Направленность это в психологии: Направленность личности – что это в психологии

📖 49. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 50. Читать онлайн

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.


Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности.

Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Мотивы и мотивация обеспечивают в основном активизацию и направленность поведения человека.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или не осознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Сами мотивы формируются из потребностей человека.

Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются как таковые.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Следует отметить, что когда говорят о иерархии человеческих потребностей, то чаще всего вспоминают классификацию, предложенную А. Маслоу. Согласно концепции А. Маслоу, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину (рис. 16).


Рис. 16. Структура иерархии потребностей по А. Маслоу

В отечественной психологии также предпринимались попытки решать проблемы мотивации человека. Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А. Н. Леонтьевым.

Согласно его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей.

Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, обретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Шилова Н.И. Проблема психологического конструкта целевой направленности личности

УДК 159.923

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСТРУКТА

ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Шилова Н. И.

В данной статье рассматривается понятие целевой направленности личности через определённую иерархию целей человека, мотивационное наполнение, которое отображает личную позицию. Показано влияние данной позиции на достижение перспективных целей, преимущественно в ситуациях будущего времени. Определены компоненты и формы выражения целевой направленности личности. Выделены четыре позиции: рациогуманистическая, альтруистическая, рациональная и эгоцентрическая. Составлен терминологический аппарат для качественного понимания исследуемого понятия. Разработан психологический конструкт целевой направленности личности.

Ключевые слова: целевая направленность, личность, мотивация, цели, целеустремлённость, целеполагание, волевое усилие, эмоциональное отношение.

 

THE PROBLEM OF THE PSYCHOLOGICAL CONSTRUCT

OF THE PERSONALITY’S GOAL ORIENTATION

Shilova N.I.

The article considers the concept of the personality’s goal orientation through a certain hierarchy of human goals and motivational content that reflects a personal position. The influence of this position on the achievement of long-term goals is shown mainly in future time situations. The components and forms of expression of the personality’s goal orientation are defined. Four positions are singled out: rationalistic, altruistic, rational and egocentric. The terminological apparatus for qualitative comprehension of the investigated concept is made. A psychological construct of the personality’s target orientation has been developed in the article. 

Keywords: goal orientation, personality, motivation, goals, purposefulness, goal-setting, strong-willed effort, emotional attitude.

 

Проблема развития гармоничной современной личности является предметом пристального внимания психологических исследований. Необходимо оказывать помощь в раскрытии таких моральных качеств, как гуманизм, принципиальность, верность долгу, трудолюбие, целеустремленность. Только при их наличии у человека возможен личностный рост, адаптация в современных условиях жизни, налаживание коммуникативных связей с окружающими.

Среди этого многообразия личностных качеств, особую роль играет целевая направленность. Это объясняется тем, что она, будучи интегративным образованием, определяет направленность личности, ее мировоззрение, идеалы и ценности.

В отечественной психологии в изучении целевой направленности личности возникло несколько научных школ и направлений: теория потребностей и мотивов (С.Л. Рубинштейн [12], А.Н. Леонтьев [6]). Вопрос о соотношении целей и мотивов затрагивали А.К. Тихомиров [14], Н.А. Бернштейн [3], Б.Ф. Ломов [7]. На проблеме целеполагания останавливались Н.Ф. Наумова [10], А.Ф. Коган [5].

Цель статьи – исследовать подходы к изучению проблемы целевой направленности личности и на основе полученных данных составить теоретическую модель данного феномена.

Направленность личности неразрывно связана с целями, ради которых она действует, ее мотивами и субъективным отношением к разным сторонам действительности. Целевая направленность личности – это качественный признак направленности как таковой. Данное понятие имеет свою структуру и рассматривается в контексте двух измерений: психологически индивидуального (направленность, самосознание, характер, психофизиологические качества), деятельностного (потребностно-мотивационные, информационно-познавательные, целеобразующие компоненты). Содержательная структура целевой направленности личности перекликается с многомерной концепцией личности О.П. Санниковой (формально-динамический, содержательно-личностный, социально императивный уровни) [13, с. 7] и психологической структурой личности В.В. Рыбалка [11, с. 88], который выделяет три измерения: социально-психолого-индивидуальное (вертикальное), деятельностное (горизонтальное) и генетическое (возрастное) измерение.

Содержательные составляющие целевой направленности рассматривает А.А. Фурман в многосферной структуре аксиосферы как предмета психологического познания личности. Он выделяет четыре компонента (подсферы): потребностно-мотивационный, деятельностно-оперативный, ценностно-смысловой, ценностно-ориентационный [15, с. 149].

Потребностно-мотивационные компоненты деятельностного измерения целевой направленности личности исполняют роль вектора-пути в развитии данного явления. А.А. Фурман определяет их как сложную систему взаимосвязанных компонентов, которые находятся в иерархической соподчиненности и составляют потребности, интересы, влечения, цели, установки, идеалы [15, с. 149].

Теория мотивации А. Маслоу [9] охватывает содержание потребностей, их иерархическое положение относительно друг друга, показывает их связь с мотивационной сферой человека, побуждения ее, таким образом, к деятельности. А. Маслоу определяет ведущую роль мотивации в целеустремленности действия, ведь именно она является основой для организации устойчивой деятельности, направленной на достижение определенной цели. Автор утверждает, что есть нормальные условия жизни в цивилизованном мире, эти условия очень тесно связаны с базовыми потребностями, которые и представляют собой самые цели. Такие базовые потребности он объединил в так называемую пирамиду [9, с. 126].

А. Маслоу провел анализ проблемы соотношения мотивации и целей. В этом он отмечает, что удовлетворение потребностей человека настолько является значимым для нее, что кроме целей она уже ничего не видит. Удовлетворение этих потребностей составляет конечную цель любой деятельности личности. Поэтому, для выявления мотивации, следует обращать внимание на первоисточник деятельности человека – его желания и потребности. Автор отмечает социальную обусловленность проблемы, ведь путь, который избирается для достижения цели, определяется культурными особенностями человека.

