Молодежные культуры и субкультуры: Основные параметры и закономерности формирования молодежных субкультур — все самое интересное на ПостНауке

МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Д. В. Громов

МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУ́РЫ, со­об­ще­ст­ва мо­ло­дё­жи, об­ла­даю­щие раз­ра­бо­тан­ны­ми сис­те­ма­ми иден­ти­фи­ци­рую­щих при­зна­ков: са­мо­на­зва­ни­ем, сис­те­мой цен­но­стей, обы­чая­ми, нор­ма­ми, имид­жем, сти­лем по­ве­де­ния, эс­те­тич. пред­поч­те­ния­ми. Наи­бо­лее зна­чи­мым фак­то­ром, объ­е­ди­няю­щим лю­дей в М. с., яв­ля­ет­ся та или иная со­вме­ст­ная дея­тель­ность (за­ня­тия спор­том, про­слу­ши­ва­ние му­зы­ки, уча­стие в кон­флик­тах и др.). Цен­тром при­тя­же­ния для М. с. мо­гут стать фор­ма дея­тель­но­сти, по­ли­тич. по­зи­ция, муз. стиль, про­из­ве­де­ние иск-ва, вы­даю­щий­ся че­ло­век и др. М. с. час­то раз­ра­ба­ты­ва­ют соб­ст­вен­ную идео­ло­гию, но суб­куль­тур­ный стиль важ­нее идео­ло­гии (уча­ст­ни­ки М. с. лег­че от­сту­па­ют от идей­ных по­ло­же­ний, чем от сти­ля).

В чис­ло мо­ло­дёж­ных со­об­ществ, по­ми­мо М. с., вхо­дят груп­пы разл. ти­пов – дру­же­ские ком­па­нии, дво­ро­вые груп­пи­ров­ки, учеб­но-тру­до­вые кол­лек­ти­вы и т.  д. Со­глас­но сло­жив­шей­ся тра­ди­ции, под М. с. по­ни­ма­ют со­об­ще­ст­ва, свя­зан­ные с до­су­го­вой дея­тель­но­стью (т. н. не­фор­маль­ные объ­е­ди­не­ния).

М. с. в их совр. ви­де воз­ник­ли в сер. 20 в., по­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны. Их по­яв­ле­ние бы­ло обу­слов­ле­но раз­ви­ти­ем об­ществ «за­пад­но­го» ти­па, по­ощ­ряю­щих про­яв­ле­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, лич­ной ак­тив­но­сти, в ча­ст­но­сти уве­ли­че­ни­ем дли­тель­но­сти со­циа­ли­за­ции пе­ред всту­п­ле­ни­ем во взрос­лую жизнь (что при­ве­ло к по­яв­ле­нию у мо­ло­дых лю­дей сво­бод­но­го вре­ме­ни) и рос­том бла­го­сос­тоя­ния. М. с. наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны в го­ро­дах, осо­бен­но круп­ных.

Ген­дер­ный со­став М. с. не­од­но­ро­ден. Прак­ти­че­ски пол­но­стью муж­ски­ми яв­ля­ют­ся со­об­ще­ст­ва с вы­со­ким уров­нем аг­рес­сив­но­сти и бру­таль­ной мас­ку­лин­но­сти (спор­тив­ные бо­лель­щи­ки, скин­хе­ды, рэ­пе­ры и т. п.). Чем ни­же уров­ни этих по­ка­за­те­лей, тем боль­ше в М.  с. де­ву­шек, напр. у хип­пи, го­тов и др. В це­лом у де­ву­шек от­ме­ча­ет­ся мень­ший, чем у юно­шей, ин­те­рес к уча­стию в М. с., что объ­яс­ня­ет­ся их боль­шей на­прав­лен­но­стью на ин­тим­но-лич­но­ст­ное об­ще­ние, а не на со­вме­ст­ную груп­по­вую дея­тель­ность.

По со­ци­аль­но­му со­ста­ву сре­ди уча­ст­ни­ков М. с. пре­об­ла­да­ют мо­ло­дые лю­ди из «сред­не­го клас­са», об­ла­даю­щие до­ста­точ­но вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния; в со­об­ще­ст­вах с вы­со­ким уров­нем аг­рес­сив­но­сти вы­со­ка до­ля «улич­ной» мо­ло­дё­жи с низ­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния.

Дея­тель­ность М. с. пред­по­ла­га­ет на­ли­чие спец. ло­ку­сов ком­му­ни­ка­ции – мест встреч, удоб­ных для об­ще­ния, обыч­но на­хо­дя­щих­ся в центр. час­ти го­ро­да, зна­ко­вых для М. с. ме­ро­прия­тий (кон­цер­ты, ак­ции, спор­тив­ные со­рев­но­ва­ния и др.).

