Общая характеристика психолого педагогического исследования: Лекция 2. по учебной дисциплине «Методология и методы психолого-педагогических исследований»

Содержание

1.2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании

В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные — и по своей тематике, и по предметной направленности исследования.

Очень важны психологические исследования. В психологических исследованиях ве­дется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации ме­ханизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивиду­ального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.

Усиливается потребность в социологических исследованиях, чтобы выявить запросы населения, отношение родителей и обще­ственности к тем или иным новшествам, оценки деятельности образовательного учреждения или образовательной системы.

Исследования валеологического и медицинского характера на­правлены на поиски вариантов образования, сохраняющих и ук­репляющих здоровье учащихся и воспитанников.

Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования. Это исследования историко-педагогического, фи-лософско-педагогического, социально-педагогического, психоло­го-педагогического, методического характера.

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления (В. М. Полонский).

Однако практически все прикладные исследования, связан­ные с функционированием и развитием образовательного про­цесса и образовательных учреждений, носят

комплексный пси­холого-педагогический (нередко социально-психолого-педагоги­ческий, медико-педагогический и т. д.) характер. Даже когда речь шла о знаниевой концепции обучения, невозможно было изу­чать образовательный процесс, не исследуя и не развивая вни­мания, памяти, мышления, эмоций, способностей к различным видам деятельности учащихся и воспитанников. Речь всегда шла о воспитании целостной, разносторонней личности, о развитии воли, о формировании убеждений, об учете индивидуальных осо­бенностей. Строить подлинное исследование в образовательной сфере без определения ее психологического содержания было невозможно.

В последнее десятилетие, когда задачи развития личности ста­ли приоритетными, любое продуктивное исследование в образо­вательной области должно быть психолого-педагогическим, рас­крывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентации, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорово­го психического и физического развития.

При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику: в нем идет речь о педагогическом процессе, об обуче­нии и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функци­онируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

И еще один нюанс. Известные (стандартные) психологические подходы, методы и методики могут использоваться для определения позиций, диагностики, интерпретации результатов. Тогда вернее определять

исследование как педагогическое с использованием пси­хологических знаний и методов.

Если же идет поиск личностно ори­ентированных, индивидуализированных или работающих на психо­логию коллектива позиций и подходов, более точных психологиче­ских подходов или методов (например, способов определения твор­ческого потенциала личности и степени ее реализации), то исследо­вание действительно становится психолого-педагогическим.

Виды психолого-педагогических исследований — презентация онлайн

1. Виды психолого-педагогических исследований

Виды психологопедагогических
исследований
Понятие о психолого-педагогическом исследовании
Виды психолого-педагогических исследований (Р. С.Немов)
Экспериментальное исследование
Обзорно-аналитическое
исследование
Обзорно-критическое
исследование
Теоретическое исследование
Эмпирическое описательное
исследование
Эмпирическое объяснительное
исследование
Методическое
исследование

3. Понятие о психолого-педагогическом исследовании

Психологические
исследования
направлены на поиск
наиболее эффективных
механизмов, условий и
факторов психического
развития личности
Педагогическое
исследование направленно на получение
знаний о закономерностях,
структуре обучения и
воспитания, теории и
истории педагогики,
методике организации
учебно-воспитательной
работы
Практически почти каждый этап
подготовки,
организации
и
проведения
экспериментального
исследования может выступать и
как
вполне
самостоятельное,
независимое исследование. В этой
связи выделяют еще шесть видов
психолого-педагогических
исследований.

5. Виды психолого-педагогических исследований

Экспериментальное
исследование
Обзорноаналитическое
исследование
Обзорнокритическое
Эмпирическое
объяснительное
исследование
Виды
психологопедагогических
исследований
Методическое
исследование
Эмпирическое
описательное
исследование
Теоретическое
исследование

6. Обзорно-аналитическое исследование

предполагает подбор и изучение
литературы по теме с последующим
систематическим изложением и анализом
проработанного материала,
рассчитано на то, чтобы в полном объеме
представить и критически оценить
исследования, посвященные избранной
теме.

7. Основная задача обзорно-аналитического исследования

Основная задача обзорноаналитического исследования
• Основная задача состоит в том, чтобы
по имеющимся литературным
данным определить общее состояние
дел, выделить вопросы, на которые
ответы уже найдены, а также
вопросы, на которые еще предстоит
найти ответы.

8. Виды представления результатов обзорно-аналитического исследования

Виды представления результатов обзорноаналитического исследования
Информационный материал, накопленный в
результате изучения литературы, представляется
в виде научного реферата, где кроме обзора
проведенных исследований и краткого
изложения их результатов содержится
обстоятельный анализ имеющихся данных.
Если подобного рода исследование выполняется
не как самостоятельное, а как часть более
сложного исследования, например как начальный
этап планируемого эксперимента, то письменный
текст, полученный в его результате, может стать
отдельной главой в экспериментальной работе

9. Основные требования предъявляемые к обзорно-аналитическому исследованию:

а) соотнесенность содержания анализируемой
литературы с избранной темой;
б) значительность списка анализируемой
литературы;
в) глубина проработки литературных
источников;
г) систематизация
изложения;
д) грамотность оформления

10. Обзорно-критическое исследование

Обзорно-аналитическое исследование
может носить критический характер и
называться обзорно-критическим. В
этом случае, кроме обязательной
обзорно-аналитической части, в нем
должны быть представлены подробная
и аргументированная критика того,
что уже сделано по проблеме, и
соответствующие выводы.

