Можно ли простить обиду: Не могу простить обидчика. Что делать? / Православие.Ru

Содержание

Прощение — билет в Царствие Небесное

«Прости» — такое короткое слово, но как трудно порой нам его произнести. А еще труднее бывает простить. Простить по-настоящему, так, чтобы не осталось на душе ни тени обиды. А бывают обиды, которые можно не прощать? Можно ли считать, что человек тебя простил, если он потом не хочет с тобой общаться? Как вообще понять, простил ли ты? И почему все-таки прощать нужно? Мы поговорили об этом с протоиереем Виталием Колпаченко, настоятелем Крестовоздвиженского храма в Хвалынске.

— Отец Виталий, что это значит — простить? Что происходит в душе человека, который прощает?

— Я думаю, что каждый, кто прощал, испытывал это чувство, когда говорят: словно камень с души упал или как будто узел развязался. Почему так происходит? Если человек обременен какой-то тяжестью, ему тяжело идти. Так и душе, согбенной под тяжестью обиды, трудно расти, развиваться. Но надо понимать, что эту тяжесть не обидчик на нас взваливает, а мы сами, когда отказываемся прощать. А прощая, мы от этой тяжести избавляемся и начинаем дышать полной грудью.

Но дело не ограничивается повседневностью, земной жизнью. По большому счету, прощение — это билет в Царствие Небесное. По сути, от того, умеем мы прощать или нет, зависит наша вечная участь. Ведь что такое прощение? Это помилование. То есть, если я не хочу простить, это значит, я не хочу помиловать этого человека. Не хочу ему спасения. Я сознательно для него закрываю дверь в Царствие Небесное. Или если не сам закрываю, то кричу кому-то: «Эй, закройте перед ним дверь! Он не должен пройти туда!». Но мы точно так же закрываем эту дверь и перед собой. Господь же поставил эти два действия — прощать и получать прощение — в прямую зависимость друг от друга: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Он совершенно четко это обозначил: если вы не прощаете, то и Я вас не прощу. Без вариантов! То есть, когда во время второго пришествия Господь придет судить нас как праведный Судья, от того, прощали мы или нет, зависит, будет ли вообще рассматриваться наше «дело». Если не прощали — сразу на вечные муки.

Прощение — это центральный пункт нашего спасения. Святые отцы в один голос говорят: ни пост, ни молитва, ни какие-то другие духовные упражнения не помогут тебе, если ты не простил. Не будет тебе никакой пользы от этого. Даже можешь не трудиться. Бог не примет твоего поста, твоих молитв. Но важно не только уметь прощать, нужно обязательно и самим просить прощения у тех, кого мы обижаем, признавать свои грехи перед ближними. Почему Великий пост начинается с Прощеного воскресенья и с воспоминания об изгнании Адама из рая? Потому что в этом эпизоде человеческой истории заключены суть и значение акта признания своей ошибки. Попросил бы прощения Адам у Бога за свой проступок, остался бы в раю. Но Адам вместо этого скрылся от Создателя между деревьями рая (см.: Быт. 3, 8). Не прося прощения, мы сами себя изгоняем из рая. А когда просим прощения, возвращаемся в него.

— От чего зависит способность человека прощать?

— От знания духовных законов и от духовной зрелости. По большому счету, вся наша духовная жизнь состоит в совершенствовании этого навыка. Это как в спорте. Сначала мы работаем с небольшим весом, постепенно нагрузку увеличиваем, а после упорных тренировок можем поднимать вес, в несколько раз превышающий первоначальный. Так и в духовной жизни — нагрузка идет по нарастающей. Сначала учимся прощать мелкие обиды, потом — более тяжелые, сначала от посторонних, потом от самых близких, от тех, от кого мы совсем не ожидаем подвоха. Господь не дает нам испытаний сверх сил, и каждый раз нам придется проходить этот урок прощения на более высоком уровне, повторяя путь нашего Спасителя. Ведь, по сути, что было на Кресте? Это тоже был акт прощения. Приведу такое сравнение: наше сердце, как губка, которой моют посуду. Сожмите губку в кулаке, из нее будет сочиться некий состав, которым она пропитана. Так и из нашего сердца, когда его сдавливают жизненные обстоятельства, сочится то, чем оно наполнено. Горький сок обид, ненависти, зависти или сладкий сок любви. Когда Господь был распят, дьявол максимально, насколько ему было позволено, сдавил сердце Господа в надежде, что, может, хотя бы вот та, последняя, капля окажется горькой. Ведь на протяжении всей земной жизни Спасителя Он являл миру только любовь, всепрощение, милосердие. А со Креста доносится: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23, 34). Опять безграничное милосердие к Своим палачам. Жено! се, сын Твой (Ин. 19, 26) — обращение к Своей Святой Матери. Се, Матерь твоя — к апостолу Иоанну (Ин. 19, 27). В этих словах Его сыновняя забота о Матери, забота об учениках. Вот и наше сердце на протяжении жизни так же будет сжиматься в каких-то скорбях. И тогда мы увидим, что в нем — от избытка сердца говорят уста (Мф. 12, 34).

— То, что Вы говорите, выводит вопрос о прощении на совершенно иной уровень восприятия. Получается, это не просто наше личное дело, не только межличностные отношения, это вопрос наших отношений с Богом. Мне сейчас по-настоящему стало страшно, когда я вспомнила, как говорила кому-то: «Никогда тебе этого не прощу». И захотелось провести внутреннюю ревизию: а не осталось ли застарелых, непрощенных обид, о которых я не помню.

— Да, в нашей обыденной жизни, в суете повседневности мы порой забываем о Боге. А забывать нельзя, что бы ни происходило. Расскажу историю, которая каждый раз, когда я ее вспоминаю, приводит меня в сердечное умиление и помогает трезво смотреть на вещи. Это случилось в Средние века в одном из сел Византии. Люди в этом селе жили очень дружно, трудились, молились. Бог же хочет, чтобы между нами была любовь, дружба, чтобы мы укреплялись душевно, духовно, интеллектуально, но дьяволу это не нравится, и он обязательно вмешивается в человеческие дела. А потом люди удивляются: как же так, были не разлей вода, а тут вдруг что-то произошло, и заклятыми врагами стали. Надо понимать, что это не само по себе происходит, за этим всегда скрывается противник рода человеческого. Так вот, пробежала между селянами какая-то искра раздора. А если искру сразу не погасить, очень быстро разгорится конфликт. Как же ее можно погасить? Только взаимным прощением. Но в тот раз люди это сделать не сумели, и конфликт разгорелся нешуточный. Фактически село разделилось на два враждующих лагеря. Еще немного, и могла пролиться кровь…

А на краю села жил отшельник, который дал Богу обет молчания. Так сильно его поразила фраза: от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37), что он наложил печать на свои уста. И вот приходят к нему представители двух враждующих лагерей с просьбой их рассудить. Просят: «Скажи нам слово о любви, примири нас, мы все тебя уважаем, только ты можешь остановить этот раздор». Отшельник жестами показывает, что не может выполнить их просьбу, поскольку дал обет молчания. Они настаивают: «Мы ждем тебя в ближайшее воскресенье. Если не придешь, то прольется кровь, и она падет на тебя». Посланники ушли, а старец стал размышлять, как же ему быть? С одной стороны, он дал обет Богу, который нельзя нарушить, с другой — люди на грани смертоубийства. И вот наступает воскресенье. Все жители села собрались в храме. Ждут мудреца. Проходит день, его нет. Уже вечер, стемнело, и вдруг шепот пронесся по храму: «Идет, идет»… Старец заходит в храм, все перед ним расступаются. Он берет зажженную свечу, молча подходит к Распятию. Поднимает свечу к голове Спасителя. В храме полумрак, и свеча освещает лицо Господа: терновый венец, капли крови, печать муки на Его лице. Старец опускает свечу сначала к правой руке, потом к левой, высвечивая раны от гвоздей, затем подносит к ногам, к пробитому ребру, ставит свечу на место и так же, молча, уходит. Несколько секунд в храме царила тишина, а потом он наполнился рыданием. Это было самое мощное слово о любви. О любви Бога к человеку. И о Его просьбе к человеку: прощать. И Он Сам дал нам пример, как это нужно делать, будучи абсолютно безгрешным. Можем ли мы отказывать кому-то в прощении после этого?