Существует еще одна составляющая соотношения мотивов и целей – их совпадение, точнее, трансформация действия в деятельность (механизм сдвига мотива на цель, второй вариант – механизм преобразования цели в мотив), иначе – осознание мотивов, их подъем, что характерно для зрелых личностей. На эту проблему указывал в XIX в. В. Вундт в работе «Механизм гетерогонии целей». Он отмечал, что разнородность приходит извне, а механизм, приводящий к осознанию мотив, включает в себя отображение прошлых событий.

О.К. Тихомиров [14] продолжал рассматривать проблему целеполагания с позиции взаимосвязи целей и мотивов. Согласно его концепции образ будущего результата не может стать целью сам по себе. Это возможно только при условии его связи с мотивом деятельности человека. При этом в зависимости от мотивов, цель имеет разный личностный смысл. Исследователь допускает различное отношение одной и той же цели в различных мотивах. В случае их разной направленности имеет место целеполагание в конфликтной ситуации. На основе потребностей человека возникают цели. О. К. Тихомиров классифицировал их следующим образом: гностические, коммуникативные, связанные с удовлетворением естественных потребностей и т.д. [14, с. 82]. Началом формирования целей ученый считает сам факт встречи мотивов и установок с препятствиями. О.К. Тихомиров отмечает сложные взаимоотношения между целью и установками, ведь они замещаются целями, определяют избирательность по отношению к возможным целям и могут стать 

Н.А. Бернштейн [3] рассматривал цель в контексте задач. Чтобы сформулировать задачу, необходимо создать образ того, что надо достичь. Автор связывает достижения цели с ситуационными процессами и разграничивает их во времени. Он рассматривает цель как модель необходимого будущего и отмечает, что мозг должен конструировать ситуацию будущего. Этот процесс должен происходить подобно тому, как мозг формирует отражение реального внешнего мира [3, с. 95]. Такой осознанный образ будущего может стать основанием для формулирования задачи.

Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном [12] и А.Н. Леонтьевым [6] раскрывает не только структуру и содержание психологической деятельности, но и ее связь с потребностями человека, она объясняет, каким образом определенная деятельность связана с целями, которые ставит перед собой личность.

С. Л. Рубинштейн в качестве структуры деятельности личности построил следующую цепь: движение – действие – деятельность. Связывая цели и деятельность личности, Сергей Леонидович отмечал осознание и целеустремленность человеческой деятельности. Именно в деятельности личность реализует свои цели. С.Л. Рубинштейн также связывает деятельность человека с целями и мотивами. В своей теории деятельности он указывает, что каждое действие состоит из цели и мотива, которые находятся во взаимодействии друг с другом. Однако автор отрицает совпадение мотива и цели как составляющих действия, объясняя это тем, что цель – это образ желаемого результата, на который направлено действие человека, а мотив – это то, что побуждает достигать данную цель, и вызывает действие. По этой теории действие состоит из нескольких частных действий, или операций [12, с. 26].

Подход А.Н. Леонтьева [6] подобен структурам деятельности С.Л. Рубинштейна, но имеет некоторые отличия. В своей структуре деятельности личности Алексей Николаевич выделяет две цепи: деятельность – действие – операция и мотив – цель – условие. В состав мотивов деятельности человека, которые выделил С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев добавляет жизненные цели.

А.Н. Леонтьевым вводится понятие «мотив-цель» [6, с. 61], который является ведущим элементом основы личности. Итак, согласно его теории, существуют мотивы-стимулы (мотивы, побуждающие, порой остроэмоциональные, но лишенные смыслообразующих функций) и мотивы-цели (побуждают деятельность, но при этом добавляют ей личностный смысл) [6, с. 61].

Первичным и характерным для деятельности личности, по мнению А.Н. Леонтьева, является несовпадение мотивов и целей. Однако их совпадение является вторичным явлением, которое означает, что цель не требует внешней побудительной силы и является самостоятельной единицей, или произошло осознание мотивов и превращение их в мотивы-цели. В своем сознании, личность отделяет мотивы от целей. Ведь цели А.Н. Леонтьев определяет сознательными, а мотивы – преимущественно бессознательными. Таким образом, ставится вопрос возникновения мотивов. Основа этой концепции состоит в том, что через некоторое время воздействия движущего мотива на цель, она приобретает собственной побудительной силы и становится мотивом [6, с. 62].

В теоретическом плане значительный вклад в решение вопросов целей и мотивации внес Б.Ф. Ломов [7]. Он утверждает, что источником любой деятельности является наличие у нее определенных мотивов, поэтому свою деятельность человек направляет на достижение поставленной цели. Направлением движения в данном процессе выступает понятие мотив-цель, которое является центральным звеном в структуре деятельности личности и организует всю систему психических процессов и состояний человека, которые включаются в эту деятельность. Изменения в перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других психических процессах, а также их взаимоотношениях в структуре развития деятельности личности преимущественно зависят от основной составляющей – мотива-цели [7, с. 98]. Подобный процесс наблюдается в изменениях работоспособности и эмоциональных состояниях. Б.Ф. Ломов выделяет жизненные цели и цели конкретной деятельности, первоосновой из которых является именно жизненные цели [7, с. 98].

В состав компонентов деятельностного измерения целевой направленности следует отнести психологическую готовность личности к деятельности, которая в данной статье рассматривается как сложная индивидуальная особенность, содержащая четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, когнитивный, операционно-процессуальный, эмоционально-волевую готовность. Ситуационная готовность к деятельности характеризуется системой психических состояний личности и проявляется в экстремальных условиях, она зависит от типа нервной системы человека, индивидуально-типологических особенностей. 

Для дальнейшего полного определения специфики концепта целевой направленности личности следует рассмотреть ее содержательный формат как основу для обоснования данной проблемы. Говорится о таком понятийном ряде: целеполагание – целеустремленность – целевая направленность.

При исследовании проблемы целеполагания в психологии было выделено несколько подходов. Концепция О.К. Тихомирова является ключевой в данном вопросе – в центре ставится вопрос исследования процессов целеполагания. Согласно этому подходу в процессе жизнедеятельности человека формируется образ необходимого результата действий, который осознается и принимается за основу для практических и физических действий. Исследователь выделяет девять механизмов целеполагания. В результате осознания и связи с мотивом результата действия он становится целью; на этапе подготовки практического действия происходит перестройка неосознанных предположений, когда они становятся целью; в случае недостижения намеченного результата цели меняются; через связывание цели с целью возникает усвоения поставленной цели; из нескольких целей для человека характерно выделение одной доминирующей; трансформация мотива в мотив-цель; постановка промежуточных целей для частичного удовлетворения собственных потребностей и организации целостной деятельности по достижению конечной цели; переход от предшествующих окончательных целей; структурирования целей в иерархическую последовательность [14, с. 84].

А.Ф. Коган разбил эти механизмы целеполагания на две группы: к первой относятся механизмы формирования жизненных целей, ко второй – планирование достижения промежуточного результата [5, с. 104].

О.К. Тихомиров разделяет цели на внутренние (те, которые относятся самой личностью) и внешние (те, которые определяются извне). В данном подходе является предположение о наличии у человека автогенерирующей умственной деятельности, которая проявляется при решении интеллектуальных задач [14, с. 87]. По этому поводу у А.Ф. Когана [5] другое мнение, он не соглашается со своим предшественником и выдвигает сомнения в правдивости данной гипотезы, ведь сам механизм образования целей полностью не раскрыт. Однако автор признает применение данного аспекта при составлении методологии экспериментального исследования, когда субъект изучается в процессе его участия в интеллектуальных задачах разной сложности [5, с. 104]. А.Ф. Коган продолжает свою мысль тем, что проведенные эксперименты по данному подходу имеют весьма ограниченный характер. Исследователь определяет ряд обстоятельств, которые этому способствуют. Рассматриваются только мыслительные задачи алгоритмического типа; основное внимание уделяется лишь алгоритму решения интеллектуальных задач, обусловленных представлениям конечной цели; условия задач не имеют неизвестного компонента, который избегает варианта осуществления акта психологического выбора; особенности внешних и внутренних условий ситуации не рассматриваются в достаточной мере [5, с. 105].

Таким образом, методологическая концепция О.К. Тихомирова не может решать задачи экспериментального исследования, которое заключается в определении конкретной цели, а также определении механизмов целеполагания [14, с. 87].

Н.Ф. Наумова рассматривает цели в контексте целеполагания и формулирует общие принципы выбора целей личностью. Автор данного подхода характеризует цели как вариативные, их выбор должен быть парадоксальным (за основу надо брать логическую несовместимость крайних позиций выбора), они отличаются своей неопределенностью (в момент выбора, хотя бы один из элементов определения цели неопределенный), свободным структурированием и интерпретацией выбора, при этом личность характеризуется устойчивостью (принятие в процессе выбора волевого решения, вызванного принципиальной неоптимизированностью выбора) [10, с. 23].

С.Д. Максименко называет целеполагание центральным содержательным компонентом в структуре деятельности, а процесс определения цели – основным механизмом целеполагания. При осуществлении анализа мотивов деятельности, отмечается следующее – постановка субъектом задачи, основанной на предыдущих усвоенных знаниях, стимулирует к постановке новых целей и задач благодаря механизмам целеполагания, содержащие регуляторную основу построения новых действий [8, с. 49]. Автор связывает развитие личности, с одной стороны, с ситуациями, а с другой – с целеполаганием. Он отмечает, что понимание прошлых событий и будущего развития невозможно без социальной ситуации или понимание ее как одной из факторов. Никто не может существовать без планирования своих достижений, обдумывания будущих жизненных ситуаций и событий с окружающими людьми. Итак, целью прогнозирования С.Д. Максименко определяет целеполагание [8, с. 49].

К.А. Абульханова-Славская [1, с. 20] отмечает, что умение ставить цели, а именно – подчинять свое поведение и организовывать жизнь для достижения поставленной цели свидетельствует о высоком уровне развития личности. В данной концепции отводится большая роль будущему времени в реализации целей человека, проблема целевой направленности рассматривается в контексте личностной перспективы. Личностная перспектива определяется не только как способность человека видеть себя и свои действия в будущем, но и ощущение готовности к нему в настоящее время. Она выступает в роли установки на будущее и определяет степень готовности к преодолению трудностей на пути к будущему, несмотря на неопределенность и другие сложные обстоятельства для личности [1, с. 20].

Первым исследователем, который специально рассмотрел вопрос именно целевой направленности личности, является Я.В. Васильев [4]. Ярослав Васильевич впервые определил структуру и очертил предметное поле целевой направленности личности. Автор данной концепции отмечает, что единицей психической деятельности является ситуация. В результате такого подхода был обнаружен пространственно-временной континуум, благодаря которому в структуру деятельности был введен недостаточный компонент. Этот компонент остался незамеченным как ведущими учредителями теории деятельности, так и их преемниками. Этот компонент – предмет потребности. Именно данный предмет выступает как объект целевой направленности личности, объединяющий предметное содержание и динамические напряжения по его достижению. 

