Новообразованием подросткового возраста является – 9.6. Новообразования подросткового возраста

9.6. Новообразования подросткового возраста

Новообразованиями
данного возраста являются: чувство
взрослости; развитие самосознания,
формирование идеала личности; склонность
к рефлексии; интерес к противоположному
полу, половое созревание; повышенная
возбудимость, частая смена настроения;
особое развитие волевых качеств;
потребность в самоутверждении и
самосовершенствовании, в деятельности,
имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство
взрослости –
отношение
подростка к себе как ко взрослому.
Подросток хочет, чтобы взрослые относились
к нему не как к ребенку, а как к взрослому
(подробно об этом см. 10.1).

Развитие
самосознания, формирование идеала
личности
направлено
на осознание человеком своих личных
особенностей. Это определяется особым,
критическим отношением подростка к
своим недостаткам. Желательный образ
«Я» обычно складывается из ценимых
качеств и достоинств других людей. Но
так как идеалом для подражания у него
выступают и взрослые, и сверстники, то
образ получается противоречивым.
Получается, что в данном образе необходимо
сочетание черт характера взрослого
человека и молодого, а это не всегда
совместимо в одном лице. Возможно, это
является причиной несоответствия
подростка своему идеалу, что является
поводом для переживаний.

Склонность
к рефлексии (самопознание).
Стремление
подростка познать себя нередко приводит
к потере душевного равновесия. Основной
формой самопознания является сравнение
себя с другими людьми, взрослыми и
сверстниками, критическое отношение к
себе, в результате чего развивается
психологический кризис. Подростку
приходится пройти через душевные муки,
в ходе которых формируется его самооценка
и происходит определение своего места
в социуме. Его поведение регулируется
самооценкой, сформированной во время
общения с окружающими. При становлении
самооценки большое внимание уделяется
внутренним критериям. Как правило, она
у младших подростков противоречива,
поэтому их поведение отличается
немотивированными поступками.

Интерес
к противоположному полу, половое
созревание.
В
подростковом возрасте меняются отношения
между мальчиками и девочками. Теперь
они проявляют интерес друг к другу как
к представителям противоположного
пола. Поэтому подростки начинают уделять
большое внимание своему внешнему виду:
одежде, прическе, фигуре, манере держаться
и др. Сначала интерес к противоположному
полу проявляется необычно: мальчики
начинают задирать девочек, те, в свою
очередь, жалуются на мальчиков, дерутся
с ними, обзываются, нелестно отзываются
в их адрес. Такое поведение доставляет
удовольствие и тем и другим. Со временем
отношения между ними меняются: мо-140
жет появиться застенчивость, скованность,
робость, иногда напускное равнодушие,
презрительное отношение к представителю
противоположного пола и т. п. Девочек
раньше, чем мальчиков, начинает волновать
вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано
с более быстрым физиологическим развитием
девочек. В старшем подростковом возрасте
между мальчиками и девочками возникают
романтические отношения. Они пишут друг
другу записки, письма, назначают свидания,
вместе гуляют по улицам, ходят в кино.
В результате у них появляется потребность
стать лучше, они начинают заниматься
самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее
физиологическое развитие приводит к
тому, что между мальчиками и девочками
может возникнуть сексуальное влечение,
характеризующееся определенной
недифференцированностью (неразборчивостью)
и повышенной возбудимостью. Это нередко
приводит к внутреннему конфликту между
стремлением подростка освоить новые
для себя формы поведения, в частности
физический контакт, и запретами на такие
отношения, как внешними – со стороны
родителей, так и внутренними – собственными
табу. Однако сексуальные отношения
очень интересуют подростков. И чем
слабее внутренние «тормоза» и меньше
развито чувство ответственности за
себя и другого, тем раньше возникает
готовность к сексуальным контактам с
представителями как своего, так и
противоположного пола.

Высокая
степень напряжения до и после сексуального
общения – сильнейшее испытание для
психики подростка. Первые сексуальные
контакты могут оказать большое влияние
на всю последующую интимную жизнь
взрослого человека, поэтому очень важно,
чтобы они были окрашены положительными
воспоминаниями, были позитивными.

Повышенная
возбудимость, частая смена настроения.
Физиологические
изменения, чувство взрослости, изменения
отношений со взрослыми, стремление
вырваться из-под их опеки, рефлексия –
все это ведет к тому, что эмоциональное
состояние подростка становиться
нестабильным. Это выражается в частой
смене настроения, повышенной возбудимости,
«взрывоопасности», плаксивости,
агрессивности, негативизмом или,
наоборот, в апатии, безразличии,
равнодушии.

Развитие
волевых качеств.
В
подростковом возрасте дети начинают
усиленно заниматься самовоспитанием.
Это особенно характерно для мальчиков
– идеал мужественности становится для
них одним из основных. В возрасте 11–12
лет мальчики любят смотреть приключенческие
фильмы или читать соответствующие
книги. Они стараются подражать героям,
обладающим мужественностью, смелостью,
силой воли. В старшем подростковом
возрасте основное внимание направлено
на саморазвитие необходимых волевых
качеств. Мальчики много времени уделяют
спортивным занятиям, связанным с большими
физическими нагрузками и риском, такими,
где требуются незаурядная сила воли и
мужество.

В
формировании волевых качеств имеется
некоторая последовательность. Сначала
развиваются основные динамические
физические качества: сила, быстрота и
скорость реакции, затем – качества,
связанные со способностью выдерживать
большие и длительные нагрузки:
выносливость, выдержка, терпение и
настойчивость. И только потом формируются
более сложные и тонкие волевые качества:
концентрация внимания, сосредоточенность,
работоспособность. Вначале, в возрасте
10–11 лет, подросток просто восхищается
наличием этих качеств у других, в 11–12
лет он заявляет о желании обладать
такими качествами и в 12–13 лет приступает
к самовоспитанию воли. Наиболее активным
возрастом воспитания волевых качеств
является период от 13 до 14 лет.

Потребность
в самоутверждении и самосовершенствовании
в деятельности, имеющий личностный
смысл. Самоопределение.
Подростковый
возраст знаменателен еще и тем, что
именно в этом возрасте вырабатываются
умения, навыки, деловые качества,
происходит выбор будущей профессии. В
этом возрасте у детей отмечаются
повышенный интерес к различного рода
деятельности, стремление делать что-то
своими руками, повышенная любознательность,
появляются первые мечты о будущей
профессии. Первичные профессиональные
интересы возникают в учении и труде,
что создает благоприятные условия для
формирования нужных деловых качеств.

У
детей в этом возрасте наблюдается
повышенная
познавательная и творческая активность.
Они
стремятся узнать что-то новое, научиться
чему-либо и стараются делать это хорошо,
начинают совершенствовать свои знания,
умения, навыки. Подобные процессы
проходят и за пределами школы, причем
подростки действуют как самостоятельно
(сами что-то конструируют, строят, рисуют
и т. д.), так и при помощи взрослых или
более старших товарищей. Потребность
делать «по-взрослому» стимулирует
подростков к самообразованию,
самосовершенствованию, самообслуживания.
Работа, выполненная хорошо, получает
одобрение окружающих, что ведет к
самоутверждению подростков.

У
подростков отмечается дифференцированное
отношение к учебе.
Это
связано с уровнем их интеллектуального
развитии, достаточно широким кругозором,
объемом и прочностью знаний,
профессиональными склонностями и
интересами. Поэтому по отношению к
школьным предметам возникает
избирательность: одни становятся
любимыми и нужными, к другим интерес
снижается. На отношение к предмету
влияет также личность учителя.

Появляются
новые мотивы
учения,
связанные
с расширением знаний, формированием
нужных умений и навыков, позволяющих
заниматься интересной работой и
самостоятельным творческим трудом.

Формируется
система
личностных ценностей.
В
дальнейшем они определяют содержание
деятельности подростка, сферу его
общения, избирательность отношения к
людям, оценку этих людей и самооценку.
У старших подростков начинается процесс
профессионального самоопределения.

В
подростковом возрасте начинают
формироваться организаторские
способности, деловитость, предприимчивость,
умение налаживать деловые контакты,
договариваться о совместных делах,
распределении обязанностей и др. Данные
качества могут развиваться в любой
сфере деятельности, в которую вовлечен
подросток: в учении, труде, игре.

К
концу подросткового возраста процесс
самоопределения практически завершается,
и некоторые умения и навыки, нужные для
дальнейшего профессионального
становления, оказываются сформированными.

studfiles.net

9.6. Новообразования подросткового возраста

Новообразованиями
данного
возраста
являются:
чувство
взрослости;
развитие
самосознания,
формирование
идеала
личности;
склонность
к
рефлексии;
интерес
к
противоположному
полу,
половое
созревание;
повышенная
возбудимость,
частая
смена
настроения;
особое
развитие
волевых
качеств;
потребность
в
самоутверждении
и
самосовершенствовании,
в
деятельности,
имеющей
личностный
смысл;
самоопределение.

Чувство
взрослости
– отношение
подростка
к
себе
как
ко
взрослому.
Подросток
хочет,
чтобы
взрослые
относились
к
нему
не
как
к
ребенку,
а
как
к
взрослому
(подробно
об
этом
см.
10.1).

Развитие
самосознания,
формирование
идеала
личности направлено
на
осознание
человеком
своих
личных
особенностей.
Это
определяется
особым,
критическим
отношением
подростка
к
своим
недостаткам.
Желательный
образ
«Я»
обычно
складывается
из
ценимых
качеств
и
достоинств
других
людей.
Но
так
как
идеалом
для
подражания
у
него
выступают
и
взрослые,
и
сверстники,
то
образ
получается
противоречивым.
Получается,
что
в
данном
образе
необходимо
сочетание
черт
характера
взрослого
человека
и
молодого,
а
это
не
всегда
совместимо
в
одном
лице.
Возможно,
это
является
причиной
несоответствия
подростка
своему
идеалу,
что
является
поводом
для
переживаний.

Склонность
к
рефлексии
(самопознание). Стремление
подростка
познать
себя
нередко
приводит
к
потере
душевного
равновесия.
Основной
формой
самопознания
является
сравнение
себя
с
другими
людьми,
взрослыми
и
сверстниками,
критическое
отношение
к
себе,
в
результате
чего
развивается
психологический
кризис.
Подростку
приходится
пройти
через
душевные
муки,
в
ходе
которых
формируется
его
самооценка
и
происходит
определение
своего
места
в
социуме.
Его
поведение
регулируется
самооценкой,
сформированной
во
время
общения
с
окружающими.
При
становлении
самооценки
большое
внимание
уделяется
внутренним
критериям.
Как
правило,
она
у
младших
подростков
противоречива,
поэтому
их
поведение
отличается
немотивированными
поступками.

Интерес
к
противоположному
полу,
половое
созревание. В
подростковом
возрасте
меняются
отношения
между
мальчиками
и
девочками.
Теперь
они
проявляют
интерес
друг
к
другу
как
к
представителям
противоположного
пола.
Поэтому
подростки
начинают
уделять
большое
внимание
своему
внешнему
виду:
одежде,
прическе,
фигуре,
манере
держаться
и
др.
Сначала
интерес
к
противоположному
полу
проявляется
необычно:
мальчики
начинают
задирать
девочек,
те,
в
свою
очередь,
жалуются
на
мальчиков,
дерутся
с
ними,
обзываются,
нелестно
отзываются
в
их
адрес.
Такое
поведение
доставляет
удовольствие
и
тем
и
другим.
Со
временем
отношения
между
ними
меняются:
мо-140 жет
появиться
застенчивость,
скованность,
робость,
иногда
напускное
равнодушие,
презрительное
отношение
к
представителю
противоположного
пола
и
т. п.
Девочек
раньше,
чем
мальчиков,
начинает
волновать
вопрос:
«Кто
кому
нравится?».
Это
связано
с
более
быстрым
физиологическим
развитием
девочек.
В
старшем
подростковом
возрасте
между
мальчиками
и
девочками
возникают
романтические
отношения.
Они
пишут
друг
другу
записки,
письма,
назначают
свидания,
вместе
гуляют
по
улицам,
ходят
в
кино.
В
результате
у
них
появляется
потребность
стать
лучше,
они
начинают
заниматься
самосовершенствованием
и
самовоспитанием.

