Направленности: Направленности программ дополнительного образования детей

Типы направленности микрофонов

     


Направленность
– это чувствительность микрофона к звуковому сигналу в зависимости от направления или угла, с которого идет звук.

Чаще всего направленность микрофона изображают как полярные диаграммы. Это делается для визуального представления чувствительности микрофона в диапазоне 360 градусов, где голова микрофона является центром окружности. Начало угла ставится перед микрофоном (зеленая прямая, отметка «0 градусов»).

Диаграмма направленности показывает, как именно чувствительность микрофона к звуку зависит от места расположения его источника. Деления на такой диаграмме показывают конкретные значения уровня звука (в децибелах, dB). 

Например, на диаграмме ниже звук идет с двух направлений: A и B

Звук, идущий по направлению B, весь свой путь проделал внутри зоны чувствительности (в данном случае — кардиоиды), то есть пять делений.


Звук, идущий по направлению A, прошел всего два деления внутри нашей кардиоиды.

Из этого понимаем, что звук (при одинаковой дистанции до микрофона), идущий по направлению B, будет на 15 dB (или примерно в 32 раза) громче, чем звук, идущий по направлению A

                             

Существует три основных типа направленности микрофонов:
  • всенаправленная (круговая)
  • одностороняя (кардиоидная)
  • двухсторонняя («восьмерка»)


    Круговая направленность

                                                                 


    Микрофон с круговой направленностью (всенаправленный микрофон, например — Sennheiser MD42) обладает равной чувствительностью к сигналам, поступающим к нему со всех сторон.

    Зачастую микрофон с круговой направленностью отличается низкой чувствительностью к звукам дыхания, и ему не свойственен «эффект приближения» (о нем — ниже).

    Микрофоны с такой направленностью имеют более широкий низкочастотный диапазон по сравнению с другими, что очень актуально при работе с инструментами, выдающими много «низких».

    Из-за своей чувствствительности к акустике помещения всенаправленные микрофоны имеет смысл использовать для записи в заглушенном помещении или в помещении с очень хорошей акустикой, для отражения акустической атмосферы. Часто всенаправленные микрофоны используют в случаях, когда невозможно гарантировать умение говорящего пользоваться направленными микрофонами, например — праздники, свадьбы, лекции, публичные собрания и т.д. Интересный факт — вышеуказанный микрофон Sennheiser MD42 обрел серьезную популярность среди религиозных организаций (церкви, мечети, синагоги и т.п.).

    Односторонняя направленность


    Микрофоны с односторонней направленностью (однонаправленные, например — Sennheiser MD46) имеют кардиоидную, суперкардиоидную или гиперкардиоидную диаграмму направленности.

                                                                  

    Кардиоидные (рис. 1) микрофоны не воспринимают звук, идущий с тыльной стороны микрофона.

    У суперкардиоидных микрофонов (рис. 2) зона захвата спереди уже (по сравнению с обычной кардиоидой), шумоизоляция сильнее и они менее чувствительны к акустике помещения, однако захватывают звук, идущий с тыльной стороны микрофона (пусть и очень слабо).

    Гиперкардиоидные (рис. 3) микрофоны обеспечивают максимальную шумоизоляцию, наименее чувствительны к акустическому оформлению помещения, однако захватывают чуть больше звука, идущего с тыльной стороны микрофона (по сравнению с кардиоидными и суперкадиоидными микрофонами).

     

     

     

    рис. 1

    рис. 2 рис.3

    Чаще всего такие микрофоны используют для вокала, или в случаях, когда нужна серьезная шумоизоляция, например — для сцены или репортажей. 
    Важно отметить, что несмотря на то что супер- и гипер- кардиоидность микрофона усиливает шумоизоляцию по бокам, эта же кардиодиность (из-за особенности построения диафрагмы таких микрофонов) увеличивает чувствительность микрофона со стороны рукоятки (см. рисунки выше), поэтому тип кардиоиды микрофона в данном случае подбирают под конкретный случай, например — для вокалиста, находящегося близко к сцене, не подойдет гиперкардиодиный микрофон (задняя сторона микрофона может захватывать звуки из зала), а вот для студии такой микрофон подойдет отлично.  

    Двухсторонняя направленность

    Двунаправленный микрофон равно чувствителен к звуковым сигналам, которые поступают спереди и сзади, и почти не чувствителен к звуку, который идет с боков.

     

    рис 4

    В «простонародье» микрофон с такой направленностью зовется «восьмеркой» (например —  Sennheiser MK 8).

        

    рис 5


    Восьмерку часто используют для записи дуэтов (когда исполнители сидят друг напротив друга по бокам микрофона, см. рис 4) и при записи интервью (когда люди сидят друг напротив друга спереди и сзади от микрофона, см. рис 5). Также ее применяют для записи в заглушенном помещении в случае необходимости повышения относительного уровня отраженных сигналов, и для записи отдельных инструментов (что бы выделить низкие частоты при близком размещении исполнителей от микрофона).

    Эффект приближения 

    Однонаправленные микрофоны по мере приближения к источнику звука увеличивают отдачу по низким частотам, в пределах 0. 5 метров. Если микрофон стоит совсем близко (30 см. и ближе) звук получится сильно «бубнящим». Есть несколько способов восстановить более естественное звучание:

    1. Использовать эквалайзер или микшерный пульт. С помощью эквалайзера можно урезать «низы», тем самым возвращая звук к более натуральному звучанию.
    2. Использовать микрофон с функцией среза низких частот (например — Sennheiser E 914)
    3. Отдалить микрофон от источника звука

    По всем вопросам обращайтесь к нам по телефонам:

    8 (800) 500-94-52 
    8 (495) 988-34-19

    Или пишите на [email protected] 

    Характеристики луча и множитель линейной решетки

    Питер Делос (Peter Delos), Боб Бротон (Bob Broughton), Джон Крафт (Jon Kraft)

    Диаграммы направленности фазированной антенной решетки Часть 1: Характеристики луча
    и множитель линейной решетки

    Статья опубликована в журнале «Компоненты и технологии » №9 2020

    Введение
    Широкое распространение фазированных антенных решеток в коммерческих, аэрокосмических и оборонных приложениях приводит к тому, что работу с данными конструкциями доверяют инженерам, которые лишь поверхностно знакомы с принципом работы данных устройств. Термин «фазированная антенная решетка», как и сама конструкция, далеко не новы, их теоретическая часть разрабатывалась на протяжении нескольких десятилетий, однако большинство существующих публикаций ориентировано преимущественно на специалистов,
    хорошо разбирающихся в математическом анализе и электромагнитных полях. В связи с тем, что фазированные антенные решетки все чаще используются в системах по работе со смешанными сигналами, многим разработчикам пригодилось бы простое объяснение понятий и принципов построения их диаграмм направленности. Как оказалось, существует достаточно много аналогий между поведением фазированных антенных решеток и системами с временной дискретизацией, с которыми инженеры, работающие в области смешанных сигналов, встречаются практически каждый день. Данная статья не предназначена для инженеров‑проектировщиков антенн, ее цель скорее помочь разработчикам, работающим с подсистемами или компонентами, используемыми в фазированных решетках. Статья поможет в некоторой степени визуализировать принципы, определяющие, как-то или иное действие инженера может повлиять на диаграмму направленности фазированной антенной решетки.

    Направление луча
    Для начала рассмотрим интуитивно понятный пример управления лучом фазированной решетки. На рис. 1 представлено падение волнового фронта на четыре антенных элемента с двух разных направлений. В приемном тракте после получения сигнала с каждого антенного элемента включается временная задержка, после чего все четыре сигнала суммируются. На рис. 1а временная задержка соответствует разнице по времени достижения волнового фронта каждого антенного элемента. Включение задержки приводит к тому, что четыре сигнала оказываются синхронизированными по фазе, и результирующий сигнал на выходе сумматора возрастает. На рис. 1б применяется тот же принцип и величина временной задержки, однако в этом случае волновой фронт перпендикулярен элементам антенны и сигналы с элементов оказываются смещены по фазе, что приводит к уменьшению уровня результирующего сигнала на выходе сумматора.

