Направленность личности в психологии кратко: Направленность личности — Психологос

Содержание

2Предмет психологии общая психология


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023

обратиться к администрации


1Психология как наука. Особенности психологии как науки. Место психологии в системе наук

Психология- от греч. Pshy и che + logos. Дословный перевод – разумное слово о душе. Для современных лет же – наука о душе.психология- это наука о закономерности возникновения и развития психики. С 1879 , психология возникает как самостоятельная научная дисциплина. первая психология ориентируется на науки естественные, такие как физика, химия биология. И вот этот подход – естественнонаучный подход, был для психологии основным. психология стремится быть естественной, но при этом всегда остаётся гуманитарной. Психика – это отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней (для управления своим поведением.две характеристики психики:1.отражение. Психика — есть субъективное отражение реальности, отражение мира, в котором субъект например человек, живёт и действует. О чём бы мы не говорили, о восприятии, о памяти, о мышлении и т.

д. это всё отражение. 2.функциональная. Психика нужна для регуляции собственного поведения. Роль психики – управлять собой. Психикой обладает не только человек,но и животное.Наука о психике и сознании, о психических процессах, где рассматривается любой субъект, сегодня именуется общей психологией. А вторая ветвь, там, где рассматривается индивидуальность психология индивидуальных различий, деффиринциальная психология. Эти две ветви всегда дополняли друг друга.

Вот есть представление о человеке вообще и конечно должно быть представление об индивидуальных особенностях каждого.

2Предмет психологии —

Психика и сознание. Психика — это свойство высокооорганизованной материи,заключающиеся в активном отражении объективного мира,в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.Сознание – есть представление субъекта о мире (и своём месте в нём), связанное со способностью дать отчёт о своём внутреннем психическом опыте.

Именно сознание было первым предметом научной психологии. Немецкий ученный Вильгельм Вундт не просто строил науку о сознании, он опирался на определённый метод. Если сознание можно изучать, то надо спросить «как изучать?», «каким методом?». Есть метод – это интроспекция.(смотрю внутрь себя. самонаблюдение) Это и есть в самом широком смысле возможность дать отчёт о себе. Объект психологии: человек,группа людей и животное, обладающие психикой. Возьмем к примеру Самого психолога – это представитель науки. Но есть и другое значение. Это житейский психолог. Каждый из нас является непроизвольно житейским психологом. Соответственно и психология всегда будет не только научной, но и житейской. Между ними не надо устраивать конкуренции. Научная психология сравнительно молода, а житейская всегда существовала и всегда будет существовать. Психикой обладает не просто живая материя, а лишь та которая имеет специфические органы- нервная систему. Способность отражать объективный мир т.е способность получать информацию об окружающем мире и создавать его психический образ.
Образ мира служит основой для регуляции организма и поведения что и определяет возможность адаптации живого существа.

3Структура психологической науки

Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Известный
психолог конца XIX — начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и
точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который
ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и появлением
собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истоки

психологии теряются в глубине веков. в истории психологии можно условно выделить
четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как
наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике. Особенностью психологии как научной дисциплины является то, что с проявлениями
психики человек сталкивается с тех пор, как начал осознавать себя человеком. Однако
психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Например,
в народе глубоко укоренилось представление о душе как особой субстанции, отдельной от тела.
Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти, поскольку еще первобытный
человек знал, что люди и животные умирают. При этом человеческий ум не в состоянии был
объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. В то же время уже первобытные
люди знали, что когда человек спит, т. е. не вступает в контакт с внешним миром, то видит сны
— непонятные образы несуществующей реальности. Вероятно, стремление объяснить
соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира и
привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т. е.
тела, и неосязаемой, т. е. души. С этой точки зрения жизнь и смерть можно было объяснить
состоянием единства души и тела. Пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она
покидает тело, человек умирает. С тех пор прошло очень много времени, но и сейчас человек не может полностью
объяснить многие психические явления. Например, до сих пор механизмы взаимодействия
психики и организма являются нерешенной загадкой. Тем не менее за время существования
человечества происходило накопление знаний о психических явлениях. Происходило
становление психологии как самостоятельной науки, хотя первоначально психологические
знания аккумулировались на бытовом, или житейском уровне.
Житейские психологические сведения, полученные из общественного и личного опыта,
образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать
другого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на
его действия и поступки. Эти знания могут способствовать ориентировке в поведении
окружающих людей. Они могут быть правильными, но в целом они лишены систематичности,
глубины, доказательности. Метод интроспекции и проблема самонаблюденияюБихевиоризм как наука о поведении.
биохервизм- систематический подход к изучению поведения людей и животных.поведение состоит из рефлексов , реакций на определенные стимулы в ссреде.

4Методологические принципы отечественной психологии

5Классификация методов исследования в современной психологии.

Современная психология — это весьма разветвленная наука, имеющая много
отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся
направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития
психологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления.
Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением
психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых
психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других прежде всего тем
комплексом проблем и задач, которые решает то пли иное научное направление. Вместе с тем

все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные
(специальные). Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практикеОбщая психология — отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные
психологические знания и решающая задачи но исследованию индивида — конкретного
представителя вида Homo sapiens. Она включает в себя теоретические и экспериментальные
исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические
принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основными
понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые,
эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) и
психические состояния

6Общенаучные методы организации исследования, обработки данных, методы интерпретации.

Основные задачи психологии, так же как и задачи любой науки, могут быть решены только на основе применения надежных исследовательских методов познания.

С помощью определенных приемов, правил и норм обеспечивается наиболее эффективный способ приращения и практического применения психологических знаний. Причем набор эти приемов неслучаен, он диктуется самим характером, природой исследуемого объекта. Как утверждал Георг Гегель, «метод есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания». Метод как бы возвращает нас к объекту исследования, углубляет его понимание.

