Негативная референтная группа: Референтная группа негативная это
Особенности референтных групп у учащихся разных возрастов
Министерство Образования Российской Федерации
ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Отделение педагогики и психологии
Курсовая работа
«Особенности референтных групп у учащихся разных возрастов»
Выполнила студентка:
1 курс группа 933 у
Ракипова Л.Ф.
Научный руководитель:
Фахрутдинова Р.А.
Альметьевск 2014г.
Содержание
Введение……………………………………………………
I. Теоретический анализ особенностей
референтных групп у учащихся разных возрастов…………………
1. 1. Понятие и виды референтных групп в
психоло-педагогической литературе………………………………………………….
1.2. Возрастные особенности подростка……………………….……….9
1.3. Формирование ценностных ориентаций
в подростковом возрасте…………………………………………………………
Выводы по первой главе……………………………………………………….
II. Эмпирическое исследование
особенностей референтных групп у учащихся
разных возрастов…………………
2.1. Описание выборки и методик
исследования особенностей референтных групп у учащихся
разных возрастов…………………
2.2. Анализ результатов
Выводы по второй главе………………………….…………………..……….
Программа референтных групп у учащихся разных возрастов.
……………28Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………….…………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Одним из основных структурных компонентов формирования личности подростка являются ценностные ориентации – разделяемые и внутренне принятые материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Именно ценностные ориентации для подростка служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Наибольшее влияние на ценностные ориентации подростка оказывает референтная группа, система ценностей и норм которой выступает для него эталоном.
Личностное развитие подростка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально-психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности. Особенности нормального личностного роста человека, проблемы и трудности, которые могут возникнуть на этом пути, возможные тупиковые ситуации и широкие дороги для постоянного нравственного самосовершенствования неплохо обрисовал известный психолог и философ Э. Фромм. Он представил и в своих философско-психологических произведениях красочно описал две линии личностного развития человека: ту, которая ведет к нравственному возрождению, росту самоуважения, самосознания и ответственности, и ту, которая заводит человека в тупик.
Младший подростковый возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым подростком на данном этапе. Коллектив школьного класса выступает важным «условием» развития личности каждого подростка. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности.
Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Причем большую роль играют как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение подростка от своего положения в классе.Благоприятный психологический климат способствует лучшему усвоению учебного материала подростка, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Представление подростка о референтной группе, чьи нормы, установки и ценностные ориентации не только принимаются подростком во внимание при реализации социального поведения, но и становятся мотивом поведения личности. Именно в результате принятия норм и ценностей референтной группы подростком происходит гармоническое развитие его личности.
В современной психологии выдающимися психологами (Божович Л.И., Кондратьев М.Ю, Харинова И.В. и др.) давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы — круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она — и в прямом контакте, и мысленно — соотносит свои оценки, действия и поступки. И определение ценностных ориентаций референтного круга подростков является весьма важным в плане сбора информации о значимых для него отношениях.
Таким образом, референтная группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности играют решающую роль в социализации подростка, в усвоении им определенного социального опыта и формировании внутренних поведенческих регуляторов, внутреннего плана сознания.
Проблема: воспитание подростков представляет свои определенные трудности, связанные, прежде всего с особенностями их физиологического развития, что влияет и на развитие познавательных процессов (отмечается некоторое снижение темпов нарастания умственной работоспособности, быстрая утомляемость), проявляется в их общей реакции на воспитательные воздействия (большей возбудимости и раздражительности, немотивированном негативизме).
В отличие от буржуазной педагогики, которая считает этот возраст критическим, чреватым конфликтами, советская педагогика утверждает, что при правильно организованном воспитании, учитывающем особенности физического развития и их отражение в развитии учащихся, наличии здоровой атмосферы дружбы и товарищества в школьном коллективе и при хорошей обстановке в семье все эти трудности в педагогическом руководстве формированием личности подростка преодолимы. Этому содействует и социальная среда, и деятельность пионерской и комсомольской организаций школы, а также общественности, которые, объединяя усилия, стараются особенно активно вовлекать учащихся этого возраста в разнообразные виды деятельности.
Объект исследования: референтные группы.
