Необихевиоризм э толмен к халл предмет исследования: 37.Необихевиоризм (э. Толмен, к. Халл).
37.Необихевиоризм (э. Толмен, к. Халл).
Первым из них был профессор университета Беркли (Калифорния), американец Эдвард Толмен (1886-1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные — зависимая переменная (реакция).
Среднее звено (промежуточные переменные) — не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.
Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».
Результаты опытов Толмена, изложенные в его основной работе «Целенаправленное поведение у животных и человека» (1932), заставили критически переосмыслить краеугольную схему бихевиоризма S R («стимул — реакция»).
Сама по себе идея целенаправленного поведения противоречила программным установкам основателя бихевиоризма Уотсона. Для бихевиористов классического толка целенаправленность поведения подразумевает допущение о наличии сознания.
Кларк Халл (1886—1952) Он ввел в формулу «стимул — реакция» другое среднее звено, а именно — потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.
). Она придает поведению энергию, создает незримый потенциал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении (понятие, которое Халл заимствовал у И.П.Павлова), и тогда реакция закрепляется и организм чему-то научается. Т. о. его формула выглядит так: стимул – организм – реакция. Организм – это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Поведение начинается стимулированием из внешнего мира или из состояния потребности и заканчивается реакцией.Им были сформулированы законы поведения – теоретические постулаты. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей. Итогом его работ стали вышедшая в 1943 г. монография «Принципы поведения» и опубликованная в конце жизни книга «Системы поведения» (1952).
В середине XX в. необихевиоризм играл ведущую роль в американской академической психологии, претендуя на звание единственного объективного научного направления и противостоя в этом качестве все более набирающей силу психоаналитической традиции. Тем не менее во второй половине века становится очевидной крайняя ограниченность бихевиоральной концепции в целом. Накапливающиеся данные показывают, что многие из описанных с позиций этой концепции механизмов поведения и научения срабатывают только в искусственной среде эксперимента и, по сути, являются лишь вырабатываемым у лабораторных животных условным рефлексом. В естественной среде поведение животных подчиняется иным, по-видимому, более сложным механизмам. Тем более оказывается невозможным распространить действие механизмов научения на человека
В 30-е годы Халл написал ряд статей, посвященных условным рефлексам, в которых он отстаивал мнение, что любые формы поведения, включая самые сложные, могут быть описаны в рефлекторных терминах. При этом, в отличие от ранних бихевиористов, он не отвергал с негодованием само понятие сознания, напротив — допускал его использование в определенных случаях. Ему, как и многим здравомыслящим исследователям, составившим когорту необихевиоризма, было очевидно, что поведение невозможно исчерпывающе описать лишь с использованием понятий стимул и реакция, поскольку между ними существуют некие опосредующие моменты. Последние Халл предпочитал называть независимыми переменными, не вдаваясь в их подробное описание. Это, в частности, и послужило одним из оснований последующей критики бихевиоризма, который фактически уподобил психику «черному ящику».
В 1940 г. Халл в соавторстве с пятью коллегами выпустил книгу «Математико-дедуктивная теория механического научения: исследования в области научной методологии». Ее содержание было под стать названию — громоздкое и трудное для восприятия. Методология, как известно, вообще крепкий орешек! В силу этого книга, высоко оцененная экспертами, широкого признания не получила.
Халл описал четыре метода, которые он считал полезными для науки. Три из них уже были в употреблении: простое наблюдение, систематически контролируемое наблюдение и экспериментальная проверка гипотез. Халл предложил четвертый метод — гипотетико-дедуктивный, который использует дедукцию на основании набора постулатов, определяемых априори. Дедуктивно выводимое заключение должно подвергаться экспериментальной проверке. Если же оно не подтверждается результатами экспериментов, то должно быть пересмотрено; если подтверждается, то может быть включено в систему научных понятий.
Халл полагал, что если психология когда-либо станет объективной наукой, подобно прочим естественным наукам (что и являлось основной частью программы бихевиоризма), то ее единственным адекватным методом станет именно гипотетико-дедуктивный.
