Набожная женщина это: Что-то пошло не так (404)
Набожная особа легкого поведения | Газета «Вести» онлайн
Коллаж Ирины МАКСИМЕНКОЕе называли «великой соблазнительницей», «последней королевской фавориткой», «искусной блудницей», «величайшей развратницей Франции»… И даже современные литературные произведения, посвященные ей, тоже имеют весьма характерные названия и подзаголовки: «Цена красоты», «Скандальное имя», «Хозяйка Версаля», «Почти королева»… И все это – про графиню Жанну Дюбарри, которая, несмотря на свое происхождение из низших слоев общества, стала возлюбленной короля Людовика XV. И кончила свою жизнь на гильотине…
МИРИАДЫ ЛЮБОВНИКОВ
«Историю девушки из простонародья, поднявшейся до всесильной фаворитки предпоследнего короля Франции Людовика ХV можно сравнить только с судьбой цирковой наездницы Феодоры, ставшей женой императора Юстиниана, – отмечает современная писательница Наталия Сотникова. – Но по приговору того же народа графиня Дюбарри, женщина уже немолодая и вроде бы далекая от политики, была казнена»…
Мари Жанна Бекю, будучи незаконнорожденным ребенком, воспитывалась в монастыре Сент-Оре, где ее обучили чтению, письму, рисованию, музыке, географии и астрономии. Как отмечают историки, как ни покажется странным, но именно пребывание в монастыре сформировало многие черты характера будущей фаворитки. В первую очередь оно привило ей искреннюю приверженность к религии.
«Особы легкого поведения, наделенные большой набожностью, в ту эпоху были не таким уж редким явлением, – поясняет Наталия Сотникова. – Вера в Бога тогда являла собой неотъемлемую составляющую человеческого бытия, и по историческим свидетельствам известно, как самые разные женщины нередко истово молились перед совершением плотского греха, уповая на его отпущение.
Во всех поместьях мадам Дюбарри по ее распоряжению непременно воздвигалась часовня, и почти каждое утро графиня посещала службу. Ее религиозность не была показной, она проявлялась через бесчисленные акты благотворительности, совершаемые ею в отношении нуждавшихся и преследуемых. Религия научила ее смирению, покорности воле Божией, и никогда, даже на самой вершине своего успеха, Жанна не проявляла и тени высокомерия».
А после монастыря Жанна перенеслась в Париж, где некоторое время работала модисткой, привлекая своей красотой и непринужденностью всеобщее мужское внимание. В том самом ателье ее и приметил известный в Париже интриган и сводник граф Жан Дюбарри, которого маршал Ришелье называл «поставщиком удовольствий».
Граф договорился с матерью Жанны о сожительстве с девушкой и полном содержании обеих. Он называл ее «ангелом», но задания ей поручал отнюдь не ангельские: расплачивался ее услугами за свои карточные долги, а иногда подсылал Жанну к знатным вельможам за определенную помощь с их стороны. Вскоре она стала известна на весь Париж…
«Ее плоть была предрасположена к потворству, и Жанна прославилась количеством любовников, – отмечает в своей книге «Почти королева» известный французский писатель ХХ века Паскаль Лене. – Она выбирала их ради удовольствия, исходя из пышности их экипажей. Ради обладанию ею слуга и господин иногда становились соперниками, но и тут и другой непременно получали награду… Она была умна, остроумна, а главное – лишена всякой злобы. Если к этим качествам добавить сладострастную красоту и мириады любовников, перед вашими глазами окажутся две составляющие скандала».
БЕЗ СТРАХА ПЕРЕД КОРОЛЕМ
Слух о необычайно красавице дошел до Людовика XV (его официальное прозвище – «Возлюбленный»). Того самого короля, который, еще будучи младенцем, оказался на руках Петра I, когда тот совершил свою знаменитую поездку во Францию в 1717 году. По легенде, русский государь поднял на руки малолетнего французского короля и произнес: «В моих руках – вся Франция». Впоследствии именно этот сюжет стал источником для создания памятника «Петр I с малолетним Людовиком XV на руках» работы Леопольда Бернштама, установленного в 1902 году в Петергофе.
Кстати, после визита Петра во Францию возник даже «прожект» о браке между королем и цесаревной Елизаветой – будущей русской императрицей Елизаветой Петровной. Увы, он не удался…
Король Людовик XV отличался особым пристрастием к дамскому обществу. Помимо жены и фаворитки, маркизы Помпадур, он держал настоящий «гарем» любовниц, которые жили в поместье «Олений парк».
После ухода из жизни маркизы Помпадур, которая девятнадцать лет была его официальной фавориткой, король пребывал в печали. Поэтому известие о сладострастной парижской барышне, полученное королевским камердинером, оказалось как нельзя кстати. Тот решил воспользоваться услугами графа Дюбарри. После встречи с Жанной уже буквально на следующий день она получила приглашение в покои короля.
По легенде, после страстной ночи, проведенной с Жанной, Людовик XV признался Ришелье: «Это единственная женщина во Франции, которой удалось заставить меня забыть свой возраст и свои беды. Она научила меня таким вещам, о которых я даже и не подозревал».
Французский писатель и историк Ги Бретон отмечал: «Предыдущие его любовницы не могли избавиться от смущения – их подавлял страх перед королем. Жанна же действовала как подлинная девица легкого поведения и позволяла себе всевозможные дерзости».
С тех пор король старался по возможности не расставаться с Жанной. Он распорядился, чтобы ей выделили во дворце покои по соседству со своими, осыпал ее дорогими подарками, назначил ежемесячное содержание. А как только узнал о низком происхождении возлюбленной, то выдал ее замуж за брата Жана Дюбарри – Гийома. Брак был фиктивным: Гийому выдали крупную сумму денег и незамедлительно отправили в провинцию.
Придворная знать негодовала. Ей не нравилось происхождение новой возлюбленной короля, ее далеко не изысканная манера поведения… Жанна оказывала на короля самое серьезное влияние: говорили, что она фактически смещала и назначала министров, причем принимала их в ночной сорочке у себя в спальне…
Жанна разительно отличалась от многочисленных знатных красавиц: она пленяла своей натуральной, естественной, подлинной красотой. Наносила минимум макияжа, волосы укладывала в несложную прическу в виде раскиданных по плечам в художественном беспорядке локонов, намеренно облачалась в платья из легких полупрозрачных тканей светлых тонов.
Чтобы прекратить дворцовые сплетни, Людовик XV в 1769 году официально представил свою любовницу ко двору. Это только усилило всеобщую зависть к ней, но удалить ее от трона было уже невозможно. Король доверял ей как самому себе.
Однако в мае 1774 года Людовик XV скончался. На престол взошел его внук Людовик XVI. Супруга нового короля, Мария-Анутанетта, ненавидела графиню Дюбарри и добилась ее изгнания из Парижа. Правда, уже через год Людовик XVI вернул фаворитку из ссылки, разрешив ей жить в собственном поместье – но только при условии, что она на пушечный выстрел не будет приближаться к Версалю.
Ее любовником стал Луи Эркюль Тимолено де Коссе-Бриссак, 8-й герцог де Бриссак, вновь приблизивший Жанну к кругу придворной элиты.
