Монотония это: Монотония | это… Что такое Монотония?

Содержание

Монотония и психическое пресыщение

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Психология
  • Психология спорта

Содержание материала

  • Монотония и психическое пресыщение
  • Состояние монотонии у спортсменов
  • Факторы, влияющие на устойчивость человека к монотонии
  • Состояние психического пресыщения у спортсменов
  • Все страницы

Страница 1 из 4

Как ни странно, проблема монотонии в спортивной деятельности часто игнорируется, хотя с этим фактором спортсмены постоянно встречаются на тренировочных занятиях, особенно при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объемной нагрузки. Особенно характерна монотония для тренировочной деятельности марафонцев, стайеров, лыжников, конькобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов. Фактор монотонности уменьшает эффективность работы, лишает ее творческого элемента, понижает интерес к ней. К этому приводит недостаточная эмоциональная насыщенность занятий, бедность впечатлений, получаемых спортсменом от тренировочных занятий. Целесообразно выделить действительное (объективное) и кажущееся (субъективное) однообразие работы.

Объективное однообразие связано с условиями тренировочной деятельности: бедностью раздражений и впечатлений при работе в плохо освещенных спортивных помещениях, в одиночку, при чрезмерном дроблении разучиваемых упражнений, что имеет место при обучении методом «по частям»; к этому же приводит простота действий в сочетании с их многократным повторением в одном и том же темпе при малой и средней интенсивности нагрузки.

Роль интенсивности нагрузки при развитии монотонии следует оговорить особо. К интенсивности нагрузки при развитии монотонии существует двоякое отношение: одни считают, что чем выше темп монотонной деятельности, тем быстрее развивается монотония, другие (и это больше отвечает действительности) причину монотонии видят в работе, выполняемой в небольшом темпе.

Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутствовать объективной, являясь ее отражением в сознании спортсмена. Монотонность возникает при наличии двух условий: выполнение задания не дает «умственной свободы», привлекает к себе внимание и в то же время не дает оснований для размышления над ним. Например, над автоматизированными действиями думать не надо, а повторять их многократно необходимо, иначе разрушится навык. Вследствие этого происходит отдача с «суженным объемом внимания» (X. Бартенверфер).

Однако переживание монотонности не является обязательным следствием дробления упражнений на части, однообразия работы. Монотонность может быть субъективной по причине отрицательной мотивации деятельности. Например, работа без знания результатов быстро вызывает скуку. Такой же эффект может вызвать работа при слишком далекой перспективе достижения цели или при ее расплывчатости. Наоборот, заинтересованность в работе и полнота обратной связи, идущей к спортсмену от тренажеров, не дают проявиться субъективной монотонности даже при объективно однообразной тренировочной нагрузке.

Одна и та же деятельность может переживаться как свободная, радостная или как необходимая, скучная, неприятная, хотя физиологически рабочий процесс один и тот же. Это зависит от того, насколько личной или же общественно значимой является цель деятельности. Одна и та же объективно немонотонная деятельность может казаться монотонной, а при большей силе личностной и общественной стимуляции не будет вызывать такого отношения.

Монотонность работы может приводить к двум состояниям. Одно из них связано с торможением психической сферы спортсмена и получило название монотония. Другое выражается в увеличении возбуждения в эмоционально-мотивационной сфере, в раздражительности спортсмена и получило название психическое пресыщение.

  • Вперёд
Просмотров: 29439
  • Назад
  • Вперёд

Популярные темы

  • силовая подготовка
  • фитнес
  • развитие силы
  • силовые тренировки
  • упражнения для спины
  • специальная выносливость
  • набор мышечной массы

Состояние монотонии, механизм развития, влияние на деятельность

ВВЕДЕНИЕ

В психологической литературе одно из первых упоминаний о состоянии монотонии встречается в работе Г. Мюнстерберга (1912 г.). Изучением этого состояния интересуются физиологи, психологи, социологи. И это не случайно. Монотонность влияет на эффективность деятельности, настроение человека, на его развитие как личности. Канадский ученый В. Герон, изучавший влияние монотонной окружающей обстановки на психику и деятельность человека, пришел к выводу о необходимости постоянного изменения сенсорного окружения человека для его нормального существования. Даже животные инстинктивно избегают монотонной обстановки. Крыса, например, предпочитает использовать в лабиринте различные пути к пище, а не один и тот же, она стремится покинуть пространство, в котором провела много времени, и активно ищет новые или менее изученные участки. Это свидетельствует о том, что стремление к разнообразию впечатлений является важнейшей биологической потребностью.

Скука и связанное с ней состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию эмоционального напряжения. Она часто встречается на производстве в учебной деятельности, в учебно-музыкальной и спортивно-тренировочной деятельности, да и просто в обычной жизни, так называемая «монотония быта».  Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом.


1. Состояние монотонии

Психологическое объяснение состояния монотонии, данное Е.П. Ильиным, звучит как: «состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию напряжения. Состояние монотонии рассматривается мною как эмоциональное, а именно — как операциональное состояние» [3].

В отечественной литературе наиболее четко взгляд на монотонию как на операциональное состояние изложен М. И. Виноградовым и 3. М. Золиной. Их объяснение основывается на предположении И. П. Павлова, что «воздействие на одни и те же клетки длительно действующего раздражителя приводит к их быстрому истощению, к развитию запредельного охранительного торможения, которое иррадиирует по коре головного мозга и проявляется в фазах парабиоза» [4].

