Mmpi тест онлайн женский вариант: Психологические тесты по теме «Темперамент» онлайн

Стандартизированный многофакторный методисследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)Интерпретация

  • 1-я шкала соответственно заложенному в ней ведущему, стержневому признаку обозначена как шкала “сверхконтроля”. Будучи ведущим пиком (60 – 69 Т) в профиле, в котором остальные шкалы находятся на уровне 45-54 Т, она выявляет мотивационную направленность личности на соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма. Основная проблема личности данного типа – подавление спонтанности (т.е. непринужденности, непосредственности реакций), сдерживание активной самореализации, контроль над агрессивностью, гиперсоциальная направленность интересов, ориентация на правила, инструкции, поверия, инертность в принятии решений, избегание серьезной ответственности из страха не справиться.
  • Стиль мышления – инертный, несколько догматический с опорой на существующие общепринятые точки зрения, лишенный свободы, независимости и раскованности.
  • В межличностных отношениях – высокая нравственная требовательность как к себе, так и к другим.
  • Скупость эмоциональных проявлений, осторожность, осмотрительность. Противоречивое сочетание сдержанности и раздражительности, что создает смешанный тип реагирования, свойственный лицам с психосоматической предиспозицией, т.е. со склонностью к трансформации эмоциональной напряженности в болезненные реакции всего организма или отдельных органов (желудочно-кишечного тракта, вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой деятельности).
  • Гиперсоциальность установок выглядит как “фасад”, за которым скрывается брюзгливость, раздраженность, назидательность интонаций.
  • Характерологическим прототипом данного варианта личности в литературе является чеховский Беликов (“Человек в футляре”), отличавшийся с одной стороны конформностью и исполнительностью, с другой – ханжеством и “занудством”; его любимое выражение – “Как бы чего не вышло” – весьма образно дает представление о сущности этого человека. Для индивида с профилем СМИЛ, в котором 1-я шкала является значимо преобладающей над другими (т.е. именно она определяет акцентуацию характера по типу сензитивно-мнительной личности), судьба в ее главных аспектах может сложиться аналогичным образом: выбор профессии, в которой реализуется догматический склад мышления, приверженность к инструкциям и твердым правилам, одиночество как дань повышенной требовательности к окружающим, высоконравственный (или псевдонравственный) образ жизни с выраженной тенденцией к подавлению насущных потребностей, психосоматический вариант дезадаптации.
  • В любом профиле повышенные данные по 1-й шкале свидетельствуют о том, что этот человек скорее всего будет преуспевать в профессиональной деятельности, в которой уместны и необходимы такие качества, как исполнительность, умение подчиняться установленному порядку и следовать определенным инструкциям и директивам, аккуратность, умение сдерживать присущие человеку слабости, противиться соблазнам (конторский тип служащего, добросовестного чиновника; служба безопасности, охрана труда; кадровая служба в армии). Такие особенности встречаются и среди служителей культа, у миссионеров-помощников – в отличие от миссионеров-лидеров или фанатов, а также – как одна из черт в структуре рисунка личности педагога, сформировавшейся в наших условиях на протяжении нескольких десятилетий.
  • При избыточной эмоциональной напряженности затрудненная дезадаптация проявляется повышенной сосредоточенностью на отклонениях от нормы как в плане межличностных отношений, где лиц этого типа раздражает безответственность и недостаточная нравственность поступков окружающих, так и в сфере самочувствия, где чрезмерное внимание к функциям собственного организма может перерасти в ипохондричность.
  • В структуре невротических расстройств или в рамках неврозоподобной патологии высокие показатели по 1-й шкале (выше 70 Т) выявляют ипохондрическую симптоматику. Ипохондричность усугубляется и приобретает характер сенестопатий при сопутствующем пике по 8-й шкале. Сочетание 1-й и 2-й шкал свойственно стареющим мужчинам, при этом проявляется не только известная ипохондричность, но и усиливаются такие личностные черты, как догматизм, ханжество, становится более инертным мышление, в межличностных контактах сильнее проявляется осторожность, дидактичность, назидательность тона.

    1-я шкала в структуре невротической триады 123′ выявляет механизм защиты по типу “бегства в болезнь”, при этом болезнь (явная или мнимая) является ширмой, маскирующей стремление переложить ответственность за существующие проблемы на окружающих, как бы единственным социально приемлемым способом оправдания своей пассивности.

    Подъем по 1-й шкале сопутствует, как правило, психосоматической предиспозиции, а в профиле типа “зубчатой пилы” высокая 1-я является основной составляющей в структуре “язвенного типа личности” и нередко отражает на психологическом уровне гастроэнтерологические проблемы, (язвенную болезнь желудка, 12-перстной кишки). В профилях больных терапевтических клиник и амбулаторий высокие показатели 1-й шкалы выявляют признаки госпитализма (стремление к повторным стационированиям) и ипохондрическое развитие личности. Психотерапевтическая податливость личностей данного типа в силу инертности их установок чрезвычайно мала. Профиль с кодом 12 чаще встречается у мужчин, а профиль типа 13 (читается как один-три) является довольно распространенным среди женщин. Психологические свойства 3-й шкалы в значительной степени заслоняют и поглощают характеристики 1-й, если шкалы находятся на одном уровне.

    При показателях 1-й шкалы, превалирующих над 3-й, выявляется пассивное отношение к конфликту, уход от решения проблем, эгоцентричность, маскируемая декларацией гиперсоциальных установок. Как правило, это – лица, страдавшие в детстве от недостатка эмоционального тепла со стороны близких и лишь в периоды, связанные с какой-либо болезнью, их окружали вниманием, что способствовало закреплению механизма защиты от проблем “уходом в болезнь”. Наличие такого механизма защиты свидетельствует об эмоциональной незрелости, что особенно явно в структуре переживаний невротической личности, когда компенсирующая роль защитного механизма перерастает в устойчивый неконструктивный стиль переживания, снижающий уровень свободноплавающей тревоги, но оставляющий достаточно выраженной эмоциональную напряженность.

    В поведении лиц данного типа борьба с болезнью трансформируется по сути дела в борьбу за право считаться больным, так как статус больного для них (как правило – неосознанно) представляет нечто вроде алиби по отношению к чувству вины за недостаточную социальную активность. Отсюда нередко возникающее “рентное” отношение к своему заболеванию, т.е. стремление быть более социально защищенным и поддерживаемым в качестве хронически больного со стороны различных общественных институтов (лечебных, профсоюзных, социального обеспечения) или членами семьи.

    В целом, у личности данного типа во всех ее жизненных перипетиях просматривается судьбоносная нить – страдание от несовершенства людей и тех законов нравственности, которыми они руководствуются, а также собственная раздвоенность: как между Сциллой и Харибдой, душа не может одновременно реализовать две полярные потребности – остаться в рамках предъявляемых к себе и другим гиперсоциальных и нравственных требований, и добиться успеха и уважения (что является универсальной человеческой потребностью). Наиболее успешная социальная роль – рьяный исполнитель законов, хранитель традиций, блюститель нравственности, оберегающий от риска.

    Л. Н. Собчик

    Mmpi тест онлайн с интерпретацией для женщин. П

    МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (MMPI)

    Личностный опросник предложен С. Хатуэем и Дж. Мак-Кинли в 1940 г. Является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследова­ниях.

    Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 ос­новных диагностических шкал. На каждое утверждение обсле­дуемые должны дать определенный ответ. Предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80 (по Векслеру).

    В настоящее время используются две модификации MMPI.

    СМИЛ (стандартная методика исследования личности — Собчик Л.Н., Лукьянова М.Ф., 1978). Включает 566 вопросов (550 оригинальных и 16 дублированных). Дает возможность диагностировать 10 основных и до 200 дополнительных шкал. Методика наиболее близка международному стандарту MMPI, но громоздка и сама по себе сильно воздействует на испытуемого по типу «экспертизы психических нарушений».

    ММИЛ (Березин Ф. Б. и др., 1976). Включает 377 вопросов и дает возможность надежно диагностировать 10 основных шкал. Для данной модификации проведен более значительный объем работ по психометрической адаптации. Модификация ММИЛ представлена ниже.

    Теоретическое обоснование

    Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических за­болеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены зна­чительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопо­ставлены с полученными при обследовании различных клини­ческих групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.

    В то же время нельзя не остановиться на ряде замечаний в адрес MMPI.

    Первоначальные клинические шкалы MMPI основывались на традиционной психиатрической классификации, которая, несмотря на популярность, покоится на сомнительном теоре­тическом фундаменте. Искусственность этих категорий вызывала в течение долгих лег беспокойство в клинической психологии. Поэтому характерно, что факторный анализ, основанный на интеркорреляции вопросов и шкал, показывает высокую ин­теркорреляцию среди основных клинических шкал MMPI, что ставит под сомнение их ценность для дифференциального ди­агностирования.

