Задачи школьного психолога: Цели и задачи деятельности педагога
Какие задачи у школьного психолога?
Содержание
- Школьный психолог: особенности профессии
- Характеристика школьного психолога
- Цели и задачи школьного психолога
- Какие методы использует в своей работе школьный психолог?
- Связанные направления
Школьные психологи играют важную роль в системе образования. В их задачи входит оценка, диагностика и лечение проблем психического здоровья, с которыми сталкиваются учащиеся, а также оказание поддержки школам и семьям. Они также дают рекомендации по планированию учебных программ, консультируют учителей по стратегиям управления поведением в классе и помогают школам создавать безопасную учебную среду для всех учащихся.
Школьный психолог: особенности профессииУ школьных психологов есть целый ряд важных функций и обязанностей. Они должны быть высококвалифицированными специалистами в области психологии и обладать обширными знаниями о развитии детей и вопросах психического здоровья.
Школьные психологи обладают уникальным набором навыков, которые необходимы для их профессии. Они должны быть очень терпеливыми и понимающими, поскольку часто имеют дело с детьми, у которых могут быть трудности в обучении или другие проблемы.
Психологу важно проявлять сочувствие и сострадание, оставаясь при этом объективным при предоставлении рекомендаций и советов. Кроме того, они должны обладать:- Способность эффективно общаться с детьми и взрослыми, проявляя ясность и уважение при предоставлении рекомендаций и поддержки. Школьные психологи должны уметь быстро устанавливать доверительные отношения с теми, с кем они работают, для развития позитивных отношений, позволяющих успешно решать проблемы.
- Отличные организаторские способности необходимы школьным психологам, поскольку они должны отслеживать множество дел учащихся и их прогресс, а также следить за соблюдением сроков.
- Знание последних психологических исследований и теорий, важно для психолога, чтобы предоставлять точную информацию и советы при решении эмоциональных или психологических проблем. Им также полезно быть в курсе всех новых законодательных актов и политик, связанных с их ролью в школе.
- Способность оставаться объективным при оценке отдельных учеников необходима школьному психологу для создания справедливой среды, в которой все ученики могут преуспевать, независимо от их происхождения или уровня способностей.
- Навыки решения проблем являются ключевыми в профессии школьного психолога; они должны уметь критически мыслить, чтобы найти решения, которые принесут пользу всем вовлеченным сторонам (ученику, учителям, родителям и т.д.). Они также должны обладать навыками разрешения конфликтов, чтобы найти способы помочь людям разрешить споры без дальнейшей эскалации ситуации.
Школьная психология — это важная профессия в системе образования, направленная на оказание помощи детям и подросткам в достижении академических, социальных, эмоциональных и поведенческих успехов. В следующем списке перечислены некоторые из основных целей и задач школьного психолога:
- Оценивать проблемы психического здоровья учащихся
- Выявление основных причин или факторов, которые могут влиять на благополучие студента
- Разрабатывать и внедрять мероприятия по улучшению психического здоровья
- Сотрудничать с персоналом школы для обеспечения успеха всех учащихся
- Отстаивать права детей и подростков в школьной среде
- Предоставлять консультации по таким вопросам, как буллинг, социальные навыки и самооценка учащихся.
У школьного психолога есть целый ряд методов, которые он использует для оценки и вмешательства в работу с учащимися и их семьями. Вот некоторые из них:
- Индивидуальное консультирование
- Психолого-педагогическая оценка
- Содействие позитивному психическому здоровью посредством профилактических мероприятий.
Школьные психологи являются важнейшими членами педагогической команды и вносят значительный вклад в благополучие учащихся в школах. Благодаря умелому использованию индивидуального консультирования, психолого-педагогической оценки и профилактических мероприятий они способствуют укреплению здорового психического здоровья учащихся и семей. Такой подход неоценим в обеспечении того, чтобы все члены школьного сообщества имели доступ к поддержке, необходимой для успешного развития. Работа школьных психологов свидетельствует об их преданности и стремлении оказывать положительное влияние на жизнь окружающих.