Сис­те­ма сим­во­лов М. с., как пра­ви­ло, пред­по­ла­га­ет про­ти­во­пос­тав­ле­ние се­бя «взрос­лой», до­ми­ни­рую­щей куль­ту­ре (см.  Контр­куль­ту­ра). Ино­гда это про­яв­ля­ет­ся в де­ст­рук­тив­ном по­ве­де­нии, свя­зан­ном с оп­по­зи­ция­ми: доб­ро­по­ря­доч­ность – кри­ми­наль­ность, ста­тич­ность – экс­тре­маль­ность, чис­то­та – грязь, сдер­жан­ность – рас­пу­щен­ность и т. д. Од­на­ко это про­ти­во­пос­тав­ле­ние не­обя­за­тель­но име­ет де­ст­рук­тив­ный ха­рак­тер. Так, ес­ли «взрос­лая» куль­ту­ра вос­при­ни­ма­ет­ся как куль­ту­ра чис­то­га­на и ко­ры­ст­но­сти, в суб­куль­тур­ные цен­но­сти мо­гут вхо­дить бес­ко­ры­ст­ность и взаи­мо­по­мощь и т. п.

Фор­мы М. с. не­ред­ко за­им­ст­ву­ют­ся, но при пе­ре­но­се на ме­ст­ную поч­ву мо­гут за­мет­но из­ме­нять­ся (так, рэп-куль­ту­ра, пе­ре­не­сён­ная из нег­ри­тян­ских квар­та­лов США, в Рос­сии ис­пы­та­ла влия­ние тра­ди­ций улич­ной, «па­цан­ской» сре­ды). Близ­кие по сти­лю М. с. в разл. ре­гио­нах ми­ра мо­гут воз­ни­кать не­за­ви­си­мо друг от дру­га, под влия­ни­ем сход­ных фак­то­ров (напр., сов. сти­ля­ги по­хо­ди­ли на поя­вив­ших­ся позд­нее англ. тэд­ди-бо­ев и мо­дов). Раз­ви­тие М. с. всё бо­лее тес­но свя­за­но с раз­ви­ти­ем вир­ту­аль­но­го про­стран­ст­ва, осо­бен­но Ин­тер­не­та. Поя­ви­лась тен­ден­ция к раз­мы­ва­нию М. с., обу­слов­лен­но­му ши­ро­ким вы­бо­ром сти­ле­вых воз­мож­но­стей (осо­бен­но в ме­га­по­ли­сах), ин­тен­сив­ны­ми ин­фор­мац. по­то­ка­ми и т. д.

Стра­те­гии взаи­мо­от­но­ше­ния мо­ло­дых лю­дей с М. с. су­гу­бо ин­ди­ви­ду­аль­ны – от вклю­чён­но­сти в боль­шое ко­ли­че­ст­во М. с. до их иг­но­ри­ро­ва­ния. Всту­п­ле­ние в М. с. на­чи­на­ет­ся при­мер­но с 15–16 лет, ко­гда сфе­ра ин­те­ре­сов мо­ло­до­го че­ло­ве­ка вы­хо­дит за пре­де­лы се­мьи и шко­лы. По­те­ря ин­те­ре­са к М. с. свя­за­на с взрос­ле­ни­ем, вклю­чён­но­стью в но­вые со­ци­аль­ные свя­зи – по­сту­п­ле­ни­ем на ра­бо­ту, соз­да­ни­ем се­мьи, ро­ж­де­ни­ем де­тей. Не­боль­шой про­цент уча­ст­ни­ков ос­та­ёт­ся в М. с. во взрос­лом воз­рас­те, вы­сту­пая как хра­ни­те­ли суб­куль­тур­ных тра­ди­ций. В це­лом уча­стие в М.  с., как и в мо­ло­дёж­ных со­об­ще­ст­вах во­об­ще, спо­соб­ст­ву­ет со­циа­ли­за­ции мо­ло­дых лю­дей: в до­су­го­вых со­об­ще­ст­вах вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся на­вы­ки об­ще­ния, са­мо­пре­зен­та­ции, меж­лич­но­ст­но­го взаи­мо­дей­ст­вия, эмо­цио­наль­но­го реа­ги­ро­ва­ния.

Введение

Тема молодежной субкультуры (неформальных объединений) имеет очень сложную проблематику, и крайне актуальна в наше время. В основе любого типа культуры лежат свои традиции и обычаи, которые со времени видоизменяются, подстраиваясь под современные условия развития технологий, мировоззрения в целом. Таким образом, можно сказать о том, что развитие любого общества невозможно без развития ее неотъемлемой части – молодежной культуры [5].

