Способы разрешения конфликта учитель ученик: Конфликты между учителем и учеником: причины и способы решения

Позитивное решение конфликта в семье и школе

«Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виновата была только одна сторона».
Ф. Ларошфуко

Как только слышишь слово конфликт, сразу же возникает ощущение противоборства. Кто с кем и за что будет бороться, а значит конфликтовать? Мы знаем, что конфликты бывают политические, финансовые, экологические, духовные, психологические. Конфликты бывают военные, которые предполагают способ разрешения возникших социальных противоречий с использованием вооружённых сил. Мне бы хотелось поговорить о конфликтах, которые возникают иногда на пустом месте и не требуют к своему решению подключение каких- то серьёзных правовых организаций. Это конфликты между детьми и родителями, между учителями и учениками. Это те конфликты, которые портят жизнь, разрушают межличностные отношения, мешают учиться, влияют на формирование характера ребёнка. С конфликтом необходимо бороться. Только как? Существуют ли какие — то правила, по которым идёт эта борьба.

Есть ли правые и виноватые в конфликте, может ли родитель или учитель считать себя победителем. Ну, сначала о самых родных людях – родителях и детях. Кажется, какие конфликты могут быть между теми, кто любит друг друга? Бывают, да ещё какие! Все родители любят своих детей, только любят по-разному.

Прежде чем давать советы родителям и учителям мне хотелось бы выделить ключевое слово в проблеме, которую мы хотим рассмотреть. Это слово КОНФЛИКТ (confliktus) – столкновение разнонаправленных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов, выраженных в обострённой, жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо не совпадение интересов, желаний. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Способами разрешения конфликта могут быть проявление эмпатии, «третейского судьи», ультиматум, подавление, шутка, компромисс. Конфликт рождается не на пустом месте и часто не является конфликтом , может разрешиться очень быстро если удаётся использовать самый лучший способ — это свести всё к шутке, снять эмоциональное напряжение.

Есть факторы, обуславливающие возникновение конфликтов:

  1. Столкновение интересов и потребностей;
  2. Ожидания и возможности;
  3. Иррациональность;
  4. Отчуждение личности.

Возникновение межличностных конфликтов объясняется индивидуальными особенностями характеров. Дети воспринимают всё эмоционально. Маленькие более, старшие менее, но всё равно эмоционально. Взрослые, критически мысля, всё просчитывают вперёд – рационально.

Способы разрешение конфликта:

  1. Силой;
  2. Через компромисс;
  3. Уход от конфликта.

В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. В воспитании нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают учащиеся в процессе своего личностного развития. Это развитие требует от них большого физического и нервно – психического напряжения, причём напряжение это усугубляется тем, что им не только постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, но и зачастую изменять и совершенствовать сложившиеся стереотипы поведения. Естественно одни учащиеся эти трудности и неудачи преодолевают сравнительно легко, других они приводят к срывам и неудачам. Если эти срывы и неудачи повторяются и приобретают определённую устойчивость, то ожидание радости успехов сменяется разочарованием, что, как правило, ведёт к пассивности учащихся и психологическому дискомфорту. Указанный дискомфорт может усиливаться, если вместо помощи учащийся, как это иногда встречается, подвергается различным проработкам, упрёкам. Нельзя в этом случае не усматривать определённого смысла в том народном изречении, которое гласит: «предположить порок- значит, создать его».


П.П. Блонский считал, что в этих случаях нужно бороться не с учеником, имеющим недостатки, а вместе с учеником бороться против его недостатков. Ну, например, если ученик, отстаёт по каким – либо предметам, нет смысла читать ему мораль, нужно просто оказать ему конкретную помощь учителя. Что бы он мог исправить плохую оценку, а самое главное хорошо подготовится к уроку. Дать ему почувствовать успех, пережить радость от хорошего ответа на уроке, укрепить чувство собственного достоинства.

В конфликте необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Дух школы определяется стилем отношений учителей и учеников. Но этот стиль не возникает сам по себе. Его нужно целенаправленно формировать, так как трудно представить педагогический коллектив, где все педагоги были бы спокойные, доброжелательные люди. Научные исследования подтверждают тот факт, что через 15-20лет работы в школе у учителя наступает «профессиональное выгорание». К сожалению, очень часто отношение учителя к ученику определяется успехами в учении, а к учителю со стороны учеников тем, как он преподаёт.

