Невербальное: Я вижу, о чем вы думаете, или Способы невербального общения – Белорусский национальный технический университет (БНТУ/BNTU)

невербальное и речевое поведение мужчин и женщин

Тамара Ляленкова: Жить в современном мире стало сложнее и теснее не только потому, что народу прибавилось. Произошли и иные, не менее глобальные изменения. Выравниваются социальные роли мужчины и женщины, а это значит, что женщина для мужчины становится, в лучшем случае, партнером, а в худшем – соперником. Договориться им в такой ситуации достаточно трудно, по той простой причине, что действующие стереотипы общения подразумевают совсем иное распределение ролей.

Об особенностях невербальной коммуникации мужчин и женщин рассказывает доктор филологических наук Григорий Крейдлин.


Григорий Крейдлин: Надо отличать физиологические чисто движения от жестов. Жесты – это такие знаки, которые надо учить, как слова, чтобы понять и разбираться в этой культуре. Неслучайно компания «British Airways» говорит: «Будь осторожен в своих жестах, иначе попадешь в неприятную и двусмысленную ситуацию». А женщине в этом смысле надо особенно вести себя: у нее неэтикетное поведение часто ассоциируется с неприличным поведением. Мужчине больше в этом смысле дано свободы в обществе, я имею в виду, в западноевропейском и в нашем.

Как меняется поведение мигрантов в другой стране? Это мне рассказывали русские, которых я называю финскими. Они не только хотели сохранить в чистоте язык, но они хотели сохранить и жестовое свое поведение, а это оказалось чрезвычайно трудно. Финны очень интересно переходят улицу. У нас мужчина старается женщину поддерживать и помогать при переходе, например, через лужу или через какую-то грязь, а там кто сильнее, тот и ведущий. Возникла такая проблема: с одной стороны, хочется приспособиться к жизни, и надо выучить не только язык, но и новые телесные движения. И это оказалось гораздо сложнее, потому что автоматизм телесного поведения – я сейчас скажу, может быть, крамольную вещь, непроверенную, – выше, чем автоматизм речевого поведения.

Мужчина, когда задумывается, чаще подпирает рукой подбородок, а женщина часто приставляет палец, иногда потирает шею рукой, мужчина этого не делает. Зато у мужчины есть особый мужской жест – что называется, поглаживание бороды, даже если бороды нет. Женщина редко чешет затылок, если она не ведет себя по мужскому стилю поведения. На самом деле, мужчина может в некоторых ситуациях вести себя по женскому стилю поведения, а женщина – например, когда она руководитель – может вести себя по мужскому стилю поведения.

Когда я читал лекции, меня поразило, что одна студентка (я три дня отсутствовал), что называется, применила жест «хак», то есть это быстрое такое объятие верхней части корпуса. Это быстро надо сделать, невозможно задержать руки, потому что это объятие превращается в нечто более интимное.

Мужчины более нейтральны к прикосновениям, даже любят, чтобы женщины их касались. А женщина не всякому мужчине позволит себя касаться и не всякой части тела. В некоторых культурах категорически запрещается прикосновение к голове, причем к женской голове еще более строже, чем к мужской. И вообще, существует очень много чисто женских жестов. Например, во многих странах есть такой жест, когда мужчина протягивает ноги, а женщина снимает ему обувь – сандалии, например. На Востоке это означает благоговение и признание подчиненного положения перед мужем. То есть, они носят такие символические значения, которые культурно закреплены в данном регионе.

Кто кого касается – это чрезвычайно важно. Здесь и проблема наказания. Можно ли, например, шлепать девочек? Поскольку они тяготеют к маме в большей степени, если мама их шлепнет, даже в шутку, то это воспримется положительно или нормально девочкой. А мальчик будет уже недоволен, что мама его шлепает.

