Негативная референтная группа: Референтная группа негативная это

Особенности референтных групп у учащихся разных возрастов

 

 

Министерство Образования Российской Федерации

ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Отделение  педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Особенности референтных групп у учащихся разных возрастов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

1 курс  группа 933 у

Ракипова Л.Ф.

Научный руководитель:

Фахрутдинова Р.А.

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2014г.   

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….………..3

I. Теоретический анализ особенностей референтных групп у учащихся разных возрастов………………………………………………………………………………………7

1. 1. Понятие и виды референтных групп в психоло-педагогической литературе………………………………………………….

.…………….7

1.2. Возрастные особенности подростка……………………….……….9

1.3. Формирование ценностных ориентаций в подростковом возрасте…………………………………………………………………..14

Выводы по первой главе……………………………………………………….21

II. Эмпирическое исследование особенностей референтных групп у учащихся разных возрастов……………………………………………………………………22

2.1. Описание выборки и методик  исследования особенностей референтных групп у учащихся разных возрастов………………………….22

2.2. Анализ результатов исследования референтных групп у учащихся разных возразтов……………………………………………………………………………23

Выводы по второй главе………………………….…………………..……….27

Программа референтных групп у учащихся разных возрастов.

……………28

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы……………………………….…………………………….33

Приложение……………………………………………………………….…….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из основных структурных компонентов формирования личности подростка являются ценностные ориентации – разделяемые и внутренне принятые материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Именно ценностные ориентации для подростка служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Наибольшее влияние на ценностные ориентации подростка оказывает референтная группа, система ценностей и норм которой выступает для него эталоном.

Личностное развитие подростка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально-психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности. Особенности нормального личностного роста человека, проблемы и трудности, которые могут возникнуть на этом пути, возможные тупиковые ситуации и широкие дороги для постоянного нравственного самосовершенствования неплохо обрисовал известный психолог и философ Э. Фромм. Он представил и в своих философско-психологических произведениях красочно описал две линии личностного развития человека: ту, которая ведет к нравственному возрождению, росту самоуважения, самосознания и ответственности, и ту, которая заводит человека в тупик.

Младший подростковый возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым подростком на данном этапе. Коллектив школьного класса выступает важным «условием» развития личности каждого подростка. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности.

Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Причем большую роль играют как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение подростка от своего положения в классе.

Благоприятный психологический климат способствует лучшему усвоению учебного материала подростка, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

 Представление подростка о референтной группе, чьи нормы, установки и ценностные ориентации не только принимаются подростком во внимание при реализации социального поведения, но и становятся мотивом поведения личности. Именно в результате принятия норм и ценностей референтной группы подростком происходит гармоническое развитие его личности.

В современной психологии выдающимися психологами (Божович Л.И., Кондратьев М.Ю, Харинова И.В. и др.) давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы — круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она — и в прямом контакте, и мысленно — соотносит свои оценки, действия и поступки. И определение ценностных ориентаций референтного круга подростков является весьма важным в плане сбора информации о значимых для него отношениях.

Таким образом, референтная группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности играют решающую роль в социализации подростка, в усвоении им определенного социального опыта и формировании внутренних поведенческих регуляторов, внутреннего плана сознания.

Проблема: воспитание подростков представляет свои определенные трудности, связанные, прежде всего с особенностями их физиологического развития, что влияет и на развитие познавательных процессов (отмечается некоторое снижение темпов нарастания умственной работоспособности, быстрая утомляемость), проявляется в их общей реакции на воспитательные воздействия (большей возбудимости и раздражительности, немотивированном негативизме).

В отличие от буржуазной педагогики, которая считает этот возраст критическим, чреватым конфликтами, советская педагогика утверждает, что при правильно организованном воспитании, учитывающем особенности физического развития и их отражение в развитии учащихся, наличии здоровой атмосферы дружбы и товарищества в школьном коллективе и при хорошей обстановке в семье все эти трудности в педагогическом руководстве формированием личности подростка преодолимы. Этому содействует и социальная среда, и деятельность пионерской и комсомольской организаций школы, а также общественности, которые, объединяя усилия, стараются особенно активно вовлекать учащихся этого возраста в разнообразные виды деятельности.

Объект исследования: референтные группы.

Предмет исследования: процесс формирования референтных групп у учащихся разных возрастов.

Цель исследования: изучение особенностей референтных групп у учащихся разных возрастов.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретический анализ особенностей референтных групп у учащихся разных возрастов.
  2. Реализовать программу психологической поддержки подростков с целью формирования у них социальных групп.
  3. Организовать эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня референтных групп у учащихся разных восрастов.