 — Состояние непрощения — очень тяжелое, и тем не менее люди годами, десятилетиями обиды в себе носят. Почему они держатся за них?

— Любви мало. Если бы в нашем сердце была любовь, то прощать было бы легко. Святой Ефрем Сирин говорил, что все грехи человеческие умещаются на ладошке. А любовь — это океан. Брось туда эти грехи, они растворятся без следа.

 — А бывают обиды, которые простить нельзя?

— Есть на эту тему замечательный рассказ Лескова «Христос в гостях у мужика», который я посоветовал бы прочитать. Вкратце перескажу его, чтобы понимать, о чем речь, и тогда мы ответим на Ваш вопрос. Главный герой рассказа Тимофей не мог простить своему дяде, что тот отобрал у него наследство и женился на девушке, которую этот молодой человек любил. Тимофей был очень благочестивым, хорошо знал Священное Писание, но считал, что то, что сделал ему дядя, простить нельзя. Много лет он носил в душе тяжесть этой обиды, пока однажды Господь чудесным образом в Рождественскую ночь не привел этого самого дядю в дом к Тимофею. Тимофей в эту ночь ждал к себе в гости Самого Господа. А Господь прислал к нему его обидчика, который, оказывается, много лет искал племянника, чтобы испросить у него прощения за свои злодеяния. Они примирились и жили потом в согласии. Смысл этого рассказа в том, что каждый человек может превратить свое сердце в ясли для Господа, если сумеет исполнить заповедь о прощении. Отвечает эта история на вопрос, есть ли обиды, которые нельзя простить?

— Да, может быть, но все-таки бывают и более страшные вещи: насилие, убийство… Если женщина-христианка, пережившая в юности насилие, говорит, что не может простить человека, который с ней это сделал, страдает от этого, мучается чувством вины от того, что простить у нее не получается, может быть, это все-таки сверх ее сил?

— Когда случаются такие страшные трагедии, полагаю, только твердая вера и знание, что здоровый, нормальный человек не может сотворить такое чудовищное зло, что за ним всегда стоит враг рода человеческого, может помочь это испытание пережить духовно правильно. Надо понимать, что это одержимость, когда человеком руководит злобная сила, и он не принадлежит себе. В таком случае можно только просить помощи Божией, чтобы эту любовь всепрощения в себе отыскать. Она в глубине нашего сердца есть. Бог нам эту способность — прощать — дал. Он не стал бы требовать от нас того, что мы не можем. Но нужно просить Его дать нам эту любовь в себе почувствовать. Мы же не знаем, когда наступит конец нашей земной жизни. И это незнание активизирует духовную работу. Можно ведь и не успеть простить. Главное, чтобы вектор был в сторону желания простить. В простоте сердечной своего израненного сердца нужно молить: «Господи, мне тяжело это простить, даруй мне это прощение!». И это обязательно однажды произойдет. Когда это случится, человек даже не будет понимать, как это произошло. Вот только что был этот тяжелый камень на сердце, и вдруг его не стало. И сердце снова стало живым, дышащим, теплым, любящим, открытым. Это действительно чудо.

— То есть способность простить в нас заложена, но для того, чтобы это произошло, мы должны просить у Господа этот дар прощения воспринять? От нас — только желание, но дарует прощение все-таки Господь?

— Да, есть проступки, которые по человеческим меркам простить невозможно! Но невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). Это та черта, когда в нас начинает действовать Господь.

— По каким признакам мы можем понять, что по-настоящему, а не формально простили обидчика?

— Если после прощения тяжелой обиды мы продолжаем общаться с человеком как ни в чем не бывало. Это признак того, что у тебя есть истинное смирение.

— А можно ли простить человека, но при этом все-таки не желать с ним дальнейшего общения? Ситуации же разные бывают. Например, женщина уходит от мужа-алкоголика, который более двадцати лет издевался над ней и детьми. Он пытается ее вернуть, обещает, что исправится, просит прощения, укоряет ее, напоминает ей, что она христианка и обязана простить и дать ему еще один шанс. Она говорит: я его прощаю, я не держу зла, желаю ему только хорошего, но жить с ним дальше не хочу. Простила ли она?

— Если они двадцать лет вместе прожили, то, наверное, она неоднократно его прощала. И раз он не менялся, то она вправе уйти от него. У каждого человека своя мера терпения и своя мера веры. Есть женщины, которые такое терпят… «Убьет — мученицей стану» — так говорят. И верят, что муж исправится. Они понимают, что их мужчина в плену вражеском. Но на такой подвиг не все способны. И тут надо понимать, что если есть угроза для жизни женщины и ее детей, то, конечно, никто не осудит ее за то, что она бывшему супругу не доверяет. Их брак — это уже перевернутая страница жизни, и она вправе выстроить свою жизнь дальше без него.

— Но не будет ли она осуждена, как не простившая, раз она не хочет с мужем жить?

— Нет, не будет. Если она не говорит о бывшем супруге плохо — благодарю за все хорошее, плохого не помню — она простила. Отсутствие памятозлобия — тоже признак прощения.

— Давайте поговорим о том, что происходит по другую сторону прощения — в душе человека, которого прощают. Меня в свое время потрясли слова митрополита Сурожского Антония, который сказал об этом так: «Это всегда значит, что кто-то тебя достаточно полюбил, чтобы взять на себя твой грех и его изжить в себе. Поэтому мы должны быть готовы смириться, принять это целительное унижение. И только если мы можем его принять всем сердцем, всем сознанием своим, мы можем быть исцелены». Получается, принять прощение — значит, принять «целительное унижение». Владыка далее свою мысль не расшифровывает, а очень хотелось бы понять, что это такое — «целительное унижение». Как Вы считаете?

— Я лишь могу предположить, что имел в виду владыка Антоний. Когда человек совершил очень тяжелый проступок и сам понимает, что такое простить крайне трудно, и, собственно, не надеется на прощение, но вдруг он его получает, то испытывает изумление. Понимает, что ему оказано очень большое милосердие. Тот человек, которого он обидел, в этот момент ни больше ни меньше поступил, как Бог. Прощение — это всегда богоуподобление. Любой, кто искренне каялся на исповеди и получал после нее огромное облегчение, знает это чувство умиления, благодарности и одновременно ощущения собственного недостоинства. Когда ты понимаешь, что Господь рядом, и Он действительно прощает тебя. Вот «целительное унижение», мне кажется, похоже на это чувство. Так через человека прощающего действует благодать Божия. Этот восторг и смирение перед человеком, который, по сути, поступает, как Бог. Такие события могут явиться поворотными в судьбе человека: соприкоснувшись со всепрощающей любовью, его душа может потянуться к Тому, Кто эту способность этому человеку дал. Но это, как мне кажется, возможно лишь при очень больших, тяжких обидах, когда действительно нанесен серьезный урон. Такие примеры в истории Церкви есть. Например, когда преподобномученица великая княгиня Елисавета на третий день после гибели мужа поехала в тюрьму к его убийце, революционеру-террористу Ивану Каляеву. Она не испытывала к нему ненависти, лишь хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала государю прошение о помиловании убийцы.

