Определение термина характер – Что такое характер: определение понятия в психологии

ХАРАКТЕР это что такое ХАРАКТЕР: определение — Педагогика.НЭС

Характер

индивидуальное свойство личности, совокупность черт, которые выражают отношение человека к тому, что с ним происходит и что он делает, обуславливающий типичный для данного человека способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах.  

Оцените определение:

Источник: Словарик координатора детского движения

Характер

совокупность наиболее устойчивых психических черт, определяющих поведение человека и проявляющихся в его отношении к окружающему, к труду, к другим людям, к самому себе. Черты характера – особенности, которые стали свойственными самой личности и находят проявление в отношениях к окружающему миру, к труду, к другим людям, к самому себе.

Оцените определение:

Источник: Военная педагогика

ХАРАКТЕР

приобретенная на основании естественной индивидуальности основная печать воли, объемлющая всю область душевной жизни человека и сказывающаяся на его настроении и действиях. Решающим моментом в характере человека являются твердость и постоянство. Так же как вера есть твердость и постоянство в том, на что надеются, так и характер есть твердость и постоянство в том, чего хотят.

Оцените определение:

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

Характер

совокупность наиболее ярко выраженных относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом. Но темперамент определяется врожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Х. складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться пари изменении этих условий.

Оцените определение:

Источник: Словарь социального педагога

ХАРАКТЕР

от греч. charakter — печать, чеканка) — совокупность устойчивых психических черт личности, обусловливающая его отношение к окружающему миру, др. людям, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении. Зная X. человека, можно до известной степени предвидеть его поведение в той или иной ситуации. X. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, к-рый определяет форму выражения X., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его направления.

Оцените определение:

Источник: Педагогический словарь

ХАРАКТЕР

от греч. charakter—черта, особенность) — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Характер проявляется в манерах человека, его поступках, складе ума; определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев и придавая дейс

didacts.ru

ХАРАКТЕР это что такое ХАРАКТЕР: определение — Философия.НЭС

ХАРАКТЕР

целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, выступающий в качестве основы его поведения. Характер тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера.

Оцените определение:

Источник: Тематический философский словарь

ХАРАКТЕР

совокупность устойчивых психических особенностей человека, к-рые зависят от его генетических особенностей и реализуются в связи и под влиянием условий жизни. Зная X., можно предвидеть, как человек будет вести себя в тех или иных обстоятельствах, а следовательно, направлять поведение, вырабатывая у личности общественно ценные качества. X. проявляется в том, как человек относится к себе, к др. людям, к порученному ему делу, к вещам. Наиболее полно X. выражается в общественно-трудовой практике, в системе поступков человека, накладывая отпечаток на все его поведение. X. имеет общественно-психологическую природу, т. е. зависит от мировоззрения личности, ее знаний и опыта, от усвоенных моральных принципов, от руководства со стороны др. людей и активного взаимодействия с ними.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

ХАРАКТЕР

от греч. charakter — отличительная черта, признак) — особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума. Характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. В цельности характера состоит совершенство человека (Кант). Кант различает характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся, «эмпирический»; первый соответствует возвышающейся над природой нравственности человека; второй обусловлен еще внешними влияниями. Гете в своем стихотворении «Орфические первоглаголы» в поэтической форме изобразил спор между характером и судьбой. С точки зрения современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

ХАРАКТЕР

от гр.-отличительная черта, признак): особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума. Характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. В цельности характера состоит совершенство человека (Кант). С точки зрения современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности. Следовательно, характер это совокупность отличительных черт, образующих психологическое или моральное лицо личности или группы. Различные тесты позволяют классифицировать характеры, изучая специфические реакции на неудачу (гнев, шутка и т.д.). Основная проблема состоит в распознавании причин, приводящих к образован

terme.ru

Определение характера | PSYERA

Проблема характера в психологии личности является сравнительно малоисследованной областью. Термин характер был введен в науку древнегреческим ученым Теофастом (4 в. до н.э.). По-гречески характер — это черта, примета, признак, особенность. До Теофаста Аристотель для обозначения деятельной стороны личности использовал слово «этос» — что значит нрав, обычай. История учения о характере показывает разнообразие даже в исходных позициях при определении этой стороны личности.

