Мотивы учебной деятельности: Мотивы учебной деятельности

Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина)

Психологический практикум ↓

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.

Содержание

Вариант I

Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наиболее значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.

Список мотивов:
  1. Стать высококвалифицированным специалистом.
  2. Получить диплом.
  3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.
  4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.
  5. Постоянно получать стипендию.
  6. Приобрести глубокие и прочные знания.
  7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
  8. Не запускать предметы учебного цикла.
  9. Не отставать от сокурсников.
  10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
  11. Выполнять педагогические требования.
  12. Достичь уважения преподавателей.
  13. Быть примером сокурсникам.
  14. Добиться одобрения родителей и окружающих.
  15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
  16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.

Форма 1

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности N =

Номер мотива по списку12345678910111213
14
1516
Количество называний мотива                
Частота называний мотива                
Ранг мотива                
Вариант II

Инструкция. Оцените приведенные в списке мотивы учебной деятельности по значимости их для Вас по 7-балльной шкале. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов— максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного из них!

Список мотивов (приведен выше).

Обработка результатов. Подсчитывается среднее арифметическое значение мотива по всей обследуемой выборке и определяется среднее квадратическое (стандартное отклонение).

Результаты заносятся в форму 2. Дополнительным достоинством данного варианта методики является то, что он дает возможность использовать полученные результаты при различных количественных процедурах анализа данных.

Форма 2

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности

Номер мотива по списку123
4
5678910111213141516
Среднее значение оценки мотива                
Стандартное отклонение                
Литература
  • Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.
  • Ковалев В.Л. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  • Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.,1983.
  • Матюшкин А.М. Исследование интеллектуальной активности детей в условиях учебного и игрового общения // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся М., 1980.
  • Реан А.А. Рефлексивно – перцептивный анализ в деятельности педагога // Вопросы психологии 1990. № 2.
  • Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  • Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Пер. с нем. М., 1986.
  • Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.. 1994.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Промоутер (коммивояжер)
  • Эконом (экономка)
  • Методика Карпова А.В. Диагностика рефлексии
  • 7. Общие принципы консультирования родителей
  • Методика на выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей
  • Методика «Выбор»
  • Сенситивный тип
  • Методика «Типовое семейное состояние»
  • Способы решения психодиагностических задач
  • Паспорт пространства развития ребенка в школе, образовательном пространстве

Статья: Коммуникативные мотивы учебной деятельности.

Коммуникативные мотивы учебной деятельности.

Преподаватель высшей категории

ОП. 09 Основы микробиологии и

иммунологии М.И. Ломакина

Существуют большие потенциальные возможности совершенст­вования учебно-воспитательного процесса, развития и воспитания студентов. Одна из важнейших проблем теории обучения состоит в том, чтобы раскрыть пути и методы реализации этих возможностей. Ставится задача неуклонного повышения эффективности и качества учебной рабо­ты, чтобы каждое занятие способствовало развитию познавательных интересов и навыков самостоятельной работы студентов.

Эффективность учения, как и любой деятельности, зависит от отношения к нему студентов. Всем хорошо известно, насколько легче и приятнее обучать тех, кто расположен к учению, нежели тех, кто учится с нежеланием. Именно отношение к учению воспитывает личность. Поэтому формирование положительного отношения к учению составляет важную задачу обучения, которая решается воспитанием у студентов необходимых мотивов учения.

Под мотивами учебной деятельности студентов понимают внутренние импульсы, понуждающие их к внимательному отношению к своим учебным обязанностям, старательности, прилежанию, аккуратности в выполнении заданий и т.п. Внешними импульсами учебной деятельности являются стимулы. Например, хорошо развитое чувство долга является мотивом учения; поощрения и наказания — стимулом. Мотивы и стимулы находятся в тесной диалектической взаимосвязи. Они влияют друг на друга и переходят друг в друга. Например, доброжелатель­ная, строгая и справедливая требовательность к студентам как стимул постепенно перерастает в чувство ответственности, в мотив учения. Стремление порадовать близких хорошими успехами в учении постепен­но превращается в чувство интеллектуального удовлетворения учебным трудом и становится внутренним мотивом учения.

В современном учебном заведении все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов по приобретению новых знаний, навыков, умений и их применению на практике. Для успешного выполнения таких заданий и необходимы мотивы учения.

Мотивы учения влияют на отношение студентов к учебному труду. При наличии положительного отношения к учению даже студенты с незначительными способностями при определенных усилиях, могут добиться заметных успехов в учебе. Одним из важнейших путей формирования положительного отношения к учению является создание у студентов положительных, мотивов учения, которое поддается педагогическому руководству. Процесс формирования и закрепления у студентов положительных мотивов учебной деятельности мы называем мотивацией.

Проблема мотивации учения давно стоит перед педагогической теорией и практикой.

В психологии и дидактике выделяют несколько взаимосвязан­ных групп мотивов учения. Это основные 4 группы методов мотивации и стимулирования учебной деятельности.

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ методы мотивации: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений; создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.

  2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемных: ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, ”мозговая атака”,- развивающая кооперация.

  3. ВОЛЕВЫЕ методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательном результате обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения /рефлексия — осознание себя в собственной деятельности/, прогнозирование будущей деятельности.

  4. СОЦИАЛЬНЫЕ методы: развитие желания быть полезным отечеству; побуждение подражать сильной личности; создание ситуации взаимопомощи; поиск контактов и сотрудничества /синергия/; заинтересованности в результатах коллективной работы; взаимопроверка, рецензирование.

Мотивы как компонент структуры процесса обучения тесно связаны с содержанием и методами обучения. От содержания учебного материала зависит выбор способов мотивации учения, методы же включают в свою структуру соответствующие приемы мотивации.

Мотивационная работа осуществляется в двух направлениях: воспитательном и познавательном. В процессе правильной организации воспитательного компонента занятия у студентов формируется чувство долга как мотива учения: хорошо учиться — долг каждого студента. Сочетанием различных методов и приемов формируется чувство ответственности, мотив борьбы за честь коллектива группы.

Интерес, как мотив, играет важную роль в обучении. Студен­там должно быть интересно учиться.

Интерес должно вызывать не только содержание материала или отдельного учебного предмета, но главным образом сам процесс приобретения знании: наблюдать и делать выводы из наблюдений, решать задачи и овладевать обобщенными способами их решений, выполнять лабораторные и практические работы, анализировать и обобщать полученные факты, преодолевать трудности и препятствия в учебной работе.

Как же формировать у студентов интерес к учению?

Интерес как черта личности развивается в деятельности. На занятии важнейшим источником развития познавательного интереса является содержание учебных предметов. Однако самого содержания учебного материала еще недостаточно для формирования познавательного интереса. Об этом свидетельствуют факты, показывающие, что во время изучения определенного материала одни студенты проявляют к нему интерес, другие — нет. Какие же занятия для них интересны?

Анализ материалов исследования показывает, что для студентов наиболее интересны те занятия, на которых, четко организован учебный процесс, где студентов вовлекают в активную познавательную деятельность, приносящую им успех, радость познания и труда.

Таким образом, на формирование у студентов интереса к знаниям и к процессу их приобретения влияет много факторов, таких, как четкость и организованность учебного процесса, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция преподавателя, эмоциональность изложения, мастерское использование различной наглядности и т. п. Но, чтобы эта деятельность была успешной, студентов необходимо предварительно вооружить соответствующими умениями и приемами.

Развитию познавательного интереса как мотива способствуют различные приемы проблемного обучения. Одним из приемов возбуждения, поддержания и развития мотивов учения является показ студентам практической и теоретической значимости изучаемого материала.

Другим важнейшим приемом мотивации учения является создание ситуации удовлетворения студентов успехами в обучении. Этот фактор важен для тех студентов, кто учится с трудом и имеет пробелы в знаниях. Желательно создавать ситуацию успеха и для способных студентов, давая им более сложные индивидуальные задания.

Оценка знаний и деятельности студентов, их прилежания является важным стимулом обучения, но при условии, что они оцениваются справедливо и доброжелательно.

Важную роль в мотивации учения играет и авторитет преподавателя. Студенты склонны к подражанию. В своем воображении они составляют идеал человека для подражания и нередко за такой идеал они принимают преподавателя. Тут все важно — соблюдение моды и скромность, чистота и аккуратность, прическа, украшения, платье и т.п. Поэтому далеко не безразлично, как преподаватель одевается, следит за своей внешностью.

Но еще более важен для студентов внутренний мир преподавателя: его эрудиция, глубокие знания не только по своему предмету, но и из других отраслей науки и культуры, умение дать характеристику нового фильма, спектакля, художественного или музыкального произведения. Студенты многое воспринимают из элементов культуры любимого преподавателя. Это вызывает их положительное отношение к приобретению знаний, к учению, к учебному заведению.

Немаловажным мотивом обучения являются ясно и четко определенные перспективы обучения — установление далеких и близких перспективных линий в учебном труде. Наиболее близкие перспективы — ставит преподаватель, это задачи каждого занятия, определение результата учения, который должен быть получен в конце занятия. Далекие перспективы — это определение целей, которых должны достичь студенты по окончании учебного заведения.

Жизнь требует, чтобы студенты были подготовлены к труду, к участию в общественно полезном производительном труде, к творческому решению производственных проблем. Подготовить к труду должны мы, преподаватели, используя известные в педагогической науке и практике методы, приемы и средства обучения — как традиционные, так и новые.

