Мозг и память: Где хранится память человека — все самое интересное на ПостНауке

Как сохранить память и мышление до конца жизни. Шесть упражнений ко Всемирному дню мозга

22 июля – Всемирный день мозга. Его учредили в Брюсселе в 2014 году, чтобы напомнить об опасности заболеваний мозга и популяризировать знания о нервной системе человека. Корреспондент ДЖ побеседовала с руководителем центра сохранения и укрепления ментального здоровья «Вместе» Екатериной Паташан. В центре проходят бесплатные майнд-тренинги для людей старшего возраста. Какие упражнения помогут сохранить мозг как можно дольше, читайте в ДЖ.

Когда пора?

Начинать тренировать мозг стоит до того, как начнутся проблемы, считает Екатерина. После 45 лет функции организма снижаются, если ничего не делать. Заметите вы изменения в 50 или 65, зависит не только от генетики, но и от образа жизни.

У человека с возрастом ухудшается сенсорика: падает слух, зрение, тактильная чувствительность. Когнитивные функции напрямую связаны с нашими чувствами. Поэтому после 55 лет тренировать мозг обязательно, считает Екатерина.

«Нарушения памяти – уже последний крик. Первым нарушается внимание. Не все взрослые люди, у которых все хорошо с памятью и мышлением, обладают сильным вниманием – одной из самых сложных когнитивных функций. Сегодня дефицит внимания есть у многих молодых людей.

При этом не стоит сдаваться или паниковать, если у кого-то из ваших близких появились нарушения внимания или памяти. Мозг пластичен. Регулярные 15-25 минут упражнений три раза в неделю способны за два месяца улучшить результат в два раза» – отмечает руководитель фонда.

Упражнение первое. Восстановить концентрацию внимания

Даже у внимательных людей бывают периоды, когда из-за усталости, гормональных сбоев, недосыпов сложно сосредоточиться. Если стресс повторяется часто, концентрация внимания падает. Чтобы этой проблемы не возникало, Екатерина рекомендует три раза в неделю заниматься по таблице Шульте.

Таблица Шульте – квадрат пять на пять с цифрами от 1 до 25, которые расположены в случайном порядке. Они помогают тренировать концентрацию внимания. Есть много модификаций этих таблиц, чтобы не привыкнуть, где находятся цифры. Новые задачи позволяют мозгу работать. 

Попробуйте глазами водить по цифрам от 1 до 25. Если успели за 23 секунды, у вас высокая концентрация внимания.

Упражнение делаем так: водим глазами по цифрам от 1 до 25. Важно: нельзя помогать себе пальцем или карандашом. Сначала от 1 до 25. Засекаем время и тренируемся. Если успели за 23 секунды – у вас хороший результат, пора усложнить задачу: считать с 25 до 1. Если делаете медленнее, ничего страшного, продолжайте тренироваться.

«Когда пришли к хорошему результату в счете назад, попробуйте считать через один: 1,3,5,7 или 2,4,6, 8 и так далее. Когда освоите и это, рекомендую работать с двумя табличками одновременно: на левой начинаете от 1 до 25, на правой таблице – наоборот. И вот так вот движетесь в разных направлениях. Обычно на счете «13, 11» человек может потерять ход мыслей. Усложнит задачу также таблица с разным цветом и размером цифр», – рассказывает руководитель фонда.  

Упражнение второе. Сосредоточиться

Екатерина рассказала: перестать отвлекаться на телефон во время работы и перестать забывать, что хотели взять из другой комнаты, возможно всего за минуту в день. Понадобится только секундомер, карандаш и лист бумаги.

Засекаете минуту, кладете перед собой лист бумаги, берете карандаш и ведете линию, проговаривая про себя: «Я сейчас ни о чем не думаю, я думаю только о том, что я веду эту линию». Как только мы понимаем, что подумали о чем-то другом, делаем на линии перпендикулярную черту и идем дальше. Получится своеобразная кардиограмма.

