Образец психологического заключения на подростка – Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника ДОУ
Шаблон-образец написания индивидуального психологического заключения на воспитанника ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического обследования
Ф.И.О. ребенка_____________________________
Дата рождения ______________ возраст ________
Дата обследования __________________________
Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др). Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.
В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).
При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).
После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).
В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).
Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).
Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).
Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).
Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).
Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют).
Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).
Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование). Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи / нужна стимулирующая помощь / организующая помощь). Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).
Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).
Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).
Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).
Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).
Результаты изучения психических функций следующие.
Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).
Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково). Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).
Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).
Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).
Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).
Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)
Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:
Незрелость всех форм мышления;
Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;
…
Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.
Рекомендации:
формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
развитие концентрации, переключаемости внимания.
развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,
…
ФИО, подпись психолога____________________
С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________
подпись родителя
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» — Изотова Раиса Викторовна
Г.Петропавловск-Камчатский
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Образец составления психологического представления на ребенка
Главная > Психологам > Документация > Примеры представлений, заключений, характеристик > Образец составления психологического представления на ребенка
Фамилия Имя (6 лет) посещает МБДОУ Детский сад № логопедическую группу №__ с 1 сентября 201_ года.
Общая характеристика возрастного развития
Внешний вид опрятный, легко и быстро вступает в контакт, инструкцию взрослого принимает и сохраняет до конца задания, проявляет заинтересованность при выполнении заданий.
Темп работы и работоспособность: включается в работу медленно, темп работы снижен. Во время занятия часто отвлекается, спад работоспособности отмечается ближе к концу занятия.
Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентировка): ребенок знает свое фамилию, имя, возраст, состав семьи, называет членов семьи по именам, знает род деятельности родителей, но испытывает трудности в названии профессий.
Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности: уровень развития мелкой моторики не соответствует возрастной норме, отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации, ведущая рука правая.
Особенности развития психических процессов
Особенности восприятия: сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано в соответствии с возрастной нормой. Собирает разрезную картинку на основе зрительного соотнесения.
Особенности памяти: уровень развития произвольной вербальной памяти снижен по сравнению с возрастной нормой, кривая запоминания носит неравномерный характер, объем слухоречевой памяти недостаточный.
Особенности внимания: объем внимания недостаточный, внимание неустойчиво, часто отвлекается даже при отсутствии внешних раздражителей, снижена концентрация, переключаемость трудная, общий уровень развития произвольного внимания ниже возрастной нормы.
Особенности мышления: навыки сравнения, обобщения и классификации сформированы в соответствии с возрастной нормой, самостоятельно определяет существенный признак предметов и явлений. Аналитико-синтетическая деятельность сформирована недостаточно. Устанавливает причинно-следственные связи в наглядной ситуации самостоятельно, в вербальной — с помощью взрослого. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление соответствуют возрасту, сформированы элементы словесно-логического мышления.
Особенности воображения: преобладает репродуктивное воображение, бедность фантазии.
Особенности речевого развития: активный словарный запас малый, отмечаются нарушения звукопроизношения, затрудняется в понимании логико-грамматических конструкций, при составлении связного рассказа по серии сюжетных картинок использует односложные фразы, неразвернутые предложения.
Эмоциональная-волевая сфера и особенности личности
Эмоциональные реакции адекватные, уравновешенные, преобладающее настроение на занятиях без особого оттенка. Отмечаются пассивность и инертность. Уровень развития самооценки соответствует возрастной норме. Проявлений агрессии и негативизма не наблюдается.
Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию недостаточная, не проявляет настойчивости при встречающихся трудностях.
Отношение к сверстникам неконфликтное, дружелюбное, в большинстве играет в группе сверстников, стремится к эмоциональному контакту со сверстниками и взрослыми. Не проявляет инициативу в играх и на занятиях, чаще следует примеру других. Общение реактивное.
Заключение педагога-психолога: общий уровень психического развития ниже показателей возрастной нормы. На первый план выступают особенности эмоциональной сферы, речевого развития, снижение произвольности, слабая сформированность мелкой моторики, недостаточное развитие слухоречевой памяти, внимания и мышления.
Дата:
Педагог-психолог _____________ /____________
Вернуться назад:
kids-psyhology.ru
Заключение по результатам индивидуального обследования — Документация психолога — Каталог файлов
Готовый бланк заключения с различными вариантами в скобках. Выбирайте подходящее, убирайте лишнее, может где-то симпровизируете — и заключение готово
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического обследования
Ф.И. ребенка_____________________________ возраст ________
Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др). Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (посредством наблюдения).
В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.
В контакт вступает легко и быстро (
Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).
При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).
После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).
В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий
).Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).
Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).
Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).
Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).
Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют) из-за низкой концентрации внимания, несформированной речевой регуляции, недостаточной зрительно – моторной координации.
Критичен к оценке результатов своей работы (
Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями.
Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).
Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).
Ориентировочная деятельность носит активный и целенаправленный характер (выраженная активность и целенаправленность, сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование).
Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи) вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить план действий (боязни допустить ошибку – нужна стимулирующая помощь, пресыщения деятельностью – нужна организующая помощь, поверхностного или нестойкого интереса
).Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер: целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания (неудач или замечаний, пресыщения деятельностью).
Динамика деятельности неравномерная (равномерная), темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).
Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).
По характеру организуемой помощи при выполнении заданий, ребенок в основном нуждается в организующей, обучаемой (стимулирующей, разъясняющей, наглядно – действенной, контролирующей) помощи.
Ошибки при выполнении задания отсутствуют (
Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).
Результаты изучения психических функций следующие. Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры. Зрительное восприятие формы низкое. Уровень пространственного восприятия низкий. Уровень развития кратковременной и долговременной памяти ниже среднего. Не испытывает трудности при составлении рассказов. Фонематическое восприятие нарушено. Наглядно-действенное мышление: «Почтовый ящик» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб, перебора вариантов. Уровень операции, абстрагирования низкий. Уровень операции обобщения низкий, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении ниже среднего. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения низкий. Внимание поверхностное, неустойчивое, организующая помощь эффективна. Манипулятивния функция рук несколько ограничена.
Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушении следующая:
- Незрелость всех форм мышления;
- Низкая концентрация внимания;
- Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
- Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;
Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.
Рекомендации:
- формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
- развитие фонематического восприятия.
- развитие концентрации, переключаемости внимания.
- развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,
- развитие вербального воображения.