Предмет исследования: процесс формирования референтных групп у учащихся разных возрастов.
Цель исследования: изучение особенностей референтных групп у учащихся разных возрастов.
Задачи исследования:
- Изучить теоретический анализ особенностей референтных групп у учащихся разных возрастов.
- Реализовать программу психологической поддержки подростков с целью формирования у них социальных групп.
- Организовать эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня референтных групп у учащихся разных восрастов.
Гипотеза исследования: референтные группы имеют большое влияние на процесс развития личности в подростковом возрасте и на формирование у них норм поведения и ценностных ориентаций.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение.
Методики исследования: методика межличностных отношений Лири, внешнегрупповая референтометрия (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко), «Ценностные ориентации» М. Рокич.
Эмпирическая база исследования: МБСОШ №21 г. Альметьевск, 14 детей 10-12 лет, 14 детей 14-16 лет.
Структура курсовой работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
I. Теоретический анализ особенностей референтных групп у учащихся разных возрастов
1.1. Понятие и виды референтных групп в психолого-педагогической литературе
Впервые понятие «референтность» было введено в американской социальной психологии в начале 40-х годов и вскоре стали появляться в большом количестве трудов, при разработке различных проблем: от психических заболеваний и детской преступности до массовых коммуникаций и формирования мнения.
Положительная референта группа — группа, которая мотивирует индивида быть принятым в ее состав и достичь отношение к себе как к члену группы. Негативная референтная группа мотивирует индивида выступать против нее, или в которой не желает отношение к себе как к члену группы
Различают реальную и кажущуюся референтную группы.
Также можно говорить о таких видах референтных групп:
1) информационная — носители информации. Среди них различают носителей опыта и экспертов;
2) ценностная — является эталоном ценностно-нормативной системы;
3) утилитарная — это группа носитель материальных или иных благ, которые важны для индивида Для лиц мужского пола утилитарной референтной группой являются женщины, а для женщин — мужчины;
4) группа самоидентификации — группа, с которой идентифицирует себя личность, членом которой себя считает референтные группы, через свою разнородность, могут выполнять различные функции в формировании социальных установок личности.
Во-первых, навязывать, формировать стандарты — групповые нормы индивиду. Это нормативная функция референтной группы.
Во-вторых, она является эталоном, точкой отсчета для сравнения и выполняет сравнительную функцию[12].
Часто и нормативную, и сравнительную функции выполняет один и тот же референтная группа, но не всегда. Выбирая себе референтную группу, индивид учитывает такие ее характеристики, как образ жизни, престиж, доход, а также ее открытость-закрытость, степень социальной дифференциации, автономность или зависимость группы, относительную социальную позицию, социальную силу группы и другие параметр. Не всегда референтная группа выступает как группа членства, что можно было бы считать оптимальным вариантом для личности. Между группами членства и референтными могут возникать конфликты.
Выдающиеся исследователь Крушельницкая О.Б. построил типологию референтного группового конфликта, который возникает при выборе тех или иных групп как референтных:
1. Конфликт между группой членства и референтной группой: возникает тогда, когда группа членства ожидает от индивида определенного типа поведения, характерного для этой группы, а поведение индивида не соответствует ожиданиям из-за ориентации на ценностно-нормативную систему референтной групп.
2. Конфликт между референтными группами: возникает, когда индивид выбирает как референтные несколько групп с противоположными стандартами.
3. Конфликт между устоявшейся идентичностью и привлекательной идентичностью: индивид «душой и телом» принадлежит к одной референтной группы, одновременно идентифицируя себя с другим, стремясь соответствовать ее стандартам.
4. Конфликт возникает, когда одновременно две группы есть и группами членства, и референтными группами которые выдвигают противоположные требования: например, нежный и заботливый отец одновременно стремится к карьерному росту и семейному согласию.
Социогруповая структура общества требует дальнейшего изучения: поиск реального набора основных элементов структуры, определение сущностных их характеристик, влияния, функций, конфликтных форм взаимодействий, проекции членства в группе на поведение индивида [16].