Субкультура – это способ самовыражения, поиск смысла жизни.

Речь идет о стремлении к самоорганизации, к утверждению своей самостоятельности, что характерно для социального созревания на подростковом и юношеском этапах. Личность, особенно в такой непростой период – переходный, нуждается в самоопределении, понимании, поиску себя. Эта тема также весьма актуальна для взрослых, которым часто приходится сталкиваться с трудностью общения со своими детьми. Главное не наделать глупостей, а разобраться в этом вопросе, прочесть нужную литературу, больше узнать о молодежных объединениях.

Объект данной работы – культура.

Предмет изучения – молодежные субкультуры.

Цель работы – рассмотреть психологию неформальных движений среди молодежи.

Исходя из цели данной курсовой работы, следует решить следующие задачи:

  1. Объяснить суть субкультуры, как способа самовыражения молодежи.

  2. Рассмотреть существующие классификации молодежных субкультур.

  3. Описать основные виды молодежных субкультур.

Метод: изучение научной литературы.

Глава 1. Общее представление о культуре и субкультуре

    1. Понятие культуры и субкультуры. История возникновения.

Культура – это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. Культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм.

Понятие «культуры» трактуется в социальной науке достаточно широко. Невозможно найти однозначного определения данного социального феномена. Иногда понятия «культура» и «общество» в работах социологов трактуются как тождественные, ряд исследователей рассматривает культуру как подсистему общества, часть исследователей, напротив, считают понятие культуры шире, чем понятие общества. В любом случае, универсального определения культуре дать невозможно. Культура – понятие многоплановое, сложное неоднозначное. Многообразие научных подходов породило различные трактовки роли, места и сущности культуры в контексте мировой цивилизации.

Субкультура – это культура некой общности людей, объединенных общими ценностями, мировоззрением, интересами, особенностями жизнедеятельности. Также субкультурой иногда называют саму общность. Субкультура не обязательно противоречит общепринятым культурным ценностям[12, С.150].

Довольно часто появление феномена молодежной субкультуры исследователи связывают с конфликтом поколений. Однако, как показывают социологические исследования, это представление верно лишь отчасти. Определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях поколений в той или иной форме существовало всегда, оно совсем необязательно оборачивается возникновением молодежной субкультуры. О проблеме конфликта поколений рассуждали еще Платон и Аристотель.

Конфликт между «отцами» и «детьми» является не причиной ухода молодого человека в молодежную субкультуру, а, скорее, его следствием.

Причины того, что молодежная субкультура является структурным элементом индустриально развитых социальных систем, кроются в невиданном ранее удлинении периода обучения, вызванном тем, что новые технологии и техника требуют не просто образованных, но особенно хорошо образованных, специально подготовленных работников. В результате самостоятельность приходит к молодому человеку значительно позднее. Возникают «ножницы»: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Это положение «ножниц» усугубляется и современной биологической акселерацией, в силу которой в старшей школе обучаются с физиологической точки зрения вовсе не дети. Кроме того, длительный официально признанный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь и во взрослый мир. Идея нескончаемого детства витает в большинстве молодежных субкультур. Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающая значительную неуверенность у них в занимаемых социальных статусах, приводят их к спонтанному созданию частичной культуры, каковой является молодежная субкультура.

Пока в обществе за молодым человеком не будет признан и закреплен тот или иной социальный статус, ему самому необходимо его создавать, поскольку его потребность в статусе, ощущение принадлежности к некоторому обществу не могут удовлетворять ни семья, ни школа, ни любая формальная молодежная организация. Поэтому и возникают неформальные контактные группы, в которые подростки собираются инстинктивно. Прямой контакт со сверстниками ценен для молодежи как таковой[17].

Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века. Ученые-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодежных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго (многие из вас вспомнят имевший шумный успех американский фильм «Банды Чикаго» с любимцем девушек всего мира Леонардо ди Каприо в главной роли). Здесь рассматривалось ненормативное (то есть нестандартное с точки зрения общественных норм) поведение молодежи.

Фильм, естественно, в силу специфики жанра несколько романтизирует образы и ситуации; исследователи же анализировали их причины и суть. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие «субкультура». В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное («асоциальное») поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.

Как видим, первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии.

После второй мировой войны термин «молодежная субкультура» вошел в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодежью. Отмечалось, что рост благосостояния ведет к повышению покупательной способности молодежи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо «прорывом тинейджерской культуры». Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодежи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия «молодежная культура», аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.

Авторы рассматривали тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных «культурных товаров» (поп-музыка, мода т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки. Молодежная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг.

Тогда и заговорили о «конфликте поколений», а как следствие резко возрос интерес к исследованиям, изучающим эту проблему[15].

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»