Мотивация учебной деятельности младших школьников ее виды – Мотивация учебной деятельности младших школьников.

Статья: Мотивация учебной деятельности младших школьников.

[Введите текст]

Мотивация учебной деятельности

 младших школьников

Сообщение в рамках распространения опыта работы

Подготовила

учитель начальных классов

МАОУ СОШ№7 г.Балаково

Саратовской области

Илюшина Светлана Михайловна

2017/2018уч.г.

  1. Я попытаюсь показать, какое большое количество различных мотивов существует у младших школьников. К сожалению они  не могут поддерживать в течении длительного времени его учебную работу  и постепенно теряют свое значение. Поэтому для формирования у учащихся положительного отношения к процессу обучения, учителю важно выяснить, что может привлечь внимание детей на уроках, какие действия им нравятся, что вызывает положительные и отрицательные эмоции, какие мотивы следует развивать.
  1. Поступление в школу — это переломный момент в жизни ребенка. Ведущей деятельностью школьника становится учение, появляются новые системы отношений, новые обязанности и права. Учебная деятельность, как и любая другая, всегда характеризуется мотивами.

Новая форма, портфель пенал и другие канцтовары которые нельзя трогать, потому что они куплены для школы, поддерживают интерес и желание малышей пойти в школу. Но этого порой хватает на неделю-другую. (Слайд 2)

Затем выходят вперед узкие социальные  мотивы. У учащихся первых классов доминируют мотивы, связанные с окружением взрослых. На вопросы о причинах, побуждающих к учению,  преобладают следующие ответы: «учусь потому что нравиться учитель», «учусь потому, что хочу порадовать родителей». Первое  время  такая мотивация  определяет добросовестное, ответственное отношение к обучению. (Слайд 3)

Социальные мотивы, называются ещё мотивами социального сотрудничества, состоят в том, что ученик не только хочет взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться анализировать способы, формы своего сотрудничества. Новый коллектив, новые формы общения очень привлекают первоклашек. (слайд 4)

Для сознания ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым)

 и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Следовательно, ребенок осознает общественную значимость учения. (слайд 5)

  1. Но проходит месяц, другой и я замечаю, что работают  одни и те же ребята. Какая то группа — продолжает «стесняться». А некоторые активно мешают другим: играют принадлежностями, что-то ищут под партой, отвлекают соседей. И тут приходит понимание, что пришла пора формировать  учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Что делать? Отметок – нет. Но оценку то никто не запрещал. И появляются в тетради записи «Молодец» «Старайся», «Я в тебя верю», «У тебя все получится», «Каковы труды, таковы и плоды», «Грустно», «Огорчил», (Слайд 6)…. Выставка тетрадей.  Обложки с «5». (слайд 7) Такие приемы я использую для выработки аккуратности прилежания внимания при письме.  Но мне надо, чтобы  заговорили  и «молчуны». И тут я использую прием соревнования. Все дети хотят быть победителями. Игра «НЕ подведи свой ряд». (Слайд 8)

            Если в первом классе  больше половины детей к учебной работе относятся   положительно, то в третьем классе их количество сокращается до 40%. А наряду с неопределенным отношением появляется чисто отрицательное.

         

На первый план выходят такие факторами, как:

  • содержание учебного материала и  организация учебной деятельности; (тут на помощь приходят технологии: технология игры,  групповая работа. Практические работы играют огромную роль в поддержании мотивации. Ну и конечно современные дети не мыслят свою жизнь без гаджетов. (слайд 9,10,11, 12)
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителя.

Я хотела бы акцентировать ваше внимание на индивидуальном подходе в процессе обучения.  В каждом классе есть такие ученики, которые ничего не хотят делать, другие хотят, но у них не получается, а есть ученики , которые могут да не хотят. Так вот существует стратегия мотивации. В 1968 году американскими  учёными Полом Херси и Кеном Бланшардом была разработали модели уровней сотрудничества. Вкратце суть этой модели: для эффективного управления руководитель должен выбирать стиль взаимодействия с сотрудником в зависимости от уровня способности сотрудника к выполнению задачи и его мотивации. Под способностью понимается совокупность знаний, умений и опыта.

Не хочет – не может = инструктирование

Хочет – не может = наставничество

Может – не хочет = мотивация

Может и хочет делегирование полномочий

Отношения учитель  — ученик – это тоже сотрудничество. И  любого из наших учеников

мы можем отнести  к той или иной модели.

СТРАТЕГИЯ 1: ИНСТРУКТИРОВАНИЕ

Применяется, когда ученик не может и  не хочет.