Очень много жестов указательных – общие, кстати, жесты – тоже считаются неприличными, особенно если близко расположен человек. Но что делают девочки больше, чем мальчики? Они показывают мизинчиком, считая, что это уже приличнее становится. И это правда. Одно дело: «Посмотри на картину», а другое дело: «Смотри-и-и (мы даже пишем «и» долгое)». И вот это «смотри-и-и», а особенно «смотри у меня» очень часто покачиванием пальца сопровождается, а более сильно – кулаком. Но женщины кулаком реже пользуются, чем мужчины. Но зато они интенсивнее качают пальцем, чем мужчины. Мужчине кажется, что если он свой большой мужской палец несколько раз повел, то уже строгость. А женщина может качать несколько раз. Я наблюдал разных учительниц в школе.

Что мы слышим, когда хотим услышать? Мы умеем фильтровать одни звуки от других. Я давал разным школьникам послушать разговор трех взрослых людей, причем все говорили специально разом, как бы не слушая друг друга. Интересно, что у мужчин такие гендерные стереотипы: даже мальчики 15 лет больше обращают внимание на понятийные аспекты ситуации, а девушки – на эмоциональные. Вот, пишут они, возник спор, возникла ругань, кто-то начал руками размахивать – вот это девочки замечают тоньше. Мужчины и женщины слышат разные вещи, потому что женщине свойственно (это тоже коммуникативный стереотип) сохранять теплоту общения, сглаживать что-то. Это проявляется, кстати, и в таких жестах, которые называются иллюстративными, которые обостряют что-то в речи. Мужчина делает рубленое движение рукой, как будто он рубит что-то, и фразы тоже получаются рубленые: «Таким… образом… мы… говорим…» А женщина склонна к альтернативе, у нее такое плавное отведение руки в сторону, то есть она всегда ищет возможность компромисса.

Тоны тоже бывают разные, тональность. Женщины в этом плане умиротворяюще действуют. Даже если женщина закипает, ее потом трудно унять, но если мужчина закипает, женщина может это легче сделать, снизив общий тон разговора, сведя его к равной частоте и равной амплитуде.


Тамара Ляленкова: Возможно, именно эти умиротворяющие интонации и мешают завязаться равноправному диалогу.

О разнице речевого поведения мужчин и женщин рассказывает лингвист Елена Левкиевская.


Елена Левкиевская: Язык является лишь одним из аспектов, с помощью которых человек выражает свою половую принадлежность в этом мире. Женщина в большей степени сопровождает свои требования различными формами вежливости и так называемыми формальными ограничителями. Она перебивает свои фразы вводными словами, типа «не правда ли», «не так ли», «наверное», то есть она все время стремится к балансу сил, к равновесию. Все это связано с тем, что для женщины является сверхзадачей некая кооперация в общении. Это касается того, что обычно называется женской болтовней. На самом деле подобного рода разговоры как бы ни о чем являются одной из очень важных форм социализации через сопереживание общих проблем. Тогда как для мужчины главная цель разговора — информативная, ему важно, что и о чем говорится, а не то, как говорится, то есть для него важна практическая цель беседы.

Для мужчины в разговоре сверхзадачей прежде всего является утверждение собственных лидирующих позиций и состязание в установлении лидирующих статусных ролей. Исследования показывают, что мужчины, когда они говорят друг с другом, очень редко перебивают друг друга во время диалога. Но в то же время, когда они говорят с женщинами, то количество перебивания резко возрастает и становится общей тенденцией в разговоре.


Тамара Ляленкова: Так называемая интеллигентность, как правило, подразумевает именно мягкость и сдержанность – именно женские качества коммуникации. То есть когда мужчина начинает так разговаривать, значит, он невольно…