Гипотеза исследования: референтные группы имеют большое влияние на процесс развития личности в подростковом возрасте и на формирование у них норм поведения и ценностных ориентаций.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение.

Методики исследования: методика межличностных отношений Лири, внешнегрупповая референтометрия (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко), «Ценностные ориентации» М. Рокич. 

Эмпирическая база исследования: МБСОШ №21 г. Альметьевск, 14 детей 10-12 лет, 14 детей 14-16 лет.

Структура курсовой работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретический анализ особенностей референтных групп у учащихся разных возрастов

1.1. Понятие и виды референтных групп в психолого-педагогической литературе

 

Впервые понятие «референтность» было введено в американской социальной психологии в начале 40-х годов и вскоре стали появляться в большом количестве трудов, при разработке различных проблем: от психических заболеваний и детской преступности до массовых коммуникаций и формирования мнения.

Положительная референта группа — группа, которая мотивирует индивида быть принятым в ее состав и достичь отношение к себе как к члену группы. Негативная референтная группа мотивирует индивида выступать против нее, или в которой не желает отношение к себе как к члену группы

Различают реальную и кажущуюся референтную группы.

Также можно говорить о таких видах референтных групп:

1) информационная — носители  информации. Среди них различают носителей опыта и экспертов;

2) ценностная — является эталоном ценностно-нормативной системы;

3) утилитарная — это группа носитель материальных или иных благ, которые важны для индивида Для лиц мужского пола утилитарной референтной группой являются женщины, а для женщин — мужчины;

4) группа самоидентификации — группа, с которой идентифицирует себя личность, членом которой себя считает референтные группы, через свою разнородность, могут выполнять различные функции  в формировании социальных установок личности.

Во-первых, навязывать, формировать стандарты — групповые нормы индивиду. Это нормативная функция референтной группы.

Во-вторых, она является эталоном, точкой отсчета для сравнения и выполняет сравнительную функцию[12].

Часто и нормативную, и сравнительную функции выполняет один и тот же референтная группа, но не всегда. Выбирая себе референтную группу, индивид учитывает такие ее характеристики, как образ жизни, престиж, доход, а также ее открытость-закрытость, степень социальной дифференциации, автономность или зависимость группы, относительную социальную позицию, социальную силу группы и другие параметр. Не всегда референтная группа выступает как группа членства, что можно было бы считать оптимальным вариантом для личности. Между группами членства и референтными могут возникать конфликты.

Выдающиеся исследователь Крушельницкая О.Б. построил типологию референтного группового конфликта, который возникает при выборе тех или иных групп как референтных:

1.  Конфликт между группой членства и референтной группой: возникает тогда, когда группа членства ожидает от индивида определенного типа поведения, характерного для этой группы, а поведение индивида не соответствует ожиданиям из-за ориентации на ценностно-нормативную систему референтной групп.

2. Конфликт между референтными группами: возникает, когда индивид выбирает как референтные несколько групп с противоположными стандартами.

3. Конфликт между устоявшейся идентичностью и привлекательной идентичностью: индивид «душой и телом» принадлежит к одной референтной группы, одновременно идентифицируя себя с другим, стремясь соответствовать ее стандартам.

4. Конфликт возникает, когда одновременно две группы есть и группами членства, и референтными группами которые выдвигают противоположные требования: например, нежный и заботливый отец одновременно стремится к карьерному росту и семейному согласию.

Социогруповая структура общества требует дальнейшего изучения: поиск реального набора основных элементов структуры, определение сущностных их характеристик, влияния, функций, конфликтных форм взаимодействий, проекции членства в группе на поведение индивида [16].

Социальная группа является одной из стержневых категорий социологии. Она описывает различные формы объединения людей. В социологическом анализе значительное внимание уделяют выделению показателей реальности хозяйственной группы к которым относятся: участие как субъектов и объектов в реальных социальных отношениях, общие потребности и интересы, социальные нормы, ценности, взаимная идентификация, подобная мотивация, собственные символы, подобный стиль жизни, самовоспроизведению, отличная система социальных связей.

Таким образом, классификация социальных групп дает возможность полнее выяснить их сущностные черты. Социальные группы разделяют по характеру взаимосвязи: реальные, номинальные, фиктивные; за время существования: долгосрочные и а кратковременные; за теснотой контактов между членами группы: большие и малые; по мере вхождения в группу: формальные и неформальные; по степени организации: неорганизованные и организованные. Понимание поведения личности, ее ценностных ориентиров дает референтная группа, которая предстает как эталон, образец, ориентир деятельности индивида.

