Наблюдение это в педагогике: Наблюдение это

2.4.2. Наблюдение как метод педагогического исследования / 2.4. Методы исследования в военной педагогике / 2. ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ / Книга: Военная педагогика / Арсенал-Инфо.рф

2.4.2. Наблюдение как метод педагогического исследования

Наблюдение как метод исследования в военной педагогике представляет собой целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников военно-педагогического процесса либо его явлений.

Оно обычно включает цели, задачи, продолжительность проведения, выбор объекта, предмета и ситуации, установление способа наблюдения, менее всего влияющего на исследуемый объект, но обеспечивающего наибольший сбор информации, выбор способов регистрации наблюдаемого, обработку и интерпретацию полученной информации.

В зависимости от различных характеристик можно выделить разновидности метода наблюдения:

по степени формализованности – контролируемое и неконтролируемое;

по степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации – включенное и невключенное;

по условиям организации – открытое и скрытое;

по месту проведения – естественное и лабораторное;

по регулярности проведения – систематическое и случайное.

Контролируемое наблюдение заранее предусматривает ситуации, которые необходимо наблюдать, и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только описательные характеристики. Неконтролируемое наблюдение применяется в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты.

Открытое наблюдение предполагает оповещать военнослужащих о его проведении. При скрытом они не знают, что выступают объектом изучения. В этой ситуации можно выявить особенности поведения, интересы и увлечения отдельных военнослужащих, систему отношений в воинском коллективе, наличие микрогрупп и т. д.

Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие наблюдателя, исследователя в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение как бы изнутри, что позволяет ему видеть скрытые явления. Так, для выявления военнослужащих с затруднениями в освоении предметов боевой подготовки, офицером может быть подготовлен опытный воин, назначенный для работы с такими военнослужащими. В случае их предварительного информирования о проводимом наблюдении оно будет открытым включенным наблюдением. Невключенное наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель не участвует в событиях. Оно может быть как скрытым, так и открытым.

Естественное наблюдение осуществляется в естественных условиях жизнедеятельности. Лабораторное

же характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом (другим наблюдателем). Такая организация позволяет более глубоко изучить интересующие вопросы.

Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя. Случайное наблюдение обычно не планируется, но оказывается богатым источником информации. В повседневных условиях службы, боевой учебы часто возникают педагогически значимые и информативные ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Такие ситуации требуют от военного педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в случайности их возникновения.

В целом метод педагогического наблюдения должен удовлетворять следующим требованиям: сохранению естественности проявления качеств личности; целенаправленности наблюдения; объективности фиксации и анализа результатов.

При использовании данного метода военный педагог не должен привлекать к себе особого внимания военнослужащего. Для достоверной оценки развития того или иного качества необходимо наблюдать его как минимум в 5-6 ситуациях.

В целом данный метод очень важен в военной педагогике, поскольку позволяет вести наблюдение за одними и теми же военнослужащими в течение длительного времени, непосредственно наблюдать и анализировать поведение в различных видах деятельности; обобщать и сравнивать мнения значительного числа лиц.

Похожие книги из библиотеки

Войны Древней Руси. От походов Святослава до сражения Александра Невского

Евгений Андреевич Разин (Неклепаев) – военный историк, генерал-майор, долгие годы он был преподавателем Академии им. Фрунзе. В книге о битвах Древней Руси показаны крупнейшие сражения этого периода, начиная от первых походов русских князей до знаменитых сражений Александра Невского. В отличие от многих исследователей, которые просто пересказывают соответствующие военные кампании, Е.А. Разин рассматривает войну с разных ракурсов, уделяя особое внимание политике древнерусских княжеств, причинам военных действий, особенностям ведения войны в этот период. Не случайно его труды стали классикой истории военного дела и до сих пор пользуются спросом как специалистов, так и читателей, интересующихся данной темой.

Искусство ведения войны. Эволюция тактики и стратегии

Основоположник американской военно-морской стратегии XX века, «отец» морской авиации контр-адмирал Брэдли Аллен Фиске в свое время фактически возглавлял все оперативное планирование ВМС США, руководил модернизацией флота и его подготовкой к войне. В книге он рассматривает принципы военного искусства, особое внимание уделяя стратегии, объясняя цель своего труда как концентрацию необходимых знаний для правильного формирования и подготовки армии и флота, управления ими в целях защиты своей страны в неспокойные годы и обеспечения сохранения мирных позиций в любое другое время.

Т-90 Первый серийный российский танк

Начиная рассказ о Т-90, гордости российского танкостроения, было бы несправедливо обойти вниманием людей, благодаря труду которых танк был создан и серийно производится в настоящее время. Это коллектив Государственного унитарного предприятия Производственное объединение «Уралвагонзавод» (ГУП ПО УВЗ). В октябре 2001 г. завод отметил свое 65-летие и 60-летие начала выпуска на нем танков.

Новая страница в истории отечественного танкостроения, вписанная коллективом УВЗ, — танк Т-90. Он создан на основе тщательного изучения и осмысления практики применения танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях. По совокупности боевых и технических характеристик Т-90 не только не уступают лучшим танкам других стран, но и по многим параметрам превосходят их.

Совместные действия флота и армии под Порт-Артуром

Продолжая издание официального японского «Описания военных действий на море в 1904?1905 гг.», Морской Генеральный штаб выпускает в свет перевод второго тома, который заключает в себе описание совместных действий флота и армии под Порт-Артуром, начиная с высадки первого эшелона японской армии на материк и заканчивая падением крепости. Сюда вошли все имевшие место совместные операции сухопутных и морских сил Японии, действовавших против крепости, как то: перевозка, высадка и охрана десанта, деятельность транспортного флота и охранных судов, организация пунктов высадки, помощь флота армии и действия морских отрядов на берегу, а также весь последовательный ход событий на сухопутном фронте за время осады крепости.

Ввиду особенного интереса второго тома, как для флота, так и для армии — Морской Генеральный штаб, чтобы не задерживать печатания этой книги, переведенной и издаваемой у нас в России ранее, чем в других странах, выпускает ее без каких-либо сокращений не снабжая примечаниями, так как это значительно задержало бы ее выпуск в свет.

Вместе с тем в интересах правильного освещения событий и исторической точности Морской Генеральный штаб просит лиц, ознакомившихся с содержанием книги, не отказать в сообщении своих замечаний по существу изложенного описания в случае искажения фактов или неправильной их передачи.

К книге приложены все имеющиеся в японском издании планы, карты и схемы и прибавлена для справок таблица «Состава морских сил Японии, действовавших в войну 1904?1905 гг.».

Все даты в книге обозначены по новому стилю.

Наблюдение как метод педагогического исследования и методика его проведения


С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: катановские чт.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: 13.2. Методика логопедической работы с детьми с алалией (безрече, 4. Метод 2 из 5.docx, формы и методы.doc, Намазбай Аружан Дизайн исследования.doc, гидропривод лабораторные методичка.doc, АНАЛИЗ УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 2021 — 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД. doc, 4. Выбор метода получения исходной заготовки.docx, Практическое занятие 2. Виды и методические приемы бухгалтерског, ГЕодезическое инструментоведение метод. указ. по лаб.раб..doc, ЗАДАЧА Методы обезболивания на верхней челюсти. Блокада верхних


1
Наблюдение как метод педагогического исследования и методика его
проведения
Одним из основных методов научного исследования в педагогике является наблюдение. В настоящее время ему уделяется все большее внимание и в других общественных науках (психологии, социологии). Опыт психологов и социологов в использовании этого метода очень важен и для педагогики.
Проблеме методов объективного наблюдения был посвящен ряд работ таких педагогов, как Л.В. Занков, М.А. Данилов, Н.И. Болдырев,
М.Н. Скаткин,
Ю.К.
Бабанский,
В.Шмидт,
Р.Ничковиц.
Термин
«наблюдение» имеет несколько значений: житейское понимание наблюдения, учебное наблюдение, педагогическое наблюдение, инспекторское наблюдение.
Наблюдение как научный метод – это целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие педагогических явлений, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом процессе в условиях прямой и обратной связи исследователя с объектом наблюдения. Наблюдение направлено на вскрытие существенных взаимосвязей и отношений в наблюдаемой действительности.
Результаты наблюдения зависят от умения исследователя целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, замечать не только относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых.
Наблюдение позволяет широко и многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации.
Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.
Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях.


