Мозг младенца: Младенчество мозга: как распускается цветок нового разума

Содержание

Младенчество мозга: как распускается цветок нового разума

  • Дэвид Робсон
  • BBC Future

Автор фото, dHCP

Человеческий мозг начинает учиться, исследовать окружающий мир и приспосабливаться к нему еще в утробе матери. Многое об этом процессе мы можем узнать благодаря новому исследованию, проводящемуся в Лондоне. Корреспондент BBC Future побывал в святая святых эксперимента.

Комнатка, в которой я нахожусь, немного напоминает кабину космического корабля.

За несколькими мониторами – группа ученых, сосредоточенно настраивающих оборудование. Никто не говорит ни слова, лишь мощные моторы гудят вокруг нас.

Мы в неонатологическом отделении лондонской больницы Св. Томаса, однако наша одиссея впечатляет не меньше, чем космическая: мы наблюдаем за становлением человеческого разума.

Таланты новорожденного ребенка, издающего похожие на мяуканье звуки, легко недооценить. В помощь младенцу, покидающему уютную утробу матери, дается удивительный орган, позволяющий ему чувствовать, исследовать и учиться.

Мозг продолжает расти по мере того, как мы развиваем необходимые нам в жизни навыки – от способности улыбаться любимому человеку и расшифровывания звучания слов в языке до формирования собственной воли и идентичности.

Как же мы совершаем это удивительное путешествие? До недавнего времени нейробиологи знали крайне мало о младенчестве мозга.

Однако благодаря проекту «Развитие коннектома человека» у ученых появляется информация об этом важнейшем периоде человеческой жизни.

Автор фото, dHCP

Подпись к фото,

Мозг новорожденного представляет собой густую сеть нейронных связей, картографирование которых – основная задача проекта «Развитие коннектома человека»

При помощи современных технологий они отслеживают развитие младенческого мозга – от последних месяцев в материнской утробе до появления на свет, а также в течение несколько последующих недель.

Получив разрешение от одного из главных исследователей проекта Дэвида Эдвардса, я пришел в лабораторию, чтобы составить собственное представление об их работе.

Этот проект стартовал в 2013 году при участии трех крупнейших исследовательских вузов Британии – Королевского колледжа Лондона, Имперского колледжа Лондона и Оксфордского университета.

«Коннектом» в его названии относится к сложным нейронным сетям, которые предположительно отвечают за обработку поступающей в мозг информации.

Еще один перспективный проект, на этот раз в США, посвящен картографированию коннектома взрослого мозга – в то время как лаборатория Эдвардса исследует развитие мозга в первые месяцы и годы, чтобы понять, как растут нейронные сети у младенцев.

Встречая меня в больничном отделении, исследователи рассказывают, что днем ранее в истории проекта случилось важное событие – число младенцев, которые прошли через необходимую для исследования процедуру магнитно-резонансной томографии, перевалило за сотню.

Всего же необходимо обследовать примерно тысячу детей. Некоторые томограммы были сделаны еще до рождения этих младенцев, пока плод находился в материнской утробе.

Это нелегкое дело: поймать плод в состоянии полного покоя получается редко, а движение приводит к нечеткому сигналу томографа, так что ученым пришлось придумать затейливую математическую формулу для компенсации внутриутробной физкультуры.

Сегодня исследователи работают с младенцем, родившимся менее суток назад. Его только что покормили, и шум в помещении его совершенно не беспокоит.

«Он уснул сам и всем доволен», — говорит мне Мишель Слит, руководитель клинического исследования.

Прежде чем поместить мальчика в томограф, лаборанты обернули его в уютный кокон и поместили вокруг его головы надувную подушку, чтобы приглушить жужжание аппарата.

Автор фото, dHCP

Подпись к фото,

Разные цвета обозначают нервные волокна, идущие в разных направлениях – таким образом ученые выясняют, какие именно проводящие пути связывают различные отделы мозга

Жужжание сопровождает работу мощных магнитов, позволяющих томографу отследить движение постоянно сталкивающихся друг с другом молекул воды в мозге.

Поскольку вода лучше перемещается вдоль нейронных связей, в результате получается подробное изображение аксонов – длинных отростков нервных клеток, по которым идут импульсы.

По словам Дэвида Эдвардса, это своего рода «мозговая карта метро» – на ней изображены основные проводящие пути, передающие электрические импульсы от одного отдела мозга к другому.

Направляя поток информации, они закладывают основу наших когнитивных способностей.

Обследование не всегда идет по плану. Как правило, один из десяти младенцев просыпается в течение двух-трех часов, которые занимает процедура, и не может снова уснуть — а это значит, что время было потрачено зря.

«Нам нужны очень терпеливые и спокойные радиологи», — говорит Эдвардс. Однако в случае успеха полученная информация становится важным дополнением растущего массива данных о зарождающемся разуме.

«Мы крайне благодарны за каждую томограмму – все они очень важны», — добавляет Слит.

В оригинале этой статьи на английском языке вы найдете видеоролик авторства Дафниса Баталя из Королевского колледжа Лондона, позволяющий взглянуть на мозг новорожденного в трехмерной проекции – как снаружи, так и изнутри.

Если задуматься о том, что многие связи слишком малы в диаметре и их нельзя увидеть в таком разрешении, поневоле понимаешь, почему мозг порой называют «самым сложным объектом на Земле».

Хотя проект «Развитие коннектома человека» уникален по масштабу и задачам, существуют и другие проекты, цель которых – узнать больше о первых месяцах развития мозга.

В частности, мы теперь знаем, что младенцы начинают изучать и исследовать мир задолго до рождения.

Используя различные технологии измерения нейронной активности плода в режиме реального времени, ученые установили, что мозг еще не родившихся младенцев, по всей вероятности, реагирует на яркие вспышки света и громкие звуки.

Кроме того, в последнем триместре беременности они, похоже, учатся распознавать успокаивающие звуки материнского голоса и музыкальную заставку ее любимого телесериала.

Возможно, они даже могут попробовать недавно съеденные ей блюда: так, вкус чеснока предположительно проникает в околоплодные воды.

В результате младенцев, начинающих питаться взрослой едой, зачастую притягивает аромат блюд, которые мать ела во время беременности.

Наша способность к обучению увеличивается после того, как мы покидаем материнскую утробу.

Автор фото, dHCP

Подпись к фото,

Томограф способен зафиксировать 10 млн проводящих путей в мозге новорожденного, совокупность которых закладывает основу для развития навыков младенца

В первые дни жизни ребенок уже прислушивается к звукам речи и начинает распознавать структуру умильного воркования своих родителей, закладывая основу собственного понимания грамматики языка.

Примерно тогда же мозг вовсю настраивает эти пучки новых нейронных связей, одновременно отращивая и укорачивая аксоны по мере наработки новых навыков и умственного развития; его задача – создание максимально эффективных нейронных сетей.

В настоящее время исследователям, работающим под руководством Дэвида Эдвардса, приходится корректировать свою методику в процессе исследования, однако ученый надеется, что в будущем появится возможность сравнить томограммы мозга с результатами тестирования когнитивных способностей детей.

Например, с помощью простых видеоигр можно оценить такие характеристики, как внимательность, скорость реакции на движение и скорость обучения, и на основании этих данных составить базовое представление о когнитивных способностях ребенка.

Посмотрев на коннектом этого ребенка, можно будет сделать выводы о том, отражают ли его способности имеющиеся различия в нейронных связях.

По профессии Эдвардс врач, поэтому главный вопрос для него – результаты исследования детей, прошедших через те или иные сложности в развитии.

В первую очередь его интересовали недоношенные дети. По его словам, поражает их жизнестойкость: мозг рожденных раньше срока младенцев зачастую развивается на удивление активно.

«Они покинули материнскую утробу на три-четыре месяца раньше, чем положено, перенесли массу перегрузок, поэтому тот факт, что мозг их выглядит нормально, совершенно невероятен», — говорит он.

Тем не менее, Эдвардс стремится узнать, существуют ли более тонкие различия в нейронных связях, которые могли бы сказаться на развитии таких детей по мере взросления.

Автор фото, dHCP

Подпись к фото,

Эта информационная магистраль, соединяющая кору головного мозга со спинным мозгом, позволяет нам контролировать движения и чувствовать прикосновения

В качестве примера он указывает на особенно плотный пучок волокон, соединяющих область в центре головного мозга под названием таламус и кору головного мозга – его складчатую поверхность.

«Таламус – это интернет-портал мозга, обрабатывающий всю входящую и исходящую информацию», — поясняет Эдвардс.

Таламус собирает информацию от органов чувств, контролирует ее пересылку между различными областями, а также передает результаты нашему телу, управляя таким образом нашим поведением.

«Эти связи активно растут в период, когда ребенок находится в отделении интенсивной терапии, поэтому с медицинской точки зрения изучение их представляет большую ценность», — заключает он.

Возможно, более слабые связи в этой области могут служить индикатором потенциальных когнитивных трудностей у ребенка в дальнейшем.

Дэвид Эдвардс также надеется, что исследование поможет пролить свет на такие медицинские проблемы, как шизофрения, аутизм и депрессия – не исключено, что их провоцируют небольшие изменения нейронных связей в мозге пациентов относительно нормальной конфигурации.

«Насколько нам известно, структуры, связанные с этими состояниями, закладываются в последние три месяца беременности», — говорит Эдвардс.

Это отклонения, которые порой проявляются лишь через несколько лет или даже десятилетий после рождения.

Однако вполне возможно, что в истории конкретной семьи уже были случаи подобных отклонений. Тогда исследователи смогут заняться поиском небольших различий, которые потенциально являются факторами развития у детей психических заболеваний.

Конечно, технологии постоянно развиваются, и через 10 лет, по словам Эдвардса, наши нынешние открытия могут оказаться устаревшими.

Однако любой путь нуждается в карте, и эти первые томограммы помогают проложить дорогу для новых исследований.

Наш разговор заканчивается, и я слышу детский плач – малыша только что вынули из томографа. Он проснулся, покинул свой уютный кокон и вновь столкнулся с непривычной реальностью – но родители готовы его утешить.

Как только данные обработают, ребенок получит копию своей томограммы – снимок его зарождающегося разума, впервые попавшего в этот дивный новый мир.

Пост с картинками: Чем мозг ребёнка отличается от взрослого? / Newtonew: новости сетевого образования

Интуитивно и эмпирически мы все знаем о том, что детство — это немного иной мир, со своим восприятием, своей скоростью реакции, своей закономерной непредсказуемостью.

Веб-сервис Early Childhood Education Degrees собрал воедино последние научные данные о развитии человеческого мозга, чтобы выяснить, чем отличается строение мозга ребёнка от мозга взрослого человека, и оформили материал в виде небольшой инфографики. Мы перевели этот пост на русский язык и дополнили информацией из исследований Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.

Мозг ребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека: дети иначе мыслят, иначе себя ведут, иначе обучаются. Эти возрастные особенности формирования и функционирования мозга изучает возрастная когнитивная психология и нейропсихология. В этом материале под словом «взрослый» понимается период жизни от 18 до 25 лет; с 11 до 18 лет проходит подростковый период; с 4 до 10 — период детства; до 4 лет — раннего детства.

Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 4) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.

Коротко об главных элементах головного мозга

Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов. Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий, ствол мозга, мозжечок, таламус, базальные ганглии — всё, что очень часто называется «серым веществом». А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна — «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.

Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.

Нейроны:

  • Являются строительным материалом для мозга
  • Из них формируются различные участки мозга
  • Они обмениваются информацией внутри мозга

Синапсы:

  • Обеспечивают связь между каждой парой нейронов
  • Каждый нейрон окружён тысячами синапсов
  • Благодаря синапсам связываются участки из тысяч нейронов

Миелин:

  • Покрывает волокна взрослых нейронов
  • Необходим для эффективной передачи электрических импульсов
  • Повышает эффективность связей между нейронами в 3 000 раз

В разном возрасте активны разные зоны мозга

Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.

У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.

У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакции и двигательную активность. Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.

Развитие связей головного мозга

Структура человеческого мозга выстраивается непрерывно с момента появления человека на свет. Первые годы жизни человека непосредственно влияют на структуру связей между нейронами, формируя либо крепкую, либо хрупкую основу для дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения. В период первых лет жизни каждую секунду формируется 700 новых нейронов!

Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха; затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций. После первого периода бурного роста количество формирующихся связей снижается за счёт процесса вызревания — удаления неиспользуемых связей между синапсами, чтобы пути сигналов от нейрона к нейрону стали более эффективными.

Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге

Новорожденные:

  • Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции
  • Объём мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объёма
  • Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи

От 1 года до 3 лет

  • В это время в мозге формируется до 2 000 000 синапсов каждую секунду
  • В этот период закладывается будущая структура мозга

3 года

  • Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма
  • Развивается эксплицитная (сознательная) память
  • К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию

От 4 до 10 лет

Мозг ребёнка в этом возрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода; на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте — до 50%.

8 лет

Начинают формироваться логические способности.

От 11 лет и далее

В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.

14 лет

В лобной доле начинается процесс образования миелинового слоя, который открывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным. Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность. Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.

23 года

Завершается процесс вызревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20 лет, пока мало изучены.

25 лет

Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25, когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.

Далее

Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения. Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится более специализированным для совершения более сложных функций, что приводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам. Есть говорящий пример: в течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными — они как бы «настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение. В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.

По материалам ECED.

Редакция Newtonew

Lucy Jovowitch

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Развитие мыслительных способностей | Multnomah County Library

Книги, малыши и мозг! Вот это да!

Младенцы учатся с рождения. Наука о развитии мозга говорит нам о том, что первые три года жизни очень важны для формирования мозга маленького ребенка. В течение первого года жизни размер мозга увеличивается более чем вдвое. В возрасте трех лет мозг ребенка в два раза активнее мозга взрослого. На протяжении этого времени мозг готовит основу для целой жизни обучения и будущих успехов в учебе.

Родители, бабушки и дедушки, а также воспитатели играют важную роль. Они могут оказать огромное влияние на этом раннем этапе развития мозга. Новорожденные и дети в раннем возрасте лучше всего учатся в ходе теплого и чуткого воспитания. Когда вы держите маленького ребенка на руках, разговариваете с ним или читаете ему, в его мозгу формируются связи. Мозг здорового ребенка в конечном итоге сформирует триллионы таких связей! Ученые также говорят нам, что стимулирование мозга новорожденного или маленького ребенка может осуществляться с помощью простых действий: пения незатейливых песенок, разговоров и цветах и текстурах, которые они видят в продовольственном магазине, ежедневного чтения, когда ребенок сидит у вас на руках. Простые действия, приносящие удивительные результаты.

Новое видение развития мозга ребенка.

Исследования мозга сложны, однако их основная идея проста: малыши учатся с рождения! Новейшие открытия в области неврологии за прошедшие несколько лет дают нам абсолютно новое понимание того, как развивается мозг. Этим исследованиям способствовало развитие сложных систем графического отображения мозга, таких как ПЕТ-сканирование.

Структура мозга не обуславливается генетически.

То, как развивается мозг, зависит от сложного взаимодействия между генами, с которыми вы родили, и тем опытом, который вы получили. Были получены четкие свидетельства того, что деятельность, опыт, привязанность и стимуляция обуславливают структуру мозга.

Ранний опыт влияет на то, как устроен мозг.

Невероятно, но мозг малыша при рождении является в значительной степени несформированным. Большая часть из его 100 миллиардов нейронов еще не соединена в сети. Некоторые нейроны запрограммированы на выполнение конкретных функций – дыхание и работу сердца, однако для большинства задания еще не определены, и они ожидают получения опыта в окружающей среде для определения своей функции. Связи создаются сенсорным опытом: видением, обонянием, осязанием и особенно вкусом, что стимулирует рост нейронных связей. Формирование и закрепление этих связей является основной задачей развития мозга на начальном этапе. К возрасту 3 лет мозг ребенка в два раза активнее мозга взрослого – и таким он остается в течение первых десяти лет жизни. Мозг ребенка формирует в два раза больше синапсов (связей), чем ребенку фактически необходимо. Если эти синапсы будут регулярно использоваться в повседневной жизни ребенка, они будут закреплены. Если же они не будут использоваться регулярно, они будут удалены. Таким образом, опыт играет критическую роль в формировании структуры мозга ребенка. Уровни активности падают естественным образом в подростковом возрасте, когда мозг «удаляет» неиспользованные связи, как сорняки.

Развитие мозга нелинейно; есть наилучшее время для приобретения различных видов навыков и знаний.

Мозг человека обладает невероятной способностью меняться, однако время является критическим фактором. Хотя обучение продолжается в течение всей жизни, имеется «наилучшее время» для оптимального развития. Негативный опыт или отсутствие надлежащего стимулирования в определенные моменты жизни имеет более серьезные и долгосрочные последствия. Эту способность мозга меняться в зависимости от среды называют «нейропластичностью» мозга.

Взаимодействия в раннем возрасте оказывают решающее влияние на характер и масштабы способностей взрослого.

Дети обучаются в контексте важных для них взаимоотношений. Забота и воспитание в раннем возрасте оказывают решающее, долговременное влияние на то, как человек развивается, на его способность обучаться и его способность контролировать свои эмоции. Исследования привязанностей в раннем возрасте подтверждают, что теплая, чуткая забота необходима для развития здорового мозга.

