Неформальные субкультуры список: Неформалы | это… Что такое Неформалы?
Неформалы | это… Что такое Неформалы?
Неформалы — социальная группа; общее название для представителей различных субкультурных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и другим, допускаемым властью. «Неформалами» в середине 80х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли самые различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей — группы социальной инициативы, клубы по интересам и подростковые банды. Первоначально слово «неформал» носило достаточно ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.
Содержание
|
История термина
В СССР молодёжные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием. Причинами этого, вероятно, были цензура, недоступность зарубежной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодежных клубов. Наиболее массовым и заметным молодежным движением с конца 70-х до начала 90-х годов XX века явилась так называемая «Система» — контркультурное, демонстративно-карнавальное движение, субкультура которого была основана на двух контркультурных стилях: хипповском и панковском.
Характерными аксессуарами неформалов (по преимуществу хиппи) считались:
- фенечки (браслеты из ниток или бисера),
- банданы,
- рваные джинсы.
Кроме «Системы», к «неформалам» относили и близкие по духу движения — КСП (клубы самодеятельной песни), «Фэндом». Неформалы вызывали жесткое неприятие у основной массы населения, что часто выливалось в стычки и драки. Основными врагами неформалов были люберы (подростки-«качки»). Неформалы старались избегать встреч с ними, даже будучи в численном превосходстве. Самое крупное столкновение было в 1987 году на Крымском мосту, много народу с обеих сторон было скинуто в воду.
Движение люберов просуществовало несколько лет и в 1990 г. распалось, уступив место нарастающим неформалам.В начале 90-х «Система» распалась на несколько относительно независимых субкультур (панки, металлисты, готы, ролевики и т. д.) и перестала существовать как целостное движение. Негласную поддержку неформалам оказывала «новая власть».
В настоящее время термин «неформалы» часто употребляется в качестве самоназвания представителями различных субкультур, противопоставляющих себя мейнстриму. В разговорной речи применяют и сокращенные формы — «нефоры», «ниферы» и т. д.
Образ жизни
Международный символ автостопа
Представители «Системы» вели подчеркнуто асоциальный образ жизни (наркотики, алкоголь, сигареты), характерными элементами которого являлись:
- сешны (от англ. session) — «квартирные» или подпольные концерты;
- автостоп — путешествия;
- сквоты — самовольный захват заброшенных зданий и создание коммун;
- тусовки — традиционные места встреч.
Неформальные субкультуры в СССР
Панковский ирокез
Ролевики
Основная статья: Субкультура
В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого, вероятно, была высокая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время косность официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности. Наиболее распространёнными в СССР молодёжными субкультурами были:
- Металлисты
- Панки
- Рокеры
- Стиляги
- Хиппи
- Люберы
См.
также- Андеграунд
- Молодёжь
- Социология молодёжи
- Хипстер (современная субкультура)
- Нонконформизм
- Государственная молодёжная радиостанция «Юность»
- Рок-музыка
- Субкультура
- Неофициальное искусство СССР
- НОМ
Литература
- Здравомыслова Е.А. Социология общественных движений — становление нового исследовательского направления // Социология в России. — М., 1998. — С.545-568.
- Анастасия Козлова Неформал — кто он? // Вестник, Сургут, №21, 22.5.1998)
- Розин М. В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 91-99.
- Игорь Пономарёв. Неформалы на Невском // «Нева». — 2004. — №3
- Тарасов А.Н.. О молодежи — в жанре доноса А.А. Кутьина, Г.А. Лукс, А.А. Матвеева. Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий. Под общей редакцией Г.А. Лукс, О.Б. Фурсова. – Самара: Издательство «Самарский университет». – 2002. – (104 с., 17 илл.). // «Свободная мысль-XXI». — 2003. — № 3.
- Тарасов А.Н. Молодежь как объект классового эксперимента: Часть I, Часть II, Часть III
- Борис Фетисов Тусовки // OCJ №11. Январь 1999 г.
Ссылки
- Субкультуры и неформалы 80-ых
- Людмила Брус. Полный неформат (мифы и реальности молодежных субкультур)
- Светлана Амосова «СВОИ» и «ЧУЖИЕ» в представлении подростков провинциального города
- «Неформальные дневники» — блоги, дневники неформалов
- Д.Саблин Куда исчезли неформалы?