Дальнейшее
физиологическое
развитие
приводит
к
тому,
что
между
мальчиками
и
девочками
может
возникнуть
сексуальное
влечение,
характеризующееся
определенной
недифференцированностью
(неразборчивостью)
и
повышенной
возбудимостью.
Это
нередко
приводит
к
внутреннему
конфликту
между
стремлением
подростка
освоить
новые
для
себя
формы
поведения,
в
частности
физический
контакт,
и
запретами
на
такие
отношения,
как
внешними
– со
стороны
родителей,
так
и
внутренними
– собственными
табу.
Однако
сексуальные
отношения
очень
интересуют
подростков.
И
чем
слабее
внутренние
«тормоза»
и
меньше
развито
чувство
ответственности
за
себя
и
другого,
тем
раньше
возникает
готовность
к
сексуальным
контактам
с
представителями
как
своего,
так
и
противоположного
пола.

Высокая
степень
напряжения
до
и
после
сексуального
общения
– сильнейшее
испытание
для
психики
подростка.
Первые
сексуальные
контакты
могут
оказать
большое
влияние
на
всю
последующую
интимную
жизнь
взрослого
человека,
поэтому
очень
важно,
чтобы
они
были
окрашены
положительными
воспоминаниями,
были
позитивными.

Повышенная
возбудимость,
частая
смена
настроения. Физиологические
изменения,
чувство
взрослости,
изменения
отношений
со
взрослыми,
стремление
вырваться
из-под
их
опеки,
рефлексия
– все
это
ведет
к
тому,
что
эмоциональное
состояние
подростка
становиться
нестабильным.
Это
выражается
в
частой
смене
настроения,
повышенной
возбудимости,
«взрывоопасности»,
плаксивости,
агрессивности,
негативизмом
или,
наоборот,
в
апатии,
безразличии,
равнодушии.

Развитие
волевых
качеств. В
подростковом
возрасте
дети
начинают
усиленно
заниматься
самовоспитанием.
Это
особенно
характерно
для
мальчиков
– идеал
мужественности
становится
для
них
одним
из
основных.
В
возрасте
11–12 лет
мальчики
любят
смотреть
приключенческие
фильмы
или
читать
соответствующие
книги.
Они
стараются
подражать
героям,
обладающим
мужественностью,
смелостью,
силой
воли.
В
старшем
подростковом
возрасте
основное
внимание
направлено
на
саморазвитие
необходимых
волевых
качеств.
Мальчики
много
времени
уделяют
спортивным
занятиям,
связанным
с
большими
физическими
нагрузками
и
риском,
такими,
где
требуются
незаурядная
сила
воли
и
мужество.

В
формировании
волевых
качеств
имеется
некоторая
последовательность.
Сначала
развиваются
основные
динамические
физические
качества:
сила,
быстрота
и
скорость
реакции,
затем
– качества,
связанные
со
способностью
выдерживать
большие
и
длительные
нагрузки:
выносливость,
выдержка,
терпение
и
настойчивость.
И
только
потом
формируются
более
сложные
и
тонкие
волевые
качества:
концентрация
внимания,
сосредоточенность,
работоспособность.
Вначале,
в
возрасте
10–11 лет,
подросток
просто
восхищается
наличием
этих
качеств
у
других,
в
11–12 лет
он
заявляет
о
желании
обладать
такими
качествами
и
в
12–13 лет
приступает
к
самовоспитанию
воли.
Наиболее
активным
возрастом
воспитания
волевых
качеств
является
период
от
13 до
14 лет.

Потребность
в
самоутверждении
и
самосовершенствовании
в
деятельности,
имеющий
личностный
смысл.
Самоопределение.Подростковый
возраст
знаменателен
еще
и
тем,
что
именно
в
этом
возрасте
вырабатываются
умения,
навыки,
деловые
качества,
происходит
выбор
будущей
профессии.
В
этом
возрасте
у
детей
отмечаются
повышенный
интерес
к
различного
рода
деятельности,
стремление
делать
что-то
своими
руками,
повышенная
любознательность,
появляются
первые
мечты
о
будущей
профессии.
Первичные
профессиональные
интересы
возникают
в
учении
и
труде,
что
создает
благоприятные
условия
для
формирования
нужных
деловых
качеств.

У
детей
в
этом
возрасте
наблюдается повышенная
познавательная
и
творческая
активность. Они
стремятся
узнать
что-то
новое,
научиться
чему-либо
и
стараются
делать
это
хорошо,
начинают
совершенствовать
свои
знания,
умения,
навыки.
Подобные
процессы
проходят
и
за
пределами
школы,
причем
подростки
действуют
как
самостоятельно
(сами
что-то
конструируют,
строят,
рисуют
и
т. д.),
так
и
при
помощи
взрослых
или
более
старших
товарищей.
Потребность
делать
«по-взрослому»
стимулирует
подростков
к
самообразованию,
самосовершенствованию,
самообслуживания.
Работа,
выполненная
хорошо,
получает
одобрение
окружающих,
что
ведет
к
самоутверждению
подростков.

У
подростков
отмечается дифференцированное
отношение
к
учебе. Это
связано
с
уровнем
их
интеллектуального
развитии,
достаточно
широким
кругозором,
объемом
и
прочностью
знаний,
профессиональными
склонностями
и
интересами.
Поэтому
по
отношению
к
школьным
предметам
возникает
избирательность:
одни
становятся
любимыми
и
нужными,
к
другим
интерес
снижается.
На
отношение
к
предмету
влияет
также
личность
учителя.

