Надо прощать: Нужно ли прощать, если моя обида справедлива?
Всегда ли надо прощать // ОПТИМИСТ
≡ 22 Апрель 2022
Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection
Прощение. Надо ли всегда прощать, и почему это, не стоит делать.
В популярной психологической литературе декларируется: прощать надо. Обязательно! Что бы с тобой ни сделали! Ведь у прощения есть множество плюсов: уходят негативные чувства, злость, обида, гнев. На их место должны прийти любовь, гармония, благодарность и прочие, считающиеся «хорошими» чувства.
Но почему же многие люди не хотят идти по «правильному» пути – гармонии и всепрощения, почему годами держатся за те чувства, которые приносят массу самых неприятных ощущений? Что, они такие глупые или «психологически непродвинутые»?
Конечно, легко «заклеймить» таких людей. Однако замечу, что в поведении тех, кто не готов простить любую обиду на любых условиях, есть определённая мудрость. Во-первых, все чувства появляются у человека не просто так, а как сигнал о психологических процессах, и попросту подавить любое чувство – это как забивать боль анальгетиками: неприятные ощущения, конечно, уйдут, а сам процесс в организме, сигналом которого была боль, не прекратится. И вполне может быть, что за время, пока вы заедаете болеутоляющими любой «негативный сигнал» от тела, какой-то орган (печень, зубы, аппендикс) серьёзно разрушится.
То же самое с обидой и гневом: они сигнализируют, что «Случилось нечто неправильное! Со мной поступили не так, как должны со мной поступать!». Конечно, установки и мнения о том, как «следует поступать», могут быть у человека совершенно ложными (нарциссическим интроектом, например), но могут оказаться и абсолютно здравыми сигналами, указывающими на то, что кто-то вломился в ваши границы. (Например, приходит в школу мама пятиклассника, идёт по коридору, улыбается. Навстречу ей – классная руководительница, хмурится и говорит: «Вот что вы тут улыбаетесь, когда у вашего сына такие отметки! Ну-ка, в мой кабинет, поговорим!». На мой взгляд, ситуация, когда взрослую, самостоятельную маму отчитывают, как пятиклассницу – совершенно дикая и неприемлемая; здоровым поведением будет спокойно и с достоинством отстоять свои границы, а не разливаться любовью и гармонией в ответ).
Избегать любой ценой любого негатива только потому, что он негатив – это детское, магическое мышление. Нам даны чувства и положительные, и отрицательные, и все они по-своему важны и ценны, все играют свою роль в здоровье и выживании человека.
Поскольку агитации за то, чтобы «простить любой ценой» в интернете полным-полно, я решила собрать мифы о прощении и обсудить их тут.
Простить можно любую обиду и любого обидчика. Это правильный поступок.
Вы не можете «простить» того, кого в принципе не можете наказать. Простить можно только того, над кем вы имеете власть прощать и можете выбрать: карать его или миловать. Например, провинившегося ребёнка вы можете простить, а политика – нет. Политику ни жарко, ни холодно от того, что вы на него сперва «обижались», а потом «простили и преисполнились гармонии». Ну, то есть, утешить себя, не злиться и не обижаться на то, что кто-то сильный и имеющий власть вас обидел – можно и это, возможно, принесёт облегчение. Но это точно нельзя назвать прощением, а только самоутешением или самовнушением.
Прощать – полезно для здоровья. Болезненные переживания (обида, злость) копятся и наносят вред организму, вызывают телесные болезни и даже могут привести к раку!
«Отключать» собственную чувствительность к боли – это ещё более быстрый путь к болезням тела. Душевная боль, обида выполняют в психике ту же важную роль, что в организме – болевые рецепторы. Они сигнализируют, что что-то с вами или миром не так. А заглушать сигналы из психики (обиды и злость), насильно заменяя их на любовь, свет и гармонию – это то же самое, что заедать болеутоляющие галлюциногенами. То есть, мало того, что сигналы болевых рецепторов подавляются, но и информации о реальном мире человек не получает. Возможно, он уже в опасности, возможно, что-то ему грозит – но кроме «всё хорошо, прекрасная маркиза» он не слышит.
В позицию «обиженного» станосятся те, кто хочет манипулировать другими или насладиться преимуществами и удобствами «жертвы».
У жертвы не так-то много удобств: сперва перенести вред, а потом ещё и выслушивать обвинения в том, что «самадуравиновата» и «да ты просто манипулятор». Да, все мы знаем, что «профессиональные жертвы» на свете есть, хоть их и не такой большой процент. Но несправедливо подвергать настоящую жертву двойным страданиям (от дурного обращения, а затем и от обвинения в «наслаждении своими страданиями» и манипуляциях) только ради того, чтобы никакой манипулятор не воспользовался человеческим сочувствием и поддержкой.
Тот, кто обижается и не прощает – просто жалеет себя и упивается жалостью!
Ну да, а что в этом не так? Почему жалость и поддержку можно получать только со стороны, почему не пожалеть и не поддержать того человека, с которым ты точно проведёшь остаток жизни – самого себя? Неужели себя можно только гнобить, наказывать и запрещать себе переживать те или иные чувства?
А ты просто не думай о плохом, не создавай негативных мыслеформ.
У меня была знакомая, которая не любила пристёгиваться, ведя машину, и на резонные замечания, что, дескать, это опасно и можно погибнуть в аварии, возмущённо требовала: «Не говори о плохом, не создавай негативных мыслеформ!».
Это магическое мышление в чистом виде. Помимо «мыслеформ» есть объективные факторы, влияющие на работу психики, здоровье и жизнь. И «просто не думать» о том, что реально существует – означает подвергнуть себя опасности.
Негативные чувства к другому человеку могут сигнализировать, что вам с ним не стоит иметь дела, что он опасен, ненадёжен, может причинить вред. Не слышать сигналов от собственной психики – это то же, что не думать о возможности аварии, чтобы «не создавать негативных мыслеформ» и не предпринимать мер для защиты себя.
Обидчика нужно пожалеть и поддержать. Он не нарочно, он, вероятно не хотел или не знал, что приносит такой вред.
Додумывать за другого и заранее прощать ему всё – не лучший способ строить отношения. Откуда вы знаете за другого человека; может, он и хотел. Может, поступил, как ему удобно, и ему было плевать на ваши интересы. А теперь вы его ещё и заранее простили, так что удобство стало полным и нет никаких причин менять своё поведение. «Всё равно ведь простят и меня же пожалеют».
«Держать зло» на другого – это порочный круг, поддерживающий негатив в мире, семье и обществе.