Я.В. Васильевым была разработана оригинальная «Методика исследования целевой направленности личности» [4, с. 162], которая позволила определить уровневую структуру психической деятельности, а также определить приоритет ситуаций будущего по отношению к ситуациям настоящего и прошедшего времени. Ярославом Васильевичем были обнаружены черты личности, которые отвечают за постановку близких, средних и дальних целей. Удаленность целей по Я.В. Васильеву вызвана позициями личности: эгоцентрической, рациональной и альтруистической [4, с. 162].

Данное положение о позиции личности следует дополнить четвертой составляющей – рациогуманистической, которая определяется Г.А. Баллом [2] как идея современного гуманизма. В мировоззренческом плане рациогуманизм признает интеллектуальную культуру одним из важнейших достижений человечества, а в аспекте человекознания требует максимального использования этих знаний в его гармоничном взаимодействии с другими составляющими культуры, прежде всего, для расширения знаний о человеке и их гуманистически ориентированного практического применения [2, с. 65]. Рациогуманистическая позиция содержит дальние цели, предполагает саморефлексию и является высшим проявлением саморазвития личности. 

Целевая направленность определяется, прежде всего, постановкой ясной цели. При этом имеется в виду не только осознание того, чего следует достичь, но и умение предвидеть способы достижения цели. Другой особенностью является умение человека подчинять все свои поступки, действия и помыслы выбранной цели. Третьей особенностью является неуклонное, устойчивое стремление достигать поставленных целей. Это стремление проявляется в умении длительное время сохранять цели и организовать свое поведение для ее осуществления.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил составить теоретическую модель психологического конструкта целевой направленности личности (см. рисунок), которая содержит основные компоненты и формы проявления, в силу которых она занимает важное место в жизни человека.

Таким образом, обобщение исследований по проблеме целевой направленности личности представителей различных концепций позволяет нам определить ее основной терминологический аппарат, который образует основу для понимания понятия целевая направленность:

Целеобразование – самостоятельная постановка целей субъектом, их принятие и удержание в течение длительного времени.

Целеполагание – центральная фаза управления собственной деятельностью, предполагает постановку генеральной цели и совокупности целей, в соответствии со стратегическими установками, интересами и жизненными задачами человека.

Целеустремленность – волевая черта личности, характеризующая деятельность человека, направленная на достижение результата, и выражается через вектор-путь цели.

Целевая направленность – качественная характеристика направленности личности при определении жизненно важных целей, которая определяется готовностью человека к достижению желаемого результата.

Психологический конструкт целевой направленности личности

Целевая направленность личности представляет собой определенную иерархию целей человека, которая имеет мотивационное наполнение, отражающее личностную позицию, и направлена на достижение перспективных целей, преимущественно в ситуациях будущего времени. Ориентация на будущее время в целевой направленности личности заложена по определению цели как образа или модели необходимого будущего. Выделено четыре вида позиций целевой направленности личности: эгоцентрическая, рациональная, альтруистическая, рациогуманистическая.

 

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности: Психология формирования и развития личности / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1981. – С. 19-44. 

2. Балл Г.О. До обґрунтування раціогуманістичного підходу у психології / Г.О. Балл // Психологія і суспільство. – 2004. – №4. – С. 60-74.

3. Бернштейн Н.А. От рефлекса к модели будущего / Н.А. Бернштейн // Вопросы психологии: издается с января 1955 года / Ред. Е.В. Щедрина. – 2002. – № 2. – С. 94-98. 

4. Васильев Я.В. Футурреальная психология личности: Монография / Я.В. Васильев. – Николаев: Изд-во «Илион», 2007. – 519 с.

5. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. – М.: Мысль, 1984. – 252 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – 2-е издание, стереотипное. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 352 с. 

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

8. Максименко С.Д. Генеза здійснення особистості / С.Д. Максименко. – К.: Видавництво «КММ», 2006 . – 255 с.

9. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. – 325 с.

10. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. – М.: Наука, 1988. – 199 с.

11. Рибалка В.В. Формула особистості і персонологічне мислення / В.В. Рибалка // Психологія та суспільство. – 2013. – №4. – С. 88-100.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

13. Саннікова О. П. Макроструктура особистості: психологічний опис / О.П. Саннікова // Наука і освіта. – 2013. – №7. – С. 7-13.

14. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека / О.К. Тихомиров. – М.: МГУ, 1969. – 304 с.

15. Фурман А.А. Ціннісно-орієнтаційні чинники особистісного розвитку студентів-психологів / А.А. Фурман // Психологія і суспільство. – 2009. – № 3. – С. 148-158.

 

Сведения об авторе: 

Шилова Нина Игоревна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Черноморского национального университета имени Петра Могилы (Николаев, Украина).

Data about the author:

Shylova Nina Ihorivna – Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer of Psychology Department, Petro Mohyla Black Sea National University (Mykolaiv, Ukraine).

E-mail: [email protected].

Можете ли вы приобрести чувство направления?

Как я уже упоминал в предыдущем посте, у меня было жалкое чувство направления. Я не мог найти выход из пресловутого бумажного мешка. Если бы я вел машину и приближался к перекрестку с незнакомого угла, я бы понятия не имел, где нахожусь. Я был постоянно дезориентирован и легко расстраивался. Могу ли я улучшить свое чувство направления?

Несколько недель назад я прочитал очень интригующую статью в журнале New York Times. Согласно этой статье, разные языки и культуры по-разному обрабатывают местоположение и направление. Чтобы описать местоположение объекта, вы можете использовать «эгоцентрические» направления, то есть вы можете указать местоположение относительно вашего собственного тела. Например, вы можете сказать: «Стол справа от меня». В качестве альтернативы вы можете описать местоположение объекта по отношению к внешним признакам, то есть вы можете сказать: «Стол находится на севере». В некоторых языках и культурах направления компаса используются почти исключительно для описания местоположения объекта. Люди, выросшие в этих культурах, всегда знают, где север, а где юг.