При постановке конкретной задачи вы понимаете, что ребенок не сможет с ней справиться. Да и желания особого не проявляет.  Он не захочет и начинать, чтобы не потерпеть неудачу. А почему он не хочет? Да потому что не может. Здесь надо

разобраться, почему не может: состояние здоровья, психологический аспект, запущенность изучаемого материала, не умение работать самостоятельно. Надо постараться найти причину и устранить ее.

Опыт показывает, что в таких случаях выполнение задания лучше разбить на более мелкие части.  Дайте детальные  инструкции, алгоритм действия.  Такого ученика нужно чаще контролировать, поскольку он самостоятельно не справится.

СТРАТЕГИЯ 2: НАСТАВНИЧЕСТВО

Когда ученик хочет, но не может.

Чаще всего в этом случае требуется помощь в организации работы, в ее планировании. Такие ребята охотно обращаются за помощью к ПОМОЩНИКАМ УЧИТЕЛЯ. Им нужен только толчок более сильного ученика.

СТРАТЕГИЯ 3: МОТИВАЦИЯ

Ученик может, но не хочет. Такие ребята имеют большой потенциал, достаточно знаний и опыта, могут решить конкретную задачу самостоятельно, но не хотят этого делать.

Здесь уже речь идет о внутренней мотивации ребенка, точнее о ее отсутствии. В этом случае угрозы, уговоры, «подкуп», инструктирование, наставничество малоэффективны. Ребенок считает данный вид деятельности бесполезным делом. И это тот самый случай, когда говорят «надо подобрать ключик».

Но психологи и тут приходят к нам на помощь. Они утверждают, что ребенку надо показать конкретный способ применения данных знаний «ни где-то в далеком будущем, а сейчас, в сегодняшней его жизни». Я вижу выход в технологии проектов.

СТРАТЕГИЯ 4: ДЕЛЕГИРОВАНИЕ

Ученик и может,  и хочет решать задачу.

Работать с таким ребятами – одно удовольствие. Это наши единомышленники. Такому ребенку необходимо предоставлять самостоятельность в выполнении работы. Им смело можно поручать работу с отстающими, или провести фрагмент урока.  У таких ребят от этого повышается мотивация.

 И последний фактор, влияющий на мотивацию – это:

  • оценка учебной деятельности.

Все мы можем вспомнить случаи из своей жизни, когда нам не справедливо поставили отметку. Алгоритм «Самооценки» позволяет ученику понимать, за что ставиться «пятерка», а за что «тройка». Учителю позволяет находиться в правовом поле. Его ни кто не обвинит в предвзятости. А родителям четко представлять требования учителя. Нет образования. Потому что этот алгоритм был разработан коллективом УМК «2100».

Алгоритмы введения правила «Самооценки».

1 класс.  Совместная выработка порядка оценивания

1 шаг. Учитель предлагает ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого задает следующие вопросы: «С чего начнем оценивать свою работу?»… «Что сделаем после этого?»  и т.д.

2 шаг. По итогам в виде опорных сигналов (рисунков, ключевых слов) оформляется указанный выше алгоритм самооценки из четырех пунктов.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

В течение первого времени, планируя уроки, учитель отбирает в них только минимум содержания учебного материала, т.к. это время уйдёт на выработку у учеников умения самооценки (в дальнейшем это окупится).

При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении какого задания будем проговаривать с учеником алгоритм самооценки.

Начиная со 2-го класса к этому алгоритму могут быть добавлен новый пункт:

5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

Начиная с 3-го класса, к этому алгоритму могут добавляться новые пункты для градирования учеником своих успехов и определения своей цифровой отметки:

6 шаг. Каков был уровень задачи-задания?

— Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только старые, давно изученные знания. (Необходимый уровень)

— Эта задача необычно сформулирована (либо нам нужны старые знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас изучаемые знания). (Программный уровень)

— Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ же использованы знания, которые мы вместе на уроке никогда не изучали. (Максимальный уровень)

7 шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8 шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи, какую отметку ты можешь себе поставить.

Действия при выработке у учеников умения самооценки .

  • В начале учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 2-3 ученика).
  • Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание и осмысление вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
  • На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.
  • Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога саомоценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.
  • Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.

Я попыталась показать, какое большое количество различных мотивов существует у младших школьников. К сожалению, они  не могут поддерживать в течению длительного времени его учебную работу  и постепенно теряют свое значение. Поэтому для формирования у учащихся положительного отношения к процессу обучения, учителю важно выяснить, что может привлечь внимание детей на уроках, какие действия им нравятся, что вызывает положительные и отрицательные эмоции, какие мотивы следует развивать.

nsportal.ru

Статья на тему: Мотивация учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном возрасте

Мотивация учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном возрасте

Особенно важную роль в процессе обучения играет учебная мотивация, которая является одной из центральных проблем в педагогике и педагогической психологии[3].

Поступление в школу — это переломный момент в жизни ребенка. Ведущей деятельностью школьника становится учение, появляются новые системы отношений, новые обязанности и права [7]. Учебная деятельность,как и любая другая, всегда характеризуется мотивами. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. [3].

 Все мотивы учебной деятельности  могут быть разделены на две большие группы. Одна из них порождается самой учебной деятельностью: мотивы возникают в процессе учебной работы и непосредственно зависят от содержания и форм обучения. К ним относятся учебные и познавательные интересы, удовольствие получаемое от умственного напряжения и т.п.Другая категория включает мотивы, лежащие как бы за пределами учебного процесса. Такие мотивы могут быть как широко социальными(стремление школьника хорошо окончить школу) так и узколичными: мотивы связанные со стремлением к личному благополучию(например, желание получить хорошую оценку)[6].

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

  1. познавательные мотивы
  2. социальные мотивы

  Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

  • широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.
  • учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний.
  • мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний

    Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:

  • широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу.
  • узкие социальные, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими.
  • социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться анализировать способы, формы своего сотрудничества [4].

   В системе мотивов,—пишет Л. И. Божович,—побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают одно  из важнейших мест. Для сознания ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Следовательно, ребенок осознает общественную значимость учения [2].

Рассмотрим особенности мотивации учебной деятельности  в младшем школьном возрасте. Если в первом классе  больше половины детей к учебной работе относятся положительно, то в третьем классе их количество сокращается до 40%. А наряду с неопределенным отношением появляется чисто отрицательное [7]. У учащихся первых классов доминируют мотивы, связанные с окружением взрослых. На вопросы о причинах, побуждающих к учению,  преобладают следующие ответы: «учусь потому что нравиться учитель», «учусь потому, что хочу порадовать родителей». Первое  время  такая мотивация  определяет добросовестное, ответственное отношение к обучению. В 1 и 2 классах оно не только продолжает сохраняться, но и  усиливается, развивается. Постепенно отношение детей может измениться, многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя значительно падает. У школьников появляется интерес к мнению товарищей. Формируются коллективные отношения, и эмоциональное благополучие школьника начинает определяться  тем, какое место он занимает в классном коллективе. Если в классе здоровое отношение к учебе, то слабоуспевающие ученики подтягиваются, начинают заниматься лучше. И наоборот[8].В 3-4-х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Интересы возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается [3].

Кроме этого, недостаточно только знать какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте, необходимо  рассмотреть, как формируются те или иные мотивы учения. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в данном возрасте. В ходе осуществления учебной деятельности и социальных контактов у школьника  должны возникать новые качества психического развития — психические новообразования. Здесь закладывается основа для становления школьника как субъекта своей мотивационной сферы [4].

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:                                                                                                                                   

  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • оценка учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителя[3].

 Наметим самые общие, принципиальные пути формирования мотивации:       Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» [1] — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Второй путь — «снизу вверх» — состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы [4].

   Таким образом,  мы выяснили что у младших школьников большое количество различных мотивов, которые не могут поддерживать в течению длительного времени его учебную работу  и постепенно теряют свое значение. Поэтому для формирования у учащихся положительного отношения к процессу обучения, учителю важно выяснить, что может привлечь внимание детей на уроках, какие действия им нравятся, что вызывает положительные и отрицательные эмоции, какие мотивы следует развивать[5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев -М.:Просвещение,1976. — 157с.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович  —  М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин — СПб.:Питер,2006. — 507с.
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова — М.: Просвещение, 1983. — 96с.
  5. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик К.Т. Патрина — М.:Просвещение, 1976 . — 206с.
  6. Посысова Н.Н. Основы  психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов / Н.Н.Посысоева — М.: владос-пресс 2004. — 328с.
  7. Фридман Л.М. Психология детей и подростков / Л.М.Фридман — М.: Издательство института психиатрии,2004. — 478с.
  8. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 855с.

nsportal.ru

Статья на тему: Мотивация учебной деятельности младших школьников.

                                                                                                                  Учитель  начальных  классов

                                                                                     МОУ «СОШ№2»

                                                                                    Байдарико И.К.

Доклад  на городском семинаре- практикуме для учителей начальных классов школ города и района «Формирование учебной деятельности.»

                   Мотивация учебной деятельности  младших школьников.

             Проблема  формирования  мотивации  учения  лежит  на  стыке  обучения   и  воспитания,  является  важным  аспектом  современного  обучения.  Это  означает,  что  в  поле  зрения  учителя   не  только  осуществляемое  школьником  учение,  но  происходящее  в  ходе  учения  развитие  личности  учащегося.

           На  современном  уровне  психологической  науки  мы  не  в  праве  просто  констатировать,  что  ученик   не  хочет  учиться.   Надо  постараться  выяснить  почему  именно  он  не  хочет  учиться,  что  влияет  

формирование  школьной  мотивации.  От  силы  мотива  зависит  интенсивность  деятельности.  Деятельность  без  мотива  не  осуществляется  или  оказывается  крайне  не  устойчивой.

           Мотивация-  процесс  побуждения   себя  и  других  к  деятельности  для  достижения  личных  целей.   Управлять  развитием  детей  в  процессе  обучения-  это  значит  приводить  их  к  постановке  и  достижению  личных  целей.

            Познавательная  мотивация  возникает  как  реакция  на  противоречия  в  материале.  Эти  противоречия  приводят  к  потребности  их  разрешения.  Опытный  учитель, умеющий  целостно  воспринимать  ученика,  всегда  мысленно  сопоставляет  мотивацию  учения  с  тем,  как   умеет  этот  ученик  учиться.  

Если  проследить  общую  динамику  мотивов  учения  от  1  к  4  классу.  То  выявляется  следующее.   В  начале  у  школьников  преобладает  интерес  к  внешней  стороне    пребывания  в  школе,  затем  возникает  интерес  к  первым  результатам  учебного  труда  и  лишь  после  этого  к  процессу,  содержания  учения,  а  ещё  позднее  к  способам  добывания  знаний.                                                                       Структура  мотивации

    1.   Мотивы  заложенные  в  учебной  деятельности связанные  с  прямым  продуктом.  Это мотивы  связанные  с  содержанием  учения  и  мотивы связанные  с  самим  процессом  учения.

    2.Мотивы  связанные  с  косвенным  процессом  учения  и  с тем, что  лежит  вне  самой  учебной  деятельности.

           Познавательные  мотивы  изменяются  следующим  образом:  младшие  школьники  переходят  от  интереса  к  отдельным  фактам  к  интересу  закономерностям,  принципам.  В  младшем  школьном  возрасте  возникают  мотивы  самообразования,  но  они  представлены  самой  простой  формой- интересом  к  дополнительным  источникам  знаний,  чтению  дополнительных  книг.

            Социальные  мотивы  в  этом  возрасте представлены  желанием  ребёнка  получить  одобрение  учителя.  Появляется   стремление  занять  

определённое  место  в  коллективе  сверстников,  ориентировка  на  мнение  товарищей.

           К  концу  младшего  школьного  возраста  у  учащихся  необходимо  сформировать  учебно — познавательный  мотив  не  только  к  новым  знаниям  и  общим  закономерностям, а  именно  к  способам  добывания  новых  знаний.  Воспитание  этого  мотива  необходимо  для  подготовки  перехода  ученика  в  среднюю  школу.  Формирование  новых  уровней  мотивации  составляет  резерв  воспитания положительного  отношения  к  учению.

Как  известно  мотивы  могут  делиться  на  внутренние  или  внешние  мотивы.  

        Мотив  является  внешним,  если  главной,  основной  причиной  поведения  является  получения  чего  либо  за  пределами  самого  этого  поведения.

Надо  сказать,  что  поведение  человека   довольно  часто  определяется  преимущественно  внешними  причинами.  Наилучший  путь  выявления  характера  мотивации-  это  искренний  ответ  на  такой  вопрос:  «Будете  ли  вы  заниматься  этим  делом (самообразованием,  танцами  и  т.д.), если  в  будущем  вас  не  будет  ждать  ни  какое-либо  поощрение  за  его  выполнение,  ни  наказание  за  его  невыполнение?»  если  вы  честно  признаетесь  себе,   условиях ,  то  ваша  мотивация  является  внешней.  Если   же,  напротив,  ваш  ответ  будет  положительный,  то  ваша  мотивация  внутренняя. Мотив  следует  считать  внутренним,  если  человек  получает  удовлетворение  непосредственно  от  самого  поведения,  от  самой  деятельности.

          Внутренний  мотив-  это  всегда  в  принципе  неотчуждаемое  от  человека  состояние  радости,  удовольствия  и  удовлетворения  от  своего  дела.  Внутренний  мотив  в  отличие  от  внешнего  никогда  не  существует  до  и  вне  самой  деятельности.

        К  факторам,  оказывающим  обычно  положительное  воздействие  на  внутреннюю  мотивацию  учащихся,  следует  отнести  ситуацию  свободного  выбора.  Выбор  совершаемый   самими  учащимися,   даёт  им  возможность  почувствовать  свободу  и  успешность  в  учёбе.  Психологические  исследования  показывают,  что  представление  учащимися  возможности  свободного  выбора  в  процессе  обучения  не  только  стимулирует  их  внутреннюю  мотивацию,  но  и  существенно  сказывается  на  улучшении  качества  обучения.

