Нерефлексивное и рефлексивное слушание: Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Как управлять другими, как управлять собой.
Активный нерефлексивный вид слушания и его суть с примерами техники
Что тебе дается проще: говорить или слушать? Если думаешь, что искусство говорить дается не каждому, но каждый умеет слушать, то заблуждаешься. В прошлом веке люди предполагали, что все рождаются на этот свет с врожденным умением слушать. Раз слышишь, значит слушаешь.
Но как выяснили ученые это — не одно и то же. И проблемы в межличностных отношениях, спорные конфликты, как между близкими людьми, так и сослуживцами на работе, возникают из-за неумения слушать.
В этой статье:
Основная причина неэффективного общенияВиды слушанияНерефлексивное слушание и его приемыКогда уместно нерефлексивное слушание и чем оно отличается от рефлексивного
Основная причина неэффективного общения
Фото автора Timur Weber: Pexels
Согласно заявлению Мадэлин Беркли-Ален, доктора философии, 45% своего времени человек проводит в состоянии «слушания».
Несмотря на такое количество времени, многие из нас используют его неэффективно, отвлекаются, когда скучно или когда рассеяны.
Как сказал в своей книге «Я вас слушаю» Иствуд Атватер, профессор психологии в муниципальном колледже округа Монтгомери: «Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам».
Новости СМИ2
Виды слушания
Психологи квалифицировали слушание на следующие виды:
- критическое;
- рефлексивное;
- нерефлексивное;
- эмпатическое.
Критическое слушание используется для подробного анализа информации, когда требуется принять быстрое решение, высказать свое представление о проблеме и отбросить несущественные детали, например, при обсуждении проектов на производстве.
Рефлексивное слушание считается наиболее перспективным при установке межличностных отношений, формирующим взаимопонимание при общении. Суть рефлексивного слушания — в установлении обратной связи говорящего с собеседником. Слушатель реагирует на сказанное, задает уточняющие вопросы, давая понять говорящему, удалось ли осмыслить содержание сообщения.
Нерефлексивное слушание — это прием сохранения заинтересованности и внимания, без вмешательства в речь собеседника. Понимание и одобрение выражаются взглядом и позой слушателя.
Эмпатическое слушание основано на способности сочувствовать, сопереживать собеседнику. Слушатель отождествляет себя с говорящим, переживает те же эмоциональные состояния.
Техника активного слушания
Нерефлексивное слушание и его приемы
Суть нерефлексивного слушания состоит в следующем:
- эффективное восприятие информации без выражения своих эмоций;
- установление визуального контакта для проявления поощрительного отношения, способствующего продолжению общения;
- отсутствие непосредственного вмешательства в речь говорящего.
С точки зрения Мадэлин Беркли-Ален процесс слушания, описанный в книге: «Забытое искусство слушать», состоит из трех уровней, характеризующихся определенными моделями поведения слушателей.
На первом уровне слушатель предельно внимателен к собеседнику, сосредоточен, концентрирован, внимает каждому слову, игнорируя свои собственные мысли и чувства. Происходит «слушание — сопереживание».
Для второго уровня эмоциональной составляющей не существует, слушатель пытается вникнуть в суть речи логически, не понимая глубины сказанного. Слышит говорящего, но не слушает.
На третьем уровне слушатель сосредоточен на себе, на своих мыслях. Слушает, но не вникает, часто теряет нить повествования, в дальнейшем его додумывает.
Основная задача при нерефлексивном слушании заключается в сосредоточении, как в средстве восприятия речи собеседника. Требуется умение выдерживать паузы оратора, не перебивая его и давая возможность продолжить развитие его рассказа.
Нерефлексивное слушание осуществляется с помощью следующих приемов:
- Взгляда и мимики.
Заинтересованный, открытый взгляд вдохновляет собеседника, возникает визуальный контакт между говорящим и слушателем, вдохновляя первого — продолжать речь, а второго — внимательно слушать. С помощью мимики можно передать собеседнику, что нам приятно его присутствие.
- Позы и жестов.
Излишне расслабленная поза, скрещенные на груди руки могут говорить о пренебрежении к говорящему. Открытая поза, прямая, ненапряженная спина, руки, свободно лежащие на коленях, сигнализируют собеседнику, что он может рассчитывать на понимание.
Когда уместно нерефлексивное слушание и чем оно отличается от рефлексивного
Самый распространенный вид нерефлексивного слушания происходит у работников сферы услуг. Ты неоднократно могла наблюдать, как внимают своим клиентам парикмахеры, маникюрши и косметологи. Они четко выполняют свою работу, но при этом очень внимательны к рассказам своих посетителей, поддерживают беседу с ними кивком головы, улыбкой, внимательным взглядом.
Если ты являешься работодателем, то при собеседовании с соискателем, по отношению к его интервью ты применяешь нерефлексивное слушание. Поощряя собеседника к рассказу о себе, узнаешь много необходимой информации о работнике.
Если ты участвуешь в коммерческих переговорах своей компании, нерефлексивное слушание помогает правильно понять цели и намерения партнеров по бизнесу.
Если ты религиозна и присутствуешь на проповеди в церкви, проявление нерефлексивного слушания будет самым уместным.
Когда твоему собеседнику необходимо высказать свою точку зрения, при этом он испытывает отрицательные эмоции и ему «надо выпустить пар», твое нерефлексивное слушание поможет ему самовыразиться, а тебе — понять суть происходящего.
