Инсайт что это в психологии – Инсайт — Википедия

Содержание

что это в психологии простыми словами, суть, мышление, синоним, как найти, путь к озарению

Инсайт (англ. Insight — озарение, прозрение) — это психологический термин, означающий внезапное нахождение решения определенной задачи, проблемы.

В последнее время, данное понятие, приобретает все большую популярность. Между тем, еще в 1910 году, это явление впервые описал математик, французского происхождения — Анри Пуанкаре. Он называл это озарением и считал, что прийти к нему можно в результате неосознанной, длительной работы. До этого времени существовала признанная теория Эдварда Торндайка, она заключалась в том, что приобретение знаний, это дело постепенное, и состоит только из проб и ошибок.

Инсайт в психологии

Слово «инсайт», как термин в психологии, впервые было употреблено Вольфганом Келлером, в 1925 году. Келлер был немецким психологом, американского происхождения и одним из основателей Гештальтпсихологии. Собственно сам инсайт он обозначил как важнейшую часть этого психологического направления. Келлер считал, что обучение может происходить в виде внезапного озарения, что и подтвердил позднее, благодаря своим опытам с человекообразными обезьянами. В помещении, где находился примат, подвешивали на недосягаемую высоту пищу. Так же, вне поля зрения клали палку. Вначале обезьяна пыталась достать еду дотянувшись до нее, но после нескольких неудачных попыток затихала, и начинала оглядываться по сторонам. В конечном итоге она догадывалась достать еду при помощи палки. Келлер назвал этот эффект «ага-реакцией». По сути это резкое изменение поведения, обдумывание и, как итог, внезапно найденное решение задачи. Конечно данный феномен вызвал множество дискуссий, так как теория «проб и ошибок» представлялась теперь несколько ограниченной. Всего было выделено три этапа «ага-реакции»:

  1. Хаотичная реакция на происходящее
  2. Внезапная остановка, пауза
  3. Адекватная реакция

Путь к озарению

Для понимания процесса появления инсайта, рассмотрим четыре стадии, выделенные Анри Пуанкаре:

  • Предшествующая подготовка. На этой стадии происходит изучение материала. Обдумывание вопроса, поиск решения. Не находя ответов, мозг погружает вопрос в наше бессознательное.
  • Инкубационный период. Обусловлен тем, что человек отвлекается на что-то другое. Расслабление, отдых, решение других вопросов. Этот период может измеряться годами.
  • Вспышка, озарение. Наконец наше бессознательное выдает решение задачи. В основном это происходит, когда человек меньше всего этого ожидает.
  • Проверка фактов. Когда бессознательное выдает нам ответ, человек, уже сознательно, проводит проверку правильности внезапного решения, полагаясь на свои знания и опыт.

Что способствует нахождению инсайта

Знаменитый советский психолог Пономарев А.Я. считал, что инсайт это работа интуиции совместно с неосознанным поиском решения. Действительно, инсайт приходит тогда, когда вы его меньше всего ждете. Можно годами искать ответ на определенный вопрос, но озарение приходит внезапно, как вспышка. Чаще всего это происходит, когда человек занят делом абсолютно не относящемся к мучающему его вопросу. Например Ньютон открыл закон тяготения, когда яблоко упало ему на голову. К Менделееву озарение пришло во сне, в виде таблицы химических элементов. А Архимед, возлежащий в ванной, с его великим вскриком «Эврика!»? Инсайт интересен тем, что если озадачиться каким-то вопросом, наш мозг не успокоится, пока не найдет решение, ключ к разгадке. Мы и не догадываемся, но даже если вопрос, в данный момент, уже не актуален для нас, мозг все равно продолжает вести сложную, бессознательную работу по поиску решения задачи.

Чтобы найти свой инсайт, важно на некоторое время отвлечься от вопроса, оставленного без ответа. Нахождению озарения способствует выполнение любых монотонных действий, например бег, вождение автомобиля, чтение книг, рисование и другие похожие занятия. Очень актуальна будет медитация, как способ расслабления и переключения внимания.

Заключение

Самое важное в поиске инсайта помнить, что человек должен сознательно делать ставку на свое развитие — наполнять себя новыми знаниями, учиться, работать над собой, приобретать опыт. Только тогда наше бессознательное способно выдавать качественные инсайты в нужном количестве.

onona.online

инсайт — это… Что такое инсайт?

   ИНСАЙТ (с. 265) (от англ. insight) — внезапное понимание существующих отношений и структуры целостной ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. В большинстве справочных источников указывается, что данное понятие было введено в гештальтпсихологии в первой четверти XX в. Это, безусловно, справедливо, если только иметь в виду, что явления, описываемые этим термином, отмечались еще в античных источниках. В конце концов, знаменитое архимедово «Эврика!» — не что иное, как констатация инсайта.

   Приоритет в описании этого явления (без употребления самого термина) по праву следовало бы отдать французскому математику и теоретику научного творчества Анри Пуанкаре (его очерки о науке и научных открытиях поражают психологической глубиной, редкой даже для «титульных» психологических трудов). Еще в конце XX в. Пуанкаре сделал перед Парижским психологическим обществом доклад «Математическое творчество», в котором проанализировал специфику математических способностей и описал на собственном примере особенности возникновения научных открытий.

   По признанию Пуанкаре, многие оригинальные идеи, впоследствии выдвинувшие его в ряды выдающихся математиков, пришли к нему вовсе не в ходе целенаправленной умственной деятельности за письменным столом, а в совершенно неожиданных обстоятельствах: одна — на подножке автобуса, другая — во время прогулки по берегу моря, третья — на бульваре. Однако появлению каждой новаторской идеи предшествовал долгий этап подготовительной работы — как сознательной, так и бессознательной. Пуанкаре рассказывал: «То, что вас удивит прежде всего, это видимость внутреннего озарения, являющаяся результатом длительной неосознанной работы; роль этой бессознательной работы в математическом изобретении кажется мне несомненной. Часто, когда работают над трудным вопросом, с первого раза не удается ничего хорошего, затем наступает более или менее длительный период отдыха, и потом снова принимаются за дело. В течение первого получаса дело вновь не двигается, а затем вдруг нужная идея приходит в голову».

