Наскальное изображение животного которого ныне не существует: Наскальные рисунки выдержали тысячелетия под солнцем, снегом и ветром

Наскальные рисунки выдержали тысячелетия под солнцем, снегом и ветром

Ученые Института археологии и этнографии СО РАН вернулись из экспедиции в Монголию, где обнаружили древнейшие петроглифы. Наскальные рисунки монгольского и российского Алтая – это десятки тысяч петроглифов от эпохи палеолита до периода поздней бронзы. Сцены охоты и обряды, домашние и дикие животные, люди в шаманских одеждах ­-  их изображения выполнены в различных техниках с использованием камня, кости, металла и природных красителей.

Северо-западная Монголия. Многофигурная композиция эпохи бронзы

Датировать наскальные изображения, в отличие от других памятников археологии, очень проблематично, поскольку рисунок на скальной поверхности не имеет комплекса сопутствующих артефактов, как, например, захоронение. Геологический возраст камня составляет миллионы и даже сотни миллионов лет и никак не соотносится с возрастом выполненной на нем наскальной живописи.

Единственный метод определения точного возраста петроглифов доступен только для цветных наскальных рисунков с использованием природных органических пигментов – например, угля, частицы которого поддаются радиоуглеродному датированию на ускорительном масс-спектрометре. Все остальные подходы при определении возраста рисунка позволяют определить относительную дату на основании комплекса характерных признаков. Например, изображение мамонта или шерстистого носорога указывает ученым на период плейстоцена, когда эти животные существовали. Некоторые выводы о датировках можно сделать с помощью трасологического анализа. Так, изображения, выполненные при помощи железных инструментов, очевидно, относятся к эпохе палеометалла.

Так в мае встретил археологов северо-западный район Монголии

Относительное датирование петроглифов производят по совокупности стилистических признаков – мировая археология располагает обширной библиотекой наскальных рисунков от глубокой древности до этнографического времени. Все открытые и изученные изображения внесены в банк данных и зафиксированы с применением технологий прорисовки, макросъемки и фотограмметрии.  Это относится и к петроглифам, открытым российско-монгольско-французской экспедицией с участием Института археологии и этнографии СО РАН, который уже несколько лет занимается изучением наскальных изображений на приграничных территориях российского и монгольского Алтая.

В мировом археологическом сообществе долгие годы не утихала дискуссия о возможности отнесения петроглифов на открытых ландшафтах (а не в пещерах) к периоду конца верхнего палеолита. Долгое время считалось, что наиболее древние петроглифы расположены в пещерах. Родоначальник сибирской археологии и основатель Института археологии в Сибирском отделении Алексей Павлович Окладников, а затем и его ученик, ныне академик Вячеслав Иванович Молодин, отнесли пласт древнейших петроглифов  Монгольского Алтая и на плато Укок к эпохе плейстоцена. На это указывали и стилистические признаки, характерные для древнейших наскальных изображений, и сами изображенные фигуры представителей мегафауны (мамонты, шерстистые носороги), которые прекратили свое существование примерно 15-12 тысяч лет назад, следовательно, не могли быть нарисованы позже.

Изображение периода раннего железного века. Северо-западная Монголия

После открытия древнейших наскальных изображений во Франции и в Португалии на открытых плоскостях («пленэр») дискуссия получила новый виток. В Португалии на том месте, где было запланировано строительство гидроэлектростанции, в процессе археологической разведки была обнаружена целая серия петроглифов, в том числе, и эпохи плейстоцена, и проект ГЭС был отменен. Ведь наскальные изображения – это практически вечный памятник древнейшего искусства, если не предпринимать целенаправленные действия по его уничтожению, например, взрывные работы или гигантские затопления, в результате которых уникальные рисунки навсегда уходят на дно, как это произошло при строительстве Красноярского водохранилища.

Вопросы более доказательного датирования древнейших петроглифов Укока вновь и вновь возвращали последователей теории Окладникова на открытые им и смежные участки, содержащие многие тысячи наскальных рисунков. В 1990-х годы на этих территориях работала российско-монгольско-американская экспедиция, чьи результаты были опубликованы в многотомном французском издании. Еще одна книга академика авторства Вячеслава Ивановича Молодина и его ученика Дмитрия Черемисина была издана по петроглифам, расположенным непосредственно на плато Укок, на Калгутинском руднике. Эти участки находятся всего в 20 км от Монголии, поэтому неудивительно, что чуть позже на монгольской стороне обнаружились точно такие же петроглифы примерно того же времени, поскольку в древности не было государственных границ.