Если ты — студентка, то сталкиваешься с нерефлексивным слушанием — на лекциях, которые читает преподаватель. Ты, наверное, не раз замечала, что чем сосредоточеннее ты внимаешь педагогу, тем проще тебе готовиться к зачету или экзамену. Когда «отсиживаешь» пару, то потом долго приходится разбираться по учебникам.
Когда же у тебя практика по предмету, то вступает в силу рефлексивное слушание, ты задаешь вопросы по рассматриваемой теме, уточняешь детали заданий. За счет рефлексивного слушания ты лучше вникаешь в предмет.
Основное отличие рефлексивного слушания от нерефлексивного состоит в том, что:
- В первом случае создается активная обратная связь говорящего со слушателем, собеседники проверяют и уточняют свое понимание беседы, сообщение корректируется. Рефлексивное слушание помогает добиться большей точности восприятия информации.
- Во втором случае показать свою включенность в разговор возможно лишь кивком или взглядом. Требуется максимально сосредоточиться на получении информации при минимальном вмешательстве.
Поскольку нерефлексивное слушание в какой то мере является способом поддержки и поощрения говорящего собеседника, то, некоторые разговорчивые люди могут злоупотреблять твоим вниманием.
В нашем бурно развивающемся мире объем информации, необходимой для изучения, постоянно растет. Различные приемы слушания помогают развить сосредоточенность и продуктивно запоминать изложенный материал. Эффективное слушание не только содействует обмену информации, но служит основой для полноценного общения, способствует улучшению межличностных взаимоотношений.
Навигация: Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные Топ: Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении… Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж… Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре… Интересное: Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются… Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным… Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом. .. Дисциплины: Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция |
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Слушание при деловой беседе можно разделить на два вида — нерефлексивное и рефлексивное. Правила активного слушания. Правила активного слушания: Акти́вное слу́шание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего. 1) Установление контакта глаз. Визуальный контакт необходимо держать в течение всего разговора. Это не значит, что нужно все время смотреть друг другу прямо в глаза. Достаточно повернуться друг к другу лицом. 2) Повторять сказанное нужно в утвердительной (повествовательной), а не вопросительной форме. 3) Очень важно после вашего ответа держать паузу. Она нужна для того, чтобы дать собеседнику пространство и время подумать и, может быть, сказать больше. Она же дает вам возможность сосредоточиться на собеседнике, отстраняясь от собственных мыслей, оценок и чувств 4) Чтобы поддерживать контакт, полезно также подстраиваться под собеседника невербально, то есть повторять его позу, мимику, жест, интонации, громкость и темп голоса, движение глаз и головы. Важно, чтобы ваши глаза находились на уровне его глаз. 5) Воспроизводить «ключевые слова» говорящего, его образные выражения. 6) Не начинать слушать, если нет времени. 7) Не расспрашивать. Прямые вопросы и расспросы нежелательны. Ведь задавая вопросы, вы удовлетворяете собственное любопытство, и собеседник это почувствует. 8) Не давать советов. Во-первых, когда вы даете совет, то как бы ставите себя выше другого. Это его (сознательно или бессознательно) обижает, и он стремится развенчать ваши «умные» рекомендации. Во-вторых, вы исходите из своего понимания ситуации, а для него проблема может выглядеть совсем по-другому. В-третьих, обычно то, что вы советуете, человеку уже и так приходило в голову – ведь он с этой проблемой пробыл дольше вас. 9) Не использовать активное слушание для получения практического результата. 19.Функционально-смысловые типы речи. Функционально-смысловые типы речи. Ораторская речь по своему составу неоднородна. В процессе мышления человеку свойственно отражать различные объективно существующие связи между явлениями действительности, между объектами, событиями, отдельными суждениями. Это находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении). При этом в различных видах ораторской речи будет разное соотношение указанных типов, ибо в реальности все они смешиваются, взаимодействуют, и вычленение их весьма условно. Повествование– это динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Повествование передает сменяющиеся действия или состояния, развертывающиеся во времени. В повествовании оратор может говорить как участник событий; излагать события со слов третьего лица; моделировать событийный ряд, не указывая на источник информации. Динамика повествования создается благодаря использованию Описание– это констатирующая речь, как правило, дающая статистическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления как существенных, так и несущественных его признаков в данный момент. Описания весьма разнообразны и по содержанию, и по форме. Они могут быть и образными, что сближает речь с описанием в художественной литературе. Описание может быть развернутым, подробным и сжатым, кратким; объективированным, например, описание опыта в академической речи, и субъективированным, в котором оратор выражает к объекту свое отношение, например, описание ситуации в политической речи. Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в сознании слушателей конкретный образ, вызывают целый ряд ассоциаций. Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Можно выделить собственно рассуждение – цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме, его цель – выведение нового знания; доказательство, цель которого обоснование истинности или ложности высказанных положений; объяснение, цель которого – раскрытие, конкретизация изложенного содержания, установление достоверности суждений относительно какого-либо неясного дела. Частным случаем рассуждения являются общие места – отвлеченные рассуждения, навеянные темой речи, не закрепленные за определенной ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются для эмоционального усиления доводов и положений. Эти рассуждения на общие темы, например, о благородстве и порядочности, справедливости и гуманности, об отношении к людям и т.д. Удачно выбранная общая мысль служит одним из основных элементов композиции и опорой для конкретного материала. Связь общих мест с конкретным материалом повышает содержательную направленность речи.⇐ Предыдущая123456 Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций… Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)… Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим… Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого… |
2.
