Объем долговременной памяти человека предположительно составляет: Информационную емкость мозга оценили в «один Интернет»

Вопрос 3.

Человек непрерывно получает данные о текущем состоянии окружающей среды, и ее изменениях анализирует и оценивает эту информацию, а затем принимает решение по необходимому действию и выработке программ дальнейшей жизнедеятельности.

Получение такой информации обеспечивается анализаторами, специальными структурами организма, которые представляют собой совокупность нервных образований, воспринимающих внешние раздражители, преобразующих их энергию в нервный импульс возбуждения и передающих по рефлекторной дуге от рецептора через ЦНС к исполнительному органу.

Реакция организма на внешний или внутренний раздражитель может быть показана на схеме рефлекторной дуги (см. рис. 7.1) в виде нервного импульса, проходящего через организм, и превращение его в действие. Однако для человека общее представление о рефлекторной дуге можно расширить с учетом процессов, происходящих в мозгу (ощущение, восприятие, представление, создание образов в памяти и т.д.).

Процесс психического восприятия — это не «фотографирование», не создание полного тождественного образа с объектом, это творческий процесс, состоящий из сравнения объективных сигналов, поступающих извне, с их субъективным представлением человека со своей индивидуальной смысловой оценкой.

В этом процессе может происходить искажение истинного сигнала (раздражителя), и с учетом особенностей работы нервной системы создается индивидуальное восприятие, представление и образ конкретного объективного реального события, которое запечатлевается в памяти. Реальная картина события тем точнее отображается субъективным образом, чем больше предшествующий накопленный опыт человека. Поэтому результат психического восприятия, определяемый влиянием множества факторов, может оказаться случайным.

В процессе эволюционного развития человека, его память формировалась как адаптационно-приспособительный механизм к внешней среде. Содержание памяти включает отпечатки, следы биохимических процессов прохождения внешнего импульса по рефлекторной дуге.

Человек обладает долговременной и оперативной памятью. Объем долговременной памяти предположительно составляет 1021 бит, а кратковременная память имеет малую емкость —50 бит.

Поскольку вспоминание, т.е. обращение в долговременную и кратковременную память, основанное на не до конца исследованных электробиохимических реакциях, как и любые материальные процессы подвергается воздействию большого числа внешних факторов, то результат его носит случайный характер. Хранение представлений в памяти тоже может видоизменяться вследствие стирания отдельных элементов информации или возникновения новых, отсутствующих в оригинале, т. е. на этом этапе тоже могут появиться различные искажения.

Психика человека сложилась в процессе эволюционного развития под влиянием изменяющихся внешних факторов, импульсный характер которых сформировал рефлекторную дугу. Самые древние и простые функции организма, преимущественно двигательные, реализуются через спинной мозг, более сложные — осуществляются на бессознательном, а затем и подсознательном уровнях. И только когда там не найдено адекватной программы реакции на сигнал, подключается сознание, прежде всего, проявляя стереотипность мышления.

Сам по себе процесс сознательного поиска решения очень медленный и для обычной жизни малопригодный. В экстремальных быстроразвивающихся ситуациях вероятность того, что человек найдет нужное решение в процессе мышления, очень мала. Основной путь подготовки техники к действиям в конкретных производственных ситуациях — в постоянном обучении и тренировке с целью перевода действий на уровень стереотипов.

Стереотип — это устойчиво сформировавшаяся в прежнем осознанном опыте рефлекторная дуга, выводимая в пограничную зону «сознание — подсознание».

Чем чаще идут одинаковые импульсы, тем прочнее (более жесткой) становится система их передачи от рецептора к исполнительному органу. При этом вероятность определенной двигательной реакции на определенное раздражение нарастает. Однако эта вероятность никогда не может достичь единицы в силу существования потенциальной опасности искажения сигнала в проводящей системе. Следовательно, процесс принятия решения является многовариантным (неопределенным), в том числе содержащим ошибки.

Таким образом, любая деятельность человека несет в себе потенциальную опасность, так как вероятность неправильного решения всегда существует и она весьма высока. Это обусловлено объективно существующими трудностями вспоминания и выстраивания многовариантных процессов передачи сигналов по рефлекторной дуге. Если в прошлом такого опыта вообще не было, то сознательные решения принимаются методом проб и ошибок.