Психологическое объяснение состояния монотонии, данное Бартенверфером, состоит в том, что: «монотонная работа приводит к сужению объема внимания, нервному истощению и вследствие этого снижению психической активности мозга. По существу, это понимание состояния монотонии как психического утомления» [3].

В литературе первой половины XX в. существует неоднозначность понимания терминов «монотонность» и «монотония». Многие авторы под монотонностью понимают возникающее при однообразной деятельности состояние и заменяют этим термином понятие «скука». Другие называют монотонностью продолжительное и неприятное однообразие деятельности. В этом случае монотонность характеризует работу, а не состояние человека. Наконец, некоторые авторы характеризуют однообразие работы понятием «монотония». Как отмечал Е.П. Ильин: «Я считаю обоснованным использование В. Г. Асеевым (1974) термина «монотонность» только для обозначения характера труда, окружающей человека обстановки, а для возникающего при однообразной обстановке состояния — термина «монотония»»[4].

Н. Д. Левитов разделяет переживание монотонии и скуки на том основании, что первая возникает при однообразной работе, а вторая может возникнуть и при разнообразной, но неинтересной работе. Это деление спорно. Скука может быть следствием как объективного и субъективного однообразия (однообразия впечатлений), так и потери интереса к работе. Состояние монотонии характеризуется не развитием запредельного торможения в двигательных центрах, а возникновением «эмоционально-мотивационного вакуума» при однообразии рабочих операций или при редких сенсорных стимулах, когда работа перестает занимать работающего и привлекать его внимание, т. е. становится для него неинтересной.

Все авторы, занимающиеся проблемой монотонии, согласны в том, что это состояние является следствием однообразной деятельности (монотонности). Вопрос только в том, какую деятельность следует считать однообразной. 

В ряде исследований, проведенных во Франции и США, было показано возникновение у водителей грузовиков дальнего следования галлюцинаций. После нескольких часов пути они начинают видеть различные образы, например больших красных пауков на смотровом стекле, несуществующих животных, перебегающих дорогу, и т. п. Об аналогичных явлениях у летчиков во время длительных ночных полетов сообщают Л. П. Гримак и В. А. Пономаренко (1971). Летчики перестают ощущать себя управляющим самолетом, видят себя вне кабины самолета, свободно плывущими в пространстве. Через несколько секунд они вздрагивали, приходили в себя и хватались за рычаги управления.

Итак, именно однообразие впечатлений и служит той побудительной причиной, которая вызывает состояние монотонии.


2. Механизмы развития

В.И. Рождественская и И.А. Левочкина (1972) связывают монотонию с развитием угасательного торможения. Но конкретная причина развития именно этого вида торможения авторами не обсуждается. Между тем его возникновение можно объяснить феноменом привыкания (адаптации) к одному и тому же раздражителю, которое приводит к ослаблению воздействия этих раздражителей. Однако влияние привыкания на кору головного мозга осуществляется не прямо, а опосредованно, через ретикулярную формацию. Будучи местом конвергенции сенсорных путей, ретикулярная формация получает от всех афферентных путей потоки импульсов, которые здесь перерабатываются, суммируются и по неспецифическим афферентным путям передаются дальше в кору головного мозга.

Следует отметить, что в центральной нервной системе имеются специальные нейроны, обнаруживающие свойства угасания реакций, или привыкания. Они расположены и в коре головного мозга. Но больше всего этих «нейронов новизны» именно в ретикулярной формации. Показано, что большинство клеток ретикулярной формации обладают свойством быстрого привыкания к повторной стимуляции. Таким образом, имеется целый комплекс фактов, дающих основание связывать возникновение торможения (снижение уровня активации) корковых центров с уменьшением реактивности неспецифических структур ретикулярной формации и, как следствие, уменьшением ее активирующего влияния на кору головного мозга.

При исследовании механизмов развития монотонии во главу угла можно ставить субъективные переживания человека — апатию, скуку, эти непременные спутники однообразной работы. А они возникают как следствие потери интереса к работе при однообразии сенсорных воздействий, т.е. снижения силы мотива, превращения его из положительного в отрицательный, в желание прекратить работу.

Как уже говорилось, в первых работах по изучению состояния монотонии оно рассматривалось авторами как состояние психического утомления. Однако некоторые наблюдения позволили ряду авторов разделить эти состояния. Так. Г. Верной писал, что чувство монотонности иногда не зависит от усталости и что монотония и утомление — два разных состояния. «Одна мысль о предстоящей монотонной работе приводит уже к ощущению монотонности, которое, таким образом, следует рассматривать как явление психологического характера и которое не обязательно связано с утомлением умственных центров» [1].

