Мотив учебной деятельности это – Материал на тему: Мотив и мотивация учебной деятельности
Учебная мотивация
Учебная мотивация
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.
В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.).
Классификация мотивов
Мотивы могут быть:
- внешние — наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непосредственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей;
- внутренние — интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели.
Е. П. Ильин, вслед за Г. Розенфельдом, выделяет следующие категории мотивации учения:
- Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.
- Обучение без личных интересов и выгод.
- Обучение для социальной идентификации.
- Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.
- Обучение по принуждению или под давлением.
- Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.
- Обучение для достижения цели в обыденной жизни.
- Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.
Мотивы учебной деятельности — это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности.
Согласно Л. И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — словом, все то, в чем нашла воплощение потребность.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые ученый связывал с интересом.
Факторы формирования учебной мотивации
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика (Б. Г. Ананьев).
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению Е. П. Ильина, являются:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности, включающей три основных этапа:
- мотивационный,
- операционально-познавательный,
- рефлексивно-оценочный; .
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности.
Причины отрицательного отношения к учению
Это могут быть как субъективные, так и объективные причины. Последние связаны с деятельностью самого учителя. Например:
- учебный материал не способствует поддержанию любознательности, не соответствует уровню умственного развития учащихся, уровню наличных знаний;
- приёмы и методы работы не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей;
- средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению.
Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.
Сильный внутренний мотив — познавательный интерес. Г. И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова) отмечают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа: ситуативный, познавательный интерес, возникающий в условиях новизны; устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности; включение познавательного интереса в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.
Возрастные особенности мотивация учения в школе (Е. П. Ильин)
Мотивация поступления в школу (посещения школы первоклассниками)
Этот мотив не равнозначен мотиву обучения, так как потребностями, приводящими ребенка в школу, помимо познавательной, могут быть: престижная (повышение своего социального положения), стремление к взрослости, желание быть «как всё», не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников. О мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе свидетельствуют их отношение к обучению как к серьезной общественно значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями.
Мотивация учебной деятельности младших школьников
Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя.
Мотивационную роль играют и получаемые школьниками отметки. При этом учащиеся 1-2 классов воспринимают ее как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
Не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени (М. В. Матюхина). К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, благополучия, престижа, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельности, к результату деятельности). Но именно эти мотивы выступают в качестве реальных побудителей учебной деятельности. В то же время мотив самоопределения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально действующим, а просто «знаемым».
Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени. Перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие.
Мотивация учебной деятельности школьников средних классов
Данный этап онтогенетического развития характеризуется возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. При этом у многих подростков наблюдается общее снижение мотивации учения и, как следствие, изменяются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Особенностью мотивации учебного поведения школьников средних классов является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке.
У подростков становится ярко выраженной потребность в познании и оценке собственной личности, что создает повышенную чувствительность к оценке окружающих. Следствием является их ранимость, обидчивость, немотивированные с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и поступки окружающих.
Мотивация учебной деятельности школьников старших классов
Мотивы учения у старшеклассников существенно отличаются от таковых у подростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подростки выбирают профессию соответственно любимому предмету, то старшие школьники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Если первые смотрят в будущее с позиций настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиций будущего (Л. И. Божович). Подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение является основным мотивом учения старшеклассников. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план. Отметка становится критерием знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу, учебная активность определяется стремлением к знаниям.
Учебная мотивация
.5psy.ru
Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения
Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения
Для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.
В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.).
Классификация мотивов
Мотивы могут быть:
внешние — наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непосредственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей;
внутренние — интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели.
Е. П. Ильин, вслед за Г. Розенфельдом, выделяет следующие категории мотивации учения:
Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.
Обучение без личных интересов и выгод.
Обучение для социальной идентификации.
Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.
Обучение по принуждению или под давлением.
Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.
Обучение для достижения цели в обыденной жизни.
Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.
Мотивы учебной деятельности — это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности.
Согласно Л. И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — словом, все то, в чем нашла воплощение потребность.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые ученый связывал с интересом.
Факторы формирования учебной мотивации
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика (Б. Г. Ананьев).
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению Е. П. Ильина, являются:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности, включающей три основных этапа:
мотивационный,
операционально-познавательный,
рефлексивно-оценочный; .
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности.
Причины отрицательного отношения к учению
Это могут быть как субъективные, так и объективные причины. Последние связаны с деятельностью самого учителя. Например:
учебный материал не способствует поддержанию любознательности, не соответствует уровню умственного развития учащихся, уровню наличных знаний;
приёмы и методы работы не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей;
средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению.
Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.
Сильный внутренний мотив — познавательный интерес. Г. И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова) отмечают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа: ситуативный, познавательный интерес, возникающий в условиях новизны; устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности; включение познавательного интереса в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.
Возрастные особенности мотивация учения в школе (Е. П. Ильин)
Мотивация поступления в школу (посещения школы первоклассниками)
Этот мотив не равнозначен мотиву обучения, так как потребностями, приводящими ребенка в школу, помимо познавательной, могут быть: престижная (повышение своего социального положения), стремление к взрослости, желание быть «как всё», не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников. О мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе свидетельствуют их отношение к обучению как к серьезной общественно значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями.
Мотивация учебной деятельности младших школьников
Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя.
Мотивационную роль играют и получаемые школьниками отметки. При этом учащиеся 1-2 классов воспринимают ее как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
Не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени (М. В. Матюхина). К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, благополучия, престижа, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельности, к результату деятельности). Но именно эти мотивы выступают в качестве реальных побудителей учебной деятельности. В то же время мотив самоопределения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально действующим, а просто «знаемым».
Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени. Перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие.
Мотивация учебной деятельности школьников средних классов
Данный этап онтогенетического развития характеризуется возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. При этом у многих подростков наблюдается общее снижение мотивации учения и, как следствие, изменяются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Особенностью мотивации учебного поведения школьников средних классов является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке.
У подростков становится ярко выраженной потребность в познании и оценке собственной личности, что создает повышенную чувствительность к оценке окружающих. Следствием является их ранимость, обидчивость, немотивированные с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и поступки окружающих.
Мотивация учебной деятельности школьников старших классов
Мотивы учения у старшеклассников существенно отличаются от таковых у подростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подростки выбирают профессию соответственно любимому предмету, то старшие школьники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Если первые смотрят в будущее с позиций настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиций будущего (Л. И. Божович). Подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение является основным мотивом учения старшеклассников. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план. Отметка становится критерием знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу, учебная активность определяется стремлением к знаниям.
Выступление «Мотивация учебной деятельности учащихся»
«Мотивация учебной деятельности учащихся»
(Выступление на педсовете)
Мотивация учебной деятельности у школьников волнует педагогов, поскольку понятно, что для успешного обучения нужны сформированные мотивы, лежащие в основе личности человека. Главная цель школы на современном этапе – создание условий для развития и самореализации каждой личности, формирование поколения, способного учиться на протяжении всей жизни. Поэтому начальная школа должна готовить детей к систематическому и целенаправленному обучению в старших возрастных периодах, формировать положительную мотивацию к учению, морально – духовную зрелость личности.
Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности , связанное с удовлетворением определенной потребности.
Мотивация — система мотивов, побуждающих ребенка познавать новое, углубляться в понимание вещей, анализировать, осмысливать определенные факты, явления, идеи, искать нужную информацию, применять ее при определенных условиях. Мотивация, ее формирование и коррекция лежат в основе школьных успехов и проблем. Формирование мотивации — это прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к обучению , осознание их самими учащимися и последующим саморазвитием мотивационной сферы.
Сухомлинский писал:
« Тонкие роднички, из которых наполняется река единства обучения и воспитания — это желание ребенка учиться.» Как же открывать эти роднички, как сделать, чтобы они не заилились? Чем предупредить тревожное явление, с которым, к сожалению, часто приходится сталкиваться нам педагогам. Ребенок нес в школу огонек жажды знаний, но он быстро погас, взамен родился страшный, злейший враг обучения – равнодушие?
Вроде и создается учителем много для обучения. А причина проблемы проста — ребенок не понимает, зачем ему это нужно. Нет мотивации.
Как же повысить мотивацию учебной деятельности учащихся?
Сосредоточим внимание на системе мотивов и мотивации учебной деятельности младшего школьника.
• Заинтересованность — сильная мотивация к обучению .
Чтобы ученики по — настоящему начали учиться, а не отсиживать уроки, их нужно заинтересовать – указать, что они не знают того, без чего больше не смогут жить, что на каждом уроке их ждет что-то новое. Важно, чтобы ученики ставили перед собой цель: я пришел чему-то научиться, а в конце урока знали ответ на вопрос « Чему я научился?» Учитель должен так организовать учебный процесс, заинтересовать, чтобы вызвать у детей желание учиться. Учебный материал должен стимулировать мышление детей, поставленная задача — подталкивать к поискам путей ее решения . Чрезмерно упрощенные задачи неинтересны для учащихся, а это приводит к потере мотивации к усвоению учебного материала. Ребенок должен радоваться тому, что он о что-то узнал. Только тогда можно сказать, что у него развивается мотивация. Учебные задания следует подбирать с элементами новизны и непредсказуемости, что будет способствовать формированию внутреннего интереса во время их выполнения; следить за тем, чтобы задания не только соответствовали возрасту, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали выявлению мастерства и компетентности школьника. Учитель должен регулировать уровень сложности заданий, каждый раз повышая его, стимулировать интеллектуальные чувства младших школьников.
Удачным мотивом создания положительной мотивации учащихся на уроке является:
Нестандартное начало и сам нестандартный урок .
Необычное, неординарное начало урока всегда побуждает ребенка углубиться в его исследование, изучение. В начале урока учитель может зачитать интересный эпизод из художественного произведения, учащиеся — исследователи могут предложить прослушать интересные факты из жизни и творчества писателя, могут прозвучать романсы или песни на слова определенного поэта, после чего учащиеся самостоятельно определяют тему и цель урока. Учитель может принести «Волшебную шкатулку » , « Мешочек » , «Черный ящик» и предложить детям отгадать , что в нем с помощью наводящих вопросов. Я уверена, что такое начало урока не оставит равнодушным ни одного ребенка.
Нетрадиционный, нестандартный урок! Урок – сказка, урок – игра, урок – презентация, урок – исследование, урок – конкурс, урок путешествие, урок драматизация — такая форма занятий все настойчивее утверждается в школьной практике. Многие учителя видят в ней средство преодоления стереотипа урока, изменения привычных способов общения, демократизации взаимоотношений между учителями и учениками. Что же дает нестандартный, нетрадиционный урок?
Во-первых, активизацию мыслительной деятельности учащихся. Стимулирует мыслить, побуждает думать, сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки своего товарища .