Основные виды слушания. Виды и техника слушанияВиды и техника слушания
контрольная работа
Существует два вида слушания — нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.
При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным. Об этом говорит такой пример. Участников одного эксперимента попросили записать на магнитофон свою речь на любую тему. За это им предложили оплату, которая зависела от времени, в течение которого длится речь. Некоторые участники проговорили несколько дней подряд. Почувствовав себя лучше, так как некоторым из них впервые представилась возможность выговориться, многие отказались от оплаты и решили, что магнитофон лучше всякого собеседника.
Даже при нерефлексивном слушании можно значительно облегчить общение с собеседником, поскольку, что даже незначительный знак внимания побуждает продолжать разговор, а нейтральные фразы снимают напряжение (вспомните, как вы сами себя чувствуете, когда вы говорите, а собеседник не произносит ни слова!).
Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:
— если собеседник хочет высказать свою точку зрения;
— если собеседник говорит о своих проблемах;
— в напряженных ситуациях;
— при разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник).
Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Особенно важно умение слушать для руководителей. Исследования показывают, что в тех фирмах, в которых руководитель способен выслушать своих подчиненных, производительность труда намного выше, чем в фирмах, руководитель которых красиво говорит, но не умеет слушать.
Однако, как правило, при деловом общении одного нерефлексивного слушания недостаточно, поэтому нужно всегда помнить, что оно представляет собой лишь первый этап овладения техникой слушания. Второй этап — это рефлексивное слушание.
Рефлексивное слушание — вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника.
Рефлексивное слушание предполагает использование следующих приемов поддержки собеседника:
— выяснение, уточнение:
«я не понял»,
«повторите еще раз…»,
«что вы имеете в виду?»,
«не могли бы Вы объяснить?»
— парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостоверится, что вы его правильно поняли:
«вы считаете, что…»,
«другими словами…»;
— отражение чувств:
«Мне кажется, Вы чувствуете…»,
«Понимаю, Вы сейчас разгневаны…»;
— побуждение:
«ну и….»,
«что дальше…»;
— продолжение, то есть вклинивание в фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов;
— оценки: «ваше предложение заманчиво», «мне не нравится»;
— резюмирование:
«Итак, Вы считаете…»,
«Ваши слова означают…»,
«Другими словами…».
Делись добром 😉
Виды и техника слушания
3. Этапы и правила эффективного слушания
Процесс эффективного слушания состоит из трех этапов. Таблица 1 Название этапа Цель этапа Способы поддержки собеседника 1. Информационный Дать собеседнику высказать свою точку зрения поддакивание, побуждение…
Депрессия и методы борьбы с ней
2.1 Основные виды депрессий
1. Невротическая депрессия — результат длительной психотравмирующей ситуации. Такая депрессия чаще всего встречается среди людей с определенными особенностями личности, например, прямолинейность…
Деятельность как многомерная единица
4. Основные виды деятельности
Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по разному признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике…
Игра как средство эмоционального развития детей с отклонениями в развитии
1.
2 Виды игр и их основные качестваРазличают несколько видов игр: сюжетно-ролевая и дидактическая игра, театрализованные, режиссерские и народные игры, игры — экспериментирования. Сюжетно-ролевая игра ценна не столько тем, что в ней ребенок может получить новые знания…
Мышление: его сущность и основные формы
2.2 Основные виды мышления
В прикладной науке принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: генезису развития, характеру решаемых задач, степени развернутости, степени новизны и оригинальности…
Особенности слушания как вида речевой деятельности в младшем школьном возрасте
1.1 Понятие слушания
Вербальное общение состоит из двух процессов — слушания и говорения. Мы привыкли считать, что общение — это прежде всего разговор и молчаливого человека называем необщительным…
Особенности слушания как вида речевой деятельности в младшем школьном возрасте
1.2 Основные виды слушания
Существует два вида слушания — нерефлексивное и рефлексивное. Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е…
Память. Основные виды. Индивидуальные особенности
3. Основные виды памяти
Существуют различные классификации памяти, возникшие в разные периоды. Прежде всего, необходимо различать память наследственную (генетическую или видовую) и индивидуальную, т.е. приобретенную каждым индивидуумом в процессе его жизни…
Приемы активного слушания в процессе коммуникации
1. Виды слушания
Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают — это очень неприятно…
Приемы активного слушания в процессе коммуникации
3. Приемы активного слушания
Довольно часто, особенно когда собеседник волнуется, возникает необходимость добиться точного понимания того, что он говорит. Выяснить реальное значение сообщения помогают рефлексивные ответы, среди которых выделяют выяснение. ..
Проблемы слышания и слушания
Уровни слушания
Выделяют три уровня слушания: Уровень 1. Слушание-сопереживание. На этом уровне слушающие воздерживаются от суждений по поводу говорящего, ставя себя как бы на его место…
Проблемы слышания и слушания
Характеристика стилей слушания
слушание общение диалог визуальный Язык поз, визуальный контакт и устойчивое внимание помогают слушать эффективно, но каждый из нас пользуется этими средствами по-разному. У каждого своя характерная походка, свои манеры говорить и смотреть…
Психологическая сущность внимания и его свойства
2 Основные виды
…
Роль слушающего в речевом взаимодействии
Роль слушания
Рассматривая речь в межличностном взаимодействии, нельзя обойти роль слушающего. Слушающий способен влиять на речевое поведение говорящего именно потому, что он рядом и его реакция очевидна…
Роль слушающего в речевом взаимодействии
Виды слушания
Среди важнейших навыков следует выделить приемы нерефлексивного, рефлексивного (активного) и эмпатического слушания. Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями…
Тонкая сила рефлексивного слушания
Агостино Мителли, итальянец, около 1700 г.: «Чувственный слух» (рис. 2 в буклете с рисунками о чувствах). проблемы обычно возникают по одной или двум из следующих причин:
- Реальные проблемы: такие как расхождения во мнениях о деньгах, семье, долгах, детях, смешанных семьях, домах.
- Проблемы с вложениями. Это часто проявляется в общении, когда пары ссорятся из-за того, как они ссорятся.
- Само общение: когда не хватает эмпатии, когда люди не слушают, когда защищаются, когда пропускают контрольные вопросы.
Здесь мы опишем простой метод, которому мы учим наших клиентов и который решает третью проблему, описанную выше, коммуникацию как таковую.
Что происходит при плохом общении
Если что-то достаточно важно, чтобы из-за этого спорить, значит, паре важно над этим поработать. Здоровая пара прислушивается к проблемам своего партнера. Если это важно для одного человека, то это стоит времени, необходимого для понимания другим человеком.
Проще говоря, при плохом общении мы тратим большую часть своей энергии на то, чтобы донести свою точку зрения или защитить себя. Мы не слушаем другого человека. А поскольку мы уже знаем, что думаем, мы ничего не узнаем .
Если другой человек расстроен, это обычно означает, что мы на самом деле не понимаем, что с ним происходит на уровне чувств.
Рефлексивное слушание
Рефлексивное слушание помогает добраться до сути непонимания , и узнать (под этим), что на самом деле происходит с другим человеком.
При хорошо выполненном рефлексивном слушании у нас может возникнуть сверхъестественное чувство внезапного перехода в позицию третьего лица, выхода из тупика. «Аргумент» растворяется, потому что мы больше не в нем — мы упали ниже него простым, но тонким способом.
Как сказал бы один партнер (с облегчением и позитивным голосом): «Я понятия не имел, что мы так думаем!» или «Я понятия не имел, и мне очень грустно слышать, что вы так себя чувствуете».
Как проводить рефлексивное слушание
Рефлексивное слушание — это фактически замедленный разговор, требующий времени и внимания.
Готовность
- Пара должна прийти на это упражнение с реальным желанием решить проблему и готовностью выслушать
- Они должны быть готовы попытаться испытать то, что чувствует другой человек, когда он говорит
- Должна быть готовность испытывать эмоции и честно говорить об этих чувствах.
Это упражнение может помочь укрепить доверие, если оно выполняется правильно.
Хорошо, теперь мы можем начать
Поскольку это разговор, в нем есть говорящий и слушающий. Один предпочитает говорить первым, пока другой слушает. (Позже вы поменяетесь ролями.)
- Говорящий выбирает тему и может начать со слов «Я хотел бы поговорить о…». Говорящий использует одно короткое предложение за раз. Помните, что это должно быть коротко, потому что другой человек должен повторить это и почувствовать, каково это для вас. Это также останавливает многословные монологи и эмоции.
- Слушатель просто слушает и повторяет услышанное: «Я слышал, вы сказали…». Примечание : Слушателю пока нельзя приукрашивать или придавать свою «сторону» «аргументу»!
- Говорящий продолжает или поправляет слушателя, если он не совсем правильно услышал. («На самом деле я сказал…» или «Это не совсем правильно, я сказал…»). Примечание: Роль слушателя очень важна, и он должен быть очень осведомленным и вовлеченным. Просто попугайничать говорящего не получится!
- Последовательность разговора/слушания продолжается до тех пор, пока говорящий не закончит то, что он хотел сказать, и не почувствует себя услышанным и понятым.
Шаг за шагом пары Рефлексивное слушание
Поменяйтесь ролями
Теперь пришло время поменяться ролями. Говорящий становится слушателем, а слушатель становится говорящим.
После того, как второй говорящий закончит, первый говорящий может захотеть продолжить. Процесс продолжается таким же открытым образом, пока оба партнера не завершат то, что хотели сказать, и оба не почувствуют, что их правильно выслушали (из обратной связи). они получили от слушателя).
По сути, это проверка самих себя, потому что у нас есть время подумать о том, что сказать важнее всего. Мы действительно слушаем и даем время, чтобы глубже понять друг друга.
Этот процесс может занять от 5 до 30 минут.
Чего не делать
- Вы не должны думать о том, что хотите сказать, пока слушаете, потому что это не слушание!
- Не настаивайте на результате, это не сработает
- Не прерывать
- Не обобщать; повторите то, что вы услышали
- Не спорь с говорящим… твоя очередь.
Мастерство
После того, как вы овладеете навыком рефлексивного слушания, вы сможете использовать его в повседневных взаимодействиях как одно предложение («Итак, я слышу, что вы говорите…»). Просто зарегистрируйтесь, когда вы не уверены, что понимаете, что происходит с вашим партнером.
Или вы можете попросить своего партнера поразмышлять над тем, что вы сказали, если вы чувствуете, что это важно, и хотите убедиться, что он не делает предположений и не делает поспешных выводов.
Итоги
Пары, которые прилагают усилия, чтобы внимательно следовать шагам Рефлексивного слушания, могут столкнуться с некоторыми приятными сюрпризами. После процедуры они чувствуют себя иначе. Это может занять некоторое время и потренироваться в начале, но оно того стоит.
