Мотивы престижа это: Потребительские мотивы: понятие, виды, методы изучения. Учет потребностей в процессе разработки рекламного обращения

Содержание

Потребительские мотивы: понятие, виды, методы изучения. Учет потребностей в процессе разработки рекламного обращения

Мотивы являются самыми мощными внутренними детерминантами человеческого поведения. Их иногда называют движущими силами, побуждениями, запросами, внутренней напряженностью, волевыми устремлениями, влечениями, желанием, интересом, диспозицией, целью, мечтой, установкой, убеждением; драйвом, импульсом, подкреплением, стимулом,При всех различиях в оттенках, значения этих терминов указывают на динамический момент направленности действия, на определенные целевые состояния, которые субъект стремится достичь. Самым простым и коротким определением является следующее:

Мотив – это образ успешно завершенного действия по реализации потребности; это чувственно окрашенное, обязательно приятное и притягательное представление будущей процедуры достижения и обладания. Это предвкушение и становится той внутренней силой, которая побуждает действовать и составляет содержание глагола «хотеть».

Мотив – то, что побуждает человека к деятельности, ее повод.

В психологии рекламы особое внимание уделяется изучению потребительских мотивов, то есть тех мотивов, которые влияют на процесс принятия решения о покупке. Практика показывает, что человек в своем поведении руководствуется устойчивым набором мотивов. Для одного покупателя главным критерием ценности товара является его внешний вид и упаковка; для второго – соотношение цены и качества;  для третьего – статусность покупки и т.д.

Наиболее типичными потребительскими мотивами (по В.Г.Зазыкину) являются:
1. Утилитарные мотивы
Потребителя, у которого доминируют именно утилитарные мотивы, прежде всего, заинтересуют эксплутационные характеристики товара, его гарантийный срок, долговечность, возможность быстрого и качественного ремонта и т.д.
Соответственно, в рекламном сообщении надо на первый план вынести такие характеристики и качества, как надежность, производительность, экономичность, простота в эксплуатации.

Большую наглядность и убедительность можно обеспечить, приводя некие сравнительные показатели, например, более длительный гарантийный срок эксплуатации прибора.
2. Эстетические мотивы
Эстетические мотивы – в числе самых сильных и долговременных. Они способны доминировать, пока категория красоты будет занимать центральное место в жизнедеятельности человека. Нередко решение сделать покупку определяется именно привлекательностью вещи или ее упаковкой. Кроме того, если принять во внимание общепринятое мнение, что выбор определяет уровень вкуса, то стать владельцем красивой вещи еще и престижно. Опора на эстетические мотивы осечек не дает.
Реклама, которая ориентируется на эстетические мотивы, основное внимание уделяет внешнему виду изделия, привлекательности формы, оригинальности цветового решения, возможности гармоничного сочетания с другими предметами. Иначе говоря, главная задача рекламы – выявить отличительные эстетические свойства товара, применяя соответствующую лексику (современные дизайнерские решения, благородство линий, гармония формы и цвета, «жемчужный» цвет, изысканный вкус и т.
д.)
Помимо содержательной стороны, эффективность рекламы также зависит от грамотного учета таких существенных характеристик прекрасного, как гармония, композиция, контраст, пропорция. Реклама способна вызвать чувство прекрасного у читателя, если ей присущи данные характеристики, и наоборот. И хотя художественное творчество не является главенствующим в процессе создания рекламы; иллюстрации, эстетическая функция имеет право на существование.
3. Мотивы престижа
Очень часто покупка товара осуществляется в силу действия мотива престижа. Влияние этого мотива сказывается в большей или в меньшей степени  в определенных социальных группах. Мотивы престижа весьма осязаемы, и пренебрегая ими, производитель рискует потерпеть неудачу. Например, на Западе считается, что состоятельный человек должен приобретать вещи только в определенных магазинах, хотя в лавочках на окраине продается то же самое значительно дешевле. На некоторые товары раскошеливаются именно для того, чтобы подчеркнуть свой статус, материальный достаток и положение в обществе.