ПУТЬ НА ГИЛЬОТИНУ
Однако впереди была Великая Французская революция. Жанна Дюбарри сделала свой выбор: стала покровительницей роялистов.
Герцог де Бриссак, в первые революционные годы являвшийся командующим конституционной гвардией, в 1792 году был отрешен Национальным Собранием от этой должности и обвинен в государственной измене. Был казнен, и разъяренная толпа принесла его отрубленную голову в дом графини Дюбарри…
В январе 1793 года обезглавили Людовика XVI, в октябре – его жену Марию-Антуанетту. Революционер Жан-Поль Марат в своей работе «Друг народа» заклеймил Жанну Дюбарри следующими словами: «У Национального Собрания за год была едва ли треть тех денег, что старый распутник Людовик XV потратил на свою последнюю и самую дорогую шлюху».
Вообще, Дюбарри вызывала почти всеобщую народную ненависть и считалась одним из символов преступлений «старого режима». Чернь особенно невзлюбила фаворитку короля за ее расточительный образ жизни.
Но самое главное – ее обвинили в помощи врагам революции. Официально ей инкриминировали организацию заговора против Французской республики и оказание помощи в поставках оружия противнику на территории страны: якобы она передавала монархистам значительные денежные суммы во время действительно имевших место поездок в Англию. На суде прокурор Фукье-Тинвилль назвал мадам дю Барри Мессалиной, сравнив ее таким образом с женой римского императора Клавдия, имя которой приобрело переносное значение из-за ее любовных похождений. А также преступницей, заговорщицей против свободы и суверенитета народа…
8 декабря 1793 года Жанна была гильотинирована. Всю дорогу к гильотине графиня просила прощения у парижан, на эшафот ее пришлось нести на руках. Последней фразой фаворитки было: «Еще минутку, господин палач!». Будто бы эти слова она повторила бесчисленное количество раз перед смертью.
Эпизод казни Дюбарри вошел в рассказ Александра Дюма «Женщина с бархоткой на шее». Персонаж литературного произведения, Гофман, как будто бы наблюдал ее путь к гильотине…
«Бедняжка Дюбарри держалась прямо, судорожно ухватившись за передок повозки; ее темно-русые волосы – венец ее красоты – были срезаны на затылке, но длинные, мокрые от пота пряди ниспадали у нее с висков; прекрасная, с огромными глазами, перебегающими с предмета на предмет, с маленьким ротиком – слишком маленьким для тех страшных криков, которые она испускала, – несчастная женщина время от времени конвульсивно встряхивала головой, чтобы отбросить волосы, закрывавшие ей лицо…
Гофману казалось, что сердце остановилось у него в груди; он пустился бежать за повозкой вместе со всеми – еще одна тень присоединилась к этой процессии призраков, составлявших последний эскорт королевской фаворитки.
Госпожа Дюбарри увидела его и снова закричала:
– Пощадите! Пощадите! Я отдам нации все мое состояние! Сударь, спасите меня!..»
Палач Шарль-Анри Сансон, прозванный Великим Сансоном, был бывшим любовником мамам Дюбарри. Он пребывал в некоторой растерянности, но тем не менее, свою работу выполнил беспрекословно. Рука его не дрогнула.
МНИМЫЕ МЕМУАРЫ
Известный французский историк Ги Шоссинан-Ногаре отмечал: «Дю Барри стала последней королевской фавориткой, и когда голова скатилась с ее плеч, то показалось, что угасла последняя искра прежней, закончившейся навсегда эпохи. Она была самой непопулярной из королевских фавориток. Парадоксально, что ее попрекали именно профессионализмом, который как раз и даровал ей эту должность»…
Со временем личность мадам Дюбарри обрастала домыслами и мифами. Были даже опубликованы якобы ее мемуары, которые на поверку оказались фальшивкой: выяснилось, что они принадлежали перу французского писателя Этьен-Леона де Ламот-Лангона, известного мемуарами-мистификациями, написанными им от имени разных исторических лиц – герцога де Ришелье, Людовика XVIII, Наполеона Бонапарта…
В 1879 году была поставлена оперетта Карла Миллекера «Дюбарри». Она показывала эпизоды ее придворной карьеры – от модистки до графини. В ХХ веке оперетта была даже несколько раз экранизирована. Первый художественный фильм, посвященный героине нашего повествования, был снят известным немецким режиссером Эрнстом Любичем в 1919 году.
В советской версии Великой Французской революции ей была отведена весьма неблаговидная роль. Галина Серебрякова в своей книге «Женщины эпохи Французской революции» назвала Жанну Дюбарии «жадной, распутной и бездушной проституткой из кабачка».
«Ныне же постепенно укрепляется убеждение историков в том, что современники отнеслись к ней слишком пренебрежительно, не уделили должного внимания ее судьбе, не оценили всю глубину драмы дочери народа, вознесшейся до положения королевы и отправленной на эшафот этим же самым народом, – отмечает писательница Наталия Сотникова. – Чем дальше уходит от нас день ее казни в промозглых декабрьских сумерках 1793 года, тем все больше создается книг о мадам Дюбарри, повествующих о женщине, которой в течение всей жизни приходилось не раз расплачиваться за редкую красоту, дарованную ей».
Предложения со словом «набожная»
Мы нашли 78 предложений со словом «набожная». Синонимы «набожная». Значение слова. Количество символов.
- А вот мама у нас была очень набожная женщина.
- Оказалось, что набожная матушка посвящала все послеполуденные часы чтению святых писаний.
- Ее набожная мать говорила: Бог знает прошлое, настоящее и будущее.
- По крайней мере, мать Конта, по его же собственному свидетельству, была чрезвычайно набожная и преданная католичка.
- Набожная и трудолюбивая женщина, на три года старше мужа, она могла в случае необходимости взять на себя управление хозяйством.
- Екатерина была набожная девушка, и рассказы о делах Кобы могли ее только напугать.
- Набожная мадам де Менелай была потрясена поступком своего племянника и на следующий же день рассказала о случившемся епископу Лизье.
- Стрелой полетела набожная и сердобольная женщина на Смоленское кладбище.
- Иначе набожная и богобоязненная Изабелла никогда не пошла бы на брак без благословения Ватикана.
- Она стыдилась титула любовницы короля и вела себя в обществе не как хозяйка блестящего французского двора, а как набожная грешница.
- Она была тихая, добрая, малословная и набожная женщина, вдова умершего в апреле И.Ст.
- Набожная, выдержанная в церковности русская паства скучала долгим стоянием в храме.
- Набожная Пульхерия спросила Афинаиду сохранила ли она девственность, и услышав положительный ответ, представила её императору.
- Добрая и набожная женщина была штабс-капитанская вдова Наталья Петровна Данилова, урожденная Жукова.
- В этом отношении безбожник Дидро и набожная Туанета, его жена, вполне сходились.
- Семья была большая, дружная, любящая и очень набожная.
- Его мать, шотландка по происхождению и набожная баптистка, воспитывала сына в большой строгости.
- Убежденный роялист доктор Берлиоз и его набожная жена запретили сыну даже думать об этом.
- Жена его была кроткая, любящая женщина, очень набожная и всецело погруженная в свою домашнюю жизнь и заботы о семье.
- Наружно была отменно набожная, но зла на язык.
- Сама необычайно набожная, она заботилась о душе Феликсика, как нежно называла его почти до конца жизни.
- Он то превращался в пылкого влюбленного юношу, то перед нами была чистая тургеневская девушка, то дряхлая набожная старушка.
- Епископ и его «набожная» свита оказались.
- Жанна де Голль, женщина набожная, создавала в доме жизнь, полную благочестия.
- Бабка Устинья, набожная, всегда в свежей юбке и чистом переднике, слыла на селе лучшей стряпухой.
- Мать его была очень набожная и добрая женщина и, как он мне сам говорил, имела на него большое влияние.
- Это не малодушие, а набожная благодарность.
- Все это в глазах набожного народа расценивалось как ересь.
- Правда, назавтра набожный маркиз исповедался и покаялся.
- Он был чрезвычайно добрый и благородный человек, весьма набожный, но холодный и несколько надменный с низшими.
- Земледельческий народ есть самый набожный, а также и самый миролюбивый, крепкий и благонравный.
- Гортензия покраснела и набожно осенила себя крестным знамением, загораживаясь от гнева любимого дяди.
- Но не удовлетворяясь этим, он посвящал немало времени изучению отцов церкви и всей душой предался набожным делам.
- Набожно целует крест и надевает его на себя.
- Наивное же недоумение Наполеона: «В наше время религиозных людей нет» Балашов парировал словами: «В России народ набожный».
- Нечего и прибавлять, что он был набожный, хороший протестант.
- Сняв фуражку, я набожно перекрестился и снова направил бинокль в сторону врага.
- Лихачев совершенно не производил впечатление набожного человека, нет!
- В эту пору достойного господина сопровождал набожный Абба Ханна и не отстававший ни на шаг от последнего хранитель мешка.
- https://sinonim.org/
- Она, однако, скрасила свое сообщение об этом набожному Христиану Августу некоторыми утешительными рассуждениями.
- Будучи человеком набожным, Кларк желал придать некоторый религиозный оттенок своему меценатству.
- В нашей деревне жил субинспектор полиции, человек весьма набожный.
- Старательный, набожный Шарль жалел, что помог старшему брату.
- Бахметьев был человеком старого закала, в ногу с временем он не желал идти, почти набожно чтил прошлое.
- Сергей очень набожный и рабочий, но несчастный: что бы ни взялся, всё у него не так, хотя и имел трактор «Беларусь».
- Она считала правильным соглашаться с любыми утверждениями, если они произнесены набожно.
- И вот как русский бог подшутил над нашим набожным и поэтическим странствием.
- Проезжая мимо церквей, государь и государыня набожно крестились.
- Подошел, поправил фитиль и набожно перекрестился.
- Умом и энергией тихий и набожный наследник Ивана Грозного не блистал (сам Иван Васильевич в глаза называл сына звонарем и пономарем).
- Я не курил, не курили и мои три брата, не курили отец и его братья, не курил весьма набожный дедушка Матвей.
- Набожный король, разумеется, послушался.
- Мало набожный в своих приемах, он не сумел приобрести доверия духовенства.
- Также возможно, что признания набожного старика содержали не только теологический аспект.
- Как самый набожный православный христианин, Николай Павлович не пропускал ни одного воскресного богослужения.
- Посетители при входе и выходе из дома прежде всего обращались к ним и набожно крестились.
- Матушка набожно сложила руки, а я в ясном свете увидел свое призвание.
- Работа, конечно, тяжелая, но набожный человек не посмеет роптать.
- Вот они развернули узелок, покушали и набожно приложились к упаковке.
- Машинально снял я шапку и набожно перекрестился.
- Прослышав об их прибытии, набожный лавочник сначала направился к садху под фикусом и поклонился ему.
- Его набожный отец, зарабатывал шитьем кошельков.
- Трудно было бы найти документ более ортодоксального и набожного содержания.
- Все эмигрантские воспоминания описывают его как набожного человека.
- Маслов придержал больного, помог обнажить левую руку и что-то набожно шептал.
- У хозяев он скоро приобрел репутацию набожного, трезвого и деловитого человека.
- Набожный баптист, глава незалежной Украины, приказал бомбить украинские города.
- Государственные Инквизиторы, сам г-н Барбариго, хотя и весьма набожный и большой теолог, вас отправил бы в Пьомби.
- Скорбя о своих грехах, больной исповедался со смирением и, приготовляясь набожно принять причастие, приподнялся, хотя не мог стоять.
- Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное я сделалось для него предметом набожного поклонения.
- Махмуд Кати называет мансу Мусу «Мали-кой Канкан Муса» и описывает его как «справедливого, благочестивого и набожного султана».
- Набожный и «Тишайший» царь любил задушевную беседу, рассказы богомольцев, да и сам был не лишен поэтического дара.
- Это был скромный, набожный, образованный человек, биография которого известна нам мало.
- Но, как сказал один набожный попугай, «Изя, бог услышал наши молитвы».
- Граф Борис Петрович Шереметев, как и все люди той эпохи, был не просто верующим, но очень набожным человеком.
- Екатерина Алексеевна переняла от эпохи прежнего правления лишь внешний набожный стиль поведения.
- Женщины, купившие лотерейные билеты, перед тем, как стереть монеткой защитный слой над заветными цифрами, часто набожно крестились.
- И что за странное своеволие для набожного человека!
Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.
Синонимы «набожная». Значение слова. Количество символов.
Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.
Наверх ↑
Антонимы | Синонимы | Ассоциации | Морфемный разбор слова | Поиск предложений онлайн
Поделиться
- Поиск занял 0.023 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения.
Пишите, мы рады комментариям
Вверх ↑
«Не работала, была набожной». В Воронеже женщина убила сына, дочь и себя | ПРОИСШЕСТВИЯ: Криминал | ПРОИСШЕСТВИЯ
Виктория Молоткова
Примерное время чтения: 4 минуты
2525
Следственный комитет РФ
26 февраля в квартире одного из домов в воронежском микрорайоне Тенистый 43-летняя женщина убила своих детей, а после свела счеты с жизнью. Тела супруги и детей вечером обнаружил вернувшийся с работы глава семейства.
Подробности происшествия – в материале «АиФ-Воронеж».
Зарезала дочь и задушила сынаПо данным следователей, женщина сначала зарезала 22-летнюю дочь, а затем задушила восьмилетнего сына. Оба погибли на месте. После этого мать наложила на себя руки. СК возбудил уголовное дело об убийстве. Ход расследования взял на личный контроль руководитель регионального управления СК РФ Кирилл Левит.
«По объектам и предметам, изъятым в ходе следственных действий, назначен комплекс необходимых судебных экспертиз, в том числе судебно-медицинские для установления точной причины смерти, изъято орудие преступления, допрашиваются свидетели, выполняются иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление всех без исключения обстоятельств случившегося», — сообщили в СУ СКР по региону.
«В ходе проведенных неотложных следственно-оперативных мероприятий установлено, что семья на профилактических учетах не состояла», — рассказали в пресс-службе прокуратуры Советского района.
После инцидента прокуратура начала проверку работы органов системы профилактики.
«Мы пока не можем досконально знать обо всех причинах и обстоятельствах случившегося, но в любом случае произошла ужасная трагедия – погибли три члена семьи, в том числе ребенок. Я выражаю глубокие соболезнования родным и близким погибших. Все следственно-оперативные мероприятия, необходимые для установления истины, находятся на личном контроле у руководителей правоохранительных органов области», — отметил губернатор Воронежской области Александр Гусев.
«Семья была тихой»Как сообщает Telegram-канал LIFE SHOT со ссылкой на собственные источники, женщина в последние три года была замкнутой, якобы так на нее повлияла смерть родителей. По словам супруга, она нигде не работала и «увлекалась религией».
Соседи рассказали журналистам «МОЁ! Online», что семья была тихой, нескандальной и «вполне адекватной».
Жильцы дома вспомнили, что женщину звали Елена. Иногда ее дочь, которая была студенткой сельскохозяйственного института, гуляла на детской площадке с младшим братом.
В день трагедии никто ничего не слышал. О том, что произошло, жильцы дома узнали от полицейских, которые обходили квартиры и опрашивали возможных свидетелей.
«Я вернулся с работы около половины двенадцатого ночи. Тут было полно полиции, стояла скорая. Жена рассказала, что соседка убила детей. Я с этой женщиной знаком особенно не был. Так, пересекались несколько раз в лифте. Говорили, что она набожная была», – рассказал один из соседей.
«За психическим здоровьем нужно следить»Трагедию прокомментировала психолог Екатерина Зеленцова.
«Если говорить про эту историю, то можно предположить, что у женщины была тяжелая депрессия. Это психическое расстройство, и оно может случиться с любым человеком. Быть застрахованным и говорить, что со мной такого не случится, нельзя. Важно следить за своим здоровьем, в том числе психологическим и психическим, и быть внимательным к тому, что происходит с близкими.
Воронежубийство
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- СК: Жительница Воронежа убила 22-летнюю дочь и восьмилетнего сына
- В Воронеже проверят работу органов системы профилактики после смерти семьи
- Губернатор выразил соболезнования в связи со смертью семьи в Воронеже
- «В шоке весь город». В Воронеже малыш погиб из-за выпавшего из окна парня
Новости smi2.ru
Снимки набожной женщины
Когда я читаю Евангелия, мне кажется, что я медленно переворачиваю страницы фотоальбома жизни Иисуса. Первые страницы содержат снимки событий, связанных с его рождением: изображение ангела, явившегося Елизавете, изображение Симеона, держащего новорожденного Спасителя в храме. Я также вижу его крещение и его одинокое пребывание в пустыне. Альбом наполнен фотографиями Господа и тех, кто знал Его — людей, которые следовали за ним, бросали ему вызов, служили ему, оставили его.
На трех страницах изображена некая женщина. Более пристальный взгляд показывает, что в каждой из этих трех встреч между Иисусом и этой женщиной она находится у Его ног. На двух фотографиях люди злятся на нее, но не на Иисуса. Только на одном фото она говорит, и то сквозь слезы.
Она живет в Бетани со своим братом и сестрой. Это, конечно же, Мария. Марта появляется в этих сценах вместе с ней, но мое основное внимание сосредоточено на Марии.
На первом изображении Марфа приветствует Иисуса (и, возможно, его свиту) домой на трапезу (Луки 10:38-42). Марта гостеприимный человек и известна своей энергией, но на этот раз она чувствует себя перегруженной. Наконец в раздражении она прерывает группу, собравшуюся вокруг Иисуса, и спрашивает его: «Тебе все равно, что моя сестра оставила меня одну делать все служение? Скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус сосредотачивается на реальной нужде Марты. Ее мольба о помощи сама по себе не является неправильной, но ее чувство разочарования ошибочно. Ее разум затуманен 1 тем, что, по словам Иисуса, не так уж и важно. «Марта, Марта, ты беспокоишься и беспокоишься о стольких вещах…»
Он указывает ей на Мэри, которая сидит у его ног и слушает его слово, не обремененная домашними делами. В тексте не уточняется, состоит ли эта группа только из трех братьев и сестер (Марфы, Марии и их брата Лазаря) и, возможно, других родственников, а также Иисуса и двенадцати учеников, или же там также присутствовали другие мужчины и женщины, которые путешествовал с ним (например, Луки 8:1-3). Поэтому мы не знаем размаха подготовки Марфы. Тем не менее, по сути, Иисус просто говорит Марфе следовать примеру Марии. «Мария избрала благую часть, которая не отнимется у Нее» (Луки 10:38-42). Под этим снимком в моем фотоальбоме я написал подпись «Сижу у его ног».
Затем мы находим Марию в трауре, потому что ее брат Лазарь умер (Иоанна 11). Текст предлагает несколько причин того, почему Иисус медлил, чтобы Лазарь непременно умер: 1) чтобы открыть славу Отца и Сына, ст. 4,40; 2) потому что он любил Марфу, Марию и Лазаря, ст. 5-6; 3) чтобы уверовали его последователи, ст. 14,25-27,42,45. Эти уроки усиливают нашу теодицею
Когда Иисус наконец появляется рядом с Вифанией, Марта бросается ему навстречу. Текст не раскрывает ее эмоции, только ее действия и слова. Чувствует ли она себя преданной им или просто заявляет о своей вере: «Если бы ты был здесь, мой брат не умер бы»? В ответ на Марфу Иисус помещает смерть Лазаря в более широкий контекст, в ту чудесную теологию воскресения, которую она уже знает и в которую верит. Она также знает, что он Мессия. Разговор, кажется, резко обрывается, когда она идет звонить Мэри. 2
При словах «Учитель здесь и зовет вас» Мэри быстро встает и выходит из дома. В отличие от Марфы, за ней следуют плакальщицы, которые предполагают, что она продолжит горевать у гроба. Вместо этого она идет на встречу с Господом; когда она достигает его, она падает к его ногам, плача. Похоже, что она и Марфа репетировали, что они скажут Иисусу, когда увидят Его, потому что Мария дословно повторяет то, что Марфа уже сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы». 3
Единственные записанные слова Марии составляют одно предложение, уже произнесенное Мартой. Однако вместо того, чтобы заключить, что Мэри не способна думать самостоятельно, так что ее единственным выходом является подражать сестре, я предполагаю, что она просто тихий человек, который лучше слушает и делает, чем говорит то, что у нее на уме.
В любом случае, до этого момента Иисус оставался спокойным и полностью осознавал свои действия, слова и намерения. Теперь он глубоко тронут и начинает плакать не потому, что Лазарь ушел, как предполагают некоторые зрители, а потому, что эта женщина и ее друзья так глубоко задеты. Та, что сидела у его ног, теперь в тоске. Как и в случае с Марфой, мы можем только догадываться об эмоциях, стоящих за словами Марии: «Если бы ты была здесь…». Выражает ли она угрызения совести или твердую веру? Чувствует ли она, что Иисус оставил их в час нужды, или просто заявляет, что они хотели бы, чтобы он пришел вовремя? Может быть, единственным известным ей способом она задает вопрос, который мы все задаем в разгар великой потери: «Почему?»
Мы знаем славный исход, как и Иисус с самого начала. «Тем не менее, этот пронзительный снимок страданий Марии, когда она плачет у ног Господа всего за несколько минут до того, как Он воскресит Лазаря из могилы, дает представление о божественном сострадании, когда он плачет вместе с ней.
Я называю эту картину «Страдание у его ног».Вскоре после этого Иисус возвращается в Вифанию. В этом заключительном наборе снимков из Иоанна 12 мы видим, как Иисус обедает с друзьями. Снова Марта служит. Безымянная женщина помазывает Иисуса нардом, очень дорогим миром. 4 Иоанн говорит нам, что она помазала ноги Иисуса и вытерла их своими волосами.
За другими подробностями мы должны обратиться к рассказу Марка (Марка 14:3-9). Там мы узнаем, что это Мария помазывает ему не только ноги, но и голову. 5 В каждом отчете Марию критикуют, потому что ее недоброжелатели знают, что мазь стоит годовой заработной платы простого рабочего. Они считают такую экстравагантность пустой тратой. Они думают, что это должно быть пожертвовано бедным, но Иисус не согласен.
Как и раньше, когда Марфа критиковала Марию, Иисус снова защищает Марию перед всеми собравшимися. На самом деле в Евангелии от Марка Иисус предсказывает, что рассказ об этом происшествии будет сопровождать проповедь Евангелия по всему миру.
Кто есть Мэри, эта тихая и критикуемая женщина, этот непонятый, нарушающий правила образец смиренной преданности? Я верю, что когда-нибудь мы узнаем.
У Луки есть два основных различия в четырех рассказах. Он выводит событие из контекста Страстной недели, поэтому нет упоминания о женщине, помазывающей Господа на погребение. Люк также расходится во мнениях относительно того, почему ее критикуют. В остальных трех текстах люди обижаются из-за экстравагантности. У Луки Симон обижается, потому что Иисус — раввин, который должен знать, что эта женщина «грешница». Хотя рассказ Лукана имеет некоторые общие элементы с Матфеем, Марком и Иоанном, некоторые считают, что событие Луки — это отдельное, более раннее событие, в котором участвовал не Мария из Вифании, а кто-то другой.
Примечания
- Глагол, переведенный как «беспокоить», звучит так: turbazo , что означает «беспокоиться; сделался мутным».
- Хотя диалог кажется обрезанным, мы можем предположить, что не все сказанное записывается. Марфа говорит Марии, что Иисус призвал ее, и Иисус спрашивает Марфу позже, в стихе 40: «Не говорил ли Я тебе, что если ты уверуешь, то увидишь славу Божию?» (NIV) Ни одно из этих утверждений не записано как часть его более раннего разговора с Марфой, хотя последнее Иисус действительно сказал ученикам в стихе 4.
- В греческом тексте заявление, сделанное Марфой (ст. 21) и Марией (ст. 32) Иисусу, буква в букву одно и то же.
- Согласно примечаниям в «Библии применения жизни» (Tyndale House, Wheaton, 1986), эта ароматная мазь была привезена из Индии и использовалась для помазания королей.
- Это или подобное событие описано в Евангелии от Матфея 26:6-13 и Луки 7:36-49. Различия в второстепенных деталях четырех евангелий можно довольно легко согласовать. См. Мэри Стюарт Ван Левен, «Хлеб и розы в Вифании», стр. 9.0017 Priscilla Papers , Spring 91, стр. 1-2.
Видение, явленное благочестивой женщине, и Откровение любви Под редакцией Николаса Уотсона и Жаклин Дженкинс
Джулиана Норвичская (ок. 1343–ок. 1416), современница Джеффри Чосера, Уильяма Лэнгленда и Джона Уиклифа, является первой женщиной-писательницей на английском языке, о которой мы знаем. Хотя она описывала себя как «простое неграмотное создание», Юлиан теперь широко известен как один из великих спекулятивных теологов Средневековья, чье представление о Боге как о любви внесло неизменный вклад в традицию христианской веры. Однако, несмотря на ее недавнюю популярность, Джулиана обычно читают только в переводе и часто отрывками, а не целиком.
Эта книга представляет столь необходимое новое издание сочинений Джулиан на среднеанглийском языке, которое делает возможным серьезное чтение и изучение ее мыслей не только для студентов и исследователей среднеанглийского языка, но и для тех, у кого мало или совсем нет опыта работы с язык.
• Отдельные тексты обеих работ Джулиана, «Видение, явленное благочестивой женщине» и «Откровение любви» , с современной пунктуацией и абзацами и частично регулярным правописанием.
• Второе аналитическое издание Видение , напечатанное под текстом Откровение , чтобы показать, что было упущено, изменено или добавлено по мере того, как Джулиан дополнял более раннюю работу более поздней.
• Пояснительные примечания на развороте с переводом трудных слов и фраз, перекрестными ссылками на другие части текста, цитатами из библейских и других источников.
• Доступное введение в жизнь и творчество Джулиана.
• Приложение средневековых и ранних современных записей, касающихся Юлианы и ее сочинений.
• Аналитическая библиография изданий, переводов, научных исследований и других работ.
Отличительной чертой этого тома является подход редакторов к рукописям. Издания на среднеанглийском языке обычно сохраняют оригинальное написание своей базовой рукописи без изменений и исправляют эту рукопись только тогда, когда ее прочтение не имеет смысла. Одновременно более интервенционистское и более спекулятивное, это издание синтезирует прочтения всех сохранившихся рукописей с тщательным обоснованием каждого выбора, связанного с этим процессом. Для читателей, не занимающихся текстовыми вопросами, результатом будет более читаемый и удовлетворяющий текст. Для ученых, изучающих среднеанглийский язык, издание предназначено и как гипотеза, и как вызов предположениям, которые поле привносит в дело редактирования.
«Это прекрасное и очень долгожданное дополнение к растущему корпусу научных трудов о том, что вполне может быть самым важным произведением христианского размышления на английском языке». — Роуэн Уильямс, архиепископ Кентерберийский
«Это издание как никто другой. Слово за слово, мысль за мыслью, Уотсон и Дженкинс читают тексты Джулиана максимально внимательно, как никогда раньше. Смелый отход редакции от современных тенденций значительно облегчит чтение «Откровение любви 9».0018 и гораздо труднее уклониться от вызова его сложной и радикальной мысли. Предлагая совершенно новый подход к источникам Джулиана, обширные примечания мягко вводят начинающего читателя в тайны среднеанглийского языка, одновременно предлагая специалистам более полно, чем когда-либо прежде, погрузиться в процесс создания этой книги, которая, в последних словах ее Автор, «порожден одаренной Богиней и ее милостью, но еще не исполнен». — Барбара Ньюман, Северо-Западный университет
соответствует их пониманию строгой и красноречивой мысли Джулиана, и это делает эту мысль доступной, как того хотела бы сама Джулиан, для читателей всех уровней». Робертсон, 9 лет0107 Choice
«Образцовое издание Уотсона и Дженкинса позволяет гораздо шире понять тексты Джулиана, чем предыдущие подобные начинания, и во многом является лучшим изданием, которое у нас есть сейчас». — Джон С. Хирш, Medium Aevum
«Это недешевый текст, и он может быть недоступен обычному читателю. Тем не менее, для учителя/любителя средневековой духовности это незаменимая работа». — Лоуренс С. Каннингем, Commonweal Magazine
«Очевидно, что это издание может во многом способствовать растущему интересу ученых, студентов и энтузиастов к мыслителям средневекового периода. Любой, кто заинтересован в понимании различий и сходств между рукописями, написанными Джулианом, будет полезен, используя этот текст». — Рик Макдональд, Sixteenth Century Journal
может колебаться в своей массе. Но, помимо достоинств текста, конспекты будут неоценимы для внимательного ученика. . . . Издание Уотсона и Дженкинса действительно либерально, но их чувствительность к мелким деталям аргументации Джулиана оправдывает их дерзость» (Эндрю Тейлор, 9 лет).0107 University of Toronto Quarterly
Николас Уотсон — профессор английского языка в Гарвардском университете. Он является соредактором двух книг Penn State Press: The Idea of the Vernacular: Anthology of Middle English Literary Theory, 1280–1520 (1999) и The Vulgar Tongue: Medieval and Postmedieval Vernacularity (2003). J
acqueline Дженкинс — адъюнкт-профессор английского языка в Университете Калгари. Она была соредактором журнала «Святая Екатерина Александрийская: тексты и контексты в западно-средневековой Европе» 9.0018 (2003).
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
БОЛЬШЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть первая: на Джулиане и ее сочинениях
Часть вторая: на читателях писаний Джулиана
Часть третья: на редактировании писателей Юлиана
ЧАСТЬ ЧЕТКА: ЧЕТВЕРСТВЕННАЯ ЧЕТКА: ЧАСТЬ 40003
. Это издание
Видение, явленное благочестивой женщине
Откровение любви
Текстовые примечания
ПРИЛОЖЕНИЕ: ЗАПИСИ И ОТВЕТЫ, 1394-1674
A. Вестминстерское откровение (с Хью Кемпстером)
B. Завещания Джулиану Норвичскому, 1393-1416
C. Выдержка из Книги Марджери Кемп (глава 18)
D. Монахини Камбре» Маргарет Гаскойн и Рукопись Апхолланда
Издание Откровения Э. Серенуса Кресси и полемика по флоту Успокоения
Библиография (автор Эми Эпплфорд)
История
European
9 0 Medie 9 0 Medie 3 0002 Литературные исследованияанглийский
Религиозные исследования и религия
Средневековые и ранние современные исследования
Средневековая история
Средневековая религия
Борьба за прогибные турецкие женщины за полное гражданство
Весной 2011 В связи с перспективой избрания «дружественной к исламу» Партии справедливости и развития (ПСР) в Турции на третий срок группа набожных женщин выступила с инициативой под названием «Нет платков — нет голосования». Активисты потребовали, чтобы все турецкие политические партии включили женщин в платках в свои избирательные списки. Не менее 60 процентов турецких женщин покрывают голову на публике, и активисты считали, что этим женщинам пора занять свое место в официальной политике. Фактически, в то время 50 из 550 членов парламента были женщинами, а 30 женщин представляли ПСР, но ни одна из них не носила хиджаб.
Женщины, стоящие за инициативой «Нет платков, нет голоса», в большинстве своем хорошо образованы и принадлежат к среднему классу горожанок. Некоторые из них уже более десяти лет борются с ограничениями на ношение хиджабов в Турции в рамках своего сотрудничества с религиозными НПО, которые борются за права женщин. Они ожидали, что их инициатива вызовет резкую критику со стороны светских элит или кемалистов, которые управляли государством на протяжении большей части его истории и до сих пор считают себя защитниками светского характера Турецкой Республики. Для этих элит платок является символом политического ислама.
Итак, благочестивые активисты были застигнуты врасплох, когда самая резкая реакция на их кампанию исходила от консервативных религиозных кругов. Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр ПСР, открыто назвал эту инициативу «неуместной», а исламистские интеллектуалы-мужчины последовали его примеру, отвергнув ее как бессмысленную или обвинив женщин в лучшем случае в наивности, а в худшем — в «пятой колонне» Кемалисты стремятся уничтожить ПСР. [1] Другими словами, консервативные мужчины игнорировали женщин и предполагали говорить от их имени, используя риторику, странно похожую на риторику политиков прошлого, которые стремились исключить женщин из политики, и, если уж на то пошло, современных кемалистов, которые хотят сохранить религиозных женщин из государственных учреждений. Спор о «Нет платков — нет голосования» указывает на тот факт, что в Турции к набожным женщинам до сих пор не относятся как к полноправным гражданам, несмотря на десятилетия борьбы и десятилетнее политическое господство ПСР. Скорее, их борьба сталкивается с новыми и, возможно, более сложными проблемами.
Отголоски прошлых репрессий
Первое объяснение, которое приходит на ум такому положению дел, — история репрессий консервативных религиозных партий со стороны светских элит, традиционно занимавших ключевые посты в военной, судебной и бюрократической системе. В 1998 году, например, Конституционный суд Турции распустил предшественницу ПСР, Партию благоденствия, и аннулировал ее коалиционное правительство с ультраправой партией на том основании, что Благосостояние угрожало секуляризму. Это решение сопровождалось серией жестких мер, направленных на ограничение видимости ислама в общественной сфере, включая запреты на ношение хиджабов в школах, университетах, мэриях, судах и больницах, которые распространялись как на пользователей, так и на поставщиков государственных услуг. В 1999, преемница Благосостояния, Партия Добродетели, впервые в истории Республики избрала в парламент женщину в хиджабе Мерве Кавакчи. Когда Кавакчи попыталась занять свое место, она столкнулась с резкими протестами других депутатов, особенно от Демократической левой партии, в том числе бывшего президента Сулеймана Демиреля, который назвал ее «агентом-провокатором». В законодательном органе не было правила, прямо запрещающего головные уборы, но, надев его, Кавакчи «бросил вызов неписаным законам парламента и разозлил депутатов, а также (светское) общественное мнение». [2] Ей не разрешили принять присягу. Позже Конституционный суд закрыл ее партию снова по обвинению в подрыве секуляризма.
В этой атмосфере была создана ПСР. Партия родилась в 2001 году в результате раскола в исламоориентированных политических кругах, из которых она представляла более молодые и прозападные. В отличие от Welfare, которая выступала против членства в Европейском союзе и выступала за сильное вмешательство государства в экономику, руководство AKP основывало свою политику на либеральном дискурсе и поддерживало свободный рынок. Эта стратегия позволила новой партии сформировать широкие коалиции и заручиться поддержкой формирующегося набожного консервативного среднего класса. [3] При поддержке этих избирателей ПСР получила парламентское большинство в 2002 году. Одним из шагов, которые она предприняла, чтобы избежать нового закрытия дела, был отказ решать вопрос о запрете на ношение хиджабов в первые годы своего мандата, сосредоточившись вместо этого на ряд демократизирующих реформ, чтобы соответствовать критериям вступления в ЕС. Партия ждала до февраля 2008 года, набрав 47 процентов голосов в июле 2007 года и заручившись поддержкой ультраправой Партии националистического действия в парламенте, чтобы отменить запрет на ношение хиджабов в университетах, пытаясь внести поправки в статьи конституции, обеспечивающие, среди прочего, вещи, равный доступ к образованию. Несмотря на благоприятные обстоятельства, поправки вызвали большой резонанс в турецком обществе. Они использовались для возбуждения дела о закрытии ПСР в марте 2008 года, а также дела о признании поправок неконституционными на основании угрозы светскости. Хотя партия не была закрыта, Конституционный суд отменил поправки в октябре того же года. С этого момента ПСР избегала проблемы хиджаба. В конце 2010 года университетские запреты были окончательно смягчены, но в результате изменения позиции светской Народно-республиканской партии (НРП), которая стремилась привлечь религиозных избирателей перед выборами в следующем году. Даже после победы на своем третьем сроке ПСР не поддержала инициативу прокурдской Партии мира и демократии в октябре 2011 года об отмене неявного запрета на ношение хиджабов в парламенте. [4]
Стороннему наблюдателю этой истории конфронтации может показаться достаточно, чтобы понять негативную реакцию исламистских политиков и интеллектуалов на «Нет платков — нет голосования». Они просто не хотели запускать новое дело о закрытии или еще один инцидент с Мерве Кавакчи. Тем не менее, хотя такой прагматизм может быть частью уравнения, политическая ситуация в Турции сегодня сильно отличается от того, что было в 1999 и даже в 2008 году. ПСР и ее религиозные консервативные филиалы приобрели огромную политическую власть, беспрецедентную для « Дружественная к исламу» партия в Турции. Эта реальность иллюстрируется не только изменением позиции традиционно светских партий, но и уменьшением власти светских элит в армии и судебной системе. На самом деле, реформы, начатые в начале 2000-х годов для соответствия критериям вступления в ЕС, существенно ослабили способность этой старой элиты формировать дух Республики. Например, военные потерпели неудачу в своей попытке помешать члену ПСР Абдулле Гюлю быть назначенным на церемониальный пост президента в 2007 году; ей не удалось объявить ПСР вне закона в 2008 году. Начатый в 2008 году судебный процесс над Эргенеконом против предполагаемой подпольной ультранационалистической группы, пытавшейся свергнуть правительство, стал важной вехой в эрозии кемалистской гегемонии. Это расследование разочаровало нескольких комментаторов, которые утверждают, что оно демонстрирует тенденции к непрозрачности и авторитаризму, которые напоминают дела кемалистов, но, тем не менее, свидетельствует о способности руководства ПСР «изменить военную, судебную и бюрократическую систему в форма более религиозной турецкой идентичности». [5] Таким образом, ПСР практически не сталкивается с угрозой военного свержения либо с помощью танков, либо с помощью «конституционного переворота» наподобие свержения Welfare.
Инициаторы акции «Без платков — без голосования» были хорошо осведомлены о новых условиях. Они подчеркивали, что если прагматизм и сыграл роль в упреках ПСР, то это была борьба за преимущество на выборах, а не страх перед турецким «глубинным государством». Весной 2011 года ПСР стремилась создать как можно более широкую коалицию, чтобы получить максимально возможное количество голосов и привлечь избирателей, принимающих решение в последнюю минуту. Подстрекая людей воздержаться от голосования, женская кампания подорвала эту цель. Более того, внесение кандидата в платке в партийный список по-прежнему считалось довольно рискованным. «ПСР стремится получить 42 процента голосов и держится подальше от депутатов, одетых в чадру, потому что считает их препятствием», — сказала Хилал Каплан, пресс-секретарь кампании «Нет платков — нет голосов». «Он хочет заручиться поддержкой сегментов общества, выступающих за статус-кво». [6] Тем не менее возникает вопрос, не было ли это беспокойство преувеличенным, принимая во внимание, что предвыборные опросы постоянно предсказывали победу ПСР и что партия в итоге набрала 49 голосов.0,9 процента голосов и 326 мест в парламенте.
Двойная дискриминация
Чтобы найти недостающие части головоломки, полезно обратить внимание на роль, отведенную определенному «типу» женщины в построении турецкого гражданства. Уже в последние годы Османской империи о нравственности политических проектов судили по месту, отведенному в них женщинам. Поэтому неудивительно, что когда в 1923 году была создана Турецкая Республика, образ активной, «современной» женщины стал ключевым элементом идентичности нового государства. Этот тип женщины, «освобожденной» светской республикой, рассматривался как знак разрыва с османским прошлым, когда женщины, как говорили, подчинялись религии. Однако эмансипация заключалась не столько в автономии отдельной женщины, сколько в патриархальном государстве, определяющем кодекс поведения, которому женщины должны были следовать при участии в общественной жизни. Женщин поощряли, например, раскрывать, но в то же время защищать свою честь, что означало поиск способов скрыть свои отличия от мужчин. Как отмечает Дениз Кандиоти, «в отличие от вуали, которая, скрывая свою обладательницу, подтверждает ее бесспорную женственность, строгий костюм и обнаженное лицо женщины-государственного служащего могут излучать мощное послание о сексуальной недоступности, принижая женственность и демонстрируя нейтральную идентичность». [7] Акцент на участии женщин в общественной жизни не лишен собственных парадоксов. На практике, например, это не помешало женщинам быть недостаточно представленными на руководящих должностях на протяжении всей истории Турции, в том числе в парламенте. Более того, в то время как проекция «нейтральной идентичности» считалась предпосылкой равенства в публичной сфере, гендерные различия оставались глубоко укоренившимися в частной сфере, которая пронизана иерархическими и неравными отношениями. [8]
Другими словами, способность в полной мере участвовать в жизни Турецкой Республики была обусловлена как полом, так и религией с самых первых дней существования Республики. Тело и поведение турецких женщин были маркерами границ между частной, семейной, религиозной сферой и публичной, рациональной, светской. Действительно, женщины, носящие головные платки, служили самыми четкими маркерами этих границ, поскольку головной платок рекламирует не только их религию, но и их гендерные различия — оба эти элемента были идентифицированы как принадлежащие к частной сфере.
В конце 1980-х турецкие исламистские партии начали оспаривать границы между частным и общественным, выступая против запрета на ношение хиджабов в общественных зданиях. Но их понимание активного гражданства по-прежнему преследуют традиционные дихотомии. На самом деле более поучительно понимать оппозицию запрету хиджабов как отражение растущей экономической и политической мощи религиозных консервативных элит, чем стремление к полному включению женщин с хиджабами в деятельность республики. Эта перспектива, в свою очередь, указывает на важное различие между присутствием женщин с платками в ранее «светских» пространствах и их способностью участвовать в общественной жизни наравне с другими.