Когда пара знакомится с практикой и знает, что разговор безопасен, ее можно использовать только для проверки того, действительно ли вы поняли, что происходит с другим человеком. В конечном итоге это экономит огромное количество времени на споры и избавляет от чувства непонимания.
Рефлексивное слушание — это просто, но требует практики. Это способ показать, что вы хотите решить проблему, а не просто «высказать свое мнение».
Рефлексивное слушание — это способ показать, что вы хотите решить проблему, а не просто «высказать свое мнение».
Некоторым парам вначале трудно избавиться от негативных привычек перебивать, отклонять и торопиться, чтобы решить проблему с практическим решением — вместо того, чтобы оставаться со своим партнером, пока не раскрывается реальный ответ. Но продолжайте тренироваться!
Мы, конечно, будем рады помочь парам практиковать рефлексивное слушание, но вы также можете попробовать это дома.
Рефлективное и неотражающее прослушивание. Нерефлексивное прослушивание.
— — прослушивание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. При этом используются реплики — уточнения услышанного: не понял… Что это значит? Что у тебя на уме? Что-то… … Психолого-педагогический энциклопедический словарь
рефлексивное слушание — слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. При этом используются реплики — уточнения услышанного: не понял… Что это значит? Что у тебя на уме? Нечто… …культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ — (рефлексивное слушание). По своему содержанию Р. с. включает в себя способность реагировать на другого человека с возникновением эмпатии. Роджерс (Rogers C. R.) и другие авторы считают эмпатию важным элементом психотерапевтических… … Психотерапевтическая энциклопедия
СЛУХ — вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников общения и реакцией на нее. Аудирование – это рефлексивное слушание с анализом, уточнениями, перефразированием. Эмпатическое слушание в пед. … … Педагогический словарь
слушание рефлексивное — Активное слушание собеседника, постоянная реакция на его речь. Уместно, когда необходимо уточнить смысл того, о чем говорит собеседник. СОАВТОРИЗМ — сотрудничество нескольких авторов в работе по созданию совместного… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Метод беседы — Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически ориентированного диалога между психологом и респондентом с целью получения информации от последнего. Содержание 1 Общая информация 2 Типы разговора… Википедия
Методы прослушивания нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание заключается в умении «осторожно помолчать», не мешая речи говорящего своими репликами. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В процессе… … Педагогическая речь
Предварительное расследование: допрос в бесконфликтной обстановке — Бесконфликтная ситуация обычно обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовностью и желанием сотрудничать с правоохранительными органами (ПОО) . Самые распространенные…… Психология общения. Энциклопедический словарь
Допрос в бесконфликтной ситуации — Бесконфликтная обстановка на допросах чаще обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовностью и желанием сотрудничать с правоохранительными органами. Наиболее распространена процессуальная форма ее… … Энциклопедия современной юридической психологии
Иствуд Этуотер определяет следующие виды слушания как нерефлексивное и рефлексивное и выявляет преимущества и недостатки каждого из них в процессе общения.
Суть нерефлексивного слушания заключается в умении внимательно молчать, не мешая речи собеседника своими замечаниями. Нейтральные, несущественные по существу фразы («Да!», «Как дела?», «Я вас понимаю…», «Что?») и есть те «минимальные» и самые простые ответы, которые позволяют содержательно продолжить разговор, собеседник приглашает вас к свободной непринужденной беседе.
Часто, учитывая позу или выражение лица, используются так называемые «буферные» фразы: «Вы выглядите счастливым человеком», «Вы чем-то обеспокоены?», «Я понимаю», «Что-то случилось?», «Это Приятно слышать.»
Исследования показали, что простое нейтральное замечание подбадривает собеседника и вызывает у него желание продолжить разговор.
Ситуации, в которых полезно нерефлексивное слушание:
Собеседник хочет выразить свое отношение или свою точку зрения.
Такое слушание также полезно для выяснения того, что имеется в виду под предложением или жалобой в коммерческих переговорах, в сфере торговли и услуг при выяснении потребностей клиентов и т. д.
Собеседник хочет обсудить насущные вопросы. Когда человек ищет решение проблемы или чувствует себя обиженным, у него возникают страх, разочарование, боль и потребность в собеседнике.
Собеседник затрудняется выразить свои проблемы. Участников одного исследования попросили записать на пленку их разговор на любую тему. Это поощрялось финансово. Некоторые из участников эксперимента выступали пять дней подряд. В результате часть участников почувствовала себя лучше, так как у них появилась возможность высказаться, а у части других сложилось мнение, что магнитофон лучше любого собеседника.
Ситуации, в которых нерефлексивного слушания недостаточно B Слабое или полное отсутствие желания у собеседника говорить. Нерсфлексивное слушание предполагает активное желание собеседника говорить.
Нерефлексивное слушание неправильно понимается теми, кто говорит как согласие слушать.
Опасность выслушивания состоит в том, что люди ошибочно принимают наше сочувствие за сострадание, а понимание за согласие. Это может привести к еще большему непониманию и возмущению.
Тот, кто говорит, ищет более активной поддержки или одобрения. В таких случаях собеседник хочет не только понимания, но и ищет активной поддержки или руководства к действию.
Нерсфлексивное слушание неуместно, когда оно противоречит интересам собеседника и мешает его самореализации. Этим слушанием могут злоупотреблять люди, любящие много говорить, не воспринимающие потребности других и стремящиеся контролировать других своим языком.
Если методов нерефлексивного слушания недостаточно, необходимо использовать методы рефлексивного слушания.