До недавнего времени я понятия не имел, что находится к северу от меня или к югу. Я локализовал почти все относительно своего собственного тела. Это не лучший способ построить мысленные карты окружающей среды, поскольку то, что находится справа или слева от вас, меняется с каждым поворотом или поворотом вашего тела.

Я размышляла над этой проблемой прошлой весной, когда, к моему удивлению, на День Матери мой муж Дэн преподнес мне особенный подарок — шапку-датчик севера! Этот подарок был основан на поясе feelSpace, описанном в журнале Wired. В устройстве feelSpace 13 датчиков распределены по ремню, и датчик, обращенный на север, вибрирует, таким образом давая владельцу постоянное обновление информации о том, где находится север. В мою шляпу Дэн встроил электронный компас, микропроцессор и мотор. Когда передняя часть шляпы была обращена на север, двигатель вращался и вибрировал. Я мог держать мотор в руке или засунуть его в шляпу. Каждый раз, когда я смотрел на север, я чувствовал жужжание.

Итак, я начал везде ходить со своим компасом. Как видно на фото, мой муж выбрал действительно нелепую шапку, но мне было все равно. Я был полон решимости посмотреть, смогу ли я развить чувство направления.

Наиболее распространенной адаптацией к любому дефициту является избегание. Итак, если вы не очень хорошо играете в теннис, вы, вероятно, избегаете играть в теннис, что только усложняет этот вид спорта. Я всегда был дезориентирован, поэтому избегал ходить в незнакомые места даже в своем маленьком городке. Таким образом, конечно, я никогда не работал над своими навигационными навыками. Теперь, со своим компасом, я принялся за эту проблему с интенсивностью и энтузиазмом. Куда бы я ни пошел, я думал о том, в каком направлении я иду, а затем поворачивал голову или шляпу так или иначе, чтобы определить, знаю ли я, где находится север. Для меня это была очень тяжелая работа, но она окупилась. После нескольких недель ношения моей шляпы с компасом на очень знакомых тропах я предвкушал жужжание, когда поворачивал на север. Я даже ожидал этого жужжания, когда на мне не было шляпы. Еще через несколько недель, даже без шапки, я автоматически думал о своем местонахождении по компасу и представлял свое местоположение на ментальной карте. В последнем посте я описал людей, в порядке возрастания направленной компетентности, как НЕВЕЖЕСТВЕННЫХ, РАЗВЕДЧИКОВ и НАТУРАЛЬНЫХ. Я прошел путь от НЕВЕЖЕСТВЕННОГО до РАЗВЕДЧИКА.

Я разработал определенные стратегии для измерения севера. Например, в полдень в северном полушарии, когда солнце находится более или менее над головой, оно находится на юге, поэтому ваша тень (очень короткая в полдень) указывает на север. Утром север находится справа от вашей тени, а днем ​​север слева. Я сделал иллюстрацию этого. Возможно, если бы я была девушкой-скаутом, я бы усвоила эти подсказки в молодости, но мне приходилось обдумывать их, гуляя со своей шляпой-компасом.

Теперь я лучше ориентируюсь, и это прекрасное чувство. Я чувствую себя более уверенно и защищенно и с большей вероятностью отправлюсь куда-нибудь в новое место. Впервые мне нравятся большие города. Мне также интересно, не влияет ли эта способность мыслить «аллоцентрически» на жизнь другими способами. У меня есть друг, которого я назову Пэтти, у которого прекрасное чувство направления. Однажды, когда я впервые работал над своим чувством направления, мы с Пэтти были пассажирами в машине. Пока машина поворачивала то в одну, то в другую сторону, я продолжал спрашивать ее, где находится север. Ей приходилось извиваться в разные стороны, чтобы продолжать указывать на север, но она сказала мне: «Сью, север не меняется. Он всегда в одном и том же месте». Конечно, она была права. Сколько бы мы ни поворачивали в машине, север не двигался. Пэтти все время думает аллоцентрически, не только о пространстве, но и о жизни в целом. Она всегда видит общую картину. Ее жизнь не лишена трудностей, но она всегда рассматривает свои беды в широком, глобальном контексте. В результате она подходит к каждой ситуации с уверенностью и невозмутимостью, которым я завидую и восхищаюсь. Таким образом, аллоцентрическое мышление может помочь вам во многих отношениях — найти свой путь во время путешествий с места на место и, в более общем плане, в том, как вы смотрите на свою жизнь.

Основные направления в психологии — Примечания Читать

Итак, мы увидели, что психологию можно определить как науку о человеческом опыте и поведении.

 

Поведение  объективно (некоторые говорят: интерсубъективно). Его также можно наблюдать у других людей или животных. Поведение включает, например. Б. писать, читать, чесать в затылке, говорить что-то, скрещивать ноги, хмуриться… В психологии поведение также включает в себя все физические процессы, которые можно измерить (с помощью измерительного прибора), напр. B. пульс (с пульсометром), мозговые волны на поверхности мозга (с помощью ЭЭГ), артериальное давление (с помощью измерителя артериального давления), активность мозга (с помощью ПЭТ и т. д.) … Поведение можно наблюдать непосредственно с помощью экспериментов или полевых исследований.

 

Опыт  все субъективно. Его можно наблюдать только прямо и непосредственно в собственном лице. Опыт включает в себя, например, мышление, воображение, чувства, восприятия, воспоминания… Научно объяснимое может быть пережито только в косвенной, опосредованной форме.