- Развитие эмоциональной, сферы, коммуникативных навыков
- Коррекция импульсивности
Дата __________________ ФИО, подпись психолога____________________
С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на)________________________
подпись родителя
psiholog-ds.ucoz.ru
Образец написания заключения психолога — Защита потребителей — Каталог образцов
Образец психологического заключения
Написание сихологического заключения — проблема, с которой сталкиваются психологи на практике.
Умение интегрировать в психологическое заключение информацию, полученную в беседе с клиентом, и результаты использования методик и тестов позволяет судить о психологе как о профессионале своего дела. Очень часто, психологическое заключение может рассказать об опыте психолога и его профессионализме.
Иначе говоря, психологическое заключение — это конечный результат и вывод всех лет обучения и практической подготовки психолога.
У каждого специалиста информация в заключении носит уникальный характер. Профессиональный психолог имеет психодиагностический арсенал методик. с которыми он постоянно привык работать. Используя информацию, полученную при помощи своего уникального набора тестов, психолог способен открыть тайну психики отдельного человека.
В своей работе практически каждый психолог сталкивается с необходимостью написания психологического заключения, закономерно что в его голове возникают вопросы: «С чего начать?», «Где бы взять хоть какой-то образец психологического заключения?».
В конце статьи ссылка для скачивания схем психологических заключений и образцов их написания, их можно взять за основу написания вашего психологического заключения.
И в конце, в написании психологического заключения важно помнить, что все заключения делятся на две группы: первичное психологическое заключение, которое составляется на первом этапе осмотра клиента, и итоговое психологическое заключение – выдается после углубленного клинико-психолого-педагогического обследования.
Удачи Вам в написании! Максим Величко.
Заключение психолога. Образец
В шапке заключения психолога нужно указать полное наименование организации, представителя (психолог) который пишет заключение психолога на ребёнка.
Заключение психолога (пример)
Легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется. Работоспособность сохраняется до конца задания. Общение активное. эмоциональный фон во время обследования уравновешенный. Внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены и разнообразны. Осуществляемая деятельность целенаправлена.
Диалогическая речь многосложна, монологическая речь — развернутая с использованием сложных предложений. Объём словарного запаса соответствует возрастной нормею
Развиты комбинаторные способности ( умеет оперировать образами, соотносит части и целое, осуществляет анализ и синтез воспринимаемых объектов).
Объём слухоречевой и зрительной памяти соответствует возрастной норме. доминирующий вид памяти — зрительная.
Внимание неустойчивое. объём и избирательность внимания снижены. Скорость выполнения заданий на время ниже среднего.
Достаточный уровень обобщения, хотя наблюдается некоторые затруднения при поиске обобщающих понятий. Допускаются случайные, единичные ошибки, которые быстро корректируются самостоятельно и с помощью психолога.
При исследовании эмоционально-личностной сферы были выявлены следующие особенности: высокий уровень личностной тревожности, а также высокие показатели по алекситимии 9сниженная способность к вербализации эмоциональных состояний).
Рекомендации медицинского психолога: коррекционная работа, направленная на снижение уровня тревоги, развитие основных характеристик внимания ( стойкости, продуктивности).
Психолог /подпись
Дата
Предлагаем материалы по интересующей теме:
- Трудности детей с СДВГ Синдрому дефицита внимания и гиперактивности СДВГ сопутствуют запаздывания процессов созревания высших психических функций и как.
- Психолого педагогическая характеристика на ребёнка Психолого педагогическая характеристика на ребёнка может быть представлена по следующей схеме:1.Формальные данные: -ФИО -Дата рождения.
- Конспект занятия для гиперактивного ребёнка На сегодняшний день из-за ряда трудностей не принято диагностировать СДВ до 4 лет ребёнка. Сейчас.
- Подросток не ходит в школу Успеваемость всех детей к подростковому возрасту сильно ухудшается. К юношескому возрасту потребность в знаниях, в.
- Несамостоятельный ребёнок. Балованный Вы считаете, что ваш ребёнок несамостоятельный?Можно ли научить самостоятельности и как избежать ошибок в развитии.
Как мы пишем заключение психолога
Нас много раз просили рассказать, как мы пишем заключение психолога. Просили студенты факультета психологии, где мы преподавали, чтобы иметь какой-то образец, которому можно подражать. Просили коллеги психологи, чтобы либо использовать, либо покритиковать. Даже особо вдумчивые клиенты просили, чтобы сравнить наш подход с подходом других психологов.
Мы долго отнекивались. Во-первых, мы не считаем наш способ написания заключения психолога эталонным. Он родился из практики. Просто лично нам, как практическим психологам, этот способ удобен. И клиентам он удобен потому, что всё получается логично и аргументированно. Но можно писать заключение психолога еще десятком других способов, и все эти способы могут быть хорошими.
Во-вторых, совершенно не хочется вступать ни в какие профессиональные дискуссии с коллегами психологами. Мы уже давно ни с кем не дискутируем. Некогда и нет желания. Мы работаем, нам нравится, клиентам помогает – ну, о чем нам дискутировать. Это же не поиск научной истины, а практическое ремесло помощи людям. И хочется поменьше об этом говорить, и побольше заниматься любимым делом.
Но тут мы провели мастер-класс по психологическому консультированию и психологической диагностике. Участники мастер-класса попросили изложить основные принципы написания заключения психолога. Так и родилась эта небольшая статья.
Как мы пишем заключение психолога для клиента
Заключение психолога мы пишем в следующих случаях:
1. По официальному запросу сторонних организаций и для предоставления в эти организации. Наиболее типичные случаи – для следственных органов, адвокатов, суда, работодателя, психиатра. Поскольку мы специализируемся на работе с частными лицами, а не с организациями, то такое в нашей практике случается нечасто – несколько раз в год. К заключению психолога в этом случае обязательно нужно прикладывать заверенную копию диплома психолога, копию официальной регистрации как предпринимателя или справку с места работы психолога, а само заключение психолога подписывается специалистом (т.е. самим психологом) и ставится официальная печать организации (или печать индивидуального предпринимателя). Если психолог этого не сделает, сторонняя организация может оспорить легальность получения этого заключения и легальность работы самого психолога. Психологу это не выгодно, клиенту тоже, так что лучше сразу всё сделать правильно, чем потом сталкиваться с проблемами.