             Содержание  обучения  выступает  для  учащихся  в  первую  очередь  в  виде  той  информации,  которую  они  получают  от  учителя  и  из  учебной  литературы.  Толька  та  информация,  которая  как-то  созвучна  с  потребностями  ученика,  подвергается  эмоциональной  и  умственной  переработке. В  результате  ребёнок  получает  импульс  к  последующей  деятельности.  Для  этого  содержание  учебного  материала  должно  быть  вполне  доступно  учащимся, должно  исходить  из  имеющихся  у  них  знаний  и  опираться   на  жизненный  опыт  детей,  и  в  то  же  время  материал  должен  быть  достаточно  сложным   и  трудным. Очень  важно  чтобы  каждый  ученик  ,  в  том  числе и  неуспевающий  сегодня,  ощутил счастье  в  преодолении  трудностей,  радость  победы,  совершения  сложной  работы.

            Учителю  необходимо  проводить  диагностику  мотивации  учащихся  раз  в год.  Для  этого  существуют  разные  методики.

Например  по Лускановой  «Методика  изучения  мотивов» ,  Марковой «Формирование  мотивации  учения»

             Психологические  исследования  учебной  деятельности  показали : для  того  чтобы  у  учащихся  выработалось  правильное  отношение  к  ней,  нужно  учебную  деятельность  строить  таким  образом.  Изучение  каждого  самостоятельного  раздела  или  темы  должно  состоять  из  трёх  основных  этапов:  мотивационного,  операционально- познавательного  и  рефлексивно- оценочного.

Журнал  «Начальная  школа»  99г  №7              

 Статьи  В.В. Давыдова ,  А.Б. Воронцова.

 Т.И. Щукина «Активизация  познавательной  деятельности  в  учебном  процессе».

 Мотивационный  этап.

          На  этом  этапе  ученики  должны  осознать,  почему  и  для  чего  им  нужно  изучить  данный  раздел  программы,  что  именно  им  придётся  освоить  и  изучить,  какова  основная  задача.

Мотивационный  этап  состоит  из  следующих  учебных  действий:

1. Создание  учебно-проблемной  ситуации,  вводящей  учащихся  в  предмет  изучения  предстоящей  темы.

Используйте  в  практике  новые  образовательные  технологии,  а  именно  проблемный  урок  или  проблемную  ситуацию  на  уроке. Необходимо  уделять  внимание  организации  работы  через  использование  учебного  диалога.  Сначала  посредством  диалога  сформулировать  тему  или  вопрос  для  исследования,  тем  самым  вызвать  у  учащихся  интерес,  а  затем  в  диалоге  организовать  открытие  учениками  нового  знания,  добиваясь  понимания  материала,  т.к.  нельзя  не  понять  то,  что открыл  сам.

nsportal.ru

Статья на тему: Особенности учебной мотивации младших школьников и способы её исследования

Особенности учебной мотивации младших школьников и способы её исследования

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 4

г. Ершова»

Шиндина Ирина Александровна

2014 год

1 слайд.

Сколько лет существует школа – столько лет учителя твердят о том, что дети ленятся, не хотят учиться и не стремятся к большему. Одна из главных причин низких результатов учёбы – недостаток учебной мотивации учащихся.

2 слайд.

Мотив – это смысл поведения и деятельности человека, или же всё то, ради чего происходит активность.

3 слайд.

 Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

В основе мотивов поведения человека лежат потребности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе.

Особенностью мотивации большинства младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел – значит, нужно. Это, безусловно, имеет положительную сторону. Однако, с другой стороны, беспрекословное подчинение детей этого возраста авторитету взрослых препятствует развитию у них самостоятельности, тормозит формирование качеств субъекта учебной деятельности.

По данным исследований, в начальной школе растёт количество детей, мотивированных чувством долга, и, наоборот, значительно уменьшается (с 25% до 5%) число тех, кто учится из-за интереса.

Тревогу вызывает не увеличение числа детей, мотивированных чувством долга, а уменьшение числа детей, относящихся к учёбе с интересом. Достижения начинают отождествляться самими школьниками не с успехами в учебной деятельности, а с отметками, которые выставляет учитель. Младшие школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

Однако значение отметки как мотиватора уменьшается к 3 классу. В 3 классе значительно увеличивается учебная нагрузка, и высокой отметки как мотиватора деятельности оказывается уже недостаточно. Школьники 3 – 4 классов начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается. У тех, кто учится посредственно, и слабоуспевающих школьников основным становится мотив «избегания наказания». В результате этого у учащихся не развивается потребность в творческой деятельности, не формируется ответственность, упорство, трудолюбие.

Поднять мотивацию учащихся путём развития познавательного интереса удаётся немногим учителям.

Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащиеся совершает ту или иную деятельность.

В деятельности различают мотивы и цели.

Цель – представляемый и осознаваемый результат деятельности. Цели ясны и педагогу, и ученику и ставятся на уроке в чёткой форме. Мотивы же не всегда ясны учителю, да и самому ученику. В зависимости от того, каков мотив деятельности, цель приобретает для ребёнка различный смысл.

Например, ребёнок решает задачу. Цель – найти решение. Мотив же может быть различным: научиться решать задачу; не огорчать учителя; порадовать родителей хорошей отметкой.

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребёнка к учителю.

Например, если ребёнок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовольствия.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. В момент деятельности они, как правило, не осознаются, но отражаются в определённой эмоции, то есть учащийся может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности какие-либо эмоциональные состояния. Вот это желание или нежелание действовать является показателем положительной или отрицательной мотивации.

В системе мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способы определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишённой для них непосредственного познавательного интереса, заслуживают особого внимания и могут стать крепкой опорой профессиональной деятельности педагога, направленной на достижение результата в процессе управляемого познания, усвоения детьми опыта овладения умениями и навыками через социализацию, обучение в широком смысле этого понятия.

Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:

4 слайд.

А) познавательная мотивация.

Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Если ребёнок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация, соответствующая структура учебной деятельности.

Б) мотивация достижения успеха.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, её следует отличать от престижной мотивации.

В) престижная мотивация.

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделяться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.

Г) мотивация избегания неудачи.

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчётливо проявляется вторая тенденция – мотив избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечёт за собой низкая отметка. К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

Д) компенсаторная мотивация.

К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость становится источником тяжёлых переживаний ребёнка.

5 слайд.

В школе могут успешно применяться следующие виды мотивационного стимулирования учащихся:

1) эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в коллективе;

6 слайд.

2) познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).

«Мозговая атака».

  1. Поставить перед учащимися проблему, которая имеет множество решений.
  2. Хвалить учащихся, записывая все мысли и идеи, которые приходят в голову.
  3. Ценить не качество, а количество ответов(устроить соревнование, где выигрывают учащиеся, предложившие больше способов решения проблемной ситуации).
  4. Воздерживаться от критики и оценки идей до тех пор, пока они не перестанут поступать.

Следует учесть, что в первые минуты мозгового штурма может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать всё реже, хотя именно эти последние ответы являются наиболее оригинальными. Нельзя формировать стадию выдвижения идей.

«Мозговой штурм».

Цель: развитие беглости мышления, творчества детей.

Задачи:

  1. Поднять настроение группы, создать соответствующее эмоциональное состояние детей.
  2. Использовать творческий потенциал метода для решения проблем и принятия решений.

Ход упражнения:

  1. попросите класс выбрать «секретаря», то есть ученика, записывающего идеи по мере их высказывания.
  2. дайте ученикам правила проведения мозгового штурма:
  • нельзя оценивать какие бы то ни было идеи,
  • называя идеи, нельзя повторяться,
  • чем больше список идей, тем лучше,
  • «разрабатывайте» проблему: подходите к ней с разных сторон, расширяйте и усугубляйте различные подходы.

     3.объясните, что для высказывания любых идей по проблеме членам группы отводится пять минут. Назовите проблему. Например: «Как сконструировать школу, чтобы она была более комфортабельной?»

     4. через пять минут остановите работу. Попросите «секретаря» зачитать идеи. Пусть класс поаплодирует идеям.

     5. если позволяет время, попросите группы нарисовать их творения.

Найдите способ, чтобы работали все.

Вопросы:

  • Было ли весело проводить мозговой штурм?
  • Помогали ли правила?
  • Представьте, что ученики стали бы комментировать, судить или обсуждать идеи по мере их высказывания. Что могло получиться?
  • Понравилось ли упражнение?
  • Следовали ли ученики правилам?

7 слайд.

3)волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка деятельности:

— Что ты сам думаешь об этом?

— Что хорошего, если в этой работе ты хотел бы поработать над этим ещё?

— Тебе нравится твоя работа? Почему?

— Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в прошлый раз?

— что тебе в этой работе удалось больше всего? И т.д.

8 слайд.

4) социальные методы:

— развитие желания быть полезным;

  — создание ситуации взаимопомощи;

— сотрудничество и т.д.

В практической педагогике разработаны различные способы изучения школьной мотивации. Наиболее интересная – проективная методика «Рисунок школы».

Задание: нарисуй, что тебе нравится в школе.

9 слайд.

Несоответствие рисунков теме указывает:

А) на мотивационную незрелость ребёнка; отсутствие школьной мотивации, преобладание игровых мотивов, когда дети рисуют машины, игрушки, узоры и т.д.

10 слайд.