Социальная группа является одной из стержневых категорий социологии. Она описывает различные формы объединения людей. В социологическом анализе значительное внимание уделяют выделению показателей реальности хозяйственной группы к которым относятся: участие как субъектов и объектов в реальных социальных отношениях, общие потребности и интересы, социальные нормы, ценности, взаимная идентификация, подобная мотивация, собственные символы, подобный стиль жизни, самовоспроизведению, отличная система социальных связей.
Таким образом, классификация социальных групп дает возможность полнее выяснить их сущностные черты. Социальные группы разделяют по характеру взаимосвязи: реальные, номинальные, фиктивные; за время существования: долгосрочные и а кратковременные; за теснотой контактов между членами группы: большие и малые; по мере вхождения в группу: формальные и неформальные; по степени организации: неорганизованные и организованные. Понимание поведения личности, ее ценностных ориентиров дает референтная группа, которая предстает как эталон, образец, ориентир деятельности индивида.
1.2. Возрастные особенности подростка
Хронологически подростковый возраст определяется периодом развития ребенка от 10 — 11 до 14 — 15 лет. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредующих поведение, деятельность и отношения. Центральную роль в становлении личности подростка играют происходящие в нем физиологические изменения [9].
Идентификация личности с группой. Референтные группы. Эффекты социального влияния группы
12Следующая ⇒
Каждый человек представляет собой личность, цели и задачи которой могут совпадать или не совпадать с целями и идеологией группы. Общепринято мнение, что идентификация личности — это некий четкий механизм, подразумевающий наличие эмоциональной связи ее с другими представителями группы и общества. Идентификация может быть разной, например общение с родителями и другими родственниками. Идентификация часто приводит к уподоблению, в основном неосознанному. Ориентация на действия и мышление другого человека как на некий образец существенно повышает показатели социального обучения.
Термин «референтная группа» был предложен в 1942 г. Он подразумевает существование группы, которая используется как некий цензор поведения или мышления индивида. Каждый человек сравнивает себя с группой, ее целями, поведением лидера, и в данном случае референтная группа становится эталоном. В зависимости от ситуации она может быть реальной и вымышленной.Часто референтная группа формируется в результате социального конструирования. Создаваемые специально референтные
группы находятся под контролем их создателей определенное время, после завершения экспериментов группу ликвидируют или же переводят в ряд обычных групп. Случается, что группы становятся примерами для других неведомо для себя. По характеру референтные группы могут быть позитивными и негативными. Позитивная референтная группа (реальная или воображаемая) всегда является образцом для других. Негативная референтная группа представляется в качестве нежелательного примера. Все эталонные группы делятся на: информационные как источники надежной информации, ценностные и самоидентификационные.
Социальные группы оказывают влияние на каждого индивида. В результате таких влияний люди могут изменять свои привычки и мышление. К таким изменениям относят деперсонализацию, сдвиг к риску, фасилитацию и ингибицию. Каждое изменение в сознании индивида может отразиться на сознании группы и общества в целом.
Деперсонализация («антиличность») выражается в различных нарушениях деятельности сознания индивида. В результате у индивида может возникнуть чувство собственной измененно-сти, отчужденности. Обычно деперсонализация проявляется при психических заболеваниях, сложной эмоциональной ситуации. В некоторых случаях деперсонализация может стать причиной необратимых изменений психики человека.
Сдвиг к риску возникает как в больших, так и в малых социальных группах, однако риск проявляет себя лишь в отношениях власти той или иной группы. Риск — это некий переломный момент, возникающий во временном русле, между спокойно протекающей ситуацией и кризисным моментом. В социальной психологии рискогенные ситуации проявляются в личностных взаимоотношениях, при обнаружении того или иного круга проблем.
В больших социальных группах ситуации риска носят масштабный характер, и таким образом в них могут быть вовлечены не только властные структуры, но и представители других сфер деятельности. В малых же социальных группах риски протекают менее заметно, на уровне определения лидерства и занимаемой главенствующей позиции, т.е. носят более локальный характер Социальная фасилитация проявляется как помощь индивиду в виде появления видимого или вымышленного соперника, как мотивация к повышению эффективности деятельности.
Социальная ингибиция как психологический эффект проявляется в виде снижения уровня производительности труда, когда индивид ощущает вымышленного им же соперника, недруга, просто наблюдателя. Часто ингибиция характерна для сложных видов деятельности.