11. Обзорно-критическое исследование

Критический анализ содержит размышления
автора реферата по поводу того, что
описывается в нем, в том числе идеи,
касающиеся возможного решения
поставленной проблемы.
Размышлениями может перемежаться текст
реферата или они могут быть выделены в
отдельный его раздел, являющийся
переходным между аналитической и
критической частями работы.

12. Теоретическое исследование

Теоретическим называется
исследование, в котором кроме обзора
и критического анализа литературы
имеются собственные теоретические
предложения автора, направленные на
решение поставленной проблемы.
Это авторский вклад в теорию
решаемой проблемы, новое ее
видение, оригинальная точка зрения.

14. Эмпирическое исследование

Эмпирическое исследование — исследование, в основе
которого лежит эмпирический сбор фактических данных.
В основу эмпирического исследования положены не
литературные данные, а реальные факты, добытые
эмпирическим путем. Такое исследование обычно
проводится с использованием эмпирических методов
сбора и анализа фактического материала.

15. Отличие эмпирического исследования от экспериментального

эмпирическое исследование не
предполагает создания искусственной,
экспериментальной ситуации для
выявления и сбора необходимых
фактов.
В исследовании подобного типа
ученый собирает факты методами
наблюдения, фиксации, описания и
анализа без вмешательства и
искусственного вызывания явлений.
Эмпирическое исследование
Описательное
Опытным путем
добываются и
описываются новые
факты, касающиеся
малоизученных
объектов или
явлений.
Объяснительное
Включает в себя не
только сбор и анализ, но
и объяснение
полученных фактов,
выяснение причин и х
зависимостей между
фактами, при котором
неизвестное объясняется
через известное.

17. Методическое исследование

основная его цель заключается в том,
чтобы разработать, обосновать и
проверить на практике по критериям
валидности, надежности, точности и
однозначности некоторую новую
психодиагностическую методику или
создать методику, формирующую
некоторое психологическое качество.
Если создаваемая методика тестового типа, то для
нее :
устанавливаются тестовые нормы,
точно описываются и выверяются процедура,
правила проведения, способы анализа и
интерпретации получаемых данных.
Если же создаваемая методика формирующего
типа, то:
должно быть представлено ее развернутое
теоретическое обоснование,
дано подробное описание того, что и как с
помощью этой методики формируется,
указано, где, как и когда на практике эту методику
можно применять

19. Экспериментальное исследование

Эксперимент — это особый вид
исследования, направленного на
проверку научных и прикладных гипотез
— предположений вероятностного
характера, требующих строгой логики
доказательства, опирающегося на
достоверные факты, установленные в
эмпирических исследованиях.

20. Экспериментальное исследование

В эксперименте всегда создается
некоторая искусственная, или
экспериментальная, ситуация
выделяются причины изучаемых
явлений,
контролируются и оцениваются
следствия действия этих причин,
выясняются статистические связи
между исследуемым и другими
явлениями.

21. Установите соответствие между видом исследования и его характеристикой

Эксперементаль
ное
— предполагает подбор и изучение литературы по теме с последующим
систематическим изложением и анализом проработанного материала
Обзорноаналитическое
— кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должны
быть представлены подробная и аргументированная критика того, что
уже сделано по проблеме
Обзорнокритическое
— всегда создается некоторая искусственная, или экспериментальная,
ситуация
Теоретическое
— опытным путем добываются и описываются некоторые новые факты,
касающиеся малоизученных объектов или явлений.
Методическое
— кроме обзора и критического анализа литературы имеются
собственные теоретические предложения автора
Эмпирическое
описательное
— цель заключается в том, чтобы разработать, обосновать и проверить
на практике по критериям валидности, надежности, точности и
однозначности некоторую новую психодиагностическую методику
Эмпирическое
объяснительное
— включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных
фактов

22. Психологические аспекты научно-исследовательской деятельности

1.
2.
3.
4.
Этапы научно-исследовательской деятельности
(НИД)
Варианты осуществления НИД
Принципы креативного подхода к решению
творческих задач
Способы решения творческих задач

23. Научно-исследовательская деятельность – особый вид познавательной деятельности, характеризующийся специфической мотиваций субъекта и о

Научно-исследовательская деятельность –
особый вид познавательной деятельности,
характеризующийся специфической
мотиваций субъекта и особой структурой

24. Этапы осуществления научно-исследовательской деятельности

Этапы осуществления научноисследовательской деятельности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Осознание наличия проблемы в какой-либо области
Формулировка (обоснование) проблемы
Постановка общей цели НИД (с определением предмета
и объекта исследования)
Выдвижение гипотез исследования
Определение методологии и технологии проверки
гипотез
Проверка гипотез (реализация исследования)
Анализ и интерпретация полученных результатов

25. Осознание наличия проблемы обусловлено двумя факторами:

наличием достаточно широкой базы
знаний, которая позволяет увидеть
проблему и понять, что это
действительно проблема (осознание
нерешенной задачи)
Наличие у субъекта мотивации на
такое осознание (размышление о
проблеме)

26. Формулировка (обоснование проблемы)

Формулировка (обычно) в форме вопроса, обоснование
– в форме утверждения
Если обоснование выступает в качестве «пролога» к
формулировке, то это — постановка проблемы
исследования
В обосновании (на основе предшествующего анализа)
утверждается
о неразработанности вопроса, отсутствии теоретических
или практических данных по нему,
обосновывается актуальность получения этих данных
В итоге формулируется вопрос (вопросы), который
требует решения и является сутью проблемы

27. Вопрос, на который надо найти ответ, может указывать на:

Причины явления
(Какими факторами обусловлено появление асоциального
поведения подростков?)
Условия существования явления
(Как должна строиться система обучения, ориентированная на
личностный рост студентов?)
Связи между явлениями
(Какова взаимозависимость между уровнем интеллекта и
уровнем тревожности личности?)
Сам факт существования какого-либо объекта или его
свойства
(Существует ли реально телепатия?)

28. Формулировка проблемы отражает разный уровень ее возможного решения:

Общетеоретический
(Обладают ли животные высшими чувствами?)
Частно-теоретический
(Присуща ли младшим школьникам с ЗПР
самостоятельность мышления?)
Прикладной
(Каковы условия преодоления заикания у
дошкольников?)

29. Прежде, чем формулировать проблему надо точно определить суть употребляемых понятий: в случае множественного толкования определить свою

Прежде, чем формулировать проблему надо
точно определить суть употребляемых
понятий: в случае множественного толкования
определить свою точку зрения на это понятие
(или принять чью-либо)

30. Постановка цели научно-исследовательской деятельности

Постановка цели научноисследовательской деятельности
Цель формулируется как проблема, которую надо
изучить
В цели должны быть отражены те характеристики,
которые определяют проблему (причины, связи,
отношения, условия)
N:
цель исследования: выявить ведущие факторы,
влияющие на появление асоциального поведения
подростков
в цели в сконцентрированном виде звучат (или
подразумеваются) объект и предмет исследования
Объект – научная область (научное поле), в рамках
которой изучается конкретное явление – предмет
исследования
N: Цель исследования: выявить ведущие факторы,
влияющие на появление асоциального поведения
подростков
Объект исследования: поведение детей
подросткового возраста
Предмет исследования: ведущие факторы,
влияющие на появление у подростков
асоциального поведения
Объект исследования всегда шире, чем
предмет
Предмет всегда конкретнее и точнее, чем
объект
Цель – это обобщенная
сконцентрированная задача исследования,
содержащая в себе главную проблему,
указывающая на область (объект) и
предмет исследования

33. Выдвижение гипотез

Для изучения выбранного предмета необходимо
определить наиболее вероятностный ответ на
проблемный вопрос
Он формулируется в виде предположения
(предположений) и называется гипотезой
Это предположение требует проверки
Проверка гипотез составляет основное
содержание НИД

34. Требования к формулировке гипотез

Корректность формулировки, определяемая ее (гипотезы)
проверяемостью (конкретным указанием на то, что
проверяется)
А
Фактором,
определяющим
асоциальное
поведение
подростков являются
специфические
отношения со
взрослыми
Б
Отвержение
подростка со
стороны родителей
выступает
фактором
формирования
асоциального
поведения

35. Гипотеза должна отражать вектор изучения и не содержать двойственных формулировок

Б
Отвержение
подростка со
стороны родителей
выступает
фактором
формирования
асоциального
поведения
В Важным фактором
формирования
агрессивного поведения
подростков чаще всего
является отвержение
его со стороны
родителей
В гипотезе не используются выражения
предположительного типа:
возможно, что….
или…. или…..
скорее всего……

37. Определение методологии и технологии проверки гипотез

Методология характеризует систему взглядов
исследователя на процесс изучения предмета
исследования
Опирается на определенные теоретические
подходы, накопленные наукой ранее
Базируется на тех принципиальных научных
положениях (подходах, теориях, исследованиях,
фактах), которые помогают исследователю
определить способы изучения выбранного
предмета и проверки гипотез

38. Выбор методов исследования

Аналитические
методы
Эмпирические
методы
Сравнительные
методы
Методы
обработки
данных
Близнецовый
метод
Методы
количественной
обработки
Кросскультурный
метод
Методы
качественной
обработки
Сравнение
нормы и
патологии
Методы
статистической
обработки
Наблюдение
Анализ
теоретических
источников
Анализ
эмпирических
данных
Эксперимент
Беседа
Анкетирование
Тестирование
Социометрия
Анализ
биографических
данных
Изучение
продуктов
деятельности

39. Проверка гипотез

Этап реального осуществления намеченного плана
исследования
Ход исследования может корректироваться в
зависимости от промежуточных результатов
Могут корректироваться выбранные методы
Может появиться новая (дополнительная) гипотеза
или быть скорректирована старая
Таким образом: способы могут меняться, цель – нет.

40. Анализ и интерпретация результатов

Может осуществляться различными способами , основными из
которых являются следующие:
Качественный
анализ
Описание изучаемого
явления с помощью
качественных
характеристик,
свойств, признаков,
выявленных в ходе
исследования
N:
описание
особенностей,
характеристик
асоциального
поведения
отвергаемых
подростков
Количественный
анализ
Наличие процентноколичественного
соотношения
характеристик
изучаемого предмета с
аналогичными
параметрами
контрольного предмета
N: % подростков,
показавших асоциальное
поведение в
отвергаемых семьях и в
семьях, где нет
отвержения
Статистический
анализ
Применяются
специальные
математические
методы для
определения
значимости
полученных
результатов,
погрешности при
вычислениях,
наличия связи межу
изучаемыми
явлениями и т. д.

