Назовите три компонента долгосрочной памяти – 7.Память. Виды. Механизмы формирования краткосрочной и долгосрочной памяти

Содержание

7.Память. Виды. Механизмы формирования краткосрочной и долгосрочной памяти

Памятью называется способность мозга приобретать и сохранять полученную в процессе индивидуальной жизни информацию, а так же использовать ее при необходимости. Память относится к одному из фундаментальнейших свойств живого. Формируя и сохраняя следы деятельности живые системы используют эти следы в последующем взаимодействии со средой. На основании памяти организм лучше приспосабливается к новым условиям.

Классификация видов памяти.

Существует несколько основных подходов в классификации памяти.

По характеру психической деятельности выделяют:

Двигательную или моторную память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений; она является основой для формирования различных практических и трудовых навыков; эмоциональную память –

это память на чувства; образную память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов, ранее встречавшихся предметов и явлений. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. Словесно-логическую память – она выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, а т. к. мысли не возникают без языка, она и называется словесной.

В зависимости от особенностей деятельности организма по запоминанию и воспроизведению выделяют биологическую память. Различают 3 вида биологической памяти: генетическую, иммунологическую, нервную.

Генетическая память – память о структурно-функциональной организации живой системы, носителями такой памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), они обеспечивают передачу наследуемых признаков из поколения в поколение;

С генетической памятью тесно связана иммунологическая память,

которая проявляется в способности иммунной системы обеспечивать защиту организма при проникновении в него генетически инородного тела;

Нервная память формируется в результате научения и на основе включения сложных мозговых механизмов.

Нервную память по характеру целей делят на: непроизвольную (неосознаваемую) и произвольную (осознаваемую).

Биологическую память по механизму формирования различают: имплицитную или процедурную и эксплицитную или декларативную.

Имплицитная (процедурная) не требует участия сознания. Она лежит в основе габитурации, сенситизации и классических условных рефлексов. Благодаря такой памяти у человека образуются двигательные навыки, умения, например, умение танцевать. Это память о том, как действовать в знакомой обстановке.

Эксплицитная (декларативная) память осуществляется при активном участии сознания. В этом случае учитывается прежний опыт, на основе чего формируется знание, как поступить в новой обстановке.

По длительности хранения информации у человека различают: сенсорную, кратковременную и долговременную память.

Сенсорная (иконическая) память заключается в образовании в рецепторных структурах мгновенного отпечатка ощущения действующего стимула. Если стимул не повторяется или действует короткое время, то ощущение сохраняется в пределах от 100-400 мс до 4 секунд.

Механизм формирования сенсорной памяти заключается в процессах, протекающих на уровне рецепторов, когда раздражитель уже не действует, а рецепторный потенциал сохраняется и возбуждение от рецепторов распространяется к сенсорным центрам.

Биологическое значение сенсорной памяти заключается в обеспечении сенсорных структур мозга информацией об отдельных признаках раздражителя. Ненужная информация вытормаживается, стирается, а значимая переходит в кратковременную память.

Кратковременная или оперативная, или рабочая память – это память на только что случившиеся события или только что поступившую информацию.

Объем кратковременной памяти составляет 7 ± 2 элементов. Мы легко можем воспроизвести 7 логически не связанных цифр или коротких слов.

Механизм кратковременной памяти. В ее основе заложен процесс циркуляции (реверберации) возбуждения в круговых замкнутых цепях нейронов лобной доли коры, преимущественно это нейроны III и IV слоев. Возбуждение попадает как бы в ловушку: раздражения уже нет, а возбуждение центров еще некоторое время поддерживается. Доказательством такого механизма является исчезновение памяти на события 10-15 минутной давности после испытанного шока или сотрясения мозга, в результате которых циркуляция возбуждения в нейронах мозга прекращается, память стирается.

Ведущая роль в формировании кратковременной памяти принадлежит структурам гиппокампа. При его удалении новая информация не запоминается.

Длительность циркуляции возбуждения в нейронных сетях зависит от оценки значимости информации, от внимания к этой информации и желании запомнить.

В процессе циркуляции возбуждения в нейронных сетях происходят структурные и биохимические изменения. Это создает условия для перехода памяти в долговременную.

Если процесс реверберации протекает короткое время и угасает, память утрачивается.

Долговременная память – это память на события, которые происходили несколько минут, часов, дней или лет назад. Это основной вид памяти. Переход кратковременной памяти в долговременную зависит от того, как часто повторно используется одна и та же информация.

Механизмы формирования долговременной памяти или энграммы (запись) памяти.

Емкость памяти у человека составляет около 0,5 млрд. единиц, на процессы формирования памяти мозг затрачивает 15 % АТФ, содержащейся в нервной ткани.

Изучение механизмов памяти – одно из главнейших направлений нейробиологии. На сегодняшний день исчерпывающего ответа, что из себя представляют энграммы памяти – нет. Есть различные точки зрения. Исследование механизмов памяти должно строиться на выяснении природы ее основных операций: формирование, закрепление, хранение и воспроизведение (извлечение). Механизм формирования рассмотрен на примере кратковременной памяти. Закрепление и хранение памяти связано с переходом ее в долговременную. Существует множество (более 30) гипотез, объясняющих механизмы закрепления и хранения памяти.

studfile.net

13. Долговременная память, её основные компоненты и механизмы.

Физиологические механизмы долговременной памяти. Этот вид памяти не может базироваться только на циркуляции импульсов или изменениях электрофизиологических характеристик отдельных нейронов. При различных воздействиях на организм (гипоксия, наркоз, охлаждение, сон) могут разрушаться кольцевые реверберационные связи и снижаться возбудимость нейронов. При этом огромное количество информации сохраняется в долговременной памяти в неизменном виде.

Биохимическая теория развивает представление об активировании ферментативных процессов при образовании медиаторов или перестройке мембраны нейронов. Было обнаружено, что при активации нейрональных процессов в них происходит интенсификация белкового обмена. Исследованиями показано, что в хранении и воспроизведении следов информации необходимы специфические белки. Кроме того показано, что торможение синтеза белка приводит к нарушению или прекращению консолидации следов в долговременной памяти. Уже можно с уверенностью сказать, что в механизмах долговременной памяти перестройка структур молекул ДНК и РНК в нейронах головного мозга играет первостепенную роль.

Превращение краткосрочной памяти в долговременную обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результат повторного возбуждения нервных клеток. Переход кратковременной памяти в долгосрочную (консолидация памяти) обусловлен химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях.

По одной из гипотез, получивших широкий резонанс, ввод информации в мозг сопровождается возникновением энграммы. В результате процесса научения возникают физические, химические и морфологические изменения в нервных структурах, которые сохраняются некоторое время и оказывают существенное влияние на осуществляемые организмом рефлекторные реакции. Совокупность таких структурно-функциональных изменений в нервных образованиях, известная под названием «

энграмма» (след) действующих раздражителей становится важным фактором, определяющим все разнообразие приспособительного адаптивного поведения организма.

Эта энграмма сама по себе недолговечна и закрепляется лишь при достаточной интенсивности модулирующих процессов, вызванных воздействием сопутствующих неспецифических реакций (ориентировочных, эмоциональных). Закрепление осуществляется параллельно через соответствующие структурнобиохимические изменения на клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях. С точки зрения этой гипотезы кратковременная память участвует в закреплении энграммы за счет преобразования синапсов (избирательное повышение эффективности синаптической передачи), а также повышении возбудимости постсинаптических нейронов, задействованных данной информацией.

Одной из распространенных химических теорий памяти является гипотеза Хидена о

белковой природе долговременной памяти. По мнению автора, информация, лежащая в основе долговременной памяти, кодируется, записывается в структуре молекулы РНК. Т.е. в основе долгосрочной памяти лежат изменения белкового синтеза.

