Направления работы педагога психолога – Направления работы педагога-психолога в образовательной организации

Основные направления деятельности педагога-психолога. — психологу, прочее

1.1.Основные  направления деятельности педагога-психолога:

Психолого — педагогическое сопровождение образовательной деятельности;

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

•  отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребенка;

•  предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

•  создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, а также развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

•   содействие повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей с целью сохранения психического здоровья детей и профилактики возникновения трудностей в воспитании и общении с детьми дошкольного возраста посредством использования интерактивных форм работы;

•  способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей, оптимизация  детско-родительских отношений.

Социально-психологическое сопровождение процесса воспитания и социализации.

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: 

-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; 

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов; 

-психологическое обеспечение образовательных программ.

  Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение и обучение. 

 

1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач. 

Обязательно:

·       Обследование детей младшего дошкольного возраста для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;

·       Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе;

·       Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк;

·       Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы. 

Дополнительно:

·       По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2.Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. 

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. 

Обязательно:

·  Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

-анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; 

-групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

-информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. 

·       Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

 

Дополнительно:

·       Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;

·       Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;

·       Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива;

·       При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации впланировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям. 

 

 

3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. 

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средне возрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже средне статистического. 

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка

Педагог-психологДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, логопедов, лечащего врача и других специалистов. 

Обязательно:

·       Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования;

·       Проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальная и групповая) — прежде всего, с детьми, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Дополнительно:

·       Проведение занятий с детьми других возрастных групп;

·       При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения(выборе комплексной программы) — участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды. 

4. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития. 

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи. 

Обязательно:

·       Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;

Дополнительно:

·       Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;

·       Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного ипрофессионального роста. 

5. Психологическое просвещение и обучение 

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно: 

-актуализация и систематизация имеющихся знаний;

-повышение уровня психологических знаний;

-включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данногоДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. 

Обязательно:

·       Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов;

·       Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей; 

Дополнительно:

·       Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».

Просмотр содержимого документа
«Основные направления деятельности педагога-психолога. »

    1. Основные  направления деятельности педагога-психолога:

Психолого — педагогическое сопровождение образовательной деятельности;

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

• отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребенка;

• предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, а также развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

• содействие повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей с целью сохранения психического здоровья детей и профилактики возникновения трудностей в воспитании и общении с детьми дошкольного возраста посредством использования интерактивных форм работы;

• способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей, оптимизация детско-родительских отношений.

Социально-психологическое сопровождение процесса воспитания и социализации.

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: 

-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; 

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов; 

-психологическое обеспечение образовательных программ.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение и обучение. 

1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач. 

Обязательно:

·       Обследование детей младшего дошкольного возраста для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;

·       Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе;

·       Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк;

·       Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы. 

Дополнительно:

·       По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2.Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. 

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. 

Обязательно:

·  Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

-анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; 

-групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

-информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. 

·       Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

 

Дополнительно:

·       Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;

·       Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;

·       Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива;

·       При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации впланировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям. 

3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. 

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средне возрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже средне статистического. 

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка

Педагог-психологДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, логопедов, лечащего врача и других специалистов. 

Обязательно:

·       Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования;

·       Проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальная и групповая) — прежде всего, с детьми, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Дополнительно:

·       Проведение занятий с детьми других возрастных групп;

·       При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения(выборе комплексной программы) — участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды. 

4. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. 

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи. 

Обязательно:

·       Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;

Дополнительно:

·       Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;

·       Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного ипрофессионального роста. 

5. Психологическое просвещение и обучение 

 

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно: 

-актуализация и систематизация имеющихся знаний;

-повышение уровня психологических знаний;

-включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данногоДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. 