Понятие характера можно представить в двух значениях: общем (широком) и более специальном.

В широком смысле характер — это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.

А. Ковалев и В. Мясищев определяют характер как индивидуально своеобразное сочетание существенных свойств личности. К.Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и постоянно проявляющихся в его действиях и поступках. К. Корнилов характер — это основная индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его основные жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы — и получающие свою реализацию в своеобразии деятельности человека.

В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и воле.

Б.Теплов считает, что характер проявляется как в целях, которые человек ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Характер определяется отношением человека к миру, к другим людям, к самому себе. Борис Ананьев к характеру относит те свойства личности, которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для личности образе действий.

Необходимо различать понятия свойства личности и характера при их близости и иногда совпадении. Характер — это психологическое своеобразие человека, интеграл всех его свойств. В основном характер — это единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.

Характер — это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ним стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации. Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного, поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируется под сильным воздействием мировоззрения и направленности человека, но не перекрывает. Он определяет реактивное, а не инициативное поведение человека.

Задача изучения структуры характера заключается в выделении и систематизации черт характера и установлении их взаимосвязи.

Под чертами характера понимаются, достаточно показательные для человека и позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае.

Хотя каждая черта характера является чертой личности, далеко не каждая черта личности является чертой характера. Для того, чтобы иметь основания называться чертой характера, черта личности должна быть достаточно выражена, достаточно взаимосвязана с другими чертами характера в одно целое, чтобы систематически проявляется в обязательно различных видах деятельности. Надо отметить, что всякое целое не равно только сумме его элементов, так и характер в целом — это нечто большее, чем просто сумма отдельных черт характера. Характер представляет ту часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности.

Гордон Олпорт отмечает, что характер и темперамент часто используются как синонимы, и отождествляют с понятием личность. Он указывал, что каждый из них отличается от собственно личности. Слово «характер» вызывает ассоциацию неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которой поступает личность. Например, когда мы слышим, что у человека «хороший характер», то речь идет о том, что личностные качества социально или этически желательны. С точки зрения Олпорта характер — это понятие оценочное и оцененная личность, а личность носит не оценочный характер.

Темперамент, по Олпорту, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. По Олпорту «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь».

psyera.ru

ХАРАКТЕР это что такое ХАРАКТЕР: определение — Социология.НЭС

ХАРАКТЕР

от греч. Charakter — признак, отличительная черта) — англ. character; temper; нем. Charakter. 1. Совокупность относительно устойчивых псих, особенностей человека, определяющих типичный для данного субъекта способ поведения и деятельности, его отношение к миру и самому себе; основу X составляет темперамент, обусловливающий внешнюю форму проявления X. Различают X. определенный, X. цельный, X. противоречивый. 2. Совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления, процесса и т. д.

Оцените определение:

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Характер

от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Характер человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты характера. Типичные характеры являются продуктом определенных общественно-исторических условий.

Характеры в целом различают по их определенности и цельности. Определенный характер – это характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт. У людей с неопределенным характером подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо. Выделяют цельные и противоречивые характеры. Цельные характеры отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому характеру свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений. В структуре характера выделяют обычно две группы черт. К первой группе черт характера относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности, среди которых можно выделить следующие основные виды: отношение к другим людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К чертам характера, выражающим отношение к другим людям, относятся, например, такие черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость. Ко второй группе черт характера относятся волевые черты, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам характера относятся такие положительные черты, как целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт характера выделяют сильные и слабые характеры.

Решающее влияние на формирование характера ребенка оказывает воспитание. Формированию черт характера в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний. Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой характера.

