Направленность и ее психологические проявления – , —

Содержание

11. НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ. Психология: Шпаргалка

11. НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Направленность на соответствующий предмет порождается испытываемой или осознаваемой человеком зависимостью его от того, в чем он нуждается и чем заинтересован. Так зарождается сначала достаточно неопределенная, динамическая тенденция, которая постепенно превращается в стремление. Тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение потребности, с ней обычно связываются намечающиеся, не заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический характер тенденции.

Вопрос о динамических тенденциях – главная проблема направленности. Они в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Направленность включает два связанных момента:

1) предметное содержание, так как это всегда направленность на определенный предмет;

2) напряжение, которое возникает при этом.

Из тенденций выделяется установка, т. е. занятая позиция личности, заключающаяся в определенном отношении к стоящим целям или задачам, выражающимся в готовности к деятельности и в избирательной мобилизованности.

Любая установка – это установка на какую-то линию поведения, которой она и определяется. Установка предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в этой ситуации возникают. Установка зависит от распределения того, что субъективно значимо для человека.

Тенденции, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности по мере их осознания могут быть влечениями и желаниями. Склонность отчленяется от интереса как направленность на соответствующую деятельность.

Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из имеющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной деятельности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Общая психология — НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Направленность на соответствующий предмет порождается испытываемой или осознаваемой человеком зависимостью его от того, в чем он нуждается и чем заинтересован. Так зарождается сначала достаточно неопределенная, динамическая тенденция, которая постепенно превращается в стремление. Тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение потребности, с ней обычно связываются намечающиеся, не заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический характер тенденции.

Вопрос о динамических тенденциях – главная проблема направленности. Они в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Направленность включает два связанных момента:

1) предметное содержание, так как это всегда направленность на определенный предмет;

2) напряжение, которое возникает при этом.

Из тенденций выделяется установка, т. е. занятая позиция личности, заключающаяся в определенном отношении к стоящим целям или задачам, выражающимся в готовности к деятельности и в избирательной мобилизованности.

Любая установка – это установка на какую-то линию поведения, которой она и определяется. Установка предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в этой ситуации возникают. Установка зависит от распределения того, что субъективно значимо для человека.

Тенденции, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности по мере их осознания могут быть влечениями и желаниями. Склонность отчленяется от интереса как направленность на соответствующую деятельность.

Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из имеющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной деятельности.

cribs.me

Направленность и ее психологические проявления

Подробности
Категория: Психология

Направленность на соответствующий предмет  порождается испытываемой или осознаваемой человеком зависимостью его от того, в чем он нуждается и чем заинтересован.

Так зарождается сначала достаточно неопределенная, динамическая тенденция, которая постепенно превращается в стремление. Тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение потребности, с ней обычно связываются намечающиеся, не заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический характер тенденции.

Вопрос о динамических тенденциях  – главная проблема направленности. Они в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Направленность включает два связанных момента:

1) предметное содержание, так как это всегда направленность на определенный предмет;

2) напряжение, которое возникает при этом.

Из тенденций выделяется установка,  т. е. занятая позиция личности, заключающаяся в определенном отношении к стоящим целям или задачам, выражающимся в готовности к деятельности и в избирательной мобилизованности.

Любая установка – это установка на какую-то линию поведения, которой она и определяется. Установка предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в этой ситуации возникают. Установка зависит от распределения того, что субъективно значимо для человека.

Тенденции, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности по мере их осознания могут быть влечениями и желаниями. Склонность отчленяется от интереса как направленность на соответствующую деятельность.

Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из имеющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром.

 

Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной деятельности.

eksdan.ru

Направленность и ее психологические проявления — шпаргалка на ГОСы

Направленность на соответствующий предмет порождается испытываемой или осознаваемой человеком зависимостью его от того, в чем он нуждается и чем заинтересован. Так зарождается сначала достаточно неопределенная, динамическая тенденция, которая постепенно превращается в стремление. Тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение потребности, с ней обычно связываются намечающиеся, не заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический характер тенденции. Вопрос о динамических тенденциях – главная проблема направленности. Они в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два связанных момента: 1) предметное содержание, так как это всегда направленность на определенный предмет; 2) напряжение, которое возникает при этом. Из тенденций выделяется установка, т. е. занятая позиция личности, заключающаяся в определенном отношении к стоящим целям или задачам, выражающимся в готовности к деятельности и в избирательной мобилизованности. Любая установка – это установка на какую-то линию поведения, которой она и определяется. Установка предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в этой ситуации возникают. Установка зависит от распределения того, что субъективно значимо для человека. Тенденции, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности по мере их осознания могут быть влечениями и желаниями. Склонность отчленяется от интереса как направленность на соответствующую деятельность. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из имеющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной деятельности.

2dip.su

11. Назовите основные проявления направленности личности.

Направленность— это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

  1. влечение— наиболее примитивная биологическая форма направленности;

  2. желание— осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

  3. стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

  4. интерес— познавательная форма направленности на предметы;

  5. склонность— возникает при включении в интерес волевого компонента;

  6. идеал— есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

  7. мировоззрение— система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

  8. убеждение— высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

12. Назовите и охарактеризуйте основные виды деятельности человека. Какова их роль в развитии личности?

Физический труд

Физический трудтребует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

13. Какова роль рефлексии в деятельности человека?

Рефлексия, как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса.

14. Что такое уровень стремлений? Какое соотношение уровня стремлений и возможностей необходимо для обеспечения лучшего развития и формирования личности?