Свобода выбора подчиняется случайным распределениям, следствием которых является потенциальная опасность при вмешательстве человека в любой процесс. Отсюда следует и аксиома о потенциальной опасности деятельности человека, которая является фактически следствием стохастического характера психических реакций человека на внешние сигналы. Важно акцентировать внимание на человеке — источнике потенциальной опасности как факторе, влияющем на среду обитания.

Билет 5. Вопрос 1.

Эпидемия- широкое распространение какого-либо инфекционного заболевания(чума,оспа,тиф,холера,дифтерия,скарлатина,корь,грипп).

Эпидемический очаг — место пребывания источника инфекции с окружающей его территорией в тех пределах, в которых возбудитель способен передаваться от источника инфекции к людям, находящимся в общении сними.

Существует два понятия, которые характеризуют эпидемический очаг. Это границы очага и продолжительность его существования.

Границы эпидемического очага

Границы очага определяются особенностями механизма передачи конкретной инфекционной болезни и специфическими особенностями среды, в которой пребывает источник инфекции.

Продолжительность существования эпидемического очага

Продолжительность существования эпидемического очага определяется временем пребывания источника и сроком максимального инкубационного периода конкретной инфекции. После убытия больного или его выздоровления очаг сохраняет свое значение в течение максимального инкубационного периода, так как возможно появление новых больных.

Кейс №1 Психофизиология памяти в представлении специалистов психологов


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Кейс № 1

Психофизиология памяти в представлении специалистов психологов.

Цели кейса:



  • — привести некоторые данные о психофизиологических механизмах памяти на основе материалов доктора психологических наук Т.М. Марютиной и кандидата психологических наук О.Ю. Ермолаевой

По определению память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.

Память как результат обучения связана с такими изменениями в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют на дальнейшее поведение живого организма. Комплекс таких структурно-функциональных изменений связан с процессом образования энграмм — т.е. следов памяти (термин, предложенный зоологом Дж. Янгом в 50-х годах).

Память выступает также как своеобразный информационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего числа раздражителей, воздействующих на организм. Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо было бы, образно говоря, «затоплено» бесконечным потоком поступающих извне раздражителей. Результаты этого были бы так же катастрофичны, как и отсутствие способности к обучению и памяти. Остановимся на классификации видов памяти.

Но ведь мы многое уже знаем о памяти, будем что-то повторять?

Да, действительно, кое-что знаем на уровне понятий. Но будем исходить из полезной рекомендации известного учёного и педагога Н.И. Пирогова: «Не бойтесь повторять то, что имеет в основе истину». В то же время будем совместно обсуждать некоторую новую полезную информацию.

Пронизывая все стороны существования человека, память имеет разные формы и уровни проявления и функционирования.

Элементарные виды памяти и научения.

Под научением Вы понимаете процесс приобретения индивидуального опыта?

В нейрофизиологии выделяют следующие элементарные механизмы научения: привыкание, сенситизацию, временную связь (условный рефлекс). Согласно И.П.Павлову, физиологической основой запоминания служит условный рефлекс как акт образования временной связи между стимулом и реакцией. Эти формы памяти и научения называют простыми, чтобы отличать от научения, имеющего произвольный, осознанный характер. Элементарные формы научения есть даже у беспозвоночных.

Привыкание проявляется в постепенном уменьшении реакции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождает угашение ориентировочной реакции. Сенситизация — это процесс, противоположный привыканию. Он выражается в снижении порога при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейтральный раздражитель.

Научение у человека, также как и учение, рассматривается как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности.

Специфические виды памяти

Что касается памяти, то имеет место разделение памяти на генотипическую и фенотипическую. Первая — генотипическая, или филогенетическая, связана с безусловными рефлексами и инстинктами. Вторая — фенотипическая или онтогенетическая, обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.

В ходе совершенствования механизмов адаптации развились и упрочились более сложные формы памяти, связанные с запечатлением разных сторон индивидуального опыта.

Модально-специфические виды. Мнестические процессы (способы запоминания) могут быть связаны с деятельностью разных анализаторов, поэтому существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. Следует упомянуть, что уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление — эйдетизм — выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д. (Лурия, 1996). Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. Хорошо развитая модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная дегустаторов, двигательная гимнастов и т. д.

Образная память. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа. По некоторым представлениям её морфологической (морфология-наука о форме и строении организмов) основой служат сложные нейронные сети, включающие взаимосвязанные нейронные звенья, расположенные в разных отделах мозга. Поэтому выпадение какого-либо одного звена или нескольких звеньев образной памяти не способно разрушить всю ее структуру. Это дает образной памяти большие преимущества как в эффективности процессов усвоения и хранения, так и в объеме и прочности фиксации информации.

Вероятно, что с подобными особенностями образной памяти связаны внезапные, нередко безо всяких усилий, припоминания забытого материала.

Действительно такие случаи не редки. Но мы остановимся ещё на таких видах памяти, как эмоциональная и словесно-логическая память.

Эмоциональная память. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших это состояние, так и в отсутствие последних. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Также непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Её морфологической основой предположительно служат распределенные нервные сети, включающие нейронные группы из разных отделов коры и ближайшей подкорки.

Словесно-логическая память. Словесно-логическая (или семантическая) — это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. Её морфологическую основу можно схематически представить как упорядоченную последовательность линейных звеньев, каждое из которых соединено, как правило, с предшествующим и последующим. Сами же цепи соединяются между собой только в отдельных звеньях. В результате выпадение даже одного звена (например, вследствие органического поражения нервной ткани) ведет к разрыву всей цепи, нарушению последовательности хранимых событий и к выпадению из памяти большего или меньшего объема информации.

Временная организация памяти

Другим основанием для классификации памяти является продолжительность закрепления и сохранения материала. Принято подразделять память на три вида: иконическую, или сенсорную (от лат. sensus-чувство, ощущение) память (ИП), кратковременную, или оперативную память (КВП) и долговременную, или декларативную память (ДВП). Иногда последний вид памяти называется пропозиционной, вторичной или семантической.

Правильно ли, что каждый их этих видов памяти обеспечивается различными мозговыми процессами и механизмами, связанными с деятельностью функционально и структурно различных мозговых систем?

Вот на этом мы и остановимся.

Иконическая память. Длительность хранения в сенсорной или иконической памяти составляет 250 — 400 мс, но, например, в слуховом сенсорном регистре или эхоической памяти сенсорная копия акустической информации может удерживаться дольше: от 250 мс до 4 с (Солсо, 1996). Основная функция иконической памяти — обеспечить условия для предварительного анализа информации. Функция эхоической памяти — обеспечение условий для интеграции последовательно поступающей акустической информации.

Иконическая память, по-видимому, не просто физиологический «слепок» стимула, а активный процесс Согласно Р. Наатанену (1998), это этап сенсорно-специфической обработки информации, в результате которой сенсорная информация поступает в регистр осознанного восприятия.

Таким образом, кратковременная фаза сенсорной памяти должна рассматриваться не как «чистая» форма памяти, а скорее как промежуточная фаза между восприятием и памятью.

Кратковременная и долговременная память. Длительность хранения в кратковременной памяти составляет приблизительно 10 — 30 с, при повторении дольше. Объем КВП довольно ограничен, он представлен широко известным числом Миллера 7 +(-) 2 элемента. Однако посредством укрупнения единиц хранения (например, путем использования знака или символа вместо отдельных слов) её объем может быть существенно увеличен. Информация может поступать в кратковременную память как из иконической, так и из долговременной памяти. Из кратковременной памяти информация поступает в долговременную. Длительность хранения в ДВП неопределенно долгая, объем сохраняемого материала велик, возможно, неограничен.

Подобную временную типологию памяти подтверждают эксперименты с животными, в которых показано, что запоминание ухудшается, если сразу же за научением следует удар электрическим током (электроконвульсивный шок- ЭКШ). Считается, что ЭКШ препятствует переносу информации из кратковременной памяти в долговременную. Аналогично, травма, полученная человеком, не сказывается сразу на воспроизведении событий, но уже через несколько минут человек не может точно вспомнить всех обстоятельств происшествия.

О существовании двух различных хранилищ памяти (долговременного и кратковременного) свидетельствуют такие факты. Две группы испытуемых — здоровые и больные амнезией — должны были воспроизвести список из 10 слов сразу после заучивания и с задержкой в 30 секунд. В момент задержки испытуемые обеих групп должны были решать арифметическую задачу. Значимых различий между двумя группами испытуемых при немедленном воспроизведении обнаружено не было, в то время как при отсроченном воспроизведении у больных амнезией объем запоминания был намного ниже. Этот эксперимент подтверждает, что механизмы кратковременной и долговременной памяти у человека различны.

Фиксация информации в долговременной памяти включает в себя, по крайней мере, три этапа: 1) формирование энграммы, т.е. следа, оставляемого в мозгу тем или иным событием; 2) сортировку и выделение новой информации; 3) долговременное хранение значимой информации.

Механизмы запечатления

Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы.

Опыты К. Лешли. Пионер в области исследования памяти Карл Лешли пытался с помощью хирургического вмешательства в мозг дать ответ о пространственном расположении памяти, по аналогии с речевыми, моторными или сенсорными зонами. Лешли обучал разных животных решать определенную задачу. Потом он удалял у этого животного один за другим различные участки коры — в поисках места расположения следов памяти — энграмм. Однако независимо от того, какое количество корковой ткани было удалено, найти то специфическое место, где хранятся следы памяти (энграммы) Лешли не удалось. Свою классическую статью он закончил выводом о том, что память одновременно находится в мозгу везде и нигде.

Интересное заключение и есть ли ему подтверждение?

Впоследствии этим фактам было найдено объяснение. Оказалось, что в процессах памяти участвуют не только кора, но многие подкорковые образования и, кроме того, следы памяти широко представлены в коре и при этом многократно дублируются.

Этапы формирования энграмм. По современным представлениям фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа. Вначале в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.

На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп (извилина полушария головного мозга) в совокупности с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний, когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает.

На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

Системы регуляции памяти. Важным параметром классификации памяти является уровень управления или регуляции мнестических процессов. По этому признаку выделяют непроизвольную и произвольную память. В первом случае запоминание и воспроизведение происходит без усилий, во втором — в результате осознанной мнестической деятельности. Очевидно, что эти процессы имеют разное мозговое обеспечение.

В целом, система управления и регуляции памяти в головном мозге включает неспецифические и специфические компоненты. При этом выделяются два уровня регуляции: 1) неспецифический (общемозговой)— сюда относят ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору; 2) модально-специфический (локальный), связанный с деятельностью анализаторных систем.

По современным представлениям неспецифический уровень регуляции участвует в обеспечении практически всех видов памяти. Из клиники очаговых поражений мозга известно, что существуют так называемые модально-неспецифические расстройства памяти, когда ослабление или утрата функций памяти не зависит от характера стимула. Они возникают при поражении глубоких структур мозга: ретикулярной формации ствола, диэнцефальной области, лимбической системы, гиппокампа. В случае поражения гиппокампа возникает известное заболевание — корсаковский синдром, при котором больной при сравнительной сохранности следов долговременной памяти утрачивает память на текущие события.

Установлено также, что при активации ретикулярной формации формирование (регулирование уровня возбудимости) энграмм происходит эффективнее, а при снижении уровня активации, напротив, ухудшается как непроизвольное, так и произвольное запоминание любого нового материала, независимо от его сложности и эмоциональной значимости. Наряду с этим улучшение кратковременной памяти (увеличение объема при предъявлении информации в быстром темпе) может наблюдаться при электрической стимуляции таламокортикальной системы. В то же время при разрушении ряда областей таламуса возникают затруднения в усвоении новой информации или сохранении заученной ранее.

В обеспечении произвольного запоминания или мнестической деятельности ведущую роль играют лобные доли коры, особенно левая лобная доля.

Модально-специфический или локальный уровень регуляции памяти обеспечивается деятельностью анализаторных систем, главным образом на уровне первичных и ассоциативных зон коры. При их нарушении возникают специфические формы нарушения мнестических процессов, имеющие избирательный характер.

Из сказанного, очевидно, следует, что система регуляции памяти имеет иерархическое строение.

Вы правы, полное обеспечение функций и процессов памяти возможно лишь при условии функционирования всех ее звеньев. Память следует понимать как системное (эмерджентное) свойство всего мозга и даже целого организма.

Физиологические теории памяти

В современной нейробиологии и психофизиологии существует целый ряд теорий и моделей, объясняющих разные стороны функционирования памяти.

Теория Д. Хебба. Первые исследования физиологических основ памяти связаны с именем Д. Хебба. В 40-е годы он ввел понятия кратковременной и долговременной памяти и предложил теорию, объясняющую их нейрофизиологическую природу. По Хеббу, кратковременная память — это процесс, обусловленный повторным возбуждением импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, не сопровождающийся морфологическими изменениями. Долговременная память, напротив, базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации межклеточных контактов — синапсов. Хебб полагал, что эти структурные изменения связаны с повторной активацией (по его определению — «повторяющейся реверберацией возбуждения» ) замкнутых нейронных цепей, например, путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре.

Повторное возбуждение нейронов, образующих такую цепь, приводит к тому, что в них возникают долговременные изменения, связанные с ростом синаптических соединений и увеличением площади их контакта между пресинаптическим аксоном и постсинаптической клеточной мембраной. После установления таких связей эти нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение хотя бы одного относящегося к нему нейрона, приводит в возбуждение весь ансамбль. Это и есть нейрональный механизм хранения и извлечения информации из памяти. Непосредственно же основные структурные изменения, согласно Хеббу, происходят в синапсах в результате процессов их роста или метаболических изменений, усиливающих воздействие каждого нейрона на следующий нейрон.

Можно ли отнести к достоинствам этой теории то, что она толкует память не как статическую запись или продукт изменений в одной или нескольких нервных клетках, а как процесс взаимодействия многих нейронов на основе соответствующих структурных изменений?

Действительно это так. Современные подходы к изучению физиологических механизмов памяти в значительной степени связаны с развитием изложенных выше идей Д. Хебба.

Синаптическая теория. Свое название эта теория получила из-за того, что главное внимание в ней уделяется роли синапса (от греч.synapsis – соединение, контакт)в фиксации следа памяти. Она утверждает, что при прохождении импульса через определенную группу нейронов возникают стойкие изменения синаптической проводимости в пределах определенного нейронного ансамбля.

Один из наиболее авторитетных исследователей нейробиологических основ памяти, С.Роуз подчеркивает: при усвоении нового опыта, необходимого для достижения каких-либо целей, происходят изменения в определенных клетках нервной системы. Эти изменения, выявляемые морфологическими методами с помощью световой или электронной микроскопии, представляют собой стойкие модификации структуры нейронов и их синаптических связей (Роуз, 1995).

Г.Линч и М.Бодри (1984) предложили следующую гипотезу. Повторная импульсация в нейроне, связанная с процессом запоминания, предположительно, сопровождается увеличением концентрации кальция в постсинаптической мембране что приводит к расщеплению одного из ее белков. В результате этого освобождаются замаскированные и ранее неактивные белковые рецепторы (глутаматрецепторы). За счет увеличения числа этих рецепторов возникает состояние повышенной проводимости синапса, которое может сохраняться до 5 — 6 суток.

Эти процессы тесно связаны с увеличением диаметра и усилением активности так называемого аксошипикового синапса — наиболее пластичного контакта между нейронами. Одновременно с этим образуются новые шипики на дендритах, а также увеличиваются число и величина синапсов. Таким образом, экспериментально показаны морфологические изменения, сопровождающие формирование следа памяти.

Реверберационная теория (реверберация-послезвучание). Основания теории были выдвинуты известным нейрофизиологом Л. де Но. Теория базировалась на существовании в структурах мозга замкнутых нейронных цепей. Известно, что аксоны нервных клеток соприкасаются не только с дендритами других клеток, но могут и возвращаться обратно к телу своей же клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов появляется возможность циркуляции нервного импульса по реверберирующим (постепенно затухающим) кругам возбуждения разной сложности. В результате возникающий в клетке разряд возвращается к ней либо сразу, либо через промежуточную цепь нейронов и поддерживает в ней возбуждение. Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения не выходят за пределы определенной совокупности нервных клеток и рассматриваются как физиологический субстрат сохранения энграмм. Именно в реверберационном круге возбуждения происходит переход из кратковременной в долговременную память.

С этим непосредственно связана гипотеза А.С. Батуева (1991) о двух нейронных системах, обеспечивающих оперативную память. Одна система, включающая нейроны «памяти», работает на эстафетно-реверберационном принципе передачи информации, когда отдельные группы нейронов памяти вовлекаются друг за другом, представляя собой своеобразные «нейронные ловушки», поскольку возбуждение в них циркулирует в течение 1,5 — 2 с. Другая система обеспечивает надежность переходных процессов: переключение информации с «сенсорных» нейронов на «нейроны памяти» и далее на нейроны «моторных программ» и т.д. Их взаимодействие позволяет эффективно запоминать текущую информацию.

Однако реверберационная теория не дает ответа на ряд вопросов. В частности, она не объясняет причину возврата памяти после электрошоковых воздействий, когда согласно этой теории, в подобных случаях возврата памяти не должно быть.

Нейронные модели памяти.

С развитием микроэлектродной техники, очевидно, появилась дополнительная возможность изучения электрофизиологических процессов, лежащих в основе памяти на уровне нервной клетки?

Наиболее эффективным оказался метод внутриклеточного отведения электрической активности отдельного нейрона. С его помощью можно анализировать роль синаптических процессов в изменении активности нейрона. В частности, на этой основе были установлены нейронные механизмы простой формы обучения — привыкания.

Изучение нейронных основ памяти сопряжено с поиском структур, нейроны которых обнаруживают пластические изменения при обучении. Экспериментальным путем такие нейроны обнаружены у животных в гиппокампе, ретикулярной формации и некоторых зонах коры.

Исследования М.Н.Ливанова и С.Р.Раевой (1987) показали, что активация оперативной памяти у человека сопровождается изменением активности нейронов многих структур мозга. При применении тестов на оперативную и непроизвольную память были обнаружены «пусковые» нейроны, расположенные в головке хвостатого ядра и передней части зрительного бугра, которые отвечали лишь на речевые команды типа: «запомните», «повторите».

В контексте векторной психофизиологии разрабатывает нейронную модель памяти Е.Н. Соколов. По его представлениям разнообразная информация закодирована в нейронных структурах мозга в виде особых векторов памяти, которые создаются набором постсинаптических локусов (от лат. locus — место) на теле нейрона-детектора, имеющих разную электрическую проводимость. Этот вектор определяется как единица структурного кода памяти. Вектор восприятия состоит из набора постсинаптических потенциалов разнообразной амплитуды. Размерности всех векторов восприятия и всех векторов памяти одинаковы. Если узор потенциалов полностью совпадает с узором проводимостей, то это соответствует идентификации воспринимаемого сигнала.

Частотная фильтрация и память. Концепция частотной фильтрации предполагает, что обработка информации в зрительной системе осуществляется через нейронные комплексы, наделенные свойствами двумерных пространственно-частотных фильтров.

При этом механизмы хранения энграмм находят своеобразное выражение в концепции пространственно-частотного анализа. Предполагается, что в памяти фиксируется только гармонический состав нервных импульсов, а узнавание знакомых объектов упрощается за счет того, что отношение частот внутри гармонического состава не зависит от абсолютной величины импульса.

Математическое моделирование памяти.

Математическое моделирование на уровне суммарной биоэлектрической активности мозга применяется и к изучению памяти. Исходя из представлений об импульсном кодировании сигналов в памяти и цикличности нейронных процессов А.Н. Лебедев (1985) предлагает математическую модель, которая, используя некоторые характеристики основного ритма электроэнцефалограммы — альфа-ритма — позволяет количественно оценить объем долговременной и кратковременной памяти и некоторые другие ее характеристики.

Физиологическими основами памяти, согласно А.Н. Лебедеву, служат пачки нейронных импульсов, способные циклически повторяться. Каждая пачка импульсов — своеобразная «буква» универсального нейтронного кода. Сколько разных пачек по числу импульсов в каждой, столько разных букв в нейронном коде. Пачки импульсов возникают друг за другом и образуют ограниченные цепочки. Это кодовые слова.

В результате каждому приобретенному образу памяти (слову, предмету, явлению и т.п.) соответствует свой нейронный ансамбль. Нейроны ансамбля, хранящие один образ, активизируются согласованно, циклически. Колебания клеточных потенциалов, связанные с импульсацией нейронов, создают повторяющийся узор биопотенциалов. Причем каждому образу соответствует свой собственный узор. Часть нейронов ансамбля могут «замолкать» или включаться в работу другого ансамбля, другого образа. При этом ансамбль может не только приобретать нейроны (повторение), но и терять их (забывание). Предполагается, что работу одного ансамбля может обеспечить от 100 до 1000 нейронов.

Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Скачать 79,76 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

10 незабываемых статистических данных о человеческой памяти (инфографика) – Сауттри

Дом /Воспоминания имеют значение / 10 незабываемых статистических данных о человеческой памяти

Шелби Берр

Вы когда-нибудь задумывались, сколько «гигабайт» мог бы хранить ваш мозг, если бы он был компьютером? Ученые подсчитали, что ответ будет эквивалентен до 2,5 миллионов гигабайт памяти! Это сопоставимо с самым большим жестким диском на сегодняшний день — всего 10 000 гигабайт. Даже суперкомпьютер не может сравниться по возможностям с человеческим мозгом. Ниже вы найдете еще несколько потрясающих фактов о человеческой памяти.

  1. Если не интересуется какой-либо темой, у большинства взрослых продолжительность концентрации внимания составляет 20 минут. По оценкам исследователей, продолжительность концентрации внимания взрослых за последнее десятилетие сократилась примерно на 12 минут. Кажется, что наша стремительная жизнь и полная зависимость от технологий взяли свое.
  2. Кратковременная память может хранить до 7 фрагментов информации одновременно… Но только около 20 секунд!
  3. Согласно исследованию, проведенному в 2001 году, у левшей память лучше. Это связано с тем, что мозолистое тело (белое вещество головного мозга) у левшей больше, чем у правшей.
  4. Большинство воспоминаний взрослых приходятся на период от 15 до 25 лет. «Вспышка воспоминаний», которая представляет собой склонность пожилых людей вспоминать события, произошедшие в подростковом и раннем взрослом возрасте, может составлять 60% всех воспоминаний.
  5. Можно стереть плохие воспоминания. Исследования показывают, что бета-блокаторы мешают воспоминаниям, особенно сильным эмоциональным воспоминаниям, связанным с травмой. Бета-блокаторы назначают для лечения таких заболеваний, как высокое кровяное давление, мигрень, стенокардия и различные проблемы с сердцем. Но, может быть, это та волшебная таблетка, которая стирала эти ужасные воспоминания.
  6. Почему мы не можем вспомнить, что произошло прошлой ночью, после того, как слишком много играли в пьяные игры? Алкоголь отрицательно влияет на нашу память и мешает мозгу передавать информацию в долговременные воспоминания.
  7. По оценкам ученых, в течение всей жизни мозг современного человека может хранить до 1 квадриллиона единиц информации. Чтобы отказаться от лучшей идеи, квадриллион равен 1 000 000 000 000 000!
  8. У вас в среднем 70 000 мыслей в день. Чтобы не думать, что мозг отключается во время сна, сны требуют больше мозговой активности, чем любая функция бодрствования.
  9. Зрительная память очевидцев заведомо неточна. Из 235 неправомерных приговоров в США 75% были вынесены ненадежным свидетелем.
  10. Гиппокамп головного мозга (не гиппопотам!) играет важную роль в преобразовании кратковременных воспоминаний в долговременные. Это небольшая подковообразная область мозга, расположенная симметрично с обеих сторон мозга. Со временем он уменьшается, и к 80 годам 20% его нервных связей могут быть потеряны. Если одна сторона гиппокампа повреждена, это никак не повлияет на память. Однако повреждения обеих сторон остановят хранение любых новых воспоминаний!