Следующей его крупной работой стала книга «Принципы поведения» (1943), обобщившая результаты многих экспериментальных исследований. Впоследствии Халл не раз пересматривал свои взгляды с учетом новых исследований, которые подвергали опытной проверке ранние версии его теории. Окончательная версия его системы представлена в книге «Система поведения» (1952).
Возникновение и развитие необихевиоризма | Студент-Сервис
Поддержка основных положений бихевиоризма и, главное, его стремления к объективному исследованию психики не исключала разногласий, возникавших при решении конкретных научных проблем. А сомнения в истинности некоторых принципов Уотсона возникли уже при анализе результатов первых экспериментов, проведенных У. Хантером и К. Лешли.
У. Хантер (1886-1954) начал в 1914 г. исследования отсроченной реакции. В этих экспериментах обезьяне давали, например, возможность увидеть, в какой из двух ящиков был положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, убиравшуюся через несколько секунд, после чего обезьяне давали возможность совершить выбор.
Животное успешно находило правильный ящик. Это решение доказывало, что животные способны не только к непосредственной, но и к отсроченной реакции на стимул. Эксперименты Хантера показали роль установки, предшествующей внешне наблюдаемой реакции и выражающей направленность организма на определенный стимул.
Игнорирование этой установки, опосредующей связь между стимулом и реакцией, лишало психологию возможности объяснить многие феномены поведения.
Сомнения в истинности формулы S —> R вызвали и результаты экспериментов одного из учеников Уотсона К. Лешли (1890-1958).
Материалы его исследования мозговых механизмов поведения были опубликованы в книге «Механизмы мозга и интеллект» (1929).
Лешли исходил из того, что сложному поведению соответствуют более комплексные мозговые связи.
В его экспериментах у животного вырабатывали какой-то навык, а затем удаляли различные участки мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык.
Оказалось, что при разрушении определенной зоны коры головного мозга подопытного животного ее функции брала на себя другая зона. Для объяснения этого факта Лешли выдвинул концепцию эквипотенциальности (равноценности) участков мозга, дающей способность сохранившейся части коры компенсировать потерю.
Концепция действия массы объясняла тот факт, что качество выполнения задания снижается пропорционально объему разрушений и необязательно зависит от локализации повреждения.
Работы Лешли доказывали, что разные области мозга ответственны за различные функции, однако локализация, согласно его наблюдениям, тем менее значительна, чем сложнее психический процесс.
Эти работы показали важность исследования «таинственного ящика» (как называл мозг Уотсон), а также бесперспективность исключения всего, недоступного прямому наблюдению, из предмета психологии.
Новый этап в развитии бихевиоризма связан с именами Э. Толмена (1886-1959) и К.Халла (1884-1952).
Э. Толмен был одним из пионеров необихевиоризма. Свои основные идеи изложил в книгах «Целевое поведение у животных и человека» (1932), «Когнитивные карты у крыс и человека» (1948).
Как и другие бихевиористы, экспериментальную работу вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.
Подобно «классическим бихевиористам», он отстаивал положение о том, что исследование поведения должно вестись строго объективным методом, без произвольных доп)’щений о недоступном этому методу внутреннем мире сознания.
Однако Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул-реакция» и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в «промежутке между ними». Эти факторы он и назвал «промежуточными переменными».
Таким образом, схема Уотсона S-R была переделана в S-O-R, где О – внутренняя переменная.
Раньше считалось, что эти факторы чисто внутренние, открытые только для самого субъекта, способного наблюдать за своим сознанием. Толмен доказывал, что и такие внутренние процессы можно «вывести наружу» и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических явлений.
К типичным внутренним переменным относится, например, голод. Его нельзя наблюдать непосредственно, однако можно зарегистрировать по некоторым косвенным признаком – количеству съеденной пищи, времени еды, скорости ее поиска и т.д.