    MMPI, следовательно, не дает нозологически-диагностической оценки. Профиль личности, получаемый при исследовании с помощью этой методики, характеризует лишь особенности личности в момент исследования. Поэтому он не может оце­ниваться как «диагностическая этикетка». Однако получаемая при таком исследовании характеристика личностных свойств больного существенно дополняет картину патопсихологического регистр-синдрома.

    Данные о валидности и надежности

    Валидность MMPI, установленная на основе дифференциации клинических групп, достаточно высока. Надежность повторного обследования колеблется от 0,50 до 0,90. Надежность по рас­щепленным половинкам показала широкую вариативность от шкалы к шкале и колеблется в пределах от 0,50 до 0,81.

    Описание методики

    ММИЛ (методика многостороннего исследования личности представляет собой тест анкетного типа, который включает в себя 384 утверждения, охватывающих широкий круг личностных характеристик, установок, интересов, психопатологических и психосоматических симптомов. Утверждения могут предъяв­ляться либо на карточках, либо в виде текстовой брошюры. Первый вариант предъявления обычно используется при ин­дивидуальном исследовании, второй — при групповом. В бро­шюрном варианте число утверждений сокращено до 377 за счет утверждений, касающихся сексуальных вопросов (при мас­совом исследовании такие утверждения вызывают нежелательную напряженность).

    Ниже представлены основные клинические шкалы.

    1. Шкала ипохондрии (Hs) — определяет «близость» обсле­дуемого к астено-невротическому типу личности.

    2. Шкала депрессии (р) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности).

    3. Шкала истерии (Ну) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания для раз­решения сложных ситуаций).

    4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику
    социопатического типа личности.

    6. Шкала паранойи (Ра) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности.

    7. Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство об­следуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности).

    8. Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности.

    9. Шкала гипомании (Ма) — определяется степень близости обследуемого гипертимному типу личности.

    Наряду со шкалами, выделенными на основе исследования типичных групп больных, тест включает в себя две шкалы, валидизация которых проводилась при исследовании здоровых лиц.

    5. Шкала мужественности — женственности (Mf) — пред­назначена для измерения степени идентификации обследуе­мого с ролью мужчины или женщины, приписываемой обществом.

    0. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности.

    Помимо перечисленных основных шкал теста имеются три оценочные шкалы, позволяющие свести к минимуму устано­вочный эффект и определить достоверность полученного ре­зультата.

    1. Шкала «лжи» (L) — предназначена для оценки искренности испытуемого.

    2. Шкала достоверности (F) — создана для выявления не­достоверных результатов (связанных с небрежностью обследу­емого), а также агравации и симуляции.

    3. Шкала коррекции (К) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной замкнутостью испытуемого, а также чрезмерной открытостью.

    Проведение обследования

    Испытуемому сообщается, что ему необходимо ответить, верно каждое из 377 утверж

    Опросник Мини-мульт

    Опросник Мини-мульт представляет собой

    сокращенный вариант MMPI , содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности.
    Время проведения опроса не ограничивается.

    Инструкция: «Сейчас вы ознакомитесь с утверждениями, касающимися состояния Вашего здоровья и Вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Не тратьте времени на раздумывание. Наиболее естественно то решение, которое первым приходит в голову».

    Текст опросника

    1. У Вас хороший аппетит?
    2. По утрам Вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули.
    3. В вашей повседневной жизни масса интересного.
    4. Вы работаете с большим напряжением.
    5. Временами Вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.
    6. У Вас очень редко бывает запор.
    7. Иногда Вам очень хотелось навсегда уйти из дома.
    8. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
    9. Временами Вас беспокоит тошнота и позывы на рвоту.
    10. У вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
    11. Иногда Вам хочется выругаться.
    12. Каждую неделю Вам снятся кошмары.
    13. Вам труднее сосредоточиться, чем большинству людей.
    14. С Вами происходили (или происходят)странные вещи.
    15. Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против Вас.
    16. В детстве Вы одно время совершали кражи.
    17. Бывало, что по несколько дней, недель или целых месяцев Вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу.
    18. У Вас прерывистый и беспокойный сон.
    19. Когда Вы находитесь среди людей, Вам слышатся странные вещи.
    20. Большинство знающих Вас людей не считают Вас неприятным человеком.
    21. Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше Вашего.
    22. Большинство людей довольны своей жизнью более, чем Вы.
    23. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.
    24. Иногда вы сердитесь.
    25. Вам определенно не хватает уверенности в себе.
    26. У вас часто бывают подергивания в мышцах.
    27. У Вас часто бывает чувство, как будто Вы сделали что-то неправильное или нехорошее.
    28. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
    29. Некоторые так любят командовать, что Вам хочется все сделать наперекор, хотя Вы знаете, что они правы.
    30. Вы считаете, что против Вас что-то замышляют.
    31. Большинство людей способно добиваться выгоды не совсем честным путем.
    32. Вас часто беспокоит желудок.
    33. Часто вы не можете понять, почему накануне Вы были в плохом настроении и раздражены.
    34. Временами Ваши мысли текли так быстро, что Вы не успевали их высказывать.
    35. Вы считаете, что Ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства Ваших знакомых.
    36. Временами Вы уверены в собственной бесполезности.
    37. В последние годы Ваше самочувствие было в основном хорошим.
    38. У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно.
    39. Вы считаете, что Вас часто незаслуженно наказывали.
    40. Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь.
    41. Вам безразлично, что думают о Вас другие.
    42. С памятью у Вас все благополучно.
    43. Вам трудно поддерживать разговор с человеком, с которым Вы только что познакомились.
    44. Большую часть времени Вы чувствуете общую слабость.
    45. У Вас редко болит голова.
    46. Иногда Вам бывало трудно сохранить равновесие при ходьбе.
    47. Не все Ваши знакомые Вам нравятся.
    48. Есть люди, которые пытаются украсть Ваши идеи и мысли.
    49. Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить.
    50. Вы считаете, что Вы слишком застенчивы.
    51. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь.
    52. Ваши родители часто не одобряли Ваших знакомств.
    53. Иногда Вы немного сплетничаете.
    54. Временами Вы чувствуете, что Вам необыкновенно легко принимать решения.
    55. У Вас бывает сильное сердцебиение и Вы часто задыхаетесь.
    56. Вы вспыльчивы, но отходчивы.
    57. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте.
    58. Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам.
    59. Ваша судьба никого особенно не интересует.
    60. Вы не осуждаете человека, который не прочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого.
    61. Иногда Вы полны энергии.
    62. За последнее время у Вас ухудшилось зрение.
    63. Часто у Вас звенит или шумит в ушах.
    64. В Вашей жизни были случаи (может быть, только один), когда Вы чувствовали, что на Вас действует гипноз.
    65. У Вас бывают периоды, когда Вы необычно веселы без особой причины.
    66. Даже находясь в обществе, Вы обычно чувствуете себя одиноко.
    67. Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.
    68. Вы чувствуете острее, чем большинство других людей.
    69. Временами Ваша голова работает как бы медленнее, чем обычно.
    70. Вы часто разочаровываетесь в людях.
    71. Вы злоупотребляете спиртными напитками.

    К методике прилагается специальный бланк, где на одной стороне фиксируются ответы испытуемого. Если испытуемый согласен с утверждением, то в клетке с номером вопроса он ставит знак «+» («да», «верно»), если не согласен – знак «-» («нет», «неверно»). На обратной стороне бланка экспериментатор строит профиль личности испытуемого с учетом значения шкалы коррекции, добавляя к указанным в бланке шкалам соответствующее значение шкалы коррекции. Таблица этих значений приведена на бланке.
    Значение шкалы К добавляется к базисным шкалам № 1, 4, 7, 8, 9. Например: если по шкале К получено 9 баллов, то к значению шкалы № 1, исходя из таблицы, добавляют 5 баллов, к значению шкалы № 4 – 4 балла, к значению шкал № 7 и № 8 по 9 баллов, к значению шкалы № 9 – 2 балла.

