Насилие и жестокое обращение с детьми – Статья на тему: «Виды насилия и жестокое обращение с детьми»

Содержание

Жестокое обращение с детьми в семье: ответственность, профилактика :: SYL.ru

Ребенок – это маленький, еще только формирующийся человек. И именно от того, в каких условиях происходит воспитание малыша, зависит его будущее. Несмотря на внешнюю стабильность ситуации, в мире не так уж редко встречается жестокое обращение с детьми. В современном обществе эта проблема является довольно серьезной, так как она представляет собой не просто нарушение прав маленького человека. Насилие над ребенком оставляет отпечаток на его нежной и ранимой психике, что зачастую приводит к непоправимым нарушениям развития.

Проблема и ее суть

Огромное количество детей ежегодно страдает от жестокого обращения взрослых. Что же представляет собой эта столь актуальная в наши дни проблема? Насилие над ребенком понимается как действие или комплекс действий, которые способны нанести не только физический, но и эмоциональный вред малышу. Причем самое страшное то, что в результате жестокого обращения миллионы детей получают психические травмы, а тысячи – умирают.

Ущемление прав маленького человека – понятие довольно обширное. Например, это может быть жестокое обращение с детьми в семье или невыполнение родителями своих обязанностей. Известны факты, когда превышают свои полномочия сотрудники госучреждений: больниц и школ. В любом случае ответственность за благополучие и здоровье маленьких людей несут не они сами, а мы с вами – полноправные граждане страны. К сожалению, далеко не все это понимают, поэтому проблема жестокого обращения в настоящее время более чем актуальна.

Причины насилия над детьми

Некорректное, точнее, выходящее за рамки общепринятых норм, отношение к малышу со стороны родителей, как правило, не возникает просто так. Этому способствуют определенные факторы. Ниже приведен список причин, которые наиболее часто влекут за собой насилие над ребенком:

  • Наркотическая или алкогольная зависимость. В таких случаях жестокое обращение с детьми происходит из-за невозможности контролировать свои действия.
  • Проблемы социального характера (бедность, развод). Как правило, родитель пытается сорвать на ребенке все свое отчаяние либо же просто упивается горем, предоставив малыша самому себе.
  • Психические расстройства. Иногда медики выявляют у одного из членов семьи, практикующего жестокое обращение с чадом, диагноз, провоцирующий такое поведение. Например, человек может быть болен шизофренией или подвержен сильной депрессии.
  • Травма детства. Часто оказывается, что неблагополучные родители сами подвергались насилию со стороны взрослых в школьном возрасте, что вполне могло оставить отпечаток на их отношении к воспитанию.

Стереотипы – это лишь выдуманные факты

Большинство людей заблуждаются в некоторых вещах, предпочитая думать то, что излагает им общество. Это же касается и темы насилия над подрастающим поколением. Эффективная профилактика жестокого обращения с детьми невозможна, если не знать, как выглядит ситуация на самом деле. Итак, ниже представлен список распространенных стереотипов и их разоблачений:

  • Дети страдают только от физического насилия. Этот факт абсолютно ничем не оправдан, так как ранимая психика маленького человека вполне может нарушиться от регулярных оскорблений или отсутствия внимания родителей.
  • Жестокое обращение можно встретить только в неблагополучных семьях. В этом стереотипе, собственно, и скрывается вся проблема домашнего насилия над малышами. Оно может происходить и в социально устойчивых, внешне счастливых семьях, но со стороны этого не видно.
  • Те, кто в детстве страдал от насилия, в будущем становятся жестокими людьми. Здесь, как говорится, палка о двух концах. Несмотря на то, что такое возможно, многие жертвы вырастают высокоморальными личностями, стремящимися, наоборот, защитить своих детей от подобного отношения.

Формы жестокого обращения с детьми

Существует четыре вида насилия над подрастающим поколением:

  • Физическое.
  • Сексуальное.
  • Эмоциональное.
  • Пренебрежение ребенком.

Несмотря на то, что каждая из представленных форм отличается своими особенностями, есть нюанс, который их объединяет. Ведь, независимо от того, какой вид насилия перенес ребенок, он получает один и тот же результат – сильную эмоциональную травму. В идеальном случае малыш должен ощущать, что родители – это его крепость, люди, которым важна его безопасность. Если же ребенок подвергается жестокому обращению, он начинает воспринимать себя как существо, которое стало для всех обузой. Такое чадо не видит в своих родителях стабильности, а ожидает, что в любой момент ему могут снова нанести удар.

Физическое насилие

Факты жестокого обращения с детьми в виде нанесения им телесных травм — далеко не редкость. Родители или другие люди, несущие ответственность за ребенка (либо ухаживающие за ним), могут осуществлять такую форму насилия как преднамеренно, так и по причине невозможности контролировать свои действия.

В первом случае нередко избиение малыша сопровождается осознанной необходимостью наказать его. Здесь нужно уметь распознать тонкую границу между воспитанием и проявлением жестокости. Ведь цель наказания состоит в том, чтобы научить малыша отличать плохое от хорошего, а не патологически бояться своих родителей. Если меры воспитания превращаются для ребенка в пытку, оставляющую травмы на его теле (синяки, переломы, порезы, ожоги и т. д.), то это уже можно считать физическим насилием.

Непреднамеренное жестокое обращение с детьми может возникнуть вследствие сильных вспышек гнева, не позволяющих вовремя остановиться. В любом случае это не делает родителя менее виноватым перед своим чадом.

Сексуальное насилие

Такая форма жестокого обращения с подрастающим поколением считается самой страшной, так как ее очень сложно выявить. Как правило, ребенок боится рассказывать кому-либо о совершающемся над ним насилии из-за непреодолимого чувства униженности, вины и возможного осуждения. Помимо этого, данный вид жестокого обращения, в отличие от предыдущего, не оставляет заметных для окружающих следов на теле малыша, что делает невозможным распознать его со стороны.

Важно понимать, что насилие подобного рода – это не только непосредственное принуждение несовершеннолетнего к половому акту. Случаи жестокого обращения с детьми в данном контексте могут включать в себя любые действия, направленные на удовлетворение сексуальных желаний взрослого с участием ребенка. Сюда может входить как совершение полового акта, так и просмотр или создание каких-либо порнографических материалов.

Эмоциональное насилие

По сути, каждая форма жестокого обращения в результате приводит к личностным травмам, поэтому она в каком-то роде является формой эмоционального насилия. Однако в данном случае идет речь о непосредственном воздействии на психику ребенка при помощи высказываний или действий. К таковым относятся:

  • Оскорбления и унижение ребенка.
  • Насмешки.
  • Угрозы в словесной форме.
  • Постоянная критика ребенка.
  • Изоляция малыша от сверстников и других людей.

Жестокое обращение родителей с детьми подобного характера наносит не меньший вред, чем физические травмы. Ребенок начинает ощущать себя никчемным и ни на что не способным. Вместо того чтобы чувствовать заботу и любовь родителей, он получает осознание собственной неполноценности.

Пренебрежение ребенком

Если все вышеперечисленные виды жестокого обращения представляли собой действия насильственного характера, то в данном случае ситуация, скорее, совершенно обратная. Нередко родители оставляют своих чад на произвол судьбы, не заботясь об их воспитании и не выполняя хотя бы самых необходимых базовых обязанностей. Как правило, низкое социальное положение, подкрепленное наркотической или алкогольной зависимостью, вызывает такое жестокое обращение с детьми. В школе ребенок может не числиться вообще, не говоря уже о хорошей успеваемости. Иногда родители настолько забывают о существовании своих чад, что даже не подают документы в образовательные учреждения. Малыши, страдающие от пренебрежения взрослых, остаются без каких-либо возможностей для существования: одежды, питания, крова, лекарств. В дополнение ко всему перечисленному детям не хватает простого внимания и заботы, поэтому они растут отчужденными, чувствуя себя никому не нужными.

