Ммил интерпретация и заключение по березиной: 2.1.4. Методика многостороннего исследования личности (ммил) по ф.Б. Березину

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. Структура, основы интерпретации, некоторые области применения

  1. Файлы
  2. Академическая и специальная литература
  3. Психологические дисциплины
  4. Психодиагностика
  5. Профессиональные тесты и методики

Психодиагностика

  • Любительские тесты

  • Общая психодиагностика

  • Практикум по психодиагностике

  • Профессиональные тесты и методики

  • Психометрия

  • формат djvu
  • размер 3. 08 МБ
  • добавлен 27 сентября 2016 г.

Предисл. Т. Барлас. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Березин Феликс Борисович, 2011. — 320 с.

Представлены сведения о разработке и стандартизации методики многостороннего исследования личности. Основы интерпретации профиля методики даны применительно к оценке особенностей личности, актуального психического состояния, вариантов психопатологических синдромов с учетом психологической динамики и ведущих психологических защит. Рассматривается и использование методики в подростковом и юношеском возрасте. Описывается ее применение для оценки психофизиологических соотношений, психосоматических расстройств, терапевтической динамики. Приводятся данные об адекватности методики для изучения психической адаптации, для психиатрического скрининга и мониторинга психического состояния, исследования зависимости между особенностями личности и успешности профессиональной деятельности.


Предназначена для психологов, психиатров, психотерапевтов, специалистов, работающих в области психогигиены, профессионального отбора и профориентации.
Третье издание книги дополнено новыми данными, а также главой, посвященной интерпретации 16-факторного теста Кеттелла, и примерами совместной интерпретации Методики многостороннего исследования личности и теста Кеттелла.

Предисловие научного редактора
Предисловие к третьему изданию
Введение
Об анкетных методах исследования личности
Тест MMPI
Общие сведения
Выбор утверждений
Стандартизация и валидизация
Основные шкалы теста
Оценочные шкалы теста
Измерение результата
Разработка и стандартизация методики многостороннего исследования личности
Проблемы адаптации теста
Модификация и рестандартизация
Стандартизация методики многостороннего исследования личности
Процедура стандартизации
Результаты стандартизации
Модификация MMPI (MMPI-2) и ее сопоставление с методикой многостороннего исследования личности (раздел написан Ф. Б. Березиным и Т.В. Барлас)
Методика проведения исследования
Основы интерпретации


Оценочные шкалы
Шкала L
Шкала F
Шкала К
Клинические шкалы
Шкалы невротической триады
Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции
Первая шкала. Соматизация тревоги
Третья шкала. Вытеснение факторов, вызывающих тревогу
Четвертая шкала. Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении
Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера
Шестая шкала. Ригидность аффекта
Седьмая шкал. аФиксация тревоги и ограничительное поведение
Восьмая шкала. Аутизация
Девятая шкала. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции
Нулевая шкала. Социальные контакты
Некоторые аспекты применения методики многостороннего исследования личности в подростковом и раннем юношеском возрастах
Применение методики многостороннего исследования личности у подростков
Применение методики многостороннего исследования личности в юношеском контингенте
Методика многостороннего исследования личности в психофармакологических и психофизиологических исследованиях

ММИЛ как метод объективной оценки психофармакологического эффекта
Использование методики многостороннего исследования личности для изучения психофизиологических соотношений
Психофизиологические соотношения при различных уровнях поражения лимбико-гипоталамо-ретикулярного комплекса
Применение методики многостороннего исследования личности при изучении психосоматических расстройств
Применение методики многостороннего исследования личности для изучения психической адаптации. Психиатрический скрининг и мониторинг психического состояния
Общие положения
Психиатрический скрининг и группы психического здоровья
Исследование популяций в условиях адаптационной напряженности
Успешность деятельности и особенности личности
Общие положения
Успешность деятельности в стабильных условиях
Успешность деятельности в динамичных ситуациях, связанных с принятием и реализацией решений
Снижение эффективности деятельности в связи с нарушением трудоспособности
16-факторный личностный тест Кеттелла и его соотношение с методикой многостороннего исследования личности
Факторы первого порядка
Фактор «A»
Фактор «В»
Фактор «С»
Фактор «Е»
Фактор «F»
Фактор «G»
Фактор «H»
Фактор «I»
Фактор «L»
Фактор «М»
Фактор «N»
Фактор «О»
Фактор «Q l»
Фактор «Q 2»
Фактор «Q 3»
Фактор «Q 4»
Факторы второго порядка
Первый фактор второго порядка
Второй фактор второго порядка
Третий фактор второго порядка
Четвертый фактор второго порядка
Приложение
Примеры совместной интерпретации Методики многостороннего исследования личности и -факторного теста Кеттелла
Заключение
Список литературы