«В первый раз у вас, скорее всего, будет 20 пометок за минуту, где вы «улетели» в мыслях. Со временем придете к результату, когда не отвлечетесь ни разу. Особенно важно в этом упражнении быть честным с самим собой. 

Это простое упражнение тренирует самоконтроль, помогает успокоиться и развить уверенность в себе и дарит чувство удовлетворения», – рассказывает Екатерина.

Упражнение третье. Научиться мультизадачности

В последние десятилетия люди перегружены информацией, отмечает Екатерина. Мозгу постоянно нужно фильтровать информацию, но он не всегда с этим справляется. Кроме того, пояти во всех вакансиях есть требование «многозадачность». Избавиться от «мешанины» в голове поможет тест Струпа, или словесно-цветовая интерференция.

Перед вами десять рядов слов, которые обозначают цвета. Синий, красный, зеленый, желтый, серый, черный. Слова написаны разным цветом, который не всегда совпадает с тем, что обозначает слово. «Красный» может быть написан красным цветом, а может – зеленым. Ваша задача — сначала называть цвета, которыми написаны слова. Потом – наоборот. На выполнение дается минута. 

Попробуйте правильно назвать цвета слов за минуту

«Навык чтения у нас автоматический, поэтому сложно сфокусировать внимание на цвете и не читать. Это фокусировка внимания полезна, чтобы легко фильтровать информацию. Тренировка по этим словесно-цветовым интерференциям помогает быть спокойными, без нервов фильтровать ненужную информацию, не отвлекаться на раздражающие факторы», – рассказывает Екатерина.

Упражнение четвертое. Натренировать избирательность внимания

Регулярны стресс пагубно влияет на мозг и мышление. Снизить переживания поможет расставление приоритетов. В этом поможет такое свойство мозга, как избирательность внимания. Чтобы научиться вовремя реагировать на важные вызовы и игнорировать пустые поводы для переживаний, Екатерина рекомендует тест Мюнценберга.

«Перед вами десять строк. В хаотичном наборе букв вам нужно найти слова. Это упражнение тренирует избирательность внимания. Его применяют как для работы с детьми, так и со взрослыми, если есть проблемы с внимательностью. 

Тест Мюнстерберга

Для старшего поколения тест особенно важен: по опыту центра сохранения и укрепления ментального здоровья «Вместе» не всегда пожилой человек может отфильтровывать логическую цепочку от хаотической массы», – рассказывает Екатерина.

Упражнение пятое. Развить долгосрочную память в игре

Когнитивные способности эффективно развиваются во время командной работы. Екатерина рассказала о двух игровых упражнениях для работы в паре, которые помогут развить память.

В первом упражнении разложите перед партнером по игре предметы: ложка, ручка, брелочек, маленькая игрушечка, брошка – все, что будет под рукой. Кто-то положил для вас. Дайте посмотреть на эти предметы минуту и попросите отвернуться. В это время поменяйте предметы местами. Задача партнера – вернуть, как было.

«Начинайте от 6 предметов, а дальше постарайтесь дойти до 16. Мы на тренингах начинали с пяти, и за три месяца пришли к 11. Нашим подопечным нравится смотреть за прогрессом и радоваться динамике. Пять-шесть предметов – базовый уровень. Если вы положили 4 предмета, но партнер не смог правильно вернуть их на места – это повод обратиться к неврологу. Возможно, потребуется дополнительная медикаментозная терапия» – рассказывает Екатерина.

Во втором упражнении в течение минуты нужно составлять из длинного как можно больше самостоятельных слов поменьше. Екатерина отмечает, что стоит стремится, чтобы они не были односложными. Это упражнение работает с комбинаторикой и развивает долгосрочную память. 

Упражнение шестое. Провести «встряску для мозга»

По мнению Екатерины, эффективнее всего развивают мозг двигательные упражнения – нейрогимнастика. Перекрестные ассиметричные движение тела активизируют оба полушария мозга, улучшают координацию, чувство баланса, пространственное мышление, внимание и память. Всего в центре «Вместе» проводят около 35 таких упражнений, Екатерина поделилась двумя.