5 важнейших принципов развития мозга ребенка

5 важнейших принципов развития мозга ребенка

В своей новой колонке эксперт «О!», психолог Анна Скавитина, объясняет, что такое на самом деле раннее развитие и почему оно не всегда полезно.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Мне как родителю не нужны советы о том, как растить детей, мне нужны факты о развитии ребенка. Я и сама могу придумать, как воспользоваться результатами современных научных исследований, чтобы помочь своим детям вырасти сообразительными и научить их получать от жизни удовольствие. К сожалению, найти истину в мире, забитом непроверенной информацией обо всем на свете, родителям не так уж просто. Поэтому в наш высокопросвещенный век так же много разнообразных мифов про развитие и воспитание детей, как и пару веков назад.

Один из самых распространенных — миф про раннее развитие. Известная книга президента японской компании Sony Ибука Масара «После трех уже поздно» вышла в 1971 году, в 1991 была переведена на русский язык и стала невероятно популярной среди российских родителей.

Заметьте, Ибука Масара был инженером, разрабатывал магнитный датчик для подводных лодок — и вдруг написал новаторскую книгу по воспитанию детей, основанную на своих собственных гениальных идеях, не имеющих под собой никакой опоры на серьезные научные исследования. Дело в том, что сын Ибука Масара отставал в развитии, а отец, пытаясь справиться с проблемами мальчика, начал интересоваться педагогикой и психологией. На основании своего родительского опыта он и написал манифест о развитии детей, согласно которому мозг ребенка имеет неограниченные возможности, их непременно нужно начать использовать как можно раньше, потому что со временем они, конечно же, утрачиваются. Никакой методики автор не предложил, в отличие от своих последователей, которые придумали с десяток способов развития детей с рождения и даже с внутриутробного периода. Действительно, что время терять, пусть учится еще в животе матери.

В России наиболее известной стала методика врача-физиолога Гленна Домана. Он работал с детьми, имеющими мозговые нарушения. Доман предложил целый комплекс различных упражнений для младенцев, обучающий их компенсировать проблемы функционирования мозга: ползать, удерживать голову, овладевать чтением и счетом с помощью различных карточек, которые нужно показывать в определенной последовательности.

Действительно, для детей с нарушениями ЦНС методика Домана работала, по крайней мере, отзывы родителей были хорошие. Но потом Доман начинает рекомендовать разработанные им упражнения для здоровых детей. И родители, желающие вырастить из своего ребенка гения, находят методику очень многообещающей. На сегодняшний день, увы, кроме позитивных отзывов родителей, нет никаких научных доказательств действенности методики Гленна Домана для развития здоровых детей. Мало того, Американская академия педиатрии несколько раз (в 1968, 1999, 2002 годах) выносила предупреждения об отсутствии эффективности методик Домана для детей с повреждениями мозга. Также обсуждается этичность рекламной кампании метода: в ней родителям особых детей обещают необоснованно хорошие результаты, в то же время стоимость прохождения курса в институте самого Домана очень высока. Но мало что может остановить родителей, если они хотят удовлетворить свои амбиции, тем более что заниматься по Доману можно и дома.

Идея Домана для здоровых детей состоит в том, что младенец — «tabula rasa», «чистый лист», на котором можно писать все что угодно. В результате таких экспериментов стали появляться дети, которые умеют «читать», «считать», «играть» в шахматы и на музыкальных инструментах до того, как научились хотя бы говорить. С рождения им показывают карточки с буквами, словами на английском, дают в руки скрипку и водят на различные развивающие занятия. Это обычно тешит самолюбие родителей, вызывает зависть и восхищение у окружающих, дает шанс детям стать звездой с раннего возраста. Самим малышам в процессе рассказывают, какие они умные, тем самым надеясь укрепить их уверенность в себе.

Методика несложная, но отнимает много времени и у родителей, и у детей, так что на все остальное его практически не остается. Доман против игрушек: незачем тратить на них драгоценное время жизни. Интересно, что при этом здоровые дети, не испытывающие информационного дефицита, умеющие поворачивать голову, переворачиваться, отползать, мало интересуются рассматриванием карточек, им это не нужно.

Итог: методика Домана, как и другие методики раннего развития, делает из ребенка объект обучения, пассивного потребителя, не дает ему проявить инициативу. Последователи метода рекомендуют учитывать выбор ребенка, показывая ему только заинтересовавшие его карточки и темы, но на практике это мало кто делает. Ребенок превращается в «библиотеку бесполезных знаний», которые хранятся как на жестком диске компьютера, но мышление при этом не развивается, так что воспользоваться этим диском по назначению непросто. Дети читают и считают в кавычках потому, что это не полноценное чтение и счет, а точнее, вообще не чтение и не счет. Это то, что они выучили наизусть, как стихотворение. Так же и с остальными навыками. Мало того, дети, которых так не загружали с младенчества, со временем не только догонят, но и, возможно, перегонят ранних гениев, осваивая навыки мышления, а не наполняя библиотеку всем подряд.

На сегодняшний день проведены многочисленные научные исследования, показывающие, что идеи, заложенные в 60-х годах в методы раннего развития, как минимум неэффективны, как максимум просто вредны. Тренируя детей в областях знаний, которые для них находятся в зоне не ближайшего, а далекого развития, мы закрепляем низкоуровневое мышление, например, запоминание вместо чтения и счета, и мешаем своевременному развитию высокоуровневого мышления — пониманию текста, умению самостоятельно делать выводы. Дети выключают мотивацию исследования мира, они привыкают, что их кто-то учит, им не надо учиться самим. Это напоминает строительство дома, в котором нет нормального фундамента. То есть дом стоит, но при любых катаклизмах его устойчивость будет нарушена. Все развитие, как и строительство дома, должно происходить последовательно.

Но что же делать? Просто оставить детей в покое? Пусть растут как трава, на кружки и в развивающие центры не водить? Что реально развивает ребенка? Ведь всем родителям хочется, чтобы их дети имели высокую академическую успеваемость, могли как-то контролировать свои эмоциональные всплески, лучше еще, чтобы они поменьше болели и умели дружить. Что может предложить наука? К сожалению, на сегодняшний день готовых рецептов для каждой конкретной ситуации не существует, просто потому что двух одинаковых детей и двух одинаковых родителей не бывает. Но есть пять основных принципов развития мозга ребенка и повышения его интеллекта.

Безопасность

Наш мозг настроен на выявление опасности. Если около нас происходит что-то страшное, то мы должны «бежать» или «притвориться мертвым», но точно не можем усваивать новые знания. Если рядом кричит взрослый или родители ссорятся, то ребенок воспринимает это с рождения (!) как опасность и точно не будет в этот момент ничего усваивать, а значит, и развиваться.

Забота

Безопасность обеспечивается заботой о ребенке и формированием крепких и теплых отношений в семье, которые называют привязанностью. Если потребности ребенка удовлетворяются, то у мозга есть ресурсы для развития.

Своевременность

Есть тесты на определение уровня интеллекта даже для малышей. Хорошая новость: IQ, коэффициент интеллекта, может расти в течение жизни, а не до трех лет. Плохая: IQ может и снижаться. Чтобы IQ не снижался, интеллект и полученные навыки должны использоваться. Если вы учили иностранный язык несколько лет, но не говорите и не читаете на нем, то со временем он буквально сотрется. Мозг проведет чистку и уберет ненужные нейронные связи. Совсем страшное: нейронные связи начинают исчезать всего через две недели неиспользования навыка. Но выучить что-то во второй раз, то есть восстановить нейронные связи, легче, чем в первый.

Разговоры

Дети, с которыми с рождения много говорят, развиваются намного быстрее, чем те, кто растет в более молчаливой атмосфере. Есть даже «золотой стандарт» говорения — 2100 слов в час. Это много, но не очень, просто обычная беседа. Важно, что говорить надо с паузами, а не 24/7, чтобы не перегрузить ребенка, это может быть так же вредно, как и молчание. Как показывают исследования, к трем годам разница в IQ между молчаливой группой и разговорчивой составила полтора раза. Коэффициент интеллекта у разговорчивых детей продолжал расти и в более старшем возрасте, что обеспечило им высокие академические оценки в дальнейшем.

Неструктурированная игра

Дети, которым давали играть каждый день, по сравнению с контрольной группой, которую только учили, обладали более развитыми языковыми навыками, лучше решали проблемы и выдерживали стресс, имели лучшую память и развитые навыки общения. Но любая ли спонтанная игра приносит пользу? Нет, лучший результат дает сюжетно-ролевая игра. Известный во всем мире российский психолог Лев Выготский (1896−1934 гг.) предсказал, что способность детей до пяти лет использовать воображение в сюжетно-ролевых играх является лучшим показателем будущей успешной учебы. Причина проста: ребенок в игре учится регулировать свое социальное поведение. Вывод Выготского подкреплен современными научными исследованиями. На основании идей Льва Семеновича в разных странах создаются программы раннего обучения детей, которые включают в себя не иностранный язык и математику, а ролевую игру с активацией воображения. Дети, участвующие в этих программах, в разных тестах показывают результаты на 30−100 процентов выше детей из контрольных групп, которые заняты только академической активностью или не заняты ничем вообще.

