Направления отечественной психологии – 3. Основные направления отечественной психологии
Основные направления отечественной психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 16Следующая ⇒
Основы отечественной научной психологии также закладывались в конце XIX – начале XX века. Прежде всего, отметим естественнонаучное направление, имеющее давние, идущие от М.В. Ломоносова, традиции, воплотившиеся в работах В.М. Бехтерева, создателя направления, называемого «рефлексология».
В.М. Бехтерев создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885г.) и Психоневрологический институт (1908), в котором осуществлялись комплексные исследования человека (в дальнейшем традиции комплексного подхода были развиты замечательным отечественным психологом Б.Г. Ананьевым).
Бехтерев Владимир Михайлович (1857–1927)– российский невролог, психиатр, психолог,физиолог и морфолог. Исследовал лечебное применение гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Ему принадлежат работы по анатомии, физиологии и патологии нервной системы, социальной психологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института и Института по изучению мозга и психической деятельности. |
Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. В отечественной науке такой подход связан с именем И.М. Сеченова. В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания»; вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов; получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную». Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И.П. Павлова (1849 – 1936), оказавшей серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию.
Сеченов Иван Михайлович (1829 – 1905) – русский физиолог, психолог, основоположник русской физиологической школы. Разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Исследовал дыхательную функцию крови. Открыл явления центрального торможения. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. |
Бихевиористских принципов придерживался в тот период выдающийся психолог и педагог П.П. Блонский (1884 – 1941) также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ (но обозначавший принципиальные особенности социального поведения).
Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20-30 гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896 – 1934). Несмотря на то, что ряд ее положений подвергался и подвергается критике, в том числе со стороны последователей Л. С. Выготского, основные его идеи продуктивно разрабатываются и сейчас, причем идеи эти воплощены ныне не только в психологии, но и в педагогике, дефектологии, языкознании, культурологии, искусствознании.
Л.С. Выготский стремился разрешить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную специфику психического мира человека и определить механизмы его формирования.
Важным моментом в концепции Л. С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Должно ли обучение «следовать» за развитием ребенка или же оно должно «вести за собой» развитие? Л. С. Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Л. С. Выготский показал, что существует расхождение в уровнях трудности задач, которые может решить ребенок самостоятельно, и задач, которые он может решить под руководством взрослого. Общение ребенка со взрослым не формальный момент в концепции Л. С. Выготского; более того, путь через другого в развитии оказывается центральным. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка; она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития
Выготский Лев Семенович (1896 – 1934) – советский психолог, разработал культурно-историческую теорию. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии. Основал Институт дефектологии. |
Из учеников и последователей Л.С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев, с именем которого связано развитие «теории деятельности». В целом А.Н. Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учителя, уделяя основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Л.С. Выготским – проблеме деятельности. Если Л.С. Выготскому психология представлялась наукой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то А.Н. Леонтьев ориентировал психологию на изучение психического отражения реальности в процессе деятельности.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903 –1979) – выдающийся отечественный психолог. Разрабатывал культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память). Работы посвящены проблемам развития психики, инженерной психологии, психологии восприятия, мышления и др. |
Общий принцип, которым руководствовался А.Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. В этой формулировке намечено направление поиска ответов на важнейшие теоретические вопросы психологии: как возникает психическое, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности.
Сложившиеся в результате интериоризации внутренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, являются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т.п. Этот процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация». Принцип «интериоризации – экстериоризации» – один из важнейших в теории деятельности.
Научная школа, у истоков которой стоял Л. С. Выготский, одна из ведущих в психологии. Помимо А. Н. Леонтьева, к ней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии: А. Р. Лурия (1902 – 1977), исследовавший проблемы мозговой локализации высших психических функций и основавший науку «нейропсихология»; Д. Б. Эльконин (1904 – 1984), крупнейший специалист в области детской психологии; А. В. Запорожец (1905 – 1981), исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Л. И. Божович (1908 – 1981), основные работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка; П. И. Зинченко (1903 – 1969), исследовавший память с позиций деятельностного подхода; П. Я. Гальперин, создатель теории поэтапного формирования умственных действий. С работами этой школы непосредственно связаны исследования ряда крупных современных ученых – В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, В. С. Мухиной, А. В. Петровского и др.
Деятельностный подход разрабатывался основателем другой психологической школы – Сергеем Леонидовичем Рубинштейном, и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг. при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности». Любая деятельность является самостоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей С.Л. Рубинштейна. «…Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого» [30]. Если для школы Л.С. Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории С.Л. Рубинштейна исходным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие.
Рубинштейн Сергей Леонидович(1889 – 1960) – психолог, философ. Основоположник деятельностного подхода в философии, психологии, педагогике. Автор оригинальной онтологии и философской антропологии, с позиций которых он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического. |
Через принцип деятельности С.Л. Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир, и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывно связаны.
Отличие вподходах к рассмотрению деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева: дляА.Н. Леонтьева деятельность является универсальным объяснительным понятием, а С.Л. Рубинштейн не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности. В отношении структуры деятельности обоими выдающимися психологами были разработаны во многом сходные позиции: С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции.
Психология, понятая с позиции С.Л. Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс (в соотношении с его продуктами), участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром.
Крупнейшие последователи С.Л. Рубинштейна – К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский.
Школы Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна – далеко не единственные крупные школы в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетны.
Важным направлением в советской психологии явилась «теория установки», основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886–1950). Д.Н. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении). Всякое поведение, по Д.Н. Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Д.Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее
готовность субъекта к восприятию будущих событий, к действиям в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.
Концепция Д.Н. Узнадзе в теоретическом плане была противопоставлена так называемому «постулату непосредственности», наиболее ярко выраженному в бихевиоризме – внешние раздражители непосредственно определяют поведение.
Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является «теория отношений» Виктора Николаевича Мясищева, представляющая особый подход в рамках марксистской методологии к проблемам личности.
В. Н. Мясищев исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности; в этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.
Владимир Николаевич Мясищев (1894 – 1973) – видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт. Увлекался изобразительным искусством, литературой, музыкой, что способствовало формированию у него интереса к человеку, его мыслям, чувствам, душевным переживаниям. Разрабатывал научные проблемы психологии, медицинской психологии, психиатрии и психотерапии. |
Основные стороны психической жизни, по В.Н. Мясищеву – психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге.
Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В.Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений.
Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева.
Ананьев Борис Герасимович (1907 –1972) –создатель теории антропологической психологии, организатор журнала «Вопросы психологии». По его инициативе и при активном участии в Ленинграде были открыты НИИ педагогики АПН РСФСР, Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований, отделение и факультет Психологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ). |
Б.Г. Ананьев развивал некоторые важные положения В.A. Бехтерева, инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и других наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человека, как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; анализ проблем человечества.
Главная работа Б.Г. Ананьева носит название «Человек как предмет познания».