Оцените определение:

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ХАРАКТЕР

приобретенная на основании естественной индивидуальности основная печать воли, объемлющая всю область душевной жизни человека и сказывающаяся на его настроении и действиях. Решающим моментом в характере человека являются твердость и постоянство. Так же как вера есть твердость и постоянство в том, на что надеются, так и характер есть твердость и постоянство в том, чего хотят. Характер есть приобретенная на основании естественной индивидуальности основная печать воли, объемлющая всю область душевной жизни человека

voluntary.ru

105.Определение и структура характера

  1. Определение и структура характера.
    Типологии характера

Характер
(в узком смысле) — совокупность устойчивых
свойств индивида, в которых выражаются
способы его поведения и эмоционального
реагирования.

Рубинштейн: Говоря
о характере (Х.) обычно разумеют те
свойства личности, которые накладывают
определенный отпечаток на все ее
проявления и выражают специфическое
для нее отношение к миру и другим людям.
Говоря «бесхарактерный человек»,
мы имеем в виду человека, лишенного
внутренней определенности; каждый
совершаемый им поступок зависит больше
от внешних обстоятельств, чем от него
самого.

Х. человека — и
предпосылка, и результат его реального
поведения в конкретных жизненных
ситуациях; обусловливая его поведение,
он в поведении же и формируется. Эта
взаимосвязь Х. и поступка опосредована
взаимозависимостью свойств Х. и мотивов
поведения: черты Х. не только обусловливают
мотивы поведения человека, но и сами
обусловлены ими. В мотивах черты Х.
выступают впервые еще в виде тенденций;
действие переводит их затем в устойчивые
свойства.

Х. и темперамент
связаны единой физиологической основой,
будучи зависимы от типа н/с.

Х. проявляется в
системе отношений к действительности:

1) в отношении к
другим людям — общительность или
замкнутость, правдивость или лживость,
тактичность или грубость и пр.

2) в отношении к делу
— ответственность или недобросовестность,
трудолюбие или леность и пр.

3) в отношении к себе
— скромность или самовлюбленность,
самокритичность или самоуверенность,
гордость или приниженность;

      1. в отношении к
        собственности — щедрость или жадность,
        бережливость или расточительность,
        аккуратность или неряшливость.

Закономерные связи
и взаимосвязи между отдельными чертами
Х. выражают его структурность.
Структурность Х. позволяет, зная ту или
иную его черту, предполагать у данного
человека наличие ряда других черт,
связанных с нею.

В зависимости от
преобладающего влияния тех или иных
сторон психики на отношения и деятельность
человека можно выделить интеллектуальные,
волевые и эмоциональные черты Х.

Типологии характера.

Среди господствующих
взглядов на взаимоотношения характера
и темперамента и особенностями поведения
можно выделить четыре основные подхода:

1. Отождествление
характера и темперамента. Примером
может служить концепция

Э. Кречмера , который
связал тип телосложения с темпераментом
и особенностями поведения; Л. Ружицкий

2. В некоторых
психологических концепциях обнаруживается
противопоставление темпераметра и
характера, подчеркивание антагонизма
между ними (П.Викторов, В.Виренице)

3. Темперамент
является элементом характера, его ядром,
неизменной частью. Например, такой точки
зрения придерживался С.Л. Рубинштейн,
С. Городецкий.

4. Темперамент
является природной основой характера
(Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев)

Разделение черт
личности и черт характера. Черты характера
определяют как действует человек, а
черты личности- то, ради чего он действует.
Способы поведения и направленность
личности относительно независимы:
применяя одни и те же способы, можно
добиваться разных целей и, наоборот,
устремляясь к одной и той же цели разными
способами.