Скачать 0.57 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Направленность личности: виды, типы и мотивы

Содержание статьи

Направленность личности – тема, которая интересует многих людей. Характеристика направленности личности включает в себя многие аспекты формирования индивидуальных потребностей. Цельный человек никогда не отрицает какие-то значимые проявления своей жизни, даже если они в какой-то момент кажутся ему бессмысленными или неправильными. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности исследуют современные ученые и приходят к интересным выводам. Определение направленности личности позволяет обозначить сущность данного понятия. Направленность личности представляет собой определенные сферы жизни человека, которые имеют для него неоспоримую значимость. Рассмотрим подробнее виды направленности личности.

Индивидуальная направленность

Основой направленности личности является, безусловно, ее внутренний мир. У каждого имеются свои индивидуальные предпочтения, которые и отличают одного человека от другого. Индивидуальные стремления, желания, мечты составляют картину целостной личности, которая стремится к новым горизонтам и хочет достичь конкретной цели. Уровень осознанности человека зависит от того, насколько хорошо он понимает свои глубинные потребности.

Осознание личных мотивов ведет к раскрытию подлинной радости. Такая личность живет полной жизнью, обращая внимание на свои истинные стремления и мотивы. Развивая свои природные дарования и таланты, человек может приблизиться к пониманию сути своего предназначения. Совершая тот или иной поступок, он делает выбор, который приводит его к чему-то определенному.

Социальная направленность

Каждый человек нуждается в дружеском участии, в том, чтобы его понимали. Чтобы достичь такой цели, необходимо действительно эффективно взаимодействовать с людьми. Социальная направленность представляет собой такую направленность личности, при которой человек ориентируется на мнение окружающих и хочет произвести благоприятное впечатление в обществе. В психологии личности имеется понятие о потребностях, которое определяет основные формы личностного развития.

Индивидуальный рост часто бывает обусловлен социальным взаимодействием. Вне коллектива и ближайшего окружения личность не сумеет развиваться полноценно, не сможет понять, что ей действительно нужно. Ее психологические проявления свидетельствуют о выражении личностной зрелости. Методика определения социальной направленности личности позволяет вовремя распознать свои глубинные потребности и сделать все, чтобы достичь эффективной самореализации.

Деловая направленность

Представляет собой тип направленности, при котором человек испытывает высокую потребность в деловых контактах. Если личность ощущает в себе характерные перспективы, то ей, безусловно, хочется, как можно, лучше проявить себя. Деятельность дает такую возможность, помогает расширить границы существующих перспектив. Личное дело способствует укреплению характера, формированию уверенности в себе.

Многие исследователи считают деловую направленность личности высшей формой направленности, поскольку она помогает развиваться, ставить перед собой реальные достижимые цели и стремиться к их достижению. Каждый человек, независимо от возраста имеет возможность повышать свой уровень достижений. Показателем личностного роста является способность быть довольным своей персоной, и таких примеров немало.

Эмоциональная направленность

Направленность личности – тема достаточно глубокая и многоплановая. Ее следует изучать, воспользовавшись специальными схемами и методиками направленности личности. Направленность личности не исчерпывается только социальным взаимодействием и индивидуальными стремлениями. У каждого человека имеется способность, так или иначе, реагировать на проявления собственных чувств. Эмоции окружающих людей тоже оказывают определенное влияние на эту сферу.

Эмоциональное направление – это особый мир человека, куда он не пускает посторонних. Порой невозможно даже кратко себе представить, что испытывает личность, оказавшись в той или иной ситуации. Каждое условие что-то воспитывает и формирует в человеке. Эмоции здесь играют первостепенную роль. Именно они позволяют понимать окружающих и формировать собственное отношение к происходящему.

Особенности

Формы направленности личности отличаются большим интересом. Они отражают степень довольства человека самим собой, его отношение к окружающим. Если какая-то сфера развивается меньше остальных, то личность неминуемо начинает страдать. Вот почему всякая потребность должна быть удовлетворена. Рассмотрим подробнее особенности направленности личности.

Уровень ценностей

Уровень ценностей определяет направленность личности, ее потребности и мотивы. То, на что человек ориентируется в первую очередь, и представляет для него главную важность. У каждого имеются свои ценности. Нельзя сравнивать одну личность с другой и пытаться проводить между ними какие-то параллели. Духовные, нравственные ценности показывают, насколько человек развивается, уделяет внимание своему внутреннему миру. Психология направленности личности изучает мотивы поступков человека, его жизненные ориентиры. Ценности человека становятся для него главным ориентиром в жизни, побуждают поиск новых возможностей.

Целеустремленность

Без этой составляющей невозможно достичь определенного успеха. Чем больше личность представляет, что ей действительно нужно, тем скорее она может прийти к удовлетворительному результату. Целеустремленность помогает обходить преграды и значимые препятствия. Если человек не понимает, зачем ему совершать те или иные действия, то необходимые шаги никогда не будут сделаны. Только тот, кто действительно осознает необходимость дальнейший действий, станет прикладывать усилия для самореализации, для того, чтобы почувствовать в себе видимые изменения.

Имея четкую цель, гораздо легче становится достичь своей мечты. Человек начинает представлять, что ему в действительности нужно. Целеустремленность помогает оставаться верным самому себе даже тогда, когда препятствий слишком много для того, чтобы пытаться их избежать.

Гармония с собой

Находиться в единстве со своей внутренней сущностью также важно, как и уметь достигать цели. Чем сильнее человек удовлетворен собственной жизнью, тем больший потенциал он может раскрыть для того, чтобы почувствовать себя подлинно счастливым. Гармония с собой – важный аспект направленности личности, способствующий лучшему пониманию сути вещей. Чувство внутренней ценности часто помогает лучшему самовыражению. Человек, который по-настоящему любит себя, не позволит другим себя обижать.