— Чтобы понять, почему мы должны прощать, может, разберемся, как возникает обида? Мне кажется, мы часто обижаемся потому, что не позволяем людям быть самими собой; потому что они не оправдывают наших ожиданий, не соответствуют нашим представлениям о том, какими они должны быть, по нашему мнению. Но ведь они и не обязаны соответствовать. Так почему мы обижаемся?

— Архиепископ Иоанн (Шаховской) говорил, что активный эгоист обижает, а пассивный обижается. Обидчивость — признак незрелости, инфантильности души. Такие психологически незрелые люди сами хотят быть обиженными, считают, что у них есть на это право, демонстрируют свою обиду, всячески ее подогревают. Это детское поведение. Тут нужно понимать вот что. По сути, обида — это грех, зло. Если ты держишь в себе обиду, ты в себе держишь зло. Вот происходит пищевое отравление. Что самое правильное? Как можно скорее избавиться от токсина, промыть желудок. Бывает, что от того, насколько быстро это сделают, зависит жизнь человека. Так и здесь. Обида — это духовное отравление. Не прощая, человек в себе яд держит. О каком его душевном и духовном здоровье можно говорить? Да и на телесном здоровье непрощенные обиды всегда сказываются. Во взаимоотношениях с людьми нужно всегда помнить, что в большинстве случаев они делают то, что нас задевает, не со зла, а по неосторожности, по неразумию, просто даже не думая, что это может нанести такой урон другому. То есть надо обязательно оставлять за ближним право на ошибку. Это очень важно. Мы все несовершенны. И нам самим это право тоже очень нужно. Если я прощаю другого, то и у меня есть это право на ошибку. Не потому, что я специально хочу ошибиться, а потому, что я — человек, я все равно ошибусь. Это мощный мотив для прощения. Мы же становимся лучше не от победы к победе, а от поражения к поражению.

— На что мы обрекаем себя, если не прощаем?

— На тусклую, безрадостную жизнь, на болезни. Но самое страшное — на богооставленность. Почему апостол Павел говорил: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26), то есть до захода солнца нужно обязательно примириться с обидчиком! Мы же даже «Отче наш» не имеем права произнести, если держим в сердце обиду. Если мы не оставили долгов, мы — лгуны перед Богом. Говорим, «как и мы оставляем», а сами не оставляем. Это такое лицемерие! А что такое не иметь возможности обратиться к Отцу? Фактически тот, кто не прощает, добровольно отказывается от Бога. Обида для него дороже Бога.

— Как быть, если мы все-таки обнаружили в душе росточек обиды?

— Как мы поступаем, когда осознаем в себе грех? Тут же нужно просить у Бога прощения, потом попросить прощения у человека, с которым произошел конфликт, а потом уже сказать об этом на исповеди. Когда возникает какое-то нестроение, нужно дать себе время на размышления. Если это человек посторонний и мы действительно ничего плохого ему не делали, стоит задуматься: может быть, его действия, которые показались нам обидными, вообще не связаны с нами, может, у него какие-то неприятности, и поэтому он так себя вел? Тогда это не имеет к нам отношения. Если же это человек близкий, идешь напрямую к нему и говоришь: «Ты знаешь, я на тебя обиделся вот за это. Прости меня, пожалуйста». И тут происходит чудо. Ты и сам не согрешаешь, и человек понимает, что он сделал что-то не то. Он же мог даже не заметить, что обидел. И он тоже может сказать: «Прости и ты меня, я же виноват». При таком подходе двойная польза. Нужно помнить о том, что, прося прощения и прощая, мы проявляем духовную зрелость. Люди часто заблуждаются, считая, что, простив, проявят слабость. На самом деле обида — признак слабости. Прощение — признак силы.

Журнал «Православие и современность», № 44 (60)

Как простить обиду – лучшие техники прощения от психолога

Каждый из нас наверняка знает ответ на риторический вопрос, зачем нужно прощать. Конечно же, чтобы освободиться от обид и сбросить с плеч груз негатива, стать счастливее, вернуть успешность. Мнение, что прощающий человек на самом деле является слабаком, неверно в корне, только сильному и самодостаточному человеку подвластно искусство прощения.

Так как же стать сильным каждому из нас, как научиться прощать и отпускать все обиды? Рассказывает психотерапевты Colady.

Фото Pexels

Читайте также: Слова и поступки, которые не прощают даже любимому человеку.

Что такое прощение с позиции психологии и философии

Философия объясняет, что прощение – это полный отказ мстить своему обидчику. Прощение имеет более широкий смысл, оно включает в себя и понимание того человека, который нанес обиду.

В психологии под прощением понимают акт отказа от чувства мести, то есть буквально абстрагирование от обиды, которую нанёс обидчику человек. Когда мы прощаем, потребность мстить не приходит в голову. Это логично. Если человек говорит другому, что простил его, но всё же жаждет возмездия — он лукавит. Истинное прощение подразумевает не стирание памяти о перенесённой боли, а её «заморозку».

Комментарий психолога Анны Владиморовой

Настоящее прощение — это принятие человека и ситуации такими, какие они есть. Например, если друг вас подвел и не выполнил обещание, то прощение будет означать, что вы приняли тот факт, что он такой и поступил именно так, и больше на эту тему вы не думаете и не переживаете: как он мог, да я бы никогда и т. д. При этом прощение не означает, что вы надеваете розовые очки и не делаете выводов из ситуации. Но часто мы носим обиду из скрытой мести, надеясь, что это человека чему-то научит, что он заслужил это и т. д.

На самом же деле, обида делает плохо только нам самим, причем она вредит не только нашей психике, но и нашему физическому телу, вызывая болезни.

Есть хорошая притча на эту тему, где каждая обида сравнивается с картофелиной, которую человек носит с собой в мешке. Чем больше обид — тем больше картофеля в мешке, он становится тяжелым и начинает дурно пахнуть. И в какой-то момент вы понимаете, что это ВАМ выгодно отпустить этот мешок.

Как научиться не обижаться? Учиться не строить ожидания относительно других людей, и учиться вовремя избавляться от своего мешка с картошкой, самостоятельно или с психологом.

Анна Владимирова

Задать вопрос

Нужно ли мстить своему обидчику?

У большинства людей в ситуации, когда они на себе испытали всю боль от обиды, появляется большое или маленькое желание отомстить этому человеку. Но становится ли легче от того, что ты отомстил?

Может быть, после отмщения своих обид вначале и возникает чувство удовлетворения, но потом появляется другое чувство – гадливость, обида уже за себя самого. Отомстивший автоматически становится на тот же уровень со своим обидчиком и пачкается в той же грязи.

Зачем нужно прощать?

Фото Pexels

Психологи утверждают, что необходимо научиться прощать любого обидчика – неважно, будете Вы с ним дальше пересекаться по жизни, или нет.

Удивительные наблюдения психологов говорят о том, что на самом деле, прощение необходимо не обидчику – неважно, это близкий Вам человек, или совсем чужой – а именно Вам. Простивший человек не имеет больше стрессов и переживаний, он способен отпустить обиды, поняв того, кто их нанес.

Если не прощать, человек продолжает и дальше переживать свои обиды, которые только обрастают новыми и новыми переживаниями, становясь основной причиной неуспеха в жизни. Обиды способны перерасти в ненависть, которая застит глаза и мешает стать просто счастливым.

Как прощать обиды правильно

Обида – это непродуктивное чувство, от которого необходимо научиться избавляться. Надо сказать, что умение прощать – это целое искусство, требующее колоссальной работы над собой, затраты большого количества душевных ресурсов.

Психологи утверждают, что для выработки умения прощать в среднем необходимо работать по 50 ситуациям обид в своей жизни.

Как простить обиду — технология прощения:

  1. Осознание самого чувства обиды
    Человек, переживающий обиду, должен себе признаться в том, что она существует, что он готов с ней работать и в конце концов устранить. Многие, желающие избавиться от обиды люди, но не знающие, как это сделать, на данном этапе просто не хотят признаваться себе в том, что имеют обиду, загоняя её глубоко в подсознание, откуда она и начинает потихоньку разрушать позитив.
  2. К работе по искоренению обиды необходимо подготовиться

    Совет психологов – после осознания факта обиды человек должен твердо решить работать с ней. Работе по искоренению своей обиды человек должен уделять, как минимум, двадцать минут в день. Эту работу необходимо воспринимать, как важный тренинг.
  3. Проиграть обиду в деталях
    Вы должны в деталях представить себе вновь обидную ситуацию, которая произошла. Вспомните, как выглядел Ваш обидчик, что он Вам сказал, как себя вел. Постарайтесь представить себе, какие чувства испытывал обидчик, какие мысли у него возникали о Вас. Психологи советуют вначале вспомнить все детали ситуации, а затем – подробно записать на лист бумаги. Для такой работы лучше вести личный дневник, который затем поможет оценить эффективность работы над собой.
  4. Ответить на следующие вопросы, как адвокат и как прокурор (по 2 ответа на вопрос)
    • Были ли его ожидания реалистичными, ведь в последующем они не сбылись?
    • Этот человек знал о своих ожиданиях, был согласен с ними?
    • Не противоречит ли ожидаемое поведение личным его убеждениям?
    • Почему этот человек поступил так, а не иначе?
    • Нужно ли наказывать этого человека за содеянное?

    Отвечая на эти вопросы, запишите свои ответы. Поставьте плюсы у тех ответов, которые отражают истинное состояние обиженного человека. Подсчитайте плюсы и минусы – при понимании ситуации и умении прощать обиды плюсов должно быть больше у тех ответов, которые были от лица адвоката.

  5. Поменять своё отношение к обидевшему человеку, отвечая на вопросы
    • Как этот человек мог бы избежать обиды, как он должен был себя вести?
    • Откуда вдруг возникло ошибочное ожидание этого поведения обидчика?
    • Как построить свои ожидания в следующий раз, чтобы не переживать больше обиду?
    • Что мешает правильному построению ожиданий, и как устранить эти препятствия на пути к прощению?
    • Как вообще можно избавиться от своих пустых ожиданий и значительно улучшить отношения с людьми вообще, и со своим обидчиком – в частности?

Технология прощения обиды от специалиста по работе с внутренней энергией, Яны Фиаре

Прощение — уникальная способность и дар человека.

Прощение — это свобода и текучесть внутренней энергии человека.

Простить — это дать внутренней энергии протечь, прощая, человек не блокирует свою жизненную силу!

Как научиться прощать?

  1. Осознайте, что обида — это энергия, которая заточена и заблокирована. Простив, человек не создаёт блока в себе, в теле и в своей жизни, энергия течёт и даёт новый разворот в жизни, движение вперёд, решение вопросов.
  2. Обида — это напряжение внутреннее и конфликт, а что даёт напряжение и конфликт? Вы сами знаете. Люди в обидах могут годами изводить себя негативными мыслями и переживаниями. И это всё не приносит никакой пользы, только наносит вред физическому и психическому здоровью.
  3. Обида — это крючок, сцепление с тем или иным человеком, с тем или иным уровнем, с той или иной ситуации. И они будут повторяться и повторяться, пока человек не осознаёт эту точку. Через прощение, человек может расцепиться со многим и не тянуть все это в сегодняшней день.

Обида — разрушительная сила. И каждому принимать решение — хочет ли он находиться в вибрациях обиды или готов выходить в новое качество жизни.

Если вас кто-то обижает или происходит событие, вызывающее у вас реакцию, в этот момент необходимо поразмышлять и причину внутреннего конфликта необходимо искать в себе. К сожалению, чаще всего только через страдания человек может осознать что-то ценное — поразмышлять о жизни, увидеть свои недостатки, вспомнить о ценностях.

Не сопротивляясь ситуации, а вынося из нее уроки, вы поднимаетесь своим сознанием, идёт ваше становление и рост.

*****

Научитесь смотреть на произошедшую ситуацию не со своей позиции, а с позиции стороннего наблюдателя. Если обида захлестывает вас, попробуйте представить масштабы своей жизни и следом – масштабы этой обиды в сравнении с первыми.

Вы увидите два объема – огромную вселенную — Вашу жизнь, и маленькую песчинку в ней, то есть обиду. Надо ли расходовать время своей жизни на переживание этой песчинки?

Простить, но не забыть обиду: как научиться прощать без обид

Как часто в жизни нам приходится прощать, но не понимать. Действительно ли, если вас обидели, то непременно надо выдавливать из себя прощение?

Можно простить, но не забыть обиду. Мы прощаем, потому что должны, – так нас научили в детстве. Но как прощать, чтобы испытать истинное облегчение? Если прощение не помогает, быть может, прощать и не стоило?

Прощение подлинное и мнимое

Нам с детства твердят, что отпущение чужих грехов – дело полезное. Оно избавляет от разъедающего изнутри яда обиды.

Однако достичь подлинного духовного очищения и облегчить себе жизнь после прощения удается далеко не всем. У большинства людей получается простить, но не понять обидчика. Насколько это “прощение” будет соответствовать реальным чувствам – большой вопрос.

Приведем простой пример.

Жили-были Иван да Марья. Он изменил ей – обычная история. Она, как водится, погоревала немного и простила его. На словах вышло все красиво и трогательно. Но червячок обиды продолжал жить в душе Марьи. При встрече с Иваном он начинал ворошиться в девичьей душе. Ни одно свидание не обходилось без упреков и ссор. В результате пара все-таки распалась.

Читайте по теме Манипуляции в семейных конфликтах и ссорах

Почему же не сработало в этой истории житейское правило: простить – значит забыть? Да потому что прощение было вынужденным – то самое “мнимое прощение”. Вместо капитального «ремонта» уязвленной души был сделан косметический. Ментальную грязь – обиду, унижение, чувство несправедливости – просто убрали с глаз долой.

Загнанный в уголок душевного лабиринта энергетический мусор никуда не делся. Он постоянно напоминал о себе страхом возможного повторения той убийственной ситуации. Марье удалось лишь на словах простить, но не забыть обиду, нанесенную Иваном.

Такое ложное прощение вреднее самой обиды. Это враг, который может в любой момент нанести удар в спину. Он способен не только усугубить душевные муки, но и навредить телесному здоровью.

Как научиться прощать обиды?

Знатоки души человеческой утверждают: настоящее прощение нуждается в компенсации. Если вас обидели, вы успокоитесь только тогда, когда получите достойное возмещение за причиненный вам ущерб.

Иначе чувство обиды – эта неуемная бурлящая темная страсть – никуда не денется. Она будет бередить в глубине души незаживающую рану и периодически всплывать на поверхность под самыми разными личинами.

Вот только некоторые проявления искусственного прощения:

  1. Месть.

    Неискупленная обида часто оборачивается своей родной сестрой – местью. Такое превращение не всегда осознается человеком. Часто оно бывает подспудным. Так, Марья, вроде бы простившая вероломного Ивана, – предположим, они снова стали жить-поживать вместе, – будет всячески досаждать ему. То в близости откажет, то устроит сцену ревности, то замучает допросами. Таким «прощением» можно любимого и со свету извести.

  2. Гнев.

    Неизбывная обида способна периодически являться под маской гнева. Вспышки ярости, подогреваемые постоянно накапливающимся раздражением, будут внезапно затмевать разум страдальца, поражая его, как гром среди ясного неба.

  3. Страх.

    Обиженный человек, сумевший простить, но не понять виновника своих бед, подвержен паническим атакам. Его постоянно будет преследовать страх повторения испытанного однажды позора. Это знобящее чувство не позволит разжечь костер новых отношений, довериться кому-то, раскрыть душу.

  4. Телесные хвори.

    Многие тяжкие недуги тела являются следствием загнанных внутрь отрицательных эмоций. Эта темная энергия не может долго «сидеть взаперти». Как чертик из табакерки, она постоянно рвется наружу, постепенно разрушая организм.

Какую компенсацию надо требовать?

Мало знать, что бывает прощение подлинное и мнимое. Надо не стесняться настоять на возмещении.

Оно должно быть пропорциональным обиде. Это могут быть слова извинения или другие знаки внимания. Неважно, в каком виде вам возместят урон – главное, чтобы этого было достаточно для прощения лично вам.

В иных случаях можно взять и деньги за моральный ущерб. Ведь если у вас украдут драгоценности, вряд ли вас успокоят слова грабителя: «Извините, я больше так не буду». Вы как минимум потребуете от него сполна возместить материальную потерю.

В случае обиды вы должны вернуть себе не бог весть что, а утраченное доверие и душевное равновесие. Иначе можно всю жизнь тщетно искать ответа на вопрос, как научиться прощать обиды. В отличие от мести, такой способ решения проблемы никому не принесет зла.


Компенсация – это хороший поступок со стороны того, кто поступил плохо.


Она ставит точку в выяснении отношений. У обидчика есть шанс загладить свою вину. А оскорбленной стороне не нужно взваливать на себя непосильную ношу – решить простить, но не сумев забыть обиду.

Конечно, начисто стереть из памяти случившееся не получится. Но зато не будет повода постоянно корить провинившегося в содеянном, мысленно пережевывая давнишние огорчения. Компенсация позволит участникам инцидента окончательно расквитаться.

Читайте по теме Как реагировать, если на вас обиделись?

Как быть, если возмещение обиды невозможно?

Если окажется, что ваш обидчик вне зоны доступа – уехал, пропал, сбежал, – не торопитесь с прощением.

Прежде постарайтесь восстановиться. Благо, не всегда приходится «зализывать раны» в одиночку. Иногда судьба посылает помощников в этом деле.

К примеру, если Марья не получит компенсации от Ивана и они расстанутся, то унять муку красавицы-девицы поможет новый суженый. Его появление отогреет ее окоченевшую от разочарований душу, и Марья снова поверит в любовь. А тогда уже сможет окончательно простить изменщика.

Если же такого подарка судьбы девушка не дождется, пережить свою печаль ей придется самостоятельно. Но и в этом нет ничего страшного. Мудрые люди уверяют: такой опыт полезен для зрелости души. В будущем он даст силы не просто простить, но и искренне поблагодарить обидчика за все хорошее. А это уже высший пилотаж в искусстве прощения. Научиться прощать обиды, не оставляя груза на душе, важно вам самим. Поэтому не имитируйте прощение ради прощения.

Что Библия говорит о прощении? Что значит простить?

Ответ

Библия никогда не дает «словарного» определения прощения, но показывает нам множество его примеров. Величайшим из всех примеров является прощение Бога. Хотя в следующем отрывке не используется слово прощать , оно прекрасно описывает концепцию Божьего прощения:

Псалом 103:8–12: Господь сострадателен и милосерд, долготерпелив, многолюбив. Он не всегда будет обвинять, и он не будет вечно таить свой гнев; Он не обращается с нами так, как того заслуживают наши грехи, и не воздает нам по нашим беззакониям. Ибо, как высоко небо над землей, так велика его любовь к боящимся его; Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши.

Важно отметить, что прощение действует в сфере греха. В большинстве отрывков Библии, содержащих слово прости или прощение , упоминается грех. Вот типичные примеры:

Бытие 50:17: Я прошу вас простить вашим братьям грехи и обиды, которые они совершили, так плохо обращаясь с вами. Теперь, пожалуйста, прости грехи рабам Бога твоего отца.

Исход 32:32: Но теперь, пожалуйста, прости их грех.

Левит 4:35: Так священник искупит их за грех, который они совершили, и они будут прощены.

1 Царств 25:28: Пожалуйста, прости твоему слуге самонадеянность.

Матфея 12:31: Итак, говорю вам, всякий грех и клевета могут быть прощены, но хула на Духа не простится.

Луки 5:20: Иисус, увидев их веру, сказал: «Друг, прощаются тебе грехи твои».

Чтобы человек обрел истинное прощение, он или она должны признать грех. Это называется исповедью. Если человек пытается выдать грех за простую ошибку, человеческую слабость или временную оплошность; или если он или она просто полностью отрицает грех, это является препятствием для прощения.

1 Иоанна 1:8–10: Если мы говорим, что мы без греха, мы обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если мы исповедуем свои грехи, Он верен и справедлив и простит нам наши грехи и очистит нас от всякой неправды. Если мы заявляем, что не согрешили, мы выставляем его лжецом, и его слова нет в нас.

Бог прощает грех, но это не значит, что Он просто «смотрит в другую сторону» или «заметает его под ковер». Наказание за грех — смерть (Римлянам 6:23), и это наказание должно быть уплачено.

В Ветхом Завете Бог позволил жертвенному животному занять место грешника. В Левите 5:15–16 говорится: «Если кто-либо изменяет Господу, согрешая непреднамеренно в отношении какой-либо из святынь Господа, он должен привести Господу в наказание овна из стада, без порока и надлежащей стоимости в серебре, по сиклю священному. Это жертва вины. Они должны возместить то, что они не сделали в отношении святыни, уплатить дополнительный штраф в размере одной пятой ее стоимости и отдать все это священнику. Священник очистит их овном в жертву повинности, и они будут прощены».

Автор Послания к Евреям замечает: «Закон требует, чтобы почти все очищалось кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22). Однако на самом деле кровь жертвенных животных не платила за грех. Оно просто откладывало суд до тех пор, пока не могла быть предложена лучшая жертва, чтобы полностью заплатить за грех и сделать возможным прощение. Послание к Евреям 10 объясняет это подробно, но следующие выдержки из этой главы обрисовывают в общих чертах ход рассуждений:

Закон — лишь тень грядущих благ, а не сама реальность. По этой причине оно никогда не может, одними и теми же жертвами, бесконечно повторяемыми из года в год, сделать совершенными тех, кто приближается к поклонению. Иначе разве их не перестали бы предлагать? Ибо молящиеся были бы очищены раз и навсегда и уже не чувствовали бы себя виноватыми в своих грехах. Но эти жертвы являются ежегодным напоминанием о грехах. Кровь тельцов и козлов не может смыть грехи. (Евреям 10:1–4)

День за днем ​​каждый священник стоит и исполняет свои религиозные обязанности; снова и снова он приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут уничтожить грехи. Но когда этот священник принес за все время одну жертву за грехи, он сел одесную Бога. (Евреям 10:11–12)

«Вот завет, который Я заключу с ними после того времени, говорит Господь. Я вложу Мои законы в их сердца и напишу их в их мыслях». Затем он добавляет: «Грехов их и беззаконий я более не вспомню». А там, где они прощены, жертва за грех больше не нужна. (Евреям 10:16–18)

Чтобы Бог простил нас, Иисус отдал Себя в жертву за грех. Иисус упомянул об этой жертве на Тайной вечере, когда сказал Своим ученикам: «Сие есть Кровь Моя завета, за многих изливаемая для прощения грехов» (Матфея 26:28). После воскресения апостолы несли весть о прощении через Иисуса Христа по всему миру, проповедуя и иудеям, и язычникам:

Деяния 10:43: Все пророки свидетельствуют о нем, что всякий верующий в Него получает прощение грехов через Его имя.

Деяния 13:38: Итак, друзья мои, я хочу, чтобы вы знали, что через Иисуса возвещается вам прощение грехов.

Ефесянам 1:7: Во [Христе] мы имеем искупление Его кровью, прощение грехов по богатству Божьей благодати.

Итак, Бог прощает людей на основании жертвы Христа. Единственное требование состоит в том, чтобы грешные люди исповедовали свой грех, отвернулись от него и доверились Иисусу Христу как Спасителю. Как только человек испытал прощение Бога, он или она может (и несет ответственность) прощать других. «Снисходите друг к другу и прощайте друг друга, если у кого-то из вас есть обида на кого-то. Простите, как и Господь простил вас» (Колоссянам 3:13). На самом деле, те, кто отказывается прощать, выдают тот факт, что они не понимают, сколько собственных грехов им нужно простить. Христиане должны быть готовы прощать людей, согрешивших против них. Каждый человек обидел Бога гораздо больше, чем другие люди. Иисус иллюстрирует это в Евангелии от Матфея 18:21–35:9.0003

Тогда Петр подошел к Иисусу и спросил: «Господи, сколько раз мне прощать моего брата или сестру, которые согрешают против меня? До семи раз?

Иисус ответил: «Говорю тебе не семь раз, а семьдесят семь раз.

«Поэтому Царство Небесное подобно царю, который захотел свести счеты со своими слугами. Когда он начал поселение, к нему привели человека, задолжавшего ему десять тысяч мешков золота. Так как он был не в состоянии заплатить, хозяин приказал продать его, его жену, его детей и все, что у него было, в уплату долга.

«При этом слуга упал перед ним на колени. «Потерпите меня, — просил он, — и я все верну». Хозяин слуги сжалился над ним, простил долг и отпустил его.

«Но когда этот слуга вышел, он нашел одного из своих товарищей по службе, который был должен ему сто серебряных монет. Он схватил его и начал душить. — Верни мне то, что ты мне должен! — потребовал он.

«Его сподвижник упал на колени и умолял его: «Потерпи меня, и я верну».

«Но он отказался. Вместо этого он ушел и бросил человека в тюрьму до тех пор, пока он не сможет заплатить долг. Когда другие слуги увидели, что произошло, они возмутились и пошли и рассказали своему господину обо всем, что произошло.

«Тогда господин позвал слугу. «Злой ты слуга, — сказал он, — я простил весь твой долг, потому что ты умолял меня. Не надлежало ли тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебя?» В гневе господин его отдал его тюремщикам на истязание, пока он не отдаст всего, что должен.

«Вот как мой Небесный Отец будет относиться к каждому из вас, если вы не простите своего брата или сестру от всего сердца».

Мы часто слышим фразу прости и забудь , и это может ввести в заблуждение. В ответ на эту фразу иногда мы слышим: «Я прощу, но никогда не забуду». Простить и забыть не означает, что у человека, которого обидели, развивается какая-то освященная амнезия. Человек, подвергшийся насилию, никогда не забудет, что это произошло. Человек, пострадавший от прелюбодеяния супруга, всегда будет помнить этот опыт. Родитель, у которого похитили ребенка, вероятно, будет думать об этом преступлении каждый день, который он или она проведет на земле. Тем не менее, каждый из этих людей, против которых согрешили, может простить, а также забыть, пока библейское определение забудьте в поле зрения.

В Библии запоминание и забывание не связаны с сохранением информации в мозгу. В Бытии 8:1 после потопа «Бог вспомнил о Ное». Означает ли это, что на какое-то время Бог забыл о Ное, затерял его среди вод потопа, а затем однажды вспомнил и решил, что Ему лучше проверить его? Нет, библейское понятие помнить связано с «решением действовать», а забыть означает «отказаться действовать» на основании чего-то. Когда в Библии говорится, что Бог «вспомнил» Ноя, это означает, что Бог решил действовать от имени Ноя и послал ветер, чтобы вода быстрее ушла. Бог обещает, что в Новом Завете «Я прощу им злодеяния и не буду более вспоминать их грехов» (Иеремия 31:34; ср. Евреям 8:12; 10:17). Бог не забывает, что люди согрешили, но, когда Он прощает, Он решает не действовать на основании этих грехов. Это похоже на чувство, выраженное в 1 Коринфянам 13:5, где «любовь не ведет записи о несправедливостях». В фразе прости и забудь , эти два термина на самом деле синонимы. Оба означают, что человек, который простил, не будет продолжать держать этот грех против обидчика или учитывать его в будущих взаимодействиях. Человек может помнить, что это произошло, но он или она может решить не действовать в соответствии с этим — это библейское забвение.

Многие задаются вопросом о прощении людей, которые согрешили, но не исповедовались, не раскаялись или не попросили прощения. Иногда в суде жертвы преступления могут поговорить с преступником до вынесения приговора. Часто потерпевшие рассказывают, как на них повлияло преступление, и просят судью вынести самый строгий приговор. Но иногда жертва говорит обидчику: «Я прощаю тебя». Действительно ли это прощение, если осужденный не сознался и не попросил прощения?

Ответ и «да», и «нет». С одной стороны, жертва часто прощает преступника, чтобы его или ее не снедала ненависть к преступнику. Прощение, предоставленное жертвой в суде, не освобождает преступника от каких-либо юридических наказаний, поэтому государство по-прежнему имеет право преследовать в судебном порядке. С другой стороны, Бог прощает людей, когда они исповедуют свой грех и просят прощения; прощение приходит только через веру во Христа, что предполагает духовное преображение. В примере с залом суда, даже если жертва «прощает» преступника, не может быть установления или восстановления отношений, если преступник не сознается в своем грехе и не ищет прощения.

Цель библейского прощения — не только принести пользу жертве, но и восстановить грешника. Это не может произойти без признания греха со стороны грешника. Поэтому в некоторых случаях согрешивший имеет право не «отпускать», пока грешник не попросит прощения. Хорошие родители должны быть готовы простить, как только их своенравный ребенок признался и попросил прощения, но они имеют право отказать в прощении, пока их ребенок не предпримет шаги, необходимые для примирения. Было бы глупо со стороны отца просто простить своего сына-подростка за неподчинение его правилам (и закону) за вождение в нетрезвом виде, если сын не признает, что то, что он сделал, было неправильным. Однако отец должен быть готов простить, когда условия будут подходящими. В некоторых ситуациях дарование непрошенного прощения обесценивает концепцию и игнорирует серьезность проступка.

Человек всегда должен быть готов прощать каждый раз, когда его просят о прощении, как учил Иисус. Само собой разумеется, что в некоторых из этих случаев просьба может быть неискренней или, даже если она будет искренней, человек совершит то же преступление против нас позже. В конце концов, не это ли мы делаем Богу, и не так ли Он прощает нас?