Елена Левкиевская: … ставит себя в слабую позицию. Это действительно так. Соответственно, мужчина может проявлять в своем разговоре женский тип общения, и совершенно понятно, что женщина может вести себя как мужчина. Но, конечно, то, что мы говорим об интеллигентности, связано с представлением об определенном типе личности и лежит где-то в области скорее социопсихологии, чем лингвистики. Потому что агрессия связана прежде всего с таким чисто биологическим фактором, который проявляется у всех животных в том числе, как поведение человека в период неуверенности в себе. И лишь по мере возрастания, формирования определенного типа человеческой личности, духовно и интеллектуально развитой и ощущающей собственную реализованность, и возникает тот тип интеллигентного поведения, при котором человек не считает для себя ущербным и унизительным поставить своего собеседника на равную с собой ступень. И конечно, стиль речевого поведения женщины исходил не из уверенности женщины в себе, а, наоборот, она просто не могла себе позволить вступить в открытый конфликт с мужчиной, и была вынуждена вырабатывать определенные стратегии речевого поведения для того, чтобы добиться своих целей в жизни, избегая вот этого самого конфликта.

Когда мужчины говорят с мужчинами, они, как правило, очень редко сомневаются в компетентности друг друга. Тогда же, когда женщина решается в присутствии мужчины проявлять свою компетентность, мужчина воспринимает это как вызов, как агрессию со стороны женщины, и стремится ее подавить. Поэтому женщины стремятся выглядеть в большей степени дурами, если так можно выразиться, в присутствии мужчин, чем они есть на самом деле. Здесь возникает такая вещь, которую гендерные лингвисты называют двойной ловушкой: «куда ни кинь, всюду клин» это называется. Потому что если женщина будет вести себя в соответствии со стандартными, стереотипными нормам женского речевого поведения, то она, скорее всего не будет услышанной. Но парадокс заключается в том, что если женщина начинает вести себя по мужскому речевому типу, захватывать инициативу в разговоре, то ее поведение будет отторгнуто обществом, она тем самым порвет свои социальные и психологические связи с окружающим миром.

Если мы с вами посмотрим на ряд сериалов, которые сейчас идут по телевидению, то мы увидим, что большинство из них, в которых говорится о профессиональных контактах мужчин и женщин, построены, как правило, на конфликте и антагонизме в этих отношениях. Потому что женщина чаще всего выступает как уверенная в себе хищница, то есть это стиль женщины-стервы, если так можно выразиться. И только будучи стервой, она может надеяться на то, что она хоть что-то урвет в этой жизни. Но получить это каким-то гармоничным способом, не ломая через колено собственную женскую природу и не подавляя других, она не может.


Книга «Невербальное общение. 7-е издание» Нэпп М, Холл Дж

  • Книги
    • Художественная литература
    • Нехудожественная литература
    • Детская литература
    • Литература на иностранных языках
    • Путешествия. Хобби. Досуг
    • Книги по искусству
    • Биографии. Мемуары. Публицистика
    • Комиксы. Манга. Графические романы
    • Журналы
    • Печать по требованию
    • Книги с автографом
    • Книги в подарок
    • «Москва» рекомендует
    • Авторы • Серии • Издательства • Жанр

  • Электронные книги
    • Русская классика
    • Детективы
    • Экономика
    • Журналы
    • Пособия
    • История
    • Политика
    • Биографии и мемуары
    • Публицистика
  • Aудиокниги
    • Электронные аудиокниги
    • CD – диски
  • Коллекционные издания
    • Зарубежная проза и поэзия
    • Русская проза и поэзия
    • Детская литература
    • История
    • Искусство
    • Энциклопедии
    • Кулинария.
      Виноделие
    • Религия, теология
    • Все тематики
  • Антикварные книги
    • Детская литература
    • Собрания сочинений
    • Искусство
    • История России до 1917 года
    • Художественная литература. Зарубежная
    • Художественная литература. Русская
    • Все тематики
    • Предварительный заказ
    • Прием книг на комиссию
  • Подарки
    • Книги в подарок
    • Авторские работы
    • Бизнес-подарки
    • Литературные подарки
    • Миниатюрные издания
    • Подарки детям
    • Подарочные ручки
    • Открытки
    • Календари
    • Все тематики подарков
    • Подарочные сертификаты
    • Подарочные наборы
    • Идеи подарков
  • Канцтовары
    • Аксессуары делового человека
    • Необычная канцелярия
    • Бумажно-беловые принадлежности
    • Письменные принадлежности
    • Мелкоофисный товар
    • Для художников
  • Услуги
    • Бонусная программа
    • Подарочные сертификаты
    • Доставка по всему миру
    • Корпоративное обслуживание
    • Vip-обслуживание
    • Услуги антикварно-букинистического отдела
    • Подбор и оформление подарков
    • Изготовление эксклюзивных изданий
    • Формирование семейной библиотеки

Расширенный поиск

Нэпп М.