2
К педагогическому наблюдению как методу сбора информации можно обращаться в различных ситуациях. Во-первых, для получения предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций.
Во-вторых, наблюдение может использоваться в качестве основного приема получения первичной информации.
Особенности объективного наблюдения как научного метода можно выразить следующим образом:
наблюдение определяется какой-либо идеей и направлено к ясно сформулированной цели;
– планомерность и систематичность;
– объективность;
– наблюдение взаимодействует с естественным ходом педагогических процессов.
Объективное наблюдение требует, чтобы наблюдатель точно определил, что он хочет наблюдать, как будут регистрироваться наблюдаемые процессы и явления, как полученные данные будут анализироваться и оцениваться.
Планомерность и систематичность создают условия для объективного наблюдения, помогают преодолеть элементы случайности, присущие обычному (ненаучному) наблюдению.
Целью наблюдения как научного метода является, следовательно, не только описание, фотографирование действительности, регистрация фактов.
Наблюдение должно привести к формулированию гипотез, к их проверке последующим наблюдением, к их уточнению и, наконец, к переходу в теорию, которая объясняет явления.
Предметом педагогического наблюдения является деятельность воспитателя и воспитуемых, педагогов и учащихся. При этом необходимо, чтобы описание деятельности содержало в себе педагогическое объяснение.
Речь идет не о внешних действиях, а об их педагогическом содержании.
В педагогических исследованиях применяются различные виды объективного наблюдения. Классификацию наблюдений по видам можно провести по следующим основаниям:
‒ по степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации;
‒ по способу наблюдения;


3
‒ по длительности наблюдения;
‒ по уровню новизны.
По степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации
различают наблюдение непосредственное и опосредованное.
Непосредственное
наблюдение, как правило, проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. Это наблюдение, при котором между объектом и его исследователем имеются прямые отношения, связи устанавливаются без промежуточных показателей, переходов, индикаторов. При этом важен характер отношения наблюдателя к наблюдаемым явлениям – наблюдение может быть явным (открытым) или скрытым, причастным (включенным) или непричастным.
Наряду с открытым, непосредственным наблюдением существует форма скрытого,
опосредованного
наблюдения.
Это наблюдение, выполняемое не самим исследователем, а через уполномоченные лица, работающие по программе и заданию исследователя.
Такой метод дает возможность обеспечить ход учебно-воспитательного процесса без нарушения естественной ситуации, ее нормального течения присутствием наблюдателей.
Самонаблюдение вид опосредованного наблюдения, при котором учащийся по заданию исследователя наблюдает за собой. Например, учащийся фиксирует очередность выполнения домашнего задания по учебным предметам, а также время, затраченное на подготовку каждого задания. Таким образом, по результатам самонаблюдений исследователь сможет сделать выводы об эффективности самостоятельной работы учащегося и разработать рациональную методику выполнения домашнего задания и распределения времени.
Общие рекомендации по организации самонаблюдения учащихся:
‒ необходимо помнить о том, что самонаблюдение доступно старшеклассникам и некоторым подросткам;
‒ учащимся необходимо дать рекомендации по методике самонаблюдения и фиксирования его результатов;
‒ при обработке данных необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности испытуемых.
Еще одним видом опосредованного наблюдения является наблюдение
посредством продуктов деятельности учащихся. Например, изучение


4 конспектов учащихся позволяет сделать выводы об их деятельности на уроке.
По способу наблюдения различают открытое и скрытое педагогическое наблюдение.
Открытое наблюдение – наблюдение, которое протекает в условиях осознанного учителем и учащимися факта присутствия посторонних наблюдателей. В присутствии посторонних людей необходим этап привыкания. Результаты опросов показывают, что учителя небезразличны к присутствию посторонних людей на уроке. Недостатком данного вида наблюдения является и то, что если наблюдаемые знают о том, что стали объектом изучения, то они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю.
Скрытое наблюдение – наблюдение, при котором испытуемые не осознают подконтрольность. Скрытое наблюдение может быть организовано с помощью камер видеонаблюдения. В Германии есть опыт использования полупрозрачных стен в кабинетах школ.
По
длительности
наблюдения различают наблюдение
долговременное и кратковременное.
Кратковременное (дискретное) наблюдение можно использовать в разных вариантах. Например, исследователь ведет наблюдение по какой-то проблеме, повторяя его через короткие промежутки времени (наблюдает деятельность отдельного лица или определенного коллектива в определенное время дня, в течение одного часа, нескольких минут).
Долговременное наблюдение обычно применяется при изучении развития социальных отношений, складывающихся в группе учащихся, в классе в течение нескольких лет.
К этому типу наблюдения относится также каузальное наблюдение. Оно заключается в наблюдении отдельных случаев, которые представляют какой- то интерес, отклоняются от нормы и т. д. Цель такого наблюдения – обнаружить причины явления с тем, чтобы его объяснить и прогнозировать.
В педагогике используется также форма так называемого
экспериментального наблюдения. Оно заключается в том, что исследователь вносит в обычный процесс обучения, в соответствии со своей гипотезой, некоторые новые элементы экспериментального характера. Далее новый процесс наблюдается в естественных условиях занятий и фиксируется.


5
Наблюдение часто сопровождается и другими исследовательскими методами, например, педагогическим экспериментом, предшествуя ему и сопровождая при проведении.
Очень важно, чтобы педагог хорошо сознавал, на каком этапе своего исследования следует применить метод наблюдения и какую функцию будет выполнять этот метод.
Как каждый метод, наблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Важным плюсом данного метода является то, что оно:
– непосредственно отражает действительность;
– максимально приближает исследователя к естественному ходу педагогических процессов;
– дает возможность наблюдать явления в моменты их появления и развития;
– стимулирует педагога на поиск, на более глубокое и творческое мышление.
С использованием метода педагогического наблюдения связан и ряд трудностей. Во-первых, педагогу приходится сочетать пристальное внимание к тем сторонам и деталям действительности, которые соответствуют целям исследования, с теми, которые образуют фон. Во-вторых, наблюдателю доступны лишь внешние проявления педагогического процесса. Наблюдать можно лишь то, что поддается восприятию наших органов чувств. С помощью наблюдения нельзя обнаружить мотив деятельности, установить эмоциональное состояние, ход мыслей учащихся. В-третьих, организация педагогического наблюдения может быть связана с трудностями субъективного плана. На качество первичной информации может оказать влияние несхожесть у педагога и обучающегося интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения. Наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. И наоборот, негативные ожидания способны привести к преувеличенно отрицательному видению действительности.
Еще одна особенность метода педагогического наблюдения – сложность, а часто и просто невозможность, повторения наблюдений.
Педагогические процессы необратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы


6 педагог мог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.
Ограниченность наблюдения заключается в следующем:
– оно не обеспечивает возможность предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы;
– некоторые явления и ситуации недоступны наблюдению;
– прямому наблюдению доступно сравнительно небольшое число объектов;
– полученный материал часто с трудом поддается статистической обработке;
– излишняя идентификация наблюдателя со средой (например, если наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемых) может привести к одностороннему, субъективному взгляду на реальность.
Некоторые конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить. В первую очередь, все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях.
А.А. Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
1.
Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2.
Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3.
Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.
4.
Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
5.
Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6.
Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо:
– исследовать естественное поведение без вмешательства в ситуацию;
– когда нужно получить целостную картину происходящего;


7
– отразить поведение обучающихся во всей полноте.
Наблюдение – сложный метод педагогических исследований. Он требует особой подготовки наблюдателей.
Требования к организации и использованию метода наблюдения
для изучения личности школьника
Для того чтобы наблюдение было научным и психолого- педагогическим, оно должно быть:
Целенаправленным: проводится не за учеником вообще, а за проявлением его конкретных интеллектуальных и личностных свойств, способностей, состояний в различных ситуациях и в разных видах деятельности (в игре, учебе, труде, общении). Вырабатывать умение по внешним проявлениям
(речи, действиям, движениям, мимике, поведению, поступку) правильно истолковывать психологическое значение данных фактов, понять, что оно означает.
Запланированным: должны бытьопределены задачи (что наблюдать), продуман план, показатели (что фиксировать), определены особенности обучающегося, за которыми ведется наблюдение.
Фиксированным: обязательно должен вестись дневник наблюдения. Запись может быть сплошной или выборочной (например, в определенной ситуации на уроке, на перемене, в игре, в общении со сверстниками, педагогами, родителями и др.)
Систематическим: наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а в соответствии с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.
Естественным: наблюдение проводится в естественных условиях для учащихся (например, в ситуации урока), без вмешательства и корректировки происходящих событий наблюдателем, чтобы ученик ничего не подозревал.
Объективным: в ходе наблюдения необходимо фиксировать объективные факты, действия, поведение, речевые и невербальные особенности проявления, характеризующие суждения и состояния, переживаемые учеником, и на этом основании следует делать анализ и логические выводы.
Этапы подготовки к организации педагогического наблюдения
1 этап. Выбор объекта наблюдения.


8
Например, объектом педагогического наблюдения может стать познавательная активность учащихся.
2 этап. Формулировка цели педагогического наблюдения.
Например, установить, зависит ли уровень познавательной активности учащихся от использования электронных средств обучения.
3 этап. Определение условий проведения педагогического наблюдения: непосредственное или опосредованное наблюдение, открытое или скрытое наблюдение, непрерывное или дискретное.
4 этап. Составление плана для проведения педагогического наблюдения.
План может включать следующие структурные элементы: количество человек, участвующих в исследовании; место нахождения наблюдаемой ситуации; наблюдаемая ситуация; частота и продолжительность наблюдаемой ситуации; основная задача исследователя.
5 этап. Уточнение критериев оценки наблюдаемых явлений. Например, критериями оценки познавательной активности учащихся могут стать количество задаваемых учащимися вопросов, количество пояснений и уточнений заданий, эмоциональное отношение учащихся к предложенным заданиям, проявление творческого подхода при выполнении заданий.
6 этап. Выбор методики и техники накопления и фиксирования фактов.
Разработка протокола для занесения результатов педагогического наблюдения. Техника фиксирования результатов наблюдений может также заключаться в заполнении дневника.
7 этап. Проведение педагогического наблюдения в соответствии с составленным планом и заполнение протокола.
8 этап. Анализ результатов и формулировка выводов. Результаты педагогического наблюдения могут быть обработаны с помощью статистических методов.
Фиксацию процесса наблюдения удобно вести и оформлять записи в виде различных схем (карту наблюдений)
Первая колонка: предмет наблюдения. Здесь дается перечень тех компонентов личностного роста ребенка, которые педагог собирается наблюдать, ситуация, в которой проводится наблюдение.
Вторая колонка: на что важно обратить внимание. В ней приводится примерный перечень вопросов, которые можно задавать самим себе в процессе наблюдения. Эти вопросы — своеобразный ориентир, который


9 поможет вести осмысленное наблюдение за обучающимися, осмысленный анализ их высказываний, жестов, поступков.
Третья колонка: необходимые текущие заметки. Она заполняется постепенно, по мере необходимости, и предназначена для текущих заметок, кратких дневниковых записей, фиксации собственных мыслей относительно наблюдаемого поведения воспитанников. Она может содержать описание фактов учебной и интеллектуальной деятельности обучающегося:
— особенности проявления свойств и видов внимания;
— качество выполнения заданий;
— особенности восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала;
— активизация мыслительной деятельности, творческого воображения;
— факты поведения ученика, его действий, общения, отношений с учителем, одноклассниками, и др.
Полученные фактические данные обязательно записываются или в ходе наблюдения, или сразу после него.
Четвертая колонка: выводы, направленные на решение учебно- воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Колонка, заполняется по итогам.
Рекомендации по организации наблюдения
‒ Наблюдатель должен занять удобную для наблюдения позицию.
‒ Необходимо фиксировать все внешние проявления: движения, позы, речь, мимику. По данным проявлениям можно судить о внимании обучающегося. Например, если ребенок занят каким-либо видом деятельности, то следует отметить время начала и окончания этой деятельности, а также в пределах этой деятельности фиксировать отвлечение, переключение, распределение внимания.
‒ На основании полученного материала делаются выводы о личностных особенностях, характеризующих обучающегося (чертах характера, интеллектуальных свойствах, способностях, отношении к учению и др.).
‒ Результаты наблюдения сравниваются с показателями и данными об ученике, полученными с помощью других методов и психодиагностических методик, и делаются обоснованные, аргументированные выводы, характеризующие личность ребенка.


10
Современное образование ставит во главу угла личность ребенка, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности.
Создавая соответствующую такому подходу образовательную технологию, необходимо уточнить, на кого именно ориентируется педагог, и моделировать образовательный процесс так, чтобы он был приближен к конкретному ученику.
Список источников
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992 — 80 с.
2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. Якиманской И.С., М.: Педагогика, 1989.- 221 с.
3. Миронов Л. Как лучше узнать ученика// Методическая работа в школе,
2010, №4 4. Попова Г.В.
Изучение и диагностика индивидуальных особенностей личности учащихся – важнейшее условие оптимизации обучения и воспитания. [Электронный ресурс] Режим доступа https://xn-- i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/243-002-
573 5. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.В.
Дубровиной. – М., 1999.
6. Психология человека от рождения и до смерти. / Под ред. А.А. Реана. —
Спб. – М., 2002.
7. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / E.E. Сапогова. – М.,
2001.
8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – М., 1999.
9. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь». —
Томск, 1992, вып. 10 10. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1992, вып. 2.

III. Методы педагогического исследования.

Методы работы с литературой.

1. Методы работы с научной литературой включают:

· составление библиографии,

· аннотирование,

· конспектирование,

· реферирование,

· цитирование,

· составление плана.

Библиография составляется в алфавитном порядке, если работы одного и того же автора, то они идут в историческом порядке.

Есть требования ГОСТа по составлению библиографии, которые изредка меняются, а потому, составляя библиографию лучше в библиотеке попросить требования ГОСТа. Если берется газетная статья, то указывается автор статьи, название газеты, номер и дата выхода; если берется передовица, в которой нет автора, то ставится по первым словам с сокращением слов по стандарту, год выпуска, число и месяц с сокращением по стандарту.

Аннотирование. Краткое изложение статьи или пособия в несколько строк.