Рефлективное слушание – это объективная обратная связь с говорящим, как контроль точности восприятия услышанного. Эти методы иногда называют «активным слушанием». Умение рефлексивно слушать необходимо для эффективного общения из-за ограничений и трудностей, возникающих в процессе общения.
Этими барьерами являются:
многозначность слов, когда возникает необходимость установить или уточнить содержание данного высказывания;
«закодированное» значение сообщений, когда мы говорим одно, а подразумеваем другое, поэтому часто не удается высказать мнение так, чтобы слушатель понял его правильно;
трудности открытого самовыражения: чем меньше уверенности в себе, тем дольше человек ходит «по кругу», прежде чем перейти к главному; другие субъективные факторы, негативно влияющие на общение.
Все это указывает на необходимость умения рефлекторно слушать, то есть расшифровывать содержание сообщений. Рассмотрим четыре вида рефлексивных ответов: уточнение, перефразирование, отражение чувств, регулирование. На практике эти типы ответов используются в комбинации.
Уточнение — обращение к собеседнику с разъяснением, которое помогает сделать сообщение более понятным. Для этого используются такие ключевые фразы: «Повторите еще раз?», «Я не понимаю, что вы имеете в виду», «Я не понял», «Не могли бы вы объяснить?» и тому подобное.
Перефразировать — значит сформулировать одну и ту же мысль иначе, то есть для того, чтобы проверить правильность восприятия информации. Перефразирование может начинаться со слов: «Как я вас понимаю…», «По вашему мнению…», «Иными словами, вы думаете…», «Как я понимаю вы говорите…» и т. д.
Отражение чувств — восприятие эмоционального состояния собеседника. Отвечать или эмоционально реагировать на чувства других важно, потому что в общении люди, по сути, обмениваются тем, что для них важно лично. То есть общение во многом зависит не только от фактической информации, но и от того, что значимо для людей. Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют».
Чтобы понять чувства собеседника, необходимо:
Использовать фразы типа: «Мне кажется, что вы чувствуете…», «Видимо, вы чувствуете…» и т.п.;
Обратите внимание на используемые собеседником слова, передающие чувства (гнев, радость, печаль и др.), являющиеся ключевыми;
Следите за невербальными средствами общения (мимика, интонация, поза, жесты)
Постарайтесь понять общий контекст общения, причины обращения собеседника к вам.
Регламент — вывод относительно основных мыслей, чувств собеседника, партнера. Резюме также формулируется своими словами, но вводными фразами могут быть: «То, что вы только что сказали, может означать…», «Ваши основные мысли, как я понимаю,…» и т.п.
Регулирование особенно необходимо в ситуациях, возникающих при обсуждении разногласий, разрешении конфликтов, рассмотрении претензий, проведении заседаний различных рабочих групп и комиссий, а также по окончании телефонных переговоров.
Рефлексивное слушание — это объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного (используется в ситуациях, когда говорящему нужна не столько эмоциональная поддержка, сколько помощь в решении тех или иных задач ). В этом случае обратная связь слушателям дается в речевой форме посредством следующих приемов: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора (уточнение), перефразирование слов собеседника, позволяющее выразить ту же мысль другими словами (парафраз). , отражение чувств и подведение итогов — констатация промежуточных и окончательных выводов по беседе (обычно используется в длительных беседах).
Если возможна обратная связь, процесс связи упрощается. Обратная связь с клиентами является важным фактором коммуникации. Обратная связь – это уточняющий и очищающий элемент общения. Он выполняет следующие функции:
1. Обратная связь, полученная от окружающих, несущая информацию клиенту о том, как он воспринимается окружающими в процессе общения, способствует обретению собственного «Я».
2. Обработка обратной связи в соответствии с внутренними установками дополняет идею собеседников.
3. Конструктивная обратная связь, определяя саморегуляцию, вызывает коррекцию последующего поведения, заменяя его более эффективным.
В общении специалиста любого профиля с клиентом, коллегой адекватность обратной связи потребностям обоих партнеров является важным и необходимым условием установления доверительных отношений. Это достигается, когда ваш партнер уверен, что человек, общающийся с ним, разделяет его проблемы, переживания, способен ему помочь.
Под обратной связью понимается прием и способы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает в себя сознательное управление коммуникативными действиями, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение увидеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Неопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ею пользоваться.
Механизм обратной связи предполагает способность партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, чем вызвана определенная реакция собеседника на сказанные слова. К обратной связи относятся также коррективы, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов в процессе общения и в структуре коммуникативных способностей человека.
Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, которые не всегда поддаются сознательному контролю. То же самое можно сказать и о различных средствах коммуникации. Этому можно научиться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и методам общения. Под средством общения понимается способ, с помощью которого человек реализует определенное содержание и цели общения. Они зависят от культуры человека, уровня его развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, в первую очередь имеют в виду технику и средства общения.
К содержимому:
Существует два стиля разговора, и в его ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.
Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.
При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и с помощью простейших фраз, например: «Да», «Я понимаю», «Угу», «Почему» и т. д. Нерефлексивный слушание очень часто единственное, что нужно собеседнику, так как каждый хочет быть услышанным в первую очередь.
Даже при нерефлексивном слушании общение с собеседником может быть значительно облегчено, ведь даже легкий знак внимания побуждает к продолжению разговора, а нейтральные фразы снимают напряжение (вспомните, что вы сами чувствуете, когда говорите, а собеседник не произносит ни слова!).
Неотражающее прослушивание подходит в следующих случаях:
Если собеседник хочет высказать свою точку зрения;
Если собеседник говорит о своих проблемах;
В напряженных ситуациях;
При разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник).