Делать дурные вещи другим и не получать воздаяние (даже в форме обиды и разрыва отношений) – это тоже миру, семье и обществу не очень много хорошего принесёт. Если зло не наказано, оно будет постоянно повторяться вновь. Во всех фильмах и сказках добро побеждает зло и злодеи наказаны, а не прощены в первых же кадрах фильма ради «гармонии и света».
Прощение – это духовная практика, путь к просветлению. Обижаться и таить обиду значит портить карму.
Закон кармы предполагает, что за всякое действие придёт воздаяние от мира. Откуда вы знаете, может, вы орудие кармы и ваша роль в мироздании – наказать того, кто неправильно поступает с ближними?
Нужно быть милосердным. Прощение – христианская добродетель.
Ну, тут одно из двух: или вы христианин, или верите в «карму». (Мне-то всё равно, но церковь не сочтёт вас христианином, если вы проповедуете идеи индуизма). Да и, если честно говоря, в Библии полно не только призывов благостно прощать, но и требований равноценной оплаты за содеянную обиду («око за око, зуб за зуб»).
Обида – это проявление себялюбия и гордыни.
Всепрощение – это тоже проявление гордыни. «Я настолько духовен, велик и мудр, что прощу кого угодно из этих людей, не ведающих света истины». Гордыня может принимать разные формы, так что проверьте – не пренебрежительно ли вы судите о тех, кто высот духовности и всепрощения пока не достиг?
Резюмируя, скажу: прощение – это всегда выбор. И оно будет иметь ценность только тогда, когда вы НЕ ОБЯЗАНЫ прощать, а можете свободно выбрать другой вариант отношения к человеку. Именно для этого, именно для большей свободы выбора я и рассмотрела все предложенные идеи.
А решать будете вы сами. В конце концов, это вам вашу жизнь жить, не так ли?
Метки: интересно • люди • обида • отношения • прощение • психология
Комментарии:
Эксперты объяснили, надо ли прощать мужу первую пощечину – Москва 24, 18.
05.2021Расхожие фразы «Бьет – значит любит» и «Стерпится – слюбится» не имеют отношения к народной мудрости, когда дело касается насилия в семье. Как понять, что отношения пора разрывать, и можно ли прощать мужу первую пощечину? Москва 24 с помощью экспертов отвечает на эти вопросы.
Без компромиссов
Фото: depositphotos/SergIllin
«Выйти замуж – не напасть, главное – замужем не пропасть», – во все времена твердят женщины, битые, увы, не только жизнью. Не всегда эта истина доходит до молодых как предупреждение. Многие девушки беспокоятся только о том, как найти и удержать мужчину. Любого. Даже такого, который в сердцах способен отвесить спутнице жизни оплеуху.
«Уходить ли от партнера, который поднимает руку? Однозначно – да», – заявляет семейный психолог Оксана Гусева. По словам эксперта, если искать компромиссы и исключения, в каких случаях можно остаться, то каждая жертва подумает, что это касается именно ее, воспримет на свой счет – и драгоценное время будет упущено. «Все дело в том, что жертвы склонны оправдывать агрессию по отношению к себе из-за катастрофически низкой самооценки», – отмечает психолог.
И, по словам юриста, специалиста по семейному праву Виктории Шакиной, невозможно оправдать домашнее насилие в отношении женщины ни при каких жизненных обстоятельствах. «Все конфликты в семье должны решаться мирным путем и достижением компромисса, – считает специалист по семейному праву, – Ссоры не должны переходить в физическую плоскость. Помните: мужчина, который однажды поднял руку на женщину, сделает это снова».
Кто виноват?
Эксперт Оксана Гусева подчеркивает, что чаще всего жертвы насилия наблюдали похожую модель поведения в детстве в своей семье и просто не знают, что бывает по-другому.
«Дети, которые видели насилие в семье или сами страдали от него, забирают эту модель поведения во взрослую жизнь. Они не умеют жить и получать любовь иначе, – комментирует Оксана Гусева. – Ребенок, на глазах которого папа бьет маму, считает, что это норма, потому что он думает, что родители плохому не научат. Дети, которых били родители, не знают границ своего тела и часто становятся жертвами насилия не только физического, но и сексуального».
По словам семейного психолога, агрессоры – это неуверенные в себе люди. Они не знают, как самоутвердиться, и срываются на близких, которые не смогут ответить. Обычно жестокие партнеры сами были жертвами насилия и психологического давления. Такие люди склонны и к зависимости.
Семейный психолог призывает задуматься тех, кто терпит побои и унижения, о том, та ли это жизнь, которой они хотели бы для себя и своих близких, о таком ли будущем мечтали.
Как попадают в ловушку
Фото: depositphotos/lucidwaters
Когда в прессу просачиваются подробности семейных трагедий, люди удивляются, почему несчастные годами терпели агрессивное отношение партнеров. Психолог обращает внимание на то, что у семейного насилия есть обратная сторона, которая «приманивает» жертву.
«Чаще всего после потасовки агрессор извиняется, всячески замаливает свою вину, признает, что он поступил неправильно. Наступает так называемый конфетно-букетный период. Все дело в том, что до этого в партнерах копилось эмоциональное напряжение, недовольство, а потасовка является мощнейшей разрядкой. Весь негатив будто уходит. Начинаются любовь и романтика, которых жертве так хотелось и не хватало. У жертвы создается псевдоощущение, что ее любят. Но все это ненадолго – ровно до следующей точки кипения», – поясняет психолог.
Эксперт советует обязательно работать над своей самооценкой и личными границами. «Агрессорам свойственно втаптывать партнеров в грязь, обесценивать. Под воздействием психологического давления вы начинаете верить, что вы ничтожество и ничего не можете изменить. Пора учиться ценить себя и брать ответственность за свою жизнь. Надо найти иные способы проявления любви и внимания к вам, кроме тумаков», – говорит Оксана Гусева.
Что делать?
Юрист Виктория Шакина предполагает, что многие женщины боятся уйти от мужчин, которые поднимают на них руку. Причин немало – например, финансовая зависимость, общие дети и даже угрозы жизни и здоровью со стороны партнера в случае ухода.
Чувство одиночества и бессилия, боязнь изменений – а вдруг будет хуже? – не дают женщинам начать новую полноценную жизнь.
юрист
Виктория Шакина
Если нет надежды на лучшее, а существование кажется беспросветным, специалист по семейному праву советует напоминать себе каждый день, что безвыходных ситуаций не бывает. Жертва может обратиться за защитой от домашнего насилия не только к адвокату или в правоохранительные органы, но и в бесплатные кризисные центры, которые оказывают разнообразную помощь и поддержку одиноким женщинам и матерям с детьми.
«Уходить лучше так, чтобы мужчина об этом ничего не знал и не догадывался, в какую конкретно организацию вы обратились, – комментирует Виктория Шакина. – Если же тотальный контроль не оставляет места для тайн, то можно сделать звонок в кризисный центр и «заказать пиццу»: будьте уверены, специалисты поймут, какая помощь вам нужна».
«Ты не одна»
Фото: depositphotos/sdecoret
Специалист по семейному праву рассказывает, что в России существует около 150 кризисных центров (государственных и общественных), в которые могут обращаться женщины, попавшие в сложную жизненную ситуацию.
«В Москве 6 лет назад открылся первый специализированный государственный кризисный центр помощи женщинам и детям, пострадавшим от любых форм насилия в семье, – рассказывает Виктория Шакина. – Он работает круглосуточно. Женщина, одна или с ребенком, может получить здесь убежище даже без документов. Все бумаги сотрудники центра соберут потом. Первые сутки женщины проводят в изоляторе, где проходят стандартное медобследование, после чего переводятся в «стационар». Это гостиничный номер с собственным душем и санузлом, где есть все необходимое для нормальной жизни. Чтобы минимизировать контакты с агрессором, дети переводятся в ближайшие к кризисному центру школы или на домашнее обучение: учителя приходят прямо в «стационар». Убежище предоставляется на несколько месяцев, в течение которых пострадавших обеспечивают трехразовым питанием, медицинской и психологической помощью».
Жертвам семейного насилия проводят психологическую диагностику для выявления проблем, а при необходимости оказывают им медицинскую помощь. После курса реабилитации, включающего работу с психологом, арт-терапию, физиотерапию, сеансы массажа, занятия пилатесом и самообороной, разрабатывается план действий на предстоящий год.
«Женщина, которая страдает от домашнего насилия, должна помнить простые слова: «Ты не одна», – говорит Виктория Шакина. – Надо найти в себе силы сделать главный шаг – уйти от агрессора, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. А помощь и поддержка на этом непростом пути обеспечена».
Бородина Евгения
общество
Беседа 61. Изъяснение ХVIII, 21-35. Прощение обид — всегдашняя наша обязанность. — Сколь велико различие между грехами против Бога и против человека. — Величие благодеяний Божиих усугубляет тяжесть грехов против Бога. — Обличение пороков воинов, ремесленников, землевладельцев. — Изъяснение притчи о прощенном и оказавшемся неблагодарным должнике. — Польза безропотного перенесения обид. — Должно скорбеть о причиняющих нам зло., Беседы на Евангелие от Матфея
святитель Иоанн Златоуст
Беседы на Евангелие от Матфея
Беседа 60Беседа 62
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf4Мб
«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». (Мф. 18:21–22)
Прощение обид – всегдашняя наша обязанность. – Сколь велико различие между грехами против Бога и против человека. – Величие благодеяний Божиих усугубляет тяжесть грехов против Бога. – Обличение пороков воинов, ремесленников, землевладельцев. – Изъяснение притчи о прощенном и оказавшемся неблагодарным должнике. – Польза безропотного перенесения обид. – Должно скорбеть о причиняющих нам зло.
1. Петр думал, что говорит нечто великое, почему, как бы желая похвалиться любовью к ближнему, заключил вопрос свой словами: «До семи ли раз»? Ты повелел, – говорит он Иисусу, – прощать обиды ближнему; сколько же раз я должен делать это? Если, например, ближний часто будет погрешать и, по обличении всегда будет раскаиваться, – то сколько раз Ты повелишь нам прощать его? Того, кто не раскаивается и не осуждает себя за грех, Ты повелел по троекратном обличении оставить, сказав: «Да будет он тебе, как язычник и мытарь», а для раскаивающегося не положил никакого предела, но велел принимать его. Итак, сколько же раз должно прощать его, когда он по обличении раскаивается? Довольно ли семи раз? Что ж отвечает Христос, человеколюбивый и благий Бог? «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Число семьдесят крат седмерицею берется здесь неопределенно, и означает непрерывную или всегдашнюю обязанность. Как выражение: «тысячу раз» употребляется для означения множества, так и настоящее выражение. Например, и в словах: «бесплодная рождает семь раз» (1Цар. 2:5), под словом «семь» Священное Писание разумеет множество. Таким образом, Христос не определил числа, сколько раз мы должны прощать ближнему, но показал, что это постоянная и всегдашняя наша обязанность. То же самое объяснил Он и в следующей далее притче. Чтобы повеление, заключающееся в словах: «до седмижды семидесяти раз» не показалось кому-либо великим и трудным, Он присоединил эту притчу, в которой разъясняет смысл предыдущих слов, посрамляет того, кто бы стал гордиться прощением обид, и вместе показывает, что таковое повеление не трудно, а напротив весьма легко.
Потому-то Он представил в ней человеколюбие Свое, чтобы ты отсюда познал, что, хотя бы седмижды семьдесят раз прощал ближнему, хотя бы все вообще его прегрешения всегда оставлял, – и тогда твое человеколюбие будет столь же далеко от бесконечной божественной благости, которая для тебя нужна на будущем суде при требовании от тебя отчета, сколько капля воды от беспредельного моря, даже еще более. Вот слова Христа: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить» (Мф. 18:23–25). Потом, когда этот должник, помилованный господином, вышедши, стал душить своего товарища, должного ему сто динариев, и тем разгневал господина, то последний приказал снова ввергнуть его в темницу, пока не отдаст всего. Вот как велико различие между грехами против Бога и грехами против человека! Так же велико, как между десятью тысячами талантов и сотнею динариев, и даже еще более.2. В самом деле, смотри не на то только, что Бог изгнал человека из рая, но обрати внимание и на ту пользу, которая произошла отсюда. По изгнании из рая, Он оказывал людям бесчисленные благодеяния, совершил различные строения спасения, и наконец послал единородного Сына Своего к облагодетельствованным Им и ненавидящим Его, отверз нам небо, отпер двери рая, и нас, врагов Своих неблагодарных, соделал сынами. Потому прилично теперь сказать: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим. 11:33)! Он дал нам крещение во оставление грехов, освободил от наказания, сделал наследниками царствия, обещал бесчисленные блага добродетельно живущим, простер к нам Свою руку, и излил Духа в сердца наши. Итак, что же, после таких бесчисленных Божиих благодеяний? Какое мы должны иметь расположение к Нему? Воздали ли бы мы не только достойную, но даже самомалейшую часть долга и тогда, когда бы каждый день умирали за Того, Который столько возлюбил нас? Нимало. И это самое обращалось бы в нашу пользу.
3. Впрочем, если вам угодно, оставим и этих, и перейдем к другим, – более, по-видимому, справедливым. Кто же это? Это те, которые владеют поместьями и собирают богатство от плодов земли. Но можно ли найти кого несправедливее их? Если посмотрите, как они поступают с бедными, несчастными земледельцами, то увидите, что свирепость их превышает жестокосердие варваров. Тогда как земледельцы истаивают от голода, изнуряют себя всю жизнь трудами, – они непрестанно налагают на них новые тяжкие оброки, определяют их к самым трудным работам и употребляют их вместо ослов и лошаков, и даже вместо камней. Не давая им ни малейшего отдыха, и во время плодородия, и во время бесплодия равно угнетают их и никакой пощады им не оказывают. Есть ли кто-нибудь несчастнее этих бедняков, которые трудясь всю зиму, проводя ночи на холоде, под дождем, без сна, и за все это не получая никакой платы, но еще задолжавши, принуждены бывают убегать от своих господ, не столько спасаясь и боясь голода и домашнего расстройства, сколько мучений, насилия, истязаний, тюрьмы и неизбежных работ – от управителей? Что сказать о торгах, чрез них производимых, и о неправедных прибытках, отсюда получаемых? Господа, их притесняющие, наполняя свои точила и подточилия от трудов и пота их, не позволяют этим беднякам брать в свои дома ни малейшей части; но весь плод от винограда вливая в свои неправедные сосуды, бросают им за это самую малую плату. Они выдумывают новые роды процентов, недозволенные законами даже у язычников; составляют самые бесчестные долговые акты, в которых требуют не сотой части, но половины всего имения от должника; и хотя бы последний имел жену, воспитывал детей, хотя бы был человек бедный и собственными трудами собирал в свое гумно и точило, – они об этом не размышляют. Потому уместно здесь привести слова пророка: «ужаснися небо, и убойся земля!» (Иер.2:12) До какого неистовства дошел род человеческий! Говоря обо всем этом, я не осуждаю искусств, земледелия, воинского звания, поместьев, – но нас самих. И Корнилий был сотником, и Павел был скинотворцем, и после проповеди занимался своим ремеслом, и Давид был царем, и Иов был господином большого имения и получал великие доходы; но все это никому из них не послужило препятствием к добродетели. Итак, рассмотревши все это и вспомнивши о тьме талантов, потщимся хоть поэтому прощать ближнему малочисленные и неважные оскорбления. Мы должны дать отчет в исполнении предписанных нам заповедей; но мы не в состоянии исполнить всего, что бы мы ни делали. Поэтому Бог и дал нам легкое и удобное средство к уплате совершенно всех наших долгов, – то есть, забвение обид. А чтобы лучше уразуметь это, выслушаем всю притчу по порядку. «Приведен был, – говорит Спаситель, – к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей» (Мф.18:24–25). Почему же велел и жену продать? Не по жестокости или бесчеловечию (в таком случае раб его потерпел бы новый урон, так как тогда и жена сделалась бы рабою), но по особенному намерению. Таким строгим повелением хотел устрашить раба своего, и тем побудить его к покорности, без всякого намерения продать. Если бы он имел это в виду, то не внял бы его просьбе и не оказал бы ему своего милосердия. Но почему же он не сделал этого, и не простил ему долга прежде такого повеления? Чтобы вразумить его, сколько долгов он прощает ему, и чрез это заставить его быть снисходительнее к своему товарищу, который был должен ему. В самом деле, если он и тогда, как узнал и тяжесть своего долга, и великость прощения, стал душить своего товарища, то до какой бы жестокости не дошел он, если бы наперед не был вразумлен этим средством? Как же на него подействовало это средство? «Потерпи на мне, – говорит он,– и все тебе заплачу» (Мф. 18:26). Господин же его, «умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18:27). Не открывается ли и здесь опять его чрезмерное человеколюбие? Раб просил только отсрочки времени, а он дал ему более просимого: он отпустил ему весь долг и простил его. Господин и прежде хотел простить долг рабу своему, но не хотел, чтоб это было одним только даром его, – но и следствием покорности раба, чтобы и со стороны его что-нибудь было сделано для получения награды. Впрочем причина прощения показывает, что все это зависело от самого господина, хотя раб припадал к нему с своим прошением. «Умилосердившись над рабом тем, -:сказано,– отпустил его». Однако же господин так поступил, чтобы и со стороны раба была причина прощения ему долга (иначе он был бы совершенно посрамлен), и чтобы, научившись собственным несчастием, был снисходительнее к своему товарищу.
4. И действительно, в это время раб был добр и чувствителен: он ни от чего не отрекся, – дал обещание заплатить долг свой, припал к господину с прошением, возгнушался грехами своими и познал великость своего долга. Но последующие его поступки совершенно не соответствуют прежним. Выйдя же тотчас, – не чрез несколько времени, но тотчас, еще живо ощущая благодеяние, ему оказанное, – он во зло употребил и дар, и свободу, ему данную. «Нашел, – говорится, – одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен» (Мф. 18:28). Не очевидно ли человеколюбие господина, не очевидна ли и жестокость раба? Заметьте это, поступающие так из-за прибытков! Если не должно так поступать во внимание к греху, то тем более из-за прибытков. Итак, что же сказал должник? «Потерпи на мне, и все отдам тебе» (Мф. 18:29). Но тот не тронулся этими словами, которые спасли его самого: ведь и он, сказав то же самое, прощен был в десяти тысячах талантов; он не вспомнил о пристани, спасении его от потопления; та же самая просьба не напомнила ему о человеколюбии господина. Но по любостяжанию, жестокосердию и злобе, пренебрегши всем этим, душил своего товарища с жестокостью, несвойственною даже диким зверям. Что ты делаешь, человек? Или не чувствуешь собственного обольщения? Не вонзаешь ли меч в самого себя, вооружая против себя милость господина и отпущение им долга? Но он нимало об этом не размышлял, подобного случая, бывшего с ним, не припомнил, а потому и не сделал должнику своему никакого снисхождения, хотя последний просил о долге и не так важном. Сам он просил господина о прощении десяти тысяч талантов, а этот только о сотне динариев; последний просил у равного себе, а тот у господина. Сам он получил совершенное прощение, а товарищ просил только отсрочки времени, но он и в этом отказал ему, – потому что сказано: «посадил его в темницу…Товарищи его, видев происшедшее» (Мф. 18:30–31), обвинили его пред господином. Даже и людям это было неприятно: что сказать о Боге? Так негодовали на него не имеющие на себе долга! Что же сказал господин? «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя» (Мф. 18:32–33)? Примечай опять кротость господина! Он судится с рабом своим и как бы защищается, намереваясь уничтожить свой дар (или лучше, не он уничтожил, но сам получивший), а потому и говорит: «Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего»? Хотя и тяжким для тебя кажется простить долг ближнему своему, но ты должен обратить внимание и на ту пользу, которую ты уже получил и имеешь получить; хотя и тяжко повеление, но надлежало помыслить о награде за исполнение его. Притом товарищ не оскорблял тебя, напротив ты оскорбил Бога, простившего тебя за одно только прошение твое. Если бы даже он и оскорбил тебя, и для тебя несносно быть ему другом, то еще несноснее попасть в геенну. Если бы ты то и другое сравнил между собою, то увидел бы, что первое гораздо легче последнего. Когда он был должен десять тысяч талантов, господин не называл его лукавым, и не укорял его, но помиловал его. Как же скоро он поступил жестоко с своим товарищем, то господин сказал: «Злой раб!» Слушайте, лихоимцы (к вам слово)! Слушайте, безжалостные и жестокие! Вы жестоки не для других, но для самих себя. Когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь ее к самому себе, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего. Что бы ты ни делал последнему, все это сделаешь как человек, и притом в настоящей только жизни; но Бог не так поступит: Он подвергнет тебя большему и вечному мучению в жизни будущей. «Отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18:34), – т. е. навсегда, потому что он никогда не будет в состоянии заплатить своего долга. Если благодеяние тебя не сделало лучшим, то остается исправлять тебя наказанием. Хотя благодеяния и дары Божии непреложны, но злоба так усилилась, что нарушила и этот закон. Итак, что хуже памятозлобия, когда оно может лишить нас столь великого дара Божия? Господин не только предал раба своего мучителям, но и прогневался на него. Когда он приказывал его продать, то приказание дано было без гнева; Потому-то он не исполнил последнего, и это служит яснейшим доказательством его человеколюбия. Но теперь делается определение с великим негодованием, определение мести и наказания. Итак, что означает эта притча? «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35). Не говорит: Отец ваш, но: «Отец Мой», – потому что недостойно называться Богу Отцом столь лукавого и столь человеконенавистного раба.
5. Итак, требование Спасителя двоякое: чтобы мы чувствовали свои грехи, и чтобы прощали другим. Чувствовать свои грехи нужно для того, чтобы удобнее было прощать их другим (так как размышляющий о собственных грехах снисходительнее бывает к ближнему). Прощать же другим мы должны не словами только, но от чистого сердца. Итак, не будем же обращать против самих себя меча своим памятозлобием. Чем и в такой ли мере причинит тебе зло оскорбивший тебя, сколько ты сам себе причинишь, питая в себе гнев и подвергаясь за то осуждению от Бога? Если ты будешь рассудителен и любомудр, то зло обратится на главу оскорбившего, и он жестоко пострадает. Если же ты будешь оскорбляться и негодовать, то сам пострадаешь, – не от него, а от самого себя. Итак, не говори, что другой оскорбил тебя и оклеветал, и причинил большое зло: чем больше будешь говорить, тем более покажешь, что он твой благодетель. Он доставляет тебе случай освободиться от грехов, так что, чем больше наносит тебе обид, тем больше становится причиною очищения грехов твоих. Действительно, если мы захотим, нас никто не может обидеть; самые даже враги величайшую доставят нам пользу. Но что говорить о людях? Может ли кто быть лукавее дьявола? Но и он может доставить нам удобнейший случай к нашей славе, как это показывает пример Иова. Если же дьявол доставляет случай получать венцы, то для чего бояться врага – человека? Смотри, сколько получаешь ты пользы, перенося безропотно обиды от врагов: первая и важнейшая – отпущение грехов; вторая – терпение и великодушие; третья – кротость и человеколюбие, так как тот, кто не способен гневаться на оскорбляющих его, тем более будет кроток в отношении к любящим его; четвертая – совершенное истребление гнева, с чем никакое благо не может сравняться, так как свободный от гнева без сомнения свободен и от неприятностей, с ним соединенных, и не проводит жизни в напрасных огорчениях и муках. Не умеющий враждовать не знает и печали, но наслаждается радостью и другими бесчисленными благами. Итак, ненавидя других, мы сами себя наказываем, равно как любя других, благодетельствуем сами себе. Притом тебя будут уважать все, даже и сами враги, хотя бы они были демоны; вернее же сказать, поступая таким образом, ты уже не будешь иметь и врага. Но что всего важнее, ты приобретешь милосердие Божие. Если ты согрешил, получишь прощение грехов своих; если прав, получишь большее дерзновение к Богу. Итак, не будем питать ненависти ни к кому, чтобы и самим заслужить любовь от Бога, – и тогда, хотя бы мы десятью тысячами талантов были должны, Он умилосердится над нами и помилует нас. Но ты обижен ближним? Потому-то и будь снисходителен к нему; не питай ненависти; плачь и рыдай, а не презирай его: ведь не ты прогневал Бога, но он; а ты, перенесши обиду, поступил достохвально. Припомни, что и Христос, идя на крестную смерть, о Себе радовался, а о распинателях Своих плакал: подобным образом и нам надлежит поступать. Чем более нас обижают, тем более мы должны оплакивать обидевших нас; для нас отсюда происходит великое благо, для них же, напротив, великое зло. Но ближний тебя обидел при всех, и даже ударил? Это значит лишь, что он при всех обесчестил и посрамил самого же себя, и тысячу обвинителей вооружил против себя, тебе же, напротив, приготовил многие венцы и дал многих глашатаев твоего великодушия. Но он оклеветал тебя пред другими? Что тебе и до этого, когда Сам Бог будет рассматривать твое дело, а не те, которые слышали клевету? Он только прибавил лишний повод для своего наказания, так как должен будет дать ответ не только за свои поступки, но и за то, что осудил тебя.21 Тебя он оклеветал пред людьми, а сам сделался виновным пред Богом. Если же для тебя этого недостаточно, то вспомни, что и Сам Владыка был оклеветан и от сатаны, и от людей, и притом пред теми, которых Он наиболее любил. То же самое испытал и единородный Сын Его, Который потому и сказал: «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его» (Мф. 10:25)? И не только оклеветал Его злой тот демон, но даже успел клевету свою выдать за истину, и оклеветал не в маловажном чем-нибудь, но в величайших и позорных преступлениях: называл Его и беснующимся, и льстецом, и противником Богу. Но ты, оказав благодеяния ближнему, терпишь от него обиду? Поэтому-то особенно плачь и болезнуй о причинившем тебе зло, а о себе радуйся: ты уподобился Богу, «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5:45). Но если подражание Богу превосходит твои силы (хотя для ревностного и это не трудно, но пусть тебе кажется это сверх твоих сил), то мы укажем тебе пример для подражания в подобных тебе рабах. Посмотри на Иосифа: он хотя претерпел бесчисленные бедствия от своих братьев, однако же, облагодетельствовал их; посмотри на Моисея, который, после бесчисленных против него злоумышлений иудеев, молился за них; посмотри на блаженного Павла, который, не мог даже исчислить страданий, какие потерпел он от иудеев, и при всем том желал еще быть за них под анафемою; посмотри на Стефана, который, будучи побиваем камнями, молился об отпущении греха этим убийцам. Припомнив все это, оставь всякий гнев, чтобы и тебе Бог оставил все прегрешения твои, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
* * *
21
ινα μη μονον υπερ των οικειων, αλλα και υπερ ων περι σου διελεχθη, παρασχη η λογον. По-видимому, Златоуст выражает ту мысль, что клеветник должен дать ответ и за те поступки, которые он возвел на другого.
Беседа 60Беседа 62
Почему не всегда нужно прощать
Вам причинили боль. Нет, вы действительно сильно пострадали. Теперь вы остались в лохмотьях, на самом низком уровне жизни.
Вы недоверчиво оглядываетесь, пытаясь понять, что произошло. Сначала вам может быть трудно поверить, что такое ужасное событие могло произойти. Как будто вы живете в причудливом состоянии сна, где ничто не имеет смысла. Люди продолжают жить своей жизнью, пока вы изо всех сил пытаетесь просто встать с постели и жить. Вы чувствуете, что находитесь на американских горках онемения и боли.
И когда вы доходите до того, что понимаете, что должны попытаться собрать все по кусочкам, начинается паника. Вы задаете себе так много вопросов. Как вы начинаете жизнь заново после того, как вас уничтожили? Можете ли вы сделать это, когда вы повреждены или выведены из строя? Что осталось для вас?
Возможно, вы стали жертвой жестокого обращения с детьми или изнасилования. Супруга, которую вы так любили, возможно, била вас и заставляла чувствовать себя ничтожеством. Ваш многолетний партнер мог просто взять и уйти, оставив вас ни с чем. Или, что еще хуже, вы, возможно, потеряли кого-то самого дорогого в результате убийства.
Какой бы ни была ваша трагедия, в конце концов вы должны пройти через процесс скорби и исцеления. Как бы трудно ни было достичь дна, вы обнаружите, что выползти из ямы так же сложно. Некоторым это даже кажется более сложным, чем сама трагедия.
Скорбь и исцеление — медленный процесс, который нельзя торопить или пропускать. Мучительный характер всего этого может заставить вас просто захотеть сбежать и стать кем-то новым. Некоторые люди пробуют этот путь, но только оттягивают неизбежное. Вы должны столкнуться со своей жизнью. Можно только прятаться так долго.
Когда вы обнаружите, что совершаете движения, вы можете прийти к выводу, что, похоже, вы никуда не двигаетесь. Как бы вы ни старались, вы просто не сможете пройти мимо того, что подкинула вам жизнь. В некоторые дни вам просто все равно. В другие дни вы очень стараетесь, но прогресс кропотливо медленный.
Это нормально. Помните, вы пережили событие, которое изменило вашу жизнь и опустошило вас. Вы уже не тот человек, которым были когда-то, и вы не можете действовать так, как когда-то, потому что вы изменились. Выяснение вашей личности является частью вашего путешествия. Важно знать, что этот процесс похож на выдергивание зубов. Кажется, что это будет продолжаться вечно, но в конце концов вы почувствуете себя немного лучше и в некотором смысле сможете обрести покой.
Со временем вы начинаете понимать, что движетесь вперед, и обычно именно в этот момент кто-то спрашивает, можете ли вы простить. Ты прощаешь своего насильника? Ты прощаешь своего отца или мать? Смогли бы вы простить своего супруга?
Хотя общество заставляет вас простить обидевшего вас человека, правда в том, что прощение может быть худшим из того, что вы можете сделать. Многие религии и методы лечения сосредоточены на прощении преступника, чтобы жертва могла «идти дальше». Цель состоит в том, чтобы убедиться, что жертва не зацикливается на боли. Этот элемент имеет решающее значение, потому что, если вы станете полностью одержимы своей виктимизацией, вы не сможете функционировать. Это факт. Фиксация замораживает вас.
Однако прощение не происходит само собой. Некоторым людям полезно выплеснуть свой гнев, в то время как другим эта идея кажется отвратительной. Я имел дело со своей долей родителей убитых детей и жертв сексуальных преступлений. Хотя многие находят способ двигаться вперед в жизни, прощение действительно ускользает от них. Это не делает их плохими людьми. Это просто означает, что это не исцеляет их в настоящее время.
Удивительно, как много людей заставляют выживших простить преступника. Это был элемент профайлера, которого я никак не ожидал. На выживших и тех, кто остался после убийства, охотятся и используют чаще, чем вы думаете. Члены семьи говорят им, что если они не простят, то попадут в ад. В некоторых случаях я видел, как семьи отворачивались от жертв сексуального насилия, потому что жертвы не соглашались с программой и держали язык за зубами. Им говорят простить нападавших и отпустить. Если они не могут этого сделать, то их изгоняют из семьи. Я также видел женщин, которые противостоят своим жестоким любовникам только для того, чтобы в конечном итоге быть отрезанными своими детьми, потому что они не могут просто простить и оставить прошлое в прошлом.
Таким образом, жертвы могут потерять свои семьи, своих детей, и им даже могут угрожать их души, если они не смогут найти способ простить. Под таким давлением жертвы уступают и подчиняются. Они говорят, что простили, хотя в глубине души нет. Они пошли по тому пути, который, по их мнению, был бы более легким, только чтобы обнаружить, что они сделали ситуацию еще более напряженной. Со временем они видят, что не только не простили, но теперь попали в ловушку своих слов. В конце концов, они сказали, что простили и идут дальше. Их обвиняют в копании прошлого, если они заговорят, поэтому они возвращаются в изоляцию.
В этих случаях жертвы говорили мне, что чувствовали себя грязными после того, как сказали что-то неправдоподобное, чтобы сгладить ситуацию. Они чувствовали, что выдают свои истинные эмоции, и, говоря эти слова, впадали в еще более глубокую депрессию.
Прощение приходит изнутри. Это не то, что можно заставить. Либо ты можешь это сделать, либо нет. Если не можете, то не думайте, что вы плохой человек или что вы в чем-то потерпели неудачу. В некоторых случаях прощение просто невозможно. Вы можете научиться не презирать обидчика, но говорить, что вы прощаете, может быть пустым, если это не то, что вы действительно чувствуете.
Не поддавайтесь давлению сверстников. Не говорите, что прощаете кого-то, если это не так. Это не улучшит ваше самочувствие и не облегчит вашу жизнь. Напротив, речь не идет об облегчении вашей жизни, когда кто-то просит вас простить. Цель вопроса о прощении состоит в том, чтобы заставить человека, задавшего вопрос, почувствовать себя лучше.
Некоторым хочется, чтобы вы их простили, потому что тогда семейные дела снова станут нормальными. Другие будут давить на вас, если ваша травма будет мешать их жизни. (Если бы вы просто простили, жизнь могла бы вернуться к тому, чем она когда-то была.) Тогда всегда есть бессознательное желание быть прощенным. В какой-то момент жизни все совершают ошибки, и все мы хотим прощения. Если мы слышим, как кто-то говорит, что не может простить, значит ли это, что нас не простят, если мы совершим ошибку?
Для некоторых людей прощение — это способ освободиться и действовать как катализатор исцеления. Они умеют честно говорить и иметь в виду слова, и для них это сделало их жизнь лучше. Однако другие не могут заставить себя простить, так как не чувствуют, что это приносит им облегчение. Такие люди честны в своих истинных чувствах, а честность в чувствах — лучшая политика.
Если вы оказались в затруднительном положении, помните, что только вы можете принять это решение. Это одна из областей, где вы имеете контроль. Со временем вы можете найти в своем сердце желание простить, а может и нет. Работая над процессом исцеления, вы находите вещи, которые приносят мир и свет в вашу жизнь. То, что вы чувствуете, это то, что вы чувствуете, и никто не может диктовать вам это, как бы он или она ни старались. Ваше сердце принадлежит вам. Ваш дух принадлежит вам. Ваш рост зависит только от вас.
И, наконец, есть правда, которая может вас утешить. Эта истина заключается в том, что чем больше вы активны, тем меньше времени у вас будет, чтобы сосредоточиться на негативе. Вы можете найти выход из туннеля, если будете продолжать двигаться маленькими шажками. И однажды вы даже можете обнаружить, что не только обрели покой, но и, возможно, изменили мир к лучшему.
Почему я должен прощать его или ее? Божьи основанные на Библии причины прощения
Первая часть из четырех частей серии «Прощение других»
Как вы реагируете, когда кто-то ранит вас?
Когда чьи-то слова или действия причиняют вам боль, прощаете ли вы ее или его или реагируете гневом, обидой или подобными эмоциями?
Большинство из нас сходит с ума. Мы можем попытаться отомстить другому человеку или отомстить. Мы можем уйти или пожалеть себя. Мы можем кипеть от обиды, думая, что имеем право злиться.
В этом изучении Библии вы прочтете о другом типе реакции, о которой написано во всей Библии — о прощении других. Кроме того, вы прочтете причины, по которым Библия говорит нам прощать.
Прощение — великий и иногда дорогостоящий дар, который может принести исцеление вашим друзьям, вашим отношениям и вам лично.
Это не то, что приходит само собой. Это выбор, иногда трудный выбор. В этом изучении Библии вы прочтете, почему так важно сделать этот выбор — выбор простить.
Связанный: Не принимай близко к сердцу
Зачем прощать? Потому что Бог говорит прощать.
Есть много причин прощать других . Главный из них заключается в том, что Бог повелевает нам прощать. Поскольку Бог говорит нам прощать, мы должны прощать.
Избавься от всякой озлобленности, ярости и гнева, ссор и клеветы, а также от всех форм злобы. Будьте друг ко другу добры и сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. (Ефесянам 4:31-32)
Прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим. (Матфея 6:12)
Терпите друг друга и прощайте любые обиды, которые у вас могут быть друг против друга. Прости, как Господь простил тебя. (Колоссянам 3:13)
Зачем прощать? Потому что Иисус указал нам путь.
Иисуса ложно обвинили, арестовали, пытали, а затем распяли. Вися на кресте, он сказал: « Отец, прости им, ибо не ведают, что творят » (Луки 23:34). Когда с вами плохо обращаются, вспомните пример Иисуса. Попросите Бога помочь вам простить, как это сделал Христос.
Зачем прощать? Потому что ты прощен.
Иисус взял на Себя все наши грехи и предложил нам новую жизнь когда умер на кресте и затем воскрес из мертвых. Когда мы помним, как много Бог простил нам, это должно побуждать нас прощать других.
Связанный: Божья любовь к тебе
Зачем прощать? Потому что Бог прощает нас, как мы прощаем других.
Иисус не мог бы привести более сильной причины простить , чем когда он сказал, что Бог не простит нас, если мы не простим других.
Ибо если вы прощаете людям, когда они согрешают против вас, то и Отец ваш Небесный простит вас. Но если вы не будете прощать людям их грехи, ваш Отец не простит вам ваших грехов. (Матфея 6:14-15)
И когда стоите на молитве, если имеете что на кого-нибудь, прости ему, чтобы Отец ваш Небесный простил вам грехи ваши. (Марка 11:25)
Иисус сделал то же самое, когда рассказал историю о «немилостивом рабе» в Евангелии от Матфея 18:23-35. В этой притче царь простил огромный долг своего слуги. Затем слуга повернулся и бросил другого слугу в тюрьму, потому что этот человек был должен ему небольшую сумму денег. Когда царь узнал о поступках первого слуги, он строго наказал его и сказал:
Разве ты не должен был помиловать своего товарища так же, как я помиловал тебя? (Матфея 18:33)
Зачем прощать? Потому что это исцеляет ваши отношения.
Неизбежно, что люди, включая вашего лучшего друга, вашего пастора, вашего супруга и вашего соседа, время от времени будут говорить или делать вещи, которые вас ранят. Это потому, что никто не совершенен, и все иногда бывают невежливыми, эгоистичными, подлыми, подавленными, злыми, искушаемыми или иным образом запутавшимися.
Если мы не прощаем другим слова и действия, мы становимся ожесточенными или обиженными, и наши отношения страдают. Когда мы прощаем, отношения могут исцелиться и развиваться.
Связанный: Пять шагов в разрешении конфликтов
Зачем прощать? Потому что это укрепляет ваше служение.
Бог призвал каждого из нас делать «добрые дела» — менять мир для Него. Когда мы питаем горечь в своем сердце, мы не можем изменить то, что задумал Бог.
Ибо мы Божие творение, созданные во Христе Иисусе, чтобы творить добрые дела, которые Бог заранее приготовил для нас. (Ефесянам 2:10)
Зачем прощать? Потому что это приносит вам исцеление.
Когда вы прощаете, вы можете подумать, что отказываетесь от своего «права» злиться. На самом деле вы отказываетесь от «права» быть несчастным. Другими словами, одна из причин прощения заключается в том, что это так же исцеляет вас, как и человека, которого вы прощаете.
