Обработка социометрии: Социоматрица Онлайн — быстро, легко и бесплатно обработать социометрию

Содержание

Обработка результатов социометрического опроса. Диагностика уровня развития межличностных отношений в группе

Психология \ Психология

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Посмотреть все страницы

Скачать файл

Содержание работы

локограмма, где члены группы размещаются на чертеже, представляющем их реальное расположение в помещении — за партами в школе, на рабочих местах в процессе производства и т. д.; взвешенная социограмма и др.

Третьим этапом обработки и анализа информации при проведении социометрических опросов является расчет социометрических индексов,которые представляют собой количество выборов какого-либо определенного вида, пронормированное (для возможности сравнения с аналогичными индексами, полученными в результате экспериментов в других коллективах) на общее количество возможных выборов данного типа [52, с.

443]. Социометрические индексы используются тогда, когда при увеличении численности группы анализ социоматрицы становится практически невозможным. Различают два основных типа социометрических индексов — индивидуальные (персональные) и групповые. Индивидуальные индексы, в свою очередь, подразделяются на объективные (содержащие информацию о количестве выборов, полученных членом коллектива), субъективные (содержащие информацию о количестве выборов, сделанных членом коллектива) и смешанные (сконструированные изданных, характеризующих количество как отданных, так и полученных выборов).

Более предметно характеристика социометрических индексов соответственно их типологии представлена в табл. 38, из которой видно, что социометрические индексы представляют собой наиболее эффективное средство анализа собранной информации, позволяющее использовать для ее разработки количественные методы математической статистики.

Однако они оказываются пригодными лишь тогда, когда имеется возможность формулировать важные — в теоретическом или стратегическом смысле — положения о зависимости. Правильное их определение и вычисление еще не являются аргументами, доказывающими их пригодность в исследованиях. Кроме того, при построении и использовании социометрических индексов необходимо учитывать

Характеристика социометрических индексов

Наименование индекса

Вычисление индекса

I. Индивидуальные социометрические индексы

Социометрический статус члена группы

Количество полученных выборов, разделенное на максимально возможное количество выборов

Психологическая экспансивность члена группы

Количество отданных выборов, разделенное на максимально возможное количество отданных выборов

Объем взаимодействия члена группы

Сумма отданных и полученных членом группы выборов, разделенная на максимально возможное количество отданных и полученных голосов

Степень взаимности выборов члена группы

Отношение количества взаимных выборов ко всем выборам, сделанным членом группы

II. Групповые социометрические индексы

Плотность группы

Количество всех выборов в группе, разделенное на максимально возможное количество выборов

Индекс взаимности выборов в группе

Количество взаимных выборов, разделенное на количество всех сделанных выборов

Индекс групповой интеграции

Величина, обратная количеству членов группы, не получивших ни одного выбора, с приплюсованной единицей

следующие обстоятельства:

вычисление и особенно последующее сопоставление индексов требует использования арифметических действий — в первую очередь сложения, вычитания, а также деления и умножения. Из теории шкалирования известно, что для выполнения таких действий необходимо иметь дело хотя бы с интервальными шкалами (а для законности умножения и деления вообще нужны метрические шкалы).

Поэтому для того чтобы вычислить какие-либо социометрические индексы, которые можно было бы затем содержательно интерпретировать, нужно разработать теоретическую концепцию интересующего явления, которое будет измеряться с помощью данного индекса; операционализировать эту концепцию в терминах положительных и отрицательных выборов; построить схему, охватывающую все значимые отношения, которые могут возникнуть в коллективе данного типа; определить вес каждого из этих отношений исходя из концептуальных соображений об их сравнительной значимости; сформулировать содержательные критерии таким образом и в таком количестве, чтобы они адекватно отражали теоретическую схему. Только при выполнении этих действий результаты социометрического опроса можно будет сопоставлять между собой и на их основе делать содержательные научные выводы.

Завершая рассмотрение метода социометрического опроса, необходимо подчеркнуть его огромное практическое значение в исследовании структуры межличностных отношений в малой социальной группе, а также при выявлении в ней ядра, группировок и положения отдельных индивидов. Поэтому этот метод незаменим при решении задач комплектования коллективов, их реорганизации и повышения эффективности управления совместной деятельностью людей.

  1. Раскройте социальный смысл основных социометрических индексов.

Обработка результатов:

1.  По данным опросных листов заполняется социометрическая матрица (табл. 28) по критерию эмоционального тяготения.

Похожие материалы

Информация о работе

Скачать файл

Excel-евская таблица для СОЦИОМЕТРИИ (База данных)

Инструкция

Создание и расширение электронной базы данных социометрии.

Данные, которые мы получаем при помощи компьютерной обработки, хранятся в программе до тех пор, пока мы не начнем обрабатывать новые данные. Есть два способа их сохранить: распечатать или скопировать в отдельный файл. Я рекомендую оба эти способа. Но, если распечатать можно, просто нажав клавишу печати, то для их копирования в электронном виде, необходимо подготовить для этого специальный файл. В приложении у вас есть основа, необходимая для создания такого файла (см. Приложение 3). Он предназначен для хранения данных четырех классов одной параллели по двум выборам (дружескому и учебному).

Его можно либо расширить на большее число классов, либо сократить. Обратите внимание на вкладки, Первая буква – означает класс, необходимо только спереди дописать номер класса. Вторая буква, в скобках, означает тип выбора: (д) – по дружескому мотиву, (у) – по учебному мотиву. Таким образом, на каждый класс приходится по две вкладки.

С данным файлом необходимо сделать следующее:

  1. Скопировать его в папку, где вы будете накапливать данные.

  2. Изменить название файла, обозначив обрабатываемые классы и год (например: «социометрия 7-е классы 2010»).

  3. Открыть и дописать номер класса в названиях вкладок. Например, мы хотим, что бы на первой вкладке хранились данные выборов и отклонений по дружескому мотиву 7а класса:

Теперь в этот файл, выбирая соответствующие вкладки, можно вставлять данные из программы, и у вас будет создаваться своя электронная база данных по социометрии.

Подготовка программы к обработке конкретного класса

Файл обработки программы называется «Приложение 2». В этом файле присутствует много технических вкладок. Вам понадобятся только четыре из них, выделенные желтым и зеленым цветом. В желтых вкладках необходимо вписывать данные, с зеленых распечатывать или копировать данные. Для получения обработанных данных необходимо пройти следующие этапы:

  1. Отрыть вкладку «Список».

В открывшемся окошке найти слева желтый столбик и вставить в него список учащихся класса.

Если неоткуда вставлять список, его можно напечатать самостоятельно. В списке важно не допускать лишних пробелов, так как они влияют на работу программы. Желательно сделать список в формате Фамилия и Имя. Рекомендуемое количество участников – 26 и меньше.

  1. Заполнить желтые клеточки с подписями «Класс», «Дата» и «Мотив».

  2. Перейти на желтую вкладку «Ввод данных».

Ввод данных в программу обработки.

Теперь можно вводить данные. Для этого вы берете листочек с ответом конкретного учащегося из класса, смотрите, кого он выбрал, а кого отклонил (если такие есть), находите фамилию учащегося в списке и начинаете, справа от него, вписывать фамилии тех, кого он выбрал и отклонил. Есть некоторые рекомендации, которые надо знать во время ввода данных:

  1. Если в классе нет одинаковых фамилий, то практически все фамилии вводятся при помощи автозаполнения после набора двух-трех первых букв. Когда система автозаполнения высвечивает вам набираемую фамилию, достаточно нажать стрелочку «вправо» на клавиатуре, и можно уже набирать следующую фамилию. Одинаковые или похожие фамилии вводятся до тех пор, пока не будет напечатан отличающий их символ.

Но для этого необходимо, что бы между списком слева и заполняемой клеточкой не было пустых ячеек. А иногда бывает так, что учащиеся пропускают некоторые выборы или вообще пишут только те, кого они отвергают в классе. Тогда в пустых клетках необходимо поставить хоть какой-нибудь знак (например цифру 0 или пробел) и заполнять следующие.

  1. Заполнять данные рекомендуется только через автозаполнение, так как важен каждый символ набираемой фамилии. Если фамилия хоть чем-то будет отличаться от фамилии в первоначальном списке, программа ее не посчитает.

  2. Желтое поле – те, кого выбирают; голубое поле – те, кого отклоняют.

Знакомство с результатами обработки

Если вы все сделали правильно, то в результате вы получаете две заполненные зеленые вкладки: «Печать (26)» (цифра в скобочках означает, что лист рассчитан на 26 человек) и «Микрогруппы». Их можно сразу распечатывать.

На листе «Печать (26)» автоматически подсчитывается количество выборов, отклонений, взаимные выборы и отклонения, а так же неадекватные выборы и отклонения (неадекватный выбор – учащийся выбирает того, кто его отклонил, неадекватное отклонение – учащийся отклоняет того, кто его выбрал). Дополнительно рассчитывается индекс конфликтности группы (напомню, что средний диапазон конфликтности: Ik= 0,66 – 1,33), числовое значение социометрического индекса каждого учащегося («Ci» в графическом виде справа от таблицы), уровень эмоциональной экспансивности («A») и индекс групповой сплоченности («G»).

На листе «Микрогруппы» вы можете увидеть фамилии учащихся, объединенные в получившиеся микрогруппы. В нижней части листа микрогруппы объединены взаимным отклонением, то есть у них взаимная неприязнь. Эта информация предназначена для более полного представления социальной картины в классе и планирования дальнейшей работы с участниками социометрии.

Правильный перенос данных из программы в базу

В электронном виде желательно сохранять данные только с листа «Печать (26)» Для этого нужно выполнить следующий алгоритм:

  1. На листе «Печать (26)» выделить данные с самой верхней левой клеточки

до самой нижней правой (той, где написано значение индекса конфликтности).

  1. Нажать на выделенную область правой кнопкой мыши и выбрать опцию «Скопировать».

  2. Открыть или развернуть файл, в котором вы будете сохранять данные и выбрать соответствующую вкладку.

  3. Нажать левой кнопкой мыши на верхнюю левую клеточку (что бы выделить только ту зону, с которой начнется перенос данных).

  1. На ту же клеточку нажать правой кнопкой и выбрать опцию «Вставить»

  2. Важно! Нажать на появившуюся вкладку (маленький квадратик справа внизу) опций копирования и выбрать «Только значения». Это необходимо сделать из-за особенностей программы Excel, которая по умолчанию вставляет не данные, а ссылки на данные. Если этого не сделать, то при обработке новых данных, предыдущие сотрутся!

Альтернативный способ хранения данных

Если предыдущий способ сохранения данных показался вам слишком неудобным, можно им не пользоваться и хранить данные только в распечатанном виде. Но я настоятельно рекомендую сохранять данные в электронном виде. Есть еще один вариант всегда иметь под рукой электронную базу данных социометрии. Он требует больше памяти от компьютера, но вы в любой момент сможете дописать или исправить данные. Для этого всегда, перед началом работы, копируйте оригинальный файл программы обработки социометрии, и переименовывайте название на более информативное. Например: «Приложение 2 – копия» на «7а дружба (январь 2013)». В этом случае у вас на каждый класс будет скопирована программа целиком, и вы легко сможете распечатать результаты заново. Таким образом, у вас будет создаваться электронная база данных социометрии в удобном и систематическом виде. Не забывайте часто сохраняться и дублировать данные распечатыванием. В данной инструкции описаны самые основные возможности программы.

Обработка социальной информации и социометрический статус: пол, возраст и влияние ситуации

. 1987 июнь; 15 (2): 211-27.

дои: 10.1007/BF00916350.

Э. Фельдман, К. А. Додж

  • PMID: 3611520
  • DOI: 10.1007/BF00916350

E Feldman et al. J Abnorm Child Psychol. 1987 июнь

. 1987 июнь; 15 (2): 211-27.

дои: 10.1007/BF00916350.

Авторы

Э. Фельдман, К. А. Додж

  • PMID: 3611520
  • DOI: 10.1007/BF00916350

Абстрактный

Теоретически обоснованные меры паттернов обработки социальной информации в конкретных ситуациях были разработаны и применены к популярным, средним, социально отвергнутым и социально забытым девочкам и мальчикам в первом, третьем и пятом классах (всего n = 95). Меры включали интерпретацию намерений сверстников, количество и качество ответов, генерируемых на проблемные стимулы, оценку ответов и разыгрывание конкретных ответов.

Эмпирически в качестве стимулов были созданы три вида ситуаций: поддразнивание, двусмысленная провокация и инициирование вступления в группу сверстников. Выявлено, что девиантные дети (отверженные и безнадзорные) реагируют неадекватно по сравнению со средними и популярными детьми, но только в ситуации, в которой их дразнили. Дети старшего возраста справились более компетентно, чем дети младшего возраста, во всех трех ситуациях. Также были обнаружены взаимодействия между полом, социометрическим статусом и возрастом. Полученные данные были интерпретированы как свидетельство неуловимости и сложности дефектов обработки социальной информации у детей с низким социометрическим статусом.

Похожие статьи

  • Оценка сверстниками социального поведения принятых, отвергнутых и брошенных детей.

    Карлсон К.Л., Лахи Б.Б., Нипер Р. Карлсон С. Л. и соавт. J Abnorm Child Psychol. 1984 июнь; 12(2):187-98. дои: 10.1007/BF00910662. J Abnorm Child Psychol. 1984. PMID: 6373870

  • Модели поведения социально отвергнутых и забытых подростков: роль социального подхода и агрессии.

    Додж К.А., Кои Д.Д., Бракке Н.П. Додж К.А. и др. J Abnorm Child Psychol. 1982 Сентябрь; 10 (3): 389-409. дои: 10.1007/BF00912329. J Abnorm Child Psychol. 1982. PMID: 7175045

  • Социометрический статус и социальное взаимодействие: безнадзорные дети социально менее активны?