Необходимость отличать состояние, вызываемое однообразием деятельности, от утомления подчеркивал Н. Д. Левитов. Справедливость такого разделения была подтверждена в исследованиях Н П. Фетискина, Н. Е. Высотской. Если при монотонии увеличивается время только сложной сенсомоторной реакции, а время простой реакции либо остается неизменным, либо даже уменьшается, то при утомлении увеличивается время и той и другой реакции. Если при монотонии сдвиг в сторону торможения наблюдается только по «внешнему» балансу, а во «внутреннем» балансе наблюдается сдвиг в сторону возбуждения, то при утомлении сдвиги в сторону торможения имеются в обоих балансах. При монотонии частота сердечных сокращений снижается, а при утомлении она увеличивается. При монотонии происходит снижение энерготрат, при утомлении же энерготраты возрастают. Увеличение темпа работы при монотонии приводит к улучшению самочувствия, уменьшению скуки, а при утомлении оно лишь усугубляет отрицательные сдвиги, в том числе и чувство усталости. Наконец, состояние монотонии предшествует утомлению, но утомление может возникнуть и без состояния монотонии.

Необходимо также отличать состояние монотонности от психической насыщенности. Психическая насыщенность вызывает волнение, нервозность, беспокойство; монотонность, напротив, сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психической активности и скукой. Психическая насыщенность вызывается главным образом повторением деятельности, а для появления монотонности необходимы и другие объективные данные (бедность раздражителей, однообразие их, ограниченность поля наблюдения и т. д.).

Следующим важным вопросом является выяснение изменений, происходящих в человеческой психике вследствие монотонности. Суммируя уже упоминавшиеся симптомы, можно отметить прежде всего субъективное влияние монотонности, имеющее характер переживания; чувства усталости, сонливости, испорченность настроения (в разной степени), скука, нейтральное отношение и т.д.

Самым спорным является вопрос об индивидуальных различиях в сопротивляемости монотонности. Экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере чем интравертированная. Между интеллектом и чувствительностью к монотонности не было установлено корреляции.

И последний, разбираемый в связи с состоянием монотонии, вопрос: «Как же монотония влияет на деятельность?».


3. Влияние на деятельность

В настоящее время различные виды монотонных работ разделяются на две основные категории:

 1. Монотонность действия, или монотонность первого вида, при которой состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных рабочих действий и частым их повторением.

 2. Монотонность обстановки ожидания, или монотонность второго вида, при которой состояние монотонии возникает в связи с воздействием однообразных факторов окружающей рабочей обстановки и дефицита поступающей информации («сенсорный голод»), а также вследствие пассивного наблюдения и контроля за автоматизированным процессом.

 При первой категории монотонных работ степень выраженности состояния монотонии зависит от следующих факторов трудового процесса: количества однообразно повторяющихся действий в единицу времени, продолжительности отдельных рабочих операций, степени сложности выполняемых операций, принудительного ритма и темпа, величины и интенсивности мышечных нагрузок и т.д. При этом, чем меньше количество элементов в однообразно повторяющихся рабочих операциях и чем эти операции короче, тем монотоннее труд. Кроме того, чем более просты по содержанию отдельные элементы операций и все операции в целом, тем в большей степени развивается состояние монотонии.

 При второй категории монотонных работ, основу которых составляет малая величина информационной нагрузки, определяющими являются следующие факторы: малый объем полезной информации о ходе технологического процесса в единицу времени, небольшая степень ответственности за принимаемое решение, ограниченность поля наблюдения оператора, небольшое количество объектов наблюдения и активных действий оператора в единицу времени, бедность внешних раздражителей и др. При этом, чем меньше объем информации воспринимает оператор в единицу времени и чем менее она содержательна и важна, тем в большей степени развивается состояние монотонии. Имеют значение также наличие и продолжительность интервалов, в течение которых полезная информация не поступает. Чем продолжительнее такие интервалы, тем монотоннее труд.

Степень влияния монотонных трудовых процессов на психофизиологическое состояния работника во многом определяется его индивидуальными особенностями и зависит от типа нервной системы, темперамента, свойств личности и др. При одинаковом уровне квалификации далеко не все лица одинаково устойчивы к действию фактора монотонности. Известно, в частности, что существуют люди монотонофилы и монотонофобы. По мнению некоторых исследователей, молодые люди (от 20 лет) более чувствительны к монотонности труда, чем люди более старшего возраста.

 В процессе исследований также установлено, что людей, отличающихся большой устойчивостью к монотонии характеризует определенный типологический комплекс. Как правило, это люди со слабой нервной системой относительно процесса возбуждения, с более инертными нервными процессами. Устойчивость к монотонии соседствует также с низкой экстраверсией, замкнутостью, низким уровнем нейротизма, высокой эмоциональность и низкой тревожностью. Люди менее устойчивые к монотонии, как правило работники с более сильной нервной системой, с высокой подвижностью нервных процессов, общительные, сангвинического характера, эмоционально менее устойчивые, с высокой тревожностью (высокий уровень нейротизма).

 Таким образом, среди прочих факторов психические особенности личности, несомненно, имеют важное значение при характеристике степени влияния монотонного труда на развитие симптомокомплекса, характеризующего состояние монотонии.

Важным является вопрос о методах борьбы с монотонией.

М.И. Виноградов предлагает следующие пять мероприятии или путей борьбы с монотонностью вообще, а при поточном производстве в особенности:

1. Объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию.

2. Периодическую смену операций, выполняемых каждым рабочим, т. е. совмещение операций.

3. Периодические изменения ритма работы.

4. Введение дополнительного перерыва.