Умение доводить начатое до конца

Важный навык, которым обладают далеко не все. Дело в том, что многие люди начинают какие-то действия, поддавшись первому порыву. Но им часто недостает внутренней силы для того, чтобы действительно активно принимать решения, быть ответственным и рассудительным. Умение доводить начатое до логического завершения – важный навык, который нужно стараться в себе воспитывать. В противном случае благие начинания не будут заканчиваться хоть сколько-нибудь удовлетворительным результатом.

К нужной цели следует идти шаг за шагом, основываясь на предпринятых усилиях. Чем больше человек осознает необходимость принятия перемен в своей жизни, тем проще ему будет действовать в дальнейшем. Умение доводить начатое до конца, безусловно, важный навык, без которого невозможно обойтись, если планируется какое-то значимое достижение. Люди иногда слишком боятся неудач. По этой причине они избегают что-то пробовать еще раз. Предпринимая новые попытки, можно увеличить шансы достигнуть желаемого результата. Не следует отказываться от своих целей только потому, что их по какой-то причине не удается реализовать сразу.

Таким образом, направленность личности представляет собой ее сосредоточенность на определенных аспектах жизни и деятельности. Человек – существо разностороннее, ему необходимо переключаться между многими сферами для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Самореализация здесь играет большую роль.

Откройте для себя психологию: краткий вводный текст

Перейти к основному содержанию

Поиск в этом учебнике

    • Почему наука?

      Эдвард Динер

      Научные исследования были одним из величайших двигателей прогресса в истории человечества, и кардинальные изменения, которые мы наблюдали в прошлом столетии, связаны в первую очередь с научными открытиями — современной медициной, электроникой, автомобилями и реактивными самолетами…

    • Дизайн исследований

      Кристи Напа Сколлон

      Психологи проверяют исследовательские вопросы, используя различные методы. Большинство исследований опирается либо на корреляции, либо на эксперименты. С помощью корреляций исследователи измеряют переменные в том виде, в каком они естественным образом встречаются у людей, и вычисляют степень, в которой t… взаимосвязей между эффектами, лабораторный эксперимент традиционно считается предпочтительным методом психологической науки. Однако есть один недостаток: он тщательно контролирует условия и т…

    • Нервная система. Первоначальный дизайн этой системы сохраняется у многих животных в процессе эволюции; таким образом, адаптивный…

    • Мозг

      Дайан Бек и Эвелина Тапиа

      Человеческий мозг отвечает за все поведение, мысли и переживания, описанные в этом учебнике. В этом модуле представлен вводный обзор мозга, включая некоторые основы нейроанатомии, а также краткое описание нейронауки …

    • Эволюционные теории в психологии

      Дэвид М. Басс

      Эволюция или изменение во времени происходит посредством процессов естественного и полового отбора. Реагируя на проблемы в нашей среде, мы адаптироваться как физически, так и психологически, чтобы обеспечить наше выживание и воспроизведение. Сексуальное э…

    • Вопрос о природе и воспитании

      Эрик Туркхаймер

      Люди обладают глубокой интуицией в отношении того, что было названо «вопросом о природе и воспитании». Некоторые аспекты нашего поведения выглядят так, как будто они происходят из нашей генетической структуры, в то время как другие кажутся результатом нашего воспитания или нашей собственной тяжелой работы…

    • Гендер

      Кристиа Спирс Браун, Дженнифер А. Джуэлл и Мишель Дж. Тэм

      В этом модуле обсуждается гендер и связанные с ним концепции, включая пол, гендерные роли, гендерную идентичность, сексуальную ориентацию и сексизм. Кроме того, этот модуль включает обсуждение различий, существующих между мужчинами и женщинами, и того, как они…

    • Когнитивное развитие в детстве

      Роберт Зиглер

      как это происходит, роль природы и воспитания, является ли оно непрерывным или прерывистым, и как исследования в этой области используются для улучшения образования.

    • Социальное и личностное развитие в детстве

      Росс Томпсон

      Социальное и личностное развитие в детстве возникает в результате взаимодействия социальных влияний, биологического созревания и представлений ребенка о социальном мире и о себе. Это взаимодействие проиллюстрировано в обсуждении…

    • Старение

      Тара Квин и Джеки Смит

      Традиционно исследования старения описывали жизнь только людей старше 65 лет и очень старых. Современные теории и исследования признают, что биогенетические и психологические процессы старения сложны и продолжаются всю жизнь. Работает в каждом…

    • Зрение

      Симона Буэтти и Алехандро Льерас

      Зрение — это сенсорная модальность, которая преобразует свет в психологический опыт окружающего мира с минимальными физическими усилиями. В этом модуле представлен обзор наиболее важных шагов в этой трансформации и стратегий, которые…

    • Слух

      Эндрю Дж. Оксенхэм

      Слух позволяет нам воспринимать мир акустических вибраций вокруг нас и дает нам наиболее важные каналы связи. В этом модуле рассматриваются основные механизмы слуха, начиная с анатомии и физиологии…

    • Сознание

      Кен Паллер и Сатору Судзуки

      Сознание — это высшая тайна. Что это такое и зачем оно нам? На эти вопросы трудно ответить, хотя сознание так важно для нашего существования. Возможно, мир природы мог бы существовать в основном таким, какой он есть, без человека…

    • Бессознательное

      Автор Ap Dijksterhuis

      Бессознательные психологические процессы уже очень давно очаровывают людей. Идея о том, что у людей должно быть бессознательное, основана на идее о том, что (а) в нашем мозгу так много всего происходит, а возможности сознания так малы…