Конспектирование. Переложение содержания работы автора своими словами или словами автора в той логической последовательности, которая есть у автора. Не высказывается свое отношение к тем или иным положениям автора, даже если сам с ними не согласен.

Реферирование. Краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., или доклад с таким изложением. Предполагает высказывание своего мнения о тех или иных положениях автора.

Цитирование. Если цитируется какие-то мысли, даже если они не дословные, ссылка на автора работы обязательна, иначе это плагиат. Ссылки делаются следующим образом: ставится скобка, внутри скобки указывается номер автора по библиографии, через запятую — номер страницы (15,154), где 15 — номер по библиографии, 154 — страница работы, на которую ссылаемся. Если цитируются точные слова автора, то их надо брать в кавычки. Существует такой термин — «научный плагиат». Если идет цитирование (даже недословное), необходимо обязательно делать ссылки, о чем часто забывают студенты, когда пишут свои курсовые и дипломные работы.

 

2. Методы работы с учебной и художественной литературой

:

· сплошное чтение,

· выборочное чтение,

· реферирование.

При сплошном чтении, как правило, делаются закладки, выборочные записи, составляется план, в ряде случаев возможно конспектирование.

При выборочном чтении изучаются отдельные разделы, главы, страницы. При этом используется конспектирование или цитирование.

Реферирование начинается с вашей оценки указанных событий, все остальное делается, как и в случае работы с научной литературой.

3. Методы работы с учебником мы рассмотрим в курсе дидактики.

Методы социально-педагогических исследований:

· наблюдение,

· эксперимент,

· беседа,

· изучение школьной документации,

· монографическое изучение личности,

· включенное наблюдение,

· анкетирование,

· интервьюирование,

· тестирование и т.д.

Наблюдение. Это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение — самый старый в педагогике метод, впервые он был введен Яном Амосом Коменским. Но, не смотря на это, метод до сих пор до конца не разработан. Наблюдение требует очень большой как подготовительной, так и организационной работы. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Особенно сложно соблюсти последнее требование, так как человек по своей природе субъективен. Проводили даже такой эксперимент: за одним ребенком одновременно наблюдали несколько человек, при сравнении результатов наблюдения выяснилось, что совпало всего 10% информации.

Для грамотного организованного наблюдения необходима программа наблюдения, которая состоит из 3 частей.

а) Выбор объекта наблюдения.

Например, ученик, которого учителя считают «светилом школы», а все ученики его не любят. Задачей наблюдения будет выяснение причин проблемы в общении со сверстниками и дальнейшая помощь. Объектом наблюдения может стать и трудный ученик. Тогда нам нужно будет выяснить причины нежелания учиться.

б) Определение целей и задач наблюдения:

· выявление положительных качеств,

· выявление отрицательных качеств и т. д.

в) Разработка программы наблюдения, создание условий для наблюдения: на уроках разных учителей, во всех внеклассных мероприятиях (иногда приходится даже специально для этого их планировать), в домашних условиях и т.д.

При наблюдении результаты обязательно фиксируются, полученные данные обрабатываются.

Достоинства:

üне только изучаем ученика, но можем иногда и сразу предпринять какие-то действия, попытаться изменить ситуацию.

Недостатки:

üбольшое количество времени;

üбольшое количество затраченных сил и энергии;

üнет вариантов программ наблюдений, учитель каждый раз, для каждого ученика разрабатывает все сам;

üне вскрывает внутренние стороны педагогических явлений;

üневозможно обеспечить полную объективность информации;

üлюди меняют свое поведение под наблюдением.

Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования.

 

Метод включенного наблюдения: наблюдатель сам является членом коллектива, участвует в делах коллектива. Например, учитель во время урока, который он сам ведет.

Достоинства:

üне надо специально разрабатывать программы наблюдения;

üлюди не меняют своего поведения.

Недостатки:

üможет спровоцировать нездоровую обстановку в коллективе, фискальство;

üсубъективность наблюдателя возрастает.

 

Беседа. Это — один из самых древних методов педагогики. Подготовительный этап беседы включает в себя: выбор объекта, определение цели, определение времени и места проведения. Необходимо составить план беседы.

Беседа может быть плановой, по ЧП, трагедии. Беседа не должна проводиться в учительской, так как это может спровоцировать нервозное состояние ученика. Нежелательно проводить беседу в коридоре или в классе во время перемены, так как это может вызвать любопытство одноклассников, а ученика заставит нервничать. Лучше всего оставить ученика после урока или попросить его проводить домой, и донести тетради, или в лаборантской, попросить помочь подготовиться к следующему уроку и т.д.

Беседа должна состоять из трех этапов

— ознакомительного – вопросы, которые позволяют наладить доверительные отношения с учащимся и показать ему, что Вы в нем заинтересованы. Например, чем он интересуется, какие у него отношения с родителями, одноклассниками, учителями, какие кружки посещает, с кем дружит, кто является авторитетом, каковы его идеалы, кем собирается стать и т.д.;

— кульминационного — основные вопросы, ради которых задумывалась беседа;

— итогового — советы, пожелания, рекомендации.

Организационные особенности беседы: вопросы составляются только для себя, их ни в коем случае не должен видеть ученик, тем более их нельзя зачитывать, ответы на вопросы тоже надо запоминать.

После беседы самые важные моменты необходимо зафиксировать. Можно записать беседу на магнитофон, но только для себя: ни в коем случае этого не должен видеть ученик и нельзя давать прослушивать эту запись никому, иначе доверие со стороны учеников будет подорвано и ни один из них не пойдет на откровенный разговор с Вами в дальнейшем.

Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма, используют специальные меры:

— наличие четкого плана,

— обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях,

— варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме.

Достоинства:

üучитель по ходу беседы чувствует, удалось ли установить контакт с учеником, может попытаться повлиять на ученика, легче в последующем построить программу воспитания и самовоспитания с этим учеником.

Недостатки:

üдостаточно большое количество времени,

üсложность фиксации результатов беседы,

üдля хороших результатов необходим опыт и умение вести беседу.

 

Метод независимых характеристик. Каждый из нас субъективен; любой учитель, характеризуя ученика, в первую очередь руководствуется его отношением и его результатами обучения своему предмету, а потому для того, чтобы сделать субъективную характеристику каждого отдельного человека более объективной и используют метод независимых характеристик.

Выбираются компетентные люди, которые хорошо знают этого ученика: учителя, ученики, кто-нибудь из администрации, работающий в этом классе. Каждый из них пишет характеристику на ученика, а потом составляется общая; в нее включают то, что есть во всех характеристиках, потом то, что встречается в большинстве, затем то, что встречается 4,3 раза. Можно указать проблемные положения, которые встречаются и реже, но если они характеризуют этого ученика с необычной стороны и требует проверки или уточнения.

 

Метод интервьюирования. Промежуточный вариант между беседой и анкетой. Проводится индивидуально, по заранее подготовленным бланкам. Интервьюер задает по тексту вопросы и сам записывает ответы. По ходу интервью, если ученику что-либо непонятно, он сразу получает пояснения.

Особенности:

üпроводится не анонимно,

üодни и те же вопросы задаются всем ученикам,

üзаполняется сразу.

Недостатки:

üне дает большой гарантии в достоверности ответа,

üтребует большего количества времени, чем анкета.

Достоинства:

üлегко поддается обработке,

üдает возможность объяснить смысл непонятных вопросов.

 

Метод анкетирования. Это самый распространенный метод социально-педагогических исследований. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных вопросников – анкет, позволяющий выявить тенденции, отношение к чему-либо.