Появляются
новые мотивы
учения, связанные
с
расширением
знаний,
формированием
нужных
умений
и
навыков,
позволяющих
заниматься
интересной
работой
и
самостоятельным
творческим
трудом.

Формируется система
личностных
ценностей. В
дальнейшем
они
определяют
содержание
деятельности
подростка,
сферу
его
общения,
избирательность
отношения
к
людям,
оценку
этих
людей
и
самооценку.
У
старших
подростков
начинается
процесс
профессионального
самоопределения.

В
подростковом
возрасте
начинают
формироваться
организаторские
способности,
деловитость,
предприимчивость,
умение
налаживать
деловые
контакты,
договариваться
о
совместных
делах,
распределении
обязанностей
и
др.
Данные
качества
могут
развиваться
в
любой
сфере
деятельности,
в
которую
вовлечен
подросток:
в
учении,
труде,
игре.

К
концу
подросткового
возраста
процесс
самоопределения
практически
завершается,
и
некоторые
умения
и
навыки,
нужные
для
дальнейшего
профессионального
становления,
оказываются
сформированными.

studfiles.net

54. Основные психологические новообразования подросткового возраста.

  • Центральное
    новообразование подростничества
    –»чувство
    взрослости»- отношение подростка к
    себе как к взрослому.
    Это выражается в желании, чтобы все — и
    взрослые, и сверстники — относились к
    нему не как к маленькому, а как к
    взрослому. Он претендует на равноправие
    в отношениях со старшими и идет на
    конфликты, отстаивая свою «взрослую»
    позицию. Чувство взрослости проявляется
    и в стремлении к самостоятельности,
    желании оградить какие-то стороны своей
    жизни от вмешательства родителей. Это
    касается вопросов внешности, отношений
    с ровесниками, может быть — учебы. Чувство
    взрослости связано с этическими нормами
    поведения, которые усваиваются детьми
    в это время. Появляется моральный
    «кодекс», предписывающий подросткам
    четкий стиль поведения в дружеских
    отношениях со сверстниками. взрослость
    бывает социоморальная(участие в заботе
    о семье..), интеллект(самообр..) и
    внешняя(развлечения, взр во внешнем
    виде, манере пов…)

  • Развитие
    самосознания,формирование «Я-концепции»(
    система внутренне согласованных
    представлений о себе, образов «Я».)

  • Критичность
    мышления, склонность к рефлексии,
    формирование самоанализа.

  • Трудности
    роста, половое созревание, сексуальные
    переживания, интерес к противоположному
    полу.

  • Повышенная
    возбудимость, частая смена настроений,
    неуравновешенность.

  • Заметное развитие
    волевых качеств.

  • Потребность
    в самоутверждении, в деятельности,
    имеющий личностный смысл.

  • Направленность
    личности:
    — гуманистическая направленность
    — отношение подростка к себе и обществу
    положительны;
    — эгоистическая
    направленность — он сам является более
    значимым, чем общество;
    — депрессивная
    направленность — он сам никакой ценности
    не представляет для себя. Его отношение
    к обществу можно назвать условно
    положительным;
    — суицидальная
    направленность — ни общество, ни личность
    для самой себя не представляет никакой
    ценности.

Обычно
о подростковом возрасте говорят как о
периоде повышенной эмоциональности.
Это проявляется в возбудимости, частой
смене настроения, неуравновешенности.
Характер многих подростков становится
АКЦЕНТУИРОВАННЫМ — крайний вариант
нормы.
У подростков от типа акцентуации
характера зависит многое — особенности
транзиторных нарушений поведения
(«пубертатных кризов»), острых
аффективных реакций и неврозов (как в
их к картине, так и в отношении вызывающих
их причин). С типом акцентуации характера
необходимо считаться при разработке
реабилитационных программ для подростков.
Этот тип служит одним из главных
ориентиров для медико-психологических
рекомендаций, для советов в отношении
будущей профессии и трудоустройства,
что весьма существенно для устойчивой
социальной адаптации.
Тип акцентуации
указывает на слабые места характера и
тем самым позволяет предвидеть факторы,
способные вызвать психогенные реакции,
ведущие к дезадаптации, — тем самым
открываются перспективы для
психопрофилактики.
Обычно акцентуации
развиваются в период становления
характера и сглаживаются с повзрослением.
Особенности характера при акцентуациях
могут проявляться не постоянно, а лишь
в некоторых ситуациях, в определенной
обстановке, и почти не обнаруживаться
в обычных условиях. Социальная дезадаптация
при акцентуациях либо вовсе отсутствует,
либо бывает непродолжительной.
В
зависимости от степени выраженности
выделяют две степени акцентуации
характера: явная и скрытая.
Явная
акцентуация.
Эта степень акцентуации относится к
крайним вариантам нормы. Она отличается
наличием довольно постоянных черт
определенного типа характера. Выраженность
черт определенного типа не препятствует
возможности удовлетворительной
социальной адаптации. Занимаемое
положение обычно соответствует
способностям и возможностям. В подростковом
возрасте особенности характера часто
заостряются, а при действии психогенных
факторов, адресующихся к «месту
наименьшего сопротивления», могут
наступать временные нарушения адаптации,
отклонения в поведении. При повзрослении
особенности характера остаются достаточно
выраженными, но компенсируются и обычно
не мешают адаптации.
Скрытая
акцентуация.
Эта степень, видимо, должна быть отнесена
не к крайним, а к обычным вариантам
нормы. В обыденных, привычных условиях,
черты определенного типа характера
выражены слабо или не проявляются
совсем. Однако черты этого типа могут
ярко, порой неожиданно, выявиться под
влиянием тех ситуаций и психических
травм, которые предъявляют повышенные
требования к «месту наименьшего
сопротивления».

Центральные
задачи подр возр:

  1. освоение
    новой телесности, полоролевой идентичн

  2. развитие
    абст мышления

  3. приобр
    навыков межличн общения с представителями
    своего и противоположного полов,
    вхождение в группу сверстников

  4. становление
    новых отнош в семье

  5. выработка
    жизн философии и сит ценностей

  6. подготовка
    к сем жизни

Подростковый
эгоцентризм – феномен воображаемой
аудитории и миф о собственной
исключительности. Подр эгоц рождает
чувство одиночества, критичное отношение
к другим (защита от оценок), высокая эмо
напряженность, склонность к самолюбованию.