  • Либо у нас есть вывод из поведения к опыту  (есть, однако, риск неверных выводов  и неверного толкования)
  • Или у нас есть расспросить  людей на собеседованиях или тестах   об их опыте  (существует, однако, риск недопонимания. Или люди могут намеренно или ненамеренно сообщить нам о своем реальном опыте)
  • Или мы предполагаем, что то, что мы переживаем сами, также переживает и другие люди в подобных ситуациях. (Самонаблюдение)  Однако этот метод настолько подвержен ошибкам, что мы склонны не принимать его в качестве научного метода.
    По крайней мере, не как единственный метод. (Хотя: Зигмунд Фрейд написал свое толкование сновидений в основном на основе анализа собственных сновидений. Сегодня это, вероятно, больше не будет принято в таком виде.

 

Проблема невозможности непосредственного наблюдения опыта сопровождала психологию с самого начала. И делит психологию на два лагеря (к которым позднее добавятся третий, четвертый и пятый лагеря): психологов-бихевиористов (бихевиористов) и психологов-опытов (когнитивистов, от латинского «cognoscere» = знать, знать). )

Психология как наука о поведении (поведенческая психология; бихевиоризм)

Классическая поведенческая психология включает в себя психологов, в основном выходцев из научной дисциплины и желающих утвердить психологию как естественную науку. Один из них — Джон Ватсон. Другой — Ф. Б. Скиннер.

 

Для них единственным методом, который может принять наука, является эксперимент. По их мнению, только теории, проверенные в экспериментах, могут соответствовать требованиям научной теории.

Но это работает только для поведения. Опыт находится в некоем «черном ящике» (в голове), к которому у нас в принципе нет научного или объективного доступа. Их вывод ясен: научная психология должна отказаться от понятия опыта и исследования всех феноменов опыта. Для научной психологии нет ни мышления, ни чувства, ни воображения, ни переживания страха.

 

Основная психологическая модель, которую можно разработать на этой основе, очень проста: есть только стимулы (stimulus; MZ: стимулы), с которыми сталкиваются организмы. Это можно наблюдать. Затем что-то происходит внутри организма. Что это такое, можно спекулятивно предположить, но не исследовать. (Черный ящик). Повторно можно наблюдать только реакцию организма, т. е. поведение, следующее за раздражителем. И тогда мы можем связать стимул и реакцию. Тогда это называется психологической теорией.

 

Все становится яснее на примере: мы сталкиваемся с собакой, назовем ее Чарли, с сигналом колокольчика. Чарли не проявляет никакой слюноотделительной реакции, вероятно, ему вообще наплевать на звонок. Но это только отправная точка. И это должно скоро измениться, потому что сейчас мы начинаем наш эксперимент. Пару раз сочетаем колокольный звон с любимым блюдом Чарли, кусочком горного сыра из Брегенцервальда. Всякий раз, когда звенит звонок, мы показываем ему кусочек сыра, который он затем может съесть. Теперь можно предположить, что что-то будет происходить в «голове» Чарли. Мы не знаем, что это такое. И мы тоже никогда не узнаем. Потому что мы не можем спросить об этом Чарли. Он, наверное, и сам не знает. Но мы можем наблюдать, что поведение Чарли меняется. Если мы позволим звонку позвонить после нескольких пробных прогонов, мы сможем измерить, что Чарли реагирует на звук звонка слюноотделением. Чарли изменил свое поведение. Так он научился — говоря языком психологии — реагировать на первоначально нейтральный раздражитель (звонок) выученной (= обусловленной/условной) реакцией.

 

Это явление называется классической обусловленностью. Это самая примитивная форма обучения. На самом деле это не более чем выученный рефлекс. Эта простая форма обучения прославилась благодаря экспериментам, которые русский рефлексотерапевт Иван Павлов проводил со своей собакой (к сожалению, не вошедшей в историю науки по имени). Независимо от этого американский психолог Альберт Уотсон исследовал тот же процесс обучения на примере реакции страха в начале ХХ века. В качестве подопытного он использовал маленького ребенка по имени Альберт. Проведенный им эксперимент вошел в историю психологии как «Маленький Альберт».

 

Позже выяснилось, что поведенческая психология, полностью отказывающаяся от опыта, быстро достигает своих пределов. Поэтому сегодня существует только когнитивно-поведенческая психология. Это «смягченная» форма. Для них поведение по-прежнему в центре внимания. Но признается, что процессы опыта не только существуют, но часто даже являются предпосылкой для того, чтобы мы могли вообще объяснить различия в поведении. Позже мы увидим, что эксперименты, которые Альфред Бандура и Вальтер Мишель использовали для модельного обучения, делают поворот. Потому что они показывают, что многие процессы опыта, такие как субъективная оценка модели, играют решающую роль в обучении посредством наблюдения. Только когда мы находим модель, демонстрирующую определенное поведение, привлекательной, мы имитируем ее поведение. И именно этот факт выходит за рамки модели черного ящика.

 

В двух словах …
 Поведенческая психология основана на научной парадигме. Она хочет, чтобы психологические теории поддавались экспериментальной проверке. Он фокусируется на поведении, которое можно наблюдать и измерять извне. Вы можете испытать это там, где это «неизбежно».

Психология как наука об опыте. Когнитивная психология

Вильгельм Вундт и его команда пытаются измерить восприятие перепадов давления в конце XIX века.век. (Источник: Википедия)

Конкуренция американскому бихевиоризму возникла в Германии около 1900 года в форме когнитивной психологии (психологии опыта). Их представители менее научно ориентированы. Для них ясно, что для психологии опыт (например, мышление, восприятие и т. д.) должен быть центральным предметом исследования.