41. Варианты осуществления научно-исследовательской деятельности

Нисходящий
1. Анализ теоретических исследований
Восходящий
6. Анализ исследований по проблеме с
вычленением данных для
теоретического оформления
эмпирического исследования
5. Обработка и интерпретация
результатов
3. Формулировка цели, предмета,
объекта, гипотез
4. Проведение эксперимента
4. Определение методологии и выбор
методов исследования
2. Вычленение, обоснование и
формулировка проблемы
3. Определение методологии и выбор
методов исследования
5. Проведение эксперимента
2. Формулировка цели, предмета,
объекта, гипотез
6. Обработка и интерпретация
результатов
1.Осознание проблемы как значимой в
практической области

Понятие и особенности статистических методов психолого-педагогического исследования

Тема включает в себя рассмотрение следующих вопросов:

  • Понятие статистических методов педагогического исследования.
  • Особенности статистических методов в педагогике.

Понятие статистических методов

В педагогике, кроме теоретических и эмпирических методов исследований, также часто используются методы статической обработки полученных результатов. Информационная база имеет большое количество материала, характеризуется его сложностью, конкретными связями между отдельными элементами. Благодаря статистическим методам возможно сформировать полную и конкретную картину используемых педагогических процессов и явлений.

Выделяют такие виды математических и статистических методов в педагогике:

  • Номинальные переменные, к которым относят пол, анкетные данные и т.д. Над такими данными нельзя проводить арифметические процессы, так как у них довольно специфический характер. Обычно их делят на классы по отличительным особенностям
  • Данные с количественной или порядковой шкалой измерения. Также называются ординарными переменными. При анализе такого вида делят данные на подвыборки, также используются ранговые технологии. Иногда применяют параметрический метод.
  • Количественные переменные. Они показывают уровень выраженности измеряемого показателя, к которому относят успеваемость и разные оценочные исследования. При работе с данным видом используют все традиционные типы анализа.
Замечание 1

Разнообразие переменных видов требует применения большого количества используемых математических и статистических методов исследования.

Для организации какого-либо исследования с измерением любых показателей необходимо конкретное соотношение и сравнение измеряемого с измерителем. Измеритель является образцом, эталоном. После проведения соотношения оценивается результат измерения.

Для технической сферы в роли измерителя используют материальные образцы. Для общественных измерений, к которым относят психолого-педагогические, измерители могут быть эталонными. Чтобы понять сформировалось ли у ребёнка определённое умственное действие или нет следует соотнести действительное с необходимым. По этой причине, присутствует некая сложность, потому что в голове у исследователя должен постоянно быть идеальный образец этого необходимого.

Не все педагогические явления можно измерить и обработать статистическими методами. Некоторые из педагогических явления не имеют нужного образца, в соответствии с которым производится статистическое измерение.

Слишком сложно?

Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу

Опиши задание

Характеристика статистических методов в педагогике

На сегодня все методы психолого-педагогического исследования разделяют на две большие группы:

  • Объективные материальные действия. К ним относят явления, которые формируются независимо от человеческого сознания.
  • Субъективные нематериальные действия. К ним относят явления, которые характерны конкретному человеку.

Также к первой группе относят разные химические и биологические процессы, перемещения, звуки и действия, которые происходят благодаря человеку.

Ко второй группе относятся чувства, восприятия, представления, фантазия, мышление, эмоции, влечения, стремления, мотивацию, знания, умения и способности.

Показатели объективных материальных действий способны постоянно измеряться и подвергаться статистической обработке. Используя метод физических операций, их возможно соотнести с любой настоящей величиной, которая является образцом, мерой подходящей особенности или признаком.

Показатели субъективных нематериальных действий измерению не поддаются, так как для них не существует материальных идеалов и образцов. Применяются только примерные методы оценки явлений – любые возможные косвенные показатели.

Сущность косвенных признаков – действие, которое измеряется или его показатель связывают с конкретными материальными качествами, а их значение считается показателем всех нематериальных явлений. Например, эффективность недавно сформированного метода или технологии обучения оценивают уровнем успеваемости учеников, или качество деятельности ученика оценивают количеством допущенных ошибок. Уровень сложности материала, который изучается оценивается численностью потраченного на него времени. Формирование психических и моральных характеристик оценивается количеством действий.

Исследователи настоящего времени интересуются различными методами количественного анализа данных, которые всплывают во время психолого-педагогической деятельности. Важным при этом считается этап обработки данных результатов, точнее их качественный и всесторонний анализ. Статистические методы предоставляют возможность сделать правильные выводы проведённого исследования и найти преимущества конкретного метода. Также помогут показать общую тенденцию, найти доказательства, что научное предположение, которое проверяется, оправдалось или стало неудачным.

Правильный анализ поможет проверить, как прошло определённое действие в педагогике или явление, которое ему благоприятствовало. Сможет обозначить, какие были условия проведения такого исследования и его влияние на сам процесс и результаты. Поможет дать ответ на вопрос, возможно или невозможно использовать такую методику в дальнейшем.

На этом этапе стоит правильно провести анализ таких факторов:

  • Проанализировать обстоятельства, которые пробудили конкретных людей ответить неправильно.
  • Найти допущенные ошибки для дальнейшего акцентирования обучения на определённом материале.
Вывод

При применении статистических методов анализа собранных данных возможно правильно оценить результаты исследования и сформировать большую основу для последующих теоретических обобщений. В результате, такие методы предоставляют ряд числовых данных, на основе которых возможно произвести мониторинг роста интересующего процесса. Такие данные предоставляют возможность соотнести разные числовые показатели, которые были получены во время исследований, и сделать сообразные педагогические выводы, рекомендации.

Не стоит забывать, что статистические методы в педагогике используются только для количественной оценки характеристик и явлений. Из-за недостаточного изучения и специфических явлений в педагогике, сложно определить статистические законы распределения по отношению к ним. Стоит с большой осторожностью применять статистическую обработку в психолого-педагогическом исследовании, и учитывать все особенности учебного и воспитательного процесса.

Психолого-педагогическое исследование

Исследованием в сфере педагогики понимается процесс и итог научной работы, направленной на получение знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Педагогический процесс по своей сущности сложен и многогранен, в связи с чем разнообразны и проводимые внутри него исследования.

Усиливается необходимость в социологических исследованиях, которые необходимы выявить запросы населения, отношение к каким-либо новшествам, оценке работы образовательного учреждения.

Исследования медицинского характера ориентированы на поиски различных форм образования с учетом здоровьесбережения учащихся.

В многофункциональных педагогических исследованиях можно обозначить также историческое, философское, социальное и методическое направления. Однако почти все прикладные исследования, связанные с развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, носят групповой психолого-педагогический характер. То есть, когда рассматриваются аспекты когнитивной деятельности учащихся, невозможно отказаться от изучения их психологических процессов, сопутствующих этой деятельности (внимание, память, мышление, чувства, способности к разным видам работы).Постоянно следует вести речь о воспитании целостной, многоплановой личности, о развитии воли, формировании института.

. убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития.При этом педагогическое исследование и сохраняет свою специфику, поскольку в центре всегда находится именно педагогический процесс, обучение и воспитание, учитель и учащиеся.

Рабочие понятия исследования

Исследование динамично, в нем непрерывно протекают аспекты научной жизнедеятельности. Они, в свою очередь, обеспечиваются установленными знаниями, приемами воздействия и ценностными ориентирами. Само исследование в частности трудоемким составным одного целого, и полного понимания этого ряда основных определений и терминов.

В психолого-педагогическом исследовании, как и влюбом другом, заложены базовые рабочие понятия, без понимания которых сам исследовательский процесс будет затруднителен.

Как правило, среди ключевых понятий обозначает:

  • тема
  • проблема
  • цель
  • гипотеза
  • объект
  • предмет
  • задачи
  • методы
  • средства
  • результатов.

На этом строится вся дальнейшая работа.В ее ходе исследования может менять направление, корректировать некоторые аспекты с учетом новых открывшихся деталей, но сами устанавливаются и корректируются практически до конца работы.

  1. Тема исследования задается профессиональной работой психолого-педагогического направления.
  2. Проблема представляет собой некое противоречие между тем, что станет известно в дальнейшем. Исследователь обознчает научную проблему, погружается в ее предметную область и ищет пути ее разрешения.
  3. Цель — это преодоление актуального противоречия и тем самым, оптимизация взятого фрагмента в субъективной картине мира. Для каждого конкретного исследования цель специализируется. Это может быть, например, какое-либо открытие, сделанное в ходе исследования, диагноз существующего положения, мониторинг на базе этого диагноза или исследование подходящей технологии.
  4. В гипотезе конкретизируют возможные итоги исследования.Чем больше начальное знание, тем более специфичными и более точными могут быть выдвигаемые гипотезы.
  5. Объектами образования могут становиться самые разные детали структуры и функционирования образовательного учреждения и осуществляемого в его стенах учебно-воспитательного процесса до взаимодействия между участниками этого процесса.
  6. Предмет исследования отражает конкретную форму, через объект исследования предстаёт перед познающим его исследователем. Непосредственно с предметом исследователь имеет дело, предметом он оперирует и по нему судит о своём объекте.
  7. Задачи детализируют поставленную в исследовании цель и способствовать ее реализации. Общие задачи научного исследования конкретизируются с акцентом на содержании или на форме.
  8. Методы — это приемы действий для решения поставленных задач. Их специфика обусловлена ​​вовлечённостью исследователя в выбранную предметную область и его ситуативной активностью. На каждом отдельном этапе методы исследования могут быть различными.
  9. Средства расширяют возможности в его признании с миром. Они специфичны и приурочены к этапам исследования. Так, при получении средств информации оказываются разные её информаторы и техническое обеспечение. Методика также является особым средством исследования. В настоящее время разработано огромное количество различных методик для психолого-педагогических исследований.
  10. Результаты — это то, к чему получилось придти в определенных условиях, двигаясь к цели, решая поставленные задачи и используя определенные методы и средства. Они, как правило, выступают в форме обобщения, заданной начальными данными, и закладываются в научный отчет.

Рабочие понятия становятся теоретико-методологической службой исследования. В них конкретизируется познавательная обстановка до практического вмешательства в исследователя. Конизация и специализация рабочих понятий зависит от вовлечённости конкретного исследователя в выбранную тему.

Методология и методы психолого-педагогических исследований

1.Методология и методы психолого-педагогических исследований

Баранов Александр Аркадьевич.
доктор психологических наук, профессор
(Удмуртский государственный университет, г.Ижевск)

2. Основные положения по лекционно-практическому курсу «Методология и методы психолого-педагогических исследований»

Основные положения (вопросы) по лекционнопрактическому курсу «Методология и методы
психолого-педагогических исследований »
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
2. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ (научный аппарат и
основное содержание работы).
3. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
4. ИСТОЛКОВАНИЕ, АПРОБАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

3. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методология — система принципов и способов,
построения теоретической и практической деятельности.
Методология науки изучает принципы и методы (методы), с
с помощью которых в науке приобретается новое знание (от
гипотезы и исходной теоретической модели к эмпирической
проверке ее истинности).
Термин методология — слово, состоящее из следующего
трех частей, ведущее происхождение из греческого: метас
(вдоль, через), дос (путь). Третья часть — логос, (от греч.
logos) весьма многозначно и означает понятие, слово, мысль,
разум, учение.
В итоге перевод: методология — учение о движении по
правильному пути.