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
ТОП 10: |
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 40Следующая ⇒ Основы отечественной научной психологии также закладывались в конце XIX — начале XX веков. Прежде всего, отметим естественнонаучное направление, имеющее давние, идущие от М.В. Ломоносова, традиции, воплотившиеся в работах В.М. Бехтерева, создателя направления, называемого «рефлексология». В.М. Бехтерев (1857–1927), невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885 г.) и Психоневрологический институт (1908 г.), в котором осуществлялись комплексные исследования человека (в дальнейшем традиции комплексного подхода были развиты замечательным отечественным психологом Б.Г. Ананьевым). Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. В отечественной науке такой подход связан с именем И.М. Сеченова (1829—1905). В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания»; вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов; получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную». Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И.П. Павлова (1849—1936), оказавшей серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию. Бихевиоризм Бихевиористских принципов придерживался в тот период, выдающийся психолог и педагог П.П. Блонский (1884—1941) также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ (но обозначавший принципиальные особенности социального поведения). Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20-30 гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934). Несмотря на то, что ряд ее положений подвергался и подвергается критике, в том числе со стороны последователей Л.С. Выготского, основные его идеи продуктивно разрабатываются и сейчас, причем идеи эти воплощены ныне не только в психологии, но и в педагогике, и в дефектологии, и в языкознании, и в культурологии, и искусствознании. Важным моментом в концепции Л.С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Должно ли обучение «следовать» за развитием ребенка или же оно должно «вести за собой» развитие? Л.С. Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Л.С. Выготский показал, что существует расхождение в уровнях трудности задач, которые может решить ребенок самостоятельно и задач, которые он может решить под руководством взрослого. Общение ребенка со взрослым, не формальный момент в концепции Л.С. Выготского; более того, путь через другого в развитии оказывается центральным. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка; она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития. Из учеников и последователей Л.С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979), с именем которого связано развитие «теории деятельности». В целом А.Н. Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учителя, уделяя, однако, основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Л.С. Выготским — проблеме деятельности. Общий принцип, которым руководствовался А.Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности. Научная школа, у истоков которой стоял Л.С. Выготский – одна из ведущих в психологии. Помимо А.Н. Леонтьева, к ней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии – А.Р. Лурия (1902–1977), исследовавший проблемы мозговой локализации высших психических функций и основавший науку «нейропсихология»; Д.Б. Эльконин (1904–1984), крупнейший специалист в области детской психологии; А.В. Запорожец (1905–1981), исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Л.И. Божович (1908–1981), основные работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка; П.И. Зинченко (1903–1969), исследовавший память с позиций деятельностного подхода, П.Я. Гальперин, создатель теории поэтапного формирования умственных действий. С работами этой школы непосредственно связаны исследования ряда крупных современных ученых – В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.С. Мухиной, А.В. Петровского и др. Деятельностный подход разрабатывался основателем другой психологической школы Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889–1960) и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг. при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей С.Л. Рубинштейна): «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого». Если для школы Л.С. Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории С.Л. Рубинштейна исходным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие. Через принцип деятельности С.Л. Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Отличие в подходах к рассмотрению деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева: если для А.Н. Леонтьева деятельность является универсальным объяснительным понятием, то С.Л. Рубинштейн, как отмечает один из крупнейших его последователей А.В. Брушлинский, не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности. В отношении структуры деятельности обоими выдающимися психологами были разработаны во многом сходные позиции: С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции. Школы Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна–далеко не единственные крупные школы в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетны. Важным направлением в советской психологии явилась «теория установки», основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886–1950). Д. Н. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении). Всякое поведение, по Д.Н. Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте»; центральным объяснительным понятием в теории Д.Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий к действиям в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека. Авторитетные теории в психологии Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является «теория отношений» Виктора Николаевича Мясищева (1892–1973), представляющая особый подход в рамках марксистской методологии к проблемам личности. В.Н. Мясищев исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности; в этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Основные стороны психической жизни, по В.Н. Мясищеву – психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге. Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В.Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений. Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева (1907–1972). Б.Г. Ананьев развивал некоторые важные положения В.A. Бехтерева, инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологи и других наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человекa как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; анализ проблем человечества. (Главная работа Б.Г. Ананьева носит название «Человек как предмет познания»). Итак, мы завершаем краткий обзор; в него вошли некоторые основные психологические направления, определившие проблематику и главные подходы к психике, способам ее познания и работы с этой реальностью. Мы зафиксировали основные этапы формирования предмета психологии и варианты представлений о нем. Отечественная психологическая мысль также имеет давние традиции. Своими корнями они уходят в XIX в. (если иметь в виду только развитие психологии учеными, специализирующимися в этой области знаний). Исторически появление интереса к психологии в нашей стране было связано с теми же процессами, которые предшествовали ее выделению в качестве самостоятельной науки за рубежом (до революции история нашей страны повторяла основные шаги европейской цивилизации). 1.одно из них возникло в Грузии, его возглавил Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950). Школа Д.Н.Узнадзе взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений; 2.другое, пожалуй самое сильное, направление оказалось связанным с именем Л.С. Выготского. Его в основном придерживались ученые, работающие в Москве, в частности, в МГУ, ряде научных институтов. В центре внимания этой группы ученых находились в основном вопросы общей и педагогической психологии; 3.третью школу создал С.Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должности. С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии» (впервые появился в начале 40-х годов и был переиздан в 1989 г.). В эту работу вошли (насколько позволяла жесткая цензура того времени) передовые достижения отечественной и мировой психологической науки. Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих ее разделов: общей психологии; возрастной и педагогической психологии; психофизиологии. Б.Г. Ананьев внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки. Заслугой Б.Г. Ананьева явилось создание факультета психологии при Ленинградском (ныне С.-Петербургском) университете, подготовка плеяды известных в нашей стране ученых, объединенных под названием «ленинградской школы».
|
infopedia.su
Основные направления отечественной психологии — Мегаобучалка
Формирование научной психологии в нашей стране, как и за рубежом, происходит во второй половине XIX века. Одним из первых создателей научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1829 — 1905). В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики.
Физиологическим основанием психической деятельности, по Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов (начальным звеном рефлекса является не внешний механический раздражитель, а раздражитель — сигнал). И.М.Сеченов показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. Раскрытие механизмов центрального торможения, который позволяет задерживать рефлексы, позволило показать, как внешние действия могут преобразовываться во внутренние и таким образом заложили основы для исследования механизма интериоризации.
Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но наибольшее развитие они получили в России в учении И.П.Павлова (1859 — 1963) и В.М.Бехтерева (1857 — 1927). Трудами этих ученых в России сформировалась оригинальная психологическая школа рефлексология. В качестве исходного понятия «психологической науки» выступал рефлекс.
Павлов ввел в научный оборот понятие «условного рефлекса». Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий — внешних и внутренних.
Бехтерев создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых осуществлялись комплексные психофизиологические исследования.
В 20-30-х годах после Октябрьской революции в стране утвердился в качестве господствующей идеологии марксизм с его философским учением — диалектического и исторического материализма. Одним из первых попытку реформирования психологии на базе марксизма предпринял К.Н.Корнилов (1879 — 1967). Он стремился внедрить в психологию объективные методы исследования. Это стремление привело к созданию концепции реактологии, которая по основным принципам опиралась на бихевиоризм.
Реактология Корнилова не получила широкого распространения. Более удачная попытка развития психологии на базе марксистской методологии была предпринята Л.С.Выготским (1896 — 1934). Опираясь на эту методологию Л.С.Выготский создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой стремился определить качественную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования.
На основе идей Л.С.Выготского сложилась самая крупная и влиятельная школа в советской психологии, представителями которой были А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.Р.Лурия.
Иную, чем Л.С.Выготский, попытку переосмысления истоков психики человека, его сознания на основе марксистской методологии предпринял С.Л.Рубинштейн (1889 — 1960). Он основывает свою концепцию психологии на принципе предметной деятельности. По его мнению, именно деятельность является одним из важнейшим уровней изначального практического и всегда неразрывного взаимодействия человека с миром.
С.Л.Рубинштейн отличает деятельность от поведения. По его мнению, поведение — это особая форма деятельности.
Если для Выготского главным моментом, определяющим развития психики человека, является знак, то для Рубинштейна — деятельность.
Психология, с позиций Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс, участвующий в результате взаимодействия человека с миром.
Идеи Л.С.Выготского и С.А.Рубинштейна активно и плодотворно развивал А.Н.Леонтьев (1903 — 1979). Основным принципом при объяснении психологического у Леонтьева служил принцип деятельности. Он ориентировал психологию на изучение порождения, функционирования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности.
Деятельностный подход развивал в своих работах и другой ученик Л.С.Выготского — П.Я.Гальперин (1902 — 1988). С его точки зрения, предметом психологии является не всякая деятельность, а ориентированная деятельность.
Ориентировочная деятельность человека принципиально отличается от адаптированной деятельности животного. Человек не может не учитывать общественное значение и оценок не только в отношении конкретных путей удовлетворения своих потребностей, но и в отношении самого факта, времени, места, формы и обстоятельств их удовлетворения.
Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является теория В.Н.Мясищева (1892 — 1973). По его мнению, в психологической деятельности выражается отношение человека к миру. Основные стороны психической жизни, по В.Н.Мясищеву, — психические процессы, отношения, состояния, свойства личности — неразрывно связаны и проявляются в друг друге. Система отношений представляет собой психическое ядро личности. Через противоречивые отношения, конфликт В.Н.Мясищев рассматривал неврозы.
Основателем отечественной нейропсихологии является А.Р.Лурия (1902 — 1977). Его главные теоретические и экспериментальные исследования посвящены проблемам мозговой локализации высших психических функций их нарушений при локальных повреждениях мозга. Эти исследования заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, широкое применение в диагностических и терапевтических целях, в медицинской практике.
Важным направлением в советской психологии являлась теория установки, разработанная грузинским психологом Д.Н.Узнадзе (1886 — 1950). Он рассматривал понятие «установки» в качестве центрального объяснительного принципа деятельности и отношений личности. По Узнадзе, ни одно действие не возникает «на пустом месте». Действие предваряет установка — неосознаваемая готовность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении.
На базе теории установки происходило изучение широкого спектра неосознаваемых психических явлений, который получили принципиально иную интерпретацию, чем трактовка бессознательного в психоанализе З.Фрейда и его последователей.
megaobuchalka.ru
Отечественная психология первой половины ХХ века
Формирование научной психологии в России связано со становлением русской нейрофизиологической школы.
В 1863 г. был опубликован выдающийся труд русского физиолога И.М. Сеченова (1829 — 1905) «Рефлексы головного мозга». В этой работе Сеченов провозгласил: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы»
Сеченов заложил основы естественнонаучного направления отечественной психологии. Утвердившееся до него представление о психике как множестве отдельных психических явлений (чувств, образов, представлений, мыслей) Сеченов концептуализировал в единый механизм «жизненных встреч организма со средой».
Психические явления стали трактоваться И.М. Сеченовым как регуляторы деятельности, срабатывающие на сигнальные воздействия среды. Сигналообразование, вычленение в среде значимых воздействий стали рассматриваться им в качестве основной функции психики.
Психофизиологический трактат «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов написал после сенсационного открытия им центрального торможения. (До этого физиологам был известен только процесс возбуждения.
С открытием Сеченовым процесса торможения в нейрофизиологии возник комплекс проблем нейродинамики, связанный с соотношением возбуждения и торможения. На основе новых нейродинамических представлений Сеченов вновь обращается к проблеме рефлекса, рассматривая его как базу для объяснения «происхождения психических деятельностей» («Кому и как разрабатывать психологию?», 1872; «Психологические этюды», 1873).
Сеченов считал, что психическое и физиологическое явления родственны по механизму совершения. Любое психическое явление Сеченов рассматривал как процесс, имеющий определенную структуру — начало, течение и конец. Начало и конец психического процесса — то, что соединяет организм со средой. Начало процесса определяется внешними влияниями. Стало быть, психическое, внутреннее детерминируется внешним — таков один из основных сеченовских постулатов. Внешнее воздействие превращается в чувствование лишь при условии его значимости для организма.
До Сеченова чувствование рассматривалось как имманентный феномен сознания. Сеченов связал его с приспособительным поведением организма в окружающей его среде. «Чувствование всегда и везде имеет только два общих значения: оно служит орудием различения условий действия и руководителем соответственных этим условиям (то есть целесообразных или приспособительных) действий».
Мозг, по Сеченову, не только орган действия, но и инструмент действенного познания среды, Посредством движений происходит добывание той информации, которая лежит в основе мыслительной деятельности («Элементы мысли», 1878).
Так был положен конец многовековой точке зрения на сознание как внутреннее созерцание. Сеченов предвосхитил фундаментальный принцип психологии — принцип интериоризации: мысль зарождается в реальных жизненных встречах организма с предметами окружающего мира.
Пройдя «школу действия», мысль «свертывается, становится внешне незаметной», но всегда отражается в микродвижениях мышц (идеомоторные акты). Тем же путем возникает и воля — только уже не из взаимодействия с вещами, а из взаимодействия с людьми.
По образцу людей, регулирующих его жизнедеятельность, ребенок представляет себя командным центром и становится способным к самодетерминации. (Создавая для психологов-идеалистов иллюзорное «Я» как первоисточник индерминированной воли.)
Развивая концепцию Сеченова, выдающийся русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849 — 1936) создал целостное учение о высшей нервной деятельности, использовав рефлекс не только как концептуальную позицию, но и как метод нейрофизиологического исследования.
Павлов открыл закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе уравновешивания организма со средой.
Деятельность высших отделов мозга, коры больших полушарий Павлов интерпретировал как интегративную регуляцию всех процессов жизнедеятельности. Высшую нервную деятельность он рассматривал как деятельность психическую. Все акты поведения Павлов интерпретировал как
систему условных рефлексов. *
Павлов осмыслил высшую нервную деятельность как механизм образования условных рефлексов. Условный рефлекс — связь; образующаяся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, врожденную реакцию — пищевую, оборонительную или половую. При этом условии ранее индифферентный раздражитель постепенно приобретает сигнальное значение — становится сигналом, направляющим врожденные формы поведения.
Традиционное учение об органах чувств И.П. Павлов преобразовал в учение об анализаторах, указав на связь органов чувств с соответствующими корковыми центрами, производящими высший анализ и синтез.
Выявляя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов создал учение о двух сигнальных системах: сенсорные сигналы — первая сигнальная система; речевые сигналы — вторая сигнальная система, основанная на первой. Слово — сигнал сигналов — отражает действительность в категориально обобщенном виде.
В процессе жизнедеятельности в устойчивых условиях организм вырабатывает устойчивую систему реакций — динамический стереотип. Его поддержание, уравновешенное отношение со средой субъективно ощущается как положительная эмоция. Ломка стереотипа вызывает отрицательные эмоции (И.П. Павлов. «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных», 1923).
Раскрытие физиологических механизмов психической деятельности осуществлялось также известными нейрофизиологами Н.Е. Введенским, А.А. Ухтомским, В.М. Бехтеревым, что дало мощный импульс развитию физиологически ориентированной психологии в России.
В 1885 г. В.М. Бехтеревым была создана в Казани первая в России психологическая лаборатория. В конце XIX в. в Москве, Петербурге, Юрьеве, Харькове были организованы хорошо оснащенные экспериментальные психологические лаборатории. Созывались общероссийские съезды психологов, издавались психологические журналы («Вопросы философии и психологии», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» и др.).
Проблемы естествознания и психологии живо интересовали российскую интеллигенцию.
Естественнонаучно ориентированное направление русских психологов возглавляли В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт.
В 1908 г. по инициативе В.М. Бехтерева в Петербурге создается Психоневрологический институт — центр по комплексному изучению человека, в 1914 г. — Московский психологический институт, а еще раньше — Московское психологическое общество. Достижения русской психологической школы получили мировое признание.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857 — 1927) — выдающийся русский невропатолог, психиатр и психолог, физиолог нервной деятельности; основатель первой в России экспериментальной психологической лаборатории, Психоневрологического института, первых неврологических и психологических журналов, основатель Государственного института по изучению мозга и психической деятельности (1918) и первый его директор.
Работы В.М. Бехтерева по психологии тесно связаны с его трудами по психиатрии и высшей нервной деятельности. Бехтерев отверг методы субъективной, интроспективной психологии и выдвинул на передний план метод объективного изучения наблюдаемых реакций («Объективная психология», 1907),
Отвергая субъективистскую психологию, Бехтерев предложил вместо нее особую отрасль знаний — рефлексологию, концептуальным понятием которой он считал «сочетательный рефлекс» (рефлексы, приобретенные в результате сочетания различных внешних воздействий с врожденными реакциями организма). Это понятие Бехтерев распространил и на поведение социальных групп («Коллективная рефлексология», 1921).
В.М. Бехтерев подготовил плеяду русских ученых-неврологов и психологов. Одним из них был Александр Федорович Лазурский (1874 — 1917) — психолог, врач-психиатр, основоположник отечественной дифференциальной психологии, автор фундаментальных трудов по характерологии и классификации личностей, создатель и руководитель Психологической лаборатории при Психоневрологическом институте, автор и разработчик метода естественного эксперимента в психологии. Лазурский выдвинул концепцию многоуровневой организации психики человека («Очерк науки о характерах», 1909).
Алексей Алексеевич Ухтомский (1875 — 1942) выступил с концепцией приспособления организма к изменяющимся условиям среды благодаря преобразованию системы регуляции под влиянием доминанты — устойчивого возбуждения функционально объединенных нервных механизмов.
Ухтомский отверг идею жесткой привязанности функции лишь к определенному нервному «центру». Им была поставлена проблема функциональной координации этих центров. Ухтомский установил, что возбуждение от значимого воздействия приходит не только в определенный мозговой центр, но распространяется по нервной системе в виде диффузной волны.
Возник вопрос: почему возбуждение нервной сети не приводит к хаотическим «реакциям, как организуется точный приспособительный ответ организма?
В поисках ответа на этот вопрос Ухтомский и пришел к идее доминанты. В своей магистерской диссертации «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний» (1911) Ухтомский утверждал, что диффузная волна возбуждает только охваченные доминантой функционально объединенные центры и тормозит деятельность всех остальных центров. Доминанта организует регуляционные процессы до тех пор, пока поведение не завершится необходимым приспособительным результатом. Вот почему одновременно совершается только одно действие, требующее сложной регуляции.
Одним из основоположников экспериментальной психологии в России был Николай Николаевич Ланге (1858 — 1921), профессор Новороссийского (Одесского) университета, создатель первой в России университетской психологической лаборатории. Особенности психики человека Н.Н. Ланге усматривал в ее социокультурных основаниях. Психику человека Ланге справедливо рассматривал как продукт истории.
В формировании сознания индивида решающую роль он отводил языку. «…Язык с его словарем и грамматикой формирует всю умственную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и категории, которые исторически развивались в предыдущих поколениях». Слово —
основной элемент сознания — таков основной постулат Н.Н. Ланге. «Океан истории мысли плещется за каждым словом, как основным элементом сознания»
Заслуга Н.Н. Ланге состоит в том, что он перевел отечественную психологию со стези дарвиновского эволюционизма на почву историзма. Как автор учебника «Психология» (1914) Ланге внес существенный вклад в развитие психологии как учебной дисциплины. Он выступил и как автор моторной теории внимания, объясняя активность внимания (сознания) совершением исследовательских действий.
Развитие психологии в России в послереволюционный период
В первые послереволюционные годы началась бурная перестройка психологии под флагом марксизма. Особые усилия были направлены на критику идеалистических позиций Г.И. Челпанова и теоретических «ошибок» тех, кто не проявлял поспешность в пересмотре своих взглядов.
Однако интерес к физиологическим основам психологии в ближайшие после революции годы еще более усилился. Возрос интерес и к трудам биологов-дарвинистов (Н.А. Северцова, В.А. Вагнера).
Значительным событием в науке был выход в свет основного труда И.П. Павлова — «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» (1923) и опубликование в том же году в «Русском физиологическом журнале» работы А.А. Ухтомского «Доминанта как рабочий принцип нервных центров».
В 20-х гг. формируется деятельностная концепция отечественной психологии, значительное развитие получают возрастная, детская и педагогическая психология (Л. С. Выготский, М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.П. Блонский, И.А. Соколянский и др.).
Активизировались тестовые исследования различных психический функций — памяти, интеллекта, внимания, скорости сенсомоторных реакций. Определялся необходимый уровень развития этих психических функций для успешного овладения различными профессиями.
Важнейшей отраслью психологии становится психотехника, изучавшая психологические аспекты профессиональной деятельности. Экспериментальная психология покидала академические лаборатории и внедрялась в различные практические сферы жизнедеятельности людей. Различные производственные и управленческие ситуации стали объектом лабораторного моделирования. На этой базе зарождались новые отрасли знаний — эргономика, инженерная психология.
В 1925 г. в Москве был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника. К работе в биопсихологической секции института были привлечены крупные психологи. За время существования (до реорганизации в 1929 г.) институт опубликовал около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии.
Из наиболее значительных работ по судебной психологии 20-х гг. следует отметить работы К. Сотони, СВ. Познышева, А.Р. Лурии, А.Е. Брусиловского7. Были осуществлены массовые психологические обследования различных групп преступников — убийц, хулиганов, сексуальных правонарушителей и др. Исследовались проблемы исправительной психологии.
В 20-х гг. в нашей стране интенсивно развивается авиационная психология, изучающая психические особенности человека, управляющего сложной авиационной системой. Исследования в этой области велись С.Г. Геллерштейном, К.К. Платоновым, Н.Д. Заваловой. В этих исследованиях синтезировались достижения физиологии, медицины и психологии. Разрабатывались, методы алгоритмического анализа деятельности.
Под влиянием прагматических сдвигов изменялась и психологическая теория. Отпадали устаревшие, нежизненные схемы. Деятельность человека становилась главным объектом психологии. В отечественной психологии утверждается принцип деятельностного подхода к изучению психики человека.
Широко развертываются психолого-педагогические исследования Формируется новая наука о воспитании и обучении, основанная на естественнонаучных достижениях — педология. Исследуются поведенческие аспекты психологии.
В 20 — 30-х гг. ведутся широкие исследования в области патопсихологии и психотерапии (А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, К. К. Платонов), в сфере дефектологической психологии (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, ИМ. Соловьев, Ж. И. Шиф). Значительные успехи были достигнуты в области педагогической и возрастной психологии (А.В. Запорожец, Н.А. Менчинская и др.), в области психофизики и психофизиологии (Е.Н. Соколов, СВ. Кравков и др.).
Попытки же создания марксистской социальной психологии (Рейснер, Войтуловский) были признаны неудачными и отвергнуты: идеологи тоталитаризма не допускали существования параллельных обществоведческих структур.
В 1930 г. был проведен первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека. (О внимании к проблеме поведения говорит уже то, что в работе съезда участвовало 3200 чел.) Было заслушано 170 докладов.
Рассматривая биосоциальную детерминацию поведения, участники съезда выступили с критикой буржуазных психологических школ: Была подвергнута критике и рефлексология. Концепция «поведенчества» стала считаться разновидностью буржуазной идеологии.
Возникла проблема «кризиса буржуазной психологии», актуализировалась необходимость «перестройки фундамента психологии». Усилилось внимание к сравнительной психологии.
Основателем отечественной сравнительной психологии был известный биолог и психолог В.А.Вагнер (1849 — 1934). Вагнер считал, что разумные формы поведения эволюционно связаны с инстинктивными формами поведения. Рассматривая развитие психики в филогенезе (историческом развитии), Вагнер установил генетическую связь отдельных ступеней эволюции («Возникновение и развитие психических способностей», 1924). Обострился интерес к генезису психических способностей и в процессе индивидуального развития в онтогенезе).
Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций человека была разработана Л.С Выготским (1896 — 1934).
Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свои исследования там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимыми для нее вопросами: она не могла объяснить феномен сознания человека. Формируется фундаментальная идея Выготского о социальном опосредствовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредствования является, по Выготскому, знак (слово).
Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений — продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия — действиями произвольными.
Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.
В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы («Развитие высших психических функций», 1931).
Л.С. Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.
С середины 30-х гг. развитие советской психологии резко затормозилось. Тоталитаризм, низведший человека до роли «винтика», не нуждался в психологической науке. В результате принятого в 1936 г. постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» запрету подверглись все диагностические методы психологии, была разгромлена и запрещена психотехника, прекращено развитие психологии труда и инженерной психологии.
Был закрыт единственный в стране психологический журнал — «Психотехника», прекратили существование все прикладные отрасли психологии. Резко сократились исследования по психологии личности и поведения, закрылись исследования генетических предпосылок психики.
Влияние социальной среды на формирование психических качеств личности также не изучалось. До сих пор остаются малоисследованными социальные стереотипы, установки и ценностные ориентации различных социальных, культурных и этнических групп. Не исследовались такие психические явления, как агрессивность, конформность, внутриличностная и межличностная конфликтность.
Под запрет попала вся проблематика половых психических различий. Ортодоксально-оптимальной стала среднеполая, бесконфликтная, лишенная задатков и интеллектуальных особенностей модель усредненного «советского человека».
Были разорваны связи с дореволюционной и мировой психологической наукой. Но и на этом негативном фоне ведущие советские психологи создали отдельные фундаментальные труды, не утратившие значения и в наши дни. Среди них отметим «Способности и одаренность», «Ум полководца» Б.М. Теплова; «Проблемы формирования характера», «Человек как предмет познания» Б. Г. Ананьева; «Экспериментальные основы психологии установки» Д.Н. Узнадзе и др.
Концептуализация и систематизация психологических категорий была произведена С.Л. Рубинштейном (1889 — 1960) в его фундаментальном труде «Основы общей психологии» (1940). Основной исходный постулат С.Л. Рубинштейна: отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. Психика и деятельность едины — психика формируется и проявляется в деятельности.
Внешние воздействия упорядочиваются через внутренние факторы — цели, мотивы, установки. Внешние причины действуют через внутренние условия («Бытие и сознание», 1957). Все психические явления следует понимать как процессы — саморазвивающиеся динамические явления, порождающие соответствующие результаты — психические образы, понятия, принятие решений, регуляционные акты.
Психические процессы, в том числе и мышление, развиваются как деятельность субъекта с объектом, как система операций, обусловленная личностной мотивацией. В работе «Человек и мир» (1973) Рубинштейн постулирует: все бытие может быть понято только через человека.
Другой известный советский психолог — А.Н. Леонтьев (1903 — 1979), разрабатывая концепцию деятельностного подхода к психике, исследовал ее развитие в фило- и онтогенезе («Проблемы развития психики», 1959)В структуре деятельности Леонтьев исследовал взаимодействие ее компонентов — мотивов, целей и условий, а в структуре сознания — иерархию системообразующих его компонентов — систему значений и смыслов. Эту иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев рассматривал в качестве базовой структуры личности («Деятельность. Сознание. Личность», 1975).