Во-вторых, развитие познавательных интересов учащихся к обучению. Им интересно учиться, стремятся узнать как можно больше, чтобы выступать в роли учителя, и проверять товарищей.
В-третьих, развитие связной речи и творческих способностей учащихся. Они учатся правильно, грамотно и красиво говорить. В данном случае мотивация обучения идет подсознательно и без всяких принуждений к обучению .
Среди различных путей воспитания у учащихся интереса к обучению одним из самых эффективных является организация их игровой деятельности. Игра в учебном процессе мотивирует, возбуждает интерес, развивает коммуникативные навыки.
Задача учителя состоит в том, чтобы, учитывая цель и дидактическое значение игры, найти ее место на уроке. Но игра возможна лишь тогда, когда ученики все заинтересованы в ней. При решении конкретных задач у учащихся возникает хороший эмоциональный настрой от овладения новыми формами обучения , чувство успеха , радость за своих товарищей по команде.
Высокая эффективность дидактической игры несомненна. И учитель, и дети работают с использованием игровых материалов активнее, а главное — значительно продуктивнее. Это происходит потому, что во время игры задействованы глубинные психологические механизмы, которые обеспечивают глубокое и прочное усвоение учебного материала. Один из механизмов — высокая внутренняя мотивация к деятельности. В процессе игры дети работают с огромным эмоциональным подъемом. Второй — раскованность познавательных действий ученика. Каждый имеет право на ошибку. Это не является трагедией , и учитель не порицает .
Ролевые игры, конкурсы, соревнования позволяют выявить творческие способности ребенка, самоутвердиться, оптимистичнее относиться к учебе. Ученики- консультанты могут выступить в роли учителя, оказывая помощь тем, кто имеет низкий уровень знаний или не понял материал, имеют возможность оценить свои знания. С большим интересом и желанием дети участвуют в инсценировках отрывков из художественных произведений, в планировании учебных действий, в распределении ролей и функций при работе в парах, группах.
Познавательные игры (деловые, ролевые, ситуативные) моделируют жизненные ситуации, отношения людей, взаимодействие вещей , явлений . Они могут быть основной или вспомогательной формой учебного процесса . Развивающий эффект достигается за счет импровизации , природного проявления свободных творческих сил учащихся. В воспитательном значении игра помогает учащимся преодолеть неуверенность, способствует самоутверждению, проявлению индивидуальности и развитию творческих способностей.
Большую роль в жизни человека играют эмоции. Пожалуй, трудно найти человека, лишенного эмоций. Они имеют большое значение и в обучении учащихся.
Обучение никогда не бывает делом чистого интеллекта, оно всегда включает эмоциональные и волевые процессы, которые, влияют на его образовательный и воспитательный результаты. Опыт убеждает, что эмоциональные переживания у учащихся вызывает все новое, яркое, интересное, насыщенное живыми образами. Тот учебный материал, который нашел эмоциональный отклик у учащихся, запоминается лучше и прочнее.
Украшенный эмоциями рассказ учителя вызывает восхищение у школьников и поэтому они воспринимают материал лучше. Если урок для них неинтересен, то он воспринимается плохо.
Эмоциональные отрывки из текстов, иллюстрации, эмоциональный рассказ учителей — это приемы реализации метода создания эмоциональных переживаний в обучении . Одним из приемов эмоционального мотивирования обучения является создание ситуации увлеченности. Повышенный интерес у учащихся вызывает анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых, общественных деятелей, особенно из их детства. Для создания эмоциональных ситуаций во время проведения уроков большое значение имеют художественность и эмоциональность речи учителя. Без эмоциональности речь учителя является только информативно полезно, но, к сожалению, она не становится позитивным методом активизации познавательной деятельности учащихся .
Еще одним мотивом обучения является чувство успеха, удовлетворения достигнутым. Постоянное ощущение учеником успеха в обучении укрепляет уверенность в собственных силах, пробуждает чувства достоинства, желание учиться.
В. Сухомлинский писал: « Моральные силы для преодоления своих слабых сторон ребенок черпает в своих успехах …». Поэтому создание ситуации успеха , когда каждый может поверить в свои знания и силы , — один из важных путей повышения мотивации учебной деятельности . Следует выделять каждое , хоть и малое, достижения ребенка , особенно подчеркивая, что это результат его труда. Вот тут нам помогают дифференцированные и индивидуальные задания. Для учащихся с низким уровнем развития надо подбирать задания, в которых он сможет применить свои знания. Ученики с достаточным и высоким уровнем знаний получают задания опережающего характера.
Успех предполагает не столько удачу или счастливый случай, сколько результативность в достижении намеченного, а также связанное с ним общественное признание полученного результата. Переживания, сопровождающие достижения успеха, стимулируют не только самочувствие и удовлетворение собой , а влияют на дальнейшее развитие, определяют его темпы, направленность, социальную активность личности .
Без ощущения успеха у учащихся пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Но достижению успеха в различных видах деятельности мешают обстоятельства, среди которых выделяют недостаточные знания, несформированные умения, недостаток жизненного опыта, психологические и физиологические особенности развития, несформированный уровень самооценки. Педагогически оправданное создание для учащихся ситуации успеха предполагает использование специальных приемов индивидуально — личностной поддержки. В их многообразии наиболее распространенные:
1 . Эврика. Предполагает создание условий, при которых ученик, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, который раскрывает ранее ему неизвестные возможности. Полученный результат должен быть новый, интересный, оригинальный, открывать новые горизонты познания. Задача учителя — заметить это глубинное личностное «открытие», поддержать ученика и поставить перед ним новые задачи, вдохновить на их решение.