Вопросы и задания для повторения
1. Объясните понятия первичной и вторичной сред и изменения приоритетов среды в современных условиях.
2. Каковы процессы формирования малых групп и их место в общей структуре социума?
3. Раскройте смысл терминов «макроструктура» и «микроструктура» в социальной психологии.
4. Объясните необходимость существования лидера в группах, его функции, цели, задачи.
5. Объясните сущность понятия «комформность», условия его возникновения, значение в социальном обществе.
6. Назовите три главных направления изучения формирования коллективного субъекта как лидера своей группы, раскройте их идеи и значение.
7. Какие бывают типы управления коллективом?
8. Раскройте понятие социальной общности, необходимость ее изучения и возможные направления развития.
9. Объясните значение понятия «референтная группа».
10.В чем суть эффектов социального влияния группы: фа-силитации, ингибиции, деперсонализации, сдвига к риску? Объясните их значение, особенности формирования, время действия.
.
12Следующая ⇒ |
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Отклонение от негативных референтных групп может повысить соответствие собственным нормам Siegwart Lindenberg :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
16 страниц Опубликовано: 23 сентября 2022 г.
Просмотреть все статьи Зигварта Линденберга
Университет Гронингена — Факультет поведенческих и социальных наук; Университет Гронингена — Факультет поведенческих и социальных наук
Дата написания: 5 сентября 2022 г.
Резюме
Соответствие нормам сверстников влияет на собственное соответствие нормам и законным правилам, и это обычно объясняется заражением соответствия и отклонения через описательные эффекты нормы и условное сотрудничество. Однако может происходить и обратное: дурной пример может повышать, а не снижать соответствие нормам и законным правилам. Эта возможность не получила должного внимания в литературе. Мы предлагаем возродить концепцию негативной референтной группы Ньюкомба, чтобы объяснить, когда плохие примеры имеют такой положительный эффект: люди хотят дистанцироваться от группы, которая подает плохой пример. Мы проверяем эффект отрицательной референтной группы с помощью полевого исследования и находим эмпирическое подтверждение теории.
Ключевые слова: плохие примеры, условная кооперация, отрицательная референтная группа, ироническое заражение
Классификация JEL: D03, D83
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Линденберг, Зигварт, Хорошая сторона плохих примеров: отклонение от негативных референтных групп может повысить соответствие собственным нормам (5 сентября 2022 г.). Доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=4210320 или http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4210320
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Связанные электронные журналы
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь (необходимый)
Электронная почта (необходимый)
Если вам нужна немедленная помощь, звоните по телефону 877-SSRNHelp (877 777 6435) в США или +1 212 448 2500 за пределами США с 8:30 до 18:00 по восточному поясу США с понедельника по пятницу.
6. Справочные группы, карточки «Семья и дети»
ДеталиНазвание 6. Референтные группы, семья и дети Описание нет данных Всего карточек 25 Тема Маркетинг Уровень Бакалавриат 2 Создан 11.06.2011 | Нажмите здесь, чтобы изучить/распечатать эти карточки . Создайте свои собственные флеш-карты! Подпишите здесь. |
Карты
flashcardmachine.com/images/preview_card_back.gif»> Термин |
Назовите различные референтные группы |
Лидеры общественного мнения, семья, родители, супруги и дети |
Что такое референтная группа? |
Это «реальный или воображаемый индивидуум или группа, которые, как считается, имеют существенное значение для оценок, устремлений или поведения индивидуума». |
Какие 2 Типы влияния референтных групп? |
Нормативное влияние
Сравнительное влияние |
Назовите четыре различных типа референтных групп |
Первичная группа и вторичная группа •
Официальная группа и неформальная группа •
Членство и желательная справочная группа •
Положительная и отрицательная эталонная группа |
Что такое соответствие? |
Изменение убеждений или действий как реакция на реальное или воображаемое групповое давление |
Какие факторы влияют на вероятность соответствия? |
Культурное давление обязательство Страх перед отклонением Единодушие, размер и опыт группы |