«Первое упражнение: правой рукой коснитесь кончика носа, а левой рукой перекрестно возьмитесь за мочку уха. А потом быстро поменяйте: левая рука – на кончик носа, а правая – на мочку уха. Так делайте много раз. Вы обратите внимание, что это очень сложное упражнение. 

 Второе упражнение называется «Бабочка»: вы стоите, поднимаете правую руку, отставляете в сторону. Потом так же – правую ногу. Затем повторяете движение для левой стороны. И так несколько раз. Дальше делаем асимметричные движения: правая рука и левая нога. Если делаем сначала «бабочку» симметричную, затем асимметричную, а потом опять симметричную – это будет прекрасная «встряска» для мозга», – рассказывает Екатерина.

Для долгосрочного эффекта руководитель фонда рекомендует заниматься три раза в неделю по 25 минут: несколько минут на каждое упражнение.

Как убедить старших родственников и знакомых заниматься фитнесом для мозга

Если вы хотите, чтобы ваши родители, бабушки-дедушки и просто знакомые как можно дольше сохранили память, внимание и мышление, не заставляйте их корпеть над таблицами, уверяет Екатерина. Мотивировать других поможет личный пример и элемент игры: «я делаю, ты повторяешь». «Как и ребенка, пожилого человека главное раскачать, чтобы он почувствовал интерес. Важно убрать установку, что тренировать мозг – муторная работа. К нам в центр часто приходят люди со скепсисом. Они вовлекаются, и потом делятся впечатлениями, что они просто не ожидали такого результата.

По-другому с пожилыми не получится. Начните приучать к ментальной когнитивной тренировке через упражнения, которые вы даже можете с ними делать на дистанте. Если хотите помочь бабушке, скажите ей: «Бабуль, вот запиши слово «гладиолус». Сколько ты слов придумаешь из него за минуту? Я тоже буду придумывать, посмотрим, у кого больше получится».

Благодаря таким тренировкам люди старшего поколения становятся уверенными в себе. Для них счастье – не быть обузой, быть самодостаточными. Уверенность в своих силах окрыляет. От ментального здоровья качество жизни повышается: мы меньше грустим, раздражаемся, меньше срываемся на близких. Часто пожилые люди ворчат именно из-за того, что становятся неуверенными в себе и ранимыми, начинают бояться будущего» – отмечает Екатерина.

Центр сохранения и укрепления ментального здоровья «Вместе» с марта 2020 года помог около 160 благополучателям сохранить и развить интеллектуальные навыки. Центр майнд-тренингов работает по авторской программе под руководством психологов и майнд-фитнес тренеров. Подопечным старшего возраста центр помогает бесплатно. 

Как ваши результаты? Будете применять упражнения для себя и близких? Присылайте комментарии в наши сообщества.

ВКонтакте — vk.com/dobro.press

Телеграм — t.me/dobrojournal

Читайте нас, комментируйте и делитесь новостями!

Обложка: Марина Орлова

Фото: Центр сохранения и укрепления ментального здоровья «Вместе» 

Мозг: эффективная работа. Память, мышление и воля

Вячеслав Дубынин рассказывает об особенностях работы мозга и делится принципами и особенностями развития нервных клеток по мере взросления человека и его обучения.

Мозг человека делится на отделы, каждый из которых (спинной отдел мозга, мозжечок, средний, промежуточный) выполняет крайне важные для жизнедеятельности организма функции, имеет определенные потребности и особенности. И память — одна из основных функций, за которые отвечает мозг.

Что такое память?

Память — это сетевое свойство нейронов коры больших полушарий. Память возможна благодаря объединению отдельных нейронов в сеть и формированию новых каналов для передачи информации. Сеть (здесь мы говорим не только про головной мозг, а про все отделы мозга в целом) становится максимально густой на 3-4-й год жизни человека. Далее происходит ее оптимизация и упрощение. Наша память —  это запись и сохранение информации. 