Толмен привнес в бихевиоризм философию, отличавшуюся от атомизма типа схемы S-R Уотсона. Он рассматривал поведение не как цепочку из отдельных реакций, а с точки зрения его целостной, молярной, по определению Толмена (а не молекулярной, как у Уотсона), организации.
Такой холистический взгляд, дававший возможность воспринимать непосредственно сложные отношения, и лег в основу молярного подхода Толмена. Стажировка в Германии и работа с К. Коффкой позволили Толмену ознакомиться с принципами гештальтпсихологии, в том числе и с теорией поля Левина.
Отражение этих идей, так же как и концепции В.Джемса (в лаборатории которого Толмен обучался, хотя и после смерти самого ученого), можно найти в теории когнитивного бихевиоризма Толмена.
Целостное поведение Толмен описывал как систему, имеющую определенную цель и связанную со своим окружением сетью познавательных отношений.
«Готовность средств для цели» и «ожидание гештальтзнака» – вот термины, при помощи которых он описывает реакцию организма на окружающую среду. Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет определенные признаки, ассоциирующиеся с точкой выбора (гешталыпзнаки) и позволяющие различать, «что ведет к чему?».
Он не просто случайно сталкивается со средой, а как бы идет навстречу ей со своими ожиданиями, строя своего рода гипотезы и даже проявляя изобретательность в поисках оптимального выхода из проблемной ситуации.
В отличие от других бихевиористов Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков.
По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную («когнитивную») карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи. В качестве главных задач испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта, чтобы получить подкормку и тем самым удовлетворить потребность в пище.
В классических экспериментах Толмена с крестообразным лабиринтом было показано, что крысы, которые заучивают моторные реакции, ориентируются хуже, чем те, которые выработали карту лабиринта, ориентируясь на гештальтзнак.
Он также исследовал факторы, влияющие на быстроту и точность построения когнитивных карт, доказав, что некоторые из них способствуют лучшему научению, а другие приводят к фиксации на определенной реакции (сужению карты), что снижает адекватность поведения в новой ситуации.
Он подчеркивал, что помимо независящих от субъекта причин (болезнь, неудачное расположение элементов ситуации) сужение когнитивных карт связано и с такими факторами, как слишком большое число повторений первоначально выученного материала и наличие избыточной мотивации или условий, вызывающих слишком сильную фрустрацию.
Таким образом, регресс, перенесение агрессии на других людей, нетерпимость и другие негативные социальные моменты вызваны во многом неадекватными картами, плохой ориентировкой в окружающем.
В своей работе «Когнитивные карты у крыс и человека» Толмен не только приводил новые доказательства ограниченности молекулярного подхода, но и призывал уменьшить уровень фрустрации, ведущей к ненависти и нетерпимости, которые порождаются узкими когнитивными схемами.
Он подчеркивал, что плохое обучение, невнимание или излишняя авторитарность взрослых приводят к тому, что ребенок не может справиться с тем лабиринтом – окружающим миром, в котором он вынужден жить.
Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Скрытое, ненаблюдаемое научение имеет место, когда подкрепление отсутствует.
Тем не менее оно способно изменять поведение, о чем говорят последующие реакции организма. Так, в опытах Толмена не нуждающиеся в еде и питье крысы, попадая в лабиринт, обучались, что выяснилось в последующем, когда они быстро находили нужный стимул (еду, воду) в момент актуализации потребности.
Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде. Среди этих факторов следует особо выделить целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков.
После экспериментов Толмена стала очевидной недостаточность прежних воззрений на поведение. Потребовались их пересмотр и специальное изучение объективными методами проблем, которые прежняя психология считала доступными только для внутреннего наблюдения самим субъектом.
Толмен был крупным психологом, однако ему не удалось в полной мере использовать свои открытия, оказавшиеся слишком сложными и преждевременными в 20-30-х годах.
В 40-50-е годы одной из ведущих концепций необихевиоризма стала концепция К. Халла. Халл начинал свою деятельность как горный инженер, но, переболев полиомиелитом, остался инвалидом и был вынужден искать другую работу.