Список литературы:

1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов 2006г

2. Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов 1995г

3. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

2013г

4. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. Пер. с англ. М.: Смысл, 1991г.

Последствия доверенной профессиональной деятельности для мотивации и обучения

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт.

5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Вольтерс Клювер

Полнотекстовые ссылки

. 2023 1 марта; 34(1):15-19.

doi: 10.1097/JPA.0000000000000477.

Коди А. Сасек 1

принадлежность

  • 1 Коди А. Сасек, доктор философии, PA-C, руководитель программы и доцент программы DMS Bridge Университета Батлера в Индианаполисе, штат Индиана.
  • PMID: 36723431
  • DOI: 10.1097/JPA.0000000000000477

Коди А Сасек. J Physician Assist Educ. .

. 2023 1 марта; 34(1):15-19.

doi: 10.1097/JPA.0000000000000477.

Автор

Коди А. Сасек 1

принадлежность

  • 1 Коди А. Сасек, доктор философии, PA-C, руководитель программы и доцент программы DMS Bridge Университета Батлера в Индианаполисе, штат Индиана.
  • PMID: 36723431
  • DOI: 10.1097/JPA.0000000000000477

Абстрактный

Введение: Это исследование было направлено на изучение опыта доверенной оценки на основе профессиональной деятельности и ее влияния на самоопределение, хорошо поддерживаемую меру мотивации. Цель состояла в том, чтобы понять последствия оценки на основе EPA для мотивации, обучения и благополучия учащихся.

Методы: Качественный дизайн тематического исследования был использован посредством стандартизированного моделирования с оценкой на основе EPA. Анализ интервью и журналов размышлений завершался кодированием возникающих тем и значимых утверждений с последующим тематическим анализом в рамках теории самоопределения (ТСД).

Полученные результаты: Было обнаружено, что доверие является эмоционально и межличностно значимым показателем, который дает учащемуся четкое понимание клинической эффективности. Качественная обратная связь о доверии поддерживала у участников чувство компетентности и повышала их уверенность в своей способности быть автономными, а также ценной частью команды здравоохранения.

Обсуждение: EPA, по-видимому, поддерживали чувство компетентности учащихся и обеспечивали мост для поддержки автономии и способности общаться с другими. В той мере, в какой доверенность поддерживала у учащихся чувство компетентности, другие предложения SDT также могли быть впоследствии подкреплены. Самоопределение и внутренняя мотивация однозначно поддерживались оценкой на основе EPA, если они применялись эффективно. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы лучше определить стратегии эффективной реализации, развития преподавателей и обратной связи.

Copyright © 2023 Ассоциация ассистентов врачей.

Заявление о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Похожие статьи

  • Влияние оценок доверия на обратную связь и обучение: взгляды стажеров.

    Мартин Л., Сиббалд М., Брандт Вегас Д., Рассел Д., Говертс М. Мартин Л. и др. мед. образования. 2020 апрель; 54 (4): 328-336. doi: 10.1111/medu.14047. Epub 2020 24 января. мед. образования. 2020. PMID: 31840289

  • Оценка доверенной профессиональной деятельности медсестер бакалавриата: предварительное качественное исследование.

    Лау С.Т., Анг Э., Самарасекера Д.Д., Шори С. Лау С.Т. и др. Медсестра образования сегодня. 2020 Апр;87:104343. doi: 10.1016/j.nedt.2020.104343. Epub 2020 16 января. Медсестра образования сегодня. 2020. PMID: 32032838

  • Обработка естественного языка и доверенная текстовая обратная связь о профессиональной деятельности в хирургии: модель машинного обучения резидентной автономии.

    Stahl CC, Jung SA, Rosser AA, Kraut AS, Schnapp BH, Westergaard M, Hamedani AG, Minter RM, Greenberg JA. Stahl CC и др. Am J Surg. 2021 февраль; 221(2):369-375. doi: 10.1016/j.amjsurg.2020.11.044. Epub 2020 26 ноября. Am J Surg. 2021. PMID: 33256944 Бесплатная статья ЧВК.

  • Работа с доверенной профессиональной деятельностью в области клинического образования в рамках додипломного медицинского образования: предварительный обзор.

    Пинилла С., Ленувель Э., Кантисани А., Клёппель С., Стрик В., Хувендиек С., Ниссен К. Пинилла С. и др. BMC Med Educ. 2021 19 марта; 21 (1): 172. doi: 10.1186/s12909-021-02608-9. BMC Med Educ. 2021. PMID: 33740970 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Надежная профессиональная деятельность в области профессионального медицинского образования начального уровня: предварительный обзор.