,Холл Дж.

Скользкий путь невербального общения

Вы когда-нибудь замечали или осознавали, как часто вы общаетесь невербально со своим партнером, деловыми партнерами, друзьями и семьей? Люди регулярно делают предположения о мотивах или мыслях других людей на основе их невербального общения. Они делают это в отсутствие вербального общения, чтобы подтвердить или опровергнуть вербальное содержание. Большинство людей считают это само собой разумеющимся, но, по оценкам экспертов, от 70 до 93 процентов всего общения происходит невербально.

Однако полагаться только или преимущественно на невербальное общение — это скользкий путь, который может привести к хаосу в личном общении. Вот почему важно ограничить свои потенциальные предположения, основанные на невербальном общении, о том, что люди могут думать. Вместо этого сосредоточьтесь на прозрачном общении.

Вот четыре известных способа невербального общения людей, которые вы должны отслеживать и стараться максимально ограничивать.

1. Язык тела. Важно понимать, что определенные типы языка тела могут заставить вас выглядеть либо заинтересованным, либо незаинтересованным в разговоре. Например, скрещивание рук и стояние верхом может означать, что вы не открыты для разговора или хотите уйти. Однако, когда вы раскрываете руки и стоите прямо, создается впечатление, что вы сосредоточены и бдительны. Тщательно обдумайте свое поведение и поймите, что оно может не совсем точно отражать ваши намерения.

2. Личное пространство. Поддержание безопасной зоны личного пространства во время общения является обязательным. Когда человек стоит слишком близко, это может угрожать; слишком далеко, и это предполагает желание бежать. Определите личное расстояние между вами и человеком, с которым вы разговариваете, которое наиболее удобно, и поддерживайте его.

3. Попадание в глаза. Зрительный контакт — одна из наиболее известных форм невербального общения. Пристальный взгляд с редким морганием свидетельствует об интересе. Смотреть на кого-то страшно. Непреднамеренно косой взгляд или закатывание глаз на человека выражает незаинтересованность и пренебрежение. Следите за тем, как вы смотрите на человека, с которым общаетесь.

4. Нажмите. Прикосновение может сыграть сложную роль в сообщениях, которые вы отправляете другому человеку. Он успешно используется в интимных отношениях для выражения симпатии и сострадания, но все же лучше работает в тандеме со словесным выражением. И наоборот, использование прикосновений в профессиональной обстановке может оттолкнуть, даже если это делается невинно. Вербальное общение в любом случае намного безопаснее и может эффективно дополнять прикосновения в интимных отношениях.

Источник: Nattakorn_Maneerat

Невозможно полностью избежать невербального общения или разработать стратегию, которая работает со всеми, кого вы знаете. Будьте бдительны, чтобы люди не делали неверных предположений о вашем мышлении, мотивах или намерениях. Имейте в виду, что есть люди, которые ожидают как невербального, так и вербального подтверждения. И если вы хотите ограничить свои риски, вербальное общение обычно является более безопасным, эффективным и более добрым способом взаимодействия.

5 простых способов общения с невербальным человеком | Катрина Робертс | Семейные дела

Photo by Nathan Anderson on Unsplash

В первый раз, когда я пытался общаться с невербальным ребенком, я совершенно опозорился перед несколькими профессионалами.

Я был на собеседовании. Я снова искал работу ТА, ожидая, что это будет общая поддержка в классе с особыми потребностями.

Изучив школу и освежив в памяти вопросы для интервью, я был готов пойти и разнести ее. Я знал, что будут наблюдать за моим взаимодействием с детьми, но я честно (и глупо) думал, что это будет самая легкая часть.

