Обработка филлипса – Электронная обработка теста Филлипса | Социальная сеть работников образования

Тест школьной тревожности Филлипса. Государственное учреждение образования "Бушевский детский сад-средняя школа Буда-Кошелёвского района"

Тест школьной тревожности Филлипса.

Цель: Изучение уровня  и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

Инструкция: Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных и неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами  долго не задумывайтесь.

Отвечая, записывайте номер вопроса, и ответ «+» – если согласны, ответ «-» – если не согласны.

На листе напишите своё имя, фамилию и класс.

Текст опросника.

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймёшь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому  что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всё хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли , что большинство ребят относятся к тебе по-дружески ?
  25. Работаешь ли ты усиленно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твоё сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учёбой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше , чем  раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как  и твои

одноклассники?

  1. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке , что думают о тебе в это время другие ?
  2. Обладают ли способные ученики какими – то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  3. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаётся быть лучше их?
  4. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  5. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаёшься один на один с учителем?
  6. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  7. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  8. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  9. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  10. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты  порой, что  совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  11. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  12. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  13. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  14. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  15. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что ты не можешь?
  16. Когда учитель объясняет материал, кажется  ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  17. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  18. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  19. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов .

При обработке результатов  выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом текста.

Например, на 58 вопрос ребёнок ответил «да», в то время как в ключе  этому вопросу  соответствует «нет». Ответ , не совпадающий с ключом , - это проявление тревожности . При обработке подсчитывается :

  1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 % , можно говорить о повышенной тревожности ребёнка, если  больше 75 % от общего числа вопросов текста – о высокой тревожности.
  2. Число совпадений по каждому из

bushevka.schools.by

Психологические материалы - Методика диагностики школьной тревожности Филлипса

Изучение уровня и характера тре­вожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школь­ного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и прав­диво, здесь нет верных или неверных, хороших или пло­хих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «—» если не согласны».

Текст опросника

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что соби­рается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполне­нии задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно и классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хо­рошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше вол­новаться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих од­ноклассников, к которым ребята относятся с особым вни­манием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих однокласс­ников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особы­ми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся однокласс­ники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих дош­кольных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашива­ют, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу падание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассни­ки могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учи­тель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы па которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58—й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в клю­че этому вопросу соответствует «—», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50% , можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется также, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тре­вожных синдромов (факторов) и их количеством.

№ вопросов

Факторы

1. Общая тревожность в школе

 

2, 3, 7, 12 , 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
∑ = 22

 

2. Переживание социального стресса

 

5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44
∑ = 11

 

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

 

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43
∑ = 13

 

4. Страх самовыражения

 

27,31,34,37,40,45
∑ = 6

 

5. Страх ситуации проверки знаний

 

2,7,12,16,21,26
∑ = 6

 

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

 

3,8,13,17,22
∑ = 5

 

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

 

9,14,18,23,28
∑ = 5

 

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

 

2,6,11,32,35,41,44,47
∑ = 8

Ключ к вопросам

«+» - да,

«-» - нет

1

 

-

19

-

37

-

55

-

2

 

-

20

 +

38

 +

56

-

3

 

-

21

 -

39

 +

57

-

4

 

-

22

 +

40

 -

58

-

5

 

-

23

 -

41

 +

   

6

 

-

24

 +

42

 -

   

7

 

-

25

 +

43

 +

   

8

 

-

26

 -

44

 +

   

9

 

-

27

 -

45

 -

   

10

 

-

28

 -

46

 -

   

11

 

29

 -

47

 -

   

12

 

-

30

 +

48

 -

   

13

 

-

31

 -

49

 -

   

14

 

-

32

 -

50

 -

   

15

 

-

33

 -

51

 -

   

16

 

-

34

 -

52

 -

   

17

 

-

35

 +

53

 -

   

18

 

-

36

 +

54

 -

   

Результаты

1) Число несовпадений знаков .(«+» — Да, « —» — Нет) по каждому фактору (— абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; ≥ 50%; ≥ 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для все­го класса: — абсолютное значение - < 50% ;≥ 50%; ≥ 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору ≥ 50% и ≥ 75% (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при по­вторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по резуль­татам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его со­циальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - не­благоприятный психический фон, не позволяющий ребен­ку развивать свои потребности в успехе, достижении вы­сокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отно­шение и переживание тревоги в ситуациях проверки (осо­бенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих резуль­татов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижа­ющие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессо­генного характера, повышающие вероятность неадекват­ного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ре­бенка.

test-metod.ru

Тест школьной тревожности (Филипс-тест) Цель Инструкция Обработка и интерпретация результатов:

Транскрипт

1 Прилоение 1 Тест школьной тревоности (Филипс-тест) Цель: Изучение уровня и характера тревоности, связанной со школой у детей ладшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 5 вопросов, которые огут зачитываться школьника, а огут и предлагаться в письенно виде. На кадый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет". Инструкция: "Ребята, сейчас Ва будет предлоен опросник, который состоит из вопросов о то, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросаи долго не задуывайтесь. Отвечайте на вопрос, ДА, если Вы согласны с ни, или НЕТ, если не согласны". Обработка и интерпретация результатов: При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключо теста. Наприер, на 5-й вопрос ребенок ответил "Да", в то врея как в ключе этоу вопросу соответствует "-", то есть ответ "нет". Ответы, не совпадающие с ключо это проявления тревоности. При обработке подсчитывается: 1. Общее число несовпадений по всеу тесту. Если оно больше 50%, оно говорить о повышенной тревоности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста о высокой тревоности. 2. Число совпадений по кадоу из факторов тревоности, выделяеых в тексте. Уровень тревоности определяется таке, как в перво случае. Анализируется общее внутреннее эоциональное состояние школьника, во ного определяющееся наличие тех или иных тревоных синдроов (факторов) и их количество. Факторы вопросов 1. Общая тревоность в школе 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 2, 46, 47, 4, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 5 S = Переивание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 S = 3. Фрустрация потребности в достиении успеха 1, 3, 6,, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 3, 41, 43 S = Страх саовыраения 27, 31, 34, 37, 40, 45 S = 6 5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26 S = 6 6. Страх не соответствовать оидания окруающих 3,, 13, 17, 22 S = 5 7. Низкая физиологическая сопротивляеость стрессу 9, 14,1, 23, 2 S = 5. Проблеы и страхи в отношениях с учителяи 2, 6,, 32, 35, 41, 44, 47

2 S = Ключ к вопроса "" Да "-" Нет Ключ к вопроса Результаты 1) Число несовпадений знаков ("" -Да, "-"-Нет) по кадоу фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; > 50%; > 75%). Для кадого респондента 2) Представление этих данных в виде индивидуальных диагра. 3) Число несовпадений по кадоу изерению для всего класса: абсолютное значение < 50%; > 50%; > 75% 4) Представление этих данных в виде диаграы. 5) Количество учащихся, иеющих несовпадений по определенноу фактору > 50% и > 75% (для всех факторов). 6) Представление сравнительных результатов при повторных заерах. 7) Полная инфорация о кадо учащеся (по результата теста). Содерательная характеристика кадого синдроа (фактора) 1. Общая тревоность в школе -общее эоциональное состояние ребенка, связанное с различныи фораи его включения в изнь школы. Общая тревоность-обычное эоциональное состояние ребенка в школе. Оно оет быть позитивны на фоне общей высокой тревоности. То есть ребенок эоционально неблагополучен, но в школе чувствует себя достаточно уверенно и спокойно. Возоен и противополоный вариант: в цело спокойный и эоционально устойчивый ребенок ощущает себя в школе плохо. 2. Переивания социального стресса эоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (преде всего со сверстникаи).

3 Переивания социального стресса в данно случае тест фиксирует то эоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (преде всего со сверстникаи). Очень часто высокую тревоность по этоу фактору деонстрируют лидеры. Вано соотносить данные по этой шкале с другии. Когда высокая тревоность по этоу фактору совпадает с аналогичной по други фактора, это енее инфоративно и зна- чио, че единичный случай высокой тревоности, приходящийся иенно на этот фактор. 3. Фрустрация потребности в достиении успеха неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достиении высокого результата и т. д. Фрустрация потребности в достиении успеха неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достиениях высоких результатов. Интересно, что в классах, обучавшихся в начальной школе по систее Занкова, значительно рее выраен этот показатель, че в «обычных» классах. 4. Страх саовыраения негативные эоциональные переивания ситуаций, сопряенных с необходиостью саораскрытия, предъявления себя други, деонстрации своих возоностей. Страх саовыраения негативные эоциональные переивания возникают у ребенка в ситуациях, предполагающих саораскрытие, предъявление себя други, деонстрацию своих возоностей. Судя по всеу, это один из саых типичных, культурно заданных страхов для наших детей от Якутска до Калининграда. Встречается очень часто. Если высокие показатели по неу иеют ногие ученики данного класса, это говорит о неблагоприятной педагогической ситуации, которая провоцирует развитие страха саовыраения. 5. Страх ситуации проверки знаний негативное отношение и переивание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достиений, возоностей. Страх ситуации проверки знаний переивание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достиений, учебных возоностей. Типично для неуспешных школьников. В остальных случаях является ваны сиптоо эоционального неблагополучия. В ассово проявлении отраает некоторую педагогическую традицию, которую не ешало бы изенить. 6. Страх не соответствовать оидания окруающих ориентация на значиость других в оценке своих результатов, поступков, и ыслей, тревога по поводу оценок, даваеых окруающи, оидание негативных оценок. Страх не соответствовать оидания окруающих тревоная ориентация на значиых других в оценке своих результатов, поступков и ыслей, сильные переивания по поводу отзывов, даваеых окруающии, оидание негативных оценок. Еще один «культурный» страх, если приниать в расчет его чрезвычайную распространенность в школах России. Встречается в ассово порядке. Ваен не столько для индивидуальных психологических диагнозов, сколько для консультирования педагогов! 7. Низкая физиологическая сопротивляеость стрессу особенности психофизиологической организации, сниающие приспособляеость ребенка к ситуация

4 стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревоный фактор среды. Низкая физиологическая сопротивляеость стрессу особенности психофизиологической организации, сниающие приспособляеость ребенка к ситуация стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревоные факторы среды. Моно сказать, что это.индивидуальная неприспособленность к неприятностя. Встречается не очень часто, (2 3 ребенка на класс), но кадый случай, требует отдельного глубокого анализа, преде всего с точки зрения причин такой низкой толерантности. Их выявление позволяет оберегать ребенка от травирующих его ситуаций.. Проблеы и страхи в отношениях с учителяи общий негативный эоциональный фон отношений со взрослыи в школе, сниающий успешность обучения ребенка. Этот показатель ваен в процессе консультирования педагогов, он отраает особенности систеы отношений взрослых и детей в школе. Менее инфоративен для неуспешных в учебе школьников. Таки образо, Филлипс-тест дает инфорацию, ваную для выявления индивидуальных особенностей статуса школьников, состояния отношений в систее «учитель-ученик», характеристики общей педагогической ситуации в школе. Весь атериал, необходиый для проведения, интерпретации и представления данных по тесту, приведен ние. Работа окается действительно благодарной и возестит затраты в то случае, если вы не ограничитесь форальны численны анализо данных, а поразышляете над показателяи, сравните их со своии наблюденияи, поищете не только внутренние психологические но и социально-педагогические причины полученных результатов

5 Тест школьной тревоности (Филлипс тест). 1. Трудно ли тебе дераться на одно уровне со все классо? 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь атериал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снится ли тебе вреенаи, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? 5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? 6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового атериала пока ты не пойешь, что он говорит? 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?. Случается ли с тобой, что ты не решаешься высказаться на уроке, потоу что боишься сделать глупую ошибку? 9. Дроат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10. Часто ли твои одноклассники сеются над тобой, когда вы играете в разные игры?. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, че ты оидал? 12. Волнует ли тебя вопрос о то, не оставят ли тебя на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потоу что тебя, как правило, не выбирают? 14. Бывает ли вреенаи, что ты весь дроишь, когда тебя вызывают отвечать? 15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? 16. Сильно ли ты волнуешься перед те, как начать выполнять задание? 17. Трудно ли тебе получать такие отетки, каких дут от тебя родители? 1. Боишься ли ты вреенаи, что тебе станет дурно в классе? 19. Будут ли твои одноклассники сеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? 20. Похо ли ты на своих одноклассников? 21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о то, хорошо ли с ни справился? 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в то, что все хорошо запонишь? 23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не оешь ответить на вопросы учителя? 24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-друески? 25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатаи твоих одноклассников? 26. Часто ли ты ечтаешь о то, чтобы поеньше волноваться, когда тебя спрашивают? 27. Боишься ли ты вреенаи вступать в спор? 2. Чувствуешь ли ты; что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 29. Когда ты получаешь хорошие отетки, дуает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслуиться? 30. Хорошо ли ты чувствуешь себя с теи из твоих одноклассников, к которы ребята относятся с особы уваение? 31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? 32. Как ты дуаешь, теряют ли располоение товарищей те из учеников, которые не справляются с учебой? 33. Похое ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращает на тебя вниания?

6 34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? 35. Доволен ли ты те, как к тебе относятся учителя? 36. Поогает ли твоя аа в организации вечеров, как аы других твоих одноклассников? 37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что дуают о тебе окруающие? 3. Надеешься ли ты в будуще учиться лучше, че раньше? 39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так е хорошо, как и твои одноклассники? 40. Часто ли ты задуываешься, отвечая на уроке, что дуают о тебе в это врея другие? 41. Обладают ли способные ученики какии-то особыи праваи, которых нет у других ребят в классе? 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты те, как к тебе относятся одноклассники? 44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителе? 45. Высеивают ли вреенаи твои одноклассники твою внешность и поведение? 46. Дуаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, че другие ребята? 47. Если ты не оешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 4. Когда вечеро ты леишь в постели, дуаешь ли ты вреенаи с беспокойство о то, что будет завтра в школе? 49. Работая над трудны задание, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? 50. Дроит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над задание? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? 52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ни? 54. Снилось ли тебе вреенаи, что твои одноклассники огут сделать то, что не оешь ты? 55. Когда учитель объясняет атериал, кается ли тебе, что твои одноклассники пониают его лучше, че ты? 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель оет дать классу проверочную работу? 57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? 5..Дроит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед все классо?

7 Прилоение 2 ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОНОСТИ У ПОДРОСТКОВ (по Кондашу) Инструкция. «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыи Вы часто встречаетесь в изни. Некоторые из них огут быть для Вас неприятныи, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Вниательно прочитайте кадое предлоение и обведите круко одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация совершенно не кается Ва неприятной, обведите цифру. 0. Если она неного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избеать ее, обведите цифру 2. Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не оете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство очень сильный страх, обведите цифру 4. Ваша задача представить себе как оно яснее кадую ситуацию и обвести круко ту цифру, в какой степени эта ситуация оет вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх». 1. Отвечать у доски Пойти в до к незнакоы людя Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олипиадах Разговаривать с директоро школы Дуать о свое будуще Учитель сотрит по урналу, кого бы спросить Тебя критикуют, в че-то упрекают На тебя сотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во врея работы, решения задачи) 9. Пишешь контрольную работу После контрольной учитель называет отетки На тебя не обращают вниания У тебя что-то не получается дешь родителей с родительского собрания Тебе грозит неуспех, провал Слышишь за своей спиной сех Сдаешь экзаены в школе На тебя сердятся (непонятно почеу) Выступать перед большой аудиторией Предстоит ваное, решающее дело Не пониаешь объяснений учителя С тобой не согласны, противоречат тебе Сравниваешь себя с другии Проверяются твои способности На тебя сотрят как на аленького

8 25. На уроке учитель неоиданно задает тебе вопрос Заолчали, когда ты подошел (подошла) Оценивается твоя работа Дуаешь о своих делах Тебе надо принять для себя решение Не оешь справиться с доашни задание Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общение с учителяи; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации общения. Соответственно виды тревоности, выявляеые с поощью данной шкалы, обозначены: школьная, саооценочная, еличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице. Виды тревоности: Вид Ноер пункта шкалы тревоности Школьная Саооценочная Меличностная Подсчитывается общая суа баллов отдельно по кадоу разделу шкалы и по шкале в цело. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревоности, показатель по всей шкале как общий уровень тревоности. Уровень тревоности: Группа Уровень различных видов тревоности Уровень Учащихся баллы тревоности классс пол общая школьная с/оц Мелич- 1. Норальный Несколько повышенный

9 3. Высокий 7 4. Очень высокий 7 5. «Чрезерное спо М М Более94 Более6 Более Более Более Более34 Более 33 Более 91 Более 30 Более 32 Более 30 9 Более 90 Более 26 Более 32 Более 33 Более 6 Более 25 Более 34 Более Более 90 Более 30 Более 34 Более 36 М Более 72 Более 91 Более 5 Менее 22 Менее 30 Более 24 Более 30 Более 26 Менее Менее 7 Более 27 Более 29 Менее 10 Менее Более 23 Более 35 Более 23 Менее Менее 7 Менее 7 спокойствие» Менее 17 'Менее 4 Менее 4 9 Менее 17 Менее 2 Менее б Менее 4 Менее 10 Менее 3 10 Менее 39 Менее 12 М Менее 23 Менее 36 Менее 25 Менее 6 Менее Менее 4 Менее 7


docplayer.ru

Тест школьной тревожности Филлипса

Цель тест школьной тревожности Филлипса: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.


На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–» если не согласны».

Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом, быть как все?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по–дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что–то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школе так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими–то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот–вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих заданий в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

 


Обработка и интерпретация результатов


При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности. При обработке подсчитываются:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Распределение вопросов по факторам


Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
Е=22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42,44
Е=11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43

Е=13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45
Е=6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26
Е=6

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22
Е=5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28
Е=5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47
Е=8

Ключ к вопросам:
«+» — Да
«–» — Нет

1 –

19 –

37 –

55 –

2 –

20 +

38+

56 –

3 –

21 –

39+

57 –

4 –

22 +

40 –

58 –

5 –

23 –

41+

 

6 –

24 +

42 –

 

7 –

25 +

43+

 

8 –

26 –

44+

 

9 –

27 –

45 –

 

10 –

28 –

46 –

 

11+

29 –

47 –

 

12 –

30 +

48 –

 

13 –

31 –

49 –

 

14 –

32 –

50–

 

15 –

33 –

51 –

 

16 –

34 –

52 –

 

17 –

35 +

53 –

 

18 –

36+

54–

 

Результаты:
1) Число несовпадений знаков («+» — Да, «–» — Нет) по каждому фактору
(– абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; ³ 50%; ³ 75%).
Для каждого респондента:
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса:
–– абсолютное значение — < 50%; ³ 50%; ³ 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору ³ 50% и ³ 75% (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе — общее состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

www.vashpsixolog.ru

Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса. — Студопедия.Нет

 

Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса на выявление уровня школьной тревожности.

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни[18]. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (Приложение 2).

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

Результаты нашего исследования среди детей младшего школьного возраста в количестве 25 мальчиков и 25 девочек отражены в таблице 1 и рис.1.

Таблица 1

Результаты школьной тревожности по методике Филипса

Факторы Нормальный уровень Повышенный уровень Высокий уровень
Общая тревожность в школе   12 18 20
Переживание социального стресса   23 17 10
Фрустрация потребности достижения успеха   10 25 15
Страх самовыражения   8 13 29
Страх ситуации проверки знаний   5 15 30
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих   8 12 30
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу   31 11 8
Проблемы и страхи в отношениях с учителями   8 17 25

 

Как мы видим, по результатам исследования (таблица 1) тревожности в школе с помощью теста Филлипса, высокий процент по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 20 подростков (см. Рис.1, шкала 1, высокий уровень), т.е. 40% испытуемых.

Несколько повышена общая тревожность в школе у 36% испытуемых (18 человек) (см. Рис.1, шкала 1, повышенный уровень). Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. То есть, 76% от всего числа испытуемых расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п.

Нормальный уровень тревожности в школе (см. Рис. 1, шкала 1, нормальный уровень) имеют лишь 12 школьников, что составляет 24% испытуемых. Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

Достаточно высокий процент испытуемых, 46% (23 человека), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.

Однако, процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком уровне – 20% (10человек), на повышенном уровне – 34% (17 человек) (см. Рис.1, шкала 2, высокий, повышенный уровень). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.

У 58% испытуемых (29 человек) присутствует страх самовыражения (см. Рис.1, шкала 4, высокий уровень). Этот факт свидетельствует о том, что большинство детей переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется с одной стороны тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя «центром вселенной». Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на «суд» окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление «закрыться», спрятать свой внутренний мир от окружающих.

Несколько повышен уровень страха самовыражения 26% испытуемых, что составляет 13 школьников (см. Рис. 1, шкала 4, повышенный уровень). Основываясь на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен не ярко, и не является генерализированным, то есть, не доминирует над другими эмоциями.

16% (8 человек) школьников данной группы испытуемых не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии (см. Рис. 1, шкала 4, нормальный уровень). Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.

Кроме того, сюда примешивается еще и страх не соответствовать ожиданиям окружающих (см. Рис.1, шкала 6, высокий уровень), который выявлен у 60% школьников (30 респондентов). То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько «нормально» и «правильно» они будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое противоречие – с одной стороны, школьников волнует мнение о них и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также положение среди сверстников, что для ребенка является очень болезненным. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, часто фрустрирующими, что обусловлено возрастными особенностями.

У 24% испытуемых (12 человек) несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих (см. Рис. 1, шкала 6, повышенный уровень). Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим мотивом. То есть, школьники в некоторой степени ориентированны на мнение и оценку окружающих, но не зависимы то нее.

16% испытуемых данной выборки  (8 человек) не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих (см. Рис. 1, шкала 6, нормальный уровень). Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.

Сравнительно небольшой процент школьников, 30% – 15 человек, испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на высоком уровне (см. Рис.1, шкала 3, высокий уровень). Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют школьника на неудачу, а успехи его воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в свои силы и способности. Возможно так же и то, что фрустрация потребности достижения успеха проявляется на фоне тревожности как свойства личности.

Более высокий процент испытуемых, а именно, 50% (25 человек), испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне (см. Рис. 1, шкала 3, повышенный уровень). То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.

Не переживают фрустрацию в достижении успеха всего 10 школьников (20% испытуемых), что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для большинства детей, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.

60% (30 школьников) испытывают сильный, и 30% (15 школьников) – менее сильный страх в ситуации проверки знаний (см. Рис. 1, шкала 5, высокий и повышенный уровни). Скорее всего, это объясняется тем, что, по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их, а негативные оценки, как говорилось выше, крайне болезненны для подростков и представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Возможно и то, что эти школьники настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.

Так же, 10% испытуемых (5 человек) не испытывают страха в ситуации проверки знаний (см. Рис. 1, шкала 5, нормальный уровень).

Стоит заметить и тот факт, что процент школьников, испытывающих тревожность в ситуации проверки знаний, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей тревожит проверка знаний и отметка, а также сколько оценка учителя, как взрослого.

У 50% испытуемых (25 школьников) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 34% испытуемых (17 школьников) (см. Рис.1, шкала 8, высокий уровень, повышенный уровень).

16% испытуемых (8 человек) не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями (см. Рис. 1, шкала 8, нормальный уровень).

Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе (см. Рис. 1, шкала 1), что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.

Небольшое число школьников (8 человек, 16%) имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу (см. Рис.1, шкала 7, высокий уровень). То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом, и повышенная вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Также 22% испытуемых, что составляет 11 школьников, склонны к данным особенностям.

62% испытуемых, 31 школьник имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу (см. Рис.1, шкала 7, нормальный уровень), что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.

 

Рис. 1. Уровни школьной тревожности у детей младшего школьного возраста

 

1. Общая тревожность в школе.

2. Переживание социального стресса.

3. Фрустрация потребности достижения успеха.

4. Страх самовыражения.

5. Страх ситуации проверки знаний.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

 

Гипотеза нашего исследования полностью нашла свое подтверждение. Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван:

1. Плохой подготовкой к урокам;

2.Боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;

3. Заниженной самооценкой;

4. Предъявлением со стороны учителя высоких требований;

5. Домашними неприятностями;

6. Высокими требованиями родителей;

7. Недостаточным вниманием и поддержкой родителей;

8. Не замечание учителем и родителями успехов ребенка.

 

studopedia.net

Тест школьной тревожности Филлипса

tm 00:00

Цель тест школьной тревожности Филлипса: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

1 / 58. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом, быть как все?

2 / 58. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3 / 58. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4 / 58. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?

5 / 58. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6 / 58. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7 / 58. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8 / 58. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9 / 58. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10 / 58. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11 / 58. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12 / 58. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13 / 58. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14 / 58. Бывает ли временами, что весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15 / 58. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16 / 58. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17 / 58. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18 / 58. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19 / 58. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20 / 58. Похож ли ты на своих одноклассников?

21 / 58. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22 / 58. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23 / 58. Снится ли тебе иногда, что ты в школе не можешь ответить на вопрос учителя?

24 / 58. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по–дружески?

25 / 58. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26 / 58. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

psyonline.ru

Тест школьной тревожности Филлипса

Цель тест школьной тревожности Филлипса: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.


На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–» если не согласны».

Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом, быть как все?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по–дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что–то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школе так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими–то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот–вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих заданий в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

 


Обработка и интерпретация результатов


При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности. При обработке подсчитываются:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Распределение вопросов по факторам


Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
Е=22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42,44
Е=11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43

Е=13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45
Е=6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26
Е=6

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22
Е=5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28
Е=5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47
Е=8

Ключ к вопросам:
«+» — Да
«–» — Нет

1 –

19 –

37 –

55 –

2 –

20 +

38+

56 –

3 –

21 –

39+

57 –

4 –

22 +

40 –

58 –

5 –

23 –

41+

 

6 –

24 +

42 –

 

7 –

25 +

43+

 

8 –

26 –

44+

 

9 –

27 –

45 –

 

10 –

28 –

46 –

 

11+

29 –

47 –

 

12 –

30 +

48 –

 

13 –

31 –

49 –

 

14 –

32 –

50–

 

15 –

33 –

51 –

 

16 –

34 –

52 –

 

17 –

35 +

53 –

 

18 –

36+

54–

 

Результаты:
1) Число несовпадений знаков («+» — Да, «–» — Нет) по каждому фактору
(– абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; ³ 50%; ³ 75%).
Для каждого респондента:
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса:
–– абсолютное значение — < 50%; ³ 50%; ³ 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору ³ 50% и ³ 75% (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе — общее состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

www.vashpsixolog.ru