    Брэмли А.Л., Маккенна Л. Брэмли А.Л. и соавт. мед. образования. 2021 сен;55(9):1011-1032. doi: 10.1111/medu.14539. Epub 2021 6 мая. мед. образования. 2021. PMID: 33884655 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Рекомендации

    1. Дай Д. Ю., Штернберг Р.Дж., ред. Мотивация, эмоции и познание. Рутледж; 2004. Дои: 10.4324/9781410610515
    1. Пекрун Р. Теория контрольной ценности эмоций достижения: предположения, выводы и последствия для образовательных исследований и практики. Educ Psychol Rev. 2006;18(4):315-341. дои: 10.1007/s10648-006-9029-9 — DOI
    1. Менджерицкая Дж., Хансен М. Роль эмоций в процессах преподавания и обучения в высшей школе. Стад Высшее образование. 2019;44(10):1709-1711. дои: 10.1080/03075079.2019.1665306 — DOI
    1. Деси Э. Л., Вальеран Р.Дж., Пеллетье Л.Г., Райан Р.М. Мотивация и образование: перспектива самоопределения. Образовательный психолог. 1991;26(3-4):325-346. дои: 10.1080/00461520.1991.9653137 — DOI
    1. Собрал ДТ. Какая мотивация движет учебными квестами студентов-медиков? мед. образования. 2004;38(9):950-957. doi: 10.1111/j.1365-2929.2004.01913.x — DOI

термины MeSH

Полнотекстовые ссылки

Вольтерс Клювер

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по номеру

Journal Of Linguistics and Language Teaching

Home > Том 8, № 2 (2022)

Лингвисты: Журнал лингвистики и преподавания языков содержит исследовательские рукописи, относящиеся к широким областям лингвистики и преподавания английского языка. Журнал выходит два раза в год (июль и декабрь) до Тадрис Бахаса Инггрис, Факультет Тарбия и Тадрис,   Институт Агама Ислам Негери (IAIN) Бенгкулу. Редакционная коллегия журнала, а также другие академические эксперты рецензируют его на национальном и международном уровнях.

 

P-ISSN: 2355-2069

E-ISSN: 2656-5765


Объявления

 
Новый выпуск опубликован
 

Мы рады сообщить вам, что наш журнал был опубликован в Linguists, Volume 8, Issue 2. Эта публикация состоит из десяти научных рукописей от компетентных исследователей Индонезии. Мы хотим, чтобы эта публикация могла принести пользу.

В связи с этим мы также рады объявить «Призыв к статьям» для нашей следующей публикации. Мы приглашаем вас представить свои статьи в этот журнал для будущих выпусков журнала Linguists, том 9, выпуск 1 (июль) и выпуск 2 (декабрь) 2023 г.

Наш журнал призывает к публикации неопубликованные оригинальные рукописи. Статьи, представляемые в журнал, не должны быть ранее опубликованы в другом месте, а также они не должны быть представлены одновременно в другой журнал.

Авторам предлагается представить свои полные, неопубликованные и оригинальные статьи, которые могут отправить свою рукопись с помощью онлайн-формы подачи через систему Open Journal System (OJS) в этом журнале.

Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете отправить их на нашу электронную почту, лингвисты@iainbengkulu.ac.id

 
Опубликовано: 30.12.2022
 

Том 8, № 2 (2022): ДЕКАБРЬ

Содержание

Оценка CIPP по экстренному онлайн-обучению во время Covid-19 в STKIP MNC

Имам Сантоса, Сьямси Сетиади, Мучлас Сусено

: 10.29300/ling. v8i2.6400

ПДФ

169-181

Педагогические исследования: проблемы Сантри в двуязычных программах

Наима Наима, Абдул Варис Хамид, Мухаммад Анди Сьяфруддин, Деви Видьявати

: 10.29300/ling.v8i2.8039

ПДФ

194-204

Язык рекламы косметики через дискурсивную психологию

Арджулаяна Арджулаяна, Энавар Энавар

: 10.29300/ling.v8i2.8016

ПДФ

205-215

Улучшение навыков аудирования учащихся, изучающих английский язык, с помощью аудиовизуальных средств

Ханура Фебриани, Нова Асвио, Джефрил Рахмадони, Равентиран Вивеканантараса

: 10.29300/ling. v8i2.7662

ПДФ

216-228

Разработка коммуникативной и веб-программы английского языка для студентов, изучающих экономику и бизнес

Мелати Мелати, Сяхриал Сяхриал, Деди Софьян

: 10.29300/ling.v8i2.8217

ПДФ

229-245

Изучение гендера в использовании языка посредством разговора студентов XI Social 1 в SMAN 9 Musi Rawas

Лиза Ангрэйни, Ира Майсара, Сяфрядин Сяфрядин, Сафнил Арсяд

: 10.29300/ling.v8i2.8291

ПДФ

246-257

Анализ трудностей учащихся с пониманием прочитанного посредством онлайн-обучения

Рахманита Музаккир, Ева Саптарина, Тиара Амелия

: 10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *