Нужно ли наказывать детей: Стоит ли наказывать ребёнка?
Стоит ли наказывать ребёнка?
Главная \ Информация \ Родителям \ Советы психолога \ Стоит ли наказывать ребёнка?
Стоит ли наказывать ребенка? Поступаем правильно.
Перед каждым родителем рано или поздно встает вопрос: стоит ли наказывать ребенка? В данной статье мы разберем все тонкости этого вопроса, чтобы поступить правильно в такой ситуации. Наказание детей — это один из элементов воспитания, поэтому оно должно присутствовать в том или ином объеме в жизни ребенка обязательно. Суть наказания заключается в разъяснении ребенку какого-либо понятия, передаче важной информации, попытке разграничить сферы интересов. В отличие от объяснения, наказание всегда выражается в дисциплинарной форме — именно за счет строгости достигается нужный эффект.
Основа воздействия
Наказание не должно быть физическим — ребенок, которого бьют, замыкается в себе, теряет потенциал для дальнейшего развития. Ломая психику малыша с ранних лет, родители лишают своего ребенка возможности полноценно развиваться, строить отношения со сверстниками, взрослыми людьми, родственниками. Приобретенный в детстве страх может перерасти в комплекс, который помешает человеку реализовать свои амбиции в личной и профессиональной сфере. Метод наказания подбирается в каждой семье индивидуально, исходя из особенностей характера ребенка, его пристрастий, кодекса отношений, принятых между поколениями.
Объясняйте детям.
Постарайтесь понять логику рассуждений малыша — ребенок в возрасте до двух лет еще не в состоянии соотнести действие и последствия. Он не понимает, чем может закончиться игра со спичками, почему кошке может быть больно, когда ее тянут за хвост и т.д. Наказывать ребенка за то, что он не понимает, бессмысленно — объясняйте, чем могут закончиться шутки с опасными предметами, но не надейтесь на то, что ваши слова будут услышаны и поняты. Исследовательский интерес превалирует, и малыш будет стараться по-прежнему приблизиться к запретному предмету или совершить запрещенное действие. В этом возрасте нужно ограждать ребенка, лишать его возможности совершить эти действия, останавливать в нужный момент. С подросшими детьми нужно научиться договариваться — так вы избежите многих проблем, решение которых видится многим лишь в наказаниях за проступки. Разговаривайте с ребенком на равных, аргументируйте свои действия, приводите примеры.
Рамки наказаний.
Вопрос о том, за что нужно наказывать, а за что нельзя, является одним из самых сложных. Родители, придерживающиеся авторитарного стиля воспитания, рискуют вырастить безвольного и неуверенного в себе человека. В семьях, где детям позволяется все, чаще всего вырастают избалованные, капризные и абсолютно несамостоятельные люди. Придерживаться «золотой середины» непросто — определите для себя рамки дозволенного. Ребенка следует наказывать за то, что он совершает преднамеренно, заранее зная, что за этим последует осуждение его поступков и действий — чаще всего, это то, что он уже один раз сделал и за что получил наказание. Нельзя ругать ребенка в том случае, если он осознает тяжесть поступка, искренне раскаивается и предпринимает попытки для исправления ситуации. Когда дети проявляют любознательность и ломают технику, бытовые приборы случайно, то следует рассматривать это как изучение мира — ведь вы заранее не предупреждали малыша о том, что он может что-то испортить. Нельзя наказывать ребенка за то, что является проявлением болезни или отклонений неврологического характера — за мокрую постель, заикание, обгрызенные ногти и т.д. Принять в собственном ребенке личность бывает нелегко — родители хотят быть авторитетом для малыша, но часто путают это понятие с диктатом. Малыш не должен беспрекословно подчиняться взрослым только потому, что они знают, что лучше для него.
Будьте справедливы в наказании
Никогда не наказывайте детей, основываясь на чьих-то словах — если вы не были свидетелем конфликта, то попробуйте получить доказательства причастности ребенка к инциденту, его вины. Единственный прецедент незаслуженного наказания и последовавшая за ним обида и потеря веры в справедливость может навсегда изменить восприятие действительности у ребенка. Верьте своему ребенку, учитесь доверять и общаться с ним. Старайтесь разбирать конфликты, в которых участвует несколько детей, и никогда не наказывайте «за компанию», «для профилактики». Строго придерживайтесь правил поведения в семье — если вы сами не будете их соблюдать, то не следует требовать этого от ребенка. Чтобы малыш знал, за какое из действий последует наказание, разъясняйте ему основные правила, четко деля их на то, чего категорически делать нельзя, и на дозволенные действия при определенных условиях.
Наказывайте правильно
Оскорбление, ругательные слова, навешивание ярлыков недопустимо — подобными методами можно вызвать у ребенка ответную агрессию, озлобленность или полное равнодушие к происходящему. Из продуктивных методов наказания можно выделить игнорирование — лишение на время родительского внимания, живого общения. Обязательно предупреждайте ребенка, объясняя, почему вы не хотите с ним разговаривать и всегда сдерживайте свое обещание — будьте последовательны, и тогда игнорирование будет эффективным. Очень хорошие результаты дают беседы — разъясняйте ребенку суть проблемы, выясняйте причины его поступков и поведения. Подобные беседы должны носить доверительный характер — не ругайте, не обвиняйте, не критикуйте. Всегда обрисовывайте перспективы и результативность нежелательных действий. Если малыш не хочет одеваться, то время прогулки придется сократить. За нежелание убирать игрушки он лишится сказки перед сном, так как было упущено время, которое должно было быть потрачено на чтение книги. Наказывая сам себя, ребенок приучается нести ответственность за свои действия. Одним из распространенных методов наказания детей является удержание их в одном месте, без движения — на стуле, в углу и т.д. Это символичное наказание и предполагается, что в период бездействия ребенок должен осознать свои деяния. Метод срабатывает не всегда и не со всеми детьми — гиперактивные дети не могут долго усидеть на месте. Таких детей следует наказывать, лишая их любимых развлечений — просмотра мультфильмов, игры на компьютере и т. д. Наказывая ребенка, всегда обозначайте свое недовольство его поступком, а не личностью — он должен быть уверен в том, что его по-прежнему любят.
Как наказывать ребенка и нужно ли это делать вообще
Принимая во внимание наказание ребенка, необходимо понять, а что для взрослого является наказанием? Ведь существует великое множество наказаний. Конечно, не все из них можно применять к малышам.
Наверняка каждый ребенок помнит хотя бы один момент из детства, когда его наказывали родители или другие взрослые люди. Так сложилось, что наказания являются важным звеном воспитания ребенка. Но по статистике не каждое наказание может привести к чему-то хорошему. Поэтому необходимо разработать такую тактику, которая сможет осуществлять цели (естественно посредством наказания). В таком деле важно не перегнуть палку, иначе эффект будет прямо противоположный. При этом ребенку может быть причинен серьезный психологический ущерб.
Существует всего несколько правил наказания. Первым правилом наказания является то, что данный процесс не должен унижать ребенка как личность. Вторым же правилом считается справедливость наказания. Нарушение хотя бы одного из данных постулатов ведет к наказанию в виде насилия.
Также не стоит использовать в воспитании физических наказаний. Во-первых, данная ситуация отражает прямое нарушение прав человека, а во-вторых, психологическая травма полученная при физическом наказании может сильно повлиять на будущее ребенка. В-третьих, в момент такого наказания могут быть подорваны отношения ребенка и взрослого. Ведь под страхом получения ремня ребенок может обещать, что больше никогда не совершит провинность. А это ведет к утрачиванию доверия ребенка к близким родственникам. Дети, которых в детстве наказывали физическими способами, часто вырастают агрессивными, замкнутыми и неуверенными в себе личностями.