Кто такие лидеры мнений? |
Люди, которые хорошо разбираются в продуктах и к чьим советам другие относятся серьезно |
Каковы 6 типов социальной власти? |
1) Базовая мощность 2) Информационная мощность 3) Законная сила 4) Экспертная мощность 5) Сила награды 6) Сила принуждения |
Что такое нормативное влияние? |
Референтная группа помогает устанавливать и обеспечивать соблюдение основных стандартов поведения. роль наших родителей в формировании наших ценностей |
Что такое сравнительное влияние? |
Когда затрагиваются решения о конкретных брендах или видах деятельности. звезды кино/баскетбола, политик, одноклассники |
Что такое первичная и вторичная группы? |
· Основная группа: Обычно это непосредственная группа, к которой принадлежит человек, например семья, друзья · Дополнительная группа: Состоит из более чем одной первичной группы, например студенческий союз |
Что такое формальные группы? |
Он принимает форму крупной формальной организации с признанной структурой, регулярным временем проведения собраний и должностными лицами. Группы, как правило, в большей степени ориентированы на конкретный продукт или вид деятельности и поэтому обладают высоким сравнительным влиянием. |
Что такое неформальные группы? |
Это может быть небольшая и неформальная группа, например группа друзей или студентов, живущих в университетском общежитии. Группы, как правило, более вовлечены в повседневную жизнь и играют более важную роль, поскольку они обладают высоким нормативным влиянием. |
Что такое референтная группа по членству? |
Обычные люди, чья потребительская деятельность обеспечивает информационное социальное влияние. |
Что такое желательная референтная группа? |
Известные спортсмены и знаменитости, используемые в маркетинговых усилиях по продвижению продукта. |
Что такое положительная референтная группа? |
◦ Мы моделируем наше поведение в соответствии с тем, чего, по нашему мнению, ожидает от нас группа. |
Что такое отрицательная референтная группа? |
◦ Функции избегания или диссоциативных групп ◦ Группы, от которых потребители намеренно стараются дистанцироваться • Мотивация дистанцироваться от негативной референтной группы может быть такой же или даже более мощной, чем желание угодить позитивной группе |
Какие существуют типы лидеров мнений? |
• Новаторы, инновационные коммуникаторы и искатели мнений ◦ Первые покупатели ◦ Лидеры общественного мнения, которые также являются первыми покупателями ◦ Лидеры общественного мнения также часто ищут мнения • Знаток рынка ◦ Описывает людей, которые активно участвуют в передаче рыночной информации всех типов. • Суррогатный потребитель ◦ Лицо, нанятое для участия в принятии решений о покупке. |
Назовите различные виды социальной власти |
1) Референтная сила (когда потребители имитируют качества, копируя поведение выдающегося человека, которым они восхищаются) 2) Информационная власть (способность влиять на мнение потребителей благодаря их (предполагаемому) доступу к «правде») 3) Легитимная власть (Данная людям в силу социальных соглашений, иногда предоставляемая униформой) 4) Экспертная мощность (получается от обладания специальными знаниями в области контента) 5) Способность к вознаграждению (Когда у человека или группы есть средства для обеспечения положительного подкрепления) 6) Сила принуждения (Воздействие на человека путем социального или физического запугивания) |
Объясните современную семью |
◦ Расширенная семья: Состоит из трех поколений, живущих вместе, и часто включает бабушек и дедушек, тетей, дядей и двоюродных братьев и сестер ◦ Нуклеарная семья: Мать, отец и один или несколько детей |
Что такое семейное домашнее хозяйство? |
◦ Содержит не менее двух человек, связанных кровным родством или браком |
Каковы 5 покупательских ролей в семьях? |
◦ Инициатор (лицо, от которого впервые приходит идея купить определенный товар) ◦ Инфлюенсер (сознательно или неосознанно каким-либо образом влияет на покупку) ◦ Лицо, принимающее решения (принимающее решения или подрешения, определяющие точный характер покупки) ◦ Покупатели (которые фактически осуществляют окончательную покупку) Пользователь (который использует купленный предмет на практике |
Какие 3 рынка детей как потребителей? |
Первичный рынок — потратить собственные средства на покупку
Влияние на рынок — влияние на решения родителей о покупке
Рынок будущего — взрослеем и принимаем решения для себя
|
Что такое родительская власть? |