Мониторинг сформированности ууд – Мониторинг уровня сформированности УУД | Социальная сеть работников образования

Мониторинг уровня сформированности УУД | Социальная сеть работников образования

Приложение 1. Методики для определения уровня сформированности личностных УУД .  

Список методик для мониторинга

Что оценивает

Методика

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Начало года

Конец года

Уровень самооценки

  1. «Лесенка»

+

+

+

  1. Методика Дембо-Рубинштейн

+

+

Уровень школьной мотивации и эмоционального отношения к учению

Эмоциональное отношение к школе

  1. 1.Методика М.Р.Гинзбург

(определение мотивов учения)

+

  1. Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой

+

  1. Методика оценки уровня школьной мотивации

Н.Лускановой

+

  1. Мотивация учения и

эмоционального

отношения к учению

(А.Д. Андреева)

+

+

  1. Рисуночный тест «Моя школа»

+

  1. Тест отношения к школе Домики

+

Уровень развития нравственных представлений

  1. Оцени поступок

(по.Туриелю в модиф. Е.Кургановой)

+

  1. Мет-ка «Что такое хорошо, что такое плохо»

+

  1. Мет-ка «Мой герой»

+

  1. Мет-ка «Размышляем о жизненном опыте» Щурковой

+

+

  1. Методика «ЛЕСЕНКА»

Методика «Лесенка» используется в психологической практике для исследования самооценки ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. В данной программе методика не является обязательной в стартовой диагностике, предлагается как альтернатива методике «Дембо-Рубинштейн». Может использоваться в варианте текущей оценки результатов образовательной деятельности.

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Изучение особенностей самооценки и соотношения реального и идеального «Я» проводят обычно с помощью методики «Лесенка».

Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные — чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка)

После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница, учительница)».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший — плохой», «добрый — злой», «умный — глупый», «сильный — слабый», «смелый — трусливый», «самый старательный — самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Полученные результаты и  уровни

Способ выполнения задания

Тип самооценки

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

1уровень

Адекватная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Либо: Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор объясняет промахами и неудачами

2 уровень

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

 Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Либо: Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

3 уровень

Неадекватно завышенная /заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

На седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

  1. Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Ход выполнения задания

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Параметр

Количественная характеристика (балл)

норма

nsportal.ru

Материал на тему: Мониторинг УУД

Предварительный просмотр:

li{padding:1pt 1pt 0pt 1pt}#doc7444060 4.lst-kix_list_39-2>li:before{padding:1pt 1pt 0pt 1pt}#doc7444060 3.lst-kix_list_30-8>li:before{padding:1pt 1pt 0pt 1pt}#doc7444060 2.lst-kix_list_7-5>li{padding:1pt 1pt 0pt 1pt}#doc7444060 1ol.lst-kix_list_5-8.start{padding:1pt 1pt 0pt 1pt}#doc7444060 0ol.lst-kix_list_24-5.start{color:#000080}#doc7444060 9.lst-kix_list_22-8>li:before{color:#000080}#doc7444060 8ol.lst-kix_list_37-8.start{color:#000080}#doc7444060 7.lst-kix_list_6-7>li:before{color:#000080}#doc7444060 6.lst-kix_list_34-0>li:before{color:#000080}#doc7444060 5.lst-kix_list_21-3>li:before{color:#000080}#doc7444060 4.lst-kix_list_43-5>li:before{color:#000080}#doc7444060 3.lst-kix_list_41-8>li:before{color:#000080}#doc7444060 2ul.lst-kix_list_29-6{color:#000080}#doc7444060 1ul.lst-kix_list_29-5{color:#000080}#doc7444060 0ul.lst-kix_list_29-8{height:16pt}#doc7444060 9ul.lst-kix_list_29-7{height:16pt}#doc7444060 8ul.lst-kix_list_29-2{height:16pt}#doc7444060 7ul.lst-kix_list_29-1{height:16pt}#doc7444060 6.lst-kix_list_14-7>li{height:16pt}#doc7444060 5ul.lst-kix_list_29-4{height:16pt}#doc7444060 4ul.lst-kix_list_29-3{height:16pt}#doc7444060 3.lst-kix_list_41-3>li:before{height:16pt}#doc7444060 2.lst-kix_list_8-5>li:before{height:16pt}#doc7444060 1.lst-kix_list_48-6>li:before{height:16pt}#doc7444060 0.lst-kix_list_25-2>li:before{height:150pt}#doc7444060 9.lst-kix_list_33-2>li:before{height:150pt}#doc7444060 8ol.lst-kix_list_7-6.start{height:150pt}#doc7444060 7.lst-kix_list_22-1>li:before{height:150pt}#doc7444060 6.lst-kix_list_32-7>li:before{height:150pt}#doc7444060 5.lst-kix_list_18-0>li:before{height:150pt}#doc7444060 4.lst-kix_list_38-4>li:before{height:150pt}#doc7444060 3.lst-kix_list_13-4>li:before{height:150pt}#doc7444060 2.lst-kix_list_5-2>li:before{height:150pt}#doc7444060 1.lst-kix_list_9-1>li:before{height:150pt}#doc7444060 0ol.lst-kix_list_41-3.start{font-family:»NewtonCSanPin-Regular»}#doc7444060 9ul.lst-kix_list_21-0{font-family:»NewtonCSanPin-Regular»}#doc7444060 8ol.lst-kix_list_2-6.start{font-family:»NewtonCSanPin-Regular»}#doc7444060 7.lst-kix_list_15-8>li:before{font-family:»NewtonCSanPin-Regular»}#doc7444060 6ul.lst-kix_list_21-3{font-family:»NewtonCSanPin-Regular»}#doc7444060 5ul.lst-kix_list_21-4{font-family:»NewtonCSanPin-Regular»}#doc7444060 4ul.lst-kix_list_21-1{font-family:»NewtonCSanPin-Regular»}#doc7444060 3ul.lst-kix_list_21-2{font-family:»NewtonCSanPin-Regular»}#doc7444060 2ol.lst-kix_list_24-7.start{font-family:»NewtonCSanPin-Regular»}#doc7444060 1ul.lst-kix_list_21-7{font-family:»NewtonCSanPin-Regular»}#doc7444060 0ul.lst-kix_list_21-8{height:62pt}#doc7444060 9ul.lst-kix_list_21-5{height:62pt}#doc7444060 8.lst-kix_list_7-2>li:before{height:62pt}#doc7444060 7ul.lst-kix_list_21-6{height:62pt}#doc7444060 6ol.lst-kix_list_41-8{height:62pt}#doc7444060 5ol.lst-kix_list_41-7{height:62pt}#doc7444060 