Виды памяти

ng>

Выделяют кратковременную память и долговременную. Говоря про кратковременную память, нужно упомянуть гиппокамп. Гиппокамп — структура, изначально предназначенная для пространственной кратковременной памяти. Его ограничения и особенности:

  1. Относительно небольшой объем памяти.
  2. Информация хранится в течение рабочего дня и теряется во сне.
  3. Сновидения — отражение его работы.

Это знание позволило переложить принципы работы мозга на процесс обучения и выделить критерии, при которых обучение будет происходить более эффективно, а информация будет лучше усваиваться:

  1. Чем значимее подкрепление, тем быстрее происходит обучение.
  2. Важно повторное сочетание исходно незначимого стимула и положительного подкрепления.
  3. В процессе обучения не должно быть сильно отвлекающих факторов.
  4. Мозг должен находиться в хорошем функциональном состоянии.

В коре больших полушарий мозга есть несколько важных центров, но нет постоянного центра сознания. Сознание — это своего рода броуновское движение нервных процессов, самая активная в данный момент область коры. Сознание в этом контексте можно сравнить с прожектором. У нас есть невероятно огромное пространство (нейроны). Подсвечивая этим прожектором определенные участки пространства (мысленно обращая внимание на что-то конкретное), мы можем наблюдать разные картины (смещается центр нашего сознания). Сознание вливает дополнительную энергию в нервные процессы, ускоряет формирование программ, меняет процесс их выбора. Смену процесса выбора этих программ называют волей.

Что такое воля?

Воля — это функция, позволяющая сопоставить информацию из лобной коры и теменной коры (мышление, наша модель самого себя), сказать «Нет» победившей программе и выбрать другую мысленную программу, обратиться к другим нейронам мозга и задействовать другие фрагменты памяти.

Чтобы добиться наиболее эффективной работы мозга, Вячеслав советует придерживаться в обучении, работе или бытовой жизнедеятельности следующих принципов:

  • ценить новизну и креативность,
  • избегать многозадачности,
  • оценивать уровень стресса,
  • учиться на чужом опыте,
  • не «ломиться в закрытую дверь». Если перед вами стоит какая-то сложная задача, отпустите ситуацию и дайте мозгу время на анализ.

Следование этим простым принципам позволит использовать возможности и ресурсы мозга наиболее эффективным образом.

Мозг и память: Понимание того, как мозг думает

Время течет непрерывно, так почему же мы помним события отрезками времени? Где наш мозг определяет, когда начинаются и заканчиваются различные воспоминания? Это были некоторые из вопросов, на которые команда, финансируемая инициативой NIH Brain Research Through Advancing Innovative Neurotechnologies® (BRAIN), решила ответить в новом исследовании.

Трансконтинентальные исследователи Инициативы BRAIN обнаружили «пограничные» и «событийные» клетки, которые участвуют в создании и маркировке воспоминаний и активируются в точках начала и окончания памяти соответственно. Это новаторское открытие может повлиять на то, как мы лечим такие состояния мозга, как болезнь Альцгеймера и деменция.

Жесткие и мягкие границы

Исследователи, проводившие исследование, работали в рамках существующей структуры памяти «границ» — идеи о том, что воспоминания могут иметь жесткие и мягкие начальные и конечные точки. Думайте о жестких границах как о папке с файлами, а о мягких границах — как о файлах внутри. Воспоминанием с жесткими границами может быть шоу фейерверков на прошлогоднем праздновании Четвертого июля, а воспоминаниями с мягкими границами могут быть различные фейерверки и люди, которых вы видели во время этого шоу.
 
Хотя ученые уже довольно давно изучают поведение памяти, используя эту схему, неясно, как именно мозг устанавливает эти границы.
 
«С вами могло что-то случиться сегодня утром — вы кого-то увидели на улице или кто-то окликнул вас, — и это воспоминание вполне может остаться на всю жизнь. Это навсегда изменило вас», — говорит Ули Рутисхаузер, доктор философии, профессор нейрохирургии, неврологии и биомедицинских наук в медицинском центре Cedars-Sinai в Лос-Анджелесе и старший исследователь консорциума BRAIN Initiative. «Мы хотим выяснить, как это работает и что ломается, когда оно не работает, чтобы мы могли это исправить».

Подготовка проекта

Исследовательская группа Инициативы BRAIN получила согласие 20 пациентов по всей стране, проходящих внутричерепные записи для лечения эпилепсии, чтобы посмотреть на активность их мозга, пока им показывали клипы, имитирующие мягкие и жесткие границы.
 
Клип для мягкой границы может выглядеть как кадры бейсбольного матча: от отбивающего, ударяющего по мячу, до полевого игрока, ловящего мяч — это два разных изображения одного и того же события. Клипом для жесткой границы будет тот бейсбольный матч, который превращается в рекламу — два совершенно разных события.

Результаты

Когда пациенты реагировали на кадры, которые они смотрели, исследователи заметили, что две группы клеток активировались более последовательно: «граничные» клетки активировались как мягкими, так и жесткими границами, а «событийные» клетки активировались только жесткие границы. Команда считает, что жесткие границы активируют как пограничные, так и событийные клетки и заставляют мозг создавать новую память.
 
«Находка, подобная этой, является исключительно редкой, потому что заглянуть внутрь человеческого мозга с разрешением, которое мы смогли, так редко возможно», — говорит доктор Рутисхаузер. «Это одна из главных причин, почему мы так мало знаем о том, как работает человеческая память. Это исследование было действительно ценной возможностью, и было поразительно, что мы обнаружили, что эти пограничные клетки ведут себя так последовательно».

Возможные методы лечения

Теперь, когда мы знаем, какие клетки участвуют в формировании памяти, д-р Рутисхаузер сказал , что следующим шагом будет выяснить, что активирует клетки. Выяснение этого может оказать огромное влияние на лечение проблем, связанных с памятью, таких как болезнь Альцгеймера и слабоумие.
 
Команда планирует попытаться ответить на этот вопрос, рассмотрев дофамин и тета-ритм мозга. Дофамин — нейротрансмиттер, играющий роль в удовольствии и обучении, — может быть вовлечен в активацию пограничных и событийных клеток, а тета-ритм — нормальный внутренний ритм мозга, влияющий на обучение и память, — может быть основным ритмом, при котором пограничные клетки и ячейки событий должны срабатывать.

Другие захватывающие исследования мозга и памяти

Национальный институт здравоохранения финансирует несколько исследований по всей стране, связанных с мозгом и памятью. Вот лишь некоторые из них:

Исследование мозга, мышления и памяти

Это исследование ищет участников из Вашингтона, округ Колумбия, агломерации. Его цель — лучше понять, как работает мозг, мышление и память у людей с расстройствами аутистического спектра и без них. Исследователи ищут людей в возрасте от 18 до 35 лет, у которых плохая память на лица. Узнайте больше об этом исследовании.

Воспоминания и как работает мозг

В этом исследовании участвуют участники из столичного региона Вашингтона, округ Колумбия. Одна из целей этого исследования — оценить, как мозг активирует и представляет воспоминания. Участники пройдут МРТ-сканирование мозга и магнитоэнцефалографию (МЭГ) во время просмотра видеороликов, созданных в приложении под названием «1 Second Everyday», которое использует односекундные видеофрагменты для создания более длинного «памятного» видео. Узнайте больше об этом исследовании.

Цепи мозга, подверженные старению, болезни Альцгеймера

NIH предоставил грант исследователям из Калифорнийского университета в Ирвине для создания карт мозга, которые определяют конкретные клетки и цепи мозга, связанные со старением и болезнью Альцгеймера. Мы надеемся, что эти результаты могут привести к более ранней диагностике и помочь создать новые методы лечения. Узнайте больше об этом исследовании.