- Идеологические мифы XXI века. Миф о молодежных субкультурах
Исследование
С целью уточнение отношения современного общества к представителям молодежных субкультур, а также выяснение наших знаний о представителях различных субкультур, и изучение общественного мнения о том, почему молодые люди становятся членами неформальных молодежных объединений, были разработаны анкеты для подростков (Приложение 8) и взрослых (Приложение 9). Эти анкеты заполнили 15 подростков и трое взрослых. На заключительной стадии исследования я проанализировал и оформил соответствующим образом все собранные материалы.
П ервым вопросом анкеты, всем тестируемым необходимо было закончить предложение «Молодежная субкультура – это…» Этим вопросом я пытались выяснить понимание данного определения в обществе. В подростковой выборке получилось, что субкультуры это группа людей, притяжение общих интересов, ценностей и увлечений, определенные занятия (музыка, спорт…), внешние признаки, поведение людей.
М олодёжь нашего посёлка в своих анкетах упоминает о 29 разновидностях субкультур, причем, в среднем каждый подросток смог выделить по 6 субкультур. Это говорит о хорошей осведомлённости и заинтересованности молодых людей в данном вопросе. Но большинство голосов получили лишь 8 субкультур. Таким образом, услышав словосочетание, молодежные субкультуры подростка в первую очередь приходят в голову такие неформальные объединения как: панки, скинхеды, реперы, готы, ЭМО, рокеры, байкеры, хиппи.
В то же время взрослые выделили 10 субкультур. Как мне показалось, взрослые не плохо просвещены на эту тему.
По мнению подростков, наиболее популярные субкультуры, представленные в нашем поселке: реперы, панки, готы, эмо, гопники. Два человека утверждают, что в п.Кез нет представителей субкультур. Взрослые не осведомлены о существовании различных молодежных субкультур в нашем поселке.
На вопрос анкеты: «Считаете ли вы себя представителем какой-нибудь субкультуры?», все подростки ответили отрицательно. Хотя, по моему мнению, подростки отвечали не искренне, так как, например, признать себя скинхедом или сатанистом, довольно рискованно учитывая отношение общества к идеологии этих субкультур. Другой причиной может оказаться недостаточное знание молодыми людьми символики различных субкультур, так опираясь только на внешний вид и поведение подростка очень сложно сказать, кто перед тобой представитель готов, панков или эмо.
Основываясь на данных об известности различных неформальных объединений, мне удалось собрать описательные характеристики шести субкультур. Хотя испытуемым было названо большее количество субкультур, но описательная характеристика отдельных субкультур, у многих вызывала трудности. Эти характеристики демонстрируют стереотип восприятия конкретных субкультур в нашем обществе.
Готы: одеваются во все черное; проводят ритуалы на кладбище; думают о смерти, конце света; пьют кровь; любят темноту.
Ди-джеи: проводят дискотеки; хорошо разбираются в музыке; создают музыку.
Панки: употребляют спиртное; принимают наркотики; ведут себя вызывающе; слушают рок музыку; рваная одежда, носят ирокезы, берцы.Реперы: тусят; употребляют наркотики; танцуют брейк-данс, играют в уличный баскетбол; сочиняют, читают и слушают реп; рисуют граффити на стенах; носят широкие штаны; считают себя самыми крутыми.
Экстремалы: занимаются опасными видами спорта; ищут острые ощущения; прыгают с большой высоты; рискованные люди.
ЭМО: думают о смерти и о любви; режут вены; плачут; одеваются в черно-розовое.
По представленным выше стереотипам можно сделать вывод, что наиболее наркотизированные субкультуры в нашем сознании это: реперы и панки. Многие стереотипы, которые сложились в обществе не гибкие и даже агрессивные. Почему принято относиться, например, к панкам – отрицательно? Потому что СМИ стараются освещать скандальные негативные последствия деятельности в погоне за рейтингом, естественно люди запоминают сенсационный негатив и именно на нем строят свои представления.
Многие, а точнее 89% опрошенных, считают, что субкультуры делятся на: негативно и позитивно настроенные. Однако, не редко испытуемые затруднялись разделить конкретные субкультуры на позитивные и негативные. Почему? Возможно, некоторые считают, что есть «нейтральные» субкультуры, которые не приносят ни вреда, ни пользы. Может быть, многие слабо представляют деятельность каких-то объединений. А может у подростка есть знакомые, представляющие какую-либо субкультуру, но к одному они хорошо относятся, а к другому — плохо. Кроме того, вероятно, кто-то не мог разделить личные отношения к представителю, и деятельность этой организации. А часть респондентов могла просто полениться выполнить разделение.