Таким образом, нерефлексивное слушание используется в основном для недебатных разговоров или при угрозе возникновения конфликтной ситуации.
Рефлексивное слушание — вид слушания, предполагающий, помимо прослушивания смысла сказанного, расшифровку истинного сообщения, закодированного в речи, и отражение мнения собеседника.
Рефлексивное выслушивание предполагает использование следующих способов поддержки собеседника:
— уточнение, разъяснение:
«Я не понял»,
«повтори еще раз…»,
«что вы имеете в виду?»,
«не могли бы вы объяснить?»
— перефразирование, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы убедиться, что вы правильно его поняли:
«вы думаете, что. ..»,
«другими словами…»;
— отражение чувств:
«Я думаю, ты чувствуешь…»
«Я понимаю, что ты сейчас сердишься…»;
— продолжение, то есть вклинивание в фразу собеседника и окончание ее своими словами, или подсказка слов;
— рейтинги: «ваше предложение заманчиво», «мне оно не нравится»;
— резюме:
«Так ты думаешь…»,
«Ваши слова означают…»,
«Другими словами…».
Эффективные методы делового общения
Что мешает эффективному деловому общению?
1. Недостаточное внимание и понимание важности общения;
2. Неправильные психологические установки отдельных работников:
Стереотип мышления;
Предвзятое мнение;
Неправильное отношение к чему-либо;
Отсутствие внимания и потеря интереса;
Неполный фактический материал;
3. Плохая структура сообщения:
Ошибки в организации сообщения;
Неверная оценка способности получателя понять
сообщение;
Недостаточная надежность;
4. Слабая память;
5. Отсутствие обратной связи.
Повышение эффективности делового общения:
Прием «нейтральная фраза» — в начале выступления произносится фраза, просто не относящаяся к основной теме, но имеющая значение, значение, значение для всех участников в общении и на этом концентрируется их внимание.
· прием «переманивания» — говорящий сначала говорит что-то непонятно (тихо, невнятно, невнятно, монотонно и т.п.), тем самым провоцируя слушающего самому применять приемы концентрации внимания.
прием «установление зрительного контакта»:
Осмотреть аудиторию;
Посмотрите внимательно на кого-нибудь;
Фиксация взгляда нескольких человек в аудитории
Прием «навязывания ритма» — постоянное изменение характеристик голоса и речи:
Быстрее;
Медленнее;
скороговорка;
Нейтральный и т.д.
Меняющийся ритм разговора не дает слушателю расслабиться на однообразии и что-то упустить.
прием ориентировки — обращение особого внимания партнера к определенным важным моментам сообщения.
Ведение партнерской беседы
Партнерская беседа — е затем устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями (рис. 24).
Умение эффективно и результативно общаться необходимое качество для тех, кто хочет добиться успеха в жизни; это показатель общей культуры.
Перед вступлением в беседу необходимо продемонстрировать готовность к общению улыбкой, головой и телом повернутыми к партнеру, а туловище слегка наклонено вперед.
Обязательно внимательно изучите собеседника (его лицо, руки, движения).
Задайте себе вопросы:
· Какой он на самом деле?
· В каком состоянии находиться?
Что в нем преимущественно рационального или эмоционального?
Каков его жизненный опыт? Его духовные ценности?
Как вы пришли к описанному вами положению?
Тематические материалы:
Обновлено: 12. 02.2019
103583
Если вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter
6 Комбинированные навыки рефлексивного слушания — как работает общение
>>> Нажмите здесь, чтобы перейти к видео!
Шесть техник рефлексивного слушания для повышения эффективности разговора
В серии предыдущих видеороликов я подчеркивал важность слушания: рефлексивного, эмпатического и активного слушания.
У него разные названия, но он относится к одному и тому же набору навыков.
Это определенные действия, которые вы можете предпринять во время повседневного или сложного разговора.
Они будут работать одинаково, несмотря ни на что.
But these specific behaviors constitute what people refer to as active, reflective, or empathic listening:
Effective Pauses
Minimal Encouragers
Mirroring
Labeling
Summarizing
Перефразирование
Все эти навыки эффективны сами по себе, но они приобретают еще большую силу, если вы можете их комбинировать.
В серии книг, которые я читал, я заметил закономерность в их советах. Эти книги включали книгу Криса Восса о переговорах, книгу под названием « трудных разговора » и еще одну книгу под названием « решающих разговора».
В какой-то момент в каждой из этих книг все они рекомендовали объединить методы рефлексивного слушания в «пакет» методов. Когда вы используете комбинацию техник рефлексивного слушания, вы будете более эффективны и обладаете большей силой в слушании, чем при использовании любой из них по отдельности.
Я собираюсь рассказать вам об одной конкретной комбинации, которую Крис Восс в своей книге Никогда не разделяйте различия , называет Тактическая эмпатия .
Нет ничего особенного в термине «тактическая эмпатия» или в этой комбинации навыков. Это просто идея, что вы хотите использовать все эти навыки вместе в своем репертуаре, когда вы слушаете кого-то, чтобы максимизировать свою эффективность в качестве собеседника, переговорщика, друга, коллеги по работе или начальника.
Техника №1 — Эффективные паузы
Когда вы слушаете людей, вы должны делать паузы.
Вы можете задать открытый вопрос, после чего вам придется сделать паузу.
Открытые вопросы — невероятно эффективная техника в разговоре.
Они заставляют людей говорить о себе. Они заставляют людей открыто говорить о любой теме.