Вот в этом и кроется самая главная проблема конфликтов, которые возникают между учителем и учеником. Учителю необходимо научиться смотреть на ученика в другом ракурсе, «другими глазами» Л.Г.Федоренко в своей книге «Толерантность в общеобразовательной школе» высказала замечательную фразу «Школы хороши лишь настолько насколько хороши в них учителя.»

Как часто, вместо того чтобы внимательно выслушать ученика, учитель может прервать его и начать высказывать критические замечания. Вместо благожелательного отношения к себе ученик слышит осуждение, критику, к сожалению, учитель может позволить себе обозвать ученика. Всё это создаёт конфликтную ситуацию. Поведение учителя многое говорит ученикам о том, как на самом деле относится к ним учитель. А для ученика очень важна улыбка учителя, одобряющий взгляд. Можно сказать учителям «Поступайте так или иначе», но ведь на каждый случай совет предусмотреть нельзя. Хочу только дать один совет, из практики работы, который будет пригоден при любом конфликте между учителем и учеником. Учитель не дай возможности развиться конфликту, погаси его сразу — же мирным путём! Но обязательно разберись в побудительных причинах зарождения конфликта.

Учитель, обязательно изучай законы тех психических явлений, которыми ты хочешь управлять и поступай согласно этим законам.

Заканчивая свою статью, я хотела бы привести слова С.Т.Шацкого: « ….Лучшее средство в деле воспитания – это дать проявиться в душе ребёнка, какому – нибудь хорошему чувству, и, смотря по силе этого проявления, на душе тогда останется более или менее глубокий след, память о пережитом, которая направляет волю. Пусть узнают дети про себя, как они могут быть честны, искренни, благородны, просты, добры, деятельны… Пусть они запомнят хорошее движение своей натуры и станут верить себе. Это очень важно».

Л.П. Фомина

Конфликты с учителем: 5 способов решения

К Дню Учителя выясняем, как помочь ребенку решить проблемы в школе без вреда для детской психики.

В сознании ребенка младшего школьного возраста учитель — самый главный и самый важный человек в мире. От него зависит самооценка маленького ученика: если учитель недоволен, ребенок искренне считает себя плохим и неспособным ни на что, а если хвалит — расцветает от ощущения собственной успешности. Что делать, если отношения с учителем не складываются? Ищем решения.

Причины конфликтов

    По большому счету, виноваты только взрослые: с одной стороны, учителя, которые часто не обладают достаточным умением и желанием вникнуть в суть поведения ребенка, а с другой, — родители, которые редко пытаются разобраться в истинных источниках проблем.

  1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом — угрозу своему авторитету.
  2. Подросток самоутверждается в коллективе путем противостояния учителю. Для некоторых из детей такой способ завоевать уважение одноклассников — самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, который не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выходит из себя.
  3. Учитель особенно много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребенок еще не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени «переползают» и в среднюю.
  4. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тревожные симптомы

Напряженные отношения с учителем — очень травмирующая ситуация, причем не только в начальной школе, но и в средней, и даже в старшей. Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко.

Реальная история

Андрей, папа 13-летнего Алексея:

«Лешка вдруг стал худеть. Сначала мы вроде радовались, потому что он у нас пухлый с детства, а потом поняли: что-то не то. Вечерами он сидел у себя в комнате, что-то делал на компьютере, перестал с друзьями общаться. С нами стал меньше разговаривать, не смеялся, как раньше. Мы списали все на подступающий переходный возраст. А потом, разговорившись с мамой его одноклассника, неожиданно узнали о конфликте, который уже давно, несколько месяцев, существует между Лешкой и учителем физкультуры. Мальчишка прогулял пару занятий, учитель его высмеял при всех — и пошло-поехало… В итоге нам пришлось обращаться к психологам, у сына появилась бессонница, и в школу он ходить отказывался вообще. .. И в середине года мы перевели его в другую школу, подальше от стрессовой ситуации».