Обязательно:

·       Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов;

·       Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей; 

Дополнительно:

·       Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».

kopilkaurokov.ru

Основные направления работы педагога-психолога

Информация

«Основные направления работы педагога-психолога в 2018-2019 уч. году»

для воспитателей

2018 год

Вся работа педагога-психолога согласно действующему законодательству Российской Федерации проводится только с письменного согласия родителей (законных представителей). Бланки согласия я раздам.

Цель работы педагога-психолога: создание условий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление психологического здоровья детей в условиях ДОУ.

Категории, с которыми работает педагог-психолог в ДОУ:
— воспитанники детского сада;
— педагогический коллектив;
— родители воспитанников (законные представители).

Основные направления работы:

  1. Психолого-педагогическая диагностика.

Результаты психологического обследования дают основание для
заключения о дальнейшем развитии или коррекции ребенка, эффективности
профилактической и консультативной работы.

Психологическое индивидуальное обследование ребенка, как правило, проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.

  1. Коррекционно-развивающая работа.

По результатам диагностического обследования, с воспитанниками проводится коррекционная или развивающая работа. Объектом которой могут быть: проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой сфере.

Эмоциональная сфера — переживания ребенком, его отношение к предметам, к людям, явлениям, событиям.

Развитие волевой сферы подразумевает развитие самостоятельности, упорства, целеустремленности, инициативности, терпеливости, энергичности и решительности.

Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.

  1. Психолого-педагогические консультирование (помощь в решении проблем, с которыми люди приходят к психологу сами)

Консультации для родителей и педагогического коллектива, в этом году будут проводиться по запросу и по результатам диагностического обследования.

Проблемы, с которыми работает педагог-психолог в ДОУ:

— социальные ситуации: ребенок идет в детский сад, развод родителей,
смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства;

— агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
— страхи и тревожность ребенка;
— проблемы адаптации;
— проблемы общения со сверстниками;
— патологические привычки: кусает или грызет ногти и т.д.;
— уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не
соответствует возрасту ребенка;
— беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.

  1. Психолого-просветительская и профилактическая работа.

Профилактическая работа — предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей.

Просветительская работа — приобщение педагогического коллектива,
родителей ДОУ к психологическим знаниям.
Основную работу в этом году буду вести с подготовительными к школе группами.
Так же особое внимание, будет направленно на психолого-педагогического сопровождения семей с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами, семей группы риска.

Также важной задачей в работе педагога-психолога является раннее выявление социально неблагополучных семей, как одна из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 
Таким образом, сочетание всех направлений работы позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребенка с учетом его психофизиологических особенностей.

infourok.ru

Школьный психолог — основные направления деятельности

Основные направления деятельности психолога в школе

Психологическая служба давно уже есть в каждой школе. Но ее деятельность до сих пор для многих педагогов – загадка. Автор этой статьи, методист психологической лаборатории, активно взаимодействующей с учителями и завучами, расскажет об основных направлениях деятельности психолога в школе.

Психолог и школа

Во время семинаров или тренингов для учителей я неоднократно слышала вопросы: «Скажите, а наш школьный психолог это может?», «А чем психолог мне может помочь в такой ситуации?..»

Деятельность школьного психолога организуется по двум направлениям. Первое направление – плановое. Это те виды работы, которые закладываются заранее: мониторинг, профилактические занятия, выступления на родительских собраниях. Однако невозможно предугадать, какие сложные ситуации возникнут в школе в течение учебного года. Поэтому второе направление работы школьного психолога – это работа по запросу, то есть в ответ на появляющиеся у учащихся сложности, причем сам психолог непосредственно об этих трудностях узнать не может. Даже в маленькой школе специалисту, не ведущему уроки, не решающему с детьми организационные вопросы, невозможно немедленно понять, что в классе возникла какая-то проблема, а уж в большой школе – тем более.

Безусловно, первый, кто сталкивается с детскими трудностями, – классный руководитель. Поэтому задачу привлечения психолога к работе с ребенком и/или семьей решает чаще всего именно он. И когда классный руководитель понимает, каким образом он может использовать ресурсы психолога, их профессиональное взаимодействие становится более эффективным и продуктивным.

Чем же школьный психолог может помочь классному руководителю?

Работа психолога с классом

Одной из наиболее типичных задач, которые традиционно решает школьный психолог, является фронтальная диагностика (или мониторинг). Помимо неизбежных мониторинговых исследований, обязательных в рамках новых образовательных стандартов, классный руководитель может обратиться к психологу с запросом на какую-то специфическую диагностику, необходимую для решения педагогических задач: выявление эмоционального состояния, тревожности, особенностей мотивации, определение предпочитаемых и отвергаемых учеников в классе. Особый интерес может представлять диагностика личностных и характерологических особенностей детей, которая может помочь педагогу на начальном этапе работы с классом.

Кроме того, школьный психолог может помочь классному руководителю при возникновении трудных ситуаций в классе. Среди таких проблем могут быть конфликты, травля (сейчас это часто называют английским словом «буллинг»), появление отвергаемых детей, низкий уровень сплоченности класса. Психолог может провести углубленную диагностику причин таких проблем, принять участие в разработке системы мер по разрешению трудностей, провести групповые занятия с учениками, если они будут необходимы в данном случае. Умение психолога работать с классом, используя элементы тренинга, проводить различные групповые игры и упражнения можно также задействовать при проведении воспитательных мероприятий, например, тематических классных часов.

Работа с отдельными школьниками

Большую помощь психолог может оказать учителю в работе с отдельными учениками. Наличие у ребенка учебных проблем может быть связано с недостаточным уровнем сформированности психических функций или психологических навыков, причем одни и те же трудности учеников могут иметь самые разные причины. Например, низкая успеваемость может быть вызвана несформированностью учебной мотивации, низким уровнем самоорганизации, высокой утомляемостью, высокой тревожностью. Некоторые из этих причин довольно очевидны, учитель и сам их может увидеть, наблюдая за ребенком. Однако в ряде случаев для выявления того, почему у ребенка имеются затруднения, требуется специальная диагностика. Психолог обладает профессиональными инструментами, позволяющими ему определить специфику сформированности у ребенка тех или иных психологических характеристик и функций: познавательных способностей, личностных особенностей, коммуникативных навыков. Такая диагностика позволяет глубже понять причины проблем учеников и более точно выбрать стратегию поведения по отношению к ним, а также обозначить пути педагогической поддержки.

О видах деятельности школьного психолога рассказывает Барложецкая Наталья Фёдоровна, психолог-консультант в социально-коррекционной сфере, педагог-психолог высшей квалификационной категории

По итогам диагностики психолог может сформулировать рекомендации по развитию этих функций или навыков, а также организовать индивидуальные и групповые занятия, направленные на их формирование. Например, если выяснится, что низкая успеваемость ученика связана преимущественно с несформированностью у него навыков самоорганизации, психолог подскажет родителям способы развития этих навыков у ребенка и (по возможности и по необходимости) будет проводить занятия с ребенком, направленные на развитие этих навыков.

Еще больше сложностей вызывает работа с детьми, у которых проблемное поведение. Зачастую просьба о помощи психолога формулируется приблизительно так: «Поговорите с ним», «Скажите ему», «Объясните ей». Однако крайне редко причиной нежелательного поведения ребенка является именно непонимание им правил и требований школы. В большинстве случаев дети прекрасно знают, что от них требуется, и не делают этого по двум причинам: либо у ребенка опять же не сформированы психические функции, которые обеспечивают выполнение этих требований, либо невыполнение правил является более привлекательным, чем их выполнение (например, позволяет получить больше внимания от взрослых).

Допустим, подросток грубо разговаривает с учителем, хотя великолепно осведомлен, что этого делать нельзя. Причиной этого может быть неумение выражать свое несогласие в корректной форме или же стремление почувствовать свою власть, добившись того, что взрослый выйдет из себя.

Разъяснение может быть эффективно только в том случае, когда ребенок оказался в новой для него ситуации и ему не очень ясно, что происходит и как себя вести, к примеру, в беседе с пятиклассником, которому трудно адаптироваться к условиям средней школы. Во всех остальных случаях объяснять и растолковывать что-либо ребенку бессмысленно. Поэтому чаще всего занятие ребенка с психологом предполагает не объяснение того, как следует себя вести, а определенные игры и упражнения, направленные на формирование необходимых ребенку функций или выражение эмоциональных переживаний. Так что не нужно удивляться, если на вопрос: «Что вы делали с психологом?» – дети отвечают: «Мы играли». Для ребенка встреча с психологом – это действительно прежде всего увлекательная игра.

Поскольку формирование новых навыков и развитие психологических функций – процесс довольно длительный, потребуется некоторое количество занятий, прежде чем их результат будет заметен. Как показывает практика, ожидать видимых изменений в поведении ребенка, занимающегося с психологом, имеет смысл хотя бы после восьми-десяти регулярных занятий.

Каждый классный руководитель сталкивается с необходимостью помогать детям, попавшим в трудные жизненные ситуации и испытывающим сильные чувства. Например, у кого-то из учеников разводятся родители, умер кто-то из близких. Психолог может помочь ребенку выразить свои чувства, подскажет взрослым, как лучше взаимодействовать с ним на таком трудном этапе его жизненного пути.

Работа со взрослыми

Школьный психолог может также оказать большую поддержку классному руководителю в работе с родителями.

Прежде всего, взаимодействие с психологом позволяет более эффективно решать задачи, связанные с повышением психолого-педагогической компетентности родителей. В ходе родительских собраний психолог может познакомить родителей с возрастными особенностями различных периодов развития, обратить их внимание на неэффективные способы воспитания в семье и пути их изменения, показать приемы формирования познавательных характеристик у детей и решить множество других педагогических задач. Психолог также владеет приемами работы с группой, которые он может использовать для разнообразия форм работы с родителями. Помимо новых методов работы на родительском собрании, классный руководитель при участии психолога может реализовать новые формы работы с родителями: родительские клубы, гостиные, лектории.

Большую поддержку психолог может оказать классному руководителю в работе с родителями трудных учащихся или учеников, переживающих трудные жизненные ситуации. В ходе индивидуального консультирования психолог помогает родителю осмыслить трудности, возникающие во взаимодействии с ребенком, увидеть, что сам родитель делает для усугубления или разрешения проблем ребенка, найти новые способы общения с сыном или дочерью. В отличие от беседы с классным руководителем, индивидуальная работа родителя с психологом больше направлена на рефлексию, анализ общения с ребенком, осмысление эффективных и неэффективных стратегий взаимодействия, формулировку рекомендаций. Психологические консультации не заменят работу классного руководителя, но помогут значительно усилить их результативность.

Помимо работы с детьми и родителями, психолог может оказать поддержку самому педагогу. Конечно, школьный психолог не методист, он не подскажет, как лучше спланировать урок или построить воспитательную работу. Но он может помочь учителю провести самоанализ педагогической деятельности, увидеть свои сильные стороны, обратить внимание на недостаточно эффективные способы взаимодействия с детьми и родителями. Наконец, школьный психолог может помочь педагогу в профилактике выгорания: заметить его признаки и найти личные способы сохранения позитивного эмоционального состояния.

Границы возможностей школьного психолога

Однако необходимо понимать, что для решения некоторых проблем как ребенка, так и его родителей требуется длительная регулярная психологическая работа, которая приведет к получению результата только в том случае, если она будет продолжаться несколько месяцев, а то и лет. Школьный психолог такую работу осуществить не может, даже если владеет необходимыми для этого знаниями: это не входит в его функционал. В этом случае индивидуальную работу с ребенком может вести специалист – психолог другого учреждения, например, психолого-медико-социального центра.

Для того чтобы лучше представить себе специфику работы школьного психолога по сравнению с психологами психолого-медико-социальных центров, сопоставим его со школьной медсестрой. Школьная медсестра не лечит хронические заболевания, она оказывает неотложную медицинскую помощь, делает прививки, осуществляет профилактическую работу. Если ребенку нужна специализированная медицинская помощь, она может посоветовать, к какому специалисту лучше обратиться. Роль школьной медсестры в обеспечении здоровья детей очень велика, но никому и в голову не приходит обращаться к ней за рецептом на очки или по поводу больного зуба. То же самое касается психологов: школьный психолог не может разрешить серьезные, глубинные проблемы семьи, для этого нужны посторонние специалисты.

Психолог не может решать задачи, связанные с воспитанием. Он не может научить детей здороваться, ценить дружбу, переобуваться в сменную обувь и так далее. Однако это совсем не значит, что его нельзя привлекать к обсуждению и поиску способов решения воспитательных задач. Психолог может помочь проанализировать, почему не удается эти задачи решить.

Никакая психологическая работа не может сделать так, чтобы ребенок что-то захотел, расхотел или полюбил. Если ребенок не уважает бабушку или не любит читать, занятия с психологом этого не изменят. Даже при том, что в ходе индивидуальной работы у ребенка будут формироваться необходимые функции и навыки, следует содействовать переносу этих новых навыков в повседневную жизнь ребенка и их закреплению. Оказание помощи ребенку требует кооперации всех взрослых, так или иначе взаимодействующих с ним.

Профессиональная этика

Важным условием эффективности психологической помощи является принцип конфиденциальности, который считается также одним из основных этических требований в работе психолога. Информация, полученная школьным психологом, является закрытой. Конфиденциальность позволяет установить контакт с детьми и взрослыми, построить доверительные рабочие отношения. Именно в силу этого принципа ряд документов школьного психолога являются закрытыми или зашифрованными.

Правила профессиональной этики запрещают психологу разглашать информацию, которая стала ему известна в ходе работы. Поэтому он не вправе рассказывать о том, что говорили дети или родители на консультации, пересказывать их слова, сообщать полученные им сведения из жизни семьи. Школьный психолог может поделиться с классным руководителем общими соображениями по поводу проблемы, своими наблюдениями за ребенком или родителем, но он не может рассказывать, о чем шла речь на индивидуальной консультации.

Однако не стоит бояться, что психолог не поделится действительно важными сведениями. Те же самые правила профессиональной этики требуют от психолога нарушить принцип конфиденциальности, если ему становится известна информация о том, что существует угроза жизни и здоровью его клиента, будь то ребенок или взрослый, или кого-то из их окружения. В большинстве случаев такие ситуации станут прежде всего известны социальному педагогу и классному руководителю. Если это происходит, классному руководителю важно обсудить с психологом, какие шаги следует предпринять и как в максимально щадящей для ребенка и семьи форме оказать им необходимую помощь.

Конечно, школьный психолог никогда не сможет заменить ни классного руководителя, ни педагога-организатора. У него совершенно другой функционал, другой профессиональный багаж знаний и навыков. Но если учитель этим багажом пользуется, он тем самым значительно облегчает решение многих педагогических задач.

5psy.ru

РАЗДЕЛ 4. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ОУ

 

Для психологической службы образования характерны два направления работы: актуальное и перспективное.

В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в общении (в той или иной системе отношений) и т.п.

В рамках перспективного направления осуществляются, реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. А это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития всех и каждого.

Работа педагога-психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям: психологическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагностическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное.

 

 

1. Психологическое просвещение.

 

Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

5) достигать понимания необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в образовательном учреждении.

Просветительская деятельность педагога-психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов. Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает педагог-психолог. Важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного детского сада, школы, контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.



Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.

 

 

2. Психопрофилактическая работа.

 

Психопрофилактическая работаформирование педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики.

Первый уровень – первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем.

Второй уровень – вторичная профилактика, работа с детьми группы риска, у которых замечено появление соответствующих проблем.

Третий уровень – третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с коррекционной.

Содержание психопрофилактической работы:

■ Педагог-психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.

■ Психолог следит за соблюдением в ОУ психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе.

■ Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с переходом на следующую возрастную ступень.

■ Психолог ведет работу по подготовке детей, подростков и старших школьников к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельностей, профессий, которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.



Тематическое содержание профилактической работы определяется как по запросам участников образовательного процесса, так и по инициативе педагога-психолога.

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в профилактических целях используются наглядные средства. В условиях ОУ они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и рекомендациями.

3. Психодиагностическая работа

 

Содержание диагностической работы педагога-психолога ОУ.

 

Психодиагностическая работа психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

Для реализации этих задач практический психолог:

■ проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;

■ проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;

■ диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;

■ проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.

Психодиагностическая работа педагога-психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса и формулировку психологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. Полученные данные позволяют педагогу-психологу строить дальнейшую работу: выделить детей так называемой «группы риска», нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми.

Диагностические материалы, хранящиеся в кабинете педагога-психолога предназначены для выявления индивидуально-психологических особенностей развития детей, определения причин и характера затруднений в развитии, сформированности у них умений, необходимых для успешного самостоятельного решения учебных задач, решения задач повседневной деятельность и профессионального самоопределения.

 

cyberpedia.su

Основные направления работы педагога-психолога

Виды работы (направления) соответствуют Письму Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования и Приказу Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». Выделяются следующие направления деятельности педагога-психолога: психологическая профилактика и психологическое просвещение, психологическая диагностика, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование, экспертная деятельность, организационно — методическое направление.

 

Приоритетные направления работы в условиях введения ФГОС ДО позволяют повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса в частности и улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяют корректировать образовательный процесс. 

  1. Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.    Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией (заместителями заведующей) и другими специалистами (учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, семинар, круглый стол и т. д.).
  2. Диагностическая работа (индивидуальная, групповая). Можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении: во-первых, когда мы отслеживаем нормы развития ребенка, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 л и старше), так как дети приходят в детский сад в разном возрасте. Сопровождение кризиса 3-х лет. Отслеживание возрастных новообразований по критериям на каждом возрастном периоде. А также сопровождение готовности ребенка к школьному обучению.
  3. Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная, групповая) Формирование потребности в познании чего-то нового, возможности его приобретения и реализация в деятельности, в общении между сверстниками и воспитателями. Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремиться приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
  4. Экспертная деятельность — это психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.
  5. Консультирование (индивидуальное, групповое). Помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии. Осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями.
  6. Организационно-методическая и аналитическая работа направлена на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ДО, планирование работы на следующий год.

ds103klg.ru

Роль педагога-психолога в современных образовательных условиях. Новые направления профессиональной деятельности педагога-психолога.

Роль педагога-психолога в современных образовательных условиях. Новые направления профессиональной деятельности педагога-психолога.

О. Ю. Ледкова

Педагог-психолог

МАОУ «СОШ №56 г. Челябинска»;

Руководитель ГМО педагогов-психологов

г. Челябинска

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в современной образовательной ситуации, влечет серьезные изменения в профессиональной деятельности всех участников образовательных отношений, в том числе педагога-психолога.

Отличительная особенность нового стандарта – его направленность на переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования. Можно сказать, что сами Федеральные стандарты общего образования являются по своей сути социальным проектом, цель которого, создание новой модели образования, отвечающей социальным запросом современного общества, а также формирование нового поколения с определенными личностными и интеллектуальными потенциалами.

Отсюда вытекает объективная необходимость обновления роли психологической службы в системе образования, а также роли самого педагога-психолога в современных образовательных условиях. Педагог-психолог становится важнейшим звеном в системе и модели всего школьного взаимодействия и эффективного функционирования образовательной организации.

Содержание нового закона об образовании, ФГОС НОО, ФГОС ООО предъявляют достаточно высокий уровень требования ко всем участникам образовательного процесса. И в первую очередь к педагогическим работникам. Современной школе востребован новый современный педагог, обладающий многими универсальными и интегративными качествами. В реальности, мы видим и понимаем, что не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, учитель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии системно-деятельностного подхода, что снижает результативность урока и вызывает еще большее эмоциональное отторжение инноваций частью педагогов. Здесь вектор ответственности смещается на администрацию образовательной организации, которая своевременно оказывает профессиональную методическую помощь педагогам, начиная от разработки некоторых разделов рабочих программ, заканчивая помощью в проектировании урока.

В рамках реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО одной из главных задач педагога-психолога становится — формирование активной мотивационной сферы педагога, развитие его профессиональной гибкости и готовности к инновационной деятельности.

Такая ситуация вызывает потребность в смещении приоритета в профессиональной деятельности педагога-психолога с непосредственной работы с обучающимися и родителями, на психологическое просвещение, а также профессиональную и личностную поддержку учителей. В рамках данного взаимодействия, педагог-психолог, в образовательной организации, помогает и повышает общую психолого-педагогическую компетентность педагогов, сопровождает в реализации коррекционной работы, ориентирует в программе формирования УУД, активно участвует и разрабатывает адекватную систему оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностные и метапредметные результаты).

Анализ метапредметных и личностных компетенций показал, что из 26 компетенций, выделенных ФГОС НОО, 2 могут быть сформированы только педагогическими средствами, а остальные требуют комплексного подхода специалистов — учителя, педагога-психолога, социального педагога и др. Среди метапредметных и личностных компетенций ФГОС ООО соотношение немногим отличается: из 24 не более 6 могут быть сформированы только педагогическими средствами, остальным также нужен комплексный подход. Следовательно, в работе и развитии у обучающихся метапредметных и личностных компетенций требуется тесное сотрудничество учителя и педагога-психолога. Например, метапредметные компетенции:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные компетенции:

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другим человеком и достигать взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе взрослых и социальных;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи и т. д.

Описывая новые направления в работе педагога-психолога, на данном этапе изменений в сфере образования, нужно учитывать и основные традиционные формы и направления работы специалиста. Это огромный блок работы, со всеми участниками образовательных отношений в рамках психологического просвещения, психопрофилактики, консультационного направления, диагностических мероприятий, коррекционной и развивающей работы, а также экспертной – аналитической деятельности.

Современный педагог-психолог в образовании – это востребованный универсальный специалист: учитель, воспитатель, тьютор, педагог и менеджер с широкой сферой деятельности, глубоким мировоззрением и современным гибким мышлением, взаимодействующий и эффективно работающий со всеми участниками образовательного процесса.

Нововведения в современном образовательном пространстве предъявляют новые требования к уровню психолого-педагогической компетентности всех специалистов образовательной организации, и прежде всего учителя и педагога-психолога. Следовательно, роль грамотных, высокопрофессиональных педагогов, психологов с инновационными подходами в вопросах воспитания и развития обучающихся, в образовательной организации, не просто возрастает, а становится главной.

Литература:

1.Закон РФ «Об образовании» http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/

2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под. ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

3.«Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС НОО» – Асмолов А.Г., доктор психологических наук, профессор, директор ФИРО, действительный член (академик) Российской академии образования.

http://my.webinar.ru/record/177965/

4. Развитие исследовательских умений младших школьников. Под. Ред. Н. Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2012.

5. Справочник педагога-психолога: МЦФЭР. Ресурсы образования: №6, 2013.

6. Справочник педагога-психолога: МЦФЭР. Ресурсы образования: №4, 2014.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт http://www.standart.edu.ru/

infourok.ru