Читайте также:

Что подарить учителю на Новый год

15 интересных логических задачек для детей и взрослых

Весь декабрь «О!» дарит подарки: Первый познавательный новогодний календарь

Фото: Alena Ozerova/Pressmaster/Levranii/marypastukh/Shutterstock.com

6 факторов, которые влияют на развитие мозга младенца. Это должен знать каждый родитель!


Екатерина Ушахина

Основное время роста нашего физического мозга — до четырех лет. Легкость, с которой мы учимся в детстве, и траектория всей жизни в значительной степени предопределены тем, что происходит в эти первые годы.

От рождения примерно до трех лет каждую секунду образуется от семисот до тысячи дополнительных нейронных связей. Невероятная, многосложная нейронная сеть и есть та архитектура мозга, которая влияет на все его функции, включая память, эмоции, поведение, моторику и, конечно, речь.

Профессор Дана Саскинд много лет изучала этот феномен и написала книгу «Тридцать миллионов слов», в которой рассказала о факторах, которые влияют на мозг ребенка, в том числе родительская речь, стрессы, похвала и другие.

Поговорим о них.

Своевременное развитие речи

Язык оказывается главным стимулятором развивающегося мозга. Обработка словесной информации у ребенка, чье раннее языковое окружение оставляет желать лучшего, идет медленнее и менее эффективно.

Невозможно бегать, не научившись ходить. Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. В первые три года жизни родительская речь способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для социального, эмоционального и когнитивного развития.

Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.

Постоянная беседа с ребенком очень важна, но важно и ее качество.

Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже.

Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание.

Источник

Стресс

Второе необходимое условие нормального развития мозга, — стабильность. Растущий мозг обладает повышенной чувствительностью ко всем внешним раздражителям.

Как было доказано, «токсичное» окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители. Они действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.

Стресс, конечно, присутствует в жизни всех, даже младенцев, например, когда их кормят с опозданием или когда они плачут перед сном. Но когда уровень стресса неизменно высокий, кортизол и другие гормоны стресса промывают мозг маленького ребенка, навсегда меняя его архитектуру.

Источник

Последствия изменения мозга из-за стресса — хронические проблемы с поведением, проблемы со здоровьем и трудности в учебе. Ирония в том, что дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненной турбулентностью, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.

Когда дома создается постоянная стрессовая обстановка, когда вербальное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, спасением для детского мозга становится сверхбдительность, то есть режим постоянной защиты от неизбежного нападения.

«Бей или беги» — это всегда готовая система обороны, просто попытка мозга организовать самозащиту. Проблема в следующем: она настолько здорово охраняет, что мозг в итоге теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы в принципе. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед лицом неизвестности, и это серьезно влияет на его развитие.

Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.

На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.

Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Телевизор и развитие ребенка

Исследование психолога Патриции Кул подтверждает тот факт, что телевизор не помогает развитию малышей.

Девятимесячные американские младенцы слушали китайскую речь. Половине малышей мама произносила слова с теплой материнской интонацией, а другие дети слышали те же китайские слова, с такой же материнской интонацией, но записанные на аудио- или видеопленку.

После двенадцати лабораторных сеансов младенцы, слышавшие речь непосредственно от живого человека, могли распознавать звуки китайского языка. А как же те, кто слушал запись? Вы уже догадались. Ничего не могли.

Источник

Правильная похвала

Психологи из Чикагского университета Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу изучали последствия похвалы, полученной в раннем детстве. Они анализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех.

Пять лет спустя ученые проверили, соотносится ли тип мышления ребенка, например пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. Связь оказалась поразительной.

Первый этап исследования показал, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.

Через пять лет выяснилось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за процесс, то есть за усердие и усилия, в семь-восемь лет с более высокой вероятностью были склонны к расширению кругозора. Еще более удивительным оказалось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.

Как было доказано, такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом и преодолением препятствий, а способности можно улучшить благодаря старанию.

Вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.

Источник

Влияние плача

Все больше исследований подтверждают, что новорожденные, плач которых остается без внимания, страдают от «токсичного» стресса. Если он сохраняется в течение некоторого времени, то негативно и постоянно влияет на нейронные связи мозга малыша.

В результате ребенок вырастает обремененный проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям. Такие дети также более склонны к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.

Прямой противоположностью будут дети, чьи родители были внимательны к ним в первые годы жизни, реагировали на плач оперативно и доброжелательно. Помимо развития детского мозга такие родители помогают заложить основу для привязанности, которую ребенок пронесет через всю жизнь.

По материалам книги «Тридцать миллионов слов».

Обложка поста The Pled.

ВОЗ | Осторожно — мозг!

Джонатан Дарт (Jonathan Dart) и Сэра Камберлэнд (Sarah Cumberland) рассказывают о форме жестокого обращения с детьми, которая не сразу распознается, но может иметь страшные последствия. При отсутствии лечения австралийские врачи пытаются улучшить диагностирование и соглашаются с тем, что основное внимание необходимо уделять предупреждению.

ВОЗ/P. Virot

Отец держит ребенка, Дели, Индия. Отцы часто оказываются в центре внимания социальных программ по предупреждению встряхивания детей родителями.

Сценарий слишком хорошо знаком. Младенца, страдающего от конвульсий, рвоты, возбудимости и сонливости, привозят в Детскую больницу Сиднея, Австралия. У ребенка нет очевидных травм, а у его матери нет каких-либо объяснений симптомов.

Осматривающий ребенка врач может подумать, что у него вирус. Но при более тщательном осмотре могут быть найдены трудноуловимые признаки скрытых травм, таких как ушибы, кровоизлияния в сетчатку или переломы ребер и других костей. С помощью таких тестов, как компьютерная томография, также можно обнаружить признаки травмы.

При отсутствии медицинских объяснений таких травм ребенок будет признан возможной жертвой «синдрома встряхнутого ребенка» — формы жестокого обращения с детьми, заключающейся в сильном встряхивании ребенка грудного возраста.

Термин «синдром встряхнутого ребенка» был введен в обращение в 1970-х годах, но более не используется в Детской больнице Сиднея, несмотря на то, что до сих пор широко используется педиатрами. Чаще используются такие термины, как травма головы в результате жестокого обращения или нанесенное травматическое повреждение мозга.

Согласно д-ру Кайэрэну Морэн (Kieran Moran), судебному педиатру Детской больницы в Сиднее, дети становятся жертвой сильного встряхивания, главным образом, в течение первого года жизни, так как в это время они часто безутешно плачут, а их родители и лица, осуществляющие уход за ними, выходят из себя. Действительно, число травм головы в результате жестокого обращения достигает пика у детей в возрасте от шести до восьми недель — в этом возрасте они плачут больше всего.

Врачи говорят, что мозг совсем маленьких детей имеет консистенцию незастывшего желе. Силы быстрого ускорения-замедления при сильном встряхивании могут причинить мозговым тканям и кровеносным сосудам гораздо больше вреда, чем непосредственный удар головы при падении с небольшой высоты. «Кажется, что встряхивание в наименьшей степени может причинить вред, но в действительности дело обстоит иначе, — говорит Морэн. — Младенцы особенно уязвимы из-за мягкости мозга и неразвитых мышц шеи».

Исследования, проводимые с конца 1970-х гг. в Соединенных Штатах Америки, показывают, что 13%-30% младенцев, у которых диагностирована травма головы в результате жестокого обращения, умирает в результате причиненных им повреждений, в то время как у многих выживших детей остаются длительные нарушения различной степени тяжести, включая проблемы в обучении и поведении, слепоту, конвульсии и паралич.

«У выживших жертв обычно бывают ужасные последствия. Даже в более легких случаях дети часто испытывают трудности в обучении и имеют проблемы с концентрацией. Всем этим пациентам необходимо длительное врачебное наблюдение», — говорит Морэн.

В австралийском штате Новый Южный Уэльс (НЮУ) дети, у которых подозревается перенесенная травма головы в результате жестокого обращения, направляются в главную педиатрическую больницу, где проводится расследование с участием судебного педиатра. В прошлом месяце сотрудники Министерства здравоохранения НЮУ работали над окончательным вариантом новых руководящих принципов по диагностированию и ведению таких случаев. Это руководство включает способы распознавания преднамеренных травм головы и вопросы, которые врачи должны задавать лицам, осуществляющим уход за детьми.

«Лучшая подготовка врачей в распознавании настораживающих признаков будет способствовать более раннему выявлению и, следовательно, возможному предотвращению самых тяжелых последствий», — говорит Морэн, принимавший участие в разработке руководящих принципов.

В НЮУ, с населением немногим менее семи миллионов человек, виновные в нанесении детям травм головы в результате жестокого обращения привлекаются к ответственности менее чем в половине всех известных случаев. «Обычно бывает сложно найти свидетеля жестокого обращения, — говорит д-р Аманда Стивенз (Amanda Stephens), которая работает над докторской диссертацией на эту тему в Университете Сиднея. — А там, где подозревается один из родителей … получить признание [вины] бывает трудно».

Итак, в связи с тем, что привлечение к ответственности — или угроза такого привлечения — не является эффективным сдерживающим средством и с учетом таких плохих прогнозов, основное внимание необходимо сосредоточить на предупреждении. «Слишком поздно вмешиваться тогда, когда ребенка уже встряхивали или допустили жестокое обращение с ним в области головы, — говорит Стивенз. — Необходимо вмешиваться до того, как все это случится, необходимо выявлять детей из группы риска. Это необязательно означает, что таких детей необходимо забирать у родителей, но это означает разработку действительно интенсивных программ по обеспечению ненанесения вреда ребенку. Это также относится к более широкой политике — урегулированию вопросов, касающихся нищеты, наркомании и т. д.».

В некоторых странах усилия по первичному предупреждению оказались успешными в информировании родителей об опасностях сильного встряхивания детей грудного возраста и обеспечении их методиками относительно того, как справляться с плачущими младенцами. Такие социальные программы нацелены на наиболее вероятных субъектов этого типа жестокого обращения. Исследования в Австралии, Канаде и США показали, что примерно в 45% случаев ответственность за травмы головы детей в результате жестокого обращения лежала на биологических отцах, 25% — на партнерах матерей, 15% — на матерях и 15% — на воспитателях и нянях.

В 2004 г. в Австралии Департамент общественных служб, правительственная организация НЮУ, ответственная за ранние семейные вмешательства, разработал «Программы по обеспечению более светлого будущего» для поддержки и обучения входящих в группу риска людей, недавно ставших родителями, особенно отцов.

По данным исследования, опубликованного в «Pediatrics» в апреле 2005 года, в США число травм головы, причиненных детям грудного возраста в результате жестокого обращения, было снижено за трехлетний период на 47% после внедрения в штате Нью-Йорк программы по обучению родителей на уровне больниц. В эту программу входило распространение среди родителей простого информационного одностраничного буклета, демонстрация 11-минутного видеофильма и получение от родителей подтверждения того, что они получили и поняли эти материалы. Эта программа стоила менее 10 долларов США на одного ребенка грудного возраста, а на ее проведение требовалось менее 15 минут.

«Это исследование показывает, что по сравнению с расходами на первоначальную госпитализацию и продолжающееся лечение [встряхнутого ребенка], которые, в среднем, могут достигать почти 300 000 долларов США, такая небольшая инвестиция времени и денег может действительно изменить ситуацию», — говорит д-р Марк С. Диас (Mark S Dias), детский нейрохирург Медицинского центра им. Милтона С. Херши при Государственном университете Пенсильвании (Penn State Milton S Hershey Medical Center), США, и ведущий автор исследования в штате Нью-Йорк.

По результатам исследований Медицинского факультета Университета Северной Каролины (University of North Carolina School of Medicine), Чапел-Хилл, США, можно заключить, что программы по обучению родителей должны быть предусмотрены во всем мире. Результаты опросов родителей в странах с низким и средним уровнем дохода позволяют предположить, что некоторые из них используют встряхивание в качестве своего рода наказания, не осознавая серьезных последствий этого. «По сообщениям, число случаев встряхивания детей раннего возраста в десять и более раз превышает аналогичный показатель в странах с высоким уровнем дохода, при более высоких показателях в городских трущобах, — говорит д-р Дезмонд К. Раниян. — Если, как мы полагаем, это связано с синдромом встряхнутого ребенка, то этим можно объяснить значительную часть случаев смерти детей, задержки развития и трудностей в обучении в странах с низким и средним уровнем дохода».

Формирование мозга ребенка: раннее развитие и билингвизм

В серии образовательных видео «Три ключевых принципа раннего развития», подготовленных центром развития ребенка университета Гарварда, показан процесс формирования нейронных связей между участками младенческого мозга. Авторы ставили своей целью донести до зрителя доказанный факт, что здоровое гармоничное развитие ребенка в первые годы жизни создает фундаментальную базу для всех его дальнейших успехов в образовании, профессии и социальных связях. Ранее развитие напрямую связано с будущим здоровьем ребенка, а также помогает в формировании успешной модели родительского поведения, необходимой для следующих поколений.

По словам директора центра Джека Шонкофа (Jack Shonkoff), младенец рождается с максимальным количеством клеток мозга, далее в процессе взросления их количество будет только уменьшаться. У новорожденного крайне мало связей между этими клетками, поэтому его мозг начинает формировать нейронные связи: примерно 700 связей в секунду в течение первых пяти лет жизни.

Обратная связь с ребенком — основа развития нейронных связей

Наши гены – это всего лишь схематичный план того, каким человек может стать. Именно пережитый опыт и окружающая среда определяют, как именно в человеке проявятся (и проявятся ли вообще) генетические предрасположенности. Совместно гены и окружающая среда создают «архитектуру» мозга, формируя основы нашего поведения и здоровья, влияя на способности к обучению и профессиональные склонности.

Одним из ключевых элементов формирования качественных нейронных связей для младенца является взаимодействие со значимыми взрослыми. Через мимику, жесты и первые звуки ребенок собирает от взрослых информацию о внешнем мире. Взрослый «принимает» вербальный или мимический запрос ребенка и тут же отвечает на него словом или эмоцией. Получая обратную связь, ребенок открывает для себя основы устройства этого мира.

Такое взаимодействие становится основой развития нейронных связей, и каждый следующий навык, приобретаемый по мере взросления ребенка, опирается на предыдущие знания. Наглядно это можно увидеть на примере развития навыка чтения: ребенок сначала видит картинки и слышит от родителя название изображения, затем он понимает, что изображенные символы (буквы) можно обозначать звуками и складывать в слова, ребенок слышит читающего вслух родителя и вскоре начинает читать сам. Но каждый следующий этап в развитии этого навыка опирается на предыдущий опыт.

Беременность восстанавливает мозг женщины минимум на 2 года | Наука

Первое в своем роде исследование показало, что структура женского мозга резко меняется во время их первой беременности, и это длится не менее 2 лет. В частности, серое вещество сжимается в областях, участвующих в обработке социальных сигналов и реагировании на них. Это может означать, что мозг молодых матерей более эффективно задействован в областях, которые позволяют им, например, реагировать на потребности своего младенца или обнаруживать угрожающих людей в их окружении.Изменения коррелировали со стандартными тестами привязанности матери к своему младенцу — и происходили они независимо от того, зачала ли женщина естественным путем или при экстракорпоральном оплодотворении.

«Мы, конечно, не хотим распространять послание вроде« беременность заставляет вас терять мозг », — говорит ведущий автор исследования Эльселин Хукзема, нейробиолог из Лейденского университета в Нидерландах, которая также является беременной матерью. 2-летний ребенок. «Потеря объема серого вещества также может представлять собой благоприятный процесс созревания или специализации.”

Беременность — это время резких, вызванных гормонами физиологических и физических изменений. Объем крови, уровень гормонов, всасывание питательных веществ и другие физиологические возможности резко возрастают. Другие изменения, согласно анекдотическим сообщениям беременных женщин, не столь полезны, как забывчивость и трудности с концентрацией внимания. В то время как исследования на животных показали, что беременность связана с явно длительными анатомическими изменениями мозга — сопровождаемыми адаптивными изменениями, такими как матери-грызуны, улучшающие добывание пищи, — практически нет исследований, посвященных анатомическим изменениям человеческого мозга во время беременности.

Хэкзема и ее коллеги решили изменить это. Работая в Испании совместно с Автономным университетом Барселоны, они использовали МРТ-сканирование для исследования мозга 25 женщин, у которых никогда не было детей, как до того, как они забеременели, так и в период от 3 недель до нескольких месяцев после родов. Команда также просканировала 19 отцов, впервые родивших ребенка, с теми же интервалами, 17 мужчин без детей и 20 женщин без детей, которые не забеременели во время исследования. Затем они использовали компьютерный анализ для измерения изменений объема серого вещества.

Результаты показали очень последовательную потерю объема серого вещества у матерей, а не в других группах, сообщает сегодня команда в Nature Neuroscience . Изменения произошли в основном в областях мозга, участвующих в социальных задачах, таких как чтение желаний и намерений других по их лицам и действиям. Гиппокамп, область, связанная с памятью, также потерял объем. Более того, команда обнаружила, что результаты матерей по стандартному тесту, который измеряет степень привязанности матери к своему младенцу, можно в значительной степени предсказать, основываясь на изменениях объема серого вещества у них во время беременности.

Ученые также использовали МРТ-сканирование, чтобы в реальном времени наблюдать за работой мозга женщин, когда они смотрели фотографии своих младенцев и других младенцев. Некоторые области мозга, которые потеряли серое вещество во время беременности, реагировали на своих младенцев самой сильной нейронной активностью, в отличие от фотографий других младенцев (сравнение реакции мозга на фотографии собственного ребенка матери и фотографии других младенцев. — это обычная мера, которую исследователи используют для оценки нейронных реакций на младенцев.)

Два года спустя 11 из 25 матерей, которые больше не забеременели, вернулись на МРТ. Сканирование показало, что потеря серого вещества осталась — за исключением гиппокампа, где большая часть объема была восстановлена. Изменения были настолько последовательными, что компьютерный алгоритм мог предсказать со 100% точностью, была ли женщина беременна по результатам ее МРТ.

Исследователи не могли с уверенностью объяснить, что означают результаты — у них нет такого доступа к женскому мозгу, который есть у ученых, например, у грызунов, — но они предполагают, что потеря серого вещества может дать адаптивное преимущество, Хукзема говорит.Она отмечает, что аналогичное уменьшение объема серого вещества происходит в подростковом возрасте, когда нейронные сети настраиваются для большей эффективности и более специализированных функций.

Ученые, не участвовавшие в исследовании, отметили, что оно не только впервые продемонстрировало широко распространенные анатомические изменения в мозге беременного человека, но и пошло дальше, показав, что эти изменения сохраняются не менее 2 лет. «Это открывает дверь к возможности того, что это может вызвать изменения в воспитании детей, которые могут повлиять на принятие решений и поведение в более позднем возрасте», — говорит Мел Резерфорд, эволюционный психолог из Университета Макмастера в Гамильтоне, Канада.

Он добавляет, что хотел бы видеть аналогичные исследования у приемных родителей и у матерей, которые отдают своих детей на усыновление. Это могло бы укрепить данные текущего исследования о том, что изменения возникают исключительно из-за физического факта беременности, а не, например, из-за стресса и недосыпания, которые испытывают все родители в раннем возрасте младенца. (В текущем исследовании мозг новых отцов не изменился, несмотря на эти стрессы.)

Эбби Макбет, нейробиолог из Noldus Information Technology, консалтинговой компании по исследованию поведения в Лисбурге, штат Вирджиния, и сама мать 6- и 9-летних детей, говорит, что меньше может быть больше, когда мозг перестраивается, чтобы реагировать на изменения в жизни .«Есть все эти анекдотические разговоры о том, что беременные женщины что-то забывают, но это может происходить в областях, которые не обязательно имеют какое-либо отношение к уходу за нашим потомством», — говорит она. «Это то, на чем природа хочет, чтобы мы сосредоточились. Этот документ показывает это ».

Мозг вашего ребенка: как родители могут поддержать здоровое развитие

  • Мозгу вашего ребенка нужна прочная основа.
  • Любовные, последовательные, позитивные отношения помогают укрепить здоровье мозга и защитить мозг вашего ребенка от негативных последствий стресса.
  • Повседневный опыт помогает сформировать мозг вашего ребенка — от повседневных дел до людей, с которыми он контактирует.

Мозг вашего ребенка строится с течением времени: он начинается во время беременности и продолжается до раннего взросления. И, как и зданию, ему нужен прочный фундамент.

Мозг состоит из нескольких различных областей, которые контролируют все, что мы делаем — от слуха и ходьбы до решения проблем и того, как мы себя чувствуем. В каждой области есть миллионы клеток мозга или нейронов.Эти нейроны общаются друг с другом, передавая химические сообщения через крошечные пространства, называемые синапсами. Поскольку сообщения повторяются снова и снова, создается больше ссылок и формируются «нейронные пути». Думайте об этих путях как о проводке мозга. В первые годы жизни эти связи развиваются чрезвычайно быстрыми темпами.

Так как же происходит это развитие? Здесь на помощь приходят родители. Вы можете помочь своему ребенку развиваться здоровым образом. Для этого не нужны специальные игрушки или оборудование, и это проще, чем вы думаете!

Знаете ли вы…?

  • Мозговые проводники вашего ребенка не полностью подключены при рождении.Он очень активен, меняется и развивается в ответ на то, что происходит вокруг них. Именно повседневный опыт — такие действия, как игра, чтение, обучение, взаимодействие и реакция людей — помогает развивать мозг вашего ребенка.
  • От того, насколько хорошо будет настроена вся проводка, то есть как будет развиваться мозг вашего ребенка, будет зависеть его способность изучать язык, решать проблемы и хорошо учиться в школе. В более позднем возрасте это может повлиять на их физическое и эмоциональное здоровье, а также на то, как они ладят с другими людьми.
  • Отношения имеют решающее значение . Любовные, последовательные и позитивные отношения помогают укрепить здоровье мозга и защитить мозг вашего ребенка от негативных последствий стресса.
  • Даже очень маленькие дети могут испытывать стресс, когда места, где они живут и играют, кажутся небезопасными или пугающими. «Токсический» стресс, который намного серьезнее кратковременного повседневного стресса, вызван постоянными проблемами, такими как крайние семейные конфликты, бедность, жестокое обращение, пренебрежение, подвергание насилию, наличие одного из родителей, злоупотребляющих наркотиками или алкоголем, или наличие родитель с нелеченным психическим заболеванием.Токсический стресс вреден для развивающегося мозга вашего ребенка. Это может привести к физическим, обучающим и эмоциональным проблемам в детстве, и эти проблемы могут сохраняться и во взрослой жизни. Если вас беспокоит ситуация в вашем доме, поговорите со своим врачом или врачом вашего ребенка.

Потребности развивающегося мозга вашего ребенка:

  • Отзывчивый, заботливый, позитивный опыт : Повседневный опыт помогает сформировать мозг вашего ребенка — от повседневных дел до людей, с которыми ваш ребенок контактирует.Младенцы должны жить и играть в здоровом пространстве, где есть возможность учиться и расти. И им нужно, чтобы вы научились распознавать, когда они устали, или голодны, или испытывают стресс, или хотят, чтобы вы их обняли или обняли. Теплая и предсказуемая реакция на вашего ребенка и создание распорядка дня помогают малышам чувствовать себя в безопасности. Это показывает им, что они могут рассчитывать на вас, когда они больны, расстроены или огорчены, и что вы можете удовлетворить их потребности. Младенцы нуждаются в том, чтобы их родители и опекуны реагировали на них с любовью, заботой и последовательностью.
  • Развлекательные занятия : Говорить, читать и петь ребенку — все это забавные и простые способы помочь ему расти. То же самое и с простыми играми, такими как полежать немного на животик со своим маленьким ребенком или поиграть в прятки со своим 5-месячным ребенком.
  • Хорошее питание : Если вы можете кормить грудью, грудное молоко — это лучшая еда, которую вы можете давать своему ребенку в течение первых 6 месяцев жизни (и в дальнейшем, с добавлением прикорма). Кормите ли вы грудью или пользуетесь смесью, считайте время кормления также временем для развития мозга: зрительный контакт, улыбка и контакт с кожей — все это положительный опыт.По мере роста вашего ребенка обязательно предлагайте продукты, богатые железом, и продукты с различными питательными веществами, например фрукты и овощи (ссылки на ресурсы по здоровому питанию см. Ниже).
  • Вашему малышу не нужны дорогие игрушки . Любящие улыбающиеся лица взрослых, которые им откликаются, — лучшие игрушки КОГДА-ЛИБО. Многие электронные игрушки и шоу продаются как «обучающие» для младенцев. Но нет никаких исследований, подтверждающих утверждения о том, что эти продукты помогают младенцам учиться. Просмотр экрана пассив .Младенцам необходимо активно взаимодействовать с вами и другими людьми в их жизни и исследовать их мир. Детям младше 2 лет экранное время не рекомендуется.

Что ты умеешь?

  • Ответьте своему малышу . Это особенно важно, когда ваш ребенок болен, голоден, расстроен или просто нуждается в утешении. Но младенцы также обращаются к вам бесчисленным количеством позитивных способов — лепетом, издавая звуки или улыбаясь. Когда вы отвечаете с любовью и последовательно, вы помогаете мозгу вашего ребенка развиваться.
  • Создайте безопасный и любящий дом для вашего ребенка . Разработайте распорядок дня, на который может рассчитывать ваш ребенок. Сохраняйте спокойствие в доме.
  • Помогите ребенку исследовать окружающую среду как изнутри, так и снаружи . Игра помогает малышам учиться, а вы — первый товарищ по играм для вашего ребенка. Игра в простые игры поможет им узнать больше о людях и окружающем мире. И не забывайте разговаривать с малышом, когда вы занимаетесь повседневными делами. Расскажите ребенку, что происходит, укажите на интересные вещи, которые вы видите вместе, и помогите ему развить другие чувства — слух, осязание, вкус и обоняние.
  • Регулярно ухаживайте за своим ребенком . Ваш ребенок должен регулярно посещаться врачом. Своевременно обновляйте вакцины и поговорите со своим врачом о разработке и о том, чего ожидать дальше.
  • Развивать связи с общественностью . Узнайте об услугах и программах, доступных в вашем районе. Во многих общинах есть агентства или центры, которые обслуживают молодые семьи. Игровые группы и открытые встречи — отличные места для встреч с другими родителями, и у многих есть профессиональные специалисты, которые могут ответить на вопросы.Если вы не знаете, куда идти, попробуйте обратиться в местный общественный центр, публичную библиотеку, отдел общественного здравоохранения или программу семейных ресурсов.
  • Выбирайте качественный детский сад . Когда вам нужно быть далеко от вашего ребенка, убедитесь, что вы оставите его с опекуном, который будет заботиться о нем так же, как и вы. Выберите человека, которому вы доверяете, который откликнется на эмоциональные потребности вашего ребенка и обеспечит безопасную и здоровую среду с возможностью учиться и расти.
  • Обратитесь, если вам нужна помощь .Если вы чувствуете стресс, подавленность, депрессию или вам нужна помощь в уходе за ребенком, не бойтесь обращаться за помощью. Поговорите со своим врачом, семьей или обратитесь в местное общественное учреждение.

Дополнительная информация в CPS

Проверено следующими комитетами CPS

  • Комитет по психическому здоровью и порокам развития
  • Консультативный комитет по государственному образованию

Последнее обновление: октябрь 2017 г.

Реален ли феномен «детского мозга»? Исследование исследует

Многие беременные женщины сообщают о снижении своих когнитивных способностей во время беременности, но некоторые исследования ставят под сомнение такое явление.Новое исследование пытается разрешить противоречие.

Огромное количество беременных женщин сообщают о таких когнитивных проблемах, как проблемы с концентрацией внимания и запоминания, замешательство, трудности с чтением и забывчивость.

В совокупности эти симптомы известны как феномен «детского мозга» или, в просторечии, «мамнезия». Согласно более раннему и широко цитируемому исследованию, от 50 до 80 процентов женщин говорят, что они испытали это.

Наличие детского мозга может мешать повседневной жизни; многие женщины сообщают, что они менее бегло и связно разговаривают на работе, забывают о назначенных встречах или вообще не могут вернуться к работе из-за этих когнитивных нарушений.

Несмотря на эти сообщения, некоторые исследования утверждают, что феномен детского мозга — не что иное, как миф. Несмотря на то, что некоторые беременные женщины сообщали о проблемах с памятью, они чаще возникают из-за общей усталости, чем из-за реальных изменений в работе мозга.

Другие исследования подтверждают, что беременность изменяет мозг на срок до 2 лет, при этом уменьшение серого вещества мозга становится заметным на сканере мозга.

Итак, чтобы уладить спор, исследователи из Университета Дикина в Виктории, Австралия, провели метаанализ 20 исследований, в которых сообщалось о связи между беременностью и когнитивными способностями.

Первым автором анализа является доктор философии Саша Дэвис. кандидат в Университете Дикина, и результаты были опубликованы в Медицинском журнале Австралии .

Анализ, проведенный Дэвисом и его коллегами, включал в общей сложности 709 беременных женщин и 521 небеременную контрольную группу.

В исследованиях изучалась общая когнитивная функция, определяемая «как охватывающая ряд процессов, включая память, внимание, исполнительные функции, скорость обработки, а также вербальные и зрительно-пространственные способности.

Они также проанализировали память, внимание и исполнительную функцию — что означает способность планировать, гибко переходить от одной идеи к другой, решать проблемы и силу абстракции.

Дэвис и его команда обнаружили, что «общее когнитивное функционирование, память и исполнительные функции у беременных были значительно хуже, чем у контрольных женщин, особенно в третьем триместре».

«Различия в основном развиваются в течение первого триместра и согласуются с недавними данными о долгосрочном сокращении объема серого вещества мозга во время беременности», — пишут авторы.

Когнитивные нарушения были обнаружены «между первым и вторым триместрами в общем когнитивном функционировании и памяти, но не между вторым и третьим триместрами», — объясняют они.

Дэвис и его команда призывают к дальнейшему исследованию того, как эти когнитивные изменения влияют на повседневную жизнь беременных женщин, и предостерегают от поспешной интерпретации результатов.

«Эти результаты следует интерпретировать с осторожностью, особенно потому, что снижение было статистически значимым, но производительность оставалась в пределах нормальных диапазонов общего когнитивного функционирования и памяти.

Соавтор исследования Линда Бирн

Соавтор исследования доктор Мелисса Хайден также комментирует результаты, говоря: «Эти небольшие снижения производительности во время беременности будут заметны самим беременным женщинам и, возможно, их близким. для них, что проявляется в основном как незначительные провалы в памяти (например, забывание или неявка к врачу) ».

Однако, поясняет она, «[M] или серьезные последствия (например, снижение производительности труда или нарушение способности ориентироваться в сложных задачах) менее вероятны.”

Раннее развитие мозга и здоровье

Ранние годы жизни ребенка очень важны для последующего здоровья и развития . Одна из основных причин — насколько быстро растет мозг, начиная с рождения и до раннего детства. Хотя мозг продолжает развиваться и изменяться во взрослой жизни, первые 8 лет могут заложить основу для будущего обучения, здоровья и жизненного успеха.

Насколько хорошо развивается мозг, зависит не только от генов, но и от многих факторов, таких как:

  • Правильное питание с начала беременности
  • Воздействие токсинов или инфекций
  • Опыт общения ребенка с другими людьми и миром

Воспитание и отзывчивый уход за телом и душой ребенка — ключ к поддержке здорового развития мозга.Положительный или отрицательный опыт может влиять на развитие ребенка и иметь последствия на всю жизнь. Родители и опекуны нуждаются в поддержке и необходимых ресурсах, чтобы заботиться о теле и душе своего ребенка. Правильный уход за детьми, начиная с рождения и продолжая в детстве, гарантирует, что мозг ребенка хорошо растет и полностью раскрывает свой потенциал. CDC работает над тем, чтобы защитить детей, чтобы у их мозга было здоровое начало.

Важность опыта раннего детства для развития мозга

Дети рождаются готовыми к учебе и имеют множество навыков, которым нужно учиться в течение многих лет.Они зависят от родителей, членов семьи и других опекунов как от своих первых учителей, которые развивают необходимые навыки, чтобы стать независимыми и вести здоровую и успешную жизнь. На то, как растет мозг, сильно влияет опыт общения ребенка с другими людьми и миром. Забота о разуме имеет решающее значение для роста мозга. Дети растут и учатся лучше всего в безопасной среде, где они защищены от пренебрежения и от экстремальных или хронических стрессов. Внешний символ с множеством возможностей для игр и исследований.

Родители и другие лица, осуществляющие уход, могут поддерживать здоровый рост мозга, разговаривая со своим ребенком, играя с ним и заботясь о нем. Дети учатся лучше всего, когда родители по очереди разговаривают и играют, и развивают навыки и интересы ребенка. Воспитание ребенка, понимание его потребностей и чуткое реагирование помогает защитить мозг ребенка от стресса. Общение с детьми и ознакомление их с книгами, рассказами и песнями помогает улучшить язык и общение детей, что помогает им учиться и добиваться успехов в школе.

Стресс и травмы могут иметь долгосрочные негативные последствия для детского мозга, тогда как разговоры, чтение и игры могут стимулировать рост мозга. Обеспечение родителей, опекунов и лиц, обеспечивающих уход за детьми младшего возраста, ресурсами и навыками для оказания безопасной, стабильной, заботливой и стимулирующей помощи является важной целью общественного здравоохранения.

Когда дети подвергаются риску, отслеживание развития детей и обеспечение того, чтобы они достигли основных этапов развития, может помочь обеспечить раннее обнаружение любых проблем и возможность для детей получить необходимое вмешательство.

Узнайте больше о поддержке опыта раннего детства:

Здоровое начало для мозга

Чтобы правильно учиться и расти, мозг ребенка должен быть здоровым и защищенным от болезней и других рисков. Содействие развитию здорового мозга можно начинать еще до беременности. Например, здоровая диета и правильные питательные вещества, такие как достаточное количество фолиевой кислоты, будут способствовать здоровой беременности и здоровой нервной системе у растущего ребенка. Прививки могут защитить беременных женщин от инфекций, которые могут нанести вред мозгу будущего ребенка.

Во время беременности мозг может подвергаться различным рискам, например, инфекционным заболеваниям, таким как цитомегаловирус или вирус Зика, воздействию токсинов, в том числе от курения или алкоголя, или когда беременные матери испытывают стресс, травмы или психические расстройства. как депрессия. Регулярное медицинское обслуживание во время беременности может помочь предотвратить осложнения, в том числе преждевременные роды, которые могут повлиять на мозг ребенка. Скрининг новорожденных может выявить состояния, которые потенциально опасны для мозга ребенка, такие как фенилкетонурия (ФКУ).внешний значок

Здоровый рост мозга в младенчестве по-прежнему зависит от правильного ухода и питания. Поскольку мозг детей все еще растет, они особенно уязвимы для травм головы, инфекций или токсинов, таких как свинец. Детские вакцины, такие как вакцина против кори, могут защитить детей от опасных осложнений, таких как отек мозга. Обеспечение родителям и опекунам доступа к здоровой пище и местам для жизни и игр, которые являются здоровыми и безопасными для их ребенка, может помочь им обеспечить более заботливый уход.

Узнайте больше о рекомендуемом уходе:

Что делает CDC для поддержки раннего здоровья мозга?

CDC стремится поддерживать здоровье мозга в раннем возрасте с помощью программ, основанных на фактических данных, и партнерства внутри сообществ. Ниже приведены лишь несколько примеров программ CDC, которые поддерживают раннее здоровье мозга:

Как развивается мозг вашего ребенка

Опыт и отношения, которые складываются у вашего ребенка в ранние годы, помогают формировать взрослого, которым он станет. Создание благоприятной, любящей среды, наполненной теплыми и нежными взаимодействиями, помогает мозгу вашего ребенка развиваться и закладывает основу для будущего развития и обучения вашего ребенка.

Развитие мозга вашего ребенка

Человеческий мозг состоит из 3 основных частей:

Ствол мозга и мозжечок — они соединяют головной мозг со спинным мозгом и контролируют дыхание, частоту сердечных сокращений, кровяное давление, равновесие и рефлексы.

Лимбическая система — расположена на вершине ствола мозга и отвечает за множество различных функций, включая эмоции, жажду, голод, память, обучение и суточные ритмы тела.

Кора головного мозга — состоит из левого и правого полушария и находится над лимбической системой.Кора головного мозга содержит:

  • затылочная доля — для зрения
  • височная доля — для слуха, речи и социального взаимодействия
  • Лобная доля — для памяти, саморегуляции, планирования и решения проблем
  • теменная доля — для телесных ощущений, таких как боль, давление, тепло и холод

Диаграмма, показывающая различные части мозга.

Мозг вашего ребенка развивается с тех пор, как он был в вашей утробе. В первом триместре формируются нервные связи, которые позволяют вашему ребенку двигаться в утробе матери, а во втором триместре формируется больше нервных связей и мозговой ткани.

В третьем триместре кора головного мозга начинает заменять ствол головного мозга, подготавливая вашего ребенка к будущему обучению.

К тому времени, когда ваш ребенок родится, он может слышать (они узнают ваш голос!) И немного видеть. Их мозг будет продолжать расти и развиваться в течение многих лет.

Любовные отношения и стимулирующий опыт жизненно важны для развития вашего ребенка, поскольку они дают ему возможность общаться, двигаться и узнавать о своем мире.

Как вы можете помочь развитию мозга вашего ребенка

Мозг вашего ребенка развивается в процессе его использования, когда ребенок взаимодействует, наблюдает и делает что-то.

Вы можете помочь развитию вашего ребенка, создав стимулирующую среду с помощью различных видов деятельности, которые предлагают вашему ребенку возможность поиграть. Именно через игру они приобретают такие важные навыки, как разговор, слушание, движение, мышление, решение проблем и общение.

Вы можете играть и проводить время с малышом по:

  • поем вместе
  • чтение книг
  • говорит о том, что вы делаете, и видите
  • играет в такие игры, как peekaboo

Создание теплой, любящей среды помогает вашему ребенку чувствовать себя в безопасности и любимым, что способствует развитию мозга.Ежедневные моменты, такие как принятие ванны и прием пищи, — это прекрасная возможность узнать друг друга и построить отношения.

Именно эти моменты помогают мозгу вашего ребенка формировать новые связи, что, в свою очередь, подготавливает его к следующему этапу его развития.

Другие вещи, которые понадобятся вашему ребенку, включают:

  • здоровое питание — способствует росту клеток. Хорошая пища для вашего ребенка — это грудное молоко (или смесь) и, когда ваш ребенок будет готов к твердой пище, сбалансированная диета из свежих овощей, фруктов, злаков, молочных продуктов и белков (таких как мясо, курица и яйца)
  • движение и активность — развивает моторику и позволяет им исследовать свое окружение, что помогает им думать и учиться
  • любовные отношения и взаимодействие с другими — развитие коммуникативных навыков и понимания окружающего мира
  • сна — все младенцы разные и спят по-разному в разное время.Но работа с ребенком, чтобы помочь ему уснуть, поможет его развитию

Где получить помощь и поддержку

Если ваш ребенок не достигает этапов, перечисленных в его медицинской карте, или если вы считаете, что что-то не так с зрением, слухом, общением, поведением, движением или ростом вашего ребенка, обратитесь к врачу или к медсестре-медсестре. . Вы также можете позвонить по телефону службы беременности, родов и новорожденных по номеру 1800 882 436, чтобы поговорить с медсестрой по охране здоровья матери и ребенка.

Как беременные женщины могут уменьшить влияние «детского мозга»

Многим матерям известен термин «детский мозг».Он описывает феномен снижения памяти во время беременности. Во время беременности я хорошо проработала третий триместр без проблем, но отметила случайные странные провалы в памяти, например, приходить на прием в совершенно неподходящий день, чего раньше со мной никогда не случалось.

В ходе метаанализа, проведенного Университетом Дикина, мозг ребенка был изучен в 20 исследованиях с участием 1200 женщин. Было обнаружено, что детский мозг был реальным, но незначительным по своему влиянию: у беременных женщин когнитивные функции были ниже, чем у небеременных.Эти симптомы наблюдались у четырех из пяти беременных женщин. «Общее когнитивное функционирование, память и исполнительные функции были значительно снижены в третьем триместре беременности, но не в течение первых двух триместров», — пишут авторы.

Опубликованное в Медицинском журнале Австралии , исследование обнаружило незначительные изменения в когнитивных функциях беременных женщин на ранних сроках беременности. Большинство изменений не стали заметными до третьего триместра.

Женщинам не нужно беспокоиться о мозге ребенка, поскольку наблюдаемые когнитивные провалы чаще всего были незначительными, например, если они забыли или не записались на прием. чем неспособность работать.Исследователи предполагают, что результаты согласуются с недавними выводами о долгосрочных реакциях серого вещества мозга, происходящих во время беременности.

По словам ведущего автора Саши Дэвис:

«Интригующее исследование, опубликованное в прошлом году, показало уменьшение серого вещества в мозгу беременных женщин в регионах, которые, как известно, тесно связаны с обработкой социальной информации, такой как расшифровка лица младенца. выражения и установление здоровой связи между мамой и ребенком.Это убедительно свидетельствует о том, что «детский мозг» на самом деле является важным адаптивным феноменом, который может помочь женщинам подготовиться к воспитанию детей, позволяя их мозгу адаптироваться к их новой роли новой матери ».

Исследователи заявили, что женщины сообщают об изменениях на их исполнительные функции, например, на то, что им труднее выполнять несколько задач одновременно. «Женщины часто сообщают, что выполнение нескольких задач, казалось, было немного сложнее [во время беременности], и мы обнаружили, что это так», — говорит соавтор Линда Бирн.

Исследователи предложили ряд вещей, которые беременные женщины могут попытаться максимизировать свои умственные способности во время беременности. К ним относятся:

  • Хорошая гигиена сна . Убедитесь, что вы хорошо отдохнули, особенно в первом и последнем триместрах. Первый и третий триместры — это периоды наибольшей утомляемости беременных женщин, поэтому в эти периоды необходимо обеспечить достаточный отдых.
  • Поддержание правильного питания и физических упражнений
  • Используйте вспомогательные средства памяти , такие как приложения для телефона и напоминания.Даже если ваша память раньше была хорошей, составление списков и напоминаний — хороший способ просто убедиться, что важные вещи не пропущены

Кажется, что мозг ребенка реален, но его влияние незначительно, и он может служить вспомогательной функцией. нам быть родителями. Необходимы дополнительные исследования, чтобы узнать, сколько времени требуется женскому детскому мозгу, чтобы прийти в норму после рождения. Если вы испытываете мозг ребенка во время беременности, вместо того, чтобы паниковать по поводу своего психического состояния, использование методов помощи в запоминании и забота о вашем общем самочувствии, скорее всего, ограничат любое потенциальное влияние временных когнитивных изменений, связанных с беременностью.

Аудиокнига недоступна | Audible.com

  • Evvie Drake: более

  • Роман
  • От: Линда Холмс
  • Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс
  • Продолжительность: 9 часов 6 минут
  • Несокращенный

В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.