2. По просьбе увлеченных энтузиастов психологического самопознания и самопомощи. Обычно таких людей интересуют конкретные психологические характеристики их личности. Например, общий уровень креативности, а также конкретные таланты и способности, перед выбором места учебы или при смене профессии. Это разумно. Человеку лучше знать свои сильные и слабые стороны прежде, чем инвестировать время и деньги в себя и в новую профессию. Также обращаются влюбленные пары перед принятием решения о совместной жизни или перед созданием семьи. Их интересуют психологическая совместимость и скрытые «тараканы» в психике друг друга. Конечно, можно прожить счастливую семейную жизнь и без всякого предварительного тестирования, но то, что люди не хотят полагаться на случайное везение в выборе спутника жизни – это заслуживает всяческого одобрения. Увы, любовь не всегда является гарантией психологической совместимости или психической нормальности. Также иногда обращаются люди с экзистенциальным кризисом, которые перед выбором дальнейшего жизненного пути, хотели бы объективно взглянуть на себя со стороны глазами эксперта психолога. В общем, случаи бывают разные, случаев много, и большинству таких людей заключение психолога оказывается полезным.
3. Для дальнейшей психокоррекции и психотерапии обратившегося к психологу клиента. Бывает, что информация, рассказанная клиентом на консультации психолога, недостаточна. Что-то клиент не помнит, что-то не договаривает или врет, что-то не осознает, а что-то в принципе не может быть рассказано, т.к. это очень глубинное и личное. Тогда психолог проводит психологическую диагностику (психодиагностику), на основании полученных данных пишет заключение психолога, и с помощью результатов этого заключения и проводит дальнейшие процедуры: консультирование, психокоррекцию и психотерапию, помогающие психотренинги и т.п. Преимущество такого подхода состоит в том, что психологическая диагностика дает психологу объективные данные о личности клиента. Снижается эффект осознанного или неосознанного вранья клиента, снижается субъективизм самого психолога, увеличивается качество и количество информации, с помощью которой психолог может помочь человеку. Для дополнительного чтения по теме рекомендуем наши статьи: «Я не ставлю диагнозов! Нельзя вешать ярлык на человека! », «Я не даю советов! », «Я не даю советов! Ответы на вопросы ».
На основании чего пишется заключение психолога?
Заключение психолога пишется на основании строгого психодиагностического обследования клиента, составленного и проведенного по определенным правилам. Нельзя написать заключение психолога на основании своего субъективного взгляда на клиента после психологической консультации. Т.е. технически написать можно, но ценность такого заключения психолога стремится к нулю. Субъективизм психолога, помноженный на лень психолога закономерно приведет к весьма недостоверным выводам.
На факультете психологии существует академическая дисциплина психодиагностика, которую мы настоятельно рекомендуем изучать всем, заинтересованным в написании качественного заключения психолога. Поскольку объем статьи ограничен, мы тезисно остановимся на главных моментах:
1. Не используйте непрофессиональные (любительские) тесты. Они хороши для развлечения, но ценность и пригодность психодиагностической информации, полученной с помощью непрофессиональных тестов, стремится к нулю. Уважающий себя и клиента психолог не использует непрофессиональные тесты.
2. Не заполняйте тесты в неподходящих для этого условиях: между делом на работе, дома (отвлекаясь на членов семьи и домашние дела) и т.п. Поверьте, любого нормального человека можно с легкостью объявить сумасшедшим, если предъявить ему тесты в неподходящих условиях и в неподходящий момент. Т.е. достоверных и пригодных результатов вы точно не получите, если будете заполнять тесты в неправильных условиях.
3. Не существует в мире ни одного единственного теста, на основании которого можно поставить правильный психологический диагноз и написать правильное психологическое заключении. Да, всё это можно сделать (и сделать хорошо!), но только на основании совокупности психодиагностических методик – например, батареи тестов, состоящей из 12-15 правильно друг к другу подобранных тестов. Умение составить правильную целевую батарею тестов, предъявить ее клиенту, получить пригодные для дальнейшей работы достоверные данные, обработать эти данные, написать заключение психолога и правильно трактовать это заключение клиенту, — это есть ремесло психолога. Во многих случаях ремесло, граничащее с искусством.
4. При составлении психодиагностической процедуры следите за тем, чтобы все методики (в нее включенные) преследовали одну главную цель и при этом дополняли друг друга. Проективные методики должны быть дополнены строгими опросниками и, возможно, психофизиологическими пробами, а всё это должно быть обязательно дополнено клинической беседой с психологом по определенной строгой схеме. В общем, изучайте полезную науку психодиагностику. Дополнительно рекомендуем почитать нашу статью «О психологической диагностике ».
Теперь мы пришли к тому, как мы все это оформляем в итоговый документ – заключение психолога. Напоминаем, что предложенный нами способ не эталон и не образец для подражания, а просто практический метод.
1. Первое, что интересует психолога, это то, насколько полученный психодиагностический результат соответствует действительности. Проще говоря, не ошибся ли сам психолог, не наврал ли или не заблуждался ли клиент при заполнении тестов. Существует три базовых параметра, характеризующих пригодность полученных психологом результатов: валидность, достоверность, надежность. Профессиональные тесты (в отличие от любительских) эти параметры отслеживают и контролируют. Первое, что мы пишем в заключении психолога, это то, насколько этому заключению следует доверять. Это вопрос честности и профессиональной репутации психолога. Иногда лучше психодиагностическую процедуру переделать. Это лучше, чем потом краснеть перед клиентом и в своей работе опираться на недостоверные результаты.
2. Дальше психолога интересует, насколько психически нормален обратившийся к психологу человек. В мире огромное количество очень разных людей: психически больных, находящихся в состоянии стресса или патологического аффекта, людей с пограничными состояниями (между нормой и патологией), людей с акцентуациями или психопатией, просто неадекватных людей. Вопрос нормы и патологии не праздный. От точного диагноза зависит, здоровье и счастье обратившегося к психологу человека, а также безопасность самого психолога. Ведь одних людей нужно лечить, других консультировать, одним поможет психокоррекция, а другим психотренинг, с одними нужно долго работать, а другим достаточно доброго мудрого слова. Вот об этой тонкой грани между нормой и патологии, и о рекомендациях (об оптимальной форме психологической помощи для данного конкретного человека) мы и пишем обычно во втором пункте нашего заключения.