    Оценочные шкалы:
    1. Шкала лжи (L).
    2. Шкала достоверности (F).
    3. Шкала коррекции (К).
    Базисные шкалы:
    1. Ипохондрии (Hs).
    2. Депрессии (D).
    3. Истерии (Ну).
    4. Психопатии (Pd).
    6. Паранойяльности (Ра).
    7. Психастении (Pt).
    8. Шизоидность (Se).
    9. Гипомании (Ма).
    Высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности, являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40.
    Опрос рекомендуется проводить индивидуально или в группе, при наличии у каждого испытуемого текста опросника и бланка для ответов, в присутствии экспериментатора, которому испытуемые могут задавать вопросы.
    КЛЮЧ

    Шкалы

    Ответы

    № вопроса

    L

    Неверно (Н)

    5,11,24,47,53

    F

    Н

    22,24,61

    Верно (В)

    9,12,15,19,30,38,48,49,58,59,64,71

    K

    Н

    11,23,31,33,34,36,40,41,43,51,56,
    61,65,67,69,70

    1 (Hs)

    Н

    1,2,6,37,45

    В

    9,18,26,32,44,46,55,62,63

    2 (D)

    Н

    1,3,6,11,28,37,40,42,60,65,71

    В

    9,13,17,18,22,25,36,44

    3 (Hy)

    Н

    1,2,3,11,23,28,29,31,33,35,37,40,41,43,45,50,56

    В

    9,13,18,26,44,46,55,57,62

    4 (Pd)

    Н

    3,28,34,35,41,43,50,65

    В

    7,10,13,14,15,16,22,27,52,58,71

    6 (Pa)

    Н

    28,29,31,67

    В

    5,8,10,15,30,39,63,64,66,68

    7 (Pt)

    Н

    2,3,42

    В

    5,8,13,17,22,25,27,36,44,51,57,66,68

    8 (Se)

    Н

    3,42

    В

    5,7,8,10,13,14,15,16,17,26,30,38,39,46,57,63,64,66

    9 (Ma)

    Н

    43

    В

    4,7,8,21,29,34,38,39,54,57,60

     

    БЛАНК ТЕСТА

    Фамилия И. О. _________________________ Возраст ________ Пол ________
    Образование __________________________ Дата _______________________
    (Рядом с номером при ответе «верно» зачеркните квадратик «В», при ответе «неверно» – квадратик «Н»).

    БЛАНК ТЕСТА

    Бланк теста

    К

    0,5К

    0,4К

    0,2К

    16
    15
    14
    13
    12
    11
    10
    9
    8
    7
    6
    5
    4
    3
    2
    1

    8
    8
    7
    7
    6
    6
    5
    5
    4
    4
    3
    3
    2
    2
    1
    1

    6
    6
    6
    5
    5
    4
    4
    4
    3
    3
    2
    2
    2
    2
    1
    1

    3
    3
    3
    3
    2
    2
    2
    2
    2
    1
    1
    1
    1
    1
    0
    0

    Основы интерпретации методики многостороннего исследования личности

    МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (MMPI)

     

    Личностный опросник предложен С. Хатуэем и Дж. Мак-Кинли в 1940 г. Является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследова­ниях.

    Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 ос­новных диагностических шкал. На каждое утверждение обсле­дуемые должны дать определенный ответ. Предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80 (по Векслеру).

    В настоящее время используются две модификации MMPI.

    СМИЛ (стандартная методика исследования личности — Собчик Л.Н., Лукьянова М.Ф., 1978). Включает 566 вопросов (550 оригинальных и 16 дублированных). Дает возможность диагностировать 10 основных и до 200 дополнительных шкал. Методика наиболее близка международному стандарту MMPI, но громоздка и сама по себе сильно воздействует на испытуемого по типу «экспертизы психических нарушений».

    ММИЛ (Березин Ф. Б. и др., 1976). Включает 377 вопросов и дает возможность надежно диагностировать 10 основных шкал. Для данной модификации проведен более значительный объем работ по психометрической адаптации. Модификация ММИЛпредставлена ниже.

    Теоретическое обоснование

    Собственной теоретической основы MMPIне имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических за­болеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены зна­чительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопо­ставлены с полученными при обследовании различных клини­ческих групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.



    В то же время нельзя не остановиться на ряде замечаний в адрес MMPI.

    Первоначальные клинические шкалы MMPI основывались на традиционной психиатрической классификации, которая, несмотря на популярность, покоится на сомнительном теоре­тическом фундаменте. Искусственность этих категорий вызывала в течение долгих лег беспокойство в клинической психологии. Поэтому характерно, что факторный анализ, основанный на интеркорреляции вопросов и шкал, показывает высокую ин­теркорреляцию среди основных клинических шкал MMPI, что ставит под сомнение их ценность для дифференциального ди­агностирования.

    MMPI, следовательно, не дает нозологически-диагностической оценки. Профиль личности, получаемый при исследовании с помощью этой методики, характеризует лишь особенности личности в момент исследования. Поэтому он не может оце­ниваться как «диагностическая этикетка». Однако получаемая при таком исследовании характеристика личностных свойств больного существенно дополняет картину патопсихологического регистр-синдрома.

    Данные о валидности и надежности

    Валидность MMPI, установленная на основе дифференциации клинических групп, достаточно высока. Надежность повторного обследования колеблется от 0,50 до 0,90. Надежность по рас­щепленным половинкам показала широкую вариативность от шкалы к шкале и колеблется в пределах от 0,50 до 0,81.

    Описание методики

    ММИЛ (методика многостороннего исследования личности представляет собой тест анкетного типа, который включает в себя 384 утверждения, охватывающих широкий круг личностных характеристик, установок, интересов, психопатологических и психосоматических симптомов. Утверждения могут предъяв­ляться либо на карточках, либо в виде текстовой брошюры. Первый вариант предъявления обычно используется при ин­дивидуальном исследовании, второй — при групповом. В бро­шюрном варианте число утверждений сокращено до 377 за счет утверждений, касающихся сексуальных вопросов (при мас­совом исследовании такие утверждения вызывают нежелательную напряженность).

    Ниже представлены основные клинические шкалы.

    1.Шкала ипохондрии (Hs) — определяет «близость» обсле­дуемого к астено-невротическому типу личности.

    2.Шкала депрессии (р) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности).

    3.Шкала истерии (Ну) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания для раз­решения сложных ситуаций).

    4.Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику
    социопатического типа личности.

    6.Шкала паранойи (Ра) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности.

    7.Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство об­следуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности).

    8. Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности.

    9.Шкала гипомании (Ма) — определяется степень близости обследуемого гипертимному типу личности.

    Наряду со шкалами, выделенными на основе исследования типичных групп больных, тест включает в себя две шкалы, валидизация которых проводилась при исследовании здоровых лиц.

    5. Шкала мужественности — женственности (Mf) — пред­назначена для измерения степени идентификации обследуе­мого с ролью мужчины или женщины, приписываемой обществом.

    0.Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности.

    Помимо перечисленных основных шкал теста имеются три оценочные шкалы, позволяющие свести к минимуму устано­вочный эффект и определить достоверность полученного ре­зультата.

    1. Шкала «лжи» (L) — предназначена для оценки искренности испытуемого.

    2. Шкала достоверности (F) — создана для выявления не­достоверных результатов (связанных с небрежностью обследу­емого), а также агравации и симуляции.

    3. Шкала коррекции (К) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной замкнутостью испытуемого, а также чрезмерной открытостью.

    Проведение обследования

    Испытуемому сообщается, что ему необходимо ответить, верно каждое из 377 утверждений или нет. Ответ отмечается зачеркиванием квадрата справа или слева от номера утвер­ждения. Если утверждение признано верным, зачеркивается квадрат слева от номера (под буквой «В»), если неверным — справа (под буквой «Н»). Ответ «не знаю» не отмечается никак.

    Исследователь сообщает, что наиболее естественна первая реакция и поэтому отвечать нужно сразу, так, чтобы не тратить время на раздумье. При соблюдении этого условия испытуемый отвечает на 4-7 утверждений в минуту, и выполнение методики занимает от 55 минут до 1 часа 15 минут.

    Некоторые включенные в тест утверждения могут вызывать недоумение испытуемых в связи с тем, что они касаются выраженных болезненных явлений или ситуаций, которые испытуемому трудно отнести к себе. В этом случае им следует сообщить, что набор утверждений одинаков для исследования различных контингентов, а механическая обработка резуль­татов не позволяет исключить какие-либо утверждения, т.к. изменение номера утверждения неизбежно вызовет ошибки при расшифровке. Если испытуемый обращается за консультацией, касающейся конкретного утверждения, и собственным к нему отношением, исследователь не должен подсказывать или разъ­яснять смысл утверждения, а указывать, что надо руководст­воваться собственным пониманием утверждения, или напомнить соответствующий пункт инструкции. Исследователь не должен комментировать вопрос, выражать к нему отношения словами, мимикой или интонацией. При возникновении затруднений полезно обсудить с испытуемым 2-3 индифферентных по со­держанию утверждения, чтобы убедиться, что он правильно понял инструкцию.

    Обработка результатов

    Обработка результатов производится с помощью специ­альных планшетов-ключей. Каждой шкале соответствует свой планшет. Для шкалы 5 имеется два планшета, отдельно для мужчин и женщин. С помощью планшетов подсчитывается первичный результат по каждой шкале. Ответ, сов­падающий с «ключом», оценивается в 1 балл. К первичному результату по некоторым шкалам добавляется результат, полученный по шкале К, или его определенная доля: к 1-й шкале — 0,5; к 4-й — 0,4; к 9-й — 0,2 этого результата, а к 7-й и 8-й шкалам — он добавляется полностью. С учетом поправки на специальной карте, составленной на основе популяционного стандарта, отмечается величина ре­зультата по каждой шкале. Линии, соединяющие эти точки, проводятся отдельно для оценочных и основных шкал и образуют профиль методики многостороннего исследования личности.