Признаки серьезных проблем в школе:

  • Резкая смена поведения. Например, активный и жизнерадостный ребенок вдруг становится замкнутым и молчаливым, а ласковый — начинает ужасно грубить.
  • Неадекватные реакции на привычные слова и действия. Ребенок может втягивать голову в плечи в ответ на обращение к нему, пугаться телефонного звонка или будильника, заслоняться, будто защищаясь от ударов, при попытках прикоснуться к нему и т. д.
  • Потеря интереса к учебе, нежелание посещать школу, отказ делать домашние задания, при этом понижается самооценка: «У меня нет способностей к математике» или «Я не собираюсь быть программистом».
  • На вопрос о каком-то предмете или учителе изменяется в лице, становится грубым и агрессивным, отказывается рассказывать что-либо.
  • Записи о плохом поведении на уроке сделаны чаще всего одним и тем же учителем.

причины конфликтов

5 шагов к решению проблем

Главная задача родителей — не просто избавление сына или дочки от проблем, а помощь в приобретении опыта цивилизованного решения конфликтов. И оттого, какие шаги вы предпримете вместе с ребенком, зависит его поведение во взрослой жизни: в разговорах с начальством, с беспокойными соседями, с супругом.

Шаг 1: Выслушайте ребенка

Не мешайте ребенку выражать свои эмоции. Сначала скажите, что вы в курсе: «Мне кажется, вы с Марией Ивановной в конфликте», — а затем четко определите задачу: «Я хочу знать, что ты об этом думаешь». Постарайтесь сдержаться и не одергивать: «Не смей так говорить о взрослом человеке!» или оценивать: «Учитель прав, а ты нет». Если ребенку трудно выражать свои чувства (что часто бывает с младшеклассниками), попробуйте помочь ему с формулировками: «Тебе кажется это несправедливым», «Тебе обидно», «Ты боишься». Когда ребенок поймет, что разговор этот затеян не для того, чтобы его обвинить, он будет откровенен. Он поймет, что вы — на его стороне, что вы его поддерживаете. Но не менее вредна и другая крайность — при ребенке ругать учителя: «Да она сама ничего не понимает!» Тем самым вы демонстрируете, что в случае конфликта всегда можно спрятаться за спину взрослого.

Шаг 2: Начните обсуждение

Не надо навязывать свое мнение и давать оценки. Ваша задача — вместе с ребенком проанализировать ситуацию, увидеть ее с разных сторон. Спокойно спрашивайте: «Когда ты впервые почувствовал, что она тебя недолюбливает?» Выдвигайте версии: «Может быть, ее раздражает то, что тебе трудно подолгу молчать?». Разработайте план дальнейших действий.

Шаг 3: Поговорите с педагогом

Приходите в школу только после того, как обсудите это с ребенком. Если он попросит вас не афишировать свой визит, выполните его просьбу и приходите после уроков. В беседе с учителем правила те же: вам нужно постараться сохранить нейтралитет. Не обвинять, не оправдывать собственного ребенка, а просто выслушать точку зрения второй стороны. Пусть учитель расскажет о том, что он чувствует, как он видит причины конфликта.

Шаг 4: Побеседуйте втроем — вы, учитель и ребенок.

Это хорошо уже тем, что конфликт не замалчивается и стороны могут высказать все, о чем думают. Но происходит это уже после того, как самая эмоциональная часть была выплеснута до того, в беседе с вами. В этом разговоре главным опять же должны стать не критика и не взаимные обвинения, а поиск выхода. Работайте посредником — собирайте предложения и вырабатывайте компромиссные решения.

Шаг 5: Примите решение

Если первые три шага не дали результатов и конфликт разгорается с прежней силой, то наступает время действовать. В том случае, когда педагог очевидно неправ, не бойтесь обратиться к администрации школы, в департамент образования. Не забывайте: сейчас вы закладываете в его сознании алгоритм разрешения конфликтов, он должен видеть, что иногда вы поступаете решительно.