    Рис. 1. Значение угла луча при установке временной задержки:
    а) временная задержка соответствует разнице по времени достижения волнового фронта каждого антенного элемента;
    б) при тех же условиях волновой фронт перпендикулярен элементам антенны и сигналы с элементов смещены по фазе

    В фазированных решетках в качестве временной задержки выступает некая измеряемая величина, зависящая от расстояния между элементами и угла луча. Однако данную задержку можно сымитировать при помощи фазового сдвига сигнала, что является довольно полезным решением, когда речь заходит о практическом применении. Влияние задержки и фазового сдвига на положение луча будет рассмотрено далее, а пока обратим внимание на способы реализации самого фазового сдвига, а затем выведем формулу, которая бы показала его влияние на параметры луча.
    На рис. 2 представлена схема фазированной антенной решетки с использованием сдвига фаз для управления лучом вместо временной задержки. Ось визирования (θ = 0°) направлена перпендикулярно лицевой стороне антенны, таким образом угол θ принимает положительное значение справа от оси визирования и отрицательное — слева.

    Рис. 2. Принцип работы фазированной решетки с использованием сдвига фаз
    вместо временных задержек

    Для того чтобы упростить понимание и визуализировать величину фазового сдвига между соседними элементами решетки, используем набор прямоугольных треугольников, как это показано на рис.  3. Фазовый сдвиг между соседними элементами обозначен на рисунке как ΔΦ.

    Рис. 3. Расчет фазового сдвига ΔΦ в зависимости от угла поворота луча:
    а) взаимосвязь соседних элементов антенны с точки зрения геометрии;
    б, в) сумма углов θ+j = 90°, что позволяет нам вычислить величину L — расстояние,
    на которое происходит распространение волны

    На рис. 3a определена взаимосвязь соседних элементов антенны с точки зрения геометрии. Каждый элемент отделен от соседнего расстоянием, обозначенным на схеме литерой d, его также называют шагом антенной решетки. Луч отклонен от оси визирования на угол θ или на угол j, если считать отклонение от условной горизонтальной линии. Из рис. 3б мы видим, что сумма углов θ+j = 90°. Данное соотношение позволяет нам вычислить величину L — расстояние, на которое происходит распространение волны, как L = dsin (θ). Временная задержка в таком случае будет равна времени, которое потребуется волновому фронту для преодоления расстояния L. Если мы примем величину L за длину волны, что подходит по определению, то временную задержку можно будет вычислить по формуле ∆t = L/c, где c = 3×10 ⁸ м/с, величина фазового сдвига в таком случае определяется в соответствии с принципом рис. 3в:
    ΔΦ = (2πdsinθ)/λ.

    Если шаг антенной решетки составляет ровно половину длины волны сигнала, то уравнение определения фазового сдвига можно упростить до вида:
    ΔΦ = πsinθ, при d = λ/2. (2)

    В качестве примера, используем данные уравнения для расчета фазового сдвига для решетки из двух элементов, расположенных на расстоянии 15 мм друг от друга. Если волновой фронт с частотой 10,6 ГГц падает под углом 30° (θ = 30° = 0,52 рад) от оси визирования, то оптимальное значение фазового сдвига будет определяться как:
    λ = c/f = (3×108 м/с)/10,6 ГГц = 0,0283 м,
    ∆Φ = (2πdsinθ)/λ = 2π х 0,015 х sin (0,52)/0,0283 м = 1,67 рад = 95°.

    Таким образом, если волновой фронт падает под углом θ = 30°, то при сдвиге фазы соседнего элемента на 95° мы можем добиться того, что сигналы с элементов системы будут складываться когерентно, что максимизирует усиление антенны в данном конкретном направлении.

    Рис. 4. Фазовый сдвиг ΔΦ в зависимости от угла отклонения луча (θ) для трех случаев соотношения d/λ

    Для лучшего понимания зависимости фазового сдвига от положения луча на рис. 4 приведены графики, построенные на основе формулы (1) при различных соотношениях d/λ. В том случае, когда d = λ/2, вблизи оси визирования график имеет наклон 3:1, что обусловлено множителем π, как это показано в формуле (2). Данный график также демонстрирует, что фазовый сдвиг между элементами величиной 180° обеспечивает теоретическое отклонение луча от оси визирования на 90°. Это идеальный случай, и на практике осуществить такое отклонение невозможно. Также следует обратить внимание, что при d > λ/2, вне зависимости от величины фазового сдвига, отклонение луча на 90° никогда не будет достигнуто. Далее в статье мы увидим, что при d > λ/2 на диаграмме направленности антенны появляются нежелательные лепестки, но уже сейчас становится понятно, что со случаем, когда d > λ/2, происходит что-то не то.

    Эквидистантная линейная антенная решетка
    Приведенные выше уравнения ориентированы на применение для систем с двумя элементами. Однако на практике фазированная антенная решетка может состоять из тысяч элементов, расположенных в нескольких плоскостях. Для упрощения расчетов будем рассматривать только решетки с расположением элементов в одной плоскости, то есть линейные антенные решетки.
    Линейная антенная решетка представляет собой решетку, состоящую из N элементов. Расстояние между элементами может иметь различное значение, но чаще всего на практике используются эквидистантные антенные решетки, то есть решетки с равным расстоянием между элементами (рис. 5).

    Рис. 5. Эквидистантная линейная антенная решетка (N = 4)

    Несмотря на довольно простую структуру, данный тип решетки обеспечивает прекрасную основу для понимания процесса формирования диаграммы направленности антенны в зависимости от различных условий. Кроме того, принципы, служащие основой для построения диаграммы при использовании линейной антенной решетки, также могут быть применимы и для систем с двупространственным распределением элементов.

    Противостояние ближнего и дальнего поля
    Итак, как же мы можем использовать ранее созданные уравнения для N = 2 элементов в случае, когда антенная решетка состоит из N = 10 000? Если посмотреть на рис. 6, то станет понятно, что угол падения фронта сигнала на каждый следующий элемент отличается от предыдущего.

    Рис. 6. Источник РЧ-сигнала, расположенный рядом с линейной антенной решеткой

    Когда источник сигнала находится рядом с решеткой, угол падения сигнала отличается для каждого элемента. В таких случаях говорят, что источник сигнала находится в ближнем поле, или ближней зоне антенны. Мы, конечно, можем рассчитать угол падения для каждого элемента отдельно, и иногда это необходимо сделать, например, если требуется глубокая калибровка антенны или расположение источника невозможно изменить, но куда более простым вариантом является расположение источника сигнала в дальнем поле антенны (рис. 7).

    Рис. 7. Источник РЧ-сигнала расположен вдали от линейной антенной решетки

    При расположении источника сигнала в дальнем поле большой радиус сферического волнового фронта приводит к тому, что линии распространения волн сигнала на подступах к антенной решетке оказываются параллельны. Как следствие, углы отклонения луча будут равны, и каждый соседний элемент будет иметь длину пути, которую необходимо преодолеть фронту сигнала на dsinθ больше, чем у его соседа. Данный вывод значительно упрощает расчеты и означает, что выведенные ранее уравнения (1) и (2) могут быть применены для расчета линейных решеток с несколькими тысячами элементов при условии, что они имеют одинаковый шаг.
    Но как вычислить, где начинается дальнее поле? Начало дальнего поля можно условно принять за величину, определяемую по формуле:
    Дальнее поле >2D²/λ, (3)

    где D — диаметр антенны ((N-1) х d для эквидистантной линейной решетки).
    Для линейных решеток с небольшим количеством компонентов (небольшое значение D) или при работе с низкочастотными сигналами (большая λ) расстояние до дальнего поля имеет небольшую величину, однако если количество элементов в решетке составляет несколько тысяч, а сама система работает исключительно на высоких частотах, расстояние до начала дальнего поля может измеряться десятками, а то и сотнями километров. Столь большое расстояние значительно затрудняет тестирование и калибровку системы. В таких случаях рекомендуется выполнить более подробный расчет и построение модели при расположении источника сигнала в ближнем поле, а затем скорректировать их при построении решения для использования в реальных условиях, в том числе с расположением источника в дальнем поле.

    Усиление, направленность и апертура антенны
    Прежде чем мы перейдем к расчету и построению диаграмм, не лишним будет определить усиление, направленность и апертуру антенны. Начнем с небольшого пояснения относительно усиления и направленности антенны, поскольку их часто меняют местами из-за сходных формул расчета. Данные величины определяются путем сравнения с показателями изотропной антенны — идеальной антенны, которая излучает равномерно во всех направлениях. Направленность антенны — это сравнение максимальной измеренной мощности Pmax в определенном направлении со средней мощностью, излучаемой во всех направлениях, Pav. Когда направление не определено, направленность вычисляется по формуле:
    D = Pmax/Pav. (4)

    Направленность — это важная характеристика, используемая при сравнении антенн, поскольку именно она определяет способность фокусировать энергию в одном направлении.
    Усиление рассчитывается по той же формуле, однако помимо максимальной измеренной мощности Pmax и мощности, излучаемой во всех направлениях, Pav в нее также добавляется коэффициент потерь:
    G = kD, (5)

    где k = Prad/Pin, Prad — это общая излучаемая мощность, Pin — входная мощность антенны, k — коэффициент потерь.
    Перенесем диаграмму направленности антенны в трехмерную плоскость и рассмотрим направленность антенны как функцию ширины луча (рис. 8).