    Карта составлена таким образом, что после нанесения на нее профиля он оценивается в Т-баллах. Если оценочные шкалы дают результаты, превышающие 70 Т-баллов, пол­ученный результат представляется сомнительным, а если они выходят за 80 Т-баллов — недостоверным. В этом случае методика предъявляется повторно. Повторное предъявление методики лучше проводить в тот же или на следующий день. В случае достоверного результата полученный профиль ин­терпретируется.

    Основы интерпретации методики многостороннего исследования личности

    Сведения о значении различных типов профиля, которые приводятся ниже, не исчерпывают всего многообразия возмож­ных вариантов, однако ими можно руководствоваться при работе с методикой. Систематизированное изложение этих сведений особенно полезно исследователям, начинающим работать с описываемой методикой, поскольку позволяет быстрее приоб­рести необходимый опыт интерпретации.

    Основные правила оценки профиля, нарушение которых наиболее часто приводит к ошибочной интерпретации, могут быть сформулированы следующим образом.

    1. Профиль должен оцениваться как единое целое, а не как совокупность независимых шкал. Результаты, полученные по одной из шкал, не могут оцениваться изолированно от резуль­татов по другим шкалам.

    2. При оценке профиля наибольшее значение имеет отно­шение уровня профиля на каждой шкале к среднему уровню профиля и особенно по отношению к соседним шкалам (пики профиля). Абсолютное значение Т-нормы по той или иной шкале менее существенно.

    3. Профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние испытуемого. В клинической практике он отражает особенности психопатологического синдрома, а не нозологическую принадлежность заболевания. Поэтому профиль не может оцениваться как «диагностическая этикетка».

    4. Полученные результаты не могут рассматриваться как незыблемые, поскольку связь профиля с актуальным психиче­ским состоянием обуславливает его динамику при изменениях этого состояния.

    5. Интерпретация индивидуальных профилей требует учета
    всей совокупности данных, которые не могут быть заранее
    предусмотрены в связи с уже отмеченным многообразием ин­дивидуальных вариантов. Поэтому данные литературы, содер­жащие описание типичных профилей, могут быть использованы только для освоения основных положений интерпретации, а не в качестве готовых прописей. Попытка использовать набор готовых рецептов может привести к существенным ошибкам в оценке результатов исследования. Например, однотипный профиль, полученный при исследовании практически здорового человека и стационарного больного с выраженной клинической симптоматикой, будет иметь различное значение.

    Оценочные шкалы

    Оценочные шкалы были введены в оригинальный вариант текста с целью исследования отношения испытуемого к тес­тированию и суждения о достоверности результатов исследо­вания. Однако последующее изучение позволило установить, что эти шкалы имеют и значимые психологические корреляты.

    Шкала L

    Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм.

    Шкала состоит из 15 утверждений, которые касаются соци­ально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения, в силу своей малой значимости фак­тически игнорируемых подавляющим большинством людей. Та­ким образом, повышение результата по шкале L свидетельствует обычно о стремлении испытуемого выглядеть в благоприятном свете. Это стремление может быть обусловлено ситуационно, связано с ограниченностью кругозора испытуемого или вызвано наличием патологии. Однако надо иметь в виду, что некоторые люди склонны пунктуально следовать установленному стандарту, всегда соблюдая любые, даже самые незначительные и не имеющие существенной ценности правила. В этих случаях повышение результата по шкале L отражает указанные осо­бенности характера. Принадлежность к профессиональной груп­пе, от которой из-за ее специфики требуется чрезвычайно высокий стандарт поведения и пунктуальное следование конвенциальным нормам, также способствует повышению результата по шкале L. Такого рода высокий стандарт поведения может отмечаться, в частности, у работников юстиции, педагогов и в некоторых других профессиональных группах.

    Следует отметить, что, поскольку утверждения, составляющие шкалу L, используются в своем прямом значении, они могут не выявить тенденции выглядеть в выгодном свете, если она возникает у лиц с достаточно высоким интеллектом и большим жизненным опытом.

    Если результаты по шкале L составляют от 70 до 80 Т-баллов, получаемый профиль представляется сомнительным, а при ре­зультатах выше 80 Т-баллов — недостоверным. Высокие результаты по шкале L обычно сопровождаются снижением уровня профиля по основным клиническим шкалам. Если же, невзирая на высокий результат по шкале L, обнаруживаются значимые повышения уровня профиля по тем или иным клиническим шкалам, они могут быть учтены в совокупности данных, име­ющихся в распоряжении исследователя.

    Шкала F

    Значительное повышение профиля по этой шкале указывает на случайное или намеренное искажение результатов исследо­вания.

    Шкала состоит из 64 утверждений, которые крайне редко расценивались как «верные» лицами, входящими в нормативную группу здоровых испытуемых, по которой проводилась стан­дартизация ММИЛ. В то же время эти утверждения редко дифференцировали нормативную группу от групп больных, по которым валидизировались основные шкалы.

    Утверждения, включенные в шкалу F, касаются, в частности, необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов, причем таких, существование которых почти никогда не признается исследуемыми больными.

    Если профиль по шкале F превышает 70 Т-баллов, результат представляется сомнительным, но может быть учтен при под­тверждении другими, в том числе и клиническими данными. Если результат по шкале F превышает 80 Т-баллов, результат исследования следует считать недостоверным. Такой результат может быть вызван техническими ошибками, допущенными при проведении обследования. В тех случаях, когда возможность ошибки исключена, недостоверность результата обуславливается установкой испытуемого или его состоянием. При установочном поведении испытуемый может признавать верными утверждения, касающиеся необычных или явно психотических явлений (если он стремится агравировать или симулировать психопатологи­ческую симптоматику).

    Недостоверный результат, связанный с состоянием больного, может отмечаться при остром психотическом состоянии (на­рушение сознания, бред и т.п.), искажающем восприятие утверждений или реакцию на них. Аналогичное искажение может наблюдаться и в случаях тяжелых психотических рас­стройств, приводящих к дефекту. Сомнительный или недосто­верный результат может быть получен у тревожных личностей в тех случаях, где острая потребность в помощи побуждает их давать учитываемые ответы на большую часть утверждений. В этих случаях одновременно с повышением результата по шкале F весь профиль значительно повышается, но форма профиля при этом не искажается и сохраняется возможность его ин­терпретации. Наконец, к недостоверному результату могут при­водить изменения внимания испытуемого, в результате которых он совершает ошибки или не может вникнуть в смысл утвер­ждения. При получении недостоверного результата в ряде случаев удается повысить достоверность исследования с помощью ре-тестирования. При этом целесообразнее повторно предъявлять только те утверждения, по которым были получены учитываемые ответы. При недостоверном результате повторного тестирования можно попытаться установить причину искажения результата путем обсуждения с испытуемым его ответов. Во избежание нарушения контакта с испытуемым необходимо получить его согласие на такое обсуждение.

    При достоверном результате исследования относительно вы­сокий уровень профиля по шкале F может отмечаться у различных типов неконформных личностей, поскольку такие личности будут обнаруживать реакции, не характерные для нормативной группы, и, соответственно, чаще давать ответы, учитываемые по шкале F. Нарушение конформности может быть связано со своеобразием восприятия и логики, характерным для лиц шизоидного типа, аутичных и испытывающих затруднения в межличностных контактах, а также с психопатическими чертами у лиц, склонных к неупорядоченному («богемному») поведению или характеризующихся выраженным чувством протеста против конвенциальных норм. Повышение профиля по шкале F может отмечаться также у очень молодых людей в период формирования личности в тех случаях, когда потребность в самовыражении реализуется через неконформность в поведении и взглядах. Выраженная тревожность и потребность в помощи обычно проявляется в относительно высоком уровне результата по описываемой шкале.

    Умеренное повышение по шкале F при отсутствии психо­патологической симптоматики обычно отражает внутреннюю напряженность, недовольство ситуацией, плохо организованную активность. Склонность следовать конвенциальным нормам и отсутствие внутренней напряженности обуславливает низкий результат по шкале F.

    В клинически несомненных случаях заболевания повышение профиля по шкале F обычно коррелирует с выраженностью психопатологической симптоматики.

    Шкала К

    Шкала состоит из 30 утверждений, которые позволяют диф­ференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть психо­патологические явления, и лиц чрезмерно открытых.