Насилие над ребенком: можно ли его распознать?

Чем дольше маленький человек подвергается жестокому отношению, тем более сильные нарушения происходят в его психике. Отсюда можно сделать вывод, что раннее выявление домашнего насилия гарантирует быстрое выздоровление малыша. Распознать жестокое обращение с детьми в семье не всегда бывает просто. Часто оно носит скрытый характер. Однако существуют некоторые особенности поведения ребенка, по которым можно заподозрить родителей в жестоком обращении:

  • Запуганность, чрезмерная неуверенность в себе, постоянная боязнь совершить ошибку.
  • Отсутствие теплых чувств к определенному члену семьи (родитель, опекун и т. д.).
  • Выраженные акцентуации характера (излишняя агрессия либо пассивность, повышенная серьезность либо безразличие).

Стоит уточнить, что наличие одного или нескольких симптомов еще не является достоверным доказательством насилия в семье.

Последствия жестокого обращения

Независимо от того, насколько сильный был причинен ребенку вред, он в любом случае оставляет свои отпечатки на развитии малыша как личности. Последствия жестокого обращения с детьми – это целый комплекс нарушений психологического, когнитивного и эмоционального характера. У ребенка он может проявляться в заниженной самооценке, а также в неумении выражать и контролировать свои чувства. Если малышу всю жизнь пытались доказать, что он никчемен, то он и будет так думать. Если родители приучили своего ребенка к тому, что страх – это его постоянный спутник, то он будет постоянно испытывать тревогу, даже без видимой на то причины. В итоге без своевременного медицинского вмешательства может сформироваться эмоционально подавленная личность, склонная к постоянным неврозам и чувству недоверия к окружающим.

Что делать в случае выявления насилия над ребенком?

Чаще всего жестокое обращение с детьми выявляют посторонние люди. Самому ребенку довольно трудно кому-то об этом рассказать, так как он испытывает чувство вины и страха. Что же предпринять, если вы распознали симптомы домашнего насилия или, что еще хуже, малыш признался вам в этом? Первое, что стоит сделать, – это сохранять спокойствие. Ваше волнение и паника могут только напугать ребенка, которому и без того было сложно кому-то открыться. Следующий шаг должен состоять в сообщении происходящего органам опеки. Многие люди не хотят это делать, так как боятся, что их никто не послушает и об этом узнают родители малыша. Но если на кону стоит здоровье и благополучие ребенка, то лучше пожалеть о том, что сделал, чем оставить его без помощи.

Уголовная ответственность за жестокое обращение

Любая форма насилия над несовершеннолетними — это действие, которое рассматривается как преступление. Ни один человек ни при каких условиях не имеет права на жестокое обращение с детьми. УК (Уголовный кодекс) Российской Федерации предусматривает меры наказания за действия физического, сексуального и психологического характера, а также за ущемление прав ребенка.

Профилактика насилия над детьми

Предотвращение подобных случаев должно происходить в первую очередь через медицинские учреждения. Во-первых, врач может выявить склонность матери к насилию еще на момент ее беременности (например, если женщина не соблюдает банальных рекомендаций, совершенно не заботится о здоровье будущего малыша). Во-вторых, при каждом посещении больницы с родителями должны проводиться профилактические беседы. Обращение посторонних людей в органы опеки тоже можно считать мерами по предотвращению домашнего насилия. Возможно, все происходит только на начальной стадии и еще есть возможность успешной коррекции взаимоотношений в семье. Для достижения положительных результатов профилактика жестокого обращения с детьми должна быть комплексной и затрагивающей все слои населения.

Никогда не стоит бояться помогать тем, кому это нужно. А дети как раз нуждаются в чьей-то опоре и поддержке. Поэтому помочь пресечь насилие над ними – это не только задача специализированных служб. Это в первую очередь цель всего общества.

www.syl.ru

Материал на тему: Жестокое обращение с детьми, виды насилия

                                             Жестокое обращение с детьми, виды насилия.

В  наше  время  проблема  защиты  детей  от  жестокого  обращения  и насилия становится все более и более актуальной.

Даже  в благополучных  семьях, где родители  испытывают  искреннюю любовь  и  привязанность  к  своим  детям,  в  воспитательном  процессе  могут использоваться  такие  формы  воздействия  на  ребенка,  как  телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания  –  это  нарушение  прав  их  детей,  а  также  причина  возможных отклонений  в  психическом  и  физическом  развитии  ребенка.  Положение ребенка  в  семьях  с  более  низким  уровнем  культуры,  в  семьях,  где  ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже.

Жестокое  обращение  с  ребенком  –  это  все многообразие действий или бездействие со стороны  окружающих  лиц,  которые  наносят  вред физическому  и  психическому  здоровью несовершеннолетнего,  его  развитию  и благополучию,  а  также  ущемляют  его  права  или свободу.

Жестокое  обращение  с  детьми  может  проявляться не  только  в  форме  физического  или  психического насилия  либо  в  покушении  на  их  половую неприкосновенность,  но  и  в  применении недопустимых  способов  воспитания,  грубом, пренебрежительном,  унижающем  человеческое достоинство обращении с детьми,  оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних.

Формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие

Сексуальное насилие

Психологическое насилие

Пренебрежение нуждами

Физическое  насилие  над ребенком  –  это  вид жестокого  обращения,  когда

несовершеннолетнему  причиняют  боль,  телесные  повреждения,  наносят

ущерб  его  здоровью  или  физическому  развитию,  лишают  жизни  или  не

предотвращают  возможность  причинения  страданий,  вреда  здоровью  и

угрозы жизни несовершеннолетнего.

Формы физического насилия:

Избиение, пощечины,  подзатыльники,  тычки,  шлепки, щипки, порка,нанесение травм, ожогов, вырывание волос, фиксация в неудобной позе, укусы,изоляция (запирание в кладовке, туалете),преднамеренное  лишение  еды,  питья,     одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды),грубое нарушение режима дня,обращение  с  детьми,  не  соответствующее  их  возрасту  и  развитию (предъявление  требований,  которые  ребенок  еще  не  способен выполнить, либо которые перерос), сильное встряхивание грудных детей.

Сексуальное  насилие  над  ребенком  –  это  вид  жестокого  обращения,который  заключается  в  вовлечении  несовершеннолетнего  в  действия сексуального  характера  с  целью  получения  взрослыми  сексуального

удовлетворения или материальной выгоды.

   Коммерческая сексуальная эксплуатация  –  это форма сексуального насилия  над  ребенком,  которое  совершается  за  вознаграждение  в  виде наличных денег или благ ребенку или третьему лицу.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не является оправданием, так как

несовершеннолетний  не  обладает  свободой  воли,  находится  в  зависимом положении  по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не  осознает  значения  действий  взрослого  и  не  может  предвидеть  все последствия этих действий.

