Наблюдение и его виды в педагогике: Наблюдение как метод педагогического исследования

4.3.1. Виды педагогических наблюдений

В методике проведения педагогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений. Несмотря на то что какой-либо общепринятой классификации не существует, некоторые авторы пытаются сгруппировать их по ряду признаков. Так, например, с одной стороны, удобно объединить наблюдения по типу связи исследователя с объектом изучения и выделить непосредственные, опосредованные, открытые и скрытые наблюдения; с другой — для группировки их может служить признак времени и пространства, в связи с чем выделяют наблюдения непрерывные и дискретные (прерывистые), монографические и узкоспециальные.

Непосредственнымсчитается такое наблюдение, когда исследователь сам является наблюдателем происходящего педагогического явления. При этом он может выступать в роли или свидетеля, т. е. нейтрального лица по отношению к педагогическому процессу, или его участника, руководителя, организатора. В первом случае исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях, являясь лишь свидетелем происхо­дящего.

Такое наблюдение наиболее доступно и поэтому чаще всего применяется на практике. Однако, несмотря на несложность наблюдения с позиции нейтрального лица, обнаруживается одно существенное обстоятельство, неблагоприятно сказывающееся на достоверности полученных данных. Опыт и специальные исследования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство педагогов и учащихся не остаются безразличными к присутствию посторонних, к наблюдениям за их занятиями. Но верно и то, что частые посещения занятий посторонними лицами становятся для занимающихся делом привычным, и они все реже обращают на это внимание. Что касается учителя, тренера, то влияние постороннего на его работу зависит от того, кто и с какой целью присутствует на занятиях. Поэтому здесь немаловажную роль играет психологическая подготовка, умение расположить преподавателя к себе, вызвать у него доброжелательное отношение к присутствию на его занятиях.

Весьма интересны наблюдения, проводимые «изнутри», т.е. когда исследователь из пассивного наблюдателя превращается в непосредственного участника учебно-тренировочного процесса с одинаковыми для всех занимающихся правами, испытывая на себе все то, что происходит с ними. Правда, возможности проведения подобных наблюдений в области физического воспитания и спорта довольно ограниченны, так как требуют от исследователя определенной физической и технической подготовки, соответствия его возраста возрасту испытуемых и т. п. Зачастую в практике проведения научно-исследовательских работ исследователь сам выступает в роли преподавателя, тренера в группах, где проводится наблюдение, что создает наиболее благоприятные возможности для наблюдений. Положение руководителя, организатора позволяет управлять учебно-тренировочным процессом, направлять его ход по намеченному плану, преднамеренно создавать необходимые ситуации.

Несмотря на положительные стороны в проведении непосредственных наблюдений, у исследователя не всегда бывают возможности для сбора достаточно большого фактического материала. В этом случае материал личных наблюдений дополняется и корректируется опосредованными(косвенными) наблюдениями, к проведению которых привлекаются студенты, преподаватели, ученики и др. Методика проведения таких наблюдений должна быть заблаговременно отработана теми, кто будет их вести. Как непосредственное, так и опосредованное наблюдения по форме могут быть открытыми или скрытыми.

Открытымисчитаются такие, при которых занимающиеся и преподаватели знают, что за ними ведется наблюдение. При проведении жескрытогонаблюдения предполагается, что ни занимающиеся, ни преподаватель об этом не знают. По этой причине скрытое наблюдение с точки зрения получения более достоверных фактов имеет преимущество, так как поведение занимающихся и преподавателя в данном случае остается естественным. Одним из основных условий организации скрытого наблюдения является односторонность, когда исследователь видит и слышит испытуемых, а они его нет. С этой целью, например, используются подсобные комнаты или балконы, позволяющие незаметно следить за ходом занятий в спортивном зале. Урок физической культуры на спортплощадке во дворе можно наблюдать из окна школьного помещения.

Успешному проведению скрытого наблюдения помогают и технические средства, такие, как фото- и видеокамеры, скрытая звукозапись и т. п.

Как мы уже говорили, по времени проведения любые наблюдения подразделяются на непрерывные и дискретные (прерывистые). Наблюдение считается непрерывным,если оно отражает явление в законченном виде, т.е. если просматривается его начало, развитие и завершение. Так, на протяжении нескольких занятий можно проследить ход разучивания какого-либо гимнастического элемента от начального этапа ознакомления с ним до овладения учениками данным элементом и вскрыть при этом методику обучения. Можно, например, пронаблюдать за ходом развития интересной комбинации в спортиграх. По длительности такие наблюдения могут оказаться самыми различными: от нескольких секунд, минут до нескольких месяцев и даже лет. Продолжительность наблюдений зависит и от того педагогического явления, за которым ведется наблюдение.

Однако вести непрерывное наблюдение становится невозможно, когда его предметом является процесс, границы начала и завершения которого значительно удалены во времени. За такими процессами целесообразнее проводить дискретноенаблюдение. Оно характеризуется тем, что в процессе его проведения изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы. Несмотря на то что в данном случае не удается проследить за динамикой, рисунком непрерывного процесса, увидеть многие его детали, — общий ход развития явления, его характер, знание начальных и конечных признаков позволяют понять общую закономерность.

В зависимости от поставленных задач наблюдением может быть охвачено сразу или несколько в разной степени взаимосвязанных явлений, составляющих в сумме одно из определяющих направлений, или их минимум, когда вычленяется одно из таких явлений в его собственных границах. В первом случае можно говорить о монографическом,а во втором — обузкоспециальномнаблюдении.

При монографическом наблюдении представляется возможность проследить за развитием ряда явлений, установить их отношения и характер взаимного воздействия на основной исследуемый процесс.

Поэтому такие наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых, а стало быть и наблюдателей. Практика показывает, что многоканальное восприятие одновременно протекающих явлений вносит существенную поправку в их научную оценку. Такие наблюдения могут применяться в изучении как долговременных, так и кратковременных педагогических явлений (например, обычный анализ урока группой студентов, где каждый из них ведет наблюдение за определенным явлением).

К узкоспециальному наблюдению обращаются с целью познания сущности явления, его качественной структурной характеристики. Такое наблюдение создает возможности для более глубокого, хотя и локального изучения педагогического явления, поэтому оно более доступно для индивидуальных исследований. Однако при оценке результатов этих наблюдений следует помнить о связи изучаемых явлений с другими и не рассматривать их изолированно.

Классификация метода наблюдения

21. 05.2013

По регулярности проведения
Систематическое. Характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного времени; позволяет выявить динамику процессов, и значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения достаточно широка — от поискового до экспериментального исследования психолого-педагогического процесса или объекта.

Случайное. Наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации. От случайного наблюдения следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации наблюдения, и планированного именно за данной деятельностью.

По месту наблюдения


Полевое. Проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации, непосредственном контакте с изучаемым объектом. Может выполнять роль как основного метода сбора первичной информации, так и дополнительного (предварительное знакомство с объектом, контроль результатов, углубление представлений об объекте, сбор дополни тельной информации).

Лабораторное. Вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются педагогом. Основное его достоинство — максимальная, по сравнению с другими видами, возможность выявить все факторы ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая может вызвать резкое изменение поведения участников. Подобное наблюдение чаще всего применяется на этапе проверки психолого-педагогических гипотез и, как правило, сводится фиксации изменений, которые происходят в результате воз действия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении особенно широко применяются всевозможные технические вспомогательные средства (кино-, фото-, видеоаппаратура, ПЭВМ и т.д.).

По степени формализации
Контролируемое (структурированное). Вид наблюдения, при котором заранее определяется, какие из элементов (на ни сосредоточивается внимание) изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для педагога-психолога, также формируется специальный план записи наблюдений для начала сбора информации. Чаще всего задача контролируемого наблюдения — проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их. Оно может использоваться и как основной метод сбора информации для точного описания и проверки гипотез при решении психолого-педагогических задач небольшого масштаба. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования, так как в процессе разработки процедуры наблюдения необходимо построить систему классификации явлений, составляющих наблюдаемую ситуацию, и стандартизировать категории наблюдения.

Неконтролируемое (неструктурированное). В этом случае наблюдатель не определяет заранее, какие элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. У него нет строгого плана, заранее определен лишь непосредственный объект наблюдения. Наблюдатель выясняет психолого-педагогическую атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для изучения, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов. Недостаток неконтролируемого наблюдения — опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Именно здесь проблема «наблюдение — вывод» может проявиться наиболее ярко.

По степени участия наблюдателя в исследовании ситуации
Включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель и юн или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от «пассивного» наблюдения, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым объектом, что наблюдаемые начинают считать его членом своего коллектива и соответственно к нему относиться.

Включенное наблюдение в любых его видах позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены исследуемого коллектива успевают привыкнуть к наблюдателю, они возвращаются к привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях.

Невключенное. При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощник находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, — они просто регистрируют ход происходящих событий.

Невключенное наблюдение используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания психолого-педагогической среды, в которой происходит интересующее педагога событие.

Внешнее наблюдение может проводиться не только самим педагогом, но и специально подготовленными наблюдателями. Однако это возможно только в том случае, когда процедура достаточно хорошо отработана и проверена надежность категорий.

Ключевые слова: Наблюдение

Источник: Быков А.К., Психолого-педагогический практикум

Материалы по теме

Виды наблюдения в социологии

Добреньков В.И., Методы социологического исследования

Формализованное наблюдение

Добреньков В.И., Методы социологического исследования

Включенное наблюдение

Добреньков В.И., Методы социологического исследования

Преимущества и недостатки наблюдения

Добреньков В.И., Методы социологического исследования

Роль и качества наблюдателя

Добреньков В. И., Методы социологического исследования

Метод интроспекции и проблема самонаблюдения

Маклаков А. Г. — Общая психология

Наблюдение в клинической психологии

Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-…

Социологическое наблюдение

Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С…

Наблюдение: определение, типы и исследования

Говорят, что «увидеть — значит поверить» — и социологи соглашаются! Существует несколько методов наблюдения, которые служат разным целям, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

  • В этом объяснении мы будем изучать наблюдение как метод социологического исследования.
  • Мы начнем с определения того, что такое «наблюдение», как в общих чертах, так и в контексте социологического исследования.
  • Далее мы рассмотрим типы наблюдения в социологии, в том числе наблюдение с участием и без участия.
  • Это будет включать в себя обсуждение проведения наблюдений, а также теоретических и этических вопросов, связанных с ними.
  • Наконец, мы оценим преимущества и недостатки методов наблюдения.

Определение наблюдения

Согласно Merriam-Webster слово «наблюдение» может быть определено как « акт распознавания и записи факта или события, часто связанного с измерением с помощью инструментов «или» запись или описание, полученные таким образом» . наблюдения как метода социологического исследования

Наблюдение в исследовании

В социологическом исследовании «наблюдение» относится к методу, при котором исследователи изучают текущее поведение своих участников (или 0006 субъектов ). Это отличается от таких методов, как интервью или анкетирование, поскольку наблюдения представляют собой изучение того, что испытуемые делают , а не то, что они говорят .

Наблюдение — это основной метод исследования. Первичное исследование предполагает личный сбор изучаемых данных или информации. Это противоположно методу вторичного исследования, когда исследователи предпочитают изучать данные, которые уже были собраны до начала их исследования.

Рис. 1. Наблюдения фиксируют поведение вместо слов

Типы наблюдений в социологии

Существует несколько типов методов наблюдения, используемых во многих социальных дисциплинах. Каждый из них подходит для разных исследовательских целей и имеет разные сильные стороны и ограничения.

Важно отметить, что методы наблюдения могут быть скрытыми, или открытыми.

  • В тайном исследовании участники исследования не знают ни кто исследователь, ни то, что там вообще есть исследователь.

  • В открытом исследовании все участники исследования осознают присутствие исследователя и свою роль наблюдателя.

Включенное наблюдение

В ходе включенного наблюдения исследователь интегрируется в группу, чтобы изучить их образ жизни, культуру и то, как они структурируют свое сообщество. Этот прием широко используется в этнографии.

Этнография — это изучение образа жизни группы или сообщества.

Тот факт, что исследователи должны быть интегрированы в образ жизни группы, означает, что они должны найти способ быть впущенными в сообщество.

Однако многие сообщества не хотят, чтобы их изучали. Так, исследователь может либо завоевать доверие определенных членов и добиваться разрешения на изучение их образа жизни (открытое наблюдение), либо исследователь может притвориться членом группы для получения доступа к информации (скрытое наблюдение).

Проведение включенного наблюдения

При проведении включенного наблюдения исследователь должен сосредоточиться на получении точного и достоверного описания образа жизни сообщества. Это означает, что исследователь должен избегать влияния на поведение кого-либо в группе.

Если простого наблюдения за толпой недостаточно, исследователь может задать несколько вопросов. Если они проводят тайное расследование, они могут завербовать осведомителя. Информатор будет знать о присутствии исследователя и сможет отвечать на вопросы, на которые не отвечает только наблюдение.

Делать заметки сложнее, когда они действуют тайно. Исследователи обычно заходят в ванную, чтобы быстро отметить что-то важное или резюмировать свои ежедневные наблюдения каждый вечер. Там, где присутствие исследователя известно, ему относительно просто делать записи, потому что им не нужно скрывать тот факт, что они проводят исследование.