3. Дальше мы пишем о нервной базе, т.к. психика человека – это надстройка над его нервной системой. Здесь пишется о балансе возбуждения и торможения, о темпераменте, о циклоидности (степени цикличности нервных процессов). Все это очень важно, т.к. по большому счету, это некорректируемо ни за какие деньги и ни какой компетенцией психолога. Это то, с чем клиенту придётся научиться жить, и задача психолога – выявить это и научить клиента.
4. Потом мы обычно пишем о базовых психических процессах и свойствах: ощущения и восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, речь, воля. Это то, что психолог теоретически может скорректировать, но практически это корректируется очень тяжело. Психологический комфорт клиента и успех работы психолога напрямую зависят от того, насколько эти базовые психические процессы и свойства полноценны или дефектны. Вот почему мы уделяем им особое внимание.
5. Дальше мы описываем более гибкие психологические характеристики, например, эмоции, воображение, креативность. Как вы уже заметили, мы двигаемся от базовых характеристик психики к надстроечным, и это здорово упрощает логическое понимание того, что происходит с клиентом психолога.
6. Теперь мы подошли к одному из самых интересных моментов в работе психолога: мы описываем психологический тип клиента (психотип). Существует несколько классификаций психотипов, и все они не идеальны. Поэтому есть смысл выявить психотип клиента психолога по разным классификациям и далее написать свое итоговое видение психологических особенностей данного клиента психолога. Какие классификации психотипа выбрать для анализа – это вопрос субъективных предпочтений психолога. Нам кажутся наиболее адекватными классификации по MMPI (в версии Березина), по СМИЛ (в версии Собчик), по Cattell, по Леонгарду и Шмишеку. Многолетний опыт работы практическими психологами показывает, что они очень адекватны в описании психологического типа личности.
7. Дальше мы конечно не забываем о ценностных ориентациях, установках, стереотипах, предрассудках, вере и суевериях, национальных особенностях и традициях. Всё это образует «многослойный пирог» в личности клиента, обратившегося к психологу. Эти представления о том, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно – влияют на мировосприятие и поведение клиента психолога. Во многом, именно это определяет, насколько человек социально адаптивен, насколько ему хорошо с людьми, и насколько людям хорошо с ним.
8. Потом мы описываем эмоциональный тип, характеристики депрессивности, экзальтированности, тревожности и т.п. Это «перчик» — приправа к основному блюду, т.е. к психологическому типу, к адаптивности и к адекватности клиента психолога.
9. Потом мы начинаем копать вглубь: история детства, пережитые психологические травмы, сформированная сексуальность, социокультурные сексуальные особенности и девиации, сценарии подражания поведению родителей (или других значимых людей в жизни данного клиента психолога). Это бесконечно творческая работа, здесь очень много тонкостей и полутонов, и все это очень желательно отразить в заключении психолога.
10. В итоге мы пишем психологический диагноз, перспективы психологической помощи, оптимальные способы помощи (например, достаточно серии консультаций психолога или нужен курс психотерапии (и какой именно психотерапии) и т.п.), а также при необходимости рекомендуем консультации у других специалистов: психолога другой специализации, психиатра, невролога и т.п.
Как видите, всё это довольно просто, если психолог не ленится и хорошо знает свою профессию. Нужно только тщательно всё проделать, и результат гарантированно будет качественным. А значит клиенту психолога станет хорошо, а самому психологу будет не стыдно за свою работу.
© Авторы статьи психологи Игорь и Лариса Ширяевы.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
как писать психологу заключение на пмпк.пример пожалуйста!
Юлия Нагорная Ученик (110), закрыт 1 год назад
Kolibry Гений (92155) 3 года назад
Заключение психолога ПМПК
Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций, в первую очередь, мыслительных операций обобщения, абстрагирования, опосредования, установления аналогий). Организация интеллектуальной деятельности на момент обследования: взаимодействие мышления и других интеллектуальных функций. Уровень интеллектуального развития.
— Анализ социальной ситуации развития на каждом из возрастных этапов с точки зрения:
1) формирования основного психологического новообразования
2) характера и динамики кризисных и стабильных возрастных этапов.
— Оценка зоны ближайшего развития и прогноза развития с позиций адаптивных характеристик личности.
— Адаптивность ребенка в условиях приема на ПМПК и психологического обследования в частности.
— Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Самооценка и способность личности к рефлексии (критичность, адекватность).
— Целостность (конгруэнтность) личности.
умственная работоспособность
— структура деятельности (основные параметры произвольной регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль)
— характеристика основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, движения и действия (мышление см. в обязательной части)
— пространственные синтезы (наглядные, символические)
— эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции настроение чувства).
Лекция 28. Психодиагностическое заключение
Психодиагностическое освидетельствование должно подробно фиксироваться клиническим психологом. Эти данные, как правило, остаются у психолога и не предъявляются при написании заключения или психологического диагноза. В заключения вносятся только краткие данные обследования.
Форма освидетельствования, включающая не только данные психодиагностического обследования, но и результаты анамнестической и клинической беседы, данные о клиенте: возраст, профессия, образование, краткий диагноз, основные составляющие оценки психологического статуса, психологический диагноз, реабилитационные рекомендации и т.д. представляют собой обзорную запись о проведенном обследовании.
Некоторые клинические психологи утверждают, что очень трудно разработать единую форму заключения, так как не может быть стандартной ситуация, с которой обратился клиент, и само обследование. В данном параграфе мы представим образец, разработанный Н. Т. Колесник1. По ее мнению, целесообразно использовать стандартные бланки для записи основных результатов обследования и резюмирования данных в доступном виде, в целях их дальнейшей обработки и проработки. Модель карты психологического освидетельствования, предложенная автором, является именно таким образцом. В ней диагностическое обследование и заключение, не повторяясь (даже сжато), отвечает на все затронутые в обследовании вопросы. Следует отметить, что в зависимости от объективных и субъективных причин не всегда все графы такой карты заполнялись полностью. Например, у больных и инвалидов старше 55 лет могла не заполняться 14-я строка, в которую вносятся данные методики ПЖС (профориентационная методика) у больных, поступавших из офтальмологического состава МСЭ, методика определения пластичности—ригидности эмоциональной сферы, требующая написания текста на бланке, заменялась на доступные методики, и т.д.
Многие материалы, например данные шкалы самооценок Дембо — Рубинштейн, методики Мюнстерберга, методики определения пластичности — ригидности эмоциональной сферы, бланки написания текста, а иногда и просто замечания психолога по поводу того или иного клиента, записанные на отдельном листке, подклеивались к карте. Необходимо помнить, что любое исследование должно быть запротоколировано, а обработка результатов находится в психологической карте больного. Заключение по данным психологического обследования представляет собой качественное и количественное описание различных сторон психического состояния больного. Оно не может включать в себя постановку медицинского диагноза, а также конкретного указания на группу инвалидности. Психологическое заключение используется при принятии соответствующих решений (диагностического или о группе инвалидности) в качестве составной части.
Для полного и качественного психологического освидетельствования больных в ходе практической работы была разработана и апробирована Карта психологического освидетельствования. Приведенная ниже форма психологической карты освидетельствования является образцом, составленным автором пособия. Однако каждый психолог вправе видоизменять ее по своему усмотрению.
Образец написания психологического анамнеза. Больная М. 44 года. Не работает после травмы (май 1998 г.). Имеет дочь 20 лет (студентка). Проживают вдвоем в двухкомнатной квартире. Группу инвалидности не имеет. Ранее работала уборщицей, няней в детском саду, санитаркой. С работой справлялась до получения травмы (ударилась об угол стола). Дальнейших перспектив в работе не имеет.
Связи с трудовым коллективом не поддерживает.
Общение ограничено. Предпочитает общаться только с дочерью.
** Образец написания психологического диагноза. Исследование обнаружило общее незначительное выраженное снижение умственной работоспособности: внимания (сужение объема, переключаемость), памяти, истощаемости психических процессов. В эмоциональной сфере выражены нарушения невротического плана в форме повышенной тревожности, эмоциональной неустойчивости. В личностном плане имеются выраженные нарушения: завышенная самооценка, неадекватный уровень притязаний по значимым сферам деятельности.
По данным психологического исследования, возможности больной оцениваются как близкие к норме, без видимых ограничений во всех видах жизнедеятельности.
Образец написания реабилитационной рекомендации. Может работать и обучаться. Реабилитационный прогноз — положительный.
Источники: psy-diagnoz.com, trudno-deti.ru, www.uspeshnie-mozgi.ru, otvet.mail.ru, studme.org
iskovoe.my1.ru
Образец «Психологическое заключение на ПМПК»
Психологическое заключение
Ф.И.О. ребёнка: ______________________________
Дата рождения: _______________________________
Адрес: _______________________________________
Школа/класс: ________________________________
В ситуации индивидуального обследования девочка спокойна, эмоционально сдержана. Не проявляет интерес к тестовым заданиям, но предложенные задания выполняет до конца. Действует методом проб и ошибок. Допущенные ошибки исправляет после указания на них взрослого. Имеет опрятный внешний вид.
Общий кругозор узок, ограничен рамками усвоенного школьного материала. Знания о ближайшем окружении недостаточны.
Мелкая моторика развита слабо. При выполнении графических заданий девочка испытывает затруднения. При рисовании линии неровные, присутствуют исправления, штриховка неравномерная. При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложности в одновременном действии обеими руками. Ведущая рука правая. Не отмечено нарушений общей моторики.
Характеристика познавательного развития:
Восприятие (зрительное и слуховое) снижено. Испытывает трудности при назывании недорисованных фигур. При составлении разрезных картинок использует метод проб, необходима помощь взрослого. Допускает ошибки при соотнесении предметов по форме, величине. Знает и называет основные цвета, формы. При определении пространственных отношений по отношению к себе и к другому предмету («справа, слева от…») ошибается. Путает пространственные предлоги. Нуждается в обязательном упрощении вопросов и инструкций.
Уровень развития произвольного внимания снижен. Внимание характеризуется средним объёмом, недостатками переключения и распределения. В динамике характеристики внимания снижаются, появляются ошибки, снижается быстрота реакции. Ребёнок медленно врабатывается, испытывает трудности в переработке и удержании инструкции. При выполнении заданий необходима направляющая помощь взрослого.
Объём кратковременной слуховой памяти снижен — 4 слова, скорость запоминания средняя (8 слов после 5-и повторений). Объём отсроченного воспроизведения низкий — 30%. Объём зрительной памяти снижен – 5 предметов. Преобладающая модальность смешанная. При припоминании включает в ряд не предъявляемые элементы.
Наглядно-образное мышление снижено. Развитие словесно-логического мышления ниже возрастной нормы. Анализ и синтез проводит с опорой на наглядность. Обобщает предметы по понятийному признаку, иногда затрудняется подобрать обобщающее слово. При составлении последовательности из 6-х картинок допускает ошибки, затрудняется в установлении причинно-следственных связей, необходима помощь взрослого. Речь бедная, предложения односложные. Рассказ бедный по содержанию, невыразительный. Описание в рассказе недостаточно полное и не всегда связное. Развитие мышления и развитие речевой функции не соответствует возрастной норме.
Воображение — репродуктивное.
Характеристика личностно-эмоционального развития:
Познавательный интерес неустойчивый, зависит от успехов ребёнка, настроения. Отношение к школе положительное, но школа привлекает внеучебной деятельностью (общение и игры со сверстниками). Волевые возможности невысоки, нуждается в руководстве взрослого. Ориентирована на индивидуальную работу с педагогом.
Самооценка высокая, что соответствует возрастной норме.
Темп деятельности средний, работоспособность средняя, зависит от наличия интереса к предмету деятельности.
Девочка спокойная, уравновешенная, в течение дня настроение ровное. Аффективных вспышек и агрессии не наблюдается.
Во взаимодействии со взрослыми и детьми не конфликтна. Коммуникативные навыки недостаточны. К общению стремится, однако контакты с детьми не всегда продуктивны, не умеет договариваться, на замечания детей обижается. Среди сверстников часто занимает позицию ведомого. К педагогам и специалистам относится с доверием, всегда идёт на контакт.
Коррекционно-развивающая работа:
В течение года с ребёнком проводилась работа по коррекции познавательных процессов. Получены положительные результаты. Наблюдается прогресс в развитии внимания, памяти, мышления. Усвоены основные обобщающие понятия, возросла активность на индивидуальных занятиях, расширился предметный словарный запас. Однако уровень познавательного развития ребёнка по-прежнему снижен.
Заключение: Уровень развития основных познавательных процессов снижен. Мелкая моторика рук слабая. Познавательная активность недостаточна. Коммуникативные навыки развиты недостаточно.
Рекомендации: Посещение муниципальной ПМПМК с целью консультации и уточнения образовательного маршрута.