Формы сексуального насилия над ребенком:

Контактное: половой акт,телесный контакт с половыми органами ребенка,

введение различных предметов во влагалище или анус ребенка, мастурбация,

Неконтактное: демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку,

демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку,совершение полового акта в присутствии ребенка, подглядывание  за  ребенком  во  время  совершения  им  интимных процедур,принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц, игры сексуального характера, изготовление порнографических изображений ребенка, подавление  нормальных  сексуальных  интересов  ребенка  или стимулирование  детской  сексуальности  в  ущерб  другим  аспектам развития ребенка, разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка

Формы коммерческой сексуальной эксплуатации: детская проституция,детский сексуальный туризм, детская порнография, трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях

Психологическое  насилие  –  периодическое  или  постоянное психологическое  воздействие  родителей  или  других  взрослых  на  ребенка, приводящее  к  формированию  у  ребенка  патологических  черт  характера  и

нарушению психического развития.

Формы психологического насилия:

Отвержение  –  вербальные  и  невербальные  действия,  демонстрирующие

неприятие  ребенка  и  принижающие  его  достоинство:  враждебное отношение, унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения».

Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком

или  его  близкими:  убить,  причинить  боль  или  физический  вред; помещение  ребенка  в  страшное  для  него  место;  оставление  ребенка  в опасности;  предъявление  нереалистичных  требований  к  ребенку,  не соответствующих его уровню развития.

Игнорирование  –  отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и

его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной  стимуляции: нежелание  или  неспособность  взрослого  взаимодействовать  с  ребенком; взаимодействие  с  ребенком  только  в  случае  крайней  необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Изоляция  –  последовательные  действия,  направленные  на  лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так  и  вне  его:  необоснованное  ограничение  свободного  передвижения ребенка;  необоснованное  ограничение  или  запрещение  социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Развращение  –  действия  по  отношению  к  ребенку,  которые  становятся

причиной  развития  у  него  дезадаптивного  поведения:  побуждение несовершеннолетнего  к  антисоциальному  поведению;  формирование поведения,  не  соответствующего  уровню  развития  ребенка; воспрепятствование  естественному  развитию  ребенка;  лишение  ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Пренебрежение нуждами  –  отсутствие должного обеспечения основных

нужд  и  потребностей  ребенка  в  пище,  одежде,  жилье,  воспитании, образовании,  медицинской  помощи  со  стороны  родителей  или  лиц,  их заменяющих,  в  силу  объективных  причин  (бедность,  психические  болезни, неопытность) и без таковых.

Формы пренебрежения нуждами:

Оставление ребенка без присмотра.

Отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность).

Непредоставление ребенку питания, одежды, жилья.

Несоответствие  среды  обитания  потребностям  ребенка:  отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий.

Приготовление  пищи  ребенку  непригодным  для  него  способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка.Отсутствие  должного  гигиенического  ухода:  купание,  смена подгузников, стирка и смена белья и одежды. Несоответствие одежды ребенка погодным условиям.

Непредоставление  медицинской  помощи  ребенку:  обследования, лечения, профилактических прививок.

Неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке.

Опасные  условия  для  жизни  ребенка:  антисанитария,  паразиты,  битое стекло,  незащищенные  электрические  розетки,  легкий  доступ  к ядовитым веществам и т.п.Отсутствие  внимания  развитию  ребенка  соответственно  возрасту: безучастие  к  общению  и  играм  с  ребенком,  отсутствие  игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ  ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

Признаки  того,  что  ребенок  подвергся  насилию,  распознать  не  всегда

просто. Дети часто боятся рассказывать, так как думают, что в происшедшем будут винить их, что им не поверят или потому, что обидчик им дорог. Это большая  ошибка.  Ребенок,  переживший  насилие,  нуждается  в дополнительной поддержке и лечении, и чем скорее, тем лучше. Чем дольше он  будет  подвергаться  насилию  или  будет  вынужден  сам  справляться  с ситуацией, тем труднее ему будет восстановиться.

Необходимо  обращать  внимание  на  любые  необъяснимые изменения  поведения  или  внешнего  вида  ребенка.  Травмы  обычно указывают  на  физическое  насилие,  в  то  время  как  изменение  поведения отражает беспокойство, вызванное любым стрессом. Не существует каких-то определенных изменений поведения, которые бы специфически указывали на определенный вид насилия.

Признаки жестокого обращения с ребенком разделяют на  физические,поведенческие,  эмоциональные и  специфические. Практически ни один из признаков,  приведенных  ниже,  не  указывает  в  отдельности  на  жестокое обращение  с  ребенком.  Выявление  одного  или  более  из  этих  признаков должно  становиться  поводом  к  оценке  ситуации  и  расследованию,  чтобы исключить или подтвердить жестокое обращение в отношении ребенка.

Необходимо рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его семье.

         Признаками физического насилия

над ребенком являются:

•    Множественные  повреждения,  имеющие  специфический

характер (отпечатки  пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и  заживающие).

•    Задержка  физического  развития (отставание  в  весе  и  росте),  обезвоживание  (для грудных детей).

•  Признаки  плохого  ухода  (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид,  сыпь).

Характер повреждений при физическом насилии:

•  синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими  предметами,  жидкостями,  сигаретами,  располагающиеся  на лице, теле, конечностях;

•  ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;повреждения  и  переломы  костей  травматического  характера, припухлость и болезненность   суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтеки на голове; повреждения внутренних органов травматического характера; на  голове  —  ретинальные  геморрагии  (кровоизлияния  в  глазное яблоко),   участки облысения.

К  признакам психического насилия над ребенком относятся:

задержка физического и умственного развития; нервный тик; энурез: печальный вид; различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

К особенностям поведения ребенка при психическом насилии относятся:

беспокойство или тревожность; нарушение сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; склонность к уединению; агрессивность; чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; угрозы или попытки самоубийства; неумение   общаться,   налаживать   отношения   с   другими людьми,   включая сверстников; плохая успеваемость: низкая самооценка; нарушение аппетита.

Как распознать ребенка, чьими  нуждами пренебрегают:

Внешние проявления:  утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

отставание в весе и росте от сверстников; педикулез, чесотка; частые «несчастные случаи»; гнойные и хронические инфекционные заболевания; запущенный кариес; отсутствие надлежащих прививок; задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах; неумение играть; поиск внимания/участия; частые пропуски   школьных   занятий;крайности поведения; инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой   манере; агрессивен  или  замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; склонность к поджогам, жестокость к животным; мастурбация, раскачивание, сосание пальцев.

Признаки  наличия сексуального насилия над ребенком

Существует  много  причин,  по  которым  ребенок  не  может  прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков. К  физическим  признакам  относятся:  повреждения  генитальной, анальной  или  оральной  областей,  следы  спермы  на  одежде,  коже,  в  анальной  и  генитальной  областях, заболевания,  передающиеся  половым  путем,  беременность,  повторные  или хронические  инфекции  мочевыводящих  путей,  резкие  изменения  веса (потеря или прибавление), вагинальные кровотечения, боли внизу живота,  боль   при    сидении    и   ходьбе,    симптомы   в   области    рта:   экзема, дерматит, герпес;  разорванное, запачканное или окровавленное бельѐ.

Раннее  выявление  случаев  жестокого  обращения  в  отношении несовершеннолетних  и  оказание  детям  комплексной  помощи минимизирует  вред  их  здоровью  и  развитию,  способствует профилактике  социального  сиротства,  суицидов  среди несовершеннолетних.

nsportal.ru

Жестокое обращение с детьми — Доказательная медицина для всех

Жестокое обращение с детьми является серьезной, распространенной и многогранной проблемой, выходящей далеко за рамки всем очевидных синяков и переломов. Заметным обычно является только физическое насилие, но жестокое обращение с ребенком имеет много иных форм, таких как эмоциональное игнорирование и безнадзорность, которые не столь заметны окружающим, однако оставляют не менее глубокие «шрамы» маленькому человеку. Игнорирование потребностей ребенка, оставление его в опасной ситуации с высоким риском травм или смерти, унижение ребенка и убеждение его в том, что он является бесполезной обузой – вот лишь некоторые примеры жестокого обращения. Всех их объединяет одно: они наносят ребенку глубокие эмоциональные травмы. 