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Психологические характеристики культуры безопасности работников нефтеперерабатывающей компании

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.126-137

Кузьмин А.Ю. Родионова Е.А.

подробнееСкачать PDF

312

Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.114-125

Васягина Н.Н. Баринова Е.С. Григорян Е.Н. Шемпелева Н.И.

подробнееСкачать PDF

307

Применение культурно-исторической методологии к анализу анамнеза группы мальчиков-подростков с самоповреждающим поведением

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.101-113

Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И.

подробнееСкачать PDF

332

Роль взаимоотношений подростков с социальным окружением как фактор защиты от рисковых форм поведения

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.88-101

Булычева Е.В.

подробнееСкачать PDF

244

Анализ психофизиологических механизмов и подходов в коррекции звукопроизношения

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.77-87

Морковина А.Д. Шевченко А.О. Строганова В.В. Вартанов А.В.

подробнееСкачать PDF

246

Новые подходы в постановке и решениях проблемы сознания

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.66-76

Акопов Г.В.

подробнееСкачать PDF

118

Связь установок гендерного неравенства у партнеров и эмоциональных состояний женщин в близких отношениях

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.55-65

Опекина Т.П. Шипова Н.С. Крюкова Т.Л.

подробнееСкачать PDF

131

Влияние гормональной терапии на субъективное качество жизни у транссексуалов

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.44-54

Кумченко С.К. Тхостов А.Ш. Рассказова Е.И.

подробнееСкачать PDF

121

Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.32-43

Данилова М.В.

подробнееСкачать PDF

189

Профиль интеллекта и личностные особенности у взрослых пациентов с высокофункциональным аутизмом

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.18-31

Козунова Г.Л. Новиков А.Ю. Чернышев Б.В.

подробнееСкачать PDF

135

Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями праксиса при поражениях головного мозга различной этиологии

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.3-17

Баулина М.Е. Варако Н.А. Зинченко Ю. П. Ковязина М.С. Микадзе Ю.В. Скворцов А.А. Фуфаева Е.В.

подробнееСкачать PDF

155

Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.132–143

Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.

подробнееСкачать PDF

702

Система профессиональной подготовки психологов МЧС России

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131

Шойгу Ю. С.

подробнееСкачать PDF

555

Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.102–115

Лобанова Т. Н.

подробнееСкачать PDF

370

Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.91–101

Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.

подробнееСкачать PDF

885

Производство березовой смолы не доказывает сложности поведения неандертальцев

1. Roebroeks W., Soressi M., Неандертальцы пересмотрены. проц. Натл. акад. науч. США. 113, 6372–6379 (2016). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

2. Козовик П. Р. Б., Соресси М., Помстра Д., Лангежанс Г. Х. Дж., Экспериментальные методы палеолитической сухой перегонки бересты: последствия для происхождения и развития неандертальского клея технологии. науч. Респ. 7, 8033 (2017). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

3. Рэгг Сайкс Р. М., «Увидеть мир в инструменте с рукояткой: композитная технология из березовой смолы, познание и память у неандертальцев» в книге «Поселение, общество и познание в эволюции человека: ландшафты в сознании», Коуард Ф., Хосфилд Р. ., Поуп М., Венбан-Смит Ф., ред. (Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2015 г.), стр. 117–137. [Google Scholar]

4. Mazza P., et al., Новое палеолитическое открытие: каменные орудия с дегтярным черенком в европейских костеносных пластах среднего плейстоцена. Дж. Археол. науч. 33, 1310–1318 (2006). [Академия Google]