2 . Умышленная ошибка, или «Помоги мне». Предусматривает использование учителем намеренно сделанных ошибок с целью привлечь внимание учащихся, обратиться к ним за помощью, пробудить чувства достоинства ( нашел ошибку учителя), стимулирует желание учиться.
3.Диспут ( от лат . Disputo – исследую, спорю ) — публичный спор на научную или общественно важную тему и учебная дискуссия ( от лат . Discussio — рассмотрение, исследование ) – спор, обсуждение определенного вопроса. Базируется на обмене мнениями между учениками, учителями и учениками, учит их мыслить самостоятельно, способствует развитию аналитических навыков.
Роль профессионализма учителя в формировании мотивации учебной деятельности школьника.
Еще одним важным моментом для создания эффективной среды мотивации учебной деятельности учащихся является модель поведения самого учителя. Динамичность, мобильность, изменение тональности объяснения материала, постоянное внимание ко всем ученикам класса, которое может выливаться в текущий опрос, привлечение учащихся к дискуссии, высказывание учащимися собственных объяснений определенного материала или явлений — все это также способствует развитию заинтересованности учащихся учебным предметом.
Если же учитель находится в классе статически, постоянно обращает внимание на мизерные отклонения в поведении учащихся, постоянно выясняет причины не выполнения заданий, то это снижает мотивацию учащихся, разрушается структура урока, микроклимат, нарушаются его цели и задачи .
Лучший учитель тот, кто пробуждает у учащихся желание учиться. Эта неоспоримая истина провозглашалась в той или иной форме прогрессивными педагогами всех времен.
В книге «Сердце отдаю детям» В.О.Сухомлинский, обращаясь к учителям, писал: «Не забывайте , что почва, на которой строится ваша педагогическое мастерство , — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Бережно обогащайте эту почву, без нее нет школы »
Нередко бывает, что интерес к учебному предмету, пробудившийся учителем, перерастает в глубокий интерес к определенной области науки и определяет выбор жизненного пути. То, что говорит любимая учительница, воспринимается совсем по – другому, чем то, что говорит ребенку чужой человек.
Заинтересованный своим предметом, с творческим подходом к его преподаванию, широкой осведомленностью и эрудицией учитель собственным примером влияет на учеников. Школьникам нравится в любимых ими учителях, кроме умений и знаний такие черты их личности, как чуткость, сердечность, внимательность к запросам и интересам детей. Поведение учителя, его моральный облик — все это важные факторы воспитания положительного мотива учения .
Итак, настоящий учитель каждым своим словом и действием должно убеждать учеников в своей искренности, доброжелательности и справедливости. Только при этом условии можно воспитывать положительные мотивы к обучению, как к ответственной, интересной и радостной работе .
Знать, что такое мотивация, какие приемы ее развития существуют, уметь учитывать психофизические проблемы мотивации учебной деятельности, умение создать на уроках ситуацию заинтересованности теоретическим материалом, мотивировать у учащихся чувства долга и ответственности – все это и многое другое поможет нам спроектировать и провести эффективный урок.
Памятка
«С чего начинам урок?»
• Дети не должны бояться совершить ошибку. На ошибках учатся. Ошибки даже нужны для учебного процесса.
• Давайте детям максимально проявить свою инициативу. Учите учащихся самостоятельно думать и работать.
• Творческое отношение к работе и обучению — залог эффективного урока.
• Не у всех детей хватает терпения и настойчивости постепенно переходить от простого к сложному. Не давайте ученикам разочароваться в своих силах.
• Если ваш голос выражает раздражение, разочарование и уныние, дети запомнят именно эти эмоции, а не мудрость, которую вы пытались до них донести.
• Каждый ученик по — своему воспринимает материал. Учитывайте это.
• Лучший тот диалог, в процессе которого дети отзываются не на слова, а на мысли.
• Доброй памяти предшествует пристальное внимание.
• Всему научиться можно только практикой.
• Повторять изученный материал нужно с интервалами. Так экономнее и эффективнее.
• Создавайте проблемные ситуации на уроках. Там, где нет выбора, нет мышления.
• Если ребенок удивляется – он начинает мыслить. Новые идеи — продукт творческого воображения.
• Заинтересованность — сильная мотивация к обучению.
• Учите детей делать заметки.
• Запоминание материала часто зависит от его изложения. На профессионализм учителя указывает умение лаконично высказываться .
• Есть два основных мотива, которые формируют поведение человека: получить вознаграждение и избежать наказания. Применяйте эти мотивы на уроках.
• Если учитель стоит, он больше привлекает к себе внимание детей.
• Планируйте дискуссии, диспуты на уроке. Это усиливает внимание детей.
• Учитель не должен говорить без остановки. Дети не успевают за его мыслями.
• О том, насколько интересно содержание урока, делайте вывод не из своего взгляда, а с точки зрения учащихся.
Высказывания учителя, вызывающие ситуации успеха:
• Это очень важно, и у тебя непременно получится …
• Именно ты можешь это хорошо сделать …
• Я уверена, что в следующий раз ты это сделаешь еще лучше.
• Это совсем не сложно, даже если не получится — ничего страшного.