Б) детский негатив; такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и наличием трудностей приспособления к школьным требованиям; в этом случае ребёнок упорно отказывается рисовать на школьную тематику и рисует то, что лучше всего умеет и любит рисовать;

11 слайд.

В) непонимание и неверное истолкование задачи; чаще всего это свойственно детям с задержкой развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме).

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

12 слайд.

А) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьников познавательных мотивов;

13 слайд.

Б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации;

14 слайд.

В) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации.

15 слайд.

Изучение рисунков позволяет лучше понять личность учащихся. Так, преобладание в рисунках серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженное настроение, страхи, с которыми ребёнок не может справиться. А яркие, светлые, насыщенные краски, напротив, указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Особый интерес представляет в таких рисунках взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка.

16 слайд.

Дети с истерическими чертами характера, демонстративные вне зависимости от своего реального положения, рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют, что может отражать проблемы взаимопонимания с ними.

Проанализировав рисунки наших школьников, можно отметить, что в их рисунках доминируют красный цвет, что означает настроение восторженности, оранжевый цвет – радостное состояние, жёлтый цвет – приятное и светлое чувство, зелёный – спокойствие. Это означает, что дети посещают школу с радостью, им нравится не только отремонтированное здание, но и школьная спортивная площадка.

Кроме проективных методик есть специальные анкеты, опросники, беседы, методы неоконченных предложений.

Ученикам четвёртых классов было предложено продолжить предложения

17 слайд.

 Когда я думаю о школе…

У меня поднимается настроение, мне хочется учиться

4 «А» — 14 чел. – 100%

4 «Б» — 17 чел. – 100%

18 слайд.

Когда я иду в школу…

Мне быстрее хочется сесть за парту и получить новые знания

4 «А» — 13 чел. – 93%

4 «Б» — 16 чел. – 94%

19 слайд.

У меня не всегда есть желание идти в школу

4 «А» — 1 чел. – 7%

4 «Б» — 1чел. – 6%

20 слайд.

Когда звенит звонок…

Возникает желание учиться, узнать что-то новое

4 «А» — 10 чел. – 71%

4 «Б» — 15 чел. – 88%

21 слайд.

Испытываю чувство страха

4 «А» — 4 чел. – 29%

4 «Б» — 2 чел. – 12%

22 слайд.

Когда я вижу учителя…

Я рад встречи с ним, хочется его порадовать

4 «А» — 14 чел. – 100%

4 «Б» — 17 чел. – 100%

23 слайд.

Когда я встречаюсь с одноклассниками…

У меня поднимается настроение, я рад встречи

4 «А» — 14 чел. – 100%

4 «Б» — 16 чел. – 94%

1 чел. не рад встречи – 6%

24 слайд.

Когда я выхожу к доске…

Испытываю чувство волнения, неуверенности, страх в получении плохой оценки

4 «А» — 5 чел. – 36%

4 «Б» — 6 чел. – 35%

25 слайд.

Желание ответить, уверены в своих силах

4 «А» — 9 чел. – 64%

4 «Б» — 11 чел. – 65%

Из всего этого видно, что учащиеся начальных классов нашей школы с удовольствием посещают занятия, ждут от них каждый раз что-то новое, стремятся получить как — можно больше знаний, однако больше 1/3 учащихся теряются около доски, неуверенны в своих силах, хотя многие из них знают ответ. И наша задача – научить детей быть уверенными в себе, отстаивать свою точку зрения, создавать комфортную обстановку на уроках, чтобы наши ученики чувствовали себя раскованно не только на внешкольных мероприятиях, но и на уроках.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Из этого можно сделать следующие выводы:

26 слайд.

1. Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психологические цели обучаемых;

27 слайд.

3. Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личного развития;

4. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

nsportal.ru

Статья на тему: возможности мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках

        С 1 января 2010 года в действие был введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает взаимную   деятельность учителя и ученика во время учебного процесса. Целью такого взаимодействия является развитие  качеств личности ребёнка, отвечающих требованиям информационного общества.

         Однако учителя знают, что развить необходимые качества личности школьника  в учебном процессе успешно нельзя, если ребёнок относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не испытывая потребности. Поэтому перед школой стоит задача  по формированию и постоянному повышению у учащихся  положительной мотивации к учёбной деятельности.

         Планируемые результаты освоения программы начальной школы согласно ФГОС НОО  определяют учебную мотивацию, как необходимое условие дальнейшего успешного обучения детей в среднем звене. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.  Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Один из факторов, влияющий на мотивацию младшего школьника – организация самого процесса учения, т.е. использование  учителем разнообразных форм работы на уроке  и методов, которые побуждают  к активной мыслительной и практической деятельности.