Дата__________________________
Директор______________________
Педагог-психолог_______________
infourok.ru
Заключение психолога образец | Фокусы мамы
В шапке заключения психолога нужно указать полное наименование организации, представителя (психолог) который пишет заключение психолога на ребёнка.
Заключение психолога (пример)
Фамилия имя и дата рождения ребёнка. ( и другие формальные данные заключения детского психолога).
Легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется. Работоспособность сохраняется до конца задания. Общение активное. эмоциональный фон во время обследования уравновешенный. Внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены и разнообразны. Осуществляемая деятельность целенаправлена.
Диалогическая речь многосложна, монологическая речь — развернутая с использованием сложных предложений. Объём словарного запаса соответствует возрастной нормею
Развиты комбинаторные способности ( умеет оперировать образами, соотносит части и целое, осуществляет анализ и синтез воспринимаемых объектов).
Объём слухоречевой и зрительной памяти соответствует возрастной норме. доминирующий вид памяти — зрительная.
Внимание неустойчивое. объём и избирательность внимания снижены. Скорость выполнения заданий на время ниже среднего.
Достаточный уровень обобщения, хотя наблюдается некоторые затруднения при поиске обобщающих понятий. Допускаются случайные, единичные ошибки, которые быстро корректируются самостоятельно и с помощью психолога.
При исследовании эмоционально-личностной сферы были выявлены следующие особенности: высокий уровень личностной тревожности, а также высокие показатели по алекситимии 9сниженная способность к вербализации эмоциональных состояний).
Рекомендации медицинского психолога: коррекционная работа, направленная на снижение уровня тревоги, развитие основных характеристик внимания ( стойкости, продуктивности).
Психолог /подпись
Дата
Читайте с главной
trudno-deti.ru
Заключение 10 (исследование психических процессов и личности
5
Заключение по данным экспериментально — психологического обследования
М., 19 лет от 2004 г.
При проведении психологического обследования испытуемая охотно шла на сотрудничество. Контакт носил свободный неформальный характер и сохраняется таковым до окончания эксперимента. Однако в большей степени она проявляла интерес не к проводимому исследованию и его возможным результатам, а скорее была заинтересована в самом процессе общения, ее привлекала возможность поговорить о себе и своих переживаниях, получить внимание, поддержку и сочувствие. Мотив экспертизы при этом как таковой сформирован не был, так как для него требуется наличие у испытуемого исследовательской мотивации, когда есть заинтересованность в том, чтобы выяснить что-то содержательное о себе, чего в данном случае почти не наблюдалось. Основной вопрос, который интересовал исследуемую был следующим: «Надеюсь, по этим тестам у меня там не полный ужас?». От выполнения заданий и методик исследуемая не отказывалась, выполняла их четко, аккуратно, старательно. Для нее очень важна была сторонняя позитивная оценка, хотя внешне она пыталась демонстрировать безразличие к похвале в свой адрес и постоянно критиковала себя. Желание произвести благоприятное впечатление на экспериментатора являлось ведущей мотивацией испытуемой в процессе психологического обследования.
Фон настроения был неустойчивым в течение всего эксперимента. Отмечалась недостаточность аффективного контроля, невысокий контроль над вербальной и интеллектуальной продукцией. Эмоциональные реакции были средней интенсивности и продолжительности. Движения были немногочисленные, больше скованные, поза чаще статичная, зажатая. Мимика живая, богатая. Речь грамотная, достаточный словарный запас, отмечается частое использование литературных штампов, эпитетов, что является признаком демонстративности и экономии интеллектуальных ресурсом, за счет использования готовых формул («Он казался мне тогда человеком довлатовского типа»).
Испытуемая была общительна, активна в беседе, много и с удовольствием рассказывала о себе, готова была откровенно обсуждать любые даже самые интимные вопросы, которые сама же и задевала, при этом она смущалась, но продолжала рассказывать и прервать ее или направить разговор в другое русло было достаточно трудно. В поведении демонстрировала такие черты, как неуверенность, скромность, застенчивость, инфантильность, хотя в своих суждениях противоречила своему поведению. Выявлялась некоторая противоречивость: то испытуемая утверждала, что она «жутко скованная и закомплексованная», то говорила, что «способна на такие экстравагантные поступки, на какие не каждый осмелится». Эмоциональная поддержка и ободряющая обстановка значительно улучшали продуктивность работы и удовлетворяли актуальную потребность испытуемой.
Темп работы на протяжении всего обследования был высоким. При выполнении целенаправленной деятельности обследуемая практически не утомлялась, эффективность работы на протяжении всего эксперимента оставалась высокой, ухудшения качества работы со временем не происходило. Отмечался высокий уровень трудоспособности.
Целью настоящего обследования явилось получение дополнительных экспериментально — психологических сведений относительно уровня и характера протекания основных психических процессов, исследование эмоционально-поведенческой сферы, а также уточнение особенностей личности для определения актуального психологического статуса обследуемого.
В результате проведенного обследования были получены следующие данные:
Внимание. Время выполнения проб на внимание в пределах возрастной среднестатистической нормы. Исследуемая допустила незначительное количество ошибок. Темп исполнения заданий был высоким. Испытуемая несколько утомлялась при выполнении однообразных заданий, требующих удержания сосредоточенного внимания продолжительное время (корректурная проба, таблицы Шульте и др.). В целом выявлены: средняя устойчивость внимания, средняя концентрация внимания на объектах, хорошая переключаемость, несколько повышенная отвлекаемость, хороший объем внимания (7 информационных единиц при норме 5-7). Кривая, отражающая динамику работоспособности, носила неравномерный, зигзагообразный характер. Т. о. у испытуемой наблюдались легкие нарушения внимания по типу – рассеянность (порхающее внимание) – легкая переключаемость слабо концентрируемого внимания. Такая неустойчивость внимания является признаком эмоциональной лабильности и неустойчивости умственной работоспособности в целом, и отражается в поведении.
Память. Выявлены высокие показатели течения мнестической деятельности. В методике на непосредственное произвольное запоминание испытуемая верно воспроизвела 10 слов ко второму предъявлению (в норме до пяти предъявлений). Продуктивность долговременного припоминания составила 100%. При исследовании процессов опосредованного произвольного запоминания ошибок не допустила. При этом работала в быстром темпе. Эффективность опосредованного запоминания составила 100%. Пиктограммы носили конкретный и индивидуально-символический характер, были достаточно эмоционально насыщены. Механическая и логическая память развиты у испытуемой в равной степени. Мотивационный компонент памяти сохранен.