На желание учащихся учиться также влияет и оценивание знаний учащихся. На первый взгляд обычное дело, но оценка — это умение учителей найти правильный подход к каждому ребенку, умение лелеять в его душе огонек стремления к знаниям. Оценка не должна унижать достоинство ученика, наказывать за незнание, ведь он только учится . Оценка не должна быть моральным кнутом, которым постоянно запугивают ребенка и родители, и некоторые учителя. Существует ряд педагогических рекомендаций, которых должен придерживаться учитель: не следует занижать ученику оценку за пропуски, несерьезное отношение к учебе, недисциплинированность и непослушание. Использование оценки как дисциплинарного воздействия приводит к негативным последствиям. Ученики начинают думать, что учитель несправедлив, недобрый, а недоброжелательность к учителю может перерасти в нелюбовь к предмету.
Учителя начальной школы очень ответственно относятся к подготовке уроков. Они стараются разнообразить формы работы так, чтобы каждый ребенок почувствовал необходимость своего присутствия на занятии, чтобы у каждого ученика воспитать любовь к предмету, желание учиться и совершенствоваться .
Успехов всем!!!
infourok.ru
Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. В. А. Сухомлинский Слово «мотивация» произошло от латинского «movere», двигать. Можно сказать, что мотивированным человекомдействительно как-будто что-то движет, он настойчив исосредоточен на выполнении задачи, и достигаетинтеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Учебная мотивация— это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться: чтобы получить образование, закончить институт, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей. Мотивы учения
Также выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя проявляется в поощрениях и наказаний, а внутренняя идет от самого ребенка, когда ему интересно узнавать новое, реализовывать свои способности. |
nsportal.ru
Материал на тему: Мотивы учебной деятельности младших школьников.
Выступление на ШМО учителей начальных классов.
Выполнила: Афанасьева Наталья Фёдоровна.
МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ПОНЯТИЕ О МОТИВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего надо понять мотивы этих действий, которые могут быть различными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий.
МОТИВ – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.
В деятельности различают мотивы и цели. Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Цели, как правило, ясны и педагогу и ученику. Мотивы же не всегда ясны учителю, да и самому ученику.
Особенность мотива состоит в том, что он прямо связан со смыслом, личностной значимостью этой деятельности: если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и наоборот. Когда ребёнок решает задачу, цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы могут быть различными: научиться решать задачи, не огорчать учителя, порадовать родителей хорошей отметкой и т.д. Цель остаётся постоянной, а смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.
Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребёнка к учению. Если, например, ребёнок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.
Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это ещё может не побуждать его заниматься учебой деятельностью. При определённых условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.(1) Например, ученик-первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему надо готовить уроки, иначе он огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться – его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить его готовить уроки.
Предположим теперь, что ребёнку говорят: до тех пор, пока ты не сделаешь уроков, ты не пойдёшь гулять. Такое замечание может подействовать, и учащийся выполняет домашнее задание. В сознании ребёнка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для учащегося психологически не действенны, а подлинно действенным является мотив «получить возможность погулять». В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребёнку пришлось хорошо выучить уроки), он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребёнок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления задания.
Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, то есть в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определённой эмоции, то есть учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или не желание действовать является, по А.Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.
Как правило, учебная деятельность ребёнка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определённом соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.
Все мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний; другие мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узколичными: мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определённое положение в классе).
Какое же место занимают эти группы мотивов в мотивации учения младших школьников? Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, её процессом и содержанием, не занимают ведущего места. Первое место занимают широкие социальные мотивы, второе – узколичные, и лишь на третьем месте учебно-познавательные мотивы.
Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для его поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.д. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для поддержания этого типа мотивации могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важна живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления способностей учащихся.
В педагогической практике возможны разные пути воспитания новых мотивов учения. В одних случаях рождение новых мотивов учения происходит тогда, когда учителю удаётся придать личностный смысл действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости. Например, на первых этапах обучения ребёнок иногда выполняет домашние задания только для того, чтобы его отпустили погулять. Но по мере успешного выполнения заданий и получения за них положительных оценок взрослого эта цель закрепляется, выполнение заданий приобретает для ученика новый смысл, а это значит, что появляется новый мотив учения.
В других случаях воспитание новых мотивов правильнее строить не через реальную учебную работу ребёнка, а сразу через осознание мотивов. Педагогу важно знать, какие мотивы наиболее значимы для ребёнка на данном этапе, чтобы с учётом этого строить своё обучение.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Чтобы понять специфику мотивов в младшем школьном возрасте, надо их соотнести с особенностями этого возраста в целом.
Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребёнком в ходе учения, что и определяет ведущую деятельность каждого школьного возраста. В младшем школьном возрасте ребёнок осваивает «предметную» действительность, то есть знания, закреплённые в учебных курсах. В отличие от раннего возраста, в младшем школьном возрасте ребёнок осваивает благодаря учению ту предметную действительность, которая далеко выходит за пределы его личного непосредственного опыта. Младший школьный возраст – возраст вхождения в учебную деятельность, овладения её структурными компонентами.
Начнём анализ с состояния мотивации к моменту прихода ребёнка в школу. Объективно этот этап развития ребёнка характеризуется тем, что он впервые включается в новую, социально значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Широко известно, что к концу дошкольного детства у ребёнка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Психологи определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Она состоит в потребности ребёнка посещать школу (носить школьную форму, портфель), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. На рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребёнком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией(2). Эта широкая потребность образует так называемую субъективную готовность к школе. Наряду с этим существует и объективная готовность к школе – уровень знаний и умений, с которым ребёнок приходит в школу.
Если проследить общую динамику мотивов учения от первого к четвёртому классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидеть за партой, носить портфель, форму и т.д.), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а ещё позднее – к способам добывания знаний.
Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. Уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способам приобретения знаний. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг, например.
Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребёнок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными. Узколичные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребёнка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверчивое, хотя его огорчает получение плохих отметок. Уже появляется стремление занять определённое место в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и наивном их проявлении.
Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную их динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы. Эту тенденцию к «мотивационному вакууму» на рубеже начальной и средней школы наблюдают учителя, её фиксируют и специальные исследования психологов. Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в первом-втором классах и заметно снижается в четвёртом классе (3). Снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. Как было установлено, ученики четвёртого класса больше всего не любят пересказывать прочитанное, списывать упражнение с доски, учить наизусть правила и стихи, а любят самостоятельно решать примеры и задачи, наблюдать за явлениями природы, лепить, рисовать. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. Уже в этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям.
В качестве причин снижения интереса к учению в начальной школе В.А. Сухомлинский называл злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребёнка учиться и его уверенность в своих возможностях.
Некоторое общее снижение интереса к учению не должно дезориентировать учителя. Угасает лишь общее положительное отношение к школе, причём угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ребёнка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Понимание социальной значимости учения теперь (к четвёртому классу) должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний. Там, где учителю удаётся это сделать, снижения интереса к учению к концу начальной школы не наступает.
Таким образом, мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно перестраивается: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника» — стремлении посещать школу, затем эта позиция удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения – учебно-познавательными мотивами и более зрелыми формами социальных мотивов. К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив – интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний.
Таким образом, данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы учения. Главное содержание мотивации в этом возрасте – «научиться учиться». Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит её судьба в течение всего школьного возраста.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК МОТИВ УЧЕНИЯ.
Отношение младших школьников к учению определяется, кроме прочих, и группой мотивов, которые прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением, прежде всего, способом деятельности. Это – познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребёнок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса – с другой.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают большое значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые Брунер связывал с интересом.
Сильный внутренний мотив – познавательный интерес. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения (4). В нём совмещается план «знаемых» и «реальных» мотивов. Социальные мотивы подчас носят у школьников только вербальный – «знаемый» характер. Познавательный интерес раньше и более отчётливо осознаётся школьником, чем другие мотивы. Познавательный интерес как мотив учения носит бескорыстный характер.
Другие исследователи (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова) считают, что для формирования теоретического познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям:
- объектом усвоения должны быть теоретические понятия;
- процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрывались условия происхождения понятий;
- результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки.
Соблюдение этих трёх условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных мотивов.
Соотнося различные проявления активности школьников по отношению к учению с отдельными видами мотивов, можно увидеть следующие проявления познавательных мотивов:
- широкие познавательные мотивы: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например, на перемене;
- учебно-познавательные мотивы: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;
- мотивы самообразования: обращение к учителю с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приёмах самообразования, участие в обсуждении этих способов, все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т.д.).
ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА КАК МОТИВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Рассмотрим теперь вопрос о роли оценки в становлении мотивации учения. Необходимость особого рассмотрения этого вопроса вызвана тем, что, с одной стороны, оценка работы ученика играет, несомненно, огромную мотивационную роль в его деятельности, а с другой – проблема оценки до сих пор остаётся наиболее дискуссионной. Формы её выражения, т.е. отметки, которые до сих пор широко распространены в наших школах (балльная система отметок), унаследованы от весьма далёких времён и порой не соответствуют сегодняшним задачам школы и условиям её работы.
Уже отмечалось, что с психологической точки зрения важна не любая мотивация учебной работы учащихся, а такая, которая основана главным образом на познавательной потребности и интересе учащихся, на признаваемой ими результативно-процессуальной ценности этой деятельности. Между тем, когда учителя с момента появления ребёнка в школе постоянно и весьма часто пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе, то тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с её результата и процесса, на оценку деятельности, то есть на что-то внешнее по отношению к этой деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах школьника самодовлеющую ценность и заслоняет подлинную ценность его деятельности.
Отметка в мотивации учения младшего школьника.
Отметка занимает большое место в мотивации младшего школьника. Как показывают исследования, не все дети первого и второго классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, размышлений, большинство детей выбирают задачу на отметку.
Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нём, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По данным Ш.А. Амонашвили, 78% детей начальных классов, получивших разные отметки, кроме «5», уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.
В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы школьник рассматривал её как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, та как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.
Деятельность учащихся, не подкреплённая в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная главным образом на внешние её атрибуты, на отметку, становится недостаточно эффективной, оценка зачастую становится неадекватной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестаёт играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность. Вот почему в последние годы педагоги, методисты, психологи и сами учителя ищут новые формы оценки учебной работы учащихся. Так, например, были опробованы безотметочные формы работы в начальной школе, тематические формы учёта и оценки и др. Психологи считают, что при использовании отметок мотивационной основой учебной деятельности учащихся оказывается тревожность, но не интерес, поскольку ребёнок ожидает или хочет получить более высокую отметку, чем получает. Такая ситуация воспринимается учащимся как неудача в учебной деятельности, что и вызывает отрицательные эмоции (тревожность). Обучение без отметок является фактором, способствующим понижению тревожности и повышению уровня учебно-познавательных мотивов.
Как уже было сказано выше, в формировании мотивов учения большую роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Тщательный психологический анализ влияния оценки на личность учащегося и отношение к учению мы находим в работе Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки». (5). Автор рассматривает оценку знаний во время опроса. Ананьев считает, что оценка ориентирует школьника в состоянии его знаний, является информацией об успехе или неуспехе учащегося в данной ситуации, выражает мнение учителя об ученике. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой.