    В оригинальном варианте MMPI эта шкала первоначально предназначалась для исследования степени осторожности ис­пытуемых в ситуации тестирования и тенденции (в значительной мере неосознанной) отрицать имеющиеся неприятные ощуще­ния, жизненные затруднения и конфликты. Результат, получен­ный по шкале К, добавляется с целью коррекции указанной тенденции к пяти из десяти основных клинических шкал в пропорции, соответствующей ее влиянию на каждую из этих шкал. Однако шкала К, помимо своей значимости для оценки реакции испытуемого на ситуацию тестирования и коррекции результатов по ряду основных клинических шкал, представляет существенный интерес для оценки определенных особенностей личности испытуемого.

    Лица с высоким показателем по шкале К обычно определяют свое поведение в зависимости от социального одобрения и озабочены своим социальным статусом. Они склонны отрицать какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения, стремятся к соблюдению принятых норм и воздерживаются от критики в той мере, в какой поведение окружающих укладывается в рамки принятой нормы. Явно неконформное, отклоняющееся от традиций и обычаев, выходящее из конвенциальных рамок поведение других людей вызывает у лиц, дающих высокие баллы по шкале К, выраженную отрицательную реакцию. В связи с тенденцией отрицать (в значительной мере уже на перцептивном уровне) информацию, свидетельствующую о затруднениях и конфликтах, эти лица могут не иметь адекватного представления о том, как их воспринимают окружающие. В клинических случаях выра­женное желание добиться благожелательного к себе отношения может сочетаться с беспокойством и неуверенностью.

    При незначительной выраженности (умеренные повышения на шкале К) описанные тенденции не только не нарушают адаптацию индивидуума, но даже облегчают ее, обуславливая ощущение гармонии с окружением и одобрительную оценку принятых в этом окружении правил. В связи с этим лица с умеренным повышением профиля на шкале К производят впе­чатление людей благоразумных, доброжелательных, общитель­ных, имеющих широкий круг интересов. Большой опыт межличностных контактов и отрицание затруднений обуслав­ливают у лиц этого типа более или менее высокую предпри­имчивость и умение находить правильную линию поведения. Поскольку такие качества улучшают социальную адаптацию, умеренное повышение профиля по шкале К может рассмат­риваться как прогностически благоприятный знак.

    Лица с очень низким уровнем профиля по шкале К хорошо сознают свои затруднения, склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать степень личностной неадекватности. Они не скрывают своих слабостей, затруднений и психопатологи­ческих расстройств. Склонность критически относиться к себе и окружающим приводит к скептицизму. Неудовлетворенность и склонность преувеличивать существенность конфликтов делает их легко уязвимыми и порождает неловкость в межличностных отношениях.

    Индекс F — К

    Поскольку тенденции, измеряемые шкалами F и К, в зна­чительной степени противоположно направлены, разность пер­вичного результата, полученного по этим шкалам, имеет

    существенное значение для определения установки испытуемого в момент суждения о достоверности полученного результата. Среднее значение этого индекса в ММИЛ составляет: 7 — для мужчин и 8 — для женщин. Интервалы, при которых полученный результат может считаться достоверным (если ни одна из оце­ночных шкал не превышает 70 Т-баллов), составляет для мужчин от -18 до +4, для женщин от -23 до +7. Если разность F-K составляет от +5 до +7 для мужчин и от +8 до +10 для женщин, то результат представляется сомнительным, однако при подтверждении его клиническими данными он может учи­тываться при условии, что ни одна из оценочных шкал не превышает 80 Т-баллов.

    Чем больше разность F-K, тем более выражено стремление испытуемого подчеркнуть тяжесть своих симптомов и жизненные трудности, вызвать сочувствие и соболезнование. Высокий уро­вень индекса F-K может указывать на агравацию. Снижение индекса F-K отражает стремление улучшить впечатление о себе, смягчить свою симптоматику и эмоционально насыщенные проблемы или отрицать их наличие. Низкий уровень этого индекса может указывать на диссимуляцию имеющихся пси­хопатологических нарушений.

    Клинические шкалы


    Рекомендуемые страницы:


    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    mmil — Психологическая диагностика


     
     
                                     МЕТОДИКА:                                  
               Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ)            
                (Minnesota Multiphasic Personality Inventory - MMPI)             
                    (Адаптация: Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников).               
     
          Методика предназначена для  диагностики  личностных  особенностей,  а 
     также возможных психопатологических расстройств. Опросник  MMPI  предложен 
     С.Хатуэем и Дж.Маккинли и является реализацией типологического  подхода  к 
     изучению личности. Для составления утверждений авторы использовали  жалобы 
     больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в кли- 
     нических руководствах, раннее разработанные опросники.  Первоначально  ут- 
     верждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что  позво- 
     лило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели  были  со- 
     поставлены с данными, полученными при обследовании  различных  клинических 
     групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно  дифференцировали 
     здоровых и каждую и каждую из изученных  групп  больных.  Эти  утверждения 
     объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по ко- 
     торой та или иная шкала была валидизирована.                               
          При интерпретации данных исходят из того, что, любой показатель, рав- 
     ный 70Т или выше (пик "профиля"), принимается в качестве нормативного  для 
     выявления патологических отклонений. В то же время  необходимо  учитывать, 
     что значение одного и того же показателя как "патологического" может изме- 
     няться от шкалы к шкале. Следует избегать  буквальной  интерпретации  шкал 
     MMPI; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по  шкале  деп- 
     

    Подготовка к онлайн-тесту MMPI и MMPI 2

    Об испытаниях

    MMPI

    MMPI — Многофазный опросник личности в Миннесоте, также известный как многоэтапный личностный тест, представляет собой психологический тест для взрослых, целью которого является изучение различных аспектов личности. В настоящее время этот тест считается наиболее действенным и наиболее распространенным личностным тестом среди работодателей для проверки и стандартизации. MMPI используется для нескольких основных целей:

    • Возможность различать несколько психиатрических диагнозов.
    • Подбор и определение различных лечебных программ.
    • Помогать в процессе направления кандидатов на различные должности.
    • Лучшее понимание юридических вопросов, связанных с личностью и сексуальностью кандидатов.

    MMPI — это вопросник, который включает более 500 различных утверждений; на каждый должен быть дан ответ в «правильной» или «неправильной» форме. Вы можете выполнить этот тест вручную или онлайн, индивидуально или в составе группы.Среднее необходимое время составляет от 1 до 1,5 часов. Хотя MMPI считается важным критерием при принятии решения о приеме кандидатов, он вряд ли когда-либо будет использоваться в качестве единого диагностического инструмента. Работодатели обычно подтверждают результаты тестов с помощью дополнительных психологических тестов, собеседований или других тестов. Максимальное количество вопросов, на которые кандидат может не отвечать — 30; за его пределами тест будет считаться недействительным.

    ММПИ-2

    MMPI-2 — основная новая версия MMPI.Новый стандарт был основан на 2600 человек из более репрезентативной среды, чем MMPI. Были опубликованы некоторые пересмотренные версии, и за эти годы был введен широкий круг новых тем, чтобы помочь врачам интерпретировать результаты первоначальных 10 клинических диагнозов. В этом тесте 567 утверждений, выполнение которых занимает от 1 до 2 часов. Первоначальная форма MMPI-2 является третьей по распространенности в психологии после наиболее распространенных тестов и достижений IQ.

    ММПИ-2-РФ

    Личностный тест MMPI-2-RF состоит из 338 утверждений по сравнению с 567 утверждениями теста MMPI-2.Несмотря на то, что существует значительная литература по тестам MMPI-2, в прошлом было опубликовано только одно исследование законов об опеке над детьми с использованием данных MMPI-2-RF в соответствующей группе населения, в котором участвовали 344 юриста, занимающихся вопросами опеки над детьми, что свидетельствует о значительной согласованности между результатами, обычно обнаруживаемыми в тестах MMPI-2. Паттерны взаимной корреляции шкалы RC и значения коэффициента альфа, найденные для шкал MMPI-2-RF в популяции, находящейся под стражей, также оказались очень похожими на те, о которых сообщалось для других популяций.


    Клинические шкалы, протестированные в MMPI:

    1. Hs — Ипохондрия, гиперактивность в организме, боязнь болезней (32 шт.).
    2. D — Депрессия, оценка депрессивных симптомов, плохого настроения и безнадежности (57 пунктов).
    3. Hy — Истерия в стрессовых ситуациях — это ненормальное поведение, которое сопровождается, среди прочего, физическими симптомами (60 пунктов).
    4. Pd — Мятежный, несоответствующий; могут иметь семейные проблемы и плохой трудовой стаж.Часто творческий, но также импульсивный, раздражительный и неудовлетворенный (50 пунктов).
    5. Mf — Мужская маскулинность — женское поведение у мужчин (56 пунктов).
    6. Па — Паранойя с подозрительными симптомами и мыслями о преследовании (40 пунктов).
    7. Pt — Психатения — неспособность человека сопротивляться поведению или мыслям, которые ему вредны (48 пунктов).
    8. Sc — Шизофрения, явные психотические симптомы, социальное отчуждение и странное мышление (78 пунктов).
    9. Ма — Гипомания, приподнятое настроение, речь и ускоренные действия, раздражительность и короткие периоды депрессии (46 пунктов).
    10. Si — Проблемы в социальных отношениях; Позднее была разработана шкала для оценки склонности к отказу от социальных связей и обязательств (69 пунктов).