Прочитав книгу В. Джемса, он увлекся психологией и решил посвятить себя этой науке. Он стремился придать психологии стройность и точность, свойственные физико-математическим дисциплинам. Халл считал, что в психологии следует выдвинуть несколько общих теорем (как в геометрии Евклида или механике Ньютона), подвергнуть их экспериментальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся, преобразовать их в более адекватные положения.
Такой подход получил название гипотетико-дедуктивного метода. Халл опирался в основном на учение И.П. Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности.
Под влиянием работ Торндайка Халл в центр своей теории научения поставил его «закон эффекта». Он доказывал, что из всех факторов наибольшее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности.
Чем чаще она удовлетворяется, тем сила навыка больше. Что касается величины редукции потребности, то она определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией.
В своей теории Халл выделил понятия первичного и вторичного подкрепления. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы.
Соединение первичного раздражителя с первоначально нейтральным придает и ему мотивирующую функцию. Например, определенное положение младенца на руках у матери, связанное с последующим кормлением (первичное подкрепление), становится вторичным подкреплением.
Халл полагал, что можно строго научно объяснить поведение организма без обращения к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования, как потребность.
Если в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом – воду, то характер его движений однозначно определяется потребностью, и больше ничем.
Хотя в концепции Халла потребность можно рассматривать в качестве промежуточной переменной, опосредующей связь между стимулом и реакцией, сама схема поведения в его теории напоминала скорее уотсоновскую, чем толменовскую, так как изучался не целостный организм, а отдельные, атомарные поведенческие акты.
В своих работах «Принципы поведения» (1943) и «Системы поведения» (1952) Халл первым поставил вопрос о возможности моделирования условно-рефлекторной деятельности. Он высказал предположение о том, что если бы удалось сконструировать из неорганического материала устройство, способное воспроизвести все существенные функции условного рефлекса, то, организовав из таких устройств системы, можно было бы продемонстрировать настоящее научение методом «проб и ошибок».
Тем самым предвосхищались будущие кибернетические модели саморегуляции поведения.
Халл создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов, использование аппарата математической логики и построение моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах приобретения навыков.
В 40-50-х годах XX в., когда в США доминировали теории научения, Халл был главным авторитетом в этой области. Но грандиозные надежды на создание комплексной теории поведения не оправдались. Механицизм Халла и отсутствие целостного подхода к поведению мешали ввести его в социальный контекст, разработать комплексную теорию обучения.
Гештальт-психология | SpringerLink
Адорно, Т. В., Френкель-Брунсвик, Э., Левинсон, Д. Дж., и Сэнфорд, Р. Н. (1950). Авторитарная личность . Нью-Йорк: Харпер.
Google Scholar
Андерсон, Дж. Р., и Бауэр, Г. Х. (1974). Ассоциативная память человека (2-е исправленное издание) . Вашингтон, округ Колумбия: Полушарие.
Google Scholar
Эш, М. Г. (1995). Гештальт-психология в немецкой культуре 1890–1967 гг.: холизм и стремление к объективности . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Баарс, Б. Дж. (1986). Когнитивная революция в психологии . Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Баддели, А. (1986). Рабочая память . Оксфорд: Кларендон Пресс.
Google Scholar
Бендер, Л. (1938). Визуально-моторный гештальт-тест и его клиническое применение (Исследовательские монографии Американской ортопсихиатрической ассоциации, том 3, стр. 1–176). Нью-Йорк: Американская ортопсихиатрическая ассоциация.
Google Scholar
Берлайн, Д. Э. (1965). Структура и направление мышления . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Бевер, Т. Г., Фодор, Дж. А., и Гарретт, М. А. (1968). A формальное ограничение ассоциативизма. В Т. Р. Диксон и Д. Л. Хортон (ред.),
Google Scholar
Берч, Х. Г. (1945). Отношение предыдущего опыта к проницательному решению проблем. Журнал сравнительной психологии, 38 , 367–383.
