Молодежные культуры и субкультуры: Основные параметры и закономерности формирования молодежных субкультур — все самое интересное на ПостНауке
МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. В. Громов
МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУ́РЫ, сообщества молодёжи, обладающие разработанными системами идентифицирующих признаков: самоназванием, системой ценностей, обычаями, нормами, имиджем, стилем поведения, эстетич. предпочтениями. Наиболее значимым фактором, объединяющим людей в М. с., является та или иная совместная деятельность (занятия спортом, прослушивание музыки, участие в конфликтах и др.). Центром притяжения для М. с. могут стать форма деятельности, политич. позиция, муз. стиль, произведение иск-ва, выдающийся человек и др. М. с. часто разрабатывают собственную идеологию, но субкультурный стиль важнее идеологии (участники М. с. легче отступают от идейных положений, чем от стиля).
В число молодёжных сообществ, помимо М. с., входят группы разл. типов – дружеские компании, дворовые группировки, учебно-трудовые коллективы и т. д. Согласно сложившейся традиции, под М. с. понимают сообщества, связанные с досуговой деятельностью (т. н. неформальные объединения).
М. с. в их совр. виде возникли в сер. 20 в., после окончания 2-й мировой войны. Их появление было обусловлено развитием обществ «западного» типа, поощряющих проявления индивидуальности, личной активности, в частности увеличением длительности социализации перед вступлением во взрослую жизнь (что привело к появлению у молодых людей свободного времени) и ростом благосостояния. М. с. наиболее распространены в городах, особенно крупных.
Гендерный состав М. с. неоднороден. Практически полностью мужскими являются сообщества с высоким уровнем агрессивности и брутальной маскулинности (спортивные болельщики, скинхеды, рэперы и т. п.). Чем ниже уровни этих показателей, тем больше в М. с. девушек, напр. у хиппи, готов и др. В целом у девушек отмечается меньший, чем у юношей, интерес к участию в М. с., что объясняется их большей направленностью на интимно-личностное общение, а не на совместную групповую деятельность.
По социальному составу среди участников М. с. преобладают молодые люди из «среднего класса», обладающие достаточно высоким уровнем образования; в сообществах с высоким уровнем агрессивности высока доля «уличной» молодёжи с низким уровнем образования.
Деятельность М. с. предполагает наличие спец. локусов коммуникации – мест встреч, удобных для общения, обычно находящихся в центр. части города, знаковых для М. с. мероприятий (концерты, акции, спортивные соревнования и др.).
Система символов М. с., как правило, предполагает противопоставление себя «взрослой», доминирующей культуре (см. Контркультура). Иногда это проявляется в деструктивном поведении, связанном с оппозициями: добропорядочность – криминальность, статичность – экстремальность, чистота – грязь, сдержанность – распущенность и т. д. Однако это противопоставление необязательно имеет деструктивный характер. Так, если «взрослая» культура воспринимается как культура чистогана и корыстности, в субкультурные ценности могут входить бескорыстность и взаимопомощь и т. п.
Формы М. с. нередко заимствуются, но при переносе на местную почву могут заметно изменяться (так, рэп-культура, перенесённая из негритянских кварталов США, в России испытала влияние традиций уличной, «пацанской» среды). Близкие по стилю М. с. в разл. регионах мира могут возникать независимо друг от друга, под влиянием сходных факторов (напр., сов. стиляги походили на появившихся позднее англ. тэдди-боев и модов). Развитие М. с. всё более тесно связано с развитием виртуального пространства, особенно Интернета. Появилась тенденция к размыванию М. с., обусловленному широким выбором стилевых возможностей (особенно в мегаполисах), интенсивными информац. потоками и т. д.
Стратегии взаимоотношения молодых людей с М. с. сугубо индивидуальны – от включённости в большое количество М. с. до их игнорирования. Вступление в М. с. начинается примерно с 15–16 лет, когда сфера интересов молодого человека выходит за пределы семьи и школы. Потеря интереса к М. с. связана с взрослением, включённостью в новые социальные связи – поступлением на работу, созданием семьи, рождением детей. Небольшой процент участников остаётся в М. с. во взрослом возрасте, выступая как хранители субкультурных традиций. В целом участие в М. с., как и в молодёжных сообществах вообще, способствует социализации молодых людей: в досуговых сообществах вырабатываются навыки общения, самопрезентации, межличностного взаимодействия, эмоционального реагирования.
Введение
Тема молодежной субкультуры (неформальных объединений) имеет очень сложную проблематику, и крайне актуальна в наше время. В основе любого типа культуры лежат свои традиции и обычаи, которые со времени видоизменяются, подстраиваясь под современные условия развития технологий, мировоззрения в целом. Таким образом, можно сказать о том, что развитие любого общества невозможно без развития ее неотъемлемой части – молодежной культуры [5].