Помочь в решении этой проблемы может не только педиатр, но и любой ответственный взрослый человек. Однако для этого необходимо знать не только виды жестокого обращения и их симптомы, но и верные алгоритмы действий. 


Мифы и факты о жестоком обращении с детьми

Миф № 1: Жестокое обращение – это только когда родители избивают ребенка.

Факт: Физическое насилие является лишь одним из видов жестокого обращения с детьми. Пренебрежение и эмоциональное насилие могут быть столь же разрушительными для ребенка, а их меньшая заметность – значительно снижает шанс вмешательства в ситуацию третьих лиц и выявления проблемы.  

Миф № 2: Только плохие люди жестоко обращаются со своими детьми.

Факт: Несмотря на кажущуюся очевидность такого мнения, мир все же не делится на «черное» и «белое». Не все эти родители вредят своим детям намеренно. Многие из них сами стали жертвами насилия в детстве, и просто копируют эту модель поведения на своих детях. Другие страдают от психических заболеваний, или от наркотической зависимости.

Миф № 3: Жестокое обращение с детьми никогда не случается в «хороших» семьях.

Факт: Жестокое обращение с детьми случается не только в бедных семьях или плохих районах. Эта проблема лежит вне расовых, экономических или культурных границ. Есть некоторые семьи, кажущиеся всем образцовыми, однако за дверями их домов скрываются очень неприглядные вещи. 

Миф № 4: Большинство детей страдает от рук незнакомцев. 

Факт: Насилие со стороны незнакомых людей случается, однако в большинстве случаев агрессором является член семьи или ближайший друг семьи. 

Миф № 5: Из детей, подвергшихся жестокому обращению, всегда вырастают жестокие люди.

Факт: Да, эти дети находятся в группе риска, и нередко бессознательно воспроизводят модель жестокого поведения на собственных детях. С другой стороны, многие взрослые, пережившие жестокое обращение в свой адрес, имеют очень сильную мотивацию уберечь собственных детей от того, через что прошли они сами, и потому становятся отличными родителями.

Последствия жестокого обращения с детьми

Все виды жестокого обращения с детьми наносят глубокие шрамы. Некоторые из этих шрамов могут быть физическими, но эмоциональные травмы не менее важны, они имеют долгосрочные последствия, влияют на всю оставшуюся жизнь, нарушают душевное здоровье ребенка, искажают самосознание, подавляют способность иметь здоровые отношения с другими людьми, способность нормально функционировать дома, в школе или на работе. 

Некоторые последствия жестокого обращения:

  • Отсутствие доверия окружающим, трудности построения отношений с окружающими. Если вы не можете доверять собственным родителям, кому вообще вы можете доверять? Насилие со стороны родителей потрясает само основание будущих межличностных отношений. Если отсутствует базис родительской любви, доверия, уважения – то крайне сложно научиться доверять другим людям, или даже понять, кто из них заслуживает доверия. Это может привести к страху перед отношениями или привязанностями, из-за опасений подвергнуться строгому контролю или насилию. Это также может привести к нездоровым отношениям, просто из-за отсутствия опыта нормальных межличностных отношений. 
  • Основополагающие чувства обесцениваются или искажаются. Если ребенку не говорили в детстве снова и снова, что он умница, что он красив, ловок, силен, любим и все на свете сможет – позже ему крайне сложно поверить в это. Такой человек склонен к чрезвычайно низкой самооценке, он не стремится получить хорошее образование, он соглашается на низкооплачиваемую работу, потому что не верит, что может что-то большее или стоит чего-то. Особенно глубоки психические травмы у детей, перенесших сексуальное насилие: ярмо стыда, неуверенности в себе и недоверия окружающим – преследует таких людей до старости. 
  • Проблемы с выражением эмоций. Дети, подвергшиеся хроническому насилию, не имели возможности безопасно выражать свои эмоции. В результате, эмоции искажались самым нелепым образом. Став взрослыми, эти люди испытывают приступы необъяснимой тревоги, депрессии или гнева. Чтобы подавить в себе эти тягостные ощущения они нередко прибегают к алкоголю или наркотикам.

Виды жестокого обращения с детьми

Есть несколько видов жестокого обращения с детьми, но основным элементом, который объединяет их, является негативное эмоциональное воздействие на ребенка. Дети нуждаются в предсказуемости, структуре, четких границах; им нужно быть уверенными в том, что родителям крайне важна их безопасность. Однако в неблагополучных семьях дети никогда не могут предсказать действия своих родителей. Мир этих детей непредсказуем, это страшное место без правил. Что сейчас случится: дадут ли ему пощечину, строго закричат, проигнорируют его? Будет ли ужин сегодня на столе? Эта неопределенность разрушает до основания ощущение безопасности у ребенка, и дает взамен чувство неопределенности и одиночества. 

Эмоциональное насилие над ребенком

Палки и камни могут сломать кости, но и слова способны причинить не меньшую боль. Эмоциональное насилие может серьезно повреждать психическое здоровье ребенка, нарушать его социальное развитие, и последствия таких психологических травм могут отравлять жизнь этому человеку до самой старости.  Примеры эмоционального насилия над детьми, включают:
  • Постоянные унижения, порицание и упреки в сторону ребенка.
  • Постоянное негативное сравнение с другими детьми.
  • Убеждение ребенка в том, что в нем нет ничего хорошего, что он «ничего не стоит», что он «плохой», что он является «обузой» или «ошибкой» родителей. 
  • Частые крики, угрозы или запугивание ребенка.
  • Игнорирование ребенка ради наказания, или из чувства отвращения у нему.
  • Ограничение физического контакта с ребенком: лишение его объятий, поцелуев, или других проявления родительской любви.
  • Проявление насилия при ребенке в отношении супруга, братьев или сестер, домашних животных.

Невыполнение базовых родительских обязанностей

Детская безнадзорность – крайне распространенный тип жестокого обращения с детьми. Она заключается в невыполнении родителями самых базовых функций, таких как достаточное питание ребенка, одежда, средства гигиены, или родительская забота. Детская безнадзорность не всегда очевидна. Иногда родитель может внезапно потерять способность ухаживать за ребенком, из-за серьезной травмы, депрессии или тревоги. Но чаще всего безнадзорность и оставление ребенка в опасности связано с злоупотреблением алкоголем или наркотическими препаратами.

Дети старшего возраста могут не показывать посторонним людям признаки безнадзорности, они иногда берут на себя функции заботы о родителях. Но их собственные физические и эмоциональные потребности остаются неудовлетворенными.

Физическое насилие над ребенком

Физическим насилием называется нанесение телесных повреждений, травм ребенку. Это может быть как результатом преднамеренной попытки причинить вред ребенку, так и непроизвольным последствием безудержного гнева. Это также может являться результатом суровой дисциплины; таких методов, как порка ремнем, или других телесных наказаний, которые являются неуместными ввиду возраста ребенка или его физического состояния.

Многие родители и опекуны, применяющие физическое насилие в отношении детей, настаивают, что их действия являются лишь формой дисциплины, что они таким способом воспитывают ребенка. Однако есть четкая граница между использованием физического наказания ради дисциплины и физическим насилием над ребенком: воспитание ребенка, обучение его отличать добро от зла – не должно сопровождаться хроническим страхом. 

Различия между физическим насилием и строгой дисциплиной

Физическое насилие, в отличие от физического наказания, содержит следующие элементы: 

Непредсказуемость. Ребенок никогда не знает, что спровоцирует физическое наказание и гнев родителя. В семье нет четких границ или правил. Ребенок вынужден постоянно пребывать в страхе, поскольку не уверен, что следующее его действие не спровоцирует родителя на побои. 

Зависимость от степени гнева. Тяжесть физического наказания зависит от степени гнева и мотивируется желанием утвердить контроль, а вовсе не соотносится со степенью проступка, не вызвана мотивацией любви и обучения ребенка .Чем злее сегодня родитель, тем сильнее тяжесть побоев – родитель словно вымещает свою злобу через рукоприкладство. 

Использование страха, как регулятора поведения. Родители, которые используют физическое насилие, считают, что их дети должны бояться их. Они целенаправленно держат ребенка в страхе, чтобы он «не распоясался», и часто применяют для этого побои. Однако на самом деле они учат ребенка лишь тому, как избегать ударов и побоев, а вовсе не тому, как правильно следует себя вести, или в какую сторону следует развиваться их личности.

Сексуальное насилие над ребенком: скрытый вид насилия

Сексуальное насилие над ребенком является самой трудной формой жестокого обращения, это связано с тем, что оно спрятано под толстым слоем тайны, вины и стыда. Важно понимать, что сексуальное насилие не всегда связано с генитальным контактом. Занятие сексом на глазах у ребенка, демонстрация ему сексуального материала, рассматривание гениталий ребенка без телесного контакта или съемки детской эротики или порнографии – также являются формами сексуального насилия.

Когда в газетах или по телевидению рассказывают о сексуальном маньяке, педофиле, похищавшем и насиловавшем детей – мы чувствуем справедливый гнев и ненависть. Но вы должны понимать, что обычно сексуальное насилие происходит совсем не так. Гораздо чаще опасность исходит от близкого родственника или друга семьи, от кого-то, с кем ребенок хорошо знаком, и кому он вполне доверяет. Такому виду насилия подвергаются далеко не только девочки-подростки. Мальчики и девочки независимо от возраста, могут подвергнуться сексуальному насилию взрослого человека. Дети упорно скрывают случаи сексуального насилия над собой, из-за стыда, чувства вины, страха наказания и насмешек.

Проблема наличия стыда и вины у детей, подвергшихся сексуальным надругательствам

Помимо физических повреждений, которые могут быть вызваны сексуальным насилием, эмоциональная составляющая вызывает мощную травму с далеко идущими последствиями. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, мучаются от чувства стыда и вины. Они очень часто считают себя виноватыми в случившемся, считают, что сами спровоцировали взрослого, и недооценивают его вину. Это может спровоцировать у ребенка сильнейшую ненависть к себе, и серьезные сексуальные проблемы с возрастом; может привести к чрезмерной распущенности, или напротив – неспособности иметь интимные отношения.

Стыд от пережитого сексуального насилия очень мешает гармоничному развитию ребенка. Такие дети испытывают массу тревог: они волнуются, что другие дети не поверят им, будет злиться на них, дразнить их; они боятся, что рассказав о происшедшем, они спровоцируют развод родителей. Из-за этих всех этих препятствий ложные обвинения от ребенка в сексуальном насилии, совершенном в отношении его – являются чрезвычайно редкими, поэтому если ребенок сообщил вам об этом – не вздумайте проигнорировать это заявление!

Признаки жестокого обращения с детьми

Чем раньше удастся прекратить жестокое обращение с ребенком, тем больше у него шансов на выздоровление. Жестокое обращение с детьми не всегда очевидно. Однако заметив некоторые косвенные признаки жестокого обращения с ребенком, вы сможете выявить проблему и попытаться защитить ребенка от обидчика. 

Разумеется, наличие таких симптомов само по себе не является неоспоримым доказательством того, что ребенок подвергается жестокому обращению. Но эти симптомы заставят вас насторожиться и присмотреться внимательнее к этой семье. 

Симптомы эмоционального насилия у ребенка:

  • Чрезмерная боязливость, тревога, сомнение или беспокойство о том, что он делает что-то неправильно. 
  • Вычурные крайности в поведении (слишком податливый, или слишком требовательный; чрезмерная пассивность, или напористая агрессия).
  • Отсутствие привязанности к родителю или опекуну.
  • Слишком взрослое поведение (забота о других детях) или слишком инфантильное поведение (раскачивание, сосание пальца, закатывание истерик).


Симптомы физического насилия у ребенка:

  • Частые травмы или необъяснимые синяки, рубцы, или порезы.
  • Ребенок находится всегда «настороже», словно должно случиться что-то плохое. 
  • У травм ребенка явный насильственный «почерк», например ровный след от ремня, или следы от кулака. 

medspecial.ru

Консультация на тему: Жестокое обращение с ребенком в семье

Защита детей от жестокого обращения.

За последние годы увеличилось число жертв насилия. По данным статистики ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений.

Когда начинают говорить о недопустимости жестокого обращения с ребёнком в семье, некоторые родители искренне непонимают: я же ничего такого не делаю, просто живу как всегда и воспитываю своего ребёнка, как могу и как умею. Очевидно, они не знают о том, что могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности за неподобающее обращение с ребёнком, так же может быть принято решение об изъятии ребёнка из семьи и лишении родителей родительских прав в отношении данного ребёнка.

Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

  • Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Несмотря на освещение данной проблемы в газетах и на телевидении, многие родители считают своим «правом» шлепать или бить собственных детей.

Сексуальное насилие (развращение)– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. К сексуальному развращению относится также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.
Влияние на ребенка:

• обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или

необычные сексуальные познания или действия;

• может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

• может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

  • Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
    К психической форме насилия относятся:
    • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
    • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
    • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
    • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
    • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Психическое насилие на ребенка проявляется в следующем:

• задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста;

• импульсивность,  вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

• попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни;

• уступчивость, податливость;

• ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

• депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

В заключение, следует отметить, что лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений.
Известно, что жестокость порождает жестокость, если Вы исчерпали все аргументы, пытаясь воздействовать на ребёнка, никогда как последнюю меру не применяйте физическое наказание, ни к чему хорошему это не приведёт, ребёнок просто затаит на вас обиду, замкнётся в себе, вы потеряете с ним всякий контакт, а проблема так и останется нерешённой. Успехов Вам и помните, что Ваши дети — это самое дорогое из того, что даёт нам жизнь.

 

nsportal.ru

Статья «Жестокое обращение с детьми в семье»

Жестокое обращение с детьми в семье

Содержание

Введение 3

Глава 1. Насилие над детьми: причины и последствия 5

1.1. Причины и факторы риска насилия над детьми 5

1.2. Последствия пережитого насилия 7

Глава 2. Формы жестокого обращения с детьми в семьях 10

2.1 Физическое насилие 10

2.2 Сексуальное насилие 13

2.3 Эмоциональное (психическое) насилие 16

2.4 Пренебрежение нуждами ребенка 18

Глава 3. Теоретические основы психологической помощи детям-жертвам насилия 20

Заключение 24

Библиография 25

Введение

Жестокость по отношению к детям прослеживалась на протяжении всей

истории человечества и остается актуальной в современном обществе.

Буквально до конца XIX в. преобладающей оставалась позиция, согласно которой ребенок является собственностью, «имуществом» родителей и заменяющих их лиц (владельцев). [2, 43] Детей продавали и покупали, использовали в ритуальных целях, эксплуатировали, вовлекали в проституцию.

Насилие над детьми прослеживалось во всех странах мира, в том числе социально и экономически благополучных.

Точных данных о количестве детей подвергающихся насилию в России не существует, т.к. эта проблема считается внутрисемейной и не подвергается огласке. В силу, прежде всего, идеологических и ряда других причин проблема насилия над детьми в России была закрыта для обсуждения. [5, 16]

Между тем, в каждой четвертой российской семье имеют место факты насилия. Участились случаи умерщвления грудных детей: с 1993 по 1996 гг. количество таких преступлений возросло в 1,5 раза.

Однако сейчас, в связи с общим кризисом российского общества, интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, и мы можем осознавать масштабы серьезности этой проблемы.

Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. [5, 16] Семья, к сожалению, не является исключением.

По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством [1, 78]

Учитывая все выше сказанное, мы считаем проблему жестокого обращения с детьми чрезвычайно актуальной в современном мире.

Цель исследования: изучить влияние жестокого обращения на развитие ребенка.

Задачи:

рассмотреть различные формы жестокого обращения с детьми

выявить последствия каждой из форм насилия на развитие ребенка

предложить методы психологической помощи

Объект исследования: отношения родителей и их детей.

Предмет исследования: жестокое обращение родителей с детьми.

Методы исследования:

теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ литературы

Глава 1. Насилие над детьми: причины и последствия.

1.1 Причины и факторы риска насилия над детьми

В самом общем виде под насилием понимают форму принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства. [9, 28]

Если рассматривать насилие в семье, а именно насилие над детьми, то по результатам исследования разных авторов можно увидеть что распространенность случаев насилия над детьми составляет от 3% до 30% от общего количества детского населения.

Рассмотрим группу причин, приводящие к проявлению насилия над детьми:

Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу. Если говорить о России, то в нашей стране наблюдается терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. Особенность российского менталитета такова, что страдание и терпение являются ключевыми для русского народа.

Жертвенность признается одной из ведущих социальных установок в обществе. Более того, проявление насилия часто понимается как знак внимания («Бьет, значит, любит» — хорошо известная российская поговорка) [5, 31]

Вторая группа причин связана с «травмой детства», с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, т.е. есть большая вероятность того, что ребенок, который подвергался жестокому обращению в детстве, будет обращается со своим детям таким же образом.

В-третьих, причинами насилия могут быть депрессия, низкая самооценка, социальная и психологическая декомпенсация родителей, а также алкоголизм и наркомания. Ряд этих причин вынуждает индивидов искать самоутверждение за счет слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.

Четвертая группа причин связана с личностными особенностями родителей, избивающих своих детей. Им свойственно: агрессивность, сниженный уровень самоконтроля, стремление к доминированию, нереалистично высокий уровень ожиданий к ребенку, преувеличение ценности физических наказаний.

Необходимо также отметить факторы риска, способствующие жестокому отношению с детьми.

Жестокое обращение с детьми может присутствовать в семьях, для которых характерны следующие особенности:

низкий материальный уровень семьи

неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми

постоянные супружеские конфликты

Фактором риска насилия могут стать особенности ребенка:

гиперактивность, импульсивность ребенка. Такие дети могут не выполнять правила родителей, что приводит к фрустрации родителей и склоняет к насилию

умственные или физические недостатки ребенка. Родители считают детей с врожденными аномалиями постоянным уязвлением самолюбия. Поэтому дети – инвалиды часто подвергаются насилию

Нелюбимый и «нежеланный» ребенок. Например, ребенок, родившийся в результате изнасилования, нежелательных связей и.т.п.

1.2. Последствия пережитого насилия.

Т.Я. Сафонова и Е.И. Цымбал [8] выделяют ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми.

К ближайшим последствиям относятся различные соматические нарушения (головные боли, потеря сознания, рвота). А также сюда можно отнести психические нарушения (чувство тревоги, агрессия, чувство собственной ущербности)

Среди отдаленных последствий насилия можно выделить: нарушения физического и психического развития ребенка, соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. [5, 46]

Нарушения физического и психического развития.

Дети, которые подвергаются насилию, имеют признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них наблюдаются отставания от своих сверстников в росте, массе тела. Для таких детей характерна плохая успеваемость, задержка речевого развития, наличие «вредных привычек» (сосание пальцев, кусание ногтей), неопрятный внешний вид, гигиеническая запущенность.

Соматические заболевания.

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер. Например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей и др. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно – воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД. [5, 47]

При различных формах насилия у детей возможно развитие нерво–психических заболеваний: тики, энурез, энкопрез.

Психические особенности детей, переживших насилие.

У детей, пострадавших от жестокого отношения, остается психическая травма, которая отрицательно влияет на дальнейшую жизнь ребенка.

Дети часто испытывают агрессивность, вспышки гнева без видимой причины. Некоторые из них, напротив, пассивны. В обоих случаях происходит нарушение общения со сверстниками, а стремление привлечь к себе внимание иногда провялятся в виде эксцентричного поведения.

Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, испытывают трудности в общения со сверстниками. Особенно это проявляется в подростковом периоде, когда девушка, пережившая инцест, совершенно не ценит свое тело. Такие девушки считают, что никому не нужны, и поэтому испытывают благодарность к любому, кто просто обращает на них опозоренных, грязных, внимание. [10, 69]

Реакцией на любую форму насилия является заниженная самооценка, чувство стыда, а также чувство собственной неполноценности. Поэтому, как было сказано выше, у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками.

Социальные последствия.

Вследствие нарушения общения со сверстниками, отсутствия авторитета в школе, дети, пострадавшие от насилия, ищут решения своих проблем путем асоциальных действий: воровством и другими уголовно наказуемыми поступками. У них наблюдается пристрастие к алкоголю, наркотикам.

Последствиями сексуального насилия могут стать занятия проституцией у девочек и нарушение половой ориентации у мальчиков.

В результате жестокого обращения, дети из жертв превращаются в преступников. Дети и подростки сами совершают насилие, им свойственна агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, и как результат – они оказываются на скамье подсудимых [5, 50]

Таким образом, мы приходим к выводу о существенном влиянии семьи на развитие ребенка. Поэтому, если в семье присутствует насилие над детьми, у них наблюдается множество негативных последствий в развитии личности. Жестокое обращение с ребенком всегда ведет к заниженной самооценке, ощущению отверженности, испорченности. Все это в последствие приводит к депрессии во взрослом возрасте, чувства одиночества.

Следует отметить социальные потери от жестокого обращения. Это выражается в убийствах детей, а также их самоубийств.

Кроме того, следует сказать о росте насилия в обществе. Причиной данного явления может быть насилие над детьми, т.к. из детей подвергшихся насилию, в большинстве случаев, вырастают насильники. Это говорит обо всей серьезности проблемы жестокого обращения с детьми, т.к. по данным зарубежных исследований, 90% заключенных, осужденных за насильственные преступления, подвергались в детском возрасте различным формам насилия.

Глава 2. Формы жестокого обращения с детьми в семьях.

2.1. Физическое насилие.

Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. [5, 55]

Под физическим насилием детей можно рассматривать следующие действия родителей: удары по лицу, толчки, истязания, заключения в закрытые помещения, где дети удерживаются силой для ограничения свободы, прижигание горячими предметами, жидкостями, нанесение увечий тяжелыми предметами.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, дачу ему отравляющих средств или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.[5, 55]

По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от насилия, более пятидесяти тысяч детей бегут из дома, а 25 тысяч из них находится в розыске.

Слово «насилие» ассоциируется с социально неблагополучной семьей, однако факты насилия также могут встречаться в «благополучных» семьях. Зачастую рядом с ребенком из непьющей семьи нет рядом никого, кто мог привести ребенка в соответствующее учреждение, чтобы помочь ему.

Благодаря широко распространенному мнению о том, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством контролирования детского поведения, многие родители прибегают к нему хотя бы однажды в жизни в тех ситуациях, когда, по их убеждению, ребенок нарушил правила, установленные взрослыми.

«Мой ребенок — что хочу, то и делаю», — такую фразу можно услышать от многих родителей, которые подвергают насилию своих детей. Физическое наказание, по их мнению, позволяет ребенку «набраться ума-разума».

Среди основных причин, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, указываются следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и.т.п. [5, 56]

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

внешние повреждения, имеющие специфический характер (царапины и рубцы, ожоги, ссадины)

повреждение внутренних органов или костей (переломы ребер, челюсти, носа, гематомы на черепе; кровоизлияния в кишечнике, ушиб печени и.т.п.)

Существуют следующие особенности психологического состояния и поведения ребенка, подвергшегося физическому насилию:

страх взрослых, боязнь физического контакта

стремление скрыть причину травм

плаксивость, стеснительность, избегание контактов со сверстниками

повышенная тревога, когда плачут другие дети

агрессия, негативизм, жестокое обращение с животными

боязнь идти домой

тики, сосание пальцев, раскачивания, и др.

Насилие порождает насилие, так утверждают исследователи проблем

семьи. Люди, которые подверглись насилию в детстве, обычно также приобретают склонность к агрессии. Также наблюдаются такие черты характера и поведения как: тревожность, неумение сопереживать, заниженная самооценка, низкий социальный статус, пристрастие к алкоголю, наркомании.

Исследования, проведённые ОИНПС 1975 году, выявили закономерность: родители, наиболее чисто подвергавшиеся телесным наказаниям в своей семье (согласно их собственным воспоминаниям), оказались среди тех, кто с наибольшей вероятностью были способны на жестокое обращение со своими детьми.

Можно отметить следующие черты, характеризующие взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве, и его семью: [5, 59]

хаотичная или дезорганизованная семья

жестокость, насилие, неумение проявлять заботу в семье

потеря интереса к ребенку в семье или его неприятие

низкое качество общения членов семьи между собой

саморазрушающее поведение

Физическое насилие – самая распространенная форма насилия над детьми. Глобальность этой проблемы связана с тем, что наказание ремнем, пощечиной, подзатыльником является вполне нормальным явлением за провинность ребенка. Родители не осознают психологические последствия физического насилия. Для ребенка каждый случай физического наказание означает, что он нелюбимый, ненужный, плохой. Дети, с которыми так обращаются, лишены неоценимого чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития.

2.2. Сексуальное насилие.

Сексуальное насилие над детьми – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

В сексуально – порочном обращении с ребенком по умыслу выделяют сексуальное злоупотребление (использование) и собственно сексуальное насилие. [4]

Есть две формы сексуального злоупотребления ребенком: инцестное, между членами семьи (внутрисемейное) и не инцестное, между не членами семьи (внесемейное).

Во всех случаях насилия над детьми 75-90% насильников (по разным источникам) знакомы жертвам, и только в 10-25% случаев насилие совершается незнакомыми людьми. В 35-45% случаев насильником является близкий родственник (отец, брат, отчим, свекор), а в 30-45% — более дальний знакомый (няня, сосед и.т.д.)

Сексуальные связи между кровными родственниками квалифицируются как самые тяжелые формы сексуального насилия, являясь не только преступлениями, но и свидетельствами серьезных и необратимых нарушений в функционировании семьи. [1, 79]

Действиями, которые предшествуют сексуальному насилию, могут быть ласки, сексуальные поцелуи, проникновения в гениталии, вуайеризм (подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания или прибытия в туалете, а также принуждение ребенка к раздеванию), мастурбация в присутствие ребенка.

Сексуальное насилие над ребенком, особенно при эксбиционизме, ласках или инцесте, обычно не приводит к физическому повреждению. Поэтому наличие сексуального насилия над ребенком может оставаться незамеченным.

Однако сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях

внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:

повреждения областей половых органов

наличие заболеваний, передаюm

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Мир против насилия и естокости над детьми

Профилактическая работа с учащимися

Мир против насилия и жестокости над детьми

Цель:

  • воспитание доброго отношения друг к другу, милосердия, сострадания, доброжелательности;
  • помочь взрослеющему человеку сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей;
  • развить у учащихся черты характера, присущие толерантной личности и воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Б. Пастернак.

Ход занятия:

Вступительное слово:

В нашей жизни, прекрасной, и странной,

и короткой, как росчерк пера,

над дымящейся свежею раной

призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,

поразмыслить, покуда живой,

что там кроется в сумерках сердца,

в самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

но пора научиться, пора

не вымаливать жалкие крохи

милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,

что по-своему тоже права,

не выжуливать жалкие крохи,

а творить засучив рукава.        

Психолог: Вот и мы сегодня призадумаемся: что же сегодня происходит между людьми.

Что такое насилие?

Наси́лие — реальное или выраженное в форме угрозы преднамеренное применение физической силы или власти против личности, социальной группы или общества, причиняющее или с достаточно большой вероятностью приводящее к боли, увечью, смерти, психологической травме, нарушению развития или депривации. Во всем мире насилие используется как инструмент манипуляций и является заботой правоохранительных органов, которые пытаются остановить его. Слово насилие охватывает широкий спектр.

Формы и последствия насилия

Физическое насилие — нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Это избиения, истязания, сотрясения в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие или совращение — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое (эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Задание

— Выберите из каждой группы то высказывание, которое вам ближе, понятнее.

  • Лучше муки терпеть – чем их причинять.

Глупость – мать жестокости.

Более жесток тот – к кому проявлялась наибольшая жестокость.

Жестокость – сестра трусости.

Чем жестокость умней – тем опасней.
Жестокость – слабость.
Жестоки злые люди.
Жестокость способна искоренить доброта.

∙         Жалость – унижает и расслабляет. Сочувствие – поддерживает.
Жалость – пародия на любовь.
Человек не должен никогда никого жалеть – а сочувствовать обязан.
Сострадание отличается от сочувствия тем, что человек не просто сочувствует а, проникнувшись до глубины души горем другого, тоже испытывает страдание.

∙         Сострадание – открывают душу человека.
Душу утешает доброе слово.
Сострадание – механизм сохранения рода человеческого.

∙         Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.
Милосердие – главный хранитель мира.
Милосердный – к Богу ближе всех.
Милосердие не есть глупость, не видящая недостатков людей, а есть мудрость, их не замечающая.
Милосердие – дорога в бессмертие.
Истинное милосердие действует без оглядки.
Любовь – мать милосердия.
Доброжелательность – душевный бальзам.

∙         Человек только тогда живет – когда делает добро. 
Истинная доброта от любви.
Доброта – сестра нравственности.
Настоящая доброта не может быть с выгодой или напоказ.
Доброта – основа положительных качеств человека.
Доброта – одно из главных качеств, без которого человек не может состояться как личность, занять должное положение в обществе и быть уважаемым.
Доброта делает глупость терпимей.
Не успеет доброта появиться, как наглость ее уже погоняет.
Дети рождаются добрыми.
Доброта – постоянное состояние человека, злоба – преходящее. 
Дающий получает большее удовольствие, чем берущий.
Доброта открывают душу человека.

Психолог: Вернемся к высказываниям: что запомнили, что «легло на душу»?

Ученики:

∙         Доброта – сестра нравственности.

∙         Доброта открывают душу человека.

∙         Жестокость – слабость.

∙         Глупость – мать жестокости.

∙         Более жесток тот – к кому проявлялась наибольшая жестокость.

Психолог: На доске «ваши ладошки».

— Что они символизируют?

Ученики: Тепло, контакт, общую точку, родство душ, внимание, сострадание.

Психолог: Обратите внимание: на ладошках рисунки-символы: солнышко, улыбка, радуга, рукопожатие, единство папа-мама-малыш…

Значит, там, где царит любовь, милосердие и сострадание, нет места жестокости и насилию!

Психолог обращается к эпиграфу.

Психолог: Хочется закончить наш разговор стихотворением неизвестного нам автора Алексея Нескородова:

Красиво жить не запретишь,
И с Божьей помощью, быть может,
Ты где-то, в чем-то победишь,
Я знаю, Бог тебе поможет!

Поможет Он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии в мире нашем!

Я знаю, много есть всего,
Чего бы ты хотел увидеть.
Я знаю, есть добро и зло,
Есть те, кого обидеть можно!

Есть те, кто обижал тебя,
Весь мир ты можешь упрекать.
Поверь, всем надо жить любя.
Поверь, надо уметь прощать!

Психолог: Становимся в круг, беремся за руки: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

На доске коллаж, олицетворяющий это единство: учитель-девятиклассник-выпускник.

nsportal.ru

Консультация на тему: ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ — действия (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

  1. Физическое насилие
  2. Сексуальное насилие
  3. Психическое  насилие
  4. Пренебрежение нуждами ребенка (отсутствие заботы)

Физическое насилие

Пример 1.: Ребенок редко посещает детский сад. Если и посещает, то приходит с многочисленными синяками и ссадинами. Поведение: замкнутость, мало общительность, нерешительность.

По словам мамы: мама редко находиться дома (либо на работе, либо налаживает свою личную жизнь). Так играют с братом. К тому же, у ребенка чувствительная кожа.

— это поведение человека, с помощью которого он добивается абсолютного повиновения и контроля над детьми.

И причин насилия над ребенком много:

— рукоприкладство основано на проблеме неудовлетворенных потребностей = раздражительность, ребенок – обуза.

— модель поведения в родительской семье. Жестокое наказание стало стереотипом воспитания, которое скрывается подсознанием.

— как крайняя мера наказания, т.к. другие методы не действуют.

Пример 2.: Очень часто родители наказывают детей за непослушание.

Когда ребенок не слушается, какие чувства и эмоции возникают у родителей? (злость, желание его воспитать, заставить подчиниться, агрессия, негодование, мимика очень страшная)

Что испытывает ребенок (страх, закрывается, ужас, не принятие, не любовь, не нужность, часто вжимает плечи и наклоняет голову – как бы защищаясь)

— если ребенок с раннего детства приучен к общению, контакту и конструктивному диалогу при решении какой-либо проблемы, то вам не нужно будет прибегать к физическому наказанию.

— если все члены семьи будут поддерживать единую модель воспитания (выработка прав и норм поведения. Но правила и нормы необходимо соблюдать всем членам семьи. Они должны быть под силу ребенку)

— воспитывать нужно сразу, а не потом, когда время уже прошло!

ПОСЛЕДСТВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

  • Возбуждение злобы и ненависти к окружающим.
  • Развитие трусости и жестокости.
  • Регресс в развитии.
  • Отказ от учебы, нет мотивации.
  • Развитие лжи, лицемерия.
  • Низкий уровень самооценки.
  • Агрессивное поведение.
  • Депрессии, беспокойство.
  • Подростки – сбегают из дома, употребляют алкоголь и наркотики, бывают суицидальные попытки и         криминальное поведение.

Вступают в суб культуры и находят поддержку в виртуальном мире (различных группах социальных сетей).

  СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ

Это не только прямой контакт, но и информационные источники.

Пример 1.: Обычная семья, где родители в присутствие ребенка смотрят:

—  телевизионные каналы с откровенными высказываниями и действиями.

— музыкальные каналы с клипами,

— интернет

— Фильмы, рекламы и другие молодежные каналы, где откровенная пропаганда.

Дети благодаря открытости и доступности этой информации, употребляют в открытую такие слова, как секс,  выполняют действия, которые копируют из телевизионных каналов.

У детей происходит нарушение психики, формируется неправильное представление о взаимоотношениях.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  •  ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Отсутствие психологической поддержки со стороны родителей приводит к различным нарушениям:

  • Подавленное состояние, беспокойство и высокий уровень тревожности, невротические страхи, низкая самооценка, ночные кошмары, страхи темноты.
  • Задержка интеллектуального развития, низкая успеваемость,      плохая память.
  • Асоциальное поведение, замкнутость, агрессивность,

    потеря смысла жизни, попытки самоубийства.

  • Недостаточный вес, маленький рост, запущенный, неопрятный вид. (физ развитие останавливается)
  • Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЕНКА –

  • Полная заброшенность ребенка.    
  • Отсутствие правильного питания.
  • Отсутствие необходимой одежды.
  • Отсутствие защиты, обучения, медицинского обеспечения, ухода за ребенком
  • (педикулез, дистрофия).
  • Антисанитарное состояние жилья.

Пример 1.: За частую наблюдаются случаи, когда родители могут привести в сад грязного ребенка, не расчесанного. Одежда и нижнее белье не меняется. 

— Как вы думаете, комфортно ли этому ребенку? Почему?

— Как относятся к такому ребенку другие дети?

Такие родители формируют в ребенке множество комплексов,  неуверенности и не принятие его детским коллективом.

Дети избегают контакта с таким ребенком. Такому ребенку не хотят давать даже руку.

Любое насилие воздействует непосредственно на психику и способно вызвать психическую травму, причинив тем самым серьёзный вред здоровью личности, в особенности, детей.

Насилие со стороны близкого человека, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит большой психологический и физический ущерб. В этом случае нарушается основной принцип семьи – безопасность!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • НИКОГДА не воспитывайте в плохом настроении.
  • ТЕРПЕНИЕ – самая большая добродетель родителя.
  • КРАТКО ОБЪЯСНИТЕ ребенку, почему он не прав, не вступая с ним в спор
  • ХВАЛИТЕ вашего ребенка даже за маленькие успехи.
  • НЕ РАЗДРАЖАЙТЕСЬ в момент его временных неудач.
  • ИСКЛЮЧИТЕ из общения окрики, грубые интонации. Ребенок должен чувствовать, что он любим.
  • НЕ ПЫТАЙТЕСЬ сделать из ребенка самого себя.
  • НЕ СРАВНИВАЙТЕ РЕБЕНКА вслух с другими детьми.
  • НЕ СРАВНИВАЙТЕ РЕБЕНКА с самим собой (Я в твои годы).
  • НЕ ОБСУЖДАЙТЕ И НЕ ОСУЖДАЙТЕ других в присутствии детей
  • НЕ ШАНТАЖИРУЙТЕ ребенка. Исключите из лексикона слова « Вот я для тебя все, а ты…»
  • НИКОГДА НЕ УСТРАИВАЙТЕ РАЗБОРОК своего ребенка при свидетелях.

ПОМНИТЕ!

Ребенок – это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало!

nsportal.ru