Разная структура импульсных потенциалов, в которых закодирована определенная сенсорная информация в афферентных нервных проводниках, приводит к разной перестройке молекулы, к специфическим для каждого сигнала перемещениям нуклеотидов в их цепи. Таким образом происходит фиксация каждого сигнала в виде специфического отпечатка в структуре молекулы РНК. Процесс фиксации информации в нервной клетке находит отражение в синтезе белка, в молекулу которого вводится соответствующий следовой отпечаток изменений в молекуле РНК. При этом молекула белка становится чувствительной к тем специфическим изменениям, которые произошли в РНК, тем самым она как бы узнает тот афферентный сигнал, который закодирован в этом импульсном паттерне

. В результате происходит освобождение медиатора в соответствующем синапсе, приводящее к передаче информации с одной нервной клетки на другую в системе нейронов, ответственных за фиксацию, хранение и воспроизведение информации.

Глиальная теория основывается на изменениях глиальных клеток, которые окружают нейроны и могут синтезировать особые вещества, облегчающие синаптическую передачу или повышающие возбудимость соответствующих нейронов. Предполагается следующий механизм участия глиальных клеток в осуществлении условно-рефлекторного механизма научения. На стадии образования и упрочения условного рефлекса в прилегающих к нервной клетке глиальных клетках усиливается синтез миелина, и тем самым облегчается проведение по ним нервных импульсов, в результате чего повышается эффективность синаптической передачи возбуждения. В свою очередь стимуляция образования миелина происходит в результате деполяризации мембраны олигодендроцита (глиальной клетки) под влиянием поступающего нервного импульса. Таким образом, в основе долговременной памяти могут лежать сопряженные изменения в нервно-глиальном комплексе центральных нервных образований.

Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговременную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной природы лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Косвенным доказательством наличия определенных различий в механизмах кратковременной и долговременной памяти являются особенности расстройств памяти при повреждении структур мозга. Так, при некоторых очаговых поражениях мозга (поражения височных зон коры, структур гиппокампа) при его сотрясении наступают расстройства памяти, выражающиеся в потере способности запоминать текущие события или события недавнего прошлого (произошедшие незадолго до воздействия, вызвавшего данную патологию) при сохранении памяти на прежние, давно случившиеся события.

Однако, с другой стороны, имеется ряд других воздействий оказывает однотипное влияние и на кратковременную, и на долговременную память. По-видимому, несмотря на некоторые заметные различия физиологических и биохимических механизмов, ответственных за формирование и проявление кратковременной и долговременной памяти, в их природе намного больше общего, чем различного; их можно рассматривать как последовательные этапы единого механизма фиксации и упрочения следовых процессов, протекающих в нервных структурах под влиянием повторяющихся или постоянно действующих сигналов.

studfile.net

Долговременная память, её основные компоненты и механизмы — Мегаобучалка

Физиологические механизмы долговременной памяти. Этот вид памяти не может базироваться только на циркуляции импульсов или изменениях электрофизиологических характеристик отдельных нейронов. При различных воздействиях на организм (гипоксия, наркоз, охлаждение, сон) могут разрушаться кольцевые реверберационные связи и снижаться возбудимость нейронов. При этом огромное количество информации сохраняется в долговременной памяти в неизменном виде.

Биохимическая теория развивает представление об активировании ферментативных процессов при образовании медиаторов или перестройке мембраны нейронов. Было обнаружено, что при активации нейрональных процессов в них происходит интенсификация белкового обмена. Исследованиями показано, что в хранении и воспроизведении следов информации необходимы специфические белки. Кроме того показано, что торможение синтеза белка приводит к нарушению или прекращению консолидации следов в долговременной памяти. Уже можно с уверенностью сказать, что в механизмах долговременной памяти перестройка структур молекул ДНК и РНК в нейронах головного мозга играет первостепенную роль.

Превращение краткосрочной памяти в долговременную обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результат повторного возбуждения нервных клеток. Переход кратковременной памяти в долгосрочную (консолидация памяти) обусловлен химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях.

По одной из гипотез, получивших широкий резонанс, ввод информации в мозг сопровождается возникновением энграммы. В результате процесса научения возникают физические, химические и морфологические изменения в нервных структурах, которые сохраняются некоторое время и оказывают существенное влияние на осуществляемые организмом рефлекторные реакции. Совокупность таких структурно-функциональных изменений в нервных образованиях, известная под названием «энграмма» (след) действующих раздражителей становится важным фактором, определяющим все разнообразие приспособительного адаптивного поведения организма.



Эта энграмма сама по себе недолговечна и закрепляется лишь при достаточной интенсивности модулирующих процессов, вызванных воздействием сопутствующих неспецифических реакций (ориентировочных, эмоциональных). Закрепление осуществляется параллельно через соответствующие структурнобиохимические изменения на клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях. С точки зрения этой гипотезы кратковременная память участвует в закреплении энграммы за счет преобразования синапсов (избирательное повышение эффективности синаптической передачи), а также повышении возбудимости постсинаптических нейронов, задействованных данной информацией.

Одной из распространенных химических теорий памяти является гипотеза Хидена о белковой природе долговременной памяти. По мнению автора, информация, лежащая в основе долговременной памяти, кодируется, записывается в структуре молекулы РНК. Т.е. в основе долгосрочной памяти лежат изменения белкового синтеза.

Разная структура импульсных потенциалов, в которых закодирована определенная сенсорная информация в афферентных нервных проводниках, приводит к разной перестройке молекулы, к специфическим для каждого сигнала перемещениям нуклеотидов в их цепи. Таким образом происходит фиксация каждого сигнала в виде специфического отпечатка в структуре молекулы РНК. Процесс фиксации информации в нервной клетке находит отражение в синтезе белка, в молекулу которого вводится соответствующий следовой отпечаток изменений в молекуле РНК. При этом молекула белка становится чувствительной к тем специфическим изменениям, которые произошли в РНК, тем самым она как бы узнает тот афферентный сигнал, который закодирован в этом импульсном паттерне. В результате происходит освобождение медиатора в соответствующем синапсе, приводящее к передаче информации с одной нервной клетки на другую в системе нейронов, ответственных за фиксацию, хранение и воспроизведение информации.

Глиальная теория основывается на изменениях глиальных клеток, которые окружают нейроны и могут синтезировать особые вещества, облегчающие синаптическую передачу или повышающие возбудимость соответствующих нейронов. Предполагается следующий механизм участия глиальных клеток в осуществлении условно-рефлекторного механизма научения. На стадии образования и упрочения условного рефлекса в прилегающих к нервной клетке глиальных клетках усиливается синтез миелина, и тем самым облегчается проведение по ним нервных импульсов, в результате чего повышается эффективность синаптической передачи возбуждения. В свою очередь стимуляция образования миелина происходит в результате деполяризации мембраны олигодендроцита (глиальной клетки) под влиянием поступающего нервного импульса. Таким образом, в основе долговременной памяти могут лежать сопряженные изменения в нервно-глиальном комплексе центральных нервных образований.

Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговременную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной природы лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Косвенным доказательством наличия определенных различий в механизмах кратковременной и долговременной памяти являются особенности расстройств памяти при повреждении структур мозга. Так, при некоторых очаговых поражениях мозга (поражения височных зон коры, структур гиппокампа) при его сотрясении наступают расстройства памяти, выражающиеся в потере способности запоминать текущие события или события недавнего прошлого (произошедшие незадолго до воздействия, вызвавшего данную патологию) при сохранении памяти на прежние, давно случившиеся события.

Однако, с другой стороны, имеется ряд других воздействий оказывает однотипное влияние и на кратковременную, и на долговременную память. По-видимому, несмотря на некоторые заметные различия физиологических и биохимических механизмов, ответственных за формирование и проявление кратковременной и долговременной памяти, в их природе намного больше общего, чем различного; их можно рассматривать как последовательные этапы единого механизма фиксации и упрочения следовых процессов, протекающих в нервных структурах под влиянием повторяющихся или постоянно действующих сигналов.

14. Научение, его формыифизиологическая сущность. Классификация форм научения.

Научение – это выработка в процессе онтогенеза приспособительных форм поведения.Научение обеспечивает постоянное пополнение и изменение наших знаний, а также приобретение новых навыков и умений. Для научения необходима память, т.к. она представляет механизм, с помощью которого накапливается прошлый опыт, который может стать источником адаптивного поведения. Научение требует определённого времени и реализуется с помощью нейрофизиологических механизмов разного уровня: межклеточного, внутриклеточного, молекулярного.

Существует несколько классификаций научения. Все виды научения делят на две группы: неассоциативное и ассоциативное, кроме того, выделяют простое и сложное научение. По критерию активности животного или человека в ходе научения выделяют 4 группы научения:

I.Пассивное (реактивное) научение имеет место во всех случаях, когда организм, не прилагая целенаправленных усилий реагирует на какие-то внешние факторы и когда в нервной системе формируются новые следы памяти. Формами пассивного научения являются: привыкание, сенситизация, импринтинг и классические условные рефлексы.

А) Привыкание (габитуация) — выражается в ослаблении поведенческой реакции при повторных предъявлениях стимула. Примером поведенческого привыкания является угасание ориентировочного рефлекса в случае многократно повторяющегося раздражителя, не имеющего значения для организма. Благодаря привыканию мы можем игнорировать раздражители, не несущие никакой новизны и не имеющие для нас значения, сосредоточивая внимание на более важных явлениях. Привыкание — это особый приспособительный нервный процесс, его не следует путать с утомлением и адаптацией анализаторов, т.к. его можно вызвать изменением стимула.

Б) Сенситизацияусиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения (например, жужжание мухи, писк комара). В данном случае научение носит негативный характер. В основе механизма этого вида научения лежит механизм синаптического облегчения (посттетанической потенциации), которое улучшает проведение в синапсах после короткого раздражения афферентных путей.

В) Импринтинг – запечатление в памяти новорождённого окружающей действительности. Это особая форма научения, основанная на врождённой предрасположенности к определённым сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакциях в ранний период развития организма. В отличие от ассоциативного или инструментального обучения импринтинг может реализоваться только в определённый период онтогенеза, так называемый сенситивный (чувствительный) период. Первые данные о наличии чувствительных периодов в раннем онтогенезе, при которых происходит запечатление, были получены Конрадом Лоренцом на выводковых птицах. Учёный назвал такой тип обучения импринтингом. Различают несколько форм проявления импринтинга:

1. Запечатление образов и объектов: родителей, братьев, сестёр, вида пищи т.д.

2. Усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей). Это так называемое имитационное поведение, разновидностью этого импринтинга является половой импринтинг – половое поведение особей внутри своего вида.

3. Реакция следования – автоматическое следование новорождённого за родителями. Реакция следования происходит не только за запечатлённым объектом, но и за близкими ему по форме. При этом запечатляться может любой предмет.

Считают, что двигательным эквивалентом реакции следования животных у ребёнка является улыбка, смена мимики, реакция оживления уже на втором месяце жизни.

Импринтинг имеет сходство как с безусловными, так и условными рефлексами:

· также как и безусловные рефлексы эти реакции сохраняются, как правило, в течение всей жизни.

· являются врождёнными, однако для их проявления требуются определённые условия. Например, реакция следования является врождённой, но в процессе жизни превращается в приобретённую (если изолировать детёныша от родителей сразу после рождения на определённый промежуток времени, то реакция следования не формируется, т.е. конкретная реакция по наследству не передаётся, имеется только готовность к её выполнению у новорождённого).

Импринтинг отличается и от безусловных, и от условных рефлексов:

· он проявляется в определённые критические (сенситивные) периоды.

· запечатление происходит очень быстро, иногда с первого раза.

Открытие сенситивных периодов в развитии головного мозга и поведения птиц явилось стимулом для проведения исследований на млекопитающих. Наблюдение за развитием детей свидетельствует о том, что важную роль в нервно-психическом развитии ребёнка имеет импринтинг, влияющий на будущее поведение, предопределяя его на долгие годы, По-видимому, в развитии детей имеются критические периоды, но они сдвинуты на более поздние сроки, чем у животных. В частности, существует мнение, что возраст от 6 недель до 6 месяцев является критическим для формирования отношений ребёнка с матерью.

  1. Классические условные рефлексы по И.П.Павлову– положительные и отрицательные.

II. Оперантное научение(от лат. оperatio –действие) – это научение, в ходе которого организм добивается полезного результата с помощью активного поведения. Имеется три вида оперантного научения – метод проб и ошибок, инструментальный условный рефлекс и самораздражение.

А) Метод проб и ошибок.Амер. Уч. Э.Торндайк (один из основоположников бихевиоризма, от англ. behavior – поведение) помещал кошек в проблемные клетки, которые открывались в том случае, если кошка предпринимала какие-либо действия. Когда кошка выходила из клетки, она получала пищу. По мере повторения этой процедуры (увеличения числа проб и ошибок) скорость выполнения задачи возрастала.

Б) Инструментальный условный рефлекс – научение действию с помощью вознаграждения (подкрепления). Этот вид оперантного научения происходит по сигналу в отличие от научения методом проб и ошибок, который осуществляется без сигнала. Например, животное по световому сигналу нажимает на рычаг и выключает электрический ток, чтобы избежать раздражения, т.е. использует какой-то инструмент, отсюда и название этого вида научения.

В) Самораздражение структур мозга для получения удовольствия, положительных эмоций. Если крысе вживить раздражающий электрод в латеральную область гипоталамуса, поместить её в камеру Скиннера и предоставить ей возможность осуществлять самораздражение, нажимая на рычаг, крыса будет осуществлять самораздражение настолько интенсивно, что возникает опасность её гибели от истощения.

III. Когнитивное научение (рассудочное)основано на формировании функциональной структуры среды, т.е. на извлечении законов связей между её отдельными компонентами. К когнитивному научению относится: научение путём наблюдения, рассудочная деятельность, психонервная деятельность. Некоторые исследователи к этой форме научения относят вероятностное прогнозирование.

А)Научение путём наблюдения, в результатекоторого выполняются действия путём непосредственного наблюдения за действием других. Различают два вида этого научения: простое подражание и викарное научение.

1.Простое подражание. Например, обезьяна в общении с исследователями научилась мыть банан перед едой, не понимая, зачем она это делает.

2.Викарное научение. Осуществляется также с помощью наблюдения, но при этом результат действия оценивается. Такое научение свойственно только человеку. Особенно часто используют научение путём наблюдения дети, причем в раннем детстве оно является преимущественно подражательным. С возрастом начинает преобладать викарное научение.

Б) Рассудочная деятельность. Представление о рассудочной деятельности животных ввёл в научный оборот в 1960 г. Л.В.Крушинский. Наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности животных заключается в их способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.Рассудочная деятельность отличается от любых форм обучения тем, что она осуществляется при первой же встрече организма с необычной ситуацией, создавшейся в среде его обитания. Наблюдения за поведением животных привели Л.В.Крушинского к заключению о том, что их способность к экстраполяции направления движения раздражителя можно рассматривать как одно из элементарных проявлений рассудочной деятельности. Под экстраполяцией понималась способность животных определять направление дальнейшего перемещения значимого для него раздражителя.