С 86 миллиардами нейронов, 400 милями капилляров, 100 тысячами миль аксонов (достаточно, чтобы обогнуть Землю 4 раза), более чем 10 триллионами синапсов человеческий мозг — поистине удивительный орган. И каждый день ученые открывают новое чудо, спрятанное в складках нашего мозга!

Продолжить чтение

Что лучше: сканировать или фотографировать старые фотографии?

Летний декор своими руками

Уникальные идеи открыток своими руками

29 Статистика и факты о человеческой памяти

Ключевая статистика памяти: каков объем памяти человеческого мозга?

  1. Объем памяти мозга составляет около 2,5 миллионов гигабайт цифровой памяти.
  2. Некоторые исследования показывают, что люди забывают около 50% новой информации в течение часа после ее изучения. В течение 24 часов это число увеличивается в среднем до 70%!
  3. Только наша кора головного мозга имеет емкость 74 терабайта!
  4. Вычислительный центр Yahoo объемом 2,0 петабайта, который может обрабатывать 24 миллиарда «событий» в день, на 20% меньше, чем возможности одного человеческого мозга!
  5. Кратковременная память может хранить до 7 фрагментов информации одновременно… всего примерно на 20 секунд!
  6. Исследование, проведенное в 2001 году, показало, что у левшей память лучше из-за того, что мозолистое тело (это белое вещество в нашем мозгу) у левшей больше, чем у правшей.
  7. У людей в среднем возникает 70 000 мыслей в день.
  8. Сновидение требует большей активности мозга, чем любая функция бодрствования, а это означает, что неправильно думать, что мозг отключается, пока мы спим.
  9. Зрительная память очевидцев общеизвестно неточна. 75% из 235 неправомерных приговоров в США были вынесены ненадежным свидетелем.
  10. Большинство воспоминаний взрослых приходятся на период от 15 до 25 лет. Наша склонность вспоминать события, произошедшие в молодости, называемая «бугорком воспоминаний», может составлять 60% всех воспоминаний.
  11. Удивительно, но стереть плохие воспоминания можно. Исследования показывают, что некоторые бета-блокаторы мешают воспоминанию.
  12. Человеческий мозг имеет 86 миллиардов нейронов, 400 миль капилляров, 100 тысяч миль аксонов (достаточно, чтобы обогнуть Землю 4 раза) и более 10 триллионов синапсов!
  13. Алкоголь негативно влияет на нашу память и мешает мозгу передавать информацию в долговременные воспоминания.
  14. По оценкам ученых, в течение всей жизни мозг современного человека может хранить до 1 квадриллиона единиц информации. Это 1 000 000 000 000 000 единиц информации!

Статистика Данные
Объем памяти человеческого мозга 2,5 миллиона гигабайт
Объем памяти человеческого мозга Триллионы байтов информации
Сколько лет памяти может хранить мозг? 450 лет
Пик возраста памяти 20 с
Количество мыслей в день 70 000
У кого лучше память? Левши

Средний объем памяти человека: Каков средний объем памяти человека?

Мозг среднего взрослого человека способен хранить эквивалент 2,5 миллионов гигабайт цифровой памяти. Это сопоставимо с самым большим жестким диском на сегодняшний день, который может хранить только 10 000 гигабайт.

Сколько информации может хранить мозг?

Объем памяти человеческого мозга среднего взрослого человека может хранить триллионы байтов информации. Стэнфордское исследование показало, что только в коре головного мозга насчитывается 125 триллионов синапсов. Другое исследование показало, что 1 синапс может хранить 4,7 бита информации.

Это означает, что 125 триллионов синапсов, по 4,7 бита на синапс, и около 1 триллиона байтов, равных 1 ТБ (терабайту).

Сколько воспоминаний может хранить мозг?

Хотя точно неизвестно, сколько воспоминаний может хранить мозг, мы знаем, что мозг среднего взрослого человека способен хранить эквивалент 2,5 миллионов гигабайт цифровой памяти.

Сколько лет памяти может хранить мозг?

Хотя мы не совсем уверены, сколько лет памяти может хранить мозг, некоторые расчеты показали, что базовая память человека составляет 450 лет!

Сколько памяти мы забываем?

Некоторые исследования показывают, что люди забывают около 50% новой информации в течение часа после ее изучения.