И все же, как разделили неформальные объединения наши респонденты? Я подсчитал все положительные и отрицательные выборы по каждой субкультуре. В целом можно выделить незначительное преобладание «позитивных» субкультур над «негативными» (70 выборов, против 53). Все отрицательные выборы сосредоточены на нескольких субкультурах: скинхеды, гопники, рейверы. Список позитивно настроенных субкультур больше, но значения по каждой субкультуре меньше. Эти выводы подтверждают и описательные характеристики субкультур, которые анализировались выше.
Анализируя оценку отношения к представителям молодёжных объединений вообще, в пределах от -5 до +5 баллов, я столкнулся с тем, что многие продемонстрировали полное безразличие, т. е. выразили свое отношение, оценкой «0». (6 человек). Три человека выразили резко негативное отношение к молодежным субкультурам, шесть человек придерживаются противоположного мнения. Подсчитав оценки, я увидел, что в среднем отношение к представителям неформальных объединений среди молодежи положительно.
Выясняя с помощью анкет, почему молодые люди вступают в молодежные объединения, я выделил со слов опрашиваемых восемь основных причин, которые предлагаем в нисходящем по значимости порядке.
Приобретение новых друзей с общими интересами.
Самовыражение.
Просто нравиться.
От скуки.
Ищут новые ощущения.
Депрессия.
Одиночество.
Недовольство жизнью.
Родители мало уделяют внимание.
Таким образом, по моим данным, молодые люди вступают в неформальные молодежные объединения для того, чтобы найти единомышленников, понимающих их людей, или потому что у нас недостаточно формальных организаций, где бы они могли реализовывать свою потребность в группности (принадлежности группе) и самовыражении.
Итак, сформулируем ряд выводов:
В целом отношение общества к представителям молодежных субкультур снисходительно безразличное.
В настоящее время подростки больше осведомлены о субкультурах, чем взрослые.
Стереотипы отношения к различным субкультурам влияют на восприятие только незнакомых людей. Если мы не знаем человека, но видим, что он относится к определённой субкультуре, мы, имея негативное отношение к именно этой субкультуре, будем относиться негативно, и непосредственно к этому человеку, а, не зная того, что он причисляет себя к той или иной группе мы можем относиться к нему положительно.
Вступление подростков в субкультуры не зависит от их статуса в формальных группах (в классах).
Пиковое внимание и колонизация субкультур
Закодированное, неформальное общение — важные сообщения, спрятанные внутри безобидных сообщений, — давно интересовало меня. Я не имею в виду такие вещи, как «NX398 VJ899 ABBX3», с которыми может иметь дело АНБ (хотя это связано). Я имею в виду такие вещи:
Ты: давай как-нибудь выпьем кофе
Я: Конечно, было бы здорово
Мы оба знаем, что настоящий обмен был:
Ты: давай притворимся, что хотим принять это дальше
Я: да, давайте сделаем это
Вопрос о том, как возникает, распространяется и развивается такой закодированный язык, очень важен. Меня интересует очень конкретный вопрос: как представители формирующейся субкультуры узнают друг друга публично, особенно в Интернете, используя более специализированный закодированный язык?
Вопрос интересен, потому что Сеть делает традиционные субкультуры — исторически неразборчивые для механизмов управления и, следовательно, рассадниками подрывной деятельности — все более заметными и открытыми для дешевой широкомасштабной экономической и политической эксплуатации. Эта эксплуатация принимает форму добычи внимания и является конечной точкой на пути к тому, что я недавно назвал пиковым вниманием.
Означает ли это, что подрывной потенциал Интернета является иллюзией и что в конечном итоге он будет приручен? Возможно.
Mining Subculture Attention
Манипулирование субкультурами через Интернет на сегодняшний день ограничено, поскольку инструменты все еще очень новы. Добыча больших резервов внимания — в основном однонаправленного, направленного на работу, красивые закаты или, например, искусственно созданную поп-знаменитость du jour — теперь является зрелой наукой.
Социальное внимание, запертое в отношениях, является сланцевым маслом для добычи внимания. Институциональный мир еще не научился эффективно добывать внимание, которое сегодня заперто в рамках социальных взаимодействий субкультурного масштаба.
В течение следующего десятилетия они узнают, что сегодняшние субкультуры садового разнообразия превратятся в послушные и одомашненные микрорынки для бизнеса и микроэлектораты для политики. Они перестанут быть подрывной угрозой, подобно тому, как старое рабочее движение, сформировавшееся как реакция на капитализм Золотого века, перестало быть угрозой примерно через столетие. Теперь мир движется быстрее. Я предсказываю, что новые модели субкультурных коллективных действий просуществуют менее десяти или двух лет, прежде чем станут неактуальными. Все внимание, живущее внутри субкультур, теперь уязвимо для внешнего контроля.