    Как уже упоминалось, помимо этих клинических шкал существуют также шкалы, которые проверяют, насколько честно человек ответил на вопросник.Эти шкалы исследуют переменные как тенденцию реагировать таким образом, чтобы они представлялись в положительном свете, тенденцию испытуемого реагировать таким образом, чтобы представить их в отрицательном свете, или тенденцию избегать вопросов по определенным предметам.
    Помимо клинических шкал, тест также включает действующие шкалы. Их цель — оценить, как респондент ответил на вопросник, на основе честности, положительного или отрицательного представления или отказа от ответов на вопросы.


    Важность значения содержания

    Хотя оценки клинического содержания являются важными индикаторами определенных психологических состояний, трудно точно определить, какое именно поведение связано с высокими баллами.Содержание MMPI-2, разработанное для повышения совокупной достоверности клинического содержания, предназначено для того, чтобы дать представление о конкретных типах симптомов и функциональных областях, которые не измеряют клинические оценки. Помимо клинического содержания, их также следует использовать при анализе поведенческих профилей. Они были разработаны с использованием тех же рациональных и статистических процедур, что и исходный контент MMPI. Элементы контента чувствительны к предвзятости ответа — преувеличению или отрицанию симптомов, и их следует интерпретировать с осторожностью.Результаты оценки психологического состояния выше 65 считаются высокими баллами.

    Определения шкал содержания MMPI

    ANX: Тревога — общие симптомы тревоги, соматические проблемы, нервозность или беспокойство
    FRS: Страхи — особые страхи и общая боязнь
    OBS: Одержимость — трудности в принятии решений, чрезмерное размышление и неприязнь к изменениям
    DEP: Низкое настроение, недостаток энергии, суицидальные мысли и другие депрессивные особенности
    HEA: Проблемы со здоровьем — Беспокойство по поводу болезни и физических симптомов
    BIZ: Причудливые мысли — Наличие психотических мыслительных процессов
    ANG: Гнев — Чувства и выражения гнева
    CYN: Цинизм — Недоверие и подозрительность к другим людям и их мотивам
    ASP: Антисоциальные практики — Выражение несоответствующего отношения и возможные проблемы с властью
    TPA: Поведение типа A — Раздражительность, нетерпеливость и конкурентоспособность
    LSE: Низкая самооценка — отрицательное отношение о себе, собственных способностях и покорности
    SOD: Социальный дискомфорт — предпочтение одиночеству и дискомфорт при знакомстве с новыми людьми
    FAM: Семейные проблемы — Обида, гнев и кажущееся отсутствие поддержки со стороны членов семьи
    WRK: Вмешательство в работу — установки, способствующие снижению производительности труда
    TRT: Показатели негативного обращения — чувство пессимизма и нежелание раскрывать личную информацию другим


    Шкала оценки и валидности MMPI

    После прохождения MMPI-2 составляется интерпретирующий отчет.Баллы конвертируются в нормализованные «Т баллы» по шкале от 30 до 120. Баллы анализируются для каждого человека, а не для группы людей. MMPI обычно проводится с другими психологическими тестами, чтобы тест мог подтвердить или опровергнуть результаты, предлагаемые MMPI. MMPI включает шесть конкретных шкал, которые служат индикаторами валидности теста:

    L Масштаб Наличие добродетелей в большем количестве, чем норма
    Масштаб К Указывает, были ли проблемы сведены к минимуму
    ТРИН Истинный ответ Несоответствие, когда оба противоположных ответа помечены как истинные
    ВРИН Переменная несогласованность ответов, указывающая на случайные ответы
    F Масштаб Атипичные ответы

    Лучший способ избежать получения недействительного результата теста — использовать наш Hogan Personality PrepPack ™.


    Начало подготовки к MMPI Online

    JobTestPrep дает вам подробный обзор типов вопросов, встречающихся в реальном тесте MMPI. Ваша готовность к MMPI и знакомство с ней сделают тестирование более эффективным. Оптимизируйте результаты тестирования MMPI и повысьте свой потенциал трудоустройства с помощью JobTestPrep.

    MMPI и другие товарные знаки являются собственностью соответствующих владельцев товарных знаков. Ни один из владельцев товарных знаков не связан с JobTestPrep.

    Многофазный тест личности

    Многофазный тест личности — это психологический тест, который оценивает личностные качества и патологии. Он в первую очередь предназначен для диагностики людей, у которых подозревают проблемы с психическим здоровьем, но также может использоваться для определения того, обладают ли люди, которые психологически здоровы, удивительными личностными характеристиками.

    Каковы ваши результаты по знаменитой многофазной шкале личности? Для каждого из следующих утверждений укажите, насколько хорошо оно применимо к вам.

    Многофазный тест личности IDRlabs (IDR-MPT ©) был разработан IDRlabs International. IDR-MPT был основан на знаменитых шкалах, известных из Миннесотского многофазного опросника личности-2 (MMPI-2), научно подтвержденного инструмента для оценки патологий и черт личности. Тест основан на классическом инструментальном методе измерения, разработанном Университетом Миннесоты, и является защищенной интеллектуальной собственностью, недоступной для исследователей в свободном доступе.IDR-MPT не связан ни с какими исследователями, которые участвовали в MMPI-2, или их дочерними исследовательскими учреждениями. IDR-MPT также не является эквивалентом MMPI-2.

    Многофазный тест личности IDRlabs был основан на инструменте оценки личности, созданном Старком Р. Хэтэуэем и Дж. К. МакКинли в Университете Миннесоты. Несмотря на то, что в психологической литературе существует множество всеобъемлющих и хорошо изученных личностных обзоров, MMPI-2 рассматривается как классический и хорошо изученный показатель со шкалами, которые получили известность и широкое распространение; обычно считается, что он обладает хорошей научной обоснованностью.Настоящий тест оценивает наличие одиннадцати различных личностных доменов: ипохондрия, депрессия, истерия, отклоняющееся психопатическое состояние, паранойя, психастения, шизофрения, гипомания, социальная интроверсия, мужская идентичность и женская идентичность. IDRlabs International и настоящий список IDRlabs Multiphasic Personality Inventory не имеют отношения к каким-либо из вышеупомянутых исследователей или связанных с ними организаций или академических институтов.

    Эта онлайн-викторина основана на действенном и надежном инструменте для оценки психологических качеств, упомянутых выше.Однако важно помнить, что бесплатные онлайн-тесты, подобные этому, являются только предварительным рассмотрением исследуемых многофазных шкал и не дают полной оценки вашей личности, характера или каких-либо уникальных компонентов вашего психологического состояния. Как издатели этого бесплатного онлайн-теста, который позволяет вам проверять себя на наличие одиннадцати функциональных и дисфункциональных областей личности, мы постарались сделать тест как можно более надежным, достоверным и полным, подвергнув его статистическому контролю и Проверка.Для получения дополнительной информации см. Также материалы: Butcher JN, Dahlstrom WG, Graham JR, Tellegen AM, Kreammer B. The Minnesota Multiphasic Personality Inventory-2 (MMPI-2) Manual for Administration and Scoring, 1989 Minneapolis, MN: University of Minneapolis Press . Нордин Х., Эйсеманн М., Рихтер Дж. Подгруппы MMPI-2 в выборке пациентов с хронической болью, Scand J Psychol, 2005, vol. 46 (стр. 209-216). Schretlen DJ. Использование психологических тестов для выявления симметричных симптомов психического расстройства, Clin. Psychol.Rev, 1988, т. 8 (стр. 451-476).

    Несмотря на то, что бесплатные онлайн-тесты, такие как настоящий Тест по многофазным шкалам личности, были разработаны и статистически подтверждены профессионалами в области психологии, они не предоставляют никаких профессиональных оценок или советов; баллы и прилагаемые к ним снимки личности нашего теста по многофазным шкалам личности предназначены только для информационных и образовательных целей и поэтому предоставляются «как есть». Для получения более подробной информации о настоящем тесте или любом другом нашем онлайн-психологическом тесте, пожалуйста, обратитесь к нашим Условиям обслуживания.

    Как интерпретировать ваш личностный тест


    Миннесотский многофазный опросник личности (MMPI-2) — это наиболее полный личностный тест, доступный в настоящее время. Используя 567 истинных или ложных вопросов, он оценивает тестировщика по 130 категориям (включая шкалы достоверности). После того, как достоверность результатов установлена, создается профиль с использованием 10 клинических шкал: ипохондрия ( Hs, ), депрессия ( D ), истерия ( Hy ), психопатическое отклонение ( Pd ). , мужественность / женственность ( Mf ), паранойя ( Pa ), психатения ( Pt ), шизофрения ( Sc ), гипомания ( Ma ) и социальная интроверсия ( Si ).Каждая из них сама по себе состоит из различных других подшкал.