            От учеников мы часто слышим слова «интересно» и неинтересно» Посмотрите: «хочу», следовательно – «могу», а «могу», следовательно — «выполняю с интересом».  Получилась интересная цепочка обучения, где интерес стоит в центре. Как же сформировать его у ребёнка? Как мотивировать ученика на «ХОЧУ»?

       Для каждого этапа урока используются свои активные методы. К примеру, возьмём начало учебного занятия, которое предполагает осознанный переход ребёнка в пространство учебной деятельности. С этой целью  организуется мотивирование ученика, а именно создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в работу. Для создания такой ситуации пытаюсь актуализировать мотивы  предыдущих достижений словами: «Мы хорошо поработали над предыдущей темой»,  и здесь же сказать, вызвать мотивы относительной неудовлетворённости и  актуализировать требования к ученику: «Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы, а между тем, это будет необходимо: например, для … выполнения той или иной задачи».

      Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов. Например, урок письма я начинаю со стихотворения. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. На своих уроках я использую следующие приёмы:

      Прием «Да-нетка»

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.).Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет»
Это прием, в результате которого  сужается  поиск чего-либо  посредством задавания вопросов учениками, на которые  учитель может отвечать только словами «да». «нет», «и да, и нет».
Данный прием формирует следующие универсальные учебные действия: 
•     умение связывать разрозненные факты в единую картину; 
•     умение систематизировать уже имеющуюся информацию; 
•     умение слушать и слышать друг друга. 
Например, учитель загадал число 24.
Ученики задают вопросы:
•    Это однозначное число? Нет
•    В нем больше одного десятка? Да 
•    Цифра, обозначающая количество десятков, делится на 2? Да 
•    Сумма цифр больше 7? Нет  и т.д.

Пример. На уроке по теме «Планета Земля» загадывается определённая планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

  • Это планета – гигант? -да;
  • Эта планета имеет гигантские кольца? — нет;
  • Это самая большая планета?-да;

     Таким образом, формируется умение формулировать и задавать вопросы. Ребенок должен быть внимательным, слушать учителя, одноклассников  и не повторять вопросы. Данный прием можно использовать на любом уроке.       

      Работу с текстом мотивирует приём «Сундук мудрости». Группы внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту. Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос. Помогать может только своя группа.

       Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались. Впоследствии этот приём стал одной из любимых работ учащихся класса, несмотря на то, что это очень сложная для них работа. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме. Учитель в понимании ребёнка остаётся «за кадром» и не давит своим авторитетом. 

         Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Поэтому на уроках и во внеурочной деятельности своих учеников я использую такие приемы создания ситуаций успеха как

1. Преодоление страха — «Ничего страшного. Бывает, что люди боятся…»

2. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»

3. Авансирование – «У тебя обязательно получится…»

4. Персональная исключительность – «Только у тебя может получиться…»

5. Усиление мотивации – «Нам это нужно для…»

6. Высокая оценка детали – «Вот эта цифра у тебя замечательна!» 

        Необходимым этапом урока для формирования положительной мотивации учения является этап рефлексии. Дети учатся оценивать не только урок в целом и свою работу на нем, но и имеют возможность ориентироваться на собственные достижения в усвоении предмета. Детям предлагается оценить свою работу на уроке, показав соответствующий смайлик, что получилось, над чем ещё предстоит поработать, с каким настроением уходят с урока  А так оцениваю их я, (смайлики показать). 

     Учебный материал для каждого урока я подбираю таким образом, чтобы  у детей присутствовало чувство преодоления трудностей. Однако не забываю и о соблюдении меры сложности. Глубоко и прочно усвоенные знания позволяют учащимся самостоятельно решать проблемные задачи, поставленные перед ними на  уроке,  с опорой на имеющийся опыт. Для формирования мотивации на своих уроках я использую игровые методы, развивающие методы – сравнение, наблюдение, классификация, группировка, анализ.

     Для поддержания деловой включенности детей в работу и активизации познавательного интереса, являющихся важными составляющими учебной мотивации, в течение урока происходит логичное чередование различных видов деятельности детей: коллективная, групповая, парная и индивидуальная работа, устные и письменные задания, теоретические вопросы и практическая часть и т.д. Устойчивый интерес к учебной деятельности у своих учеников я формирую через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность. В 1 классе к нам на уроки приходят и Мудрая Черепаха, и Муравей Вопросик, и Почтальон Печкин и многие другие сказочные герои.  

     При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делает урок интересным. Презентации применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания.  Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС. 

     Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным,  необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 « Чучковская средняя  школа»

филиал  Ункосовская основная школа

391411, с. Ункосово, ул. Школьная, д. 23,

Чучковский район, Рязанская область

Телефон: 7-53-15

 

«Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках»

                 Учитель начальных классов

                            Матерухина М.Н.

                         Чучково 2017г.

nsportal.ru