5. Коллер Дж., Баумер У., Маниа Д., Высокие технологии в среднем палеолите: обнаружена смола, изготовленная неандертальцами. Евро. Дж. Археол. 4, 385–397 (2001). [Google Scholar]

6. Павлик А., Тиссен Дж., Проект «Палеолитические исследования в долине Инде». кв. науч. Дж. 60, 66–77 (2011). [Google Scholar]

7. Грюнберг Дж. М. Среднепалеолитическая берестяная смола. Античность 76, 15–16 (2002). [Google Scholar]

8. Осипович Г. Способ производства древесной смолы без использования керамики. Реконстр. Эксп. Археол. ЕвроРЕА 2, 11–17 (2005). [Академия Google]

9. Пиотровски В., «Опыты с дегтем и смолой в музее Бискупина» в журнале «Эксперимент и дизайн». Археологические исследования в честь Джона Коулза, Хардинг А.Ф., изд. (Oxbow Books, Оксфорд, Оквилл, 1999), стр. 148–155. [Google Scholar]

10. Weiner J., Praktische Versuche zur Herstellung von Birkenpech. Археологический корреспонденцблатт 18, 329–134 (1988). [Google Scholar]

11. Грум П., Шенк Т. , Педерсен Г. М. Экспериментальные исследования в области сухой керамической перегонки дегтя Betula pubescens (береста пушистая). Археол. Антропол. науч. 7, 47–58 (2015). [Академия Google]

12. Kurzweil A., Todtenhaupt D., Technologie der Holzteergewinnung. Акта Преисторика и Археология 23, 63–91 (1992). [Google Scholar]

13. Палмер Ф., Die Entstehung von Birkenpech in einer Feuerstelle unter paläolithischen Bedingungen. Рукавица Гэс. Ургеш. 16, 75–83 (2007). [Google Scholar]

14. Шенк Т., Грум П. Производство керамической смолы из коры Betula pubescens (пушистая береза) с использованием простых выпуклых структур. Жизнеспособная техника неандертальцев? Археол. Антропол. науч. 10, 19–29 (2018). [Google Scholar]

15. Помстра Д., Мейер Р. Производство березовой смолы по технологии охотников-собирателей: возможность. Бык. Первобытная техника. 40, 69–73 (2010). [Google Scholar]

16. Павлик А. Ф., «Литика в действии» в материалах конференции по каменным исследованиям 2000 г. , Уокер Э. А., Венбан-Смит Ф., Хили Ф., ред. (Oxbow Books, Оксфорд, 2004 г.), стр. 169–179. [Google Scholar]

17. Dal Ri L., Tecchiati U., Una distilleria per la pece della Fine dell’età del bronzo dal lago di Ledro nel Trentino (loc. Longhini-Assat), Attraverso le Alpi, Schneckenburger G. , Эд. (Konrad Theiss Verlag, Штутгарт, 2003 г.), стр. 175–181. [Академия Google]

18. Павлик А., Die mikroskopische Analyze von Steingeräten: Experimente — Auswertungsmethoden — Artefaktanalyse (Archaeologica Venatoria, Tübingen, 1995). [Google Scholar]

19. Холлоуэй П. С., Александр Г., Этноботаника региона Форт-Юкон, Аляска. Экон. Бот. 44, 214–225 (1990). [Google Scholar]

20. Kozowyk P.R.B., Langejans G.H.J., Poulis J.A. Испытание охры и пчелиного воска на сдвиг внахлестку и на удар в экспериментальных составных клеях среднего каменного века. PLoS один 11, e0150436 (2016). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Козовик П. Р. Б., Пулис Дж. А., Лангежанс Г. Х. Дж., Лабораторные испытания на прочность клеев из сосновой древесины и бересты: первое исследование свойств материала смолы. Дж. Археол. науч. Респ. 13, 49–59 (2017). [Google Scholar]

22. Рагеот М. и др. Производство берестяной смолы: экспериментальные и биомолекулярные подходы к изучению обычного и широко используемого доисторического клея. Дж. Археол. Теория метода 26, 276–312 (2019). [Google Scholar]

23. Красуцкий П. А. Исследования и разработки в области бересты. Нац. Произв. Респ. 23, 919–942 (2006). [PubMed] [Google Scholar]

24. Grünberg J., Gratsch H., Baumer U., Koller J., Utersuchung der mittelpaläolithischen “Harzreste” von Königsaue, Ldkr. Ашерслебен-Штасфурт. Jahresschrift für mitteldeutsche Vorgeschichte 81, 7–38, (1999). [Google Scholar]

25. Modugno F., Ribechini E., Colombini M.P. Химическое исследование тритерпеноидных смолистых материалов в археологических находках с помощью масс-спектрометрии с электронной ионизацией и газовой хроматографии/масс-спектрометрии. Быстрое общение. Масс-спектр. 20, 1787–1800 (2006). [PubMed] [Академия Google]

26. Эвелинг Э. М., Херон С. И., Идентификация берестяной смолы на мезолитическом стоянке Стар Карр. Анк. биомол. 2, 69–80 (1998). [Google Scholar]

27. Нойбауэр-Заурер Д., «Birkenpechproduktion im Neolithikum (ein mögliches verfahren)» в материалах Первого международного симпозиума по древесной смоле и смоле, Бжезинский В., Пиотровский В., под ред. (Государственный археологический музей, Варшава, 1997), стр. 41–44. [Google Scholar]

28. Столарчик Р. Э., Шмидт П., Является ли ранняя термообработка силкрита новым поведенческим показателем в среднем каменном веке? PLoS один 13, e0204705 (2018). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

29. Поллард А. М., Херон К., Археологическая химия (Королевское химическое общество, Кембридж, 2008), 438 стр. [Google Scholar]

30. Бархам Л., Из рук в руки: Первая промышленная революция ( Oxford University Press, Oxford, 2013), 384 стр. [Google Scholar]

31. Dibble H.L., Sandgathe D., Goldberg P., McPherron S., Aldeias V. Были ли западноевропейские неандертальцы способны добывать огонь? J. Палеолитический археол. 1, 54–79 (2018). [Google Scholar]

32. Соренсен А. К., О взаимосвязи между климатом и использованием огня неандертальцами во время последнего оледенения на юго-западе Франции. кв. Междунар. 436, 114–128 (2017). [Академия Google]

33. Прайс Э. Э., Ламбет С. П., Шапиро С. Дж., Уайтэн А. Мощный эффект обучения через наблюдение на создание инструментов шимпанзе. проц. Р. Соц. Б 276, 3377–3383 (2009). [Статья бесплатно PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Köhler W., Intelligenzprüfungen an Menschenaffen (Springer-Verlag, Berlin, 1963), 234 стр. [Google Scholar]

35. Bandini E., Tennie C ., Спонтанное повторение «зачерпывания», дикого поведения с использованием инструментов, у наивных шимпанзе. PeerJ 5, e3814 (2017). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

36. Нидл Д., Оллритц М., Тенни К. Уборка пищи у горилл: социальное обучение возможно, но не необходимо. PLoS один 12, e0188866 (2017). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

37. Тенни С., Премо Л. С., Браун Д. Р., Макферрон С. П., Ранние каменные орудия и культурная передача: сброс нулевой гипотезы. Курс. Антропол. 58, 652–672 (2017). [Google Scholar]

38. Бойд Р., Ричерсон П.Дж., Культура и эволюционный процесс (University of Chicago Press, Chicago, 19).88). [Google Scholar]

39. Reindl E., Apperly I., Beck S., Tennie C. Маленькие дети копируют кумулятивный технологический дизайн в отсутствие информации о действиях. научный представитель 7, 1788 (2017). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

40. Corbey R., Jagich A., Vaesen K., Collard M., Acheulean handaxe: больше похоже на птичью песню, чем на мелодию Beatles? Эвол. Антропол. 25, 6–19 (2016). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Tennie C., Braun D.R., Premo L. , McPherron S.P., «Испытание островом кумулятивной культуры в палеолите» в The Nature of Culture, Haidle M.N., Конард Н.Дж., Болюс М., ред. (Спрингер, 2016), стр. 121–133. [Академия Google]

42. Павлик А., Тиссен Дж., Арматура с рукоятью и конструкция многокомпонентных орудий на микокском месторождении Инден-Альтдорф, Германия. Дж. Археол. науч. 38, 1699–1708 (2011). [Google Scholar]