Исследования Выготского, Рубинштейна и Леонтьева оказали значительное влияние на развитие общей, детской и педагогической психологии (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).
hr-portal.ru
6. Основные направления отечественной психологии. Вклад российских психологов в теорию и практику психологии.
Прежде всего, отметим естественнонаучное направление, имеющее давние, идущие от М.В. Ломоносова, традиции, воплотившиеся в работах В.М. Бехтерева, создателя направления, называемого «рефлексология». В.М. Бехтерев (1857–1927), невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885 г.) и Психоневрологический институт (1908 г.), в котором осуществлялись комплексные исследования человека (в дальнейшем традиции комплексного подхода были развиты замечательным отечественным психологом Б.Г. Ананьевым). Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. В отечественной науке такой подход связан с именем И.М. Сеченова (1829—1905). В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания»; вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом физиологических и поведенческих процессов; получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную». Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И.П. Павлова (1849—1936), оказавшей серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию.
Бихевиоризм Бихевиористских принципов придерживался в тот период, выдающийся психолог и педагог П.П. Блонский (1884—1941) также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ (но обозначавший принципиальные особенности социального поведения). Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20-30 гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934). Несмотря на то, что ряд ее положений подвергался и подвергается критике, в том числе со стороны последователей Л.С. Выготского, основные его идеи продуктивно разрабатываются и сейчас, причем идеи эти воплощены ныне не только в психологии, но и в педагогике, и в дефектологии, и в языкознании, и в культурологии, и искусствознании.
Важным моментом в концепции Л.С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Должно ли обучение «следовать» за развитием ребенка или же оно должно «вести за собой» развитие? Л.С. Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Л.С. Выготский показал, что существует расхождение в уровнях трудности задач, которые может решить ребенок самостоятельно и задач, которые он может решить под руководством взрослого. Общение ребенка со взрослым, не формальный момент в концепции Л.С. Выготского; более того, путь через другого в развитии оказывается центральным. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка; она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.
Из учеников и последователей Из учеников и последователей Л.С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979), с именем которого связано развитие «теории деятельности». В целом А.Н. Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учителя, уделяя, однако, основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Л.С. Выготским — проблеме деятельности. Общий принцип, которым руководствовался А.Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности.
Научная школа, у истоков которой стоял Л.С. Выготский – одна из ведущих в психологии. Помимо А.Н. Леонтьева, к ней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии – А.Р. Лурия (1902–1977), исследовавший проблемы мозговой локализации высших психических функций и основавший науку «нейропсихология»; Д.Б. Эльконин (1904–1984), крупнейший специалист в области детской психологии; А.В. Запорожец (1905–1981), исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Л.И. Божович (1908–1981), основные работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка; П.И. Зинченко (1903–1969), исследовавший память с позиций деятельностного подхода, П.Я. Гальперин, создатель теории поэтапного формирования умственных действий. С работами этой школы непосредственно связаны исследования ряда крупных современных ученых – В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.С. Мухиной, А.В. Петровского и др.
Деятельностный подход разрабатывался основателем другой психологической школы Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889–1960) и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг. при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей С.Л. Рубинштейна): «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого». Если для школы Л.С. Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории С.Л. Рубинштейна исходным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие.
Через принцип деятельности С.Л. Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Отличие в подходах к рассмотрению деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева: если для А.Н. Леонтьева деятельность является универсальным объяснительным понятием, то С.Л. Рубинштейн, как отмечает один из крупнейших его последователей А.В. Брушлинский, не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности. В отношении структуры деятельности обоими выдающимися психологами были разработаны во многом сходные позиции: С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции. Школы Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна–далеко не единственные крупные школы в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетны.
Важным направлением в советской психологии явилась «теория установки», основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886–1950). Д. Н. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении). Всякое поведение, по Д.Н. Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте»; центральным объяснительным понятием в теории Д.Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий к действиям в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.
Авторитетные теории в психологии Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является «теория отношений» Виктора Николаевича Мясищева (1892–1973), представляющая особый подход в рамках марксистской методологии к проблемам личности. В.Н. Мясищев исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности; в этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Основные стороны психической жизни, по В.Н. Мясищеву – психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге. Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В.Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений.
Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева (1907–1972). Б.Г. Ананьев развивал некоторые важные положения В.A. Бехтерева, инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологи и других наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человекa как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; анализ проблем человечества. (Главная работа Б.Г. Ананьева носит название «Человек как предмет познания»). Итак, мы завершаем краткий обзор; в него вошли некоторые основные психологические направления, определившие проблематику и главные подходы к психике, способам ее познания и работы с этой реальностью. Мы зафиксировали основные этапы формирования предмета психологии и варианты представлений о нем.
studfile.net
Экспериментальная психология. Мощное течение в психологической мысли России было представлено так называемой экспериментальной психологией. Становление направления, базирующегося на экспериментальном методе исследования психических явлений, осуществлялось под воздействием, как общих тенденций развития мировой психологической науки, так и специфических социокультурных предпосылок и условий развития отечественного психологического знания. Следует отметить, что именно возникновение этого направления знаменовало принципиально новый этап в истории психологии в России — обретение ею статуса самостоятельной области научного знания. Главной объективной предпосылкой введения эксперимента в психологию являлась назревшая потребность в точных, экспериментально проверенных результатах психологических исследований человека. Особенно нуждались в них быстро развивающиеся в конце XIX века медицина и педагогика. Не случаен, поэтому тот факт, что первые экспериментальные психофизиологические лаборатории в России возникли именно в стенах практических организаций — учебных заведений и клиник; их создателями в преобладающем большинстве были практики — врачи-психиатры, физиологи, деятели просвещения и образования. Первые лаборатории были нацелены на решение практических задач — определение диагноза психического состояния человека, поиск конкретных форм воздействия на его психику и поведение и т.д. Второй предпосылкой становления психологии как научной дисциплины выступало взаимодействие с науками, с которыми она была тесно связана и исторически, и логикой своего развития, прежде всего с дисциплинами естественно — научного цикла. Наконец, развитие экспериментальных исследований в психологии определялось также логикой самого психологического знания, его внутренними потребностями, осознание которых приводит передовых ученых к выводу о недостаточности и ограниченности интроспекции как теории и метода научного познания психических явлений и необходимости новых объяснительных категорий и объективных методов исследования психической реальности. Развитие советской психотехники. Одним из направлений прикладной психологии, переживавшим в 20-30-е годы в СССР бурное развитие, была психотехника. Авторитет и влияние ее в этот период были столь велики, что есть все основания определить ее не как обычную научно-прикладную дисциплину, но и как масштабное общественное движение, перешагнувшее рамки собственной предметной области и включившее в себя наряду со специалистами-психологами как ученых других отраслей знания (физиологов, гигиенистов, управленцев, педагогов), так и практических работников. Формирование и быстрое развитие психотехники, шедшее в ногу с охватившим в двадцатые годы страну движением за научную организацию труда, объяснялось не только насущной необходимостью решения задач повышения производительности труда, роста темпов производственного строительства, но имело и определенные социальные предпосылки. Очевидно, что государство диктатуры пролетариата, каким изначально являлась послереволюционная Россия, не могло не уделять серьезное внимание проблемам руководства, управления человеческими ресурсами, различным формам воздействия на человека, включая и психологическое воздействие. Двадцатые годы становятся временем активной психотехнической практики. Объектами ее выступают: производство, транспорт, школа, биржа труда, воинские подразделения и т.д. Основные направления психотехнических разработок: изучение профессий; профподбор и профконсультация; рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда; психогигиенические и психотерапевтические воздействия; повышение эффективности пропагандистской работы и т.д. Огромный размах психотехнического движения требовал, в свою очередь, создания единого координирующего органа, который и был организован в 1927 году — Всероссийское (а позднее Всесоюзное) общество психотехники и прикладной психофизиологии (ВОПиПП). В 1934 году оно насчитывало уже более 900 членов. Председателем его был избран И.Н. Шпильрейн. Он становится и главным редактором учрежденного ВОПиПП журнала «Советская психотехника» (первоначальное название «Психофизиология труда и психотехника»), который выходил с 1928 по 1934 гг. Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен разнообразный и богатый опыт взаимодействия психологии с практикой; как самостоятельная дисциплина оформляется прикладная психология, включающая ряд направлений исследования; осуществляется попытка осмысления и использования достижений, накопленных в зарубежной психотехнике, для решения практических задач хозяйственного строительства. Оценивая в целом вклад психотехники в становление советской психологии. Развитие советской педологии. Другим важным научно-практическим направлением, существенно определявшим картину развития психологического знания в послереволюционный период, являлась педология. В России истоки педологического движения восходят к началу XX в. и представлены работами А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурского, Н.Е. Румянцева, И.А. Сикорского, К.И. Поварнина, В.П. Кащенко и др. В центре их внимания был ребенок в его индивидуальном своеобразии. Отсюда вытекало требование глубокого изучения ребенка, выявления его склонностей и интересов как отправных моментов развития, гуманистические принципы заботы о ребенке, индивидуального подхода к нему в выборе средств и методов воздействия. После Октябрьской революции педология получает благоприятную почву для развития: новое общество ставило задачу сформировать нового человека. Об этом неоднократно заявляли Л.Д. Троцкий, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие идеологи государства. Глубокое знание личности ребенка, законов ее развития и воспитания рассматривалось в качестве основания эффективного педагогического процесса, включающего не только познание ребенка, но и его целенаправленное изменение. Разрабатывались и использовались разнообразные приемы и средства исследования детей, их диагностики: опросники, интервью, тесты. Объектом изучения и воздействия выступали как трудные дети, так и одаренные, талантливые. Тем самым практически отрабатывался принцип индивидуального подхода к ребенку в процессе его обучения и воспитания. В теоретическом смысле педологическое движение не было однородным, в нем было представлено несколько направлений: последователи психоаналитического учения (И.Д. Ермаков), рефлексо-логически ориентированные педологи (И.А. Арамов, К.И. Поварнин, А.А. Дернова-Ярмоленко), сторонники биогенетического (П.П. Блонский) и социогенетического подходов (А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, А.С. Залужный и др.). Автор биогенетической концепции П.П. Блонский утверждал, что в своем онтогенезе ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества. Генетический принцип в исследовании ребенка развивался так же в работах М.Я. Басова, Л.С. Выготского и др. Благодаря же социогенетическому подходу, возглавляемому А.Б. Залкиндом, методология психологии обогащалась не менее конструктивной идеей об обусловленности внутреннего психического мира человека внешними, социальными факторами. Таким образом, в результате проведения в двадцатые годы широкомасштабных прикладных исследований, психология в нашей стране, во-первых, накопила значительную новую научную фактологию, необходимую для построения системы психологической науки, во-вторых, обрела чрезвычайно полезный опыт взаимодействия с практикой. Укрепление фактологического базиса психологии вновь остро поставило вопрос о важности теоретико-методологических оснований ее развития. Развитие психоанализа в России. В условиях острой идеологической чистки, естественно, не имели ни малейшего шанса выжить и те направления психологической науки, которые дерзнули заявить о своих претензиях на теоретическое лидерство в науке. Яркий пример тому — судьба фрейдизма. Еще до революции 1917г. психоанализ привлек к себе внимание русских исследователей, которые применяли метод и популяризировали теорию Фрейда. После революции психоанализ продолжал развиваться в России 20-х гг., как ни в одной другой стране мира, работы Фрейда и других психоаналитиков интенсивно переводились и издавались. Психоаналитическое учение нашло сторонников в среде медиков, педагогов, литературоведов. Идеи Фрейда осмыслялись учеными, философами и психологами. Психоанализ включился в решение общегосударственной задачи воспитания ребенка.
Заключение История отечественной психологии подразделяется на два периода. Первый период (конец XIX в. — начало XXв.) характеризуется тем, что развитие отечественной психологии происходило в русле мировой психологии. Второй период (30-е годы XXв. — конец 80-х годов XXв.) характеризовался особым направлением отечественной психологи. Уникальность пути развития отечественной психологии объясняется тем, что после Октябрьской революции отечественная психология продолжала бурно развиваться, возникло множество школ и направлений. Однако постепенно, особенно в 30-50-е годы, отечественная психология, как и другие отрасли науки и культуры, все более и более оказывалась под идеологическим давлением, а управление наукой осуществлялось с помощью административных методов. В настоящее время (с конца 80-х годов XXв.) отечественная психология возвращается в русло мировой психологии, привнося с собой все те ценные результаты, которые были получены ею на втором этапе. Возможно, что как раз в этом и состоит суть третьего этапа развития отечественной психологии. История психологии призвана исследовать, сохранять, обеспечивать историческую преемственность и воссоздавать все позитивное и ценное, накопленное в ходе исторического развития психологического познания, способствовать формированию объективной оценки прошлого и современного состояния психологии, прогнозировать ее дальнейшее развитие. Несмотря на многие трудности которые претерпевала наука объективные военные трудности, революции, психология все же развивалась и продолжает развиваться и пополняться новыми научными изысканиями
Список литературы 1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов псих.фак.универ. М.: Педагогическое общество России, 1999. 2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. 3. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер 2002. 5. Якушин В.А. История психологии. — СПб: Питер 2001. 6. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1996.
Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
Поиск по сайту: |
poisk-ru.ru
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ — Студопедия.Нет
Основы отечественной научной психологии также закладывались в конце XIX — начале XX вв.
Прежде всего отметим естественнонаучное направление, имеющее давние, идущие от М. В. Ломоносова, традиции, воплотившиеся в рассматриваемый период в работах В. М, Бехтерева, создателя направления, называемого «рефлексология».
Владимир Михайлович Бехтерев (1857— 1927), невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию» (1885 г., Казань) и Психоневрологический институт (1907 г., С.-Петербург), в котором осуществлялись комплексные исследования человека (в дальнейшем традиции комплексного подхода были развиты ленинградским психологом
Борисом Герасимовичем Ананьевым).
Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психических явлений физиологические . принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга (как вы знаете, в отечественной науке такой подход связан с именем Ивана Михайловича Сеченова (1829—1905).
В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания»; вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов; получалось, что объективная психология» отбрасывала «субъективную».
Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе Ивана Петровича Павлова (1849—1936), к психологии, впрочем, относившегося по большей части осторожно. (Как уже говорилось, В. М. Бехтерев и И. П. Павлов оказали серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию — в частности на бихевиоризм.)
Сторонниками объективного подхода были и такие психологи, как Александр Федорович Лазурский (1874—1917), создатель отечественной дифференциальной психологии; Николай Николаевич Ланге (1858—1921),
94
Сеченов Иван Михайлович (1829—1905) — великий отечественный физиолог и психолог. Разработал естественно-научную теорию психической регуляции поведения, выдвинув и экспериментально обосновав представление о том, что акты сознательной и неосознаваемой психической жизни, по сути, рефлекторны. Идей Сеченова стали основополагающими для многих сторонников естественно-научного подхода в психологии и решающим образом повлияли на становление экспериментальной психологии в России. Основные психологические труды: «Рефлексы головного мозга», «Кому и как разрабатывать психологию», «Элементы мысли».
автор оригинальной теории восприятия и внимания; Владимир Александрович Вагнер (1849—1934), основатель отечественной сравнительной и зоопсихологии; и многие другие.
Как мы сказали, другая традиция русской научной психологии восходит к идеям В. Вундта.
Яркой фигурой здесь явился уже известный вам Георгий Иванович Челпанов (1862—1936), основатель Психологического института в Москве. Экспериментальный метод — при том, что Г. И. Челпанов активно его пропагандировал — оставался для него тем не менее второстепенным по отношению к самонаблюдению.
Отметим и еще одно направление, которое, однако, нельзя считать научным в привычном смысле. Это направление можно назвать духовно-философским, и его представители не полагали возможным построенное на принципах естественных наук экспериментальное изучение душевных явлений.
К примеру, Константин Дмитриевич Кавелин (1828—1895) решительным образом выступал против изучения душевных явлений на базе физиологии, полагая сознание и материю принципиально различными по сути и по познаваемости. (Его работа 1872 г. «Задачи психологии» вызвала ответ И. М. Сеченова, утверждавшего в работе «Кому и как разрабатывать психологию», что этой разработкой должны заниматься именно физиологи как владеющие экспериментальным методом). Эта линия отечественной психологии, связанная с именами многих русских религиозных философов, считавших себя и психологами, в развернувшихся дискуссиях рубежа веков остро полемизировала с естественнонаучной; в дальнейшем революционные и послереволюционные события вынудят большинство из этих блестящих мыслителей покинуть страну (а оставшихся обречет на очень трудную и чаще всего недолгую жизнь), и духовная проблематика в отечественной психологии, по сути, угаснет с начала 20-х гг. XX в. и начнет возрождаться уже в наши дни.
Научное противостояние различных направлений в психологии в послереволюционные годы было отягощено и новой идеологической ситуацией, связанной с политической перестройкой общества и переориентацией науки на философию марксизма.
Здесь необходимо небольшое отступление. В последние годы критика марксизма приобретает «тотальный» характер, а его сторонники представляются своего рода непременными злодеями или конъюнктурщиками. Для такого суждения есть несомненные причины, однако огульная критика всегда содержит опасность слепоты как по отношению к самой философии марксизма, так и по отношению к людям, ее принявшим. Марксизм оказал серьезное влияние не только на отечественную — «идеологизированную» — психологию, но и на зарубежную, прежде всего, в силу заложенного в нем гуманистического потенциала; именно этот аспект (но не программа перестройки общества как таковая) во многом определил, например, позицию А. Адлера (защита «маленького человека») или Э. Фромма (проблема отчуждения человека в обществе). Марксизм позволил во многих отношениях увидеть человека не как «робинзона», но деятеля, включенного в социальный мир, творящего его и творимого им.
Разумеется, в отечественной науке в целом, и в психологии в частности действовали — наряду с другими — многочисленные идеологи от науки, по сути, паразитировавшие на марксовых идеях; но были и те, кто пришел к марксизму независимо от политической ситуации и до ее возникновения (например, П. П. Блонский) и развивавшие марксизм часто в противостоянии его официальным толкованиям — именно развивавшие, а не догматически еле- $ довавшие ему. Именно с этими именами связаны основные достижения советской психологии.
Первым отечественным психологом, провозгласившим в начале 20-х годов необходимость перестройки психологии на базе марксизма, был Павел Петрович Блонский (1884—J941), а программу перестройки психологической науки сформулировал Константин Николаевич Корнилов (1879—1957). Кстати, оба они были учениками Г. И. Челпа-нова, не являвшегося сторонником марксизма и пытавшегося отстоять психологию как внеидеологическую науку; в новой политической ситуации ученики сочли возможным выступить против учителя.
Как теоретик психологии К. Н. Корнилов пытался снять противоречие между объективной психологией и субъективной психологией; эта попытка воплотилась в развивавшейся им концепции, названной «реактология». Во многих отношениях она была сходной с известным вам
96
бихевиоризмом; К. Н. Корнилов даже прямо говорил, что новая психология должна ориентироваться на американскую поведенческую науку. Собственно, реактология рассматривала психологию как науку о поведении. Психика трактовалась через понятие «реакция», означавшее ответ целого организма (а не отдельных органов) на внешние воздействия. По сути, понятие «реакция» было аналогично понятию «рефлекс», но более широким по содержанию, предполагавшим и психологические характеристики (на высших уровнях развития живых организмов).
Реактология просуществовала до начала 30-х гг., когда явственно обозначилась ее недостаточность для обсуждения с точки зрения марксизма ряда важнейших психологических проблем, прежде всего проблемы сознания.
П. П. Блонский также трактовал психологию как науку о поведении живых существ, утверждая в 1920 г. необходимость создания «психологии без души». (Отметим, однако, что он обозначал принципиальные особенности социального поведения).
Рефлексологию Бехтерева, реактологию Корнилова, ранние психологические взгляды Блонского иногда в литературе называют «русский бихевиоризм», что звучит отчасти парадоксально (поскольку, как говорилось, сам бихевиоризм возник под влиянием идей русской науки).
Эти направления сыграли выдающуюся роль в становлении объективных методов в психологии и представлялись очень привлекательными с точки зрения возможности материалистического объяснения психических явлений. Как теории они не получили существенного развития в отечественной науке (хотя в дальнейшем развивались определенные их принципы и положения), уступив место иным подходам, о которых речь ниже.
studopedia.net