5. Введение посторонних раздражителей (функциональная музыка).

 Несколько по-иному, можно сказать более «психологично», видит пути предупреждения и преодоления монотонности в работе Н. Д Левитов.

1. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой и тем меньше переживает состояние «монотонности».

2. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.

3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например думать о чем-нибудь интересном. Этот путь, правда, допустим лишь при однообразных и очень простых работах.

 4. Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее однообразная.

 5. Введение функциональной музыки.

Все эти приемы и другие позволяют отодвинуть наступление монотонии.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о трудности нахождения единых для всех видов деятельности критериев утомления. Правильнее будет искать их для конкретных видов деятельности, опираясь на анализ их специфических условий.

Другим важным фактором, влияющим на утомление, является отношение людей к выполняемой работе. В пределах одного и того же вида деятельности динамика изменения функциональных состояний нервной системы может быть различной в зависимости от наличия интереса у человека к работе, от его добросовестности и ответственности за ее результаты. Так, при напряженной умственной работе КЧМ может не только не снижаться, но даже повышаться у лиц, переживших в процессе работы сильное эмоциональное возбуждение или относящихся к работе с большим интересом и увлечением.

Влияния отношения субъекта к деятельности можно избежать, только применяя такие показатели, регистрация которых не связана с его активным участием. Но, по-видимому, совершенно избежать влияния субъективных отношений к процессу работы невозможно. Эта важная сторона проблемы утомления требует специальных исследований.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время не раз доказано, что биологический (психофизиологический) фактор играет важную роль в профессиональной деятельности человека. Сейчас необходимо выяснить другой вопрос: в каком соотношении  находится социальное  и биологическое в  каждом конкретном случае. Как известно, формирование и развитие человека происходит в результате сложного взаимодействия природных и социальных систем, воздействие которых неравнозначно и противоречиво. «В связи с  этим  роль типологических особенностей может быть в том или ином действии и  поступке велика, а в других случаях — незначительна» [2].

Основной смысл изучения закономерностей связей типологических особенностей проявления свойств нервной системы с другими факторами, влияющими на эффективность деятельности, заключается в возможности прогнозирования. «Можно предсказать с определенной вероятностью, как человек поведет себя в той или иной ситуации, какие способности у него выражены больше, а какие — меньше, какой стиль деятельности ему более подходит и т.д.» [1].

При этом важно помнить, что типологические особенности выступают лишь как один из факторов успеха, облегчают его достижение, но не гарантируют его. И было бы ошибкой считать, что людям с «нетипичной» для данного вида деятельности типологией дорога к успеху заказана.

Таким образом, учет всех отмеченных выше закономерностей есть необходимое звено научной организации трудовой деятельности и предупреждения производственного травматизма.


ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Хрестоматия по инженерной психологии : учебное пособие / Сост. Б.А. Душков и др. — М. : Высшая школа, 1991. — 287с. 

2. Дубовый Л.М.,  Макаров Ю.А. Лекции по психологии  труда, учебное пособие — Пенза, Издательство ПГПУ им. В.Г. Белинского, — 2000. — 168 с.

3. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека : учебное пособие — СПб. : Питер, 2005. — 412 с: ил.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства : учебное пособие — СПб. : Питер, 2001. — 752 с: ил.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Cтраница 2

Возвращаясь к индивидуально-психологическим особенностям людей в переживании монотонии, отметим, что личностные качества играют здесь все же довольно значительную роль. Особенно это относится к направленности и чертам характера.  [16]

Как показали лабораторные психологические исследования, в условиях монотонии снижается концентрация внимания, увеличивается время реакции, снижается работоспособность.  [17]

Именно этот психологический акспект очень важен для понимания монотонии. Переживание монотонии вносит свои, причем весьма своеобразные коррективы в кривую работоспособности. Иными словами, такой рабочий снижает свою выработку гораздо раньше, чем этого требует его организм, прежде, чем наступит утомление.

Выработка рабочих, подверженных переживанию монотонии, снижается, таким образом, в самые производительные часы смены, когда для организма естественна максимальная работоспособность.  [18]

И последний, разбираемый в связи с состоянием монотонии, вопрос — пути борьбы с монотонностью на производстве.  [19]

Таким образом, общие признаки для всех видов монотонии — перегрузка информацией при выполнении работы или, наоборот, ее недостаток, что накладывает на функциональное состояние человека определенный отпечаток: работник ( оператор) теряет интерес к выполняемой работе и у него возникает состояние, которое называется производственной скукой. Монотонная работа вызывает переоценку продолжительности рабочего времени ( смена кажется значительно длиннее), работник с нетерпением ждет окончания смены, его клонит ко сну.  [20]

Особую озабоченность должны вызывать лица, которые переживают монотонию при выполнении однообразной работы. Полученные цифры хотя и довольно велики, все же не подтверждают мнения о том, что однообразная работа не нравится большинству людей. Вместе с тем следует учесть, что, проводя подобные исследования на производстве, мы не учитываем фактора естественного отбора рабочих — их предпочтений в выборе специальности. Поэтому такого типа исследования не могут служить достаточным основанием для выводов об общечеловеческих предпочтениях. Более широкие исследования пока что неизвестны, поэтому в настоящее время невозможно дать окончательный ответ о распределении людей по отношению к однообразной работе.  [21]