ПабМед Google Scholar
Брейл, К. (ред.) (1952). Немецко-английский словарь Cassell (10-е изд.). Лондон: Кассел.
Google Scholar
Брунсвик, Э. (1929). Prinzipienfragen der Gestalttheorie. [Систематические вопросы гештальт-теории]. В E. Brunswik, C. Bühler, & H. Hetzers (Eds.), Beiträge zur Problemgeschichte der Psychologie: Festschrift zu Karl Bühler’s 50 Geburtstag [Вклад в историю проблем психологии: A festshrift к 50-летию Карла Бюлера]
(стр. 78–149). Йена: Г. Фишер.Google Scholar
Клапаред, Э. (1951). Признание и «я». В Д. Рапапорт (пер.), Организация и патология мышления: Избранные источники (стр. 58–75). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. (Оригинальная работа опубликована 1911)
Google Scholar
Корбаллис, М. К. (2004). FOXP2 и зеркальная система. Тенденции в когнитивных науках, 8 , 95–96.
ПабМед Google Scholar
де Ваал, Ф. Б. М. (2009). Эпоха эмпатии: уроки природы для более доброго общества . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
Google Scholar
Дункер, К.
Google Scholar
Эллис, У. Д. (1938). Справочник по гештальтпсихологии . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Google Scholar
Фестингер, Л. (1957). Теория когнитивного диссонанса . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
Google Scholar
Готтшальд, К. (1938a). Гештальт-факторы и повторение. В WD Ellis (Ed.), Справочник по гештальт-психологии (стр. 109–122). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. Оригинальная работа опубликована в 1926 году.
Google Scholar
Готтшальд, К. (1938b). Гештальт-факторы и повторение (продолжение). В В. Д. Эллис (ред.), Справочник по гештальт-психологии (стр. 125–135). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. Оригинальная работа опубликована в 1929 году.
Google Scholar
Грегори Р.Л. (1970). Умный глаз . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
Google Scholar
Гамильтон, Южный Запад (1852 г.). Работы Томаса Рида, D. D (3-е изд.). Эдинбург: Маклахлан и Стюарт.
Google Scholar
Хэнли, Дж. Р., и Коэн, Г. (2008). Память для людей: Лица, имена и голоса. В G. Cohen & M. Conway (Eds.), Память в реальном мире (3-е изд., стр. 107–140). Нью-Йорк: Psychology Press / Тейлор и Фрэнсис.
Google Scholar
Хартманн, Г. В. (1935). Гештальт-психология: обзор фактов и принципов . Нью-Йорк: Рональд.
Google Scholar
Холуэй, Р. Х. , и Боринг, Э. Б. (1941). Детерминанты кажущегося визуального размера с инвариантом расстояния. Американский журнал психологии, 54 , 21–34.
Google Scholar
Хант, Р. Р. (1995). Тонкость самобытности: что на самом деле сделал фон Ресторфф. Psychonomic Bulletin & Review, 2 , 105–112.
Google Scholar
Кандел, Э. Р. (2006). В поисках памяти: появление новой науки о разуме . Нью-Йорк: В. В. Нортон.
Google Scholar
Катона, Г. (1940). Организация и запоминание: Исследования по психологии обучения и преподавания . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
Google Scholar
Кендлер, Х. К., и Кендлер, Т. С. (1968). Опосредование и концептуальное поведение. В К. В. Спенсе (ред.), Психология обучения и мотивации: исследования и теория (том 2, стр. 197–243). Нью-Йорк: академический.
Google Scholar
Кинг, Д. Б., и Вертхаймер, М. (2005). Макс Вертхаймер и гештальт-теория . Нью-Брансуик: Издатели транзакций.
Google Scholar
Кох, С. (1961). Бихевиоризм. В Encyclopaedia Brittanica (Том 3, стр. 326–329). Чикаго: Британская энциклопедия.