Требования к проведению и составлению анкет:

w составлять должны только профессионалы;

w должна быть четко сформулирована цель – зачем проводится анкета

w анкета должна отвечать требованиям репрезентативности выводы можно делать, если было опрошено: по классу — 80%, по школе — 25-30%, по району — 15-20%, по городу — 7-10%, по области — 3-5%, по региону — 1-2%, по стране — 0,1%.

w анкетирования должны проводиться не чаще, чем 2 раза в год в одном и том же коллективе, так как иначе пропадает интерес и теряется доверие у опрашиваемых к проводимым исследованиям.

Требования к вопросам анкеты:

w Анкета должна быть пронизана единой теоретической мыслью (не представлять собой винегрет).

w Вопросы в анкете должны подаваться с однозначной интерпретацией. Например, нельзя формулировать вопрос следующим образом: «Часто ли Вы пользуетесь библиотекой?», так как в этом вопросе объединены два вопроса.

w Рекомендуется использовать в анкете вопросы закрытого или полузакрытого типа.

Пример вопроса полузакрытого типа: «Где бы ты хотел работать после окончания университета?»

Возможные варианты ответа:

— в университете,

— в ССУЗ,

— в городской школе,

— в сельской школе,

— __________________ укажи сам где.

Пример вопроса закрытого типа: «Какое из ниже приведенных суждений выражает твое мнение?»

Возможные варианты ответа:

— для меня самым важным является величина зарплаты, смысл работы не имеет никакого значения;

— для меня важным является величина зарплаты, но хотелось бы, чтобы работа была интересной;

— для меня в равной степени важны и зарплата, и смысл работы;

— для меня важен смысл работы, но хотелось бы, чтобы она и хорошо оплачивалась;

— для меня важен смысл работы, величина зарплаты для меня не имеет никакого значения.

Анкеты открытого типа использовать также можно, но только на небольшие коллективы (не больше класса), так как они сложны в обработке и не поддаются анализу, но зато позволяют респонденту сформулировать мысль в удобной для него форме.

w Не рекомендуется использовать в анкете вопросы, которые вызывают напряжение в ходе опроса или стереотипный ответ.

Например, не стоит задавать вопрос: «Кого из учителей своей школы Вы уважаете, а кого не уважаете?», если анкета проводится кем-то из работников школы. Такие вопросы могут задаваться только посторонними для этой школы людьми, да и то должна быть выдана гарантия, что точка зрения отдельного ученика не будет разглашена.

w Можно использовать вопросы, которые оказывают давление на нравственные качества ученика. Например:

а). «Напишите, какие у Вас есть замечания по организации процесса обучения в Вашей школе. Учтите, что Ваша точка зрения никому не будет сообщена».

б). «Если бы Вы были классным руководителем, как бы Вы изменили организацию процесса обучения в школе? Учтите, что Ваша точка зрения будет обсуждаться на классном собрании».

в). «Если бы Вы были директором школы, как бы Вы изменили процесс обучения в школе? Учтите, что Ваша точка зрения будет обсуждаться на педагогическом совете школы».

w Рекомендуется использовать в анкете вопросы, ответы на которые ранжируются.

Например: «Каковы мотивы и факторы выбора профессии? (мотив — внутренний импульс к действию: интерес к профессии и т.д.; фактор — внешнее воздействие: например, совет семьи) В зависимости от степени значимости для Вас каждого мотива, обведите цифру от 0 до 5: совсем не значим – 0, очень значим – 5».

Мотивы и факторы:

Интерес к профессии 0 1 2 3 4 5
Величина зарплаты 0 1 2 3 4 5
Обстоятельства сложились так, что другого выбора не было 0 1 2 3 4 5
Традиции семьи 0 1 2 3 4 5
Совет родителей 0 1 2 3 4 5
Совет учителя 0 1 2 3 4 5
Организация учебного процесса в школе 0 1 2 3 4 5
Влияние друзей 0 1 2 3 4 5
Встречи с представителями этой профессии 0 1 2 3 4 5
Средства массовой информации 0 1 2 3 4 5
Книги 0 1 2 3 4 5

 

Это пример шестиранговой анкеты. Для анализа ответы по классу приводятся в систему, т.е. высчитывается, какие мотивы и факторы для класса в целом являются ведущими, а какие вообще не влияют на выбор.

w Анкета начинается с обращения к опрашиваемому, в котором обязательно аргументируется цель анкеты, даются методические рекомендации по ее заполнению.

w Анкета может быть анонимной или авторской. Для большей объективности лучше проводить анонимную, но если ставится цель оказать помощь каждому отдельному ученику, то она должна быть авторской.

Одна из разновидностей анкеты — «полярная» анкета с бальной оценкой. По этому принципу составляются анкеты самооценки и оценки других людей.

Например, при исследовании качеств личности можно использовать пятибалльную шкалу.

Организованный 5 4 3 2 1 Неорганизованный

Трудолюбивый 5 4 3 2 1 Ленивый

Одаренный 5 4 3 2 1 Малоспособный

Отмечается один балл по принципу, если очень организован, то «5», а если очень неорганизован — то «1».

Достоинства:

üможно опросить большое количество людей,

üне требует большого количества времени,

üпростая обработка.

Недостатки:

üнет уверенности в честности опрашиваемых,

üнельзя делать выводы только на основании одной анкеты.

 

Изучение школьной документации:изучение личных дел, характеристик, классных журналов, расписания учебных занятий, правил внутреннего распорядка, календарных и поурочных планов учителей, личных работ, школьных сочинений и т.д. Обязательно должно использоваться при знакомстве с новым классом.

 

Метод эксперимента. Слово «эксперимент» латинского происхождения и в переводе означает «опыт», «испытание». Это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы воспитательно-образовательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели. Необходимо помнить, что эксперимент ни в коем случае не должен принести вред ученику. Для эксперимента необходима соответствующая база.

Педагогический эксперимент требует:

· обоснования рабочей гипотезы,

· разработки исследуемого вопроса,

· составления детального плана проведения эксперимента,

· строгого соблюдения намеченного плана,

· точной фиксации результатов,

· тщательного анализа полученных данных,

· формулировки окончательных выводов.

Надежность экспериментальных выводов зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме тех, которые мы проверяем, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми как в экспериментальном, так и в контрольном классах. Так как в реальной жизни причин, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса очень много, то соблюсти это требование очень трудно.

Существует классификация экспериментов по цели проведения:

1. констатирующий — изучаются существующие педагогические явления;

2. проверочный, уточняющий — проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3. преобразующий, формирующий — в его процессе конструируются новые педагогические явления. В основном эти виды эксперимента применяются в последовательности.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогические эксперименты.

Объектом педагогического эксперимента могут стать планы, программы, учебники и учебные пособия.

Пример эксперимента: в Х веке до н.э. правитель Спарты Ликург поставил эксперимент, подтверждающий силу воспитания. Он отобрал у ощенившейся суки двух щенков и посадил их в глубокую яму. Воду и пищу спускали вниз на веревке. Других щенков из того же помета он оставил расти на свободе. Пусть проходят курс «собачьей науки» в жизни. Когда щенята выросли, Ликург велел выпустить на виду у собак зайца. Как и следовало ожидать, щенки, выросшие на свободе, погнались за зайцем, догнали его и задавили. А щенки, выросшие в яме, бросились наутек.

Достоинства:

üполучение наиболее полной и достоверной информации,

üс помощью хорошо продуманного и правильно проведенного эксперимента можно многое изменить.

Недостатки:

üтрудно просчитать все посторонние факторы и условия, которые могут повлиять на чистоту эксперимента.

 

Метод тестирования. «Тест» — короткое испытание, проба. Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

В педагогике тесты используется:

v как форма опроса на уроке

─ тесты успеваемости;

─ тесты элементарных умений,

· письмо,

· чтение,

· простейшие арифметические операции;

v тесты для диагностики уровня обученности — выявление степени усвоения знаний, умения по всем учебным предметам.

v для изучения личности.

Выделяется два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы, по тестам мощности у каждого такая возможность есть.

Пример теста, известного в истории: войско после длительного перехода должно было принять сразу же участие в сражении. Полководец привел их к реке и разрешил напиться. Некоторые от усталости падали на колени и пили воду прямо из реки, другие же черпали шлемами и пили, не теряя человеческого облика. Именно они и приняли участие в битве и победили. Таким простым тестом полководец отобрал тех, у кого силы еще остались.

Достоинства:

üточность,

üпростота,

üдоступность,

üвозможность автоматизации.

Недостатки:

üлюди отличаются друг от друга качественно, а не количественно, а тесты этой разницы не учитывают.

üс помощью одного теста невозможно сделать вывод о человеке, нужна подборка тестов, даже для изучения одного качества или процесса,




Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 366; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Почему нам нужно видеть друг друга Учить

 

Я всегда преподавал с закрытой дверью в класс. Официально это потому, что у меня проблемы с отвлекающими факторами, что не является ложью: просто спросите у моей семьи, как часто я кричу, чтобы они молчали, когда пытаюсь придумать свой следующий ход Квиркла.

Неофициальная причина в том, что я действительно не хочу, чтобы другие люди смотрели, как я преподаю. Наедине со своими учениками я другой человек: я теряю бдительность, чего никогда не делаю с коллегами, даже с людьми, с которыми мне комфортно. Мои ученики видят во мне самую расслабленную и забавную сторону, которую, я не уверен, оценят или одобрят мои коллеги. Дело не в том, что я делаю что-то неуместное — во всяком случае, нет, — но я определенно чаще говорю «бугер» и «дерьмо», когда моя дверь закрыта. По этой причине я бы предпочел, чтобы в моей комнате не было гостей.

Видимо не я один. На шестом году моего преподавания наш директор хотел, чтобы мы изучили стратегии, которые только что представили Марцано и компания. Каждый получил экземпляр книги, у нас были встречи, на которых обсуждались стратегии, и мы совместно работали над тем, как внедрить их в наши уроки.

О, и он также хотел, чтобы мы наблюдали друг за другом, используя стратегии в нашем обучении.

Люди БЕРЕГЛИ. Не о том, чтобы прочитать еще одну книгу или попробовать новые стратегии. Это было наблюдение со стороны. Потеряли свои вечно любящие умы. «Я не хочу, чтобы кто-то в моей комнате искал ошибки!» Сказали, все в ахуе. — И я тоже не хочу быть наблюдателем! Кто я такой, чтобы говорить кому-то, что они делают неправильно?»

В конце концов, поскольку это было предписано, им пришлось с этим смириться. Но их первоначальный ответ показал отсутствие понимания того, насколько удивительным может быть наблюдение за коллегами. Если мы сможем преодолеть дискомфорт, открытие наших дверей для других учителей может стать фантастическим источником профессионального развития.

Вот несколько причин почему:

Из-за того, что преподавание является таким сложным действием, вариации того, как мы его делаем, бесконечны. Мы дисциплинируем по-разному. Мы обустраиваем наше пространство по-другому. Мы реализуем стратегии по-разному. Весьма вероятно, что кто-то еще в вашем здании лучше на что-то чем ты. Наблюдая за тем, как преподают наши коллеги, мы усваиваем приемы и приемы, которые можем использовать в своих кабинетах.

На принимающей стороне есть что-то действительно приятное в том, что коллега замечает то, что вы делаете правильно. В нашей работе мы редко получаем положительные отзывы о вещах, которые мы так усердно пытаемся усовершенствовать. У меня определенно никогда не было ученика, который подходил ко мне после урока и говорил: «Девушка, этот упреждающий набор был сорвался с крючка!» Учителя в моей школе спрашивали: «Кто я такой, чтобы говорить кому-то, что они делают неправильно?» И вот мой ответ: вы эксперты. Вы являетесь экспертами, потому что вы были там, пробовали это, сталкивались с такими же трудностями. Многие люди не понимают, что на самом деле значит быть учителем. Но ты делаешь. Это твой опыт. Пригласите сенатора штата в мой класс, пусть он похвалит меня за включение Common Core в мой урок. Красиво, но мало что значит. А теперь комплимент от тебя? Вы знаете . Вы говорите мне, что вам понравился жест, который я использовал, чтобы проиллюстрировать сложную концепцию? Это золото для меня. Ваш отзыв значит больше. Так как насчет того, чтобы мы все стали больше уважать собственное мнение, ладно?

Наконец, есть связь: наблюдение за другим человеком, глубоко вовлеченным в работу, для которой он обучен, помогает вам узнать его на совершенно другом уровне. И хотя мы работаем вместе, мы обычно идем параллельными, а не пересекающимися линиями. Мы редко видим, как друг друга преподают. И это позор, потому что каждый раз, когда я наблюдал за коллегой, мое восхищение им росло, и каждый раз я чувствовал себя немного ближе к ним. Это то, что мы могли бы использовать больше на каждом рабочем месте — образовательном или нет.

Как может быть положительным наблюдение за неудачами друг друга? Для начала вернемся к теме склеивания.

Самое сложное в том, чтобы позволить другим людям смотреть, как вы преподаете, — это вероятность того, что вы облажаетесь. Тогда вам будет стыдно. Из-за этого страха мы думаем, что нам следует отложить наблюдения до тех пор, пока мы не будем суперподготовлены, пока у нас не будет готов идеальный урок.

Вот в чем ирония: из-за того, что вы совершенны, другие люди немного ненавидят вас, а себя — сильно. Или, может быть, это наоборот. В любом случае, достижение чего-то близкого к совершенству довольно вредно во многих отношениях. И наоборот, показывая людям некоторые из ваших недостатков, вы создаете большую близость. Это заставляет их понять, что их собственные недостатки не такие уж и странные. Когда я прихожу в чей-то дом, а он безупречно чистый, я чувствую некоторую ревность и неуверенность. Но крошки на прилавке и обувь в коридоре? На уровне нутра мне так удобнее. В этом месте, моя психика говорит мне, меня не осудят. То же самое касается вашего обучения: если вы позволите кому-то другому увидеть, как вы облажались, им, вероятно, будет удобнее, если вы будете наблюдать за ними . Что происходит дальше, так это то, что вы оба начинаете больше рисковать, пробовать новые вещи. Вы культивируете дух экспериментирования и совместного обучения, а не пытаетесь превзойти друг друга.

Помимо аспекта связи, неудача может привести к конструктивной критике, которая поможет вам расти. Кто-то однажды сказал, что настоящая польза от брака заключается в том, что в вашей жизни есть кто-то, кто будет регулярно говорить вам о вашем дерьме, кто будет держать зеркало, чтобы вы могли посмотреть в глаза своим недостаткам и перерасти их. В нашей работе мы можем делать друг для друга то, что супруги делают в свои хорошие дни: мягко указывать на области, требующие улучшения, и поддерживать друг друга в трудных ситуациях.

Каждый раз, когда я наблюдаю за другим учителем, я обнаруживаю что-то, чего даже не ищу. В первый год я провел один урок, наблюдая за Сью, еще одним учителем словесности в 6 -м классе. Я был там, чтобы увидеть, как она проводила писательский семинар, но гораздо большее впечатление на меня произвело другое, что она сделала.