    Рис. 8. Диаграмма направленности антенны, спроецированная на сферу

    Общая площадь поверхности сферы равна 4π2, поверхность сферы, наблюдаемая из ее центра, образует телесный угол 4π стерадиан. Следовательно, плотность мощности изотропной антенны будет равна (Вт/м2):
    Prad/4πr2. (6)
    Существует два угла направления (или угла положения) для площади сферы. В радиолокационных системах их обычно называют азимутом и углом места. Ширина луча может быть описана как функция углов направления θ1 и θ2, которые создают на сфере область ΩA — ширину луча в стерадианах. Значение ΩA можно аппроксимировать как ΩA ≈ θ1 х θ2.
    С учетом определения ΩA как области на сфере, организованной углами направления, направленность антенны можно определить по формуле:
    D = 4π/ΩA ≈ 4π/θ1 х θ2. (7)

    Третья характеристика антенны, которая также заслуживает внимания — это апертура. Апертура антенны — это часть площади сферы для приема электромагнитных волн. Размер данной площади зависит от длины волны. Апертура изотропной антенны определяется по формуле:
    Aisotropic = λ2/4π. (8)

    Эффективная (реальная) апертура антенны будет завесить также от уровня ее усиления и определяться по формуле:
    Ae = Gλ2/4π. (9)

    Собрав все части вместе, мы увидим, что усиление антенны можно рассматривать как функцию угла, который определяет диаграмму направленности и учитывает эффективность (или потери) в антенне.

    Рис. 9. Множитель элемента и массива решетки

    Множитель линейной решетки
    В данном разделе мы попробуем определить оптимальную временную задержку (или разность фаз) между элементами решетки для достижения максимальной направленности антенны. Но сначала желательно получить определение полного усиления антенны и понять принципы управления им. Для получения полного усиления нам необходимо обратить внимание на два параметра: коэффициент усиления каждого отдельного элемента решетки, также называемого множителем элемента (Ge), и влияние, которое мы можем оказать посредством формирования луча при помощи элементов решетки, называемого также множителем массива элементов, или множителем решетки (Ga). В таком случае полное усиление антенной решетки будет определяться о формуле (в дБ):
    G (θ) = Ge (θ)+Ga (θ). (10)

    Множитель элемента Ge — это, по сути, диаграмма направленности одного элемента в решетке. Данный множитель определяется геометрией и конструкцией антенны и не зависит от условий эксплуатации или электротехнических характеристик. Множитель важно принимать во внимание, так как он способен ограничить усиление всей решетки. Поскольку мы не можем воздействовать на множитель элемента посредством изменения электрических величин, примем его как некую константу, которая, тем не менее, оказывает непосредственное влияние на величину полного усиления фазированной решетки. В статье мы предполагаем, что все отдельные элементы решетки имеют одинаковый множитель.
    Другой важный параметр — множитель решетки Ga, который рассчитывается на основе геометрии решетки (d для эквидистантной линейной решетки) и «веса» луча (амплитуда и фаза). Вывод формулы множителя решетки, а также их вариаций для линейной антенной решетки не является сложной задачей, однако во избежание перегрузки статьи читателю
    лучше обратиться за подробностями к публикациям, указанным в списке литературы. Для дальнейшего расчета мы будем ориентироваться на уравнения, выведенные в статье ранее, что приведет к лучшей согласованности с нашими определениями, приведенными на рис. 2 и 3.
    Так как основная проблема состоит в определении изменения усиления решетки, наиболее оптимальным вариантом будет построить график зависимости нормализованного множителя от единичного усиления. Нормализованный множитель решетки в свою очередь можно представить в виде следующей формулы:

    где θ — угол луча.
    Ранее мы уже определяли угол луча θ0 как функцию фазового сдвига между элементами, следовательно, мы также можем представить формулу нормализованного множителя решетки как:

    Для того чтобы приведенное выше уравнение могло быть применимо к существующей системе, необходимо соблюсти следующие условия:
    • элементы решетки расположены на одинаковом расстоянии;
    • между элементами имеется равный фазовый сдвиг;
    • все элементы имеют одинаковую амплитуду.
    Используя полученные уравнения, построим график множителя решетки для нескольких размеров решетки (рис.  10, 11).

    Рис. 10. График функции нормализованного множителя линейной решетки с шагом элементов d = λ/2 и количеством элементов 8, 16 и 32 соответственно

    Рис. 11. График функции нормализованного множителя линейной решетки с шагом элементов d = λ/2 и количеством элементов 32 при разных углах луча

    Проанализировав рис. 11 и 12, можно сделать следующие выводы:
    • Амплитуда первого бокового лепестка от оси визирования составляет -13 дБ независимо от количества элементов. Это связано с функцией sin в уравнении множителя решетки. Амплитуда данных лепестков может быть увеличена за счет постепенного увеличения коэффициента усиления по элементам.
    • Ширина луча уменьшается с увеличением количества элементов решетки.
    • Ширина луча увеличивается по мере того, как луч отклоняется от оси визирования.
    • Количество лучей увеличивается по мере увеличения количества элементов.

    Рис. 12. Определение ширины луча антенны (линейная решетка N = 8, d = λ/2, θ = 30°)

    Ширина луча
    Ширина луча представляет собой показатель углового разрешения антенн. Чаще всего ширина луча определяется либо шириной луча половинной мощности (HPBW), либо шириной первого нулевого луча (FNBW). Для того чтобы определить HPBW, необходимо измерить величину угла на уровне ниже на 3 дБ от пика, как показано на рис. 12.
    Используя приведенное выше уравнение нормализованного множителя решетки, вычислим точное значение HPBW, установив нормализированный множитель равным уровню половинной мощности (3 дБ или 1/√2).
    Предположим, что θ = 0°, N = 8 и d = λ/2, тогда:

    Вывод из уравнения ∆Φ дает 0,35 рад. Подставив данное значение в уравнение (1), можно определить угол θ:

    В данном случае θ — это пиковое значение до точки 3 дБ, что составляет половину HPBW. Для того чтобы получить окончательное значе ние HPBW, просто удвоим его. Это дает нам HPBW величиной 12,8°.
    Если повторить тот же прием для множителя решетки, равного 0, мы получим ширину первого нулевого луча FNBW = 28,5°.
    Для эквидистантных линейных антенных решеток аппроксимация HPBW [1, 2] задается следующей формулой:

    На рис.  13 показана зависимость ширины луча от угла отклонения для решеток с разной размерностью при расстоянии между элементами, равном λ/2.

    Рис. 13. Зависимость ширины луча от угла отклонения при расстоянии между элементами λ/2 и количестве элементов 16, 32 и 100 соответственно

    Проанализировав график, можно отметить некоторые аспекты, касающиеся размерности решеток:
    • Для точности управления лучом в 1° требуется минимум 100 элементов. Если точность важна как по азимуту, так и по углу места, решетка должна состоять из 10 000 элементов. Точность 1° достигается только по оси визирования в условиях, близких к идеальным. Поддержание точности в 1° при работе в полевых условиях потребует еще большего увеличения количества элементов решетки.
    • Решетки из 1000 элементов имеют достаточно широкое распространение. Примером таких решеток служат решетки квадратной формы со стороной, состоящей из 32 элементов, что в сумме дает 1024 элемента. Такие решетки могут обеспечить точность управления лучом на уровне 4° вблизи оси визирования.
    • Решетки из 256 элементов серийного производства, которые имеют относительно невысокую цену, могут иметь точность наведения луча менее 10°, что вполне приемлемо для широкого спектра приложений.
    • Также следует обратить внимание на тот факт, что для любого из описанных случаев ширина луча удваивается при смещении на 60°. Это связано с cosθ в знаменателе и углом падения фронта сигнала на элементы; размер решетки кажется меньшим в поперечном сечении, если смотреть на него под углом.

    Объединение множителей элемента и решетки
    В предыдущем разделе основное внимание было уделено только множителю решетки. Но чтобы вычислить общее усиление антенны, нам также потребуется и множитель элемента. На рис. 14 показан пример, в котором множитель элемента, или нормализованное усиление элемента Ge (θ), принимает форму косинуса. График спада косинуса довольно часто встречается при анализе фазированных решеток и может быть достаточно просто визуализирован. У оси визирования график имеет максимальную площадь и по мере
    удаления от нее уменьшается в соответствии с функцией косинуса.