Когда не прощаешь, горечь гноится внутри, растет и распространяется, как рак. Как предупреждает Библия:
Следите за тем, чтобы никто не лишился благодати Божией и чтобы не вырос горький корень, причиняющий неприятности и оскверняющий многих. (Евреям 12:15)
Вы можете сказать: «Этот человек не заслуживает прощения. Он слишком легко отделался бы. Или: «Я страдал, так что теперь она будет страдать». Хотя ваше отсутствие прощения может ранить других людей, это, вероятно, ранит вас еще больше. Это может не только повредить вашему ощущению мира и вашему хождению с Богом, но и повлиять на ваше физическое здоровье.
Прощение помогает вам освободиться от жалости к себе и ощутить Божий покой. Она ставит вас в победоносное положение и выводит из положения жертвы.
Связанный: Healing Life’s Hurts
Связанный: победа над сварением, раздражение и гнев
ПАМЯТИ ПАМЯТИ
СОБСТВЕННЫ САДАТЬСЯ САДАТЬСЯ ИСКОЛЬКО ВСЕГО, ЧТО ВАС ЕСЛИ ОДИН ВАМ ЕГО МОЖЕТ. Прости, как Господь простил тебя. (Колоссянам 3:13)
Личное заявление
1. По каким причинам Бог говорит, что важно прощать? Поясните свой ответ.
2. Знаете ли вы кого-нибудь, кто отказывался что-то прощать? Если да, то как это повлияло на него или на нее?
3. Вы отказывались кого-то прощать? Если да, то как это повлияло на вас?
4. Мы должны прощать только большие вещи? Как насчет мелочей, которые раздражают нас? Поясните свой ответ.
5. Каковы основные причины прощать в этом изучении Библии, которые мотивируют вас? Объясните, почему эти причины мотивируют вас.
6. Как прощение приносит исцеление?
7. Напишите молитву, попросив Бога помочь вам принять решение прощать других.
Посетите сайт www.dougbrittonbooks.com, где вы найдете практические, библейские, межкультурные книги, библейские исследования и электронные книги.
6 причин, по которым вы должны простить и забыть (да, всегда)
ДружбаДа, вы должны простить и забыть: вот 6 причин почему
|
Проверено экспертом Да, вы должны простить и забыть: вот 6 причин, почемуПоследнее обновление 28 мая 2020 г.
Выложить на:
Выложить на: Да, вы должны простить и забыть: вот 6 причин, почему Да, вы должны простить и забыть: вот 6 причин, почему Да, вы должны простить и забыть: вот 6 причин, почему Да, вы должны простить и забыть: вот 6 причин, почему Да, вы должны простить и забыть: вот 6 причин, почему
Прости и забудь — часто повторяемый совет библейского происхождения. Хотя это может показаться банальным, есть причина, по которой эта маленькая фраза до сих пор произносится так часто. Есть истинная мудрость в прощении и забывании. Когда кто-то действительно причиняет вам боль, вы можете задаться вопросом, хотите ли вы кого-то простить; на самом деле это может показаться совершенно неестественным. Но есть много причин, почему иногда лучше простить и забыть, даже если часть вас этого не хочет. Вот лишь некоторые из них.
1. Прощение не оправдывает их действия.
Прощение не означает, что все в порядке, и это не означает, что этот человек все еще должен быть желанным гостем в вашей жизни. (Ваши границы по-прежнему имеют значение, и обиды могут быть частью прощения.)
Прощение просто означает, что вы примирились с болью и готовы отпустить ее.
«Была причина, по которой вы собрались вместе, и есть причина, по которой вы расходитесь», — пишет психолог Даниэль Доулинг, доктор психологических наук, на сайте mbg. «Признавайте хорошее, плохое и прекрасное из того, что вы провели вместе, и знайте, что все это послужило важной цели в ваших жизнях обоих».
2. Прощение не для других людей.
Прощение — это не то, что мы делаем для других, это то, что мы делаем для себя.
Не прощать кого-то равносильно пребыванию в тюремной камере ожесточения, отбыванию срока за чужое преступление. «Это смесь гнева, депрессии и вины. Но больше всего противоположностью прощению является застой», — пишет на сайте mbg психолог Кристина Халлетт, доктор философии. «Это увязает в эмоциональном месте в отношении конкретного инцидента и препятствует будущему росту и открытиям. … Есть расхожая поговорка: не прощать кого-то — это все равно, что медленно отравлять себя и тайно надеяться, что другой человек умрет».
Вы делаете выбор: либо зацикливаться на боли, причиненной другими, либо можете простить и двигаться дальше.
3.
Прощение – это признак силы.Ганди однажды сказал: «Слабый никогда не сможет простить. Прощение — это атрибут сильных». Сильный человек должен встретить боль лицом к лицу, простить и отпустить ее.
«Ваша способность прощать кого-то часто имеет мало общего с этим человеком или тем, что он сделал», — Халлетт. говорит: «Merriam-Webster определяет прощение как «перестать чувствовать негодование по отношению к обидчику» или «отказаться от обиды или требовать возмездия». Это внутреннее состояние бытия, и оно не зависит ни от кого, кроме вас. Единственный человек, контролирующий ваши мысли, чувства и действия, и единственный, кто может изменить ситуацию, — это 9.0047 ты .»
4. Мы тоже заслуживаем прощения.
Халлетт отмечает, что наша неспособность прощать других может быть следствием неспособности простить самих себя. Неприятие других может даже подпитывать неприятие самих себя.
Другие заслуживают прощения, как и мы.
5. Прощение исцеляет.
«Когда мы держимся за обиду, недовольство, стыд, вину или боль из прошлого, страдает все наше тело и разум», — сказал Дипак Чопра mbg. «В конечном счете прощение — это подарок, который мы дарим себе. Мы можем извлечь пользу из прощения, даже если человек, которого мы прощаем, не знает о наших чувствах или даже уже мертв».
Простить кого-то — это высшая и самая прекрасная форма любви. Возможно, вы просто обнаружите, что взамен получаете чувство покоя и счастья.
6. Вы получите довольно приятный бонус.
Если ничего из вышеперечисленного вам не подходит, то вы можете воспользоваться советом Оскара Уайльда:
«Всегда прощайте своих врагов. Ничто их так не раздражает».
Больше отношений
- 10 полезных свойств порошка моринги для здоровья согласно науке
- Противовоспалительная диета: продукты и советы по уменьшению воспаления
- Что такое аура + как вы можете увидеть свою?
- 15 признаков нарцисса: особенности поведения и многое другое
- Как заставить волосы расти быстрее: 8 советов по естественному росту волос
Последние статьи
https://www.