 

Все началось с ученого по имени Вильгельм Вундт. который около 1880 года хочет прояснить вопрос о том, насколько большими должны быть различия в давлении (например, на тыльной стороне ладони), чтобы мы знали эту разницу. Для этого он разрабатывает аппарат, который увеличивает давление очень маленькими шагами. Затем испытуемые должны сказать, когда они замечают разницу. С помощью этого простого метода можно исследовать различные перцептивные явления, напр. Б. явление адаптации: после определенного «начального периода» вы уже не замечаете, что носите часы на запястье или очки на носу. Потому что мы настолько привыкаем к перцептивным стимулам, с которыми постоянно сталкиваемся, что больше их не воспринимаем. (К сожалению, некоторые люди, например курильщики, не замечают именно по причине

 

Важная новаторская работа в области когнитивной парадигмы была проделана, например, швейцарским психологом Жаном Пиаже или американским исследователем мотивов Абрахамом Маслоу.

 

Жан Пиаже показывает, что детский опыт коренным образом отличается от мышления, восприятия или чувства взрослых. Работает, так сказать, по другим законам и по другой логике. Например, дети до 5 лет живут в «эгоцентрическом» мире. Они понимают только положение вещей по отношению к себе. Таким образом, вы можете описать путь только в том случае, если вы можете объяснить шаги, которые вы должны предпринять от начала до конца, чтобы достичь цели. Или они могут только представить себе время, когда они, например. Б. выяснить, как часто им еще приходится спать до определенного события. Или дети не могут выполнять формальные логические операции рассуждения, пока им не исполнится около 10 лет. Итак, когда вы занимаетесь математикой, у вас должны быть конкретные объекты в голове или на бумаге (например,

 

Абрахам Маслоу особенно интересуется потребностями (или, говоря более психологически, мотивами), лежащими в основе человеческого поведения. Он иерархизирует эти потребности в своей иерархии потребностей. Но мне кажется более важным то, что он показывает, что одно и то же поведение может быть основано на совершенно разных потребностях. Так что кто-то может з. Б. есть что-то, потому что он хочет насытиться (голод как основной мотив/потребность), но он может есть и по социальному мотиву, т.е. потому, что другие за столом тоже едят (социальная потребность, хотя он совсем не голоден) или он может есть из-за потребности в безопасности (например, потому что он голодал в детстве и хочет быть в безопасности), или он может есть что-то из-за потребности в самореализации (еда, чтобы вознаградить себя или сделать что-то хорошее для него самого). Таким образом, если мы хотим понять психологические процессы, имеет значение не поведение, а мотив на заднем плане.

 

В двух словах …
Психология опыта (когнитивная психология) ставит субъективный опыт в центр научных интересов. Кроме эксперимента он допускает и другие, более мягкие методы, т. е. Б. устный опрос (интервью) или письменный опрос (тест). (В некоторых случаях люди даже работают с самоанализом. Но это спорно!)

 

Она соглашается с тем, что результаты могут, поэтому U. может быть «менее сложным». Однако он также пытается использовать «уловки», чтобы исключить источники ошибок (например, «вопросы с подвохом» всегда встроены в психологические тесты).

Психология как наука о бессознательных психических процессах: глубинные психологические теории

ил. Обложка: гл. Мозер: «Зигмунд Фрейд. Вся правда.»

Глубинная психология, которая сегодня состоит из множества различных «школ», восходит к теориям венского врача Зигмунда Фрейда. Он работает в основном с женщинами, страдающими истерией, сначала гипнотизируя их, затем «укладывая на кушетку». Он разработал теорию, согласно которой бессознательное психологическое содержание влияет на опыт и поведение. Эти бессознательные содержания возникают главным образом в первой фазе жизни посредством формирующих психологических переживаний, т.е. Б. Переживания разлуки.

 

По его мнению, бессознательное психологическое содержание проявляется прежде всего в сновидениях, в неудачах (забывание, …) и в душевных заболеваниях. Но наша личность обычно формируется бессознательными психологическими структурами.

 

Далее Фрейд делит психический аппарат на три экземпляра: ОНО, Я и ВЫШЕ-Я. Содержимое бессознательного в основном содержит ЭС, содержащее влечения, и Я, что можно перевести как «совесть»,

 

Затем от психоанализа, основанного Фрейдом, откололись различные другие направления. Некоторые из них хорошо известны

  • индивидуальная психология венского педиатра Альфреда Адлера
  • аналитическая психология швейцарского психиатра К. Г. Юнга, который расширяет понятие бессознательного, вводя коллективное бессознательное (вид «унаследованного» бессознательного) под индивидуальное (т. е. биографически созданное) бессознательное.
  • Неофрейдизм  (Карен Хорни, Эрих Фромм, …), в которых психологический пример ВКГ выражен сильнее, чем у Фрейда.
  • логотерапия и экзистенциальный анализ (Виктор Э. Франкл, который отвергает теорию влечений Фрейда и фокусирует на теме смысла : «Тот, кто имеет в жизни что-то, терпит почти все как». )

 

Таким образом, они по-разному отличаются от психоанализа Фрейда. Но все они принимают концепция бессознательного.

 

Не все психологи считают, что теории глубинной психологии действительно соответствуют минимальным научным стандартам. Некоторые причисляют их к парапсихологии. С другой стороны, есть много интересных результатов исследований в области неврологического обучения, которые, как правило, поддерживают основные предположения глубинной психологии. Исследователь памяти Эрик Кандель (как невролог «крутой естествоиспытатель») ищет бессознательное в своих исследованиях на уровне мозга и нейронных процессов.

В двух словах …
Глубинная психология (мать: психоанализ; многодетная семья, внуки и правнуки) работает с концепцией бессознательного. Это бессознательное нельзя даже наблюдать лично, что представляет определенную проблему с точки зрения научной познаваемости. Однако о нем можно судить косвенно, а именно по содержанию сновидений, неудачам, симптомам болезни и т. д. Его также можно обнаружить определенными методами (гипноз, свободные ассоциации и т. д.).

 

Глубинная психология, особенно психоанализ, вызывает споры как наука, потому что многие теории и концепции «расплывчаты» и исследованы почти только в отдельных тематических исследованиях. Тем не менее, он предлагает интересные открытия и теории, а также захватывающий взгляд на человеческий опыт и поведение.

гуманистические теории

Гуманистические теории основаны на идее «человека в целом». Они отказываются смотреть на людей как на что-то другое. (Источник: Википедия)

«Гуманистическая психология» — это собирательный термин для направлений в психологии, которые предполагают, что «человек» по существу сформирован фундаментальными психологическими способностями, которыми животные не обладают (или обладают лишь частично). Это «высшие формы» сознания, прежде всего

  • Уверенность в себе, внутреннее представление о том, кто вы есть
  • индивидуальная память, биографическая память
  • Устойчивое развитие; Знание собственной смертности
  • Спросить о значении
  • Свобода, автономия
  • и т. д.

 

Гуманистическая психология пытается описать и объяснить личность (а значит, и расстройства личности) исходя из этих «базовых детерминант».

 

Кроме того, гуманистические теории видят людей в их «целостности». Поэтому они вступают в противоречие с экспериментальными подходами психологии поведения, которые отделяют отдельные элементы от более крупного целого в психологических лабораториях и исследуют их по отдельности. Они также задаются вопросом, можно ли «просто так» перенести результаты экспериментов на животных на людей. Потому что они предполагают, что люди просто не «программируемы» из-за описанных «автономных факторов». Его поведение и опыт нельзя свести к простой модели «стимул-реакция» 9.0003

 

Важными представителями являются, например, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

системные теории

Системные теории основаны на мобильной модели. Когда меняется один элемент, то же самое происходит и со всеми остальными. (Источник изображения: Volker Nurk)

Системная психология основана на том факте, что люди являются социальными существами, чье поведение основано на социальной среде и на том, что другие люди (предположительно) ожидают от них. Следовательно, в центр теории она ставит не отдельного человека, а скорее социальные системы. Социальные системы, например. B. Отношения в паре, семейные системы, группы (школьный класс, группа детского сада, футбольная команда, рабочая команда) и толпы. Все они следуют своей собственной динамике, и к ним применяются их собственные законы.

 

Когда речь идет о психических заболеваниях, системные теории идут, например. Например, предполагается, что психически болен не человек (например, ребенок), а проблема в семейной системе. С их точки зрения, ребенок является носителем симптома, «который хочет стабилизировать или «ослабить» семейную систему посредством болезни. Когда больная система «заживает» или изменяется положительно, симптомы также улучшаются.

 

Системные теории уходят своими корнями в другие психологические направления. Они часто объединяют глубинную психологию, психологию обучения и когнитивные элементы.

 

Известный представитель — Вирджиния Сатир.

Поведенческая биология, этология

поведенческий биолог К. Лоренц исследует поведенческие феномены, такие как импринтинг, ключевые стимулы и схема ребенка, особенно у серых гусей. Он также разработал теорию агрессии.

Поведенческая биология находится на границе между биологией и психологией. Она занимается в основном животными. Она также передает части исследованных поведенческих программ людям. Основатель Конрад Лоренц обнаружил фундаментальные поведенческие явления, особенно во время исследований с серыми гусями. Например, он отмечает, что вскоре после вылупления выводков есть временное окно, в котором эти животные запечатлеваются на первом движущемся объекте (обычно на матери, в эксперименте в основном на нем самом). Затем вы следуете за этим объектом безоговорочно везде. А позже они ищут своего сексуального партнера в соответствии с основным образцом, по которому они были сформированы. 🙂

 

Некоторые феномены импринтинга могут наблюдаться и у людей:

 

  • Вскоре после рождения дети узнают своих матерей по запаху.
  • Детям формируют определенные вкусы еще до их рождения; это зависит от диеты матери
  • Еще до рождения у детей запечатлеваются определенные группы звуков. После рождения они обращают больше внимания на эти звуковые группы, чем на «незнакомые» звуки
  • Существуют временные окна развития, в которых должны выполняться определенные этапы обучения (например, развитие языка). Если эти окна развития «пропущены», дефицит больше не может быть компенсирован (в лучшем случае смягчен).

 

Ключевые стимулы, влияющие на поведение человека:

  • Схема маленького ребенка
  • Ингибиторы агрессии (плач, сигналы языка тела, такие как возложение рук над головой, жесты смирения) обычно обладают антиагрессивным эффектом. Тем не менее, они могут быть усвоены в процессе обучения (обучения) и, таким образом, стать неэффективными.

Нейропсихология

Эрик Кандел исследует память с помощью морской улитки Аплизии. За это он получил Нобелевскую премию.

Нейропсихология — очень молодая дисциплина, находящаяся на границе между психологией и исследованиями мозга. Современные методы наблюдения за работой мозга (ПЭТ, КТ, МРТ) произвели революцию в этом исследовании. Речь идет о том, как определенные психологические явления, такие как память, мышление, страх и стресс, биологически «заякорены». Главный вопрос заключается в том, какие области мозга связаны с теми или иными психологическими процессами. Только в последние несколько десятилетий люди осознали, как работает мозг и насколько он «пластичен». (Это относится к податливости мозга и его способности реорганизовываться снова и снова). И речь идет о том, что происходит в точках соприкосновения двух нервных клеток (синапсов) при определенных процессах.

 

Нейропсихологические исследования z. Б. произвел революцию в наших представлениях о памяти или о таких чувствах, как страх.

 

Если вы хотите узнать больше об этих увлекательных подходах к исследованию, вы можете посетить: B. иметь дело с лауреатом Нобелевской премии Эриком Канделом и исследованием памяти, которое он проводит с морской улиткой Aplysia.

 

Современные исследования мозга дают очень интересные идеи и подходы к обсуждению многих психологических вопросов, например.