Сколько этапов психосоциального развития выделил эриксон: 8 стадий развития личности от рождения до смерти (Э.Эриксон) — Психологический центр «Обыкновенное чудо» г. Екатеринбург
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ АМЕРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ — Кабинет
В статье описано методологическое обеспечение теоретических разработок философии образования с позиции метафизики тотальности. Используя интегральный поход, автор объясняет роль амерического образования в содействии адаптации человека к устойчивым отношениям в обществе, гармонизации его жизнедеятельности с окружающей средой и изменяющимися условиями социальной жизни.
Ключевые слова: интегральный подход, тотальность, америческое образование.
Системный кризиc цивилизации требует анализа его причин, структуры и динамики, а также постановки стратегических задач в разработке переориентации общественного сознания. Актуальными становятся умения комплексно мыслить и быстро генерировать идеи и принимать решения в условиях непрерывно меняющейся ситуации. В современном образовательном пространстве возникла необходимость нового методологического похода, направленного на исследование образовательных процессов и всей системы образования с позиций метафизики тотальности [1].
ТЕРМИНОЛОГИЯ АМЕРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ососбенностью постнеклассического этапа в методологии научного познания является то обстоятельство, что субъект одновременно рассматривается как объект: субъект влияет на объект, частью которого является сам. В связи с новым методологическим подходом возникает ряд задач, требующих учитывать неявное, бессознательное, скрытое, неочевидное взамен обстоятельств.
Новая научно – метологическая парадигма сформировалась в лаборатории постнеклассических исследований Центра гуманитарного образования НАН Украины, в работах проф. Кизимы В. В. [2–5], в рамках проекта «Постнекласична методологiя: становлення, розвиток, принципи, перспективи» [6].
Ряд понятий метафизики тотальности предоставляет возможность выделить виды неопределённости, которые можно проследить в учебном процессе. Такими видами неопределённости являются: меон (уже небытие), амер (ещё небытие) и генерологизация (бытие).
Меон (греч. «me on» – «несуществующее») представляет собой ситуацию, когда утрачена определённость вообще; состояние, ведущее к распаду.
Амер (греч. – «истинный атом») – это понятие, которое характеризуется тем, что наблюдается постоянная изменчивость в элементах, исчезающая при установлении устойчивых состояний; что-то исчезает, но вырабатывается боле – менее стабильный фон. Так, учащийся постоянно пребывает в америческом состоянии познания, поэтому необходимо постоянно поддерживать соответсвующие условия, при которых обучение становится сменой амеров. Человек является субъектом собственной жизни только тогда, когда может управлять этим состоянием. Если же человек не сможет управлять америческим хаосом, то рискует стать жертвой стихийного развития обстоятельств. Владеть ситуацией представляется возможным только в том случае, когда побочные влияния постоянно анализируются как такие, которые не носят случайный характер.
Генерологией (от лат. «genero» – «порождать», «создавать») следует называть такую систему устойчивых элементов, которые образуют определённость в явлении.
Америзм реальной жизни требует от обучающегося овладения определёнными формами, способами и практиками. Эта задача разрешима в сегменте сизигийного обучения. Индивид нуждается в таком обучении, когда он сознательно сможет обеспечить себе собственное гармоничное отношение со средой на основе сизигийной рациональности. Сизигийная рациональность определяет такую деятельность, в которой существует единство онтического (отдельных форм человеческого бытия) и онтологического (бытие человека как субстанции данных форм). В законе сизигийного соответствия коэффициент межсизигийной деятельности рассчитывается по формуле: S = 80/20 = 4 (и может колебаться от 1,8 до 4,3) [7]. Сизигия является тем состоянием минимального расхода энергии, которое призвано сохранить идентичность и осуществить преемственность процессов в образовательном пространстве.
Если учитель будет создавать единое учебно – воспитательное пространство, формировать особый педагогический фон, атмосферу, условия, анализировать их с точки зрения амерологической педагогики, то в процессе обучения может возникать возможность прогнозирования точек открытий.
ЛИНИИ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ
Философия образования представляет собой упорное стремление осмыслить ответы на вопросы бытия применительно к образованию. На современном этапе философия образования требует перезагрузки и разрешения концептуальных задач когнитивного, психосоциального, нравственного и духовного развития. Являясь самым полным из всех познаний, познание как отношение – это то, что объединяет в единое целое различные элементы системы. Применение системного подхода позволяет:
– вычленить элементы и определить состав системы;
– найти способ, при помощи которого элементы связаны между собой;
– выделить системообразующие, доминирующие факторы;
– установить уровень целостности системы;
– изучить её взаимодействие с внешней средой;
– выявить её функции.
Рассмотрим основные линии развития в америческом образовании, применяемые в единстве их разнообразных взаимовлияний, сопряжений и взаимодействий.
Основой линии когнитивного развития является концепция, разработанная швейцарским учёным Жаном Пиаже (1896 – 1980) [8-9].
Согласно его теории, способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определённым закономерностям. Ж. Пиаже показал, что мышление детей существенно отличается от мышления взрослых, и что дети являются активными субъектами собственного умственного развития. Он составил эмпирическую базу своих научных трудов, участвуя в тестировании интеллектуальных способностей французских детей и наблюдая за психическим и интеллектуальным развитием своих собственных детей. Согласно концепции Ж. Пиаже, по мере того, как происходит физиологическое развитие ребёнка и расширяются границы изучаемого им мира, навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным путём. Важнейшим компонентом в исследовании детьми окружающего мира являются игры, на которые приходится пик активности познавательной деятельности ребёнка.
В своей концепции учёный определил четыре периода умственного развития. Ж. Пиаже мало исследовал проблемы социального и эмоционального развития, вопросы формирования личности, индивидуальных различий детей, а главным образом сосредоточился на объяснении умственного (интеллектуального, когнитивного) развития. Он исследовал рост разумности – способности более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром.
Главное состоит не в том, сколько и какие знания включены в учебный процесс, а в том, как они ориентированы и в какой мере они являются средством интеллектуального, психического и личностного развития и воспитания учащегося. Особое место в решении этой проблемы занимает америческое образование, задачей которого является обучение человека сознательному обеспечению им собственного гармоничного отношения со средой на основе сизигийной рациональности.
Основой линии психосоциального развития является теория психосоциальных стадий Эрика Эриксона (1902 – 1994) [10-11].
Эта концепция не ставит педагогических обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отличает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития.
Модель психосоциального развития личности Э. Эриксона включает восемь стадий. Эти стадии обусловлены кризисами, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. Каждый этап определяется определённым конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап развития. Каждой стадии развития присущи определённые ожидания общества, которые индивид может оправдать или не оправдать, вследствие чего он может быть как принят обществом, так и отвергнут им. Модель Э. Эриксона предоставляет индивиду возможность определиться с соответствующими возрасту решениями для благополучного прохождения следующего этапа жизни.
Смысловым стержнем теории выступает понятие личностной идентичности (эго-идентичности) – целостности личности, тождественности и непрерывности человеческого «я», несмотря на все трансформации и изменения в процессе развития. Оптимальность этого состояния, по мнению Э. Эриксона, достигается тогда, когда человек имеет внутреннюю уверенность в выборе направления своего жизненного пути. Развитие личности может стать следствием как пассивного, так и активного личностного роста, когда человек сам является инициатором своего личностного развития, обеспечивая, таким образом, собственные пути самосовершенствования. Взаимодействуя с окружающим миром и имея знания о том, как реагируют на него другие, индивид принимает множественность своих ролей, не просто суммируя их, но принимает сочетания различных идентификаций себя и возможностей их восприятия самим индивидом.
Э. Эриксон считал, что развитие продолжается всю жизнь. Он выделил восемь основных этапов в онтогенезе личности, основу которой составляет её цельность и идентичность. Развитие индивида тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний, культурой и системой ценностей. Общество способно оказать помощь развивающейся личности и поддержать её именно тогда, когда она особенно нуждается в этом (например, потребности детей всегда готовы удовлетворить заботливые родители). Такое согласованное развитие присутствует в каждой культуре и призвано координировать развитие индивида и его социального окружения.
Основой линии нравственного развития является теория американского учёного Лоуренса Кольберга (1927 – 1987) [12-13].
Вслед за Жаном Пиаже, Л. Кольберг расширил идеи нравственности. Он предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, с децентрацией и формированием логических операций. Согласно этой теории, существуют три уровня нравственного развития, в каждом из которых Л. Кольберг выделил по две стадии. Эта теория утверждает, что нравственное развитие человека, которое является основой этического поведения, разделяется на шесть стадий. Каждая последующая стадия более адекватно оценивает конкретную нравственную проблему, чем предыдущая. Согласно теории Л. Кольберга, целью образования является переход от первого (преднравственного) уровня развития к третьему (постконвенциональному). Л. Кольберг приходит к выводу о том, что нравственность поступка зависит более от намерения, а не от последствий, так как в мире не существует ничего абсолютно правильного или неправильного. Согласно его теории, если детей постоянно вводить в область суждений на ступень выше их собственной, то это стимулирует развитие их следующей ступени – так характеризуется «зона ближайшего развития».
Критикам теории Л. Кольберга представляется, что существует большая разница между моральным суждением и нравственным поведением, так как человек не всегда способен действовать на уровне своих высоких моральных принципов.
Основой линии духовного развития является концепция Джеймса Фаулера [14].
Применяя интегральный подход к категории веры, исследователь выделяет восемь стадий духовного развития. Концепция стадий веры Джеймса Фаулера подтверждает необходимость поиска новых смыслов для перезагрузки образования и выхода из системного кризиса цивилизации. По мнению Дж. Фаулера, развитие человека будет проходить через всё большее количество различных стадий ещё до начала полового созревания.
Как концепт философии образования, когнитивная, психосоциальная, нравственная и духовная линии развития представляются автору статьи базовыми для достижения оптимальной гармонизации человека с постоянно изменяющейся окружающей его средой в разные периоды его жизни. Авторы предложенных концепций фокусируют внимание на теориях стадий, предполагая, что каждая новая стадия является шагом вперёд. По отдельности все теории стадий представляют неполную истину, да и наше путешествие по жизни не проходит линейно. Каждая концепция есть дискрет, а вместе они формируют совокупность дискретов, позволяющую исследовать человекомирную тотальность. Рассматривая линии развития, как инструментарий по формированию амерического обучающего пространства, становится возможным наполнить модель современного человека, которая может включать:
- Линии развития (или множественные способности).
- Развитие способностей, которое проходит через стадии и уровни в течение человеческой жизни.
- Состояния, которые могут быть пережиты независимо от стадий развития (интенсификация определённых состояний ощущением тотального единства с объектами).
- Квадранты, образуемые измерениями человека (поверхностным, глубинным, индивидуальным и коллективным).
Образуя генерологический каркас, линии развития позволяют выделить серии компонентов, что ведёт к формированию онтологии, и в дальнейшем позволит эволюционировать системе в целом.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотренные выше теории и модели являются концептуальным инструментарием амерического образования. Процессы развития всегда связаны с интеграцией, объединением. Познавая, мы объединяемся с неизвестным, делаем это своим, обогащаем язык, интегрируем свой опыт в большую общность.
Учение о линиях развития вошло в европейскую педагогическую психологию с работами Мартина Гарднера о множественности интеллекта [15]. Ж. Пиаже считал, что существует только одна линия развития, связанная с когнитивными способностями. Современные подходы в интегральной психологии определяют около 10 – 15 относительно независимых линий развития, связанных с определёнными способностями: когнитивная, эмоциональная, музыкальная, двигательная, владения языком и др. Разные способности связаны с различными особенностями и закономерностями их развития. Именно поэтому человек одновременно может быть, например, и выдающимся учёным, и моральным нигилистом, и политиком среднего уровня, и прекрасным спортсменом, и при этом достаточно плохо выражать свои мысли. Неразличение многих линий развития чревато разного рода ошибками в понимании человека. Перенесение опыта одного сектора на другой упрощает процессы развития, так как нельзя познавать мир души по образу того, как мы познаём мир физики.
Интегральный подход – это подход к человеку, обществу, науке, образованию, затрагивающий все сферы человеческой деятельности, осуществляемый в рамках холистической философии, методология которой сформулирована в работах Кена Уилбера [16]. Исследователь, владеющий операционной системой (концептуальным инструментарием) может изучать это взаимодействие. Если человек развивается целостно, он развивается интегрально. Осознавая, на каком уровне развития каждого из своих интеллектов он находится, человек становится на ступень, с которой открываются горизонты последующих уровней. Принцип интеграции заключается в понимании того, что, во что и каким образом интегрируется. Находясь в своей области, люди порой не видят друг друга. Поэтому главной задачей представляется создание общего пространства, общей площадки видения. Создание такой площадки в образовательном пространстве – это средство использовать интегральный подход, как основную идею амерического образования.
Изменениям личности, её поведения предшествует изменения самой жизни. Единственным источником всех преобразований является сама жизнь, её целостность и полнота. Жизнь не частична, она обладает полнотой. Именно полнота жизни, её целостность должны стать основным ориентиром в процессе образования. Целостность жизни следует рассматривать в различных парсико – генерологических проявлениях (работа, досуг, семейная и общественная жизнь, творчество и занятия, бездеятельность и болезнь, пенсионный возраст и старость, смерть и жизнь). В процессе обучения все аспекты важны, так как они составляют развёртывающийся процесс. В этом и состоит всеобъемлющая целостность – тотальность. Полнота жизни разрушает частности и проявляется в смене этих частностей.
Одним из условий полноты жизни следует отметить следующую субъективную информацию: сам человек постоянно испытывает глубокие уровни переживаний, ощущая внутреннюю двойственность, когда внешний мир и личное слито воедино. Такой характер онтико – онтологических влияний является процессом, а не состоянием, и исходит не из социальной среды, а из уровней антропологических, что даёт возможность более глубокой связи. Достижение постоянной открытости человека бытию в форме непрерывного синкретического его переживания позволяет ощущать полноту жизни и разумно поддерживать условия этой полноты. В этом состоит онтико – онтологический феномен интегрального переживания. Находясь за пределами логики, процесс интегрального переживания характеризуется тем, что человек соединён с миром одновременно. Это переживание влияет на интерес, мотивацию и потребности.
Мотивация – выделение чего – то, что впоследствии ведёт к постановке цели. Потребность – это нужда, без удовлетворения которой человек не может полноценно жить. Она делает человека чувствительным к среде. Потребности влияют на цели, поэтому важно их контролировать. Чёткость в постановке цели адекватно влияет на выбор средств её достижения. Средство отличает его двойственная природа (идеальная и реальная реализация). Условия разумности должны учитывать и то, что появляется неожиданно и выпадает из существующей структуры, но непосредственно сказывается на человеке (как ошибка). Именно этот элемент структуры является сизигийным параметром. Его отношение ко всем остальным членам формулы (Потребности – Средства – Цель – Результат + Ошибка) и определяет соответствие между парсическими и генерологическими отношениями в сизигийных процессах.
Формирование амерического фона в образовательном пространстве требует развёрнутого исследования процессов трансформации в четырёх секторах (квадрантах): индивидуальном внутреннем, индивидуальном внешнем, коллективном внутреннем и коллективном внешнем. Учитывая множественность способностей и особенностей их развития, типы и виды элементов образовательного процесса, а также различные состояния, переживаемые личностью в процессе развития (независимо от уровней и стадий) представляется возможным разработать принципы, правила и приёмы воспитания и обучения человека всестороннему использованию им сизигийной рациональности и ввести обучающегося в америзм реальной жизни.
Учебный процесс в амерологической педагогике призван преобразиться в процесс становления. Происходит структурирование психофизической, психологической, интеллектуальной, социальной подструктур личности путём формирования глубинных внутри – личностных механизмов.
Америческое образование играет общесоциальную роль, не отвергая при этом классические и неклассические установки в стабильных процессах, охватывает всех людей (их возрастные категории), носит индивидуальный характер, выступает фактором формирования полифонического общества, где все интересы социальных групп согласованы, рассматривая общество, как амер на пересечении земных и космических влияний.
Список литературы:
- Кизима В.В. Человекомирная тотальность. Постнеклассический манифест. – К.: ЦГО АН Украины, 1993. – 34 с.
- Кизима В.В. Тоталогия (философия обновления). – К., 2005. – 275 с.
- Кизима В.В. Социум и Бытие. – К., 2007. – 204 с.
- Кизима В.В. Начала метафизики тотального // Постнеклассика: философия, наука, культура. – СПб., 2009. – 672 с. – С. 71 – 137.
- Кизима В.В. Метафизика тотальности: преодоление тупика в понимании сложности // Синергетическая парадигма. «Синергетика инновационной сложности». – М.: Прогресс – Традиция, 2011. – С. 170 – 194.
- Постанова Президії НАН України № 67 від 06.04.2005 р. Проект № 14.
- Кізіма В.В. Нова освіта для нової людини // Філософія освіти, № 2, 2005. – С. 36 – 62.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.
- Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссия / Под редакцией Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – Изд.: Академика, 2001.
- Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с англ.] – М.: Когито – центр, 1996.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общая редакция и предисловие А.В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996.
- Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э. Е., Беем Д. Дж., Нолен – Хоэксема С. Введение в психологию / Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-ое международное издание, Санкт – Петербург: Прайм – Еврознак, 2007.
- Carol Gilligan. In a Different Voice: Psychological Theory and Women’s Development. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982.
- Фаулер Дж., Кристакис Н. Связанные одной сетью. – Юнайтед – Пресс, 2011.
- Гарднер М. Теория относительности для миллионов / Под редакцией доктора физ. – матем. наук А.М. Бузя. – М.: Атомиздат, 1967. – 193 с.
- Майков В.В., Козлов В.В. Трансперсональная психология: истоки, история, современное состояние. – М., 2004.
Возрастные периодизации психического развития личности, Индивидуальная работа
метки:Развитие, Ребенок, Периодизация, Выготский, Считать, Процесс, Возрастной, Эриксон
11
Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию. Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий — это возраст и развитие.
Возраст — категория, служащая для обозначения характеристик индивидуального развития. Различают 2 понятия возраста: хронологический и психологический. Хронологический, характеризует индивида с момента рождения, психологический — закономерности развития организма, условия жизни, обучения и воспитания.
Развитие может быть биологическим, психическим и личностным.
Биологическое — это созревание анатомо-физиологических структур. Психическое — закономерное изменение психических процессов, которое выражается в количественных и качественных преобразованиях. Личностное — формирование личности в результате социализации и воспитания. [1]
Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Развитие может быть биологическим, психическим и личностным. [2]
Периодизация психического развития — это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. [8] Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для детей 2 лет будет очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как, то же отставание для ребенка 6 лет, будет рассматриваться как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет оценивается незначительное.
Вторая особенность состоит в гетерохронности ( гетеро — греч. другой, хронос — время) развития. Это означает, что развитие человека, включая его психическое развитие, происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни. Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально — психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткого возраста.
12 стр., 5777 слов
Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте
… своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. [12] Для понимания проблемы самоопределения личности . .. самоопределения отечественных и зарубежных авторов, выявлены особенности жизненного самоопределения юношеского возраста. Практическая значимость исследования — подобраны методики для выявления уровня конструктивности …
Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека в разных психологических концепциях. При этом, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство теорий выделяют одни и те же возрастные этапы. Например, младенческий период описывается как возраст становления доверия к миру (Э.Эриксон), или период оральной стадии (З.Фрейд), или период тесного эмоционального общения с матерью (Д.Б. Эльконин), или стадии сенсомоторного интеллекта (Ж.Пиаже).
Разные концепции выделяют в качестве главного признака этого этапа разные стороны психического развития. Но все они выделяют именно этот возрастной цикл как качественно особый этап психического развития человека.
Основанием для периодизации психического развития для Д. Б. Эльконина послужили положения культурно — исторической теории Л.С.Выготского и теория деятельности А.Н.Леонтьева. Источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. При этом не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований.
Д.Б.Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: ребенок -вещь и ребенок — взрослый. При этом вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь — это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научится с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребенком не только как человек, а сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый — это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем “ребенок — общественный предмет” и “ребенок — общественный взрослый” представляет единый процесс, в котором формируется его личность. При этом составляя единый процесс освоения систем “ребенок — предмет” и “ребенок — взрослый”, в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности, определяют последовательное чередование преимущественно системы “ребенок -предмет” и “ребенок -взрослый”.
11 стр., 5476 слов
Периоды развития теории управления
… К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе … функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов представляет собой …
Подход к возрастной периодизации Д.Б. Эльконина интересен тем, что представляет процесс развития как идущий по восходящей спирали, а не как линейный; позволяет показать противоречивое единство мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон развития личности; установить значение каждого отдельного периода для последующего; выстроить периодизацию по эпохам и стадиям на основе внутренних законов развития.
Согласно теории швейцарского психолога Ж.Пиаже (1896 — 1980) в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 — до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 — до 14-15).
Интеллектуальное развитие обеспечивает, по мнению Пиаже, адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.
Периодизация Пиаже исключительно посвящена когнитивному развитию, которое автор абсолютизировал и считал основой всей психической жизни человека. Он оставлял в тени вопрос о связи между познанием и аффективной (эмоциональной) сферой. Ребенок в концепции Пиаже приходит к социуму долгим путем, расставаясь со своим эгоцентризмом.
Пиаже интересовал только один вопрос: как ребенок, наделенный рефлексами, приходит к знаниям и взрослой логике мышления. Пиаже считал интеллектуальное развитие ребенка основой других аспектов психического развития. Так, он считал, что развитие нравственности тесно связано с когнитивными возможностями. Для того, чтобы выносить какие-то моральные суждения, ребенок должен усвоить правила рассуждения в мыслительном плане. Он одним из первых начал исследовать нравственное развитие, предлагая детям моральные дилеммы.
Исследования Пиаже продолжил английский психолог Лоренц Колберг (1927 — 1987), используя так же моральные дилеммы. В результате он предложил классификацию развития нравственности в детском возрасте. Л. Колберг выделил три уровня нравственного развития. Каждый уровень состоит из двух стадий, при чем нумерация стадии имеет сквозной характер, подчеркивая приемлемость перехода от одного уровня к другому. Более того, Колберг считал, что каждому уровню морального развития соответствует определенная стадия интеллектуального развития, предложенные теорией Пиаже. Именно развитие интеллекта и определяет возможности становления нравственных уровней ребенка.
12 стр., 5721 слов
Изучение индивидных свойств и их роли в развитии личности человека
… как предпосылки развития личности. Предметом исследования — индивидные свойства как предпосылка развития личности, объект нашего . .. на три группы: конституциональные особенности, нейродинамические свойства человека, функциональная асимметрия индивида. 1)Возрастно — половые свойства … диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям. Понятие возрастных особенностей связано с …
Периодизация нравственного развития Л.Колберга касается в основном одного из аспектов психического развития человека, хотя и связанного с когнитивными возможностями детей разного возраста.
Как мы видим, рассмотренные концепции, прослеживают когнитивное развитие человека до подросткового возраста, полагая, что в этом возрасте данная функция достигла уровня зрелости и далее следует плато в ее развитии. При этом это не так. Интеллектуальное развитие продолжается и изменяется в течение всего жизненного цикла.
Периодизация развития личности З.Фрейда
Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия).
В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетворения на данном этапе развития или удовлетворяется неадекватным образом, то происходит остановка развития человека на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности.
Теория З.Фрейда сводит все богатство человеческой личности к психосексуальному развитию. Занимая важное место в человеческой жизни, психосексуальное развитие не может служить единственным стержнем личностного становления. Более того, представляя развитие личности как развертывание некой биологически заданной энергии, Фрейд по сути отказывает человеку в возможности собственного выбора, самосовершенствования. Особенно энергичную критику вызывает утверждение Фрейда о большем личностном совершенстве мужчин по сравнению с женщинами. “Неполноценность” женского развития кроется в их подсознательной зависти к пенису, что препятствует психосексуальному, а, следовательно, личностному развитию.
Ограничения концепции развития личности З.Фрейда были компенсированы в теории развития эго-идентичности (тождественности Я) Э.Эриксона, который был последователем Фрейда, развивал психоанализ, однако внес существенные изменения в понимание движущих сил развития человеческой личности. Расширил психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. [7]
Теорию Эриксона называют также эпигенетической теорией развития личности ( эпи от греч. — сверх, после, + генез — развитие).
Эриксон не отказываясь от основ психоанализа, развил идею ведущей роли социальных условий, социума в развитии представлений человека о своем Я. [4]
Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, существуют стадии развития Я, в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности, по Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, а происходит всю жизнь. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут принимать положительные или отрицательные значения. Благоприятный или неблагоприятный исход кризиса данной стадии будет определять возможность последующего расцвета личности.
13 стр., 6368 слов
Личность человека в компьютеризированном мире
… породнились с ними. И хотя компьютер нуждается в человеке, но и человек сейчас напрямую “связан” с компьютером. Компьютерная … люди которые сами не сталкивались с данной проблемой только по наслышке (по фильмам, книгам и таким же статьям), как бы описывают “личность … нынешнем понятии “хакер” — это как раз такой человек! Реально же хакер это высокообразованный, квалифицированный программист, способный …
Эриксон описал восемь кризисов в развитии эго (Я) — идентичности человека и, таким образов, представил свою картину периодизации жизненного цикла человека. Безусловным достоинством периодизации психосоциального развития Э.Эриксона является классификация всего жизненного цикла человека и построение периодизации на основе анализа центрального звена личности человека — его Я.
Л.С. Выготский о стадиальности развития
Возрастное развитие, в особенности детское, — сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это, прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.[6]
В основу периодизации жизненного цикла человека Выготский положил чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы характеризуются революционными изменениями, критерием которых является появление новообразований. Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований. [3]
Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым. [5]
Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл.
Огромное значение для понимания динамики становления интеллекта имели работы ученика Клапареда Ж.Пиаже, раскрывшего не только периоды, но и механизмы восхождения от одной стадии к другой.
Опираясь на идеи Пиаже, Л. Кольберг обозначил этапы нравственного развития, основанные на интеллектуальной зрелости детей.
Кольберг, как и Пиаже, предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом он считал, что на нравственное развитие влияет как общий уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение. Именно этот, последний, фактор вызывает наибольшее количество критических замечаний, хотя большинство исследователей в целом принимают последовательность этапов формирования нравственности, разработанную ученым.
9 стр., 4427 слов
Закономерности индивидуального развития. Особенности онтогенеза человека
… образуется морула — шаровидное скопление бластомеров. Иногда морулу рассматривают как отдельную стадию эмбрионального развития, а иногда как разновидность следующей стадии — бластулы. Поздние фазы дробления (бластуляция) завершаются … женской половых клеток и образование зиготы. Зигота у всех живородящих существ, включая человека — это уже организм, но еще не особь, поскольку она не может …
Наиболее полно мотивационный критерий периодизации был воплощен в работах Фрейда, хотя интеллектуальная сторона при всём этом практически не учитывалась. Фрейд создал свою периодизацию, исходя из закономерностей развития либидозной энергии, которая непосредственно связана с влечением к жизни, продолжением рода и является основой развития личности.
Несмотря на существенные различия между рассмотренными выше периодизациями, общими для них являются не только возрастные границы отрезков онтогенеза, что связано и с психологической симптоматикой, и с внешними, социальными условиями (например, с началом систематического обучения), но и преимущественно эволюционный подход, так как в них переход от одной ступени мышления к другой (или от одного вида мотивации к другому) происходит постепенно, а сам переход не связан с появлением негативных компонентов в различных видах деятельности.
Этот взгляд частично претерпел изменения в теории Эриксона. Развивая идеи Фрейда о доминировании мотивационного компонента как критерия определения этапов жизненного пути, Эриксон доказывал, что для человека ведущая потребность — стремление к сохранению идентичности, целостности Эго, а ее трансформации знаменуют переход от стадии к стадии. Так как Эго, самосознание человека развивается в течение всей его жизни, то и потребность в сохранении идентичности остается всегда актуальной; следовательно, периодизация должна не оканчиваться на юношеском возрасте, а охватывать весь жизненный путь.
Оригинальный подход к проблеме периодизации был разработан в отечественной психологии. Его особенность связана в первую очередь с введенными Л.С. Выготским понятиями социальной ситуации развития и критическими и литическими периодами, чередующимися в онтогенезе. Он также сформулировал принципы, которым должна отвечать научная психологическая периодизация. Ее критерий, подчеркивал Выготский, должен быть внутренним, а не внешним по отношению к развитию, должен быть объективным и не терять своего значения на протяжении всего периода детства.
Развивая идеи Выготского, Д. Эльконин предложил одну из наиболее полных на сегодняшний день периодизаций, в которой он выделил две стороны деятельности — познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде.
Периодизация развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Об этом свидетельствуют различные подходы к периодизации развития, существующие в этих науках. Трудности в значительной степени связаны с отсутствием общепризнанного критерия, который был бы равно принят представителями разных наук. Требования к критерию периодизации были сформулированы еще Л.С. Выготским, который указывал, что признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: показательным для суждения об общем развитии ребенка; легкодоступным для наблюдения и объективным. В качестве примера такого признака Выготский приводит процесс смены зубов.
11 стр., 5402 слов
Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников
… коррекции. Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования зависимости уровня развития самоконтроля от условий учебной деятельности. Так же в структуру работы входят заключение и список литературы … успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает …
Список источников информации
1.
2. http://psylist.net
3. http://www.gumer.info
4. http://wikipedia.ru
5. http://www.psyarticles.ru
6. http://window.edu.ru
7. http://slovari.yandex.ru
8. http://www.freud.ru
9.http://www. erikson.ru
10.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология» М-2004г.
Генеративность против стагнации: путь вашего психосоциального развития
Перейти к разделу
Преодоление продуктивности и стагнации
Как выглядит продуктивность и стагнация?
Эффекты продуктивности и стагнации
6 способов вдохновить на продуктивность и уменьшить стагнацию
Как человеческие существа, мы проходим этапы жизни.
Наша карьера и наша работа меняются. Наши отношения, дружба и то, с кем мы проводим время, все меняется. Меняется наш внешний вид, то, как мы заботимся о себе, и наше физическое здоровье. Наши пути личного развития постоянно колеблются в волнах перемен.
Эти пути роста — эти этапы жизни — помогают формировать нашу личность. Наши личности. Наши увлечения, наша цель, наши интересы. На каждом этапе жизни мы обязательно сталкиваемся с развилкой дорог. На самом деле за так называемой вилкой стоят некоторые научные доказательства, которые мы можем внутренне ощущать при выборе, который делаем каждый день.
За последнее десятилетие многие компании потратили много времени на то, чтобы попытаться понять своих самых молодых сотрудников. Сначала миллениалы. Теперь поколение Z. Но половина рабочей силы также старше. По мере того, как поколение X и миллениалы стареют, у них могут появиться разные потребности и ожидания в отношении того, что делает работу значимой и приносящей удовлетворение, и какого типа роста они хотят.
Когда мы достигаем среднего возраста (например, 40-65 лет), мы достигаем новой стадии психосоциального развития.
Это называется Генерация против стагнации.
«На этом этапе жизни людей тянут во все стороны работа, семейные обязанности и дети. В зависимости от их индивидуальной ситуации, они могут заботиться о больных или престарелых родителях, все еще воспитывать детей или сталкиваться с пустым гнездом. Это моменты великих перемен и преобразований. Этот этап жизни может открыть двери для чувства сопричастности и вклада в следующее поколение».
Никки Моберли, стажер-тренер BetterUp Premier
Этот этап нашего развития во многом отражает фундаментальную борьбу взрослой жизни. В конце концов, вам, наверное, всем знакомо чувство «я чувствую себя застрявшим». Вы можете не знать, в каком направлении дальше двигаться в своей карьере или куда инвестировать свое время.
На этом этапе взрослой жизни вы уже многого добились в своей жизни. Так почему же эта развилка кажется особенно запутанной?
Давайте поговорим о том, что мы подразумеваем под генеративностью и стагнацией. Мы также поговорим о реальных примерах того, как это выглядит, и о том, как продолжать инвестировать в вас.
Преодоление генеративности и стагнации
Давайте сначала разберемся, что мы подразумеваем под генеративностью и стагнацией. Быть генеративным означает быть способным создавать, производить или создавать. Часто, когда мы говорим о созидательности, мы также говорим о создании новых вариантов или возможностей. Таким образом, генеративность заключается в создании и расширении.
Психолог Эрик Эриксон выделил восемь стадий психосоциального развития. Вот более пристальный взгляд на стадию психосоциального развития Эриксона среднего возраста.
Что такое генеративность и стагнация?
Генерация против стагнации — седьмая стадия психосоциального развития по Эрику Эриксону. На этом этапе взрослые стремятся создавать или взращивать что-то, часто через воспитание детей, внесение вклада в общество или другие позитивные изменения. Однако на этом этапе происходит застой, когда человек не может найти способ внести позитивные изменения.
Теория Эриксона описывает эту стадию развития взрослого человека несколькими способами. Это этап жизни, который зависит от успеха чьих-то отношений, их карьеры и их сообщества.
На самом деле, Эриксон предположил, что взрослые, которые сталкиваются с трудностями, сильно рискуют. На данном этапе человеческого развития, если взрослые не будут продолжать расти, они рискуют стать застойными.
Генеративность
Давайте определим, что мы понимаем под стадией генеративности. Многие из нас хотят оставить свой след в мире. На этом этапе взрослой жизни люди, вероятно, пережили множество переживаний.
В основе многих из этих переживаний лежат две вещи: забота о других и раскрытие своего полного потенциала. Генеративность — это идея о том, что, будучи взрослыми на этом этапе жизни, мы обязаны инвестировать в других.
Для некоторых это может быть роль родителя или опекуна. Это может быть благодаря заботе и воспитанию других. Для других это могут быть действия или обязательства, направленные на то, чтобы помочь сделать мир лучше.
Несмотря ни на что, люди, которые инвестируют в генеративную стадию жизни хотят, чтобы полностью раскрыли свой потенциал. Они хотят жить с ясностью, целью и страстью. Они хотят видеть рост, изменение и развитие в том, кем они являются как люди. Они хотят оставить этот мир лучше, чем они его нашли.
Но не обошлось без ухабов. Вот почему многие взрослые сталкиваются с разными точками своего пути, когда сталкиваются с застоем. Давайте поговорим о том, что мы подразумеваем под стагнацией.
Застой
Стадия застоя может наступить, когда человек не участвует в созидательной деятельности. Но поскольку люди уникальны, застой не имеет универсального ответа на то, как он выглядит на практике.
«Самое большое препятствие, которое я вижу в своих членах, которые чувствуют себя застрявшими в застойном режиме, — это время».
Никки Моберли, стажер-тренер BetterUp Premier
Однако мы можем выделить некоторые ключевые характеристики стагнации (и то, с чем мы можем столкнуться на этом этапе развития):
- Самовнушение
- Отсутствие желания расти и выходить из зоны комфорта
- Неспособность внести свой вклад в общество
- Некоторые кризисы идентичности, такие как кризис среднего возраста, могут зайти в застой
- Боязнь перемен или отсутствие усилий для позитивных изменений
- Отсутствие чувства собственного достоинства или путаница ролей
8 стадий психологического развития Эриксона
Важно, чтобы мы понимали все восемь стадий психосоциального развития Эриксона. Это поможет лучше сформулировать теорию психосоциального развития Эриксона. Подобно иерархии потребностей Маслоу, эти этапы зависят от того, удовлетворяются ли потребности человека, чтобы он мог развиваться и расти.
- Этап 1: Доверие против недоверия. Если потребности удовлетворяются, у ребенка развивается доверие.
- Стадия 2. Автономия против стыда и сомнения. Если потребности удовлетворены, у ребенка развивается чувство собственного достоинства и независимости.
- Стадия 3: Инициатива против вины. Если потребности удовлетворены, ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Из-за этого построенного доверия ребенок будет исследовать свои собственные возможности.
- Стадия 4: Трудолюбие против неполноценности. На этом этапе развития раннего детства есть чувство выполненного долга. Может ли ребенок развить уверенность? Как выглядит эта уверенность?
- Этап 5: Идентичность против путаницы. На данном этапе мы приближаемся к подростковому возрасту, периоду формирования личности и самоощущения.
- Стадия 6: Близость против изоляции. Переходя во взрослую жизнь, на этом этапе люди формируют прочные связи друг с другом.
- Стадия 7: Генерация против стагнации. К настоящему времени мы уже в середине взрослой жизни. Именно здесь взрослый будет чувствовать себя защищенным, компетентным и уверенным в себе. Они стремятся внести значительный вклад в мир.
- Стадия 8: Целостность против отчаяния. Эта последняя стадия является завершающей стадией психосоциального развития. К настоящему времени мы находимся в поздней взрослой жизни. Зрелый взрослый будет доволен своей жизнью, своим вкладом, своей целью и своей страстью.
Как выглядит генерация по сравнению со стагнацией?
Мы знаем, что генерация против стагнации — это концепция, которая не слетает с языка простыми словами. Итак, давайте рассмотрим пару примеров, чтобы проиллюстрировать, как это может выглядеть в реальной жизни.
- Гордость против смущения. Как вы представляете свои основные достижения? Например, если вы родитель, испытываете ли вы чувство гордости или смущения в связи со своей ролью родителя?
- Инклюзивность против эксклюзивности. Насколько вы готовы впускать других в свою жизнь? Принимаете ли вы установку на рост или закрыты для обратной связи и роста? Как вы заставляете других чувствовать, что они принадлежат? Если нет, то почему вы сопротивляетесь включению других?
- Честность против отрицания. Честен ли ты с собой? Есть ли у вас ощущение того, что вы знаете, чтобы быть правдой? Если вы совершите ошибку или поймете, на чем следует сосредоточиться, каков будет ваш ответ?
- Ответственность против амбивалентности. Если в вашей жизни что-то пойдет не так, вы будете винить в этом других? Или вы берете на себя ответственность за свои действия? Вы проявляете крайнюю заинтересованность или перекладываете ответственность на окружающих?
«Одним из способов, которым я помогаю своим мемберам работать с чувством застревания, является работа над расстановкой приоритетов. Во-первых, мы смотрим на их ценности, чтобы внести ясность в то, что для них сейчас наиболее важно. Затем мы расставляем приоритеты в том, как они в настоящее время проводят свое время, а не в том, что для них наиболее важно. Мы не можем выделить больше времени, поэтому нам нужно посмотреть, как они тратят свое время, и принять компромиссные решения».
Никки Моберли, стажер-тренер BetterUp Premier
У нас в BetterUp есть несколько высокоэффективных моделей поведения, которые мы стремимся моделировать. Во многих смыслах такое высокоэффективное поведение является ориентиром для полного раскрытия нашего потенциала.
Например, крайняя заинтересованность и предвзятость к действиям напрямую способствуют тому, чтобы быть ответственным взрослым. Это идея о том, что мы несем ответственность за свои собственные действия. Если что-то пойдет не так, мы признаем эту ошибку.
Мы много говорим о работе, чтобы учиться и оставаться на высоте. Честно ли мы говорим с собой о том, что нам нужно улучшить? Конечно, мы можем посмотреть на это высокоэффективное поведение на рабочем месте. Но помимо нашей повседневной работы, как мы подталкиваем себя к тому, чтобы стать лучше?
Эффекты генеративности и стагнации
В течение жизни мы обязательно столкнемся с этой развилкой на дороге. Хотим ли мы продолжать расти? Или нам комфортно с тем, где мы находимся в нашей жизни? Склоняемся ли мы к страху перемен или неопределенности?
Чтобы лучше понять, как принимать важные решения о том, как нам жить, давайте разберемся с последствиями.
6 преимуществ достижения рождаемости
- Лучшая забота о нашем психическом здоровье и психическом состоянии
- Проложите путь к успеху будущих поколений
- Способность находить цель, ясность и страсть в жизни
- Жить счастливой, полноценной жизнью с возможностью полностью раскрыть свой потенциал (т. е. самореализоваться)
- Чувство включенности или создание чувства принадлежности к другим
- Вклад в нечто большее, чем вы сами
6 проблемы застоя
- Низкое качество отношений или неспособность установить значимые связи с другими
- Плохое психическое здоровье и здоровье в целом
- Нежелательные черты характера, такие как эгоизм или эгоцентризм
- Не полностью удовлетворен или счастлив в жизни
- Неспособность полностью раскрыть свой потенциал
- Неспособность преследовать мечты, цели и увлечения
6 способов вдохновить на продуктивность и уменьшить стагнацию
Если вы или кто-то из ваших знакомых переживает такой психосоциальный кризис, не паникуйте. Вы можете получить поддержку, чтобы преодолеть эти препятствия, поэтому вам не придется делать это в одиночку. Мы собрали шесть способов вдохновить на продуктивность и уменьшить стагнацию.