Если же конфликт зашел слишком далеко, проконсультируйтесь с детским психологом. Возможно, единственный выход из ситуации — как можно быстрее сменить школу и педагога. И в этом случае не надо ждать и уговаривать ребенка: «Ну потерпи еще полгодика, пока учебный год закончится». Для ребенка, особенно младшеклассника, это слишком долгий срок, который может привести к неврозу или отвращению к учебе на долгие годы.

Помощь учащимся в разрешении конфликтов и принятии на себя ответственности

Разрешение конфликтов в начальной школе очень важно, потому что конфликты между учащимися — обычное дело. Одна из наших главных целей как учителя должна состоять в том, чтобы помочь учащимся научиться разрешать конфликты, брать на себя ответственность за свои действия, а затем, в конечном итоге, начать решать конфликты самостоятельно. Вот как помочь учащимся разрешать конфликты и брать на себя ответственность за свои действия.

Не заставляйте учащихся извиняться

Хотя это может показаться самым простым решением, просто заставить учащихся извиниться и двигаться дальше обычно не работает. Исследования показывают, что вынужденные извинения просто не дают желаемого результата. Когда мы заставляем студентов извиняться, они обычно просто говорят «извините», но в конечном итоге не меняют своих действий. (Подумайте о том, заставляли ли вас когда-либо извиняться в детстве.) Извинения работают, только если они искренние.

Обсудите это

Хотя это занимает гораздо больше времени, чем просто извиниться перед детьми, первый шаг в разрешении конфликтов и помощи учащимся в том, чтобы они взяли на себя ответственность за свой выбор, — это выговориться. Дайте всем участникам возможность поделиться своей стороной без перерыва.

Важно заранее установить основные правила. Обычно я говорю, что наша общая цель — решить проблему, но сначала нам нужно узнать, в чем проблема. Затем мы устанавливаем основные правила. Каждый может поговорить и поделиться своей стороной. Все остальные слушают, мы не перебиваем. Мы пытаемся слушать, чтобы узнать, что чувствует другой человек.

Это может зависеть от ситуации, но обычно я позволяю тому, кто был задет или обижен, идти первым. Они могут представить свою сторону, не прерываясь. Другая сторона или стороны должны слушать. Затем каждый другой участник получает очередь.

Это, по крайней мере, сначала должно быть сделано под руководством учителя, чтобы убедиться, что все остается уважительным. Возможно, со старшими учениками дети могут говорить об этом самостоятельно, но действительно лучше, чтобы учитель выступал посредником.

Учителя-посредники

Эти разговоры не всегда проходят легко, поэтому важно, чтобы вы, как учитель, могли поддержать своих учеников. Вы можете дать учащимся основы предложений, чтобы лучше выразить себя. — Я почувствовал… когда ты… Также полезно напомнить учащимся начинать с «Я». Поэтому вместо того, чтобы сказать: «Ты был таким грубым! Ты такой злой!» Студенты могут сказать: «Я очень расстроился, когда вы меня обозвали. Это меня очень разозлило, и поэтому я толкнул тебя».

Верните ответственность на учеников

По возможности верните мяч на студенческую площадку. После того, как они поделятся своими взглядами, задайте вопрос, например: «Как мы можем решить эту проблему?» или «Что мы могли сделать по-другому?» или «Что мы должны сделать в следующий раз, чтобы эта ситуация не повторилась?»

Вы удивитесь, насколько проницательными и вдумчивыми могут быть ученики. У них часто есть отличные решения, и когда они придумывают исправление, именно здесь они могут взять на себя ответственность за свои действия.

Научите студентов извиняться

Как правило, ученики приходят к выводу, что им нужно извиниться. Важно помочь им понять , как извиняться, чтобы это действительно казалось искренним. Я учу своих учеников говорить: «Мне жаль __. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы сделать его лучше?» Часто другой ребенок говорит, что все в порядке, но иногда он на самом деле говорит что-то вроде «в следующий раз, пожалуйста, не кричи?» «Может, в следующий раз поиграем все вместе?» «Я просто хочу немного места, чтобы успокоиться. »

Опять же, это возлагает ответственность за разрешение конфликта на учеников. Я не могу сказать вам, как часто я буду слышать искренние извинения такого рода без какого-либо руководства и участия с моей стороны.