Мотивы престижа всегда сильны, хотя их направленность может существенно меняться. К примеру, в Советском Союзе было престижно иметь хрусталь, ковры, мебельные стенки, автомобиль «Волга». Сегодня – иметь евроокна, иномарку, заниматься горными лыжами, петь караоке и т.д. Общественная практика показывает: с ростом материального благосостояния и жизненного уровня повышается значение мотивов престижа.
Разновидностью данного мотива является мотив моды. Престижным, как правило, является то, что модно. Данный мотив очень популярен не только в рекламных коммуникациях, но, и, прежде всего, в разработке самой продукции. Это может быть престижная модель мобильного телефона Motorola, разработанная совместно с модным брендом Gucci; гламурное мороженое Magnum, модная модель кроссовок Puma и т.д.
4. Мотивы достижения, уподобления
По сути своей они близки к мотивам престижа и мотивам моды. Приобретая тот или иной товар, потребитель уподобляется рекламирующему товар кумиру или социальной группе, внутри которой обладание той или иной вещью престижно.   Практика показывает, что процесс мнимого уподобления и достижения является весьма сильным мотивом. В связи с этим, задача рекламы, по мнению американских исследователей, заключается не только в том, чтобы продать сковородку, но и в том, чтобы потребитель подсознательно стремился отождествить себя с привлекательным героем телевизионной рекламы.
5. Мотив традиции
Данный мотив обусловлен преимущественно национально-культурными особенностями различных наций и народностей. В частности, в рекламе товара в какой-либо республике используют цветовую гамму, близкую к национальным цветам или к цветам ее флага (реклама Испании). Данный мотив часто используется в рекламе стран, туроператоров и т.д.
Реклама также может опираться на традиционные ценности: семья, домашний очаг, дети (Coca-Cola). Нередко реклама призывает потребителей положить начало своей собственной традиции, как это имеет место в рекламе часов Patek Phillip. Ср.: «Начни свою собственную традицию». Данный мотив – очень выигрышный в рекламе, так как традиция – это всегда качество, проверенное временем.
На протяжении ушедших десятилетий этот мотив для нашей страны был, пожалуй, наименее действенным из-за бездарной политики в области национальных отношений. Хотя сейчас мотив традиции опосредованно присутствует в рекламе, использующей исторические темы: алкогольный напиток «Юрий Долгорукий», банк «Империал». То есть в рекламе присутствует указание на определенный момент в истории, когда русские традиции были сильны.
Число базовых потребностей ограничено, в то время как мотивов – бесконечное множество, как бесконечно число предметов и необозримо число благ и ценностей человеческой жизнедеятельности. Например, каждый человек испытывает потребность в общении, каждый страдает от одиночества, но уникальность и неповторимость личности определяется именно богатством и разнообразием способов удовлетворения потребности. Людей отличают друг от друга не потребности, а мотивация. В этом, отчасти проявляется их уникальность и неповторимость.
В таких ситуациях успешной альтернативой прямому опросу часто выступают проективные методы. Проектные методы берут начало в клинической психологии и основываются на гипотезе, согласно которой толкование неоднозначных нечетких стимулов есть проекция потребностей, чувств, установок и опыта человека. Проекция сохраняет суть мотива, но приписывает его другим людям, реальным или воображаемым, а также любым существам, явлениям и предметам, которые одухотворяются и персонализируются.
Например, когда маленький ребенок поздно ночью слышит в соседней комнате звук, который он интерпретирует как «шаги чудовища», на этот звук он проецирует свои страхи. Или если спросить респондента: «Чего, по вашему мнению, не хватает современной российской женщине?» — скорее всего, она даст ответ, в большей степени характеризующей ее собственные проблемы и потребности, но никогда не признается в этом даже самой себе, а уж тем более – другим, и на прямой вопрос, адресованный ей, ответит что-нибудь благородное.

На первый взгляд, данные методы представляются достаточно безобидными. Людям предлагаются разного рода творческие, интересные задания, в ходе выполнения которых они и не подозревают, что предметом изучения являются их глубинная мотивация.

Проективные методы делятся на 3 группы:

  • методы с использованием словесных стимулов и реакций (ассоциации, завершение предложений и историй)
  • методы, требующие использования воображения или сценария (персонификация, антропоморфизм, ролевые игры и списки покупок)
  • методы с использованием изображений в качестве стимулов (проективные изображения, сортировка изображений и коллаж из изображений)

Разберем каждый из методов в отдельности.

  • Словесные ассоциации

Респондента просят в ответ на произносимые вслух слова и фразы быстро говорить первое, что придет в голову. Этот прием повсеместно используют исследователи, чтобы оценить реакцию на потенциальные названия марок, темы рекламной кампании и рекламные лозунги.


Например, авиалинии обратились к нескольким респондентам с просьбой отреагировать на четыре потенциальные ключевые фразы рекламы:

  • «лучшие в небе»
  • «каждый раз вовремя»
  • «твой друг в небе»
  • «авиалиния для избалованных пассажиров».

Реакцию на каждую ключевую фразу будут изучать с точки зрения ее эмоционального тона (позитивный, негативный, нейтральный) и типичности (более частая реакция или более редкая).

  • Завершение предложений и историй

Многие исследователи считают данный прием самым полезным и надежным проективным методом. Респонденту предлагают проявить свое отношение и мнение, закончив незавершенное предложение или рассказ. Незавершенные предложения респонденты дополняют первыми пришедшими им в голову и имеющими смысл словами и фразами. Например, человека могут попросить закончить предложение «Люди, которые действительно любят есть низкокалорийное мороженое, относятся к типу …»

На первый взгляд может показаться, что завершение предложений – просто другой тип открытого вопроса (Какие люди любят есть низкокалорийное мороженое?). Однако хотя форма сходна, каждый метод обеспечивает получение разных типов информации.
При прямом опросе с помощью открытых вопросов респонденты обычно дают ответы после логического рассмотрения и оценки. Кроме того, некоторые люди могут прибегать к разным видам защиты от возможных неприятных эмоций:

  • противодействие (вытесняемый импульс заменяется противоположным)
  • регрессия (переход к ребячливым, детским формам реакции)
  • отрицание (склонность не замечать стимула, вызывающего неприемлемые эмоции.

Между тем, в задании на завершение предложений акцент ставится на скорости ответа, поэтому внутренняя защита и тенденции к редактированию своих высказываний значительно уменьшаются.
Отличия реакций респондентов можно проиллюстрировать на примере эксперимента, проведенного Гарольдом Кассарьяном. Большинство курильщиков дали такие ответы на прямые вопросы относительно их отношения к курению: «удовольствие важнее здоровья», «при умеренности нет ничего страшного» и «мне нравится курить».
Может создаться впечатление, что курильщики удовлетворены своей участью. Однако в случае с использованием метода незавершенных предложений эффект был другой. Фраза «Люди, которые никогда не курят, …» была продолжена следующим образом: «богаче», «счастливее», «мудрее, более информированы». Предложение «подростки, которые курят, …» курильщики продолжили словами «глупы», «сумасшедшие», «дураки», «хвастаются», «незрелые люди» и т.д. Задание с завершением предложений показало, что курильщики отрицательно относятся к своей привычке, чего нельзя было сказать, исходя из ответов на прямые вопросы.
Метод незавершенных предложений можно использовать при тестировании рекламы. Возможные варианты:

  • «Мне кажется, эта реклама …»
  • «Когда я смотрел рекламу …»
  • «На мой взгляд, герои рекламы …»
  • «Когда я смотрю на этот товар …»
  • «Каждый, кто посмотрит эту рекламу …»

Завершение историй – это расширенная версия завершения неоконченного предложения. Интервьюер читает респонденту часть истории. В какой-то точке повествование обрывается, после чего респондента просят закончить рассказ в надежде, что он при этом выразит свое отношение, мнение и опыт.
Представьте, например, что Челиндбанк организовал рекламную кампанию, призванную показать, что его сотрудники более дружественны и человечны по отношению к заемщикам, чем его основной конкурент. Чтобы изучить различия в восприятии, исследователь может пользоваться прямым опросом или предложить закончить такой рассказ.