    Чтобы получить MMPI-2 бесплатно, щелкните здесь.

    Обратите внимание, что MMPI-2 дает T-Scores и Raw Scores . На что вы будете обращать внимание, так это на Т-баллы, а не на исходные баллы, если не указано иное. Т-баллы не являются процентами , но могут быть переведены в проценты. Обычно все, что выше 75 T-Score, означает очень высокий рейтинг по этой шкале, то есть в пределах 1% населения.Аналогичным образом, все, что выше 65 баллов, выходит за пределы нормального диапазона (от 3 до 5% населения в целом). Что касается нижней границы, любой T-Score ниже 35 не будет считаться нормальным. Несмотря на это общее руководство, имейте в виду, что эти диапазоны баллов не применяются жестко, то есть некоторые шкалы принимают определенные Т-баллы как нормальные, в то время как другие шкалы считают те же самые баллы ненормальными.

    Учитывая эту сложность, вы можете столкнуться с непосильной задачей интерпретации собственных результатов MMPI-2.Я написал это руководство с целью быть максимально точным, исчерпывающим, но при этом максимально простым, чтобы каждый мог его выполнить. и полностью понимают, что они делают.

    Как интерпретировать собственные результаты MMPI-2?

    • Шаг 1 : Убедитесь, что ваши результаты верны , и определите, какие смещения они содержат, если они есть.
    • Шаг 2 : После определения валидности посмотрите, как ваш профиль сравнивается с остальной частью населения по по 10 клиническим шкалам , и проанализируйте свои сильные и слабые стороны по каждой шкале, глядя на ее составные части.
    • Шаг 3 : Определите свои доминирующие психологические защитные механизмы .
    • Шаг 4 : Используйте дополнительные шкалы , чтобы лучше понять себя и свои текущие психологические склонности.

    В этой статье подробно рассматривается, как выполнить Шаг 1 , возможно, самый важный шаг, поскольку точность всех будущих шагов напрямую зависит от правильного выполнения Шаг 1 .

    Шаг 1. Проверка действительности


    Верны ли результаты ваших тестов и что шкала достоверности говорит о вас?

    Это шкалы достоверности в том порядке, в котором они представлены в результатах:

    ? = Не могу сказать
    VRIN = Несогласованность переменного отклика
    TRIN = Несогласованность истинного отклика
    F = Низкая частота
    Fb = Задняя сторона F
    Fp = Инфракрасная психопатология3 L 902 902 902 = Коррекция
    S = Превосходное самопрезентация

    Каждый из них подробно описан ниже.Тем не менее, наиболее важными шкалами достоверности являются F , L и K .

    Если результат L и K выше, чем F , вполне вероятно, что испытуемый пытался выглядеть более здоровым, чем есть на самом деле. Это называется «поддельный товар». Однако этот шаблон сам по себе не делает профиль недействительным. Возможно, этот образец описывает моралистического конформиста, чья сильная защита позволила ему успешно адаптироваться к миру.Таким образом, шаблон должен быть дополнен дополнительной информацией, чтобы определить, действительно ли имел место «поддельный товар». Как это сделать, вместе со всеми весами объясняется ниже.

    Вероятный наклон «ложно-хороший».
    Оценивающая организация будет рассматривать
    ваших результатов как сверхкомпенсацию,
    в лучшем случае или как прямое искажение,
    в худшем случае, полагаясь, таким образом, на свое собственное мнение.

    На противоположном конце спектра, если F имеет более высокие оценки, чем L и K , возможно, что субъект пытался выглядеть хуже, чем они есть, что известно как «Fake-Bad».Опять же, требуется больше информации, чтобы установить поведение «фальшиво-плохое». Возможно, этот человек искренне описал свою текущую ситуацию и, возможно, нуждается в профессиональной помощи.
    Вероятный наклон «ложно-плохой».
    Интерпретатор, вероятно, поверит,
    , что вы действуете для получения некоторой выгоды.
    ? = Не могу сказать
    Эта шкала добавляет, сколько вопросов осталось без ответа. Большое количество пустых ответов может сигнализировать о замешательстве, сопротивлении сдаче теста или просто о том, что они не закончили. Более 10 пропущенных ответов рискуют сделать недействительными все результаты. Если на 6 или более вопросов не было ответа, было бы разумно посмотреть, какие именно вопросы это были, потому что в затронутых темах может быть закономерность, которая может выявить уровень удовлетворенности респондента проблемой или психопатологией, которой они могут быть. не желает или не может обратиться.

    Некоторые проблемные комбинации (если у перечисленных шкал T-Score выше 60):

    • ? + L = Человек пытается предстать в благоприятном свете, но использует для этого грубую стратегию.
    • ? + L + F + K = Предлагает обобщенный, интенсивный негативизм.
    • ? + F = Профиль недействителен , будь то из-за проблем с пониманием прочитанного или умственного замешательства.
    • ? + K = Тестируемый очень обороняется.

    VRIN = Несогласованность переменного ответа
    Измеряет тенденцию к непоследовательной реакции. В MMPI-2 есть вопросы, которые повторяются в другой формулировке. По этой шкале оценивается последовательность ответов. С одной стороны, повышенные VRIN и F указывают на то, что человек ответил на вопросы случайным образом; таким образом, профиль недействителен . С другой стороны, нормальный VRIN в сочетании с высоким F предполагает один из двух сценариев: либо у человека есть серьезные психологические проблемы, которые, вероятно, требуют профессионального внимания, либо он просто «притворяется плохо», то есть пытается казаться хуже того, что есть на самом деле.Хотя очень низкий VRIN может быть хорошим и указывать на выдающуюся память и концентрацию внимания, если эти черты не соответствуют действительности, такая оценка может свидетельствовать о том, что человек очень осторожен, лгая или изображая себя тем, кем он не является. Учитывая объем Миннесотской многофазной инвентаризации личности, некоторая несогласованность ответов неизбежна с кем угодно.

    TRIN = Несоответствие истинного ответа
    Оценивает, произвольно ли респондент ответил полностью верно или полностью неверно.T-Score выше 65 вызывает подозрение. TRIN T-Score 80 или больше указывает, что профиль недействителен . Эту шкалу нужно рассматривать вместе с другими шкалами; само по себе это мало что значит, если только T-Score не равен 80.

    F = Infrequency
    Этот очень важный показатель количественно определяет, насколько ответы человека отклоняются от общей совокупности; следовательно, насколько редки ответы по сравнению с остальными. В неклинических условиях (если вы проходите тест дома без присмотра, вы находитесь в доклинических условиях) T-Score выше 80 по этой шкале, вероятно, свидетельствует о наличии тяжелой психопатологии .Чтобы убедиться в этом, убедитесь, что оценки VRIN и TRIN являются нормальными, а также сравните T-Score F с оценкой Fb для дальнейшего подтверждения. Если F и Fb не имеют повышенных прав, это почти наверняка является примером поведения «ложно-плохой», то есть попытки казаться хуже, чем есть на самом деле.

    A 65 T-Score на F не редкость; кроме того, участие в необычных религиозных, политических или социальных группах может повысить доход от франков. до 75.Тем не менее, оценка 80 или выше, когда она будет доказана, является четким признаком того, что тестируемый имеет необычные мысли и переживания, которые, скорее всего, требуют профессионального внимания. (В клинических, амбулаторных условиях оценка 75 уже считается отклонением от нормы; в условиях стационара — например, в психиатрическом учреждении — оценка 65 достаточна как свидетельство отклонения от нормы.) T-Score F выше 100 повысит уровень всех клинические шкалы (также известные как профиль) и указывают на то, что человек реагирует на все, потому что он или она не может точно определить конкретную проблемную область, как это могло бы случиться с растерянным умом в разгар тяжелого психоза.

    С другой стороны, низкий балл F обозначает человека, который относительно свободен от стресса или серьезных психологических проблем, который надежен, искренен и может считаться конформистом (если только шкалы K и / или L не предполагают случай «Фейк-добро»). Наконец, следует отметить, что меньшинства, как правило, получают более высокие баллы по этой шкале, а также то, что творческие люди довольно часто получают баллы в диапазоне 60–70, не вызывая психологических проблем, которые необходимо решать.

    Некоторые проблемные комбинации :

    • Умеренно высокая L и K + действительно высокая F = Ответы на тесты могли быть в основном случайными; профиль скорее всего недействителен .
    • Аналогично, высокий L + F + K = Ответы записаны без учета вопросов; профиль недействителен .