Характер
– это совокупность устойчивых черт
личности, определяющих отношение
человека к людям, к выполняемой работе.
Характер проявляется в деятельности и
общении и включает в себя то, что придает
поведению человека специфический,
характерный для него оттенок.В характере
выражаются наиболее типичные, существенные
особенности человека, знание которых
позволяет в какой-то мере предвидеть,
как человек будет поступать в тех или
иных ситуациях.Характер
в отличие от темперамента

обусловлен не столько свойствами нервной
системы, сколько культурой человека,
его воспитанием. Структура
характера

это совокупность устойчивых связей
между множеством черт характера; это
закономерная зависимость между отдельными
его чертами.Черта характера – это
устойчивое свойство человека, из которого
вытекает какая-либо линия поведения.Среди
множества черт характера некоторые
выступают как ведущие, другие как
второстепенные.
Два подхода к структуре характера в
отеч. психологии:
I)
В структуре характера выделяется
несколько групп черт
,
выражающих различное отношение личности
к действительности:

1)
в отношении к другим людям – справедливость,
правдивость или лживость, тактичность
или грубость и пр.

2)
в отношении к делу – ответственность
или недобросовестность, трудолюбие
или леность, работоспособность

3)
в отношении к себе – скромность или
самовлюбленность, самокритичность или
самоуверенность, гордость

4)
в отношении к собственности – щедрость
или жадность, бережливость или
расточительность, аккуратность

II)
В зависимости
от преобладающего влияния тех или иных
сторон психики на отношения и деятельность

человека можно выделить интеллектуальные
(сообразительность,
глубокомыслие, находчивость,
любознательность), волевые
(решительность,
самообладание, настойчивость,
самостоятельность, активность,
организованность) и эмоциональные
(порывистость, впечатлительность,
безразличие, отзывчивость и др.) черты
характера.

Типология
характера
Одной
из наиболее известных и ранних из них
явилась та, которая еще в начале нашего
века была предложена немецким психиатром
и психологом Э. Кречмером. Кречмер
выделил и описал три наиболее часто
встречающиеся типа строения тела или
конституции человека: 1)астенический,
2)атлетический и 3)пикнический. Каждый
из них он связал с особым типом характера
(впоследствии оказалось, что должных
научных оснований для этого у автора
не было).Понятие «акцентуации» было
введено в психологию К.
Леонгардом
.
Акцентуация
характера, по Личко,

— это чрезмерное усиление отдельных
черт характера, при котором наблюдаются
не выходящие за пределы нормы отклонения
в психологии и поведении человека,
граничащие с патологией. Близкой
к классификациям А.Е. Личко является
типология характеров, предложенная
немецким ученым К. Леонгардом. Эта
классификация основана на оценке стиля
общения человека с окружающими людьми
и представляет следующие типы характеров:

1.
Гипертимный
тип
. Его
характеризует чрезвычайная контактность,
словоохотливость, выраженность жестов,
мимики, пантомимики. Он часто спонтанно
отклоняется от первоначальной темы
разговора. У такого человека возникают
эпизодические конфликты с окружающими
людьми.

2.
Дистимный
тип
. Его
характеризует низкая контактность,
немногословие, доминирующее пессимистическое
настроение. Такие люди являются обычно
домоседами, тяготятся шумным обществом,
редко вступают в конфликты с окружающими,
ведут замкнутый образ жизни.

3.
Циклоидный
тип
. Ему
свойственны довольно частые периодические
смены настроения, в результате чего так
же часто меняется их манера общения с
окружающими людьми. В период повышенного
настроения они являются общительными,
а в период подавленного — замкнутыми.

4.
Возбудимый
тип
. Данному
типу присуща низкая контактность в
общении, замедленность вербальных и
невербальных реакций. Нередко они
занудливы и угрюмы, склонны к хамству
и брани, к конфликтам, в которых сами
являются активной, провоцирующей
стороной.

5.
Застревающий
тип
. Его
характеризуют умеренная общительность,
занудливость, склонность к нравоучениям,
неразговорчивость. В конфликтах обычно
выступает инициатором, активной стороной

6.
Педантичный
тип
. В конфликты
вступает редко, выступая в них скорее
пассивной, чем активной стороной. На
службе ведет себя как бюрократ, предъявляя
окружающим много формальных требований.

7.
Тревожный
тип
. Людям
данного типа свойственны низкая
контактность, робость, неуверенность
в себе, минорное настроение.