4.lst-kix_list_7-7>li{height:62pt}#doc7444060 3ol.lst-kix_list_41-6{height:62pt}#doc7444060 2ol.lst-kix_list_41-5{height:62pt}#doc7444060 1.lst-kix_list_37-6>li:before{height:62pt}#doc7444060 0ol.lst-kix_list_40-4.start{height:54pt}#doc7444060 9.lst-kix_list_37-5>li:before{height:54pt}#doc7444060 8.lst-kix_list_40-2>li:before{height:54pt}#doc7444060 7ol.lst-kix_list_41-0{height:54pt}#doc7444060 6ol.lst-kix_list_1-0{height:54pt}#doc7444060 5ol.lst-kix_list_41-3{height:54pt}#doc7444060 4ol.lst-kix_list_41-4{height:54pt}#doc7444060 3ol.lst-kix_list_41-1{height:54pt}#doc7444060 2ol.lst-kix_list_41-2{height:54pt}#doc7444060 1.lst-kix_list_36-4>li:before{height:54pt}#doc7444060 0.lst-kix_list_31-7>li:before{color:#565656}#doc7444060 9.lst-kix_list_9-3>li:before{color:#565656}#doc7444060 8.lst-kix_list_6-0>li{color:#565656}#doc7444060 7.lst-kix_list_50-3>li:before{color:#565656}#doc7444060 6.lst-kix_list_9-6>li:before{color:#565656}#doc7444060 5.lst-kix_list_2-0>li:before{color:#565656}#doc7444060 4.lst-kix_list_50-7>li:before{color:#565656}#doc7444060 3.lst-kix_list_42-1>li{color:#565656}#doc7444060 2.lst-kix_list_50-0>li:before{color:#565656}#doc7444060 1.lst-kix_list_28-7>li:before{color:#565656}#doc7444060 0.lst-kix_list_2-4>li:before{margin-left:0.7pt}#doc7444060 9.lst-kix_list_8-8>li{margin-left:0.7pt}#doc7444060 8.lst-kix_list_10-7>li{margin-left:0.7pt}#doc7444060 7.lst-kix_list_45-5>li:before{margin-left:0.7pt}#doc7444060 6ol.lst-kix_list_15-6{margin-left:0.7pt}#doc7444060 5ol.lst-kix_list_15-7{margin-left:0.7pt}#doc7444060 4ol.lst-kix_list_15-8{margin-left:0.7pt}#doc7444060 3ol.lst-kix_list_36-2.start{margin-left:0.7pt}#doc7444060 2.lst-kix_list_7-4>li{margin-left:0.7pt}#doc7444060 1.lst-kix_list_37-4>li:before{margin-left:0.7pt}#doc7444060 0ol.lst-kix_list_15-0{padding-top:0pt}#doc7444060 9ol.lst-kix_list_15-1{padding-top:0pt}#doc7444060 8.lst-kix_list_12-7>li:before{padding-top:0pt}#doc7444060 7ol.lst-kix_list_15-2{padding-top:0pt}#doc7444060 6ol.lst-kix_list_15-3{padding-top:0pt}#doc7444060 5ol.lst-kix_list_15-4{padding-top:0pt}#doc7444060 4ol.lst-kix_list_15-5{padding-top:0pt}#doc7444060 3.lst-kix_list_21-4>li:before{padding-top:0pt}#doc7444060 2.lst-kix_list_41-2>li:before{padding-top:0pt}#doc7444060 1.lst-kix_list_7-2>li{padding-top:0pt}#doc7444060 0.lst-kix_list_35-7>li:before{margin-left:13.9pt}#doc7444060 9.lst-kix_list_34-6>li:before{margin-left:13.9pt}#doc7444060 8.lst-kix_list_9-4>li{margin-left:13.9pt}#doc7444060 7.lst-kix_list_24-3>li{margin-left:13.9pt}#doc7444060 6ol.lst-kix_list_7-5.start{margin-left:13.9pt}#doc7444060 5ol.lst-kix_list_6-5.start{margin-left:13.9pt}#doc7444060 4.lst-kix_list_31-2>li:before{margin-left:13.9pt}#doc7444060 3.lst-kix_list_8-1>li:before{margin-left:13.9pt}#doc7444060 2ol.lst-kix_list_8-0{margin-left:13.9pt}#doc7444060 1ol.lst-kix_list_8-1{margin-left:13.9p]]>