Google Scholar
Коффка, К. (1922). Восприятие, введение в гештальт-теорию. Психологический бюллетень, 19 , 531–555.
Google Scholar
Коффка, К. (1925). Рост разума (Р. М. Огден, Пер.). Нью-Йорк: Харкорт, Брюс (оригинал опубликован в 1921 г.).
Google Scholar
Коффка, К. (1935). Принципы гештальтпсихологии . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Google Scholar
Келер, В. (1909). Akustische Untersuchungen [Акустические исследования]: I. Zeitschrift für Psychologie, 54 , 241–289..
Google Scholar
Келер, В. (1910). Akustische Untersuchungen [Акустические исследования]: II. Zeitschrift für Psychologie, 58 , 59–140.
Google Scholar
Келер, В. (1915). Akustische Untersuchungen [Акустические исследования]: III. Zeitschrift für Psychologie, 72 , 1–192.
Google Scholar
Келер, В. (1923). Zur Theorie des Sukzessivvergleichs und der Zeitfehler [К теории последовательных сравнений и временной погрешности]. Psychologische Forschung, 4 , 115–175.
Google Scholar
Келер, В. (1925). Менталитет человекообразных обезьян (Э. Винтер, пер.). Нью-Йорк: Harcourt, Brace and World (Оригинальная работа опубликована в 1917 г. ).
Google Scholar
Келер, В. (1929). Гештальт-психология . Нью-Йорк: Гораций Ливерит.
Google Scholar
Келер, В. (1938a). Простые структурные функции у шимпанзе и курицы. В WD Ellis (Ed.), Справочник по гештальт-психологии (стр. 217–227). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. Оригинальная работа опубликована в 1918 году.
Google Scholar
Келер, В. (1938b). Место ценности в мире фактов . Нью-Йорк: Ливерит.
Google Scholar
Келер, В. (1938c). Физический гештальт. В WD Ellis (Ed.), Справочник по гештальт-психологии (стр. 17–54). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. Оригинальная работа опубликована в 1920 году.
Google Scholar
Келер, В. (1947). Гештальт-психология (Rev. ed.). Нью-Йорк: Ливерит.
Google Scholar
Келер, В. (1969). Задача гештальт-психологии . Принстон: Издательство Принстонского университета.
Google Scholar
Келер, В., и фон Ресторф, Х. (1937). Проанализируйте фон Ворганген им Шпуренфельд. Zur Theorie der Reproduktion. [Анализ процессов в следовом поле. К теории воспроизведения памяти. Psychologische Forschung, 21 , 56–112.
Google Scholar
Келер, В., и Уоллах, М. (1944). Фигурные последствия: исследование зрительных процессов. Труды Американской философской ассоциации, 88 , 269–357
Google Scholar
Льюис, М. Д. (1995). Когнитивно-эмоциональная обратная связь и самоорганизация путей развития. Человеческое развитие, 38 , 71–102.
Google Scholar
Липпс, Т. (1926). Законы психической относительности и закон Вебера. В K. Dunlop (Ed.), Psychological Studies (K. Dunlop, Ed. & H.C. Sanborn, Trans.) (стр. 266–327). Балтимор: Уильямс и Уилкинс (оригинальная работа опубликована в 1905 г.).
Google Scholar
Локк, Дж. (1947). Эссе о человеческом понимании (2-е изд.). Лондон: Дж. М. Дент и сыновья. Оригинальная работа опубликована в 1701 году.
Google Scholar
Майер, Н. Р. Ф. (1930). Рассуждение у людей: I. По направлению. Журнал сравнительной психологии, 10 , 115–143.
Google Scholar
Майер, Н. Р. Ф. (1931). Рассуждение у людей: II. Ситуация проблемы и ее появление в сознании. Журнал сравнительной психологии, 12 , 181–194.
Google Scholar
Майер, Н. Р. Ф. (1945). Рассуждение у человека: III. Машины эквивалентных стимулов и рассуждений. Журнал экспериментальной психологии, 35 , 349–360.