В тот первый месяц я был одержим наведением порядка в классе: я думал, что должен собрать их всех на свои места, когда прозвенит звонок, карандаши наточены, тихие, готовые к учебе. Если бы я сказал им достать свои папки для записей, они бы подготовили их менее чем за 20 секунд. Но каждый раз трое или четверо детей просто тянули процесс, или отвлекались от задания, или вообще не слышали меня, погруженные в грезы. Нет той точности, на которую я надеялся. И я напрягся по этому поводу. Я ругал и ворчал. И я чувствовал себя неуверенно, как учитель, единственный, кого дети не уважали.

Итак, я был в классе Сью, и первое, что я заметил, это то, что когда она велела им достать свои папки для записей, они тоже двигались медленно. А один мальчишка встал и поточил карандаш, хотя они уже должны были это сделать. И еще один подошел к Сью, чтобы спросить ее о чем-то наедине — еще одно отклонение в плане! — и все это время она просто сидела на своем табурете в передней части комнаты, расслабившись, ожидая. Для меня это было не чем иным, как чудом. Я никогда не рассматривал возможность не волноваться.

Многое из того, что мы получаем, наблюдая за тем, как друг у друга учатся, попадает в эту «неосязаемую» категорию: отношения, темп, небольшие калибровки, которые немного улучшают работу. И это особенно часто случается, когда вы наблюдаете за людьми, которые обучают тех же студентов, что и вы. Если вы учитесь в начальной школе, время от времени ходите вместе со своими учениками на специальные курсы и смотрите, как этот учитель обращается с ними. В средней школе договоритесь о том, чтобы ваш класс был освещен в тестовый день, чтобы вы могли наблюдать за кем-то еще из вашей команды. Когда вы видите своих учеников с другим человеком, у вас появляются идеи, которые вы никогда бы не придумали сами по себе.

И наконец, есть еще один полезный побочный эффект, который дает наблюдение за одноклассниками:  ваши ученики видят вас вместе . Когда ученики видят своих учителей вместе, происходит что-то мощное. Вы становитесь больше, чем сумма ваших частей, сильнее не только числом, но и потому, что эта простая демонстрация сотрудничества говорит им, что вы едины, а это важный сигнал для детей. Точно так же, как дети чувствуют себя в большей безопасности, когда их родители ладят друг с другом, ученики чувствуют нечто подобное, когда видят, что мы поддерживаем друг друга.

Этот принцип применяется на протяжении всего обучения в колледже и может иметь большее значение на этом уровне. Взрослые студенты могут с большей вероятностью бросить вызов своим преподавателям, возможно, потому, что у них меньше разницы в возрасте, или потому, что их жизненный и рабочий опыт может привести к отсутствию врожденного уважения к вашему положению. Время от времени присутствие другого профессора или инструктора в аудитории напоминает студентам, что вы являетесь частью большой группы, которая имеет определенный авторитет, что другие поддерживают вас.

Вам не нужно ждать, пока ваша школа создаст официальную систему взаимного наблюдения, чтобы начать наблюдать за другими учителями. На самом деле, более спонтанные визиты часто приводят к самым интересным выводам. Спросите другого учителя, можете ли вы оценивать работы в задней части его комнаты во время периода планирования. Или, если времени мало, просто зайдите на первые пятнадцать минут.

И пусть ваши сверстники знают ваша дверь открыта. В некоторых школах действует программа «Приветствие ананаса», поощряющая учителей время от времени вывешивать изображение ананаса — традиционного символа приветствия — снаружи своих дверей, чтобы ровесники знали, что сейчас самое время заглянуть (9).0007 Обновление: Эта система стала еще лучше. Читайте о диаграммах Pineapple прямо сейчас!)

Чтобы наблюдения проходили более гладко, воспользуйтесь следующими советами: Заранее решите, будет ли даваться обратная связь. Некоторые люди с большей вероятностью позволят вам наблюдать, если вы заранее договорились, что не будете комментировать увиденное. Конечно, они не вырастут из такой договоренности, но это шаг, который нужен некоторым людям, чтобы чувствовать себя более комфортно в этом процессе. Если вы согласились оставить отзыв, всегда начинайте с положительных моментов. Когда вы предлагаете критику, просто укажите на одну или две очень конкретные вещи и будьте описательными, а не осуждающими: Когда вы сделали ______, эти ученики сделали _______.

Будьте осторожны с участием. Иногда возникает соблазн выступить с комментарием — в конце концов, вы, вероятно, один из самых вовлеченных людей в комнате, — но сопротивляйтесь этому желанию и подождите, пока вас не пригласят. Я видел учителей, которые переусердствовали и в конечном итоге поглощали все эфирное время в ущерб ученикам.

 *  *  *

Я по-прежнему предпочитаю преподавать с закрытой дверью, потому что избавление от отвлекающих факторов занимает первое место в списке моих потребностей. А если вам это важно, обязательно держите свои тоже закрытыми, но закрывайте их только в буквальном смысле. У вас может быть политика открытых дверей, но при этом дверь в класс будет закрыта: просто дайте знать своим сверстникам, когда им будут рады.

Наше искусство тонкое, тонкое, и хотя книги и мастер-классы предлагают всевозможные интересные идеи о том, как мы можем улучшить это искусство, ресурсы, которые лежат за каждой дверью в вашей школе, могут предложить что-то еще более богатое, если вы достаточно смелы впустить друг друга. ♥

 

Держись.
Если вам понравился этот, я бы хотел, чтобы вы возвращались за новыми. Присоединяйтесь к моему списку рассылки и получайте еженедельные советы, инструменты и вдохновение — в быстрых, небольших пакетах — и все это направлено на то, чтобы сделать ваше обучение более эффективным и радостным. В благодарность я пришлю вам бесплатную копию моего нового электронного буклета, 20 способов вдвое сократить время обучения . Я с нетерпением жду возможности познакомиться с вами поближе!

 

Оставить ответ

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Проведение наблюдения – ресурсы CTE

Фактический процесс проведения наблюдения требует, чтобы наблюдатель получил, задокументировал, а затем интерпретировал довольно много информации. В то время как встреча с инструктором перед наблюдением может привлечь внимание, разъяснив конкретные цели, процесс проведения наблюдения по-прежнему сложен. Чтобы наилучшим образом интерпретировать происходящее в классе, наблюдателям необходимо обращать внимание на многочисленные источники, включая обстановку и настроение в классе, структуру курса, содержание класса, учебные материалы, поведение преподавателей, а также поведение и реакцию учащихся.

Этот раздел может помочь вам подготовиться к организации этих данных и проведению наблюдения, предоставив: 

  • Примеры вопросов, которые помогут вам сосредоточиться на данных, которые наиболее важны для вас и преподавателя, за которым наблюдают.
  • Образцы форм наблюдения и практики ведения заметок , которые помогут вам оставаться организованным в данный момент.

Примеры вопросов

Ниже приведен список примеров вопросов, на которых наблюдатель может сосредоточить свое внимание и дать обратную связь. Эти вопросы приглашают наблюдателя обратить внимание на различные аспекты опыта в классе, каждый из которых может предоставить значимые данные о том, что происходит в классе, чтобы поддержать или помешать обучению.