nsportal.ru

Рабочая программа на тему: Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе.

Предварительный просмотр:

li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-8}#doc6580048 .lst-kix_list_e-7>li:before{content:»\0025cb «}#doc6580048 .lst-kix_list_b-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_b-8}#doc6580048 .lst-kix_list_7-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_7-5}#doc6580048 .lst-kix_list_30-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc6580048 ol.lst-kix_list_5-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-8 0}#doc6580048 .lst-kix_list_22-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_22-8,lower-roman) «. «}#doc6580048 .lst-kix_list_6-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_6-7,decimal) «. «}#doc6580048 .lst-kix_list_21-3>li:before{content:»\002219 «}#doc6580048 .lst-kix_list_1a-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1a-8,lower-roman) «. «}#doc6580048 ul.lst-kix_list_29-6{list-style-type:none}#doc6580048 ul.lst-kix_list_29-5{list-style-type:none}#doc6580048 ul.lst-kix_list_29-8{list-style-type:none}#doc6580048 .lst-kix_list_d-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_d-1}#doc6580048 ul.lst-kix_list_29-7{list-style-type:none}#doc6580048 .lst-kix_list_3-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-3}#doc6580048 ul.lst-kix_list_29-2{list-style-type:none}#doc6580048 ol.lst-kix_list_2d-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2d-5 0}#doc6580048 ul.lst-kix_list_29-1{list-style-type:none}#doc6580048 ul.lst-kix_list_29-4{list-style-type:none}#doc6580048 ul.lst-kix_list_29-3{list-style-type:none}#doc6580048 .lst-kix_list_8-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc6580048 .lst-kix_list_2d-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2d-6,decimal) «. «}#doc6580048 .lst-kix_list_25-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc6580048 ol.lst-kix_list_7-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_7-6 0}#doc6580048 ol.lst-kix_list_d-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_d-5 0}#doc6580048 ol.lst-kix_list_3-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-0 0}#doc6580048 ul.lst-kix_list_29-0{list-style-type:none}#doc6580048 ol.lst-kix_list_2e-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2e-0 0}#doc6580048 .lst-kix_list_2c-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2c-3,decimal) «. «}#doc6580048 .lst-kix_list_22-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_22-1,lower-latin) «. «}#doc6580048 .lst-kix_list_f-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_f-2}#doc6580048 ol.lst-kix_list_c-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_c-3 0}#doc6580048 .lst-kix_list_32-7>li:before{content:»\0025cb «}#doc6580048 .lst-kix_list_c-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_c-3}#doc6580048 .lst-kix_list_1f-3>li:before{content:»\002219 «}#doc6580048 .lst-kix_list_18-0>li:before{content:»- «}#doc6580048 .lst-kix_list_13-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_13-4,lower-latin) «. «}#doc6580048 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-2,decimal) «. «}#doc6580048 .lst-kix_list_9-1>li:before{content:»\0025cb «}#doc6580048 .lst-kix_list_26-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_26-7}#doc6580048 .lst-kix_list_f-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_f-4,decimal) «. «}#doc6580048 ul.lst-kix_list_21-0{list-style-type:none}#doc6580048 .lst-kix_list_15-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_15-8,lower-roman) «. «}#doc6580048 ul.lst-kix_list_21-3{list-style-type:none}#doc6580048 ul.lst-kix_list_21-4{list-style-type:none}#doc6580048 ul.lst-kix_list_21-1{list-style-type:none}#doc6580048 ul.lst-kix_list_21-2{list-style-type:none}#doc6580048 .lst-kix_list_2f-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2f-8}#doc6580048 ul.lst-kix_list_21-7{list-style-type:none}#doc6580048 ul.lst-kix_list_21-8{list-style-type:none}#doc6580048 .lst-kix_list_7-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_7-2,lower-roman) «. «}#doc6580048 ul.lst-kix_list_21-5{list-style-type:none}#doc6580048 ul.lst-kix_list_21-6{list-style-type:none}#doc6580048 .lst-kix_list_7-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_7-7}#doc6580048 .lst-kix_list_1b-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_1b-3,decimal) «. «}#doc6580048 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc6580048 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc6580048 .lst-kix_list_2e-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2e-7}#doc6580048 .lst-kix_list_b-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_b-5}#doc6580048 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc6580048 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc6580048 ol.lst-kix_list_1c-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1c-3 0}#doc6580048 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc6580048 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc6580048 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc6580048 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc6580048 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc6580048 .lst-kix_list_31-7>li:before{content:»\0025cb «}#doc6580048 .lst-kix_list_9-3>li:before{content:»\002219 «}#doc6580048 .lst-kix_list_6-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_6-0}#doc6580048 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc6580048 .lst-kix_list_9-6>li:before{content:»\002219 «}#doc6580048 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»\002219 «}#doc6580048 ol.lst-kix_list_f-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_f-2 0}#doc6580048 ol.lst-kix_list_1e-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1e-5 0}#doc6580048 .lst-kix_list_c-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_c-2}#doc]]>

nsportal.ru

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий

Данная статья опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО – 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Одна из основных новаций  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – формирование у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», развитие способности личности к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Однако, процесс формирования универсальных учебных действий совершенно не эффективен без организации системных процедур (мониторинга), позволяющих получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

Мониторинг в контексте отслеживания метапредметных результатов решает, на наш взгляд, ряд важных задач:

1)    процессуальные (информационные), направленные на получение объективной информации о состоянии и динамике сформированности УУД у конкретного школьника, в классе, в школе в целом;

2)    методические (инструментальные), направленные на апробацию технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; на формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального общего образования; на разработку и апробацию системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.

Для решения всех перечисленных задач педагогическим коллективом гимназии была разработана система мониторинга УУД, которая нашла свое отражение во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) гимназии, которая на сегодняшний день проходит процедуру апробации. 

 

Система отслеживания результатов формирования УУД (мониторинг)

Рисунок 1. Система мониторинга ВГГ 

В целом особенности нашей позиции в отношении мониторинга УУД сводятся к следующему:

1. Первый блок диагностики в мониторинге УУД – осуществление педагогической диагностики.

Универсальные учебные действия – это тоже действия, поэтому они подчиняются тем же принципам формирования и контроля, что и предметные действия. Отсюда, мониторинг УУД осуществляется в двух направлениях:

— диагностические задания включаются в полугодовые и итоговые контрольные работы по предметам и позволяют оценивать сформированность отдельных компонентов УУД на предметном содержании;

— использование типовых задач для формирования УУД в уроке и диагностирования уровня их сформированности в рамках текущих контрольных работ.