Автор объединяет все оценки в три группы: исходные, отрицательные, положительные. К исходным оценкам он относит отсутствие оценки (не оценивание одного при одновременном оценивании других), опосредованную оценку (оценку одного ученика через оценку другого), непосредственно неопределённую оценку. К отрицательным оценкам относится замечание, отрицание, порицание; к положительным – согласие, одобрение, ободрение.
Каждый вид оценки определённым образом влияет на учение и в целом на личность учащегося. Так, отсутствие оценки дезориентирует учащегося, заставляет его строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективного истолкования отношения к нему учителя. Так же отрицательно влияет и опосредованная оценка. При систематическом её применении может возникнуть отрицательное отношение к товарищам по классу или отчуждение от класса.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчёркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, её рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учёте неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе их не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребёнок ещё не знает, пока не усвоил, пока не умеет. Такой анализ надо где-то фиксировать. При тематической форме учёта и оценки работы учащихся это сделать легко.
Для того, чтобы развить у учащихся умения самооценки и самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, задания на рефлексию (анализ) своей деятельности. Всё это формирует у учащихся правильное и разумное отношение к отметке, как к важной, но, конечно, не самой существенной ценности в работе.
nsportal.ru
Учебная мотивация. Уровни учебной мотивации
Понятие «учебная мотивация». Уровни учебной мотивации.
Т.В. Гольцвардт
ФГОС начального общего образования устанавливает требования к личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, и к метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регуляторные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
— Какие универсальные учебные действия описаны в ФГОС? (таблица)
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее, контролировать и оценивать, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
ФГОС основного общего образования в метапредметных результатах выделяет «умение учащихся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности».
В профессиональных стандартах «Педагог» и «Специалист в области воспитания» выделено трудовое действие: «формирование мотивации к обучению». Для этого педагогу необходимо:
— применять методы, приемы и способы мотивации обучающихся к саморазвитию, самореализации;
— владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
— развивать у детей познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Как же научить детей учиться?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом же заинтересованы и родители учащихся (в данном случае мы — педагоги детского дома). Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Каждый педагог знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед образовательными организациями стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того чтобы ребенок по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но, что немаловажно еще и приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Что такое мотив?
Мотив — это то, что побуждает человека к действию.
Можно сказать, что мотивированным человеком как-будто что-то движет, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, и достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Учебная мотивация – это частный случай мотивации.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться: чтобы получить образование, окончить институт, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей. Для того чтобы ребенок учился, у него тоже должна быть мотивация.
Давайте посмотрим, как формируется мотивация в соответствии с возрастом.
Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение взрослых. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, труд. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании детей может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.
У учеников средней школы интерес к школьным предметам еще сильно зависит от личности учителя, но постепенно на первый план выходит стремление быть если не лучше, то хотя бы не хуже одноклассников. В этом нет ничего плохого, но есть опасность, что неудачи могут привести к формированию низкой самооценки ребенка, и, возможно, отказу от деятельности («Нечего и стараться, все равно я хуже всех», мне все равно не поставят хорошую оценку…). Поэтому стоит объяснить, что соревноваться лучше не с другими, а с самим собой.
В старших классах подростки начинают понимать полезность приобретенного знания как средства получить что-то более ценное.
Таким образом, постепенно формируется мотивация.
— Какие уровни учебной мотивации выделяют?
Выделяют пять уровней учебной мотивации.
Высокий уровень мотивации. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
При среднем уровне школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Сниженный уровень мотивации – внешняя школьная мотивация. Дети, показавшие такой уровень мотивации, имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
При низкой школьной мотивации дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Если выработано негативное отношение к школе, то такие дети испытывают серьезные трудности: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Такие дети могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического характера.
infourok.ru
Мотивация учебной деятельности школьника | Статья в сборнике международной научной конференции
В психологии мало изучена мотивационная сфера человека. В разные времена человеческой жизни ученые интересовались, что движет человеком при выполнении каких-либо действий, что побуждает к этому действию.
Всю первую половину века в западной психологии господствовали психоаналитические представления о мотивации поведения, согласно которым, основные мотивы человека формируются в раннем детстве и последующем только проявляются, оставаясь в целом неизменным.
Такие представления об источниках формирования амбиций человека, его мотивации достижения фактически закрывали всякую возможность целенаправленного формирования этих качеств в более поздних школьных возрастах.
В психологической науке существуют различные подходы к определению обучения как взаимодействие двух деятельностей — учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности учителя.
Один из них заключается в том, что учение — это усвоение знаний, умений и навыков. В соответствии с этим подходом учитель демонстрирует учащимся правильные ответы, учащиеся их имитируют (т. е. воспроизводят, повторяют и усваивают), а учитель при этом подкрепляет и усиливает эти правильные ответы с помощью самых различных средств, обеспечивая прочность усвоения знаний, умений и навыков [1].
Сторонники других взглядов исходят из того, что ученик — это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое учитель наполняет знаниями, информацией примерно также как наполняют водой пустой стакан из полного кувшина [5].
Следующий подход говорит о том, что ученик — активный субъект, находящийся в процессе постоянного активного взаимодействия со своим окружением. Задача учителя при этом заключается в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для этого взаимодействия [4].
Мотивацию можно лишь стимулировать, повышать и развивать, но нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как например, навыки чистописания, нельзя мотивации и научиться, как какому-либо учебному предмету. И поэтому в своей ежедневной работе учителя, как правило, не придерживаются какого-то одного из этих подходов, потому что мотивация — это не навык, и не информация.