   Пуанкаре делает предположение, что отдых — лишь видимый, на самом деле этот «отдых» заполнен бессознательной работой. Последняя же, по мнению ученого, приносит плоды, лишь когда ей предшествует период сознательной работы. Вдохновение — не дар небес, а результат труда, и порой огромного, но не всегда видимого и даже осознаваемого.

   Зачем нужен второй период сознательной работы после озарения? «Нужно использовать результаты этого озарения, вывести из них непосредственные следствия, — объясняет Пуанкаре, — привести в порядок доказательство. Но особенно необходимо их проверить. Я уже говорил о чувстве абсолютной уверенности, которое сопровождает озарение; в рассказанных случаях оно не было ошибочным, но следует опасаться уверенности, что это правило без исключения; часто это чувство нас обманывает, не становясь при этом менее ярким, и заметить это можно лишь при попытке строго сознательно провести доказательство». С современных позиций к этому можно было бы добавить, что ученый

чувствует правильные и неправильные комбинации идей, тогда как искусственный интеллект способен лишь перебиратые и другие. Самый совершенный компьютер — это лишь аналог логической части нашего сознания, а логика бесчувственна. Чувства ученого таятся в его подсознании и подсказывают правильное решение.

   «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувства!» Получается, что полезные комбинации — те, которые больше всего воздействуют на это врожденное чувство математической красоты. Можно ли развить это чувство? По сей день психология не может дать ответа на этот вопрос.

   Так или иначе, эстетическое чувство играет роль своеобразного фильтра, отсеивающего неправильные комбинации идей.

   Если такого фильтра нет, то математические задачи не могут решаться, и человек не способен стать математиком-творцом.

   В известном смысле математическое творчество сходно с поэтическим. Стихотворение не приходит в голову поэта целиком, чаще всего — это лишь строчка, возникшая словно из подсознания. Потом один за другим следуют периоды сознательной и бессознательной работы, пока поэтический фильтр не отсеет неправильные (некрасивые) комбинации слов и на бумагу не лягут нетленные строки. Впрочем, у математиков на сей счет особое мнение. Показательны слова известного математика Давида Гильберта об одном из своих учеников: «Он стал поэтом — для математики у него не хватило воображения».

   Что же касается собственно инсайта, то в психологический лексикон его действительно ввел один из представителей гештальтпсихологии — Вольфганг Кёлер. В его классической работе «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» (1927) понятие инсайта было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и «слепом» научении, осуществляющемся методом проб и ошибок. Впоследствии представителями той же школы М.Вертгеймером и К.Дункером данное понятие было применено также к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставляемый другим интеллектуальным операциям. Следует также отметить, что Кёлер и вслед за ним его коллеги оперировали немецким термином

Einsicht, которому в английском языке имеется созвучный аналог, утвердившийся в международном психологическом лексиконе. В весьма приблизительном переводе это слово в обоих языках означает постижение, проникновение в суть ситуации.

   В опытах Кёлера инсайт был описан как внезапное постижение взаимосвязей между кажущимися не связанными между собою элементами перцептивного поля, построение из них некоей «хорошей формы». Типичным примером является эксперимент по усмотрению шимпанзе целостной ситуации, способствующей продуктивному решению. Животное помещалось в клетку, за пределами которой на недоступном расстоянии располагался соблазнительный банан. Дотянуться до него лапой было невозможно. Но это становилось возможно проделать с использованием орудия — палки. Задача решалась легко, если палка помещалась за пределами клетки неподалеку от банана в досягаемости для обезьяны. Помещение такой же палки внутрь клетки усложняло задачу — палка долго не рассматривалась как элемент, принадлежащий целостной ситуации. Но в итоге посредством инсайта и эта задача находила решение. Животным удавалось решать и еще более сложную задачу, в которой орудие требовалось создать — дотянувшись до одной палки, с ее помощью достать другую, а потом скомбинировать их в одно длинное орудие. Для достижения результата животным необходимо было усмотреть новый вид взаимосвязи двух коротких палок. Согласно отчетам Кёлера, и эта задача оказывалась для шимпанзе выполнима.

   Разумеется, проблемы, стоящие перед человеком, неизмеримо сложнее, и для их успешного решения требуется усмотрение гораздо более тонких взаимосвязей. Однако, по мнению гештальтистов, в целом механизм усмотрения тот же самый — выбор «красивой» (вспомним чувственный опыт Пуанкаре) структуры, отвечающей требованиям задачи. Такой выбор осуществляется безотчетно, осознается внезапно и производит впечатление беспричинного и случайного просветления, озарения.

   Понятно, что этот принцип может быть распространен не только на сугубо когнитивную сферу. В психотерапии он был активно подхвачен. По мнению представителей самых разных психотерапевтических школ, в результате инсайта происходит постижение неосознанных мотивов и причин патологического поведения, что признается важным шагом к выздоровлению. Понятно, что термин нашел широкое применение и в такой сфере, как психоанализ (ныне он фигурирует в большинстве психоаналитических словарей в сугубо специфическом значении). Здесь состояние инсайта соотносится со своего рода прозрением, основанным на постижении смысла бессознательных процессов и сил, действующих в глубинах психики. Подобное состояние достигается в процессе аналитической терапии и позволяет пациенту радикально пересмотреть превалирующий в его жизни образ мышления и действия.

   В середине XX в. в психоаналитической литературе развернулась дискуссия по вопросам инсайта, послужившая толчком к выявлению механизмов его возникновения и той роли, которую он играет в процессе аналитической терапии. Это нашло свое отражение, в частности, в статьях Дж.Рихвельда «Анализ концепции инсайта», У.Сильверберга «Отыгрывание и инсайт: проблема психоаналитической техники», Э.Криса «О проблемах достижения инсайта в психоанализе». О роли инсайта высказывались разные мнения. Одни психоаналитики (Ф.Александер, Т.Френч) полагали, что инсайт является не лечебным фактором, а признаком лечения. Другие (Э.Крис) не разделяют подобную точку зрения и считают, что инсайт не может проявляться без других динамических изменений, но без него терапия носит ограниченный характер и не имеет отношения к психоанализу.

   Психотерапевты иных ориентации также используют понятие инсайта в своих теоретических построениях. В рационально-эмоциональной и когнитивной терапии инсайт рассматривается как процесс установления зависимости между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он связан с обнаружением значения, которое клиент придает внешнему окружению и внутренним ощущениям. Даже по мнению сторонников личностно ориентированной психотерапии расширение сферы сознания происходит, в частности, вследствие инсайта, нового понимания прежде не осознаваемых связей между настоящим и прошлым в особенностях представлений, переживаний и поведения.

   Как видим, только из трактовок одного этого понятия можно построить обширный очерк психологической науки, охгатывающий практически все ее важнейшие направления и школы. Как это часто бывает в истории науки, термин оказался подхвачен столь разными теоретиками и практиками, что сегодня трудно отыскать двух психологов, которые понимали бы его одинаково. Или хотя бы просто понимали. Хотя постараться стоит. Получится, наверное, не сразу, понадобится какой-то этап «инкубации». А там, глядишь, и наступит… правильно, инсайт!


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

Инсайт, что это такое в психологии, психоанализе

Инсайт – это полисемантичный термин, который дословно может означать прозорливость, проникновение в суть, осознание, озарение, прозрение. Широко используется в психологии, психоаналитической терапии и психиатрии, а также в области зоопсихологии. Понятие инсайт описывает сложносоставной интеллектуальный феномен, суть которого заключается во внезапном прорыве, частично интуитивном, к пониманию поставленной задачи и «неожиданном» нахождении ее решения.

Явление инсайт открыто в исследовании поведенческого реагирования шимпанзе в разнообразных проблемных ситуациях В. Келером. Результаты его экспериментов поставили под сомнение концепцию сторонников бихевиоризма и теории «слепого» научения, которое происходит путем беспорядочных проб и промахов.

Понятие инсайт является одним из стержневых в гештальтпсихологии. Основатели гештальтпсихологии использовали описываемое понятие для описания того типа мыслительной деятельности человека, при котором решение является не следствием восприятия отдельных частей (анализа), а посредством мысленного познания целого.

Инсайт что это такое

В стандартном обиходе явление инсайт представляет собой всякое самопознание, а также предчувствие либо интуитивное понимание внутреннего устройства или природы чего-либо. Кроме перечисленных имеется ряд более специализированных определений.

В психотерапевтической практике инсайт подразумевает способность пациента отчётливо осознавать, что нарушения собственного интеллекта и чувств, существующие у него, не только субъективны, но и объективны, а значит, свидетельствуют о факте болезни. Инсайт это один из диагностических признаков, свидетельствующих о сохранности личности. Так, утрата инсайта присуща для психоза, а его наличие свидетельствует скорее о неврозе.

Интеллектуальный инсайт рассматривается в качестве разновидности теоретического осознания чьего-то состояния или базисом психодинамики чьих-то действий, которые все еще остаются отчужденными от индивида, а эмоциональный инсайт – в качестве истинного глубокого понимания. Так, например, классический психоанализ, расценивает интеллектуальное озарение в качестве защитного механизма, а эмоциональное осознание – в качестве основного элемента эффективной терапии.

Также инсайтом именуют новое, навязчивое осознание верности чего-то, которое возникло без открытого обращения к прошлому опыту.

Гештальтпсихология рассматривает описываемое понятие в качестве процесса, при помощи которого разрешаются проблемы.

Инсайт, в этом смысле, характеризует неожиданное преобразование модели или значения ситуации, позволяющее индивиду осознать связи, сопоставляемые с решением. Он представляет собой разновидность научения и обуславливается принципом все либо ничего.

Творческий инсайт является одной из ключевых стадий индивидуальной творческой мыслительной деятельности. Сам процесс творчества состоит из стадии подготовки, инкубации, инсайта или озарения и проверки полученного решения. Наличие в структуре процесса творчества стадии инсайта расценивается как одно из основных доказательств тесной связи бессознательной мыслительной деятельности с творчеством.

Творческий инсайт и интуиция считаются иррациональными понятиями, так как являются сверхчувственным способом познания истины. При этом рациональные рассуждения не могут создать новое знание. Другими словами, инсайт наступает тогда, когда индивид находит решение, не осознавая процесса, приведшего к этому решению.

Таким образом инсайт являет собой попадание ответа, найденного в процессе бессознательного мыслительного функционирования, в фокус сознания, которое обычно в этот момент отвлечено от решаемой задачи, его направленность, в основном, с ориентацией бессознательного ответа не совпадает, вследствие чего найденное ответное решение выплывает в сознании неожиданно, сопровождаясь интуитивной убежденностью в его истинности и эмоциональной активацией.

Наиболее яркими примерами описываемого феномена можно считать открытия Архимеда, и Ньютона.

Инсайт проходит четыре стадии на пути возникновения. Вначале индивид, пытаясь отыскать решение, производить интенсивную умственную работу. Так для сочинителя это может быть поиск поэтического образа, для композитора нахождение мелодии, для математика установление верного решения, для любого индивида поиск выхода из сложной житейской ситуации.

Затем человеку становится очевидным невозможность получения результата при помощи логического анализа, интеллектуального напряжения или посредством ранее известных приемов. Такую ситуацию можно рассматривать как тупиковую, имеющую взаимоисключающие предпосылки либо характеризующуюся бесконечным числом стратегий. В сложившихся обстоятельствах ум справляется с поставленными задачами до определенного предела, после чего пасует.

На третьем этапе наступает неожиданное озарение. Человек получает готовые ответ, а непосредственно процесс решения проследить невозможно. Довольно часто ответ приходит, когда индивид пребывает в стадии измененного сознания, на которой происходит снижение умственной работоспособности. Например, во время сна, полудремы, отдыха и релаксации. Большинство великих личностей полагали, что вдохновение их озаряло во время прогулок, различных спортивных игр, езды за рулем, просмотра кинофильма. Другими словами, прозрение наступает в моменты, когда человек полностью забывает о проблеме и отвлекается от насущного. Поэтому, людям, которых интересует, как достичь инсайт, можно посоветовать не зацикливаться на незамедлительном нахождении решения, отложить поиск ответов и пойти гулять или заняться уборкой в доме.

Внезапному озарению сопутствует бессознательная убежденность в верности, истинности и бесспорности результата, невероятная простота решения, выраженное чувство удовлетворения и облегчение.

Инсайт это в психологии

Описываемое понятие берет свое начало из гештальтпсихологии. Означает оно внезапное озарение, понимание сущности проблемной ситуации, нахождение совершенно нового подхода или решения.

Инсайт в психиатрии является неотделимой частью гештальтпсихологии. Впервые его ввел В. Келер в 1925 году. Проводя эксперименты с человекообразными обезьянами, он отметил, что животные после нескольких безуспешных попыток решить поставленную задачу прекращали всякие активные действия и принимались разглядывать окружающие предметы, после чего довольно быстро находили правильное решение.

В дальнейшем понятие инсайт в психологии стали использовать К. Дункер и М. Вертгеймер – основатели гештальт-терапии. Они применяли описываемое понятие в качестве характеристики мышления человека. Ученые утверждали, что решение достигается посредством умозрительного освоения целого, а не при помощи досконального анализа.

Кроме того, рассматриваемое понятие употребляется психологами с целью описания такого феномена, при котором личность испытывает озарение, которое больше относится к разновидности воспоминаний, при этом отличается от них тем, что образуется не только мысленный образ, но и разнообразные ощущения всевозможных модальностей, свойственных конкретному воспоминанию. Также под описываемым термином может подразумеваться вне логическое прозрение.

Как достичь инсайт? Многих интересует, как найти верное и наиболее оптимальное решение, увидеть суть проблемы. Для достижения озарения нужно научиться отвлекаться и отпускать мысли, крутящиеся вокруг проблемного вопроса. Если постоянно размышлять о задаче, требующей решения, то озарение вряд ли наступит. Поэтому необходимо переключить внимание, например, заняться чтением либо просмотром интересного фильма.

Инсайт сегодня широко применяется в практической психологии. Большинство психологов используют прием, основанный на достижении озарения. Они накапливают информацию о клиенте при помощи получения ответов на поставленные вопросы, каждый из которых вытекает из предыдущего, постепенно подводя человека к самостоятельному обнаружению проблемы. Данный процесс обычно занимает продолжительный период времени и много сил, требует огромного терпения и последовательности, как от психолога, так и от самого клиента. Зато данный метод считается довольно действенным. Поскольку только при самостоятельном обнаружении проблемы клиентом, понимании ее сути, можно продолжать дальнейшую работу по ее разрешению.

Также данный феномен успешно используется в психологических тренингах. Только тут он применяется при работе с целой группой. Например, может задаваться общая задача, ответ на которую необходимо найти коллективу. В процессе обсуждения обычно кто-то озвучивает.

Термин инсайт в психоанализе рассматривается в качестве способности индивида прочувствовать и полностью постигнуть суть бессознательного и его проявлений при помощи символов. Кроме того, некоторыми психоаналитиками расценивается также как цель терапии.

В более правильном и широком смысле описываемого понятия, психоанализ под озарением подразумевает способность индивида менять мотивацию своего поведения, оперативно осмысливать собственную психодинамику и постигать смыслы символического поведения.

Традиционно последователи психоаналитического ученья различают две разновидности озарения, а именно интеллектуальный инсайт и эмоциональное прозрение. Первый – рассматривается в качестве способности личности в целом правильно оценивать свое поведенческое реагирование и осознавать собственную психопатологию с позиции происхождения и динамики развития. Чаще психоаналитики относят данную разновидность озарения к области обсессивного защитного механизма личности, так как он позволяет индивиду постигать и успешно контролировать те, тревожащие его стороны собственной индивидуальности, в отношении к которым он ощущает отчуждение.

Эмоциональный инсайт расценивается психоаналитиками в качестве способности прочувствовать и адекватно осмыслить суть бессознательного и его проявлений. Эмоциональное озарение, в отличие от интеллектуальной прозорливости, является скорее доказательством свободы от отчуждения и пребывания индивида в простом контакте со своим бессознательным.

Инсайт в психоанализе является довольно существенным средством для практики психоанализа. Нередко аналитики даже саму по себе задачу психоаналитической терапии определяют как «получение нужного инсайта». При этом сам основатель психоаналитического ученья в точности не использовал подобную формулировку, предпочитая ей иную. Фрейд считал задачей психоаналитической терапии преобразование бессознательного в сознательное.

Инсайт является мощнейшим напряжением психических сил личности. Это напряжение способно привести к видоизменениям в душевном мире субъекта и к началу позитивной трансформации в целом личности. Теории, ориентированные на инсайт, помогают индивиду заниматься исследованием собственных чувств с целью успешного и умелого управления ими в будущем. Преобразовывая собственную поведенческую модель, убеждения, установки, отношение к окружающей действительности, личность постепенно приобретает способность к нестандартному реагированию на различные жизненные события и умение быть гибким в принятии решений проблемных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности.

Инсайт не следует рассматривать в качестве выведенного понимания, исходящего из прошлого опыта.

Инсайт – это внезапно возникающее необъяснимое понимание ситуации или проблемы в целом, вследствие чего достигается осознанное верное решение проблемы. На данный момент описываемый феномен является одним из стержневых понятий в современной психологической науке. С этим понятием довольно плотно работал Г.Уоллес. Именно он вывел четыре этапа процесса озарения, а именно: подготовку, инкубацию, непосредственно инсайт и проверку. Современные научные сообщества признают феноменальность инсайта. Однако объяснить со стопроцентной достоверностью причины возникновения озарения в сознании они не в состоянии. Сегодня лишь существует множество предположений.

Феномен инсайта является фактом объективно существующей действительности, но данные о его истинном происхождении, являются загадкой по сей день.

psihomed.com

Что такое инсайт в психологии: определение, примеры :: SYL.ru

Что такое инсайт? Это весьма интересный и многозначный термин из области психиатрии, психоанализа и психологии. Им определяется сложное интеллектуальное явление, характеризующееся неожиданным, отчасти интуитивным прорывом к пониманию той или иной проблемы и последующим нахождением решения. Иначе это ещё называют озарением.

Обращаясь к гештальтпсихологии

Специалистами данной области уже давно дан ответ на вопрос касательно того, что такое инсайт, в соответствии с учениями. Как всем известно, гештальт – нечто, отличающее сумму от целого. Простым примером можно считать мелодию. Она состоит из отдельных звуков. Они при определённом сочетании и последовательности образуют узнаваемую складную мелодию. Она в данном случае и есть гештальт.

Итак, стоит вернуться к теме. Инсайт – это в психологии долгожданный ответ, найденный неожиданно и внезапно. Это усмотрение сути проблемной ситуации, которое способно помочь завершить гештальт. И данный феномен не случаен.

Дело в том, что человек, не нашедший ответа на волновавший его вопрос, будет продолжать его поиски даже на бессознательном уровне. И в один момент, под воздействием тех или иных обстоятельств, его «озарит» решением. Инсайт возникает на основе слуховых и зрительных образов, событий прошлого и переживаний. Иначе говоря, к его появлению приводит соединение ассоциаций и информации.

Воодушевление

Это именно то, что человек ощущает, когда наступает эмоциональный инсайт. Более того, воодушевление смешивается с невероятным духовным подъёмом, радостью, волнением, экстазом. Можно понять, почему. Ведь чувство наличия нерешённой задачи всегда приводит человека к внутреннему дисбалансу. Есть проблемы, которые настолько волнуют людей, что те не могут ни есть, ни спать, ни спокойно существовать.

И когда к ним приходит понимание, озарение, их баланс восстанавливается, а сопровождается всё это вдохновением и эмоциональным подъемом.

Впрочем, далеко не все решения можно назвать инсайтом. Чаще всего ответ приходит в процессе тщательного анализа или увлечённого мыслительного процесса. Спутать это с инсайтом невозможно. В момент озарения человека будто накрывает волной того, что он осознал. А когда он сам находит решение, у него лишь возникает восторженное: «Наконец-то я это сделал!»

То, что предшествует инсайту

Озарение наступает не сразу. Сначала человек находится в так называемой фазе подготовки. Она полностью им осознаётся. На этом этапе человек собирает данные о проблеме и планирует возможные способы её решения.

Затем наступает инкубационный период. Человек перестаёт фокусироваться на проблеме и прилагать целенаправленные усилия на её решение. Ничего не получается, поэтому он посвящает время отдыху или занимается другими делами.

И вот тогда наступает озарение, которое становится итогом работы подсознания, которое вместо человека переосмыслило все факты, собранные им изначально.

Инсайтом процесс не заканчивается. Наступает фаза проверки, когда снова начинает работать сознание. Человек формирует пришедшую к нему идею и «тестирует» её на практике.

Виды инсайта

Всего их два. Первый вид – эмоциональный. Такой инсайт обычно характеризуется как глубокое и истинное понимание природы какого-либо явления. Но есть и другое определение. Эмоциональным инсайтом нередко называется фактор или элемент успешной терапии. А в психоанализе это озарение характеризуется как способность целиком постичь значение символических проявлений и бессознательного.

Второй вид – это интеллектуальный инсайт. Данный термин характеризует интуитивное понимание сути чего-либо. Состояния психики пациента, например, или мотивов действий другого индивида. В то же время в психоанализе интеллектуальным инсайтом называется умение человека грамотно формулировать собственную динамику и психопатологию.

Сфера психиатрии

Не будет лишним затронуть вниманием и её, рассказывая о том, что такое инсайт. Определение понятию было дано чуть выше. Теперь стоит поговорить о его сути.

Итак, инсайт – это значимый фактор, предопределяющий эффективность фармакологической и психиатрической терапии людей, страдающих расстройствами, а также влияние данных методов на комплаентность (приверженность лечению) пациентов.

Ещё это понятие отождествляется с критикой человека к своему заболеванию. В таком смысле принято употреблять словосочетание «когнитивный инсайт». Он проявляется тогда, когда пациент осознаёт, что симптомы его заболевания отражают патологические отклонения в психике.

Случаи из жизни

Есть довольно известные и занимательные примеры инсайтов. Взять, к примеру, закон Архимеда статики жидкостей. Его образование – результат инсайта. Древнегреческий физик просто отправился принимать ванну, но вдруг заметил, что вода из неё вытесняется в том объёме, который занимает его тело. Ассоциации сопоставились со знаниями – и вот, учёный уже бежит по улицам Сиракузы, крича известное «Эврика!».

Не менее ярким примером является Дмитрий Иванович Менделеев. Над периодической таблицей химических элементов русский учёный-энциклопедист думал на протяжении долгих лет. И однажды во сне она ему привиделась. Элементы были расположены по мере необходимости! Дмитрий Иванович тотчас проснулся, записал увиденное на бумаге и заснул.

Конечно же, нельзя не вспомнить инсайт Исаака Ньютона. Британский физик отдыхал после обеда в саду под тенью яблонь и пил чай. Внезапно с дерева упал плод. Ньютон задумался: «Почему яблоки падают всегда лишь перпендикулярно земле?» Картина произошедшего подтолкнула учёного на мысль о том, что та же сила, которая заставляет плод упасть, удерживает Землю от приближения к Солнцу, а Луну – от падения на нашу планету. Так и был открыт закон о силе гравитации.

Ложное озарение

Это понятие тоже следует отметить вниманием, рассказывая про инсайт. Это в психологии очень интересное явление, которое настигает человека после длительного мыслительного процесса. Ведь он, столкнувшись с проблемой, обращается в первую очередь к личному опыту для её решения. Логично, что человек предпринимает попытки применить ранее полученные знания в решении проблемы, сложившейся в настоящем.

Но когда на протяжении долгого времени у него ничего не получается, психика перенапрягается. Чтобы организм расслабился, подсознание выдаёт человеку ложное решение, которое ему, на почве безысходности, кажется идеальным.

Так работают защитные механизмы психики. Она истощена, человек устал, вполне возможно, что на почве всего этого ослабился его иммунитет, и появились неврозы. Всё из-за слишком усердного поиска ответа на свои вопросы. Потому и появляется ложное озарение. Вот только его отличие от инсайта заключается в том, что оно ложное. А значит, недействительное.

Психологическая защита

О ней также хотелось бы вкратце рассказать. Защитные механизмы психики представляют особый интерес. Поскольку они задействуются в тех случаях, когда минимизация отрицательных переживаний крайне необходима. И затяжные ситуации, в которых человек думает только о решении той или иной проблемы, относятся именно к ним.

Защитные механизмы в один момент срабатывают и ослабляют внутриличностный конфликт, уменьшая беспокойство и снимая напряжение. Таким образом, поведение человека регулируется, психика уравновешивается, а приспособляемость повышается.

Существует множество видов защиты, каждый из которых по-своему интересен. Это вытеснение, отрицание, проекция, сублимация, реактивное образование, рационализация, обесценивание, перенесённая агрессия, изоляция, регрессия и фантазирование. Отношение к рассматриваемой теме имеет только последний вид защиты. Фантазирование проявляется в создании человеком вокруг себя искажённой реальности. Он стал настолько одержим волнующей его проблемой, что принялся искать варианты её решения там, где их нет. Но он находит. Точнее, ему так кажется. На деле решение оказывается придумкой – чем-то вроде ложного озарение. Но человек настолько устал, что готов поверить даже в фантазии.

Мнение бихевиористов

Нельзя не затронуть и его вниманием, рассказывая о том, что такое инсайт. Бихевиоризмом называется направление в психологии, изучающее поведение животных и человека. Оно появилось в начале прошлого века. И радикально преобразовало подход к психике. Потому что основным положением бихевиоризма стало следующее утверждение: предмет психологии – это поведение. А не сознание, как всегда считалось.

Поэтому ни для кого не стало удивлением категоричное отношение бихевиористов к вопросу существования инсайта. Учёные данной области просто отрицают его наличие. Они утверждают, что данное понятие элементарно «высосано из пальца», и объективных оснований для его существования нет.

Почему бихевиористы так считают? Потому что они всегда всё измеряют. А что такое инсайт? Внутреннее переживание, не поддающееся измерению. Тем более в лабораторных условиях.

Как достичь озарения?

Этот вопрос интересует многих людей. Вряд ли есть те, кому не хотелось бы испытать то самое ощущение, которое настигло Ньютона, Менделеева и Архимеда. Но как это сделать?

Никак, поскольку инсайт – явление, приходящее к человеку из сферы бессознательного. Но зато можно поспособствовать его образованию.

Во-первых, нужно научиться отпускать мысли и как можно чаще отвлекаться. Это сложно. Поскольку озарения человек ждёт именно тогда, когда он находится в критической ситуации, при которой решение должно было быть «ещё вчера». Но, если ему нужен инсайт, а не «ложная эврика», придётся научиться не думать о проблемах и переключать внимание на какие-то посторонние, отвлечённые вещи.

И это поможет. В прогулках, книгах, фильмах и разговорах по душам, езде на велосипеде и многом другом нередко проскальзывают метафоры, способные дать ответы на волнующие вопросы. Почему в одной и той же киноленте каждый человек находит индивидуальный смысл? Потому что подсознание ищет ответы лишь на те вопросы, которые волнуют именно его.

Из этого следует вывод. Чтобы подсознанию работалось легче, необходимо предоставить ему как можно больше отвлечённых ситуаций. Чем выше будет этот максимум – тем быстрее найдётся «та самая» метафора.

www.syl.ru

Инсайт — Психологос

Инсайт (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть) — разновидность научения, неожиданное решение задачи без явной связи с предшествующим анализом. «Озарение», когда вдруг все «складывается», становится ясным.

Термин введен в гештальтпсихологию в 1925 г. В. Келером. Келер проводил опыты с человекообразными обезьянами, которым предлагались задачи, решающиеся посредством использования разных предметов. Было обнаружено, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро найти правильное решение.

Творческое озарение Архимеда, выскочившего из ванны с криком «Эврика!», — классическая иллюстрация инсайта.

Что способствует инсайту

Инсайт приходит (или не приходит) сам, но можно создать условия, когда он будет приходить чаще. Инсайту способствуют:

  • Стадия предварительного исследования (накопления гипотез).
  • Стадия отхода от прямых попыток решения, отход от попыток решить задачу в лоб. В этом случае происходит поиск окольных путей, неожиданных и нестандартных вариантов. Загрузить в бессознательное.
  • Ресурсное состояние мозга, чему способствует хорошее Настроение, ходьба (в целом физическая активность) и очень хорошо — душ, во время которого идет прямой массаж сосудов головного мозга.
  • Моменты неподвижности. Резкие движения головой исключают продуктивность мыслительной деятельности, и в моменты ощущения «cейчас соображу» нужно оказаться в неподвижном состоянии: остановиться и не мотать головой.

www.psychologos.ru

что это такое, откуда он берется и можно ли его привлечь

Большинство людей наверняка вспомнят момент, когда отдельные части проблемы вдруг складываются в единое целое и решение становится предельно ясным. Причем ответы на сложные задачи приходили тогда, когда их даже не пытались решить. Скорее всего, на прогулке, во время сна или приятного ничегонеделания. И в этом нет ничего необычного, ведь откровения мозга проявляются при отключенном сознании и контроле. Это и есть идеальные условия для инсайта.

В статье рассказываем об исследованиях и четырех этапах творческого озарения, делимся техниками развития интуиции и интеллекта – двух составляющих запланированного инсайта.

Что такое инсайт

Инсайт — это состояние интеллектуального и интуитивного озарения, в котором внезапное решение или новое видение проблемной ситуации находится как-бы из ничего, в обход логике. Но интуиция в этот момент не противостоит сознательности или рациональности. Инсайт – скорее бессознательная форма психологического состояния на фоне творческого вдохновения. Чаще приходит не во время активных размышлений или споров, а в момент «деятельного покоя», молчания, сна, в состоянии транса или измененного сознания.

Благодаря необъяснимому механизму озарение относят к категории чуда. Но никакой магии здесь нет. Ученые считают инсайт результатом работы мозга. Правда, не очень хорошо представляют себе его механизм. Поэтому инсайт можно назвать «плодотворным хаосом», в котором обдумывается и находится ответ на трудный для рассудка момент. Или расширяющим сознание «внутренним голосом души».

Феномен инсайта связан с его парадоксом: в момент озарения приходит не окончательный ответ на вопрос, а только принцип решения проблемы. Отсюда вытекают два следствия:

  1. Первое связано с ощущением ни с чем не сравнимого эмоционального подъема. Это приятное чувство появляется в результате удовлетворения результатом своего труда, независимо от размера возможного вознаграждения.
  2. Второе связано с чувством абсолютной уверенности в правильности гипотезы. Причем возникает оно еще до того, как решение проверено или опробовано на практике.

О феномене внезапного озарения чаще говорят те, кто занимается творчеством. Но понятие активно используют в точных и когнитивных науках и военном деле.

Как наука объясняет феномен озарения

По легенде древнегреческий ученый Архимед открыл принцип вытеснения жидкости восклицанием «Эврика!» («Я нашел»). И это было именно озарение. Но впервые стадии мыслительного процесса описал в 1910 году французский математик Анри Пуанкаре. Пуанкаре называл озарение «результатом длительной неосознанной работы». Позже его работы перевел на английский язык и опубликовал американский психолог Грэм Уоллес. И с тех пор теория творческих инсайтов носит его имя.

В своих работах Пуанкаре использовал французское слово «Illumination» – «озарение» Английский термин «Insite» (проникновение в суть) ввел в 1925 году немецко-американский психолог, один из основателей гештальт-терапии Вольфганг Келлер. Инсайт в гештальттерапии – это не мгновенный трюк, а долгий процесс, накапливающий свои результаты. Обязательной частью инсайта является эмоциональный компонент или Ага-переживание (A-ha experience).

Академик Наталья Бехтерева посвятила научную карьеру исследованиям нейрофизиологического мышления, творчества и сознания. Впервые в истории изучения мозга ей удалось приблизиться к разгадке феномена творческого озарения и сформулировать две теории. Первая: в момент инсайта сознание функционирует по принципу радиоприемника и самостоятельно создает образцовые условия для собственного озарения. Вторая: решить проблему помогает своего рода транс, который воспринимается как «внутренний голос».

Ученые неоднократно пытались объяснить механизм гениальности. Но пока ясно одно: без озарения нет гения. Еще со школы многие помнят историю о том, что Менделеев увидел свою таблицу во сне. Момент яркого озарения случился и со знаменитым изобретателем Никола Тесла. В момент неспешной прогулки его сознание подобно вспышке молнии озарила идея создать электродвигатель на переменном токе. Подобные озарения из своей практики описывали ученые, музыканты, художники, писатели, военначальники.

Этапы инсайта в теории Пуанкаре-Уоллеса

По теории Уоллеса творческий процесс состоит из четырех стадий:

  1. Подготовка или знакомство с задачей. Человек собирает всю известную информацию и пытается решить ее с помощью старых методов. Если решение не приходит, задача загружается в подсознание.
  2. Инкубация. Самый длительный период поиска решения, способный растянуться на годы. На этом этапе активно работает подсознание, а решение ищется на уровне фантазии, образов, эмоций, интуиции, сновидений, мышечных реакций.
  3. Озарение. Обычно приходит в совершенно случайной ситуации, не имеющей отношения к проблеме. Все отработанные в инкубационный период идеи и мысли вдруг складываются в цельный паззл.
  4. Проверка того, что получилось. Среди множества идей, выданных подсознанием, мозг отбирает те, что подкрепляются рациональными аргументами.

Из четырех стадий две центральные относятся к творчеству, а первая и последняя – к рутине. Важно помнить, что каждая по отдельности или в изоляции от других не работает.

Но во время сложных творческих процессов (перед тем, как сформулировать новаторскую идею, написать бестселлер или принять значительное политическое решение) человек нуждается в дополнительном отрезке времени между инкубацией и озарением. Поэтому творческие люди отмечают внутри процесса еще один важный момент: паузу.

В общем можно сказать, что творческое мышление – сложная машина, которая состоит из взаимосвязанных и постоянно движущихся частей. Но если не углубляться в подробности, нужно быть не слишком взволнованным и не слишком равнодушным. И тогда, может быть, мозг проявит свои внутренние резервы.

Как натренировать интуитивную и интеллектуальную составляющую инсайта

Мощные инсайты чаще всего спонтанны. И кажется, что приходят они безо всякого обдумывания или анализа. Хотя нейрофизиологи утверждают, что все проходит иначе: рождение даже незначительной идеи проходит в результате длительной работы мозга и интуиции.

Хотите генерировать озарение? Тренируйте интуицию и интеллект.

5 советов для тренировки интуиции

Ученые все больше склоняются к тому, что интуиция – не врожденное, а приобретенное качество. Если это не мистический дар, значит, можно научиться наладить контакт со своим внутренним голосом. Перед вами 5 подсказок, которые заставят шестое чувство работать:

  1. Для начала попробуйте отключить логику. Наш разум может дать нам решение, которое ему уже встречалось. Зато интуиция напрямую вытягивает ответ из общего информационного поля. Но для того, чтобы ее услышать, нужно отключить логику, замедлиться, успокоить мысли. Для этого подойдет медитация, техника осознанного дыхания или техника энергетического заземления.
  2. Оставьте заявку на время сна. Часто во сне нам приходят ответы на важные вопросы. Но после пробуждения большинство из них просто забывается. Чтобы научиться слышать сны, нужно провести небольшой ритуал: лечь в постель, расслабиться и мысленно озвучить проблему. На прикроватной тумбочке нужно держать бумагу и ручку. Тогда свежие сны можно записать что называется «по горячим следам», в первые минуты после пробуждения.
  3. Подбросьте монетку. Психологи говорят, что эмоции помогают принимать правильные решения. Так что если вы не можете выбрать между двумя вариантами решения, подбросьте монетку. Когда увидите результат, внимательно прислушайтесь к себе. Если в этот момент появится чувство облегчения, значит, выбор сделан правильно. Если результат такого гадания вызывает внутреннее сопротивление, смело выбирайте другой вариант.
  4. Отложите проблему в «потайной ящик». Психологи утверждают, что неверные решения сопровождаются такими же яркими и вдохновляющими инсайтами. Если мышление зацикливается на поиске проблемы, мозг быстро устает и «выбрасывает» хозяину первое попавшееся решение. Зато если ненадолго убрать задачу из головы, интуиция сама подскажет ответ.
  5. Доверяйте интуиции, но включайте логику. Все хорошо в меру. Истиной в последней инстанции интуиция быть не может. Поэтому некоторые решения иногда лучше доверить логике и интеллекту.

3 техники для интеллектуального озарения

Момент озарения каждый описывает по-своему. Кто-то сравнивает с ударом молнии, кто-то ссылается на вещие сны. Но, разумеется, такие инсайты не происходят на пустом месте. Знаменитые примеры с яблоком Ньютона и снами Менделеева как раз доказывают тот факт, что сделать открытие можно только полностью погрузившись в тему.

3 техники о том, как создать реальные предпосылки для внезапного озарения.

Техника 1. База для инсайта.

История научных инсайтов впечатляет. Но озарение, которое не требует усилий со стороны творца, не более чем устаревший стереотип. Независимо от того, в какой области науки или творчества происходит прорыв, он случается в каком-то особом состоянии сознания. Ученые называют это состояние «сумеречным сознанием на границе миров». Но чтобы войти в это состояние, нужно накопить много опыта в определенной сфере знаний.

Совет для инсайта: будьте готовы пройти долгий путь учебы, работы и исследований. Именно разум и целенаправленные усилия создают ту самую базу, на которой и происходят ценные открытия.

Техника 2. Тренировка везения.

Для описания способности делать выводы из случайных наблюдений английский писатель Гораций Уорпол придумал слово «серендипность». Серендипность подразумевает, что даже в ошибках можно увидеть возможности. Когда мы сконцентрируемся на какой-то идее, все, что созвучно нашим размышлениям само собой попадает в поле зрения. Поэтому нужно ценить не только приобретения, но и потери, которые могут стать новыми открытиями.

Совет для инсайта: будьте готовы настроить разум, словно радар, на прием новых неожиданных идей. Если мы не можем предугадать момента озарения, нужно создать и поддерживать условия для его появления.

Техника 3. Ценность противоречий.

Один из героев сериала говорил: «если осмотреться вокруг, можно заметить то, что видят все, а можно – абсолютно новые возможности». Вероятность инсайта значительно повышается с умением рассматривать ситуацию под разными углами. На этом пути заметны несоответствия между новыми гипотезами и старыми убеждениями. В какой-то момент приходит мысль: «Все это не имеет смысла». И это ведет к тому, что мозг начинает переосмысливать ситуацию заново.

Совет для инсайта: будьте готовы к тому, что даже нелепые случайности становятся новыми открытиями. Потому что искра озарения обычно совпадает с моментом, когда человек решает поменять угол зрения и рассмотреть проблему с другого ракурса.

Выводы:

  • Инсайт – неожиданное проникновение в суть проблемы в момент перехода решения задачи из подсознания в сознание.
  • Если решение трудной задачи ни как не удается получить логическим путем, самое время – отключить логику и довериться интуиции.
  • Подброшенная монетка не дает ответа на вопрос, зато дает шанс прислушаться к своей интуиции.
  • Озарение без применения на практике бессмысленно.
  • Интуитивное озарение говорит о том, что в своих размышлениях мы находимся на правильном пути.
  • Большие идеи никогда не бывают результатом одного лишь внезапного озарения.

wikigrowth.ru

ИНСАЙТ — это… Что такое ИНСАЙТ?

        Понятие И. (англ. insight — постижение, озарение) отражает психологический феномен — внезапное, новое и невыводимое из прошлого опыта понимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы. Понятие И. введено гештальт-психологией (Кёлер (Kohler W.)) и противопоставляется бихевиористскому понятию «пробы и ошибки». В первом случае решение проблемы осуществляется мгновенно, а во втором — постепенно, путем длительных поисков. Кроме того, для гештальтистов И. означает переход к новой познавательной, образной структуре, соответственно которой сразу же меняется характер приспособительных реакций.
        И. в психотерапии представляет собой слияние эмоциональных переживаний пациента в условиях «здесь и теперь» с когнитивным учетом предшествующих причин или событий и последствий имеющегося у него дезадаптивного жизненного стереотипа. В рационально-эмоциональной и когнитивной психотерапии И. рассматривается как процесс установления зависимости между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он связан с обнаружением значения, которое пациент придает внешнему окружению и внутренним ощущениям.
        В психодинамической психотерапии инсайт-ориентированные беседы начинаются с анализа симптомов, затем акцент переносится на эмоциональные состояния, осуществляется переход к И. с учетом связи эмоциональных состояний и жизненной ситуации, далее к личностным стереотипам и представлениям, которые создали данную жизненную ситуацию, и, наконец, — к опыту раннего детства. Для достижения И., а также исследования функционирования личности больного неврозом требуется разностороннее изучение происхождения невротических стереотипов и представлений как объяснимых реакций и способов адаптации к психотравмирующему опыту раннего периода развития. И. взаимосвязан с интерпретациями, с помощью которых пациент постепенно подводится к осознанию влияния эдипова комплекса на происхождение своих проблем. В результате у пациента наступает внезапное прозрение, И., в сознании устанавливаются связи между настоящими проблемами, страхами, эдиповскими влечениями, переносом в отношениях с психоаналитиком. Последующая переработка И. приводит к соответствующим личностным изменениям пациента.
        При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии расширение сферы сознания происходит, в частности, вследствие И., нового понимания прежде неосознаваемых связей между настоящим и прошлым в особенностях представлений, переживаний и поведения. Достигаемая при этом глубина И. может быть различной. Первый уровень — преимущественно интеллектуальное понимание: в сознании пациента возникает связь между проявлениями невроза и психотравмирующими факторами, патогенной ситуацией, что является лишь условием проведения психотерапии. Второй уровень — осознание пациентом связи между патогенной ситуацией и особенностями личности, позволяющее прояснить существование и содержание внутриличностных конфликтов. Третий уровень — осознание связи между стереотипами личностного реагирования и внутриличностными конфликтами, психологической защитой, связанными с нарушенной системой отношений, сформировавшейся в процессе развития личности на разных жизненных этапах.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

dic.academic.ru