Google Scholar
Мэлоун, Дж. К. (1990). Теории обучения: неисторический подход . Бельмонт: Уодсворт.
Google Scholar
Мандлер Г. и Мандлер Дж. (1969). Диаспора гештальт-психологии: гештальтисты и др. В Д. Флеминг и Б. Бейлин (ред.), Интеллектуал; миграция: Европа и Америка 1950–1960 (стр. 371–419). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Google Scholar
Мецгер, В. (2006). Законы зрения (Л. Спиллманн, С. Лехар, М. Стромейер и М. Вертхаймер, пер.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press (оригинальная работа опубликована в 1936 г.).
Google Scholar
Миллер, Г. А., Галантер, Э., и Прибрам, К. (1960). Планы и структура поведения . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Google Scholar
Мюллер, Г., Э. (1923). Комплексная теория и гештальттеория . Геттинген: Вандерхук и Рупрехт.
Google Scholar
Мюллер, Г. Э., и Шуман, Ф. (1889). Ueber die Psychologischen Grundlagen gehobener Gewichte. [О психологических основах сравнения поднимаемых тяжестей]. Archiv für die gesammte Physiologie des Menschen und der Tiere, 45 , 37–112.
Google Scholar
Мюллер, Г. Э., и Шуманн, Ф. (1893). Experimentelle Beiträge zur Untersuchung des Gedächtnisses. [Экспериментальный вклад в исследование памяти]. Zeitschrift für Psychologie, Ergänzungsband, 6 , 81–190, 257–339.
Google Scholar
Мюррей, Д. Дж. (1995). Гештальт-психология и когнитивная революция . Лондон: Harvester Wheatsheaf.
Google Scholar
Мюррей, Д. Дж. (1999). Исследования восприятия веса в девятнадцатом веке. В П. Р. Киллен и В. Р. Уттал (редакторы), Фехнер, день 99: конец психофизики 20-го века, (стр. 37–42). Темпе: Международное общество психофизики.
Google Scholar
Мюррей, Д. Дж. (2005). Келер, Вольфганг (1897–1967). В Дж. Р. Шук (ред.), Словарь современных американских философов (том 3, стр. 1343–1347). Бристоль: Томмес.
Google Scholar
Мюррей, Д. Дж., и Бандомир, К., А. (2000). Г. Э. Мюллер (1911, 1913, 1917) по памяти. Психология и история, 1 , 208–232.
Google Scholar
Мюррей, Д. Дж., и Фарахманд, Б. (1998). Гештальтпсихология и эволюционная психология. В R. W. Rieber & K. Salzinger (Eds.), Психология: теоретико-исторические перспективы (2-е изд., стр. 254–287). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Ньюэлл А. и Саймон Х. А. (1970). Решение человеческих проблем . Энглвудские скалы: Прентис-Холл.
Google Scholar
О’Киф, Дж., и Надель, И. (1978). Гиппокамп как когнитивная карта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Пайвио, А. (2007). Разум и его эволюция: теоретический подход к двойному кодированию . Махва: Лоуренс Эрлбаум.
Google Scholar
Павлов И. П. (1957). Экспериментальная психология и другие очерки . Нью-Йорк: Философская библиотека. Оригинальная работа опубликована в 1935 году.
Google Scholar
Пилишин, З. В. (1984). Вычисления и познание: к основанию когнитивной науки . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Google Scholar
Романес, Г. Дж. (1888 г.). Психическая эволюция человека . Лондон: Кеган Пол, Тренч.
Google Scholar
Рубин, Э. (1921). Visuell wahrgenommene Figuren. [Зрительно воспринимаемые цифры] . Копенгаген: Gyldensdalsde Boghandel. Оригинальная работа опубликована на датском языке в 1915 г.
Google Scholar
Саакян В. С. (1975). История и системы психологии . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Шеерер, М. (1931). Die Lehre von der Gestalt. [Учение о гештальте] . Берлин: де Грюйтер.