8.
Эмотивный
тип
. Эти люди
предпочитают общение в узком кругу
избранных, с которыми устанавливаются
хорошие контакты, которых они понимают
«с полуслова».

9.
Демонстративный
тип
. Этот тип
людей характеризуется легкостью
установления контактов, стремлением к
лидерству, жаждой власти и похвалы.

10.
Экзальтированный
тип
. Ему
свойственны высокая контактность,
словоохотливость, влюбчивость. Такие
люди часто спорят, но не доводят дело
до открытых конфликтов

11.
Экстравертированный
тип
. Отличается
высокой контактностью, у таких людей
масса друзей, знакомых, они словоохотливы
до болтливости, открыты для любой
информации.

12.
Интровертированный
тип
. Его, в
отличие от предыдущего, характеризует
очень низкая контактность, замкнутость,
оторванность от реальности, склонность
к философствованию.

studfiles.net

Определение понятия «Характер»

ХАРАКТЕР по-гречески — отпечаток, признак, отличительная черта. В литературе характер есть определенность образа: социальная, историческая, национальная, бытовая, психологическая и т.д. Если тип — это проявление общего в индивидуальном, то характер — индивидуальное прежде всего.

Характерным бывает пейзаж, поступок, образ мыслей. Ho в основном говорят о характере персонажа. Это его сущностное содержание, относящееся в произведении к области темы, в то время как действует персонаж в сюжете. Характер есть некий комплекс выделенных черт, отличающий данный персонаж от других, а иногда и одна преобладающая черта. “Лица, созданные Шекспиром, — писал А.С. Пушкин в заметках 30-х гг. “Table-talk”, — не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой скуп — и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен”. Рационалистическая ограниченность художественных характеров классицизма была исторически оправданной как реакция на характеры эпохи Возрождения, представлявшие собой зачастую довольно сомнительное единство, но для Пушкина были уже важнее свобода и разнообразие в творчестве, хотя сходство новых, реалистических характеров с шекспировскими — больше внешнее, чем глубинное. Односторонние же характеры, подчас резко шаржированные, удобны для сатиры как в XIX в. (Салтыков-Щедрин), так и в XX в. (В.В. Маяковский).

Характер есть у каждого человека, но не все характеры ярки и выразительны. “Бесхарактерный” человек — либо лишенный силы воли (“А у меня… кажется, нет характера…” — сбивчиво говорит Барон в драме М. Горького “На дне”. “Заведи. Вещь — полезная…” — замечает Сатин, лишний раз демонстрируя противоречие между своими словами и поведением), либо вообще невыразительный, бледный, нецельный, неопределенный, “никакой”. Когда говорят, что актер играет “характерные роли”, значит — людей запоминающихся, неординарных. В литературе не все персонажи имеют характеры. Есть персонажи проходные или функциональные, например, важные лишь для развития сюжета, для создания определенной ситуации: в главе “Поединок” книги А.Т. Твардовского “Василий Теркин” немец, противник Василия, определенно очень силен, но стоек ли он по характеру, как Теркин, таи долго держится только благодаря физической силе, мы сказать не можем, здесь это для автора неважно.

Художественный характер представляет собой большее или меньшее единство, развивается на протяжении произведения или нет. Герои эпохи Возрождения не столько развивались, сколько обнаруживали, нередко внезапно, все новые черты своих характеров: тогда верили в универсальные возможности человеческой природы. Фразу Пушкина насчет обстоятельств, которые “развивают” характеры героев Шекспира, надо понимать в смысле “развертывают”, “обнаруживают”, а не “изменяют”. Поэтому неизменность классицистических характеров была призвана упорядочить представление о человеке, сделать его образ не менее, а более правдоподобным. “Герою своему искусно сохраните / Черты характера среди любых событий», — требовал автор “Поэтического искусства” (1674) Никола Буало.