Теоретическая основа

Наблюдение подпадает под парадигму интерпретативизма .

Интерпретативизм — это одна из нескольких точек зрения на то, как лучше всего производить научное знание. Интерпретативисты считают, что социальное поведение можно изучать и объяснять только субъективно . Это потому, что разные люди в разных контекстах интерпретируют мир по-разному.

Интерпретаторы ценят включенное наблюдение, потому что у исследователя есть возможность понять субъективный опыт и значение изучаемой группы. Вместо того, чтобы применять собственное понимание к незнакомому поведению, исследователь может достичь более высоких уровней 9.0006 действительность наблюдая за действиями и понимая, что они значат для людей, которые их совершают.

Этические вопросы

Прежде чем мы начнем проводить исследования, важно рассмотреть моральные права и недостатки исследования.

Скрытое наблюдение за участником подразумевает ложь участнику — это нарушение информированного согласия. Кроме того, становясь частью сообщества, исследователь рискует своей беспристрастностью, если они привязываются (эмоционально, финансово или иным образом) к группе. Исследователь потенциально может поставить под угрозу отсутствие предвзятости и, следовательно, достоверность исследования в целом. Более того, если исследователь интегрируется в девиантное сообщество, он может подвергнуть себя риску психологического или физического вреда.

Наблюдение без участия

В наблюдение без участия исследователь изучает своих испытуемых со стороны — они не участвуют и не интегрируются в жизнь группы, которую они изучают.

Проведение неучастного наблюдения

Неучастное наблюдение может быть либо структурированным , либо неструктурированным .

Структурированное наблюдение без участия включает определенный график наблюдения. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователи составляют список моделей поведения, которые они ожидают увидеть. Затем они используют этот список, чтобы отметить то, что они видят. Неструктурированное наблюдение противоположно этому: исследователь свободно записывает все, что видит.

Кроме того, исследования без участия могут быть открытыми. Именно здесь испытуемые осознают, что их изучают (например, директор школы сидит в конце класса один день в каждом семестре). Или исследование может быть скрытым, когда присутствие исследователя немного скромнее — субъекты не знают, что их исследуют. Например, исследователь может замаскироваться под другого покупателя в магазине или использовать одностороннее зеркало.

Как бы странно это ни звучало, исследователям важно не только обращать внимание на то, что испытуемые делают , а также то, что они не делают . Например, если исследователь изучает поведение покупателей в розничном магазине, он может заметить, что люди обращаются за помощью к владельцам магазинов в одних ситуациях, но не в других. Что это за конкретные ситуации? Что делают клиенты, когда им неудобно просить о помощи?

Теоретическая основа

Структурированное наблюдение без участия обычно предпочтительнее в позитивизме .

Позитивизм — методология исследования, предполагающая, что объективные , количественные методы лучше подходят для изучения социального мира. Она прямо противоположна философии интерпретативизма.

График кодирования позволяет исследователям количественно оценить результаты своих наблюдений, отмечая, когда и как часто они наблюдают определенное поведение. Например, исследователь, изучающий поведение маленьких детей в классе, может захотеть определить, как часто они говорят, не поднимая руки. Исследователь отмечал это поведение в своем расписании каждый раз, когда видел его, давая ему рабочий средний показатель к концу исследования.

Роберт Левин и Ана Норензаян (1999) провела исследование «темпа жизни», используя метод структурированного наблюдения без участия. Они наблюдали за пешеходами и измеряли, сколько времени им потребовалось, чтобы пройти расстояние 60 футов (около 18 метров).

Измерив 60-футовое расстояние на улице, Левин и Норензаян просто использовали свои секундомеры, чтобы измерить, сколько времени различные демографические группы (например, мужчины, женщины, дети или люди с ограниченными физическими возможностями) тратят на то, чтобы пройти его.

Этические соображения

Как и при скрытом включенном наблюдении, субъекты скрытого неучастного наблюдения не могут дать информированное согласие — они по существу введены в заблуждение относительно проведения или характера исследования.

Преимущества и недостатки исследования с наблюдением

Различные типы методов наблюдения (с участием или без участия, скрытые или открытые, структурированные или неструктурированные) имеют свой собственный набор преимуществ и недостатков.

Преимущества исследования с наблюдением

  • Исследование без участия, как правило, дешевле и быстрее. Исследователю не требуется время и ресурсы для интеграции в незнакомое сообщество.

Недостатки наблюдательных исследований

  • Майкл Поланьи (1958) заявил, что «все наблюдения зависят от теории». Он имел в виду, что для понимания того, что мы наблюдаем, нам уже нужно иметь определенное количество знание об этом.