Преодоление
подр эгоцентр связано с разитием общения
со сверстниками и формированием
эго-идентичности.

studfiles.net

Новообразования подросткового возраста

Количество просмотров публикации Новообразования подросткового возраста — 638

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство взрослости –отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому (подробно об ϶том см. 10.1).

Развитие самосознания, формирование идеала личностинаправлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ ʼʼЯʼʼ обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у нᴇᴦο выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а ϶то не всегда совместимо в одном лице. Возможно, ϶то является причинои̌ несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Склонность к рефлексии (самопознание).Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основнои̌ формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, благодаря чему развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется ᴇᴦο самооценка и происходит определение своᴇᴦο места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированнои̌ во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, по϶тому их поведение отличается немотивированными поступками.

Интерес к противоположному полу, половое созревание.В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. По϶тому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др.
Размещено на реф.рф
Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: мо-140 жет появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: ʼʼКто кому нравится?ʼʼ. Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определеннои̌ недифференцированностью (неразборчивостью) и повышеннои̌ возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними – со стороны родителей, так и внутренними – собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние ʼʼтормозаʼʼ и меньше развито чувство ответственности за себя и иного, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

Высокая степень напряжения до и после сексуального общения – сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, по϶тому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.

Повышенная возбудимость, частая смена настроения.Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все ϶то ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышеннои̌ возбудимости, ʼʼвзрывоопасностиʼʼ, плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

Развитие волевых качеств.В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение.Подростковый возраст знаменателен ещё и тем, что именно в данном возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В ϶том возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в данном возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать ϶то хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать ʼʼпо-взросломуʼʼ стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объёмом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. По϶тому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет аналогичным образом личность учителя.

Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интереснои̌ работой и самостоятельным творческим трудом.
Понятие и виды, 2018.

Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу ᴇᴦο общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др.
Размещено на реф.рф
Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшᴇᴦο профессионального становления, оказываются сформированными.

Выделяют следующие виды подростковых групп: ретретические (просоциальные) — в базе общие увлечения положительные в социальном плане (спорт, учеба, музыка), асоциальные — формируются на базе совместных развлечений и стоят в стороне от острых социальных проблем, характерно пустое времяпрепровождение.

Антисоциальные — стабильные по составу, со строгой иерархией и подчинению лидеру, свои законы, обряды, моральный кодекс. Нередко лидер криминальная фигура. Опыт показывает, что большинство подростков попадая в такую группу, вследствие интеллектуальнои̌ и эмоциональнои̌ незрелости, быстро уступают влиянию лидера и начинают вести антисоциальный образ жизни только потому, что таковы правила группы.

Для многих подростков неформальные группы и асоциальный образ жизни являются однои̌ из форм протеста против привычного уклада жизни. Реакция увлечения (хобби-реакция). Увлечения имеют огромное значение в познавательнои̌ деятельности подростка. Для многих ϶то средство самовыражения, достижения престижного статуса. Нередко, в ответ на сложную психотравмирующую ситуацию, увлечения приобретают утрированную форму, захватывают все стороны жизни, поглощают все свободное время.

Подросток словно щитом закрывается своими увлечениями от травмирующей ᴇᴦο действительности. Выделяют следующие типы увлечений: интеллектуально-эстетические, музыка, рисование, техника), телесно мануальные (спорт, рукоделие), лидерские (поиск ситуации, где можно руководить), накопительные (коллекционирование), азартные увлечения и т.п.

Все перечисленные личностные реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения преимущественно пограничного уровня. Патохарактерологические (патологические) личностные реакции проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях в поведении ребенка или подростка, ведут к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождаются невротическими расстройствами.

Для них характерны склонность к генерализации, т.е. способность возникать в самых разных ситуациях и вызываться самыми различными, в т.ч. и неадекватными стимулами; склонность превышать определенный «потолок» нарушений поведения, никогда не преступаемый в норме; склонность рано или поздно приводить к социальнои̌ дезадаптации.

Выделяют два основных механизма формирования патохарактерологических особенностей: фиксация характерологических реакций активного и пассивного протеста, имитации, эмансипации и пр.
Размещено на реф.рф
и формирование патологических черт характера либо, как результат неправильного воспитания, либо под влиянием хронической психотравмирующей ситуации. Как уже было отмечено ранее, патохарактерологические реакции при определенных благоприятных условиях могут полностью редуцироваться.

Большинство отечественных исследователей придерживаются точки зрения на патохарактерологические реакции, как на пограничное состояние между нормой и патологией. Они являются нозологически неспецифичными, поскольку в дальнейшем могут трансформироваться в невротические и в психопатические состояния.

В зависимости от индивидуальных психических свойств происходит фиксация нарушений характера, складывающаяся в определенный симптомокомплекс — патохарактерологический синдром, особенности которого определяют вариант патохарактерологического формирования личности (психогенное патологическое развитие личности). Выделяют: аффективно-возбудимый, тормозимый, истероидный и неустойчивый варианты патологического склада личности, такая динамика воспринимается как этап формирования краевой психопатии.

17) ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

(англ. juvenile age) — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (см. Возраст). В схеме возрастнои̌ периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастнои̌ морфологии, физиологии и биохимии, Ю. в. был определен как 17-21 г. — для юношей и 16-20 лет — для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западнои̌ психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастнои̌ период, называемый периодомвзросления(англ. adolescence; на рус. язык ϶тот термин часто переводят как ʼʼотрочествоʼʼ или исходя из контекста и внимательности переводчика — ʼʼподростковый возрастʼʼ, либо — ʼʼюностьʼʼ), содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественнои̌ науке принято рассматривать Ю. в. как самостоятельный период развития человека, ᴇᴦο личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда Ю. в. оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательнои̌ школы.

