходит обратный процесс, — в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности.

Существующее в настоящее время в пси­хологии представление о физиологии движений были сформулировано и экспе­риментально обосновано выдающимся российским ученым Н. А. Бернштейном. Объектом изучения Бернштейн сделал естественные движения нормального, неповрежденного организма, и, в основном, движения человека. Главное внима­ние в исследованиях Бернштейна было уделено трудовым движениям. Для изуче­ния движений ему пришлось разработать специальный метод их регистрации. До работ Бернштейна в физиологии бытовало мнение, что двигательный акт орга­низуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных цент­рах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия како­го-то стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы, и движение реализуется.

Таким образом, в самом общем виде механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул — процесс его центральной пере­работки (возбуждение программ) — двигательная реакция. Первый вывод, к которому пришел Бернштейн, состоял в том, что на основе такого механизма не может осуществляться хоть сколько-нибудь сложное движе­ние. Если простое движение, например коленный рефлекс, может произойти в ре зультате прямого проведения моторных команд от центра к периферии, то слож­ные двигательные акты, которые призваны решать определенные задачи, так стро­иться не могут. Таким образом, Бернштейн предложил совершенно новый принцип управле­ния движениями, который был назван
принципом сенсорных коррекций.
Таким образом, существует целый перечень факторов, оказывающих непосред­ственное воздействие на ход выполнения движения. Следовательно, центральной нервной системе необходима постоянная информация о ходе выполнения движе­ния. Эта информация получила название сигналов обратной связи. Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует определенная схе­ма осуществления механизмов движения. Она была названа Бернштейном схе­мой рефлекторного кольца. Эта схема основана на принципе сенсорных коррек­ций и является его дальнейшим развитием. Помимо рефлекторного кольца Бернштейн выдвинул идею об уровневом построе­нии движений.
В ходе своих исследований он обнаружил, что в зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи — сооб­щают ли они о степени напряже­ния мышц, об относительном по­ложении частей тела, о предмет­ном результате движения и т. д., — афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры го­ловного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Суть принципа активности состоит в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедея­тельности организма. Принцип активности противопоставляется принципу реак­тивности, согласно которому тот или иной акт — движение, действие — определя­ется внешним стимулом, целенаправленное движение совершаться не может. Если предположить, что цен­тральная программа представлена в организме в виде механизма реализации ак­тивности, то необходимо сделать вывод: принцип активности в конкретно-физио­логическом выражении и признание механизма кольцевого управления движени­ем — это прочно связанные между собой теоретические постулаты. Таким образом, напрашивается следующий закономерный вывод: движение человека есть резуль­тат проявления его активности.

Механизмы формирования биологических мотиваций

База знаний » Психофизиология

4.05.2011

Ведущую роль в формировании биологической мотивации играет гипоталамическая область мозга. Здесь осуществляются процессы трансформации биологической потребности в мотивационное возбуждение, что определяет формирование обусловленного мотивацией поведения.

Трансформация внутренней потребности в мотивационное возбуждение. Внутренняя метаболическая потребность находит свое отражение, прежде всего в деятельности определенных внутренних органов и изменении состава крови.

Нервные и гуморальные сигналы о доминирующей биологической потребности адресуются специальным зонам гипоталамуса.

Свойства мотивационных центров

Центры гипоталамуса обладают рядом свойств.
1. Особенность нейронов гипоталамической области состоит в их функцинациональных контактах с капиллярами и в специфике метаболических процессов. Последнее заключается в том, что каждая группа нейронов гипоталамической области использует в своем нормальном метаболизме только определенные гуморальные факторы и при изменении их содержания избирательно приходит в состояние возбуждения. Таким образом, эти нейроны обладают свойствами рецетпции определенной внутренней потребности.

Благодаря специфическому метаболизму различные участки гипоталамической области и составляют так называемые мотивационные центры. На основе рецепторных свойств мотивациогенные центры гипоталамической области обладают способностью к трансформации внутренней, преимущественно гуморальной, потребности в процесс нервного возбуждения.

2. Процесс возбуждения тмотивационных центров гипоталамуса осуществляется, как правило, ритмически.

3. Гипоталамические мотивациогенные центры имеют обширные связи с другими отделами мозга и в первую очередь с лимбическими и ретикулярными образованиями, а через них — с корой большого мозга. Из этого следует, что возникшее первично в нейронах гипотазамической области мотивационное возбуждение может широко распространяться практически на все области мозга.

Отражение мотивации в электрической активности мозга 

Доминирующая мотивация находит характерное отражение на ЭЭГ. Распространение мотивационного возбуждения на различные структуры мозга происходит градуально в зависимости от выраженности исходной потребности.