Появление ПСР привело к тому, что жены политиков в платках, в том числе супруги премьер-министра Эрдогана и президента Гюля, стали приглашаться на государственные обеды и официальные приемы — еще один первый случай в истории Турции. Точно так же рост набожной мусульманской буржуазии привел к тому, что женщины обычно носят хиджабы в торговых центрах, кафе и других местах, где раньше они этого не делали. Параллельно растет потребление новой исламской моды, отображаемой в основных газетах и на телевидении. [9] Интересно, однако, что платок по-прежнему гораздо труднее найти на рабочем месте. Светские элиты по-прежнему дискриминируют набожных женщин, стремящихся стать государственными служащими, юристами в залах суда или даже менеджерами среднего и высокого звена в частном секторе. Более того, если в прошлом религиозные консервативные политики иногда хватались за такие случаи, чтобы раскритиковать кемалистскую предвзятость, то сегодня они делают это реже.
Эта тенденция четко проиллюстрирована в отчете Турецкого фонда экономических и социальных исследований (TESEV) о дискриминации, с которой сталкиваются женщины, носящие хиджабы, на рабочем месте. В отчете говорится: «Случаи дискриминации и нарушений прав, которые, как считается, уменьшились и даже были изменены в пользу женщин с платками в течение двух сроков правления администрации ПСР, продолжают регистрироваться». [10] Исследователь TESEV также отмечает, что набожные женщины, которым грозит неписаный запрет на ношение хиджаба в государственном секторе, также должны бороться с несправедливостью в частном секторе, даже в компаниях, принадлежащих набожным мужчинам. Последние проблемы связаны с тем, что набожные женщины в первую очередь определяются как матери, домохозяйки и опекуны. Таким образом, бизнесмены, особенно религиозно консервативные, склонны выступать в роли защитников женщин: «Они сталкиваются с дискурсом, который удерживает их от работы на том основании, что «они не обязаны обеспечивать семью» и что «их самая важная обязанность как женщина должна быть матерью», дискурс, опосредованный риторикой, основанной на благочестии женщин с платками, когда речь идет о гендерных ролях в семье». [11] Когда женщинам с платками удается найти работу в частной компании, их часто просят вести себя сдержанно, поскольку в противном случае компания будет беспокоиться о своем имидже. Озабоченность имиджем заметна даже в компаниях, управляемых религиозными консерваторами: «Зеленый капитал действует вопреки ожиданиям», — цитирует газета TESEV одного информатора. «Даже эта низкооплачиваемая работа — закулисная, например, в месте, где тебя не видно. Если в секретариате газеты, в которой я работаю, есть две женщины с платками, им это не очень нравится. Они говорят: «одна с платком, другая без платка» или «женщин с платком там нет». Они как будто хотят представить посторонним правильный образ, как витрину». [12] Неудивительно, что многие фирмы пользуются преобладающими социальными установками, предлагая женщинам в хиджабах должности и заработную плату, далеко несоизмеримую с их квалификацией. Выводы TESEV интересны тем, что они показывают, как светские и благочестивые мужчины склонны относить набожных женщин к царству семьи. Когда эти женщины входят в мир работы, они сталкиваются с двойной дискриминацией — к ним относятся по-разному, потому что они женщины и потому что они демонстрируют свою религиозную веру.
В политической жизни тоже существует двойная дискриминация. Действительно, весь смысл кампании «Нет платков — нет голосования» заключался в том, чтобы поставить под сомнение ожидания, что женщины с платками будут невидимыми и, следовательно, неравными в гражданских правах. Иными словами, участники кампании возражают против попыток наложить ограничения на присутствие женщин в платках в общественных местах, даже если их фактическому присутствию больше нельзя сопротивляться. Этим женщинам предлагается обитать в общественном пространстве скорее как матери, дочери и жены набожных мусульманских буржуа, чем как интеллектуально и финансово независимые женщины. Когда они выбирают последний вариант, им быстро напоминают о правилах игры известные исламистские интеллектуалы Али Булач, критиковавшие «Нет платков — нет голосования». Пресс-секретарь кампании Каплан спросила: «Возможно ли, что Булач терпеть не может женщин в парандже, которые работают и зарабатывают деньги, а не просто сидят дома и присматривают за детьми? Или в том, что эти женщины могут выступать в обществе с интеллектуальными и гражданскими инициативами, создавая для себя общественные пространства, не оглядываясь на то, что говорят интеллектуалы-мужчины?» [13] Может показаться, что неопубликованные правила для женщин, носящих головные уборы в эпоху ПСР, далеки от того, чтобы революционизировать условия доступа к турецкому гражданству, они воспроизводят старые условия, увековечивая старые разделения между религиозной, семейной сферой и светской, рациональной сферой. .
В результате борьба набожных женщин-активисток за полное включение в турецкое общество становится все более сложной. Он должен быть направлен не только против жесткого светского истеблишмента, но также против действий и бездействия ПСР и ее бюрократов. [14] Тем не менее, такие требования, как «Нет платков, нет голосования», важны, поскольку они подчеркивают патриархальные структуры, которые продолжают поддерживать понимание гражданства как в религиозных, так и в светских кругах. Они демонстрируют, что религиозное и светское мировоззрения не всегда противоречат друг другу, но могут быть глубоко взаимосвязаны. Этот факт проливает свет на то, почему, по словам одной активистки, она настороженно относится к комментариям оптимистично настроенных наблюдателей, считающих, что новая турецкая конституция, работа над которой началась в конце 2011 года, решит проблему дискриминации в отношении хиджабов. [15] Формальное снятие ограничений — важный шаг, как и подчеркивание равенства для всех, но ни один из них не положит конец глубоко укоренившимся предрассудкам.
Требования турецких активистов перекликаются с требованиями набожных мусульманок в Европе и других странах, чей доступ к полноценным гражданским правам все больше ограничивается из-за того, что они носят хиджабы. Уделение большего внимания трудностям этих женщин должно позволить более тщательно осмыслить исключительные аспекты либеральных и светских настроений. Это также может привести к пересмотру обоснований этих ограничений на ношение хиджаба на основе номинально непримиримого разделения между светским и религиозным мировоззрениями. Ведь в своей повседневной жизни набожные мусульманки часто переступают эту светлую грань лишь для того, чтобы примирить две стороны, представляя собой пространства, где женщина перестает быть объектом ни светских, ни религиозных фантазий.
Endnotes
[1] Мустафа Акьол, «Женщины в вуали против консервативных мужчин», Hürriyet Daily News , 6 апреля 2011 г.; и Тимур Шафак, «Нет поддержки завуалированным депутатам в турецком парламенте», Middle East Online , 17 апреля 2011 г.
[2] Нилюфер Гёле, «Ислам на публике: новые возможности и новое воображение», Public Culture 14 /1 (зима 2002 г.).
[3] Себнем Гюмюшчю, «Класс, статус и партия: меняющееся лицо политического ислама в Турции и Египте», Сравнительные политические исследования 43/7 (июль 2010 г.).
[4] См. Фатьма Дишли Зыбак, «Почему ПСР неохотно обращается к запрету на ношение хиджаба?» Today’s Zaman , 14 октября 2011 г.
[5] Керем Октем, «Турецкая пассивная революция и демократия», Open Democracy , 9 июня 2011 г.