При необходимости заключайте соглашения

Для некоторых проблем, особенно текущих, может потребоваться нечто большее, чем просто извинения. Иногда вам может понадобиться помочь учащимся прийти к некоторым важным соглашениям. К сожалению, иногда кажется, что некоторые ученики не ладят друг с другом, но важные соглашения могут помочь им оставаться вежливыми и уважительными. Существенные соглашения — это просто список вещей, с которыми соглашаются обе стороны.

Например, если двум группам учащихся не нравится, как играет другая группа. Может быть, группа детей продолжает преследовать другую группу, а затем другая группа пытается заставить их остановиться, толкая их. Они могут сесть и прийти к важным соглашениям вроде этого: «Мы не будем гоняться друг за другом». «Мы не будем толкать друг друга». «Мы будем играть вместе только в том случае, если все согласятся с правилами». «Если у нас возникнет проблема, мы попросим мисс Марту помочь нам ее обсудить». Как только студенты пишут свои соглашения, все вовлеченные стороны подписывают их.

Практикуйтесь ДО возникновения конфликта

Если возможно, практикуйтесь в разрешении конфликтов ДО возникновения конфликта, чтобы у учащихся уже были некоторые идеи относительно того, как разрешать конфликты уважительным образом. Вы можете сделать это с помощью чтения вслух, ролевых игр и сценариев. Предоставление учащимся возможности обсудить уважительные способы разрешения придуманных конфликтов поможет им приобрести необходимые навыки, когда дело дойдет до реальной ситуации.

Модель

Конфликты возникают не только между учениками. Иногда вы можете столкнуться с конфликтом со студентом. Я считаю, что один из лучших способов научить навыкам разрешения конфликтов — это смоделировать их, когда у ученика возникает проблема. Это хорошо работает даже с такими простыми вещами, как, например, ученик, который постоянно говорит о вас в классе. Вы можете отвести их в сторону и поговорить.

Со студентами я обычно позволяю им сначала поделиться своей точкой зрения, чтобы они знали, что я ценю их мнение. Затем я говорил что-то вроде: «Я очень расстраиваюсь, когда ты говоришь обо мне, потому что ты пропускаешь указания, а потом спрашиваешь. Это требует времени, которое я мог бы помочь студентам, и означает, что я должен заново объяснить направления. Или это означает, что вы должны попытаться угадать, что вы должны делать».

В конце концов, вы можете понять, что ученику нужна тетрадь, чтобы записывать свои мысли, или ему просто нужно невербальное напоминание, когда он говорит вне очереди. Конечно, это не имеет смысла для каждой ситуации, но показывает учащимся, что у всех есть конфликты, и мы все можем урегулировать их уважительно.

Дайте ему время

Как и сложение или вычитание, умение разрешать конфликты — это навык. Студентам потребуется время, чтобы хорошо справиться с разрешением конфликтов. Но если вы будете последовательны в своем подходе, ученики будут все лучше и лучше разрешать конфликты.

Продолжайте читать и учиться:

Что я делаю со старыми якорными таблицами

Поддержка учащихся-левшей

Использование партнерских игр для развития беглости речи

Найдите меня в Instagram, Facebook, Twitter и Pinterest!

Присоединяйтесь к моему БЕСПЛАТНОМУ клубу Facebook для учителей k-2 здесь.

Разрешение конфликтов в классе

Урегулирование конфликтов в классе является частью жизни большинства учителей. Даже кажущиеся незначительными споры могут негативно повлиять на атмосферу в классе и помешать долгосрочным отношениям. Вот почему мирное урегулирование студенческих конфликтов является такой важной частью нашей работы как педагогов. Если мы хотим создать в классе культуру, в которой ценится сообщество, к конфликтам между учащимися следует подходить с целью истинного примирения. Мы можем превратить эти ситуации в обучающие моменты, помогая учащимся понять свои действия, действия других и вместе находить решения.

Сосредоточьтесь на миротворчестве с самого начала  

По мнению авторов книги Лучше, чем кнут или пряник: восстановительные практики для позитивного управления классом , школы, которые действительно сосредоточены на разрешении конфликтов, активно обучают учащихся навыкам, необходимым им для совместной работы и решать проблемы сообща. Они не ждут возникновения конфликтов, чтобы начать работу по установлению мира.