Романтизм принес в искусство самоценную личность, характеры яркие, часто противоречивые в своем внутреннем содержании, но цельные художественно. Развитие им, как правило, несвойственно. “Я знал одной лишь думы власть — / Одну — но пламенную страсть…” — говорит лермонтовский мцыри. Ho это не значит, что его характер однозначен. Он и потенциальный воин, и человек, чувствующий красоту природы, и послушник, не смеющий подойти к девушке, и оратор, который ценит возможность наконец-то высказаться (благодарен монаху: “Все лучше перед кем-нибудь / Словами облегчить мне грудь”) больше, чем жизнь в монастыре (“Старик! я слышал много раз, / Что ты меня от смерти спас — / Зачем?..”), и т.д. Романтические характеры при всей их гиперболизации прямо подготавливали характеры реалистические.

Реализм признает характеры сложными единствами, способными или не способными к развитию в зависимости от того, каково их ценностное, моральное содержание, и от обстоятельств, на них активно, воздействующих, их формирующих. В раннем реализме это обстоятельства еще очень обобщенные: противостояние Чацкого и фамусовского общества подано главный образом как вариант столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”, Евгений Онегин — вообще человек своего времени, для которого характерна “русская хандра”, а его воспитание, как и воспитание Петруши Гринева, практически не соотносится с тем, что становится известно о герое в дальнейшем. Ho сложные разносторонние характеры — факт уже в “Горе от ума”. Хотя главный положительный герой Грибоедова противопоставлен всем остальным, последние обычно не являются сугубо отрицательными типами. Ретроград Фамусов — любящий отец, радушный хозяин, неплохо разбирающийся в людях (неожиданное сближение: для него Молчалин “деловой” и Чацкий “захоти: так был бы деловой”), увлечение всем иностранным критикующий не хуже своего антипода; солдафон Скалозуб — храбрый офицер, прямой человек, ничуть не заискивающий перед Фамусовым; якобы не имеющий своего мнения Репетилов не хочет верить всеобщему убеждению в сумасшествии Чацкого наряду с Горичем, покорным своей жене во всем, но не в этом, и т.д. С первой строфы “Евгения Онегина”, с внутреннего монолога еще даже не представленного читателю героя, мы сталкиваемся с далеко не простым характером человека, который готов во имя норм поведения лицемерить перед умирающим дядей, но отдает себе отчет в том, какое это “низкое коварство”.

Последующая реалистическая литература, особенно в лице Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, чрезвычайно усложнила характеры и их связи с обстоятельствами, отнюдь не сделав их размытыми. Так, Толстой именно свою любимую героиню Наташу Ростову заставил пройти через безумное, неодолимое физиологическое влечение к абсолютно пустому и бездушному красавцу Анатолю Курагину. В XX в. М.А. Шолохов и простого, ни в коей мере не рафинированного человека сумел показать в его глубине и сложности. В этом ему наследовали В.П. Астафьев, В.М. Шукшин, В.Г. Распутин и др.

Именно в литературе XIX-XX вв. сложилось такое содержательно-формальное качество литературы, как психологизм. He всякое изображение психологии можно назвать психологизмом (и не всякое изображение истории — историзмом, не всякое изображение реальности — реализмом). Психологизмом логично считать лишь такое непосредственное изображение внутреннего мира человека, его мыслей, переживаний, ощущений, которое определяется закономерностями его характера как некой целостности, пусть изменчивой и противоречивой.