43. Rageot M., et al., Эксплуатация продуктов пчеловодства, растительных экссудатов и смол на Корсике в раннем железном веке. Археометрия 58, 315–332 (2016). [Google Scholar]

Доисторический суперклей может рассказать об экспериментах неандертальцев 200 000 лет назад — археология

Клей — великолепная вещь. Hafting, что означает прикрепление рукояти к таким инструментам, как каменные топоры, был гигантским шагом вперед для человечества. Представьте, что вы пытаетесь срубить дерево или даже побег бамбука топором 9.0091 без ручки . Теперь голландские исследователи экспериментально показали, что когда неандертальцы использовали березовую смолу в качестве клея для рукоятей в Италии почти 200 000 лет назад, это действительно было их лучшим вариантом. Это наводит на мысль, что они пробовали и другие возможности, в процессе, который мы бы назвали экспериментом.

Смола, выделяющаяся из сосныПредоставлено: Пол Козовик , пишет в Journal of Human Evolution. Другой альтернативой является битум (природное липкое вещество), который встречается нечасто, хотя он использовался в качестве клея в Сирии каменного века. Таким образом, мы можем предположить, что неандертальцы сознательно решили производить и использовать березовую смолу, что вызывает вопрос о том, как они пришли к такому выводу и что это означает для их способностей.

Отпечаток пальца неандертальца

Самая ранняя рукоять, найденная до сих пор, датируется примерно 300 000 лет назад в Германии и Франции и, по-видимому, представляла собой простое расклинивание. Около 100 000 лет спустя неандертальцы, жившие на территории современного карьера Кампителло в Италии, производили березовую смолу и использовали ее для перетяжки.

Дополнительные, но более поздние находки березовой смолы были сделаны в Инден-Альтдорфе, Германия, возможно, около 120 000 лет назад; в Крыму, возможно, около 80 000 лет назад; в Кенигзауэ, также в Германии, возможно, около 70 000–80 000 лет назад. Удивительно, но на кусочке смолы из Кёнигсауэ есть отпечаток большого пальца — мало кто сомневается, что это неандерталец.

Превращение бересты в смолу требует обработки и требует нового рассмотрения умных способностей неандертальцев 200 000 лет назад на нескольких уровнях.

Во-первых, как из бересты делали смолу? Первоначально предполагалось, что дистилляция берестяной смолы будет технологически сложной задачей, включая нагревание в анаэробных условиях, что означало бы, что неандертальцы обладали развитыми умственными способностями.

  • Кость большого пальца орла со следами порезов, найденная в Испании, поддерживает символическую культуру неандертальцев
  • Мы заразили неандертальцев до смерти?
  • Если он крякает, как Homo Sapiens

Однако отдельное исследование, опубликованное в этом году, предполагает, что это не обязательно так. Все, что нужно было неандертальцам, — это положить кору на камень и медленно сжечь ее, утверждал Патрик Шмидт из Тюбингенского университета в Германии и другие, которые сделали именно это и произвели прекрасную березовую смолу. Это не значит, что неандертальцы не были такими умными, как мы, чудеса эволюции, но это значит, что им не нужно было быть такими, чтобы делать березовую смолу.

Смола капает из естественных ран на хвойном дереве. Предоставлено: (c) Пол Козовик

Теперь Козовик и Пулис вернулись с новой статьей, тестирующей свойства потенциальных доисторических клеев — и пришли к выводу, что береза ​​лучше всего подходит.

Настоящая статья не о том, что неандертальцы были умны, как пуговицы, или звери с птичьим мозгом, или где-то посередине. Но, пытаясь разрешить загадку умственных способностей неандертальца, Козовик и Пулис отмечают, что над свойствами и качествами доисторического клея было проделано мало работы. И чем больше мы знаем, тем лучше мы подготовлены для оценки качеств создателей.

Таким образом, исследователи проверили адгезионные и физические свойства березовой смолы, изготовленной с использованием средств, доступных неандертальцам, и пришли к выводу, что среди ресурсов, доступных древним, это был наиболее подходящий материал для изготовления ремней.