  • Персонификация и антропоморфизм

Данные приемы позволяют определить имидж и характер компании или марки, связывая ее с каким-либо известным человеком, персонажем или даже животным. Эти подходы помогают участникам передать такие нюансы имиджа, которые, в противном случае, потребовали бы исключительно развитой языковой подготовки или наблюдательности.
Персонификация может принимать одну из форм:

  • Когда респондентов просят ответить на вопросы в анкете, типа: «Если превратить Jeep/ BMW в какую-либо знаменитую, известную личность, кто это будет? Запишите первое, что придет в голову, в блокнот, лежащий перед вами».
  • Когда респондентам представляют название марки и просят описать ее как человека, т.е. указать, какие человеческие качества могут быть присущи марке: пол, возраст, хобби, предпочитаемый способ проведения отпуска, любимое блюдо и т.д.

Респондентов также могут попросить назвать животное, ассоциирующееся с конкретной маркой или компанией. Интервьюер изучает каждую реакцию, чтобы раскрыть ее глубинный смысл или символизм. Отличия в восприятии компаний: плюшевый мишка (дружелюбие агентов), летучая мышь (ведут дела по почте), змеи (не доверяю им), единорог (люди знают об этой компании, но никогда ее не видели).

Один из самых легких проективных методов. В них не спрашивают прямо, что человек думает (вопрос задевает чувства человека, ответы вступают в противоречие с социальными нормами), вопрос скрыт в условиях, типа: «Что думает ваш сосед?» или «Как по вашему отреагирует средний гражданин?» Например, фокус-группа состоит из матерей, которые постоянно готовят своим детям на завтрак кашу с сахаром. – «Как вы думаете, почему многие матери готовят своим детям каши с сахаром?»

  • Списки покупок

В ходе использования метода респондентам предлагают для сравнения различные списки покупок и просят описать владельца или составителя списка покупок. Предполагается, что таким образом будут отражены чувства респондентов по отношению к товарам.
Например, при внедрении на рынок растворимого кофе, он был встречен скептически. Чаще всего называлась причина – невкусный. Списки с Nescafe Maxwell House (молотый кофе). В первом случае хозяйка была описана, как ленивая и транжирка. Во втором – как среднестатистическая женщина.

  • Проективные картинки

Часто используются в качестве основы для построения рассказов вместо словесных стимулов.
Респонденту показывают картинку и просят рассказать историю о героях печатной рекламы: кто они такие, в каких отношениях состоят друг с другом, какие события предшествовали эпизоду, изображенному в рекламе, чем все закончилось. Можно также попросить респондентов составить диалог, описать мысли и чувства людей, изображенных на картинке.
Ситуация взаимодействия героев рекламы и их характер не должны быть настолько явными, чтобы диктовать потребителю какой-то стереотип восприятия. Изображения на картинке должны быть относительно неопределенными, чтобы респондент мог опираться на свою фантазию и воображение. Пример: «На картинке вы видите семейную пару, которая собирается подать заявление на предоставление им займа. Какие финансовые учреждения они обсуждают? Почему они рассматривают именно эти учреждения? Есть ли какие-либо учреждения, которые они сразу исключили из списка обсуждения? Почему?»

  • Сортировка картинок

Данный прием применяют, чтобы определить, как потребители видят других людей, марки, товары, места и виды деятельности, и какие основания существуют у них для того или иного отношения.
Вот типичный подход к изучению болеутоляющих средств: «Я провожу исследование, цель которого – определить, как потребители относятся к различным болеутоляющим средствам. Вот картинки с изображением марок болеутоляющих средств. Пожалуйста, рассортируйте картинки по группам таким образом, чтобы картинки одной группы были похожи друг на друга по какому-то важному признаку и отличались от других групп. Вы можете создать столько групп, сколько пожелаете, и положить любое количество картинок в одну группу. Помните, правильного или неправильного ответа здесь нет. Мне просто интересно, что ВЫ думаете. Скажите мне, когда вы будете готовы».
После завершения задания интервьюер просит объяснить, по какому принципу или основанию были рассортированы картинки, что общего имеют картинки в той или иной группе. Затем интервьюер просит рассортировать картинки по любому другому принципу и так до бесконечности, пока не иссякнут основания для группировки.
Преимущества метода:

  • Позволяет судить об относительной важности критериев или характеристик.
  • Ответ на вопрос «Чем похожи объекты в этой стопке и как они отличаются от объектов в другой стопке» обеспечивает понимание организации объектов в рамках конкретной категории, а значит, дает рекламодателю знание конкурентоспособного ассортимента товаров марки с точки зрения целевого потребителя.
  • Коллаж

Коллаж – это зрительный образ, полученный путем отбора и организации большого числа маленьких образов в определенном порядке.
Участникам личных интервью и фокус-групп можно дать задание: используя маленькие картинки, создать коллаж, который бы выражал их глубинные чувства и отношения к себе, конкретной марке и всей категории товаров.
Когда коллаж создан, интервьюер или модератор изучает их и может обратиться к авторам с просьбой пояснить причины выбора той или иной картинки и их расположения. Полученные результаты затем используются для создания рекламного объявления.