Субкультура – это способ самовыражения, поиск смысла жизни.
Речь идет о стремлении к самоорганизации, к утверждению своей самостоятельности, что характерно для социального созревания на подростковом и юношеском этапах. Личность, особенно в такой непростой период – переходный, нуждается в самоопределении, понимании, поиску себя. Эта тема также весьма актуальна для взрослых, которым часто приходится сталкиваться с трудностью общения со своими детьми. Главное не наделать глупостей, а разобраться в этом вопросе, прочесть нужную литературу, больше узнать о молодежных объединениях.
Объект данной работы – культура.
Предмет изучения – молодежные субкультуры.
Цель работы – рассмотреть психологию неформальных движений среди молодежи.
Исходя из цели данной курсовой работы, следует решить следующие задачи:
Объяснить суть субкультуры, как способа самовыражения молодежи.
Рассмотреть существующие классификации молодежных субкультур.
Описать основные виды молодежных субкультур.
Метод: изучение научной литературы.
Глава 1. Общее представление о культуре и субкультуре
Понятие культуры и субкультуры. История возникновения.
Культура – это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. Культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм.
Понятие «культуры» трактуется в социальной науке достаточно широко. Невозможно найти однозначного определения данного социального феномена. Иногда понятия «культура» и «общество» в работах социологов трактуются как тождественные, ряд исследователей рассматривает культуру как подсистему общества, часть исследователей, напротив, считают понятие культуры шире, чем понятие общества. В любом случае, универсального определения культуре дать невозможно. Культура – понятие многоплановое, сложное неоднозначное. Многообразие научных подходов породило различные трактовки роли, места и сущности культуры в контексте мировой цивилизации.
Субкультура – это культура некой общности людей, объединенных общими ценностями, мировоззрением, интересами, особенностями жизнедеятельности. Также субкультурой иногда называют саму общность. Субкультура не обязательно противоречит общепринятым культурным ценностям[12, С.150].
Довольно часто появление феномена молодежной субкультуры исследователи связывают с конфликтом поколений. Однако, как показывают социологические исследования, это представление верно лишь отчасти. Определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях поколений в той или иной форме существовало всегда, оно совсем необязательно оборачивается возникновением молодежной субкультуры. О проблеме конфликта поколений рассуждали еще Платон и Аристотель.
Конфликт между «отцами» и «детьми» является не причиной ухода молодого человека в молодежную субкультуру, а, скорее, его следствием.
Причины того, что молодежная субкультура является структурным элементом индустриально развитых социальных систем, кроются в невиданном ранее удлинении периода обучения, вызванном тем, что новые технологии и техника требуют не просто образованных, но особенно хорошо образованных, специально подготовленных работников. В результате самостоятельность приходит к молодому человеку значительно позднее. Возникают «ножницы»: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Это положение «ножниц» усугубляется и современной биологической акселерацией, в силу которой в старшей школе обучаются с физиологической точки зрения вовсе не дети. Кроме того, длительный официально признанный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь и во взрослый мир. Идея нескончаемого детства витает в большинстве молодежных субкультур. Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающая значительную неуверенность у них в занимаемых социальных статусах, приводят их к спонтанному созданию частичной культуры, каковой является молодежная субкультура.Пока в обществе за молодым человеком не будет признан и закреплен тот или иной социальный статус, ему самому необходимо его создавать, поскольку его потребность в статусе, ощущение принадлежности к некоторому обществу не могут удовлетворять ни семья, ни школа, ни любая формальная молодежная организация. Поэтому и возникают неформальные контактные группы, в которые подростки собираются инстинктивно. Прямой контакт со сверстниками ценен для молодежи как таковой[17].
Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века. Ученые-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодежных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго (многие из вас вспомнят имевший шумный успех американский фильм «Банды Чикаго» с любимцем девушек всего мира Леонардо ди Каприо в главной роли). Здесь рассматривалось ненормативное (то есть нестандартное с точки зрения общественных норм) поведение молодежи.
Фильм, естественно, в силу специфики жанра несколько романтизирует образы и ситуации; исследователи же анализировали их причины и суть. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие «субкультура». В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное («асоциальное») поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.Как видим, первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии.
После второй мировой войны термин «молодежная субкультура» вошел в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодежью. Отмечалось, что рост благосостояния ведет к повышению покупательной способности молодежи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо «прорывом тинейджерской культуры». Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодежи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия «молодежная культура», аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.
Авторы рассматривали тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных «культурных товаров» (поп-музыка, мода т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки. Молодежная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг.
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор