Надсознательное – Надсознательное — Психологос

Надсознательное — Психологос

Надсознательное — не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.

Представление о специфике этого уровня было выдвинуто К.С.Станиславским, обозначавшим его термином “сверхсознание”, под которым понимался высший этап творческого процесса, отличный как от его сознательных, так и от бессознательных компонентов. В дальнейшем П. В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции, благодаря которому происходит рекомбинация прежних впечатлений, чье соответствие действительности устанавливается вторично.

Применительно к процессам индивидуального научного творчества надсознательное представлено в их регуляции категориальным аппаратом познания, который не осознается самим ученым, поглощенным предметом исследования, но объективная логика развития которого отражается в его гипотезах и идеях. Поэтому для “расшифровки” надсознательного необходим категориальный анализ.

Понятие о надсознательном позволяет разграничить две формы неосознаваемой психической активности: зависящую от уже запечатленной в мозгу информации (детерминация прошлым) — бессознательное; устремленную на созидание того, чего никогда не было в личном и коллективном опыте (детерминация потребным будущим), — надсознательное. Такое созидание происходит в процессе взаимодействия личности с миром культурных ценностей, который она не только усваивает, но и творит, отражая назревшие тенденции объективного развития этого мира. Результатом этого взаимодействия являются художественные образы, научные открытия и другие продукты творчества, в которых наряду с тем, что выступает в сознании породившего их индивидуального субъекта, имеется не представленное в его рефлексии (не осознаваемое им) объективно значимое содержание, запечатленное работой мысли на уровне надсознательного.

www.psychologos.ru

надсознательное — это… Что такое надсознательное?



надсознательное

— не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.

Представление о специфике этого уровня было выдвинуто Станиславским, понимавшим под сверхсознанием высший этап творческого процесса, отличный от его сознательных и бессознательных компонент. В дальнейшем П.В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции, благодаря коему происходит рекомбинация прежних впечатлений, соответствие коих действительности устанавливается вторично.

Применительно процессов индивидуального научного творчества надсознательное представлено в их регуляции категориальным аппаратом познания, который не осознается самим творцом, поглощенным предметом исследования, но объективная логика развития коего отражается в его гипотезах и идеях.


Поэтому для «расшифровки» надсознательного нужен анализ категориальный.

Понятие надсознательного позволяет разграничить две формы неосознаваемой психической активности:

1) бессознательное — детерминированное прошлым, зависящее от уже запечатленной в мозге информации;

2) надсознательное — детерминированное потребным будущим, устремленное на созидание того, чего еще не было в личном и коллективном опыте.

Такое созидание происходит в процессе взаимодействия личности с миром культурных ценностей, который она не только усваивает, но и творит — согласно назревшим тенденциям развития этого мира. Результат этого взаимодействия — художественные образы, научные открытия и другие продукты творчества, в коих имеется и не явленное в рефлексии породившего их субъекта, не осознаваемое им объективно значимое содержание, обусловленное работой мысли на уровне надсознательного.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

  • надежность
  • намерение

Смотреть что такое «надсознательное» в других словарях:

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — – См. Сверхсознание. * * * психическая активность личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций, не поддающаяся сознательно волевому контролю и формально логическому осмыслению хода этого решения со стороны самой личности. К.С.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — не поддающийся сознательно волевому контролю и формально логическому осмыслению уровень психической активности личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций. К. С. Станиславский подобную психическую активность называл сверхсознанием,… …   Педагогический словарь

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — один из регуляторов творческой интеллсктуалыю мотивационной активности личности, состоящей в угадывании как ближайшего, тик и отдаленного «потребного будущего». Это «потребное будущее» существует в виде более или менее вероятных возможностей… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — не поддающийся индивидуальному сознательно волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто К. С. Станиславским, понимавшим под сверхсознанием высший… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • надсознательное намерение — сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Н. особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполагания и предполагающее выбор… …   Большая психологическая энциклопедия

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • бессознательное — В гештальте не отрицается значение феномена бессознательного, хотя оно и не является главной отправной точкой для терапевтического действия, которое организуется на основе актуальных телесных, эмоциональных или ментальных проявлений. В практике… …   Большая психологическая энциклопедия

  • творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно историческим явлением, Т. имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психоанализ — I Психоанализ психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации; метод психотерапии. Разработан австр. невропатологом, психиатром и психологом Фрейдом (S. Freud). Психоанализ исходит из того, что… …   Медицинская энциклопедия

  • Ярошевский, Михаил Григорьевич — (1915 2001)    Российский психолог, доктор психологических наук (1961), профессор (1961), почетный академик Российской Академии образования (1990), действительный член Нью Йоркской Академии наук(1994), с 1965 по (1990) зав. сектором психологии (с …   Кто есть кто в российской психологии

psychology.academic.ru

Надсознательное — психология

надсознательное — это… Что такое надсознательное?

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — – См. Сверхсознание. * * * психическая активность личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций, не поддающаяся сознательно волевому контролю и формально логическому осмыслению хода этого решения со стороны самой личности. К.С.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — не поддающийся сознательно волевому контролю и формально логическому осмыслению уровень психической активности личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций. К. С. Станиславский подобную психическую активность называл сверхсознанием,… …   Педагогический словарь
  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — один из регуляторов творческой интеллсктуалыю мотивационной активности личности, состоящей в угадывании как ближайшего, тик и отдаленного «потребного будущего». Это «потребное будущее» существует в виде более или менее вероятных возможностей… …   Философия науки: Словарь основных терминов
  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — не поддающийся индивидуальному сознательно волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто К. С. Станиславским, понимавшим под сверхсознанием высший… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
  • надсознательное намерение — сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Н. особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполагания и предполагающее выбор… …   Большая психологическая энциклопедия
  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • бессознательное — В гештальте не отрицается значение феномена бессознательного, хотя оно и не является главной отправной точкой для терапевтического действия, которое организуется на основе актуальных телесных, эмоциональных или ментальных проявлений. В практике… …   Большая психологическая энциклопедия
  • творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно историческим явлением, Т. имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Психоанализ — I Психоанализ психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации; метод психотерапии. Разработан австр. невропатологом, психиатром и психологом Фрейдом (S. Freud). Психоанализ исходит из того, что… …   Медицинская энциклопедия
  • Ярошевский, Михаил Григорьевич — (1915 2001)    Российский психолог, доктор психологических наук (1961), профессор (1961), почетный академик Российской Академии образования (1990), действительный член Нью Йоркской Академии наук(1994), с 1965 по (1990) зав. сектором психологии (с …   Кто есть кто в российской психологии

Источник: https://psychology.academic.ru/1283/%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5

«Надсознательные» процессы | Психология взаимоотношений

Третий класс неосознаваемых процессов образуют «подсознательные» процес­сы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального про­дукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) рабо­ты.

С этим явлением мы сталкиваемся, когда пытаемся решить какую-то сложную и значимую для нас проблему. Мы долго перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет.

И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а иногда используя какой-то незначи­тельный повод, мы приходим к решению данной проблемы. Нам становится все ясно, мы четко представляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить.

Это уже не просто взгляд на решение какой-то проблемы, это качественно новый взгляд, который может изменить всю нашу жизнь.

Таким образом, то, что вошло в наше сознание, является действительно инте­гральным продуктом, хотя у нас не осталось четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы.

Мы знаем только то, о чем мы думали или переживали в каждый конкретный момент или определенный промежуток време­ни. Сам же процесс выработки решения для нас самих остался неосознаваемым. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т. е.

спосо­бом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля со­знания.

Каковы основные характеристики данного процесса? Во-первых, субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательный процесс. В отличие от надсознательных процессов сознательные, или контроли­руемые субъектом, процессы характеризуются наличием четкой цели, к которой должны привести выполняемые нами действия. Во-вторых, мы не знаем, в какой

Момент надсознательные процессы прекращаются, потому что они, как правило, завершаются внезапно, неожиданно для нас. Сознательные действия, наоборот, предполагают контроль за приближением к конечной цели и знание момента, в ко­торый они должны быть прекращены.

Сознательные и надсознательные процессы постоянно соседству ют друг с дру­гом. Например, хорошо известное всем человеческое чувство — любовь. Вы знае­те, что любите этого человека, но почему вы его любите? Что побуждает вас лю­бить именно этого человека, а не другого? Тем более что весьма часто ваш избран­ник не является лучшим из числа ваших знакомых.

Это можно объяснить лишь работой определенных механизмов, которые мы назвали надсознательными про­цессами. Другой пример — выбор профессии. Априори считается, что выбор про­фессии есть осознанный шаг.

Это так, но как четко в вашем сознании отражаются причины сделанного вами выбора? Очень часто на вопрос о причинах выбора той или иной профессии мы отвечаем, что она нам нравится, или более всего подхо­дит, или позволяет заработать на жизнь, но при этом мы часто имеем лишь смут­ное представление о профессии.

Мы незнаем (или не стремимся узнать) условия и особенности труда. Очень часто мы действуем под давлением мнения своих ро­дителей, друзей, жизненных условий и т. п., но не отдаем себе в этом отчета. Таким образом, наш выбор, или, точнее, процесс, определивший наше решение, не всегда осознается нами.

Поэтому надсознательные процессы играют весьма значимую роль в жизни людей. К рассматриваемому классу процессов в полной мере следу­ет отнести процессы творческого мышления, процессы переживания значимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и др.

Кроме рассмотрения проблемы надсознательных процессов необходимо оста­новиться на пояснении самого термина «надсознательные процессы». Почему именно надсознательные?

Одним из первых психологов, обративших внимание на эти процессы, был У. Джемс. Собранные им факты были изложены в книге «Многообразие религиоз­ного опыта». Позднее на эту темы были опубликованы работы 3. Фрейда, Э. Лин-демана и др. Наблюдаемые процессы У. Джемс называл бессознательными.

Одна­ко позднее, после появления теории психоанализа, этот термин приобрел слиш­ком специальный смысл, и те процессы, которые мы рассматриваем в качестве надсознательных, имеют качественное отличие от процессов, рассматриваемых в рамках теории Фрейда.

Термин «надсознательные процессы», который мы используем в данной главе, широко использует в своих работах профессор Мос­ковского университета Ю. Б. Гиппенрейтер.

По ее мнению, этот термин наиболее полно отражает смысл процессов, входящих в третий из рассматриваемых нами классов, поскольку процессы, входящие в этот класс, по своему содержанию и мас­штабам крупнее всего того, что может вместить сознание. Эти процессы лишь ча­стично представлены в сознании, тогда как основное действие разворачивается за пределами сознания.

Если схематично представить соотношение рассматриваемых нами процессов и сознания (рис. 6.2), в центре мы должны поместить сознание, остальные процес­сы будут располагаться вокруг него.

Внизу будут располагаться неосознаваемые механизмы сознательных действий (1). По своей сути это технические исполните­ли сознательных актов.

Большинство из них образовалось в результате передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

Рис. 6.2. Соотношение сознания и неосознаваемых психических процессов. Объяснение в тексте

На уровне сознания можно поместить неосо­знаваемые побудители сознательных дейст­вий (II). Они, вероятно, имеют для человека та­кое же значение, как и сознательные побудите­ли, но в отличие от последних неосознаваемые побудители сознательных действий вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и периоди­чески прорываются в сознание в особой симво­лической форме.

Процессы «надсознания» (III) по праву долж­ны занимать вершину иерархической пирамиды соотношения психических процессов. Они раз­вертываются в форме работы сознания, длитель­ной и напряженной. Результатом ее является не­кий интегральный итог, который возвращается в

Сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства.

Существует еще одна проблема, на которой мы должны остановиться. Эта про­блема заключается в процедурах познания неосознаваемых психических процес­сов. Вполне правомочен вопрос о том, как изучить неосознаваемые процессы, если они не осознаются.

Прежде всего следует отмстить, что неосознаваемое в различных формах про­является в сознании: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские фе­номены, интегральный результат надсознательных процессов.

Сведения о неосо­знаваемых процессах можно получить при анализе динамики формирования на­выков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов, как это было проиллюстрировано на примере экспериментов А. Р. Лурип.

Следовательно, при изучении неосознаваемых процессов мы оперируем теми же исходными данными: фактами сознания, поведения и физиологическими про­цессами. Их комплексное использование позволяет психологу изучать явления, которые относятся к сфере «бессознательного».

Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Однако нельзя описать психику простым делением процессов на «сознательное» и «бес­сознательное». Сфера бессознательного имеет свою сложную и, вероятно, иерар­хическую структуру.

Posted in Общая психология

Источник: http://pciholog.com/obshhaya-psixologiya/nadsoznatelnye-processy/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Оглавление

Введение. Что такое надсознательные процессы

Характеристика надсознательных процессов

Взаимодействие сознательных и надсознательных процессов

Примеры надсознательных процессов

Заключение

Список литературы

Введение

Что такое надсознательные процессы?

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) «надсознательные» процессы» [1,68]

«Надсознательные» процессы. Если попытаться кратко их охарактеризовать, то можно сказать, что это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение»

«Чтобы понять, о чем идет речь, представьте себе, что вы заняты решением проблемы, о которой думаете изо дня в день в течение длительного времени, исчисляемого неделями и даже месяцами или годами. Это жизненно важная проблема.

Вы думаете над каким-то вопросом, или о каком-то лице, или над каким-то событием, которое не поняли до конца и которое вас почему-то очень затронуло, вызвало мучительные размышления, колебания, сомнения. Думая над вашей проблемой, вы перебираете и анализируете различные впечатления и события, высказываете предположения, проверяете их, спорите с собой и с другими.

И вот в один прекрасный день все проясняется — как будто пелена падает с ваших глаз. Иногда это случается неожиданно и как бы само собой, иногда поводом оказывается еще одно рядовое впечатление, но это впечатление как последняя капля воды, переполнившая чашу.

Вы вдруг приобретаете совершенно новый взгляд на предмет, и это уже не рядовой взгляд, не один из тех вариантов, которые вы перебирали ранее. Он качественно новый; он остается в вас и порой ведет к важному повороту в вашей жизни» [1,94]

Характеристика надсознательных процессов

Надсознательные процессы отличаются от сознательных процессов, по крайней мере, в следующих двух важных отношениях.

«Во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный» процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремится.

Во-вторых, неизвестен момент, когда «надсознательный» процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта.

Сознательные же действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута.

Судя по феноменологическим описаниям, к обсуждаемому классу «надсознательных» процессов следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.» [1,95]

«Попробуем изобразить человеческое сознание в виде острова, погруженного в море неосознаваемых процессов. Внизу следует поместить неосознаваемые механизмы сознательных действия (I). Это — технические исполнители, или «чернорабочие», сознания. Многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

Наравне с процессами сознания можно поместить неосознаваемые побудители сознательных действий (II). Они имеют тот же ранг, что и сознаваемые побудители, только обладают другими качествами: они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме.

И наконец, процессы «надсознания» (III). Они развертываются в форме работы сознания, длительной и напряженной. Результатом ее является некий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства, новой жизненной установки, меняя дальнейшее течение сознания [1,97]

«То, что вошло в наше сознание, является действительно интегральным продуктом, хотя у нас не осталось четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы.

Мы знаем только то, о чем мы думали или переживали в каждый конкретный момент или определенный промежуток времени. Сам же процесс выработки решения для нас самих остался неосознаваемым. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т. е.

способом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания» [2,143]

Взаимодействие сознательных и надсознательных процессов

«Сознательные и надсознательные процессы постоянно соседствуют друг с другом. Например, хорошо известное всем человеческое чувство — любовь. Вы знаете, что любите этого человека, но почему вы его любите? Что побуждает вас любить именно этого человека, а не другого? Тем более что весьма часто ваш избранник не является лучшим из числа ваших знакомых.

Это можно объяснить лишь работой определенных механизмов, которые мы назвали надсознательными процессами. Другой пример — выбор профессии. Априори считается, что выбор профессии есть осознанный шаг.

Это так, но как четко в вашем сознании отражаются причины сделанного вами выбора? Очень часто на вопрос о причинах выбора той или иной профессии мы отвечаем, что она нам нравится, или более всего подходит, или позволяет заработать на жизнь, но при этом мы часто имеем лишь смутное представление о профессии.

Мы не знаем (или не стремимся узнать) условия и особенности труда. Очень часто мы действуем под давлением мнения своих родителей, друзей, жизненных условий и т. п., по не отдаем себе в этом отчета. Таким образом, наш выбор, или, точнее, процесс, определивший наше решение, не всегда осознается нами.

Поэтому надсознательные процессы играют весьма значимую роль в жизни людей. К рассматриваемому классу процессов в полной мере следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания значимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и др.» [2,143]

надсознательный психика интуиция мышление

Примеры надсознательных процессов

Разберем на примере интуиции и творческого мышления.

Первый яркий пример надсознательного процесса — интуиция

. Вот, что о ней пишет К.Г. Юнг:

«Интуиция (от лат. Intueri — созерцать) есть в моём понимании одна из основных психологических функций. Интуиция есть та психологическая функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё, — и внешние и внутренние объекты или их сочетания.

Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать, или вскрыть, каким образом это содержание создалось.

Интуиция это своего рода инстинктивное схватывание, всё равно, каких содержаний. Подобно ощущению, она есть иррациональная функция восприятия. Содержания её имеют, подобно содержаниям ощущения, характер данности, в противоположность характеру «выведенности», «произведённости», присущему содержаниям чувства и мысли»

«Интуиция есть функция иррациональная, хотя многие интуиции могут быть разложены впоследствии на их компоненты, так что и их возникновение может быть согласовано с законами разума» [3]

«Существуют различные объяснения феномена интуиции.

Но при всех различиях подчеркивается связь интуиции с неосознаваемыми формами психической деятельности, хотя специфика интуиции лежит не в самом факте неосознанности, а в познавательных, творческих и оценочных функциях неосознаваемой деятельности.

На интуитивном уровне задействованы все формы чувственности (ощущения, восприятия, память, воображение, эмоции, воля («чувственная интуиция»)) и интеллекта, логического мышления («интеллектуальная интуиция»)» [4]

«Коль скоро интуиция — это «озарение», она не является результатом преднамеренного действия.

Это скорее случайное событие, определяемое различными внешними и внутренними обстоятельствами, но никак не акт суждения.

Интуитивное восприятие более сходно с восприятием органами чувств, которое также иррационально, коль скоро зависит, прежде всего, от объективных раздражителей физического, а не ментального происхождения»

[5]

«Интуиция — это бессознательный процесс, результат которого представляет собой вторжение бессознательного содержимого — внезапной идеи или предчувствия — в сознание»

«Это напоминает процесс восприятия, но в отличие от сознательной деятельности органов чувств и от самоанализа, восприятие является неосознанным. Вот почему мы говорим об интуиции как об „инстинктивном акте понимания.

Она является процессом, аналогичным инстинкту, с той разницей, что инстинкт является целенаправленным импульсом для осуществления некоторого высокосложного действия, тогда как интуиция представляет собой бессознательное целенаправленное понимание крайне сложной ситуации.

Следовательно, в определенном смысле интуиция является противоположностью инстинкту, столь же удивительной, как он» [5]

Другой, не менее яркий пример надсознательного процесса- творческое мышление.

«Творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П.

Капица — везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества — в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность»

«Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка»

«Сердцевина творчества, пик творческого акта — «озарение», инсайт, когда в сознание проникает, порождается (генерируется) новая идея — научная, философская, техническая или художественная. Но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового» [6]

Надсознательные процессы — одна из важнейших форм проявления человеческой психики, важнейшая ее составляющая. Именно благодаря наличию этих процессов мы способны создавать, изобретать, предчувствовать, находить выход из, казалось бы, безвыходных жизненных ситуаций путем создания «переломных моментов».

Без надсознательных процессов человеческое общество напоминало бы скорее компьютерную сеть, совокупность запрограммированных машин, нежели совокупность людей разумных, и в таких условиях процессы развития личности и общества были бы крайне заторможены, а то и вовсе остановлены.

Список литературы

1.Гипенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2003.-336 с.

2.Маклаков А.Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

Электронный вариант книги #»justify»>.Карл Юнг, Психологические типы, СПб «Ювента»; М., «Прогресс-Универс», 1995 г., с. 526-528. #»justify»>4.

Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия, статья «Интуиция»

#»justify»>.Карл Густав Юнг Джозеф Л. Хендерсон Мария Луиза фон Франц Аниэла Яффе Иоланда Якобе «Человек и его символы» #»justify»>6.Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия, статья «Творчество»

http://www.krugosvet.

ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/TVORCHESTVO.html

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=607958

Надсознательное

Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

Сознательные и неосознаваемые процессы.

Вторым, столь же специфически человеческим психическим проявлением, как и сознание, является бессознантельное. Оно детерминировано общественными условиями содержания и выступает как частичное, недостаточно адекватное отражение мира.

Бессознательное – это форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней человеком не рефлексируется, т.е. не осознается.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, неосознаваемые образы восприятия, проявляющиеся в чувстве знакомости, бессознательная память, бессознательное мышление.

Классификация неосознаваемых механизмов нашей психики.

А) неосознаваемые автоматизмы. Это стереотипы автоматизированного поведения, которые практически никогда не осознаются, такие как ходьба или письмо у взрослого человека. Эти автоматизмы иногда называют образно «свободная голова». Их делят на:

— первичные – это ходьба, моргание,

— вторичные – это навыки, например, положение рук на фортопиано, поза танцора или спортсмена и т.д.,

— автоматизмы восприятия.

Б) неосознаваемая установка. Изучалась в грузинской школе. Ее родоначальник Д.Н.

Узнадзе, который представляет установку как готовность субъекта к восприятию будущих событий и совершению действий в определенном направлении (т.е.

действовать и реагировать определенным образом), что является основой его целесообразной избирательной активности. Он исследовал это с помощью шаров разного размера и веса.

В) неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Это такие действия, которые не несут реализационной нагрузки, но они хорошо сопровождают. Пример: язык у первоклассника, когда он старательно выводит первые в своей жизни буквы. Эти действия могут служить индикаторами психического состояния, особенно эмоционального.

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий .

А) предсознание. Это та информация, те латентные знания, которые в любую минуту могут быть актуализированны. Пример: как зовут вашу соседку? Какой номер троллейбуса, на котором вы приехали и т.д.

Б) собственно бесознательное. Это неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые желаемым будущим. Эту сферу бессознательного как раз исследовал З.Фрейд.

Это такой уровень психической активности личности, который возникает при решении творческих задач, высший этап творческого процесса.

Представление о специфике этого уровня было выдвинуто К.С.Станиславским, обозначавшим его термином «сверхсознание». В дальнейшем П.В.Симонов интерпретировал его как механизм творческой интуиции, благодаря которому происходит рекомбинация прежних впечатлений, чье соответствие действительности устанавливается вторично.

Кроме творчества сюда можно отнести переживание большого горя, которое обтекает человека, и выйти из него невозможно. Далее: любые большие жизненные события. Они переворачивают нашу жизнь, но почему – неизвестно.

Причем одно и то же событие одному человеку перевернет жизнь, а другому нет. Еще один пример – личностные кризисы. Потому-то человеку и трудно помочь в этот момент, поскольку мы не знаем всей системы его ценностей и т.

д.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3976560-nadsoznatelnoe/

Надсознательное

— не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто Станиславским, понимавшим под сверхсознанием высший этап творческого процесса, отличный от его сознательных и бессознательных компонент.

В дальнейшем П.В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции, благодаря коему происходит рекомбинация прежних впечатлений, соответствие коих действительности устанавливается вторично.

Применительно процессов индивидуального научного творчества надсознательное представлено в их регуляции категориальным аппаратом познания, который не осознается самим творцом, поглощенным предметом исследования, но объективная логика развития коего отражается в его гипотезах и идеях.

Поэтому для «расшифровки» надсознательного нужен анализ категориальный.

Понятие надсознательного позволяет разграничить две формы неосознаваемой психической активности: 1) бессознательное — детерминированное прошлым, зависящее от уже запечатленной в мозге информации; 2) надсознательное — детерминированное потребным будущим, устремленное на созидание того, чего еще не было в личном и коллективном опыте.