Однообразная работа может вызывать и вызывает у большинства людей переживание монотонии. Это весьма неприятное психическое состояние описать очень трудно.  [22]

Однообразная работа не нравится большинству людей, вызывает у них неприятное переживание монотонии.  [23]

Данные анализа речи диспетчера, полученной при длительном моделировании его действий в условиях монотонии ( ночная смена) на пяти этапах эксперимента, представлены на рис. 1 с помощью штриховых линий. Около каждого этапа, как и ранее, в кружках проставлены значения частоты сердечных сокращений. Анализ показывает, что уже к середине смены ( точка 4) речевые параметры заметно изменяются и описываемое ими состояние сдвигается из образа Норма в образ Утомление. Аналогично ведет себя и частота пульса, которая на протяжении всей смены уменьшалась и лишь перед окончанием последней ( точка 5) стала увеличиваться, что также характерно для развивающегося утомления.  [24]

Кривые монотонии.  [25]

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что эффективность рабочего, переживающего монотонию, существенно снижается. Конечный порыв является очень малой компенсацией падения выработки.  [26]

В процессе труда человек может находиться в состояниях: стресса, опьянения, утомления, монотонии и физического недомогания, которые повышают вероятность совершения им неправильных действий.  [27]

В специальной литературе имеется целый ряд косвенных и прямых свидетельств влияния темпа работы на переживание монотонии при выполнении однообразных операций.  [28]

Желательна же здесь музыка по той причине, что она снижает или вообще снимает переживание монотонии, скуки. Функциональная производственная музыка считается одним из лучших средств борьбы с монотонностью работы.  [29]

Исследования показывают, что в деятельности авиадиспетчера нередки как эмоционально осложненные ситуации, так и ситуации монотонии. Первые возникают обычно при большом числе обслуживаемых самолетов, а вторые — в ночные смены, когда количество идущих на посадку самолетов незначительно. Указанные ситуации приводят к возникновению соответствующих функциональных состояний, контролируя которые можно ловысить эффективность операторской деятельности.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

утро с «Амурской правды» — Амурская правда

Общество

Интересные новости со всего мира, фотофакты и смешные видеоролики помогут окончательно проснуться, получить заряд бодрости и настроиться на новый день.  И ни слова о политике!


Фото: pexels.com

Сколько раз вы думали, что проводите свою жизнь недостаточно активно, мало времени посвящаете самопознанию, саморазвитию, другим «само…»? Или просто устали от бесконечной гонки? Думаете, это капризы, которые искореняются более жестким графиком?

Спешим вас огорчить. Зачастую перманентную усталость вызывает отнюдь ни лень, ни глупость, ни недостаток мотивации. Это монотония — состояние выгорания и сниженной работоспособности. Оно возникает в результате однообразной работы с повторением одинаковых действий в обыденной среде.

После многих лет в бешеном режиме сил не остается, а жизнь превращается в череду однообразных событий: определенные часы работы, приготовления и приема пищи, специальные дни для уборки и даже время для социальных сетей. Распорядок дня редко уклоняется от графика: «дом — работа — дом».

Как в «Дне сурка» мы, подобно метеорологу Филу, попадаем во временную петлю, из которой так сложно выбраться. Вот только во «временные петли» нас затягивают не столько внешние условия, сколько мы сами.

Не приносящая удовольствие жизнь, превратившаяся в череду ритуалов, чревата не только потерей концентрации, но и проблемами со сном, с пищеварением, повышенной тревожностью, раздражительностью и депрессией. Частые головные боли, подавленность, чувство апатии и безразличие к окружающим — первые «маячки», подсказывающие, что пора прислушаться к внутреннему голосу и позаботиться о ментальном здоровье.

Как? Регулярно и качественно отдыхать, насыщаться новыми впечатлениями, автоматизировать или разнообразить рутину. Работаете руками? Слушайте музыку или аудиокнигу. Головой? 40 минут поработали, 5 — подвигайтесь.

А если положение дел совсем невыносимо, и хочется кардинальных перемен, не нужно бояться взяться за что-то впервые. Ведь жизнь одна, а возможностей в ней невероятное множество.

Дональд Трамп в детстве. США. 1951 год.

Демонстрация школьников и студентов против импортозамещения и в поддержку шоколада «Аленка», Кемерово 1995 год.

Некоторые продукты нельзя хранить в холодильнике, так как они теряют свои полезные свойства, вкусовые качества и намного быстрее портятся.

Во время влюбленности у мужчин активнее работают те части мозга, которые отвечают за зрение, поэтому у выражения «мужчина любит глазами» есть научное подтверждение. У женщин же активизируется работа части мозга, отвечающая за память. И они частенько все могут припоминать.