    Рис. 14. Множитель элемента и множитель решетки образуют общую диаграмму направленности антенны

    Множитель решетки GA (θ) был взят для линейной решетки из 16 элементов с шагом λ/2 и однородной диаграммой направленности. Общий график, обозначенный на рисунке синим цветом, представляет собой график функции, полученной в результате перемножения множителя элемента и множителя решетки, то есть сложения в графиков в шкале дБ.
    Проанализировав график и отклонение луча от оси визирования можно сделать следующие выводы:
    • амплитуда общего графика уменьшается в соответствии с графиком множителя элемента;
    • лепестки, расположенные по бокам оси визирования, не теряют амплитуду;
    • характеристики боковых лепестков элементов решетки ухудшаются за пределами оси визирования.

    Декартова и полярная системы координат
    До сих пор мы строили диаграммы направленности антенн в декартовой системе координат. Но более распространенным решением является построение диаграмм в полярных координатах, поскольку они более репрезентативны с точки зрения энергии, излучаемой антенной в пространство. Рис. 15 — это переориентированная в полярную систему координат версия рис. 12, данные и значения на этих рисунках полностью совпадают. Следует иметь возможность и умение построить диаграмму направленности для антенны в любом представлении, поскольку оба они используются в литературе и специальной документации. Для данной и последующих статей серии мы будем использовать преимущественно декартову систему координат, поскольку в этом представлении проще сравнивать ширину луча и характеристики боковых лепестков диаграммы.

    Рис. 15. Диаграмма направленности антенны в полярных координатах для N = 8, d = T/2, ∅ = 30°

    Двунаправленность антенной решетки
    В данной статье текст и графики приведены для антенных решеток, которые принимают cигнал. Но что изменится, если антенна будет настроена на передачу? К счастью, большинство антенных решеток являются двунаправленными и все диаграммы, уравнения и терминология одинаковы для передачи и приема. При построении диаграмм лучше ориентироваться по текущей ситуации — иногда легче представить луч, принимаемый антенной решеткой, а иногда, например, в случае изучения формы лепестков, может оказаться проще думать, что антенная решетка работает в передающем режиме.

    Заключение

    Статья является первой частью серии, в ней была описана концепция и основные принципы управления лучом с помощью фазированной решетки, выведены основополагающие формулы и построены графики на их основе. Кроме того, в статье были рассмотрены множитель решетки, множитель элемента и сделаны выводы о том, как количество элементов, расстояние между ними и угол луча влияют на работу антенны. Последним пунктом статьи было сравнение диаграмм направленности антенн в декартовых и полярных координатах.
    В следующих публикациях серии будут более подробно рассмотрены диаграммы направленности фазированных антенных решеток и их искажения. Мы изучим, как изменение
    формы антенны влияет на боковые лепестки, как формируются лепестки решетки, как влияет сдвиг фазы на временную задержку в широкополосных системах. Серия завершится анализом разрешения блока задержки и того, как он может создавать боковые лепестки квантования и ухудшать разрешение луча.

    Литература
    1. Balanis C. A. Antenna Theory: Analysis and Design. 3rd Edition. Wiley, 2005.
    2. Mailloux R. J. Phased Array Antenna Handbook. 2rd Edition. Artech House, 2005.
    3. O’Donnell R. M. Radar Systems Engineering: Introduction. IEEE, June 2012.
    4. Скольник (Skolnik), Меррилл (Merrill). Radar Handbook. 3rd Edition. McGraw-Hill, 2008.

    Центр детского технического творчестваЦентр детского технического творчества

    Программы технической направленности
    Название программыСрок обученияВозрастКраткое описаниеАдрес реализации
    «Ступеньки в робототехнику»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год6-10 лет

    Существует множество профессий, связанных с робототехникой: инженеры, дизайнеры, тестировщики, программисты роботов и так далее. Наши занятия могут стать первым шагом в выборе будущей специальности, определить вектор дальнейшего развития. Начиная с дошкольного возраста, обучающиеся постигают основы робототехники, постепенно углубляя и расширяя знания. На занятиях они знакомятся с основами механики, конструирования, программирования, развивают свои творческие способности, учатся работать в команде, соревнуются и получают бесценный опыт.

    б-р Рябикова, 4в/2
    «Робознайка»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год6-7 лет

    Обучение робототехнике и программированию в игровой форме на специализированных конструкторах LEGO WeDo 2.0. На занятиях робототехникой дошкольники создадут своих первых роботов, познакомятся с азами компьютерной грамотности. Наши занятия помогут развить у ребенка воображение, логическое мышление, мелкую моторику, внимание, коммуникативные способности, расширить словарный запас. Учащиеся, успешно освоившие материал могут продолжить обучение на более высоком уровне по программе «РобоСтарт».

    ул. Театральная, 21

    б-р Рябикова, 4в/2 клуб

    «РобоСтарт»

    ссылка на программу в Навигаторе

     

    1 год6-7 лет

    Обучение робототехнике и программированию в игровой форме на специализированных конструкторах LEGO WeDo 2.0. На занятиях робототехникой первоклассники научаться создавать роботов, познакомятся с азами компьютерной грамотности и конструирования. Дети, уже имеющие навыки в робототехнике, откроют для себя новые знания в данной области. Занятия помогут развить у ребенка воображение, логическое мышление, мелкую моторику, внимание, коммуникативные способности, расширить словарный запас. Учащиеся, успешно освоившие материал могут продолжить обучение на более высоком уровне по программе «Юный робототехник».

    ул. Театральная, 21
    «Юный робототехник»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год7-10 летСуществует множество профессий, связанных с робототехникой: инженеры, дизайнеры, тестировщики, программисты роботов и так далее. Наши занятия могут стать первым шагом в выборе будущей специальности, определить вектор дальнейшего развития. Дети изучают основы механики, конструирования, программирования, развивают свои творческие способности, учатся работать в команде, соревнуются, получают бесценный опыт и возможность закрепить на практике пройденный в школе материал по физике, математике, информатике, технологии.ул. Театральная, 21
    «Робототехника. STEAM соревнования»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год10-16 лет

    Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника. STEAM соревнования» позволяет учащимся продолжить обучение робототехнике, посредством погружения в мир международных образовательных STEAM соревнований по робототехнике «Лига решений». Это международная соревновательная программа, которая действует в различных странах мира. Уникальностью данного соревнования является то что каждый год посвящен определенной актуальной мировой научно-технологической проблеме. Тема сезона 2022-2023 «Энергия».

    ул. Театральная, 21
    «En+Робо+Прото»

    ссылка на программу в Навигаторе

    2 года10-15 лет

    Робототехника и прототипирование тесно переплетены на пути к профессии будущего. В первый учебный год обучающиеся познакомятся с основами робототехник и прототипирования. Через серию практических работ освоят EV3 G, TinkerCAD и Fusion 360. Затем программа приведёт их в образовательный проект «Энергия в каждой капле», где состоится первое знакомство с основными принципами работы гидроэлектростанций и профессией энергетика. Второй учебный год отведён для участия в соревнованиях En+ Group «Энергия в действии», введения в инженерный дизайн и подготовки к всероссийскому робототехническому фестивалю «Марш Победы».

    б-р Рябикова, 20а
    «Начальное 3D моделирование»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год8-10 лет

    Обучение в программах Tincercad и Blender. На занятиях обучающиеся познакомятся с азами 3D моделирования, создадут и напечатают свои первые 3D модели. Наши занятия помогут развить у ребенка пространственное и творческое мышление, воображение, расширить словарный запас.

    б-р Рябикова, 4в/2
    «Юный программист»

    ссылка на программу в Навигаторе

     

    1 год9-15 лет

    Увлекательные занятия программированием развивают у ребёнка алгоритмическое мышление, математические способности, логику. Детям будут привиты старательность, аккуратность, ответственность. Они сделают первые шаги в программировании, разработают и защитят серьёзные проекты. Получат навыки олимпиадного программирования. Примут участие в соревнованиях, включая всероссийский уровень, сделают первые шаги в профессии. Первый язык программирования – SNAP!. В дальнейшем – python.

    ул. Театральная, 21

    б-р Рябикова, 4в/2

    б-р Рябикова, 20а

    «Основы видеосъемки»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год9-15 лет

    Сейчас, когда информационные технологии, интернет, телевидение, получили массовое распространение, вполне естественно, что у многих детей возникает желание попробовать свои силы в этих областях, достаточно перспективных в плане дальнейшего профессионального становления.  Данная программа предоставляет им такую возможность. Постигая основы видеосъемки, учащиеся приобретают практические знания в области кинематографии, опыт коллективной работы, знакомятся с азами таких кинопрофессий как сценарист, режиссёр, оператор, специалист компьютерного монтажа фильмов.