7. Мотивы потребительского поведения. Психология труда: конспект лекций

Читайте также

II. Мотивы

II. Мотивы Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама

1.3. Мотивы помогающего поведения[5]

1.3. Мотивы помогающего поведения[5] Поскольку оказание помощи провоцируется ситуацией, мотивацию этого поведения можно отнести к внешней или, по моей терминологии, внешнеобусловленной мотивации.Однако, как отмечает Х. Хекхаузен, изучая мотивацию помощи, исследователи

Индекс потребительского доверия

Индекс потребительского доверия «Субъективный» индекс потребительского доверия предсказывает экономические тенденции точнее, чем «объективные» цифры, публикуемые правительственными агенствами. Настроения в обществе — мощный фактор, которым трудно манипулировать с

§62.

Мотивы и цели

§62. Мотивы и цели Термином «воля» обозначается та сторона психической жизни, которая получает своё выражение в сознательных целенаправленных действиях человека.Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели. Мотив — это то, что

Мотивы успеха

Мотивы успеха Давно замечено, что разные люди, совершая похожие поступки, могут руководствоваться при этом разными мотивами. Например, один поступает в вуз, чтобы удовлетворить жажду знаний, другой — чтобы иметь в будущем престижную работу, а третий — просто чтобы не

Мотивы учения

Мотивы учения О мотивах учения приходится специально говорить, поскольку учение выделяется как особый вид деятельности, для которой научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью. Основными мотивами сознательного учения, связанного с

Сложные мотивы и социальные мотивы

Сложные мотивы и социальные мотивы Человеческое поведение сложно, и у любого действия обычно имеется больше одной побудительной причины. Я полагаю, что цифровые снимки из тюрьмы Абу-Грейб также стали продуктом множества мотивов и сложных межличностных отношений, а не

Глава 4 Как научиться определять мотивы поведения окружающих?

Глава 4 Как научиться определять мотивы поведения окружающих? Мотивы поведения человека определяют суть его личности, являются основой индивидуальности каждого из нас. Мы поможем вам определить истинный и доминирующий мотив поведения человека. Знание мотива поведения

Глава 4 Как научиться определять мотивы поведения окружающих?

Глава 4 Как научиться определять мотивы поведения окружающих? Мотивы поведения человека определяют суть его личности, являются основой индивидуальности каждого из нас. Мы поможем вам определить истинный и доминирующий мотив поведения человека. Знание мотива поведения

Не задумывайтесь над репликами. Следует думать не о причинах поведения противника, а о внешних проявлениях его ненормального поведения

Не задумывайтесь над репликами. Следует думать не о причинах поведения противника, а о внешних проявлениях его ненормального поведения Преподаватель английского развлекается тем, что пытается уязвить учительницу музыки. Ниже приведен их диалог, в котором ответы

ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ

ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:биологические

12.

5. Мотивы аддиктивного поведения

12.5. Мотивы аддиктивного поведения Под аддиктивным поведением (addiction — пагубная привычка) понимают злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.Как известно, к вредным привычкам относят потребление

12.6. Мотивы суицидального поведения

12.6. Мотивы суицидального поведения А. Г. Амбрумова, Л. И. Постовалова (1987) выделяют пять ведущих мотивов суицидального поведения.1. Протест, месть. Этот мотив возникает у лиц с высокой самооценкой, с активной или агрессивной позицией и связан с трансформацией

9.2.4. Мотивы терроризма

9.2.4. Мотивы терроризма Мотивами терроризма, по мнению ряда исследователей, являются: самоутверждение, самоидентификация, молодежная романтикаигероизм, придание своей деятельности особой значимости, преодоление отчуждения, конформизма, обезлички, стандартизации,

Анатомия потребительского общества

Анатомия потребительского общества Устаревание В начале нулевых компанию Apple обвинили в том, что в айподах она намеренно использует недолговечные батареи, которые невозможно заменить. До прямых судебных разбирательств дело не дошло, Apple заключила мировое соглашение

Анализ основных мотивов в рекламной деятельности

Если вы установите связь между потребностями ваших клиентов и вашим товаром, вы поможете своим потенциальным покупателям ответить на вопрос: почему они могут удовлетворить ту или иную потребность с помощью именно этого товара. Мотивы могут служить критериями эффективности рекламной деятельности. Наиболее часто в рекламной практике используются следующие мотивы: утилитарные, эстетические, мотивы престижа, мотивы достижения, мотивы традиции.

Автор:
Феликс Изосимович Шaркoв
, доктор социологических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры социологии MГИMO(У).

Потребность и реклама взаимообусловлены. Действительно, рекламировать надо товары, произведенные на основе человеческих потребностей, а новые потребности могут формироваться под воздействием рекламы. В этой связи более приемлем механизм социально-управленческого воздействия на потребителя — DIPDA.

  • D —
    Definition — вскрытие потребностей.
  • I —
    Identification — установление связей между потребностями и товаром.
  • Р —
    Proof — убеждение в достоинствах товара.
  • D —
    Desire — возбуждение желания приобрести его.
  • А —
    Action — стимулирование к приобретению.

Вскрытие потребностей осуществляется на самом первом этапе планирования выпуска той или иной продукции и проводится в рамках маркетинговых исследований фирмы-производителя, которые должны опираться на знание, в какой степени удовлетворены те или иные потребности в обществе в целом.

Если вы установите связь между потребностями ваших клиентов и вашим товаром, вы поможете своим потенциальным покупателям ответить на вопрос: почему они могут удовлетворить ту или иную потребность с помощью именно этого товара, а не иного. Здесь в основе выступают
мотивы, как причины потребности, предопределяющие впоследствии выбор поступков личности, находящих свое отражение в эмоционально-оценочном отношении людей к рекламе.

Активное использование мотивации при составлении рекламных сообщений не лишено оснований. Если потребность определяет выбор объекта среди
множества разнофункциональных (одежда, предметы личной гигиены, мебель, автомобиль и т. д.), то мотив помогает в выборе объекта среди
однотипных (какая именно одежда, какой именно автомобиль и т. д.)

Мотивы могут служить
критериями эффективности рекламной деятельности. Наиболее часто в рекламной практике используются следующие мотивы: утилитарные, эстетические, мотивы престижа, мотивы достижения, мотивы традиции.