Мышление. У испытуемой выявлены единичные, негрубые нарушения операциональной стороны мышления по типу искажения уровня обобщения и отвлечения. Иногда в ее суждениях доминировали сугубо личные, индивидуальные представления о предметах и явлениях, отражающие не столько нарушения формальной логики, сколько эгоцентрические тенденции, желание продемонстрировать свою оригинальность, нестандартность мышления. Эти единичные, ошибочные суждения легко подвергались коррекции при подсказке или просьбе подумать. У исследуемой преобладает конкретно – образный тип мышления, абстрактное мышление развито несколько хуже. Целенаправленность мыслительной деятельности и категориальный строй мышления сохранны в полной мере. Личностный компонент мышления сохранен (соскальзываний, резонерства и разноплановости не выявлено).
В целом когнитивные процессы в пределах нормы. Отмечается только некоторая неустойчивость умственной работоспособности, как признак эмоциональной неустойчивости.
У испытуемой диагностируется очень высокий уровень интеллектуального развития (методика Векслера): общий IQ – 132 (очень высокий интеллект), встречается у 2% населения. Невербальный IQ –120 (высокий интеллект). Вербальный IQ – 137 (очень высокий интеллект). Наблюдается несоответствие между отдельными структурными компонентами интеллекта. Вербальный, приобретенный в процессе обучения интеллект или запас общих знаний у испытуемой развит лучше, чем биологический, базовый интеллект. У обследуемой отмечаются: очень высокий уровень эрудиции и общей осведомленности, высокий объем кратковременной памяти, хорошая зрительно-моторная координация, высокая способность к пространственному анализу и синтезу, сохранность всех мыслительных операций. Единственный субтест по которому испытуемая показала неудовлетворительные результаты – это субтест «Расположение картинок». Низкий балл по нему укладывается в среднюю норму, однако, не соответствует высокому интеллекту, поэтому на хорошем общем фоне выглядит как западение и свидетельствует о недостаточно тонком понимании исследуемой причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, недостаточности житейского и эмоционального опыта, недостаточной способности к ориентировке в практических ситуациях. Данный субтест относится к заданиям на социальный интеллект, поэтому низкий балл по нему говорит о невысоком социальном интеллекте испытуемой, и как следствие — о невысокой социальной адаптации. Представляет интерес еще один факт. Субтесты «Повторение чисел», «Кодирование» и «Арифметика» очень чувствительны при диагностике тревожно-депрессивных состояний. Снижение результатов по ним часто является признаком внутреннего беспокойства, тревоги, апатии, мешающих больному сосредоточиться на задании. У данной пациентки балл по этим заданиям очень высокий. Этот момент важен, поскольку субъективно испытуемая оценивает себя, как очень тревожную личность.
Основные жалобы испытуемой, которые она распределила в порядке уменьшения значимости:
Обмороки или приступы с потерей сознания. Их бывает 2 вида:
Первый вид: «Возникает внезапно, спонтанно, независимо от настроения и времени суток. Иногда я могу что-то предчувствовать, какая то внутренняя тревога. Непосредственно перед приступом чувствую дикую панику, колотится сердце, затем падаю, как бревно и ничего не помню, при этом не нахожусь в расслабленном состоянии. Длится такой приступ от 2 до 20 минут. Открываю глаза, прихожу в себя, хочется откашлится. Болят вески. Потом чувствую себя нормально, как ничего и не было».
Второй вид: «Возникает после того, как понервничаю, через 1-2 часа после стресса. Длится такой приступ 3-5 минут. Отключаюсь я при этом не до конца и слышу голоса окружающих, но глаза открыть не могу. Прихожу в себя, начинается истерический плач со всхлипываниями. Что-то мешает в горле и я замечаю, что кто-то отдирает мои руки от горла. Такие приступы могут идти друг за другом. Один прошел, другой начинается и так до 10 раз. Пытаюсь встать, не получается, сильный озноб, а потом дикая слабость и голод».
Депрессивное состояние: «Не хватает сил верить в себя и в то, что все будет хорошо, не могу контролировать эмоции».
Проблемы во взаимоотношениях с родителями.
«Хочу избавиться от навязчивых мыслях о прошлом».
Испытуемая описывает свои жалобы очень красочно, артистично, при этом больше фиксирована на своих переживаниях, нежели на описании физических ощущений, на симптоматике, как таковой не фиксирована, считает себя относительно здоровым человеком.
Считает, что усиление симптоматики у нее происходит без видимых причин или, когда она нервничает, а причину своего болезненного состояния видит в нагромождении трудных жизненных ситуаций, а также вследствие перенапряжения и переутомления на работе.
По методике SCL – 90 у испытуемой обнаружены очень высокие показатели по шкалам «Тревога», «Межличностная сенситивность» и «Депрессивность» (выше, чем у больных неврозами, и даже выше, чем у стационарных психиатрических больных). Незначительно выше нормы здоровых и не доходящие до диапазона невротических больных показатели по шкале «Соматизация». Остальные показатели в пределах нормы. Основные жалобы, которые были диагностированы у испытуемой с помощью симптоматического опросника, выраженные в максимальной степени: подавленное настроение, хандра, ощущение, что будущее безнадежно, мысли о том, чтобы покончить с собой, мысли о смерти, идеи самообвинения, мысли о наказании за совершенные грехи, чувство одиночества, слабость, легко возникающая досада или раздражение, ощущение напряженности и взвинченности, беспокойный, тревожный сон.
По опроснику на депрессию Бэка у исследуемой диагностируется «умеренная депрессия». Испытуемая отмечает наличие у себя практически всех депрессивных жалоб выраженных в легкой или умеренной степени.
Исследование личности.