    • Например, мы не смогли бы сделать определенные выводы о таблице, если бы не знали, как должна выглядеть таблица или как она должна функционировать. Это интерпретативистская критика позитивистских методов исследования — в данном случае структурированного наблюдения.

  • Наблюдения обычно включают интенсивное изучение относительно небольших или определенных групп. Поэтому им скорее всего не хватает:

    • репрезентативность,

    • надежность и

    • обобщаемость.

  • Существует риск того, что исследователь примет поведение группы, которую он изучает, при проведении открытого исследования с участием. Хотя это не является риском по своей сути, это может быть, если они изучают поведение девиантной группы.
  • Открытое наблюдение, независимо от того, является ли исследователь участником или нет, ставит под угрозу достоверность исследования из-за Эффект Хоторна . Это когда участники могут изменить свое поведение, потому что они знают, что их изучают.

Наблюдение — основные выводы

  • В социологических исследованиях наблюдение — это метод, с помощью которого исследователи могут наблюдать и анализировать поведение испытуемых.
  • При скрытом наблюдении присутствие исследователя неизвестно. Во время открытых наблюдений участники знают, что присутствует исследователь и кто он такой.
  • Совместное наблюдение предполагает, что исследователь интегрируется в сообщество, которое изучает. Оно может быть явным или скрытым.
  • При неучастном наблюдении исследователь не участвует в поведении изучаемой группы.
  • Структурированное наблюдение следует позитивистской методологии, тогда как интерпретаторы более склонны использовать субъективные, качественные методы, такие как неструктурированное наблюдение (независимо от того, участвует исследователь или нет).

Различные методы наблюдения в раннем возрасте

23 мая

Разместил: School Jotter Team

Категория: Технологии

Наблюдение является ключом к пониманию маленьких детей и большему изучению их личности. Это фундаментальный аспект цикла оценки и планирования, обеспечивающий прочную основу для размышлений.
Этот процесс имеет решающее значение для оказания помощи родителям или практикующим врачам в удовлетворении потребностей развития детей в раннем возрасте. Обе стороны должны работать вместе, чтобы понять и удовлетворить индивидуальные потребности ребенка, учась друг у друга и делясь друг с другом.
Наблюдение — это наблюдение за детьми и замечание их действий, выражений, поведения и взаимодействий. Наблюдения должны происходить на регулярной основе — возможно, ежедневно — чтобы дать представление о том, как они развиваются, что им нравится делать и чему они учатся в своей игре и жизненном опыте. Для родителей и врачей важно поделиться каждой деталью, чтобы можно было решить, находится ли развитие ребенка на ожидаемой стадии.
Наблюдение за детьми в раннем возрасте жизненно необходимо, так как каждый ребенок обладает уникальным набором способностей и талантов. Наблюдение за тем, что ребенок предпочитает делать и с какими ресурсами ему нравится играть, дает достоверную информацию о том, кто он как личность. Это также может дать возможность определить потребности ребенка и, следовательно, спланировать следующие шаги в его обучении.
Некоторые примеры того, что вы можете узнать из наблюдений:

  • Что нравится детям и каковы их интересы
  • Дружба, которую они могут завязать
  • Выявление конкретных потребностей в обучении
  • Благополучие ребенка
  • Особые области развития – физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные
  • Чтобы лучше узнать ребенка

Каковы наилучшие методы наблюдения в раннем возрасте?

Документация наблюдений должна регистрироваться регулярно и быть как можно более подробной, с указанием увиденного и услышанного. Вот несколько различных методов наблюдения, которые помогут в развитии детей в раннем возрасте:

Неподтвержденные записи

Этот метод включает фактические отчеты о произошедших событиях. Анекдотические записи должны быть написаны в прошедшем времени и охватывать три W: что, когда и где? Другие невербальные сигналы, такие как язык тела, реакции и выражение лица, должны быть включены в событие.

Текущие записи

Этот метод включает запись того, что вы видите и что говорит ребенок, когда это происходит. Оно должно быть написано в настоящем времени и содержать как можно больше подробностей.

Образцы времени

Это включает запись наблюдений за поведением ребенка и тем, что ребенок делает в определенное время. Это можно делать через регулярные промежутки времени, и это может быть полезно при выявлении негативного поведения, поскольку позволяет понять контекст, окружающий ситуацию.

Заметки

Это включает в себя запись коротких предложений с подробным описанием важных событий, поведения и разговоров.