Они очень эффективны, но люди часто подрывают их эффективность, задавая открытый вопрос, а затем продолжая говорить. Если вы задаете открытые вопросы, вы должны молчать.
Тишина немного неловкая в разговоре. На обе или все стороны в разговоре оказывается давление, чтобы заполнить паузы, но вы должны использовать свое спокойствие, сдержанность и мужество, чтобы не заполнять эти паузы.
Так что задайте вопрос, когда вы сказали что-то важное в любой момент разговора, дайте ему понять. Дайте им время подумать и ответить. Молчи.
Техника № 2. Минимальные поощрения
В социальных науках мы называем это «подсказками обратного канала». Это небольшие фразы или звуки, которые мы используем в разговоре, чтобы убедить другого человека, что мы внимательно слушаем.
Это так называемые минимальные стимуляторы. Они включают такие вещи, как «мм хм», «ага», «а», «да», «хорошо». Они заполняют немного тишины. Они дают другому человеку понять, что мы внимательно слушаем его, и что он может продолжать говорить.
У меня есть привычка делать это часто. На самом деле, пару недель назад я проводил обучающую презентацию, и когда я слушаю выступления людей в аудитории, я обычно говорю: «Да, да».
«Да» — мой Минимальный Поощритель.
Но на самом деле я, должно быть, использовал их слишком часто, потому что я получил комментарий в оценках, который гласил: «Брюс, перестань так часто говорить« да, да ». Это раздражает.»
Итак, минимальные поощрения эффективны, но в меру. Не используйте их постоянно.
Техника № 3. Отзеркаливание
Отзеркаливание просто берет последние несколько слов, сказанных вам человеком, и повторяет их в ответ.
Вы можете подумать, что это может раздражать, но если вы сделаете это в ходе разговора, люди этого не заметят, и это сработает хорошо.
Представьте: кто-то рассказывает вам о сложном общении, которое ему предстоит провести на работе. Они должны сказать подчиненному, что собираются его уволить, или они должны раскритиковать одного из своих подчиненных.
Они говорят вам: «О, чувак, мне нужно встретиться с Биллом и покритиковать его работу. Его работа действительно была не очень хорошей. Я должен сообщить ему, и я просто боюсь этого».
И вы отражаете этого человека, говоря: «Страшно. Вау». Или просто «Страшно. Вау, звучит ужасно».
Итак, вы просто повторяете последние пару слов, которые они сказали, а затем продолжаете разговор. Зеркальное отображение позволяет людям знать, что вы слушаете и обращаете внимание. Это способ словесного выражения эмпатии.
Техника №4 — Навешивание ярлыков
Навешивание ярлыков — это просто обозначение чувств людей.
Вы используете все свои ресурсы, все свое восприятие, все свои знания, чтобы наблюдать за чьим-то поведением и пытаться понять, что они чувствуют.
Чувствуют ли они радость, или благоговение, или счастье, или сожаление, или стыд, или вину, или страх?
Вы пытаетесь использовать свои навыки восприятия, детективные навыки и разговорные подсказки, чтобы понять, что они чувствуют.
«Тебе очень стыдно за это.»
«Ты действительно боишься этого».
«Чувак, кажется, ты так этому рад. Ты выглядишь таким взволнованным».
Вы слушаете. Вы настолько настроены, что можете назвать их чувства.
Теперь вы можете ошибиться. Они могут вас поправить. разговоре, это по-прежнему сигнализирует человеку, что вы пытаетесь настроиться на него. 0003
Техника №4 — Перефразирование
Перефразирование связано с зеркалированием. Это повторение того, что сказал другой человек, но не его словами. Вы повторяете это своими словами.
Так что помните, что коллега говорит вам: «О, чувак, Билл приходит ко мне в офис на встречу, и его работа не соответствует стандартам, и я должен сообщить ему об этом. Возможно, мне даже придется его уволить». и я просто боюсь этого».
Вы перефразируете и говорите: «О, чувак, ты должен встретиться с Биллом и рассказать ему о качестве его работы? Ты не ждешь этого, не так ли?»
Это парафраз.
Когда вы резюмируете то, что они сказали, используя их слова, это зеркальное отражение. Когда вы резюмируете это своими собственными словами, это перефразирование.
Техника № 6. Подведение итогов
Здесь вы как бы комбинируете перефразирование и навешивание ярлыков и своими словами резюмируете основную мысль того, что ваш собеседник говорил вам в ходе данного взаимодействия.
Смысл этого в том, чтобы дать им понять, что вы их слушаете и понимаете, но вы хотите посмотреть, сможете ли вы заставить их сказать: «Правильно».
Это цель, о которой Крис Восс много говорит в своей книге. Он говорит, что если вы можете заставить их сказать «Правильно», вы перефразируете, резюмируете или маркируете их настолько точно, что единственным возможным ответом на ваше резюме будет «Правильно».
Итак, если мы вернемся к ситуации в офисе, когда коллега говорит вам: «Билл приходит на ежегодную проверку, и он не справляется, и я должен сказать ему, я мог бы даже пригрозить ему увольнением. Возможно, мне действительно придется его уволить. Я просто боюсь этого».
Настала ваша очередь подводить итоги, и вы говорите: «Итак, сегодня вы должны встретиться с Биллом и рассказать ему о качестве его работы, а вы этого не ждете, не так ли? Вы никогда никого не увольняли раньше. Чувак, похоже, это будет трудный день для тебя».
Они говорят: «Правильно».