Google Scholar
Шериф, М. (1935). Исследование некоторых социальных факторов восприятия. Архив психологии, 27 (187), 1–60.
Google Scholar
Саймон, Х. А. (1987). Информационно-обрабатывающее объяснение гештальт-феноменов. Компьютеры в поведении человека, 2 , 241–255.
Google Scholar
Сокаль, М. (1984). Гештальт-психологи в бихевиористской Америке. Американское историческое обозрение, 89 , 1240–1263.
ПабМед Google Scholar
Спиллманн, Л. (1999). Гейрн и гештальт. [Мозг и гештальт]. Psychologische Beiträge, 41 , 458–493.
Google Scholar
Тауш, Р. (1954). Optische Täuschungen als artifizielle Effekte der Gestaltprozesse von Grössen – und Formkonstanz im der natürlichen Raumwahrnehmung. [Оптические иллюзии как искусственные побочные продукты действия гештальт-процессов постоянства размера и формы в восприятии природного пространства]. Psychologische Forschung, 24 , 299–348.
ПабМед Google Scholar
Тернус, Дж. (1938). Проблема феноменальной идентичности. В WD Ellis (Ed.), Справочник по гештальт-психологии (стр. 149–160). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. Оригинальная работа опубликована в 1926 году.
Google Scholar
Торндайк, Э. Л. (1898 г.). Интеллект животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных. Приложение к монографии Psychological Review, 2 (4, весь № 8), 1–109.
Google Scholar
Толман, Э. К. (1932). Целенаправленное поведение животных и человека . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crafts.
Google Scholar
Тульвинг, Э. (1983). Элементы эпизодической памяти . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
фон Эренфельс, К. (1890 г.). Über Gestaltqualitäten. Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophie und Soziologie, 14 , 249–292.
Google Scholar
фон Эренфельс, К. (1937). О гештальт-качествах. Psychological Review, 44 , 521–524.
Google Scholar
фон Ресторфф, Х. (1933). Über die Wirkung von Bereichsbildung im Spurenfeld. [Об эффекте образования групповых доменов в следовом поле]. Psychologische Forschung, 18 , 299–342.
Google Scholar
Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии, 3 , 1–14.
Google Scholar
Вертхаймер, М. (1910). Musik der Wedda . [Музыка Вед]. Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft [Сборник статей Международного музыкального общества], 10 , 300–309.
Google Scholar
Вертхаймер, М. (1912). Ueber das Denken der Naturvõlker: I. Zahlen und Zahlgebilde. [О мышлении аборигенов: I. Числа и числовые структуры]. Zeitschrift für Psychologie, 60 , 321–378.
Google Scholar
Вертхаймер, М. (1938а). Законы организации перцептивных форм. В WD Ellis (Ed.), Справочник по гештальт-психологии (стр. 71–88). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. Оригинальная работа опубликована в 1923 году.
Google Scholar
Wertheimer, M. (1938b). Силлогизм и продуктивное мышление. В WD Ellis (Ed.), Справочник по гештальт-психологии (стр. 274–282). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. Оригинальная работа опубликована 1925.
Google Scholar
Вертхаймер, М. (1945). Продуктивное мышление . Нью-Йорк: Харпер.
Google Scholar
Вертхаймер, М. (1961). Экспериментальные исследования по восприятию движения. В T. Shipley (Ed. & Trans.), Classics in психология (стр. 1032–1089). Нью-Йорк: Философская библиотека (оригинальная работа опубликована в 1913 г.).
Google Scholar
Вертхаймер, М. (1985). A Гештальт-перспектива компьютерного моделирования когнитивных процессов. Компьютеры в поведении человека, 1 , 29–33.
Google Scholar
Вестхаймер, Г. (1999). Реконфигурация гештальт-памяти: ожидание Макса Вертхаймера последних достижений в области визуальной нейробиологии. Восприятие, 28 , 5–19.
ПабМед Google Scholar
Йилмаз, Х. (1967). А теория восприятия речи.