При этом надо четко понимать задачи контроля. Формирование любого действия требует значительных временных затрат, в связи с чем наибольшую важность начинает приобретать не контроль результата, а контроль процесса. Учитель, выявляя трудности ребенка при освоении учебного действия, начинает понимать, какие этапы, операции вызывают у ученика наибольшее затруднение, как нужно скорректировать учебный процесс, чтобы ученик преодолел эти трудности. [1].

Основным инструментом педагогической диагностики являются типовые задачи. При составлении типовых задач нами учитываются возрастные особенности обучающихся, содержание учебных программ, уровень сформированности УУД на каждом этапе развития.

Первым шагом на пути конструирования типовых задач является построение операционального состава универсального учебного действия. Это необходимо для того, чтобы понимать алгоритм проявления учебного действия и выстраивать типовые задачи от простых действий к сложным. Учитель может составить типовые задачи для оценки сформированности отдельных операций, что позволит понимать какая часть алгоритма работы с таблицей вызывает у ученика затруднения.

Приведем пример, операционального состава работы с таблицами в структуре знаково-символических универсальных учебных действий, который мы смогли построить, опираясь на исследования Салминой Н.Г. [2]:

I. Анализ текста задачи.

1. Определение вида процесса.

2. Выделение величин этого процесса и соответствующих им единиц измерения.

II. Составление таблицы.

1. В столбце фиксируются значения величин; количество величин определяет количество столбцов.

2. В строках фиксируются участники (объекты) и этапы процесса; количество строк определяется числом участников и этапов процесса.

3. Вычерчивание таблицы, в которой записывается название столбцов и строк.

4. Заполнение таблицы.

III. Работа с таблицей.

На основе данных, представленных в таблице, выделяются функциональные отношения между ними.

Выявленные зависимости между величинами позволяют выстроить последовательность действий для решения задачи.

При обучении решению задач с помощью таблицы желательно вначале использовать расширенный ее вариант, где, кроме величин, их характеристик, единиц измерения, указывается вид процесса и дается обозначение участников (объектов).

Вторым шагом является определение этапности формирования умения работать с таблицами. Любая типовая задача содержит в себе две составляющие – предметную и метапредметную. Понимание этапности формирования позволяет акцентировать внимание на метапредметной составляющей и подбирать типовые задачи по уровню сложности.

Рассмотрим для примера две задачи [3].

Таблица 1.

Типовые задачи 

 Первая задача предлагается для учащихся 4 класса. Предметная составляющая соответствует 4 классу, а вот метапредметная составляющая предполагает только умение читать таблицу, находить в ней необходимую информацию, дополнять диаграмму недостающими данными. Вторая задача предлагается второклассникам. С точки зрения предметности она проще. Однако, метапредметная составляющая основана на умениях самостоятельно заполнять таблицу и диаграмму, что объективно намного сложнее, чем первая задача. Таким образом, с точки зрения формирования и мониторинга универсальных учебных действий мы должны поменять эти задачи местами.

Мы предполагаем, что этапность формирования умения работать с таблицами может быть следующей:

1 класс – обучение чтению таблицы (Задача: Составь задачу по таблице и реши её.)

2 класс – контроль правильности составления таблицы (Задача: Прочитай задачу. Рассмотри таблицу и дополни её, если это необходимо.)

3 класс –

заполнение таблицы (Задача: Прочитай задачу. Рассмотри таблицу и заполни её, используя условие задачи.)

4 класс – составление таблицы(Задача: Составь таблицу по условию задачи. Сколько в таблице будет строк и столбцов? Как будут называться столбцы таблицы?  Начерти таблицу и заполни её.)

Поэтому, третьим шагом при составлении типовых задач является их эмпирическая проверка на валидность и надежность (что является перспективой нашей работы).

Также типовые задачи, на наш взгляд, позволяют осуществлять принципы дифференциации и индивидуализации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО. С этой целью тьюторы классов ведут таблицы, в которых фиксируют формирование УУД у учащихся.

Таблица 2

Таблица отслеживания результатов формирования УУД тьютором класса (фрагмент)

УУД

Ф.И. учащихся

1

2

25

р

регулятивные

 

 

 

 

р.1.

целеполагание

+

+

 

р.2.

планирование

+

 

р.3.

прогнозирование

?

+

 

р.4.

контроль

+

+

 

+

р.6.

оценка

+

+

 

+

р.7.

саморегуляция

+

 

Данная информация позволяет планировать дальнейший процесс обучения, отслеживать индивидуальную динамику продвижения обучающихся и построения на основании этого индивидуальных образовательных маршрутов обучения (на уровне начального образования и при переходе в 5-й класс), корректировать методическую работу учителей младших классов.

2. Психологическая диагностика осуществляется в рамках психолого-пед

e-koncept.ru

Статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме: Программа мониторинга уровня сформированности ууд в начальной школе

Предварительный просмотр:

li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_24-4}#doc6453678 .lst-kix_list_39-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc6453678 .lst-kix_list_7-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_7-5}#doc6453678 .lst-kix_list_30-8>li:before{content:»\0025cf «}#doc6453678 ol.lst-kix_list_5-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_5-8 0}#doc6453678 ol.lst-kix_list_24-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_24-5 0}#doc6453678 .lst-kix_list_22-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc6453678 .lst-kix_list_6-7>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_6-7,lower-latin) «. «}#doc6453678 ol.lst-kix_list_37-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_37-8 0}#doc6453678 .lst-kix_list_34-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc6453678 .lst-kix_list_21-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc6453678 .lst-kix_list_43-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_43-5,lower-roman) «. «}#doc6453678 .lst-kix_list_41-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_41-8,lower-roman) «. «}#doc6453678 ul.lst-kix_list_29-6{list-style-type:none}#doc6453678 ul.lst-kix_list_29-5{list-style-type:none}#doc6453678 ul.lst-kix_list_29-8{list-style-type:none}#doc6453678 ul.lst-kix_list_29-7{list-style-type:none}#doc6453678 ul.lst-kix_list_29-2{list-style-type:none}#doc6453678 ul.lst-kix_list_29-1{list-style-type:none}#doc6453678 .lst-kix_list_14-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_14-7}#doc6453678 ul.lst-kix_list_29-4{list-style-type:none}#doc6453678 ul.lst-kix_list_29-3{list-style-type:none}#doc6453678 .lst-kix_list_41-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_41-3,decimal) «. «}#doc6453678 .lst-kix_list_8-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_8-5,lower-roman) «. «}#doc6453678 .lst-kix_list_48-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc6453678 .lst-kix_list_25-2>li:before{content:»\0025cf «}#doc6453678 .lst-kix_list_33-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc6453678 ol.lst-kix_list_7-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_7-6 0}#doc6453678 .lst-kix_list_22-1>li:before{content:»o «}#doc6453678 .lst-kix_list_32-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc6453678 .lst-kix_list_18-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc6453678 .lst-kix_list_38-4>li:before{content:»o «}#doc6453678 .lst-kix_list_13-4>li:before{content:»o «}#doc6453678 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_5-2,lower-roman) «. «}#doc6453678 .lst-kix_list_9-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_9-1,lower-latin) «. «}#doc6453678 ol.lst-kix_list_41-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_41-3 0}#doc6453678 ul.lst-kix_list_21-0{list-style-type:none}#doc6453678 ol.lst-kix_list_2-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-6 0}#doc6453678 ul.lst-kix_list_21-3{list-style-type:none}#doc6453678 .lst-kix_list_15-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_15-8,lower-roman) «. «}#doc6453678 ul.lst-kix_list_21-4{list-style-type:none}#doc6453678 ul.lst-kix_list_21-1{list-style-type:none}#doc6453678 ul.lst-kix_list_21-2{list-style-type:none}#doc6453678 ul.lst-kix_list_21-7{list-style-type:none}#doc6453678 ol.lst-kix_list_24-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_24-7 0}#doc6453678 ul.lst-kix_list_21-8{list-style-type:none}#doc6453678 .lst-kix_list_7-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_7-2,lower-roman) «. «}#doc6453678 ul.lst-kix_list_21-5{list-style-type:none}#doc6453678 ul.lst-kix_list_21-6{list-style-type:none}#doc6453678 ol.lst-kix_list_41-8{list-style-type:none}#doc6453678 .lst-kix_list_7-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_7-7}#doc6453678 ol.lst-kix_list_41-7{list-style-type:none}#doc6453678 ol.lst-kix_list_41-6{list-style-type:none}#doc6453678 ol.lst-kix_list_41-5{list-style-type:none}#doc6453678 .lst-kix_list_37-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_37-6,decimal) «. «}#doc6453678 ol.lst-kix_list_40-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_40-4 0}#doc6453678 .lst-kix_list_37-5>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_37-5,lower-roman) «. «}#doc6453678 .lst-kix_list_40-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_40-2,lower-roman) «. «}#doc6453678 ol.lst-kix_list_41-0{list-style-type:none}#doc6453678 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc6453678 ol.lst-kix_list_41-3{list-style-type:none}#doc6453678 ol.lst-kix_list_41-4{list-style-type:none}#doc6453678 ol.lst-kix_list_41-1{list-style-type:none}#doc6453678 ol.lst-kix_list_41-2{list-style-type:none}#doc6453678 .lst-kix_list_31-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc6453678 .lst-kix_list_36-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_36-4,lower-latin) «. «}#doc6453678 .lst-kix_list_9-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_9-3,decimal) «. «}#doc6453678 .lst-kix_list_6-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_6-0}#doc6453678 .lst-kix_list_50-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc6453678 .lst-kix_list_9-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_9-6,decimal) «. «}#doc6453678 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-0,decimal) «. «}#doc6453678 .lst-kix_list_50-7>li:before{content:»o «}#doc6453678 .lst-kix_list_42-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_42-1}#doc6453678 .lst-kix_list_50-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc6453678 .lst-kix_list_28-7>li:before{content:»\0025cf «}#doc6453678 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_2-4,lower-latin) «. «}#doc6453678 .lst-kix_list_8-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_8-8}#doc6453678 .lst-kix_list_10-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_10-7}#doc6453678 .lst-kix_list_45-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc6453678 ol.lst-kix_list_15-6{list-style-type:none}#doc6453678 ol.lst-kix_list_15-7{list-style-t]]>

nsportal.ru

Аналитическая справка по итогам мониторинга сформированности УУД у учащихся 4-х классов

МБОУ «Кировская школа-гимназия № 2»

Аналитическая справка по итогам мониторинга сформированности УУД у учащихся 4-х классов

2017-2018 г.

В соответствии с планом работы МКУ «Центр по обеспечению деятельности образовательных учреждений Кировского района», с целью оценки качества и разработки рекомендаций по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях проведен мониторинг сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный ;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование .

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос.

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, оценочные листы мониторинга. Результаты диагностики метапредметных УУД показаны в таблицах.

В ходе исследования были использованы адаптированные методики, позволяющие определить уровень сформированности личностных УУД. Исследование проводилось в апреле 2018 года. В нем приняли участие 37 учеников 4-х классов.

Личностные УУД

Цель: исследование уровней самооценки, школьной мотивации и тревожности младших школьников.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Показатели сформированности личностных УУД

Личностные УУД

Показатели сформированнсоти личностных УУД

Высокий уровень (%) от общего числа обследованных

Средний уровень (%) от общего числа обследованных

Низкий уровень (%) от общего числа обследованных

Уровень тревожности

30%

20%

50%

Уровень мотивации

27%

44 %

34%

Уровень самооценки

40% (имеют завышенную самооценку)

47% (имеют адекватную самооценку)

13%(имеют заниженную самооценку)

Результаты диагностики показывают, что 56% учащихся демонстрируют сформированность данного вида УУД на хорошем уровне.

Регулятивные УУД

Цель: выявление уровня ориентировки на заданную систему требований, умения сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность.

Показатели сформированности регулятивных УУД

Регулятивные УУД

Показатели сформированнсоти легулятивных УУД

Высокий уровень (%) от общего числа обследованных

Средний уровень (%) от общего числа обследованных

Низкий уровень (%) от общего числа обследованных

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

22%

60%

18%

Умение формулировать и удерживать учебную задачу

36%

48%

16%

Умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

25 %

56%

18%

Результаты диагностики показывают, что 83% учащихся демонстрируют сформированность данного вида УУД на хорошем уровне.

Познавательные УУД

Показатели сформированности познавательных УУД

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические УУД, умение выделять существенные признаки

Познавательные

УУД

Показатели сформированнсоти личностных УУД

Высокий уровень (%) от общего числа обследованных

Средний уровень (%) от общего числа обследованных

Низкий уровень (%) от общего числа обследованных

Находить

ответы на

вопросы в тексте,

иллюстрациях

43%

53%

4%

Делать выводы в

результате

совместной

работы класса и

учителя

21%

45%

34%

Понимать

информацию,

представленную

в виде текста,

рисунков,

схем

24%

44%

30%

Результаты диагностики показывают, что 75% учащихся демонстрируют сформированность данного вида УУД на хорошем уровне.

Коммуникативные УУД

Цель: выявление уровня коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию).

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Показатели сформированности личностных УУД

Коммуникативные

УУД

Показатели сформированности коммуникативныхУУД

Высокий уровень (%) от общего числа обследованных

Средний уровень (%) от общего числа обследованных

Низкий уровень (%) от общего числа обследованных

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

100%

0%

0%

Вступать в диалог (отвечать на вопросы,

задавать вопросы, уточнять непонятное)

100%

0%

0%

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

36%

54%

10%

Участвовать в коллективном обсуждении

учебной проблемы

25%

57%

18%

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми

для реализации проектной деятельности

19%

58%

23%

Результаты диагностики показывают, что доверительные и конструктивные отношения со сверстниками продемонстрировали 89% учащихся четвертых классов.

ВЫВОД

В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Система оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлялась в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ

В целях повышения уровня сформированности  универсальных учебных действий у младших школьников в ОУ школы учителям начальных классов рекомендуется:

— Продолжать работу по формированию и развитию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий: привлекать к проектно-исследовательской деятельности, в групповых формах работы чаще предлагать роль эксперта и т. п.

— Формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий и т. д.

— Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.

Для дальнейшего развития коммуникативных УУД у обучающихся педагогам рекомендуется:

— формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат со стороны взрослых.

— Проводить коррекционно — развивающую работу с обучающимися, которые имеют низкий уровень сформированности  предпосылок УУД.

— Привлекать учащихся начальной школы к участию в проектно-исследовательской деятельности, к участию в конкурсах и олимпиадах, к составлению рефератов, докладов и т. п.

— Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.

Для развития личностных УУД педагогам необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат. А для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера.

Педагог-психолог: Куртвелиева Г.С.

multiurok.ru

Программа мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.

Программа мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.

Из опыта работы МБОУ Пржевальская СШ Домнина Е. Е.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Универсальные учебные действия младших школьников;

Психолого- педагогические условия обучения;

Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологическая карта, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности познавательных УУД на ступени начального образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно — воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа

Технологическая карта формирования познавательных УУД

Анализ результатов сформированности познавательных действий

Вид УУД

Нормативные показатели

класс

Уровни сформированности познавательных УУД

диагностика

очень низкий

низкий

средний

высокий

Педагог

психолог

Общеучебные универсальные действия

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное

1

Умения

не сформированы

Часть умений

не сформированы

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога

Выполняет самостоятельно

наблюдение

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях

2

Большинство умений

не сформированы

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией

Выполняет самостоятельно

Наблюдение опрос

Выделять самостоятельность мышления

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

3

Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом

Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера

Выполняет самостоятельно

Наблюдение, опрос, контрольные задания

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Побуждение к действию. Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Составлять сложный план текста. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4

Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом

Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера

Выполняет самостоятельно

Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Составлять сложный план текста по заданному алгоритму. Привлечение к работе с разными источниками информации, а также к проектно- исследовательской деятельности.

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности.

Логические учебные действия

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

1

Умения

не сформированы

Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена

Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков

Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков

«Найди отличия» (сравнение картинок)

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации: составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу

2

Не сформированы логические операции

Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам

Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности

Выделение существенных признаков

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

3

Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей

Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.

Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач

Тест «Логические закономерности»

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4

Логические связи устанавливать не может. Недостаотчно развита аналитико- синтетическая деятельность.

Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе.

Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно

Исследование словесно-логического мышления младших школьников

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах

Постановка и решения проблем

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

1

Умения

не сформированы

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов

Рекомендации:

Побуждение к действию, задания проблемно-поискового характера

самостоятельно ориентируется в учебнике.

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность.

Задания проблемно-поискового характера

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

2

Самостоятельно не может определять круг своего незнания. Не может делать самостоятельные выводы

Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках.

Хорошо ориентируется в изученном материале. Может самостоятельно найти нужный источник информации. Умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы.

Самостоятельные и практические работы

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы.

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания, участие в олимпиадах

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

иллюстрация и др.), для решения проблем

планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

3

Делать самостоятельно не может

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Делает самостоятельно

Самостоятельные и практические работы. Творческие задания

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

4

Делать самостоятельно не может

Делает частично самостоятельно, частично с помощью

Делает самостоятельно

Самостоятельные и практические работы. Творческие задания. Проекты

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

multiurok.ru