При других видах наказания, таких как лишение телевизора и компьютера, невозможность общаться с близкими друзьями и т.д. важно дать понять ребенку, что взрослый сам не в восторге от его наказания. Также ребенок должен чувствовать, что любви и внимания его лишают на время, пока не кончиться наказание. Иначе у него могут возникнуть мысли, что родители его совсем не любят. А это приведет к нарушениям психологии ребенка.
Важно помнить, что наказывать ребенка можно только в крайнем случае, когда слова уже не действуют. При этом необходимо обращаться лишь к поступку малыша, а не к самой его личности. Ведь часто бывает такая ситуация, что родители ругают самого ребенка, даже если намерение для такого поступка у него изначально было положительным. Так, например, мальчик заступился за девочку и ударил обидчика.
Также необходимо помнить, что слишком часто наказывать ребенка нельзя. Ведь он привыкнет, и слова родителей о наказании уже не будут ничего для него значить. При этом нельзя применять наказания, если ребенок болен или совсем недавно перенес физическую или моральную травму. Также важно остерегаться плохого настроения родителей, ведь в такой период можно наговорить много плохого своему ребенку. Поэтому разбирательства в проступках должны происходить в спокойной обстановке.
Таким образом, наказания являются крайней точкой в разрешении каких-либо неприятных ситуаций в жизни ребенка. К таковым можно отнести нарушение интересов семьи, грубость, причинение обиды окружающим людям и многое другое. Важно дать понять ребенку, что некоторые поступки (даже если они имели положительное начало) не стоит делать из различных соображений.
Нужно ли наказывать детей? И как это сделать правильно?
Дисциплинировать ребенка, наказывая его, вероятно, не самая приятная часть воспитания. Обычно родителям бывает трудно принять решение наказать своих детей, особенно после плохого поведения.
Хотя это не единственный способ привить дисциплину растущему ребенку, он все же необходим.
Однако вы должны знать, как правильно наказывать или дисциплинировать непослушного ребенка; это имеет решающее значение в воспитании зрелого ребенка.
Как правильно наказать ребенка
Воспитывать детей никогда не бывает легко. Это может быть неприятно и утомительно, особенно когда имеешь дело с детьми, которые закатывают истерики или ведут себя плохо.
Как родитель, вы всегда должны быть твердыми и спокойными, когда наказываете своего ребенка, даже если он ведет себя неподобающим образом.
Но учтите, что дисциплина и надлежащие наказания являются краеугольным камнем развития каждого ребенка и будут сопровождать его во взрослом возрасте.
Вот эффективные способы дисциплинировать детей.
Лишение их привилегийЛишение привилегий детей может заключаться в ограничении их экранного времени, игр в их любимые игры или временном запрете им играть на улице, чтобы дисциплинировать их.
Например, вы можете запретить ребенку смотреть мультфильмы по выходным, если он не хочет делать домашнее задание или отказывается готовиться к контрольной.
Для ясности: вы не должны отказывать детям в удовлетворении их основных потребностей, таких как здоровый перекус или отдых, в качестве наказания; в противном случае это представляет собой жестокое обращение с детьми.
Принудить их к реституцииРеституция или приказание детям расплатиться — это способ научить их тому, что их действия влекут за собой последствия.
Использование реституции является полезной тактикой, когда ребенок намеренно портит вещи в отместку за то, что они не хотят.
Покажите своему ребенку, что за каждое нарушение правил в результате конструктивных наказаний есть последствия.
Например, если они намеренно разрушают собственность или проливают молоко в гневе, попросите их убрать, заплатить небольшой штраф или вытереть шваброй. Это хороший способ научить их, как поступать правильно после их неправильного поведения.
Тайм-аутыИногда размещение ребенка в тайм-ауте эффективно для детей. При правильном использовании тайм-ауты могут помочь успокоить возбужденного ребенка.
Если вы не использовали тайм-ауты в качестве наказания, вы можете сначала поэкспериментировать, применяя их к мелким проступкам, например, когда дети переговариваются, кусают людей или не слушают.
Заставить детей извинитьсяХотя это часто упускается из виду, заставлять детей извиняться за серьезные проступки — большое наказание.
Когда дети извиняются, это положительно влияет на их развитие, так как учит их раскаянию и тому, как поддерживать здоровые отношения в будущем.
Ранний отход ко снуБольшинство детей ненавидят рано ложиться спать, поэтому они стараются откладывать отход ко сну. Как только они начнут закатывать истерики, отправьте их спать пораньше и наблюдайте, как они сразу перестанут хулиганить.
Как естественные последствия могут быть использованы в качестве наказания
Как следует из названия, естественные последствия — это неизбежный результат того, что ваш ребенок ведет себя определенным образом.
Использование естественных последствий для воспитания детей учит их тому, как учиться на своих ошибках. Вам, как родителю или опекуну, не нужно прививать эти естественные последствия. Вместо этого вы должны просто уйти с дороги и позволить ребенку испытать на себе последствия своих действий.
Позволить детям испытать на себе естественные последствия их проступка отвечает их личным интересам, поскольку учит их брать на себя ответственность за каждое действие.
Как дисциплинировать детей с естественными последствиями
Как оказалось, наказания — не единственный способ дисциплинировать ребенка.
Естественные последствия — эффективная замена традиционному методу наказания.
Особенно в те периоды, когда вы хотите, чтобы ваш ребенок испытал на себе результаты своих действий и научился исправлять свои ошибки.
Вот несколько примеров того, как естественные последствия можно использовать для воспитания детей:
- Если ваш ребенок отказывается носить пальто в холодный день, позвольте ему выйти на улицу. Следствием этого будет то, что ему или ей будет холодно.
- Когда дети закатывают истерики и отказываются от еды, они рано или поздно проголодаются.
- Если они не выполняют свои школьные задания, следствием может быть плохая оценка и провал.
- Когда ваш ребенок намеренно ломает свою игрушку, чтобы выразить свой гнев, у него больше нет этой игрушки, с которой он мог бы играть.
- Когда дети жульничают в игре со своими братьями и сестрами во время игры, естественным последствием будет то, что брат или сестра не разрешат им играть с ними в следующий раз.
- Кроме того, если ваш 13-летний ребенок допоздна играет в видеоигры, на следующий день он будет чувствовать усталость и сонливость, что будет естественным последствием.
Периоды, в которые не следует использовать естественные последствия
Естественные последствия следует использовать только тогда, когда нет потенциальных проблем с безопасностью. Эти последствия используются, чтобы научить детей делать лучший выбор и не причинять им серьезных травм в процессе.
Существуют определенные периоды, когда использование естественных последствий нецелесообразно, особенно когда их результаты наносят ущерб здоровью и благополучию детей или нарушают права других лиц.
Не позволяйте детям играть на улице, бросать камни в другого ребенка, не чистить зубы и даже есть много нездоровой пищи.
Присмотр за детьми необходим, чтобы вы могли предотвратить любое потенциально опасное происшествие. Следовательно, прежде чем вы позволите произойти естественным последствиям, убедитесь, что дети смогут безопасно учиться на результате.
Заключение
Важно помнить, что такое же наказание может не подействовать на другого ребенка. То, что обычно работает для 5-летнего ребенка, не будет эффективным для 10-летнего.
Кроме того, естественные последствия не следует использовать на младших детях, потому что они не могут полностью понять, как последствия являются прямым результатом их поведения.
Важно, поскольку дети легко все понимают, избегайте использования оскорбительных слов при наказании детей, даже если вы эмоциональны.
Назад к списку
Поделиться на facebook
Поделиться на Twitter
Поделиться на linkedin
Подпишитесь на эксклюзивные новости и публикации
У нас уже 10 000 подписчиков, станьте одним из них. Получайте выгодные предложения, узнавайте последние новости и полезные советы для развития ребенка.
Подпишитесь на эксклюзивные новости и публикации
У нас уже 10000 подписчиков, станьте одним из них. Получайте выгодные предложения, узнавайте последние новости и полезные советы для развития ребенка.
© Бими Бу, 2022
- Политика конфиденциальности
- Политика конфиденциальности детей в Интернете
- Часто задаваемые вопросы
- Карьера
Поболтай с нами, на базе LiveChat
Дисциплина и дети — канал Better Health Channel
Латинское происхождение слова «дисциплина» означает «учить». Дисциплинировать ребенка означает научить его ответственному поведению и самоконтролю. При соответствующей и последовательной дисциплине ваш ребенок узнает о последствиях и возьмет на себя ответственность за свои действия. Конечная цель состоит в том, чтобы побудить ребенка научиться управлять как своими чувствами, так и поведением. Это называется самоконтролем.
В лучшем случае дисциплина вознаграждает ребенка за соответствующее поведение и препятствует ненадлежащему поведению, используя справедливые и позитивные средства. Некоторые родители думают, что дисциплина означает физическое наказание, такое как побои и шлепки, или словесные оскорбления, такие как крик или угрозы в отношении ребенка. Это не дисциплина.
Последствия физического наказания
Дети учатся на собственном примере. Ряд исследований показывает, что наиболее влиятельными образцами для подражания в жизни ребенка являются его родители. Важно, чтобы родители служили образцом того, как они хотят, чтобы их дети вели себя.
Использование физических наказаний или причинение боли ребенку, чтобы остановить его от плохого поведения, только учит его тому, что решать проблемы с помощью насилия — это нормально. Дети узнают, как это делается, наблюдая, как их родители применяют к ним физическое насилие.
Другие проблемы, вызванные физическим наказанием:
- Ущерб очень ценным отношениям между родителями и детьми.
- Ущерб достоинству ребенка, самоуважению, самоуважению и чувству положительной идентичности.
- Возможность физической и психологической травмы.
- Упущенная возможность использовать плохое поведение ребенка, чтобы научить его ответственности и самоконтролю.
- Разрушение у ребенка чувства честности и справедливости.
- Долгосрочные последствия – ребенок может стать замкнутым, боязливым или агрессивным.
- Ребенок может попытаться избежать физического наказания, солгав.
Причины плохого поведения
Дети плохо себя ведут по многим причинам:
- Они слишком молоды, чтобы понимать, что их действия неприемлемы.
- Они расстроены, рассержены или расстроены, и у них нет другого разумного способа выразить свои чувства.
- Они испытывают стресс из-за серьезных перемен, таких как распад семьи, появление нового брата или сестры или поступление в школу.
- Они не привлекают вашего внимания, когда ведут себя должным образом.
- Они считают, что вы поступили несправедливо, и хотят вас наказать.
- Они нуждаются в большей степени независимости и чувствуют себя ограниченными.
Способность вашего ребенка понимать
Воспитание ребенка означает обучение вашего ребенка приемлемому поведению. Интеллектуальные способности ребенка развиваются со временем. Важно, чтобы дисциплина вашего ребенка соответствовала его способности понимать. Очень маленький ребенок, например младенец, не понимает, что правильно, а что неправильно.
Дети до трех лет не ведут себя плохо – у них есть потребности, которые они хотят удовлетворить, такие как голод и жажда. Они еще не могут отреагировать на последствия, изменив
, и поэтому нужно повторять одно и то же сообщение снова и снова, например, «наденьте шляпу на солнце». Когда они продолжают выходить на солнце без головных уборов, они не непослушны — они просто не могут вспомнить.
Старайтесь объяснять ребенку вещи так, чтобы он соответствовал его уровню развития, и не забывайте также опускаться до его физического уровня. Дети выражают свои чувства через свое поведение, поэтому важно понимать чувства, стоящие за поведением. Если вы знаете причины плохого поведения или чувств вашего ребенка, вы можете помочь решить основные проблемы.
Рутина помогает ребенку учиться
Дети учатся вести себя, копируя взрослых вокруг них. Они преуспевают, когда знают, чего от них ждут, и их день похож на этот. Дети чувствуют себя в безопасности, когда знают порядок событий и могут предсказать, что произойдет дальше. То же самое и с реакциями на поведение детей. Ребёнку необходимо знать, какой будет реакция взрослых и что она будет справедливой и последовательной.
Возможные варианты:
- Расскажите или покажите детям поведение, которое вы делаете хотите, вместо того, чтобы наказывать их за поведение, которого вы не хотите.
- Четко объясните предпочтительное поведение и убедитесь, что ваш ребенок понимает, чего вы от него ожидаете.
- Если вас забавляет непослушное поведение вашего ребенка, постарайтесь не показывать это на своем лице, иначе ваш ребенок может подумать, что вы одобряете.
- Дети хорошо себя чувствуют при постоянном распорядке дня, но они могут справляться со случайными изменениями в распорядке дня, например, большую часть времени едят за столом, а время от времени едят перед телевизором.
- Убедитесь, что вы не ожидаете слишком многого от маленького ребенка. Например, для маленьких детей совершенно нормально устраивать беспорядок во время еды, потому что для овладения моторным контролем и манерами за столом требуется время. Маленькие дети также не могут сидеть за столом в течение длительного периода времени, и им часто нужно есть намного раньше, чем семья привыкла к вечернему приему пищи.
- Если вам необходимо угрожать, убедитесь, что они разумны, и выполните их. Как правило, угрозы показывают наше разочарование как родителей или опекунов и не являются положительным способом поощрения поведения, которого мы хотим от детей.
- Попросите ребенка принять участие в разработке некоторых правил для семьи.
Объяснение последствий
Хорошая дисциплина помогает ребенку понять, что его действия влекут за собой последствия. В идеале последствие должно следовать сразу за действием и должно быть связано с поведением. Обучение вашего ребенка последствиям может включать в себя просьбу:
- Убрать беспорядок, который они устроили.
- Приведите в порядок свои игрушки, когда они не могут найти ту, которую ищут.
- Проводите время в одиночестве (беря «тайм-аут»), когда их поведение указывает на то, что они больше не могут хорошо играть с другими. Это время для ребенка, чтобы восстановить самообладание и вернуться в группу с неповрежденным достоинством.
- Играйте сами по себе, когда они ведут себя агрессивно.
Тайм-аут для детей
Для детей время, проведенное в одиночестве («тайм-аут») до того, как их поведение смутит их самих или разозлит их родителей, может стать ценной возможностью для саморефлексии. Это подходит для детей старшего возраста, если ребенок не чувствует себя обиженным, униженным или смущенным. По мере того, как дети становятся старше, под руководством полезной дисциплины ребенок научится уходить в свою комнату, когда он теряет контроль.
Не следует злоупотреблять тайм-аутом с очень маленькими детьми или детьми, которые могут воспринять его как наказание и почувствовать себя униженными или сбитыми с толку, когда их заставляют сидеть на «непослушном стуле» и «думать о том, что они сделали».
Тайм-аут для родителей
Если вы обнаружите, что злитесь и расстраиваетесь из-за поведения вашего ребенка, вам может понадобиться тайм-аут, чтобы разобраться со своими чувствами. Может быть, лучше всего временно удалить себя из ситуации, которая кажется вам стрессовой. Это может означать, что вы должны убедиться, что ваш ребенок в безопасности, и выйти из комнаты на несколько минут. Другой вариант — позвонить другу или родственнику, чтобы он дал вам передышку.
Ребенок по своей природе хочет любви и одобрения своих родителей, поэтому один из самых простых способов поощрения хорошего поведения состоит в том, чтобы дети знали, какое поведение от них ожидается, и знали, что они будут признаны и поощрены за это.