В Ю. в. в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.

Ю. в. — исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов; ᴇᴦο необходимость диктуется усложнением, в частности технологическим, социальнои̌ жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностнои̌ зрелости своих взрослых членов. Вследствие ϶того Ю. в. не является полностью устоявшимся, люди 15-17 лет даже в однои̌ стране могут оказаться в различных социальныхситуацияхразвития. Если учесть к тому же, что процессы соматического, психического и социального ʼʼсозреванияʼʼ протекают неравномерно и разновременно у разных людей и соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности исследования и описания ϶того важного этапа развития человека.

Психологическое изучение Ю. в. началось в конце XIX в. с описания юности выходцев из высших слоев общества. В результате в конце XIX — нач. XX в. господствовала т. н. романтическаямодельюности как периода внутреннᴇᴦο кризиса, пробуждения чувств, как эпоха ʼʼбури и натискаʼʼ. Начиная с 1920-х гг. ситуация резко изменилась: после работ М. Мид, Л. С. Выготского, а позднее Б. Заззо и многих др.
Размещено на реф.рф
становится невозможен анализ Ю. в. без учета этнокультурных и социокультурных различий.

Главный конституирующий момент социальнои̌ ситуации развития в Ю. в. составляет то, что юноша находится напорогевступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к Ю. в. связан с резкой сменои̌ внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основнои̌ направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшᴇᴦο жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в ʼʼаффективный центрʼʼ (Л. И. Божович) жизненнои̌ ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. В Ю. в. психическое развитие есть врастание индивидуальнои̌ психики в объективный и нормативный дух даннои̌ эпохи, врастание в культуру (Э. Шпрангер), когда индивид конституирует себя как представителя определенного поколения (А. В. Толстых). См. Периодизация психического развития. (Н. Н. Толстых)

Одним из наиболее спорных вопросов, возникающих при изучении периода взрослости является понятие ʼʼзрелостьʼʼ применительно к возрастному аспекту развития и её критерии. Б.Г. Ананьев рассматривая понятие зрелости, пытался выделить объективные критерии зрелости человека, специфичные для различных уровней анализа. Следует отметить, что так зрелость человека, как индивида, он связывал с биологическими критериями, но уже умственная зрелость и критерии её определения представлялись как исторические и социальные (связанные с образованием), в ещё большей степени эти критерии определяют гражданскую зрелость [1; 2].

Важно заметить, что каждый возраст, таким образом, имеет определенные общие для всех индивидов задачи и трудности их выполнения. Центральнои̌ задачей развития в период взрослости является достижение ʼʼзрелостиʼʼ, выполняющей функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути, субъектом которого человек становится по мере своᴇᴦο развития.

ʼʼЗрелостьʼʼ и её критерии исследовались Б.Г. Ананьевым, он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А.А. Реан предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. И в той и другой парадигме существует объективная реальность, очерчиваемая понятием ʼʼличностная зрелостьʼʼ. А.А. Реан выделяет четыре компонента или критерия личностнои̌ зрелости, являющиеся базовыми, фундаментальными, структурообразующими: ответственность, терпимость, саморазвитие, и, интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них — позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир [10].

Ответственность — ϶то то, что отличает социально незрелую личность от средней нормы. По Э. Фромму забота, ответственность, уважение и знание — ϶то совокупность качеств зрелого человека. Ответственность формируется и развивается в деятельности, в предоставлении личности свободы выбора и ответственности за него. Ответственность, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, является воплощением истинного, самого глубокого и принципиального отношения к жизни. Под ответственностью он понимал не только осознание всех последствий уже содеянного, но и ответственность за все упущенное. Ответственность возникает в связи с тем, что каждое совершающееся сейчас действие необратимо. По϶тому ответственность — ϶то способность человека детерминировать события, действия в момент их осуществления, по ходу их совершения [9].

Ответственность — ϶то верность самому себе, доверие к нравственному содержанию собственных чувств, уверенность в своей правоте; способность отвечать не только за себя, но и за других людей, за их судьбы, за характер своих с ними взаимоотношений.

Второй составляющей зрелой личности является терпимость. Существует два вида терпимости — сенсуальная, как повышения порога чувствительности к различным воздействиям окружающей среды, и диспозиционная, как предрасположенность, готовность к определеннои̌ терпимой реакции на среду. За ней стоят определенные установки личности, её система отношений к миру и другим людям, их поведению, к себе, к воздействию других на себя. При ϶том такая терпимость не связана с психофизиологической толерантностью, человек должна быть терпимым, оставаясь эмпатийным и чувствительным. То есть, терпимость связана с отношением к миру, мировоззрением личности. Можно провести параллели между точкой зрения А. А. Реана и Э. Эриксона, оба говорят об особенностях взаимодействия со средой, обусловленных личностным отношением к ней [10].

Саморазвитие — является основополагающей составляющей зрелой личности. Эта идея является чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, А. Брушлинский). Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность, что является показателем личностнои̌ зрелости и одновременно условием её достижения. С наличием выраженного стремления к саморазвитию связана и успешность профессиональнои̌ деятельности, и профессиональное долголетие. Проявляется самоактуализация различными способами — в служении делу, любви к другому человеку (В.Франкл), увлеченность значимой работой (А.Маслоу) или утверждение собственнои̌ жизни свободы и развития происходит через способность человека любить (Э.Фромм) [7;12;14].

referatwork.ru

Основные новообразования подросткового возраста.




Поиск Лекций




Новообразованиями данного возраста являются:

Чувство взрослости –отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.

Развитие самосознания, формирование идеала личностинаправлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Склонность к рефлексии (самопознание).Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

Интерес к противоположному полу, половое созревание.В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.



Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними – со стороны родителей, так и внутренними – собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

Повышенная возбудимость, частая смена настроения.Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

Развитие волевых качеств.В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.




Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение.Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки.

У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.

Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.

Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.





Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту











poisk-ru.ru

Основные личностные новообразования подростка и старшего школьника. Психологические основы педагогической практики: учебное пособие

Основные личностные новообразования подростка и старшего школьника

Подростковый возраст – этап онтогенеза, охватывающий период от 10–11 до 13–14 лет, совпадающий в современной российской школе со временем обучения детей в 5–8 классах школы. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками, утверждению своей самостоятельности, независимости, автономии. Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Однако необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьироваться у конкретного школьника: проходить раньше или позже.

Центральное личностное новообразование подросткового возраста становление нового уровня самосознания, « Я-концепции », характерной чертой которой является чувство взрослости – отношение подростка к самому себе как к взрослому, желание показать свою «взрослость» другим, стремление быть признанным в мире взрослых. Постоянный контроль со стороны взрослых, требование подчинения и послушания, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению, – весьма существенные факторы возникновения подросткового кризиса, появления различных форм протеста.

Существенным признаком нового уровня самосознания является также «открытие» подростком своего внутреннего мира, возникновение интереса к себе, к познанию своих возможностей и потребностей, стремления понять себя, сравнить себя с другими людьми, стремление к самоутверждению, самовыражению и самоанализу. Если до подросткового возраста развитие «Я-концепции» регулируется с помощью внешних стандартов (оценки значимых лиц), то у старших подростков основой регуляции становятся стандарты внутренние: впервые появляются собственные представления о том, что является наиболее ценным, важным. Самооценка подростка зачастую базируется уже не столько на оценке взрослых, сколько на собственном анализе своих личностных возможностей и качеств. С подросткового возраста в сопоставлении представлений о себе реальном и «Я-идеальном» формируется подлинная основа «Я-концепции» школьника. Подростковый возраст можно считать сензитивным периодом в развитии личностной рефлексии.

В подростковый период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения. Это проявляется, прежде всего, в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни взрослых. Но самая существенная трансформация жизненного пространства связана с фактором временного измерения: возникает осознанная связь будущего и настоящего, старший подросток перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего. Отсутствие отдаленной ориентации, ситуативность поведения в этом возрасте часто сочетаются с задержками и отклонениями в развитии личности подростка, о чем свидетельствуют материалы психологического изучения трудных подростков и подростков-правонарушителей.

Для внутренней позиции подростка становится очень значимой новая потребность – найти и занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников, завоевать авторитет, уважение, симпатию и внимание товарищей. Это ведет к повышению реакции конформности подростка по отношению к подростковой компании (стремление ничем не выделяться в среде сверстников, быть «как все»), к усилению реакции группирования (стремление подростка в группу сверстников, тяга к сплочению с ними) и реакции имитации (подражание кому-либо из сверстников, чаще – более популярному, преуспевающему, более «взрослому»). Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности. Неумение, невозможность добиться приемлемого статуса в коллективе сверстников чаще всего является причиной трудностей в поведении и приводит к тяжелым переживаниям. Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми, особенно учителями. Необходимо учитывать, что если все переживания, интересы, стремления подростка остаются сосредоточенными на проблемах сугубо школьной жизни – уроках, отметках, то можно говорить об определенном нарушении в развитии личности, задержке развития, о том, что ребенок не подготовлен к переходу на новую возрастную ступень.

Для понимания проблем подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека.

Кризис подросткового возраста

Кризис подросткового возраста проходит три фазы:

1)  негативная, или предкритическая,  – фаза ломки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур;

2)  кульминационная точка кризиса, которая, как правило, приходится на 13 лет, хотя возможны варианты;

3)  посткритическая фаза, т. е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п.

В психологической литературе описаны два основных пути протекания возрастных кризисов. Первый, наиболее распространенный, – кризис независимости. Его симптомы – строптивость, своеволие, упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности ( требование подростка не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – « не лезть в душу »).

Подросток пытается утвердить позицию « Я уже не ребенок ». Он как бы провоцирует взрослых на запреты, специально «принуждает» к ограничительным мерам, чтобы иметь затем возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, отвоевать свою самостоятельность и независимость. Именно через это преодоление преград подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении, у него возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, формируются модели поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. При этом важно иметь в виду, что интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения различны.

Другой тип подросткового кризиса – кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Кризис зависимости – это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности и защищенности. Подросток утверждает позицию « Я ребенок и хочу оставаться им ». Когда подростковый возраст проходит гладко и бесконфликтно, осуществляясь по типу «кризиса зависимости», впоследствии могут проявиться либо запоздалый, а потому особенно болезненный и бурно протекающий кризис в 17–18 лет и даже позже, либо затяжная инфантильная позиция «ребенка», характеризующая человека и в период молодости, а иногда и в зрелом возрасте. С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается протекание подросткового возраста в форме кризиса независимости.

Возраст ранней юности ( 15–17 лет) обычно совпадает с обучением в 9, 10 и 11 классах общеобразовательной школы. Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов и планов старшеклассников. Основным новообразованием в ранней юности является «готовность к личностному и жизненному самоопределению» (И.В. Дубровина), характеризующаяся активным процессом понимания самого себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Формирование жизненных планов, жизненной перспективы приводит к коренному изменению отношения учащихся к школе, учению, к отметкам, оценкам себя и окружающих. Выбор будущей профессии составляет самое ядро процесса самоопределения. Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем, на содействие пробуждению собственной активности молодого человека.

В раннем юношеском возрасте в развитии самосознания школьников происходят существенные изменения: повышается значимость системы собственных ценностей, усиливается личностный аспект самовосприятия, совершается переход от частных самооценок отдельных качеств личности к общему целостному отношению к себе, замена двухполюсной самооценки (хороший – плохой) неопределенными, амбивалентными суждениями. В старшем школьном возрасте усиливается критичность и самокритичность, проявляется самостоятельность в суждениях, наблюдается интенсивное развитие оценочных способностей. Однако личностная рефлексия в ранней юности несколько теряет аффективную окрашенность по отношению к «Я» человека и происходит на более спокойном эмоциональном фоне. Все это сказывается на росте самоуважения.