При распространении восходящих активирующих влияний гипоталамических мотиваииогенных центров на лимбические структуры мозга у животных проявляются только ориентировочно-исследовательские реакции. При распространении этих влияний на кору мозга животные проявляют целенаправленные мотивационные реакции — употребляют находящуюся перед ними пищу, осуществляют оборонительные реакции и т. д.

Таким образом, в основе биологических мотиваций любого качества лежат восходящие активирующие влияния специфических гипотатамических центров на кору большого мозга. Эти влияния устраняются после удовлетворения потребности. Именно эти восходящие активирующие влияния гипоталамических центров, обусловленные той или иной внутренней потребностью, составляют энергетический компонент мотивационного состояния.

Ключевые слова: Мотивация

Материалы по теме

Понятие внутренней мотивации

Психология менеджмента. Карпов. 2005

Мотивация трудовой деятельности

Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности

Анализ теорий мотиваций

Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.

Новгород: НИМБ, 2003. -…

Патология на уровне мотивационных компонентов волевого акта

Аффилиация в общении: что это такое

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Мотивация труда социальных работников

Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы

Мотивация и личность

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман)

Мотивационный механизм формирования компетенций работника

Автор

Перечислено:

Зарегистрирован:

    Реферат

    Компетентный персонал является основным фактором успешного развития современного предприятия и, следовательно, использование знаний, умений и навыков работника становится приоритетной задачей руководства предприятия. Цель статьи заключается в уточнении элементов компетенций и механизма их формирования и построении на этой основе обобщенного механизма достижения целей работника и предприятия. Для решения этих задач в статье рассматриваются и обобщаются теоретические знания о компетентности персонала и ее использовании для развития предприятия. В статье предлагается комплексный многоуровневый механизм формирования компетенций и механизм достижения целей на основе внедрения компетентностного подхода. Использование предложенного мотивационного подхода на основе компетенций позволит повысить эффективность деятельности как работника, так и предприятия.

    Предлагаемое цитирование

  • Гуцан Александр М., 2013. « Мотивационный механизм формирования компетенций работника
    », Бизнес Информ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НАН (ХАРЬКОВ, УКРАИНА), Харьковский национальный экономический университет, выпуск 11, стр. 240-245.
  • Дескриптор: RePEc:idp:bizinf:y:2013:i:11:p:240_245

    как

    HTMLHTML с абстрактным простым текстом обычный текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    Скачать полный текст от издателя

    URL файла: https://www. business-inform.net/pdf/2013/11_0/240_245.pdf
    Ограничение на скачивание: no
    —>

    Подробнее об этом товаре

    Ключевые слова

    компетенция; персонал; подход; формирование; достижение целей; мотивация;
    Все эти ключевые слова.

    Статистика

    Доступ и статистика загрузки

    Исправления

    Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления, пожалуйста, укажите дескриптор этого элемента:

    RePEc:idp:bizinf:y:2013:i:11:p:240_245 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: https://www.business-inform.net .

    Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.

    У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .

    Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, так как некоторые цитаты могут ожидать подтверждения.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: Хаустова Виктория (адрес электронной почты доступен ниже). Общие контактные данные провайдера: https://www. business-inform.net .

    Обратите внимание, что фильтрация исправлений может занять пару недель. различные услуги RePEc.

    Мотивация личности для успешного функционирования в современных условиях

    Серия: Успехи социальных, образовательных и гуманитарных исследований

    Авторы

    Наталья Иванова * , , Андрусишин Юлия , Паливода Ольга

    Национальная академия Службы безопасности Украины, Киев, Украина

    * [email protected]

    Автор, ответственный за переписку

    Наталья Иванова.

    Ключевые слова
    мотивация личности; формирование мотивации; успешное функционирование; психологический механизм мотивации; мотивация 9Тел. жизни. В статье выделены ключевые положения о психологическом содержании мотивации современной личности к успешной жизни. Отмечается, что в основе формирования мотивации успешной жизни лежат устойчивые доминирующие мотивы личности, но в процессе деятельности мотивы, их иерархия изменяются, поскольку они либо теряют свою значимость, либо трансформируются. Раскрывается психологический механизм мотивации жизни. Он предполагает психическое отражение внешних факторов, преобразование их во внутренние, осознание потребностей, восприятие ценностных ориентаций, в результате чего формируются, актуализируются мотивы деятельности, повышается или понижается уровень организации мотивационной сферы. Рассмотрены экономические и неэкономические методы мотивации, с помощью которых могут и должны использоваться все механизмы мотивации личности (психофизиологические, социальные, психологические, управленческие, поведенческие, нравственные, духовные и др.). Применение этих механизмов в процессе формирования личностной мотивации будет способствовать действию положительных факторов, формированию и актуализации мотивов и позволит минимизировать и нейтрализовать действие отрицательных факторов.

    Copyright
    © 2021 Авторы. Опубликовано Atlantis Press SARL.
    Открытый доступ
    Это статья в открытом доступе под лицензией CC BY-NC.