Хотя они и не упоминают об этом в своей работе, их вывод может подкрепить их первоначальное утверждение о том, что неандертальцы все-таки были довольно продвинутыми, основываясь на использовании ими превосходного клея.

Конечно, неандертальцы могли использовать березовую смолу, а не сосновую смолу, это могло быть совпадением. Но также вероятно, что они были способны к предусмотрительности и планированию, а также приобрели опыт и знания о доступных им ресурсах — сосновой смоле или березовой смоле.

Смола, извлеченная из сосны, также использовалась в качестве доисторического клея, но она не была такой универсальной или стойкой, как берестяная смола. Предоставлено: Сьюзен Монтойя Брайан, AP

Чем смола, полученная из бересты, превосходит сосновую? Она более универсальна, имеет лучшие рабочие свойства и более многоразовая, чем сосновая смола, пишут они, основываясь на тестах на твердость, реологию (как она течет) и термогравиметрическом анализе (как изменяется ее масса при нагревании и охлаждении).

Можно предположить, что неандертальцы пробовали и то, и другое: «По крайней мере, 50 000 лет назад они это делали», — говорит Козовик «Гаарец».

Смола сосны оказалась более сложным в обращении веществом, чем березовая смола. Козовик и Пулис пришли к выводу, что сосновая смола более полезна при смешивании с пчелиным воском, но в любом случае она ограничена «золотой серединой», в которой ее лучше всего использовать. Берестяная смола была более универсальной и менее подвержена влиянию перегрева или холода. На одном конце температурной радуги реологические испытания показали, что клеи из березовой смолы лучше всего склеиваются при низких температурах окружающей среды от 0 до 25 градусов Цельсия, тогда как клеи на основе сосновой смолы становятся хрупкими в этом диапазоне температур.

Березовая смола также работает лучше при более высоких температурах — очень высоких температурах. После 30 минут выдержки при 70 градусах Цельсия (к счастью, это еще не средняя температура окружающей среды), реологические свойства смолы почти не изменились, а клей на основе смолы затвердел. Это означает, что смолу можно нагревать снова и снова, не повреждая ее, в отличие от смолы.

Вывод: Что касается палеолитических клеев, березовая смола более универсальна, менее деликатна и в целом более полезна, чем сосновая смола, хотя она также использовалась для изготовления рукояток — намного позже и в других местах.

Реплика наконечника копья с берестяной смолой рядом с рулоном бересты и кусочком берестяной смолы. Предоставлено: Пол Козовик / Lab for Artefact

Вполне вероятно, что местные неандертальцы, жившие 191 000 лет назад в Италии, экспериментировали с обоими и решили инвестировать в производство берестяной смолы.

Использование берестяной смолы еще не доказывает, что неандертальцы обладали развитыми когнитивными способностями, но это не соответствует действительности.

Зажги мой собственный огонь

Другие свидетельства развития неандертальцев в позднем плейстоцене остаются столь же интригующими, хотя и противоречивыми. В недавней статье постулируется, что неандертальцы знали не только, как использовать огонь, но и как его зажечь.

Аргумент об их пиротехнических возможностях, а не о том, что они помогают себе сжигать кусты, подожженные молнией, является косвенным: в Армении исследователи сообщают о свидетельствах интенсивного использования огня в то время, когда не характерны интенсивные лесные пожары. Также в пользу неандертальской пиротехнологии говорят блоки диоксида марганца, которые считаются доисторическими источниками огня. Но во Франции в отдельном исследовании интенсивное использование огня коррелировало с более теплым временем, когда лесные пожары, по-видимому, не были редкостью. Как бы то ни было, авторы постулируют, что гоминины научились разводить огонь несколько раз в разных местах в течение среднего плейстоцена.

Итак, выводов нет. Но новое исследование раздувает доисторический огонь, отмечая, что неандертальцы, возможно, были особенными в выборе клея. Зачем довольствоваться некачественной сосновой смолой, когда можно сделать суперклей, производство которого не обязательно требует доисторической печи, как считалось раньше, но не является тривиальной задачей?

Козовик отмечает, что деготь можно было первоначально обнаружить (и открыть заново), просто наблюдая за частично сгоревшим рулоном бересты, который можно было использовать для разжигания огня, или, как описывают Шмидт и др.