Задачи школьного психолога
Задачи школьного психолога
Рассмотрим наиболее типичные проблемы, которые решает школьный психолог, определяя психологическую готовность ребенка к школе. Если стоит вопрос об отборе детей в школу или целесообразности отсрочки приема в школу какого-либо ребенка, то следует, видимо, ограничиться определением исходного уровня функциональной готовности, или школьной зрелости (т. е. соответствия степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения). Известно, что дети с низким уровнем функциональной готовности составляют «группу риска» как с точки зрения усвоения программы, так и с точки зрения утомляемости и повышенной заболеваемости. Многие из этих детей буквально с первых дней попадают в категорию неуспевающих, другие (обычно имеющие хороший уровень интеллектуального развития или хорошо подготовленные к школе в плане овладения основными школьными навыками — чтением, счетом, письмом) могут учиться достаточно хорошо, но постоянно испытывают чрезмерное нервно-психическое напряжение, что приводит к невротизации, психосоматическим заболеваниям.
Для диагностически функциональной готовности в нашей стране и в ряде других стран Восточной Европы используется тест Керна-Йирасека (Приложение№1).[18] Когда целью определения готовности является раннее выявление тех детей, которые для организации их деятельности на уроке нуждаются в дополнительном внимании со стороны педагога, помимо функциональной готовности, диагностируются также такие компоненты психологической готовности, как развитие произвольности (прежде всего умения слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец). Эффективным методом диагностики в этом плане является методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.
В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, а когда удается «улизнуть» со своего этажа, то и по лестницам, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно; другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут; у некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения (обычно их называют функциональными отклонениями) вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения.
Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети «домашние», не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не соответствует действительности. Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие ранее детский сад.
Возникает вопрос: каким образом и кто (учитель, администрация школы, родители) и по каким критериям выявляет категорию детей, нуждающихся в помощи психолога? Как показывает опыт, помимо первоклассников, имеющих действительные трудности в адаптации, в эту группу нередко включают и других детей. С другой, — в нее не попадают те первоклассники, внешний рисунок поведения которых не демонстрирует дезадаптации, но они испытывают глубинные трудности как в усвоении программы, так и в эмоциональной сфере (тот вариант, когда адаптация к школе происходит за счет развития личности и здоровья ребенка). Не секрет, что нередко ребенка приводят к психологу тогда, когда риск дезадаптации благодаря неадекватному педагогическому воздействию со стороны родителей, а иногда, к сожалению, и учителя, стал реальностью.[13]
разные точки зрения по поводу того, каковы задачи психолога при работе с первыми классами в адаптационный период. Согласно одной из них, психолог должен быть максимально активен, помогая учащимся быстрее и лучше адаптироваться, а учителю — найти правильный подход к каждому ребенку. Особое внимание психолог уделяет при этом тем детям, у которых наблюдаются ярко выраженные функциональные отклонения, нарушения сна и другие признаки невротизации.[7]
Согласно другой точке зрения, психолог должен использовать это время для сбора информации о психическом развитии каждого ребенка, ведя наблюдения за классом и вмешиваясь лишь в самых крайних случаях. [6]
мой взгляд, в течение адаптационного периода психологу целесообразно оставить класс «наедине с учителем» и вмешиваться лишь по специальной просьбе педагога, поскольку при нормальном протекании процесса адаптации в подавляющем большинстве случаев функциональные отклонения проходят как бы сами собой, поэтому никакой специальной работы здесь не требуется. Присутствие же психолога на уроках, занятиях в группе продленного дня может явиться дополнительным отягчающим моментом и для детей, и для педагогов и тем самым усугубить этот и без того достаточно сложный и для тех и для других период. Наиболее полезной формой работы психолога здесь может быть его выступление на родительском собрании с рассказом об особенностях этого периода, о том, что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию к школе.
уже говорилось, большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит (следует иметь в виду, что это может происходить на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и долго болеют, причем болезни во многом носят психосоматический характер; эти дети составляют «группу риска» с точки зрения возникновения школьного невроза. Дети с затянутым процессом адаптации во всех отношениях нуждаются в особом внимании со стороны школьного психолога.
дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота. Часто у таких детей нарушается сон. Страх перед предстоящей работой в классе столь велик, что ребенок в решающие дни совсем не может идти в школу. У него по утрам развивается рвота. Что же в таком случае должна делать мать, посылать ли своего ребенка в школу.
Педагог, хорошо знающий свой класс, имеет представление о трудностях таких чувствительных детей, и при обычном общении с родителями ребенка он может по-дружески выяснять возможные имеющие отношения к делу обстоятельства. Так, я знаю одного учителя, который на классной работе может погладить учащегося по голове: «Отдохни немножко, а потом работай дальше». Ребенок сияет, обретая смелость и уверенность в себе и через несколько минут вновь готов к деятельности.
Этот педагог применяет аутогенную тренировку, помогая учащемуся избавиться от скованности и расслабиться. Он также разъясняет учащимся, что означает метод, позволяющий вновь стать спокойным и оставаться таким.
Снижается агрессивность, устраняется слабость контактируемости с окружающими. Столь мягко действующая помощь, приводящая к уверенности в себе, значительно увеличивает работоспособность ребенка. «Это, однако, не самое важное,- говорит учитель.- Главное, основополагающее здесь — возможность преодолеть страх перед посещением школы, создание совместной работы учителей и родителей».
Самый важный результат такой помощи — это восстановление у ребенка положительного отношения к жизни, в том числе к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе ребенка — родителям и педагогам.
И все таки, все это, а часто также желание администрации школы получить информацию об уровне адаптации всех учащихся первых классов ставит перед школьным психологом задачу проведения именно массового исследования процесса адаптации первоклассников к школе по окончании первой четверти.
По моему мнению, выбор методик для массового исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:
· Измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптации
· Полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей психолога в причинах возможной дезадаптации
· Быть экономичной по форме проведения и затратам времени.
Изучение литературы по данной проблеме, практика наблюдения за дочерью-первоклассницей, детьми класса, в котором учится дочь, посещения родительских собраний, интервьюирование родителей, разговор с учителем показывает, что процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:
· Происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой
· Формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности — процесса учения
· Эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности
Для общей оценки уровня адаптации первоклассника к школе необходимо получить качественные показатели этих изменений.
Таким образом, для оценки успешности адаптации первоклассников необходимо:
· Проанализировать данные о заболеваемости первоклассников и их обращениях за медицинской помощью в школе за прошедший период
· Опросить родителей
· Проинтервьюировать учителя
· Провести групповое обследование первоклассников с помощью методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”
Школьная психология | OSPI
Школьные психологи являются членами школьных команд с уникальной квалификацией, которые поддерживают способность учащихся к обучению и способность учителей преподавать. Они применяют свои знания в области психического здоровья, обучения и поведения, чтобы помочь детям и молодежи добиться успехов в учебе, обществе, поведении и эмоциональном состоянии. Школьные психологи сотрудничают с семьями, учителями, школьной администрацией и другими специалистами для создания безопасной, здоровой и поддерживающей среды обучения, которая укрепляет связи между домом, школой и обществом.
Все дети и молодежь могут время от времени сталкиваться с проблемами, связанными с обучением; социальные отношения; принятие трудных решений; или управление эмоциями, такими как чувство депрессии, беспокойства, беспокойства или изоляции. Школьные психологи помогают учащимся, семьям, педагогам и членам сообщества понять и решить как долгосрочные, хронические проблемы, так и краткосрочные проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся. Они являются высококвалифицированным и готовым ресурсом для обеспечения того, чтобы все дети и молодежь преуспевали в школе, дома и в жизни.
Ассоциация школьных психологов штата Вашингтон
Школьные психологи штата Вашингтон могут получить дополнительную поддержку от преданной группы практикующих школьных психологов, которые являются членами правления и комитета Ассоциации школьных психологов штата Вашингтон.
Школьные психологи оказывают непосредственную поддержку и помощь учащимся, консультируются с учителями, семьями и другими работающими в школе специалистами в области психического здоровья (например, школьными консультантами, школьными социальными работниками) для улучшения стратегий поддержки, работают со школьной администрацией для широко распространенные методы и политики, а также сотрудничать с поставщиками услуг сообщества для координации необходимых услуг. Успешно помогают школам:
- Улучшить успеваемость
- Поощрение позитивного поведения и психического здоровья
- Поддержка разных учащихся
- Создание безопасного и позитивного школьного климата
- Укрепление партнерских отношений между семьей и школой
- Улучшить общешкольную оценку и подотчетность
- Мониторинг успеваемости и поведения отдельных учащихся
Профессиональные стандарты NASP
В мае 2020 года Национальная ассоциация школьных психологов (NASP) приняла Профессиональные стандарты NASP 2020, включая Модель комплексных и интегрированных школьных психологических услуг, также известную как Практическая модель NASP. Внедрение практической модели NASP позволяет наилучшим образом и с наименьшими затратами использовать навыки и опыт школьных психологов, которые являются существующим, но иногда недоиспользуемым ресурсом в школах. Практическая модель позволяет агентствам и специалистам гибко разрабатывать политику и процедуры, отвечающие местным потребностям, а также обеспечивает достаточную специфичность для обеспечения надлежащего комплексного предоставления услуг.
Адаптировано из материалов Национальной ассоциации школьных психологов, 2020 г.
Связанные законы
- RCW 28A.410.044: Школьные психологи и социальные работники – Области и роли. Описывает цель и роль школьных социальных работников, обеспечивающих неотъемлемую связь между школой, домом и обществом, помогая учащимся достичь академических и социальных успехов.
- RCW 28A.320.280: Школьные консультанты, социальные работники и психологи – приоритеты. Различает роли 3 ESA: школьных консультантов, школьных психологов и школьных социальных работников. Также признает, что эти специалисты участвуют в многоуровневых системах поддержки академических и поведенческих навыков.
- RCW 28A.320.290: Школьные консультанты, социальные работники и психологи – Профессиональное сотрудничество. Направляет минимум 6 часов сотрудничества между тремя вспомогательными профессиями школьных консультантов, социальных работников и психологов.
Совместная работа ESA
- 3 основных отличительных фактора
- Многоуровневые роли для ESA (школьные консультанты, социальные работники, психологи и медсестры)
Школьный психолог / Должностная инструкция
- Виртуальный офис
- Добро пожаловать
- Описание работы
- Процесс направления
- Тестирование специального образования
- Понимание тестовых результатов
- Области приемлемости
- Не соответствует требованиям
- Полезные ссылки
Школьные психологи хорошо подготовлены как в области клинической психологии, так и в области педагогической психологии. Они должны быть сертифицированы и / или лицензированы государством, в котором они работают, после получения степени магистра, постмагистерской подготовки и стажировки на месте. Как правило, школьный психолог имеет степень специалиста в области образования (Ed.
Школьные психологи обладают квалификацией для предоставления широкого спектра навыков для удовлетворения потребностей учащихся и улучшения систем школьной поддержки. Их навыки позволяют им предлагать всесторонние психологические оценки, а также консультироваться со школьным персоналом в отношении обучения, поведения и окружающей среды учащихся. Они обеспечивают индивидуальные, групповые и организационные вмешательства, включая консультирование. Школьные психологи работают с детьми индивидуально и в группах. Кроме того, они проводят тренинги для учителей по различным темам обучения и психического здоровья (например, управление поведением, процесс направления, СДВГ и т.
д.). Хотя школьные психологи обычно не являются подготовленными учителями, они привносят в образовательную сферу уникальную позицию. Их подготовка позволяет им оценить эффективность и результативность академических программ, расписаний занятий и лечебных мероприятий, а их опыт в исследованиях и планировании обеспечивает прочную основу для разработки вмешательств. Конкретные роли, в которых выступает школьный психолог, обычно определяются системой, в которой они работают.Одной из основных обязанностей школьных психологов является оценка. Школьные психологи оценивают учащихся, подозреваемых в наличии инвалидности, в рамках процесса определения права на получение специальных услуг. Школьный психолог проводит когнитивную батарею, чтобы получить уровень интеллектуального функционирования и академического потенциала. Эта батарея также обеспечивает лучшее понимание сильных и слабых сторон студента. Оценки личности используются для получения данных об эмоциональном и поведенческом функционировании учащегося. Сильной стороной оценивания является совместный процесс, в ходе которого школьный психолог узнает точки зрения учителей и родителей. Это позволяет школьному психологу получить всестороннее представление об ученике, его или ее функционировании и о том, как могут быть разработаны вмешательства. В рамках этого процесса создается междисциплинарная команда, которая определяет, мешает ли инвалидность способности учащегося учиться.
Школьные психологи также обучены проводить консультации с учителями в качестве метода оказания помощи учащимся в классе. Консультация предназначена для совместного процесса между школьными психологами и учителями в целях содействия успеху учащихся, испытывающих затруднения. Его можно использовать, чтобы помочь вмешаться детям, демонстрирующим поведенческие, эмоциональные или академические трудности, и помочь предотвратить развитие более серьезной проблемы. Вместе школьный психолог и учитель выявляют проблему, разрабатывают конкретные цели, проводят мозговой штурм и создают план, который поможет ученику стать более успешным.