Анализируя результаты методики MMPI, следует учитывать установку испытуемой на утрированную подачу имеющихся у нее слабостей, жизненных трудностей, болезненных симптомов, которая вызвана потребностью в помощи, стремлением обратить внимание экспериментатора на имеющиеся проблемы. Код профиля личности (4,8,2\5) отражает затруднения социализации, связанные с недостаточной способностью исследуемой воспринимать обычаи, правила и нормы, которыми руководствуются в своем поведении большинство окружающих людей. Выраженные затруднения в межличностной сфере, обусловленные у испытуемой отсутствием способности к интуитивному пониманию окружающих, приводят к нарушению ее социальной адаптации. Возникающие при этом чувство недостаточной связи с окружением и неудовлетворенная потребность в контактах сопровождаются нарастанием тревоги и подавленности, а амбивалентное отношение к окружающим порождает наряду со стремлением к контактам угрюмую недоверчивость. Испытуемая характеризуется неконформным поведением и возможной склонностью к девиантным поступкам, что обусловлено у нее трудностями приспособления к тем или иным условиям, а также неспособностью четко осознавать социальную норму. Такой тип профиля, как у исследуемой характерен для личностей с выраженной тенденцией относиться к окружающим с недоверием, воспринимать их как источник потенциальной опасности или, во всяком случае, как людей чужых. Постоянное ощущение угрозы может толкать их на превентивное нападение, в данном случае, в виде открытой вербальной агрессии. Если такой стереотип поведения сохраняется в зрелые годы, он способствует нарастанию отгороженности и отчужденности и усилению нарушений социальной адаптации. Пациентка чувствует себя непонятой и не включенной в социальную среду. Ее личностный профиль свидетельствует о глубокой дисгармоничности, поскольку отражает парадоксальное сочетание ориентировки на внешнюю оценку, на одобрение окружающих, с одной стороны, со склонностью строить свое поведение, исходя из внутренних критериев – с другой, что ведет к трудностям межличностной коммуникации. Испытуемая эгоцентрична и демонстративна. Достижение целей, которые требуют наряженной и длительной деятельности, для нее затруднительно (обнаруживается недостаточная мотивация к деятельности – неспособность организовывать деятельность в соответствии с устойчивыми целями, интересами).
У испытуемой в ситуации фрустрации повышен удельный вес эгозащитных реакций (реакций направленных на защиту своего уязвимого Я) за счет агрессии ориентированной на партнеров по ситуации, завуалированной под иронией и сарказмом. Исследуемая склонна воспринимать окружающий мир как более враждебный, менее безопасный, чем в среднем. У нее снижена фрустрационная толерантность (стрессоустойчивость) и повышена чувствительность к стрессам. В агрессивности преобладает чистая агрессия, которая практически не перерабатывается в требования к конкретным участникам конфликта и в основном выступает как неконструктивный механизм, не приводящий к компромиссному решению и не способствующий разрешению проблемы. У испытуемой диагностируется значительно превышающий норму уровень экстрапунитивных (внешнеобвинительных и внешненаказательных) реакций. Уровень же интрапунитивных (внутриобвинительных) реакций ниже нормы, т.е. исследуемая не склонна к истинной аутоагрессии, а преувеличенное выражение чувства вины, как правило, быстро проходит. Испытывая сожаление, она отрицает свою ответственность, ссылаясь на смягчающие обстоятельства. Исследуемая не склонна фиксироваться на препятствии или обстоятельствах фрустрации. У нее снижен рейтинг групповой конформности, ее реакции отличаются от группового стандарта и могу быть мало предсказуемы. Можно предположить наличие социальной дезадаптаци. (Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга).
Основные механизмы совладающего поведения, используемые испытуемой в стрессовой ситуации: растерянность (на когнитивном уровне) – неадаптивный копинг-механизм, самообвинение (на эмоциональном уровне) – неадаптивный копинг-механизм и компенсация (на поведенческом уровне) – относительно адаптивный копинг-механизм. (Копинг – опросник Хайме). Испытуемая т.о. не обладает ни одним конструктивным механизмом совладания со стрессом и демонстрирует пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей или временным уходом от них, что подтверждает низкую стрессоустойчивость.
У исследуемой определяется неравномерно заниженная актуальная самооценка, как признак эмоциональной лабильности, высокая неудовлетворенность собой, особенно по шкалам «Характер», «Внешность», «Уверенность в себе», о чем свидетельствует максимальное расхождение между идеальной и актуальной самооценкой в данных сферах. Определяется высокий уровень притязаний, адекватная оценка своих возможностей и ресурсов. (Тест на исследование самооценки Дембо – Рубинштейн).
Основной механизм психологической защиты, диагностированный у испытуемой — регрессия. (Плучек).
Интегративный тест тревожности выявляет высокий уровень личностной тревожности, как базового свойства личности и на этом фоне очень высокий уровень ситуативной тревоги. При этом в структуре, как той, так и другой доминирует фобический компонент, являющийся наиболее специфическим фактором в структуре тревоги – тревожности и отражающий ощущение непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной бесполезности. Это сопровождается выраженным эмоциональным дискомфортом (сниженным эмоциональным фоном, неудовлетворенностью жизненной ситуацией, эмоциональной напряженностью) и астенией (усталостью, вялостью, пассивностью).
По методике Big five у исследуемой диагностируются: выше среднего показатель по шкале экстраверсия, средние личностные ресурсы, низкие готовность к сотрудничеству, и уровень самосознания и организованности и очень низкая эмоциональная стабильность.
Метод незаконченных предложений выявляет выраженную проблемность в сфере межличностных отношений: с близкими родственниками, с противоположным полом, с лицами своего пола.
Основные внутриличностные конфликты:
Испытуемая определяет наличие у себя одного внутриличностного конфликта это конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем реальных достижений.
Основные проблемные сферы:
Страхи и опасения:
Знаю, что глупо, но боюсь сойти с ума.
Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь общения, потому что оно всегда приводит к конфликтам и люди отворачиваются от меня.
Хотелось бы мне перестать бояться перемещений по городу.
Отношение к родителям:
Моя мать и я плохо ладим.
Считаю, что большинство матерей портят жизнь своим детям, устанавливают диктатуру и заставляют их делать то, что они не хотят и никогда не спрашивают своих детей, чего же они хотят на самом деле.
Я люблю свою мать, но не хочу быть на нее похожей и никак не могу найти с ней контакт.
Думаю, что мой отец редко понимал меня.
Отношение к семье:
Моя семья обращается со мной, как с ребенком.
Большинство известных мне семей распадаются.
По сравнению с большинством других семей, в моей нет тепла.
Отношение к половой жизни:
Супружеская жизнь кажется мне тяжкой работой результатом которой является лишь стабильность, в ней не может быть сексуальной гармонии.
Если бы у меня была нормальная половая жизнь, я была бы счастлива.
Моя половая жизнь отсутствует.
Т.о. по итогам всего обследования можно предположить, что мы имеем дело с личностью акцентуированной по смешанному типу с преобладанием демонстративных и в меньшей степени эпилептоидных черт.
studfiles.net