Начиная с первой недели обучения, рассказывайте учащимся о том, как их действия влияют на общество; способы выражения эмоций здоровыми способами; и как использовать навыки решения проблем, чтобы найти решения.

Вот несколько простых способов сосредоточиться на миротворчестве: 

  • Непосредственно обучайте учащихся навыкам, которые им необходимы для работы в партнерских группах или группах, включая важность информирования о потребностях, постановку целей и стратегии, которые следует использовать, если что-то пойдет не так.
  • Предложите учащимся разыграть ситуации, требующие эмпатии, общения и решения проблем.
  • Помогите учащимся увидеть, как их действия влияют на других, как положительно, так и отрицательно, включив эти наблюдения в повседневную беседу. Такие фразы, как Я чувствую себя смущенным, когда вы…, Я чувствую себя счастливым, когда мы…, или мы лучше всего работаем вместе, когда…, помогите учащимся установить эту связь.
  • Научите учащихся процессу разрешения конфликтов в классе
    до того, как возникнут проблемы
    . Таким образом, студенты готовы играть активную роль в решении собственных проблем.
  • Помните, что конфликты часто возникают из-за сочетания страха, беспокойства или разочарования. Помогите учащимся научиться распознавать эмоциональные триггеры и справляться с ними здоровыми способами, например, с помощью осознанной деятельности, движения или размышлений.

Планируйте совместное решение проблем  

При возникновении конфликтов предоставьте учащимся возможность решить свои проблемы вместе, с вашей помощью, в рамках процесса установления мира. Создайте обучающий момент, помогая учащимся осознать ситуацию, предложить решения и найти выход. Помните, что это наиболее эффективно, когда учащихся учат этому процессу до , когда он понадобится им в классе.

Вот простой план, который поможет учащимся преодолеть конфликт, включая несколько замечательных советов от школьного психолога и писательницы Лауры Дрисколл: 

  1. Дайте учащимся возможность остыть и подумать о своих чувствах. Даже если споры возникают посреди урока, когда вы, возможно, не сможете обсудить ситуацию с учениками, вы можете предоставить ученикам тихое место, чтобы они могли успокоиться. Вы можете предложить учащимся сосредоточиться на вопросах для размышления, чтобы подготовиться к последующему обсуждению.
  2. В подходящее время соберите учеников вместе и с вашей помощью попросите их поделиться своими чувствами по поводу ситуации. Часто это самый трудный шаг, особенно для студентов, которые не привыкли разрешать конфликт таким образом.
  3. Учащиеся должны поделиться своим взглядом на ситуацию, используя Я-утверждения для обсуждения своих чувств и действий. Лаура Дрисколл предлагает: «Чтобы поощрить учащихся и гарантировать, что они действительно слушают и пытаются понять точку зрения другого ученика, им следует перефразировать то, что сказал другой ученик. Дайте учащимся начало предложения, например: «Мне кажется, я слышал, как вы сказали…», чтобы помочь им. Студенты также должны подумать и рассказать о том, как они могли бы действовать по-другому, чтобы изменить то, что произошло, и как их действия повлияли на других в комнате.
  4. После того, как учащиеся поделились своими взглядами, пришло время выбрать решение. В зависимости от зрелости и уровня комфорта учащихся вы можете либо предложить им варианты, либо работать вместе, чтобы выбрать из предложенных ими решений. Оба студента должны чувствовать себя комфортно с решением, даже если требуется некоторый компромисс.

Дрисколл также рекомендует учащимся заканчивать этапом: «подтвердить, поблагодарить или простить». Студенты могут подтвердить друг друга, просто заявив, что они согласны с резолюцией: Я буду придерживаться нашего плана, чтобы избежать этого в будущем . Учащиеся также могут поблагодарить друг друга за работу над проблемой. Наконец, хотя не рекомендуется заставлять учащихся извиняться или прощать, некоторые учащиеся могут сделать это. Последующие консультации с родителями и администраторами по мере необходимости, и не забудьте перезвонить учащимся через несколько дней, чтобы убедиться, что они все еще уверены в решении.