 

1.2. Возрастные особенности подростка

 

Хронологически подростковый возраст определяется периодом развития ребенка от 10 — 11 до 14 — 15 лет. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредующих поведение, деятельность и отношения. Центральную роль в становлении личности подростка играют происходящие в нем физиологические изменения [9].

Идентификация личности с группой. Референтные группы. Эффекты социального влияния группы

12Следующая ⇒

Каждый человек представляет собой личность, цели и задачи которой могут совпадать или не со­впадать с целями и идеологией группы. Общепринято мнение, что идентификация личности — это некий четкий механизм, подразумевающий наличие эмоциональной связи ее с другими представителями группы и общества. Идентификация может быть разной, например общение с родителями и другими род­ственниками. Идентификация часто приводит к уподоблению, в основном неосознанному. Ориентация на действия и мыш­ление другого человека как на некий образец существенно по­вышает показатели социального обучения.

Термин «референтная группа» был предложен в 1942 г. Он подразумевает существование группы, которая используется как некий цензор поведения или мышления индивида. Каж­дый человек сравнивает себя с группой, ее целями, поведени­ем лидера, и в данном случае референтная группа становится эталоном. В зависимости от ситуации она может быть реаль­ной и вымышленной.Часто референтная группа формируется в результате социаль­ного конструирования. Создаваемые специально референтные

группы находятся под контролем их создателей определенное вре­мя, после завершения экспериментов группу ликвидируют или же переводят в ряд обычных групп. Случается, что группы ста­новятся примерами для других неведомо для себя. По характеру референтные группы могут быть позитивными и негативными. Позитивная референтная группа (реальная или воображаемая) всегда является образцом для других. Негатив­ная референтная группа представляется в качестве нежелатель­ного примера. Все эталонные группы делятся на: информаци­онные как источники надежной информации, ценностные и самоидентификационные.

Социальные группы оказывают влияние на каждого инди­вида. В результате таких влияний люди могут изменять свои привычки и мышление. К таким изменениям относят депер­сонализацию, сдвиг к риску, фасилитацию и ингибицию. Каж­дое изменение в сознании индивида может отразиться на со­знании группы и общества в целом.

Деперсонализация («антиличность») выражается в различных нарушениях деятельности сознания индивида. В результате у индивида может возникнуть чувство собственной измененно-сти, отчужденности. Обычно деперсонализация проявляется при психических заболеваниях, сложной эмоциональной си­туации. В некоторых случаях деперсонализация может стать причиной необратимых изменений психики человека.

Сдвиг к риску возникает как в больших, так и в малых соци­альных группах, однако риск проявляет себя лишь в отношени­ях власти той или иной группы. Риск — это некий переломный момент, возникающий во временном русле, между спокойно протекающей ситуацией и кризисным моментом. В социальной психологии рискогенные ситуации проявляются в личностных взаимоотношениях, при обнаружении того или иного круга проблем.

В больших социальных группах ситуации риска носят мас­штабный характер, и таким образом в них могут быть вовлече­ны не только властные структуры, но и представители других сфер деятельности. В малых же социальных группах риски про­текают менее заметно, на уровне определения лидерства и за­нимаемой главенствующей позиции, т.е. носят более локаль­ный характер Социальная фасилитация проявляется как помощь индиви­ду в виде появления видимого или вымышленного соперника, как мотивация к повышению эффективности деятельности.

Социальная ингибиция как психологический эффект прояв­ляется в виде снижения уровня производительности труда, ког­да индивид ощущает вымышленного им же соперника, недру­га, просто наблюдателя. Часто ингибиция характерна для слож­ных видов деятельности.

Вопросы и задания для повторения

1. Объясните понятия первичной и вторичной сред и из­менения приоритетов среды в современных условиях.

2. Каковы процессы формирования малых групп и их ме­сто в общей структуре социума?

3. Раскройте смысл терминов «макроструктура» и «микро­структура» в социальной психологии.

4. Объясните необходимость существования лидера в груп­пах, его функции, цели, задачи.

5. Объясните сущность понятия «комформность», условия его возникновения, значение в социальном обществе.

6. Назовите три главных направления изучения формиро­вания коллективного субъекта как лидера своей груп­пы, раскройте их идеи и значение.

7. Какие бывают типы управления коллективом?

8. Раскройте понятие социальной общности, необходи­мость ее изучения и возможные направления развития.

9. Объясните значение понятия «референтная группа».

10.В чем суть эффектов социального влияния группы: фа-силитации, ингибиции, деперсонализации, сдвига к риску? Объясните их значение, особенности формиро­вания, время действия.

.

 

 

12Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Отклонение от негативных референтных групп может повысить соответствие собственным нормам Siegwart Lindenberg :: SSRN

Скачать эту статью

Открыть PDF в браузере

ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку

Делиться: