Объективный метод: Объективные методы это

Субъективный и объективный методы психологии

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. С выделением психологии в самостоятельную науку субъективные методы получили первоочередное развитие и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель психологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вариантов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

  • Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. 

  • Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса — анкета. 

  • Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. 

Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней. Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определенного психологического качества. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.

Объективные данные можно получить с помощью эксперимента — метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.

МоделированияИх следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов.

ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Не вызывает сомнения факт, что все психические процессы (ощущения, представления, мысли, желания, чувства и т.п.) непосредственно доступны наблюдению только того, кто конкретно их переживает, чувствует, т.е. субъективному наблюдению. Если человек находится в позиции стороннего наблюдателя, то о психических явлениях другого человека он судит только на основе умозаключений, поскольку не может видеть, слышать и чувствовать за другого. Например, в нашем присутствии кто-то плачет. Мы полагаем, что он переживает чувство страдания. Но можно ли сказать, что мы непосредственно воспринимаем его чувство страдания? Нет, потому что мы воспринимаем только ряд физических признаков страдания: видим слезы, изменившиеся черты лица, слышим всхлипывающие звуки. Все это воспринимается нашими органами чувств и составляет предмет нашего внешнего объективного опыта. Откуда же мы знаем, что этот человек страдает? Мы знаем это путем умозаключения из нашего внутреннего опыта.

Когда мы сами оказывались в ситуации, вызывающей наше страдание, у нас тоже лились слезы и был плач. Таким образом, непосредственно воспринимать психические процессы других людей мы не можем, но можем делать о них умозаключения, т.е. понимать состояние других людей благодаря своему внутреннему опыту.

Это означает, что объективное наблюдение осознаваемых психических процессов может осуществляться только благодаря наличию у наблюдателя опыта самонаблюдения.

Выразив мысль о необходимости рассматривать психику в единстве с извне наблюдаемой активностью живых существ. Пьерон в 1908 г. выдвинул тезис о том, что предметом психологии должно являться поведение. Опередив бихевиористов, он впоследствии не разделял их подходы к исследованию поведения. Его идеи были близки взглядам А. Баллона (1879-1964), Ж. Пиаже (1896-1980). Свое развитие они далее получили в трудах Л.С. Выготского (1896-1934),

П.К. Анохина (1896-1974), Н.А. Бернштейна (1896-1966), С. Л. Рубинштейна (1889-1960), А.Р. Лурия (1902-1977) и др.

С этого периода психологию стали понимать как науку об особой форме психической деятельности, позволяющей человеку ориентироваться в окружающем мире, отражать и предвосхищать события окружающей действительности, формировать программы поведения и контролировать их выполнение. Соответственно изменилось отношение к основному методу психологии. Задача психологов теперь заключалась в том, чтобы создавать объективные методы изучения как психических процессов, так и внешней активности человека, его поведения и деятельности. Метод самонаблюдения стал использоваться только как один из приемов исследовательской деятельности. Коренной пересмотр его как метода научного познания был обусловлен, по мнению А.Р. Лурия, также тем, что само самонаблюдение стало рассматриваться как сложный вид психической деятельности, имеющий очень ограниченное применение. Ограниченность субъективного метода вызвана тем, что не все психические процессы протекают сознательно, а также тем, что сам акт самонаблюдения может внести значительные изменения в протекание наблюдаемых психических процессов.





НАВЕРХ

Набор инструментов для измерения DAPA

Учеба в Кембридже

Набор инструментов для измерения DAPA

  • Дом
  • Концепции
  • Диетическая оценка
  • Оценка физической активности
  • Антропометрия
  • Глоссарий
  • Селекторы методов
  • О компании
;
  • Диетическая оценка
  • Введение
    • Питательные вещества, пищевые продукты и диеты
    • Адекватность диеты и потребности в питании
    • Изменение диеты, количественная оценка и неверная отчетность
    • Пищевой состав
    • Обработка данных
  • Субъективные методы
    • Введение
    • Дневники питания с оценками
    • Дневники взвешивания пищевых продуктов
    • 24-часовой отзыв диеты
    • Опросники частоты приема пищи
    • Контрольные списки диеты
    • Диетические истории
    • Технологическая оценка диеты
  • Объективные методы
    • Введение
    • Прямое наблюдение
    • Повторяющиеся рационы
    • Пищевые биомаркеры
  • Видеоресурсы
    • 24-часовой отзыв о диете
    • Опросник частоты приема пищи
    • Измерение артериального давления
  • Селектор метода
  • Гармонизация
  • Объективные методы не полагаются на письменные или устные ответы человека (или его/ее доверенного лица), а вместо этого регистрируют феномены, из которых можно сделать вывод о параметрах питания, физической активности или антропометрии.
  • Явления могут носить антропометрический, физиологический, кинематический, биохимический или экологический характер.
  • Технология
  • часто используется для прямого захвата этих переменных.
  • Прямое наблюдение также может зафиксировать некоторые из этих явлений. Этот метод находится на границе между субъективными и объективными методами, поскольку, хотя наблюдатели делают субъективные записи, они обычно независимы от изучаемого лица. Однако, когда наблюдатель является доверенным лицом (например, учителем или родителем), наблюдения могут не быть полностью независимыми от изучаемого лица.
  • Первоначальное необработанное измерение с помощью инструмента обычно затем подвергается последовательности логических шагов, результатом которых являются оценки диеты, физической активности или антропометрии.
  • Объективные методы сводят к минимуму проблемы, связанные с предвзятостью респондентов, такие как ошибки припоминания и социальная желательность.
  • В результате эти методы могут обеспечить более точные оценки диеты, физической активности и антропометрии с менее сложной структурой ошибок; они часто используются в качестве критериальных методов для демонстрации обоснованности субъективных или других объективных методов.
  • Объективные методы могут быть дорогостоящими, навязчивыми, а также обременительными с точки зрения времени и усилий для участника и исследователя, что иногда затрудняет их применение в крупных эпидемиологических условиях.
  • Объективные методы могут потребовать специальной подготовки.
  • Как всегда необходимо согласие участника. В зависимости от способа оценки (например, забор крови, видеозапись, длительное наблюдение) готовность участвовать может варьироваться и быть источником систематической ошибки при отборе.
  • В зависимости от используемого инструмента признание человеком того, что он записан, может изменить поведение, «предвзятость реактивности», которая может быть связана с социальной желательностью.
  • Кроме того, у каждой объективной меры есть свои ограничения, и единого «золотого стандарта» не существует.

Для того, чтобы с помощью объективных методов зафиксировать воздействие на питание, важно уточнить конкретную цель оценки питания, нагрузки на респондентов, расходы и контроль качества. Конкретной целью может быть:

  • Для получения среднего значения воздействия пищевых продуктов на население (например, в рамках национального обследования)
  • Для ранжирования лиц на основе привычного пищевого воздействия в исследуемой популяции (эпидемиологическое исследование)
  • Для определения абсолютного потребления определенных пищевых продуктов или питательных веществ (эпидемиологические или диетологические исследования)

Инструмент, который может быть полезен для одной конкретной цели, может быть совершенно бесполезен для другой цели. Необходимо учитывать нагрузку на респондентов. Взятие образца крови для анализа объективных биомаркеров выполняется быстро, но вызывает боль и дискомфорт. Видеозапись того, как человек ест во время еды, может быть более неприятной, чем он или она думали во время подписания формы согласия.

Объективная запись часто бывает дорогой. Как сбор, так и обработка данных могут быть дорогостоящими, и для количественной оценки уровней воздействия требуется специальная подготовка. Также необходим контроль качества объективных методов, например, путем проведения той же оценки с контролируемой выборкой. Из-за сложности реализации объективной оценки этот подход часто используется в небольших масштабах и часто используется для проверки субъективных методов, которые затем используются в гораздо более крупных исследованиях.

Объективные методы оценки рациона питания можно разделить на следующие категории:

  • Непосредственное наблюдение: регистрация того, что и сколько люди потребляют. Целью может быть конкретный человек, конкретная семья и конкретное место приема пищи (например, столовая).
  • Повторяющиеся диеты: запись или оценка диет отдельных лиц, сбор или приготовление как можно более идентичных блюд и оценка химического состава.
  • Биомаркеры: сбор биообразцов и анализ химических составов, которые хотя бы частично отражают воздействие пищи.

Детали задокументированы отдельно для каждого подхода.

Набор инструментов для измерения DAPA

Физическая активность состоит из нескольких количественных и качественных измерений; не существует объективного метода, который мог бы охватить каждую из них одновременно и во всех деталях. Некоторые объективные методы также имеют ограничения при оценке отдельных видов деятельности. Объективные измерения проводятся в течение нескольких дней, чтобы зафиксировать обычную физическую активность, а временное разрешение или частота дискретизации (например, 100 Гц, одна секунда, одна минута, одна неделя) измерений различаются в зависимости от метода.

Более продвинутые объективные методы фиксируют и сохраняют интенсивность активности или позу в виде временных рядов с высоким разрешением (например, акселерометр или датчик частоты сердечных сокращений и движения). Такие данные с высоким разрешением позволяют получить различные результаты физической активности, такие как:

  • Время, проведенное в категориях интенсивности активности
  • Время, проведенное в позах
  • Частота приступов
  • Продолжительность приступов
  • Общий объем деятельности
  • Время действия

Объективные методы, как правило, не в состоянии получить подробную информацию о типе или контексте активности, хотя в настоящее время разрабатываются комбинированные инструменты (например, акселерометрия и приемники GNSS) и такие методы, как классификация активности с помощью нательных датчиков.

Также важно отметить, что оценки физической активности получаются только на основе начальных измерений физиологических, кинематических, биохимических или экологических явлений; выводы, которые следуют, способствуют общему методу. Взаимосвязь между измеренными значениями и оценками физической активности, используемыми для таких выводов (например, время в MVPA), может варьироваться между отдельными людьми или группами населения, что означает, что для повышения достоверности оценки может потребоваться индивидуальная калибровка или методы, специфичные для данной группы населения. Пример этапов прогнозирования целевой переменной физической активности посредством объективного измерения показан на рисунке P.3.1.

Рисунок П.3.1 Пример этапов вывода для объективного метода оценки физической активности.
Адаптировано из: [6].

Научные исследования в области здоровья населения, как правило, больше интересуют обычный уровень активности, а не физическую активность, происходящую в течение коротких периодов времени, скажем, пару часов или в любой отдельный день. Чтобы оценить латентный привычный уровень активности, используются планы выборки, состоящие из периодов мониторинга с достаточной продолжительностью и частотой, чтобы учесть внутрииндивидуальную вариацию.

Период(ы) мониторинга

При использовании нательных устройств протоколы измерений указывают, когда устройства следует носить. Это включает в себя два элемента; во-первых, общая продолжительность сеанса измерения, т.е. 7 дней, а во-вторых, следует ли носить устройство 24 часа в сутки или только во время бодрствования, с дальнейшими рекомендациями снимать монитор во время занятий на водной основе, если он не является водонепроницаемым.

Перерывы во времени износа

Сложной проблемой при использовании нательных устройств является управление периодами времени, когда монитор был удален; это особенно верно для датчиков движения, поскольку монитор будет продолжать собирать данные независимо от того, надет он или нет, а отсутствие движения во временном ряду может означать:

  1. Удаление датчика движения, т.е. во время занятий в воде или контактных видов спорта
  2. Истинное бездействие
  3. Отсутствие износа по причинам, не связанным с деятельностью

Определение того, что наиболее вероятно, и принятие соответствующих мер — сложный, но необходимый шаг в обработке данных. Как правило, 24-часовые протоколы с использованием водонепроницаемых мониторов, которые носят в удобных анатомических положениях (например, на запястье), снижают распространенность отсутствия ношения и, следовательно, снижают сопутствующий риск систематической ошибки. Однако в данных, вероятно, будет присутствовать некоторый неизнос, и это требует тщательной интерпретации. Общая цель этой интерпретации состоит в том, чтобы сделать вывод о привычной деятельности этого человека.