    • Обусловливание и обучение

      Марк Э. Бутон

      Основные принципы обучения действуют всегда и всегда влияющих на поведение человека. В этом модуле обсуждаются два наиболее фундаментальных формы обучения — классическая (павловская) и инструментальная (оперантная) кондиционирование. Через них мы…

    • Память (кодирование, хранение, извлечение)

      Кэтлин Б. Макдермотт и Генри Л. Редигер III

      «Память» — это единый термин, отражающий ряд различных способностей: удержание информацию кратковременно во время работы с ней (рабочая память), запоминая эпизоды своей жизни (эпизодическая память) и наше общее знание фактов мир…

    • Свидетельские показания и предвзятость памяти

      Кара Лэйни и Элизабет Ф. Лофтус

      Очевидцы могут дать очень убедительные юридические показания, но вместо того, чтобы безупречно записывать события, их воспоминания подвержены множеству ошибок и предубеждений . Они (как и все мы) могут делать ошибки при запоминании конкретных д…

    • Суждения и принятие решений

      Макс Х. Базерман

      Люди не идеальны в принятии решений. Мы не только не совершенны, но и систематически и предсказуемо отклоняемся от совершенства или рациональности. Понимание этих систематических и предсказуемых отклонений лежит в основе судебной практики…

    • Язык и использование языка

      Автор Yoshihisa Kashima

      Люди обладают способностью использовать сложный язык гораздо лучше, чем любой другой вид на Земле. Мы сотрудничаем друг с другом, чтобы использовать язык для общения; язык часто используется для общения и даже для построения и поддержания нашего социального…

    • Интеллект

      Роберт Бисвас-Динер

      Интеллект является одной из старейших и наиболее изученных тем во всей психологии. Разработка оценок для измерения этого понятия лежит в основе развития самой психологической науки. Этот модуль знакомит с ключевыми историческими…

    • Состояния влечений

      Судип Бхатиа и Джордж Левенштейн

      На наши мысли и поведение сильно влияют аффективные переживания, известные как состояния влечений. Эти состояния влечения мотивируют нас на достижение целей, полезных для нашего выживания и воспроизводства. В этом модуле представлен обзор ключевых d…

    • Культура и эмоции

      Жанна Цай

      Как культурные идеи и обычаи людей формируют их эмоции (и другие виды чувств)? В этом модуле мы обсудим результаты исследований, сравнивающих Северную Америку (США, Канада) и Восточную Азиат (китайский, японский, корейский)…

    • Мотивы и цели

      Айелет Фишбах и Маферима Туре-Тиллери

      Ваши решения и поведение часто являются результатом достижения цели или мотив у вас есть. В этом модуле представлен обзор основных теорий и выводы о целях и мотивации. Мы обращаемся к истокам, проявлениям, и типы голов, и…

    • Черты личности

      Эдвард Динер и Ричард Э. Лукас

      Черты личности отражают характерные модели мыслей, чувств и поведения людей. Черты личности подразумевают постоянство и стабильность — ожидается, что тот, кто наберет высокие баллы по определенной черте, такой как экстраверсия, будет общительным. В нем обсуждаются объективные личностные тесты (основанные как на самооценке, так и на оценках информантов), проективные и имплицитные тесты, а также показатели поведения/производительности. Он описывает…

    • Я и идентичность

      Дэн П. МакАдамс

      Для людей Я — это то, что происходит, когда «Я» встречает «Меня». Таким образом, центральный психологический вопрос самости заключается в следующем: как человек постигает и понимает, кто он или она? За последние 100 лет психологи прим… уровень, помогает нам работать с максимальной отдачей. Тем не менее, у людей с тревожными расстройствами тревога непреодолима и ее трудно контролировать. Тревожные расстройства развиваются из-за сочетания биологических (ген…

    • Расстройства настроения

      Анда Гершон и Рене Томпсон

      Каждый человек время от времени чувствует подавленность или эйфорию, но это отличается от расстройства настроения, такого как большое депрессивное расстройство или биполярное расстройство. Аффективные расстройства — это длительные периоды подавленного, эйфорического или раздражительного настроения, которые в…

    • Расстройства шизофренического спектра

      Автор Deanna M. Barch

      Шизофрения и другие психотические расстройства являются одними из наиболее тяжелых форм психопатологии, часто связанных с глубоким негативным влиянием на образовательную, профессиональную и социальную функцию человека. К сожалению, эти ди… 9

      Кристина Крего и Томас Видигер и добросовестность), идентифицируйте шесть личностей …

    • Терапевтические ориентации

      Ханна Бетчер, Стефан Г. Хофманн и К. Джейд Ву

      В прошлом веке ряд психотерапевтических направлений приобрел популярность для лечения психических заболеваний. В этом модуле описываются некоторые из наиболее известных терапевтических подходов и объясняются история, методы, преимущества и недостатки.