В значительной степени под влиянием психоаналитических представлений в конце 50-х годов исследователи мотивации достижения обратились к изучению особенностей семейного воспитания, которые могли бы объяснить существенные индивидуальные различия в степени выраженности мотива достижения [4].
В соответствии с теоретическими представлениями основоположников данного направления, американских психологов Джона Аткинсона и Дэвида Макклелланда этот мотив складывается из противоположных мотивационных тенденций — стремление к успеху и избегание неудач. Высокий уровень достижения означал, что у ребенка преобладает, доминирует стремление к успеху; низкий уровень мотивации свидетельствовал, напротив, о преобладании у ребенка стремления избегания неудач. Экспериментально было показано, что высокая мотивация формируется только в тех семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно могли предлагать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в отношениях со своими детьми. А семьи, в которых родители игнорировали своих детей, были безразличны к ним или осуществляли очень строгий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим становилось стремление избегать неудач и, следовательно, формировался в целом низкий уровень мотивации достижения в целом. [3].
Д. Макклеланд, анализируя условия формирования мотива достижения, объединил основные формирующие влияния в черте группы: [5]
— Формирование синдрома достижения, т. е. преобладание у человека стремления успеха над стремлением избегания неудач:
— Самоанализ;
— Выработка оптимальной тактики целеобразования в конкретных видах поведения и в жизни в целом;
— Межличностная поддержка
Изучение мотивов учебной деятельности было выбрано потому, что именно эта деятельность является ведущей на протяжении всего школьного возраста, а следовательно и мотивы, побуждающие ее, должны иметь существенное значение для детей в этот период психического развития.
В результате исследования было установлено, что учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов.
Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда так или иначе подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях – желание получить высшее образование, в третьих — интерес к самим знаниям.
Все эти мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие — с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Эти категории мотивов могут быть необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности.
Также они характеризуются специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка. Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом и условия, способствующие этому изменению [4].
У детей, поступающих в школу, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.
Одновременно у детей, поступающих в школу, имеется и определенный уровень развития познавательных интересов. Первое время и те и другие мотивы обеспечивают добросовестное, можно даже сказать, ответственное отношение учащихся к учению в школе. В первом и втором классах такое отношение не только продолжает сохраняться, но даже усиливается и развивается.
У детей семи лет положительное отношение к учению, а также существует потребность удовлетворения позиции школьника, которая имеет для них свою эмоциональную привлекательность, а учитель является центральной фигурой в классе, способной определять и поведение детей, и их взаимоотношения. На этом этапе развития мнение учителя обеспечивает переживание ребенком состояния большего или меньшего эмоционального благополучия [1].
Специальное изучение процесса формирования познавательных интересов позволило выявить их специфику на разных этапах возрастного развития школьников. В начале обучения познавательные интересы детей еще довольно неустойчивы. Для них характерна известная ситуативность: дети с интересом могут слушать рассказ учителя, но этот интерес исчезает вместе с его окончанием. Такого рода интересы можно характеризовать как эпизодические [3].
Изучение мотивации — это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся живой основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования.
Формирование является целенаправленным, если исследователь сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и теми планами, которые были намечены. Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности [3].
Одной из сторон изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником.
1. главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.
2. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.
3. Необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. При составлении прогноза необходимо применять оптимистический подход, который надо строить на основе анализа зоны ближайшего развития, обучаемости школьников и нельзя при этом исходить только из наличного уровня (двухуровневая диагностика, по Л. С. Выготскому). При этом прогноз должен осуществляться в двух вариантах: при условии, что с ребенком своевременно будет проведена необходимая работа, и при условии, что с ним такой работы проводиться не будет [5].
4. Желательно стремиться за внешне одинаковыми проявлениями (например, отсутствие положительной мотивации к учению) увидеть разные причины этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребенка (неумение учиться, несформированности умений постановки целей). Так, за внешне высоким уровнем отношения к учению могут скрываться мотивы личного преуспевания, а за внешне низким — могут стоять большая требовательность к себе, критичность.
Психологи все реже оценивают мотивацию учения лишь как простое побуждение, как состояние (желания, интерес, склонность) определенной избирательной направленности учащихся на освоение учебного содержания. Мотивация учения определяется не только тем, какие мотивы и потребности учащихся реально вовлечены в учебный процесс, но и теми эмоциональными и рациональными оценочными процессами, которыми буквально пропитан мотивационный процесс
На современном этапе мотивация учения рассматривается как сложный многокомпонентный и многофазный процесс, в котором задействованы различные (волевые, когнитивные и эмоциональные) составляющие.
Литература:
1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования.// Новые ценности образования, вып.6.- М.: Инноватор, 1996.- с.71–80.
2. Бархаев Б. П. Педагогические технологии воспитания и развития.// Школьные технологи, 1998, № 1.- С.68–81.
3. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология.- Ростов на Дону: Феникс, 1999.- 416с.
4. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение.- М.: Просвещение, 1986.- 160с.
5. Новые технологии воспитательного процесса.- М.: Б.И., 1994. — 109с.
6. Усова А. В. Формирование у учащихся учебных умений.- М.: Знание, 1987.- 96с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мотивация учения, мотив, интерес, формирование мотивации учащихся, мотивация достижения, познавательный интерес детей, психическое развитие, ближайшее развитие, стремление.
moluch.ru