Уровень стремлений – это развитие, обеспечивающие реализацию природных способностей. Уровень стремления и возможностей должен находиться на одном уровне, как считаю я. В человеке все качества должны развиваться постоянно

Для достижения своих целей человек должен развиваться и сам тоже –саморазвитие – это один из главных качеств.

15. Какое психическое свойство личности называется темпераментом?

Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что находит выражение не столько в их конечном результате, сколько в их течении

Эмоциональность

Резистентность

ригидность-пластичность

сенситивность

16. Раскройте физиологические основы каждого типа темперамента.

Сангвиник – (по теории Гиппократа) в крови большое количество красных телец – (по исследованиям Павлова) живой тип темперамента – сильный, уравновешенный и подвижный;

Флегматик – (по теории Гиппократа) в организме большое количество интерферона – (по исследованиям Павлова) спокойный, медлительный тип – сильный, уравновешенный инертный;

Холерик – (по теории Гиппократа) в организме активно выделяется желчь, что ускоряет биологические процессы – (по исследованиям Павлова) возбудимый, безудержный тип – сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением;

Меланхолик – (по теории Гиппократа) греч. mélaina chole, мелэна холе, «чёрная жёлчь» – (по исследованиям Павлова) слабый тип – чувствительный, склонен к искусству.

studfile.net

Направленность личности. Справочник школьного психолога

Направленность личности

система устойчивых мотивов, относительно независимых от наличных ситуаций, которые ориентируют и регулируют активность человека и позволяют удовлетворить определенные потребности. В разных концепциях характеристика направленности личности раскрывается по-разному. С. Л. Рубинштейн определяет ее как «динамическую тенденцию», А. Н. Леонтьев – как «смыслообразующий мотив», В. Н. Мясищев – как «доминирующее отношение».

Направленность личности отражает внешнюю сторону ее поведения, выделяет человека как индивидуальность, как персону. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Она выступает в качестве системообразующего свойства личности, определяющего ее склад.

? О. Н. Афанасьев (1990, с. 32) выделяет следующие типы направленности личности:

1) альтруистический с ярко выраженной в содействии и покровительстве другим;

2) коммуникативный со значимой и преувеличенной потребностью в общении;

3) праксический с усиленным стремлением к достижению цели и получением удовольствия от движения вперед;

4) гностический, которому свойственно постоянное стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления;

5) глорический с преувеличенной потребностью в восхищении и преклонении других людей;

6) пугнический, отличающийся в неудержимом влечении к опасности, борьбе с ней, риску;

7) акизитивный с преувеличенной склонностью к накоплению и получению от этого наслаждения;

8) романтический со стремлением ко всему необычному, неизведанному, чудесному;

9) гедонический со склонностью к получению удовольствий и наслаждений на основе удовлетворения чисто органических или близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте.

Направленность включает в себя несколько связанных иерархических форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, мировоззрение, убеждение.

? Влечение – наиболее примитивная, биологическая форма направленности. Это часто неосознаваемое побуждение что-либо сделать.

? Желание – состояние актуализированной, т. е. начавшей действовать осознанной потребности, сопровождаемой стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

? Стремление – готовность действовать для удовлетворения желания определенным образом, возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

? Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание к какому-либо объекту или явлению. Это познавательная форма направленности.

? Склонность – предрасположенность к чему-либо, возникает при включении в интерес волевого компонента.

? Мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир.

? Убеждение – высшая форма направленности – система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Все формы направленности личности одновременно являются и мотивами ее деятельности. Таким образом, именно мотивационно-потребностная сфера является фундаментом направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели человека.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Понятие личности и ее психологические признаки

 

 

Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально — психологическими особенностями.

 

 

В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.

 

 

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:

1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.

Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально — и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.

Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе.

Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно сформироваться и эффективно проявляться.

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.

Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека.

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Таким образом, в психологии под личностью подразумевается ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Личность — это социальное качество человека, степень его включенности в системы социальных отношений.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой — в процессе обучения и воспитания человека можно активно влиять на этот процесс.

 

Соотношение понятий «человек»-«индивид»-«личность»-«индивидуальность»

 

 

Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно. Самое широкое понятие человек — это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo Sapiens. Человек, в отличие от животных, наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т. п. Вместе с тем человек — существо общественное. Человек — носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вспомните отличия психики человека от психики животных.

Индивид — человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

 

 

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Индивидом рождаются, а личностью становятся.

Личность — это сознательный индивид. Это — социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек рождается биологическим существом, в процессе социализации становится собственно человеком (индивидом) далее личностью, качество которой зависит от среды, культуры и других многочисленных социальных характеристик его окружения. В понятии «личность» — явление и сущность не совпадают. В личности мы склонны видеть конкретного человека. Однако сущность отдельной личности — ее социальные качества. Физическая природа человека не меняется тысячелетиями. Социальные же качества человека проявляются в социальных отношениях, т. е. есть сеть общественных отношений, в которые каждый попадает с рождения (где, в каком обществе — от этого зависит даже имя человека). Личностные черты зависят от потребности общества, т. е. существует заказ общества: какие типы личностей ему нужны.

Индивидуальность — это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других — малозаметно.

При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям, т. е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое.

Процесс социализации начинается, но не заканчивается, длится всю жизнь: человек усваивает, что такое ответственность в процессе социализации (наказание ребенка за какие-то проступки т. п.), разная социализация — разное отношение к закону, нормам, ответственности (пример: принц и нищий).

 

studfile.net