Идентификация сегментов времени без износа

Были разработаны алгоритмы для определения времени без износа на основе последовательных значений нулевого движения (например, 60 или 90 минут), допускающих или не допускающих перерывы (например, до две минуты ненулевых значений в 60- или 90-минутном периоде) [4, 6, 9]. Для необработанных данных об ускорении нулевое движение идентифицируется как сегменты недисперсии, например. использование стандартного отклонения осей x, y, z [6, 12, 13]. Параллельное заполнение журнала активности также может помочь определить и объяснить причины отсутствия износа сегментов; однако возможность ввода данных и достоверность этой информации самоотчета могут быть препятствием для использования такого дизайна.

Стратегии обработки неизносящихся сегментов времени

После определения существует большое количество вариантов обработки неизносящихся временных сегментов, которые различаются по сложности и возможному введению систематической ошибки. Обычная (но не обязательно самая точная) практика состоит в том, чтобы просто исключить сегменты времени без износа из суммирования активности; однако этот подход предполагает, что среднее значение включенных данных достоверно представляет также неконтролируемое время.

Другим вариантом решения этой проблемы является расчет времени без износа с использованием подхода моделирования. Существует три основных метода импутации данных: замена среднего, временная интерполяция и многоуровневое статистическое моделирование с использованием более широких характеристик совокупности [3]. Варианты импутации могут включать, но не ограничиваются:

  • Средние значения активности за все измеренное время.
  • Значения покоя.
  • Значения активности из соседних моментов времени.
  • Средние значения активности в одно и то же время дня из других дней.
  • Вмененные значения, основанные на личных характеристиках, таких как возраст, пол, социально-демографические факторы, ИМТ и т. д. Принцип здесь заключается в том, что вменение основано на «средней активности в группе лиц, сходных с лицом, для которого предназначено вменение».
  • Вероятностно-взвешенное среднее любой комбинации вышеперечисленного.

Вменение использует существующие данные, чтобы лучше оценить, чего не хватает. Насколько близка оценка отсутствующего значения к его истинному значению, зависит от количества используемых предикторов и корреляции с отсутствующей переменной [3]. Подходы, использующие вменение сегментов без износа с использованием средних значений для аналогичного времени суток, защищают от потенциальной дневной систематической ошибки [2, 13].

Импутация может быть более эффективной в будние дни, чем в выходные дни, поскольку в будние дни, как правило, меньше отсутствующих данных и обычно больше непропущенных данных, на которых можно основывать импутацию (монитор будет носиться в течение большего количества будних дней по сравнению с выходными). дней).

Требования к минимальному износу

Определение критериев для определения того, какие данные следует включать в анализ, является важным решением, которое может повлиять на достоверность оценок. Варианты включают абсолютную продолжительность (например, 10 часов в день и минимум 3 дня) и процент времени для данного дня человека. Для 24-часовых данных были предложены методы корректировки суточной погрешности [2], которые могут сочетаться с требованием достоверности данных во всех основных сегментах суток и для минимальной продолжительности общего времени [5]. Альтернативные методы включают правило «70/80»; действительный день определяется как период, в течение которого не менее 70% населения записали данные, и 80% этого периода составляют минимальный день для включения в анализ данных [3].

Если используется цензура дней, пороговая продолжительность времени ежедневного ношения должна быть достаточной для удаления дней, когда устройство не носило (т. означают, что недостаточно дней для оценки привычных уровней активности [10]. Слишком высокий порог также может привести к тому, что отдельные лица будут полностью исключены из анализа, что может стать источником систематической ошибки. При использовании абсолютного порога времени ношения необходимо учитывать интересующую популяцию, поскольку часы бодрствования меняются с возрастом [8].

Независимо от метода, выбранного для работы с неполными отслеживаемыми днями, также необходимо решить, исключать ли участников с недостаточным общим объемом достоверных данных, т.е. количество действительных дней или общая продолжительность действительного времени. Количество дней, необходимое для оценки привычных уровней физической активности в исследуемой популяции, обычно определяется до сбора данных. Однако вполне вероятно, что некоторые лица не предоставят минимальное количество дней оценки. Решение о том, включать или исключать таких лиц, опять-таки является балансом между включением потенциально необъективных оценок привычной активности или полной потерей данных, что также может привести к систематической ошибке.