  • Куриное филе — 1 кг
  • Репчатый лук — 1 головка
  • Батон — ½ штуки
  • Молоко — 500 мл
  • Зеленый лук — 1 пучок
  • Укроп — 1 пучок
  • Петрушка — 1 пучок
  • Кинза — 1 пучок
  • Растительное масло по вкусу
  • Соль по вкусу
  • Молотый черный перец по вкусу

Замочить хлеб в молоке и отстать от него на время. Мясо (филе бедра или голени) превратить мясорубкой в фарш. Следом прокрутить хлеб. Репчатый лук нарезать мелкими кубиками и отправить к мясу и хлебу. Зелень избавить от толстых стеблей и мелко нарубить ножом. Добавить в фарш, посолить, поперчить и вымесить все руками — потратить минут десять. А потом еще отбить его как следует, бросая на поверхность, чтобы мясо «задышало». Чем дольше бросать, тем пышнее будут котлеты. Слепить котлеты и обжарить с двух сторон на среднем огне на растительном масле. Затем поставить в духовку минут на десять при 180 градусах.

Источники: news.mail.ru, 120.su, youtube.com, gastronom.ru, eda.ru, ТГ-каналы: «Интересные факты», «Очевидные вещи», «Секрет успеха»

Минздрав России предупреждает: курение вредит Вашему здоровью.

Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью

Возрастная категория материалов: 18+

Возрастная категория материалов: 18+


Материалы по теме
5 типов людей в жизни каждого, почему люди грызут ногти, и как спасти слона: обзор АПЗачем Чайковский во время концерта держался за голову, и что такое хашлама: обзор АП10 вариантов использования старой заварки, и почему разговор с собой — норма: обзор АПКак убежать от деменции, кто такой бируанг, и урожай моркови по-амурски: обзор АП3 способа быстро справиться с тревогой, и почему наш мозг любит все новое: обзор АППочему жалость к себе полезнее депрессии, влияние пчёл на жизнь, и любвеобильный помидор: обзор АП8 способов найти время для себя, морская добыча лисы, и что такое пиперада: обзор АПКак правильно варить гречку, что такое нутрициология и каков лебедь на пруду: обзор АП10 причин целоваться чаще, сюрпризы природы и почему стекло цветное: обзор АПТоп-5 продуктов для восстановления после ОРВИ, и как пахнет скунс: обзор «Амурской правды»Как художник развлекает публику, 5 модных цветов этой осени, и почему важно уметь прощать: обзор АП

Виды и особенности монотонии

Главная | Обратная связь

⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 29Следующая ⇒

Монотонность значительно влияет на эф­фективность деятельности, настроение человека, на его развитие как личности. Поэтому состояние монотонии исследуется физиологами, пси­хологами, социологами.

Канадский ученый В. Герон, изучавший вли­яние монотонной окружающей обстановки на психику и деятельность человека, пришел к выводу о необходимости постоянного изменения сенсорного окружения человека для его нормального существования. Он установил, что стремление к раз­нообразию впечатлений является важнейшей биологической потреб­ностью.

Состояние монотонии является следствием однообразной деятель­ности (монотонности). Следует различать сущность понятий «монотонность», «монотония», «скука». В.Г. Асеев использует термин «монотонность» только для обозначения характера труда, окружающей человека обстановки, а для возникающего при однообразной обстановке состояния – термина «монотония».

Состояние монотонии рассматривается Е.П. Ильиным как эмоциональное (в отличие от ряда психологов и физиологов, которые рассматривают его с других позиций), а именно – как операциональное состояние.

Состояние монотонии связано с переживанием необходимости выполнения скучной, однообразной работы, не имеющей, с точки зрения работника, особого смысла (кроме заработка). Для этого состояния характерны сонливость, безразличие или негативное отношение к работе, сниженное внимание, психогенная усталость, которая формируется уже в начале рабочего дня.

Скука – это психическое состояние, характеризующееся неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, другими людьми и самим собой, которые могли бы эмоционально захватить его и пробудить интерес к созидательной деятельности. Состояние скуки может возникать как в результате внешних ограничений, связанных с монотонной работой и изоляцией от людей, так и в силу внут­ренней опустошенности, пресыщенности жизнью и неспособности к эмо­циональным переживаниям, вызывающим радость, восторг, желание к осуществлению активной деятельности.

При выполнении однообразной работы человек испытывает «духовный голод», «ненасыщенный интерес». Там, где не удается найти действенную замену такому ненасыщенному интересу, внимание во всевозрастающей мере сосредоточивается на неприятно тя­нущейся работе.

Выделяют действительное (объективное) и кажущееся однообразие работы, ситуации (Н.Д. Левитов, В.Г. Асеев).

Объективное однообразие (монотонность) связано с бедностью сен­сорного воздействия на человека, с малой загруженностью его интел­лектуальной сферы (чрезмерным дроблением рабочих операций, про­стотой автоматизированных действий в сочетании с их многократным повторением в одном и том же темпе, малой и средней интенсивно­стью нагрузки). Это относится как к интеллектуальной, так и к сен­сорной, двигательной деятельности.

Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутствовать объективной монотонности, являясь ее отражением в сознании чело­века. При этом необходимо наличие двух условий, а именно: чтобы выполняемая деятельность не давала умственной свободы от деятель­ности, привлекала к себе внимание и в то же время не предоставляла достаточных условий для размышления над этим заданием, не давала бы повода для творчества. Это обусловливает «отдачу с суженным объемом вни­мания».

Субъективная монотонность деятельности и ситуации может иметь место и без объективной монотонности. Она может быть обус­ловлена отношением человека к деятельности и ситуации. Мо­тивации человека влияет на оценку ситуации. Например, работа без знания ее результатов быстро приводит к снижению интереса к ней, а заинтересован­ность в работе и полнота обратной связи, получаемой человеком, не дают проявиться субъективной монотонности даже в случае объек­тивной монотонности труда.