    Бегин Г. Бегин Г. Навыки восприятия. 1986, октябрь; 63 (2 часть 2): 823-30. doi: 10.2466/pms.1986.63.2.823. Навыки восприятия. 1986 год. PMID: 3808864

  • Отношения детей со сверстниками: метааналитический обзор популярного, отвергнутого, забытого, противоречивого и среднего социометрического статуса.

    Ньюкомб А.Ф., Буковски В.М., Пэтти Л. Ньюкомб А.Ф. и соавт. Психологический бык. 1993 января; 113 (1): 99–128. дои: 10.1037/0033-2909.113.1.99. Психологический бык. 1993. PMID: 8426876 Обзор.

  • Отношения со сверстниками у детей с синдромом гиперактивности/дефицита внимания.

    Pelham WE, Милич Р. Pelham WE, et al. J Узнай об инвалидности. 1984 ноябрь; 17 (9): 560-7. дои: 10.1177/002221948401700911. J Узнай об инвалидности. 1984. PMID: 6389737 Обзор. Аннотация недоступна.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Проверка приложения для обработки социальной информации (SIP-AP) с учетом пола, социально-экономического уровня и форм агрессии.

    Bookhout MK, Hubbard JA, Zajac L, Mlawer FR, Moore CC. Бухаут М.К. и др. Психологическая оценка. 2021 авг; 33 (8): 716-728. doi: 10.1037/pas0001013. Epub 2021 8 апр. Психологическая оценка. 2021. PMID: 33829842 Бесплатная статья ЧВК.

  • Привязанность, обработка социальной информации и качество дружбы у девочек и мальчиков раннего подросткового возраста.

    Дуайер К.М., Фредстром Б.К., Рубин К.Х., Бут-ЛаФорс С., Роуз-Краснор Л., Берджесс К.Б. Дуайер К.М. и др. J Soc Pers Relat. 2010 февраль; 27 (1): 91-116. дои: 10.1177/0265407509346420. Epub 2010 27 января. J Soc Pers Relat. 2010. PMID: 29332982 Бесплатная статья ЧВК.

  • Социальное познание при перемежающемся взрывном расстройстве и агрессии.

    Coccaro EF, Fanning JR, Keedy SK, Lee RJ. Кокаро Э.Ф. и соавт. J Psychiatr Res. 2016 Декабрь; 83: 140-150. doi: 10.1016/j.jpsychires.2016.07.010. Epub 2016 16 июля. J Psychiatr Res. 2016. PMID: 27621104 Бесплатная статья ЧВК.

  • Враждебная атрибуционная предвзятость, негативная эмоциональная реакция и агрессия у взрослых: сдерживающее влияние пола и импульсивности.

    Чен П., Коккаро Э.Ф., Якобсон К.С. Чен П. и др. Агрессивное поведение. 2012 янв-февраль;38(1):47-63. doi: 10.1002/ab.21407. Агрессивное поведение. 2012. PMID: 24833604 Бесплатная статья ЧВК.

  • Агрессия со стороны кого-агрессия по отношению к кому: поведенческие предикторы однополой и другой половой агрессии в раннем детстве.

    Hanish LD, Sallquist J, DiDonato M, Fabes RA, Martin CL. Ханиш Л.Д. и соавт. Дев Психология. 2012 сен; 48 (5): 1450-62. DOI: 10.1037/a0027510. Epub 2012 27 февраля. Дев Психология. 2012. PMID: 22369337 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Рекомендации

    1. J Abnorm Child Psychol. 1982 Сентябрь; 10 (3): 389-409 — пабмед
    1. Детский Дев. 1984 г., февраль; 55 (1): 163–73. — пабмед
    1. Детский Дев. 1984 февраль; 55(1):17-29 — пабмед
    1. Детский Дев. 1984 г., февраль; 55 (1): 30–48. — пабмед
    1. Социометрия. 1973 декабрь; 36 (4): 542-9 — пабмед

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • 37062/PHS HHS/США

Социометрические значки — Информация

 

1. Что измеряет социометрический значок?

Наш значок измеряет количество личных взаимодействий, разговорную динамику (например, манеру поведения в очереди, тон голоса и т. д.), физическую близость к другим людям и уровни физической активности с использованием социальных сигналов, полученных от голосовых особенностей, движений тела. и относительное расположение.

2. Обнаруживает ли он других людей без бейджа?

Нет, значок может обнаруживать только взаимодействие лицом к лицу и физическую близость к другому человеку, который также носит значок.

3. Записывает ли он все, что я говорю?

Нет, содержание ваших разговоров не записывается. Он извлекает невербальные характеристики (например, скорость речи, тон голоса и т. д.), по которым нельзя реконструировать разговор. Однако их также можно запрограммировать на запись необработанного звука для определенных приложений.

4. Он знает, куда я иду?

Нет, у него нет GPS. Он может выполнять оценку местоположения только в помещении, когда базовые станции развернуты внутри здания.