Утилитарные мотивы.
Если они доминируют, потребителя прежде всего заинтересуют эксплуатационные характеристики товара, его гарантийный срок, долговечность, возможность быстрого и качественного ремонта и т. д. Следовательно, в рекламном сообщении понадобится на первый план вынести такие характеристики и качества, как надежность, производительность, экономичность, простота в эксплуатации. Примером может служить реклама бытовой техники.


Эстетические мотивы.
Здесь основное внимание потребуется уделить внешнему виду изделия, привлекательности формы, оригинальности цветового решения, возможности гармоничного сочетания с другими предметами. Эту группу мотивов часто используют в сочетании с утилитарными, например при рекламировании предметов интерьера.


Мотивы престижа.
Влияние этих побуждений сказывается больше или меньше в определенных социальных группах. Мотивы престижа весьма осязаемы,и пренебрежение ими может привести к неудаче. Например, считается, что состоятельный человек должен приобретать вещи только в определенных магазинах, хотя в лавочках на окраинах то же самое продается значительно дешевле. На некоторые товары раскошеливаются, чтобы подчеркнуть свой статус, материальный достаток и положение в обществе.


Мотивы достижения, уподобления.
По сути своей они близки к мотивам престижа и их разновидности — мотивам моды. В рекламе часто применяют проверенный на практике прием: товар рекламирует известный спортсмен, популярный артист или кто-то из знаменитостей. В этом случае срабатывает известный механизм идентификации. Многие почитатели спешат приобрести рекламируемый товар, чтобы стать ближе к своему кумиру, хотя бы так уподобиться ему. Как показывает практика, процесс мнимого уподобления и достижения весьма сильный мотив. Кроме того, выбор, сделанный знаменитой личностью, служит своего рода подсказкой, не требующей от покупателя собственных раздумий.

Мотивы традиции обусловлены преимущественно национально-культурными особенностями различных наций и народностей. При использовании этой группы мотивов необходимо опираться на содержание «историко-культурной психологии» (Л. Выготский), глубинной психологии, которое проявляется в инстинктах, традициях, обычаях, нравах, особенностях языка, культуре, религии и т. д. Однако делать это надо крайне аккуратно, поскольку феномен рекламы не является порождением национальной культуры, а явление культуры массовой. Здесь главенствуют иные социально-психологические законы, и чрезмерное увлечение использованием национальных особенностей может вызвать отторжение. С другой стороны, правы сторонники социального психоанализа, утверждающие, что учет глубинных особенностей нации важен при разработке рекламной политики, особенно ее символического выражения. Однако не следует впадать и в другую крайность — использование народных традиций в любом проявлении современной жизни. По нашему мнению, народные традиции следует использовать, когда они являются актуальной частью жизни. Особенно это касается политической рекламы. Было бы странно во время предвыборной борьбы видеть претендентов на пост президента одетыми в русские национальные костюмы.

Таким образом, мотив традиции играет неоспоримо важную роль при выработке стратегии рекламной политики. Реклама — это порождение массовой культуры, и это накладывает свои требования к рекламной продукции. На этапе убеждения в достоинствах товара перед рекламистами стоит задача доказать потребителю с помощью аргументов — мотивов, выявленных на предыдущем этапе, — необходимость приобретения рекламируемого товара. Для этого в рекламе существует несколько способов.

Метод убеждения подразумевает воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению, т. е. используются различные аргументы и доводы в пользу рекламируемого товара. На их основе потребитель сам должен прийти к выводу о необходимости покупки. Рекламное обращение может быть ориентировано либо на всю целевую группу, либо на так называемых «коммуникационных лидеров». Они либо убедят следовать их примеру остальных членов той или иной социальной группы, либо члены группы сами в силу срабатывания механизма подражания, либо в силу своей конформности также начнут приобретать рекламируемый товар.

Чаще всего в рекламе используется
метод внушения, или эффект суггестии.Люди обладают разной степенью внушаемости, уровнем восприимчивости к внушению, субъективной готовностью испытать внушающее воздействие и подчиниться ему. Внушаемость зависит от многих факторов.
Факторы, обусловливающие внушаемость индивида:

  • неуверенность,
  • тревожность,
  • робость,
  • низкая самооценка,
  • чувство собственной неполноценности,
  • повышенная эмоциональность,
  • впечатлительность,
  • слабость логического анализа

Однако реклама всегда направлена на массу людей, более восприимчивую к внушению, чем отдельный индивид. Образовать же из индивидов массу рекламе помогают СМИ, обладающие возможностью объединять людей. Как следствие повышения внушаемости появляется такое свойство массы, как «заразительность», т.е. подражание другим, а это крайне важно для достижения целей рекламы.

На этапе формирования положительного эмоционально-оценочного отношения к товару обращаются к
эмоциям потребителя. Именно в эмоциях человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности. Положительные эмоции стимулируют субъекта к достижению цели, отрицательные — к избеганию объектов, вызывающих неприятные состояния.

Большинство методик по формированию положительного отношения к товару связаны с воздействием на зрительный анализатор. В доказательство приведем следующие любопытные данные относительно влияния цветовых и графических решений на эмоции человека. Принято считать, что вертикальные или прямые горизонтальные линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидностью, а изогнутые — с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо только при определенных условиях. Чем чаще вертикальные и горизонтальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные — вплоть до головокружения — ощущения они производят.

Задача следующего этапа —
формирование желания приобрести товар — вытекает из определения ключевого слова «желание». Если желание отражает потребность или переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности обладать или что-либо осуществить, и характеризуется достаточно отчетливой осознанностью потребности, то в нем находит отражение неосознанное, бессознательное проявление такой потребности (например, в «социальном фильтре» Э. Фромма или в «фильтре предпочтений»). Значит, рекламное сообщение должно содержать информацию той или иной потребности, которую потребитель сможет удовлетворить с помощью рекламируемого товара.