Юношеский возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентации как устойчивого образования личности, как основы жизненной позиции, способствующей формированию мировоззрения и отношения к окружающей действительности, эмоционально-ценностного отношения к себе. Своеобразный фокус мировоззренческих поисков юности – проблема смысла жизни. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом) – необходимая предпосылка постановки мировоззренческих проблем. Трудность юношеской рефлексии о смысле жизни – в правильности совмещения ближней и дальней перспективы, представлений о своем реальном и идеальном «Я». Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально, и на него ждут универсального для всех ответа, кроме того, юношей и девушек отличает стремление к максимализму («все или ничего»), что может привести к потере чувства реальности, к определенной неудовлетворенности настоящей жизнью.

Центральной особенностью самосознания старшеклассников является осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого может возникнуть внутреннее напряжение, порождающее чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность.

В юношеском общении отмечают две противоречивые тенденции:

1) расширение сферы общения, которое проявляется в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам;

2) растущая индивидуализация, о ней свидетельствует высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в паре.

Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единства во взглядах, потребность в самоутверждении. Старший школьник обнаруживает самый высокий по сравнению с другими возрастными периодами уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко возрастает у него тревожность в общении с родителями и с теми взрослыми, от которых он в какой-то мере зависит.

Необходимо отметить, что в переходный период от детства к взрослости особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола ( половая идентификация ), включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и – соответственно этим образованиям – формы поведения.

Выделяют следующие факторы, влияющие на успех или неуспех освоения половой роли:

1) половые роли родителей, семейные установки и качество отношений родителей с ребенком. Отрицательно здесь могут сказываться: несчастная юность, пренебрежение к сексуальности, слишком близкие отношения между родителями и ребенком, препятствия контакту с ровесниками и взаимоотношениям со сверстниками другого пола;

2) личностные особенности. Отрицательно влияют: чрезмерная интровертность, аскетическое поведение, слишком сильные интеллектуализация и идентификация с одним из родителей;

3) неблагоприятными факторами являются также физические недостатки, изоляция от группы из-за недостатка социальных способностей или из-за принадлежности к отверженному меньшинству.

В подростковом и юношеском возрасте у девочек обнаруживаются более высокие показатели по эмоциональности, чувствительности, сентиментальности, интуитивности, мягкости, склонности к фантазиям, тогда как у мальчиков – по рассудочности, реалистичности, практичности. В 12–15 лет мальчики чаще всего воспринимаются как настойчивые, напористые, независимые, самоуверенные, смелые, конфликтные, своенравные, бесцеремонные, склонные винить в неудачах окружение, а девочки – скорее как покорные, зависимые, неуверенные в себе, осторожные, доброжелательные, послушные, тактичные, склонные винить в неудачах себя. Однако в возрасте 16–17 лет эти различия уже не прослеживаются. В 12–15 лет мальчики менее добросовестные, чем их сверстницы, более небрежные, легкомысленные, непостоянные, переменчивые, меньше считаются с моральными нормами. Уровень самооценочной тревожности (восприятие человеком относительно нейтральных ситуаций как содержащих угрозу самооценке, представлению о себе и переживание вследствие этого сильного волнения, тревоги, страха) у девушек выше, чем у юношей.

В сфере самосознания также существуют половые различия. Если судить по самоописаниям, в 14–15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т. д. Девичьи самохарактеристики более субъективны и говорят в основном об испытываемых чувствах, чаще всего отрицательных. Юношеские самоописания более динамичны, акцент в них делается на появление новых интересов, видов деятельности и т. п. Мальчики склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девочки. При этом мальчики-подростки нередко переоценивают свои способности и положение среди сверстников, не любят признавать свои слабости и, как правило, пренебрегают информацией, которая противоречит их завышенной самооценке. Девочки более самокритичны.

Следует отметить, что коммуникативные способности и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается уровня общительности, эмпатии и характера аффиляции. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для юношей значительно важнее, чем для девушек. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для юношей больше, чем для девушек. Общение девушек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Девушки в среднем эмоционально чувствительнее и восприимчивее юношей, превосходят последних по потребности и способности к самораскрытию, передаче другим интимной и личностно-значимой информации о себе, своем внутреннем мире. Юноши больше ценят надежность друга, интеллектуальную общность, а девушки – сопереживание, эмпатию, уступчивость. Юноши больше тяготеют к экстенсивному, а девушки к интенсивному общению. Начиная с подросткового возраста, девочки чаще мальчиков говорят о желании иметь друга противоположного пола и более ориентированы на друзей старше себя. Они также чувствуют себя более уверенно при общении с юношами, тогда как последние чаще переживают тревожность и напряженность.

Что касается профессионального самоопределения, здесь тоже существуют определенные половые различия. Осведомленность юношей о различных современных профессиях выше, а сама дифференциация профессиональных интересов начинается у них раньше и проявляется четче, чем у девушек. Юноши критичнее оценивают свои возможности и требовательнее относятся к своей будущей профессии; девушки в этом отношении пассивнее и легче мирятся с неудачами, придавая больше значения устройству личной, семейной жизни.

Выявленные половые различия свидетельствуют о необходимости индивидуализации воспитания и обучения, ломки привычных стереотипов и стандартов, ориентированных на усредненных, среднестатистических индивидов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психологические новообразования, присущие подростковому возрасту.

МОБУ «Саракташская СОШ №2»

Новообразования подросткового возраста.

2017г

Новообразования подросткового возраста.

Новообразованиями данного возраста являются:

  1. чувство взрослости;

  2. развитие самосознания, формирование идеала личности;

  3. склонность к рефлексии;

  4. интерес к противоположному полу, половое созревание;

  5. повышенная возбудимость, частая смена настроения;

  6. особое развитие волевых качеств;

  7. потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл;

  8. самоопределение.

Чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: мо-140 жет появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними – со стороны родителей, так и внутренними – собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

Высокая степень напряжения до и после сексуального общения – сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно, чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.

Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.

Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.

Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

infourok.ru