Их слабость в том, что они стремятся преобразовать свою структуру в цифровые институты. Возможно, свободные и временные сетевые учреждения P2P, но все же учреждений, из-за их зависимости от внешнего доверия, безличных принципов организации и, что наиболее важно, социального масштабирования.
Они полагаются на силу чисел, а не на интеллект. Умные мобы остаются мобами. Как мы увидим, они уязвимы для контроля и привлекательны для привлечения внимания. По иронии судьбы, большинство механизмов, необходимых для наблюдения за субкультурами и контроля над ними, изобретаются самими субкультурами. Внешние силы просто вмешиваются, чтобы кооптировать их.
Но вернемся к зашифрованному общению. Вот где начинается наше путешествие.
Безличные тайные рукопожатия
Основная часть закодированного общения предназначена для поддержки вежливых фикций гражданского общества, чтобы ограничить отношения глубиной непосредственных транзакций, как в примере, с которого я начал.
Но часть такого общения идет по другому пути: оно служит углублению отношений. Некоторые из них являются предметом широко распространенных условностей и ритуалов, таких как классический не хотите ли подняться наверх выпить? Этот не особо интересен, потому что в нем нет содержания, выходящего за рамки общепринятого значения ритуального заклинания. Это видимая культура, а не невидимая субкультура.
Более интересным является закодированное общение, которое позволяет членам субкультуры узнавать друг друга и взаимодействовать друг с другом вне институционального контекста.
Самый распространенный способ сделать это — использовать лингвистический мотив, сигнализирующий о принадлежности к субкультуре, посредством ссылки на признанный субкультурный текст.
Если я использую слово дискурс определенным образом, это будет сигнализировать об исходной принадлежности к постмодернистско-претендентной субкультуре.
Если я начну эссе со слов: Вы можете выйти из Facebook в любое время, но вы никогда не сможете уйти, пропущенная ссылка сигнализирует о базовом знании американской музыки для других с сопоставимым знанием, но кажется просто как странный оборот речи для других (мои родители, например, не получили бы этого упоминания).
Если вы понимаете закодированное сообщение, вы ответите своим собственным закодированным сообщением, которое покажет, что вы его получили (возможно, используя фразу типа всегда-уже в первом случае или со ссылкой на другой классический песня во втором случае).
Это обезличенных секретных рукопожатий, которые существовали всегда. Они основаны на общих культурных текстах, таких как лирика Hotel California , или на погружении в специфический словарь академической субкультуры.
Хипстеры могут отличиться от обычных поклонников поп-культуры, опустив отсылки к романам Харуки Мураками вместо Hotel California, , но это по-прежнему безличное секретное рукопожатие, поскольку оно основано на признанных общеизвестных фактах (вещах, которые все знают, все знают). ) в рамках существующей группы , определенной ее основными текстами.
Членство предшествует взаимному признанию, а секретное рукопожатие служит для подтверждения членства в группе, а не знания текста. Текст — это социальный объект с ограниченной ролью (обратите внимание, что производство социальных объектов постепенно превращается в самостоятельную кодифицированную науку, что является частью продолжающейся колонизации субкультурного внимания).
Безличные секретные рукопожатия принципиально слабы, а группы, которые они защищают, уязвимы для проникновения в самые элементарные способы. Поскольку группа определяется безличными текстами, которые служат общим знанием, незнакомцы могут приобретать знания о тех же безличных текстах и становиться притворщиками (например, трастафарианцы, притворяющиеся бедными, чтобы получить доступ к хипстерской культуре). В некоторые субкультуры проникнуть гораздо легче, чем в другие (например, субкультура с изображением милых котят), но все они уязвимы.
Уязвим к что или кому ? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно переключиться и немного поговорить о моделях социальной организации и о том, какое место субкультуры занимают в более широкой схеме вещей.
Модели социальной организации
Мы привыкли думать о глобальном социальном порядке с точки зрения матрицы класс-культура. Это схема, на которой основан институциональный социальный порядок — мир национальных государств, корпораций и религий. Когда вы бунтуете, вы пытаетесь разрушить эту схему. Оба типа группировок полагаются на узнаваемые маркеры и границы, чтобы отличать себя от других, а также на загадочное внутригрупповое поведение и язык, чтобы поддерживать необходимую непрозрачность.
Когда задействована большая власть, загадочное поведение внутри группы может породить утонченное внутреннее ядро формальной институциональной секретности, создавая скрытый социальный порядок. Хотя сегодня они все больше кажутся нелепыми, тайные общества всегда были важной частью поддержания общественного порядка, становясь более или менее заметными по мере ослабления и усиления институциональной власти.
Эту схему организации классовой культуры лучше всего понимать как глобальную матрицу. Он глобальный по масштабу, потому что документирует взаимное признание между максимально удаленными частями: различие между китайским членом партии и не членом партии признается во всем мире, как и различие между американскими республиканцами и демократами. Это матрица, потому что она понимается в упорядоченных визуально-пространственных терминах. Класс горизонтален, культура вертикальна. Этот абстрактный визуальный порядок вызывает буквальный географический порядок. Итак, богатые и бедные, черные и белые сортируются в каждом географическом масштабе от города к нации, фракционно воплощая принципиально простую схему.
Существует еще один тип социальной организации, основанный на субкультурах, который исторически служил сдержкой и противовесом власти матрицы классов и культур.
Вопреки распространенному мнению, субкультуры не являются расплывчатыми конструкциями. У них есть точное, хотя и отрицательное, определение: субкультура — это образец социального порядка, который не стоит кодифицировать и институционализировать в целях управления или экономической эксплуатации при нормальных обстоятельствах. Таким образом, субкультуры исторически полагались на свою неясность, неразборчивость и незначительность для обеспечения автономии и безопасности.
Само существование субкультуры известно только соседним субкультурам. Эта ограниченная локальная видимость предполагает, что мир субкультур — не матрица, а паутина. Поклонники классического рока могут отличить панк-рок от других жанров. Все это звучит одинаково для не рок-фаната. Незаметные различия, которые не имеют значения в более широкой схеме вещей.
В аномальных обстоятельствах, когда в субкультурной паутине назревают крамольные настроения, игра власти с нулевой суммой поворачивается в свою пользу, вызывая реакцию со стороны классо-культурной матрицы: усиленное и более заметное действие скрытого институционального порядка по восстановлению баланс.
Когда трущобы начинают бурлить, тайная полиция начинает действовать не очень тайно.
Если трущобы побеждают, подрывные субкультуры институционализируются, а перемещенные превращаются в субкультуры. Если трущобы проигрывают, все остается примерно по-прежнему. В любом случае схема социальной организации остается неизменной: баланс сил между институциональной матрицей класс-культура и субкультурной паутиной.
Это мир, к которому мы привыкли, и это мир, который меняет Интернет. Субкультурная сеть теперь становится читаемой и управляемой под суровым светом Facebook Как действий. Как раз вовремя, поскольку отдача от более грубых форм политической и экономической эксплуатации сейчас быстро уменьшается. Победа Обамы на последних президентских выборах и проникновение таких организаций, как Groupon, в местные кулинарные субкультуры — это лишь первые признаки того, куда мы движемся.
Противоположный вывод. Большинство комментаторов сегодня утверждают, что субкультурный мир становится сильнее, непостижимее и все более неуправляемым.
Это смесь иллюзии, слабого чувства истории и последствий временной фазы обучения со стороны институтов матрицы класса и культуры. Мир субкультур предстоит всесторонне изучить, нанести на карту, приручить и приручить. Чем крупнее субкультура, тем быстрее она падет.
Субкультурная сеть выглядит все более непостижимой (и, следовательно, более сильной и неуправляемой) для вас и меня, людей. Это не кажется непонятным, если вы посмотрите на него через все более изощренные инструменты цифрового управления. Facebook для маркетологов и политиков — то же, что Google Maps для путешественников.
Плохое чувство истории связано с уходом из жизни последнего живого поколения, пережившего действительно ужасающие масштабы глобального конфликта. Твиттер-революции меркнут по сравнению с мировыми войнами и масштабными конфликтами девятнадцатого века.
Что подводит нас к единственной серьезной причине временного возрождения субкультурной власти на общей нисходящей траектории: отставание в обучении в институциональном мире.
Приручение субкультур
Ранее я отмечал, что субкультуры субинституциональны по своему разрешению. Не существует Федерации американских хипстерских обществ с национальным президентом и организациями-членами, каждая со своими председателями, машинами для печати бейджей и добровольцами, набивающими конверты. Не существует Ежегодного национального собрания хипстеров, которое пытается повлиять на выборы, а также нет постановлений о зонировании и налоговых законов, специально предназначенных для хипстерских кварталов. И, возможно, самое главное, нет основного списка адресов электронной почты хипстеров, который вы можете использовать для опроса и продвижения.