    Неверный профиль.Высота
    L, F и K вместе превосходит
    что-либо реалистичное. Интерпретация результатов
    была бы ненужной и пустой тратой времени.
    • Высокий F + L = «Fake-Bad», то есть человек пытается выглядеть хуже, чем то, что есть на самом деле, что делает профиль , вероятно, недействительным .
    • Высокий F + K = Человек противоречит самому себе, отвечая одновременно самоулучшающимся и самоуничижительным образом.Виной тому может быть отсутствие понимания, замешательство или трудности с пониманием характера теста. Профиль может быть действительным или недопустимым в зависимости от того, какая из вышеупомянутых причин верна.
    • Высокая F + Sc (Шизофрения) = Субъект может иметь склонность к абстиненции. Профиль действующий .
    • High F + Ma (Hypomania) = Может иметь манию или пережить маниакальный эпизод. Профиль действующий .

    Fb = задняя сторона F
    Эта шкала такая же, как F , за исключением того, что она объединяет информацию из последней трети вопросов MMPI-2. В основном он используется: 1) для подтверждения действительности F , наблюдая, что Fb T-Scores соответствуют F более или менее, и 2) для обнаружения тестируемых, которые отвечают случайным образом, потому что F и Fb покажет значительное несоответствие.

    Fp = Редкая психопатология
    Эта шкала была специально создана для выявления людей, имитирующих тяжелую психопатологию.T-Score выше 100 на Fp почти наверняка делает профиль недопустимым . Хотя это не обязательно, , когда такая оценка сопровождается VRIN T-Score 80 или более, профиль недействителен , никаких «если» или «но» по этому поводу. Fp Raw Score (который отличается от T-Score, но указывается рядом с ним в результатах) должен быть 6 или меньше для построения оптимального психологического профиля с помощью 10 клинических шкал.Эта шкала состоит из пунктов, с которыми не согласны даже люди с тяжелой психопатологией.

    L = Ложь
    Ложь измеряет, пытается ли человек хорошо выглядеть или, скорее, готов признать свои основные человеческие уязвимости. Высокий балл означает, что субъект заявляет о социально правильном поведении, нереальный характер которого является здравым смыслом для всех остальных. Т-баллы выше 60 редко встречаются по этой шкале . Т-балл 55 или более может свидетельствовать о моральной праведности.Высокое значение L может означать наивную натуру, плохо подготовленную к решению трудностей или проблем, возникающих в реальном времени.

    Профиль, указывающий либо на истерика
    , пытающегося взглянуть на светлую сторону
    , либо на человека, чьи психологические механизмы защиты
    больше не работают.

    Повышенный L с умеренно высоким Hy (Истерия) предполагает, что персонаж смотрит на светлую сторону, пытаясь не думать плохо о себе или о других людях.Точно так же одновременные повышенные показания на L , K и Hy указывают на очень оборонительных людей, которые могут даже не осознавать аномальную степень своей собственной защиты. Можно ожидать, что высокое значение L будет сопровождаться более низкими показаниями в профиле 10 клинических шкал MMPI-2, и, следовательно, результаты следует интерпретировать с учетом этой систематической ошибки. Если, однако, не все оценки по 10 клиническим шкалам постоянно низкие или находятся в пределах нормы, это указывает на то, что предпочтительные механизмы психологической защиты человека не работают достаточно хорошо, чтобы сдерживать свои проблемы.Напротив, низкие баллы L связаны с более высоким уровнем образования, неправедностью и более расслабленным умом.

    K = Коррекция
    Эта шкала измеряет защиту гораздо более тонким способом, чем Ложь. Правильно интерпретировать результаты K непросто, поскольку необходимо учитывать предысторию объекта и условия, при которых он принимает MMPI-2. Студенты колледжей, например, обычно показывают средний балл от 55 до 70, что означает, что они компетентны в управлении своей жизнью; если их оценка немного выше, возможно, они насторожены, потому что не доверяют своему профессору или потому, что причина, по которой они проходят тест, не была им полностью или убедительно объяснена.Падение из этого диапазона оценок означает, что ученик переживает стрессовый период в своей жизни. За пределами хорошо образованного населения высокие баллы K указывают на защитную реакцию. Это верно, например, для соискателей, вынужденных сдавать MMPI-2; В результате этой специфической ситуации кандидаты по очевидным причинам пытаются выглядеть как можно более прилично, что приводит к диаграммам со шкалой достоверности, которые обычно следуют образцу изображения ниже.

    Типичный уклон соискателя
    , пытающегося выглядеть лучше, чем на самом деле.
    Несмотря на то, что профиль действителен, следует применить К-поправки
    , чтобы увидеть, что именно
    более вероятно. Работодатель должен отклонить
    кандидата на работу, независимо от оценок с поправкой на К.

    Напротив, низкий T-балл 45 или меньше указывает на то, что, вероятно, присутствует психопатология (и иногда это единственный намек, который получает интерпретирующий психолог, когда все шкалы профиля попадают в нормальные пределы). Интересно, что действительно низкий K , равный 35 или меньше, коррелирует с плохим прогнозом, потому что он сигнализирует о том, что у испытуемого нет инструментов или психологической силы, чтобы хорошо отреагировать на традиционные (без наркотиков) методы лечения, и, скорее всего, не хватает достаточного Эго. -Прочность ( Es ).С другой стороны, действительно высокий балл также предполагает плохой прогноз терапии, поскольку психологическая защита может быть настолько сильной, что препятствует любым внутренним изменениям или терапевтическому прогрессу. Таким образом, эта шкала измеряет сохранность существующих психологических защит. Следовательно, следствием высокого балла по шкале K является выраженный страх эмоциональной напряженности наряду с избеганием близости.

    Некоторые проблемные комбинации :

    • Повышенный L + K + Hy (Истерия) + R (Репрессия) = Слишком оборонительно, чтобы смотреть на плохое в других или видеть проблемы в себе.
    • Высокий K связан с психологическими защитными механизмами подавления и рационализации.
    • Когда очень высокие значения K сочетаются с высокими баллами по одной или нескольким клиническим профильным шкалам, очень вероятно, что эти люди откажутся смотреть на проблему, считая, что у них нет проблем все.
    • Если и K , и Es (Эго-Сила) наберут Т-балл 45 или меньше, человек будет не чувствовать себя хорошо и будет чувствовать, что ему не хватает навыков, необходимых для решения своих проблем.
    • Когда K ниже 45, но F набирает меньше 60, человек часто считает, что жизнь была тяжелой для него, потому что у него не было преимуществ, которые были доступны другим. Это убеждение, вероятно, верно, поскольку такая комбинация обычно встречается у людей из бедных или других неблагополучных семей.
    • Умеренно приподнятый K + F + Hy (Истерия) + Sc (Шизофрения) = Обычные люди, чрезмерно озабоченные тем, чтобы их любили и принимали в группу, нереалистично оптимистичные, даже если факты не заслуживают этого, имеют трудности с выражением и приемом гнева и невозможностью принимать решения, которые были бы непопулярны в их группе.
    • Высокий K + Ma (Гипомания) = организованный, эффективный человек, живущий с постоянной гипоманией.
    • Умеренно высокая K + высокая F = Люди с давними психологическими проблемами, которые научились справляться с ними и успешно адаптироваться к окружающему миру, что привело к появлению схем достоверности, подобных приведенным ниже.
    Профиль валидности лиц
    со стойкими психопатологиями
    , которые, тем не менее,
    научились справляться и жить нормальной жизнью.

    S = Превосходная самопрезентация
    Эта шкала, сильно коррелирующая с K , определяется пятью характеристиками: вера в человеческое добро, безмятежность, удовлетворенность жизнью, терпение и отрицание раздражительности и гнева и отрицание моральных недостатков. Высокий балл на S положительно коррелирует с Ego-Strength ( Es ).

    Если результаты кажутся нормальными и у полностью функционального человека, но S имеет T-Score меньше 65, считайте, что объект «притворяется хорошим»; таким образом, в худшем случае профиль, возможно, недействителен , и в лучшем случае профиль представляет значительную систематическую ошибку, которую следует учитывать при интерпретации остальных результатов MMPI-2.

    Обзор

    Поздравляю! Если вы прочитали и применили множество правил и концепций, описанных выше, вы должны были иметь возможность не только проверить достоверность ваших результатов MMPI-2, но и определить, какие предубеждения, если таковые имеются, пронизывают остальные ваши результаты, чтобы вы может компенсировать это соответственно в вашей интерпретации следующих оценок.

    Я знаю, что эта задача была непростой … далеко не так. Но у меня хорошие новости — вам повезло! Шаг 1: Проверка действительности — самый важный из шагов; и это также самый сложный (и самый технический) на сегодняшний день .Если вам удалось выполнить этот шаг успешно, все остальное будет проще простого.

    —————
    Другие психологические тесты личности, которые могут вам понравиться:

    .