Такое созидание происходит в процессе взаимодействия личности с миром культурных ценностей, который она не только усваивает, но и творит — согласно назревшим тенденциям развития этого мира. Результат этого взаимодействия — художественные образы, научные открытия и другие продукты творчества, в коих имеется и не явленное в рефлексии породившего их субъекта, не осознаваемое им объективно значимое содержание, обусловленное работой мысли на уровне надсознательного.

Значения в других словарях

Дополнительный поиск Надсознательное

Кударь, Петр Сергеевич / Сесть на шею / Мимо яблоньки яблочко не падает. / Обворожить / Да будет стыдно тому, кто об этом дурно думает / Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона / Где цветок, там и медок.

/ Сибагатуллин, Айрат Миннемуллович / Ириней Лионский / Молодец! Возьми с полки пирожок с гвоздями (с котятами) / Воробью по колено / Без четырех углов изба не рубится. / Сам смекай, где берег, где край! / Пень не околица, глупая речь не пословица.

/ Работа / Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Фитуни, Леонид Леонидович / Ехал прямо, да попал в яму. / Привередливый / Потерять голову / Ехало болело / Свой своему поневоле брат / Всякая лиса свой хвост хвалит. / Мелко плавать — дно задевать.

/ Чёрта в ступе /

На нашем сайте Вы найдете значение «Надсознательное» в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Надсознательное, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «Н». Общая длина 30 символа

Источник: http://my-dict.ru/dic/psihologicheskaya-enciklopediya/1853412-nadsoznatelnoe

obu4ayka.ru

НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — это… Что такое НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ?



НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ
— один из регуляторов творческой интеллсктуалыю-мотивационной активности личности, состоящей в угадывании как ближайшего, тик и отдаленного «потребного будущего». Это «потребное будущее» существует в виде более или менее вероятных возможностей наличного бытия как одна из возможных траекторий его эволюции. И в этом отношении надсознатслыюе и ее выражение — идея, категория не есть нечто чисто субъективное, изначально содержащееся в глубинах сознания, а сугь результат резонирования содержания сознания творческой личности с реальными возможностями бытия. Роль надсознателыюго, как одного из факторов развития науки, становится особенно очевидной при обращении к многочисленным факторам одновременного и независимого открытия в науке многих фундаментальных теорий (гелиоцентрическая модель мира — Галилей, Коперник, Кеплер; неевклидовы геометрии — Лобачевский, Бойяи, Гаусс; частная теория относительности — Пуанкаре, Эйнштейн и т. д. и т. п.). В отличие от подсознательного, детерминирующего настоящее прошлым, надсознательное — фактор, детерминирующий настоящее будущим. (См. сознание, интуиция).

Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект.
С. А. Лебедев.
2004.

  • НАБЛЮДЕНИЕ
  • НАРРАТИВ

Смотреть что такое «НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ» в других словарях:

  • надсознательное — не поддающийся индивидуальному сознательно волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто Станиславским, понимавшим под сверхсознанием высший этап… …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — – См. Сверхсознание. * * * психическая активность личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций, не поддающаяся сознательно волевому контролю и формально логическому осмыслению хода этого решения со стороны самой личности. К.С.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — не поддающийся сознательно волевому контролю и формально логическому осмыслению уровень психической активности личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций. К. С. Станиславский подобную психическую активность называл сверхсознанием,… …   Педагогический словарь

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — не поддающийся индивидуальному сознательно волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто К. С. Станиславским, понимавшим под сверхсознанием высший… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • надсознательное намерение — сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Н. особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполагания и предполагающее выбор… …   Большая психологическая энциклопедия

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • бессознательное — В гештальте не отрицается значение феномена бессознательного, хотя оно и не является главной отправной точкой для терапевтического действия, которое организуется на основе актуальных телесных, эмоциональных или ментальных проявлений. В практике… …   Большая психологическая энциклопедия

  • творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно историческим явлением, Т. имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психоанализ — I Психоанализ психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации; метод психотерапии. Разработан австр. невропатологом, психиатром и психологом Фрейдом (S. Freud). Психоанализ исходит из того, что… …   Медицинская энциклопедия

  • Ярошевский, Михаил Григорьевич — (1915 2001)    Российский психолог, доктор психологических наук (1961), профессор (1961), почетный академик Российской Академии образования (1990), действительный член Нью Йоркской Академии наук(1994), с 1965 по (1990) зав. сектором психологии (с …   Кто есть кто в российской психологии

philosophy_of_science.academic.ru

НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — это… Что такое НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ?



НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ
не поддающийся сознательно-волевому контролю и формально-логическому осмыслению уровень психической активности личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций. К. С. Станиславский подобную психическую активность называл сверхсознанием, подразумевая высший этап творческого процесса, свободного как от сознательного, так и от бессознательного. В дальнейшем П. В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции. Таким образом, понятие о Н. позволяет разграничить две формы неосознаваемой психической активности: бессознательное — неосознавание того, что уже отражено в психике, надсознательное — не поддающийся осознанию творческий, неалгоритмизируемый процесс создания нового знания.

Педагогический словарь. — М.: Академия.
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.
2005.

  • НАДЕЖНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
  • НАМЕРЕНИЕ

Смотреть что такое «НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ» в других словарях:

  • надсознательное — не поддающийся индивидуальному сознательно волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто Станиславским, понимавшим под сверхсознанием высший этап… …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — – См. Сверхсознание. * * * психическая активность личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций, не поддающаяся сознательно волевому контролю и формально логическому осмыслению хода этого решения со стороны самой личности. К.С.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — один из регуляторов творческой интеллсктуалыю мотивационной активности личности, состоящей в угадывании как ближайшего, тик и отдаленного «потребного будущего». Это «потребное будущее» существует в виде более или менее вероятных возможностей… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — не поддающийся индивидуальному сознательно волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто К. С. Станиславским, понимавшим под сверхсознанием высший… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • надсознательное намерение — сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Н. особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполагания и предполагающее выбор… …   Большая психологическая энциклопедия

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • бессознательное — В гештальте не отрицается значение феномена бессознательного, хотя оно и не является главной отправной точкой для терапевтического действия, которое организуется на основе актуальных телесных, эмоциональных или ментальных проявлений. В практике… …   Большая психологическая энциклопедия

  • творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно историческим явлением, Т. имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психоанализ — I Психоанализ психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации; метод психотерапии. Разработан австр. невропатологом, психиатром и психологом Фрейдом (S. Freud). Психоанализ исходит из того, что… …   Медицинская энциклопедия

  • Ярошевский, Михаил Григорьевич — (1915 2001)    Российский психолог, доктор психологических наук (1961), профессор (1961), почетный академик Российской Академии образования (1990), действительный член Нью Йоркской Академии наук(1994), с 1965 по (1990) зав. сектором психологии (с …   Кто есть кто в российской психологии

pedagogical.academic.ru

НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — это… Что такое НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ?



НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ
– См. Сверхсознание.


* * *

психическая активность личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций, не поддающаяся сознательно-волевому контролю и формально-логическому осмыслению хода этого решения со стороны самой личности. К.С. Станиславский подобную психическую активность называл сверхсознанием, подразумевая высший этап творческого процесса, свободного как от сознательного, так и от бессознательного. В дальнейшем П.В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции. Таким образом, бессознательное – это неосознавание того, что уже отражено в психике, а надсознательное – неподдающийся осознанию творческий, неалгоритмизируемый процесс создания нового знания.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • Надсознание
  • Надуманный предлог

Смотреть что такое «НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ» в других словарях:

  • надсознательное — не поддающийся индивидуальному сознательно волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто Станиславским, понимавшим под сверхсознанием высший этап… …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — не поддающийся сознательно волевому контролю и формально логическому осмыслению уровень психической активности личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций. К. С. Станиславский подобную психическую активность называл сверхсознанием,… …   Педагогический словарь

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — один из регуляторов творческой интеллсктуалыю мотивационной активности личности, состоящей в угадывании как ближайшего, тик и отдаленного «потребного будущего». Это «потребное будущее» существует в виде более или менее вероятных возможностей… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — не поддающийся индивидуальному сознательно волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто К. С. Станиславским, понимавшим под сверхсознанием высший… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • надсознательное намерение — сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Н. особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполагания и предполагающее выбор… …   Большая психологическая энциклопедия

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • бессознательное — В гештальте не отрицается значение феномена бессознательного, хотя оно и не является главной отправной точкой для терапевтического действия, которое организуется на основе актуальных телесных, эмоциональных или ментальных проявлений. В практике… …   Большая психологическая энциклопедия

  • творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно историческим явлением, Т. имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психоанализ — I Психоанализ психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации; метод психотерапии. Разработан австр. невропатологом, психиатром и психологом Фрейдом (S. Freud). Психоанализ исходит из того, что… …   Медицинская энциклопедия

  • Ярошевский, Михаил Григорьевич — (1915 2001)    Российский психолог, доктор психологических наук (1961), профессор (1961), почетный академик Российской Академии образования (1990), действительный член Нью Йоркской Академии наук(1994), с 1965 по (1990) зав. сектором психологии (с …   Кто есть кто в российской психологии

psychology_pedagogy.academic.ru

Надсознательные процессы

Сознание-
знание, которое может стать достоянием
других членов общества. Неосознаваемое
— все то, что не может быть сообщено
другим. По П.В. Симонову неосознаваемое
состоит из подсознания и сверхсознания.

Сверхсознание
или надсознание — это
   Психические
процессы, порождающие новую, ранее не
существовавшую информацию путем
рекомбинации следов впечатлений,
полученных извне.
   Её функция
— это защита от преждевременного
вмешательства сознания.
   Будучи
вероятным по природе, сверхсознание
тем не менее не случайный подбор
комбинаций, оно обусловлено:
   1)
ранее накопленным опытом, включая опыт
предшествующих поколений;
   2)
задачей или целью, которое перед
сверхсознанием ставит сознание,
натолкнувшееся на проблему;
   3)
доминирующей потребностью.
   Её
свойства — это качественная новизна
информации, неизвестность момента
завершения процесса и перехода в
сознание.
  Её проявления:

   1) Сверхсознание связывают
с творческим процессом. В этом случае
оно проявляется во внезапном появлении
гипотез, идей, решений… либо в
художественных произведениях.
   2)
К надсознательным иногда относят
процессы переживания больших жизненных
событий, чувств; следствие работы
сверхсознания — личностные кризисы.

   3) Мифы, суеверия, верования
— которые не являясь отражением
действительности, тем не менее
удовлетворяют потребность в упорядочивании
представлений об окружающем мире.
   4)
П.В. Симонов относит к проявлениям
сверхсознания юмор как чувство
превосходства нового над громоздкостью
устаревших норм.

В
дальнейшем П.В. Симонов интерпретировал
сверхсознание как механизм творческой
интуиции, благодаря которому происходит
рекомбинация прежних впечатлений,
соответствие которых действительности
устанавливается вторично.
Применительно
процессов индивидуального научного
творчества надсознательное представлено
в их регуляции категориальным аппаратом
познания, который не осознается самим
творцом, поглощенным предметом
исследования, но объективная логика
развития которого отражается в его
гипотезах и идеях. Поэтому для «расшифровки»
надсознательного нужен анализ
категориальный.
Понятие надсознательного
позволяет разграничить две формы
неосознаваемой психической активности:
1)
бессознательное — детерминированное
прошлым, зависящее от уже запечатленной
в мозге информации;
2)
надсознательное — детерминированное
потребным будущим, устремленное на
созидание того, чего еще не было в личном
и коллективном опыте.
Такое созидание
происходит в процессе взаимодействия
личности с миром культурных ценностей,
который она не только усваивает, но и
творит — согласно назревшим тенденциям
развития этого мира. Результат этого
взаимодействия — это художественные
образы, научные открытия и другие
продукты творчества, в коих имеется и
не явленное в рефлексии породившего их
субъекта, не осознаваемое им объективно
значимое содержание, обусловленное
работой мысли на уровне надсознательного.

«Надсознательные»
процессы- это процессы образования
некоего интегрального продукта большой
сознательной работы, который затем
«вторгается» в сознательную жизнь
человека и, как правило, радикально
меняет ее течение.

Однако
вы не имели четкого представления о
ходе последнего. Вы знали только то, о
чем думали и что переживали в каждый
данный момент или в ограниченный период
времени. Весь же большой процесс, который
по всем признакам происходил в вас, вами
вовсе не прослеживался.

Подобные
процессы следует поместить вне сознания,
потому, что они отличаются от сознательных
процессов, по крайней мере, в следующих
двух важных отношениях.

Во-первых,
субъект не знает того конечного итога,
к которому приведет «надсознательный»
процесс. Во-вторых, неизвестен момент,
когда «надсознательный» процесс
закончится; часто он завершается
внезапно, неожиданно для субъекта.

Судя
по феноменологическим описаниям, к
обсуждаемому классу «надсознательных»
процессов следует отнести процессы
творческого мышления, процессы переживания
большого горя или больших жизненных
событий, кризисы чувств, личностные
кризисы и т. п.

Одним
из первых психологов, который обратил
специальное внимание на эти процессы,
был Вильям Джемс. Он собрал на этот счет
массу ярких описаний, которые изложены
в его книге «Многообразие религиозного
опыта»

Надсознательный
опыт это качественно новый взгляд на
знания, которыми обладает индивид. Это
интегративный процесс преобразования
прежних знаний. Новые знания сопряжены
с моментом озарения.

В.
Джемс не мог предвидеть, что термин
«бессознательный» приобретет в
результате появления психоанализа
слишком специальный смысл. Поэтому,
чтобы подчеркнуть совершенно особый
тип впервые описанных им процессов,
используем другой термин – «надсознательные».

Он
адекватно отражает их главную особенность:
эти процессы происходят над сознанием
в том смысле, что их содержание и временные
масштабы крупнее всего того, что может
вместить сознание; проходя через сознание
отдельными своими участками, они как
целое находятся за его пределами.

Если
изобразить человеческое сознание в
виде острова, погруженного в море
неосознаваемых процессов, то внизу
следует поместить неосознаваемые
механизмы сознательных действий (I). Это
– технические исполнители, или
«чернорабочие», сознания. Многие
из них образуются путем передачи функций
сознания на неосознаваемые уровни.

Наравне
с процессами сознания можно поместить
неосознаваемые побудители сознательных
действий (II). Они имеют тот же ранг, что
и сознаваемые побудители, только обладают
другими качествами: они вытеснены из
сознания, эмоционально заряжены и время
от времени прорываются в сознание в
особой символической форме.

И
наконец, процессы «надсознания»
(III). Они развертываются в форме работы
сознания, длительной и напряженной.
Результатом ее является некий интегральный
итог, который возвращается в сознание
в виде новой творческой идеи, нового
отношения или чувства, новой жизненной
установки, меняя дальнейшее течение
сознания.

studfiles.net