Виды монотонии:

Сенсорная монотония возникает в условиях сенсорной депривации, однообразия, бедности впечатлений.

Моторная монотония встречается при выполнении работником повторяющихся трудовых действий и операций.

В.И. Рождественская и И.А. Левочкина выделяют:

1) Монотонию однообразия, проявля­ющуюся в основном в изменениях физиологических показателей работоспособности и меньше – в ощущении усталости;

2) Депривапионную монотонию, проявляющуюся преимуществен­но в ощущении усталости и в меньшей степени – в физиологических показателях.

В некоторых работах состояние моно­тонии рассматривалось как состояние психи­ческого утомления. Дальнейшие исследования (Н.П. Фетискин, Н. Е. Высотская, Е.П. Ильин) показали, что чувство моно­тонности иногда не зависит от усталости, и монотония и утомление – два разных состояния.

Отличить эти два состояния можно по следующим признакам: 1) утомление – не специфическое следствие монотонной работы, оно развивается при любой по характеру и длительности работе; 2) состояние монотонии предшествует утомлению, но утомление мо­жет возникнуть и без состояния монотонии; 3) утомление исчезает в период отдыха постепенно, монотония же – быстро; перемена темпа деятельности (даже его увеличение) при­водит к быстрому снятию монотонии, при утомлении увеличение темпа еще больше снижает работоспособность; 4) утомление быстрее вызывается тяжелой работой, монотония – легкой; 5) показатели деятельности сердечно-сосудистой системы различны при утомлении и монотонии: в первом случае пульс и кровяное давление увеличиваются, во втором – снижаются; 6) при монотонии происходит снижение энерготрат, при утомлении же они возрастают; 7) если при монотонии увеличивается время только сложной сенсо-моторной реакции, а время простой реакции либо остается неиз­менным, либо даже уменьшается, то при утомлении увеличивает­ся время обеих реакций; 8) если при монотонии сдвиг, в сторону торможения наблюдается только по «внешнему» балансу, а во «внутреннем» балансе наблю­дается сдвиг в сторону возбуждения, то при утомлении сдвиги в сторону торможения имеются в обоих балансах.

⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Состояние монотонии в психологии – какой может быть его профилактика

Одни и те же лица в офисе каждый день, телефонные звонки с одними и теми же клиентами, одни и те же задачи и проекты. Иногда это занимает несколько недель, иногда несколько месяцев, но независимо от работы, повседневной жизни и рутины, которая с ней связана, в какой-то момент приходит апатия. Больше никаких сюрпризов, ничего нового и никаких изменений.

Привычный распорядок имеет несколько преимуществ, но, когда разнообразие полностью исчезает, для многих это становится проблемой. Это явление называется монотонией, и оно многим знакомо не понаслышке. Но что ты можешь сделать для большего разнообразия? Хорошие новости: зачастую это не обязательно должны быть большие изменения и инновации.

В этой статье:

Разнообразие: когда приходит однообразие, мотивация уходитМонотония вредит карьереФакторы, вызывающие монотониюСоветы для большего разнообразия

Разнообразие: когда приходит однообразие, мотивация уходит

Фото автора cottonbro: Pexels

Любой, кто занимается повседневной рутинной работой изо дня в день, в какой-то момент устает от нее. Хотя люди – существа привычки, вечное однообразие утомляет и демотивирует. Как можно охотно вставать по утрам и получать удовольствие от своей работы, когда каждый новый день – это просто повторение предыдущего?

Это заходит так далеко, что некоторые люди могут буквально выполнять свой распорядок дня во сне – им попросту снится их быт. Порой привычки и знакомые процессы помогают лучше выполнять свою работу и защищают от неприятных сюрпризов, но это верно лишь до определенной степени.

Новости СМИ2

Хорошо усвоить четкие шаги для работы с машиной или программой, но, когда больше нет разнообразия, эффекты почти всегда отрицательны.

Проблема: как только человек достиг стадии однообразия и скуки, выхода нет. По-прежнему отсутствует разнообразие, и со временем теряются желание, и воля что-то изменить.

Тогда есть только два варианта: либо сдаться своей судьбе, либо нарастет разочарование в своей ситуации, пока не захочется все бросить и начать сначала.

Монотония и почему идут в наркологи?

Монотония вредит карьере

Если на рабочем месте не произойдет изменений, это отразится не только на настроении, но также на карьере. А точнее может возникнуть отсутствие развития. С одной стороны, это можно объяснить снижением мотивации из-за монотонной повседневной работы – ведь отсутствие разнообразия всегда приводит к отсутствию проблем.

Сотрудники не развиваются дальше, им не нужно адаптироваться, они ничему не учатся, не развивают новые навыки и не осваивают антикризисный менеджмент. Когда каждый день почти идентичен, они могут с комфортом работать на автопилоте и не беспокоиться ни о чем другом. Нет возможности преуспеть или порекомендовать себя для продвижения по службе у начальника. В конце концов, одни и те же задачи выполнялись раньше бесчисленное количество раз.