4. Уровни методологии научного исследования

Научно-методический уровень
выбор методов исследования, соответствующей теоретической
концепции
Логико-гносеологический уровень
определение объекта и предмета исследования, научного
аппарата, выявление тенденций и зависимостей, взаимосвязь
с другими областями исследования
Научно-содержательный уровень
закономерностей и принципов изучаемой социальной сферы
деятельность, использование точных категорий,
Мировоззренческий уровень
учет факторов формирования и развития общества и личности,
положения о значении системообразования в развитии общества, об
активной творческой деятельности человека
Гносеологический уровень
опора на всеобщие законы развития общества, природы и человеческой
мышления, учение о развитии, основные категории

5.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Основные методологические принципы

единства теории и практики
всесторонности
системности
единства и противоположностей
количественных изменений в качественные
отрицания отрицания
детерминизма
единства внешнего воздействияий и внутренних условий
активная деятельность личности
развития

6. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовательские подходы
Исследовательский подход как некоторый исходный
принцип, исходная позиция, положение или убеждение:
— целостный подход,
— комплексный подход,
— функциональный подход,
-системный подход,
— личностный подход,
— деятельностный подход
— личностно-деятельный подход
— и т.д.

7. 2. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ (научный аппарат и основное содержание работы)

Выбор темы исследования предваряет
ЗАМЫСЕЛ
(как правило письменно не оформляется, но постоянно держится «в
голова »: в каком направлении хочет двигаться исследователь,
какое новое научное знание он хочет получить)

8.2. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ (научный аппарат и основное содержание работы)

АКТУАЛЬНОСТЬ
ИССЛЕДОВАНИЯ
(показывается, какие задачи стоят перед практикой,
перед наукой в ​​аспекте избранного направления в
конкретные социально-экономические условия; что
по крупному счету (в самом общем конспективном
изложении) сделано предшественниками, и что
осталось нераскрытым, что предстоит сделать).

9. 2. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ (научный аппарат и основное содержание работы)

В НАУКЕ
ПРОТИВОРЕЧИЕ
(несогласованность, несоответствие между какимиилибо противоположностями)
В ПРАКТИКЕ

10.2. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ (научный аппарат и содержание работы)

ПРОБЛЕМА
ИССЛЕДОВАНИЯ
(«Знание о незнании» — объективно развивающий в ходе
развития познания вопрос, решение которого
представляет существенный практический или
теоретический интерес)

11. Научный аппарат исследования

Объект
исследования
Предмет
исследования
Задачи
исследования
База опытноэкспериментальной
работы
Положения,
выносимые
на защиту
Методология
исследования
Цель
исследования
Гипотеза
исследования
Новизна
исследования
Методы
Исследования

12.Объект исследования

Под объектом в философии понимают часть объективной реальности,
которая находится на том или ином этапе становления теоретической
и практической деятельности человека как социального субъекта.
Объектом конкретной научно-исследовательской работы являются факты
и явления области теоретической и практической
деятельности человека.
Объектом педагогического исследования является в общем виде
учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс
Объектом исследования по психологическим наукам является человек
как социально-психофизиологическая система

13.Предмет диссертационного исследования

Предмет исследования — важнейший элемент объекта, который находится в
непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и
может быть однозначно понятно лишь при сопоставлении с другими сторонами
объекта »(Бабанский Ю.К. Избранные произведения, -М., 1989.-С.439.).
Объект исследования
Предмет
исследования
Предметом исследования по психолого-педагогическому знанию могут быть,
например, свойства личности, познавательные процессы, социальный статус,
взаимосвязи и взаимовлияния психических состояний и состояний, средства
развитие, технологии формирования, способы и условия становления и коррекции,
и другие составляющие объекта познания.

14. Цель научного исследования- конечный результат, который соискатель стремится достичь в своей работе.

Это может быть изменение, определение, описание предмета исследования,
выявление условий, путей, направленного его изменения и развития
Объект исследования
Предмет
исследования
Например, целью исследования по психолого-педагогическим наукам
может быть: разработ (сконструировать) теоретические основы
(модель) профессиональной культуры психолога, или (и) выявить пути ее
(культуры) становления и совершенствования.

15. Основные способы формулирования и решения задач
Основные способы формулирования и решения задач, которые позволяют достичь цели исследования. научного исследования:
А) Изучение предмета по условно разделенным частям, исследование которых в
своей совокупности позволяют познать предмет в общую достижение цели
диссертация:
Задачи
Предмет исследования
Цель
достигнута
Б) Поэтапное изучение предмета исследования, когда решение каждой
решение задачи, невозможно без успешного решения предыдущей:
Задачи
Предмет исследования
Цель достигнута

16. Виды гипотез

Описательные
Объяснительные
Прогностические
Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для
объяснения каких-либо явлений; вообще — предположение,
требующее подтверждения »(Ожегов С. Словарь русского
языка.-М., 1988.-С.134.).