    • Психофармакология

      Сьюзен Бэррон

      Психофармакология — это изучение того, как наркотики влияют на поведение. Если наркотик изменяет ваше восприятие или то, как вы себя чувствуете или думаете, он оказывает воздействие на ваш мозг и нервную систему. Мы называем наркотики, которые меняют ваше мышление или чувства, психически…

    • Социальное познание и отношение

      Янин Д. Хесс и Синтия Л. Пикетт

      Социальное познание — это область социальной психологии, изучающая, как люди воспринимают и думают о своем социальном мире. В этом модуле представлен обзор ключевых тем социального познания и установок, включая эвристику суждений, соц…

    • Конформизм и послушание

      Джерри М. Бургер

      Мы часто меняем наши установки и поведение, чтобы соответствовать установкам и поведению других людей. люди вокруг нас. Одна из причин такого соответствия — забота о том, что другие люди думают о нас. Этот процесс был продемонстрирован в классическом исследовании, проведенном в…

    • Убеждение: так легко обмануть

      Роберт В. Левин

      Этот модуль знакомит с несколькими основными принципами процесса убеждения. Он предлагает обзор различных путей к убеждению. Затем в нем описывается, как бездумная обработка делает нас уязвимыми для нежелательного убеждения и некоторых из…

    • Предрассудков, дискриминации и стереотипов

      Сьюзан Т. Фиске

      предрассудки (эмоциональные предубеждения), стереотипы (когнитивные искажения) и дискриминация (поведенческие предубеждения). Предубеждения могут быть явными (явными и осознанными) или более неявными (авто…

    • Счастье: наука о субъективном благополучии , не плохо. Ученые полагаются прежде всего на опросы самоотчетов для оценки счастья людей…

    • Здоровый образ жизни

      Эмили Хукер и Сара Прессман

      Наши эмоции, мысли и поведение играют важную роль в нашем здоровье. Они не только влияют на нашу повседневную практику здоровья, но также могут влиять на то, как функционирует наш организм. В этом модуле представлен обзор психологии здоровья…

    • Словарь

  • О нас 0004
  • Лицензирование
  • Контакты
  • © 2023 Diener Education Fund
  • Комментарии или вопросы?

Современная психология | Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Оценивать разнообразие интересов и направлений психологии
  • Понимать основные интересы и приложения в каждой из описанных областей психологии
  • Продемонстрировать знакомство с некоторыми основными понятиями или важными фигурами в каждой из описанных областей психологии

Современная психология представляет собой разнообразную область, на которую влияют все исторические перспективы, описанные в предыдущем разделе. Отражением разнообразия дисциплины является разнообразие, наблюдаемое в Американской психологической ассоциации (АПА). APA — профессиональная организация, представляющая интересы психологов в США. АПА является крупнейшей организацией психологов в мире, и ее миссия состоит в продвижении и распространении психологических знаний на благо людей. В APA есть 56 подразделений, представляющих широкий спектр специальностей, от обществ психологии религии и духовности до психологии физических упражнений и спорта, поведенческой неврологии и сравнительной психологии. Отражая разнообразие самой области психологии, члены, аффилированные члены и ассоциированные члены охватывают весь спектр от студентов до психологов с докторской степенью и происходят из разных мест, включая образовательные учреждения, уголовное правосудие, больницы, вооруженные силы и промышленности (Американская психологическая ассоциация, 2014). Ассоциация психологических наук (APS) была основана в 1988 и стремится продвигать научную ориентацию психологии. Его основание было вызвано разногласиями между представителями научной и клинической психологии внутри АПА. APS издает пять исследовательских журналов и занимается образованием и защитой интересов финансирующих агентств. Значительная часть ее членов — иностранцы, хотя большинство из них находится в Соединенных Штатах. Другие организации предоставляют возможности для общения и сотрудничества профессионалам нескольких этнических или расовых групп, работающих в области психологии, например, Национальная латиноамериканская психологическая ассоциация (NLPA), Азиатско-американская психологическая ассоциация (AAPA), Ассоциация чернокожих психологов (ABPsi), и Общество индийских психологов (SIP). Большинство этих групп также занимается изучением психологических и социальных проблем в своих конкретных сообществах.

В этом разделе представлен обзор основных разделов современной психологии в том порядке, в котором они представлены в оставшейся части этого учебника. Это не исчерпывающий список, но он даст представление об основных областях исследований и практики современных психологов.

 

  Ссылки на обучение

Посетите этот веб-сайт, чтобы узнать о подразделениях APA.

Студенческие ресурсы также предоставляются APA.

Как следует из названия, биопсихология исследует, как наша биология влияет на наше поведение. Хотя биологическая психология — обширная область, многие биологические психологи хотят понять, как структура и функции нервной системы связаны с поведением ([ссылка]). Таким образом, они часто объединяют исследовательские стратегии как психологов, так и физиологов для достижения этой цели (как обсуждалось в Carlson, 2013).

Биологические психологи изучают, как структура и функция нервной системы формируют поведение.

Исследовательские интересы биологических психологов охватывают ряд областей, включая, помимо прочего, сенсорную и двигательную системы, сон, употребление и злоупотребление наркотиками, пищевое поведение, репродуктивное поведение, развитие нервной системы, пластичность нервной системы и биологические корреляты психологических расстройства. Учитывая широкие области интересов, входящие в компетенцию биологической психологии, неудивительно, что в этих исследованиях участвуют люди самого разного происхождения, включая биологов, медицинских работников, физиологов и химиков. Этот междисциплинарный подход часто называют нейронаукой, компонентом которой является биологическая психология (Carlson, 2013).

В то время как биопсихология обычно сосредотачивается на непосредственных причинах поведения, основанных на физиологии человека или другого животного, эволюционная психология стремится изучать конечные биологические причины поведения. В той мере, в какой на поведение влияет генетика, поведение, как и любая анатомическая характеристика человека или животного, будет демонстрировать адаптацию к окружающей среде. Это окружение включает в себя физическую среду и, поскольку взаимодействие между организмами может быть важным для выживания и размножения, социальную среду. Изучение поведения в контексте эволюции берет свое начало с Чарльза Дарвина, одного из первооткрывателей теории эволюции путем естественного отбора. Дарвин прекрасно понимал, что поведение должно быть адаптивным, и написал книги под названием «9».0453 Происхождение человека (1871 г.) и Выражение эмоций у человека и животных (1872 г. ), чтобы исследовать эту область.

Эволюционная психология, и особенно эволюционная психология человека, пережила в последние десятилетия возрождение. Чтобы быть предметом эволюции путем естественного отбора, поведение должно иметь значительную генетическую причину. В общем, мы ожидаем, что все человеческие культуры будут выражать поведение, если оно вызвано генетически, поскольку генетические различия между человеческими группами невелики. Подход, используемый большинством эволюционных психологов, заключается в том, чтобы предсказать результат поведения в конкретной ситуации на основе эволюционной теории, а затем провести наблюдения или провести эксперименты, чтобы определить, соответствуют ли результаты теории. Важно признать, что эти типы исследований не являются убедительным доказательством того, что поведение является адаптивным, поскольку в них отсутствует информация о том, что поведение в некоторой степени является генетическим, а не полностью культурным (Endler, 19).86). Продемонстрировать, что признак, особенно у людей, является естественным отбором, чрезвычайно сложно; возможно, по этой причине некоторые эволюционные психологи довольствуются предположением, что изучаемое ими поведение имеет генетические детерминанты (Confer et al., 2010).

Еще одним недостатком эволюционной психологии является то, что черты, которыми мы обладаем сейчас, развились в условиях окружающей среды и социальных условий в глубокой древности человеческой истории, и мы плохо понимаем, какими были эти условия. Это затрудняет прогнозирование того, что является адаптивным для поведения. Поведенческие черты не обязательно должны быть адаптивными в текущих условиях, только в условиях прошлого, когда они развивались, о чем мы можем только предполагать.

Есть много областей человеческого поведения, для которых эволюция может делать предсказания. Примеры включают память, выбор партнера, отношения между родственниками, дружбу и сотрудничество, воспитание детей, социальную организацию и статус (Confer et al. , 2010).

Эволюционным психологам удалось найти экспериментальное соответствие между наблюдениями и ожиданиями. В одном примере, в исследовании различий в предпочтениях партнеров между мужчинами и женщинами, охватывающем 37 культур, Басс (1989) обнаружили, что женщины больше ценят потенциальные факторы заработка, чем мужчины, а мужчины больше, чем женщины, ценят потенциальные репродуктивные факторы (молодость и привлекательность) в своих потенциальных партнерах. В целом предсказания совпали с предсказаниями эволюции, хотя в некоторых культурах были отклонения.

Ученые, интересующиеся как физиологическими аспектами сенсорных систем, так и психологическим опытом работы с сенсорной информацией в области ощущений и восприятия ([ссылка]). Таким образом, исследования ощущений и восприятия также являются междисциплинарными. Представьте, что вы ходите между зданиями, переходя из одного класса в другой. Вас окружают образы, звуки, осязательные ощущения и запахи. Вы также чувствуете температуру окружающего воздуха и сохраняете равновесие, пока идете. Все эти факторы представляют интерес для тех, кто работает в области ощущений и восприятия.

Когда вы смотрите на это изображение, вы можете увидеть утку или кролика. Сенсорная информация остается той же, но ваше восприятие может сильно различаться.

Как описано в одной из последующих глав, посвященных результатам исследований ощущений и восприятия, наше восприятие нашего мира не так просто, как совокупность всей сенсорной информации (или ощущений) вместе взятых. Скорее, наш опыт (или восприятие) сложен, и на него влияет то, на чем мы фокусируем свое внимание, наш предыдущий опыт и даже наш культурный фон.

Как упоминалось в предыдущем разделе, когнитивная революция побудила психологов сосредоточить свое внимание на лучшем понимании разума и психических процессов, лежащих в основе поведения. Таким образом, когнитивная психология — это область психологии, которая фокусируется на изучении познания или мыслей и их связи с нашим опытом и нашими действиями. Как и биологическая психология, когнитивная психология широка по своему охвату и часто включает в себя сотрудничество людей из самых разных дисциплин. Это побудило некоторых ввести термин «когнитивная наука» для описания междисциплинарного характера этой области исследований (Miller, 2003).

Исследовательские интересы когнитивных психологов охватывают широкий спектр тем, начиная от внимания и решения проблем и заканчивая языком и памятью. Подходы, используемые при изучении этих тем, столь же разнообразны. Учитывая такое разнообразие, когнитивная психология как таковая не охватывается одной главой этого текста; скорее, различные концепции, связанные с когнитивной психологией, будут рассмотрены в соответствующих частях глав этого текста, посвященных ощущениям и восприятию, мышлению и интеллекту, памяти, развитию в течение жизни, социальной психологии и терапии.

 

  Ссылка на обучение

Посмотрите короткое видео, в котором кратко излагаются некоторые основные концепции, изучаемые когнитивными психологами.

Психология развития — это научное исследование развития на протяжении всей жизни. Психологи развития интересуются процессами, связанными с физическим взрослением. Однако их внимание не ограничивается физическими изменениями, связанными со старением, поскольку они также сосредоточены на изменениях в когнитивных навыках, моральных рассуждениях, социальном поведении и других психологических характеристиках.

Психологи, занимающиеся ранним развитием, в первую очередь сосредоточились на изменениях, которые произошли по мере достижения взрослой жизни, обеспечив глубокое понимание различий в физических, когнитивных и социальных способностях, существующих между очень маленькими детьми и взрослыми. Например, исследование Жана Пиаже ([ссылка]) показало, что очень маленькие дети не демонстрируют постоянство объекта. Постоянство объекта относится к пониманию того, что физические вещи продолжают существовать, даже если они скрыты от нас. Если бы вы показали игрушку взрослому, а затем спрятали ее за занавеской, взрослый знал бы, что игрушка все еще существует. Однако очень маленькие младенцы ведут себя так, как будто спрятанного предмета больше не существует. Возраст, в котором достигается постоянство объекта, несколько противоречив (Мунаката, Макклелланд, Джонсон и Зиглер, 19 лет).97).

Жан Пиаже известен своими теориями изменений когнитивных способностей, происходящих по мере того, как мы переходим от младенчества к взрослой жизни.

В то время как Пиаже был сосредоточен на когнитивных изменениях в младенчестве и детстве по мере того, как мы переходим во взрослую жизнь, растет интерес к расширению исследований изменений, которые происходят намного позже в жизни. Это может отражать изменение демографии населения развитых стран в целом. По мере увеличения продолжительности жизни все больше и больше людей будут продолжать увеличивать число людей пожилого возраста. Действительно, по оценкам, в 2010 году в Соединенных Штатах проживало чуть более 40 миллионов человек в возрасте 65 лет и старше. Однако ожидается, что к 2020 году это число увеличится примерно до 55 миллионов. По оценкам, к 2050 году почти 90 миллионов человек в этой стране будут в возрасте 65 лет и старше (Department of Health and Human Services, n. d.).

Психология личности фокусируется на моделях мышления и поведения, которые делают каждого человека уникальным. Несколько человек (например, Фрейд и Маслоу), которых мы уже обсуждали в нашем историческом обзоре психологии, а также американский психолог Гордон Олпорт внесли свой вклад в ранние теории личности. Эти ранние теоретики пытались объяснить, как развивается личность человека с его или ее заданной точки зрения. Например, Фрейд предположил, что личность возникает, когда конфликты между сознательной и бессознательной частями разума происходят на протяжении всей жизни. В частности, Фрейд предположил, что человек проходит различные стадии психосексуального развития. Согласно Фрейду, взрослая личность будет результатом разрешения различных конфликтов, сосредоточенных на перемещении эрогенных зон (или производящих сексуальное удовольствие) зон от полости рта (рта) к анусу, фаллосу и гениталиям. Как и многие теории Фрейда, эта конкретная идея была спорной и не поддавалась экспериментальной проверке (Персон, 19 лет). 80).

Совсем недавно в изучении личности стал использоваться более количественный подход. Вместо того, чтобы объяснять, как возникает личность, исследования сосредоточены на выявлении черт личности, измерении этих черт и определении того, как эти черты взаимодействуют в конкретном контексте, чтобы определить, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. Черты личности представляют собой относительно последовательные модели мышления и поведения, и многие предполагают, что пяти параметров черт достаточно, чтобы уловить различия в личности, наблюдаемые у разных людей. Эти пять измерений известны как «Большая пятерка» или пятифакторная модель и включают в себя измерения добросовестности, доброжелательности, невротизма, открытости и экстраверсии ([ссылка]). Было показано, что каждый из этих признаков относительно стабилен в течение жизни (например, Rantanen, Metsäpelto, Feldt, Pulkinnen, and Kokko, 2007; Soldz & Vaillant, 19).99; McCrae & Costa, 2008) и находится под влиянием генетики (например, Jang, Livesly, and Vernon, 1996).

Каждое из измерений пятифакторной модели показано на этом рисунке. Предоставленное описание будет описывать кого-то, кто набрал высокие баллы по данному параметру. Кто-то с более низким баллом по данному параметру может быть описан в противоположных терминах.

Социальная психология фокусируется на том, как мы взаимодействуем и относимся к другим. Социальные психологи проводят исследования по широкому кругу тем, включая различия в том, как мы объясняем свое собственное поведение по сравнению с тем, как мы объясняем поведение других, предрассудки и влечение, а также в том, как мы разрешаем межличностные конфликты. Социальные психологи также стремились определить, как пребывание среди других людей меняет наше собственное поведение и модели мышления.

Есть много интересных примеров социально-психологических исследований, и о многих из них вы прочтете в одной из последующих глав этого учебника. А пока вы познакомитесь с одним из самых спорных психологических исследований, когда-либо проводившихся. Стэнли Милграм был американским социальным психологом, который наиболее известен своими исследованиями послушания. После Холокоста, в 1961 году, предстал перед судом нацистский военный преступник Адольф Эйхман, обвиненный в совершении массовых зверств. Многие люди задавались вопросом, как немецкие солдаты способны пытать заключенных в концентрационных лагерях, и их не удовлетворяли оправдания солдат, что они просто выполняли приказы. В то время большинство психологов соглашались с тем, что немногие люди захотят причинять такую ​​необычайную боль и страдание просто потому, что подчиняются приказам. Милграм решил провести исследование, чтобы определить, правда это или нет ([ссылка]). Как вы прочитаете далее в тексте, Милграм обнаружил, что почти две трети его участников были готовы нанести то, что они считали смертельным током, другому человеку, просто потому, что они были проинструктированы сделать это авторитетной фигурой (в данном случае , мужчина в лабораторном халате). И это несмотря на то, что участники получали оплату просто за то, что пришли на исследование, и могли решить не причинять боль или более серьезные последствия другому человеку, отказавшись от участия в исследовании. На самом деле никто не пострадал и не пострадал никоим образом, эксперимент Милгрэма был хитроумной уловкой, в которой использовались сообщники исследователей, те, кто притворялся участниками исследования, которые на самом деле работали на исследователя и имели четкие, конкретные указания о том, как действовать. вести себя во время исследования (Hock, 2009). Исследования Милгрэма и других, которые включали в себя обман и потенциальный эмоциональный вред участникам исследования, стали катализатором разработки этических принципов проведения психологических исследований, которые препятствуют использованию обмана субъектов исследования, если только нельзя утверждать, что он не причиняет вреда и, в целом, требует информированное согласие участников.

Исследование Стэнли Милгрэма показало, насколько далеко люди зайдут, подчиняясь приказам авторитетной фигуры. Эта реклама использовалась для набора испытуемых для его исследований.

Промышленно-организационная психология (психология I-O) — это подраздел психологии, в котором применяются психологические теории, принципы и результаты исследований в промышленных и организационных условиях. Психологи IO часто занимаются вопросами, связанными с управлением персоналом, организационной структурой и рабочей средой. Предприятия часто обращаются за помощью к психологам IO, чтобы принять наилучшие решения о найме, а также создать среду, которая приводит к высокому уровню производительности и эффективности сотрудников. В дополнение к своему прикладному характеру психология ИО также включает в себя проведение научных исследований поведения в условиях ИО (Riggio, 2013).

Психология здоровья фокусируется на том, как на здоровье влияет взаимодействие биологических, психологических и социокультурных факторов. Этот конкретный подход известен как биопсихосоциальная модель ([ссылка]). Психологи здоровья заинтересованы в том, чтобы помочь людям улучшить здоровье с помощью государственной политики, образования, вмешательства и исследований. Психологи здоровья могут проводить исследования, изучающие взаимосвязь между генетическим составом, моделями поведения, отношениями, психологическим стрессом и здоровьем. Они могут исследовать эффективные способы мотивации людей к изменению моделей поведения, которые способствуют ухудшению здоровья (MacDonald, 2013).

Биопсихосоциальная модель предполагает, что здоровье/болезнь определяется взаимодействием этих трех факторов.

Исследователи в области психологии спорта и физических упражнений изучают психологические аспекты спортивных результатов, в том числе мотивацию и беспокойство по поводу результатов, а также влияние спорта на психическое и эмоциональное благополучие. Исследования также проводятся по аналогичным темам, поскольку они относятся к физическим упражнениям в целом. Дисциплина также включает темы, которые шире, чем спорт и физические упражнения, но связаны с взаимодействием между умственными и физическими способностями в сложных условиях, таких как пожаротушение, военные операции, художественные выступления и хирургия.

Клиническая психология — это область психологии, которая занимается диагностикой и лечением психологических расстройств и других проблемных моделей поведения. Таким образом, это обычно считается более прикладной областью психологии; однако некоторые клиницисты также активно участвуют в научных исследованиях. Консультативная психология — это аналогичная дисциплина, которая фокусируется на эмоциональных, социальных, профессиональных и связанных со здоровьем результатах у людей, которые считаются психологически здоровыми.

Как упоминалось ранее, и Фрейд, и Роджерс представили точки зрения, которые оказали влияние на формирование того, как клиницисты взаимодействуют с людьми, обращающимися за психотерапией. В то время как аспекты психоаналитической теории все еще встречаются у некоторых современных терапевтов, обученных с точки зрения психодинамики, идеи Роджера о клиент-центрированной терапии оказали особое влияние на то, как работают многие клиницисты. Кроме того, и бихевиоризм, и когнитивная революция сформировали клиническую практику в формах поведенческой терапии, когнитивной терапии и когнитивно-поведенческой терапии ([ссылка]). Вопросы, связанные с диагностикой и лечением психологических расстройств и проблемных моделей поведения, будут подробно обсуждаться в последующих главах этого учебника.

Когнитивно-поведенческие терапевты принимают во внимание когнитивные процессы и поведение при проведении психотерапии. Это одна из нескольких стратегий, которые могут использоваться практикующими клиническими психологами.

Безусловно, это область психологии, которой уделяется наибольшее внимание в популярных средствах массовой информации, и многие люди ошибочно полагают, что вся психология является клинической психологией.

Судебная психология — это отрасль психологии, изучающая вопросы психологии по мере их возникновения в контексте системы правосудия. Например, судебные психологи (и судебные психиатры) будут оценивать способность человека предстать перед судом, оценивать психическое состояние обвиняемого, выступать в качестве консультантов по делам об опеке над детьми, консультировать по вопросам вынесения приговора и рекомендаций по лечению, а также консультировать по таким вопросам, как показания очевидцев. свидетельские показания и показания детей (Американский совет судебной психологии, 2014 г. ). В этом качестве они, как правило, выступают в качестве свидетелей-экспертов, вызываемых любой из сторон в судебном процессе для представления своих мнений, основанных на исследованиях или опыте. Как свидетели-эксперты, судебные психологи должны хорошо разбираться в законе и предоставлять информацию в контексте правовой системы, а не только в сфере психологии. Судебные психологи также используются в процессе отбора присяжных и подготовки свидетелей. Они также могут быть вовлечены в оказание психологической помощи в рамках системы уголовного правосудия. Криминальные профилировщики составляют относительно небольшую часть психологов, которые выступают в качестве консультантов правоохранительных органов.

 

  Ссылка на обучение

APA предоставляет информацию о карьере в различных областях психологии.

Психология — это разнообразная дисциплина, состоящая из нескольких основных разделов с уникальными взглядами. Биологическая психология занимается изучением биологических основ поведения. Ощущение и восприятие относятся к области психологии, которая сосредоточена на том, как информация поступает от наших сенсорных модальностей и как эта информация преобразуется в наши перцептивные переживания окружающего мира. Когнитивная психология занимается отношениями, которые существуют между мышлением и поведением, а психологи развития изучают физические и когнитивные изменения, которые происходят на протяжении всей жизни человека. Психология личности фокусируется на уникальных моделях поведения, мыслей и эмоций людей. Промышленная и организационная психология, психология здоровья, психология спорта и физических упражнений, судебная психология и клиническая психология считаются прикладными областями психологии. Промышленные и организационные психологи применяют психологические концепции к настройкам ввода-вывода. Психологи здоровья ищут способы помочь людям жить более здоровой жизнью, а клиническая психология занимается диагностикой и лечением психологических расстройств и других проблемных моделей поведения.