Бихевиористские теории: Бихевиористские теории учения
Персональный сайт — 11. Бихевиористские подходы к учению
11.Бихевиористские подходы к учению.
Бихевиористские теории учения (законы Торндайка, «Оперантное научение» Скиннера).
Бихевиористский подход в психологии возник в конце 19 века в области теории учения, а в начале 20 века был провозглашен как общепсихологический и долго был ведущим течением в психологии. В 60-х гг. Б.Ф.Скиннер (представитель необихевиоризма) сделал попытку внедрить бихевиористскую теорию научения в практику образования, заложив одно из направлений программированного обучения.
Бихевиористские теории учения (от английского слова behavior – поведение) характеризуются тем, что при анализе процесса учения учитываются только воздействия (стимулы), которые оказываются наобучаемого, и его ответные реакции на эти воздействия. Предметом изучения было сделано поведение. Но поведение, «очищенное» от психики, сведенное к совокупности движений. Движения, разумеется, участвуют в поведении, но последнее не может быть сведено к ним.
Вторая особенность бихевиористской теории учения – биологизм. Сторонники этой теории не видят качественного отличия поведения человека от поведения животных. Так, основоположник бихевиористской теории учения Э. Торндайк пишет: «Развитие животного мира в этом отношении состоит в количественном росте и количественном усложнении того же самого процесса связи между ситуацией и ответной реакцией, присущего всем позвоночным и даже низшим животным, начиная хотя бы с миног и кончая самим человеком». Он считает, что основные характеристики учения «удивительным образом одинаковы почти на всей лестнице развития мира животных». В силу этого бихевиористы проводили свои исследования в области педагогической психологии в основном на животных.
Настоящим отцом бихевиоризма считается Дж. Уотсон, который в1913 г. выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии – в создании средств для контроля над поведением. Основным механизмом поведения является связь между стимулом и реакцией (знаменитоеS –>R). То, что психологи прежде называли «сознанием», также является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего поведения лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).
Процесс учения, согласно этой теории, заключается в установлении определенных связей между стимулами и реакциями, а также в упрочении этих связей.
S – >R – стимул – реакция
или более сложной:
стимул – реакция – подкрепление
В качестве основных законов образования и закрепления связи между стимулом и реакцией указывается закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости) и закон готовности.
Закон эффекта. Эффект может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный эффект образовавшейся связи заключается в том, что возникает состояние удовлетворения; эффект удовлетворения действует непосредственно на образовавшуюся связь, приводя к ее закреплению. Наоборот, переживание разочарования, неуспеха (отрицательный эффект) действует разрушающе на образовавшуюся связь, приводит к ее уничтожению.
Закон упражняемости заключается в том, что чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочней будет связь.
Закон готовности указывает на зависимость скорости образования связи от соответствия ее наличному состоянию субъекта. Так, у голодного голубя быстрей, чем у сытого, образуется связь между определенным цветом пятна и возможностью склевывания с него зерна: зерна на пятнах другого цвета крепко приклеены.
Итак, факторами любого учения являются:
- напряжение потребности (закон готовности),
- смежность стимулов и реакций,
- повторная актуализация связи (закон упражнения),
- подкрепление удачной реакции (закон эффекта),
- степень различий стимулов и реакций,
- систематизированность материала,
- состав прошлого опыта.
Все перечисленные факторы являются лишь способствующими или неспособствующими учению, кроме подкрепления, которое является необходимым условием учения и без которого учение состояться не может.
Торндайк не различал усвоение конкретных знаний и умений и усвоение более общих познавательных операций. Он все сводил к первому и основным источником приобретения любого опыта считал обучение.
Структура учения по Скиннеру (программированное обучение):
1) фаза получения знания (понятия, правила, примеры),
2) фаза выполнения задания на применение знания,
3) фаза получения подкрепления.
В начале 1930-х гг. появились первые попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм). Э. Толмен пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных», в качестве которых предложил рассматривать намерения, ожидания и знания. Таким образом, поведение в целом трактовалось Толменом как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний – прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение.