Тем не менее психологизм понимается в литературоведении по-разному. Есть мнение, что вся литература порождена “социальной психологией” и непсихологической литературы не бывает. По другому мнению, психологизм — это любое непосредственное изображение внутреннего мира человека, лирике присущее исконно, а в эпосе выработанное сентиментализмом. Третья точка зрения: психологизм бывает и непрямым, о переживаниях героев можно догадываться по их поведению, речам, выражению лица и т.д. (И.С. Тургенев был принципиальным сторонником именно такого показа психологии). Величайшим психологом считается Шекспир. Ho в драме вообще вся психология передается через речи героев, а поскольку у авторов эпохи Возрождения нет достаточного единства характеров, которое бы определяло своеобразие психологии только данного персонажа, то свои собственные излюбленные мысли, остроты, привычные восклицания и т.д. Шекспир может вложить в уста почти любого персонажа, и почти с любым могут происходить внезапные, иногда лишь внешне и слабо мотивированные перемены. Все они могут быть глубокомысленны и остроумны, так как автор глубокомыслен и остроумен. Аналогично в балете все должны хорошо танцевать, в опере — все хорошо петь: таков закон данного вида искусства. Психология героев Шекспира действительно весьма богата, но это не тот психологизм, вершинами которого стали произведения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Их персонажи тоже могут меняться в своем поведении и настроении, как Наташа Ростова во время отъезда из Москвы перед вступлением в нее французов, но подобная перемена возможна только с ней, а не с “пустоцветом” Соней, тем более с Элен и другими внутренне застывшими людьми.

Н.Г. Чернышевский в статье-рецензии о ранних произведениях графа Л.Н. Толстого (1856) писал: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего — связь чувств с действиями; четвертого — анализ страстей; графа Толстого всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином”. К психологизму как таковому безусловно относятся лишь пятая и отчасти третья разновидности психологического анализа.

lit-helper.com

определение, понятие об акцентуациях характера. Характер в деятельности. — КиберПедия

Проблема характера в психологии личности является сравнительно малоисследованной областью. По-гречески характер – это черта, примета, признак, особенность. Понятие характера можно представить в двух значениях: общем (широком) и более специальном. В широком смысле характер – это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и воле.

Характер – это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ним стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации.

Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного, поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируется под сильным воздействием мировоззрения и направленности человека. Он определяет реактивное, а не инициативное поведение человека. Акцентуация характера – это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида – избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям (от лат. accentus – ударение, подчеркивание). Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсированы. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера, его «слабые места» могут быть явными и скрытыми, но проявляющимися в экстремальных ситуациях. И если неблагоприятная ситуация наносит удар по «слабому месту», то все поведение таких лиц резко видоизменяется – начинают доминировать особенности акцентуации.

Одной из наиболее известных классификаций является типология характеров,

предложенная немецким ученым К.Ленгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми.

1. Гипертимный тип характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению – энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Отталкивающие черты: легкомыслие, повышенная раздражительность, недостаточно серьезное отношением к своим обязанностям.


2. Дистимный тип характеризует низкая контактность, не многословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни, высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Привлекательные для партнеров по общению черты: серьёзность, добросовестность, обостренное чувством справедливости. Отталкивающие черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип – свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего также часто меняется их манера общения с окружающими людьми. Во время душевного подъема ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.

4. Возбудимый тип – присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к конфликтам, в которых являются активной, провоцирующей стороной, неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, в состоянии эмоционального возбуждения бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют своё поведение.

5. Застревающий тип характеризует умеренная общительность, занудливость,

склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Стремится добиться высоких показателей в любом деле за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к


близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип в конфликты вступает редко, вступая ведет себя пассивно. На службе себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными требованиями аккуратности. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надежность в делах, а отталкивающие – формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип – свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение, редко вступают в конфликты с

окружающими, играя в них в основном пассивную роль. Нередко располагают привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью,

исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип – предпочитают общение в узком кругу избранных, редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль, обиды носят в себе.

Привлекательные черты: доброта, сострадание, радость чужим успехам, обостренное чувство долга. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы, демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам. Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Привлекательные черты личности: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип – свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость, часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям, альтруистичны, сострадательны, имеют хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, приверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы, открыты для любой информации. Привлекательные черты: готовность внимательно выслушать другого, исполнительность. Отталкивающие особенности: приверженность к влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении слухов.

12. Интровертированный тип характеризует низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, любовь к одиночеству. Привлекательные черты: сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Отталкивающие черты: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей.

Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям.

 

cyberpedia.su