В одних случаях согрешивший имеет право просто «отпустить», даже если прощения не просят, а в других случаях согрешивший должен дождаться, пока согрешивший не сознается и не попросит прощения прощение, чтобы отношения могли быть восстановлены. Это принцип церковной дисциплины, изложенный в Евангелии от Матфея 18:15–17. Если противостояние грешника приводит к исповеди, то предлагаются примирение и прощение. Если противостояние не увенчалось успехом, конечным результатом является отлучение от церкви. По общему правилу в отношении мелких обид и обид в семье и в церкви человек должен отпустить их — «подставить другую щеку», как выразился Иисус (Матфея 5:39).). Однако, если преступление таково, что подставить щеку невозможно, обиженная сторона обязана поговорить об этом с обидчиком. Ни при каких обстоятельствах нельзя затаивать обиду, взращивать озлобленность, сплетничать о проступке.

Вот несколько вопросов, над которыми следует задуматься в связи с прощением:

• Признал ли я свой грех и получил ли я Божье прощение?
• Есть ли кто-нибудь, против кого я согрешил и у кого мне нужно попросить прощения?
• Есть ли кто-нибудь, кто согрешил против меня и просил у меня прощения, но я отказался простить?
• Есть ли кто-нибудь, на кого я держу обиду за прошлые ошибки?
• Если есть нерешенный вопрос, я просто «отпущу его» или поговорю об этом с обидчиком? (Продолжать держать обиду — не библейский вариант!)
• Готов ли я простить, если обидчик попросит у меня прощения?

Можете ли вы простить кого-то и все же обижаться?

  «Можете ли вы простить кого-то и все же обижаться?» — частый вопрос, который я слышу на консультациях. Мы естественным образом движемся к вещам, которые доставляют удовольствие, и избегаем того, что не приносит удовольствия. Поэтому мы хотим, чтобы боль обиды ушла. Настоящая причина, по которой мы задаемся вопросом, можем ли мы простить кого-то и все еще быть обиженными, заключается в том, что мы испытываем боль и пытаемся понять, не является ли это непрощение причиной продолжения боли. К сожалению, прощение не равно немедленному облегчению боли, особенно при работе с глубокой раной. Простить кого-то и по-прежнему страдать — гораздо сложнее, чем простая формула.

Что такое прощение?

Проще говоря, прощение — это освобождение кого-то от вашего наказания и вверение обиды Богу. Как христиане, мы получаем прощение через искупительную работу смерти Христа на кресте. Иисус заплатил долг за наши грехи. Другими словами, Он понес заслуженное нами наказание – смертей (Римлянам 3:23). Мы призваны прощать, поскольку мы прощены (Ефесянам 4:32).

Имейте в виду, что прощение — это выбор, а действие выбираем мы. Прощение — это не чувство или мгновенное исцеление и облегчение боли.

Почему трудно простить того, кто причинил тебе боль?

Боль, вызванная грехом, сильно влияет на нас как на личностей. Когда мы глубоко ранены, естественно злиться на человека, который причинил нам боль.

Никто не хочет иметь дело с эмоциональной болью, вызванной оскорблением другого. Однако каждый сталкивается с болью и выбором простить. Мы несовершенные люди, живущие в несовершенном мире.

Прощение и исцеление

Есть несколько важных вещей, которые вам нужно знать о прощении и исцелении. Во-первых, прощение и исцеление — не одно и то же. Прощение – это выбор освободить обидчика от нашего наказания и доверить его Богу. Это происходит в одно мгновение. Исцеление — это путешествие, которое требует времени и намерения. Однако имейте в виду, что прощение — это первый шаг, с которого начинается путь к исцелению.

Во-вторых, прощение — это основа, на которой можно строить исцеление. Если вы ждете исцеления, прежде чем прощать, вам будет трудно решить простить обиду. Представьте, что вы строите дом. Перед стенами, крышей заливается фундамент. Прощение — это фундамент, на котором мы строим дом. Другими словами, мы должны заложить фундамент прощения, прежде чем можно будет построить прекрасный дом (исцеление).

Итак, как мы исцеляемся после прощения?

На вопрос «Можете ли вы простить кого-то и все же обижаться?» возникает, я считаю, что настоящий вопрос — «Как лечить?» Есть несколько областей, в которых мы можем начать действовать на пути к исцелению. Заметьте, я сказал «действовать» — есть определенное намерение, которое мы должны приложить для исцеления от прошлой боли.

Обработка боли

Существует два способа обработки эмоциональной боли: словесный и письменный. Вербальная обработка выполняется с мудрым советом – рассказывая о событиях, мыслях и чувствах с вашей точки зрения. Непродуктивно проклинать человека, который причинил вам боль (Матфея 5:44). Скорее обработайте свою точку зрения и опыт. Выберите того, кто будет говорить жизнь в ситуации. Возможно, мудрый друг, пастор или получить христианское консультирование. Вербальная обработка просто выносит обиду на свет.

Далее, письменная обработка. Исследования показывают, что это невероятно мощный способ исцелиться от прошлых обид. Это хорошо работает вместе с вербальной обработкой. Мудрый совет не доступен круглосуточно и без выходных — запись приводит в порядок сложные мысли и чувства.

Важно закончить ведение дневника положительными выводами. Без этого компонента в вашем письме это может быть контрпродуктивным. Получите бесплатно загружаемое руководство по ведению журнала с подсказками для начала работы.

Молитесь

Преодолейте эмоциональную боль и прошлые обиды вместе с Богом. В конечном счете, Он наша сила, убежище (Псалтирь 46:1-3) и целитель (Иеремия 30:17). Возложите на Него свое бремя (1 Петра 5:7).

Ознакомьтесь с 5 целями боли здесь.

Изменить свое мнение

Когда я пережил глубокую боль, мой взгляд сужается до обиды и моей боли. Это замедляет мое исцеление, поскольку я снова и снова прокручиваю в памяти это событие и боль. Это только один вид события.

Учтите, что причиняя людям боль, причиняйте людям боль. Часто люди делают все, что в их силах, с теми немногими инструментами, которые у них есть. Возможно, они не способны делать что-то по-другому — , но . Это не извинение и не терпимость — просто попытка понять.

Подумайте о работе, которую Бог совершает в этой ситуации и через нее. Ведь – Он обещает использовать эту боль для вашего блага и Своей славы (Римлянам 8:28). Каждая глубокая боль, которую я пережил, укрепила меня и подготовила к ободрению других. Это благословение приходит только по Божьей благодати (2 Коринфянам 12:9). ). Извлечение позитива из негативных ситуаций приносит исцеление. Что еще более важно, это переводит мой взгляд с боли на Бога и Его благодать.

Можете ли вы простить кого-то и все же обижаться?

Одним словом — абсолютно! Прощение — это фундамент, который необходимо заложить на пути к исцелению. Когда мы кого-то прощаем, мгновенного исцеления не наступает (особенно когда обида вызывает глубокие эмоциональные раны).

Когда прощение происходит, мы можем выбрать намерение в процессе исцеления. Мы делаем это путем обработки в устной и письменной форме. Молитвенно доводя обиды до Всевышнего. Выбор расширения нашего взгляда на преступление также является жизненно важным компонентом.

Не забудьте подписаться на мгновенную загрузку подсказок для ведения дневника прощения. Это взято прямо из рабочей тетради по прощению.

Может ли быть прощение без покаяния? Часть 1. Блог The Good Book

Проблема

Проблема, которую я замечаю, заключается в том, что христианам часто трудно прощать тех, кто причинил им зло. Напряжение может продолжаться в течение многих лет, даже если они продолжают пытаться простить. Они часто предполагают, что с ними что-то не так, как с жестокосердием и отсутствием любви. Они винят себя в том, что не могут простить других. Возможно, эти неумолимые христиане пытаются сделать то, к чему их не призывал Бог. Возможно, одностороннее прощение фактически невозможно при отсутствии необходимого условия прощения.

«Я все пытаюсь простить ее, но, кажется, не могу отпустить».

«Я простил его, но все еще злюсь на то, что он сделал».

«Я шесть месяцев молился, чтобы простить их».

Эти утверждения являются примерами того, что я много раз слышал от христиан о ком-то, кто обидел их, и о том, как им трудно простить этого человека.

Определение

Обычно говорят о прощении как об основе христианской веры и практики. В отличие от нехристиан, явно подпитываемой Евангелием способностью в личных отношениях является христианская идея прощения, как в этом определении:

«Прощение есть стирание обиды из памяти; это может быть осуществлено только тем, кто оскорблен. Однажды искорененная обида больше не обусловливает отношения между обидчиком и оскорбленным, и между ними восстанавливается гармония». [1]

Каждый христианин знает, что мы должны прощать, когда другие обижают нас. Библейское учение ясно видно из таких отрывков, как Колоссянам 3:13 и Ефесянам 4:32, что, поскольку мы были прощены Богом, мы должны прощать других, которые грешат против нас. Притча Иисуса в Евангелии от Матфея 18:23-35 указывает на соответствие между Божьим обильным прощением нас и относительно минимальным прощением, которое мы обязаны предложить тем, кто грешит против нас.

Приведенное выше определение правильно указывает, что «обида больше не обусловливает отношения», а результатом прощения является «восстановление гармонии». Я думаю, что это важная вещь в прощении для достижения примирения. Учение Иисуса в Евангелии от Матфея 18:15-20 направлено на достижение этой цели фразой: «ты приобрел брата твоего»; то есть вы достигли примирения отношений.

Прощение требует покаяния

В общепринятом христианском понимании прощение упускается из виду как необходимая часть покаяния грешника. Эта часть подразумевается в повелении Иисуса: «Если же согрешит брат твой, пойди и обличи его» (Мф. 18:15). Результатом рассказа другому человеку о том, что было сделано с нами, является то, что брат, который мог знать или не знать, что он поступил неправильно, однажды узнав о своей вине, берет на себя ответственность в раскаянии. Другими словами, когда этот человек раскаивается, прощение является следующим шагом и свободной реакцией на устранение чужой вины.

Иисус более ясно говорит о покаянии как необходимом условии прощения в Луки 17:3-4,

«Если согрешит брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему, и если семь раз согрешит против тебя в день, и семь раз обращается к тебе, говоря: «Каюсь», ты должен простить его» (НАСБ).

Условие «если покается» следует из императива «обличить его», что эквивалентно утверждению Матфея «покажи ему его ошибку». Делали ли мы это в ситуации, когда другой человек обидел нас, и нам трудно отпустить это в прощении? Предпочитаем ли мы уйти от них и вообще избегать этого вопроса, делая вид, что все в порядке? Это не прощение и не примирение.

Прощение, которое не является прощением

Некоторые признаки того, что мы не простили других, являются обычным явлением. Одним из признаков является то, что мы дистанцировались от них, вместо того, чтобы жить в гармонии и сотрудничестве. Это разумно, чтобы защитить себя от дальнейшего ущерба, но молчание далеко не примирение. Несмотря на то, что мы можем говорить себе, что мы простили их и теперь все в порядке, продолжающийся разрыв и холодность в отношениях указывают на то, что мы не простили другого человека.

Еще одним признаком того, что мы не достигли прощения, является то, что мы продолжаем чувствовать горечь или разочарование в связи с ситуацией. Всякий раз, когда другой человек приходит на ум, мы раздражаемся. Преступление их зла против нас остается неразрешенным, поэтому мы несем это бремя. К сожалению, мы настолько привыкли нести это бремя нашей горечи по отношению к другим, что даже не осознаем, что делаем это, подобно тому, как таскаем в рюкзаке камни, которые кажутся нашим обычным грузом в жизни.

Почему мы не «упрекаем его» или «не показываем ему его вину»? Может быть, мы хотим остаться озлобленными, или, может быть, мы хотим отомстить, отрезав другого от отношений с нами. В некоторых случаях серьезного насилия противостояние обидчику приведет к дальнейшему жестокому обращению с нами, поэтому мы просто бежим ради собственной безопасности. Как бы мы ни называли нашу попытку простить без покаяния другого, это не прощение, и мы заплатим цену горечью и потерей гармонии с другими. Более того, раны, которые мы получили от этого человека, будут продолжать обуславливать будущие отношения, так что мы будем взаимодействовать с другими в соответствии с этими травмами. Необработанные раны без необходимого лечения становятся только хуже, как гнойная инфекция.

Божье прощение требует покаяния

Ранее я говорил, что прощение другого человека, который не раскаялся, может быть чем-то, к чему Бог не призывал нас, и может быть фактически невозможным. Прощает ли Бог людей, которые не покаялись? Библейский образец – сначала покаяние, а затем прощение. Рассмотрим два примера:

2 Паралипоменон 7:14

…[когда мой народ] обратится от своих злых путей, тогда Я услышу с неба, прощу их грехи и исцелю их землю.

1 Иоанна 1:9

Если мы исповедуем наши грехи, Он верен, чтобы простить нам наши грехи… (NASB)

В целом утверждение о том, что прощение требует покаяния, согласуется с библейской идеей спасения, которое требует личной веры , добровольное принятие божьего дара. Божие прощение доступно всякому, кто воззовет к Его милости, и обращение включает в себя признание своих преступлений. Прощения нужно желать и принимать, если Бог хочет, чтобы грешник был прощен. Не все люди включены в спасение, так как не все люди готовы покаяться в своих грехах. Если даже Бог не прощает людей без их покаяния, то почему мы должны ожидать, что мы сможем это сделать?

Из этого следует, что если мы хотим ответить Богу готовностью прощать других, «как мы были прощены Богом», мы должны ожидать покаяния от тех, кто причинил нам зло. Многие люди не обращают внимания на то, как они насилуют других, поэтому настоятельное требование «упрекнуть его» или «показать ему его ошибку» имеет смысл помочь им увидеть проблему, в решении которой они участвуют.

Если мы реалисты, то мудрость покаяния как предварительного условия прощения проявляется, когда мы думаем о том, чтобы довериться тому, кто причинил нам зло. Если человек, согрешивший против меня, не признает того, что он сделал, откуда мне знать, что он не сделает этого снова? Было бы глупо продолжать подвергать себя жестокому обращению, и мне было бы трудно «жить в гармонии» примиренных отношений, доверяя кому-то, кто обидел меня в прошлом. С раскаянием у меня есть некоторая уверенность в том, что он уведомлен о том, чтобы не повторять оскорбление, или, по крайней мере, он знает, что я не хочу просто быть его половой тряпкой в ​​отношении этого плохого обращения. Продвигаться вперед в близких отношениях доверия, покаяния с прощением — это совместная работа по преодолению ущерба с полной готовностью жить в ясных отношениях гармонии.

Я осознаю необходимость некоторых предостережений, которые я объясню во второй части. , 1992), 831.

Джон МакКинли

Джон МакКинли является адъюнкт-профессором богословия в Школе теологии Талбота. Его больше всего интересуют богословские вопросы, касающиеся личного общения с Богом. Бог есть, но как Бог вовлекает нас в отношения с ним экзистенциально? Эти вопросы об освящении, ученичестве и христологии привели Маккинли к написанию докторской диссертации об опыте искушения Иисуса Христа. Он продолжал работать над доктринами христологии, экклезиологии и освящения в рамках обучения по этим темам. МакКинли регулярно преподает христианскую точку зрения на человеческое тело, объединяя теологию человеческого тела с лучшими научными знаниями о питании, спорте, моде, медицинских технологиях и обо всем, что помогает нам жить в теле, которое дал нам Бог.