Реклама должна помочь потребителю осознать наличие той или иной
потребности, привлечь его внимание к ней. Замечание об этом социальном феномене мы находим у Френсиса Бэкона, отмечавшего, что на ум человеческий больше всего действует то, что сразу и внезапно может его поразить, именно это обыкновенно возбуждает и заполняет воображение. Следовательно, все изобразительные и содержательные достоинства рекламы по своей выразительности должны явно выходить за рамки привычных представлений.

После привлечения внимания потребителя при помощи всевозможных рекламных приемов следует вызвать
интерес к рекламируемому товару. Между вниманием и интересом нет прямых и однозначных связей. В поведении людей не бывает одинаковой реакции на тот или иной социальный раздражитель. Но в рекламном деле задача ставится именно так: привлечь внимание и вызвать интерес, придать содержанию рекламы свойства положительного социального раздражителя.

Стимулирование к приобретению осуществляется с помощью различных средств: образцы, купоны, упаковки по льготной цене, премии, зачетные талоны, различные конкурсы и т.д. Одни из этих средств опираются на такие качества человеческой натуры, как азарт (конкурсы), другие — экономность, скупость, жадность (купоны, упаковки по льготной цене), третьи — аккуратность, бережливость (зачетные талоны) и т. д. В итоге все они призваны подтолкнуть потребителя к покупке, используя некоторые слабые стороны его характера.

Для объяснения скрытых движущих сил человека выдвинуто множество теорий. Фрейд считал, что вся социальная жизнь человека строится на неосознаваемых мотивах. С точки зрения психоанализа, поведение потребителя на рынке товаров зависит от подсознательных. Психоаналитики считают, что товар будет реализован на рынке с большим эффектом, если он будет связываться у индивида с подавляемыми мотивами.

У К.-Г. Юнга побудительными стимулами выступают архетипы коллективного бессознательного. Юнг называет архетипом тенденцию к образованию представлений мотива. Коллективные образы обнаруживаются повсюду и во все времена, причем паттерны коллективной мысли человеческого разума являются врожденными и унаследованными. Эта инстинктивная система присуща каждому человеку.

К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

А.В. Осиповская

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Мотивация является одной из фундаментальных проблем психологии, исследованию которой посвящены труды многих авторов. Однако интерес к ней не только не ослабевает, но даже усиливается. В последнее время данной проблематике придается все большее значение. Как отмечает Т.О. Гордеева, практики и теоретики считают недостаточным использование традиционных тестов интеллекта для определения учебной деятельности, готовности к школе, приеме на работу и т.д. Диагностику мотивационных характеристик и ценностных диспозиций используют при отборе кадров и рассматривают как необходимое условие для составления прогноза профессиональных достижений. Известный американский психолог Р. Стернберг отмечал, что «практически в любой окружающей обстановке … мотивация имеет не меньшую роль в достижении успеха, чем умственные способности»1. Имеет место растущее признание роли мотивации школьников.

В последние годы, к сожалению, для России характерно снижение ценности образования. Лишь 15% общего числа поступивших в вуз имеют мотивацию к учебной деятельности. По мнению Г.Е. Сборовского, важным направлением модернизации образования является формирование мотивации учащихся.

Для исследования мотивации студентов экономического факультета РГГУ была использована методика Н.Ц. Бадмаевой, разработанная на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина2.

Мотивы обучения в этой методике объединены в 7 групп:

• коммуникативные мотивы,

• мотивы избегания,

• мотивы престижа,

• профессиональные мотивы,

• мотивы творческой самореализации,

• учебно-познавательные мотивы,

• социальные мотивы.

Студентам предлагается оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов — максимальной. Далее вычисляется средний балл, что позволяет сделать вывод о доминировании тех или иных мотивов.

В нашем исследовании принимали участие студенты третьего, четвертого и пятого курсов дневной формы обучения экономического факультета ИЭУП РГГУ Выборка составила 74 человека. Данные представлены в табл. 1.

Таблица 1. Результаты диагностики учебной мотивации студентов дневного отделения (3, 4, 5 курсы)

Коммуника- Мотивы Мотивы Профессио- Мотивы Учебно- Соци-

тивные избега- престижа нальные творческой познава- альные

мотивы ния мотивы самореали- тельные мотивы

зации мотивы

3,41 2,18 2,63 3,86 3,14 3,28 3,21

Полученные результаты свидетельствуют о невысокой мотивации учебной деятельности современных студентов: средний балл по шкалам колеблется от 2,18 до 3,86 и в целом составил 3,10. Однако это характерно не только для наших студентов, что подтверждают исследования Д.Л. Меламеда, М.В. Ляха и других. Среди мотивов доминируют профессиональные мотивы, что подтверждает значимость этой группы в учебной деятельности студентов (в отличие от школьников). На втором месте коммуникативные мотивы. Студенты понимают важность общения, коммуникативных умений и навыков, в том числе в профессиональной деятельности. Этим можно объяснить полученные значения.

Учебно-познавательные мотивы на третьем месте. Среднее значение составило 3,28 балла. Следует отметить, что познавательные и профессиональные мотивы — это положительные, ведущие мотивы учения, причем профессиональные мотивы рассматриваются как производные от познавательных. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что познавательные мотивы не являются ведущими у современных студентов. Возможно, что эти мотивы ими недостаточно осознаются.

Невысокое значение получено по шкале мотивов творческой самореализации (3,14). Это может быть связано с тем, что будущая профессия -экономист — не является собственно творческой профессией, что, на наш взгляд, свидетельствует о слабом стремлении к самореализации.

Среднее значение по группе социальных мотивов составило 3,21 балла.

Неярко проявляются и мотивы престижа. Среднее значение по данной шкале составляет 2,63 балла. Современные студенты не хотят быть в числе лучших студентов, не столь важно для них одобрение родителей и окружающих.