Сиэтлский проект атласа клеток мозга при болезни Альцгеймера

Сиэтлский консорциум атласа клеток мозга при болезни Альцгеймера, возглавляемый Институтом Аллена, пытается создать атлас человеческого мозга на клеточном и молекулярном уровне для определения причин и последствий болезни Альцгеймера. болезнь. Этот проект финансируется Национальным институтом старения и в значительной степени опирается на технологию картирования мозга, разработанную исследователями, финансируемыми Инициативой NIH BRAIN. Почитайте об этой работе.

Альтернативная доступная версия (pdf)

Инициатива NIH BRAIN®

Изображение предоставлено: Сахар Ахмад, Йе Ву и Пью-Тиан Яп, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл (для NIH)

19 октября , 2022

Лаборатория мозга и памяти – Когнитивная неврология памяти… или Как мозг учится и запоминает человеческая память и ее взаимодействие с вниманием, обучением и принятием решений.

Память позволяет нам использовать прошлый опыт, чтобы ориентироваться в новых ситуациях и принимать решения в будущем. Поскольку каждое событие уникально, нам нужно гибко использовать память, опираясь на множество релевантных событий, чтобы предвидеть будущие суждения. Лаборатория мозга и памяти изучает, как формируются воспоминания и как они связаны друг с другом, чтобы создавать внутренние представления о мире, которые могут определять наше поведение. Мы исследуем, как различные системы памяти реализованы в мозгу, как они представляют информацию и как они взаимодействуют. В поисках открытий мы полагаемся на компьютерные эксперименты, когнитивные модели поведения и передовые методы функциональной МРТ.

Наши исследования

Воспоминания — это не просто жесткие записи прошлых событий. Память по своей природе созидательна, она позволяет плавно извлекать новые знания, комбинируя информацию из множества учебных материалов. Результатом являются сложные репрезентации памяти, такие как схемы, ментальные модели и концепции, которые выходят за пределы непосредственного опыта и определяют новое поведение.

Наше исследование сосредоточено на конструктивном характере памяти в областях обучения категориям и эпизодической памяти. Мы используем поведенческие эксперименты, нейровизуализацию с высоким разрешением и анализ информации о паттернах данных фМРТ, чтобы выяснить, как гиппокамп и другие системы памяти взаимодействуют для поддержки гибкого использования опыта.

Интеграция памяти. Эпизодическая память — это память на события нашей жизни, например, на то, как вы увидели белку во время последней прогулки в парке. Отдельные события не изолированы друг от друга, а имеют общие элементы, такие как люди, места и объекты, которые у них есть. Эти общие элементы предоставляют средства для интеграции отдельных событий в сети связанных воспоминаний на основе сложных представлений знаний, таких как схемы и когнитивные карты. Эпизодическая память критически зависит от структур медиальной височной доли, особенно от гиппокампа. Недавно мы начали изучать, как гиппокамп взаимодействует с префронтальными структурами, чтобы поддерживать гибкое использование опыта за пределами памяти для отдельных событий.

Один из способов получить новое знание — извлечь несколько отдельных воспоминаний, связанных с текущим интересующим вопросом, и использовать логические рассуждения для вывода информации, которая не наблюдалась непосредственно. Такой вывод по запросу во время поиска основан на взаимодействии гиппокампа с латеральной частью префронтальной коры, называемой нижней лобной извилиной. Мы также можем реактивировать предыдущие знания, переживая новые события. Таким образом, старая реактивированная память становится частью новой памяти, как если бы мы испытали все одновременно. Чтобы создать такие интегрированные воспоминания, гиппокамп взаимодействует с вентромедиальной префронтальной корой, областью, которая может представлять обобщенные схемы повседневного опыта. Пример публикации:
Зейтамова, Д.
и Доминик, А.Л., Престон, А.Р. (2012). Гиппокампальная и вентральная медиальная префронтальная активация во время обучения, опосредованного поиском, поддерживает новый вывод. Нейрон, 75 (1), 168-79 .