17. Особенности объяснительной гипотезы

В объяснительной гипотезе дается пояснение следствий из
определенные причины, а также характеризуются условия, при которых эти
следствия обязательно будут реализованы.Объяснительная гипотеза строится
на предположении: если сделать то-то, то такое-то изменение произойдут в
изучаемом объекте.
Например: «Если в процессе обучения деловому общению на этапах
» усвоения стереотипизированного материала использовать компьютеры,
то можно быстрее и успешнее обучать должностных лиц построения
соответствующему текстов, подключить студентов к овладению
творческими моментами речевой деятельности и тем самым обеспечить
готовность к реальной коммуникации, повысить культуру речи
студентов. »

18. Особенности описательной гипотезы

Описательная гипотеза предполагает описание причин и агентов
следствий изучаемых явлений, например: «Эффективность
совершенствования социально-значимых умений речевого общения
преподавателей психологии нижнего уровня, если
в ее основе будет находиться модель учебного процесса,
основывающегося на учете взаимосвязи типовых ситуаций
педагогического и профессионального общения, социальных значимых
умений и комплекса упражнений ».
Таким образом описательная гипотеза может определяться по схеме:
эффективность совершенствования того или иного вида деятельности
может быть повышена, если будет сделано то-то и то-то.

19. Особенности прогностической гипотезы

Прогностическая гипотеза, как считают специалисты
«Делает допущения о возможном позитивном
развитие процесса или явлений, о трудностях и
Это опасения, которые могут быть на практике
при реализации ведущих идей исследования »(Кочетов
А. И. Культура педагогического исследования, Минск,
1996.-С.62.).

20. Методы исследования

Теоретические
историографический,
анализ литературных
источники
сравнительносопоставительный,
моделирование
типологизация
индукция
дедукция
Комплексное
применение
методы
Эмпирические
наблюдение (прямое,
косвенное,
включенное)
констатирующий и
формирующий
эксперименты,
рефлепрактика;
тестирование,
метод экспертных
оценок,
обобщение
независимых
характеристики,
анализ результатов
деятельности,
изучение и
обобщение
практического опыта и
др.
Методы обработки
данных
Количественные
(статистические)
Качественные
(дифференциация
по группам и блокам)
Лонгитюдное
применение
методов
Всем большое СПАСИБО!

Рабочая программа | Система проектирования учебных курсов и рейтинга студентов СурГПУ

1 Современные тенденции развития системы образования РФ Семинар Умение определять основные тенденции развития современной системы образования в РФ Применение
умение обосновывать актуальные направления организации научного исследования в соотвествии с изменениями в системе образования Применение
2 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение Знание развития отечественной системы образования. Воспроизведение
3 Современные тенденции развития системы образования РФ Самостоятельное изучение знание основного направления реформирования современной системы образования Воспроизведение
4 Методологические подходы к организации педагогических исследований Семинар Сформированность знаний об основных положениях методологии педагогики, функции и уровнях методологии, методологических подходах, источников методологического обеспечения Воспроизведение
знание структуры методологии педагогики Воспроизведение
умение обосновывать характерные черты различных видов научных исследований Применение
5 Методологические подходы к организации педагогических исследований Самостоятельное изучение знание источников методологического обеспечения в научном исследовании Воспроизведение
знание основных понятий методологии педагогики Воспроизведение
6 Теоретические методы исследования Семинар Сформированность умений выбора научных методов из этапов организации психолого-педагогического исследования Применение
7 Теоретические методы исследования Самостоятельное изучение Сформированность о теоретических и эмпирических методах исследования Воспроизведение
8 Эмпирические методы исследования Семинар умение разрабатывать содержание эмпирических методов психолго-педагогического исследования Применение
9 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение знание основных характеристик эмпирических методов исследования Воспроизведение
10 Эмпирические методы исследования Самостоятельное изучение владение схемой обоснованного выбора методов эмпирического исследования Применение
11 Методология психолого-педагогического исследования Семинар Умение выбирать методы исследования в соответствии с проблемой, проектировать программу исследования на основе выбора методов исследования Применение
12 Методология психолого-педагогического исследования Самостоятельное изучение Знание специфики научного текста, умение рецензировать научный текст Узнавание
13 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Семинар знание основных требований, предъявляемых к научному стилю из результатов психолого-педагогического исследования Воспроизведение
14 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Самостоятельное изучение умение разрабатывать содержание научной статьи в соответствии с требованиями к научному изложению результатов исследования Творчество
15 Подготовка и публикация научной статьи по психолого-педагогической проблематике Индивидуальная работа умение разрабатывать содержание научной статьи в соответствии с требованиями к научному изложению результатов исследования Творчество

Понятие и особенности статистических методов психолого-педагогического исследования

Тема включает в себя следующие вопросы:

  • Понятие статистических методов педагогического исследования.
  • Особенности статистических методов в педагогике.

Понятие статистических методов

В педагогике, кроме теоретических и эмпирических методов исследований, также часто используются методы статической обработки результатов результатов. Информационная база имеет большое количество материалов, конкретными связями между отдельными элементами. Благодаря статистическим методам возможно сформировать полную и конкретную картину используемых педагогических процессов и явлений.

Выделяют такие виды математических и статистических методов в педагогике:

  • Номинальные переменные, к которым относят пол, анкетные данные и т.д. Над такими данными нельзя проводить арифметические процессы, как у них специфический характер. Обычно делят на классы по отличительным их особенностям
  • Данные с количественной или порядковой шкалой измерения. Также называются ординарными переменными. При анализе такого вида делят данные на подвыборки, также используются ранговые технологии. Иногда применяют параметрический метод.
  • Количественные переменные. Они показывают уровень выраженности измеряемого показателя, к оцененной относят успеваемость и разные исследования. При работе с данным видом используют все типы анализа.
Замечание 1

Разнообразие видов требует применения большого количества используемых математических и статистических методов исследования.

Для организации какого-либо исследования с измерением показателей необходимо конкретное соотношение и сравнение любого измеряемого с измерителем.Измеритель является образцом, эталоном. После проведения соотношения оценивается результат измерения.

Для технической сферы в роли измерителя используют материальные образцы. Для общественных измерений, к которым относят психолого-педагогические, измерители могут быть эталонными. Чтобы понять сформировалось ли у ребёнка определенное умственное действие. По этой причине присутствует некая сложность в голове у исследователя постоянно быть идеальным образцом этого необходимого.

Не все педагогические явления можно измерить и обработать статистическими методами. Некоторые из педагогических явлений не имеют нужного образца, в соответствии с которым создано статистическое измерение.

Слишком сложно?

Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу

Опиши задание

Характеристика статистических методов в педагогике

На сегодня все методыолого-педагогического исследования разделяют на две большие группы:

  • Объективные материальные действия.К ним относят явления, которые формируются независимо от человеческого сознания.
  • Субъективные нематериальные действия. К ним относят явления, характер которыены конкретному человеку.

Также к первой группе относят разные химические и биологические процессы, перемещения, звуки и действия, которые происходят благодаря человеку.

Ко второй группе чувств, восприятия, представления, фантазия, мышление, эмоции, влечения, стремления, мотивацию, знания, умения и способности.

Показатели объективных материальных данных способны измеряться и подвергаться постоянно статистической обработке. Используя метод физических операций, их возможно соотнести с любой настоящей величиной, которая является образцом операций, мерой подходящей особенности или приз.

Показатели субъективных нематериальных действий измеряются не поддаются, так как для них не существует материальных идеалов и образцов. Применяются только примерные методы оценки явлений — любые возможные косвенные показатели.

Сущность косвенных признаков — действие, которое измеряется или его показатель связывается с конкретными материальными качествами, а их значение считается показателем всех нематериальных явлений. Например, эффективность недавно разработанного метода или технологии обучения оценивают уровень успеваемости учеников, или качество деятельности ученика оценивают количество допущенных ошибок. Уровень сложности материала, который изучается оценивается численностью потраченного на него времени. Формирование психических и моральных характеристик оценивается действиями.

Исследователи настоящего времени интересуют различные методы анализа данных, которые всплывают во время психолого-педагогической деятельности. Важным при этом считается этап обработки результатов, точнее их качественный и всесторонний анализ. Статистические методы использовать возможность сделать правильные выводы проведённого исследования и найти конкретный метод.Показывает, что показанное предположение, которое показано, показано, что показное предположение, которое проходит, оправдывается или стало неудачным.

Правильный анализ поможет проверить, как прошло определенное действие в педагогике или явление, которое ему благоприятствовало. Сможет обозначить, какие были условия проведения такого исследования и его влияние на сам процесс и результаты. Поможет дать ответ на вопрос, возможно или невозможно использовать такую ​​методику в дальнейшем.

На этом этапе стоит правильно провести анализ таких факторов:

  • Проанализировать обстоятельства, которые пробудили конкретные людей ответить неправильно.
  • Найти допущенные ошибки для дальнейшего акцентирования обучения на определенном материале.
Вывод

Применение статистических методов анализа собранных данных возможно правильно оценить результаты исследования и сформировать большой фундамент для теоретических обобщений. В результате такие методы используются для мониторинга роста интересного процесса. Такие данные предоставлена ​​возможность соотнести разные числовые показатели, которые получены во время исследований, и сделать сообразные педагогические выводы, рекомендации.

Не стоит забывать, что статистические методы в педагогике используются только для количественных характеристик и явлений. Из-за недостаточного изучения и специфических явлений в педагогике. Стоит с большой осторожностью применять статистическую обработку в психолого-педагогическом исследовании, учитывать все особенности учебного и воспитательного процесса.

1. 2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании

.

В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные — и по своей тематике, и по предметной направленности исследования.

Очень важны психологические исследования . В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной конкретной ситуации механизма психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого дополнительных, условий самореализации, определяет исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результаты обучения и воспитания.

Усиливается потребность в социологических исследованиях , чтобы выявить запросы населения, отношение родителей и общественности к тем или иным новшествам, оценки образовательного учреждения или образовательной системы.

Исследования валеологического и медицинского характера использование на поиски вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся и воспитанников.

Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования. Это исследования историко-педагогического, фи-лософско-педагогического, социально-педагогического, психолого-педагогического, методического характер.

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структура и механизм, содержание, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления (В.М. Полонский).

Однако практически все прикладные исследования, связанным с функционированием и развитие образовательного процесса и образовательных учреждений, носят комплексный психолого-педагогический (нередко социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т. д.) характер. Даже когда речь шла о знаниевой концепции обучения, невозможно было изучать образовательный процесс, не исследуя и не обращая внимания, памяти, мышления, эмоций, способностей к различным видам деятельности учащихся и воспитанников.Речь всегда шла о воспитании целостной, разносторонней о развитии воли, о формировании личности убеений, об учете индивидуальных деятельности. Строить подлинное исследование в образовательной сфере без определения ее психологического содержания было невозможно.

В последнее десятилетие, когда задачи развития личности приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирование мотивации, установок, ценностных ориентации, творческого мышления, интуиции, убеений личности, условия ее здорового психического и физического развития.

При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику: в нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении цех, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи .

И еще один нюанс. Известные (стандартные) психологические подходы, методы и методики другие для знакомства определения позиций, диагностики, интерпретации результатов.Тогда вернее определить исследование как педагогическое использование психологических знаний и методов.

Если же идет поиск личностно ориентированных, индивидуализированных или работающих на психологию коллектива позиций и подходов, более точных психологических подходов или методы (например, способы определения творческого потенциала личности и степени ее реализации), то исследование действительно становится психолого-педагогическим.

.