Толмен также ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира. Наличие «когнитивных карт» было показано на примере поведения животных.
Толмен описывал научение как изменение внутренних образов, знаков ситуации (когнитивные карты, планы, ожидания), составляющих механизм регуляции поведения на молярных уровнях, в отличие от молекулярных уровней поведения – мышечных, секреторных, нервных процессов, простых реакций.
Учение как приобретение новых планов, когнитивных карт поведения, осуществляется в проблемных ситуациях систематическим (когда предыдущий опыт знания субъекта позволяет выдвигать гипотезы о возможном направлении действия или хаотическим (когда прошлый опыт ограничен и совершенно не соответствует данной ситуации) образом.
Этим определяются и фазы учения:
1) столкновение с ситуацией,
2) выдвижение гипотез,
3) реализация гипотез,
4) получение подтверждения.
Основным фактором научения является подтверждение гипотезы, подтверждение правильности плана, а не подкрепление. Точнее, подкрепление «срабатывает» потому, что дает подтверждение, а не удовлетворение потребности.
Если подтверждение гипотезы происходит независимо от подкрепления, то имеет место и научение без подкрепления. Мотивация важна для учения, т.к. она важна для выполнения действий.
Таким образом, дополнения Толмена значительно усложнили бихевиоризм и позволили его представителям анализировать более широкий круг явлений. Попытки построить все обучение на базе бихевиоризма оказались безуспешными, так как только небольшой объем человеческого опыта (в основном его психомоторный компонент) можно формировать таким путем. При попытках формирования осознанного и разумного поведения без ущерба для развития других интеллектуальных компонент структуры личности: логического, лингвистического, аналитического, синтезирующего, наконец, социального и морального обойтись не удается.
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
На рубеже XIX-XX вв. в психологии возникло новое направление — бихевиоризм. Исходной причиной любого действия человека (как и животного) его сторонники считали физиологические потребности. Если бы все они были удовлетворены, живые создания пребывали бы в полной праздности. Одни потребности удовлетворяются автоматически, например, когда в глаз попадает пылинка, мы моргаем, а если прикоснулись к чему-то горячему, отдёргиваем руку. Другие вызывают более сложное поведение. Животные, как правило, выполняют массу действий для того, чтобы просто поесть. Хищник долгое время проводит в поисках подходящей жертвы, выслеживает её, догоняет, а уж только потом, если повезёт, съедает. Для этого недостаточно рефлекторных врождённых механизмов — животные вынуждены учиться. Если молодой лев, живущий в саванне, набрёл несколько раз на территорию с сочной травой и поймал там антилопу, то в следующий раз он будет уже целенаправленно искать обильные пастбища. Так действует закон эффекта: поскольку данное поведение приводит к удовлетворению потребности, оно будет повторяться и в дальнейшем, когда такая потребность вновь возникнет.Закон эффекта напоминает подсказки в игре, где надо найти спрятанный предмет. Когда, разыскивая его, игрок удаляется от цели, другие участники кричат: «Холодно!»; когда приближается к ней: «Тепло!». Чем ближе, тем чаще раздаются крики «Горячо!». И тайник действительно обнаруживается. Примерно также живое существо движется от потребности к её удовлетворению: по длинной цепочке вспомогательных подготовительных действий к искомой цели — еде, теплу, удовольствию и т.д. А подсказывает, «холодно» или «горячо», житейский опыт. При желании подобным образом можно объяснить и очень сложные формы человеческого поведения. Например, кто-то активно помогает другим. Бихевиорист истолковал бы его доброту так: человек рассчитывает, что когда-нибудь и ему в трудной ситуации придут на помощь, это станет залогом выживания, а значит, удовлетворения основных физиологических потребностей. Или так: человек помогает другим, потому что это способствует расположению к нему окружающих. В дальнейшем популярность позволит ему повысить собственный социальный статус, пользоваться разного рода благами и опять же легко удовлетворять свои основные нужды. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д.Уотсона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать Бихевиористы отмечали, что термин «мотивация» слишком общий и недостаточно научный, что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), имеющие чисто физиологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через схему «стимул — реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, т. е. его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Правда, при этом отмечается, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул, в связи с чем, в схему введен фактор (названный мотивацией), объясняющий различия в реактивности. Но снова этот фактор свелся к чисто физиологическим механизмам: различию в чувствительности организма к данному стимулу, т.е. к порогам ощущений. Исходя из этого, мотивацию стали понимать как состояние, функция которого состоит в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. Конечно, за 100 с лишним лет бихевиористская трактовка мотивации претерпела существенные изменения. В частности, поколебалась прежняя категоричность в утверждениях, что в основе всяких поступков лежит стремление удовлетворить чисто физиологические потребности. Ведь реальная жизнь демонстрирует массу случаев, когда человек и даже животное отказываются от самого насущного в пользу иных мотивов. Например, собака, потеряв хозяина, упорно отворачивается от еды, предлагаемой ей другим человеком. Что уж говорить о поведении людей! Традиционный бихевиоризм при объяснении поведения принимал во внимание только внешние, наблюдаемые, стимулы и реакции. Однако со временем учёные признали необходимость учёта «внутренних переменных», таких как цели, ожидания и намерения индивида. В более современном варианте бихевиористическая концепция включает новейшие достижения в области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения. Наиболее видный представитель динамической психологии американец Р. Вудвортс, критикуя бихевиористов, трактовал ответ на внешнее воздействие как сложный и изменчивый акт, в котором интегрируются прошлый опыт и своеобразие внешних и внутренних наличных условий. Этот синтез достигается благодаря психической активности, основой которой служит стремление к Цели (потребность). В обыденной жизни принято считать, что поведение человека определяется планом и стремлением реализовать этот план, достичь цели. Эта схема, как отмечает Ж. Нюттен, соответствует реальности и учитывает сложное человеческое поведение, в то время как бихевиористы в качестве модели принимают лишь элементарную психическую реакцию. Необходимо помнить, пишет Ж. Нюттен, что поведение — это еще и поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций и предметов, а не просто реагирование на них. На этом и основываются взгляды психологов, рассматривающих мотивацию как самостоятельный специфичный механизм организации поведения человека и животных. ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
|
Поведенческие теории развития — Careershodh
Home »Психология развития»Поведенческие теории развития
Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий как приобретение базовых навыков и развития более сложных моделей поведения.
Поведенческие теории или точки зрения предполагают, что ключом к пониманию развития являются наблюдаемое поведение и внешние стимулы в окружающей среде.
Зная стимулы, мы можем предсказать поведение.
Поведенческая точка зрения или теории отражают мнение, что воспитание важнее для развития, чем природа.
Теории бихевиоризма противостоят идее о том, что каждый человек проходит набор стадий . Вместо этого они предполагают, что на людей воздействуют стимулы окружающей среды, которым они случайно/преднамеренно подвергаются.
Таким образом, модели развития являются личностными и представляют собой специфический набор непрерывного воздействия определенного компонента окружающей среды или комбинации стимулов внешней среды, а поведение является конечным эффектом.
Кроме того, d эволюционное изменение проявляется скорее в количественном, чем в качественном отношении.
Джон Ватсон Американский бихевиорист считал, что мы можем получить полное представление о развитии, внимательно изучая стимулы, составляющие окружающую среду.
Он сказал, что эффективное управление окружением человека может привести практически к любому поведению.
Уотсон хотел выяснить, можно ли применить классическое обусловливание к поведению детей. В историческом эксперименте — Маленький Альберт — он научил Альберта, 11-месячного младенца, бояться нейтрального раздражителя — мягкой белой крысы — несколько раз предъявляя ей резкий громкий звук, который, естественно, пугал ребенка. . Маленький Альберт, который сначала жадно протянул руку, чтобы потрогать мохнатую крысу, заплакал и отвернулся при виде ее (Watson & Raynor, 19).20).
Классическое обусловливание возникает, когда организм учится реагировать определенным образом на нейтральный раздражитель, который обычно не вызывает такой реакции.
Иван Павлов определил классическое обусловливание как обучение вызывать непроизвольную, рефлекторную реакцию на стимул, отличный от исходного, естественного стимула, который обычно вызывает реакцию.
Тип научения, при котором первоначально нейтральный стимул — условный раздражитель (УС) — в сочетании со стимулом, вызывающим рефлекторную реакцию — безусловным раздражителем (УС), приводит к заученной или условной реакции (УС) при представлении CS.
Например, классический эксперимент Павлова с собакой — если собаке неоднократно совмещать звук колокольчика и подачу мяса, она может научиться реагировать только на колокольчик так же, как она реагирует на мясо — путем пускает слюни и виляет хвостом от волнения. Собаки обычно не реагируют на звонки таким образом; поведение является результатом обусловливания, формы научения, при которой реакция, связанная с одним стимулом (пищей), оказывается связанной с другим стимулом — в данном случае со звонком. Подробнее
Таким образом, каждый родитель или человек может развивать ребенка или человека в соответствии со своими потребностями с помощью простейшей формы обучения — Классического обусловливания.
Оперант Обусловливание — это форма обучения, при которой произвольная реакция усиливается или ослабляется в зависимости от ее связи с положительными или отрицательными последствиями.
Психолог Б. Ф. Скиннер (1904–1990), люди учатся целенаправленно воздействовать на свое окружение, чтобы добиться
о желаемых последствиях (Скиннер, 1975). Таким образом, в некотором смысле люди воздействуют на свое окружение, чтобы достичь желаемого состояния. Подробнее
Будут ли дети и взрослые пытаться повторить поведение, зависит от того, следует ли за ним поощрение или наказание.
Подкрепление — это процесс, посредством которого обеспечивается стимул, увеличивающий вероятность повторения предшествующего поведения. Например, еда, питье, похвала, дружелюбная улыбка или новая игрушка.
Наказание , введение неприятного или болезненного стимула или устранение желательного стимула уменьшит вероятность того, что предыдущее поведение будет иметь место в будущем. Например — неодобрение или отзыв привилегий.
С помощью стимулов окружающей среды и модификации поведения каждого человека или ребенка можно довести до желаемого состояния с подкреплением и наказанием.
Таким образом, бихевиоризм предлагает более прямое и эффективное объяснение развития социального поведения детей, чем менее точные концепции психоаналитической теории. Бихевиористские теории или точки зрения рассматривают развитие как непрерывное, нестадийное и постепенное развитие, в котором окружающая среда или воспитание играют более важную роль, чем гены.
- Фельдман, Р. С., и Бабу, Н. (2011). Обнаружение продолжительности жизни. Адаптация Индийского субконтинента, Нью-Дели: Dorling Kindersley India pvt ltd.
- Берк, Л.Э. (2004). Развитие на протяжении всей жизни. (3 изд.). Нью-Дели: Pearson Education Dorling Kindersley India pvt ltd
Поведенческая теория личности: определение
Вы когда-нибудь дрессировали собаку выполнять такие трюки, как лай или рукопожатие в обмен на закуску? Вы, вероятно, практиковали трюки снова и снова в течение нескольких недель подряд, пока ваша собака не научилась делать трюк идеально. Возможно, вы не знали об этом в то время, но обучение собаки трюкам — это реальный пример многих принципов Девятки.0019 поведенческая теория личности .
- Что такое поведенческая теория личности?
- Каковы примеры поведенческой теории личности?
- Каковы ключевые положения поведенческой теории личности?
- Каковы ограничения поведенческой теории личности?
Поведенческая теория личности: определение
Из поведенческой теории личности следует поведенческий подход. Поведенческие реакции на раздражители находятся в центре внимания этого психологического подхода. Тип поведения, который мы развиваем, основан на реакции окружающей среды, которая может усиливать или ослаблять желательное или ненормальное поведение. Согласно этому подходу, поощрение неприемлемого поведения может привести к ненормальному поведению.
Поведенческая теория личности — это теория, согласно которой внешняя среда полностью влияет на поведение человека или животного. У людей внешняя среда может влиять на многие наши решения, например, где мы живем, с кем общаемся, что мы едим, читаем или смотрим.
Поведенческая теория личности: примеры
поведенческую теорию личности можно увидеть в действии в нашей повседневной жизни. Вот несколько примеров того, как внешняя среда влияет на наше поведение.
Учитель отправляет нескольких своих учеников под стражу за издевательства над другим учеником. У студента появляется мотивация готовиться к предстоящим экзаменам, потому что он получил пятерку на последней отметке. Он заметил, что у него пятерка по другому предмету, который он изучал. Из этого опыта он понял, что должен больше учиться, чтобы получить A+
Существует множество современных практик клинического консультирования, на которые влияют принципы бихевиоризма. К ним относятся:
Прикладной поведенческий анализ: Используется для лечения людей с аутизмом и другими нарушениями развития
Лечение наркомании: Используется для лечения вредных привычек, таких как курение, злоупотребление алкоголем или наркотиками
9001 9 Психотерапия: Используется в основном в форме когнитивно-поведенческой теории вмешательств, помогающих в лечении психических расстройств
поведенческой теории личности в психологии
Иван Павлов (1890 г. ), русский физиолог, первым продемонстрировал обучение через ассоциации в своем эксперименте на собаках, выделяющих слюну при звуке камертона. Эдвард Торндайк (1898 г.), с другой стороны, в своем эксперименте с кошками и коробками с головоломками заметил, что поведение, связанное с положительными результатами, усиливается, а поведение, связанное с отрицательными результатами, ослабевает.
Бихевиоризм как теория начался с Джона Б. Уотсона 1 (1924), объясняя, что любое поведение можно проследить до наблюдаемой причины, и утверждает, что психология — это наука или изучение поведения. Его идея приобрела популярность, представив множество других идей и приложений бихевиоризма. Одним из них является радикальный бихевиоризм Берхуса Фредерика Скиннера (1938), который предположил, что наши мысли и чувства являются продуктом внешних событий, таких как стресс из-за финансов или чувство одиночества после разрыва отношений.
Бихевиористы определяют поведение с точки зрения «воспитания» (окружающей среды), полагая, что наблюдаемое поведение является результатом внешних раздражителей. То есть человек, получающий похвалу (внешний стимул) за усердную работу (наблюдаемое поведение), приводит к усвоенному поведению (еще больше усердно работать).
Внешний стимул — это любой фактор (например, объекты или события) вне тела, который вызывает изменение или реакцию людей или животных.
У животных собака виляет хвостом при виде еды (внешний раздражитель)
У людей вы закрываете нос при появлении неприятного запаха (внешний раздражитель).
Предыстория, поведение и последствия, pixabay.com
Поскольку Джон Б. Уотсон объявил психологию наукой, психология считалась наукой, основанной на непосредственных наблюдениях. Более того, психологи-бихевиористы заинтересованы в оценке поведения, которое можно наблюдать в отношении окружающей среды, продемонстрированного в Азбуке теории поведения (9). 0019 антецеденты, поведение, и последствия ).
Они исследуют предпосылки или обстоятельства, которые привели к определенному поведению. Затем они оценивают поведение, следующее за антецедентом, с целью понимания, прогнозирования или контроля. Затем наблюдайте за последствиями или влиянием поведения на окружающую среду. Поскольку проверка частного опыта, такого как когнитивные процессы, невозможна, бихевиористы не включают их в свои исследования.
В целом, Уотсон, Торндайк и Скиннер считали среду и опыт основными детерминантами поведения, а не генетическими влияниями.
Что такое философия поведенческой теории?
Бихевиоризм состоит из идей, которые облегчают понимание и использование в реальной жизни. Ниже приведены некоторые из предположений теории о поведении:
Психология является эмпирической и частью естественных наук
Люди, принимающие бихевиористскую философию, считают психологию частью наблюдаемых или естественных наук. Это означает, что ученые-бихевиористы изучают наблюдаемые явления в окружающей среде, влияющие на поведение, такие как Подкрепления (награды и наказания), Различные настройки и Последствия.
Исследователи корректируют эти входные данные (например, награды), чтобы понять, что влияет на поведение.
Пример поведенческой теории в действии: ребенок получает наклейку за хорошее поведение в классе. В этом случае подкрепление (наклейка) становится переменной, влияющей на поведение ребенка, побуждая его соблюдать правильное поведение на уроке.
Поведение обусловлено окружением человека.
Бихевиоризм практически не принимает во внимание внутренние мысли и другие ненаблюдаемые стимулы. Бихевиористы считают, что все действия связаны с внешними факторами, такими как семейная среда, ранний жизненный опыт и ожидания от общества.
Бихевиористы считают, что все мы начинаем с пустого ума при рождении. Когда мы становимся старше, мы приобретаем поведение благодаря тому, чему учимся в окружающей среде.
Поведение животных и человека практически одинаково.
Для бихевиористов животные и люди формируют поведение одинаковым образом и по одним и тем же причинам. Теория утверждает, что все типы поведения людей и животных происходят из система стимулов и реакций.
Бихевиоризм фокусируется на эмпирических наблюдениях.
Первоначальная философия бихевиоризма фокусируется на эмпирических или наблюдаемых формах поведения людей и животных, таких как биология, химия и другие естественные науки.
Хотя бихевиористские теории, такие как радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера, рассматривают мысли и эмоции как результат обусловленности окружающей среды; основное предположение состоит в том, что внешние черты (например, наказание) и результаты необходимо наблюдать и измерять.
Поведенческая теория личности: развитие
Основное представление бихевиоризма о том, что окружающая среда влияет на поведение, восходит к классическим и оперантным принципам обусловливания. Классическое обусловливание представило систему стимула и реакции. Напротив, оперантное обусловливание проложило путь к подкреплению и последствиям, применяемым до сих пор, например, в классе, дома, на рабочем месте и в психотерапии.
Чтобы лучше понять основу этой теории, давайте рассмотрим четырех известных бихевиористов, которые внесли свой вклад в ее развитие.
Классическое обусловливание
Иван Павлов был русским физиологом, интересовавшимся тем, как обучение и ассоциация происходят в присутствии стимула. В 1900-х годах он провел эксперимент, открывший дорогу бихевиоризму в Америке начала 20-го века, известному как классическое обусловливание. Классическое обусловливание — это процесс обучения, в котором непроизвольная реакция на стимул вызывается ранее нейтральным стимулом.
Процесс классического обусловливания включает стимулов и реакций . Стимул — это любой фактор, присутствующий в окружающей среде, который запускает реакцию . Ассоциация возникает, когда субъект учится реагировать на новый стимул так же, как на стимул, вызывающий автоматическую реакцию.
UCS Павлова был колокольчиком, pexels.com
В своем эксперименте он заметил, что у собаки выделяется слюна ( ответ ) при виде еды (стимул) . Непроизвольное слюноотделение собак — это безусловный ответ , а пища — безусловный раздражитель . Он позвонил в звонок, прежде чем дать еду собаке. Звонок стал условным раздражителем с повторным соединением с едой (безусловный раздражитель) , который вызвал слюноотделение собаки (условный ответ) . Он научил собаку выделять слюну только при звуке колокольчика, так как собака ассоциировала звук с едой. Его результаты продемонстрировали обучение по принципу «стимул-реакция», которое помогло построить то, чем сегодня является бихевиористская теория.
Оперантное обусловливание
В отличие от классического обусловливания, оперантное обусловливание включает в себя произвольное поведение, усвоенное из ассоциаций с положительными или отрицательными результатами. Субъект пассивен в классическом обусловливании, и выявляется усвоенное поведение. Но при оперантном обусловливании субъект активен и не полагается на непроизвольные реакции. В целом, основной принцип заключается в том, что поведение определяет последствия.
Эдвард Л. ТорндайкЕще одним психологом, продемонстрировавшим в своем эксперименте обучение методом проб и ошибок, был Эдвард Л. Торндайк. Он поместил голодных кошек в ящик со встроенной педалью и дверцей. Он также поместил рыбу за пределы коробки. Кошкам нужно нажать на педаль, чтобы выйти из коробки и достать рыбу. Сначала кошка совершала лишь беспорядочные движения, пока не научилась открывать дверь, нажимая на педаль. Он считал, что поведение кошек играет важную роль в результатах этого эксперимента, который он установил как 9.0019 инструментальное обучение или инструментальное обучение . Инструментальное обусловливание — это процесс обучения, включающий последствия, влияющие на вероятность того или иного поведения. Он также предложил Закон Эффекта , в котором говорится, что желательные результаты усиливают поведение, а нежелательные результаты ослабляют его.
Б. Ф. Скиннер
В то время как Торндайк работал с кошками, Б. Ф. Скиннер изучал голубей и крыс, у которых он заметил, что действия, приводящие к положительным результатам, повторяются, а действия, приводящие к отрицательным или нейтральным результатам, не повторяются. Он полностью игнорировал свободу воли. Опираясь на закон эффекта Торндайка, Скиннер ввел идею о том, что подкрепление увеличивает вероятность повторения поведения, а без подкрепления поведение ослабевает. Он назвал инструментальное обусловливание Торндайка оперантным обусловливанием, предполагая, что учащийся «действует» или воздействует на окружающую среду.
Положительное подкрепление происходит, когда поведение сопровождается вознаграждением, например словесной похвалой. Напротив, негативное подкрепление включает устранение того, что считается неприятным (например, головной боли) после выполнения определенного действия (например, приема обезболивающего). Цель положительного и отрицательного подкрепления состоит в том, чтобы усилить предыдущее поведение, сделав его более вероятным.
Каковы сильные стороны поведенческой теории личности?
Какой бы обычной ни казалась ситуация, можно наблюдать множество нежелательных или вредных действий. Одним из примеров является саморазрушительное поведение или агрессия человека с аутизмом. В случаях глубокой умственной отсталости объяснение того, что нельзя причинять боль другим, неприменимо, поэтому может помочь поведенческая терапия, ориентированная на положительное и отрицательное подкрепление.
Практическая природа бихевиоризма позволяет повторять исследования различных субъектов, повышая достоверность результатов. Хотя при смене субъектов с животных на людей возникают моральные опасения, исследования бихевиоризма оказались надежными из-за их наблюдаемого и измеримого характера.
Положительные и отрицательные подкрепления помогают усилить продуктивное поведение, улучшить обучение в классе, повысить мотивацию на рабочем месте, уменьшить разрушительное поведение и улучшить дрессировку домашних животных.
Поведенческая теория личности: ограничения
Когнитивные процессы признаны многими важными для обучения и развития личности (Schunk, 2012) 2 . Бихевиоризм полностью игнорирует участие разума, утверждая, что мысли нельзя наблюдать напрямую. В то же время другие считают, что на поведение влияют генетические и внутренние факторы. Критики также отмечали, что классическая обусловленность Ивана Павлова не учитывала добровольное поведение человека.
Некоторым видам поведения, например связанным с социализацией или развитием речи, можно научить без предварительного подкрепления. По мнению теоретиков социального обучения и когнитивного обучения, бихевиористский метод неадекватно объясняет, как люди и животные учатся взаимодействовать.
Поскольку эмоции субъективны, бихевиоризм не признает их влияния на поведение людей и животных. Но другие исследования (Desautels, 2016) 3 показывают, что чувства и эмоциональные связи влияют на обучение и действия.
Бихевиоризм — основные выводы
- Бихевиоризм — это психологическая теория, рассматривающая поведение человека и животных исключительно под влиянием внешних раздражителей.
- Джон Б. Уотсон (1924) впервые представил поведенческую теорию. Иван Павлов (1890) работал над экспериментами с использованием классического обусловливания собак. Эдвард Торндайк предложил Закон Эффекта и свой эксперимент с кошками и коробками-головоломками. Б. Ф. Скиннер (1938) основан на работе Торндайка, которую он назвал оперантным обусловливанием.
- Поведенческая психология фокусируется на предшествующих событиях, поведении и последствиях для изучения поведения людей и животных.
- Одним из основных преимуществ бихевиоризма является его практическое применение в терапевтических вмешательствах, на работе или в школе.