Но то, что субкультуры лишены безличных институтов в традиционном смысле, не означает, что они являются личностными образцами социальной организации. Они не. Они просто неразборчивы для матрицы классовой культуры, работающей с доинтернетовскими инструментами.
Поскольку они выполняют лишь часть функций формальных организаций (полагаясь на матрицу классовой культуры для таких базовых вещей, как автомобили и нижнее белье), им требуется меньше элементов внешней инфраструктуры.
Распространенных общеизвестных текстов достаточно часто. Тайные рукопожатия служат цели взаимного узнавания один на один, а знакомства втроем достаточно, чтобы небольшие локальные группы могли сплотиться. Дресс-код, популярные места и активно используемые тексты изменяются настолько медленно, что секретных рукопожатий достаточно для распространения всей информации. Не нужно набивать конверты или списки адресов электронной почты. Наказание за дезертирство — изгнание и изгнание — обычно слабое и локальное, потому что ценность членства, как правило, слабая и локальная (друзья, с которыми можно тусоваться, вечеринки, на которые можно ходить, местная экономика торговли услугами).
До того, как появился Интернет, из-за огромного количества и незначительности местных субкультур управление было слишком дорогим. Риск редкого мятежного восстания не мог оправдать затраты на более детализированные механизмы управления до появления Интернета.
Например, предприятия продавали скромный набор обуви массового производства и производили больше разновидностей, которые продавались лучше. Было не особенно полезно знать, что хипстерам нравятся кроссовки Converse. Для политиков грубого цветового кодирования красных и синих штатов (в Америке) и определенного объема разведданных на уровне округов было достаточно для информирования избирательных кампаний.
Однако Интернет все изменил. Это позволило субкультурам масштабироваться (путем перевода их институтов секретных рукопожатий в онлайн) и стать более ценными в процессе. В то время как массово производимые культуры знаменитостей ослабевают, мы не возвращаемся к образцам местной культуры, существовавшим до появления средств массовой информации. Вместо этого мы превратились в мегасубкультуры, которые масштабируются без развития институтов.
И в то же время видимость субкультурного поведения значительно удешевила и упростила управление и эксплуатацию. Вам не нужно идти в конкретный район, в определенной одежде и оставлять конкретные ссылки. Вы можете сидеть за своим столом, одеваться так, как хотите, и притворяться, что попали в любую субкультуру. Достаточно долго, чтобы продать целую партию обуви.
Бизнесу и политикам не потребуется много времени, чтобы полностью освоить эту игру.
Исход неизбежен. Субкультуры будут всесторонне приручены. Институциональные социопаты в матрице классовой культуры теперь в состоянии обнаружить и взять под контроль субкультуры еще до того, как они появятся. Это приведет к контролю над теми самыми возникновение субкультур.
Изготовление субкультур
Субкультуры уязвимы, потому что они формируются вокруг общеизвестных общеизвестных текстов (даже если рассматриваемый общий текст представляет собой не что иное, как определенный словарь нового городского сленга). С точки зрения Интернета, сегодняшняя невидимая — для всех, кроме глаза ИИ, обрабатывающего большие данные — модель предпочтений — это завтрашний субкультурный маленький мир на глобальном графике интересов. А завтрашняя диаграмма интересов — это социальная диаграмма следующей недели.
Недалек тот день, когда Amazon сможет предсказать, основываясь на корреляции продаж книг в данной географии, формирование новой субкультуры до первого определяющего события (скажем, вечеринки, на которой создается миф о происхождении) когда-либо имеет место. Вскоре появятся механизмы влияния, дополняющие механизмы обнаружения.
Сегодня наивные маркетологи пытаются неуклюже создавать интернет-сообщества в рамках своих товаров или услуг, привлекать целевые субкультуры, и, как правило, терпят неудачу.
Те, кто поумнее, пытаются «владеть» релевантными разговорами, основываясь на выявлении основных субкультурных текстов, которые соседствуют с разговором о позиционировании продукта (классический пример: хотите стать владельцем рынка тампонов для подростков? Создайте сообщество для разговоров о девушках). Это маркетинг периферийным зрением.
Самые умные пытаются проникнуть в существующие субкультурные сообщества онлайн и объединить их.
Но все эти механизмы имели очень ограниченный успех. Потому что они все об укрощении диких субкультур.
Но как только маркетологи, работающие с большими данными, опередят культурную кривую на на , можно ожидать, что баланс сил решительно сместится в их пользу. От обнаружения субкультур до того, как это сделают сами будущие члены, до активного посева, размножения и формирования желательных субкультур — не так уж и сложно себе представить. Это будет мир предкогнитивного маркетинга, управляемый квантами в чанах с данными.
Приручение превратится в приручение.
Сегодня маркетинговая машина в лучшем случае может приложить все свои силы к Джастину Биберу и создать грубую, широкомасштабную культуру, чья сфабрикованная природа очевидна для всех, кроме самых недалеких наблюдателей.
Завтра он сможет создавать крошечные, нишевые культуры, члены которых будут либо искренне верить в то, что субкультура является их собственным творением, либо, по иронии судьбы, не заботиться о том, что она была создана для них, чтобы они могли найти ее с помощью инженерной интуиции.
Вступит в силу своего рода закон Мура о культурной фабрикации, и в конечном итоге он сможет выгравировать целую субкультуру в пределах нескольких городских кварталов.
Черт возьми, позвольте мне пойти на риск и сделать предсказание типа закона Мура: размер самой маленькой производственной субкультуры будет уменьшаться вдвое по размеру и скоротечности каждые 18 месяцев. Через 10 лет у нас будет микропроцессорный момент: возможность вытравливать культуру с разрешением в один городской квартал за один месяц. Работая совместно с нео-урбанистами, новые маркетологи смогут собрать тысячи одомашненных гиперлокальных субкультур в каждом крупном городе и полностью перепрограммировать его культурно каждые несколько месяцев, чтобы продавать новый урожай товаров и услуг.
Это будущее (будь то утопия или антиутопия, в зависимости от того, где вы находитесь) далеко, но мы доберемся до него.
Три из четырех компаний, которые сегодня доминируют в Сети: Facebook ( Как моделей), Google (модели поиска) и Amazon (модели покупок), оснащены чрезвычайно мощными культурными радарами раннего предупреждения, основанными на массивных потоках данных. Потоки данных настолько велики, что только крупные институты в рамках матрицы классовой культуры смогут преобразовать их в полезную информацию.
Apple, четвертая компания, как ни странно, способна ли , а не управлять духом времени таким образом. Их историческое конкурентное преимущество — ум Стива Джобса — с его уходом превратилось в серьезную слабость. Поскольку он был сверхъестественно хорош в после духа времени, Apple растратила свой потенциал, чтобы опередить его. Ключевой вид культурного радара раннего предупреждения (основанный на музыкальных вкусах) был передан стартапам. Было дешевле позволить Джобсу оставаться на шаг впереди других интуитивных маркетологов до Интернета, чем инвестировать в активы, которыми могли воспользоваться менее талантливые постинтернетовские маркетологи, ориентированные на данные, способные опережать саму культуру.
Вот почему Брюс Стерлинг был прав, назвав Apple примером того, как готика-хай-тек следует духу времени, а не руководит им, но я считаю, что он ошибается, думая, что весь маркетинг будет таким; многое из этого теперь собирается опередить дух времени и активно формировать его в течение десятилетия.
В качестве показательного признака следует отметить, что субкультуры уже настолько полностью ниспровергнуты, что они добровольно документируют свои действия в Интернете на частных платформах. Каждую вечеринку или групповой обед теперь, скорее всего, будут фотографировать, снимать на видео и архивировать в Интернете как часть коллективной памяти. Потоки групповой жизни и грандиозные нарративы доступны для чтения.
Если вы не платите, вы продукт. Действительно.
Но если отбросить мелочи, вывод неизбежен. Субкультурная сеть теперь открыта для колонизации. Он сохранит потенциал для очень грубой и грубой подрывной деятельности (#OccupyWallStreet — это своего рода лебединая песня субкультурной власти). Этот потенциал вскоре достигнет пика, а затем начнет снижаться.
Состояние у подножия пирамиды внимания
Насколько велика потенциальная ценность извлечения субкультурного внимания? По слухам, оценка IPO Facebook дает подсказку: 100 миллиардов долларов. Это предполагает, что рынок достаточно велик — если учесть всех игроков — чтобы поднять мировой ВВП на несколько процентных пунктов. Это много или мало? Зависит от вашей системы отсчета.
Один из способов сформулировать значение — представить себе пирамиду социальных групп, представляющих различные уровни социального внимания (не внимания, посвященного нечеловеческому миру).
Внизу у вас есть 7 миллиардов маленьких бассейнов индивидуально направленного внимания. На самом верху у вас есть единственная точка, группа, называемая человечеством. Бывают такие моменты, как 11 сентября, когда все доступное внимание устремляется к вершине.
На одну организационную ступеньку ниже у вас есть, возможно, 18 группировок на самом грубом уровне разрешения глобальной матрицы классов и культур: три основных социальных класса (богатые, средний класс, бедные), умноженные на полдюжины или около того основных цивилизаций.
Затем у вас есть примерно 700 с лишним национальных классовых групп и так далее, минуя города, родственные группы, традиционные семейные общества и различные другие виды групп, которые были давно приручены и включены в матрицу классовой культуры.
На некотором уровне разрешения, за серой переходной зоной, матрица класс-культура уступает место необузданной субкультурной сети. Серая зона неуклонно движется вниз, приручая субкультурную паутину и помещая ее в матрицу классовой культуры.
Это не похоже на состояние в нижней части пирамиды К. К. Прахалада. Это культурный эквивалент высказывания Ричарда Фейнмана «много места внизу», которое сегодня служит источником вдохновения для всей области нанотехнологий.
Вот только места мало. Хотя социальное пространство, занимаемое субкультурной паутиной, огромно, она одомашнивается так быстро, что можно ожидать полной колонизации в течение десяти лет. Вспомните, что произошло с железнодорожным бумом в Америке в девятнадцатом веке. Процессы заселения, мучительно ползшие три с половиной века, вдруг ускорились и завершили свое дело за несколько десятилетий (маркером стала большая пятилетняя депрессия, начавшаяся в 1873 г.).
Итак, с этой точки зрения 100 миллиардов долларов кажутся разумными и не слишком большими. Похоже, что рынок займет не более десяти лет, чтобы занять его. В этот момент я ожидал, что Facebook превратится в зрелую компанию со снижающейся маржей.
В этот момент мы достигнем предела, который я назвал пиковым вниманием. Как только все субкультурное внимание будет исчерпано, останутся только два вида внимания: внимание, которое сейчас заперто в рамках личных отношений, и внимание, контролируемое индивидуалистическими инстинктами.
Оба, вероятно, устойчивы к промышленным методам извлечения внимания. Все подлинные подрывные инстинкты отступят к этим двум нижним уровням пирамиды внимания: группам размером один и два соответственно (в мире, вероятно, около полутриллиона отношений один на один; я оставлю вас, чтобы понять, почему ).
Мы пройдем Пик Внимания, и начнется новая игра.
Доктор Чжунвэй (Мабу) Ли | Школа медиа и коммуникаций
- Должность: PDRF Музыкальная культура в эпоху стриминга
- Области специализации: культурное распространение и потребление, музыкальные культуры и субкультуры, неформальная медиаэкономика и глобализация, медиа и культура в пореформенном Китае, музыкальные потоковые платформы и инфраструктура
- Электронная почта: Z. [email protected]
- Местонахождение: M3 Магазин портных, Север,
- Веб-сайт: ОРЦИД
Профиль
Чжунвэй (Мабу) Ли (он/он) получил докторскую степень в Лондонской школе экономики и политических наук в 2020 году, защитив диссертацию на тему «Вырезка: музыка, ненормативная лексика и субкультурная политика» в 19Китай 90-х. Мабу имеет степень бакалавра педагогики Пекинского педагогического университета и степень магистра социологии Кембриджского университета. До того, как присоединиться к проекту MUSICSTREAM, он работал научным сотрудником LSE в области медиа и коммуникаций, преподавал и проводил различные курсы по теории медиа, исследованиям аудитории и китайской медиакультуре. Помимо академических кругов, он также принимал участие в музыкальных сценах как в Китае, так и в Великобритании, работая с различными проектами и организациями, чтобы вывести начинающих артистов Китая на более широкую международную арену.
Научные интересы
Сосредоточившись ранее на музыке, субкультурах и неформальных способах культурного потребления и распространения в Китае 1990-х годов, текущее исследование Мабу исследует разрывы и преемственности между современным моментом потоковой передачи музыки и музыкальными культурами за последние тридцать лет. обеспечиваемые различными форматами носителей — от физических носителей записи до загружаемых цифровых файлов — и их соответствующими экосистемами. Его работа с проектом MUSICSTREAM направлена на контекстуализацию этого набора изменений в рамках более широких социальных, политических и экономических преобразований на пути Китая к глобальной капиталистической современности.
Исследовательские проекты
Все исследовательские проекты, над которыми я сейчас работаю, будут перечислены ниже. Наш список всех исследовательских проектов позволяет просматривать и искать полный список проектов факультета.