  • Какое настроение до, во время и после занятий? Какая информация влияет на вашу интерпретацию настроения?
  • Как классная комната физически устроена и как это влияет на поток общения и взаимодействия в комнате?
  • Как преподаватель соотносит занятия в классе с остальным разделом или курсом?
  • Каким образом преподаватель сообщил об их целях и определил соответствующие учебные материалы, направленные на их достижение? Является ли презентация ясной и организованной?
  • Каким образом обучение инструктора достигает заявленных целей или задач обучения для класса? Каким образом это не так?
  • Насколько хорошо преподаватель организует и распределяет время занятий?
  • Насколько хорошо преподаватель выступает в роли ведущего и/или фасилитатора материалов класса?
  • Каким образом способы обучения (т. е. лекция, обсуждение, активное обучение и т. д.) согласованы или способствуют достижению целей обучения в классе? В чем они несоответствующие или неблагоприятные?
  • Каким образом среда в классе является инклюзивной, доступной и гостеприимной? Существуют ли препятствия для включения или доступности?
  • Насколько хорошо преподаватель подводит итоги обучения студентов и резюмирует основной материал?
  • В какие моменты урока ученики были наиболее активно вовлечены? Когда они казались незаинтересованными или растерянными?
  • Изменяется ли поведение учащихся в какой-либо момент в течение урока? Как и когда?

Примеры практики ведения записей и формы наблюдения

Поскольку наблюдение за инструктором требует от вас внимания к большому количеству различной информации, часто бывает полезно приступить к наблюдению, имея в виду, как вы будете организовывать свои записи. Если вам интересно, что сработало для других, см. ниже несколько методов ведения заметок, которые сработали для других, от простых до сложных.

 

  • Журнал повествования , где заметки разделены на три столбца: 1.) отметка времени, 2.) запись того, что происходит в классе, и 3.) первоначальные интерпретации или вопросы.
  • Диаграммы участия : Некоторые наблюдатели уделяют первоочередное внимание отслеживанию комментариев учащихся, создавая быструю диаграмму комнаты и используя галочки или стрелки, чтобы отметить, кто говорит во время урока. Это может быть особенно полезным методом для получения общего представления о возможном неравенстве в участии по половому, расовому или другим социально значимым признакам. Хотя у этого метода есть ограничения — мы не можем точно отслеживать демографию на основе наблюдаемых данных, — он может предоставить важную информацию, которую можно раскрыть позже, тем более что исследования показывают, что мы не можем доверять нашему восприятию участия по разным маркерам идентичности.
  • Визуальная система ведения заметок: если данные, которые вы собираете с помощью простой диаграммы участия, вы считаете полезными, существуют более сложные системы, которые используют эту базовую предпосылку для отслеживания более подробных данных.

Дополнительные подробные формы наблюдения за преподаванием можно найти ниже. Эти формы могут помочь вам получить представление о том, как сосредоточить свое наблюдение, или вы можете использовать один из этих шаблонов непосредственно, чтобы помочь вам организовать свои заметки. Некоторые образцы форм:

  • Ресурс Колби с шаблоном предварительного наблюдения и несколькими рубриками наблюдения
  • Открытая форма Университета штата Иллинойс для обучения наблюдениям
  • Форма наблюдения за преподаванием Университета Луисвилля с открытыми и подобными аспектами
  • Открытая форма Университета Южной Каролины для обучения наблюдениям
  • Контрольный список наблюдения за преподаванием Университета Южной Калифорнии
  • Йельские формы для документальных, тематических или ориентированных на критерии учебных наблюдений

Наблюдение за коллегами

​Наблюдение за коллегами — это один из элементов, на котором учителя могут сосредоточиться во время своих занятий. дни профессиональной практики. Узнайте, что это такое и как начать. Включает инструменты реализации и видео тематические исследования.

Использование ресурсов на этой странице не является обязательным. Они могут быть полезным ориентиром для будущего планирования и улучшения, если это соответствует потребностям школы.

Наблюдение за коллегами — это когда учителя наблюдают за практикой друг друга и учатся друг у друга. Он направлен на поддержку обмена передовым опытом и повышение осведомленности о влиянии вашего собственного обучения.

​Эффективное коллегиальное наблюдение (включая обратную связь и размышления):

  • фокусируется на индивидуальных потребностях учителей и дает возможность учиться у коллег и давать обратную связь      
  • является основным компонентом создания профессионального сообщества и повышения коллективной эффективности
  • может помочь учителям продолжать совершенствовать свою практику таким образом, чтобы лучше способствовать обучению учащихся.
  • — это возможность развивающего обучения.

Для директоров и школьных руководителей: Включение взаимного наблюдения в существующие структуры, такие как школьный стратегический план, будет способствовать более четкому пониманию личных и коллективных целей совершенствования.

Следующие ресурсы помогут вам начать или внедрить наблюдение за коллегами в вашей школе.

Заметка о профессиональной практике 4: взаимное наблюдение, обратная связь и размышления для школьных руководителей и учителей

Заметка о профессиональной практике 4: Взаимное наблюдение, обратная связь и размышления для школьных руководителей и учителей pdf 240.31kb Заметка о профессиональной практике 4: Взаимное наблюдение, обратная связь и размышления для школьных руководителей и учителей docx 408.63kb

Руководство по взаимному наблюдению для директоров и руководителей школ

Руководство по взаимному наблюдению для директоров и руководителей школ pdf 914. 99kb Руководство по взаимному наблюдению для директоров и руководителей школ docx 800.06kb

Руководство по взаимному наблюдению для учителей

Руководство по взаимному наблюдению для учителей pdf 556.43kb Руководство по взаимному наблюдению для учителей docx 733,5 КБ

Пустые и аннотированные шаблоны для учителей, помогающие информировать об этапах взаимного наблюдения:

Шаблоны для самоанализа учителя

Самоанализ учителя (пустой шаблон) (pdf — 29.14kb)

Самоанализ учителя (пустой шаблон) (docx — 394.87kb)

Самоанализ учителя (аннотированный шаблон) (pdf — 29,14 КБ)

Самоанализ учителя (аннотированный шаблон) (docx — 394,87 КБ)

Шаблоны бесед перед наблюдением

Беседа перед наблюдением (пустой шаблон) (pdf — 25,93 КБ)

Беседа перед наблюдением (пустой шаблон) (docx — 395. 48kb)

Беседа перед наблюдением (аннотированный шаблон) (pdf, 25,93 КБ)

Беседа перед наблюдением (шаблон с комментариями) (docx — 395,48 КБ)

Шаблоны взаимного наблюдения

Взаимное наблюдение (пустой шаблон) (pdf — 26.39kb)

Взаимное наблюдение (пустой шаблон) (docx — 394,75 КБ) 

Взаимное наблюдение (аннотированный шаблон) (pdf — 26,39 КБ)

Коллегиальное наблюдение (аннотированный шаблон) (docx – 394,75 КБ) 

 Шаблоны бесед после наблюдения

Беседа после наблюдения (пустой шаблон) (pdf — 22,1 КБ)

Сообщение о наблюдении (пустой шаблон) (docx – 394,31 КБ) 

Беседа после наблюдения (аннотированный шаблон) (pdf, 22,1 КБ)

Последующая беседа (шаблон с комментариями) (docx – 394,31 КБ) 

В следующих рекомендациях изложены протоколы для школьных сотрудников:

  • предоставление качественной отзывов коллегам
  • создание открытой и поддерживающей культуры во время коллегиального наблюдения.

Рекомендации по обратной связи

Правила обратной связи pdf 26.67kb Руководство по обратной связи docx 394.16kb

Видео тематических исследований, призванных помочь школам во внедрении наблюдения, обратной связи и размышлений, доступны ниже.

Начальная школа Челси-Хайтс

Взаимное наблюдение в начальной школе Челси-Хайтс связано с профессиональной практикой учителей, целями эффективности и развития, а также Годовым планом реализации школы.

Узнайте больше о том, как учителя работают вместе, чтобы проводить наблюдения и отзывы сверстников в начальной школе Chelsea Heights.

Roxburgh College

В этой школе применяется целостный подход к наблюдению за сверстниками, вовлекающий учителей, родителей и учащихся в учебные прогулки.