Наименьшее значение получено по шкале мотива избегания, хотя многие студенты отмечают, что, попав в институт, вынуждены учиться, чтобы его закончить. Это можно расценивать положительно, так как студенты учатся не из желания избежать неприятных ситуаций. 90

Представляется интересным вопрос, существуют ли особенности в мотивации у студентов разных курсов. критерий ( 3 и 4 курс) критерий (4 и 5 курс) критерий (3 и 5 курс)

Коммуникативные 3,3 3,64 0,6 3,29 1,1 0,6

мотивы

Мотивы 2,35 2,46 0,1 1,72 2,5* 2,1*

избегания

Мотивы престижа 2,76 2,99 0,8 2,13 2,8** 1,7

Профессиональные 3,9 3,72 1,5 3,96 1,2 0

мотивы

Мотивы 3,13 3,46 1,2 2,9 1,6 0,7

творческой

самореализации

Учебно- 3,42 3,38 0,3 3,06 1,2 1,5

познавательные

мотивы

Социальные 3,32 3,45 0,5 2,87 2,4* 1,5

мотивы

Ср. значение 3,17 3,3 2,85

*р<0,05 **р<0,01

Полученные значения позволяют сделать следующие выводы. Уровень мотивации у студентов 4-го курса несколько выше по сравнению со студентами 3-го курса, но снижается на пятом курсе (соответственно 3,1, 3,3 и 2,73 балла). У студентов 3-го и 4-го курсов, 3-го и 5-го курсов различия в общем уровне мотивации незначимы. Статистически значимы различия в уровне мотивации у студентов 4-го и 5-го курсов (/ = 2,4 при р<0,05). Снижение мотивации к концу обучения можно объяснить тем, что студенты озабочены поиском работы, а завершение обучения отодвигается на второй план. Значительная часть студентов начинают работать уже на 3-4-м курсе обучения. Но в основном это временная работа, часто не по специальности. К моменту окончания обучения большинство задумываются о поиске постоянной работы по специальности, о построении карьеры.

Наиболее выражены у студентов 3-го курса профессиональные и учебно-познавательные мотивы, у студентов 4-го и 5-го курсов — профессиональные и коммуникативные мотивы. Учебно-познавательные и профес-

сиональные мотивы рассматриваются специалистами как ведущие мотивы учебной деятельности студентов. Низкий уровень учебно-познавательных мотивов свидетельствует об отсутствии интереса и стремления к знаниям, к открытию нового.

Несмотря на общее снижение мотивации у студентов 5-го курса, значимые различия у студентов 4-го и 5-го курсов получены по мотивам избегания, престижа и социальным мотивам.

Если проранжировать мотивы по средним значениям у студентов разных курсов, то получим следующую картину (табл. 3).

Таблица 3. Структура мотивов учебной деятельности

Ранг мотива по значимости 3-й курс 4-й курс 5-й курс

1 Профессиональные Профессиональные Профессиональные

2 Учебно-познавательные Коммуникативные Коммуникативные

3 Социальные Творческой самореализации Учебно-познавательные

4 Коммуникативные Социальные Творческой самореализации

5 Творческой самореализации Учебно-познавательные Социальные

6 Престижа Престижа Престижа

7 Избегания Избегания Избегания

Таким образом, на первом месте у студентов всех курсов находятся профессиональные мотивы. Учебно-познавательные мотивы оказались одними из ведущих (на втором месте) только у студентов 3-го курса. Они выступают наравне с профессиональными мотивами ведущими в учебной деятельности студентов. Низкий уровень учебно-познавательных мотивов свидетельствует об отсутствии интереса и стремления к знаниям, к открытию нового. У студентов 4-го и 5-го курсов на втором месте коммуникативные мотивы. Мотивы творческой самореализации, учебно-познавательные мотивы и социальные мотивы занимают средние позиции. Наименее значимы мотивы престижа и избегания.

Полученные данные коррелируют с данными других опросов. Уровень своей мотивации как средний и ниже среднего оценили более 50% студентов. В качестве основной причины посещения занятий 53% назвали необходимость сдать экзамен, и только 16 % — интерес к предмету. Эти данные свидетельствуют о необходимости пересмотреть подход к организации и проведению учебных занятий. Ввиду большого объема имеющейся литературы и ее доступности (в том числе благодаря Сети) можно пойти по пути сокращения лекционных часов и увеличения часов семинарских

и практических занятий при наличии соответствующего методического обеспечения. Безусловно, не по всем дисциплинам это представляется рациональным. Но здесь нужен гибкий подход. Например, по теоретическим дисциплинам, где нет постоянных изменений, это вполне возможно.

Организация семинарских и практических занятий требует современных подходов и инновационных технологий. Студенты весьма активно высказывают пожелания об использовании такой формы как деловая игра. Она способствует развитию коммуникативных навыков, сотрудничеству и умению работать в команде, отстаивать свою точку зрения. Такая форма, возможно, повысит интерес к самой дисциплине, усилит мотивацию студентов.

Примечания

1 Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; ИЦ «Академия»,

2006.

Gordeeva T.O. Psikhologiya motivatcii dostijeniy. M.: Smysl, IC «Akademiya», 2006.

2 Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2004. http://vsetesti.ru/438/

Badmaeva N.Tc. Vliyanie motivatcionnogo faktora na razvitie umstvennykh sposobnostey. Ulan-Ude, 2004.

3 ведущих мотива человека

Спустя время другая группа бизнесменов пришла в компанию McBer, которую основал Макклелланд, и уточнила опрос: «Как ведут себя властные люди?».

Подняв из архива и проведя ряд дополнительных исследований, ученые пришли к теории мотивов достижений.

Мотив — это некая глубинная установка, феномен личности, который определяет мышление, поведение, потребности личности.

Исследователи из McBer описали 3 ведущих мотива. Каждый из мотивов реализовывается, опираясь на одну из 4 тем.

Первый ведущий мотив — власть

И это не только политика.