Многофигурная композиция эпохи бронзы. Северо-западная Монголия

Исследователи посетили места расположения древних петроглифов в 2017 году, а затем в мае 2019 года. В 2017 году к уже имеющимся изображениям плейстоценовой фауны добавились еще два – мамонтенок и носорог. Кроме того, трасологический анализ показал, что все изображения плейстоценовой фауны были выбиты каменными орудиями.

Отдельный интерес вызвали петроглифы, нанесенные один поверх другого, которые по аналогии с древнегреческими многослойными рукописями называются палимпсестами. Иногда такие наскальные рисунки нанесены в два, три и даже в четыре слоя. Но если рукописи древности стирали и писали поверх из соображений экономии, то у первобытных людей не было дефицита скальных поверхностей. Очевидно, для таких наслоений у них были другие причины. В частности, когда знак племени нанесен поверх другого, скорее всего, это были враждующие племена, обозначавшие таким образом границы своих территорий. Однако среди многих тысяч петроглифов новосибирским археологам встречались и обновленные – выполненные заново по прежнему контуру.

Академик В.И. Молодин и монгольский археолог Балболт обсуждают палимпсест, найденный в Монголии

Палимпсест – это всегда большая удача для археолога, ведь в нем зачастую можно различить, в какой последовательности наносились изображения. Особенно ценно, если, например, одно из этих изображений удаётся отнести к определенной эпохе по ярким стилистическим признакам. Например, скифо-сибирский звериный стиль – характерное и узнаваемое явление железного века. Следовательно, можно использовать его как датирующий маркер, относительно которого выстраиваются в некоторую относительную временную шкалу изображения под ним и поверх него.

Один из дополнительных маркеров для относительного датирования – патина или «пустынный загар». Чем светлее петроглиф, тем он моложе. На некоторых изображениях загар бывает настолько сильным, что ученые фиксируют их только после тщательного инструментального обследования скальных поверхностей. В этом смысле данная территория – наименее благоприятное место для сохранения наскальных рисунков из-за сильного перепада температур и мощного выветривания скальных поверхностей. Тем не менее, петроглифы здесь сохраняются уже многие тысячи и даже десятки тысяч лет.

Наскальные изображения | это… Что такое Наскальные изображения?

ТолкованиеПеревод

Наскальные изображения

«Газетный камень», штат Юта, США

Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от греч. petros — камень и glyphe — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Ср. геоглифы.

Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.

В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.

Петроглифы в России

Петроглифы, штат Аризона, США

  • Канозерские петроглифы
  • Томская писаница
  • Знаки и Петроглифы Северо-Западного Кавказа
  • Петроглифы Карелии
  • Первобытное искусство
  • Историческое наследие Амурского региона
  • Петроглифы Калбак-Таша. Алтай
  • Петроглифический комплекс «Калбак-Таш», сенмурв и кер-тютпа на «Живых дорогах Сибири»
  • Петроглифы Хакасии. «Пичиктиг-Таг» Писаная Гора — Сулекская писаница на «Живых дорогах Сибири»

Международные ресурсы

  • Наскальные рельефы в Тануме
  • Петроглифы Валь-Камоники
  • Петроглифы Киргизии
  • Первобытное искусство Европы
  • Петроглифы североамериканских индейцев

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

  • Наскальная живопись в долине Валькамоника
  • Наскальные рельефы Дацзу

Полезное


Чрезвычайно редкие доисторические резные фигурки животных впервые обнаружены в Шотландии

В Шотландии впервые были найдены доисторические изображения животных, которым, как считается, тысячи лет.

Историческая экологическая служба Шотландии (HES) сообщила, что наскальные рисунки, возраст которых предположительно составляет от 4000 до 5000 лет, были обнаружены внутри пирамиды Данчрейгайг в Килмартин-Глен, Аргайл.

Считается, что они относятся к эпохе неолита или ранней бронзы и включают изображения оленей.

Хэмиш Фентон, имеющий опыт археологии, нашел их случайно.

Килмартин-Глен считается одним из наиболее важных центров концентрации остатков неолита и бронзового века на материковой части Шотландии.

Ценный источник мяса, шкур, костей и рогов, используемых для различных инструментов, HES сказал, что олени были очень важны для местных сообществ в то время.

Источник изображения, Historic Environment Scotland

Подпись к изображению,

Доктор Тертия Барнетт сказала, что это чрезвычайно редкая находка этой даты не существовало в Шотландии, хотя они известны в некоторых частях Европы.

«Поэтому очень интересно, что они впервые были обнаружены здесь, в исторической долине Килмартин.

«Эта чрезвычайно редкая находка полностью меняет представление о том, что доисторическое наскальное искусство в Британии было в основном геометрическим и не фигуративным.»

Доктор Барнетт сказал, что в Великобритании было несколько других доисторических изображений оленей, но единственные другие, созданные в раннем бронзовом веке, были «очень схематичными».

«Удивительно, что на этих резных фигурках в Пирамиде Данчрейгаиг показаны такие мельчайшие анатомические детали, и нет никаких сомнений в том, какой вид животных они представляют.»

Мистер Фентон сказал, что проходил мимо пирамиды из камней в сумерках, когда заметил погребальную камеру сбоку от пирамиды из камней и решил проскользнуть внутрь с факелом.

Источник изображения, Historic Environment Scotland

Image caption,

Доктор Джоана Вальдес-Туллетт, научный сотрудник шотландского проекта наскального искусства, смотрит на резьбу

«Посветив фонариком, я заметил узор на нижней стороне плита крыши, которая не казалась естественными отметинами в скале», — сказал он.

«Посветив дальше, я увидел, что смотрю на перевернутого оленя, и, продолжая оглядываться, на скале появилось больше животных.»

Он сказал, что открытие было совершенно неожиданным.

«Для меня подобные открытия — настоящее сокровище археологии, помогающее изменить наше понимание прошлого», — добавил он.

Пирамида в настоящее время закрыта, пока HES проводит дальнейшую оценку и принимает меры для защиты резных фигурок.

  • Археология
  • Лохгилпхед

BBC не несет ответственности за содержание внешних сайтов.

Взгляд за пределы Европы: 13.7: Космос и культура: NPR

На этой фотографии, сделанной в июне 2008 года, изображена древняя наскальная резьба аборигенов на полуострове Берруп на севере Западной Австралии. Грег Вуд/AFP/Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Грег Вуд/AFP/Getty Images

На этой фотографии, сделанной в июне 2008 года, изображена древняя наскальная резьба аборигенов на полуострове Берруп на севере Западной Австралии.

Грег Вуд/AFP/Getty Images

Наскальные изображения быков, бизонов, лошадей, львов, носорогов и других животных из таких пещер, как Ласко и Шове во Франции и Альтамира в Испании, стали популярными символами, демонстрирующими древность отношений человека и животных, а также человеческое творчество.

Недавние находки в двух скальных убежищах во Франции с изображениями туров, горных козлов, лошадей и мамонтов, датированных 38 000 лет назад — более ранним, чем изображения в пещерах, — подчеркивают давнюю традицию художественного изображения животных на этом континенте.

Но географическая широта и творческое богатство наскальных рисунков фауны гораздо больше, чем то, что можно найти только в Европе — факт, который можно осознать, прочитав главу археолога Иэна Дэвидсона, почетного профессора Австралийского университета Новой Англии, в готовящемся к публикации. отредактированный том Оксфордский справочник по археологии и антропологии наскального искусства .

Изображения животных, как пишет Дэвидсон, являются «наиболее распространенными из всех изображений, сделанных на каменных поверхностях по всему миру, которые встречаются более чем в 100 странах».

Животные имеют большое значение для нас как людей и художников на протяжении многих тысячелетий по всему миру.

«Одна из вещей, в которых я непреклонен, — сказал мне Дэвидсон по электронной почте, — заключается в том, что впечатление, что европейское пещерное искусство является началом чего-либо, является ложным впечатлением. Австралия [и] данные из Южной Африки убедительно свидетельствуют о том, что производство красок и маркировка появились там намного раньше, чем где бы то ни было».

В Сулавеси, Индонезия, 39 900 лет назад люди делали ручные трафаретные метки, а около 35 000 лет назад изображали свиней, называемых бабируса.

Недавние данные свидетельствуют о том, что заселение Австралии могло произойти уже 65 000 лет назад, а это означает, что археологи вполне могут найти там довольно старые даты наскальных рисунков фауны. Как бы то ни было, самый старый надежно датированный наскальный рисунок (по крайней мере, по мнению некоторых экспертов, поскольку некоторые из этих дат довольно активно обсуждаются в археологии) в Австралии — рисунок углем на месте Наварла Габарнманг, датированный 28 000 лет назад, — не соответствует действительности.

изобразить животное. Изображения животных, включая рыб, черепах, эму, валлаби, динго и крокодилов, широко встречаются в австралийском наскальном искусстве, но совсем недавно.

А в Южной Африке, в местности под названием Бломбос, открытие доисторической фабрики по производству красок потрясло мир палеоантропологии из-за ее даты: около 100 000 лет назад.

Основной задачей Дэвидсона, как он выразился, является «интерпретация наскального искусства в пространственном и хронологическом порядке». Он приходит к одному захватывающему выводу, что, вопреки традиционной интерпретации, в редких случаях действительно может быть «пейзаж», представленный в наскальном искусстве.

Под «пейзажем» здесь понимается изображение художниками некоторых элементов окружающей среды в наскальном искусстве — иногда с участием самих животных, а иногда без них. Возможные варианты варьируются от хижин, изображенных на наскальных рисунках в Испании — таких, в которых жили бы рыбаки, охотники и собиратели, — до изображений извержения вулкана в пещере Шове во Франции и геометрических знаков на австралийских рисунках из песка, таких как круг, который может представлять что угодно, от круга или дырки до батата или собаки.

Дэвидсон не выступает здесь за прямое репрезентативное искусство или, более того, за определенные интерпретации любого рода; вместо этого он имеет в виду попросить ученых, занимающихся наскальным искусством, подумать о том, что «возможно, стоит еще раз взглянуть» на возможность пейзажей.

На самом деле, еще одним важным акцентом в статье является именно сложность подхода к рок-образам сегодня и попытки решить, что они могли означать в давнем культурном контексте.

«Любое значение определенного изображения, — пишет Дэвидсон, — кроме его формы или сходства с чем-то опознаваемым, терялось в тот момент, когда условность, в рамках которой оно было создано, терялась или изменялась».

Я думаю, этот урок сложнее понять, чем может показаться на первый взгляд. Когда мы смотрим на картины или скульптуры в современном художественном музее, нас, да, учат думать о том, что мы видим, с точки зрения современных художественных условностей — но часто мы записываем исторический контекст, чтобы помочь нам, а иногда и собственные слова художника.

Эти средства интерпретации часто отсутствуют в наскальных изображениях фауны.

Рассмотрим наскальное искусство из Арнемленда, Австралия, известное как охота на эму Dynamic Figure, на которой изображена мужская человеческая фигура, преследующая и пронзающая эму.

Поскольку люди могут ассоциировать определенные группы с тотемами животных, Дэвидсон задается вопросом в своей статье, может ли эта сцена быть не такой простой, как кажется на первый взгляд:

представление конфликта между мужчиной и членом другой социальной группы с символической ассоциацией с эму».

Когда я сказал ему, что нахожу этот пример поучительным, Дэвидсон посоветовал быть осторожным:

«Я придумал гипотезу о насилии для сцены с эму, чтобы привлечь внимание к необходимости признать, что, что бы мы ни знали, мы знаем, что изображения на камнях символичны».

Другими словами, он имеет в виду нечто вроде мысленного эксперимента, а не попытку глубокой интерпретации сцены человека и эму. Тем не менее результат этого эксперимента важен: мы не можем правильно навязывать наши собственные интерпретации, связанные с культурой, символическим творениям, когда художников нет рядом, чтобы направлять нас.

Из разговора с Дэвидсоном ясно одно: в наши дни наскальное искусство в беде и нуждается в защите.

В последнее время Дэвидсон сосредоточил свое внимание на влиянии промышленного развития на крупные собрания наскального искусства, поэтому он посещает такие места в Австралии, как полуостров Берруп, ныне известный как Муруджуга, а здесь, в Соединенных Штатах, Девятимильный каньон в штате Юта, оба из которых содержат, по его словам, «некоторые из самых замечательных образов и групп образов».

«Мой вопрос в том, — сказал Дэвидсон, — как нам убедить мир в том, что эти изображения достаточно важны, чтобы промышленность не подумала о том, чтобы способствовать их уничтожению?»

Это правильный вопрос, и я хотел бы подчеркнуть, что он справедлив как для Соединенных Штатов, так и, скажем, для Австралии. В прошедшем воскресенье в разделе о путешествиях The New York Times Стивен Нэш написал о Национальном памятнике «Медвежьи уши» в штате Юта, районе, богатом археологическими памятниками коренных американцев, некоторые из которых включают наскальные рисунки. Нэш описывает растущую угрозу этому региону при администрации Трампа.

Наскальные рисунки — захватывающая часть истории эволюции нашего вида и истории культуры коренных народов. Даже когда смысл изображений животных остается для нас непостижимым, эти образы волнуют нас своей красотой и теми вопросами, которые они поднимают о разнообразии человеческих взглядов на мир природы.

Во всем мире наскальные рисунки и изображения животных заслуживают нашего внимания и нашей защиты.

Барбара Дж. Кинг — почетный профессор антропологии в Колледже Уильяма и Мэри. Она часто пишет о познании, эмоциях и благополучии животных, а также о биологической антропологии, эволюции человека и гендерных проблемах. Новая книга Барбары называется « личностей на тарелке: жизнь и разум животных, которых мы едим».