Благодаря большему разнообразию также можно расширить свой кругозор, познакомиться с новыми областями работы, продвигать идеи и внедрять улучшения – все, что положительно влияет на карьеру. Если хочется достичь высоких целей, определенно следует поработать над разнообразием своей работы и избежать монотонии.

Giphy

Если сейчас кажется, что рутина не может быть такой уж плохой, то это ошибочно. Фактически, это приводит к целому ряду проблем, некоторые из которых очень серьезны и требуют соответствующего лечения:

Ты теряешь мотивацию

В первую очередь на мотивацию влияет монотонность. Зачем по-прежнему проявлять приверженность и прилагать усилия к чему-то, когда-либо нечего делать, либо задачи настолько скучны и однообразны, что не требуют размышлений и пресекают удовольствие от работы в зародыше? Дело доходит до того, что в какой-то момент человек с трудом может заставить себя даже пойти на работу.

Теряется уверенность в себе

Для многих людей работа и уверенность в себе связаны. Они развивают самооценку благодаря профессиональному успеху и тому, чего достигли, и показывают другим и себе, в чем хороши и чего стоят. Монотония приводит к прямо противоположному.

Ты становишься несчастнее

Досадно скучать целый день. Возможно, тебе знакомо это чувство, когда сидишь дома в воскресенье, ни у кого из друзей нет времени встретиться, и ты просто не знаешь, что с собой делать. С другой стороны, недели или месяцы скуки в офисе превращаются в настоящую агонию. С каждым днем ​​ты становишься все более несчастной, не понимая причин.

Профессиональные навыки ухудшаются

Квалификация и навыки необходимы для достижения успеха, но их также необходимо использовать, чтобы оставаться на месте. Это также относится к ходу мыслей. Когда скука держит под твердым контролем, ты больше не ищешь решений, не видишь ошибок или потенциала. Теряется способность критически задавать вопросы.

Ты сдаешься своей судьбе

Несмотря на неудовлетворенность и тот факт, что собственная работа не является ни сложной, ни веселой, многие просто смиряются с ситуацией. Это связано с отсутствием смелости к переменам, что также может быть связано с утраченной уверенностью в себе. Монотония косвенно означает, что ты не решаешься вырваться из нее.

Фото автора KoolShooters: Pexels

Факторы, вызывающие монотонию

Какие факторы могут вызвать состояние:

  • Нет задач

Возможно, дела в компании идут не очень хорошо, и ситуация как никогда плохая, или нагрузка возникает только в определенное время.

  • Отсутствие команды

Иногда проектов хватает, но они никогда не доходят до сотрудников. Начальник не может отказаться от управления и берет на себя все, а в результате у команды остается меньше интересных и больше бессмысленных, однообразных и скучных задач.

  • Нет свободы

Многие сотрудники хотят участвовать, у них есть идеи, которые они хотят реализовать, и они полны энергии, но на работе они скованны тугим «корсетом», который не оставляет абсолютно никакой свободы.

Советы для большего разнообразия

К сожалению, организовать более разнообразный рабочий день не так-то просто. В конце концов, некоторые основные задачи являются его частью и будут продолжать составлять (возможно, даже довольно большую) часть распорядка в будущем.

Фото автора Dziana Hasanbekava: Pexels

К счастью, есть несколько способов разнообразить свою профессиональную жизнь и объявить войну монотонии:

  • Делай по-другому

Задачи могут быть похожими, но не всегда нужно автоматически решать их одинаково. Измени несколько процедур или последовательностей, измени процедуры в повседневной работе или придумай новые способы еще лучше выполнять свои обязанности. Это может быть всего лишь небольшой шаг, но даже он может помочь выбраться из рутины и создать больше разнообразия.

  • Создай новую рабочую среду

Изменившаяся среда может творить чудеса, обеспечивать разнообразие и повышать мотивацию. Это не обязательно должен быть совершенно новый офис, принеси пару горшков с цветами, переставь стол, поработай — по возможности – в парке или в кафе. Все, что уводит от привычной рабочей среды, – хороший ход.

  • Берись за проекты

Работа над разными проектами, вероятно, лучший способ обеспечить большее разнообразие в работе в долгосрочной перспективе и не допустить, чтобы однообразие влияло на повседневную жизнь. С каждым новым проектом возникают разные задачи, всегда нужно приспосабливаться к новым целям и спецификациям, и всегда есть новые контакты с другими клиентами или коллегами в команде проекта.

  • Делись задачами с коллегами
Фото автора Nataliya Vaitkevich: Pexels

Не только тебе, но и коллеге хочется разнообразия? Можно договориться и передать часть ответственности другому. Конечно, делать это нужно по согласованию с начальником. Это дает обоим шанс привыкнуть к новым задачам вместо того, чтобы годами заниматься одним и тем же.

  • Проводи больше времени на свежем воздухе

Выйди на улицу во время перерыва и прогуляйся или, возможно, даже поработай на свежем воздухе, если погода благоприятствует. Потому что упражнения также полезны и являются приятным изменением, особенно если ты обычно проводишь восемь часов сидя каждый день.

Это простые способы помогут избежать монотонии и разнообразить жизнь.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры монотонности

монотонности

Эти «антисоциальные импульсивные» игроки ищут острых ощущений и приключений, любого противоядия от монотонности .

От обычного дилера