- Примите участие в жизни вашего сообщества. Находите ли вы способы помочь сообществам, в которых вы живете? Как вы связываетесь с членами сообщества? Каким образом вы можете оказать положительное влияние на свое сообщество?
- Инвестируйте в изучение новых навыков. Повышение квалификации (и переподготовка) заставляют нас использовать наш мозг по-новому. Изучая что-то новое, мы также повышаем свою продуктивность.
- Примите установку на рост. Мышление роста — это не просто желание расти и меняться. Это взгляд на различные аспекты вашей жизни с любопытством и смирением.
- Работа с тренером. С BetterUp вы делаете инвестиции в себя. Работая с коучем, вы станете на шаг ближе к раскрытию своего полного потенциала. В конце концов, каждому нужна поддержка, чтобы помочь осуществить свою мечту.
- Приложите усилия, чтобы установить значимые связи с другими. Какие у вас отношения? Как вы строите отношения и связи с другими? Наши недавние данные показывают, что люди с высокими связями имеют более позитивные отношения и видят повышение благосостояния. Люди со значительными связями также лучше подготовлены для достижения своих целей и профессионального роста.
- Выйдите из зоны комфорта. Если вам некомфортно, возможно, вы делаете что-то правильно. Как ты подтягиваешься? Как вы собираетесь расти?
Стадии психосоциального развития Эрика Эриксона
По словам Эрика Эриксона, человек должен пройти восемь различных социальных стадий по мере взросления. Каждая стадия имеет положительную характеристику и отрицательную характеристику. Если положительные характеристики будут выполнены, то их будущее будет выглядеть хорошо. Итак, в какой степени отсутствие подкрепления положительных характеристик психосоциальных стадий развития Эриксона может повлиять на вас? Эффекты могут быть весьма ужасающими. Особенно, если на всех стадиях реализованы только отрицательные аспекты. Первой стадией Эриксона было доверие и недоверие, и это происходило с нуля до 18 месяцев. Цель этого этапа – установить доверие. Эриксон считал, что это самый важный период в жизни человека. Поскольку ребенок полностью зависит от своих родителей, забота о нем играет важную роль в формировании этого этапа (Cherry, 2011). Если у ребенка успешно разовьется доверие, ребенок будет чувствовать себя в безопасности и защищенности в мире, но недостаток может привести к мыслям о непостоянном и непредсказуемом мире (Cherry, 2011). В деловом мире отсутствие доверия может создать совершенно новую проблему. Как сказал Стивен Кови (2006), отсутствие доверия может привести к «…невидимым затратам в жизни и бизнесе…». Недостаток доверия создает «… скрытые планы и скрытое общение, что замедляет процесс принятия решений» (Covey, 2006). Когда в ситуации нет доверия, это мешает продуктивности, инновациям (Covey, 2006). Второй этап – автономия против стыда и сомнения. Это происходит примерно в возрасте от 18 месяцев до 3 лет. Основная добродетель этой стадии — воля; могут ли они делать что-то сами или им требуется помощь других? Эриксон считал, что дети в этом возрасте хотят развить больше чувств… …середина бумаги… …r прошлое без особых сожалений или без сожалений и в целом будет удовлетворено. Если человек потерпит неудачу на этом этапе, он почувствует, что потратил свою жизнь впустую, и будет думать только о сожалениях. Они почувствуют отчаяние (Cherry, 2011). Стадии психосоциального развития Эриксона были сложными, но простыми. Это то, через что проходит каждый, и опыт всегда будет разным. Отсутствие подкрепления положительных аспектов его стадий может привести к настоящей катастрофе. Удивительно, но предыдущие этапы сильно влияют на следующий этап. Отсутствие подкрепления положительных аспектов его психосоциальных стадий может иметь очень разрушительное воздействие на человека. Это потому, что эффекты накапливаются, а не заменяют друг друга. Последствия довольно ужасны, но при правильном окружении, опыте и убеждениях все может пройти хорошо.
В этом эссе автор
- объясняет теорию Эрика Эриксона о том, что человек должен пройти восемь различных социальных стадий по мере взросления. если положительные характеристики выполняются, то их будущее будет выглядеть хорошо.
- Объясняет, что первой стадией развития Эриксона была череда доверия и недоверия, и это происходило в возрасте от нуля до 18 месяцев.
- Объясняет, что автономия вместо стыда и сомнения проявляется в возрасте примерно от 18 месяцев до 3 лет. основная добродетель этой стадии — воля.
- Объясняет теорию Эрика Эриксона о восьми различных социальных стадиях, через которые человек должен пройти по мере взросления. если положительные характеристики выполняются, то их будущее будет выглядеть хорошо.
- Объясняет, что первой стадией развития Эриксона была череда доверия и недоверия, и это происходило в возрасте от нуля до 18 месяцев.
- Объясняет, что автономия вместо стыда и сомнения проявляется в возрасте примерно от 18 месяцев до 3 лет. основная добродетель этой стадии — воля.
- Объясняет, что инициатива против чувства вины является третьей стадией психосоциального развития. дети утверждают свою власть над миром через взаимодействие между людьми и игру.
- Объясняет теорию психосоциального развития Эриксона: трудолюбие против неполноценности — четвертая. ребенок должен достичь гордости за себя и свои способности через социальное взаимодействие, в основном в школе.
- Объясняет, что идентичность и путаница — главный конфликт на пятой стадии психосоциального развития.
- Объясняет убеждение Эриксона в том, что близкие, близкие отношения жизненно важны для человека. чтобы быть успешным на этом этапе, очень важно, чтобы вы обрели свою индивидуальность.
- Объясняет, что продуктивность по сравнению с застоем — это следующий этап, характеризующийся добродетелью и подкрепляемый родительскими обязанностями и работой.