Первая тема в мотиве власти — это контроль, потребность контролировать любой процесс и вообще все, что происходит вокруг человека.

Второй вид потребности — влияние. Потребность реализовывать свои цели с помощью других людей или руками других людей.

Типичная ситуация для человека с мотивом власти: он дает указания, другой выполняет их. Вне зависимости от иерархии. Это могут быть даже коллеги, находящиеся на одном уровне внутри компании. Но кто-то говорит что делать, а второй это беспрекословно выполняет.

Третья потребность — воздействие, способность и желание управлять эмоциональным состоянием собеседника. Например, заходит человек в офис, только пошутил и все сразу начали смеяться. Или наоборот, все смеются, он зашел, даже слова не сказал, но состояние в помещении поменялось и люди сразу начали заниматься другими делами.

Для мотива власти есть правило: если я управляю эмоциями собеседника, значит, я управляю системой, в которой нахожусь.

Например, провокация — это претензия на то, чтобы показать, кто главный. Не сильнее, а именно главный. А если человек ведется на провокацию, значит собеседник им управляет.

Четвертая потребность у мотива власти — это престиж. Показать свой социальный статус, положение в обществе. Как правило, человек с мотивом власти все победы берет на себя. Достижение может быть взято благодаря силам других людей, но все лавры достаются человеку с мотивом власти. Дорогие курорты, бренды, машины и тд — демонстрация власти и престижа.

Интересный пример: в 60-х гг в Америке хиппи были очень популярны. Дети богатых людей начали ходить в лохмотьях, появилось понятие «калифорнийский бомж». Эти ребята, оборванные, с немытой головой, но привыкшие к определенному уровню, подходили к ресторану и показывали человеку на входе какой-то атрибут власти: дорогое кольцо, часы или еще что-то подобное. Так они говорили: «Я свой, я могу заплатить за эту услугу, просто так одет». Атрибуты престижа показывают другим, что носитель уже достиг чего-то и имеет право на бонусы.

Второй мотив — причастность

Основная ценность в мотиве причастности — дружба и человеческие взаимоотношения. Этот мотив строится на трех фундаментальных моментах:

Потребность приобрести друзей. Когда люди с мотивом причастности приходят в новое общество, каждого нового человека они воспринимают как потенциального друга и стремятся познакомиться со всеми. Для сравнения, человек с мотивом власти знакомится только с теми, кто ему выгоден.

Сохранить друзей. Такие люди в компании хорошо проявляют себя на позициях, где надо распространять информацию. Они общаются, дружат со всеми. Берут на себя больше, чем положено в тех вопросах, где надо создать коммуникацию внутри команды. Надо учитывать, что на работу они приходят общаться, а не работать. Но если человек с мотивом причастности знает, что он ценен, то готов взвалить на себя работу, от которой отказались представители других мотивов. Такие люди обычно не увольняются, их нельзя соблазнить большей зарплатой, потому что они считают, что, уходя из команды, предают друзей.

Участвовать в жизни коллектива — корпоративы, тусовки и тд. Если сказать им: «Завтра празднуем день рождения компании», они будут продумывать конкурсы, сделают оформление зала.

В Zappos многие работают на мотиве причастности. Отличный симбиоз — коллаборация причастника и власти, они помогают друг другу реализовать потребности. Человек с мотивом власти берет на себя ответственность, человек с мотивом причастности делает все, что нужно делать. Потом первый говорит: «Я — красавчик». А второму круто, что он другу помог. Win — Win.

Третий мотив — это мотив достижения

Первая основа — быть лучше себя. Этот человек постоянно конкурирует сам с собой, каждый день хочет улучшить свой вчерашний результат.

Второй момент — быть лучше других. Они подсматривают за конкурентами или соперниками, их дико выводит из себя, когда они понимают, что кто-то их опередил. Человек с мотивом власти спокойно скажет: «Окей, ты своим примером показал мне, куда надо двигаться». А человек с мотивом достижения будет в бешенстве.

Третий пункт — потребность в интересных проектах, которые будут его развивать. Человек с мотивом достижения ходит из одной компании в другую, если у него есть ощущение, что он остановился в своем развитии. Зарплатой его не удержать. К тому же у человека с мотивом достижения должны быть все необходимые условия для работы, чтобы ему не приходилось становится попрошайкой или воришкой в плане выпрашивания ресурсов доя работы.

Еще одна основа мышления у человека с мотивом достижения — возможность для долгосрочной и успешной карьеры. В отличие от человека с мотивом власти, под «карьера» достигаторы понимают не рост по лестнице вверх, а то, что человек, находясь на своем рабочем месте, может стать лучшим специалистом или экспертом в своей теме.

В Долине много достигаторов, которые хотят стать лучшими в своей сфере. И один из результатов их жизни — инновации. Это изобретатели, люди, благодаря которым мы имеем научно-технический прогресс.

Но есть у этого и обратный эффект — требовательность.

В Netflix, если ты хороший специалист, но у тебя недостаточно социальных навыков, тебя не возьмут в команду. Люди с мотивом достижения требовательны не только к себе, но и к другим. Особенно, если им попадаются люди с мотивом власти. Для власти это вызов, для причастника — личная обида.

Если вы хотите сделать плохо причастнику, покритикуйте его. К ним нужно гибко и бережно подходить. Достиженец требует от собеседника прямолинейной обратной связи: «что мне нужно улучшить?». И так же общается с другими. Он скажет: «Ты вот это сделал, улучши вот эту часть!» А для причастника это оскорбление, от этого идет развал в коллективе. Поэтому в корпорациях Долины продвигается идея: «Ты должен быть не только хорошим специалистом, но и иметь навыки коммуникации, взаимодействия с другими людьми».


Любое использование материалов разрешается только при указании прямой ссылки на источник. 

Присоединяйтесь к #maliktrip, чтобы увидеть, как работают и учатся в Америке.  

ФПК — Мотивация профсоюзной работы