Примерно за 30 секунд до входа в детский класс мне сказали, что ребенок не говорит и отстает в развитии. До этого момента весь мой опыт был в общеобразовательных школах с детьми, способными участвовать в устных разговорах.

Ребенок, хотя и очаровательный, действительно был ребенком с высокими потребностями.

Я представился, он отвел взгляд. Я пытался включиться в его игру, он отстранялся дальше. Я пытался направить его сменить задание, он бросал свои игрушки.

После десяти минут постыдного разговора с об этом бедном ребенке под неуклюжим взглядом воспитателя я был вызван из класса, чтобы закончить интервью. Я уверен, что мне не нужно говорить об этом, но я не добился успеха.

Эта статья предназначена для тех, кто разговаривает с младенцами, которые еще не говорят, людьми с дополнительными потребностями, людьми с нарушениями слуха или людьми, которые просто не могут говорить.

Не позорься, как я.

Вот как разговаривать с людьми, которые не говорят:

Это основное, ключевое понятие, которое должен знать каждый, кто имеет дело с людьми (то есть каждый). Но почему-то об этом часто забывают.

Известно, что исследования 1960-х годов показали, что до 93% общения осуществляется невербально. Это исследование подверглось некоторой критике за свою методологию (см. Статью), но оно по-прежнему подчеркивает, насколько важны невербальные сигналы для общения и понимания.

Если вы хотите общаться с кем-то, кто не говорит словами, вам должно быть 9 лет.0009 наблюдение .

Остановите то, что вы делаете, и внимательно посмотрите на поведение и выражение лица этого человека. Прислушайтесь к любым звукам, которые может издавать человек. Самое главное, контекстуализировать эти вещи (что происходит вокруг них? Что произошло непосредственно перед этим?) .

Во время моего интервью я несколько раз игнорировала ребенка, отворачивающегося от меня. Это было признаком того, что мне нужно было немного отступить от . Я был слишком сильным. Вместо того, чтобы наблюдать и реагировать, я больше сосредоточился на своей стороне взаимодействия. Взаимодействие было не обо мне. Наблюдение за поведением является ключевым.

Сейчас не время упражняться в обширном словарном запасе на уровне ученых степеней (признаюсь, что я тоже не прочь пофантазировать).

Вы можете быть очень образованным человеком, и человек, с которым вы разговариваете, тоже может быть очень образованным. Однако, по моему опыту, устные слова чаще всего используются функционально для тех, кто не говорит .

На собеседовании моя ошибка заключалась в том, что я использовал слишком много слов и слишком быстро. Через пять секунд я, наверное, сказал:

Привет, меня зовут Катрина, а как тебя? Это миленький лягушонок, я вижу? Что ты здесь делаешь?

Это три вопроса, не исключая множественных единиц информации, для обработки этого 4-летнего ребенка с высокими потребностями. Неудивительно, что он выглядел смущенным и отвернулся. Если бы роли поменялись, я бы, наверное, тоже!

Тщательно обдумайте слова, которые вы собираетесь сказать, и убедитесь, что вы говорите только то, что абсолютно необходимо , чтобы передать часть информации.

Вместо:

‘Когда я пойду домой в 16:00, я нарежу немного овощей на ужин, а затем сделаю небольшую растяжку перед вечерней пробежкой’. Тогда я побегу».

Та же информация, меньше слов.

Повторение ключевых слов и инструкций также может быть полезным. Вы можете сделать это без покровительства, зная человека и оценивая ситуацию в данный момент.

Прочитайте ситуацию (наблюдайте) и используйте свой язык четко и кратко.

Довольно много невербальных людей также испытывают трудности с обработкой сенсорной информации. Очень распространенный тип сенсорных трудностей называется расстройством слуховой обработки.

Это означает, что человеку может потребоваться значительное количество времени, чтобы: отличить ваш голос от других окружающих звуков, осмыслить то, что вы сказали, понять это в ситуации/контексте, обдумать ответ, придумать, как сформулировать это в способ, который имеет смысл, а затем озвучить его (если они могут).

Это много!

Даже если вы ждете простого ответа «да» или «нет» (качание или кивок головой), вы должны быть готовы ждать ответа минуту или две. Это может показаться долгим. Однако, если вы уверены, что этот человек вас услышал, дайте ему возможность ответить.

Помните, речь идет о поддержке основного права другого человека общаться и быть услышанным. Потерпи.

Эй, отличная грудь!

Хорошо, детское хихиканье в сторону, PECS расшифровывается как система обмена изображениями. Эта система действительно потрясающий.

Каждый раз, когда я работаю в школе, я вижу, как дети с особыми потребностями используют PECS. Это чрезвычайно гибкий и доступный ресурс. Мало того, он полностью адаптируется, недорог и прост в создании. В Интернете есть сотни и сотни бесплатных ресурсов.

Обычно он состоит из простого слова (например, «торт», «туалет» или «прогулка») под изображением, которое четко его изображает. Его распечатывали, вырезали, ламинировали и часто прикрепляли к задней части на липучке.

Викимедиа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Picture_Exchange_Communication_System_example.jpg

Затем люди могут использовать эти изображения/слова для общения (сказал вам, удивительно ). Это могут быть отдельные слова, или они могут быть прикреплены липучкой к расписанию или в строке, чтобы создать расписание или предложение.

PECS великолепен, потому что он доступен для всех, кто может видеть и распознавать изображение. Тогда этого человека не сдерживает его способность читать, составлять предложения или понимать сложную речь.

Наиболее частое использование PECS, которое я вижу в школах, это «туалет». Если PECS и сделала что-то для школ и родителей, так это предотвратила множество мелких несчастных случаев. Это фантастическая новость, помимо всех других замечательных преимуществ!

Ничего страшного, если мистер Тамбл заставит вас съежиться. Он меня тоже немного пугает.

Если вы родитель, которому пришлось многое пережить, мистер Тамбл, вы, вероятно, знаете о Макатон. Если нет, то вот описание с сайта Макатон:

«Макатон — это уникальная языковая программа, которая использует символы, знаки и речь, чтобы люди могли общаться. Он поддерживает развитие основных коммуникативных навыков, таких как внимание и слушание, понимание, память, припоминание и организация языка и выражения».

По сути, если бы разговорный язык был на одном конце спектра, а британско-американский язык жестов — на другом, Макатон сидел бы между ними.

В отличие от BSL ​​или ASL (британский или американский язык жестов), Макатон использует устную речь и следует образцам речи. Это означает, что знаки можно использовать по всему миру на разных языках. Это на самом деле помогает людям с трудностями в общении (и даже младенцам) выучить язык. Насколько это круто?

Макатон используется людьми с самыми разными потребностями. Поскольку это распространено во всем мире, это действительно полезный навык для изучения. Мне сложно объяснить это слишком подробно в одной статье, поэтому я приложу сюда полезное видео.

Макатон не только поддерживает общение, я обнаружил, что он действительно помогает вам развивать отношения с теми, кто его использует. Иногда я один или два человека, использующих Макатон в школе. В таких случаях возможность общаться с невербальными детьми с помощью Макатона является чем-то особенным.

Даже изучение 10-30 основных жестов может иметь огромное значение для чьей-то жизни. Взгляните на знаки первого уровня в Интернете и попробуйте.

Надеюсь, мне удалось дать вам несколько советов по общению с невербальными людьми! Дайте мне знать ваши мысли ниже.

Существует множество методов общения, которые вы и другие можете использовать, это лишь некоторые простые и простые способы, с которых можно начать. Помимо шуток, я действительно думаю, что мистер Тамбл был потрясающим промоутером Макатона для людей всех возрастов и способностей… #nohate. Если вам нужна дополнительная поддержка, воспользуйтесь веб-сайтами NHS, Makaton и PECS или напишите мне по адресу katrinaspeaksmedium@gmail.