    мкр. Первомайский, 57 (программа предназначена для обучающихся МБОУ г. Иркутска СОШ № 35)
    «Занимательная анимация»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год9-12 лет

    Создание графических иллюстраций, реализация идей с помощью знаний анимации, превращение обычных презентаций в настоящее анимационное представление – всё это, ключ к открытию новых и интересных профессий, которые востребованы на рынке труда современного человека.

    ул. Театральная, 21
    «Юный иллюстратор»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год9-13 лет

    Программа включает интересные практические задания, которые помогают познать жанр – иллюстрация в современном мире. Дети научатся создавать: архитектурную, ботаническую, книжную иллюстрации, а так-же попробуют себя в роли аниматора и гейм-дизайнера настольных игр.

    ул. Театральная, 21
    «Юный 2D художник»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год10-15 лет

    2D художник — не только интересная, но и очень актуальная на сегодняшний день специальность. На занятиях ребенок сможет познакомится с основами 2D графики, научиться создавать красивые цифровые изображения: иллюстрации, стикеры, открытки и прочие интересные вещи с помощью простых приемов векторной графики в бесплатных графических редакторах Inkscape и Krita, что позволит создавать иллюстрации даже у себя дома. Программа подразумевает ознакомление с основами композиции и цветоведения, что поможет подходить к созданию изображений более осознанно и достигать лучшего результата.

    ул. Театральная, 21
    «Модели строим сами»

    ссылка на программу в Навигаторе»

    1 год9-15 лет

    Объединение двух направлений технического творчества авиамоделирования и судомоделирования в рамках одной программы способствует разностороннему развитию ребенка, позволяет много узнать из истории воздухоплавания и мореходства, гражданской и военной техники, освоить навыки ручного труда (технологические приемы обработки разнообразных материалов, работа с определенными инструментами и приспособлениями), создать действующие модели самолетов и кораблей, принять участие в смотрах, соревнованиях и стать победителем!

    ул. Театральная, 21

    б-р Рябикова, 20а

    «Самоделкины»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год6-11 летПрограмма направлена на развитие интереса к техническому моделированию у детей, на развитие образного и логического мышления, на освоение навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с конструированием и изготовлением несложных моделей и макетов. Учащимся предлагается не только создать поделки, но и варианты игр, соревнований с ними, что является мотивацией к мыслительной и трудовой деятельности.ул. Театральная, 21
    «Умные игрушки»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год6-8 летНа занятиях дети учатся изготавливать технические игрушки из доступных материалов – игрушки-дергунчики, балансиры, волчки, калейдоскоп и многие другие. Такие игрушки не только развлекают и удивляют, но и помогают умственному и творческому развитию, побуждают детей получить новые знания и навыки.б-р Рябикова, 15б
    «Начальное моделирование»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год6-12 летМагия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставит равнодушными детей. Осваивая моделирование из картона и бумаги, работу с шаблонами и простейшим ручным инструментом они строят бумажные модели: военной и гражданской техники (лодки, автомобили, самолеты, танки), роботов, жилых домов, общественных зданий, технических сооружений. Начиная с элементарных моделей, которые делаются за одно занятие, дети изготавливают более сложные, совершенствуя навыки владения инструментами, развивая фантазию, моторику рук, внимательность и усидчивость.ул. Театральная, 21 (программа предназначена для обучающихся МБОУ г. Иркутска СОШ № 46)
    Программы художественной направленности
    «Природа и творчество»

    ссылка на программу в Навигаторе

     

    1 год6-12 лет

    Программа направлена на приобретение учащимися знаний, умений, навыков в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества по следующим направлениям: рисунок, живопись, рисование в нетрадиционных художественных техниках, лепка из пластилина, глины, соленого теста.  Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность отражать свои представления об окружающем в образной форме.

    б-р Рябикова, 15б
    «Страна фантазий»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год5-7 лет

    Программа дает возможность детям дошкольного возраста приобрести начальные умения и навыки по изобразительной деятельности: рисование в различных традиционных и нетрадиционных художественных техниках (печатание листьями, рисование углем, свечкой, солью, манкой, мятой бумагой, трубочкой и т. д.), лепка из пластилина, глины, соленого теста. Занятия рисованием и декоративно – прикладным творчеством способствуют развитию инициативности, изобретательности, гибкости мышления и позволяют плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

    б-р Рябикова, 15б
    «Радуга»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год6-13 лет

    Возможность получить навыки и знания в разных видах декоративно – прикладного творчества: бисероплетении, бумагопластики, шитье мягких игрушек детям дает совместная творческая деятельность с педагогом.  Через общение, сотрудничество они приобретают социальный опыт, раскрывают свои природные таланты и способности. Программой предусмотрено выполнение одного изделия в нескольких вариантах, разной степени сложности в зависимости от желания и стремления ребенка. Таким образом осуществляется индивидуально – личностный подход к каждому и это позволяет детям быть успешными.

    б-р Рябикова, 15б
    «Мастерская керамики»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год6-8 лет

    Работа с глиной в сочетании с обязательной росписью игрушек расширяет круг знаний детей не только о пластике материала, о гибкой изменчивой форме, но и позволяет овладеть полезными техническими навыками. Учащиеся знакомятся на практических занятиях с приемами и способами лепки с натуры и по представлению. Получают теоретические знания о видах искусства и народных игрушечных промыслов. Принимают участие в выставках, создают фонд работ и образцов игрушек для постоянной экспозиции.

    ул. Театральная, 21
    «Творчество и мастерство»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год8-12 лет

    Программа дополняет и расширяет знания и умения обучающихся, полученные на занятиях по программе «Мастерская керамики». Продолжаем изучать этот удивительный вид декоративно – прикладного творчества – керамику. Постигаем основы работы на гончарном круге, секреты изготовления изразцов, создаем оригинальные авторские изделия, сочетая традиционные техники с современными видами керамики и новыми технологиями.

    ул. Театральная, 21
    «Юный ювелир»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год12-16 лет

    Программа направлена на получение обучающимися знаний о ювелирном деле, его видах и истории возникновения. В процессе реализации программы, дети познакомятся с профессией ювелира, приобретут и закрепят навыки ручного труда, что способствует развитию трудолюбия и аккуратности, образного мышления, творческого воображения и эстетического вкуса, научатся создавать  украшения из различных материалов: денима и кожи, бисера и камней, эпоксидной смолы, проволоки и специальной металлической  фурнитуры.

    ул. Театральная, 21
    «Рукоделие и мастерство»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год7-12 лет

    Программа «Рукоделие и мастерство» является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности.

    ул. Театральная, 21
    «Волшебная кисточка»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год5-7 лет

    Возможность детям дошкольного возраста приобрести начальные умения и навыки по изобразительной деятельности, познакомиться с новыми для себя видам художественных техник: «монотипия», «набрызг», печатание листьями, рисование углем.  Занятия рисованием способствуют развитию инициативности, изобретательности, гибкости мышления и позволяют плодотворно решать задачи подготовки детей к школе, гармонизируя эмоциональную сферу ребенка, его психическую устойчивость, расширять кругозор в различных областях окружающей действительности.

    ул. Театральная, 21
    «Солнечная палитра»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год7-12 лет

    Овладение основами изобразительной деятельности обучающимися по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративное рисование. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. На занятиях рисованием ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей, что ведет к гармоничному развитию личности.

    ул. Театральная, 21

    ул. Терешковой, 38   (программа предназначена для обучающихся МАОУ г. Иркутска СОШ № 63)

     

    Программы социально-гуманитарной направленности
    «Happy English»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год8-10 лет

    Программа предлагает сбалансированное развитие языковых и речевых навыков, а также умение работать в команде, учитывать мнения других. Дети смогут с легкостью применять полученные знания в школе. И самое главное – у них появится интерес к дальнейшему изучению английского языка.

    ул. Театральная, 21
    «Awesome English»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год11-13 лет

    Программа предлагает сбалансированное развитие не только англоязычной коммуникативной компетенции, но и умение работать в команде, учитывать мнения других. Занятия проводятся с минимальным использованием родного языка и предполагают наличие большого количества практических заданий: упражнения для отработки грамматических структур и на закрепление изученной лексики, просмотр видео на английском языке, составление диалогов по теме, большое количество развивающих игр (память, логика, внимание).

    ул. Театральная, 21
    «Юный повар»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год12-17 лет

    Организация занятий способствует социальной адаптации, расширению их трудовых навыков и подготовке к взрослой жизни. Учащийся попробует себя в роли домашнего повара, приготавливая разные блюда, научатся определять правильные пропорции ингредиентов, взбивать, смешивать, резать овощи, варить суп, замешивать тесто, лепить вареники, пельмени и многое другое. Дети всегда полны готовности, сделать нечто приятное для горячо любимых родных. Недостаточно любить поесть, надо любить сам процесс приготовления.

    ул. Театральная, 21
    «Повар»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год12-18 лет

    Рассчитана на детей, освоивших программу «Юный повар», а также всех желающих расширить свои знания по кулинарному мастерству. Программа позволяет учащимся оценить свои возможности и сделать обоснованный выбор будущей профессиональной деятельности, попробовать себя во многих профессиях, связанных с кулинарией, сферой питания (повар, пекарь, кондитер), либо применять полученные навыки в повседневной жизни. В целях сохранения и развития народных традиций, своих семей в процессе обучения учитываются запросы учащихся, родителей (законных представителей).

    ул. Театральная, 21
    «Вкусные истории»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год9-11 летПрограмма включает материал, который вызывает познавательный интерес учащихся к традициям здорового питания, технологиям обработки продуктов, грамотному приготовлению разнообразных блюд: закусок, салатов, первых и вторых блюд, десертов и тортов.  Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни.мкр. Университетский, 33 (программа предназначена для обучающихся МБОУ г. Иркутска СОШ № 55)
    «Почемучки»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год5-7 летПеред поступлением ребёнка в школу возникает необходимость формирования у него положительного отношения к учебе, мотивации к познанию и творчеству. Программа «Почемучки» обеспечивает благоприятные условия для решения этих задач и помогает приобщить ребёнка к систематическому обучению. Сочетание общеразвивающих занятий и декоративно прикладного творчества способствует поддержанию интереса у детей к обучению, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики. Беседуем, играем, выполняем задания в рабочих тетрадях, делаем поделки из бумаги, солёного теста и других материалов.ул. Театральная, 21

    б-р Рябикова, 15б

    б-р Рябикова, 4в/2

    «Творческая мастерская»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год7-11 летНа занятиях дети узнают много интересных фактов об озере Байкал, изучая литературные произведения познакомятся с историей и природой родного края, будут выполнять творческие работы из различных материалов (бумага, соленое тесто, природный материал и прочее), приобщаться к ручному труду, развивать образное и пространственное мышление.б-р Рябикова, 4в/2
    «По дороге в школу»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год6-7 летПрограмма включает в себя два блока «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика. Логика» и предназначена для детей 6-7 летнего возраста. Благодаря разработанным специальным заданиям дети в игровой форме овладеют широким спектром речевых навыков, в том числе логически и грамматически правильно строить высказывания, свободно составлять рассказы и пересказы, а также задания значительно расширят словарный запас детей, будут способствовать развитию внимания, памяти и воображения, развитию мелкой моторики пальцев рук, навыков общения, адаптации к школе.б-р Рябикова, 20а
    «Занимательные страницы истории»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год14-17 летНа занятиях дети познакомиться со многими интересными фактами и личностями из истории нашего государства, выходящими за рамки школьной программы, научатся самостоятельно работать с историческими источниками, думать, выполнять творческие задания, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Дети улучшат свои результаты в предметной области по истории, научаться анализировать и делать выводы, и подготовятся к успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.ул. Воронежская, 2 (программа предназначена для обучающихся МБОУ г. Иркутска Лицей № 1)
    «Занимательная математика»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год8-11 летНа занятиях дети познакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, научатся самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Дети улучшат свои результаты в предметной области математика, улучшат память, научаться анализировать и делать выводы.ул. Театральная, 21 (программа предназначена для обучающихся МБОУ г. Иркутска СОШ № 46)
    «Волшебный мир»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год11-17 летЧеловек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. В этом же возрасте человек чувствует потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно с детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, привить музыкально-эстетическое воспитание, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству.ул. Воронежская, 2 (программа предназначена для обучающихся МБОУ г. Иркутска Лицей № 1)
    «Моя будущая профессия»

    ссылка на программу в Навигаторе

    3 года13-16 летВ ходе обучения дети изучат проблему выбора профессии всесторонне: часть учебного материала они получат в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на выполнение ими практических работ в форме дискуссий, диагностических процедур, профориентационных, деловых игр и профпроб. Занятия проходят в разных формах: деловые игры, акции, классные часы, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии на производство, участие в проекте «Билет в будущее», всероссийские онлайн-уроки «Шоу профессий», «ПроеКТОрия» и другие.ул. Терешковой, 38 (программа предназначена для обучающихся МАОУ г. Иркутска СОШ № 63)
    «Иркутские истории»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год10-16 летПрограмма даёт возможность познакомиться с интересными фактами о нашем родном городе. Дети ознакомятся с историей спортивных достижений земляков, узнают о научных открытиях, сделанных в Иркутске, с богатыми литературными и музыкальными традициями города, узнают о вкладе жителей Иркутска в победу в Великой Отечественной войне. Благодаря полученным знаниям, учащиеся смогут провести небольшую экскурсию по историческим местам города для своих близких и друзей.ул. Театральная, 21 (программа предназначена для обучающихся МБОУ г. Иркутска СОШ № 46)
    «Обществознание для всех»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год16-18 летКогда начинать готовиться к ЕГЭ? Действительно, когда? Этот вопрос волнует большинство старшеклассников. Понятно, что чем раньше начнёшь готовиться – тем лучше. Но как быть, если не до конца определился с выбором специальности в университете, на которую подавать документы, а, следовательно, и с предметами, которые нужно сдавать? Благодаря данной программе, которая включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения дети легко подготовятся к сдаче единого государственного экзамена, будут вовлечены в тематические дискуссии и бонусом получат возможность потренировать свои аналитические навыки.мкр. Первомайский, 57 (программа предназначена для обучающихся МБОУ г. Иркутска СОШ № 35)
    Программы естественно-научной направленности
    «Мир шахмат»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год5-15 лет

    Программа предполагает овладение основ шахматной игры, формирование познавательной активности, расширение кругозора и логического мышления детей.  Приобретая практические умения и навыки в шахматной игре, дети получают возможность интеллектуального и мыслительного развития.

    б-р Рябикова, 15б

    б-р Рябикова, 4в/2

    «Шахматы»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год5-17 летВ настоящее время большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы.  Большую роль в формировании логического и системного мышления детей играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.  Шахматы так же служат средством для развития определенных черт характера. Таких, как настойчивость, усидчивость, способность к длительной концентрации внимания, воля к победе.ул. Театральная, 21
    «Научное общество»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год12-18 лет

    Научно-исследовательская работа – важнейший вид человеческой деятельности. Навыки исследователя необходимы специалистам различных областей. В программе, большое внимание уделяется развитию творческого мышления, логических и математических способностей, формированию многих приемов умственной деятельности каждого ребенка. Выполняя исследовательские работы, дети принимают участие в конференциях и выставках. Главные предметные области исследований: математика и информатика. Учащимся предлагается несколько уровней освоения программы и предоставляется возможность продолжать обучение до достижения лучшего результата.

    ул. Театральная, 21

    б-р Рябикова, 4в/2

    «Я и окружающий мир»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год6-8 лет

    Программа помогает ввести детей в мир взаимоотношений человека и окружающей среды, способствует формированию элементов экологической культуры и основ природоохранной деятельности, позволяет детям на практике применять полученные знания в повседневной жизни и на занятиях в школе. Особенностью программы является то, что обучение осуществляется через творческую (художественную, декоративно – прикладную) и игровую деятельность. Через поделки созданные на занятиях дети познают, развиваются, учатся.

    ул. Театральная, 21 (программа предназначена для обучающихся МБОУ г. Иркутска СОШ № 46)
    «Юный химик»

    ссылка на программу в Навигаторе

    1 год15-17 лет

    Активное приобщение детей к познанию окружающего мира. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных сведений. У нас будет интересно не только учащимся, которые любят химию и интересуются ею, но и тем, кто считает ее сложным и скучным предметом, далеким от повседневной жизни обычного человека. Программа призвана показать, как глубоко связана химия с жизнью, как можно, имея даже минимальный запас знаний по предмету, облегчить решение многих бытовых проблем.

    ул. Воронежская, 2 (программа предназначена для обучающихся МБОУ г. Иркутска Лицей № 1)

    Focus (2015) — IMDb

    • Cast & crew
    • User reviews
    • Trivia

    IMDbPro

    • 20152015
    • RR
    • 1h 45m

    IMDb RATING

    6.6/10

    248K

    Ваш рейтинг

    популярность

    Play Trailer2

    :

    03

    22 видео

    99+ Фотографии

    ComedyCrimeDrama

    В середине последней схемы ветерана Ники, женщина из его прошлой — роковой — появляется и бросает свои планы на петлю. В разгар последней схемы мошенника-ветерана Ники появляется женщина из его прошлого — теперь опытная роковая женщина — и бросает его планы на петлю. Посреди ветерана Последний план афериста Ники, женщина из его прошлого — теперь опытная роковая женщина — появляется и бросает его планы на петлю.

    IMDb RATING

    6.6/10

    248K

    YOUR RATING

    POPULARITY

    • Directors
      • Glenn Ficarra
      • John Requa
    • Writers
      • Glenn Ficarra
      • John Requa
    • Stars
      • Уилл Смит
      • Марго Робби
      • Родриго Санторо
    • Директора
      • Гленн Фикарра
      • Джон Рекуа
    • Writers
      • Glenn Ficarra
      • John Requa
    • Stars
      • Will Smith
      • Margot Robbie
      • Rodrigo Santoro
  • See production, box office & company info
    • 330User reviews
    • 307Critic обзоры
    • 56Metascore
  • Подробнее на IMDbPro
    • Награды
      • 3 номинации

    Видео22

    Трейлер 2:03

    Смотреть новый трейлер

    Трейлер 2:25

    Трейлер наблюдения № 2

    Трейлер 2:19

    Смотрейный трейлер

    Клип 1:20

    Watch IV :00

    Смотреть Это игра в фокус

    Клип 1:03

    Смотреть Ты все еще спишь

    Клип 1:04

    Смотреть Я просто хочу в

    Клип 0:28

    Смотреть Ты должен 0

    Клип 0:50

    Смотреть пригласить его на обед

    Клип 0:58

    СМОТРЕТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО С ЛОЙ

    Клип 0:44

    СМОТРЕТЬ СОЗДАЧИ бросок

    Will Smith

    Марго Робби

    Родриго Санторо

    • Гаррига

    Адриан Мартинес

    • БАРГАД

    Геральд McRANEY

    BD WONG

Геральд MCRANEY

BD WONG

Геральд. 0011

  • Liyuan

Brennan Brown

Robert Taylor

  • McEwen

Dotan Bonen

  • Gordon

Griff Furst

  • Gareth

Stephanie Honoré

  • Janice

David Stanford

  • Пьяный незнакомец

Доминик Фумуса

Стив Ким

  • Телохранитель Лиюань

Дон Йессо

  • Card Player…

Juan Minujín

  • Marcello

Jano Seitun

  • Bartender

Melania Lenoir

  • Pretty Woman
  • Directors
    • Glenn Ficarra
    • John Requa
  • Сценаристы
    • Гленн Фикарра
    • Джон Рекуа
  • Весь актерский состав и съемочная группа
  • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

Марго Робби сквозь годы

Марго Робби сквозь годы

Взгляните на карьеру Марго Робби на экране и за его пределами.

Посмотреть полную галерею

Подробнее, как это

Mr. & Mrs. Smith

Теперь вы видите меня

Hitch

Lucy

Hancock

Преступление Happy

Теперь вы видите меня 2 2

Семь фунтов

Я легенда

Во времени

Пассажиры

Сюжетная линия

Знаете ли вы

  • Общая информация

    Марго Робби отдыхала с братом на острове в Хорватии, когда ей позвонили и сказали, что режиссеры хотят, чтобы она прошла прослушивание. Она приехала в отель в 6 утра и должна была успеть на самолет в тот же день. Собрала все за 20 минут и поехала на катамаране на главный остров, потом на автобусе в аэропорт. Она прождала в аэропорту шесть часов, вылетела во Францию, а затем получила шестичасовой перелет в Нью-Йорк. Приехав в Нью-Йорк, она обнаружила, что ее багаж пропал. Однако на прослушивание она пришла вовремя, в джинсовых шортах, футболке и без макияжа. Когда Уилл Смит опоздал, сказав, что «едет из Квинса», Робби сказал: «Да? Ну, я только что приехал с острова недалеко от Хорватии, и я здесь вовремя». Робби считает, что благодаря этому ответу она получила роль.

  • Соединения

    Показаны в Tonight Show с участием Джимми Фэллон: Уилл Смит/Розамунд Пайк/Джек Уайт (2015)

Обзоры пользователей 330

Обзор

Показанный обзор

6/

. Парь по обзору

6/

. Парь по обзору

6/

1111111111111111111111110

. имеет потенциал

Мастер-аферист Ники «Мелкий» Сперджен (Уилл Смит) заинтригован вором-любителем Джесс Барретт (Марго Робби). Он показывает ей несколько ходов. Она выслеживает его позже, чего он и ожидал. Она умоляет его стать ее наставником, и он пускает ее в свою команду, занимающуюся мошенничеством в Новом Орлеане. Однако в конце концов он оставляет ее позади. Три года спустя он устраивает аферу и с удивлением снова видит Джесс в Буэнос-Айресе.

Это должно быть забавным фильмом о каперсах, и иногда так оно и есть. Мне очень нравится Марго Робби, когда она показывает свою веселую сторону. Уилл Смит мог бы больше улыбаться и веселиться. Кажется, они весело флиртуют, но фильму нужно больше моментов веселья. У этой пары есть потенциал, который не полностью реализован.

полезно•8

3

  • SnoopyStyle
  • 20 июля 2015 г.
  • в музыкальных титрах…

Details

  • Release date
    • February 27, 2015 (United States)
  • Countries of origin
    • United States
    • Argentina
  • Official site
    • Official site
  • Languages ​​
    • Английский
    • Испанский
  • Также известен как
    • Тхань Луа
  • Места съемок
    • Буэнос-Айрес, Федеральный округ, Аргентина
  • Production companies
    • K&S Films
    • RatPac-Dune Entertainment
    • Zaftig Films
  • See more company credits at IMDbPro

Box office

  • Budget
    • $50,100,000 (estimated)
  • Gross США и Канада
    • 53 862 963 долл. США
  • Выходные дни США и Канада
    • 18 685 137 долл. США
    • 1 марта 2015 г.
  • Gross worldwide
    • $158,762,963
See detailed box office info on IMDbPro

Technical specs

  • Runtime

    1 hour 45 minutes

  • Color
  • Sound mix
    • Dolby Digital
    • Datasat
  • Aspect ratio
    • 1. 85 : 1

Связанные новости

Внесите свой вклад в эту страницу

Предложите отредактировать или добавить отсутствующий контент

Больше для изучения

Недавно просмотренные

У вас нет недавно просмотренных страниц

Портал онлайн-классов / Программное обеспечение Focus School

Я ищу…

  • Альфред И. Дюпон
  • Арлингтон
  • Болдуин
  • Академия Мост к Успеху
  • Академия Зарядного устройства
  • Школа медицинских искусств Дарнелла-Кукмана
  • Дункан Флетчер
  • Дюваль Виртуальный
  • Форт Кэролайн
  • Академия ГРАСП
  • Хайлендс
  • Джеймс Велдон Джонсон
  • Жан Рибо
  • Джулия Лэндон
  • Джон Э. Форд Английский и двуязычный Монтессори подготовительная школа K-8
  • Джозеф Стилуэлл
  • Кернан
  • Лейк-Шор
  • Ориентир
  • Школа искусств Лавилла
  • Мандарин
  • Мэтью Гилберт
  • Центр альтернативного образования Мэтти В. Резерфорд
  • Мейпорт
  • Оушенуэй
  • Саутсайд
  • Спрингфилд
  • Академия Твин Лейкс
  • Вестсайд Мидл
  • Вествью К-8 Школа
  • Академия лидерства молодых мужчин и женщин
  • Эндрю Джексон
  • Академия карьеры А. Филипа Рэндольфа
  • Средняя школа Атлантического побережья
  • Болдуин
  • Академия «Мост к успеху»
  • Школа медицинских искусств Дарнелла-Кукмана
  • Школа искусств Дугласа Андерсона
  • Дункан Флетчер
  • Дюваль Виртуальный
  • Эдвард Х. Уайт
  • Энглвуд
  • Первое побережье
  • Технологическая академия Фрэнка Х. Петерсона
  • Гранд Парк Центр
  • Жан Рибо
  • Мандарин
  • Образовательный центр морских наук
  • Центр альтернативного образования Мэтти В. Резерфорд
  • Школа повышения квалификации Paxon
  • Риверсайд
  • Школа перспективных исследований и лидерства Сэмюэля В. Вольфсона
  • Сандаловое дерево
  • Подготовительная школа колледжа Стэнтон
  • Терри Паркер
  • Вестсайд
  • Уильям М. Рейнс
  • Студенческий центр Alden Road Exceptional
  • Исключительный студенческий центр на горе Херман
  • Академия Ок-Хилл
  • Палм-авеню Исключительный студенческий центр
  • Свяжитесь с нами:
    Звоните: 904-348-5200

  • В рамках цели округа по обеспечению эффективного, справедливого и рационального использования ресурсов государственные школы округа Дюваль внедрили Focus, a Студенческая информационная система . Информационная система школьного округа позволяет родителям получать доступ к оценкам, отчетам об успеваемости и посещаемости. Focus будет обслуживать родителей/опекунов, учащихся, учителей и администраторов.

    • Учителя/Администраторы/Студенты не должны регистрироваться. Текущие имя пользователя и пароль округа позволят получить доступ к Focus. Если вы являетесь родителем учащегося DCPS, вы также должны зарегистрировать отдельную родительскую учетную запись из учетной записи сотрудника, используя личный адрес электронной почты.
    • Родители/опекуны должны зарегистрировать новую учетную запись Focus, чтобы получить доступ к информации об учащемся. Расписания и данные за учебный год заполняются в начале учебного года, исторические данные загружаются в конце августа.

FOCUS Синонимов: 61 синонимов и антонимов для FOCUS

См. определение focus на Dictionary.com

  • noun center of attraction
  • verb aim attention at

synonyms for focus

  • focal point
  • spotlight
  • target
  • center
  • core
  • cynosure
  • Штаб-квартира
  • Сердце
  • Ступица
  • Центр внимания
  • Локус
  • Полярная звезда
  • Сиденье
  • Бычий глаз
  • Meeting Place
  • Нервный центр
  • Point of Convergence

См. Также Синонимы: Focused / Focuses / Focusing / Focussed / Focussing

  • Привлечение
  • Concentrate
  • Direct
  • FICLATE
  • MELACT
  • . настроить
  • по центру
  • централизовать
  • по центру
  • собрать
  • свести
  • закрепить
  • исправить
  • соединить
  • pinpoint
  • rivet
  • sharpen
  • spotlight
  • sweat
  • bring out
  • get detail
  • home in
  • home in on
  • hone in
  • key on
  • knuckle down
  • move in
  • вылейте это на
  • ноль в
  • увеличить

антонимы к слову фокус

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ

  • экстерьер
  • экстерьер
  • Вне
  • Периферия
  • Surface
  • Грубание
  • Дезорганизовать
  • Дисперс
  • Разделение
  • 70004

    . 70504. 7000. 70507. С. ДЕРЕВЕРСКИЙ 9000. СЕРИЕРИЙСЯ 9000. 70504. Филип Лиф Групп.

    ПОПРОБУЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ focus

    Посмотрите, как выглядит ваше предложение с разными синонимами.

    Символов: 0/140

    ВИКТОРИНА

    Не нужно меззалуны, чтобы пройти эту викторину «Слово дня»!

    НАЧАТЬ ВИКТОРИНУ

    Как использовать фокус в предложении

    За прошедший период, когда мы взвесили стоимость нашего общего портфеля и стратегическую направленность, мы приняли решение не перезапускать сервис.

    MOZILLA SHUTTERS FIREFOX SEND AND NOTESFREDERIC LARDINOISS 17 сентября 2020 годаTECHCRUNCH

    Несколько стартапов, в том числе MJ Platform и BioTrack, создают аналогичные платформы для этого рынка, но Canix заявляет, что сосредоточенность компании на улучшении ввода данных выделяет ее среди других.

    CANIX ОБЕСПЕЧИВАЕТ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ КУЛЬТИВАТОРОВ КОНОПЛИ МАТТ БЕРНС 17 СЕНТЯБРЯ 2020 TECHCRUNCH

    Природоохранные органы Западной Вирджинии предлагают уменьшить штрафы, которые угольная компания, принадлежащая губернатору штата, может заплатить за нарушения, связанные с загрязнением воды, которые находятся в центре внимания федерального суда кейс.

    УГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ЭТОГО МИЛЛИАРДА ГУБЕРНАТОРА МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ БОЛЬШОЙ ПЕРЕРЫВ ОТ СВОИХ СОБСТВЕННЫХ РЕГУЛЯТОРОВBY KEN WARD JR. 17 СЕНТЯБРЯ 2020 г. PROPUBLICA

    Первоначально запас вакцин может быть ограничен, и основное внимание будет уделяться защите медицинских работников и других основных сотрудников. и люди из уязвимых групп.

    США ОПЛАЧИВАЮТ ОБШИРНЫЙ ПЛАН ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ БЕСПЛАТНЫХ ВАКЦИН ОТ COVID-19 РЕЙЧЕЛ ШАЛЛОМ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 г. FORTUNE

    Однако различные аспекты варьируются в зависимости от направленности агентства.

    КАК БЫЛО СОЗДАТЬ SEO-АГЕНТСТВО СЕГОДНЯ? ЧАСТЬ 2: ТЕКУЩАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ(И) СПОНСОРСКИЙ КОНТЕНТ: SEOMONITORSEARCH ENGINE LAND 16 сентября 2020 г. планирование.

    «ВСЕ БЫЛО ПЛАН, ПЛАН, ПЛАН РЕЖИМА:» У АГЕНТСТВ ЕСТЬ БОЛЬШИЕ ИДЕИ ДЛЯ БОЛЬШЕГО РАЗНООБРАЗИЯ, НО НУЖНЫ ДЕЙСТВИЯ. LinkedIn.

    КАК ЭКОНОМИСТ УВЕЛИЧИЛ КОЛИЧЕСТВО ПОДПИСЧИКОВ С ПОМОЩЬЮ LINKEDINLUCINDA SOUTHERN14, 2020DIGIDAY

    На севере, где Пенсильвания является потенциальным переломным моментом, основное внимание будет уделено комиссарам города Филадельфии Лизе Дили, Элу Шмидту и Омару Сабиру.

    SUNDAY MAGAZINE: THE DECIDERSDANIEL MALLOY13 СЕНТЯБРЯ 2020 г. OZY

    Сейчас основное внимание уделяется принятию внутренней версии закона ЕС о реформе авторского права.

    СОСТОЯНИЕ ИГРЫ: ГДЕ БИТВА С GOOGLE И FACEBOOK ЗА НОВОСТИ СТАЛА ГОРЯЧЕЙЛУЧИНДА ЮГ, 7 СЕНТЯБРЯ 2020 г., DIGIDAY

    влияние менструального цикла.

    ВСЕ, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О МЕЖДУНАРОДНОМ ОТСЛЕЖИВАНИИКРИСТИН ЮСЕНТЯБРЬ 6, 2020OUTSIDE ONLINE

    WORDS RELATED TO FOCUS

    • align
    • balance
    • bring into line
    • calibrate
    • connect
    • correct
    • fine-tune
    • fit
    • fix
    • focus
    • grind
    • improve
    • улучшить приспособление
    • починить
    • капитальный ремонт
    • полировать
    • привести в рабочее состояние
    • отрегулировать
    • исправить
    • regulate
    • renovate
    • repair
    • service
    • set
    • sharpen
    • square
    • tighten
    • troubleshoot
    • tune up
    • acclimatizes
    • accommodates
    • accustoms
    • adapts
    • alters
    • arranges
    • составляет
    • соответствует
    • распоряжается
    • врачами
    • делает как римляне
    • fiddles with
    • fine-tunes
    • fits
    • fixes
    • fixes up
    • gets acts together
    • gets it together
    • grins and bears it
    • habituates
    • harmonizes
    • makes conform
    • modifies
    • orders
    • квадраты
    • согласования
    • исправления
    • исправления
    • регулирования
    • переделки
    • согласования
    • костюмы
    • swims with the tide
    • tailor-makes
    • tailors
    • tunes
    • address
    • angle
    • aspire
    • attempt
    • cast
    • concentrate
    • contemplate
    • covet
    • design
    • direct
    • попытка
    • эссе
    • исправление
    • фокус
    • намерение
    • уровень
    • среднее
    • план
    • propose
    • purpose
    • set one’s sights on
    • sight
    • slant
    • steer
    • strive
    • target
    • train
    • try
    • want
    • wish
    • zero in on
    • zoom in
    • обращение
    • рыбалка
    • стремление
    • попытка
    • бросок
    • концентрация
    • созерцание
    • желание
    • Проектирование
    • Управление
    • Endeaving
    • Essaying
    • Фиксирование
    • Фокусировка
    • Намека
    • .