Для исследования способности животных к экстраполяции (экстраполяционным рефлексам) в лаборатории Л.В.Крушинского проводился эксперимент, сущность которого заключалась в следующем: перед животным помещалась ширма с щелью. За ширмой располагали две кормушки, одна из которых пустая, а другая с пищей. После того, как животное в течение нескольких секунд подкармливалось через щель, кормушки раздвигались в разные стороны. Животное должно было определить направление движения кормушки с кормом и, обежав ширму, достичь её.

При исследовании способности к экстраполяции разных представителей животного мира, оказалось, что первое место среди млекопитающих занимали волки и красные лисицы. У птиц самая высокая способность к экстраполяции наблюдается в семействе врановых птиц. Рептилии, в частности, ящерицы и крокодилы, решали задачу уже при первых её предъявлениях, тогда как рыбы и амфибии с ней не справлялись.

В лаборатории Л.В.Крушинского исследовался также вопрос о соотношении обучаемости и элементарной рассудочной деятельности. Результаты показали, что доля правильных решений задачи при многократном её предъявлении уменьшается у тех видов животных, для которых был характерен высокий показатель при первом предъявлении, и наоборот – постепенное увеличение доли правильных решений у плохо экстраполирующих животных. Таким образом был установлен парадоксальный результат: у животных с высоким уровнем рассудочной деятельности многократное предъявление экстраполяционной задачи ухудшает её решение. По мнению Л.В.Крушинского, это объясняется тем, что правильное решение вызывает резкое возбуждение головного мозга, что приводит при следующих предъявлениях к ухудшению решения задачи. А у животных с невысоким уровнем рассудочной деятельности нарушений деятельности мозга не происходит, в результате обучению правильному решению задачи проходит успешно. Следовательно, степень развития рассудочной деятельности обусловливает тот исходный фон, с которого начинается формирование поведения при участии индивидуального опыта. Чем выше уровень элементарной рассудочной деятельности, тем пластичнее и адаптивнее поведение.

Таким образом сложное приспособительное поведение животных, с точки зрения Л.В.Крушинского, строится из трёх основных компонентов ВНД: инстинктов, условных рефлексов и рассудочной деятельности, благодаря которой организм сразу вырабатывает программу адаптивного поведения в новых условиях, внезапно сложившихся ситуациях и способен выбрать наиболее адекватную тактику поведения в новой обстановке, прогнозируя развитие событий.

В) Психонервная деятельность (или образное поведение, или образная память). Психонервная деятельностьисследовалась И.С. Бериташвили в 1926 г. Суть психонервной деятельности состоит в том, что у высших позвоночных животных при первом же восприятии конкретных явлений окружающей действительности (пищи, врага и т.д.) возникает определённый образ. Этот образ сохраняется, и, каждый раз, когда он воспроизводится при восприятии данной среды или какого-либо его компонента, животное ведёт себя точно так же, как и при непосредственном восприятии. И.С. Бериташвили считал, что нервным субстратом психонервной деятельности является неокортекс. В отличие от условнорефлекторной деятельности психонервный образ

  • не требует повторяемости, а формируется сразу;
  • быстро перестаёт вызывать определённое поведение, если не сопровождается удовлетворением биологической потребности;
  • требует обязательного участия коры головного мозга, прежде всего её лобных отделов;
  • психонервная деятельность определяет включение и выключение условных и безусловных рефлексов, а также последовательность их протекания.

Индивидуальное поведение, первично направляемое психонервным образом, при повторной тренировке автоматизируется и осуществляется по всем закономерностям условнорефлекторной деятельности.

Г) Вероятностное прогнозирование, под которым понимается предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Оба эти фактора являются основой для создания гипотез о предстоящем будущем. В соответствии с таким прогнозом осуществляется подготовка к действиям в предстоящей ситуации, приводящим к наибольшей вероятности достижения цели. Высшие позвоночные и человек в своей деятельности постоянно опираются на вероятностное прогнозирование. Например, когда человек переходит улицу, он прогнозирует ситуацию на проезжей части и интервал времени для безопасного пересечения дороги.

IV. Научение путём инсайта (озарения)– это внезапное нестандартное правильное решение задачи. Этот вид научения является следствием объединения опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивид при решении проблемы.

В заключение необходимо отметить, что в конкретных ситуациях для достижения приспособительного результата индивид чаще всего использует не один, а несколько видов научения.

megaobuchalka.ru

Долгосрочная память • ru.knowledgr.com

Долгосрочная память (LTM) — заключительный этап двойной модели памяти, предложенной Аткинсоном и Шиффрином, в котором данные могут храниться в течение долгих промежутков времени. В то время как краткосрочная и рабочая память сохраняется в течение только приблизительно 20 — 30 секунд, информация может остаться в долгосрочной памяти неопределенно.

Согласно Mazur (2006), долгосрочную память также назвали справочной памятью, потому что человек должен обратиться к информации в долгосрочной памяти, выполняя почти любую задачу.

Долгосрочная память обычно разламывается на явная память (описание), которое включает эпизодическую память, семантическую память, и автобиографическую память и неявную память (процедурная память).

Модель памяти двойного магазина

Согласно Мельнику, бумага которого в 1956 популяризировала теорию «магического числа семь», краткосрочная память ограничена определенным числом кусков информации, в то время как у долгосрочной памяти есть безграничный магазин.

Модель памяти Аткинсона-Шиффрина

Согласно двойной модели памяти магазина, предложенной Ричардом К. Аткинсоном и Ричардом Шиффрином в 1968, воспоминания могут проживать в ближайшей перспективе «буфер» на ограниченный срок, в то время как они одновременно усиливают свои ассоциации в долгосрочной памяти. Когда пункты сначала представлены, они входят в краткосрочную память, но из-за ее ограниченного пространства, как новые пункты входят, более старые выставлены. Однако каждый раз, когда пункт в краткосрочной памяти репетируется, это усилено в долгосрочной памяти. Точно так же, чем дольше пункт остается в краткосрочной памяти, тем более сильный ее ассоциация становится в долгосрочной памяти.

Модель Бэддели рабочей памяти

В 1974 Baddeley и Помеха предложили альтернативную теорию краткосрочной памяти: модель Бэддели рабочей памяти. Согласно этой теории, краткосрочная память разделена на различные рабские системы для различных типов входных пунктов, и есть исполнительное наблюдение контроля, какие пункты входят и выходят из тех систем. Рабские системы включают фонологическую петлю, visuo-пространственный блокнот и эпизодический буфер (позже добавленный Baddeley).

Кодирование информации

Долгосрочная память кодирует информацию семантически для хранения, как исследуется Baddeley. В видении информация должна войти в рабочую память, прежде чем это сможет быть сохранено в долгосрочную память. Это свидетельствуется фактом, что скорость, с которой информация хранится в долгосрочную память, определена суммой информации, которая может быть пригодной, в каждом шаге, в визуальную рабочую память. Другими словами, чем больше способность рабочей памяти для определенных стимулов, тем быстрее будет эти материалы быть изученным.

Синаптическая Консолидация — процесс, которым пункты переданы от краткосрочного до долгосрочной памяти. В течение первых минут или спустя часы после приобретения, энграмма (след памяти) закодирована в пределах синапсов, став стойкой (хотя не неуязвимый) к вмешательству из внешних источников.

Поскольку долгосрочная память подвергается усиливанию естественного процесса упущения, репетиция обслуживания (несколько отзывов/поиска памяти) может быть необходима, чтобы сохранить долгосрочные воспоминания. Отдельный поиск может иметь место в увеличивающихся интервалах в соответствии с принципом расположенного повторения. Это может произойти вполне естественно посредством отражения или обдумать отзыв (также известный как резюме), часто зависящий от воспринятой важности материала.

Сон

Некоторые теории полагают, что сон важный фактор в установлении хорошо организованных долгосрочных воспоминаний. (См. также сон и изучение.) Сон играет ключевую функцию в консолидации новых воспоминаний.

Согласно теории Тарнува, долгосрочные воспоминания сохранены в формате мечты (напоминающий о результатах Penfield & Rasmussen, что электрические возбуждения коры дают начало событиям, подобным мечтам). Во время бодрствующей жизни исполнительная функция интерпретирует долгосрочную память, совместимую с проверкой действительности. Это далее предложено в теории, что информация, хранившая в памяти, независимо от того как это было изучено, может затронуть работу на особой задаче без предмета, являющегося знающим, что эта память используется. Недавно приобретенные декларативные следы памяти, как полагают, повторно активированы во время сна NonREM, чтобы способствовать их hippocampo-неокортикальной передаче для длительного хранения. Определенно новые декларативные воспоминания лучше помнят, если отзыв следует за Стадией II небыстрый сон движения глаз. Оживление воспоминаний во время сна может привести к длительности синаптических изменений в пределах определенных нейронных сетей. Это — высокая шпиндельная деятельность, низкая деятельность колебания и деятельность волны дельты во время сна NREM, который помогает способствовать декларативной консолидации памяти. В изучении, прежде чем шпиндели сна перераспределены к neuronally активным провинциальным областям штата в рамках медленных колебаний. Шпиндели сна, как думают, вызывают синаптические изменения и таким образом способствуют консолидации памяти во время сна. Здесь, мы исследовали роль сна в задаче признания места объекта, задача, близко сопоставимая с задачами, как правило, просила тестирование человеческой декларативной памяти: Это — задача с первого раза, иждивенец гиппокампа, не напряженный, и может быть повторено в пределах того же самого животного. Лишение сна уменьшает бдительность или уровни пробуждения, затрагивая эффективность определенных познавательных функций, такие как изучение и память.

Теория, что задержание памяти преимуществ сна не новая идея. Это было вокруг начиная с эксперимента Эббингоса при упущении в 1885. Позже исследования были сделаны Пэйном и коллегами и Holtz и коллегами. В Пэйне и эксперименте коллеги участники были беспорядочно отобраны и разделялись на две группы. Обеим группам дали семантически связанные или несвязанные пары слова, но одной группе дали информацию в 9:00, и другая группа получила их в 21:00. Участники были тогда проверены на парах слова в одном из трех интервалов 30 минут, 12 часов, или 24 часа спустя. Было найдено, что участники, у которых был период сна между изучением и тестированием сессий, добились большего успеха на тестах памяти. Эта информация подобна другим результатам, найденным предыдущими экспериментами Дженкинсом и Далленбахом (1924). Было также найдено, что много областей декларативной памяти затронуты сном, таким как эмоциональная память, семантическая память и прямое кодирование.

Holtz нашел, что мало того, что сон затрагивает консолидацию декларативных воспоминаний, но также и процедурных воспоминаний. В этом эксперименте пятидесяти юным участникам преподавали любое слово пары (который представляет декларативную память), и задача записи на пленку пальца (процедурная память) в одном из двух различных раз. То, что они нашли, было то, что процедурную задачу записи на пленку пальца лучше всего закодировали и помнили непосредственно передо сном, но декларативную задачу пар слова лучше помнили и закодировали, если изучено в 3 днем.

Подразделения долгосрочной памяти

Мозг не хранит воспоминания в одной объединенной структуре, как мог бы быть замечен в жестком диске компьютера. Вместо этого различные типы памяти сохранены в различных областях мозга. Долгосрочная память, как правило, делится в два главных заголовка: явная память и неявная память.

Явная память

Явная память (декларативная память) относится ко всем воспоминаниям, которые сознательно доступны. Они закодированы гиппокампом, энторинальной корой и perirhinal корой, но объединены и сохранены в другом месте. Точное местоположение хранения неизвестно, но временная кора была предложена как вероятный кандидат. Исследование Меулемэнсом и Ван дер Линденом (2003) нашло, что пациенты страдающего амнезией с повреждением среднего временного лепестка, выполненного более плохо на явных тестах на изучение, чем, сделали здоровые средства управления. Однако эти те же самые пациенты страдающего амнезией выступили по тому же самому уровню как здоровый контроль над неявными тестами на изучение. Это подразумевает, что средний временный лепесток в большой степени вовлечен в явное изучение, но не в неявное изучение.

У

декларативной памяти есть три главных подразделения:

Эпизодическая память

Эпизодическая память относится к памяти для определенных событий вовремя, а также поддержке их формирования и поиска. Некоторые примеры эпизодической памяти помнили бы чье-то имя и что произошло в Вашем последнем взаимодействии друг с другом. Эксперименты, проводимые Spaniol и коллегами, указали, что у пожилых людей есть худшие эпизодические воспоминания, чем младшие взрослые, потому что эпизодическая память требует памяти иждивенца контекста.

Семантическая память

Семантическая память относится к знанию о фактической информации, такой как значение слов. Семантическая память — независимая информация, такая как информация, которую помнят за тест. В отличие от эпизодической памяти, пожилые люди и младшие взрослые не показывают большую часть различия в семантической памяти, по-видимому потому что семантическая память не зависит от памяти контекста.

Автобиографическая память

Автобиографическая память относится к знанию о событиях и личных опытах от собственной жизни человека. Хотя подобный эпизодической памяти, это отличается, в котором это содержит, только те испытывают, которые непосредственно принадлежат человеку, со всех концов его продолжительности жизни. Конвей и Плеиделл-Пирс (2000) утверждают, что это — один компонент системы самопамяти.

Неявная память

Неявная память (процедурная память) относится к использованию объектов или движениям тела, такой как, как точно использовать карандаш, ведите автомобиль или ездите на велосипеде. Этот тип памяти закодирован, и это считается сохраненным striatum и другими частями основных ганглий. Основные ганглии, как полагают, добиваются процедурной памяти и других мозговых структур и в основном независимы от гиппокампа. Исследование Manelis, Хэнсоном и Хэнсоном (2011) нашло, что оживление париетальных и затылочных областей было связано с неявной памятью. Процедурную память считают недекларативной памятью или не сознающей памятью, которая включает воспламенение и неассоциативное обучение.

Другие категории памяти могут также относиться к обсуждению долгосрочной памяти. Например:

Эмоциональная память, память для событий, которые вызывают особенно сильное чувство, является областью, которая может включить и декларативные и процедурные процессы памяти. Эмоциональные воспоминания сознательно доступны, но выявляют сильную, не сознающую физиологическую реакцию. Исследование указывает, что миндалина чрезвычайно активна во время эмоциональных ситуаций и действует с гиппокампом и предлобной корой в кодировании и консолидации эмоциональных событий.

Рабочая память не часть долгосрочной памяти, но важна для долгосрочной памяти функции. Рабочая память поддерживает и управляет информацией в течение короткого периода времени, прежде чем об этом или забудут или закодируют в долгосрочную память. Затем чтобы помнить что-то от долгосрочной памяти, она должна быть возвращена в рабочую память. Если рабочая память перегружена, она может затронуть кодирование долгосрочной памяти. Если у Вас есть хорошая рабочая память, у них может быть лучшее долгосрочное кодирование памяти.

Беспорядки памяти

Незначительные повседневные промахи и провалы памяти довольно банальные, и могут увеличиться естественно с возрастом, во время болезни, или в стрессовых ситуациях. Некоторые женщины могут страдать от большего количества провалов в памяти после начала менопаузы.

В целом более серьезные проблемы с памятью происходят из-за травматического повреждения головного мозга или нейродегенеративного заболевания.

Травматическое повреждение головного мозга

Большинство результатов о памяти было результатом исследований, что lesioned определенные отделы головного мозга у крыс или приматов, но часть наиболее важной работы была результатом случайной или непреднамеренной мозговой травмы. Самый известный случай в недавних исследованиях памяти — тематическое исследование ГМ, у кого были части его гиппокампа, парагиппокампальной коры и окружающей ткани, удаленной в попытке вылечить его эпилепсию. Его последующее общее количество anterograde амнезия и частичная ретроградная амнезия представило первые свидетельства для локализации функции памяти, и далее разъяснило различия между декларативной и процедурной памятью.

Нейродегенеративные заболевания

Много нейродегенеративных заболеваний могут вызвать потерю памяти. Некоторые самые распространенные (и, как следствие, наиболее сильно исследуемый) включают болезнь Альцгеймера, слабоумие, болезнь Хантингтона, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона и шизофрению. Ни один не действует определенно на память; вместо этого, потеря памяти часто — несчастный случай обобщенного нейронного ухудшения. В настоящее время эти болезни необратимы, но исследование стволовых клеток, психофармакологии и генной инженерии открывает много перспективы.

Те с болезнью Альцгеймера обычно показывают признаки такой как на мгновение потерянный на знакомых маршрутах, помещая имущество в несоответствующие местоположения и искажения существующих воспоминаний или полностью забывая воспоминания. Исследователи часто использовали Deese–Roediger–McDermott парадигму (DRM), чтобы изучить эффекты болезни Альцгеймера на памяти. Парадигма DRM представляет список слов, таких как дремота, подушка, кровать, мечта, дремота, и т.д., со словом темы, которое не представлено. В этом случае слово темы было бы сном. Больные болезнью Альцгеймера, более вероятно, вспомнят слово темы, как являющееся частью оригинального списка, чем здоровые взрослые. Есть возможная связь между более длительным временем кодирования и увеличила ложную память в LTM. Пациенты заканчивают тем, что полагались на суть информации вместо самих определенных слов. Болезнь Альцгеймера приводит к безудержному подстрекательскому ответу, навлеченному обширным крахмалистым depostion в мозге, который приводит к некрозу клеток в мозге. Это ухудшается в течение долгого времени и в конечном счете приводит к познавательному снижению после потери памяти. Пиоглитазон может улучшить познавательные ухудшения, включая потерю памяти и может помочь защитить долгосрочную и visiospatial память от нейродегенеративного заболевания.

У

больных болезнью Паркинсона есть проблемы с познавательной работой; эти проблемы напоминают то, что замечено в лобных пациентах лепестка и может часто приводить к слабоумию. Считается, что болезнь Паркинсона вызвана ухудшением допаминергического mesocorticolimbic проектирования, происходящего из брюшной tegmental области. Это было также обозначено, что гиппокамп играет важную роль в эпизодическом и пространственном (части LTM), у памяти и больных болезнью Паркинсона неправильные гиппокампы, приводящие к неправильному функционированию LTM. Инъекции L-допы часто используются, чтобы попытаться уменьшить симптомы болезни Паркинсона, а также поведенческую терапию.

Больные шизофренией испытывают затруднения из-за внимания и исполнительных функций, который в свою очередь затрагивает долгосрочную консолидацию памяти и поиск. Они не могут закодировать или восстановить временную информацию должным образом, которая заставляет их выбирать несоответствующие социальные поведения. Они не могут эффективно использовать информацию, которой они обладают. Предлобная кора, где у больных шизофренией есть структурные отклонения, связана с временным лепестком и также затрагивает гиппокамп, который вызывает их трудность в кодировании и восстановлении временной информации (включая долгосрочную память). Больных шизофренией очень трудно лечить. Их признаками можно управлять с лечением, но поскольку много шизофреников параноидальные, они полагают, что лечение должно повредить их не, помогают им

Биологические подкрепления на клеточном уровне

Долгосрочная память, в отличие от краткосрочной памяти, зависит от строительства новых белков. Это происходит в пределах клеточного тела и касается в особенности передатчиков, рецепторов и новых путей синапса, которые укрепляют коммуникативную силу между нейронами. Производство новых белков, посвященных укреплению синапса, вызвано после выпуска определенных сигнальных веществ (таких как кальций в пределах гиппокампальных нейронов) в клетке. В случае гиппокампальных клеток этот выпуск зависит от изгнания магния (обязательная молекула), который удален после значительной и повторной синаптической передачи сигналов. Временное изгнание магния освобождает рецепторы NMDA, чтобы выпустить кальций в клетке, сигнал, который приводит к транскрипции генов и строительству укрепления белков. Для получения дополнительной информации посмотрите долгосрочное потенцирование (LTP).

Один из недавно синтезируемых белков в LTP также важен для поддержания долгосрочной памяти. Этот белок — автономно активная форма киназы белка C (PKC) фермента, известной как PKMζ. PKMζ утверждает, что зависимое от деятельности улучшение синаптической силы и запрещающий PKMζ стирает установленные долгосрочные воспоминания, не затрагивая краткосрочную память или, как только ингибитор устранен, способность закодировать и сохранить новые долгосрочные воспоминания восстановлена.

Кроме того, BDNF важен для постоянства долгосрочных воспоминаний.

Долгосрочная стабилизация синаптических изменений также определена параллельным увеличением пред — и постсинаптические структуры, такие как аксональный bouton, древовидный позвоночник и постсинаптическая плотность.

На молекулярном уровне увеличении постсинаптических белков лесов PSD-95 и Homer1c, как показывали, коррелировали со стабилизацией синаптического расширения.

Противоречащие доказательства

У

нескольких исследований были результаты, которые противоречат модели памяти двойного магазина. Исследования показали, что несмотря на использование distractors, там было тихо и эффект новизны для списка пунктов и эффект смежности.

Другое исследование показало, что то, сколько времени пункт тратит в краткосрочной памяти, не является ключевым детерминантом в его силе в долгосрочной памяти. Вместо этого пытается ли участник активно помнить пункт, в то время как разработка на ее значении определяет силу своего магазина в долгосрочной памяти.

Модель памяти единственного магазина

Альтернативная теория состоит в том, что есть только один запас памяти с ассоциациями среди пунктов и их контекстов. В этой модели контекст служит репликой для поиска, и эффект новизны значительно вызван фактором контекста. Непосредственный и отсроченный свободный отзыв будет иметь тот же самый эффект новизны, потому что относительное подобие контекстов все еще существует. Кроме того, эффект смежности все еще происходит, потому что смежность также существует между подобными контекстами.

См. также

  • Старение и память
  • Эмоция и память
  • Память среднего срока

Сноски

Дополнительные материалы для чтения

  • Роль эффекта тестирования в долгосрочной памяти

ru.knowledgr.com

Рабочая память – ответы на главные вопросы

Один пациент, отдыхавший дома после пребывания в реабилитационном центре, спросил у своей жены: «Почему ты продолжаешь говорить людям, что мы женаты?», она ответила: «Но мы ведь женаты, и у нас трое детей. Было бы странным жить вместе, имея трех детей, и не быть женатыми». Когда он начал отрицать, она показала свадебные фотографии, на которые он отреагировал: «Что ж, этот парень похож на меня, и это не я, потому что я не женат». Через час он уже не утверждал этого. Дело в том, что он не шутил, потому что все его поведение демонстрировало конфабуляцию. Однажды мы видели, как он везет пациента на инвалидном кресле вверх по дороге из реабилитационного центра. Когда мы его остановили, он объяснил, что везет друга посмотреть на систему канализации, над которой он работал как инженер. Он действительно построил такую систему много лет назад, но она располагалась очень далеко, и туда невозможно было добраться пешком.

Поэтому лобные доли очень важны для генерирования и проверки воспоминаний. Проблема извлечения информации может быть продемонстрирована с помощью простого задания: надо попытаться вспомнить названия как можно большего количества животных за 90 секунд. Большинство людей называет дюжину и больше. Наш пациент сказал: «Собака… Их должно быть тысячи… Я уже называл собаку?» Однако он не потерял свои знания, и, когда я спросил его, как называется прыгающее австралийское животное, он немедленно ответил: «Кенгуру». Его проблема была в контроле поиска информации в памяти. Лобные доли важны и для множества других задач, включая исполнительный контроль и выполнение теста на уровень интеллекта. И серьезное повреждение обеих лобных долей может привести к серьезным трудностям.

Развитие рабочей памяти

Существует несколько утверждений, что рабочая память может быть натренирована, и некоторые программы улучшают результаты, показанные на заданиях, выполняемых в рамках тренинга, и на схожих с ними. Но при этом люди не демонстрируют, что это улучшение будет распространяться на такие активности, как обучение математике, чтению или выполнение тестов на уровень интеллекта. Возможно, дополнительный тренинг, направленный на расширение возможностей, изменит это положение, но пока этому есть немного доказательств.

Дальнейшее развитие когнитивной психологии

Существуют сотни открытых вопросов, связанных с рабочей памятью. Наиболее активно исследуемые области: визуальная кратковременная память и рабочая память; все большее число людей переключились на исследования визуальной рабочей памяти с исследований визуального восприятия и визуального внимания. До сих пор они сосредоточивались на ранних стадиях визуальной кратковременной памяти, тогда как мы фокусировались больше на роли контроля внимания, часто используя методы, разработанные для изучения вербальной рабочей памяти.

Большая работа была проведена с использованием нейровизуализации, хотя мне не кажется, что благодаря ей мы сильно продвинулись в понимании рабочей памяти. Но в конечном счете, без сомнений, это даст результаты. Я думаю, отсутствие прогресса отражает сложность системы рабочей памяти и факт, что очень дорого и трудно проводить качественные эксперименты с нейровизуализацией, которые были использованы для проверки базовых концептов. Экспериментальный психолог может провести четыре-пять экспериментов с привлечением здоровых людей и будет при этом контролировать все переменные. Иначе обстоят дела с нейровизуализацией.

Более того, многие области мозга вовлечены в процессы рабочей памяти, а методы нейровизуализации позволяют наблюдать лишь активацию разных регионов, что затрудняет получение ясных и воспроизводимых результатов. Сейчас этот метод более успешен в изучении процессов восприятия и моторного поведения, при которых происходит не так много сложных интеракций в мозге.

Если бы я все начинал сначала, я бы, наверное, выбрал изучение влияния эмоций и мотивации на рабочую память. В когнитивной психологии нам не хватает точной концепции ментальной энергии. Когнитивная психология в основном связана с контролем действия. Тем не менее нам также нужно думать о том, что именно контролируется и почему мы вообще действуем. На уровне индивидуума энергия очень важна для достижения цели, однако психологи в значительной степени игнорируют эту область. Для меня это захватывающее и еще не исследованное направление.

Это перевод статьи нашего англоязычного издания Serious Science. Прочитать оригинальную версию текста можно по ссылке.

postnauka.ru

3 секрета долговременной памяти

3 простых секрета и немного усидчивости помогут вам долго не забывать любой вид информации.

3 простых секрета и немного усидчивости помогут вам долго не забывать любой вид информации.

Дело лишь в том, что нужно правильным образом повторять заученное. Мнемонист Егор Дубровин рассказывает о способе, который срабатывает у него безотказно.

3 секрета долговременной ПАМЯТИ

Обучая людей приемам быстрого запоминания, я часто слышу примерно такой вопрос: «Как долго продержится в моей памяти только что запомненная информация?». В данной статье я дам обширный ответ на действительно важный вопрос, касающийся долговременной памяти.

Используя разного рода системы мнемонических зацепок, любой человек может достаточно быстро или почти мгновенно запомнить любой вид информации. Например, десятки иностранных слов, имен и лиц, страниц конспекта. При этом чтобы информация сохранилась в памяти надолго, ее нужно повторять.

Существует достаточно много исследований и разного рода гипотез и выводов о том, как долго и с какой периодичностью нужно повторять материал после его заучивания. Здесь я приведу лишь один механизм повторения, проверенный на себе и работа которого удивительно точна.

1 секрет. Любую информацию необходимо повторять интенсивно в ближайшие 96 часов после запоминания

Это значит, что вы не должны расставаться с заученным материалом еще 3-4 дня после его запоминания. Например, вечером вы запомнили необходимые сведения из биографии трех великих русских писателей, используя мнемотехники. В течение 3-4 дней, начиная со следующего, вы должны повторять эти сведения для долговременного их закрепления в памяти.

Повторять интенсивно — значит много в короткий промежуток времени. В каждый из этих дней делайте также 3-4 коротких подходов к информации.

2 секрет. Повторять необходимо активно, то есть, не подсматривая в материал

Повторяйте ранее заученный материал по памяти. Попробуйте вспомнить визуальные образы и другие мнемонические зацепки, которые вы использовали при запоминании.

Вспомнив образы, проговорите информацию вслух и сравните с оригиналом. Если образы не вспоминаются, не мучайтесь. Просто еще раз подсмотрите в материал и перестройте ассоциации. Например, из вашей памяти пропал вами же сконструированный образ пера, который держит Ф.М. Достоевский на своем самом известном портрете. Таким образом, вы забыли, что портрет этот нарисовал Василий Перов. В этом случае, заново представьте перо в руках у великого писателя, но пусть теперь оно будет большего размера.

3 секрета долговременной ПАМЯТИ

3 секрет. Каждое следующее повторение должно быть быстрее предыдущего

Каждый раз, повторяя материал, обращайте внимание на то с какой скоростью и легкостью вы это делаете.

Например, утром первого дня на воспроизведение по памяти биографии А.С. Пушкина ушло 10 минут, а во время полдника этого же дня – чуть больше. Значит, следующее повторение произошло медленнее, что противоречит третьему секрету. Выход один, впредь не делайте такого большого перерыва, уделите «солнцу русской поэзии» немного времени в обеденный перерыв.

Необходимо отметить, что следуя данному секрету, визуальные образы, составленные при запоминании, растворятся на четвертый день активного повторения. Теперь вы будете помнить информацию и без них.

Итак, вы узнали о трех секретах долговременной памяти, которые открыты, чтобы работать на вас. Попробуйте их в действии и ощутите мгновенный результат.

Справедливо сказать, что люди пугаются 3-4 дней повторений. Они сразу же вспоминают невыносимую школьную зубрежку. Спешу вас обрадовать, это совсем не так. Согласно третьему секрету, на каждое новое повторение у вас будет уходить все меньше времени, и скоро информация будет воспроизводиться совершенно автоматически. Как будто она находилась в вашей памяти всю жизнь.опубликовано econet.ru

Автор: Егор Дубровин

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Механизмы кратковременной и долговременной памяти

Поставив перед собой вопросы о сохранении следа возбуждения в нейронах и о преобразовании нейронов коры в процессе формирования временной связи, мы выделили два процесса, развернутых во времени. Действительно, существует временная организация памяти. Выделяют кратковремнную память – это процесс хранения информации (возбуждения нейронов) и долговременную – это уже преобразования нейронов, изменение их свойств, то есть структурный след, который позволяет импульсу легче и быстрее пробегать по совершенно определенной цепочке нейронов – извлекать информацию. Эта гипотетическая совокупность нейронов называется энграммой памяти (гpеч. en — находящийся внутpи; gramma — запись). В многочисленных экспериментах удалось установить, что существует и промежуточная память, которую рассматривают как процесс перехода кратковременной памяти в долговременную. Этот процесс называется консолидация. Исследования механизмов памяти проводятся долго и интенсивно, однако до сих пор нет единой теории памяти, существуют лишь гипотезы, каждая из которых подтверждена и экспериментами, и клиническими наблюдениями.

Виды памяти по времени хранения

Сенсорная память

Длительность до 500 мс, объем неограничен. Сенсорная память это слепок окружающего мира на данный момент. Если за это вpемя pетикуляpная фоpмация не подготовит высшие отделы мозга к воспpиятию инфоpмации, если информация не является новой, биологически значимой в данный момент, интересной, то следы стиpаются и сенсоpная память заполняется новыми сообщениями. Непосредственный отпечаток сенсорной информации обеспечивает удержание следов в сенсорной памяти не более 500 мс. Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может сознательно контролироваться, но зависит от функционального состояния организма. Время сохранения образа внешнего мира неодинаково для различных органов чувств (длительно сохраняются зрительные образы). Непосредственный отпечаток сенсорной информации является начальным этапом переработки поступивших сигналов. Количество информации, содержащейся в нем, избыточно и высший аппарат анализа информации определяет и использует лишь наиболее существенную ее часть.

Кратковременная память

До 10 минут, объем невелик: 7  2 бит информации. Если пеpеданная от pецептоpов инфоpмация пpивлекла внимание пеpеpабатывающих стpуктуp мозга, то в течение пpиблизительно 20-30 секунд мозг будет обpабатывать и интеpпpетиpовать ее, pешая вопpос о том, насколько важна эта инфоpмация и стоит ли пеpедавать ее на долговременное хранение.

Промежуточная память

Процесс перехода кратковременной памяти в долговременную память

— консолидация. На процесс перехода по данным экспериментов необходимо от 20 минут до 1 часа.

Долговременная память

Энграмма памяти. Длительность неограниченна, может сохраняться в течение всей жизни, объем неограничен. Информация, при необходимости, может легко воспроизводиться. Воспроизведение заключается в извлечении информации из памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воспроизведение, заключающееся в воспроизведении из долговременной памяти ранее приобретенной информации, имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания, а иногда и значительных умственных усилий. Под забыванием понимают невозможность воспроизведения приобретенной информации, которая, тем не менее, при определенных обстоятельствах может воспроизводиться.

Можно дать еще несколько вариантов классификации памяти. Например, по способам запоминания и воспроизведения. процедурная память — это попросту знание того, как надо действовать в знакомых, известных ситуациях. Физиологической основой такой памяти могут быть реакции привыкания или сенситизации, условные рефлексы всех типов, т. е. эволюционно раньше сформированные механизмы. примерно до двух лет жизни все научение основывается на такой памяти.  Ребенок пытается научиться управлять своим телом и одновременно исследует окружающий мир всеми имеющимися способами: он толкает, тянет, сгибает, бросает,  берет в рот все подряд, переливает жидкости, пересыпает все, что попадет под руку, и в результате делает для себя одно открытие за другим. Так, переходя от соски к ложке, он убеждается, что из ложки ничего нельзя высосать, пока ее не наполнишь. Однако в этом возрасте ребенок не может объяснить ни окружающим, ни себе, почему следует поступать именно так, а не иначе — одна лишь процедурная память дать такое объяснение не позволяет. Знаменитый мэтp возрастной психологии Жан Пиаже (Piaget J.) назвал эту стадию развития сенсомоторной, у взрослых людей воспоминания о ней не сохраняются.

Деклаpативная память, в отличие от пpоцедуpной, всегда учитывает прежний опыт и, на основании сравнения с ним, дает возможность сформировать знание не только того, как надо поступить в той или иной ситуации, но и почему следует поступать определенным образом. На основе деклаpативной памяти всегда можно, пpи необходимости, изменить тактику решения какой-либо задачи. Такая память формируется по меpе созpевания необходимых для нее стpуктуp мозга, в пеpвую очеpедь — коpы полушаpий мозга.

Можно классифицировать виды памяти по доминированию сенсорной системы: зрительная, слуховая память. Можно выделить моторную и логическую память в зависимости от вовлечения когнитивных процессов в запоминание. Процесс запечатления в ЦНС поступающей информации может быть двух видов: произвольный и непроизвольный. Произвольное запечатление оказывается более эффективным. Стимулы, имеющие большое биологическое и социальное значение, фиксируются значительно эффективнее независимо от их физической силы. Однако какие бы варианты классификации не были использованы, во времени всегда выделяются два этапа – кратковременная и долговременная память.

Рассмотрим возможные механизмы кратковременной памяти.

На роль носителей кратковременной памяти претендуют главным образом два процесса уже известные нам: посттетаническая потенциация и реверберация импульса.

Согласно гипотезе реверберации импульсов субстратом, хранящим поступающую информацию, является нейронная ловушка, образующаяся из цепи нейронов, что обеспечивает длительную циркуляцию возбуждения по таким кольцевым связям. Если импульсация будет повторно поступать к тем же нейронам, то возникает закрепление следов этих процессов в памяти. Отсутствие повторной импульсации или приход тормозного импульса к одному из нейронов цепочки приводит к прекращению реверберации, т.е. к забыванию.

Посттетаническая потенциация выражается в нарастании возбудимости нейрона и развитии длительной импульсной активности после прекращения раздражения. Возможным механизмом может быть накопление положительных (натрий, кальций) ионов в нейроне – следовая деполяризация. Потенциация может быть обусловлена достаточно длительными изменениями ионной пpоницаемости мембpан,  вследствие которых изменяется эффективность синаптической пеpедачи. Установлено, что накопление ионов кальция в цитоплазме нейрона приводит к инактивации кальций-зависимых калиевых каналов. В результате снижается мембранный потенциал покоя мембраны, нейрон остается частично деполяризованным, а следовательно, более возбудимым.

Посттетаническая потенциация может быть связана с повышением эффективности синаптического проведения из-за увеличения количества квантов медиатора и количества постсинаптических рецепторов — «тренировка синапсов. Все эти предположения частично нашли свое экспериментальное подтверждение.

Одним из самых распространенных возбуждающих медиаторов ЦНС является глутаминовая кислота. Изменение свойств глутаматных рецепторов является одним из механизмов посттетанической потенциации. Дело в том, что большая часть натриевых каналов, которые кооперированы с глутаматным рецептором и открываются при взаимодействии рецептора с медиатором, находится в инактивированном состоянии. Инактивация обусловлена наличием иона магния в канале – магниевая пробка. При выделении небольшого количества квантов медиатора развивается ВПСП небольшой амплитуды. Многократное возбуждение пресинаптической мембраны приводит к увеличению числа квантов медиатора. Как только на постсинаптической мембране возникает потенциал действия (на уровне организма это поведенческая реакция), происходит освобождение инактивированных каналов от ионов магния, открываются новые глутаматные возбуждающие рецепторы. Следовательно, эффективность данного синапса увеличивается во много раз. Возвращение магниевых пробок происходит очень медленно, в течение нескольких часов и даже суток. Наибольшая плотность таких глутаматных рецепторов обнаружена в гиппокампе, именно в этой структуре отмечается повышение активности в течение многих часов после стимуляции, особенно легко «откликается» гиппокамп на новые стимулы.

studfile.net